Народничество – основные идеи, представители и течения

Народничество — основные идеи, представители и течения

В России второй половины XIX века господствующим направлением общественной жизни являлось народничество — общественно-политическое движение и идеология дворянской и разночинской интеллигенции.

Основные идеи народничества в России 19 века

Главные и существенные черты движения:

особый путь развития России, где главной социальной силой является крестьянство;

уклад крестьянской общины содержит зародыш социализма;

капитализм и самодержавие не имеют социальной опоры на русской почве;

в России возможен переход к социализму, минуя капиталистическую стадию развития;

преобразования можно осуществить только революционным путем.

Причины и истоки возникновения

Истоки возникновения народничества:

идея просвещения о всеобщем равенстве людей;

утопический социализм с его проектами построения идеального общества;

дворянское движение (декабристы), ставившее целью уничтожение самодержавия и освобождение крестьян;

идеи славянофилов о самобытном пути России, о русском крестьянстве как носителе мудрости и моральном авторитете (почвенничество).

В конце 50-х годов 19 века, со вступлением на престол Александра II, в России происходит ослабление цензуры, либерализация курса правительства, подготовка отмены крепостного права.

Крестьянская реформа 1861 г. была половинчатой, крестьяне остались в кабале у помещиков, владеющих землей. Недовольство привело к оживлению общественной жизни, распространению народнических идей.

Автор теории общинного социализма

Основа идеологии народничества – теория общинного социализма, автором которой являлся А. И. Герцен.

Будучи свидетелем поражения революций в Европе, он пришел к выводу о возможности развития социализма в России. Этому будет способствовать наличие крестьянской общины, слабое развитие капитализма.

Основные идеи Герцена по устройству общества — крестьянское общинное землевладение и мирское самоуправление, распространенное на все государство.

Три течения народничества

В народничестве сформировалось три основных течения, данные о них сведены в таблицу:

пропаганда, просвещение народа с целью подготовки крестьянской революции

пробуждение народа к бунту, вместо государства — союз общин

захват власти революционной организацией, затем вовлечение народа в переустройство государства

История революционного народничества

Хождение в народ и пропаганда

60-70-е годы ХIХ в. были временем «хождения в народ». Вызванные увеличением платы за обучение студенческие волнения начала 60-х годов привели к массовым исключениям из университетов.

Когда Герцен обратился к молодежи: «В народ!», множество несостоявшихся и бывших студентов устремилось в деревню. Там они становились учителями и фельдшерами, этот период хождения в народ был социально-просветительским, основной была идея служения, «возвращения долга» народу.

Далее, в 70-е годы, народники занимались пропагандой социалистических идей. Группы молодых людей передвигались от села к селу, беседовали с крестьянами, распространяли прокламации.

Пропаганда против религии и самодержавия не находила отклика, к чужакам относились настороженно, у крестьянства сильна была вера в «доброго царя».

«Земля и воля»

Так называлась первая народническая организация в России, созданная в 1861 г. в Петербурге и просуществовавшая до 1864 г.

Тайная революционная организация «Земля и воля» возродилась в 1876 г. Решили создавать народнические поселения в деревнях, в целях сближения с крестьянами и для большей эффективности агитации. Была также развернута пропагандистская деятельность среди рабочих на заводах.



Однако народ остался глух к революционным и социалистическим идеям, зачастую сами крестьяне выдавали агитаторов. Сторонники активных действий встали на путь терроризма, организовывали убийства представителей царской администрации. Власти в ответ применили репрессии.

Тысячи народовольцев были арестованы, отправлены на каторгу за пропаганду, смертные приговоры выносились даже за участие в тайных организациях. Сторонники разных методов борьбы не смогли ужиться в одной организации.

Раскол

В 1879 г. произошел раскол «Земли и воли». «Деревенщики», отвергающие насилие и считающие пропаганду главным методом борьбы, создали «Черный передел». Они продолжили работу по распространению своих идей.

Радикально настроенные «политики» создали «Народную волю». Члены организации считали, что только террор может привести к смене политического режима. Они сосредоточились на подготовке покушения на царя, после многих попыток 1 марта 1881 г. Александр II был убит.

Народовольцы надеялись на подъем освободительного движения после убийства царя, но народного восстания не произошло. В результате революционное подполье было уничтожено, а народ безмолвствовал. Движение пропагандистов также практически прекратилось из-за полицейских гонений.

«Теория малых дел»

К 90-м годам большинство народников отказывается от революционных идей. Становится популярной «теория малых дел».

Ее сторонники отрицали всяческое насилие, призывали интеллигенцию улучшать жизнь крестьян, помогать им своим трудом в земствах. Это была идея деполитизированного «хождения в народ».

Либеральное народничество

В 80-е гг., при Александре III, происходит усиление полицейского произвола, закрытие прогрессивных газет и журналов, уменьшаются права земства и университетов.

В народничестве преобладает реформистское, либеральное направление. Его представители призывали к ненасильственному, мирному преобразованию общества, развитию путем эволюции.

Неонародничество

В конце 90-х гг. сформировалось неонародничество.

Последователи революционного народничества объединились в партию социалистов-революционеров (эсеры) в 1901 г., представители умеренного крыла создали партию народных социалистов. Народничество начала ХХ в. вело ожесточенную полемику с марксизмом, считая его идеи неприемлемыми для России.

Историческое значение народничества

Нельзя однозначно оценить историческое значение народничества. Оно вовлекло в общественную жизнь огромное количество людей, особенно молодежи. Их бескорыстная, жертвенная деятельность не была напрасной.

Общество осознало необходимость изменений, власть была вынуждена проводить реформы. В то же время террор привел к расколу в русском освободительном движении, вызвал ожесточение власти и замедление в развитии страны.

Следующие поколения революционеров перенимали опыт и методы борьбы народников, их преемники эсеры стали одной из ведущих сил русских революций. Народничество было инициативой снизу, заставившей власть считаться с мнением общества.

Народничество – революционная идеология

Народничество – идейное течение радикального характера, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия или за глобальное реформирование Российской Империи. В результате действий народничества был убит Александр 2, после чего организация фактически распалась. Неонародничество было восстановлено в в конце 1890-х годов в виде деятельности партии эсеров.

  • 1874-1875 – «хождение народничества в народ».
  • 1876 – создание «Земля и воля».
  • 1879 – «Земля и воля» раскалывается на «Народная воля» и «Черный передел».
  • 1 марта 1881 – убийство Александра 2.

Видные исторические деятели народничества:

  1. Бакунин Михаил Александрович – один из ключевых идеологов народничества в России.
  2. Лавров Петр Лаврович – ученый. Так же выступил идеологом народничества.
  3. Чернышевский Николай Гаврилович – писатель и общественный деятель. Идеолог народничества и доноситель его основных идей.
  4. Желябов Андрей Иванович – входил в управление «Народной воли», один из организаторов покушения на Александра 2.
  5. Нечаев Сергей Геннадьевич – автор «Катехизиса революционера», активный революционер.
  6. Ткачев Петр Николаевич – активный революционер, один из идеологов течения.

Идеология революционного народничества

Революционное народничество в России зародилось в 60-х годах 19 века. Изначально она называлась не «народничество», а «общественный социализм». Автором этой теории выступили А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский.

У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община с ее элементами коллективного землепользования. В этом смысле Россия должна стать примером для остальных стран мира.

Почему «Народничество» называется революционным? Потому что оно призывало к свержению самодержавия любым путем, в том числе и путем террора. Сегодня некоторые историки говорят о том, что это было новаторство народников, но это не так. Тот же Герцен в своей идее «общественного социализма» говорил, что террор и революция это один из методов достижения цели (хотя и крайний метод).

Идейные течения народничества 70-х годов

В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

Идейные течения народничества:

  • Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
  • Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
  • Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.

Все направления развивались параллельно.

Хождение в народ

Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:

– «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» – говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.

– «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» – был ответ крестьян.

Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».

«Земля и воля»

В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:

  • Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
  • Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей. К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.

К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.

Черный передел

«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде. Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

Народная воля

«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.

Окончание деятельности народничества и краткие итоги

В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов. Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию. Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.

К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда. Террор, который развязали народовольцы, не был воспринят населением, как элемент борьбы за освобождение крестьян. Фактически речь идет о подлости этой организации, которая ставила перед собой высокие и правильные цели, но для достижения их выбирала самые подлые и низкие возможности.

Народничество

В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.

Истоки народничества

Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.

О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.

Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:

– Россия должна идти по своему пути.

– Капитализм чужд развитию России.

– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.

– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.

– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.

– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.

– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.

– Только революция способна провести социальные идеи.

Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.

Цели народничества

Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.

Основные направления движения народничества

Народничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.

Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.

Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний.

Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну.

Деятельность народников

В 1860 году легальные и нелегальные объединения народников появились в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из самых крупных организаций стала «Земля и воля», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1861 году. В этой организации была разработана первая народническая программа переустройства общества, но в 1864 году организация самораспустилась.

Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.

4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.

К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом. Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками. В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.

В 1876 году была создана вторая организация «Земля и воля». Она имела свои филиалы во многих городах, в основном на юге России. Участниками организации был совершен целый ряд покушений на жандармских и полицейских чиновников. Но террор как средство борьбы разделяли не все участники. Против были В. Засулич, Г. Плеханов, Л. Дейч. В 1879 году в организации произошел окончательный раскол.

Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора – в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.

Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.

Значение народничества

Народничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров – социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».

Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.

Народнические организации и хождение в народ

Народничество – революционное движение в России во второй половине XIX века, делавшее акцент на сближении прогрессивной интеллигенции с крестьянской общиной.

Предпосылки возникновения народничества

Идея возникновения народничества принадлежала революционным демократам, писателям А.И.Герцену и Н.Г.Чернышевскому, которые обосновали теоретические положения этого направления.

Представители нового революционного движения требовали передать землю крестьянам, ликвидировать самодержавие, лишить дворянство привилегий.

Для возникновения народничества сложился ряд предпосылок:

российская экономика носила переходный характер от феодализма к капитализму;

поиску выхода из экономического тупика препятствовали сохранение крепостного права, самодержавия и непоследовательность внутриэкономического курса правительства Александра II;

неприятие революционно настроенной частью интеллигенции идей капитализма, как искусственно навязанных для аграрной России;

идеализация разночинцами крестьянской общины и стремление создать на её основе справедливое социалистическое общество, минуя стадию капитализма.

Цели первых народнических организаций («ишутинцы», «народная расправа», «чайковцы»)

Организация, годы существования, место

Ишутинский кружок (1863-1866), Москва.

Подготовить крестьянскую революцию с помощью интеллигенции

Пропаганда среди крестьян идей социализма.

Тактика террора и заговора; неудачное покушение Каракозова на Александра II.

Общество «Народная расправа» (1869), Москва

Свергнуть существующий строй и подготовить «народную мужицкую революцию»

Жёсткая дисциплина, обман, шантаж, убийство коллеги – студента Иванова.

Объединённые народнические кружки – «чайковцы» (1871-1874), Петербург.

Борьбе за политические свободы противопоставляют распространение научной и революционной литературы (в том числе произведений Чернышевского, Герцена, Добролюбова, К.Маркса).

Пропагандистская и просветительская работа.

Хождение в народ как форма популяризации социалистических идей среди крестьян

Ёмкий лозунг «В народ» выдвинул А. И. Герцен в 1861 году, предполагая под ним сближение интеллигенции и народа.

Идею сближения с народом осуществили народнические организации 70-х годов XIX столетия. 37 российских губерний охватило «хождение в народ», в котором участвовали 2,5 тыс. человек.

Несмотря на единую цель – популяризацию революционных идей среди крестьян – единого плана и программы не было вследствие разрозненности и разных методов воздействия: от мирных путей перехода к социализму до разрушения государственных устоев и физического устранения представителей правящей элиты.

В конце 70-х годов новая волна народников попыталась донести свои идеи до крестьян и больше сблизиться с ними через «оседлую пропаганду» (молодёжь селилась рядом с крестьянами для тесного сближения и пропаганды социалистических идей). Однако, вскоре народникам пришлось признать, что долгожданной победы крестьянской революции в России не будет, так как в среде крестьян политические идеи не находили отклика.

Организации «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»

Организация, годы существования, место

«Земля и воля» (1861-1864 – самоликвидация). (1876-1879 — восстановление) Москва, Петербург.

Г. Плеханов, А. Михайлов, С. Перовская, Д. Лизогуб, Н. Морозов и др.

Подготовка крестьянской революции

«Народная воля»- террористическое крыло «Земли и воли» (1879-1987) Москва, Петербург.

П. Лавров, С. Перовская,

А. Желябов, В. Фигнер и др.

Заставить правительство пойти путём демократических реформ, направленных на социальное преобразование общества.

Физическое уничтожение наиболее одиозных членов правительства. Подрыв основ действующей власти и поднятие революционного духа народа.

В программе партии указано, что народовольцы

немедленно прекратят террор, как только в России будет установлена конституция.

Террор — убийство Александра II поднимет народ на борьбу против самодержавия.

Тайное народническое общество «Чёрный передел» («осколок» общества «Земля и Воля») (1879-1881), Петербург

Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич.

Замена помещичьего землевладения на коллективное владение землёй крестьянскими общинами.

Программа идей общества «Чёрный передел» легла в основу ленинского Декрета о земле, принятого в октябре 2017 г.

Идейные течения народничества

Представители народничества считали революцию единственным правильным решением в освобождении народа от самодержавия, но высказывались за разные методы осуществления революции.

Бунтарское направление. Лидер — выходец из дворян М.Бакунин. Разрушение существующего государства и установление на его руинах социалистического общества с принципами всеобщего равенства. Движущая сила революции — крестьяне, доведённые до отчаяния нищетой и бесправием, и беднейшие слои пролетариата (люмпены). Бакунинцы называли революцию бунтом, способным распространиться на весь мир.

Заговорщическое направление. Лидер — публицист П.Ткачев. Теория Ткачева гласила, что небольшая группа заговорщиков способна совершить государственный переворот и захватить власть, поскольку самодержавие в России не имеет классовой опоры, а возлагать надежды на крестьянство не стоит. Следующий этап – проведение революционно-социалистических преобразований и новое общество готово.

Пропагандистское направления. Лидер — профессор военной академии П.Лавров.

Лавров считал, что Россия в силах «перепрыгнуть» через капитализм и путём революции (движущая сила – интеллигенция) прийти к социалистическому обществу. Интеллигенция в силу образованности и понимания происходящего должна «понести в народ» социалистические идеи, разбудив его революционное сознание.

Либеральное народничество

Николай Михайловский — теоретик этого направления, разделяя точку зрения большинства народников о некапиталистическом пути развития России, призывал к мирным политико-социальным реформам в обществе, осуждал террор и основным направлением своей деятельности считал культурно-просветительскую работу среди населения через печатные органы и земские организации.

Карательная политика царизма в отношении народовольцев

Выступления народников беспощадно карались органами власти, на стороне которых были тюрьмы, армия, полиция. Восемь процессов над участниками революционного движения (1877 – 1887 гг.) привели к тому, что большинство из них оказались на каторге в Сибири, погибли в тюрьмах, а к наиболее опасным, с точки зрения правительства, была применена смертная казнь (Желябов, Каракозов, Кибальчич, Перовская, Соловьёв, Халтурин, и др.).

Окончание деятельности народничества

Не сумев поднять крестьян на борьбу против существующего строя, убедившись в равнодушии крестьян к идеям народников, потерпев крах в ошибочной теории индивидуального террора, репрессии со стороны царизма, громкие судебные процессы привели к тому, что в конце 80-х годов народничество утратило влияние.

В дальнейшем преемниками народников стали социалисты-революционеры – эсеры.

Историческое значение движения народников

  • Народники серьёзно подняли вопрос о самом многочисленном слое населения России – крестьянах, отражая их интересы и настроения.
  • Зарождение первых революционных организаций.
  • Вовлечение молодёжи в процесс политической борьбы.
  • Отказ от террора как главного метода политической борьбы.
  • Реальная помощь крестьянам в образовании, лечении, налаживании быта, юридических вопросах («теория малых дел»).
  • Тема народничества отражена в творчестве писателей и художников второй половины XIX века: Короленко, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Верещагина, Крамского, Репина и др.
  • «Земля и воля»: программа и деятельность.
  • Революционно-террористические организации в России
  • Народничество – утопия на российской почве

«Хождение в народ» — тема довольно сложная, и зачастую даже студентам вуза понять ее оказывается сложно. Несмотря на то, что в статье отмечаются основные моменты самого исторического явления, мне материал не понравился. Нет структуры, тема подается под одним углом и понять ее очень сложно.

Напротив, «хождение в народ» просто и понятно в контексте наивных представлений интеллигентных народников о готовности крестьянства к решительному бунту, надо только донести ему правду устами студентов-добровольцев, а народ осознанно поднимется и сметет власть.

Революционное народничество в России. Основные течения народничества и мысли русской интеллигенции

Революционное народничество (или народническая идеология) начинает оформляться во второй половине 1860-х – начале 1870-х годов. Суть народничества лежит в теории крестьянского социализма. Всех «народников» объединяли три основных идейных положения:

  • социализм в России будет построен через крестьянскую общину, которая является основой зарождения социализма;
  • Россия должна миновать стадию капиталистического развития, так как капитализм является регрессом в общественном развитии;
  • русское государство является надклассовым явлением, не выражает интересы ни одного из них, не имеет материальных корней в обществе, поэтому может быть легко разрушено.

Интеллигенция исторически являлась наиболее революционной группой, так как формируется из различных слоёв населения.

Направления народничества зависели от того, как народники решали тактические вопросы. Они делились на революционных и либеральных. Несмотря на это, они существовали параллельно друг другу. В 70-е годы XIX века ведущая роль принадлежит революционным народникам, а в 80-е годы – либеральным народникам.

1. Анархизм Бакунина М. А. – анархистское народничество

Идеолог народничества М. А. Бакунин – дворянин из старинного, но не очень богатого рода. Он вёл бесшабашную жизнь офицера, увлекался философией. И вот, он решает выйти в отставку, а потом заняться переустройством общества революционным путём.

Сначала его преследует цепь неприятных событий: он был посажен на цепь в Австрии, но Николай I потребовал его выдачи, хотя сам сажает его в Петропавловскую крепость. М. А. Бакунин пишет покаянную и остаётся в живых. Александр II отправляет его в Сибирь. Бакунин становится чиновником особых поручений. После этого переправляется в Японию, потом в Америку и наконец попадает в Европу, где и начинает разрабатывать нормы анархизма.

Революционное народничество Бакунина: главные идеи

По мнению М. А. Бакунина основная ценность человеческого общества – это свобода. Но в современном обществе человек её не имеет. На гражданах лежат оковы: семья, общественные отношения, основы государства.

Он провозглашал, что государство является абсолютным злом, которое порабощает человека. По его мнению, главная задача революции – уничтожить государство. Каким образом это можно сделать? М. А. Бакунин писал: «Славяне – это революционеры по природе, так как в них заложен революционный инстинкт. В России нет революции, потому что этот инстинкт задавлен условиями жизни, а именно крепостничеством, безграмотностью. Задача революционеров – его пробудить».

Пробудить революционный инстинкт способны интеллигенция и молодёжь, путём «хождения в народ». Но учить народ не надо, необходимо учиться у него самим. Достаточно выступить перед народом, показать ужасы жизни и призвать на борьбу. Крестьянская революция уничтожит государство и другие цепи. А главная задача революционеров – не дать возможности ему возродится.

Бакунин вступает в яростную полемику с К. Марксом о государстве диктатур пролетариата, так как диктатура – это насилие, а насилие не совместимо со свободой. В результате революции, по мнению Бакунина, будет построена анархия (безвластие). Но пока Россия будет находиться в окружении враждебных государств без организации власти не обойтись.

Поэтому М. А. Бакунин предполагал, что будет создана вертикаль власти прямо противоположная государственной вертикали. Основу власти составит община, все члены которой будут иметь право принимать решение, а лица, попавшие в выбранные органы должны выполнять эти решения под контролем общины. Чтобы назначенцы общины не захватили власть, не отделились от народа, будущее государство должно представлять федерацию свободных сельских общин.

Теория анархизма изложена М. А. Бакуниным в работах «Кнуто-германская империя» и «Анархизм и государство».

Бакунин М. А. категорически отрицал политическую борьбу, считая, что она – предательство интересов народа. Ведь целью политической борьбы являются реформы, которые улучшат жизнь простого человека. В свою очередь, улучшение жизни ведёт к ослаблению революционного инстинкта. В данной стране революция невозможна, политическая борьба и революция несовместимы. Так родился лозунг «Чем хуже народу, тем лучше революции».

Таким образом, задачи революционного движения, по Бакунину, сводились к тому, чтобы поднять народ на революцию, которая разрушит государство и другие цепи.

2. П. Л. Лавров – народничество пропагандистское или теория пропаганды

Теорию пропаганды разработал П. Л. Лавров на революционном поприще. Пётр Лавров, в революционное движение пришёл поздно. Находясь в ссылке в Вятке, он написал одно из самых известных своих произведений «Исторические письма». Там он вывел формулу прогресса.

Прогресс заключается в развитии отдельных личностей. Чем больше может совершенствовать себя личность, тем больше прогресса в обществе. П. Л. Лавров обосновал исторический долг молодёжи перед русским народом. Он утверждал, что все достижения российской цивилизации оплачены кровью и трудом народа. И Россия в своём развитии дошла до такого момент, когда необходимо отдать должное народу.

Его «Исторические письма» произвели огромное впечатление в русском обществе. Он становится знаковой фигурой. П. Л. Лавров смог сбежать из ссылки и отправляется за границу.

Пётр Лавров – пропаганда как способ прихода России к социализму

Лавров П. Л. считал, что есть один путь прихода к социализму в России – путь крестьянской революции, в результате которой будет построено социалистическое общество. Он ставит вопрос о готовности русского народа к такой революции и сам на него отвечает – народ не готов.

Ещё он высмеивает учение о революционном инстинкте М. А. Бакунина и утверждает, что русский народ тёмен и забит, поэтому социалистические идеи необходимо внести в его сознание. Только после того как народ воспримет идеи социализма можно поднимать его на социалистическую революцию. Идеи социализма должна вносить в народ молодёжь. Для этого им было разработано учение о партии. Партия должна состоять из двух частей:

  • ядро, которое составляют профессионалы-революционеры;
  • все сочувствующие революции и готовые на неё работать.

Первые это критически мылящие личности, которые должны вести за собой толпу. Они – герои. И толпа должна двигаться за ними и поклонятся им. После победы революции, как считал Лавров П. Л., перед новым государством возникнут большие трудности и проблемы. Поэтому он настаивал на создании новых органов государственно власти. Власть должна была исполнять внешнеполитические функции защиты от врагов революции. Также она должна решать внутриполитические вопросы, а именно: обеспечение продовольствием, борьба с контрреволюционными проявлениями.

Центральной идеей теории пропаганды П. Л. Лаврова было исполнение главной задачи, стоящей перед революционерами – внесение в народ революционного сознания.

3. Народничество Ткачёва П. Н. – террористическая теория или заговорщическое народничество

Идеологом данной теории был Пётр Николаевич Ткачёв. Он происходил из обедневшей дворянской семьи. Рано вступил в революционную деятельность. За это был исключён из университета. После ссылки уехал за границу.

Ткачёв был последователем политических взглядов Огюста Бланки. Отсюда теория получила название русский бланкизм. В отличие от М. А. Бакунина и П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачёв заявлял, что для пропаганды идей социализма у революционеров нет времени. Пока они её ведут, капиталистические отношения разрушат общину и тогда социализм в России будет невозможен.

Теория Ткачёва об изменениях в России

Современную ему ситуацию в России, Ткачёв П. Н. рассматривал как совершенно уникальную. Уникальность заключалась в том, что русское государство лишилась своей последней социальной опоры – дворянства, а новая (буржуазия) ещё не сформировалась. Это создаёт очень благоприятные условия для революции. Но народ к революции не готов.

Выход из положения только один – революцию должны сделать революционеры, но так как их мало, то это можно сделать только методом террористической борьбы. Революционеры уничтожат видных государственных деятелей правительства, чем парализуют его деятельность. После этого следует цареубийство, которое по мнению П.Н. Ткачёва, обязательно вызовет крестьянское восстание.

Таким образом, революционеры захватят власть в центре, а восстание крестьян уничтожит местные органы власти. Ткачёв П. Н. заявляет, что в стране должна установиться диктатура революционеров, которые физически уничтожат все контрреволюционные элементы и заставят принять народ идеи социализма.

Только после этого революционеры соберут выборный общероссийский орган, который определит форму правления в государстве. Главный вывод П. Н. Ткачёва – революционеры делают революцию путём террора.

Революционное народничество

Народничество представляло собой движение в России, которое возникло во второй половине 19 века и позиционировало себя на «сближение» интеллигенции с простым народом.
Народничество имело множество течений и направлений.
Революционное народничество отрицало руководящую роль рабочего класса в революции и идеализировало крестьянскую общину.

Направления революционного народничества

Революционное народничество возникло в 1870 – ых годах и определилось в следующих направлениях:

  • бунтарское направление (анархизм);
  • пропагандистское направление;
  • заговорщицкое направление.

Лидером анархизма был М.А. Бакунин. Он опирался на взгляды Ж.Прудона с его знаменитым высказыванием «собственность есть кража». Анархисты считали государство источником деспотизма. Бакунин призывал народ « к топору» и утверждал, что крестьянство может осуществить революцию, стоит только, по его изречению, «бросить спичку».

Главой пропагандистского направления считался П. Л. Лавров, призывавший к просвещению крестьянства. На данный процесс, по его мнению, стоит отвести примерно 20 лет.

Теоретиком заговорщицкого направления в народничестве был П.Н. Ткачев, последователь революционера Л.О. Бланки. Он считал, что необходимо парализовать государственную машину с помощью захвата власти революционным путем.

С 1874 г. народники начали массовое «хождение в народ» с целью осуществить перемены в сознании людей.
Сам термин «народ» они считали священным. Крестьянство как класс, по их мнению, было угнетаемой массой и воплощало в себе общинные добуржуазные институты.

Важно отметить, что попытки «разжечь» бунт среди крестьян не увенчались успехом. Люди оказались не готовы к демократическим и к социалистическим преобразованиям. Народ не принимал и сам же предавал в руки полиции борцов за свои права.

С 1876 г. народники стали вести «оседлую пропаганду» на местах. В деревнях создавались колонии, работающие в земствах и волостных управлениях.

Земля и воля

«Земля и воля» – самая крупная революционная народническая организация, которая возникла в 1876 году в Петербурге.

Представителями данной организации являлись А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, С. М. Кравчинский, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов и другие.

Члены данной организации совершали попытки подтолкнуть народ к восстанию с помощью ложных царских манифестов, оправдывая это макиавеллистским тезисом: «Цель оправдывает средства». Насилие считалось оправданным в отношении тех, кто был не согласен, по стране прокатилась волна убийств «по подозрению». Народники ввели принцип вседозволенности, ставили целью построение мощной военной организации с жесткой дисциплиной и повиновением.
Борцы за «свободу, равенство, братство» соперничали между собой, а благородные на первый взгляд цели были замаскированы стремлением к достижению власти. Таким образом, в организации было важным не рассуждение, а повиновение.

Такие взгляды получили наибольшее развитие в теориях С.Г. Нечаева, П.Н. Ткачева, которые рассуждали о взаимоотношении партии и народа «на другой день после революции».
Народники писали о положении русского крестьянина, считая, что в своем миропонимании он сочетает общинный коммунизм с консерватизмом, патриархальными традициями и предрассудками. Именно поэтому после захвата власти необходимо будет насилие меньшинства «над косным, рутинным большинством, которое не доросло еще до понимания необходимости революции».

А.И. Герцен описывал в своих трудах понятие «аракчеевский элемент» в революционном движении, что означало “стереотипные отношения господства и подчинения в сознании русского народа”, которое впитывались русскими с самого детства. Другими словами одна часть всегда подчиняется другой в духе всеобщего послушания, что было заложено многовековой традицией самодержавия в стране.

В итоге революционная деятельность народников следовала традициям самого самодержавия, против которого и вела борьбу. Среди лидеров и руководителей шла ожесточенная борьба за власть, процветала бюрократизация революционного дела: многочисленные печати, документы, ревизии, расписки использовались для контроля и доносительства.

Народная воля

В конце 1879 г. из-за различий и споров во взглядах организация «Земля и воля» разделилась на два отдельных общества — «Черный передел» и «Народную волю».

«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов и В. И. Засулич. Эта организация придерживалась пропаганды социалистических идей и очень быстро была уничтожена правительством. Лидеры организации уехали за границу и там перешли в марксистские течения.

Народная воля активно действовала на территории России и представляла собой партию революционного террора.

Под ее давлением были достигнуты следующие результаты:

  • снижены выкупные платежи;
  • крестьяне получали кредит для покупки земли;
  • многих крестьян переселили в многоземельные районы;
  • наблюдалось снижение цены на хлеб;
  • приняты первые акты фабричного законодательства.

Правительство страны боялось поддержки террористических организаций со стороны крестьян, поэтому шло на значительные уступки. Действительно многие люди вышли на сторону народников, например, годовой бюджет «Народной воли» в 80 тыс. руб. составлялся в основном из пожертвований сочувствующих либералов.

Можно привести пример дела В. Засулич, которое вызвало общественный резонанс.
В 1878 году Засулич ранила из револьвера генерала Ф. Ф. Трепова с целью мести за своего товарища – революционера Боголюбова. Его держали в Петропавловской крепости и подвергали наказанию по указу Ф. Ф. Трепова.
Присяжные заседатели вынесли Засулич оправдательный приговор, и она в этот же день вышла из зала суда под всеобщие аплодисменты. На улице ее взяла на руки восхищенная толпа и понесла к дому Ф. Ф. Трепова. Это происшествие повлекло за собой огромное количество политических убийств и покушений на должностных лиц.

В состав «Народной воли» входили А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, Л. А. Тихомиров, А. Д. Михайлов. Они были сторонниками ужесточения террора. Так, их целью стало убийство Александра II. 1 марта 1881 г. И. И. Гриневицкий осуществил эту цель – царь был смертельно ранен.
Парадокс заключался в том, что завершением реформ оказалось убийство их автора, ведь именно Александр II в 1861 году отменил крепостное право.

Убийство царя завершило движение народников. Планы, которые связывались с цареубийством, не смогли осуществиться. Восстания и падения самодержавия так и не произошло.

В 1880-ых гг. народничество отдает позиции либералам, которые делятся на два крыла:

  • правое – во главе с Я. В. Абрамовым, В. П. Воронцовым, С. Н. Кривенко, С. Н. Южаковым. Они выступали за улучшение экономического положения крестьянства, оставив в стороне борьбу за его политические права.
  • левое – во главе с Н. К. Михайловским, Н. Ф. Анненский, В. Г. Короленко, В. А. Мякотин, А. В. Пешехонов, которые считали, что в России нет глубоких корней для развития капитализма.

История Росcии. 19 век. 8 класс

После крестьянской реформы 1861 г., наряду с либеральным и консервативным движениями, резко усилилось и революционное движение. Это было вызвано несколькими причинами.

1. Недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния.

2. Медлительность правительства при претворении реформ в жизнь, а также непоследовательность самого Александра II, сохранение им на ведущих постах многих деятелей николаевского времени.

Идейным вождем революционного движения в России в конце 50-х — начале 60-х гг. стал редактор петербургского журнала «Современник» Н. Г. Чернышевский. Он выступал в своих статьях за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена об «общинном» социализме, ратовал за создание революционной организации.

В июле 1862 г. Чернышевский был арестован и помещен в Петропавловскую крепость, где провел около двух лет. Там он написал роман «Что делать?», который был напечатан в журнале «Современник». В романе Н.Г.Чернышевский изложил свои взгляды на будущее социалистическое устройство общества, на новую мораль и нравственность. Эта книга стала настоящей «библией» для русских революционеров. Идеи и образ жизни героев романа стали на долгие годы примером для молодежи. В 1864 г. Чернышевский был приговорен к каторге и последующему поселению в Сибири.

Деятельность Герцена и Чернышевского, других пропагандистов «общинного» социализма не пропала даром. Еще в 1861 г. в Петербурге возникла тайная революционная организация. Для ее названия были взяты ключевые слова одной из статей Н. П. Огарева, помещенной в «Колоколе», — «Земля и воля». Организация объединила несколько десятков единомышленников, людей из разных общественных групп и сословий: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося дворянства, т. е. «лиц разного чина и званий» — разночинцев.

Программа «Земли и воли»:

-требования созыва парламента и установления демократической республики,

широкое местное самоуправление,

Выдвигалась также идея передачи крестьянам всей земли и объединения не только сельского, но и городского населения в самоуправляющиеся общины.

Практическая деятельность организации – издание и распространение революционной литературы,

-содействие побегам революционеров из тюрем,

-материальная помощь ссыльным.

«Земля и воля» готовилась начать открытое выступление в 1863 г., когда, по мнению ее членов, можно было ожидать крестьянского восстания в связи с тем, что в этом году истекал срок подписания Уставных грамот.

Но уже в 1862 г. были арестованы наиболее активные члены «Земли и воли». А в 1863 г. русским революционерам пришлось испытать самое горькое разочарование — не оправдались их расчеты на массовые выступления крестьян. Весной 1864 г. «Земля и воля» приняла решение о самороспуске.

Три течения в народничестве.

Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70-х гг. были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.

Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) считался идеологом анархического крыла народничества.

М. Бакунин уповал на стихийный народный бунт против самодержавия, даже если он будет, как писал Пушкин, «бессмысленный и беспощадный». Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция — «умственный пролетариат». Обращаясь к молодежи, Бакунин писал: «Бросайте же скорее этот мир, обреченный на гибель, бросайте эти университеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобы стать «повивальной бабкой» самоосвобождения народного, спасителем народных сил и усилий».

Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство. Если почти все социалистические мыслители считали главной причиной всех народных бед частную собственность, то для Бакунина высшим злом являлось государство. При этом он критиковал любое государство, даже так называемое «народное». Отвергая управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, идущее «сверху вниз», он предлагал взамен государства свободную организацию «снизу вверх» — рабочих ассоциаций (союзов), групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество, по мысли Бакунина, — это общество, в котором осуществился бы принцип самоуправления народа.

Начинать создание такого общества необходимо на следующий же день после победы революции, которая сметет старую власть и государство. Инициативу возьмут на себя революционеры, объединенные в небольшие группы на всей территории России. В бушующем море революционной стихии они должны ненавязчиво, не преследуя никаких личных интересов, убеждать и вести народные массы к созданию народного самоуправления, при котором «волости собственным народным движением соединились в уезды, уезды в области, области образовали бы между собою федерацию».

Петр Лаврович Лавров (1823—1900) стал идеологом пропагандистского крыла в народничестве.

П.Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке.

Осуществить такую подготовку могло, по мнению Лаврова, даже незначительное меньшинство лучших людей общества, так называемые «критически мыслящие личности», имеющие основательную научную подготовку. Они должны запастись терпением, идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу. Построив справедливое социалистическое общество, интеллигенция сможет «оплатить» свой «долг народу». Ведь она получила образование и другие жизненные блага благодаря трудам и лишениям многих поколений народа.

Петр Никитич Ткачев (1844—1885) являлся идеологом заговорщического направления в народничестве.

В отличие от других народников, П.Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но предварительно эта организация должна была «расшатать» существующую власть путем террора. Выступая против анархизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.

Ссылка на основную публикацию