Смерды в Древней Руси – определение, права и отличия от холопов

Правовое положение бояр, смердов, закупов и холопов по Русской правде

Бояре

Бояре, как верхушка класса феодалов, стремились оформить свое правовое положение, обеспечив за собой целый ряд привилегий. Первоначально право владения землей предоставлялось вассалам князя на период службы, но со временем они добились превращения этого права в наследственное. Владение феодалов стали называться вотчинами. И “Русская Правда”, как кодекс феодального права, чутко стояла на страже защиты феодальной собственности на землю. “Русская Правда” охране феодальной собственности на землю уделяла большое внимание. За порчу межевых знаков в бортных лесах, за перепахивание полевой межи (ст. 71, 72), за уничтожение дерева с межевым знаком (ст. 73) полагалась продажа в размере 12 гривен, в то время как за убийство крестьянина (смерда) штраф составлял всего лишь 5 гривен (ст. 18).

Очень много статей посвящено охране имущества феодалов. Так, ст. 83 назначала поток и разграбление (обращение преступника и членов его семьи в рабство и конфискация всего имущества) за поджог жилого и нежилого помещения (двора, гумна), ст. 35 – за конокрадство. За преднамеренное истребление скота по ст. 84 взыскивался штраф в пользу князя -12 гривен и возмещался вред хозяину (урок). За порубку бортного дерева (ст. 75) – 3 гривны штраф князю и полгривны – хозяину.

Из всех преступлений против имущественных прав основное внимание в “Русской Правде” уделялось краже (татьбе) (Татьба – тайное похищение чужого имущества). Наиболее тяжкими видами кражи считались кражи из закрытых помещений (ст. 41, 43). Классовая подоплека усиленной охраны имущества в закрытых помещениях закрепляется в ст. 41, 42, 43, 44 ответственностью за соучастие в краже.

В “Русской Правде” подробно говорится об ответственности за кражу самых” разнообразных видов имущества. Можно сказать, что закон охранял все; что было в хозяйстве феодала: коня, свинью, ястреба, пса, сено, дрова, хлеб, постройки, пашню и т.д. С исключительной подробностью регламентированы вопросы защиты права собственности феодалов на холопов, детально определяется порядок отыскания и задержания беглого холопа (ст. 32), его возвращение хозяину, а также ответственность за его укрывательство или оказание помощи (ст. 112, 113, 115, 144).

Классовая сущность древнерусского права особенно ярко выражена в нормах, охраняющих жизнь и здоровье представителей класса феодалов, выделяя их в качестве особого привилегированного сословия. В “Русской Правде” нет норм, определяющих ответственность за убийство князя. Но оно, безусловно, наказывалось смертной казнью. За убийство феодалов и лиц княжеской администрации была установлена вира в размере 80 гривен (ст. 3). Очевидно, защита личности, чести бояр вообще обеспечивалась более строгими наказаниями, нежели наказания по “Русской Правде”, которые часто устанавливались князем, исходя из каждого отдельно взятого случая. Так, “Правосудие Митрополичье” говорит, что “князю за бесчестье главу снята”.

За убийство простого человека, младших княжеских дружинников и младших княжеских слуг – 40 гривен; за убийство свободной женщины – 20 гривен (ст. 88); за убийство пашенных и сельских тиунов, кормилец и ремесленников – 12 гривен (ст. 13. 15, 17). Убийство феодально зависимых людей влекло за собой значительно меньшее наказание 5 гривен (ст. 14 и 15). За убийство холопов всех категорий вира вообще не взыскивалась, хозяину холопа уплачивалось денежное возмещение (ст. 89).

Штраф за убийство феодала был настолько велик, что уплатить его силами одного крестьянского хозяйства было невозможно (80 гривен равнялись стоимости 23 кобылиц или 40 коров, или 400 баранов). Поэтому “Русская Правда” установила в некоторых случаях уплату виры всеми членами крестьянской общины – дикой виры (ст. 3 – 6). “Русская Правда” охраняла здоровье феодала, твердо соблюдая принцип феодального права, согласно которому нанесение побоев считалось более серьезным преступлением, чем нанесение ран оружием. Так, за нанесение мечом раны, даже самой тяжкой, взыскивался такой же штраф (ст. 30), как и за удар по лицу или удар палкой (ст. 31).

Установление подобных норм станет понятным, если учесть, что вооруженными чаще всего были представители класса феодалов, а крестьянин мог применить только свой кулак или палку.

Основной принцип феодального права – право привилегий – нашел отражение и в нормах, которые можно условно отнести к нормам гражданского права. Установлен различный порядок наследования имущества после смерти бояр и после смерти смердов. Если смерд не оставлял после себя сыновей, то его имущество шло князю (ст. 90). Имущество же дружинников и бояр князю не шло – при отсутствии сыновей его наследовали дочери (ст. 91).

Смерды

Смерды. К этой категории относились как свободные, так и зависимые крестьяне, все смерды платили дань. В период развития феодальных отношений на Руси шел процесс перехода смердов в зависимое состояние. “Русская Правда” указывает на наличие двух категорий смердов: свободных и зависимых.

Свободный смерд сам отвечает за свои преступления: “То ти урочи смердом оже платять кияжю продажаю” (ст. 45 “Пространной Правды”). Однако большую часть крестьян составляли зависимые смерды, которые но своему бесправному положению были близки к холопам: “А за убийство смерда или холопа платить 5 гривен”; “Если умрет смерд, то его наследство идет – князю, если у него в дому будут дочери. ” (ст. 90).

Смерды – это основная масса феодально-зависимого населения, которое в большинстве своем состояло в общине. С развитием феодальных отношений часть смердов-общинников сохранила независимое от частных владельцев положение, а большая часть их попала под власть частных владельцев. Форма зависимости смерда от феодала определялась тем, на чьей земле он жил.

Закупы

Закупы по своему правовому положению близко примыкали к холопам. Статьи 56-62, 64 “Пространной Правды” содержат в себе так называемый “Устав о закупах”. Закрепление закупа за господином определяется ст. 56 “Русской Правды”, которая указывает, что закуп “крепок своему господину”. Интересно за метить, что “Русская Правда” установила повышенную ответственность закупа за нанесенный ущерб’ (ст. 64). Смысл этой статьи заключается в том, что если закуп совершит кражу, то господин имеет право поступить с ним по своему усмотрению. Важным моментом, определяющим характер зависимости закупов от господина, является подчинение их господской юрисдикции. В ст. 62 “Пространной Правды” говорится: “”Аже господин бьет закупа про дело, то без вины есть”, т. е. решение вопроса о виновности закупа предоставляется самому господину. В случае кражи закупом у господина последнему предоставляется право самому установить меру наказания.

Большинство советских исследователей считает, что закупничество – одна из форм феодальной зависимости. Статья 57 “Пространной Правды” свидетельствует о том, что человек, решившийся определиться в закупы, приходил к господину без коня, плуга, земли. Но полностью лишенный средств производства, закуп сохранял личную свободу. Зависимость закупа-прежде всего личная зависимость, не связанная с прикреплением к земле.

Согласно нормам “Русской Правды” (ст. 59-62), определяющим правовое положение закупов, последние до возвращения долга проживали во дворе заимодавца. Ст. 64 содержит постановление о том, что превращение закупа в полного холопа могло наступить и в случае совершения им кражи независимо от раз мера стоимости украденного.

В отличие от холопа, закуп признавался субъектом прав и обязанностей, и по ст. 57, 58 он нес ответственность за хозяйский инвентарь, если потеряет его в поле, за скотину, если не загонит ее во двор или хлев. Закуп имел свое имущество (ст. 59), его нельзя было отдавать другому хозяину для работы (ст. 60), продавать как холопа (ст. 61). В последнем случае закуп получил свободу, а продавший его господин платил продажу 12 гривен. В небольшом иске закуп допускался послухом (свидетелем) при отсутствии свободного послуха, что свидетельствовало об ограничении его прав.

Говоря о положении закупов в Киевской Руси, С. В. Юшков писал: “Совершенно ясно, что на практике закуп порабощался, когда он шел отыскивать деньги для погашения долгового обязательства и для принесения жалобы на своего господина, очевидно, закуп принужден был отвечать и за потерю коня на войне и дома”. И по всей вероятности, законодательству вряд ли удалось смягчить положение закупов. Для феодалов система закупничества была очень удобной формой закабаления свободного крестьянства, которое надеялось, что зависимость будет временной. Однако в распоряжении феодалов имелось много средств поставить крестьянина в такое положение, при котором он уже не смог бы вырваться из зависимости.

Закупничество получило на Руси широкое развитие как одно из распространенных средств вовлечения свободного населения в зависимое положение и способствовало массовому разорению смердов.

Холопы

Правовому положению холопов посвящен целый раздел “Пространной Правды” (ст. 110-121). Ст. 110 указывает на три источника полного холопства: самопродажа в рабство при свидетелях, женитьба на рабыне без договора с ее господином и поступление в ключники без договора. Однако из других статей известно, что полным холопом мог оказаться закуп, если он совершил побег от своего господина (ст. 56) или был уличен в краже (ст. 64). Кроме того, источником холопства был, конечно, и плен, хотя в Русской Правде” о нем не говорится. Источником рабства было рождение от рабыни, а также осуществление высшей меры наказания – потока и разграбления. Все статьи о холопах свидетельствуют о их бесправном положении. Холоп не был субъектом права, он – вещь, которую можно продать, купить, избить, и даже убийство холопа (ст. 89) не являлось преступлением: виновный в убийстве только возмещал стоимость холопа- 5 гривен (за рабу – 6 гривен). Холоп не мог быть и послухом (ст. 66).

Русская правда. История создания и общая характеристика.

К источникам “Русской Правды” следует отнести и договоры между отдельными русскими князьями.

Иной характер носили договоры князей с народом. Такие до говоры заключались вечем от имени народа с князем. Условия княжения предлагались той или, другой стороной, а затем утверждались взаимным соглашением. Так, новгородцы, приглашая к себе князя, ставили ему целый ряд условий, серьезно ограничивающих его власть: не судить без Суда посадника, не раздавать без него волостей и грамот, не приобретать самому, княгине, боярам и дворянам недвижимого имущества в пределах Новгородской земли и т. д. К источникам относились и договоры с дружиной, которые заключались устно и содержали условия о сроках службы, раз мерах пожалований за службу и т. д.

Одним из источников “Русской Правды” является законодательная деятельность князей. Так, после подавления Древлянского восстания 945 г. княгиня Ольга установила характер нормы дани – “Уроки”, создала на земле древлян новые административно-финансовые единицы (погосты, места). С целью установления регулярных поборов с населения ввела различные “виры”, “продажи”, “пошлины”, что закреплено в статьях “Русской Правды”. Большое значение для создания норм “Русской Правды” имели судебные решения, в которых содержались отдельные виды наказаний за преступления. Присоединяя к Киевскому государству новые земли, князья назначали на них своих посадников, наделяя их различными полномочиями по управлению, сбору дани с населения, совершению правосудия.

Некоторые статьи “Краткой Правды” говорят нам о суде, но ни одна не упоминает о его составе, порядке образования. Суд выборных старейшин превратился в княжеский суд и был в руках князя средством борьбы с преступниками. Следовательно, “Русская Правда” возникла не “на пустом месте”, а явилась итогом развития Древнерусского государства. Нормы русского права, как и феодальные отношения, в Киевской Руси складывались неравномерно и по-разному. Сохранилось свыше ста списков, в которые включены различные нормы права. В соответствии с их содержанием историки сгруппировали списки “Русской Правды” в три основные редакции – Краткую, Пространную и Сокращенную (всего было более 100 списков):

1. Краткая правда (КП).

2. Пространная правда (ПП).

3. Сокращенная правда (СП).

Некоторые списки именуются по месту нахождения:

– Синодальный – хранился в библиотеке Синода;

– Троицкий – хранился в Троице-Сергиевской Лавре;

– Академический – хранился в библиотеке Академии Наук.

Краткая правда делится на 2 части:

1. Древнейшая правда (см. ст. 1-18) – составлена в 30-х гг. XI в.

Ярославом Мудрым (1019-1054 гг.), поэтому известна как Правда Ярослава. В ней встречаются нормы обычного права (например – кровная месть), недостаточно выражена привилегия феодалов (устанавливается одинаковое наказание за убийство любого человека).

2. Правда Ярославичей (см. ст. 19-43), составленная в 70-х гг. XI в., когда в Киеве княжил сын Ярослава Изяслав (1054-1072 гг.). В правде Ярославичей отражена более высокая ступень развития феодального государства: защищается княжеская собственность и лица администрации; вместо кровной мести устанавливается денежное взыскание, причем разное, в зависимости от классового положения.

Пространная правда составлена в княжение Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Она состоит из 2 основных частей:

1. Устав Ярослава, включающий краткую правду (см. ст. 1-52) “Суд Ярославль Володемеречь”.

2. Устав Владимира Мономаха (см. ст. 53-121) “Устав Володемер Всеволодовичь”.

В этом документе:

– полностью оформляется феодальное право как привилегия;

– более подробно регламентируется гражданское право, уголовное право, судоустройство и судопроизводство;

– появляются статьи об охране боярской вотчины, об отношениях феодалов и закупов, о смердах.

Сокращенная правда возникла в XV в. из Пространной правды и действовала в Московском государстве.

Основным источником древнерусского феодального права является “Русская правда”. Основная часть ее посвящена уголовному и процессуальному праву, вместе с тем имеются статьи, содержащие нормы гражданского права, особенно обязательственного и наследственного.

С распадом. Древнерусского государства отдельные нормы находили применение в Московском государстве. Из “Пространной Правды” были выбраны и частично переработаны отдельные нормы, составлены более краткие списки, которые получили название сокращенной редакции “Русской Правды”.

“Русская Правда” является крупнейшим раннефеодальным кодексом Древней Руси, сложным по своему происхождению, составу и содержанию.

Зависимое население Древней Руси

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Все население Древней Руси можно разделить на свободное и зависимое. К первой категории относилась знать и простые люди, которые не имели долгов, занимались ремеслом и не были обременены ограничениями. С зависимыми (невольными) категориями все сложнее. В целом это были люди, которые были лишены определенных прав, но весь состав невольных людей на Руси был различным.

Все зависимое население Руси можно разделить на 2 класса: полностью лишенные прав и сохранившие частичные права.

Категории зависимого населения в древней Руси были следующими:

  • Холопы – невольники, которые попали в это положение из-за долгов или по решению общины.
  • Челядь – невольники, которых приобретали на торгах, брали в плен. Это были рабы в классическом понимании этого слова.
  • Смерды – люди, рожденные в зависимости.
  • Рядовичи – люди, которые нанимались на работу по договору (ряду).
  • Закупы – отрабатывали определенную сумму (ссуду или купу), которую были должны, но не могли отдать.
  • Тиуны – управляющие княжескими вотчинами.

Русская правда также делила населения на категории. В ней можно встретить следующие категории зависимого населения Руси 11 века.

Таблица: категории зависимого населения Древней Руси по Русской Правде

Категория населенияТип зависимостиОсобенности зависимости
ХолопыЛичная и полнаяОбрели зависимость по ходу жизни. Как правило обслуживали хозяйство знати.
СмердыЛичная и полнаяРодились зависимыми
ЧелядьЛичная и полнаяПриобретенные невольники. Были близки по положению к рабам.
РядовичиПолнаяНанимались на работу, полностью зависели от князя, но личной зависимости не имели.
ЗакупыЧастичнаяОтрабатывали долг. Могли заниматься личным хозяйством

Важно отметить, что катеории лично зависимого населения в эпоху Древней Руси были смерды, холопы и челядь. Они же имели и полную зависимость от князя (хозяина).

Полностью зависимы (обельные) слои населения

Основная часть населения в Древней Руси относилась к категории полностью зависимых. Это были холопы и челядь. Фактически это были люди, которые по своему социальному статусу являлись рабами. Но тут важно отметить, что понятие «раб» на Руси и в Западной Европе очень сильно отличались. Если в Европе у рабов не было прав, и это признавали все, то на Руси холопы и челядь прав не имели, но церковь осуждала любые элементы насилия над ними. Поэтому позиция церкви была важной для этой категории населения и обеспечивала сравнительно комфортные условия жизни для них.

Несмотря на позиции церкви, полностью зависимые категории населения были лишены всех прав. Это хорошо демонстрирует Русская Правда. Этот документ в одной из статей предусматривал плату в случае убийства человека. Так, за свободного горожанина плата была 40 гривенников, а за зависимого – 5.

Холопы

Холопы – так на Руси называли людей, которые служили другим. Это была самая массовая прослойка населения. Людей, которые попадали в полную зависимость, также называли «обельные холопы».

Люди становились холопами в результате разорения, проступков, решения вотчины. Ими могли стать и свободные люди, утратившие в силу определенных причин часть свободы. Некоторые добровольно уходили в холопы. Связано это с тем, что часть (небольшая конечно) этой категории населения была фактически «привилегированна». Среди холопов были люди из личной услуги князя, ключники, огнищане и другие. Они котировались в обществе даже выше свободных людей.

Челядь

Челядь – это люди, которые утратили свою свободу не в результате долгов. Это были военнопленные, воры, осужденные общиной и так далее. Как правило, эти люди выполняли самую грязную и тяжелую работу. Это была незначительная по количеству прослойка.

Отличия челяди и холопов

Чем челядь отличались от холопов? Ответить на этот вопрос также сложно как сегодня рассказать чем социально бухгалтер отличается от кассира… Но если пытаться охарактеризовать отличия, то челядь состояла из людей, попавших в зависимость в результате своих проступков. Холопами можно было стать и добровольно. Если еще проще: холопы служили, челядь выполняла. Их объединяло то, что они полностью были лишены прав.

Частично зависимое население

К частично зависимым категориям населения относились те люди и группы людей, которые утратили только часть своей свободы. Они не были холопами или челядью. Да, они зависели от «владельца», но они могли вести личное хозяйство, заниматься торговлей и другими делами.

Закупы

Закупы – разорившиеся люди. Они отдавались на работу за определенную купу (ссуду). В большинстве случаев это были люди, которые занимали деньги и не могли отдать долг. Тогда человек становился «закупом». Он экономически становился зависимым от своего хозяина, но после того как полностью погасил долг – вновь становился свободным. Эта категория людей могла быть лишена всех прав только при условии нарушения закона и после решения общины. Наиболее частая причина, по которой Закупы становились холопами – кража хозяйского имущества.

Рядовичи

Рядовичи – нанимались на работу по договору (ряду). Эти люди лишались личной свободы, но при этом сохраняли право ведения личного подсобного хозяйства. Как правило, ряд заключался с землепользователем и его заключали люди обанкротившиеся, или неспособные вести вольный образ жизни. Например, часто ряды заключались на 5 лет. Рядович был обязан трудиться на княжеской земле и за это получал питание и место для ночлега.

Все категории невольных людей не платили налоги, поэтому часто вольные люди и горожане, которые не могли платить налоги, уходили в рядовичи.

Тиуны

Тиуны – управляющие, то есть люди, которые на местах вели хозяйство и отвечали перед князем за результаты. Во всех вотчинах и деревнях была система управления:

  • Огнищный тиун. Это всегда 1 человек – старший управляющий. Его положение в обществе было очень высоким. Если мереть эту должность современными мерками, то огнищный тиун это глава города или села.
  • Обычный тиун. Подчинялся огнищному, отвечая за определенный элемент хозяйства, например: урожайность, выращивание животных, сбор меда, охоту и так далее. По каждому направлению был свой управляющий.

Часто в тиуны могли попасть рядовичи, но в основном это были полностью зависимые холопы. В целом эта категория зависимого населения Древней Руси была привилегированной. Они жили на княжеском дворе, имели прямой контакт с князем, освобождались от налогов, некоторым было разрешено заводить личное хозяйство.

Источники и дополнительный материалпо теме:

Чем отличались смерды от холопов: трактовка исследователей общественного уклада древней Руси

В IX—XIV веках на Руси обычных крестьян-землепашцев называли смердами, что в переводе с индоевропейского означало «простой» или «зависимый человек».

Права смердов

Закрепощенные местными князьями крестьяне смерды относились к низшим слоям русского общества, но они были на ступеньку выше от холопов и могли иметь свой собственный земельный надел, но помимо своего надела были обязаны также обрабатывать и землю помещика.

Цена жизни и смерда, и холопа при этом была одинакова. Если владелец смерда или холопа убивал своего «раба» – официальный штраф за это убийство составлял 5 рублей.

Смерды обязаны были нести воинскую повинность. Они принимали участие в боевом походе своего князя в качестве пеших воинов или всадников, либо могли в случае отказа от участия в походе «откупиться» поставкой лошадей для конницы.

Смерды имели право на владение имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Смерды избирались в состав сельской общины. Если один такой землепашец погибал – все его имущество делили между собой члены общины (источник – «Русская правда»).

Смерды имели право передавать свое имущество по наследству сыновьям. Если же наследника в семье не было, то земельный надел после смерти смерда переходил князю.

Холопы и их права

Холопы – самое бесправное население в деревнях и в городах. Холоп практически являлся рабом. «Продвинутый» царь и великий реформатор на Руси Петр I в 1723 году отменил рабское положение холопов.

Вторая категория рабов состояла из челядинов. Сих бесправных особей князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Практически челядин – это раб-иноземец. У него было еще меньше прав, чем у холопов. Это была по существу «говорящая вещь», но и говорить-то он мог только в ограниченном направлении – как дрессированное животное.

Холопы не имели земельных наделов; у них вообще не было никакой ценной собственности. А вот попасть в разряд холопов можно было очень просто: ними становились за проступки, преступления, долги. Например, если князь серьезно за что-то разгневался на своего крестьянина – то мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов.

Не позавидуешь и торговцу, который не мог выплатить свой долг, тем самым «продавал себя в холопы». Если в семье холопа рождались дети – они автоматически становились холопами. А свободная женщина, которая выходила замуж за холопа, становилась холопкой.

Разряды холопов

Холопы между собой были неоднородными. Способные и талантливые рабы получали привилегии от своего господина. Они могли работать ключниками, управляющими, и могли руководить «меньшими» холопами. Последние в свою очередь исполняли всю черновую работу: пекли хлеб, пряли тонкую пряжу, работали конюхами, пастухами, плотниками и прочее.

Дети обедневших бояр часто попадали в число боевых холопов, но у них было право на некоторое имущество. Так, они могли держать одну или две лошади и полное боевое снаряжение.

Переход в другое сословие

Начиная с 1861 года, после отмены крепостного права, появился новый класс – мещанство.

К мещанам относилось городское население самого низшего ранга. Оно формировалось из вольноотпущенных благодаря крестьянской реформе.

Мещане становились не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Им позволялось иметь лавку, заниматься ремеслами и продавать плоды своего труда на рынке. Но от получаемых прибылей они обязаны были платить налог в государственную казну.

С годами и столетиями русское общество все больше расслаивалось, и постоянно претерпевало изменения, при этом многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.

Чем отличались смерды от холопов: трактовка исследователей общественного уклада древней Руси

В IX—XIV веках на Руси обычных крестьян-землепашцев называли смердами, что в переводе с индоевропейского означало «простой» или «зависимый человек».

Права смердов

Закрепощенные местными князьями крестьяне смерды относились к низшим слоям русского общества, но они были на ступеньку выше от холопов и могли иметь свой собственный земельный надел, но помимо своего надела были обязаны также обрабатывать и землю помещика.

Цена жизни и смерда, и холопа при этом была одинакова. Если владелец смерда или холопа убивал своего «раба» – официальный штраф за это убийство составлял 5 рублей.

Смерды обязаны были нести воинскую повинность. Они принимали участие в боевом походе своего князя в качестве пеших воинов или всадников, либо могли в случае отказа от участия в походе «откупиться» поставкой лошадей для конницы.

Смерды имели право на владение имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Смерды избирались в состав сельской общины. Если один такой землепашец погибал – все его имущество делили между собой члены общины (источник – «Русская правда»).

Смерды имели право передавать свое имущество по наследству сыновьям. Если же наследника в семье не было, то земельный надел после смерти смерда переходил князю.

Холопы и их права

Холопы – самое бесправное население в деревнях и в городах. Холоп практически являлся рабом. «Продвинутый» царь и великий реформатор на Руси Петр I в 1723 году отменил рабское положение холопов.

Вторая категория рабов состояла из челядинов. Сих бесправных особей князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Практически челядин – это раб-иноземец. У него было еще меньше прав, чем у холопов. Это была по существу «говорящая вещь», но и говорить-то он мог только в ограниченном направлении – как дрессированное животное.

Холопы не имели земельных наделов; у них вообще не было никакой ценной собственности. А вот попасть в разряд холопов можно было очень просто: ними становились за проступки, преступления, долги. Например, если князь серьезно за что-то разгневался на своего крестьянина – то мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов.

Не позавидуешь и торговцу, который не мог выплатить свой долг, тем самым «продавал себя в холопы». Если в семье холопа рождались дети – они автоматически становились холопами. А свободная женщина, которая выходила замуж за холопа, становилась холопкой.

Разряды холопов

Холопы между собой были неоднородными. Способные и талантливые рабы получали привилегии от своего господина. Они могли работать ключниками, управляющими, и могли руководить «меньшими» холопами. Последние в свою очередь исполняли всю черновую работу: пекли хлеб, пряли тонкую пряжу, работали конюхами, пастухами, плотниками и прочее.

Дети обедневших бояр часто попадали в число боевых холопов, но у них было право на некоторое имущество. Так, они могли держать одну или две лошади и полное боевое снаряжение.

Переход в другое сословие

Начиная с 1861 года, после отмены крепостного права, появился новый класс – мещанство.

К мещанам относилось городское население самого низшего ранга. Оно формировалось из вольноотпущенных благодаря крестьянской реформе.

Мещане становились не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Им позволялось иметь лавку, заниматься ремеслами и продавать плоды своего труда на рынке. Но от получаемых прибылей они обязаны были платить налог в государственную казну.

С годами и столетиями русское общество все больше расслаивалось, и постоянно претерпевало изменения, при этом многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.

Разряды зависимых крестьян Древней Руси: кто такие смерды, холопы, закупы, рядовичи, их сравнительная характеристика

Пахотные земли во времена Руси были основным богатством, главным средством производства. Самой популярной вариацией производственной организации стала вотчинная – владели вотчиной бояре и князья, они получали его от отцов и передавали свои сыновьям. Работали на этой земле крестьяне – смерды, холопы, закупы, рядовичи.

В Киевской Руси наравне со стольными и боярскими вотчинами существовало большое количество фермеров-общинников, пока что никак не зависимых от феодалов. Подобные самостоятельные общины крестьян выплачивали подать в пользу страны князю.

Первой из названных наиболее популярный категорий зависимых крестьян я предлагаю вам рассмотреть смердов. Как известно, смерды – свободные крестьяне-земледельцы, которые обрабатывают государственную землю и платят специальную подать в пользу державы. Смерды по сравнению с другими группами зависимых крестьян находились в довольно выгодном положении – у них была личная свобода, своя земля, эти люди честно трудились и получали вознаграждение, у них не было проблем с местной княжеской властью, если они исправно платили подать, от князя они получали протекторат и имели определенные гражданские и человеческие права. По разным данным, воинская повинность смердов – непосредственное принятие участия в походах в пехоте, или поставка для армии лошадей и продовольствия. Кроме того, эта категория была самой многочисленной на Руси. Именно смерды – основная составляющая сельского населения Киевской Руси в 9-12 веках. Само понятие «смерд», по одной из версий означает – «человек», «свободный крестьянин». Постепенно эти свободные крестьяне-общинники попадали в зависимость от феодалов, утрачивали личную свободу и независимость, «прикреплялись» к земле, и со временем основная масса свободных крестьян превратилась в крепостных крестьян. Развитие социально-экономических отношение привело к тому, что ранее свободная часть населения превратилась в бесправную массу.

Следующей из рассматриваемых нами категорий являются холопы. Этот социальный слой был не такой многочисленный, но холопы также составляли внушительную долю среди сельского населения древнерусского государства. Непосредственно – холопы – зависимая часть населения Киевской Руси. Это часть населения, по своему положению близкая к рабскому. Холопы, в основной своей массе – военнопленные. Также холопами называют крепостных крестьян, которые существовали уже в 9-12 веках на Руси. По самой распространенной теории, слово «холоп» означает «прикрепленный к земле», «закрепленный крестьянин». Положение холопов было ужасным – полное бесправье и рабский труд. Историки утверждают, что Киевская Русь относится к тем государствам, которые в своём развитии практически пропустили период рабовладельческого строя, однако в условиях жизни древнерусского государства можно заявить, что в нем рабовладельческий строй спокойно существовал рядом с феодальным, что является типичным для большинства славянских народов. И в этом нет ничего необычного – какая-то часть населения в любом случае будет наделена меньшими правами, чем другие.

Дальше я предлагаю вам рассмотреть такую категорию населения, как закупы. Закупы – крестьяне, которые находятся в тяжелом материальном и социальном положении, близком к холопскому. Закупов также именуют наймитами. Нельзя сказать, что это люди, продающие свои рабочую силу, скорее это должники, по специальному договору (текст его можно отыскать в «Русской правде») попадают в личную зависимость от так называемого нанимателя. Права закупов сильно ограничены, но, они более защищены, чем холопы, не имеющие совсем никаких социальных прав. Именно попадание в личную зависимость по определенному договору и отличает закупа от обыкновенного пролетария времен капитализма, хотя и тот, и другой продают свою рабочую силу. К социальным правам закупа относится весьма сомнительное право не быть извитым «не за дело», а «просто так». Закуп имеет право отстаивать свои права в судебном порядке и возможность уйти от хозяина при соблюдении определенных условий, обусловленных в подписанном договоре. Закупы также имеют право на собственное имущество, которого они не могут быть лишены насильно. Кроме прав, существуют и обязательства. Например, закупы обязаны выполнять все условия договора и несут ответственность за имущество, инвентарь и скот хозяина. Только в этом случаи они могут рассчитывать на соблюдение всех предписанных прав и свобод.
Обычно в закупы, или наймиты, шли крестьяне, не имеющие средств к существованию, и пойти в зависимость было их шансом выжить и прокормить свою семью. Закупы делали различную работу на дворе феодала, по этому признаку их делят на несколько подкатегорий. Если закуп сбежит от хозяина, тот превращает его в холопа.

Категория зависимого населения Древней Руси, которая очень похожа на закупов – рядовичи. До сих пор историки, изучая письменные источники времен древнерусского государства не определили, кто же такие рядовичи. По одной из теорий, подтвержденной выписками из «Русской правды», рядовичи – часть челяди, мелкие служащие в доме феодала. Ещё одна версия говорит, что это смерды, заключившие с феодалом специальный договор («ряд»), по которому они попадали в некую феодальную зависимость и служили хозяину за плату, еду и кров. Это определение приближает рядовичей к закупам.

Из всего этого можно сделать вывод, что смерды – самая большая по численности и самая благоденствующая категория населения Киевской Руси, потому что они обладали личной свободой, в отличие от закупов и рядовичей, потерявший её ради того, чтобы выжить, и, уж тем более от совсем бесправных холопов. Как раз холопы – люди, чье положение было фактически рабским и являются низшей социальной категорией древнерусской державы.

Смерды и холопы в древней Руси: их сходство и различие

Часто в книгах и статьях по истории Киевской Руси можно слышать термин «смерд», который порой путают с другим похожим «холоп». В нашей статье мы разберем, кем были смерды и холопы в Киевской Руси, поговорим об их сходстве и различии.

Кто такие смерды

В средние века смердами называли обычных крестьян, сам термин имеет индоевропейское происхождение, перевести его можно как «зависимый» или «простой человек». Смерды обычно занимались сельским хозяйством: земледелием, ухаживали за скотом, и в целом были зависимы от местного феодала, обычно князя. Тем не менее, первоначально смерды все же были свободными крестьянами, но после принятия крепостного права они стали уже юридически «принадлежать» феодалу: князю или боярину.

Несмотря на свое фактически подневольное положение смерды, тем не менее, обладали некоторыми правами свободных людей:

  • Они могли иметь как собственную землю, так и собственно имущество.
  • Свое имущество и земли они могли передавать по наследству детям или другим родственникам.

И только в том случае, если у умершего смерда не было наследников, тогда его имущество отходило князю.

Несмотря на наличие собственного земельного надела, смерд был обязан также обрабатывать поля князя или боярина, которому «принадлежал».

Также смерды-мужчины несли воинскую повинность – в военное время они принимали участи в походах в составе дружины князя, обычно в качестве пехоты. Впрочем, были и богатые смерды, которые могли участвовать в походах в качестве конницы (для этого понятно надо было иметь своего коня), а порой даже и откупиться от воинской повинности предоставив войску князя лошадей.

После принятия христианства на Руси смердов стали называть крестьянами, в то время как термин «смерд» также долгое время оставался в употреблении, но со временем приобрел ярко выраженный негативный оттенок.

Холопы и их отличие от смердов

Если смерды изначально были все же вольными крестьянами, которые впоследствии попали в феодальную зависимость, то холопами изначально называли фактически рабов. Юридический статус холопов, пожалуй, был даже хуже чем у рабов в Римской империи, хозяин мог с ними распоряжаться по своему усмотрению, в том числе и наказывать, применять физическую силу. За убийство чужого холопа полагался штраф как за порчу чужого имущества, фактически холопы и рассматривались как имущество.

В отличие от смердов холопы не могли:

  • иметь собственную землю,
  • оставлять и получать наследство,
  • участвовать в общественной жизни.

Холопами люди становились в наказание за тяжелые проступки и преступления. Например, князь, разгневанный на крестьянина за какую-то провинность мог отобрать все его имущество, а его понизить до статуса холопа. Также холопами становились должники, которые не могли выплатить своих долгов. Свободная женщина, выходящая замуж за холопа, также становилась рабом. И, разумеется, дети, рожденные в семьях холопов, также автоматически становились холопами.

Обычно холопам давали самую грязную, черновую работу, порой их обучали каким-то полезным ремеслам, чтобы затем их можно было дороже продать. В очень редких случаях князь мог дать холопу вольную, после чего он переходил в уже более высокий статус смерда/крестьянина.

Впоследствии холопы стали делить на классы, различали три основных класса:

  • Большие холопы
  • Малые холопы
  • Боевые холопы

Большими холопами звали фактически привилегированных рабов, тех кто владел какими то полезными ремеслами и умениями. Например, среди них были ответственные за кухню повара, управляющие поместьем. В подчинении у больших холопов находились малые холопы, их участь была незавидной, именно им поручали всю черновую и тяжелую работу по хозяйству.

Отдельную категорию составляли так званные боевые холопы, они входили в княжеское войско и боевую дружину. Также именно боевые холопы считались самыми привилегированными, даже больше чем большие холопы. В боевые холопы отбирали самых сильных и смелых из холопов.

В мирное время боевые холопы также занимались обучению ратному делу, совершенствовали свои навыки во владении разным типом оружия, езде верхом. За их обучение и снаряжение платил князь. Тем не менее боевые холопы не получали награды в военных походах. Даже завоеванная добыча у них оставалась в редких случаях, так как ее отбирали свободные солдаты или князь. За малейшую провинность боевой холоп мог быть разжалован, после чего его продавали в какое-нибудь поместье, где он становился обычным малым холопом.

Чем смерды отличаются от холопов

На Руси в IX—XIV веках смердами начали называть крестьян, занимающихся обработкой земли. Само слово «смерд» имеет индоевропейское происхождение, представляя видоизмененный вариант слов «сморд» или «смурд» – «зависимый человек», «простой человек».

Смерды и их права

Смерды поначалу являлись свободными жителями деревень. Со временем их закрепостили и они перешли во владение князьям. Несмотря на то, что смердов причисляли к низшему слою общества, они не были настолько бесправными, как холопы. Они имели земельный надел, но при этом обязательно должны были заниматься обработкой хозяйской земли.

Жизнь и холопа, и смерда стоила одинаково – 5 рублей. Именно такую сумму нужно было заплатить за убийство человека, относящегося к нижнему слою общества.

Все-таки слово «смерд» считается языческим. С принятием Русью христианства их начали называть крестьянами, что фактически означало «христианин». Но, еще долгое время название «смерд» не забывалось. Постепенно в русском обществе так начали называть простолюдинов. Подобное обращение приобрело негативный оттенок.

Смерды были военнообязанными. Чтобы исполнить свою повинность, они могли «откупиться» с помощью поставки лошадей для конницы (некоторые из них были очень даже зажиточными), а могли стать воинами или всадниками.

Еще смерды относились к сельской общине. Если одного из них убивали, то его имущество делили все члены общины между собой (информация «Русской правды»).

Смерды имели право передать свое имущество своим сыновьям. Если же у них не было наследников, земля отходила князю. Государственные смерды, которые обрабатывали государственную землю, проживали в то время в Новгородской республике. Если князь решал передать эти земли в собственность монастырю или церкви, то смерды работали на церковников.

Права холопов

Холопы – это абсолютно бесправные люди, фактически рабы. В отличие от смердов, которые жили исключительно в сельской местности, холопы могли проживать и в деревнях, и в весях (городах). Только благодаря Петру I их рабское положение было отменено в 1723 году.

Помимо холопов была еще и другая категория рабов – челядины. Во время походов, в ходе которых завоевывали удаленные или соседние земли, князья обзаводились рабами-иноземцами, которых и называли челядинами. Их положение было еще более удручающим, так как они фактически приравнивались к вещи.

Холопы не имели права иметь собственное имущество. Его владелец мог даже убить своего раба (например, за какое-то неподобающее поведение), и за это он не нес никакого наказания. Правда, если князь убивал чужого холопа, его владельцу он должен был заплатить штраф (как за порчу имущества).

Холопами можно было стать в разных случаях: по праву рождения, за долги, за тяжелые проступки, после замужества. Есть даже свидетельства того, что князь мог разжаловать крестьянина в холопы (по данным «Русской правды»). Также бесправным рабом могли стать торговцы-растратчики, не способные рассчитаться с долгами, а также свободные женщины, вышедшие замуж за холопа.

Рабов могли продавать и передавать друг другу. Да, им доставалась самая «черная» работа, но они, в свою очередь, могли обучиться какому-то ремеслу (чего не могли смерды – землепашцы). Чем умелее был холоп, тем больше он ценился.

При желании князь мог дать своему рабу отдельное жилье или даже отпустить на свободу (подарить вольную).

Разряды холопов

Холопы могли быть «большими» и «меньшими». Делили их на эти категории в зависимости от их способностей, умений и уровня ответственности. Первым доверяли лучшую работу (управляющие, ключники и пр.) и они могли руководить «меньшими» рабами, которые были пастухами, конюхами, пекарями, плотниками и т.п. «Малые» холопы, занимающиеся полезным и уважаемым ремеслом, назывались «деловыми людьми».

Была еще одна категория – «боевые холопы». Их задача заключалась в сопровождении своего господина во время военных походов. Их положение было более выгодное: они занимали нишу в обществе между дворянами и крестьянами.

Боевыми холопами могли стать дети тех бояр, которые обеднели. У них было гораздо больше прав, чем у управляющих и, тем более, чернорабочих. Они могли иметь полное боевое снаряжение и лошадь (порой не одну, а две).

Как происходил переход в другое сословие

После 1861 года (когда было отменено крепостное право) началось формирование нового класса – мещанства, к которому относилось низшее рангом городское население. Люди могли перейти в это сословие в ряде случаев: боевые холопы, освобожденные от военных обязанностей (например, за хорошую службу); смерды, которых отпускали господа.

Мещане были не только свободными, но и могли заниматься прибыльной деятельностью – владеть собственной лавкой, заниматься каким-то ремеслом, продавать продукты своего труда. Но в таком случае они должны были платить налог. Внушительная часть недвижимого имущества в городе принадлежала именно мещанам. Екатерина II в «Жалованной грамоте городам» в 1785 году закрепила официальный статус за мещанами, которые были на одну ступень ниже купцов.

Среди мещан также постоянно происходили изменения. Те, кто не хотел платить налог, становился крестьянином. А те, кто получал образование, мог продвинуться по ранговой лестнице и стать разночинцем. Благодаря этому люди даже с низших слоев населения могли добиться большего и получить новые возможности.

Ссылка на основную публикацию