Почему древние греки прежде всего украшали храмы снаружи?

Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи византийские мастера изнутри?

История | 5 – 9 классы

Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи византийские мастера изнутри.

Греки считали, что храм – это дом бога на земле.

Потому что люди не ходили.

Они и украшены были снаружи.

Внутри лишь статуя бога и падающий в нужное место свет.

Византийцы считали, что храм – это место беседы с богом.

Соответственно, оно должно быть красивым и возвышенным, потому храмы были расписаны, купола опирались на систему крестообразного основания или на арочные перекрытия так, чтобы казалось – купол парит над головами, свет из барабана помогает такому впечатлению, а человеку кажется, что бог его видит и слышит.

Самый известный храм, созданный древними греками?

Самый известный храм, созданный древними греками?

Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи, а византийские мастера – изнутри?

Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи, а византийские мастера – изнутри?

Римские и византийские храмы часто имели снаружи очень скромный вид но зато внутри были удивительно изукрашены?

Римские и византийские храмы часто имели снаружи очень скромный вид но зато внутри были удивительно изукрашены.

Зачем создавался такой контраст?

Почему древние греки украшали храмы прежде всего с наружи, а везантийские мастера изнутри?

Почему древние греки украшали храмы прежде всего с наружи, а везантийские мастера изнутри?

Древние греки молились ВНЕ ХРАМА , а христиане – ВНУТРИ церкви ?

Древние греки молились ВНЕ ХРАМА , а христиане – ВНУТРИ церкви .

Какой самый известный храм, созданый древними греками?

Какой самый известный храм, созданый древними греками?

Почему древние греки молились вне храма а христиане внутри церкви?

Почему древние греки молились вне храма а христиане внутри церкви?

Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи, а вищантийские мастера – изнутри?

Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи, а вищантийские мастера – изнутри.

Какой из храмов созданных древними греками самый известный как он выглядел?

Какой из храмов созданных древними греками самый известный как он выглядел.

Как и чем украшали храмы в древней греции и в византии?

Как и чем украшали храмы в древней греции и в византии.

Вы зашли на страницу вопроса Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи византийские мастера изнутри?, который относится к категории История. По уровню сложности вопрос соответствует учебной программе для учащихся 5 – 9 классов. В этой же категории вы найдете ответ и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют, создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Эллины храмы не посещали. Всё действо происходило перед храмом, а не внутри. В христианскую эпоху богослужение перешло во внутреннее пространство храма. Следовательно, и основной декор у греков – снаружи, у византийцев – внутри. В этом основная п..

Д. Локка, чей педагогический трактат “Мысли о воспитании” в русском переводе стал ее настольной книгой.

Гавриил Романович Державин 1743 – 1816 – русский поэт эпохи просвещения. Скорее всего он, не могу сказать точно.

Крестьянин проживал в небольшом домике с соломенной или камышовой крышей. Иногда в доме могла быть печь для выпечки хлеба. Дымоходов не было – стены были черные от клубившегося дыма. Окна часто вообще отсутствовали в доме или были очень маленькие.

Она первая на Руси использовала такой столовый прибор как вилка на своем первом пире в России, перед свадьбой с Лжедмитрием.

Геополитическая ситуация в Европе и в мире после Первой мировой войны сильно изменилась. Систему мирового равновесия послевоенного периода нарушали два фактора : Версальский мир, поставивший Германию в унизительнейшие условия, и революция 1917 г. В..

Пончик это я с другой страницы. К завтру.

Древнегреческий историк Геродот рассказывал легенду о том, что в течение 10 лет строили дороги, по которой носили камни. Сооружение самой пирамиды длилось еще 20 лет. Всего в работах по строительству пирамид принимали участие 100 тысяч человек, сме..

Владимир Батый сжег их там.

Крестьянство оставалось доминрующим по количесству сословием. Многие крестьяне уходили на заработки в промышленные центры. В результате промышленного переворота появляются 2 новых класса : продетериат и буржуазия. Купечесвоке сословия пополнялось ..

Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи, а вищантийские мастера – изнутри

Ответы 10

1.Греки считали, что храм – это дом бога на земле (Артемиды или Зевса, например) , потому внутрь люди не ходили, восхищались снаружи. Они и украшены были снаружи, внутри лишь статуя бога (богини) и падающий в нужное место (рассчитывали) свет.

Византийцы считали, что храм – это место беседы с богом, соответственно, оно должно быть красивым и возвышенным (эстетически, да и архитектурно тоже) , потому храмы были расписаны, купола опирались на систему крестообразного основания или на арочные перекрытия так, чтобы казалось – купол парит над головами, свет из барабана такому впечатлению, а человеку кажется, что бог его видит и слышит.

Чему обучали – математика, литература, греческий язык, химия. Чем был вызван выбор – хорошим развитием этих наук в Византии, развитии религии, ну и восстанавливались греческая часть византийской культуры.

2.Какие науки развивались в Византии особенно успешно?

История, религия, архитектура, искусство и так далее. Основным направлением исследований в Византии являются медицина (медицинское образование, врачи и больницы), математика (важные математики и их труды) и архитектура (технические характеристики византийской архитектуры), богословие, математика, грамматика, правоведение, логика, риторика, астрономия, этика, политика и так далее .

3.Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи ,а византийские мастера-изнутри?

Греки верили, что храм был домом Бога на земле (например, Артемида или Зевс), потому что люди не входили, они восхищались снаружи. Снаружи они были украшены только статуей богов, и свет падал в нужное место (рассчитано).

Византийцы полагали, что храм был местом беседы с Богом соответственно; храмы были окрашены изнутри, потому что люди были внутри храма в основном.

4. опишите храм святой Софии в Константинополе. Какие детали античной архитектуры использовали строители

С точки зрения архитектуры, собор Святой Софии представляет собой куполообразную структуру типа базилики, которая сочетает в себе план базилики и центральный план и считается важной вехой в истории архитектуры с ее переходом купола и особенностями несущей системы.

Собор Святой Софии важен своими размерами и архитектурой. Хотя купол собора Святой Софии меньше, чем купол Пантеона в Риме, сложная и изощренная система сводов-куполов, арок и сводов, применяемых в соборе Святой Софии, делает купол более впечатляющим, занимая гораздо большее пространство.

Главный (центральный) купол, покрывающий половину среднего нефа, был расширен, чтобы создать очень большой прямоугольный интерьер с половиной куполов, прикрепленных к востоку и западу, который, если смотреть с земли, воспринимается как купол, доминирующий над всем внутренним пространством.

Во время строительства строительный раствор использовался на стенах, а не на кирпичах, и когда купол был установлен на конструкции, вес купола приводил к изгибу стен, образованных строительным раствором, который оставался влажным в нижней части.

5.Уточните по словарю значение слов: мозаика фреска икона. чем различается техника создания мозаики фрески иконы?

Мозаика – когда поверхность украшена методом объединения мелких частей разных цветов. Мозаика может быть изготовлена из самых разных материалов, таких как камень, стекло, кирпич, металл или морская ракушка.

Фреска – это роспись непосредственно на стенах, потолках или других больших постоянных поверхностях для создания произведений искусства. Отличительной особенностью фрески является гармоничное включение архитектурных элементов данного пространства. Это роспись на сырой штукатурке, отчего она становится более долговечной.

Икона – изображение людей и события, которые восточные церкви считают священными; представительные картины, выполненные на стене, мозаике или дереве.

6.в чём состояла важность контактов других стран с народом Византии?

Долгое время для Средневековья Византия была самой культурной страной Европы. Важность контактов других стран и народов с Византией заключалась в следующем: художники и ремесленники отправились в Византию для изучения науки, языка, древней культуры. Благодаря Византии работы многих древних писателей были сохранены, а культурные и научные достижения Востока проникли на Запад в Европу; Византия также играет важную роль в культурном развитии славянских народов. Почему Византия устанавливала контакты? Чтобы распространить свою власть?

Всемирная история

§ 7. Культура Византии

Что такое античная культура?

Каков был вклад древних греков и римлян в сокровищницу мировой культуры?

В начале Средних веков Византия не пережила таких нашествий, как Западная Европа. Не было в этой стране и упадка культуры. Поэтому она стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока.

1. Развитие образования. В VII—VIII веках греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках, умеющих грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Грамотные люди встречались даже среди крестьян и ремесленников.

Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счёту и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних учёных, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских учёных и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи.

Византийский ковёр

Византийская монета. VI в.

В IX веке при императорском дворце в Константинополе была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу.

2. Научные знания. Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских учёных — медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали и в Западной Европе. В самой Византии было немало учёных и творческих людей. Лее Математик (IX век) изобрёл звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние и автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой.

Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе).

Развитие ремёсел и медицины дало толчок изучению химии. Был изобретён «греческий огонь» — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.

Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.

Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков Прокопия Кесарийского (VI век), Льва Диакона (X век), Дуки (XIV век) создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.

3. Архитектура и живопись. С принятием христианства изменилось назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и внутренних помещений.

Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор — помещение у западного, главного входа; неф (по-французски — корабль) — вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только священнослужители. Своими апсидами — полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращён на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр Земли — Иерусалим с горой Голгофой — местом распятия Христа.

Применение «греческого огня». Миниатюра XIII в.

Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот собор главной церковью всего христианского мира. Его сооружали в течение пяти лет, строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники.

Для отделки Святой Софии впервые применили мрамор различных цветов и оттенков — розового, зелёного, тёмно-серого и белого, причудливым узором выложив его плиты на стенах. Внутри храм Святой Софии поражал размерами и красотой.

Храм Св. Софии в Константинополе. Современный вид. После 1453 г. храм был перестроен в мечеть

Центральное помещение храма Св. Софии

Схема храма Св. Софии

В основаниях гигантского купола (диаметром 31 м) располагаются 40 окон. Это создаёт впечатление, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.

В X—XI веках вместо вытянутых прямоугольных храмов стали возводить крестово-купольные. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении — барабане. Храм выглядел более лёгким, устремлённым ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.

В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой — изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Смальту укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками. Фрески писали водяными красками по сырой штукатурке.

В православных храмах и жилищах важное место занимали иконы. В отличие от мозаики и фрески икону можно перенести с места на место, подарить, взять с собой в путешествие или в военный поход. Одна из наиболее почитаемых на Руси икон Богоматери — Владимирская — была привезена из Византии.

В оформлении храмов сложился канон — строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Иконы, фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных». Ведь простые европейцы тогда, как правило, не умели читать. А в Западной Европе до XVI в. текст Библии и вовсе был непонятен людям, ведь её переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Да и многие рядовые священники с трудом понимали латынь. Лишь церковные изображения и проповеди знакомили простых людей с содержанием христианства.

Капитель в храме Св. Софии

4. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран, и чаще всего Италии, приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов и греческого языка, чтобы читать «умные книги». У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран.

Особенно большое влияние оказала византийская культура на развитие и культуру славян. В IX—X веках киевские князья совершали военные походы в Константинополь. Именно здесь заканчивался торговый путь из варяг в греки, вдоль которого возникло Древнерусское государство. В 911 и 944 годах были заключены торговые договоры князей Олега и Игоря с Византией.

Повседневная жизнь византийцев

В бытовых привычках и обычаях византийцы сильно отличались от западноевропейцев. Здесь кипела городская жизнь, люди были более открытыми, как в античных полисах. Во время общественных праздников столы накрывали для всех прямо на улицах.

В столице империи многоэтажные узкие дома буквально лепились друг к другу. Сохранился рассказ о ссоре соседей – оратора Зинона и механика Анфимия из-за пристройки, которая загораживала свет. Не сумев переспорить красноречивого соседа, механик устроил в его доме искусственное землетрясение.

Византийцы заботились о своём внешнем виде, любили посещать бани. Патриарх даже потребовал закрывать их в воскресный день, чтобы верующие молились в Святой Софии.

Женщины делали замысловатые причёски, напоминавшие шатёр или башню. Знатные юноши носили сапоги, расшитые узорами из шёлка. Высмеивая таких модников, осторожно ступавших по грязи и пыли, Отец церкви Иоанн Златоуст советовал им вешать сапоги на шею или положить себе на голову. Аристократы гуляли по улицам в пышных костюмах с вышитыми на ткани картинами: пейзажами, фигурами животных, даже евангельскими сюжетами.

Богоматерь с Иисусом. Деталь мозаики собора Св. Софии. X в.

В конце IX века Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии.

С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашёнными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось ещё в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных учёных и писателей.

1. Чему обучали в византийских школах? Чем был вызван такой выбор предметов? 2. Какие науки развивались в Византии особенно успешно? 3. Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи, а византийские мастера – изнутри? 4. На основе текста и иллюстраций опишите храм Святой Софии в Константинополе. Предварительно составьте план своего рассказа Постарайтесь, чтобы он включал сведения из разных пунктов параграфа. 5. Уточните по словарю значение слов «мозаика», «фреска», «икона». Чем различается техника создания мозаики, фрески, иконы? 6. В чём состояла важность контактов других стран и народов с Византией?

1. Сделайте вывод: почему образование и наука в Византии в VI-XI веках были развиты лучше, чем в Западной Европе? 2. Документы сообщают, что в день освящения храма Святой Софии император Юстиниан воскликнул: «Слава Всевышнему, который избрал меня для совершения этого великого дела! Я превзошёл тебя, Соломон!» Как вы понимаете эти слова? Почему Юстиниан сравнил себя с библейским царём Соломоном? 3. Найдите в книгах или в Интернете изображение базилики (вытянутого прямоугольного здания церкви) или крестово-купольного храма, кроме упомянутой в параграфе церкви Святой Софии. Укажите на этом изображении те части здания, о которых вы узнали из текста. 4. Подготовьте презентацию (5-6 слайдов) о влиянии византийской культуры на культуру Древней Руси. 5. Напишите сочинение от имени путешественника-франка, который впервые увидел церковь Святой Софии. Какие чувства вызовет у него храм своим внешним и внутренним убранством?

Стили древнегреческих храмов

Мерой всего греки считали человека, поэтому именно пропорции человеческого тела заложены в облике античных колонн.

Древнегреческая архитектура остаётся эталоном уже много веков.

Это греки придумали ордерные стили и пропорции зданий. Мало чего принципиально нового появилось в архитектуре с тех пор.

Древние греки жили в гармонии с природой, вдохновение брали от нее. Ничто не ускользало от их внимания, они вдохновлялись всем, что видели вокруг себя. Их искусство гармонично и продумано до мелочей. Да и не было мелочей для греков! Продуманы все, даже самые незаметные, детали. Искусство древних — тема огромная. Сегодня поговорим о греческих храмах и особенностях их сооружения.

Храмы по праву являются величайшим достижением греческого строительного искусства. Греки считали их жилищем богов, поэтому внутри храмов в древности могли бывать только жрецы, да и то лишь во время празднеств. Народ же видел храм только снаружи.

Скорее всего, именно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика сооружения. Строительство храма было подчинено определенным правилам, так и сложилась система ордера — соотношение между частями здания, количество колонн и их размеры.

Мерой всего греки считали человека, поэтому именно пропорции человеческого тела заложены в пропорциях колонн.

В греческой архитектуре было три стиля: дорический, ионический и коринфский.

Дорический стиль был мужественным, простым и мощным. Название получил от дорических племён, которые его создали. Дорийцы — воины, мужчины. Колонны строгие, без лишнего декора, часто без основания. Мужчина прочно стоит на ногах. Именно эти колонны — простые и строгие, украшают знаменитый Парфенон.

Ионический стиль возник в Ионической области Малой Азии. Отсюда уже он проник в Грецию. По сравнению с дорическими, колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Поэтому, продолжая ассоциации с человеком, эти колонны часто воспринимают олицетворением женского тела. Каждая колонна имеет свое основание — базу. Женщине ж надо на что-то опираться. Средняя часть капители напоминает бараньи рога, т. н. волюты. Но здесь ученые не столь единодушны. Есть версии, что эти завитки напоминают и женские прически, и морские волны, и завиток морской раковины. Вдохновение — от природы. А уж что именно подтолкнуло художника, высекло искру идеи — мы можем только предполагать. Колонны ионического ордера украшают храм Ники Аптерос на Акрополе.

Коринфский ордер часто называют девичьим — он еще более утонченный и изящный. Легенда его возникновения весьма романтична. В ней рассказывается, что скульптор по имени Каллимах прогуливался по кладбищу и увидел на могиле недавно умершей девушки корзинку с её вещами, которую оставила здесь её кормилица. Плетёную корзину обвили листья буйно растущего аканта. Эта корзина и стала прообразом капители нового ордера — коринфского. Колонны этого ордера сохранились до наших дней на храме Олимпейон в Афинах.

Листья аканта — очень популярный элемент декора. Он привлек внимание необыкновенной формой листьев, скорей всего. Растение любит тень, цветет в апреле, выбрасывая стрелку с голубоватыми цветочками. Петербуржцы без труда узнают эти листья в декоре решетки моста.

Лучше один раз увидеть — древние греки были в этом убеждены. Действительно, увидев всю эту красоту однажды вживую, уже никогда не спутаешь один ордер с другим, и названия их останутся в памяти.

А вы знаете, как связаны греческое оливковое масло, самый известный храм античной Греции и ЮНЕСКО?

Главный храм на Афинском Акрополе называется Парфенон. В честь неё — Афины. Αθηνά Παρθένα – Афина-девственница.

Когда туристы в Греции покупают самое вкусное и полезное оливковое масло, они ищут на упаковке слово παρθένο ελαιόλαδο. Это значит — первый, холодный отжим. Масло первого отжима — «девственное» масло.

Всё просто, как видите.

Парфенон многие тысячи лет остается эталоном в архитектуре. Более того, организация, которая в специальном представлении вряд ли нуждается, именно его очертания использовала на своём флаге. Узнаёте?

Чем больше я узнавала, сколько секретов таится в устройстве Парфенона, тем большее восхищение испытывала. Перед человеческим талантом, перед огромным трудом, с каким был построен этот храм.

Сроки строительства тоже впечатляют: всего 15 лет. Учитывая, что храм Олимпейон, посвященный Зевсу Олимпийскому, греки за 600 лет так и не смогли достроить сами и заканчивали строительство уже на деньги Римской империи, при императоре Адриане. Это один из самых значимых храмов древности, при этом его часто называют античным долгостроем. Строительство его было начато в VI в до н. э., а завершено лишь во II в н. э.

Так вот, несмотря на то, что храм Зевса оставался недостроенным, афиняне напрягли силы и в невероятно короткий срок возвели Парфенон! Это гигантский дар, принесенный по обету богине и предназначенный для хранения её хрисоэлефантинной статуи. Парфенон заменил старый храм Афины, который был разрушен в ходе персидского вторжения в 480 году до н. э. Строительство Парфенона началось в 447 г. до н. э. и было завершено в 438 г. до н. э., но окончательная отделка храма продолжалась до 432 г. до н. э. Заметим в скобках, что реставрация Парфенона, которая финансируется правительством Греции и Европейского Союза, продолжается уже 42 года. Древним афинянам понадобилось гораздо меньше времени, чтобы построить Парфенон, чем современным на реставрацию.

В скульптуре, украшающей восточный фронтон Парфенона, отображена самая популярная версия рождения Афины. Она широко растиражирована и считается основной.

Напомню в двух словах.

У Зевса была законная супруга — Гера. Богиня брака и покровительница женщин.

Но наличие законной жены не мешало Зевсу отдавать дань чарам других богинь, молоденьких нимф и, просто, земных женщин.

Однажды он был очарован красотой богини мудрости — Метиды. Гера, узнав о неверности мужа, решила убить Метиду. Пришлось Зевсу спасать возлюбленную, которая к тому времени была беременна. Куда он её только не прятал! Но Гера везде её обнаруживала. Зевс не придумал ничего лучше, как… проглотить Метиду. Беременность развивалась своим чередом, и пришло время рожать. У Зевса дико разболелась голова, именно так пишут компетентные источники. Он призвал Гефеста и велел рубить себе голову топором. Гефест немного ошалел от необычного приказа, но — как ослушаться Зевса? Ничем иным унять головную боль не получалось.

Гефест ударил Зевса топором по голове, «не причинив ему вреда» — обожаю этот момент — и прямо из головы Зевса с победным кличем выскочила Афина. В шлеме и с копьём, со щитом в руке и кожаной накладкой на груди, которая называется эгида.

Мы и сегодня говорим: «Находится под эгидой!» Под защитой.

Мы все говорим по-гречески!

Вот так любимая дочка Зевса появилась на свет.

Но есть и другая версия появления Афины.

Мне она даже больше нравится.

Любовная связь с Метидой — это первое любовное приключение Зевса. До Геры и прочих. Первая. Эмоции, захлестнувшие юношу, представили?

И Метиду в этой версии представляют, как Осторожность. «А у тебя много мужчин было до меня?» — спрашивает пылкий Зевс. «Не забывай, я Осторожность!» — слышит в ответ. И в пылу страсти Метида снова и снова повторяет Зевсу: «Думай о дочери! Тебе рано рожать сыновей. Тебе еще предстоит свергнуть отца, захватить и удержать власть. Сын может свергнуть тебя. Думай о дочери! Думай о дочери! Думай о дочери!» Он её придумал! Он думал о ней в момент зачатия, она и родилась. Гораздо тоньше, на мой вкус, чем сюжет с топором и разрубанием головы Зевса.

Сова, змея — символы мудрости Афины — всегда изображаются рядом с ней. Она ведь дочь не только Зевса, но и богини Мудрости. Кстати, греки убеждены, что решения Зевса после рождения Афины стали гораздо более мудрыми, взвешенными.

Греческий симпосий: Как проводили свой досуг древние греки

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Приглашали на симпосий обычно людей, близких по духу. Ведь собирались вместе не столько для того, чтобы вкусно поесть, а больше для того, чтобы душевно пообщаться, отдохнуть. Поводом к его проведению могло послужить любое событие, как значительное, так и не очень. Как говорится, было бы желание, а повод найдется.
Для таких пиров отводили место в доме, где проживали мужчины – в андронах.

Порядочных женщин на такие пиры не звали, ведь для дам считалось крайне неприличным участие в пирах. За исключением гетер, призванных развлекать публику. Их, наоборот, приглашали специально.

К симпосию приглашенные гости, которые назывались симпосиастами, готовились весьма основательно, откладывая все другие дела, – тщательно мылись, натирались благовониями, надевали специальную праздничную одежду – обычно это был хитон – и венки из листьев винограда, плюща, мирта. И старались не опаздывать – у греков это считалось дурным тоном, да и опоздавших никогда не ждали – начинали без них.
Придя в дом, гости разувались, рабы мыли им ноги, и по указанию хозяев гости занимали заранее отведенные для них места. Устраивались они на специальных обеденных ложах – апоклинтрах, богато украшенных и покрытых пушистой тканью с изысканными узорами. Эти ложи были установлены так, чтобы во время трапезы можно было спокойно на них возлежать, опираясь на левую руку, и двигаться при этом почти не приходилось.
В назначенное время появлялись небольшие столики с закусками и вином. Для удобства столики были ниже лежаков. Рабы и слуги выносили гостям в специальном сосуде воду для омовения рук, и после этого начинался пир.

Вилок и ложек тогда еще не было в помине, поэтому ели греки руками, объедки летели прямо на пол. Там их съедали собаки. Вместо салфеток использовали куски хлеба, которые затем тоже выбрасывали собакам.

После основной части пиршества наряду с возлияниями начиналась беседа, иногда интеллектуальная, иногда не очень. Предварительно определялись, кто будет на пиршестве главным распорядителем – симпосиархом. Беседовать могли на любую тему – о политике, о войнах, о литературе, на философские темы и темы морали, или обсуждать насущные вопросы – цены на урожай и заморские товары.

Вино греки пили разведенное водой 1:2 или 1:3, роль виночерпиев обычно исполняли молодые юноши. Прекрасные гетеры также прислуживали на пиру.

В обязанности симпосиарха входило следить за ходом беседы, направлять ее в нужное русло. Весьма ценилось и приветствовалось использование по ходу беседы метких острот, удачных цитат, стихотворных строк, некоторые легко сочиняли их на лету. Очень хорошо умели поддерживать беседу гетеры, которых специально этому обучали. Поэтому с ними было интересно. Иногда все вместе принимались решать предложенную кем-нибудь из гостей увлекательную задачку.
Не забывал симпосиарх следить и за состоянием гостей – кому следует налить еще, а кому уже и хватит. Также главный распорядитель определял, сколько воды добавлять к вину, кто будет говорить тост…
Выступали танцоры, акробаты, певцы.

Да и сами сотрапезники время от времени затягивали застольные песни, которые у греков назывались сколии. Легкие вина и сладкая музыка флейтисток будоражили кровь.

На многих греческих вазах запечатлены моменты, когда греки с упоением слушают музыку, исполняемую на флейтах.

Любили греки во время пира устраивать различные веселые соревнования – например, плескали на меткость жидкость, чаще всего это были остатки вина, или старались удержать сосуд, но не руками, а, допустим, на ноге или зубами.

Хотя вина во время пира пили много, но сильно не напивались, у греков это было не принято. Считалось, что пить можно, пока чувствуешь, что сам сможешь добраться до дома. Но не у всех это получалось – люди есть люди.

Некоторые, напившись допьяна, в порыве безудержного веселья, могли начать бить посуду. Или писать на посуде и на стенах разные непристойности. И археологи действительно находили такие надписи, явно сделанные нетрезвыми греками, на некоторых осколках. Таких гостей, конечно, после пиршества приходилось доставлять домой.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

5 классических сооружений, которые увековечили древнегреческую архитектуру

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Особенности древнегреческой архитектуры

Изучая древнегреческую архитектуру, можно выделить несколько типов зданий, которые и определяли культурные, социально-бытовые и религиозные предпочтения. Наибольший интерес во все времена вызывали храмы, многоколонные (гипостильные) залы, амфитеатры, общественные площади и некоторые образцы жилых зданий.

В проектировании особое значение древние зодчие придавали симметрии, которая позволяла создавать упорядоченную красоту, поэтому колонны, проемы и другие архитектурные элементы были расположены на одинаковом расстоянии. Несмотря на то, что все эти объекты были созданы очень давно, большая часть структурных принципов, основ конструкции и логики, лежащей в основе строительства и принципах акустики остаются актуальными и сегодня.

По сведения авторов Novate.ru, исследователи придерживаются мнения, что основой древнегреческих сооружений являлись колонны, которые были спроектированы в трех основных стилях:

• дорическом. Дорический ордер, простейший из всех стилей, характеризуется тем, что колонны не имеют базы (более широкой подставки), при этом она без особых украшений;

• ионическом. Колонны, созданные в стиле ионического ордера, отличаются скромными декоративными украшениями, они более тонкие и включают в себя бегущий скульптурный фриз;

• коринфском. Коринфский ордер является самым декоративным из всех направлений. Отличительным элементом колонн в стиле коринфского ордера стали более сложные капители, воспроизводящие стилизованный колокол или корзину, которые чаще всего украшались листьями или природными мотивами.

1. Храм Гефеста в Афинах (Греция)

Одним из первых сооружений, построенных по канонам дорического ордера, был Храм Гефеста, возведение которого было посвящено сразу двум покровителям – богу огня Гефесту и богине керамики и ремесел – Афине.

Несмотря на то, что Храм Гефеста (он же Гефестейон) построен приблизительно в V веке до н.э. он прекрасно сохранился. До сих пор на своих местах стоят все колонны, уцелела даже крыша. Как считают ученые, благодаря тому, что вплоть до 1834 г. он являлся религиозным объектом и бережно сохранялся из поколения в поколение. И не важно, что в VII веке античных богов сменила христианская религия и более тысячи лет в нем находилась церковь Святого Георгия. Такая трансформация хоть и повлекла за собой полное удаление античных произведений искусства, но сохранилась конструкция сооружения.

2. Храм Парфенон в Афинском Акрополе (Греция)

Парфенон, построенный в V веке до нашей эры, является одним из самых известных и значимых сооружений мира, ежегодно привлекающий миллионы туристов. Величественное сооружение появилось на холме Акрополя Афинского после громкой победы над персами, при этом строили его в честь богини Афины Девственной или Афины Парфенона (отсюда и название).

Парфенон не одно тысячелетие считается лучшим примером классического дорического ордера. Рифленый орнамент на колоннах, утонченные капители, гигантские размеры, идеальная симметрия, эффектные детали часто упоминаются как высочайшая ступень ремесла зодчих и всей древнегреческой архитектуры.

Учитывая почтенный возраст храма, неудивительно, что его духовная история претерпела массу изменений. Все начиналось с поклонения богине Афине, затем он служил сокровищницей, христианской церковью, посвященной Деве Марии и даже мечетью. За многовековое существование сооружение не раз было повреждено, виной тому были военные действия и пожары, не избежал храм и разорительных грабежей. Несмотря на то, что на сегодняшний день мы можем увидеть лишь впечатляющие руины без каких-либо произведений искусства тех времен, но даже остатки былого величия являются иконой древнегреческой и классической архитектуры.

3. Храм Зевса Олимпийского в Афинах (Греция)

Античный Храм Зевса Олимпийского или Олимпейон, известен своими колоннами, взметнувшимися ввысь больше чем на 17 метров (высота 6-этажного дома). Его многовековая история переполнена неурядицами во время строительства и множеством трагических событий.

Интересный факт от Novate.ru: Олимпейон начал строиться еще в VI веке до нашей эры, но политические трудности и войны затянули этот процесс аж до II столетия н. э. Только при римском императоре Адриане (76-138 гг. н. э.) проект был окончательно завершен. Учитывая огромный промежуток времени в его проектировании и возведении участвовало множество архитекторов, которые привносили, что-то свое. Хотя на первоначальном плане был изображен храм в дорическом стиле и выполнен он был из известняка.

В конечном варианте храм достроили в коринфском ордере с использованием пентелического мрамора, что сделало Храм Зевса Олимпийского первым сооружением этого направления. К сожалению, частые разграбления Афин, распространение христианства, которое остановило поклонение древним богам, а также османская оккупация, время и климатические условиия привели к тому, что вместо 104 изящных колонн осталось всего лишь 15, да и массивной статуи Зевса из золота и словной кости – не стало. Но несмотря на разрушения и значительные потери, Храм Зевса по-прежнему является одним из самых невероятных примеров античной архитектуры.

4. Храм Эрехтейон в Афинском Акрополе (Греция)

Эрехтейон или Эрехтеум – древнегреческий храм, расположенный недалеко от Афинского Акрополя. Понадобилось всего 15 лет (421 по 406 год до н. э.), чтобы впечатляющий объект стал одним из самых значимых сооружений античности. В его строительстве участвовал Фидий – всемирно известный античный скульптор и художник, прославившийся созданием статуи Зевса Олимпийского и Афины Парфенос. Исследователи до сих пор так и не определились в честь кого был построен уникальный храм. Одни утверждают, что таким образом решили увековечить подвиги героя Эрихтония, другие считают, что в честь мифического царя Эрехтеуса.

Но как бы там ни было Эрехтейон, все же был спроектирован ради размещения древнейшей деревянной статуи богини Афины. Хотя главной изюминкой беломраморного храма считается «Крыльцо Дев». Это портик с шестью кариатидами (колонны повторяющие женские фигуры), которые поддерживают впечатляющую крышу. Эффектная красота гигантских статуй была призвана скрыть массивную балку, появившуюся в результате кардинальных изменений в дизайне. По сведения редакции Novate.ru, некоторые фрагменты скульптурных колонн можно увидеть в Новом музее Акрополя и в Британском музее в Лондоне.

5. Античный театр в Эпидавре (Греция)

Античный театр Эпидавра – самый крупный из всех известных театров Древней Греции удивляет даже современных проектировщиков и строителей. В далеком 340 году до н. э. архитектор Поликлеитос Младший умудрился спроектировать не только удивительный культурный объект, но и создать феноменальную акустику, и это на открытом пространстве. Даже сейчас, в полуразрушенном театре, став на центр сцены (древние греки ее называли «орхестрой»), достаточно полушепотом произнести слово и его услышат на последних рядах.

Интересный факт: Античный театр в Эпидавре находился на месте святилища Асклепия – олимпийского бога врачевания. Древние греки считали это место священным и приходили сюда за исцелением. Античные эскулапы смогли разработать уникальные методики театротерапии, которая незаметно для зрителей проходила во время представлений.

К сожалению, к концу IV века театр начал разрушаться и был заброшен вплоть до 1881 г. О нем вспомнили лишь во время раскопок, когда был обнаружен зрительный зал. Несмотря на разрушение здания сцены, после окончательной очистки и частичной реставрации, театр вновь открылся для проведения массовых. Начиная с 1938 г. театр Эпидавра остается популярным туристическим направлением, местом проведения театральных фестивалей и культурным центром для местных жителей.

Эффектные элементы, разработанные еще древнегреческими зодчими можно увидеть и в оформлении станций метро, часть которых встроены в жилые дома. А зачем нужно было до такой степени усложнять объекты метрополитена, рассказывается в нашем видео:

Классические элементы ордеров, разработанных древними греками нашли свое отражение и в великолепных произведениях архитектуры эпохи Возрождения.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Почему древние греки прежде всего украшали храмы снаружи?

” О строгая невеста тишины,
Дитя в безвестье канувших времен,
Молчунья, на которой старины
Красноречивый след запечатлен! “.

Джон Китс “Ода греческой вазе” (Перевод Г Кружкова)

Почему мне полюбились греческие вазы, я как-то давно рассказывала в этой записи http://liorasun55.livejournal.com/126036.html Но, осознав, что древние сосуды – не только предметы быта, но и произведения древнего искусства, я решила поинтересоваться ими более подробно, и, как это обычно бывает, все оказалось весьма не просто. Оказывается, вазы очень отличаются друг от друга и в зависимости от периода, и от места, где они производились, и от способа нанесения рисунка, и уж форм, и соответственно, названий у них тоже немало. В общем, как обычно: то, что дилетанту кажется простым, на поверку оказывается целой наукой! 🙂

И, чтобы расставить точки над “и” и с понимаем дела рассматривать фотографии из Берлинского Altes Museum, которые я привезла из последнего отуска, я решила упорядочить те сведения, которые мне удалось собрать по этой теме.

Многообразие форм может продемонстрировать вот эта картинка:

Вообще-то, если разобраться, вазы – это посуда. Посуда нужна в хозяйстве всегда, потребность в ней, видимо, появилась тогда, когда древний человек понял необходимость запасать продукты. А потом он научится и готовить в ней пищу. Когда-то очень давно, в эпоху неолита, кто-то догадался слепленный из глины предмет бросить в огонь. Он приобрел твердость, и так родилась керамика. Мы и сегодня охотно пользуемся керамической посудой и, похоже, человечество еще долго от нее не откажется, несмотря на то, что у нас есть обилие других материалов для производства посуды всех форм.

Каждый, кто хоть немного интересовался историей и археологией, знает, что керамика является важным маркером для датирования культурных слоев, открывающихся при раскопках. Именно потому, что она сопровождала человека многие тысчелетия и потому, что ученые знают, как она развивалась и изменялась на протяжении всех этих веков в зависимости от места расположения на земле.

Почему древние греки придумали такое множество форм для своих ваз? Форма сосуда определялась в зависимости от того, для хранения каких продуктов она предназначалась. А хранили древние греки в основном оливковое масло, вино и воду, а также сыпучие продукты. Конечно, появилась потребность и подавать питье и еду к столу, и разливать вино, и формы античной керамики множились и совершенствовались.

Но чтобы описать, чем отличаются друг от друга разные сосуды, сначала нужно освоить, как принято называть части вазы. Для этого очень удобна эта картинка:

Пожалуй, самая известная нам из греческих ваз – амфора . Вряд ли есть человек, который не слышал о ней.
Амфора (с древне-греческого ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками» – сосуд яйцеобразной формы, иногда с суженной нижней частью и расширенной верхней, с узким горлом, с двумя вертикальными ручками, служил для транспортироваки вина и масла. Амфоры и украшали быт древних греков, и были практичны в повседневной жизни. В амофрах было удобно хранить вино: закрыть узкое горлышко воском или смолой, и вино, находящееся в нижней широкой части не испарялось и сохранялось дольше. Осадок накапливался в нижней узкой части и не взбалтывался, когда вино наливали из амфоры. Амфору благодаря ее конусовидной нижней части было легко зарыть в землю и тем самым сохранять вино при более низких температурах.

Форма амфор претерпевала изменения от века к веку и зависила от места ее изготовления. Немецкий археолог Генрих Дрессель создал квалификацию амфор, и те, кто желает углубиться в тему, могут почерпнуть очень интересные сведения здесь http://kourtaki.newmail.ru/russian/history/Amphora.htm

Благодаря продолговатой округлой форме амофры их было легко укладывать веером в трюмы древних кораблей. Собственно, амфоры были древней тарой .

Это амфора из Берлинского Старого музея (снимать там не запрещается, но все экспонаты под стеклом). Изображения на вазах – это отдельная очень увлекательная и обширная тема, поскольку разбираться, какой сюжет изображен художником на каждой из них, углубляясь параллельно в чтение Мифов Древней Греции – невероятно интересное занятие, но это – материал для многих книг, а не для одного рассказа)

Было бы ошибкой полагать, что амфорами пользовались исключительно греки. Их находят при раскопках на очень обширной территории, немало их в Причерноморье и в Крыму, например.. и это потому, что греческие амфоры были очень ценимы скифскими царями. (разыскивая информацию для статьи, я много раз видела упоминание таких фактов. Если вы помните, недавно даже Путину повезло нырнуть и – о, чудо! – вынырнуть с древней амфорой в руках :))

Амфоры часто запечатывались глинянной пробкой, которую фиксировали смолой или гипсом. На ручке амфоры греками ставилось клеймо с указанием города-изготовителя (Синопа, Херсонес Таврический), а римляне вешали на ручки ярлычок, например, с указанием сорта вина.

Гидрия (лат. Hydria ), иначе Кальпида (лат. – Kalpis) – сосуд для воды, имеющий три ручки: две небольшие горизонтальные по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку. Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово.

Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Изображения таких сценок из жизни можно увидеть и на рисунках, изображенных на самих вазах.

Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших.

Лично мне очень понравилась идея трех ручек: за две удобно нести воду, а также подставлять сосуд под струю воды, а третья нужна, когда наклоняешь сосуд, выливая из него воду, а также удобно нести пустой сосуд, держа его за вертикальную ручку.

Вот гидрия из колекции Эрмитажа, датируется 510 годом до нашей эры.

А вот гидрия из Метрополитен-музея, на которой изображена сценка наполнения гидрии из источника 🙂

Как мы видим из росписи на вазе, ничего не изменилось с шестого века до нашей эры: женщины, прийдя за водой, используют повод для того, чтобы всласть пообщаться 🙂

Канфары – широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса : греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках.

Канфар из Афинского археологического музея

Это рисунок, изображающий бога Диониса с канфаром в руках. Нарисован он в 500 г. до нашей эры на блюде, которое хранится в Лувре.

Килик (греч. kylix, лат. calix — “круглый”) – ваза, из которой пили вино. Это сосуд, имеющий вид плоской чаши на ножке или невысоком поддоне с двумя горизонтальными ручками. Килики были весьма рапространены. Снаружи и внутри килики украшали росписью. На многих киликах встречается надпись: «Chaire kai piei eu” (греч., “Радуйся и пей счастливо”). Повествовательные сцены изображали по окружности на наружной стороне чаш (в перерывах между возлияниями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны)

Вот килик из Греции, датируемый первой четвертью 6-го века до нашей эры и являющийся экспонатом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Этот же килик изнутри

КРАТЕ́Р (греч. krater, от kerannymi — “смешиваю”) — древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой. Согласно обычаям, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды — пить неразбавленное вино считалось проявлением дикости, неумеренности, хотя пьянство было распространенным явлением (вспомним Вакха). Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котлов, и двумя ручками по бокам.

Оба кратера из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Да, на всякий случай: я не специалист и не волшебник, я только учусь. Просьба отнестись к моим изысканиям соответственно 🙂

Posted on Nov. 12th, 2012 at 01:23 am | Link | Leave a comment | Share | Flag

Ссылка на основную публикацию