НАТО: организация Североатлантического договора и её члены

70 лет со дня основания НАТО. История создания блока, его структуры и деятельности

ТАСС-ДОСЬЕ. 70 лет назад, 4 апреля 1949 года, была основана Организация Североатлантического договора, НАТО. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории создания блока, его структуре и деятельности.

Предпосылки

Организация стран-участниц Североатлантического договора (НАТО; The North Atlantic Treaty Organization, NATO) появилась в самом начале холодной войны. В марте 1947 года президент США Гарри Трумэн провозгласил доктрину сдерживания СССР. В марте 1948 года главы МИД Бельгии, Великобритании, Нидерландов и Франции подписали Брюссельский договор, предусматривающий коллективную оборону, в июле начались переговоры западноевропейских стран с США и Канадой о создании военного альянса.

Североатлантический договор

4 апреля 1949 года в Вашингтоне главы МИД 12 государств (Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции) подписали Североатлантический договор (депозитарий – США) для “укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе”. Согласно статье 5 документа, нападение на одно из участников соглашения рассматривается как агрессия против всех стран, подписавших его.

Структура

Высший орган альянса – Совет НАТО (Североатлантический совет), состоящий из постоянных представителей государств-членов. Он обладает реальной властью и правом принятия решений по основным вопросам деятельности организации (его полномочия определены в Североатлантическом договоре; другие руководящие структуры в документе не фигурируют). Совет НАТО не реже двух раз в год проводит заседания на уровне глав МИД и на уровне министров обороны. Решения, касающиеся основополагающих документов и приема в альянс новых членов, принимаются на встречах на высшем уровне (саммиты не имеют определенной периодичности).

В марте 1952 года был введен пост генерального секретаря. Это главное должностное лицо альянса (возглавляет Совет НАТО и ряд других органов). Первым руководителем НАТО стал британец Гастингс Лайонел Исмей (до 1957 года), ему принадлежит известная фраза о целях блока: “Не допускать СССР в Европу, обеспечивать в ней американское присутствие и сдерживать Германию. С 1 октября 2014 года этот пост занимает Йенс Столтенберг (Норвегия; до 30 сентября 2022 года).

Поскольку НАТО – военно-политический блок, организационно он состоит из двух структур управления – гражданской и военной. В первую входят постоянные представители стран-членов; Международный секретариат; Группа ядерного планирования. Во вторую – военные представители; Военный комитет; Международный военный штаб; Стратегическое командование по операциям, Командование по трансформации объединенных вооруженных сил и ряд других командований. Объединенные вооруженные силы НАТО включают контингенты вооруженных сил, предоставляемые странами блока (согласно стандартам НАТО страны-члены должны выделять не менее 2% от ВВП на свои военные расходы, однако это требование выполняется не всеми).

Также имеется множество управлений, комитетов и агентств по различным вопросам.

Все решения в блоке принимаются консенсусом.

Бюджет формируется из взносов стран-членов (в 2019 году гражданская часть – €237 млн, военная – €1,4 млрд).

Штаб-квартира с 1967 года располагается в Брюсселе (в 1949-1952 годах – в Лондоне, в 1952-1967 годах – в Париже). В мае 2017 года было открыто новое здание (площадь – 41 га, офисные помещения – 245 тыс. кв. м, стоимость превысила $1 млрд).

Официальные языки – английский и французский.

Членство

Состав НАТО менялся: в 1952 году к договору присоединились Греция и Турция, в 1955 году – ФРГ, в 1982 году – Испания (участие в военных структурах альянса приостанавливали Франция в 1966-2009 годах и Греция – в 1974-1980 годах).

После распада СССР альянс стал создавать различные механизмы консультаций с бывшими странами Варшавского договора, начал проводить политику “открытых дверей”. В 1999 году в альянс вступили Венгрия, Польша и Чехия, в 2004 году – Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, в 2009 году Албания и Хорватия, а в 2017 году – Черногория. В настоящее время НАТО объединяет 29 стран. В феврале 2019 года подписан протокол о присоединении к организации Македонии. Стать членами альянса намерены также Босния и Герцеговина, Грузия и Украина.

Деятельность

Впервые силы НАТО приняли участие в боевых действиях в 1992-1995 годах в Боснии и Герцеговине, где они осуществляли воздушное и морское патрулирование, а также обеспечивали режим “бесполетной зоны”. Крупнейшие военные операции НАТО – “Союзническая сила” против Югославии в 1999 году и “Объединенный защитник” в Ливии в 2011 году.

С 1999 года НАТО возглавляет Международные силы безопасности в Косово (КФОР), в 2001-2016 годах проводила операцию “Активные усилия” в Средиземном море по пресечению незаконного оборота оружия и материалов, предназначенных для создания оружия массового уничтожения (ОМУ). В ноябре 2016 года ее сменила операция “Си гардиан” в Средиземном и Эгейском морях (предотвращение незаконной миграции, противодействие терроризму и распространению ОМУ, защита жизненно важных объектов инфраструктуры).

В 2003-2014 годах альянс руководил Международными силами безопасности в Афганистане (ИСАФ). В 2015 году НАТО развернула в Афганистане небоевую миссию “Решительная поддержка”, цель которой – обучение и повышение профессионализма сотрудников служб безопасности страны, полиции и армии. В 2018 году количество военнослужащих увеличено с 13 тыс. до 16 тыс. (примерно половину этих сил предоставляют США; всего 39 государств-членов и государств – партнеров НАТО). Миссия рассчитана до 2024 года.

В 2005-2011 годах действовала миссия в Ираке по подготовке кадров для иракских силовых структур. В 2016 году альянс начал учебную подготовку иракских военнослужащих в учебном центре в Иордании, с 2017 года подготовка осуществляется и в Ираке.

В декабре 2016 года была закончена почти 10-летняя операция по противодействию пиратству у берегов Африканского Рога “Океанский щит”.

В 2016 году было принято решение о поддержке борьбы с террористической группировкой “Исламское государство” (ИГ; запрещена в РФ) в Сирии и Ираке. НАТО, не принимая участия в боевых действиях, предоставляет созданной в 2014 году международной коалиции, возглавляемой США, разведывательные самолеты, оснащенные системой AWACS.

В последние годы повышенное внимание альянс уделяет вопросам безопасности, главным образом, в связи событиями на Украине. Согласно решениям саммита в Уэльсе в 2014 году была создана передовая группа повышенной готовности (Силы сверхбыстрого реагирования) для “сдерживания угроз на восточном рубеже” (способна к размещению в любой точке мира в течение 48 часов). Кроме того, в шести восточноевропейских странах-членах были учреждены штабы, которые должны обеспечить быстрое развертывание сил альянса. На саммите в 2016 года была достигнута договоренность о размещении четырех батальонов в Польше, Латвии, Литве и Эстонии (полностью батальоны были укомплектованы в июне 2017 года, общая численность военнослужащих превысила 4,5 тыс.). На саммите в Брюсселе в июле 2018 года была одобрена инициатива, направленная на повышение боеспособности Сил реагирования “Четыре по 30”, предполагающая, что к 2020 году. Силы будут располагать дополнительно 30 батальонами, 30 авиаэскдрильями и 30 военными кораблями, готовыми к развертыванию за 30 дней.

Отношения между НАТО и Россией

Отношения между Россией и НАТО были установлены в начале 1990-х годов. В 1994 году прошли первые совместные учения (“Помор” в Баренцевом море). В мае 1997 года Россия и НАТО заключили Основополагающий акт, в котором подтвердили, что “не рассматривают друг друга как противников” и создают “механизм для консультаций, координации и совместных действий”. В 2002 году была подписана Римская декларация, в соответствии с которой в качестве основного органа, курирующего двусторонние отношения, действует Совет Россия – НАТО (СРН).

До 2014 года наиболее активно РФ и НАТО взаимодействовали в области борьбы с распространением наркотиков, терроризмом и пиратством. В апреле 2014 года из-за событий на Украине НАТО заморозила практическое сотрудничество с нашей страной. Заседания СРН (на уровне постоянных представителей) продолжаются, однако они проходят нерегулярно, никаких важных решений на них не принимается.

Ранее стороны дважды замораживали отношения: в марте 1999 года по решению РФ после военной операции НАТО против Югославии (восстановлены в феврале 2000 года) и в августе 2008 года по инициативе блока в связи с негативной оценкой действий России в ходе грузино-югоосетинского конфликта (было заморожено военное сотрудничество, возобновлено в декабре 2009 года).

НАТО: организация Североатлантического договора и её члены

Членство в НАТО. Вступление новых членов в Альянс соответствует статье 10 Североатлантического договора, в которой провозглашается, что каждое европейское государство, которое способно развивать принципы настоящего Договора и способствовать безопасности в Североатлантическом регионе, может быть приглашено к присоединению к НАТО.

История

По словам генерального секретаря НАТО (2009—2014) Андерса Фог Расмуссена, организация была создана для защиты Европы от советского вторжения. В марте 1948 года был заключен Брюссельский пакт между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лег в основу «Западноевропейского союза» (WEU). Его принято считать началом оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти переговоры завершились подписанием 4 апреля 1949 г. представителями двенадцати стран (Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция) Североатлантического Договора. Договор создавал систему коллективной безопасности. Все стороны обязывались коллективно защищать любого участника договора, на которого будет совершено нападение. Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после его ратификации. Фактически, начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие СССР и, позднее, также странам-участницам возглавлявшегося СССР Варшавского договора, заключённого в 1955 г. Греция и Турция вошли в НАТО в 1952 году («Первое расширение НАТО»). Западная Германия стала членом НАТО в 1955 году («Второе расширение НАТО»). В 1954 году СССР подал заявку на вступление в НАТО, которая была отклонена. В 1966 г. помимо высшего органа НАТО — Совета НАТО, был учрежден Комитет военного планирования, состоящий из министров обороны стран-членов блока, и собирающийся два раза в год. В 1966 году Франция вышла из военной организации НАТО. В 1974 году Греция вышла, а в 1981 году вновь вошла в НАТО. В 1982 г. к НАТО присоединилась Испания («Третье расширение НАТО»). Карта, изображающая план развертывания многонациональных сил НАТО на случай войны в Европе в 1980-е годы. До окончания холодной войны НАТО так или иначе участвовало более чем в 15 вооруженных конфликтах. После окончания холодной войны в 1999 году в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия («Четвертое расширение НАТО»), в 2004 году — Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония («Пятое расширение НАТО»). В 2009 г. в состав НАТО вошли Хорватия и Албания («Шестое расширение НАТО»). 19 мая 2016 года был подписан протокол о вступлении Черногории в НАТО. С этого момента Черногория получила право принимать участие во всех заседаниях НАТО в качестве наблюдателя. Предполагается, что после того, как все государства НАТО ратифицируют протокол, Черногория станет 29-м членом Североатлантического альянса.

Флаг НАТО

Флаг Организации Североатлантического договора (НАТО) представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета (Пантон 280), в центре которого изображена белая четырёхлучевая звезда (роза ветров) с расходящимися белыми линиями.

Структура НАТО

Согласно Североатлантическому договору основным руководящим органом альянса является Совет НАТО, состоящий из постоянных представителей всех государств-членов (в ранге послов). В этом составе он именуется Постоянным советом и собирается не реже одного раза в неделю. В Постоянном совете председательствует Генеральный секретарь НАТО, помощником которого является старший по возрасту посол.

Совет собирается также и на уровне министров иностранных дел (не менее двух раз в год), министров обороны (по необходимости) и глав государств и правительств стран НАТО. Председатель Совета на уровне министров иностранных дел избирается путем ежегодной ротации в алфавитном порядке. Совет уполномочен формировать все структуры, необходимые для успешной деятельности НАТО (вспомогательные органы, комитеты, рабочие группы и т. д.).

На встречах Совета высшего уровня определяются или пересматриваются стратегия и тактика альянса. На всех уровнях он обладает правом выносить решения, принимать декларации и коммюнике с объяснением тех или иных осуществляемых НАТО действий.

Все государства – члены НАТО считаются равноправными, заседания Совета и комитетов проходят за круглым столом, а решения принимаются путем консенсуса (единогласно).

По мере расширения состава НАТО и сферы его деятельности формировалась и модифицировалась также структура руководящих органов, которая ныне достаточно «многослойна». Решения Совета подготавливаются соответствующими комитетами, ранжированными в определенном иерархическом порядке, в которых заседают заместители постоянных представителей, их советники и консультанты. Консультативным органом Совета НАТО по политическим вопросам является Политический комитет, в котором участвуют представители всех государств – членов альянса под руководством помощника Генерального секретаря по политическим вопросам.

Высшим военно-политическим органом НАТО с декабря 1966 г. является Комитет планирования обороны (КПО). Он имеет равные с Советом права в сфере своей компетенции. Это высшая военная власть альянса – структура, состоящая из постоянных представителей государств-членов. КПО, как и Совет, собирается на уровне министров обороны не менее двух раз в год для обсуждения вопросов, связанных с военным обеспечением безопасности. КПО выносит рекомендации политическим властям НАТО и определяет меры, которые, с его точки зрения, необходимы для обеспечения общей безопасности государств – членов НАТО.

КПО помогает развивать стратегические концепции и ежегодно готовит обстоятельные оценки сил и возможностей стран и регионов, откуда может исходить опасность для НАТО. Во время кризисов и войн КПО представляет Совету оценки военной ситуации, дает рекомендации по использованию военной силы, выработке новых правил и т. д. Поскольку решениями КПО должно руководствоваться стратегическое командование НАТО, представители последнего также участвуют в работе КПО и Военного комитета, который выполняет функции КПО в период между сессиями. Процедуры работы, подготовки и принятия решений здесь такие же, как и в Совете НАТО, за исключением того, что решения КПО готовят другие комитеты и рабочие группы.

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран – членов НАТО и гражданского представителя Исландии (которая не имеет регулярных вооруженных сил) и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания.

При Военном комитете созданы три верховных командования:

– Верховное союзное командование в Европе, официально формируемое начальниками штабов союзных государств и возглавляемое Верховным главнокомандующим союзных войск;

– Командование Атлантического океана, которое возглавляется Верховным союзным командующим Атлантики;

– Командование Канала (так называют Ла-Манш), которое возглавляется командующим Канала.

В задачу командования входит планирование мер по защите соответствующих зон в мирное время (создание баз, аэродромов, прокладка трубопроводов, устройство складов, создание систем коммуникаций) и практическая реализация намеченных мер – в военное время.

Верховное союзное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим(всегда – американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском.

В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Совет НАТО (Постоянный комитет).

В состав НАТО структурно входят различные группы:

1) Группа ядерного сдерживания, на заседаниях которой обсуждается широкий круг вопросов ядерной политики (применения, безопасности, защиты, выживаемости, коммуникационных и информационных систем, а также размещения, управления, нераспространения ядерного оружия и т. д.). При этой Группе функционирует Группа высокого уровня в качестве старшего консультативного органа по ядерной политике и вопросам планирования;

2) Группа защиты оружия высших уровней, функцией которой является контроль над безопасностью ядерного оружия и его защитой, а также решение вопросов выживаемости. Эта группа состоит из специалистов высшей квалификации в соответствующих областях. Ее председателем является представитель США высокого ранга;

3) Группа быстрого реагирования. На встрече глав государств и правительств стран НАТО в Вашингтоне в апреле 1999 г., с учетом опыта действий альянса на Балканах, в Сомали, на Гаити и в других районах, был усилен акцент на кризисы и взаимодействие стран НАТО между собой. Это означает готовность НАТО быстро развертывать свои силы уже не только в зоне Северной Атлантики, как это понималось до 1990-х гг., но и в любом районе мира. Для этого создана группа быстрого реагирования, программа действий которой разрабатывается и уточняется высшими должностными лицами государств. Эта группа собирается под председательством заместителя Генерального секретаря НАТО один раз в несколько недель для анализа происходящих в мире процессов и реагирования на них.

Во главе вооруженных сил НАТО находится Верховный главнокомандующий. Он является ответственным за выполнение всех военных мер в соответствующей зоне, вправе давать рекомендации политическим и военным властям НАТО по любому военному вопросу, который может затрагивать его способность выполнять возложенные на него обязанности. Верховный главнокомандующий имеет также прямой доступ к начальникам генеральных штабов государств – членов НАТО в своей зоне, контактирует с соответствующими национальными властями по всем вопросам, касающимся его задач.

Координацию военной деятельности осуществляет Главный штаб.Вместе с председателем Военного комитета НАТО верховные главнокомандующие выступают как высшие военные представители в Главном штабе вооруженных сил союзников. В рамках союзного командования в Европе функционируют две региональные команды:

а) союзные силы Северной Европы: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша и Чехия; штаб-квартира находится в г. Брунсаме, Нидерланды;

б) Союзные силы Юга Европы: Венгрия, Греция, Италия, Испания и Турция; штаб-квартира – г. Неаполь, Италия.

Верховное командование в Атлантике состоит из пяти штабов: Восточная Атлантика, Западная Атлантика, Южная Атлантика, Ударный флот, Союзное командование подводными кораблями.

Военному комитету помогает Международный военный штат, состоящий из военного персонала, направляемого государствами для работы в штаб-квартире НАТО. Он готовит и реализует его решения, а также налаживает военное сотрудничество как между государствами-членами, так и с третьими странами.

В 2011 г. штат насчитывал около 16 тыс. человек. Руководит им генерал, избираемый Военным комитетом из числа кандидатур, названных государствами – членами НАТО. Он имеет в своем подчинении пять вице-директоров, каждый из которых руководит соответствующим подразделением штаба (планов и политики, операционным, разведывательным, кооперации и региональной безопасности, логистики, вооружений и ресурсов). При штабе имеются также группы советников, консультантов и контролеров.

Реализацией целей всестороннего сотрудничества между странами, провозглашенных ст. 2 Договора о НАТО, призван руководить Экономический комитет, рассматриваемый как орган по проведению консультаций между заинтересованными странами по вопросам экономического развития в целях обеспечения безопасности и укрепления обороноспособности. Естественно, что обсуждение вопросов экономического сотрудничества здесь носит специфический характер, обусловленный взглядом на экономику как основу обороноспособности (доли военных расходов в бюджетах, развитие оборонного комплекса промышленности, обеспеченность ресурсами для выполнения планов обороны и т. д.). Вопросы, выходящие за рамки этого круга, обсуждаются на организуемых НАТО ежегодных коллоквиумах по экономическим проблемам, материалы которых публикуются. Подготовкой и проведением этих мероприятий руководит Экономический директорат.

Повседневную деятельность всех структур НАТО организует Международный секретариат во главе с Генеральным секретарем, назначаемым правительствами стран – членов НАТО. Генеральный секретарь является одновременно и председателем Совета НАТО, Комитета планирования обороны, Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем всех других главных комитетов НАТО, сопредседателем постоянного Совета НАТО – Россия и комиссии НАТО – Украина.

Международный секретариат призван организовывать и продвигать процессы обсуждений, принятия решений и их реализации. Генеральный секретарь сам наделен правом предлагать проблемы для обсуждения и принятия решений, использовать свои службы для урегулирования возможных споров и расхождений между государствами – членами НАТО. Он является основным представителем НАТО во внешних сношениях и докладчиком в контактах с отдельными правительствами и общественностью. Во время отсутствия Генерального секретаря эти функции выполняет его заместитель, являющийся председателем всех комитетов и групп среднего уровня.

В подчинении у Генерального секретаря находится достаточно разветвленный международный штат сотрудников, разделенный на службу Генерального секретаря, пять операционных отделов, службу управления и службу финансового контроля. Каждый из этих отделов возглавляется одним из помощников Генерального секретаря. Помощник является председателем главного в соответствующем отделе комитета. Подчиняется Генеральному секретарю также исполнительный секретарь, ответственный за организацию работы органов НАТО на уровнях министров и послов.

Вооружённые силы

На 2007 г. всего в вооружённых силах стран НАТО было более 5 млн военнослужащих, из них в Европе — примерно 3 млн 200 тыс. На 2010 г. в вооружённых силах стран НАТО было около 3,8 млн военнослужащих. Вооружённые силы НАТО делятся на: объединённые вооружённые силы (далее — ОВС), переданные в распоряжение блока; вооружённые силы, остающиеся в национальном подчинении. В составе ОВС действуют объединения, соединения и части сухопутных войск и ВВС США (смотрите также статью Сухопутные войска США в Европе), Великобритании, Канады, ФРГ, Бельгии, Нидерландов, Италии и Турции, Польши, Венгрии и Чехии, а также ВВС Норвегии и Дании. В военное время и в период учений в состав ОВС передаются военно-морские силы перечисленных стран, а также основная часть войск Норвегии, Дании, Португалии и Люксембурга. Вооружённые силы Франции и Греции, вышедших из военной организации НАТО, периодически участвуют в совместных учениях ОВС НАТО в Европе, координируют действия ПВО своей страны с силами объединённой ПВО НАТО. В 2002 году НАТО начало масштабную реформу своей военной структуры. В процессе этой реформы общее число штабов НАТО сократилось с 20 до 11.

Нарукавный знак USAREUR

Сухопутные войска США в Европе (United States Army Europe)— оперативное объединение Сухопутных войск США в Европе.

Участие в военных конфликтах

Первый в истории НАТО случай применения военной силы имел место в 1994 году в Боснии. Мы приведем лишь несколько примеров участия НАТО в конфликтах:

С 2001 года на территории Афганистана с резолюцией № 1386 Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 года действуют Международные силы содействия безопасности — международный воинский контингент под эгидой НАТО. Состоит из пяти региональных командований, каждому из которых подчиняются несколько отделений в провинциях (Provincial Reconstruction Team, PRT). В состав каждой такой группы входят военные подразделения, полицейские (советники афганской полиции) и гражданский персонал различных правительственных агентств стран-участниц.

НАТО сыграла роль в югославских войнах. Первые самолёты НАТО начали конт­ролировать судоходство в Адриатическом море на предмет соблюдения эмбарго против Союзной Республики Югославия ещё в 1992 году. 12 апреля 1993 года военные самолёты США, Нидерландов и Франции в рамках операции «Запрет полёта» впервые начали патрулирование воздушного пространства бывшей Югославии. 28 февраля 1994 года истребители ВВС США сбили над Баня-Лукой четыре штурмовика ВВС Республики Сербской, выполнявшие боевой вылет против позиций боснийских мусульман в нарушение резолюции Совета Безопасности ООН 816. В 1999 году, в результате интервенции сил НАТО в Косовскую войну, Косово фактически вышла из Югославии.

НАТО (ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА)

НАТО, Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation), международная политическая и военная организация, созданная подписанием Североатлантического договора в Вашингтоне 4 апреля 1949 и включавшая в себя первоначально 12 европейских и североамериканских государств. В начале девяностых годов ряд восточноевропейских стран выразили намерение стать ее членами. В марте 1999 в НАТО вступили Венгрия, Польша и Чехия. На пражском саммите Североатлантического союза в ноябре 2002 еще семь стран (Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония) получили приглашение начать переговоры о вступлении в НАТО. В марте 2004 они официально вступили в Североатлантический союз.

По состоянию на 2010 в НАТО вошли следующие страны:
Албания 2009
Бельгия 1949
Болгария 2004
Великобритания 1949
Венгрия 1999
Германия 1955
Дания 1949
Испания 1982
Исландия 1949
Италия 1949
Канада 1949
Латвия 2004
Литва 2004
Люксембург 1949
Нидерланды 1949
Норвегия 1949
Польша 1999
Португалия 1949
Румыния 2004
Словакия 2004
Словения 2004
США 1949
Турция 1952
Франция 2009
Хорватия 2009
Чехия 1999
Эстония 2004

Греция – вступила в 1952, вышла в 1974, сохранив представительство в ряде органов НАТО.
Франция – вступила в 1949, вышла из военной организации НАТО в 1966, но продолжала принимать участие в деятельности его политических органов. В 2009 снова вступила в НАТО.

Целью организации является обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе, нападение на одного из членов организации рассматривается как нападение на союз в целом. Согласно уставу НАТО, она открыта для вступления новых членов, способных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность. Среди направлений деятельности НАТО – развитие международного сотрудничества и действия, направленные на предотвращение конфликтов между ее членами и членами-партнерами, защиту ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.

В рамках НАТО существует ряд программ, среди них важнейшая – «Партнерство во имя мира», политической основой которой является Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), в который входят 46 стран, в том числе Украина и Россия (последняя приостановила свое участие в СЕАП после решения НАТО о военном вмешательстве в Косове в марте 1999, однако частично возобновила его в феврале 2000). После теракта 11 сентября 2001, когда в Нью-Йорке были уничтожены небоскребы Всемирного торгового центра, в НАТО была создана специальная структура по борьбе с терроризмом. Возобновились усилия по сближению НАТО и России, нашедшие свое отражение еще в «Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора», подписанном в Париже в мае 1997 президентом Б.Н.Ельциным и главами государств и правительств стран НАТО. Одним из важнейших направлений является также сотрудничество с семью странами Средиземноморья – Алжиром, Египтом, Израилем, Иорданией, Мавританией, Марокко и Тунисом.

Высший руководящий орган НАТО – Североатлантический совет, чисто военными вопросами занимается Комитет военного планирования. В своей деятельности НАТО руководствуется принятой главами государств и правительств на сессии Североатлантического совета в Вашингтоне 23–24 апреля 1999 «Стратегической концепцией Североатлантического союза». Штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе (Бельгия).

Более подробно с принципами союза, его деятельностью и основополагающими документами можно ознакомиться на сайте www.nato.int.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Североатлантический договор

Вашингтон, Федеральный округ Колумбия, 4 апреля 1949 г.

Договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами.

Договаривающиеся стороны преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности. Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе. Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. Поэтому Договаривающиеся стороны достигли соглашения о нижеследующем Североатлантическом договоре:

Статья 1

Договаривающиеся стороны обязуются, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, мирно решать все международные споры, участниками которых они могут стать, не ставя при этом под угрозу международные мир, безопасность и справедливость, а также воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения в своих международных отношениях, если это противоречит целям ООН.

Статья 2

Договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию международных отношений мира и дружбы путем укрепления своих свободных институтов, достижения большего понимания принципов, на которых они зиждутся, и содействия созданию условий стабильности и благосостояния. Договаривающиеся стороны будут стремиться к устранению противоречий в своей международной экономической политике и способствовать развитию экономического сотрудничества между любыми из них и между собой в целом.

Статья 3

В интересах более эффективного осуществления целей настоящего Договора, Договаривающиеся стороны, порознь и совместно, посредством постоянных и действенных самостоятельных усилий и взаимопомощи, будут поддерживать и наращивать свой индивидуальный и коллективный потенциал борьбы с вооруженным нападением.

Статья 4

Договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из Договаривающихся сторон окажутся под угрозой.

Статья 5

Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-ой Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.

О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности.

Статья 6

В целях Статьи 5-й считается, что вооруженное нападение на одну или несколько Договаривающихся сторон включает в себя вооруженное нападение:

на территорию любой из Договаривающихся сторон в Европе или Северной Америке, алжирские департаменты Франции, территорию Турции или острова, расположенные в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака и находящиеся под юрисдикцией какой-либо из Договаривающихся сторон;

на вооруженные силы, суда или летательные аппараты какой-либо из Договаривающихся сторон, если эти вооруженные силы, суда или летательные аппараты находились на этих территориях, или над ними, или в другом районе Европы, или над ним, если на них или в нем на момент вступления в силу настоящего Договора размещались оккупационные силы какой-либо из Договаривающихся сторон, или в Средиземном море, или над ним, или в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака, или над ней.

Статья 7

Настоящий Договор ни в коем случае не затрагивает и не подлежит толкованию как затрагивающий каким-либо образом права и обязательства Договаривающихся сторон, являющихся членами Организации Объединенных Наций, по Уставу ООН или преимущественную ответственность Совета безопасности за поддержание международного мира и безопасности.

Статья 8

Каждая Договаривающаяся сторона заявляет, что ни одно из ее действующих международных обязательств в отношении какой-либо другой Договаривающейся стороны, или какого-либо третьего государства, не противоречит положениям настоящего Договора, и обязуется не брать на себя каких-либо международных обязательств, противоречащих настоящему Договору.

Статья 9

Настоящим Договаривающиеся стороны создают Совет, в котором для рассмотрения вопросов, касающихся выполнения настоящего Договора, должна быть представлена каждая из них. Совет подлежит организации таким образом, чтобы иметь возможность быстро собираться в любое время. Совет обязуется создавать вспомогательные органы, в которых может возникнуть необходимость; в частности, он обязуется немедленно создать Комитет обороны, которому надлежит давать рекомендации относительно мер, направленных на выполнение Статей 3 и 5.

Статья 10

Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору. Любое государство, получившее подобное приглашение, может стать Договаривающейся стороной путем передачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки документа о своем присоединении к настоящему Договору. Правительство Соединенных Штатов Америки будет уведомлять каждую из Договаривающихся сторон о передаче ему на хранение каждого подобного документа о присоединении.

Статья 11

Настоящий Договор подлежит ратификации, а его положения претворению в жизнь, Договаривающимися сторонами согласно их соответствующим конституционным процедурам. Ратификационные грамоты подлежат скорейшей передаче на хранение правительству Соединенных Штатов Америки, которое будет уведомлять все другие государства, подписавшие настоящий Договор, о каждой подобной передаче на хранение Договор подлежит вступлению в силу в отношении уже ратифицировавших его государств с момента передачи ратификационных грамот большинства подписавших договор государств, включая ратификационные грамоты Бельгии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции, и подлежит вступлению в действие в отношении других государств с момента передачи на хранение их ратификационных грамот

Статья 12

По истечении десятилетнего срока действия настоящего Договора или в любое последующее время Договаривающиеся стороны обязуются по требованию какой-либо из Договаривающихся сторон провести совместные консультации с целью пересмотра настоящего Договора, принимая при этом во внимание факторы, затрагивающие в тот период мир и безопасность в Североатлантическом регионе, включая разработку в соответствии с Уставом ООН мероприятий глобального и регионального характера по поддержанию всеобщего мира и безопасности.

Статья 13

По истечении двадцатилетнего срока действия настоящего Договора любая Договаривающаяся сторона может выйти из него через год после того, как она уведомит правительство Соединенных Штатов Америки о расторжении ею настоящего Договора, которое будет сообщать правительствам всех других Договаривающихся сторон о вручении ему на хранение каждого уведомления о расторжении настоящего Договора.

Статья 14

Настоящий Договор, английский и французский тексты которого имеют одинаковую силу, подлежит сдаче на хранение в архив правительства Соединенных Штатов Америки. Должным образом заверенные копии настоящего Договора будут переданы вышеупомянутым правительством правительствам других государств, подписавших настоящий Договор.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕТА РОССИЯ-НАТО

ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА РОССИЯ-НАТО НА УРОВНЕ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ В ЛИССАБОНЕ 20 НОЯБРЯ 2010 ГОДА

Мы, главы государств и правительств стран-членов Совета Россия-НАТО на встрече сегодня в Лиссабоне заявили, что мы начали новый этап сотрудничества, ведущий к подлинному стратегическому партнерству.

Мы вновь подтвердили все цели, принципы и обязательства, содержащиеся в Основополагающем акте, Римской декларации и Хартии европейской безопасности ОБСЕ 1999 года, включая «Платформу безопасности, основанной на сотрудничестве», и признали, что безопасность всех государств в евроатлантическом сообществе неделима, а также то, что безопасность НАТО и России взаимосвязана. Мы будем работать в направлении достижения подлинно стратегического и модернизированного партнерства, основанного на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости, с целью способствовать созданию общего пространства мира, безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе. Государства-члены СРН будут воздерживаться от угрозы силой или применения силы друг против друга, равно как и против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости в любой форме, несовместимой с Уставом ООН и содержащейся в Хельсинкском заключительном акте Декларацией принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.

Государства-члены СРН привержены обязательству работать в качестве 29 равных партнеров, с тем чтобы реализовать огромный потенциал Совета Россия-НАТО, через последовательное развитие политического диалога и практического сотрудничества, исходя из общих интересов. Мы подчеркиваем, что Совет Россия-НАТО является форумом для политического диалога при любых обстоятельствах и по всем вопросам, включая те, по которым у нас имеются расхождения. Мы твердо намерены в полной мере задействовать механизм СРН для консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, совместных решений и совместных действий по широкому спектру вопросов безопасности в евроатлантическом регионе. Все мы согласны с тем, что во благо государств-членов СРН – дальновидная и транспарентная политика, нацеленная на укрепление безопасности и стабильности на евроатлантическом пространстве, в том числе через задействование существующих институтов и инструментов. Мы решительно поддерживаем восстановление жизнеспособности и модернизацию режима контроля над обычными вооружениями в Европе и готовы продолжить диалог по вопросам контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, представляющим интерес для СРН. Мы приветствуем заключение нового Договора о СНВ и рассчитываем на его скорейшую ратификацию и вступление в силу. Государства-члены СРН преисполнены решимости добиваться укрепления мира для всех и создания условий, которые позволят освободить мир от ядерного оружия, в соответствии с целями Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), таким образом, чтобы это способствовало международной стабильности, а также исходя из принципа ненанесения ущерба безопасности для всех.

Сегодня мы одобрили Совместный обзор общих вызовов безопасности 21 века, над которым начали работать год назад. У нас важные общие интересы, и мы сталкиваемся с общими вызовами. На этой основе мы определили конкретные мероприятия практического сотрудничества.
Мы договорились обсуждать продолжение сотрудничества в области ПРО. Мы договорились о совместной оценке угроз со стороны баллистических ракет и о продолжении диалога в этой области. СРН также возобновит сотрудничество по ПРО ТВД. Мы поручили СРН разработать всеобъемлющий совместный анализ будущих рамочных условий сотрудничества в области противоракетной обороны. Прогресс в работе над этим анализом будет рассмотрен на встрече министров обороны стран-членов СРН в июне 2011 года.

Мы подчеркнули важность международных усилий в поддержку правительства Афганистана и по укреплению мира и стабильности в регионе. В этом контексте особую ценность имеют обновленные договоренности по дальнейшему облегчению железнодорожного транзита нелетальных грузов МССБ через российскую территорию. Основываясь на успехе работы проекта СРН по подготовке антинаркотических кадров, мы приветствуем включение Пакистана в качестве страны-участницы проекта наряду с Афганистаном, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Мы также договорились о расширении проекта для того, чтобы обеспечить дальнейшее прямое содействие укреплению профильных государственных структур в тесном взаимодействии с правительствами, направляющими сотрудников на обучение. Помимо этого, для содействия более эффективному использованию вертолетного парка военно-воздушными силами Афганистана мы также дали поручение о создании в 2011 г. целевого фонда СРН для обеспечения технического обслуживания вертолетов.

СРН будет укреплять сотрудничество в области борьбы с терроризмом, включая совместную разработку технологии обнаружения взрывчатых веществ1, противодействие террористическим угрозам гражданской авиации2 и обмен информацией по вопросам терроризма. Российская Федерация подтвердила свою заинтересованность в возобновлении поддержки контртеррористической операции НАТО «Активные усилия» в Средиземном море.

Поскольку пиратство и вооруженный разбой на море по-прежнему представляют значительную и возрастающую угрозу безопасности морского судоходства, государства-члены СРН расширят существующее сотрудничество на тактическом уровне, в том числе путем проведения совместной подготовки и учений.

Улучшение наших отношений будет помогать решению вопросов, по которым наши взгляды расходятся. Основываясь на нашей общей повестке дня сотрудничества, мы, главы государств и правительств стран-членов СРН, договорились о дальнейшем расширении и углублении диалога и практического сотрудничества между Россией и НАТО, а также наращивании партнерства Россия– НАТО, которое укрепляет безопасность для всех на евроатлантическом пространстве и за его пределами.

1. Проект по дистанционному обнаружению взрывчатых веществ (СТАНДЕКС)
2. Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве (ИСВП)

НАТО: организация Североатлантического договора и её члены

Военно-политический блок НАТО был создан в США с целью обеспечения безопасности в европейском регионе и защите стран-участниц от агрессии СССР. В состав блока первоначально вошли 9 стран Западной Европы, остров Исландия, Соединённые Штаты и Канада. На трансатлантическом форуме обсуждаются жизненно важные вопросы и решаются проблемы, связанные с военной угрозой.

Историческая справка

После завершения самой страшной войны за всю историю человечества, бо́льшая часть стран мира, включая всю Европу, находилась в состоянии морального и экономического кризиса. Ужасные события нескольких последних десятилетий серьёзно напугали людей. И это вполне обоснованно. Ведь за довольно короткий промежуток времени (меньше 40 лет) произошло два глобальных конфликта. Мировые войны привели к колоссальным разрушениям и унесли несметное количество человеческих жизней.

Кровавые события послужили страшным уроком для мирового сообщества. Для того чтобы предотвратить подобные катастрофы в будущем и обеспечить безопасность, возникла необходимость в объединении совместных военных сил. Несмотря на уничтожение фашизма, угроза появления нового агрессора была вполне реальна.

Мощным толчком для основания военной организации, объединяющей оборонительную мощь мировых стран-лидеров, стала неоднозначная политика СССР. Бывший союзник в борьбе с нацистами, вёл себя весьма агрессивно и создавал серьёзную угрозу для мира.

В итоге 4 апреля 1949 года в столице Соединённых Штатов — городе Вашингтоне происходит образование военно-политического блока НАТО. Расшифровка слова NATO — North Atlantic Treaty Organization. На русском аббревиатуру можно расшифровать как Организация Североатлантического договора. В альянс вошли страны Европы и Северной Америки, всего 12 государств. Принцип пакта заключался в том, что каждый член, входящий в союз, брал на себя определённые обязательства по обеспечению безопасности и поддержке других участников.

С тех пор в Североатлантическом военном блоке произошло немало изменений. Он расширялся и накапливал мощь. Одни участники добавлялись, а другие выходили из союза. Даже СССР в 1954 году подал заявку на вступление в НАТО, что стало довольно неожиданной новостью. Естественно, она была отклонена по многим причина, в частности, из-за того, что советское государство являлось потенциальным противником.

Во времена холодной войны, продолжалось дальнейшее расширение и развитие альянса. Первые военные действия с участием войск стран НАТО произошли в Ираке. Затем была война в Югославии, конфликты в Боснии и Герцеговине, Македонии, а также в Афганистане.

Цели и органы управления

Первоначальная цель НАТО заключалась в упрочнении стабильности, и обеспечении безопасности Североатлантического региона. Усилия всех участников альянса были направлены на сохранение мирной обстановки и повышение благосостояния в государствах, состоящих в альянсе.

Если говорить кратко, то необходимость создания военно-политического блока возникла в связи с потенциальной советской угрозой, как противовес. Первый генеральный секретарь НАТО Исмей Гастингс сказал, что русских следует держать как можно дальше от американцев.

После окончания холодной войны и распада СССР необходимость в сдерживании советской угрозы отпала. На 2010 г. основными тезисами НАТО стали:

  • Коллективная оборона.
  • Регулирование кризисных ситуаций.
  • Обеспечение безопасности на основе сотрудничества.

    Военное вторжение в любую страну-участницу НАТО расценивается как нападение на весь блок. Основополагающим фактором при постановке задач является отсутствие агрессивных мотивов и захватнических амбиций. Устав организации запрещает проявление военной экспансии. Применение силы разрешено только для обеспечения безопасности.

    Начиная с 2015 года Североатлантический альянс возвращается к своей первоначальной задаче. Отличие лишь в том, что вместо Советского Союза, как основной потенциальный противник и угроза безопасности рассматривается Россия. Сдерживание агрессии РФ было признано официальной целью НАТО на саммите, прошедшем в июле 2016 года.

    Верховный орган управления блоком — Североатлантический совет, или, сокращённо, САС. Он руководит всеми комитетами, а также уполномочен создавать любые дополнительные органы власти, если в них возникнет необходимость. Главная штаб-квартира НАТО находится в бельгийском городе Брюсселе.

    Существует ошибочное мнение, что Североатлантическим блоком управляют непосредственно Соединённые Штаты. На самом деле все участники альянса равны, а важные решения принимаются путём всеобщего голосования. Несмотря на то что Америка — это самый сильный член союза и лидер по финансированию, это не даёт ей права безграничной власти.

    Страны-участницы альянса

    На сегодня в блоке НАТО состоит 29 государств. А ещё 5 являются участниками программы по расширению партнёрства. Входить в альянс непросто. Потенциальные члены должны пройти сложный многоступенчатый процесс, состоящий из интеграции вооружённых сил и политического диалога, а также соответствовать всем необходимым требованиям, которые предусмотрены уставом организации.

    Список государств — членов НАТО:

  • Первоначальными членами союза в 1949 г. стали: США, Великобритания, Италия, Норвегия, Исландия, Дания, Канада, Франция, Португалия, Нидерланды, Люксембург и Бельгия.
  • В 1952 г. в блок вступила Греция и располагающаяся на Ближнем Востоке, Турция.
  • Германия смогла войти в состав альянса только в 1955 г.
  • Испания становится страной участницей в 1982 г.
  • В конце второго тысячелетия (1999) — Венгрия, Польша и Чехия.
  • Заметное расширение географической карты НАТО произошло в 2004 году. Список участников пополнился семью странами Восточной Европы и Прибалтики: Словения Болгария, Словакия, Румыния, а также Латвия, Эстония и Литва.
  • Албания и Хорватия подключились в 2009 г.
  • Самая юная участница — это Черногория. Дата вступления — 5 июня 2017 г.

    Единственное государство, вышедшее из НАТО за длительный период существования блока — это Франция. Покинув альянс в 1966-м, она вернулась лишь 43 года спустя.

    Вооружённые силы

    Силы НАТО не являются армией в привычном понимании. У них нет определённой дислокации. Каждая конкретная страна-участница, в зависимости от необходимости, обязана предоставить блоку требуемое количество профессионально обученных солдат, вооружение и военную технику. Таким образом, удаётся быстро мобилизовать все необходимые силы для решения конкретной задачи.

    Вооружённые структуры альянса делятся на 2 категории:

    • объединённые (ОВС);
    • находящиеся в подчинении своей страны.

    Численность военнослужащих на 2010 г. составляла около 3,2 млн человек. Из них 1.3 млн — это солдаты США. Роль Америки в Североатлантическом блоке огромна. Так, в 2016 году страна потратила 664 млрд бюджетных долларов на военные расходы НАТО.

    В сентябре 2014 года произошла встреча лидеров государств, участвующих в НАТО. На ней рассматривалось создание специальной оперативной группы, обладающей повышенной готовностью. Это воинское подразделение, состоящее из 4 тыс. солдат необходимо для быстрой реакции на агрессивные действия России, направленные против любой страны-участницы альянса. Центральная база и командование силами быстрого реагирования находится в Великобритании. В случае необходимости группа быстро перебрасывается к границам РФ.

    Украина и блок НАТО

    Украинские отношения с альянсом в настоящее время остаются довольно сложными. Начиная с 1992 года прошло немало встреч, целью которых было взаимное сотрудничество и сближение. Однако, украинские граждане относились к НАТО с явным недоверием. Виной тому недалёкое советское прошлое. Бо́льшая часть населения страны считала вступление в военный блок нежелательным. Всё изменилось после аннексии Крыма и конфликта в Донбассе.

    С тех пор мнение населения радикально поменялось. Вступление в НАТО стало приоритетом. Правительство Украины официально заявило, что страна больше не будет придерживаться внеблокового статуса. Курс на евроинтеграцию поддерживает преобладающая часть граждан. Таким образом, действия РФ значительно поспособствовали возможному приближению Североатлантического альянса к российским границам.

    После того как СССР прекратил своё существование, блок НАТО лишился главной угрозы, для борьбы с которой и был создан, начался процесс застоя и спокойствия. Финансирование постепенно уменьшалось, а численность войск снижалась. Но в последние годы возникли новые угрозы. Действия исламских террористов и агрессивная политика Кремля вдохнули в альянс новые силы. Он вновь стал необходим. Появились новые претенденты на членство в блоке, а финансовые вливания заметно усилились.

    Что такое НАТО и кто туда входит?

    НАТО (от англ. NATO, North Atlantic Treaty Organization — Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс) — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду.

    Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Все стороны обязываются коллективно защищать любого участника договора, на которого будет совершено нападение.

    Фактически, начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие СССР и, позднее, также странам-участницам возглавлявшегося СССР Варшавского договора, заключённого в 1955 г.

    Когда был основан?

    НАТО был основан 4 апреля 1949 года в США с целью защиты Европы от советского влияния. Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран: США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

    Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после его ратификации.

    Кто сейчас входит в НАТО?

    В настоящее время членами НАТО являются 28 стран. Это Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Франция, Чешская Республика, Хорватия, Эстония.

    Помимо этого ряд европейских стран и организаций имеют партнерские отношения с НАТО.

    Среди них участники соглашения « Партнерство ради мира»: Австрия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызская Республика, Мальта, Республика Молдова, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Швейцария, Швеция.

    «Средиземноморский диалог» включает следующие страны: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко, Тунис Стамбульская инициатива о сотрудничестве: Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты.

    Глобальными партнерами НАТО являются государства: Австралия, Афганистан, Ирак, Монголия, Новая Зеландия, Пакистан, Республика Корея, Япония

    Другие международные организации, сотрудничающие с НАТО: Организация Объединенных Наций, Европейский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

    Кто может стать членом НАТО?

    Членом НАТО может стать «любое другое европейское государство, способное развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона».

    В НАТО существует так называемый «План подготовки к членству», призванный обеспечить практические рекомендации и целенаправленную помощь странам, поставившим перед собой цель вступить в организацию. В свою очередь, эти страны должны соответствовать определенным ключевым требованиям.

    Какие организации входят в структуру НАТО?

    Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия). Высшим должностным лицом и главным официальным представителем НАТО является генеральный секретарь. С 1октября 2014 года эту должность занимает Йенс Столтенберг (Норвегия).

    У каждой страны-члена организации имеется постоянное представительство при политической штаб-квартире НАТО. Каждое представительство возглавляется «послом», представляющим правительство своей страны в процессе консультаций и принятия решений в Североатлантическом союзе.

    Военной составляющей структуры НАТО являются органы военного управления. Они подключаются к деятельности организации в случаях, когда осуществление политических решений имеет военные последствия.

    Кто составляет вооруженные силы НАТО?

    Как заявляют в НАТО, у альянса практически нет собственных постоянных вооруженных сил. На нужды операций, санкционированных САС, членами НАТО выделяются воинские контингенты, которые возвращаются в пункты изначального базирования по завершении этих операций.

    Вооружённые силы НАТО делятся на:

    • объединённые вооружённые силы, переданные в распоряжение блока;
    • вооружённые силы, остающиеся в национальном подчинении.

    На 2010 г. в вооружённых силах стран НАТО было около 3,8 млн военнослужащих.

    Какие вооруженные операции и миссии совершает сейчас НАТО?

    Согласно официальным данным НАТО, его текущими военными операциями и миссиями являются:

    • международные силы содействия безопасности (МССБ), Афганистан
    • силы для Косово (СДК)
    • операция «Активные усилия» в Средиземном море
    • операция «Оушен шилд» (от англ. «Ocean Shield» — океанский щит) в Аденском заливе и у берегов Африканского Рога
    • содействие Африканскому союзу
    • штаб в Боснии и Герцеговине и бывшей югославской Республике Македонии
    • операции по ликвидации последствий гражданских чрезвычайных ситуаций.

    НАТО: организация Североатлантического договора и её члены

    Н АТО – это альянс, призваный защищать не только власть той или иной страны, но и ценности, на службу которым поставлена эта власть. НАТО защищает не государственный суверенитет или чьи-то геополитические интересы, а определённый тип человеческой культуры и цивилизации.

    Б ез ограждающего щита НАТО было бы немыслимо воссоединение Германии и появление Европейских сообществ, со временем трансформировавшихся в Европейский союз. Альянс НАТО предотвратил возникновение крупного конфликта между двумя противостоящими блоками (холодная война), ни разу не придприняв агрессивных действий, воплотив в себе и укрепив нерушимые узы солидарности между обоими берегами Атлантики.

    С егодня территория Североатлантического альянса является самой безопасной и стабильной на нашей планете. Кроме того, Североатлантический альянс сотрудничает с другими международными организациями, благодараря чему он наиболее эффективно добивается своих целей.

    А льянс НАТО развивает всё более прочные партнёрские отношения практически с каждой страной Европы, с помощю которых все государства могут внести свой вклад в безопасность. За счёт внешней и внутренней адаптации НАТО будет готова обеспечить безопасность во всём Евроатлантическом регионе. Решая эту задачу, альянс создаст необходимую основу для того, чтобы повсеместно утвердились мир, демократия и экономическое процветание. Такова роль НАТО в XXI веке – и НАТО уже не только может, но и готова её выполнять.

    19 стран-членов организации Североатлантического договора (НАТО)

    БельгияКанадаДанияФранция
    ГерманияГрецияИсландияИталия
    ЛюксембургНидерландыНорвегияПортугалия
    ИспанияТурцияСоединенное
    Королевство
    Соединенные
    Штаты
    ПольшаВенгрияЧешская Республика

    В рамках НАТО создана программа Партнерство ради мира (ПРМ) и Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП). Благодаря этим инициативам государства-члены НАТО открыли новые пути сотрудничества с другими странами в рамках альянса, а бывшие враги ныне стали союзниками.

    Основные принципы работы

    О сновные принципы работы Североатлантического альянса включают в себя общие политические обязательства и приверженность практическому сотрудничеству между странами НАТО. Их общая безопасность неделима. Поэтому при решении проблем, связанных с угрозой безопасности, отдельным странам-членам теперь не приходится полагаться на собственные силы и экономические ресурсы. Однако в НАТО нет такой страны, которая отказалась бы от права выполнения своих обязательств перед собственным народом, и все они по-прежнему несут индивидуальную ответственность за свою оборону.

    С евероатлантический альянс позволяет странам НАТО совместными усилиями расширить свои возможности в решении жизненно важных задач национальной безопасности. В результате, несмотря на различия в условиях и относительных военных потенциалах, у них возникает чувство равной безопасности, что способствует укреплению их общей стабильности.

    Принятие совместных решений

    Н АТО не является наднациональной организацией, а альянсом, созданным с целью предоставить возможность международного сотрудничества между независимыми суверенными государствами на договорной основе. Внутри НАТО не существует ни одного центрального органа, который мог бы навязывать свои взгляды странам-участницам, и ни одна из стран-участниц не имеет права принуждать остальных членов подчиняться её желанию. Решения принимаются при единодушном согласии всех стран-участниц.

    П роцесс принятия совместных решений достигается путём консенсуса и общего согласия, страны-члены Североатлантического альянса считаются с точкой зрения каждой из стран. Практика обмена информацией и ежедневных совместных консультаций даёт правительствам возможность сразу же провести общую встречу, если этого требуют обстоятельства. По мере возможного сильные расхождения во мнениях сглаживаются, чтобы сохранить общие интересы в области безопасности, политическую солидарность, а также оперативную сплочённость всего Североатлантического альянса в целом.

    САС – это уникальный орган для принятия решений, проведения консультаций, развития диалога и преодоления разногласий между странами НАТО.
    (Фото НАТО – 64Kb)

    С евероатлантический совет (САС) является центральным политическим органом, созданным непосредственно Статьёй 9 Североатлантического договора, в который входят правительства 19-ти стран НАТО. Консультации, проводящиеся внутри Совета, дают возможность национальным руководствам выразить своё мнение о проблемах, вызывающих всеобщее беспокойство или о вопросах, требующих принятия совместного решения. В Совете не существует никаких ограничений в том, что касается выбора тем для обсуждения. Обычно Совет заседает раз в неделю на уровне постоянных представителей или послов, но при необходимости Совет может собираться и чаще или быть созван в абсолютно любое время. Дважды в год Совет заседает на уровне министров иностранных дел, а в случае необходимости устраивается встреча на уровне глав государств и правительств.

    Расширенная программа Партнёрство ради мира
    Российский госпиталь из состава МЧС на ученях НАТО по программе ПРМ.
    (Фото НАТО – 70Kb)

    П рограмма Партнёрство ради мира (ПРМ) была создана в январе 1994 года. Программа ПРМ дает 19-ти союзникам по НАТО возможность сотрудничать со своими партнерами, не входящими в Североатлантический альянс, в том числе с Россией и Украиной, по многим направлениям военной и оборонной деятельности. Практически все органы НАТО прямо или косвенно участвуют в работе по программе ПРМ.

    С транам с самыми разными традициями в области безопасности программа позволяет выбирать из широкого спектра совместных мероприятий те виды сотрудничества, которые отвечают их конкретным национальным потребностям.

    П артнёрство ради мира – ключевой фактор в развитии отношений между альянсом и странами-участниками ПРМ. Эта программа расширяет и активизирует политическое и военное сотрудничество в Европе, повышает стабильность, уменьшает угрозы миру и упрочняет сложившиеся связи, развивая дух практического сотрудничества и приверженности демократическим принципам.

    25 государств-участников программы ПРМ

    АлбанияАрменияАвстрияАзербайджан
    БеларусияБолгарияЭстонияФинляндия
    ГрузияИрландияКазахстанКыргызстан
    ЛатвияЛитваМолдоваРумыния
    РоссияСловакияСловенияШвеция
    бывшая Югославская Республика Македония
    ШвейцарияТуркменистанУкраинаУзбекистан

    С отрудничество по программе ПРМ способствует:

      достижению открытости процессов военного планирования и формирования оборонных бюджетов;

    обеспечению демократического контроля над вооружёнными силами;

    поддержанию, с учётом конституционных соображений, сил и средств и степени готовности, необходимых для содействия проведению операций под эгидой ООН и/или с санкции ОБСЕ;

  • развитию отношений военного сотрудничества с НАТО для проведения совместного планирования, подготовки и учений с тем, чтобы повысить способность стран-участниц проводить миротворческие, поисково-спасательные операции и гуманитарные операции, а также операции в других областях, достижению открытости процессов военного планирования и формирования оборонных бюджетов.
  • О фицеры государств-партнёров участвуют в работе группы координации партнёрства (ГКП), в городе Монс, Бельгия, которая проводит военное планирование учений по программе ПРМ. У государств-партнёров также имеются бюро по связи в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.

    С момента принятия программы ПРМ в 1994 г., началось быстрое и успешное развитие сотрудничества. Программа, в которой участвуют 25 стран, стала прочным элементом европейской безопасности.

    Военный аспект

    Н АТО является политическим альянсом 19-ти стран и, следовательно, играет важнейшую политическую роль. Военный комитет, который является высшим военным органом Североатлантического альянса, заведует военной структурой НАТО, а её политическое руководство поручено Североатлантическому совету, Комитету планирования обороны и Группе ядерного планирования.

    Вооружённые силы Германии отрабатывают навыки реагирования на учениях проходивших в Дании, на островах Зеландии.
    (Фото НАТО – 59Kb)

    В ооружённые силы НАТО – это многонациональный контингент, который сформирован из войск предоставляемых государствами НАТО на добровольной основе. Вооружённые силы НАТО обеспечивают безопасность государств-членов, участвуют в поддержании стабильности, мира и равновесия в Европе, а также в кризисном урегулировании и, наконец, обеспечивают оборону стратегической зоны альянса, которую охватывает Североатлантический договор.

    В настоящее время происходит преобразование структуры военного командования НАТО в соответствии с новой стратегической обстановкой. Структура подчинённых командований будет преобразована таким образом, чтобы реорганизовать вооружённые силы НАТО в соответствии с требованиями новой стратегической концепции альянса.

    Экономическое сотрудничество

    О снова экономического сотрудничества в рамках Североатлантического альянса обусловлена Статьёй 2 Североатлантического договора. Экономическими вопросами сотрудничества занимается экономический комитет НАТО. Анализ и совместная оценка связанного с безопасностью экономического развития включает в себя такие вопросы, как сопоставление военных расходов, тенденции развития военной промышленности, наличие ресурсов для реализации планов в области обороны, торговля военной техникой в рамках НАТО, а также экономическое сотрудничество и взаимопомощь стран-членов.

    Р азвивая экономическое сотрудничество в рамках Североатлантического альянса, его страны-члены исходят из того, что политическое сотрудничество и конфликты в экономической области несовместимы. Это привело к тому, что правительства стран НАТО стали оказывать помощь менее процветающим членам НАТО посредством развития крупномасштабных программ помощи, выполняемых через другие организации, включая Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Специфические экономические проблемы и перспективы развития этих стран по-прежнему остаются в центре внимания Североатлантического альянса.

    Совет Евроатлантического партнёрства
    Заседание совета Евроатлантического партнёрства, который объединяет все бывшие советские республики с Европейскими странами.
    (Фото НАТО – 64Kb)

    С овет Евроатлантического партнёрства (СЕАП) был образован министрами иностранных дел стран-членов НАТО после встречи в Синтре, Португалия, 30 мая 1997 года. СЕАП – это совместный механизм, который обеспечивает основу для проведения консультаций по политическим вопросам, проблемам безопасности и сотрудничества между НАТО и её партнёрами. Темы для обсуждения диктуются развитием событий в сферах политики и безопасности: урегулирование кризисов; региональные вопросы; вопросы контроля над вооружениями; готовность к черезвычайным ситуациям и стихийным бедствиям; ядерная безопасность; экологические вопросы, научное сотрудничество; вопросы , относящиеся к операциям по поддержанию мира.

    Е сли полномочия Североатлантического совета обусловливаются договорными отношениями между странами-членами НАТО, то Совет Евроатлантического партнёрства представляет собой форум для проведения консультаций, диалога и развития сотрудничества в области политики и безопасности. Заседания СЕАП проводятся два раза в год на уровне министров иностранных дел и на уровне министров обороны, а также ежемесячно на уровне послов в Брюсселе. СЕАП стал важной частью архитектуры европейской безопасности.

    Страны-члены Совета Евро-Атлантического Партнёрства

    19 Стран-членов НАТО
    плюс
    АлбанияАрменияАвстрияАзербайджан
    БеларусияБолгарияЭстонияФинляндия
    ГрузияКазахстанКыргызстанЛатвия
    ЛитваМолдоваРумынияРоссия
    СловакияСловенияШвецияШвейцария
    бывшая Югославская Республика Македония
    ТаджикистанТуркменистанУкраинаУзбекистан

    Г осударства-участники ОБСЕ, которые могут и готовы принять принципы и цели СЕАП, могут стать её членами путём присоединения к программе ПРМ.

    Политические консультации

    Р азработка и реализация политики альянса 19-ти независимых суверенных государств требует, чтобы правительства всех входящих в него стран имели исчерпывающую информацию об общей политике и намерениях относительно друг друга, а также о соображениях, которыми эти страны руководствуются при выборе своего политического курса и подготовке своих планов. Поэтому возникает необходимость проведения регулярных консультаций.

    П отребность в консультациях не ограничивается политическими темами. Консультации в рамках Североатлантического альянса отличаются многообразием форм. Простейшая из них представляет собой обычный обмен мнениями и информацией. На следующем уровне консультации приобретают форму сообщений о мерах или решениях, затрагивающих интересы союзников.

    К онсультации могут проходить в форме уведомлений о будущих мерах или решениях правительств, а также в форме обсуждения с целью достижения консенсуса. Высшей формой консультаций является предоставление странам НАТО возможности достижения взаимоприемлемых договорённостей по поводу коллективных решений и действий Североатлантического альянса в целом.

    Преодоление кризисов

    В се страны НАТО являются полноправными участниками политического сотрудничества и имеют равные обязательства по Североатлантическому договору. Среди них не последнюю роль играет обязательство, согласно Статье 5 упомянутого договора. Оно символизирует неделимость их безопасности, заключающуюся в том, что нападение на одну или нескольких из них рассматривается как нападение на всех.

    В периоды напряжённости и кризисов консультации между странами НАТО приобретают особое значение. В подобных обстоятельствах быстрое принятие решений зависит от незамедлительного налаживания постоянных консультаций между правительствами стран-членов НАТО.

    О сновными форумами НАТО для проведения необходимых интенсивных консультаций являются Североатлантический совет и Комитет военного планирования. Соответствующая практика и процедуры представляют собой мероприятия Североатлантического альянса по преодолению кризисов. Совместно со странами и главнокомандующими НАТО регулярно проводятся совместные учения по проверке и разработке методов разрешения кризисов, семинары, брифинги, а также учебные курсы.

    Список стран-членов НАТО

    НАТО — расшифровывается как «Организация Североатлантического договора». Это военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния». Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства — члена НАТО или защиту от нее.

    Какие страны входят в НАТО? Всего членами Североатлантического альянса является 30 стран, пять государств участвуют в программах НАТО по расширению партнерства, Сербия ведет переговоры о присоединении к программе индивидуального плана партнерства с НАТО, а Финляндия заявила о возможности присоединения к НАТО в будущем. Военные расходы всех членов НАТО в совокупности составляют более 70 процентов от общемирового объема.

    Штаб-квартира: Брюссель, Бельгия.
    Генеральный секретарь: Йенс Столтенберг.
    Официальный сайт: nato.int
    НАТО в социальных сетях: Twitter, Facebook, YouTube

    • Список членов
    • История расширения
    • Кандидаты на вступление
    • Критерии вступления
    • Партнеры НАТО
    • Медиатека
    СтранаЧисленность ВС (тыс. чел)Расходы на ВС в % от ВВПРасходы на ВС на душу населения, $
    1Албания201.4755
    2Бельгия341.05504
    3Болгария68.451.46121
    4Канада62.31.24530
    5Хорватия511.70214
    6Дания22.881.41818
    7Эстония5.512.00381
    8Франция259.051.80924
    9Германия200.771.35602
    10Греция177.61.72551
    11Венгрия33.40.83122
    12Исландия00.1337
    13Италия230.551.69529
    14Латвия5.50.92138
    15Литва13.510.97101
    16Люксембург0.900.60402
    17Норвегия29.11.401405
    18Польша1051.91241
    19Португалия44.91.29442
    20Румыния93.61.29116
    21Словакия26.21.12183
    22Словения91.18274
    23Испания177.950.86267
    24Чехия57.051.08202
    25Нидерланды53.131.27612
    26Великобритания187.972.49908
    27США14774.352008
    28Турция7262.31234
    29Черногория1.91.6104
    30Северная Македония81.2751
    ДатаСтранаВсего стран
    1949 годБельгия, Нидерланды, Франция, Люксембург, Великобритания, США, Канада, Португалия, Италия, Норвегия, Дания, Исландия12
    1952 годГреция, Турция14
    1955 годГермания15
    1982 годИспания16
    1999 годЧехия, Венгрия, Польша19
    2004 годЭстония, Болгария, Литва, Латвия, Румыния, Словакия, Словения26
    2009 годАлбания, Хорватия, Франция (заново присоединилась)28
    2017 годЧерногория29
    2020 годСеверная Македония30
    СтранаУскоренный диалог
    1Босния и ГерцеговинаДа
    2УкраинаДа
    3ГрузияДа
    4МолдоваНет
    5АзербайджанНет
    6АрменияНет
    7КазахстанНет

    Страны-члены НАТО договорились придерживаться принципов, установленных Вашингтонским договором. Страны, желающие присоединиться к Альянсу должны пройти многоступенчатый процесс, включающий политический диалог и военную интеграцию, а также соответствовать определенным требованиям, а именно:

    • решать международные споры мирным путем;
    • демонстрировать преданность принципам верховенства права и прав человека;
    • решать мирным путем межэтнические конфликты и внешние территориальные споры, спорные вопросы внутренней юрисдикции, в соответствии с принципами ОБСЕ и с целью стремление к установлению добрососедских отношений;
    • устанавливать надлежащий демократический и гражданский контроль над своими вооруженными силами ;
    • воздерживаться от угрозы силой или применения силы каким-либо образом, не соответствующим целям ООН;
    • способствовать развитию мирных и дружественных международных отношений путем укрепления своих свободных институтов и благодаря содействию укреплению стабильности и благополучия;
    • продолжать оказывать полную поддержку и участвовать в работе Совета евроатлантического партнерства, в программе «Партнерство ради мира» и развития сотрудничества со странами-партнерами, которые не являются членами НАТО;
    • демонстрировать преданность делу укрепления стабильности и благополучия через соблюдение принципов экономической свободы, социальной справедливости и ответственности за охрану окружающей среды;
    • вносить свой вклад военного характера в коллективную оборону и в исполнение новых задач, стоящих перед Альянсом, а также быть готовыми взять на себя обязательства по постепенному совершенствованию своей обороноспособности;
    • должным образом участвовать в работе учреждений НАТО;
    • стремиться к осуществлению стандартизации и достижения оперативной совместимости;
    • создавать через национальную программу необходимую структуру по вопросам планирования и выполнения таких военных бюджетов, соответствующих определенным приоритетам в сфере обороны и предусматривали соответствующие схемы обучения для ознакомления персонала с существующими в НАТО практикой и процедурами с целью подготовки к возможной в будущем участия в работе структур альянса;
    • знакомиться с соответствующими правовыми механизмами и соглашениями, которыми руководствуется НАТО для обеспечения сотрудничества в своей структуре и формальным юридическим процессом, предшествующий членству.

    НАТО подписало соглашение о сотрудничестве с рядом европейских государств. Программа взаимодействия с этими странами называется «Партнерство ради мира». В этой программе участвуют 22 страны, не являющиеся членами НАТО. Кипр является единственным членом Европейского союза, не участвующим в программе. Турция, не признающая Республику Кипр, препятствует сотрудничеству этого государства с НАТО, поскольку конфликт между турецкой и греческой частями Кипра остаётся нерешённым.

    Карта партнеров НАТО

    СтранаНачало участия
    1АвстрияФевраль 1995
    2АзербайджанМай 1994
    3АрменияОктябрь 1994
    4БелоруссияЯнварь 1995
    5Босния и ГерцеговинаДекабрь 2006
    6ГрузияМарт 1994
    7ИрландияДекабрь 1999
    8КазахстанМай 1994
    9КиргизияИюнь 1994
    10МакедонияНоябрь 1995
    11МальтаАпрель 1995 (до октября 1996); Апрель 2008
    12МолдавияМай 1994
    13РоссияИюнь 1994, приостановлено с апреля 2014
    14СербияДекабрь 2006
    15ТаджикистанФевраль 2002
    16ТуркменияМай 1994
    17УкраинаФевраль 1994
    18УзбекистанИюль 1994
    19ФинляндияМай 1994
    20ЧерногорияДекабрь 2006
    21ШвейцарияДекабрь 1996
    22ШвецияМай 1994

    Ссылка на основную публикацию