Правда и вымысел о короле Артуре

Король Артур, вымысел или правда

Легенда об английском короле Артуре и его Круглом столе известна многим. Но происходило ли все это в действительности? И где же находился таинственный остров Авалон – постоянное место жительства легендарного короля? Ведь его нет ни на одной карте. Ответ на данный вопрос дает небольшое аббатство Гластонбери, где английские археологи обнаружили во время раскопок могилу с телами Артура и его супруги Гвиневеры.

В памяти человечества существуют три короля Артура – Артур исторический, Артур легенд и Артур рыцарских романов, причем один образ плавно перетекает в другой. Поэтому отделить историческую правду от вымысла довольно трудно, учитывая древность сказаний, появившихся в VI веке н.э. Эти века не случайно овеяны фантастическими историями о великом короле Артуре и его знаменитых рыцарях Круглого стола, совершивших массу невероятных подвигов.

К началу III века римляне завоевали Британские острова и владели ими до начала V столетия. Тогда самому Риму угрожали орды готтов, и все римляне покинули колонию. Не прошло и полувека, как на Британию обрушились германские племена. Тогда племена бриттов и остатки потомков римлян объединились и начали борьбу с завоевателями. Хотя они и нанесли им ряд поражений, к 1600 году завоевание основной части острова было завершено.

Об этих временах – борьбы исконного населения Британии с завоевателями – и повествуют истории о короле Артуре, который стал тем героем, что вел эту борьбу. Несмотря на ее неудачу, легенда отправляет раненого короля на волшебный остров Авалон, путь к которому открывается немногим. На этом острове обитают эльфы и феи, там столь медленно течет время, что герои легенд и поселе, возможно, обитают в райском уголке, не ведая, что над планетой пронеслись полторы тысячи лет. Так жил ли на самом деле король Артур? Существовал ли Авалон? Оказывается, эти вопросы неразрывно связаны между собой.

Вокруг легенды об Артуре ходило столько слухов в минувшие века и продолжает ходить в наши дни, что впору окончательно запутаться. Кое-кто из мистиков Средневековья полагал, что Авалон пропал не в физическом, а в сакральном смысле этого слова. Подобно русскому Китежу, остров перешел в иное магическое измерение и скрылся от глаз людей.

Многие историки XIX века объясняли исчезновение Авалона куда более прозаически. Они считали, что причиной гибели острова было банальное наводнение. В подтверждение своей гипотезы ученые приводили подлинную историю, относящуюся к XI веку. В ней шла речь об очень невысоком острове в проливе Ла-Манш, защищенном дамбами и шлюзами. Однажды после каких-то торжеств пьяная стража забыла их закрыть, и ничем не сдерживаемая приливная вода ринулась в город. В волнах погибла вся местная знать (кроме короля, который спасся вплавь на коне), а сам остров покрыло море. Именно вышеописанный исторически достоверный случай и натолкнул исследователей на мысль о том, что Авалон могла постигнуть та же судьба.

Совершенно неожиданно на эту тему высказался (хотя и в завуалированной форме) знаменитый датский писатель Ханс Кристиан Андерсен. В своей довольно жутковатой сказке «Вен и Глен» он описывает два острова-близнеца. Как-то зловещей грозовой осенью Вен был поглощен пучиной, и с тех пор все жители Глена с ужасом ложились спать, ожидая, что сегодня ночью Вен (т.е. море) придет за своим братом и за ними. И Глен действительно исчез, но совсем по иной причине. Он слился с материком, соединенный с ним рукотворными насыпными сооружениями. Такое могло произойти и с Авалоном, если он располагался достаточно близко от берегов Британии.

Надо отметить, что не только европейские ученые интересовались историей острова Авалон. М.А.Орлов в книге «История сношений человека с дьяволом» (1904) указывает, что: «Авалон часто описывали древние поэты Франции. Так, в поэме о Вильгельме Курносом мы находим упоминание о том, что Авалон был чрезвычайно богат, так что другого такого богатого города никогда не было и построено. Стены его были сложены из какого-то особого камня, двери в них были из слоновой кости, жилища щедро разукрашены изумрудами, топазами, гиацинтами и другими драгоценными камнями, а крыши на домах были золотые! В Авалоне процветала волшебная медицина. Здесь излечивали самые ужасные болезни и раны. В одном из тогдашних романов этот остров описывается как место, где все обитатели проводят время в вечном празднике, не ведая забот и горестей. Само слово «Авалон» сближали со словами древнебретонского языка «Inis Afalon», что значит – «остров яблонь».

Различные мнения о таинственном острове высказывают и многие современные зарубежные писатели. Но все это гипотезы, которые не дают нам возможности раскрыть тайну Авалона. мы не зря упомянули в начале статьи Гластонбери, что располагается на самом западе Великобритании. Раскинувшись на обширных равнинах Сомерсета, неподалеку от Бристольского канала, этот комплекс сейчас включает в себя город, аббатство и огромную вулканическую скалу с развалинами церкви, спускающуюся террасами вниз. Местность, окружающая город, раньше напоминала остров из-за бесчисленного множества болот, не осушавшихся до XVI века! Следует отметить, что люди жили здесь еще с незапамятных времен. Остатки поселений, открытых археологами, датируются эпохой римского вторжения на острова. Полагают также, что на землях Гластонбери в течение долгого периода существовал змеиный храм друидских жрецов.

С более чем 150-метровой вершины скалы можно наблюдать пейзаж на 70-80 километров вокруг. Вулканические террасы несут на себе следы обработки их людьми, и, возможно, они служили когда-то тропой для христианских паломников, шедших сюда на поклонение и молитву.

В эпоху Средневековья монахи возвели здесь величественный монастырь, названный ими в честь святого Михаила. Когда же он был разрушен землетрясением, на его месте выросла церковь, остатки которой сохранились и поныне. По легенде, гластонберийская гора является местом, где некогда жил король Артур, а также тайным входом в подземное царство повелителя эльфов. Считается, что в VI веке сюда проник святой Коллен, стремившийся покончить с демонизмом. Он совершил обряд экзорцизма, и от соприкосновения со святой водой эльфийский дворец с грохотом пропал, оставив подвижника одного на пустой вершине скалы.

Еще одна легенда связана с так называемым колодцем святого Грааля, расположенным у подножия горы. Говорят, что в свое время святой Иосиф бросил сюда чашу, которой пользовался Иисус во время Тайной вечери! Многие пытались найти драгоценный магический предмет, но это не удалось никому. В народных преданиях указывается, что Круглый стол короля Артура и распался-то только потому, что святой Грааль исчез из мира людей. Сам колодец построен друидами из громадных каменных блоков, с величайшей тщательностью обработанных руками каменотесов. Каждый день из него выливается 113 тысяч литров красной железистой воды, обладающей, по поверью, магическими свойствами.

Вообще скала в Гластонбери является весьма странным местом даже с точки зрения современной науки. Очень часто местные жители становятся свидетелями необыкновенного зрелища, происходящего по ночам. Неожиданно в воздухе возникают бледные синеватые огни, которые часами носятся вокруг церковных развалин. Одни приписывают их появление уфологическим факторам (НЛО), другие – магнетической энергии скальной породы.

Аббатство Гластонбери – уникальный исторический объект для множества религий. В свое время здесь проводили обрядовые действия друиды, поклонявшиеся змеям. Затем их сменили римляне, а после ухода последних на местной территории прочно осели ведьмовские общины (обитающие тут и по настоящее время). Но наиболее значимый след оставили, несомненно, христиане. По легенде, Иосиф Аримафейский (человек, похоронивший тело Христа) переселился в Гластонбери и построил здесь первую в Великобритании церковь. На развалинах аббатства каждую Пасху расцветает терновник. В народе говорят, что когда Иосиф после своего прибытия взошел на скалу, он во время молитвы опирался на посох. Как-то раз он оставил его там, и посох превратился в дерево. Дерево пустило корни, и с той поры гластонберийский терновник служит местной достопримечательностью. Наиболее чтимый в Ирландии святой – Патрик – также жил и умер среди здешних монахов.

Датой основания монастыря принято считать 705 год. Именно тогда король Айне создал своим указом обитель, а в Х веке тут поселились бенедиктинцы. Те церковные руины, которые наблюдают современные туристы, относятся к тринадцатому столетию. Они остались от храма, разрушенного по приказу короля Генриха VIII во время его борьбы с английским католицизмом (XVI в.).

Как место последнего упокоения короля Артура и его супруги, Гластонбери приобрело известность с ХII века. До этого времени подлинность данного факта подтверждалась лишь преданиями. Так, Эскалибур – легендарный меч Артура, брошенный сэром Бедуиром по просьбе смертельно раненного в битве при Камлене короля в воду, мог быть утоплен в местном озере Помпарлес. К сожалению, этот некогда обширный водоем ныне осушен и проверить правдивость устной традиции уже невозможно.

Большое несчастье (принесшее, однако, и некоторую пользу) произошло в 1184 году. Страшный пожар уничтожил тогда аббатство практически до основания, но во время реконструкции монахи занялись широкомасштабными поисками могилы Артура. В 1190 году она была найдена! Тщательно простукивая каменные плиты пола, бенедиктинцы обнаружили на трехметровой глубине – ниже современной кладки – еще более старую, с имеющейся в ней полой камерой. Вскрыв пол, монахи пробились к легендарной усыпальнице. Два огромных гроба, пропитанных сохраняющими дерево смолами, предстали их изумленному взору!

В архивах аббатства сохранился подробный отчет об осмотре тел усопших. Скелет мужчины поражал своим высоким ростом – 2 м 25 см. У него был поврежден череп, однако причину травмы установить не удалось, хотя это мог быть и след от ранения. На голове женщины прекрасно сохранились белокурые волосы.

Руководство монастыря распорядилось провести торжественное перезахоронение царственных супругов, и вскоре над их новой могилой вырос большой свинцовый крест с надписью: «Здесь, на острове Авалон, покоится под землей прославленный король Артур». В 1278 году останки монарха были повторно захоронены в специальной гробнице из прекрасного черного мрамора.

Первые современные научные изыскания в Гластонбери начались в 1907 году. Историко-археологической экспедицией руководил английский ученый Фредерик Б.Бонд. Его сотрудники добились значительных успехов – они обнаружили остатки неизвестной часовни. Сверив ее географическое положение с общим планом аббатства, Бонд пришел к выводу, что оно было построено согласно законам сакральной геометрии, используемой древними египтянами, а позже масонами. Однако маститый исследователь имел неосторожность публично заявить о том, что все указания по поиску древностей он с помощью медиумов получал, общаясь с душами усопших монахов. Разразился крупный скандал, и Бонда уволили.

Только много лет спустя результаты его изысканий были переосмыслены в свете новых научных данных. Как оказалось, Фредерик Бонд показал в своем отчете (хотя и не имея прямых доказательств) энергетическую связь между Гластонбери и Стоунхенджем. Так называемая линия «лей» (место всплесков энергии неизвестного происхождения) соединяет два вышеуказанных места, проходя параллельно древней дороге. Эту мистическую трассу в народе именуют Тод Лайн – дословно «мертвая линия», или же «путь мертвых людей». В английском фольклоре Тод Лайном обозначают тропу духов, по которой умершие следуют в загробный мир.

Место захоронения Артура и Гвиневеры, обнаруженное монахами в XII веке, как раз располагается на этой линии.

Следующая попытка раскрыть загадку Гластонбери была предпринята в 20-х годах нашего столетия. Для лондонских ученых тайной за семью печатями продолжала оставаться древняя обсерватория (иначе – Звездный храм), находящаяся южнее аббатства. Она представляет собой двенадцать огромных знаков Зодиака, искусно выложенных на земле. Описание этого объекта впервые встречается у Джона Ди (1527-1608 гг.) – знаменитого астролога и медиума королевы Елизаветы I. И вот в 1929 году Звездный храм заново изучила скульптор Кэтрин Мэлтвуд. Она была известна в кругу британской интеллигенции в первую очередь как иллюстратор «Высокой истории святого Грааля», – историко-мистического произведения, написанного в 1199 году в Гластонбери. Тщательно исследовав астрологические фигуры, Мэлтвуд в своей работе «Храм звезд в Гластонбери» попыталась связать их с персонажами артуровского эпоса. Так, магическую фигуру Мерлина она сопоставляет с созвездием Козерога; короля Артура – со Стрельцом, а Гвиневеру – с Девой! Само же аббатство Гластонбери – это знак Водолея, символизирующий собой приход новой просвещенной эпохи.

В конце ХХ века английские ученые, собрав воедино накопленные знания, решили раз и навсегда дать ответ на все вопросы, которые ставило перед ними Гластонбери на протяжении более тысячи лет. Нельзя сказать, что эту задачу они выполнили полностью, но кое-что сделано все-таки было. Так, например, археологи провели повторное вскрытие могилы Артура, и сведения хроники аббатства полностью подтвердились! Ученые занимались не только черной мраморной гробницей, но и изучили самую раннюю погребальную камеру, обнаруженную монахами в 1190 году. Скелеты Артура и Гвиневеры были направлены на медицинское обследование, которое датировало останки V-VI веками нашей эры, т.е. временем, когда и жил легендарный король. Сомнений больше не оставалось!

Мы не знаем, о чем думал в свои последние часы умирающий Артур. Но писатель Теренс Уайт в романе «Свеча на ветру» пишет об этом так: «Заунывный ветер дул в Солсбери. Мгла стояла в пустом шатре Короля. Ветер выл, оплывали свечи… В ожидании епископа старый-старый человек присел за читальный налой. Время шло, и голова его никла к бумагам. Он вспоминал остров, увиденный им во время перелета, остров, на котором мирно сожительствовали птицы, не ведая войн. Старый Король чувствовал себя исполненным бодрости, он почти готов был начать все сначала. Но в ту ночь слишком поздно было для новых усилий. В ту пору судьба назначила ему умереть и быть перенесенным в Авалон, где он мог ожидать Лучших дней!»

История о короле Артуре

Король Артур — рыцарь из легенды. Так ли он выглядел, каким нам описал его писатель Марк Твен в своей остроумной и забавной книге «Янки при дворе короля Артура» или как-нибудь иначе? И что сегодня действительно известно о короле Артуре и рыцарях Круглого стола? Была ли история о них красивой выдумкой или в основе нее лежат реальные исторические события? И можно ли верить тому, что снимают о них постановщики мультиков и популярных кинофильмов? Обо всем этом мы вам сейчас и расскажем.

«Смерть короля Артура. Рука из озера забирает его меч». Не совсем правильно, наверно, помещать в начало материала иллюстрацию, на которой изображается смерть главного героя статьи. Но… уж очень она впечатляющая. Кроме того, иллюстраций времен самого короля Артура нет вообще. А все, что появились уже позднее не более, чем вымысел их авторов. Миниатюра из манускрипта «Смерть Артура», 1316 г. Сент-Омер или Турне. (Британская библиотека, Лондон)

О королях и рыцарях. История по заказу!

Ну а начнем мы с того, что еще раз вспомним английскую поговорку о том, что «много рук делают все лучше». И это действительно так. Не было у меня даже и в мыслях писать про короля Артура и его рыцарей, пока… эта тема не заинтересовала одного из читателей «ВО», и он не попросил меня этой темой заняться. После чего оказалось, что она, во-первых, мало того, что интересна сама по себе, так ведь, она, во-вторых, еще и самым непосредственным образом связана с «рыцарской темой». Правда, хронологические рамки у нее несколько другие, но нельзя же, в конце концов, быть педантом до такой степени. К тому же тема оказалась настолько увлекательной, что я должен сказать, что получил большое удовольствие от работы над ней.

Откуда мы знаем об Артуре?

Теперь давайте поговорим о самом в нашей истории главном. А откуда вообще нам известно хотя бы что-то о короле Артуре и рыцарях Круглого стола? Из популярных телемультиков, древних преданий и манускриптов, либо все это одна сплошная экстрасенсорная перцепция, как, например, в романе Альфреда Бестера «Человек без лица»? Давайте попробуем доискаться до самых основ легенд об Артуре, а затем еще и посмотрим, а что это было за время для Англии, что важного тогда в этой стране происходило, и что великого этот самый Артур действительно совершил, если, конечно, его деяния не вымысел.

Мерлин читает свои пророчества королю Вортигерну. «История королей Британии». Джеффри из Монмута. (Британская библиотека, Лондон)

Поэма, ровесница героя, и другие письменные источники

Что ж – уже давно известно, что имя Артура впервые встречается в поэме «Уай Гододдин», валлийского барда Анейрина, которая датируется примерно 600 годом. В ней описана битва при Катраэте в которой англосаксы сражаются с королями «Древнего Севера». И вот там-то и идет речь о короле Артуре, доблестном воине, совершившем множество подвигов. С ним в этой поэме сравнивается предводитель бриттов. То есть речь идет о человеке, которого все должны знать, так как сравнение с неизвестным это нонсенс. В другой валлийской поэме «Трофеи Аннуна», авторство которой приписывается барду Талиесину, описывается путешествие Артура в валлийский потусторонний мир Аннун. Согласно лингвистическому анализу текст ее относится к 900 году. То есть между этими двумя поэмами есть разница в 300 лет. И то, что образ Артура за это время нисколько не потускнел и не был забыл, говорит только об одном – его распространенности и значимости.

В «Анналах Камбрии» относящихся ко второй половине X века, имя Артура упомянуто в связи битвой при Бадоне в 516 году и при Камланне в 537 году, то есть это определенным образом указывает на то время, в которое он жил, а именно – VI век.

Вся родословная Артура как короля, наследовавшего власть от родовитых предков, изложена в манускрипте «Мостун», датируемого концом XIII в. и который хранится в Национальной библиотеке Уэльса. Встречается она и в ряде других манускриптов, так что, кто он и чей сын, известно абсолютно точно. Но опять же известно лишь по этим письменным источникам. В том же манускрипте «Мостун» написано следующее: «Артур сын Утера, сына Кустеннина, сына Кинфаура, сына Тудвала, сына Морфаура, сына Эудафа, сына Кадора, сына Кинана, сына Карадога, сына Брана, сына Ллира Малоречивого». Впрочем, все эти фигуры полулегендарные. Их реальное существование, как, впрочем, и самого Артура, ничем, по сути дела, ничем не доказано. Хотя… кое-что материальное на сегодня все-таки есть…

«Король Артур». Питер де Лангтофт. «Хроника Англии» ок. 1307 – 1327 гг. (Британская библиотека, Лондон)

Камни и надписи

Это найденный культурном слое замка Тинтагель, и относящегося как раз к VI в. то есть эпохе короля Артура, камень с выбитой на нем надписью, сделанной на латыни: «Отец Коль сотворил это, Артугну, потомок Коля, сотворил это». По мнению археолога Гордона Мэйхена часть букв в этой надписи пропущена, что было характерно для тогдашних надписей. Поэтому читать ее следует так: «Артугну воздвиг этот камень в память своего праотца Коля». Ну, а король Коль — это еще один полумифический король Британии, который жил в IV—V в. н. э. Если считать, что Артугну это искаженно имя Артур (либо Артур – искаженное имя Артугну), то… мы имеем артефакт, в котором не на бумаге, а на камне, засвидетельствовано реальное существование человека с таким именем. Но и не более того! Тому, что Артур и Артугну один и тот же человек доказательств, увы, нет.

Тот самый камень, хотя надпись и едва различима…

Существовала и так называемая «Могила Артура». Еще 1191 году во время ремонта в аббатстве в Гластонбери нашли могилу мужчины и женщины, на плите которой обнаружили имя короля Артура. Многие годы к ней сходись паломники со всей Британии. Но в 1539 году монастырь разогнали, и сегодня от него сохранились лишь руины. Могила тоже не сохранилась, но на том месте, где вроде бы она находилась для туристов поставлена табличка. И на сегодня это все!

Та самая могила, вернее все, что от нее осталось…

«История бриттов» Ненния

Ну, а первым историческим документом, а не поэмой, в котором упомянут король Артур, является «История бриттов», датируемая примерно 800 годом, и написанная валлийским монахом по имени Ненний на латинском языке. Многие британские ученые считают, что он при этом использовал народные предания о нем имевшие распространение в Уэльсе. В «Истории» об Артуре сказано, что он одержал над саксами двенадцать побед, и окончательно разбил их в битве у горы Бадон.

Руины замка Тинтагель в Корнуолле

Впрочем, описание Артура у Ненния весьма противоречиво. С одной стороны, Артур – вождь христиан британцев против саксонских захватчиков, а с другой… явно волшебная фигура. Это, однако, не помешало Джеффри из Монмута включить Артура в свою «Историю королей Британии», написанную в первой половине XII века. Он писал о нем, как о безусловно существовавшем историческом персонаже, но вот достоверность его труда все же вызывает у историков большие сомнения.

«Король Утер Пендрагон прибывает в Тинтагель». Миниатюра на странице из манускрипта Роберта Вэйса «Сухое повествование, с продолжением до Эдварда III; Разрушение Рима; Фьерабрас». Вторая четверть XIV в. (Британский музей, Лондон)

«История королей Британии» Джеффри из Монмута.

Так, Джеффри написал, что Артур жил в VI веке нашей эры, что было уже известно, а затем превратил его… в победоносного лидера, который был королем всей Британии и завоевателем большей части Северной Европы. Его двор привлекал самых смелых рыцарей со всего христианского мира, а сам он являлся воплощением рыцарства. Джеффри либо сам посещал Тинтагель, либо знал кого-то, кто был там и просто пересказал ему бытовавшие в тех местах легенды о короле Артуре. Видимо, именно так и появилось сообщение о том, как при помощи магии король Утер вошел в замок Тинтагель, победил его хозяина Горлуа и женился на его жене, вернее, уже вдове, Игерне. И что Артур был зачат и родился именно в Тинтагеле, что, безусловно, не могло не льстить обитателям одноименной деревушки, лежавшей неподалеку от его развалин. Тут, впрочем, имеется одно важное обстоятельство. Либо мы верим в магию, и тогда все именно так и было. Либо не верим – и тогда всего этого просто могло не быть, либо все это было совсем по-другому.

Король Утер Пендрагон беседует с Мерлином. Питер де Лангтофт. «Хроника Англии» ок. 1307 – 1327 гг. (Британская библиотека, Лондон)

Литературный перевод Роберта Вэйса

Весьма своеобразное «историческое сочинение» Джеффри было переведено на нормандско-французский язык в 1155 году Робертом Вэйсом из Джерси, который добавил в него свои собственные измышления и, в частности, описание знаменитого «Круглого стола» короля Артура, и здесь же у него меч Артура впервые был назван Эскалибуром. Как итог именно эта книга нашла благодатную почву при дворе Генриха II и всех последующих английских королей и, кстати, неоднократно переписывалась. Собственный внук Генриха и строитель нового замка Тинтагель – Ричард, граф Корнуоллский – был также воспитан на рассказах об Артуре, и неудивительно, что он построил свой замок именно в этом месте. Легенда дала английским королям образец для подражания, который в конечном счете привел к созданию Ордена Подвязки королем Эдуардом III, которому явно хотелось хоть чем-то напоминать славного короля Артура.

Скептик Уильям Мальмсберийский

Современник Джеффри Монмутского — Уильям Мальмсберийский, также не сомневался в реальности существовании Артура, однако относился к нему, как к историческому деятелю, с большой осторожностью. В обширном труде «Хроника королей Англии» он посвятил королю Артуру всего лишь несколько строк, причем свои подвиги у него тот совершает на пару с римлянином Амвросием Аврелианом. Вот что у него написано: «Амвросий, единственный выживший из римлян, который стал королём после Вортигерна, подавил самонадеянных варваров с помощью воинственного Артура. Это тот Артур, о котором британцы наивно рассказывают множество сказок, даже в наши дни, человек, безусловно, достойный прославления, не только из-за пустых фантазий, но ради истинной истории. Он долго поддерживал тонущее государство, и побуждал сломленный дух своих соотечественников к войне. Наконец в сражении у горы Бадон, положившись на образ Святой Девы, который он прикрепил к своим доспехам, он вступил в бой с девятью сотнями врагов в одиночку и рассеял их с невероятной жестокостью».

В этом сообщение, безусловно, самым важным является упоминание образа Святой Девы. Прикрепил он его к доспехам, и одержал победу. Все точно также, как и в средневековых русских летописях, в которых обращение к святым и упоминание божьей помощи встречаются чуть ли не в каждом втором абзаце.

Киноверсия образа Артура 2004 года. В ней он показан римлянином, ну и снаряжение, в которое его облачили, в этой связи еще вполне терпимо…

В конце своего повествования Уильям Мальмсберийский пишет обо всем этом весьма показательно: «Правда, следовательно, туманна; хотя никто из этих людей не оказался ниже той славы, которую они приобрели». То есть он просто сказал другими словами, что истина всегда где-то там!

Использованная литература:
1. Roger Middleton. ‘The Manuscripts’ in The Arthur of the French, ed. by Glyn S. Burgess and Karen Pratt, Arthurian Literature in the Middle Ages, 4 vols (Cardiff: University of Wales Press, 2006), IV.
2. Pamela Porter. Medieval Warfare in Manuscripts (London: British Library, 2000)
3. David Nicolle. Arthur and the Anglo-Saxon Wars (Anglo-Celtic Warfare, AD 410-1066). L.: Osprey Pub., (Men-at-Arms series №154), 1984.

Презентация “Король Артур. Правда и вымысел”

Презентация познавательная, учебная и предназначена в качестве дополнительного материала в курсе истории средних веков.

Скачать:

ВложениеРазмер
stryukov_andrey.ppt2.45 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ЛЕГЕНДЫ О КОРОЛЕ АРТУРЕ Правда и вымысел

Происхождение легенды о короле Артуре так же запутанно, как популярно само предание. В нём удивительным образом сочетаются вымысел и достоверность. И первая же загадка — Артур, главный персонаж английских сказаний и рыцарских романов. Существовал ли он на самом деле — вопрос, который задают себе историки со времён Средневековья. В памяти человечества существуют три короля Артура — Артур исторический, Артур легенд и Артур рыцарских романов, причем один образ плавно перетекает в другой. Поэтому отделить историческую правду от вымысла довольно трудно, учитывая древность сказаний, появившихся в VI веке н.э. Эти века не случайно овеяны фантастическими историями о великом короле Артуре и его знаменитых рыцарях Круглого стола, совершивших массу невероятных подвигов. Все, что когда-то было написано об Артуре – основывается на паре-тройке историй, записанных через несколько веков после происходивших событий. Первое и более или менее достоверное упоминание об Артуре встречается в рукописи безымянного монаха около 900 года. Там рассказывается, что во время битвы при Бадоне «Артур носил на своих плечах крест Господа. три дня и три ночи». С этого времени мифы начали множится и распространятся. Так появилась легенда о рыцарях Круглого стола, Гвиневре, Мерлина и Модреда. Связь этих персонажей с настоящим Артуром вряд ли существовала. Тем не менее благодаря артуровскому циклу многие истории содержат ценные исторические сведения, как например озеро, где хранился волшебный меч Экскалибур является отражением обычая приносить мечи в жертву божествам воды. Легенды об Артуре стали прекрасным путеводителем по временам, соответствующим времени их написания. Миф о Короле Артуре

Происхождение Артура По легенде Артур является сыном короля Британии Утера Пендрагона (который приходился братом Амброзия Аврелиана). Утер воспылал любовью к герцогине Игрейне Тинтагель и убил на поединке ее старого мужа. Вся эта интрига была организована волшебником Мерлином, который в качестве платы потребовал отдать ему младенца на воспитание. Через несколько лет Утера отравили приближенные и страна осталась без короля. Мерлин, как считается, наложил на младенца свои чары, придав ему силу, отвагу и др. положительные качества. Затем чародей отдал Артура на воспитание старому рыцарю сэру Эктору. Из эзотерических источников известно, впрочем, что Мерлин – это одно из воплощений Сен-Жермена, который позднее оказал также значительное влияние на историю Соединенных Штатов Америки.

ЭКСКАЛИБУР Экскалибур – легендарный меч короля Артура. Впервые под этим названием он появляется во французских романах XII века. Когда меч, который Артур извлек из камня в качестве доказательства обоснованности своих притязаний на престол, был сломан в поединке с Пелинором, Мерлин привел короля к волшебному озеру. Из воды появилась Леди Озера и дала Артуру меч, выкованный кузнецами Аваллона. Этой сюжетной лини о появлении меча придерживались почти все средневековые авторы романов. Экскалибур сопровождал Артура всегда и везде и вернулся к Леди Озера только после того, как Артур был смертельно ранен Мордредом. Король попросил сэра Гирфлета бросить меч в озеро. Рыцарь выполнил волю умирающего монарха (правда, только с третьей попытки) и Экскалибур вернулся к своей исконной владелице. Этот эпизод интересен тем, что он перекликается с традиции затопления оружия в озерах Северной и Западной Европы.

Камелот и рыцари круглого стола В течение восьми веков воображение человека пленялось сказочным царством короля Артура. В центре его стоял Камелот – город-замок, обнесенный стеной с высокими башнями: там находился королевский двор, там благородный король и его рыцари жили по законам чести и рыцарской любви. При своем дворе Артур собирал всех храбрых и преданных рыцарей королевства — Ланселота, Гавейна, Галахада, Персиваля и многих других. Он усаживал их вокруг огромного Круглого Стола, так, чтобы никто не считался первым и никто — последним. Мерлин учил рыцарей не творить зла, избегать предательства, лжи и бесчестья, даровать милосердие низшим и оказывать покровительство дамам. Затем паладины Круглого Стола отправлялись странствовать и совершать подвиги, побеждая драконов, великанов и колдунов, спасая принцесс. Но главной целью их паломничества был поиск святого Грааля — Чаши, из которой Иисус пил во время Тайной вечери.

История или легенда?

Могила Короля Артура Аббатство Гластонбери в Сомерсете — уникальный исторический объект. В свое время здесь проводили обряды друиды, их сменили римляне, но наиболее значимый след оставили христиане. Церковные руины, сохранившиеся до наших дней, относятся к XIII веку, они остались от храма, разрушенного по приказу короля Генриха VIII во время его борьбы с католицизмом. Давно ходили слухи, что именно в Гластонбери похоронен король Артур, и когда в 1184 г. страшный пожар уничтожил аббатство, во время реконструкции монахи попутно занялись поисками могилы легендарного короля. В 1190 г. их усилия увенчались успехом! Простукивая каменные плиты пола, на трехметровой глубине бенедиктинцы обнаружили древнюю кладку с полой камерой, где находилась дубовая колода в форме гроба, пропитанная сохраняющими дерево смолами, откуда и извлекли два человеческих скелета. В архивах аббатства сохранился подробный отчет об осмотре тел усопших. Скелет мужчины поражал исполинским ростом — 2,25 м. У него был поврежден череп. На голове женщины прекрасно сохранились пряди белокурых волос. Над новой могилой царственных супругов вырос большой свинцовый крест с латинской надписью: “Здесь, на острове Авалон, покоится прославленный король Артур”. Этот крест то ли был обнаружен монахами на первоначальной могиле, то ли установлен при повторном погребении (источники здесь расходятся). В 1278 г. останки “Артура” были перенесены в саркофаг из черного мрамора перед главным алтарем монастырской церкви. Там они и оставались вплоть до разрушения обители в 1539 г. В 1934 г. на месте главного алтаря были найдены остатки гробницы, и теперь там стоит мемориальная доска. Раскопки в 1962 г. обнаружили место первоначального захоронения и подтвердили, что некогда там существовало углубление. Что до свинцового креста, то он исчез ещё более двухсот лет назад. И уже в конце XX века английские ученые, химики, историки и генетики объединили накопленные знания, решив раз и навсегда дать ответ на все вопросы, которые ставило перед ними аббатство Гластонбери на протяжении многих веков. Археологи провели вскрытие могилы Артура, и сведения в хрониках аббатства полностью подтвердились. Скелеты королевской четы Артура и Гвиневеры были направлены на специальное обследование, которое датировало останки V-VI веками нашей эры, то есть временем, когда и жил легендарный король. Так было доказано, что Артур и в самом деле нашел свой Авалон.

Герой Британии. Кем на самом деле был легендарный король Артур

Песни валлийских бардов

Король Артур, герой британского эпоса, в XX века стал одним из самых популярных персонажей мировой массовой культуры.

Его приключениям, классическим и осовремененным, посвящают свои произведения писатели разных стран. Король Артур является главным героем множества кинофильмов, а также компьютерных игр. В 1982 году Международный Астрономический Союз назвал в честь короля Артура кратер на одном из спутников Сатурна.

Первое упоминание имени Артура датируется примерно 600 годом нашей эры. Валлийский бард Анейрин, описывая битву при Катраэте между англосаксами и королями «Старого Севера» из рода Койля Старого, сравнивает вождя бриттов с Артуром.

Бард Талиесин примерно в то же время посвящает поэму путешествию Артура в Аннун — валлийский потусторонний мир. Надо отметить, что биография обоих бардов известна не слишком хорошо, что и их самих делает легендарными персонажами.

Он написал Артура

Первая историческая хроника, в которой упоминается Артур — это «История бриттов», написанная примерно в 800 году валлийским монахом по имени Ненний. В ней об Артуре говорится, что он одержал двенадцать побед над саксами, окончательно разгромив их в Битве при горе Бадон.

В XII веке священник и писатель Гальфрид Монмутский создал труд «История королей Британии», в которой появляется первый последовательный рассказ о жизни короля Артура.

Гальфрид Монмутский считается основоположником артуровской традиции в ее нынешнем виде.

Надо сказать, что даже ряд современников Гальфрида Монмутского считали его труды псевдоисторическими. Вильям Ньюбургский, автор «Истории Англии», в которой описывается история этого государства в период с 1066 по 1198 годы, отзывался о Гальфриде Монмутском так: «Совершенно ясно, что все, написанное этим человеком об Артуре и его наследниках, да и его предшественниках от Вортигерна, было придумано отчасти им самим, отчасти другими — либо из неуёмной любви ко лжи, либо чтобы потешить бриттов».

Тем не менее, произведение Гальфрида Монмутского стало хорошо известно в Европе, и на его основе стали появляться новые переложения истории короля Артура. Таким образом, народные легенды, собранные и обработанные Гальфридом Монмутским, стали основой для создания новых преданий.

Вождь против саксов

В XV веке Томас Мэлори создал эпос «Смерть Артура», объединивший все самые распространённые легенды об Артуре и рыцарях Круглого стола.

По мнению большинства исследователей, Артур мог быть вождём или военачальником кельтского племени бриттов, населявшего территорию Англии и Уэльса в начале VI века.

Кельтская Британия в этот период столкнулась с нашествием варваров-саксов. Реальному Артуру, согласно этой гипотезе, в течение своей жизни удавалось успешно противостоять саксам, что и сделало его популярным героем народных преданий. Однако впоследствии, после смерти или в конце жизни Артура, нашествие продолжилось и привело к захвату варварами южной части Британских островов.

Есть несколько конкретных исторических фигур, которых «пробовали» на роль Артура.

Претенденты на «роль» легенды

Римский военачальник Луций Арторий Каст командовал вспомогательными кавалерийскими подразделениями Легиона VI Победоносного во II веке нашей эры. Легион базировался в Британии, на Андриановом валу. Исследователи, однако, отмечают, что Луций Арторий Каст жил на триста лет раньше предполагаемой «эпохи Артура».

Амвросий Аврелиан, римско-бриттский полководец, живший в V веке, как и Артур, смог дать серьёзный отпор захватчикам-саксам. Это позволяет некоторым считать его прототипом самого короля Артура. Однако у Гальфрида Монмутского Амвросий Аврелиан тоже упоминается как дядя Артура, брат и предшественник на королевском престоле Утера Пендрагона, отца легендарного короля.

Еще один кандидат в прототипы Артура — Артуис ап Мор, король Пеннин, Эбрука и Калхвинеда, живший в V – VI веках в Британии. Артуис, получив в наследство часть владений отца, успешно расширил территорию государства и отражал нападения врагов, в том числе саксов.

Исследователи отмечали сходство в биографии легендарного Артура еще с целым рядом реальных исторических персонажей, действовавших как в «эпоху Артура», так и несколько раньше. В результате большинство историков приходят к мнению, что Артур – это собирательный персонаж, чья история возникла как из реальных сюжетов, имевших место в жизни вождей и военачальников Британии, так из выдумки безвестных и известных сочинителей, таких как Гальфрид Монмутский.

Король Артур – миф и реальность

  • Начало
  • /
  • Еще
  • /
  • Статьи
  • /
  • Интересное

Ответ на данный вопрос дает небольшое аббатство Гластонбери, где английские археологи обнаружили во время раскопок могилу с телами Артура и его супруги Гвиневеры.

В памяти человечества существуют три короля Артура — Артур исторический, Артур легенд и Артур рыцарских романов, причем один образ плавно перетекает в другой. Поэтому отделить историческую правду от вымысла довольно трудно, учитывая древность сказаний, появившихся в VI веке н.э. Эти века не случайно овеяны фантастическими историями о великом короле Артуре и его знаменитых рыцарях Круглого стола, совершивших массу невероятных подвигов.

К началу III века римляне завоевали Британские острова и владели ими до начала V столетия. Тогда самому Риму угрожали орды готтов, и все римляне покинули колонию. Не прошло и полувека, как на Британию обрушились германские племена. Тогда племена бриттов и остатки потомков римлян объединились и начали борьбу с завоевателями. Хотя они и нанесли им ряд поражений, к 1600 году завоевание основной части острова было завершено.

Об этих временах — борьбы исконного населения Британии с завоевателями — и повествуют истории о короле Артуре, который стал тем героем, что вел эту борьбу. Несмотря на ее неудачу, легенда отправляет раненого короля на волшебный остров Авалон, путь к которому открывается немногим. На этом острове обитают эльфы и феи, там столь медленно течет время, что герои легенд и поселе, возможно, обитают в райском уголке, не ведая, что над планетой пронеслись полторы тысячи лет. Так жил ли на самом деле король Артур? Существовал ли Авалон? Оказывается, эти вопросы неразрывно связаны между собой.

Вокруг легенды об Артуре ходило столько слухов в минувшие века и продолжает ходить в наши дни, что впору окончательно запутаться. Кое-кто из мистиков Средневековья полагал, что Авалон пропал не в физическом, а в сакральном смысле этого слова. Подобно русскому Китежу, остров перешел в иное магическое измерение и скрылся от глаз людей.

Многие историки XIX века объясняли исчезновение Авалона куда более прозаически. Они считали, что причиной гибели острова было банальное наводнение. В подтверждение своей гипотезы ученые приводили подлинную историю, относящуюся к XI веку. В ней шла речь об очень невысоком острове в проливе Ла-Манш, защищенном дамбами и шлюзами. Однажды после каких-то торжеств пьяная стража забыла их закрыть, и ничем не сдерживаемая приливная вода ринулась в город. В волнах погибла вся местная знать (кроме короля, который спасся вплавь на коне), а сам остров покрыло море. Именно вышеописанный исторически достоверный случай и натолкнул исследователей на мысль о том, что Авалон могла постигнуть та же судьба.

Совершенно неожиданно на эту тему высказался (хотя и в завуалированной форме) знаменитый датский писатель Ханс Кристиан Андерсен. В своей довольно жутковатой сказке «Вен и Глен» он описывает два острова-близнеца. Как-то зловещей грозовой осенью Вен был поглощен пучиной, и с тех пор все жители Глена с ужасом ложились спать, ожидая, что сегодня ночью Вен (т.е. море) придет за своим братом и за ними. И Глен действительно исчез, но совсем по иной причине. Он слился с материком, соединенный с ним рукотворными насыпными сооружениями. Такое могло произойти и с Авалоном, если он располагался достаточно близко от берегов Британии.

Надо отметить, что не только европейские ученые интересовались историей острова Авалон. М.А.Орлов в книге «История сношений человека с дьяволом» (1904) указывает, что: «Авалон часто описывали древние поэты Франции. Так, в поэме о Вильгельме Курносом мы находим упоминание о том, что Авалон был чрезвычайно богат, так что другого такого богатого города никогда не было и построено. Стены его были сложены из какого-то особого камня, двери в них были из слоновой кости, жилища щедро разукрашены изумрудами, топазами, гиацинтами и другими драгоценными камнями, а крыши на домах были золотые!

В Авалоне процветала волшебная медицина. Здесь излечивали самые ужасные болезни и раны. В одном из тогдашних романов этот остров описывается как место, где все обитатели проводят время в вечном празднике, не ведая забот и горестей.

Само слово «Авалон» сближали со словами древнебретонского языка «Inis Afalon», что значит — «остров яблонь».

Различные мнения о таинственном острове высказывают и многие современные зарубежные писатели. Но все это гипотезы, которые не дают нам возможности раскрыть тайну Авалона. мы не зря упомянули в начале статьи Гластонбери, что располагается на самом западе Великобритании. Раскинувшись на обширных равнинах Сомерсета, неподалеку от Бристольского канала, этот комплекс сейчас включает в себя город, аббатство и огромную вулканическую скалу с развалинами церкви, спускающуюся террасами вниз.

Местность, окружающая город, раньше напоминала остров из-за бесчисленного множества болот, не осушавшихся до XVI века! Следует отметить, что люди жили здесь еще с незапамятных времен. Остатки поселений, открытых археологами, датируются эпохой римского вторжения на острова. Полагают также, что на землях Гластонбери в течение долгого периода существовал змеиный храм друидских жрецов.

С более чем 150-метровой вершины скалы можно наблюдать пейзаж на 70-80 километров вокруг. Вулканические террасы несут на себе следы обработки их людьми, и, возможно, они служили когда-то тропой для христианских паломников, шедших сюда на поклонение и молитву.

В эпоху Средневековья монахи возвели здесь величественный монастырь, названный ими в честь святого Михаила. Когда же он был разрушен землетрясением, на его месте выросла церковь, остатки которой сохранились и поныне. По легенде, гластонберийская гора является местом, где некогда жил король Артур, а также тайным входом в подземное царство повелителя эльфов. Считается, что в VI веке сюда проник святой Коллен, стремившийся покончить с демонизмом. Он совершил обряд экзорцизма, и от соприкосновения со святой водой эльфийский дворец с грохотом пропал, оставив подвижника одного на пустой вершине скалы.

Еще одна легенда связана с так называемым колодцем святого Грааля, расположенным у подножия горы. Говорят, что в свое время святой Иосиф бросил сюда чашу, которой пользовался Иисус во время Тайной вечери! Многие пытались найти драгоценный магический предмет, но это не удалось никому. В народных преданиях указывается, что Круглый стол короля Артура и распался-то только потому, что святой Грааль исчез из мира людей. Сам колодец построен друидами из громадных каменных блоков, с величайшей тщательностью обработанных руками каменотесов. Каждый день из него выливается 113 тысяч литров красной железистой воды, обладающей, по поверью, магическими свойствами.

Вообще скала в Гластонбери является весьма странным местом даже с точки зрения современной науки. Очень часто местные жители становятся свидетелями необыкновенного зрелища, происходящего по ночам. Неожиданно в воздухе возникают бледные синеватые огни, которые часами носятся вокруг церковных развалин. Одни приписывают их появление уфологическим факторам (НЛО), другие — магнетической энергии скальной породы.

Аббатство Гластонбери — уникальный исторический объект для множества религий. В свое время здесь проводили обрядовые действия друиды, поклонявшиеся змеям. Затем их сменили римляне, а после ухода последних на местной территории прочно осели ведьмовские общины (обитающие тут и по настоящее время). Но наиболее значимый след оставили, несомненно, христиане. По легенде, Иосиф Аримафейский (человек, похоронивший тело Христа) переселился в Гластонбери и построил здесь первую в Великобритании церковь. На развалинах аббатства каждую Пасху расцветает терновник. В народе говорят, что когда Иосиф после своего прибытия взошел на скалу, он во время молитвы опирался на посох. Как-то раз он оставил его там, и посох превратился в дерево. Дерево пустило корни, и с той поры гластонберийский терновник служит местной достопримечательностью. Наиболее чтимый в Ирландии святой — Патрик — также жил и умер среди здешних монахов.

Как место последнего упокоения короля Артура и его супруги, Гластонбери приобрело известность с ХII века. До этого времени подлинность данного факта подтверждалась лишь преданиями. Так, Эскалибур — легендарный меч Артура, брошенный сэром Бедуиром по просьбе смертельно раненного в битве при Камлене короля в воду, мог быть утоплен в местном озере Помпарлес. К сожалению, этот некогда обширный водоем ныне осушен и проверить правдивость устной традиции уже невозможно.

Большое несчастье (принесшее, однако, и некоторую пользу) произошло в 1184 году. Страшный пожар уничтожил тогда аббатство практически до основания, но во время реконструкции монахи занялись широкомасштабными поисками могилы Артура. В 1190 году она была найдена! Тщательно простукивая каменные плиты пола, бенедиктинцы обнаружили на трехметровой глубине — ниже современной кладки — еще более старую, с имеющейся в ней полой камерой. Вскрыв пол, монахи пробились к легендарной усыпальнице. Два огромных гроба, пропитанных сохраняющими дерево смолами, предстали их изумленному взору!

В архивах аббатства сохранился подробный отчет об осмотре тел усопших. Скелет мужчины поражал своим высоким ростом — 2 м 25 см. У него был поврежден череп, однако причину травмы установить не удалось, хотя это мог быть и след от ранения. На голове женщины прекрасно сохранились белокурые волосы.

Руководство монастыря распорядилось провести торжественное перезахоронение царственных супругов, и вскоре над их новой могилой вырос большой свинцовый крест с надписью: «Здесь, на острове Авалон, покоится под землей прославленный король Артур». В 1278 году останки монарха были повторно захоронены в специальной гробнице из прекрасного черного мрамора.

Первые современные научные изыскания в Гластонбери начались в 1907 году. Историко-археологической экспедицией руководил английский ученый Фредерик Б.Бонд. Его сотрудники добились значительных успехов — они обнаружили остатки неизвестной часовни. Сверив ее географическое положение с общим планом аббатства, Бонд пришел к выводу, что оно было построено согласно законам сакральной геометрии, используемой древними египтянами, а позже масонами. Однако маститый исследователь имел неосторожность публично заявить о том, что все указания по поиску древностей он с помощью медиумов получал, общаясь с душами усопших монахов. Разразился крупный скандал, и Бонда уволили.

Только много лет спустя результаты его изысканий были переосмыслены в свете новых научных данных. Как оказалось, Фредерик Бонд показал в своем отчете (хотя и не имея прямых доказательств) энергетическую связь между Гластонбери и Стоунхенджем. Так называемая линия «лей» (место всплесков энергии неизвестного происхождения) соединяет два вышеуказанных места, проходя параллельно древней дороге. Эту мистическую трассу в народе именуют Тод Лайн — дословно «мертвая линия», или же «путь мертвых людей». В английском фольклоре Тод Лайном обозначают тропу духов, по которой умершие следуют в загробный мир.

Место захоронения Артура и Гвиневеры, обнаруженное монахами в XII веке, как раз располагается на этой линии.

Следующая попытка раскрыть загадку Гластонбери была предпринята в 20-х годах нашего столетия. Для лондонских ученых тайной за семью печатями продолжала оставаться древняя обсерватория (иначе — Звездный храм), находящаяся южнее аббатства. Она представляет собой двенадцать огромных знаков Зодиака, искусно выложенных на земле.

Описание этого объекта впервые встречается у Джона Ди (1527-1608 гг.) — знаменитого астролога и медиума королевы Елизаветы I. И вот в 1929 году Звездный храм заново изучила скульптор Кэтрин Мэлтвуд. Она была известна в кругу британской интеллигенции в первую очередь как иллюстратор «Высокой истории святого Грааля», — историко-мистического произведения, написанного в 1199 году в Гластонбери. Тщательно исследовав астрологические фигуры, Мэлтвуд в своей работе «Храм звезд в Гластонбери» попыталась связать их с персонажами артуровского эпоса. Так, магическую фигуру Мерлина она сопоставляет с созвездием Козерога; короля Артура — со Стрельцом, а Гвиневеру — с Девой! Само же аббатство Гластонбери — это знак Водолея, символизирующий собой приход новой просвещенной эпохи.

В конце ХХ века английские ученые, собрав воедино накопленные знания, решили раз и навсегда дать ответ на все вопросы, которые ставило перед ними Гластонбери на протяжении более тысячи лет. Нельзя сказать, что эту задачу они выполнили полностью, но кое-что сделано все-таки было. Так, например, археологи провели повторное вскрытие могилы Артура, и сведения хроники аббатства полностью подтвердились! Ученые занимались не только черной мраморной гробницей, но и изучили самую раннюю погребальную камеру, обнаруженную монахами в 1190 году. Скелеты Артура и Гвиневеры были направлены на медицинское обследование, которое датировало останки V-VI веками нашей эры, т.е. временем, когда и жил легендарный король. Сомнений больше не оставалось!

Мы не знаем, о чем думал в свои последние часы умирающий Артур. Но писатель Теренс Уайт в романе «Свеча на ветру» пишет об этом так: «Заунывный ветер дул в Солсбери. Мгла стояла в пустом шатре Короля. Ветер выл, оплывали свечи… В ожидании епископа старый-старый человек присел за читальный налой. Время шло, и голова его никла к бумагам. Он вспоминал остров, увиденный им во время перелета, остров, на котором мирно сожительствовали птицы, не ведая войн. Старый Король чувствовал себя исполненным бодрости, он почти готов был начать все сначала. Но в ту ночь слишком поздно было для новых усилий. В ту пору судьба назначила ему умереть и быть перенесенным в Авалон, где он мог ожидать Лучших дней!»

Возникновение мифа о короле Артуре – необычный путь формирования эталонного средневекового эпоса, в котором ложь спорит с правдой

Как появился миф о короле Артуре?

Впервые произведения о приключениях легендарного короля Артура и рыцарей Круглого стола появились в Европе во второй половине XII столетия. В основе этой истории лежали смутные воспоминания об англосаксонском завоевании Британских островов в V-VI вв. Некий dux Arturus, представитель романо-британского населения, военный предводитель, защищает свою родную землю от набегов пиктов с севера и вступает в бой с германцами, которые стремительно переселяются из-за моря на острова и занимают земли римской Британии . С течением времени этот персонаж чудесным образом превратился в короля Артура, хозяина Логрии (страны, из которой родилась средневековая Англия ). Самые близкие верные дружинники позднее стали рыцарями Круглого стола.

Артуровский эпос впитывал в себя персонажей, сюжеты и мотивы мифов кельтов. Этот культурный пласт довольно долго пополнялся новыми фольклорными и мифологическими традициями, пока окончательно не стал прочным фундаментом для литературного творчества. В начале XI века сказания об Артуре мелькают в англосаксонских хрониках и в репертуаре валлийских бардов, полюбившемся публике Британских островов, а позже и континентальной Европы. Но в XII веке происходит любопытная трансформация: теперь король Артур — историческая фигура, легендарный предок всех претендентов на английский престол.

Первое авторизованное сочинение о короле Артуре принадлежит перу ученого клирика Гальфрида Монмутского, который по заказу английского монарха Генриха I Боклерка отразил легенду в истории королей Англии . Эта работа датируется 1138 годом. О правлении Артура повествуется куда больше, чем в песнях валлийских бардов, а мотивы и эпизоды этого сочинения лягут в основу множества рыцарских романов Классического Средневековья. Примерно в 1155 году каноник из Байё по имени Вас, вдохновленный текстом Гальфрида Монмутского, создает в стихах историю Англии под названием «Роман о Бруте», посвященную Алиеноре Аквитанской, супруге английского монарха Генриха II Плантагенета. Именно в его сочинении впервые упоминается Круглый стол, сделанный по приказу Артура чтобы предотвратить свары и дрязги между знатными мужами. Также в его версии легенды говорится о том, что спящий на острове Авалон монарх вернётся назад как мессия и освободит свой народ.

Король Артур и рыцари Круглого стола: литература для военных

Вас сделал не менее значительную вещь, чем Гальфрид Монмутский: он превратил Артура в литературного героя, который вписывался в новый жанр — роман, повесть на родном языке. Эти произведения рассказывали о приключениях Артура, Гвиневеры, Гавейна и, конечно же, о рыцарях Круглого стола. Но так уж вышло, что интерес к фигуре короля Логрии проснулся у континентальных авторов, а именно — французских. Главный среди них — это Кретьен де Труа , клирик, служивший при дворе графа Шампани Генриха Щедрого . Кретьен де Труа обладал талантом стихосложения и в 1165—1190 гг. написал несколько произведений, посвященных артуровскому циклу. «Эрек и Энида», «Рыцарь со львом», «Повесть о Грааале», «Рыцарь телеги» стали шедеврами французской средневековой литературы. Мотивы и сюжеты этих романов будут использоваться последователями Кретьена де Труа .

К сожалению, свой самый сильный роман «Повесть о Граале» он так и не смог закончить. Но уже в конце XII века и вплоть до 1230-х гг. анонимные подражатели дописывают текст «Повести», в котором появляются похождения наивного Персеваля и доблестного Гавейна. Постепенно произведение проникает в Германию , Нидерланды и на Скандинавский полуостров: там уже появляются свои варианты переводов текста.

К XIII столетию заполняются лакуны эпоса об Артуре, также в легенде развивается христианская тематика. В артуровском мире появляются дополнительные персонажи — волшебник Мерлин, Тристан и Изольда. Популярность подобной тематики росла, и в первой половине XIII века в прозе появляются «Ланселот-Грааль», «Тристан» и «Гирон Куртуазный». Вся эта литература оказала огромное влияние на военную элиту. Рыцарские романы читали вплоть до начала Нового времени.

В эпоху Высокого Средневековья рыцарские романы о персонажах артуровского цикла была предназначена исключительно для знати. В ней прославляется молодость, рыцарство, власть авторитетного монарха — Артура, который в отличие от многих европейских королей продолжает прислушиваться к советам своих подданных.

В XV веке, в разгар войны Алой и Белой розы в Англии , представитель знатного семейства Томас Мэлори вновь обратил внимание на эпос о короле Артуре. Вдохновленный в детстве «Романом о Бруте» Мэлори написал восемь романов об Артуре и рыцарях Круглого стола. Это собрание представляет наиболее полное отражение средневекового эпоса о легендарном правителе Логрии и его верных товарищах.

Секрет крови короля Артура. Легендарный рыцарь был сарматом с Причерноморья?

Британские учёные подтверждают, что король Артур был родом с Древнего Кавказа, а рыцари и драконы – из аланов и роксолан.

До сих пор считалось, что легендарный британский рыцарь и король Артур был сыном вождя бриттов Пендрагона и внуком римского узурпатора Константина Флавия, поднявшего в 407 году восстание против Римской империи, которое вскоре обеспечило Британии независимость.

Утер Пендрагон. Иллюстрация к книге “История короля Артура и его рыцарей”. Фото © Wikipedia

Впервые упоминание о короле Артуре встречается в строках поэмы валлийского барда Анерейна в самом конце VI века, и уже тогда он представал легендарным героем прошлого. Считается, что он жил минимум за 150–200 лет до этого. В следующий раз о нём вспомнят только через 200 лет: монах Ненний в труде “История бриттов” напишет, как Артур во главе бриттов разбил наголову отряды свирепых саксов возле Бадонского холма. А спустя еще 400 лет епископ Гальфрид Монмутский в своей Historia Regum Britanniae (“Истории британских королей”) в первый раз назовёт Артура королём, ссылаясь на древнюю книгу бриттов. Он расскажет о вторжении в Британию Цезаря, о прекрасном городе Корлеоне и справедливом правителе Артуре. Именно благодаря этому труду Артур и войдёт в историю средневекового рыцарства как идеальный правитель прошлого.

Король Артур — сарматский наёмник

Но откуда появился король? Откуда среди бриттов, которые поклонялись деревьям и красились синей краской для устрашения врагов, вдруг появились прекрасные светловолосые всадники с прямыми двуручными мечами, в латах, в шлемах, с собственными представлениями о чести и достоинстве? Ведь ни у бриттов, ни у кельтов не было конницы.

Долгое время факт отсутствия конницы на территории Британии никого не смущал. Однако в 2000 году два британских учёных, Скотт Литлтон и Линда Малкор, опубликовали книгу “Из Скифии в Камелот: пересмотр легенд о короле Артуре, рыцарях Круглого стола и Святом Граале”, в которой предположили, что реальный прототип короля мог быть сарматским князем, ведь именно у сарматов была великолепная, непобедимая конница.

Главным оружием в бою у сарматской тяжёлой конницы был контос — огромное тяжёлое копьё, достигающее в длину 4,5 метра, на которое сармат мог насадить сразу двух или трёх врагов. Держали копьё двумя руками, а спешившийся древний рыцарь брался за прямой двуручный меч. “…В шлемах и в латах из маркианской сияющей стали, кони же в латах железных и медных. ” — восхищённо писал о сарматах в конце I века греческий историк Плутарх.

Сравнив названия на карте Британии с названиями в Причерноморье и на Северном Кавказе, а легенды Англии с легендами кавказского эпоса Нарты, который бытовал у осетин, чеченцев, карачаево-балкарцев и сванов, англичане сделали вывод: прототипом короля и его рыцарей мог стать отряд римских наёмников, возможно роксолан, которые обитали в Причерноморье вплоть до V века. Это был племенной союз алан и сарматов, с которыми Рим считался и иногда вступал в союз.

Легенда о великом мече родом из Причерноморья

Оказалось, что легенды старой доброй Англии и Кавказа объединяет культ меча, который герои сказаний — король Артур и Батрадз — в решающий момент повествования вытаскивают из камня, а перед смертью бросают в озеро. У сарматов существовал бог войны — скифский Арес, символом которого был меч, воткнутый в камень. Вытаскивая меч из камня, герой освобождал демона войны и устремлялся навстречу сражению.

Артур получает меч Экскалибур от Леди Озера. Фото © Wikipedia

Удивительно, но открытие англичан не стало для российской исторической науки чем-то неожиданным. Ещё советские учёные знали, что в V веке сарматы-аланы контролировали земли на территории современной Франции, возле Орлеана, а позже переселились на побережье пролива Ла-Манш в Бретань, от которой до волшебной родины Артура было всего 150 километров.

Легенда советской археологии Вера Ковалевская выдвигала теорию, по которой Артур был князем Гоаром, правившим сарматами-аланами под Орлеаном в конце V века. Влияние алан на историю Англии подтверждается источниками — они упоминаются в “Истории бритов” IX века как родоначальники Европы в трудах короля Альфреда (IX век), Бартоломея Английского и Роджера Бэкона.

“Кочевник-варвар” и его драконы

Но это отнюдь не всё: спустя год, в 2001-м, ещё один англичанин, антрополог из Кембриджского университета Говард Рид, выпустил книгу “Король Артур: как кочевник-варвар стал величайшим героем Британии”. Этому учёному пришла в голову идея сравнить артефакты из экспозиции Эрмитажа с артефактами Великобритании. Вывод был аналогичен: Артур вместе с рыцарями мог быть выходцем с Черноморского побережья.

Во-первых, на знамёнах сарматов были драконы. Точно такие же драконы оказались изображены на плитах, покрывающих могилы древних бриттов. Во-вторых, у короля Артура была конница. На территории Британии конницы быть не могло, а поздний Рим прибегал к услугам наёмников — всё тех же сарматов. Поэтому Рид предположил, что Артур мог быть сарматским князем, который в 175 году нанялся к римскому императору Аврелию Марку и вместе со своим войском в 6000 всадников был отправлен в Британию наводить порядок. Скорее всего, среди рыцарей Круглого стола были роксоланы и языги, которые в это время образовали мощную федерацию в Причерноморье, заняли устье Дуная и стали непосредственными соседями Рима.

По устоявшейся римской традиции наёмники на родину не возвращались, а оставались на территории империи и жили в особых поселениях для ветеранов. Известно подобное поселение и на территории Британии — в Рибчестере, в котором жили именно сарматы-аланы. С их влиянием учёные связывают появление в Британии таких фамилий, как Алейн, Алан и Фитцалан. Археологи обнаружили, что сарматы жили в Рибчестере на протяжении нескольких сот лет, оставили после себя надписи на камнях и артефакты — посуду и инструменты. Кстати, английские исследователи верят, что Камелот существовал недалеко от города Честер, то есть всего в 60 километрах от Рибчестера.

В-третьих, Рид изучил не менее семидесяти пяти литературных источников и тоже пришёл к выводу, что легенды о короле Артуре и его друзьях — часть истории свирепых сарматских воинов, которые жили на юге современной России. То есть на самом деле события, описываемые в валлийских преданиях, происходили не в Уэльсе, а на северном берегу Чёрного моря.

Выводы английских учёных подтвердил и француз. Историк Бернард Бахрах опубликовал книгу “История алан на Западе”, где доказал, что рыцарство на Западе обязано своему возникновению римским наёмникам сарматам-аланам, которые составляли целые части в личной гвардии римского военачальника Геронтия, служившего узурпатору Константину (который якобы был дедушкой Артура). Вместе с вандалами сарматы вторглись в Испанию в 409 году и даже покорили Северную Африку.

Разумеется, труды учёных были восприняты в Великобритании с большой долей скепсиса. Местные критики иронизировали над выводами Рида и предлагали сделать короля Артура хотя бы самураем. Они тоже уже не помнили о родоначальниках Европы, упоминаемых в их же древних текстах, и предпочитали не замечать сарматские артефакты. Однако факт скифо-сарматского происхождения легендарного короля подхватили американские и ирландские кинематографисты — в 2004 году на экраны вышел фильм “Король Артур” режиссёра Антуана Фукуа, в котором рыцари Артура были показаны наёмниками-сарматами из степей Северного Причерноморья, охранявшими от саксов западные границы Рима. Так что капля камень точит.

Ссылка на основную публикацию