Кем были таинственные гиксосы на самом деле?

Гиксосы: кто есть кто?

Гиксосы: кто есть кто?

Но остается вопрос: может быть, гиксосы упоминаются под иным именем? С кем из известных народов их можно соотнести?

Энциклопедия Брокгауза и Эфрона сообщает: «По всей вероятности, это был союз азиатских племен, называемых в египетских памятниках Сати (жители восточной Сирии), Ментиу (кочевники Синайского полуострова) и Аму. Последние, будучи северными сирийцами вообще, заключали в себе и хеттов, составлявших… главный элемент в этом союзе, чем объясняются, с одной стороны, многочисленные силы нападающих, с другой – влияние египетской культуры на хеттов. Сутех, главный бог гиксосов, является таковым же у хеттов».

Манефон, как свидетельствуют Юлий Африканский и Евсевий Кесарийский, считал гиксосов финикийцами, но при этом отождествлял с иудеями. На печатях некоторые правители гиксосов имеют семитские имена (Иаковэль и др.). Семитическое происхождение гиксосов и их пастушеский образ жизни были, по одной из гипотез, причиной того, что израильтяне нашли во время их владычества радушный прием в Египте: эпоху Иосифа относят к царствованию Апопи I.

Впрочем, существует и абсолютно противоположное мнение, гласящее, что гиксосы – не иудеи, а как раз наоборот, так сказать, «ярые антисемиты». Тот самый фараон (анонимный Паро Ветхого Завета, где Паро – не имя собственное, а титул «фараон» на иврите), притеснявший евреев и сделавший из них рабов, и был гиксосом, представителем гиксосской династии, не любившей евреев.

Относительно происхождения гиксосов существуют и другие, можно сказать, экзотические версии. Армянский историк Сурен Айвазян считает, что гиксосы – это древние армяне. А академики Фоменко и Носовский вообще утверждают, что гиксосы – на самом деле казачьи войска с территории Руси. Но оставим подобные гипотезы за скобками.

Так как же могли обстоять дела в реальности? По-видимому, этнический состав завоевателей-гиксосов был смешанным при господстве семито-хурритского элемента и присутствии касситов, ханаанеев, и других. Возможно, что часть из них действительно были хурритского происхождения, но еще раньше ассимилировались среди семитов.

Предполагается, однако, что гиксосы составляли только немногочисленную верхушку воинов в этом «вавилонском смешении» наций и групп. Вторжение гиксосов, по-видимому, было следствием огромных этнических сдвигов, которые переживала Месопотамия, этот бурлящий котел народов.

В III–II тысячелетиях до н. э. с севера туда вторглись азиатские племена хурритов (наименование «хурри(ты)» – самоназвание, означающее «восточные» – от хурритского «хурри» – «утро, восток»). Они оттеснили семитские народы, в том числе и гиксосов, в Сирию и Палестину. Археологические раскопки в Иерихоне показали, что в течение определенного времени этот древний город занимали гиксосы. Таким образом, можно предполагать, что покорители Египта держали в своих руках и Палестину.

Племена хурритов оставили заметный след в истории древнего Ближнего Востока. Хурритское царство Митанни (в египетских источниках Нахарина), возникшее в XIV веке до н. э., простиралось от озера Ван на севере до реки Евфрат на юге и Халеба на западе. Царство достигло зенита своей мощи в XV–XIV столетиях до н. э. На хурритском языке говорили в Центральной Анатолии, Сирии, Ханаане и северной Месопотамии и, возможно, также на территории современного Западного Ирана.

Характерно, что хурриты нигде не уничтожали и не вытесняли местное население, но повсеместно мирно сосуществовали: по крайней мере, после их нашествия не было выявлено заметных принципиальных изменений в материальной культуре. Английский археолог Леонард Вулли так охарактеризовал хурритов: «Легко смешиваясь с другими народами, они были непревзойденными посредниками в передаче культурных идей». Установлено, что культура хурритов, вследствие их регулярного многовекового общения с шумерами, аккадцами и ассирийцами с начала III тысячелетия до н. э., являла собой ответвление месопотамской традиции. Хурриты позаимствовали некоторых богов, мифы и легенды, кое-что из письменности и некоторые другие явления. Вместе с лошадями, например, хурриты привнесли в Угарит[46] (и в Египет, как гиксосы) культ бога-целителя лошадей Харану, чрезвычайно почитаемого вообще на Евфрате.

В обнаруженном при раскопках Таанаха архиве XV века до н. э. и в так называемых Эль-Амарнских письмах имеются свидетельства хурритского влияния также на Ханаан. Наиболее заметный след в религиозной практике ближневосточных народов оставили хурритские ритуальные тексты, многочисленные копии которых на глиняных табличках обнаружены по всему району. Некоторые из хурритских богов были включены в состав пантеонов окружающих народов.

Так, в частности, хурритский бог бури Тешуб превратился в главного бога многих анатолийских и сирийских государств, в которых он был отождествлен с Баалом.

Библия называет хурритов «хорреи» и сообщает, что «на Сеире жили прежде хорреи; но сыны Исавовы прогнали их и истребили их от лица своего и поселились вместо них» (Втор. 2:12; ср. Быт. 36). Из Эль-Амарнских писем и табличек из Таанаха и Шхема следует, что хурритское население в районе было сосредоточено преимущественно в центральном Ханаане. Согласно этим источникам, Шхем был хурритским центром, однако Библия называет жителей Шхема «хивиты» (Быт. 34:2). Хивитами в Библии названы также жители других районов, населенных хурритами, – Ливанских гор и горы Хермон (Суд. 3:3). Вместе с тем, в то время как в ивритском тексте Библии царь Шхема Хамор назван «хивитом» (Быт. 34:2), в «Септуагинте» (одном из первых переводов на греческий) он назван «хорреем». На основании этого и ряда других упоминаний библейского текста исследователи заключают, что «хивиты» и «хорреи» – один и тот же народ. Ученые также полагают, что древние обитатели Иерусалима – иевусеи, также принадлежали к хурритам. Это заключение основано на том, что иевусейский царь периода Эль-Амарнских писем носил хурритское теофорное имя, а упоминаемое в Библии (II Сам. 24:18) имя иевусея Аравна, или Орнан, по-видимому, тождественно хурритскому слову «эверна», означавшему «господин», «владыка».

В некоторых библейских рассказах о патриархах исследователи видят отражение хурритских обычаев. Так, например, смысл кражи Рахилью идолов (терафим), принадлежавших ее отцу Лавану (Быт. 31:19, 34, 35), ученые объясняют хурритским обычаем, согласно которому зять становился наследником тестя, если получал его терафим.

Многими исследователями хурриты связываются или даже отождествляются с племенами хабиру (также хапиру и апиру; по-видимому, название – производное от «хабару»: «пришельцы»), существовавшими во II тысячелетии до н. э. В ранних ассирийских и вавилонских документах (XVIII–XVII вв. до н. э.) хабиру упоминаются в качестве отрядов воинов на содержании (попросту наемников) местных правителей в Каппадокии, Ларсе, Вавилонии. Документы XV века до н. э. из Северной Сирии перечисляют членов боевых отрядов хабиру в соседних городах. Документы того же времени из Нузи упоминают отряды хабиру, находящихся под защитой государства. С XV по XII век до н. э. хабиру упоминаются в египетских документах как пленники из Сирии и Ханаана и как государственные рабы, занятые на тяжелых работах (в каменоломнях и рудниках, на транспортировке камня, а также в сельском хозяйстве).

Интересно, что хабиру составляли не единую этническую группу, а скорее социальную общность. Один вспомогательный воинский отряд назывался «иамутбальским хабиру» – по имени западно-семитского клана и территории в Месопотамии. В документах упоминаются города, из которых происходили местные хабиру. В Нузи хабиру были выходцами из Аккада, Ассирии и других мест. Имена хабиру также свидетельствуют о многообразии их этнического состава. Так, ранневавилонский список включает аккадские и западно-семитские имена; в Алалахе имена хабиру преимущественно несемитские; в Нузи – смесь аккадских и несемитских имен. То, что «хабиру» были социальной, а не этнической группой, очевидно также из того факта, что термин «хабиру» никогда не встречается с окончанием, указывающим, что данное название относится к народу или племени.

Как покинувшие свои общины и бесправные чужеземцы хабиру обладали низким социальным статусом и были вынуждены подчиняться местным правителям. Относительно некоторых хабиру в документах специально отмечается, что они бежали от правителя или от собственных бед или, наконец, были преступниками. Хабиру обычно были заняты на военной службе, но иногда выполняли домашние и сельскохозяйственные работы. В периоды политической дестабилизации и упадка центральной власти хабиру фигурируют как разбойники, грабящие города, – иногда вместе с жителями соседних городов. Так, в XV–XIV веках до н. э. упадок египетского контроля в Ханаане и столкновения между местными правителями вызвали активизацию разбойничьих банд хабиру. Действуя сами, или вместе с местными жителями, или в качестве наемников на службе местных правителей или египетских губернаторов, хабиру значительно способствовали усилению политического хаоса в стране.

Появление хабиру в начале II тысячелетия до н. э., равно как и их исчезновение в начале следующего тысячелетия, объясняется социально-политическими процессами, характерными в эти периоды для всего Ближнего Востока. Начало II тысячелетия до н. э. ознаменовалось глубокими изменениями социальной и политической структуры общества. Политическая нестабильность, непрекращающиеся войны и высокий долговой процент зачастую вынуждали людей покидать свой город или племя и становиться беженцами в чужой стране. В то же время образование больших национально-территориальных государств в начале I тысячелетия до н. э. было стабилизирующим фактором, положившим конец значительным миграциям.

Лингвистическое сходство между термином «хабиру» и библейским названием израильтян «иврим» (хебрим) наводит многих исследователей на предположение, что «иврим» – это и есть производное от «хабиру». Трудно объяснить, как широкий социальный термин мог превратиться в название специфической этнической группы, однако следует отметить, что в Библии термин «иврим» прилагается к израильтянам только в догосударственный период и только в контекстах, где они выступают либо как эмигранты и чужеземцы (книги Бытие и Исход), либо в устах филистимлян как народ, поставлявший наемников правителям филистимлянских городов. А слово «хабиру» встречается в текстах, которые можно атрибутировать как написанные во времена еврейского пребывания в Египте. Так что гипотеза о том, что гиксосы могли иметь генетические корни среди родственных семитам народов, не лишена основания. Но правомочно ли отождествлять их, и если да, то насколько?

В последнее время приобрела популярность теория, которая пытается решить проблему, «поместив» евреев в Египте именно во времена правления гиксосов. История Иосифа и его братьев, если допустить, что это исторические лица, относится примерно к XVII веку до н. э. Приводимые учеными даты колеблются между 1730 и 1630 годами до н. э. Незадолго до этого Египет пережил довольно бурный период своей долгой истории. Около 1780 года до н. э. страну потрясли революционные события. Восстало порабощенное население и на некоторое время даже захватило в свои руки управление государством. Последствия этого взрыва еще долго давали о себе знать, и в XVII веке до н. э. политическая мощь Египта сильно пошатнулась. В этот период политического упадка страну и захватили гиксосы.

Каким путем гиксосы прошли в Египет? Конечно, не через Палестину (Святую землю), которая на юге заканчивается Синайской пустыней. Ходить по пустыне не входило в задачи гиксосов. Поэтому любые завоеватели, которые хотели с севера проникнуть в Египет, доходили до Тивериадского озера, заворачивали к берегу и дальше шли «по пляжам». Другого пути не было. В течение предшествующих 400 лет ханаанеи заселяли восточную часть Низовья, там шло этническое смешение, и соседние народы прекрасно друг друга знали. Поэтому гиксосы осознавали, куда шли, и, видимо, адекватно оценивали состояние и вооружение египетской армии.

Поскольку гиксосы, скорее всего, принадлежали к одной из западно-семитских групп, то в значительной степени они опирались на ханаанейские города в южной части. Это совершенно бесспорный факт, потому что когда египтяне собрались с силами и начали изгонять из своей страны гиксосов, те закрепились именно на юге Палестины. Там находилась их последняя столица Шарухен (недалеко от современного города Тель-Шериах около Газы). Дальше египтяне не пошли.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1. Кто такие «древние» Гиксосы

1. Кто такие «древние» Гиксосы Скалигеровская история считает, что якобы в 1786 году до н.э. в Египет вторглись полчища пришельцев – Гиксосов [51], с.254. Правили они Египтом двести лет [51], с.254.Время их правления считается «темным периодом египетской истории», а также «периодом

1. 1. Были ли Гиксосы пастухами?

1. 1. Были ли Гиксосы пастухами? Бругш, цитируя Манефона, сообщает нам прелюбопытную вещь: «Весь их народ назывался Гиксос, то есть „Цари-Пастухи“» [92], с.239. Египтологи, видимо буквально поняв слова Манефона, так и называют царей Гиксосов – царями-пастухами. Наверное,

Фантастическая сила Самсона (то есть Земщины) – врага филистимлян (то есть опричников)

Фантастическая сила Самсона (то есть Земщины) – врага филистимлян (то есть опричников) Тогда понятно постоянное подчеркивание Библией невероятной мощи Самсона. Если бы речь шла о конкретном человеке, то приписываемые ему подвиги выглядели бы по меньшей мере

Кто такие гиксосы?

Кто такие гиксосы? Вопрос об идентификации неуловимых и загадочных гиксосов действительно очень интересен. Энциклопедии сходятся во мнениях по этому поводу в одном: «Гиксосы – кочевые племена, „властители пустынных нагорий“, в переносном смысле – властители чужих

Гиксосы в Египте (1-я пол. XVII – сер. XVI в. до н. э.)

Гиксосы в Египте (1-я пол. XVII – сер. XVI в. до н. э.) Спустя примерно два десятилетия после раздела Египта между XIII и XIV династиями и начала II Переходного периода он был завоеван группой азиатских народов, известной как гиксосы. Присутствие гиксосов привело к большим изменениям

3. Древне-сирийский (то есть русский), он же — дамасский (то есть московский) булат

3. Древне-сирийский (то есть русский), он же — дамасский (то есть московский) булат По-видимому, металлурги и оружейники Руси-Орды обнаружили, что добавки метеоритного железа (из обломков метеорита, упавшего около Ярославля) значительно улучшают качество стали. В

Гиксосы — завоеватели и фараоны

Гиксосы — завоеватели и фараоны Как древняя Нитокрис правила Египтом накануне падения Древнего царства, так и закат Среднего тоже лег на женские плечи. В XIX веке до н. э. на египетский престол взошла дочь Аменемхета III. Звали ее Нефрусобек — что в переводе означает

1. Кто такие «древние» гиксосы

1. Кто такие «древние» гиксосы Скалигеровская история считает, что якобы в 1786 году до н. э. в Египет вторглись полчища пришельцев — ГИКСОСОВ [1447], с. 254. Правили они Египтом двести лет [1447], с. 254. Время их правления считается «темным периодом египетской истории», а также

5. «Древне»-сирийский (то есть русский), он же – дамасский (то есть московский) Булат

5. «Древне»-сирийский (то есть русский), он же – дамасский (то есть московский) Булат Наша мысль следующая. По-видимому, металлурги и оружейники Руси-Орды обнаружили, что добавки метеоритного железа (из обломков метеорита, упавшего около Ярославля) значительно улучшают

2.2. Фантастическая сила Самсона, то есть земщины, — врага филистимлян, то есть опричников

2.2. Фантастическая сила Самсона, то есть земщины, — врага филистимлян, то есть опричников Тогда становится понятным постоянное подчеркивание Библией невероятной мощи Самсона. Если бы речь шла о каком-то конкретном человеке, то приписываемые ему подвиги выглядели бы по

Гиксосы

Гиксосы Это были западные семиты, происходившие из государства, где-то на севере Святой Земли в Сирии. Они притащили за собой очень неприятное для египтян изобретение: колесницу. Египтяне были совершенно не готовы к встрече с этим предметом. Недавно я читал книжку, автор

Гиксосы

Гиксосы Цари Четырнадцатой династии (ок. 1773–1650 гг. до н. э.) правили из Авариса, в то время как цари Тринадцатой династии сохраняли традиции Среднего царства в прежней столице Иттауи. Однако примерно в середине XVII века до н. э.группа, известная под названием «гиксосы»,

Глава 3 Гиксосы

Глава 3 Гиксосы Рассказ Манефона о вторжении гиксосов, как и вся написанная им история Египта, не сохранился, но, к счастью, часть его процитировал еврейский историк Иосиф Флавий. Манефон пишет, что в какой-то момент, который мы теперь называем Вторым переходным периодом,

Гиксосы и образование иудеев

Гиксосы и образование иудеев Появление иудейского подвида серых людей напрямую связано с семитским народом гиксосов. Но прежде чем осветить этот процесс, мы уделим внимание Л. Гумилёву, который представляет всплеск активности гиксосов как следствие некоего

2.2. Фантастическая сила Самсона, то есть земщины, — врага филистимлян, то есть опричников

2.2. Фантастическая сила Самсона, то есть земщины, — врага филистимлян, то есть опричников Тогда становится понятным постоянное подчеркивание Библией невероятной мощи Самсона. Если бы речь шла о каком-то конкретном человеке, то приписываемые ему Библией подвиги

Захватчики или мирные мигранты: кем были гиксосы, захватившие власть в Древнем Египте

В истории Древнего Египта был период, когда фараоны потеряли власть в большей части страны. Государство захватили гиксосы, и более столетия Египет был разделен на две страны, которые управлялись гиксосами и фараонами. В официальных письменных источниках Египта очень мало сведений об этом периоде и самих захватчиках: долгое время считалось, что это были иноземные племена, пришедшие с территории Ближнего Востока. Но недавние научные исследования показывают, что это был внутренний конфликт: скорее всего, власть захватили люди, жившие в самом Египте.

Захват Египта гиксосами приходится на XVIII-XVI века до нашей эры. Власть фараонов больше не простиралась до Средиземного моря — северную часть страны захватили гиксосы, которые основали новую правящую династию, а столицей сделали крепость Аварис, в восточной части дельты Нила. Считается, что гиксосы пришли с востока, а их стремительное продвижение и военные успехи были обеспечены конной армией. В армии фараонов на тот момент не было конных частей и колесниц, поэтому она вынуждена была отступить на юг, а столицей изгнанных фараонов стали Фивы.

Начинается смутное время. В Египте сразу несколько правителей, а верхушка общества даже поддерживает иноземных захватчиков. По крайней мере, при попытке освобождения страны исконные фараоны натыкаются на сопротивление знати, которое в итоге удается преодолеть. В официальной версии много темных пятен, но ясно, что страна в это время переживала период внутренних противоречий и политической раздробленности. Новому фараону Яхмосу I удается в середине XVI века до нашей эры окончательно победить гиксосов и изгнать захватчиков со всей территории Египта.

Яхмос I — фараон, которому удалось изгнать гиксосов и объединить Египет

Но эту версию, изложенную официальными историками позднего Египта, скорее всего, придется пересмотреть. Специалисты провели анализ человеческих останков, которые были извлечены из захоронений северной столицы Аварис. Этот город-крепость стал центром власти при гискосах и утратил свой статус после их изгнания. Археологи взяли для анализа зубы людей, которые были погребены в столице гиксосов, и выяснили много интересного.

Зубная эмаль — уникальный инструмент в руках ученых. Эта часть зубов позволяет определить, в каком регионе прошло детство и юные годы человека. Все дело в том, что в эмали происходит концентрация различных микроэлементов, которые попадают в организм человека с пищей и водой. Набор этих элементов позволяет определить, из какого региона происходят люди.

Сначала специалисты исследовали захоронение из крепости Аварис, которое датируется более ранним периодом, примерно за три столетия до захвата Египта гиксосами. Выяснилось, что из 36 погребенных там человек 24 были рождены и выросли в другой местности, не на территории Верхнего Египта. То есть это были мигранты, которые жили на территории Древнего Египта, и их количество было довольно велико, если сравнивать с другими жителям крепости. Получается, что уже задолго до предполагаемого иноземного вторжения здесь был велик поток мигрантов из соседнего региона, и, скорее всего, существовал целый пласт населения, который имел иноземное происхождение.

Другое захоронение, исследованное археологами, датируется периодом правления гиксосов, а останки принадлежат правящей элите. Здесь также был выявлен большой процент людей, которые были иммигрантами. То есть приток людей из других регионов продолжился, что все же говорит о вторжении. Но, по всей вероятности, это не был молниеносный захват территории вражескими войсками — гиксосы появились в Египте задолго до потери власти фараонами и постепенно наращивали свое влияние. Вероятнее всего, это не было полноценной войной — иноземные захватчики опирались на поддержку своих соплеменников, давно живших в Египте.

Происхождение этих людей весьма туманно. Сам термин «гиксосы» в древнеегипетских текстах периода Среднего царства обозначал людей, которые были правителями чужих земель, то есть были иноземцами и принадлежали к группе семитских народов Ближнего Востока. Возможно, это были торговцы или ремесленники, которые селились вдоль торговых путей и таким образом основали целые династии мигрантов в дельте Нила. Со временем их влияние настолько возросло, что они стали пользоваться поддержкой местного египетского населения и даже соперничать за власть с исконными фараонами Древнего Египта. Как полагают историки, потомки мигрантов, воспользовавшись слабостью египетских царей, захватили большую часть страны. Вероятно, они призвали на помощь своих соплеменников с территории Ближнего Востока, что объясняет военный триумф и быструю потерю территории, о которых повествуется в официальной версии древнеегипетских историков.

О гиксосском происхождении ЕВРЕЕВ.

“Ведь, после победы во втором походе арийские племена НЕ УШЛИ, вернее часть их не ушла, а осталась в ДРЕВНЕЙ ДРАВИДИИ и «ПЕРВЫЙ РАЙ» надолго остался под их контролем, под зорким оком БЕЛЫХ УЧИТЕЛЕЙ — УРОВ — БЕЛЫХ МАГОВ и стал НЕДОСЯГАЕМЫМ для ЧЁРНЫХ МАГОВ, слуг Богини КАЛИ-МА. Так вот, разбитые сторонники Богини КАЛИ-МА были сосланы, скорее всего, по их просьбе, в Страну Рукотворных Гор — ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. Основную массу из них составляли люди СЕРОЙ ПОДРАСЫ*, часть людей ЧЁРНОЙ РАСЫ — дравиды и наги и небольшая часть изгоев БЕЛОЙ РАСЫ. Все они были сторонники КУЛЬТА ЧЁРНОЙ МАТЕРИ и таковыми, в принципе, и остались, но об этом позже (см. Рис. 6). А пока они начали свой долгий путь, продолжавшийся почти два столетия, из Дравидии в Древний Египет. Они двигались со своими семьями, имуществом, через земли, где их далеко не каждый встречал с радостью. Во многих местах им приходилось останавливаться на много лет, чтобы восстановить силы или пробиться с оружием в руках через враждебные к ним племена. Со временем они стали кочевыми племенами, которые историки позднее назовут ГИКСОСАМИ. И под этим именем на рубеже XVIII и XVII вв. до н.э. они вторгаются, как завоеватели, в Древний Египет — Страну Рукотворных Гор, и захватывают его в свои руки. Около ста десяти лет гиксосы правили в Древнем Египте, и только часть из них ушла на юг, в ЗЕМЛЮ КУШ, о которой говорится в ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ, как о НОВОМ ЕДЕМЕ (см. Рис. 7). После долгого пути сторонники КУЛЬТА ЧЁРНОЙ МАТЕРИ достигают своего нового рая, и с этого момента начинается НОВАЯ ЭПОХА цивилизации МИДГАРД-ЗЕМЛИ.”

* – “СЕМИТЫ (серая подраса)”.

Николай Левашов «Россия в кривых зеркалах». Том 1. От русов звёздных до осквернённых русских.

Гиксо́сы — группа кочевых скотоводческих племён, пришедших из Передней Азии, захвативших власть в Нижнем Египте в середине XVII в. до н. э. и затем, около 1650 г. до н. э., образовавших свою династию правителей. Свое название они получили от египетского Hqa xAswt «правитель (чужеземных) стран», передаваемое по-гречески ὑκσώς или ὑξώς. Манефон (Иосиф Флавий «Против Апиона» I. 14, 82-83) переводит слово «гиксосы», как «цари-пастухи» или «пленники-пастухи», последнее подтверждается египетским HAq «добыча», «пленник». Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом.

У Иосифа Флавия, коего в последнее время уже поминали и добрым и недобрым словом, есть предположение, основанное на еще не утраченных тогда трудах египетского историка Манефона (умер в 3 в. до н.э.), который отождествляет гиксосов с семействами библейских патриархов и связывает пребывание гиксосов в Египте с повествованием об Иосифе, а изгнание гиксосов – с библейским Исходом (Против Апиона,1:91, 92). Именно с гиксосами связано появление в Египте огромного количества ханаанейских имён и культов.

Гиксосы были ханаанеями, их язык был тот же, на котором говорили жители Мегиддо, Ашкелона и Шхема, их материальная культура была типично ханаанской. По словам Манефона, первый из царей-гиксосов назывался Салатисом, что по-ханаанейски означало “властелин” и соответствовало египетскому прозвищу библейского героя Иосифа Прекрасного – “гашаллит” (Бытие, 42, 6), около этого же времени назначенного соправителем египетского фараона. После гиксосского периода в древнеегипетском языке появилось много заимствованных слов семитского происхождения (Burchardt M. Die altkanaanäischen Fremdworte und Eigennamen im Ägyptischen. Leipzig, 1909—1910).

Ханаа́н (финикийск. kĕnaʿan, ивр. כְּנַעַן‎, араб. کنعان‎‎) – западная часть Плодородного полумесяца. Слово «Ханаан» ([ārāṣ]kĕnaʿan), возможно, означает «страна пурпура»; это имя в древности носила собственно Финикия, а в библейские времена — страна, простирающаяся на запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря. В настоящее время поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией.

Так вот, фараоны из иудеев-гиксосов правили половиной Египта, вторая половина, Верхний Египет, долго вела с ними войну, потом победила, и с того времени пошли все библейские “свидетельства” о Земле обетованной, плене, страстях и богоизбранности. Часть иудеев не отправилась с Моисеем на Синай, а отправилась в Черную Африку, подчинив местное негроидное население и смешавшись с ним, они через несколько поколений приступили к грабежам Египта. Какие у них были боги, как они видоизменили свою религию, и была ли у них вообще религия – можно только спекулировать на эту тему. Но факт, что через 600 лет, в африканской еврейской колонии Карфаген поклонялись богу Ваалу и приносили ему человеческие жертвы, сжигая людей в медном быке.

А в наполеоновское время за первыми нильскими порогами обнаружили египетские стеллы, на которых на обращенной на юг стороне были начертаны заклинания, оберегающие Египет от нашествий НЕГРИТЯНСКИХ потомков гиксосов.

После прочтения этой статьи один человек мне задал вопрос:

Ханаане (финикийцы) не могли быть евреями, ведь они относятся официальной наукой антропологически к белой расе, как же так?

Я ему ответил:

Твои слова ещё раз доказывают, что они были сродне Ханаанам, но сами ханаане (финикийцы) были не чистокровными славянами, а ИЗГОЯМИ белой расы смешанными с жившими там или неграми или самими гиксосами.

Дело в том, что в этой статье вся информация официальная, я её не придумывал. И официальная наука ошибочно думает, что гиксосы произошли от финикийцев, это не совсем так, если даже не наоборот.

Гиксосы захватили власть в Нижнем Египте в середине XVII в. до н. э. , а у Финикии (Ханаана) уже примерно во II тысячелетии до н. э. существовали ТОРГОВЫЕ СВЯЗИ (излюбленное занятие иудеев) между финикийскими городами и Египтом. Через торговые связи гиксосы и попали в Финикию и заняли паразитические и социальные ниши, существовавшего там общества .

Генетически финикийцы являлись носителями гаплогруппы J2, что указывает на их автохтонное происхождение и родство с древним мезолитическим населением Ближнего Востока и Кавказа. Однако в лингвистическом отношении финикийцы говорили на семитском языке, родственном ивриту. Геродот в своей Истории сообщает, что финикийцы пришли в Финикию из северо-западной Аравии, с побережья Красного моря. Итальянский историк Сабатино Москати добавлял, что в этногенезе финикийцев принимали участие и ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ (славяне) народы моря, обучившие местных аборигенов и ПРИШЛЫХ СЕМИТОВ искусству мореходства.

В итоге смешения изгоев белой расы и серой подрасы в Финикии начали рождаться люди с признаками так называемой теперь средиземноморской расы. Они были высокого роста, имели узкое лицо, прямой нос и тёмные курчавые волосы.

Высокий рост, узкое лицо и прямой нос от славян, а курчавые тёмные волосы от негров или серой подрасы .

Вот и получается, что Финикию образовали изгои белой расы, а потом после захвата Египта, часть гиксосов пришла в Финикию и обосновалась там хитростью и лестью. Подобные сценарии были и в других странах : Персия , Ромея и другие. (см. Россия в кривых зеркалах, том 1)

Ну а потом они изнутри “сожрали” цвет нации и захватили страну, теперь это территория семитов и от части Израиля. Как понимаете представителей белой расы там не осталось.

Скомпилировал статью Калачев Вячеслав, 2013 год.

Гиксосы

Эпоху семитского господства в Нижнем Египте (ок. 1800-1550 гг. до н.э.) принято в целом называть «гиксосской», хотя это не совсем точное определение, потому что она включает правление двух династий (XIV и XV) и только некоторые представители второй из них использовали титул ḥqʔ ḫʔswt – «правитель (чужеземных) стран», от которого и произошло слово «гиксос».

XIV династия правила Нижним Египтом со столицей в Аварисе (егип. ḥwt-w‘rt, современный Тель-эд-Дабаа) примерно полтора столетия (ок. 1800-1650 гг. до н.э.). Захват ею власти в Дельте стал следствием миграции туда семитов, бывшей, по всей видимости, частью более крупной аморейской миграции, затронувшей на рубеже III-II тыс. до н.э. многие страны Ближнего Востока. О происхождении XIV династии свидетельствуют имена её членов, большинство из которых являются западносемитскими. В их число входят царь ya-k-b-m (Yakbim), царь ya-‘-mu (Ya‘ammu), царь qa-r-ḥ (Qareḥ), царь ‘a-mu (‘Ammu), царь ‘a-na-ti (‘Anati), царь b-b-n-m (Babnum), царь ya-‘-q-b-h-r (Ya‘qub-Har), мать царя ’a-t-ti (’Atti), царевич i-l-m-l-ku (Ili-Milku), царевич i-p-q (Ipqu(m)) и др.

Первый этап правления XIV династии (цари Якбим, Яамму, Карех, Амму и Шеши) был, по всей видимости, довольно благополучным и мирным. Поддерживались политические и торговые связи с Ханааном, египетской XIII династией, правившей в Мемфисе, Нубией и другими странами. Царь Шеши взял в жёны нубийскую царевну Тати. От их сына, носившего имя Нехси («Нубиец»), осталось несколько монументальных памятников, однако он проправил всего один год, и после его смерти ок. 1700 г. до н.э. XIV династия вступила в полосу кризиса. За полвека сменилось множество эфемерных правителей, страна страдала от голода и мора. Всё это должно было сделать Нижний Египет лёгкой добычей для пришельцев, основавших новую, XV династию.

Как и члены предыдущей династии, они были семитами по происхождению. Египтяне называли царей XV династии ḥqʔw ḫʔswt («правители (чужеземных) стран»), и первые из них использовали это название в качестве своего официального титула. С эпохи Среднего царства египтяне называли ḥqʔw ḫʔswt правителей сиропалестинских земель. Кроме того, в египетских источниках семитские завоеватели Дельты называются ‘ʔmw, а фараон Камос в надписи на своей второй стеле называет гиксосского царя Апопи «вождём Речену» (wr n rṯnw). Слова ‘ʔmw и rṯnw обозначали земли Сиропалестины и их население. Поддающиеся этимологизации имена представителей XV династии также являются семитскими.

Сохранившийся фрагментарно Туринский список царей Египта упоминает «шесть [ḥqʔw]-ḫʔswt, правивших 108 лет». Из их имён сохранилось только имя последнего гиксосского правителя Хамуди. Другой фрагмент текста упоминает царя, правившего 40 лет, которым может быть только его предшественник Апопи, известный по большому количеству письменных источников. Из письменных источников также хорошо известен предшественник Апопи Хиан. Предшественником Хиана мог быть Сакир-Хар, чья царская надпись сохранилась на косяке двери, обнаруженном в Аварисе. Остальными двумя гиксосскими царями могли быть Шамукену и Апер-Анати, известные по своим печатям с титулом ḥqʔ ḫʔswt.

Этимология имени Шамукену (s-m-q-n) не известна, но судя по тому, что такое же имя (Šamuqēnu) обнаружено в текстах из Угарита, оно может иметь семитское происхождение. Определённо семитским является имя царя Апер-Анати (‘pr-‘-n-ti), означающее буквально «Прах Анат» (‘Aper-‘Anati), т.е. прах, по которому ступает богиня Анат. Прозрачную семитскую этимологию имеет имя первого определённо причисляемого к XV династии царя Сакир-Хара (s-k-r-h-r), которое буквально значит «Награда Горы» (Sakir-Har), т.е. награда, полученная от бога Ваала. Значение имени Хиан (ḫyʔn) не установлено, но такое же имя (Ḫayanu) носили один из предков ассирийского царя Шамши-Адада I и правитель сирийского царства Самал в IX в. до н.э., поэтому его можно считать семитским. Остаётся неизвестной этимология имени Апопи (’a-p-p-i/i-p-p), однако по-египетски оно обычно писалось с использованием силлабической группы, т.е. воспринималось египтянами как иностранное, кроме того, такое же имя носил один из царевичей семитской XIV династии. Также не известна этимология имён сестёр Апопи ta-ni и zi-wa-at, его дочери ḥ-r-ỉ-t и его преемника ḫa-mu-di.

Захват власти в Аварисе ок. 1650 г. до н.э. XV династией привёл к существенным изменениям в египетской политике. Одним из самых примечательных изменений такого рода стал почти полный разрыв связей между Нижним Египтом и Ханааном. Если на время правления XIV династии приходится около 40 печатей её представителей, найденных в Ханаане, то от последующей эпохи известны всего 2 печати Хиана, найденные в Гезере и Тель-Цафите (и, возможно, ещё 2 печати Апопи). Подобный разрыв связей между семитскими правителями Дельты и родным для них Ханааном можно объяснить тем, что Ханааном в эту эпоху владели враждебная им сила.

Такой силой могли быть только арийско-хурритские мигранты, приход которых в Ханаан с территории Митанни датируется как раз XVII в. до н.э. Во всех четырёх городах Ханаана, где найдены клинописные таблички этого времени (Гезер, Шехем, Хеврон и Хацор), засвидетельствовано присутствие лиц с именами условно «северо-восточного» (арийского и хурритского) происхождения, в т.ч. (в Шехеме) – человека с определённо арийским именем Бирашена (родственным индоар. Вирасена – «Геройское войско»). О массовости хурритской миграции из Митанни можно судить уже по тому, что со времён Тутмоса III (1479-1425 гг. до н.э.) египтяне стали называть ḫʔrw (Хурру) жителей Сиропалестины, а со времён Тутмоса IV (1400-1390 гг. до н.э.) – всю эту область, которую раньше именовали Джахи и Речену.

По всей видимости, именно арийско-хурритское давление вытеснило в Нижний Египет ханаанейских семитов, которые свергли XIV династию и сами захватили власть в Аварисе. Орудием переворота могли послужить боевые колесницы, которые основатели XV династии должны были заимствовать у митаннийских мигрантов ещё в Ханаане и которые они первыми принесли в Египет. О наличии у гиксосов запряжённых колесницами коней свидетельствуют как археологические, так и письменные данные. К первым относятся два конских зуба, обнаруженные при раскопках Тель-эд-Дабаа, которые датируются второй половиной XVII в. до н.э., а также захоронение кобылы рядом с тронным залом дворца гиксосских царей в Аварисе первой половины XVI в. до н.э. К письменным данным относятся надписи на двух стелах фараона Камоса, в первой из которых при описании взятия гиксосской крепости Ноферуси он упоминает «их (т.е. гиксосов) коней (или колесницы) (ḥtr)», а во второй, похваляясь перед гиксосским царём, заявляет ему: «Я захватил [твоих] коней (или колесницы)» (nḥm.ỉ tʔ nt ḥtrỉ). Через посредничество ханаанейских семитов, пришедших в Египет вместе с основателями XV династии, должны были попасть в египетский язык индоевропейские по происхождению названия коня (ssmt) и колесницы (wrryt).

Наличием колесничного войска можно объяснить гораздо более агрессивную по сравнению с её предшественницей политику XV династии. Почти сразу же её жертвой пала египетская XIII династия, около полутора столетий до этого правившая в Мемфисе. Образовавшийся на юге политический вакуум заполнили две новые египетские династии – одна со столицей в Абидосе, другая (XVI) – в Фивах. Абидос был завоёван гиксосами спустя примерно два десятилетия, XVI династия в Фивах продержалась около половины столетия, но в конечном счёте тоже пала. С гиксосским завоеванием Фив могут быть связаны следы разрушения их храмов и ограбления царских гробниц XVI династии. Самой южной точкой, где засвидетельствовано присутствие гиксосов, является Гебелейн (в 40 км к югу от Фив), где были обнаружены остатки построек Хиана и Апопи. В Аварисе также были найдены изваяния из Гебелейна, вывезенные, по всей видимости, в качестве трофеев.

Захват Фив дал XV династии власть над всем Египтом, что отразилось на её титулатуре. Первые представители этой династии (предположительно Шамукену, Апер-Анати, Сакир-Хар и Хиан) официально пользовались титулом ḥqʔ ḫʔswt. Надпись Сакир-Хара содержит наряду с ним египетские царские титулы. Хиан в начале своего правления именовал себя ḥqʔ ḫʔswt, однако потом вместо этого именования принял полную египетскую титулатуру, которой также пользовался и Апопи. Причиной этому должно было послужило то, что при Хиане XV династия стала править всем Египтом.

Однако подобное положение просуществовало недолго. Спустя всего несколько лет к власти в Фивах пришла новая египетская династия (XVII). По-видимому, это стало возможным из-за междоусобиц в стане гиксосов. Наследником Хиана должен был стать его старший сын Янасси, но вместо него царский престол в Аварисе захватил узурпатор Апопи. Вероятно, неустойчивость своего положения побудила его согласиться на мирное сосуществование с египетскими правителями Фив, которое продлилось около четверти века. При фараоне XVII династии Секененра началась война с гиксосами, которая продлилась при его преемниках Камосе и Яхмосе и спустя 15 лет закончилась ок. 1550 г. до н.э. освобождением Нижнего Египта от власти семитов.

Во дворе царского дворца в Тель-эд-Дабаа (Аварисе) археологами был исследован некрополь. В его самой большой гробнице были найдены обломки намеренно разбитой статуи в два человеческих роста, изображавшей сидящего азиатского правителя с жезлом в руке. Судя по датировке началом XIV династии, эта статуя может представлять царя Якбима, Яамму или Кареха и во всяком случае является единственным известным изображением «гиксосского» правителя Египта. (Любители находить археологические подтверждения рассказам Библии считают её изображением библейского Иосифа.)

Раскрыта загадка древних гиксосов

  • Редакция
  • 17.07.2020
  • Facebook
  • Facebook Messenger
  • VKontakte
  • Odnoklassniki
  • WhatsApp
  • Viber
  • Skype
  • Telegram
  • Twitter
  • Email
  • Buffer

Новые исследования проливают свет на древнюю тайну: каково происхождение гиксосов, загадочных кочевников из Леванта, которые якобы вторглись в Египет более 3600 лет назад и правили севером долины Нила более столетия.

История гиксосов интересовала ученых очень давно: кем были эти таинственные захватчики, которые сломили мощь фараонов и создали свое царство в сердце древнего Египта? Откуда они пришли? И почему они исчезли со сцены истории так же внезапно, как появились, после того, как были изгнаны из Египта?

Еще больше интригует тот факт, что некоторые ученые, основываясь на текстах Иосифа Флавия, предполагали связь между гиксосами и древними израильтянами. Эти теории базировались на предполагаемом общем происхождении двух народов из Ханаана и на параллелях между рассказами о приходе к власти и последующем изгнании гиксосов, и библейскими историями о пребывании евреев в Египте и их Исходе.

Однако раскопки в дельте Нила заставили археологов усомниться, что гиксосы были захватчиками и имели какое-либо прямое отношение к израильтянам.

В ходе раскопок, проводимых под руководством австрийского археолога Манфреда Битака в Телль-эль-Даба, расположенном на месте древнего Авариса, примерно в 100 км от Каира, выяснилось, что, уже начиная с рубежа II тысячелетия до н.э. левантийские влияния становятся все более преобладающими в северном Египте. Семитские имена, погребальные обычаи, архитектура, оружие и другие артефакты свидетельствуют о большом присутствии левантийцев в регионе уже во времена расцвета Среднего царства. Возможно, наиболее ярким и известным примером этому является фреска почти 4000-летней давности, найденная в могиле египетского чиновника Хнумхотепа II, на которой изображена погребальная процессия левантийцев.

Новое исследование, сопровождавшееся анализом сохранившихся зубов, показало, что чуть более половины людей из Телль-эль-Даба провели свое детство за пределами долины Нила. Но этот приток иностранцев не соответствовал началу периода гиксосов в середине XVII века до н.э., это был постоянный поток, который начался еще 4000 лет назад. Фактически, когда гиксосы правили Нижним Египтом, то есть регионом дельты Нила, количество местных уроженцев увеличилось.

Кроме того, в этот период, согласно анализам, большинство жителей в городе составляли женщины, что опять-таки не соответствует сценарию военного вторжения.

Преобладание женщин в Телль-эль-Даба во времена правителей-гиксосов предполагает, что члены новой элиты, будучи выходцами из местных жителей, женились на женщинах из Леванта, возможно, для укрепления альянсов или ради поддержания связей с землями предков.

Долгосрочные тенденции в области иммиграции и гендерный дисбаланс, выявленные изотопным анализом, стали убедительным свидетельством того, что «вторжение» гиксосов фактически означало захват Нижнего Египта элитой Телль-эль-Даба, говорит Дебора Суини, египтолог из Тель-Авивского университета.

Раскопки Битака на этом участке показали, что процветающий торговый центр и порт, расположенный в дельте Нила, обогатили потомков иммигрантов и позволили им воспользоваться вакуумом управления, образовавшимся в результате сокращения власти фараонов, полагает Суини.

Новое исследование не позволяет, однако, определить точную область, откуда пришли гиксосы. Были ли они родом из Сирии, ливанского побережья или из Ханаана? Ответить на это довольно сложно. Изотопы стронция, обнаруженные в костях жителей Телль-эль-Даба, показывают, что иммигранты прибыли не из одного места, а из нескольких регионов Леванта.

Археологи полагают, что этот плавильный котел людей различного происхождения нельзя идентифицировать, как единую этническую группу, и сам термин «гиксосы» следует применять только к правителям царства, а не к народу.

Слово «гиксос» является эллинизированной версией египетского термина «хеках хасут», что означает «правители чужих земель», и обычно использовалось уже в Среднем царстве для описания царей левантийских городов-государств, объясняет Дафна Бен-Тор, бывший куратор отдела египетской археологии в Музее Израиля в Иерусалиме.

Каким образом новая верхушка превратилась в глазах древних летописцев в целую нацию воинственных захватчиков? До недавних археологических открытий еврейский историк Иосиф Флавий был главным источником истории гиксосов.

В одной из своих книг «Против Апиона» историк цитирует более раннее описание предполагаемого вторжения гиксосов Манефоном, египетским жрецом эллинистического периода. Согласно истории Манефона (цитируемой Иосифом), «гиксосы — люди низкого происхождения из восточных районов» пронеслись по северному Египту и «сожгли наши города, разрушили храмы и ограбили всех жителей».

После долгого правления гиксосы были побеждены местной династией фараонов, изгнаны из Египта и, отправившись обратно в Левант, добрались до Иудеи, где основали Иерусалим, — указывает Иосиф Флавий, основываясь на Манефоне.

Следует напомнить, что Манефон, чьи работы сохранились только в выдержках Иосифа и нескольких других авторов, жил в III веке до н.э., примерно через 1300 лет после исчезновения гиксосов из истории, и его хроники были явно идеологизированы. Борьбу за власть между Верхним и Нижним Египтом победители назвали войной за национальное освобождение, и гиксосы превратились в иностранных захватчиков, объясняет Дафна Бен-Тор.

Это представление обосновывало экспансионизм Нового Царства, когда прославленные фараоны, такие как Тутмос III и Рамзес II, завоевали Ханаан и большую часть Леванта — предполагаемую родину агрессоров-гиксосов. «Вторжение гиксосов было представлено, как позор, который надо было искупить путем захвата их земель», — рассказывает Бен-Тор.

На сегодняшний день нет археологических свидетельств того, что история Исхода отражает конкретное историческое событие — будь то с участием гиксосов или израильтян. Более вероятным представляется, что величественные библейские предания о детях Израиля, перемещающихся между Египтом и Ханааном, являются отражением того же явления, что подтверждается исследованием человеческих останков из Телль-эль-Даба: многовековая или даже тысячелетняя история миграции, конфликтов, взаимозависимости и культурного обмена между двумя регионами, в которых существовали некоторые из самых ранних человеческих цивилизаций.

Ариэль Давид, «ХаАрец», В.П.˜На снимке: деталь фрески из могилы Хнумхотепа II. Иероглифы вверху справа означают “гиксос”. Фото: Wikipedia public domain

Изучение гиксосов

Гиксосоведение — изучение гиксосов.

[править] Общие сведения

Несмотря на крупный вклад в историю, гиксосы как самостоятельная тема изучаются редко, а лишь в рамках египтологии, семитологии т. п.

Большой удар по знаниям о гиксосах нанесли египтяне после свержения ига гиксосов — они стёрли о них надписи.

Основоположниками изучения гиксосов был египетский историк Манефон, и сохранивший его отрывки Иосиф Флавий. По их версии, гиксосы были тесно связаны с древними израильтянами, они захватили Древний Египет, но затем были изгнаны или переселились в Иерусалим.

Древнюю столицу гиксосов — Аварис — открыл в 1966 году австрийский археолог Манфред Битак.

Изучение Авариса показало наличие следов минойской культуры. Отмечается, что кроме как Санторине, Крите и Аварисе, лишь в двух местах сохранились настенные росписи в минойском стиле: Тель-Кабри в Израиле и Алалах в Сирии.

Гиксосов кратко упоминал Ю.Б. Циркин.

Канадский египтолог Дональд Редфорд считал, что библейское повествование об Исходе — это ханаанские воспоминания о происхождении и оккупации Египта гиксосами. С этим мнением согласились Израиль Финкельштейн и Нил Зильберман.

Сами гиксосы рассматриваются как обобщение перевесившихся в Египет ханаанцев и хурритов. Последние дали повод армянским и вайнахским авторам приписывать гиксосов в число своих соплеменников.

Английский египтолог Дэвид Рол высказал мнение об индоевропеском происхождении гиксосов:

Группа индоевропейских мигрантов прибыла в Ханаан в раннем бронзовом веке. Могилы и украшения указывают на анатолийское происхождение Они пришли к власти в городах и разбогатели на морской торговле. Их потомки оккупировали Египет под названием гиксосов [1] .

Однако, перечисляемые Ролом факты, говорят о связи гиксосов с территорией современного Израиля — «Рефаим и Анаким – хурритские имена и племена появляются в 2100 г. до н.э. в Леванте»; «Гиксосы были тесно связаны с финикийцами»; «Остатки гиксосов сохранили свое присутствие в Палестине»; «Большая группа хурритов гиксосов, которая поселилась в Иерусалиме была библейскими иевусеями».

Поэтому, обычно гиксосов связывают с семитами. Так, при них в Египте возник культ западносемитских божеств: Баала, Анат и Астарты. В древнеегипетском языке появилось много заимствованных слов семитского происхождения, да и сами гиксосские имена, в частности Салитис — семитские (ср. арабское Султан и еврейское Шалит, значение — «правитель»):

Однако археологические раскопки последних десятилетий положили конец всяким сомнениям: так называемые гиксосы в действительности являлись полукочевыми западными семитами и пришли не откуда-то из Азии вообще, а конкретно из Палестины. Лингвистический анализ имен из египетских источников безошибочно подтверждает их западно-семитское и, более того, аморейское происхождение [2] .

Вопреки этому ряд авторов, например немецкий египтолог В. Хелк, называют гиксосов хурритами. Идея несемитского происхождения гиксосов возникла ещё в конце XIX — начале XX века, когда зародился «научный» антисемитизм. Так, Б.А. Тураев в книге «История древнего Востока» в 1935 году уверенно писал, что могучие завоеватели гиксосы семитами быть не могут:

Но что это были за «иноземцы»? Кажется, не было в древности народа, с которым не старались бы их отожествить. Более всего стояли за семитическое происхождение пришельцев. Несомненно, что среди гиксосов было много семитов, и они даже играли роль; несколько царей их (Якобхер и Анатхер) носят семитические имена, в Каирском музее есть саркофаг одного приближенного царя Апопи, носившего семитическое имя «Абд» («слуга»); есть и другие указания (напр., имена пленных, взятых во время изгнания гиксосов). Но какой семитический народ в то время был настолько силен, чтобы покорить Египет и удержать его? Во главе движения, вероятно, был народ не семитический, но значительный контингент завоевателей составляли семиты, хананейско-аморейского происхождения, бродившие в это время в Сирии.

Однако все эти рассуждения о том, что семиты не способны были завоевать Египет противоречат фактам. Во-первых, Египет был завоёван семитами-арабами в VII веке, и с тех пор является арабской семитской страной, следовательно, нечего невозможного в семитском завоевании Египта нет. Во-вторых, все известные о гиксосах факты говорят об их семитском, ханаанском происхождении. Так, Английская Википедия отмечает, что находки в Телль-эль-Даб’а указывают на то, что гиксосы произошли из Леванта [3] , и были семитами [4] . Личные имена гиксосов указывают на то, что они говорили на западно-семитском языке и «могут быть названы хананеями» [5] .

Material finds at Tell El-Dab’a indicate that the Hyksos originated in the Levant. The Hyksos’ personal names indicate that they spoke a Western Semitic language and “may be called for convenience sake Canaanites.”

Мария Павловна Згурская написала статью о военном искусстве гиксосов [6] .

Михаил Израйлевич Зильберман написал обширную работу «Гиксосы и их потомки».

В последние годы вышли работы, в которых утверждается мирный характер прихода гиксосов к власти [7] [8] .

Также развитие получила идея, что гиксосы участвовали в создании первого алфавита, и перенесли его в Грецию [9] [10] . У египтян было более 700 иероглифов, и гиксосы упростили их до минимума следующим образом. В письменности египтян уже были знаки, обозначающие отдельные звуки. Таких знаков было чуть больше 20, и все они обозначали согласный звук, гласных звуков в египетском письме не существовало. Гиксосы решили пользоваться только этими знаками, а остальные отбросить. Если название предмета в их языке начиналось со звука «б», то изображение этого предмета у египтян становилось для гиксосов буквой «Б». Всего таких букв набралось 26. Их идея была усовершенствованна в Финикии, где появился алфавит из 22 букв. Однако, этот финикийский алфавит имел существенный недостаток — в нём по египетской традиции отсутствовали знаки для гласных букв (их в алфавит позднее добавили уже греки).

Археологические данные существенно расширили данные о гиксосах. В Восточной Дельте, в местах Телль эль-Даба (Аварис), Телль эль-Ягудийя и Телль эль-Масхута, были найдены остатки крепости, поселений, храмов и кладбищ. Немногочисленная скульптура сохраняет стилистические традиции Среднего царства, но по качеству сильно уступает египетским образцам. Скарабеи, печати и другие мелкие изделия с именами гиксосских царей найдены в Нубии, Малой Азии, Месопотамии и на Крите. Найдены и надписи связанные с гиксосами.

Гиксосы

Гиксо́сы [1] (егип. ḥqꜣ(w)-ḫꜣswt , др.-греч. Ὑκσώς ) — название народов, завоевавших часть Древнего Египта в XVIII—XVI веках до н. э. во времена XIII—XVII династий. Они основали свою столицу в Аварисе (современный Телль-эд-Даба), расположенном на так называемой Пелусиакской ветви реки Нил в Восточной дельте. Гиксосы образовали собственную XV династию, но не смогли покорить весь Египет, их владения простирались только до Асьюта, южной частью Египта продолжали управлять «теневые» фараоны из столицы в Фивах [2] . Они положили начало периоду политического раскола в Египте, который именуется вторым переходным периодом, продолжавшимся с 1650 по 1549 год до нашей эры [3] .

Письменные источники, современные вторжению, отсутствуют; даже само название «гиксосы» образовано в позднейшее время древнеегипетским историком Манефоном от египетского хэка-хасут, «правители чужих земель» [3] [2] . Современные исследователи предполагают, что этнически гиксосы представляли собой несколько групп, в основном семитских, культурно находившихся под влиянием ханаанской культуры середины бронзового века.

Гиксосы привнесли ряд новшеств в военное дело (колесницы, шлемы, составные луки) [4] ; также иные культурные влияния в египетскую культуру.

Содержание

  • 1 Название
  • 2 Исторические события
  • 3 Гиксосы и евреи
  • 4 Гиксосские цари
  • 5 Основные исторические документы с упоминанием о гиксосах
  • 6 Памятники гиксосского периода
  • 7 Последствия гиксосского правления
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Название [ править | править код ]

Термин «Гиксос» (Hyksos) происходит от египетского выражения heqau khaswet или heqa-khaset («правители чужих земель»), используемого в египетских текстах, таких как туринский царский папирус для описания правителей соседних земель. Это выражение начинает появляться ещё в позднем Древнем царстве (ранее XXI века до н. э.) для обозначения различных нубийских вождей, а в Среднем царстве для обозначения говорящих на семитских языках вождей Сирии и Ханаана.

Для обозначения азиатов в египетском языке использовалось слово аму, поэтому термин гиксос, вероятно, не относился к опредёленной этнической группе, а скорее к определенному правящему классу, который имел иностранное происхождение [3] .

Уникальное в древнегреческом языке слово ὑκσώς (hyksós, с густым придыханием и ударением на букве омега) является заимствованием из египетского языка. Это слово было использовано в уникальном значении «царь-пастух» Манефоном, жрецом и историком третьего века до нашей эры, писавшим по-гречески и знавшим доптолемеевские документы, на которые он опирался при написании своих текстов. До расшифровки иероглифов Манефон был единственным доступным источником для составления списка египетских царей. Как доказательство своего негреческого происхождения, слово ὑκσώς не соблюдает правил древнегреческого ударения и является одним из немногих греческих слов с буквой каппа, за которой следует сигма, вместо распространённой в таких случаях буквы кси.

Начиная с Иосифа Флавия, этимология термина гиксос разъясняется, как эллинизированная форма египетского hekw shasu, что означает «цари-пастухи». В 2001 году израильские археологи Исраэль Финкельштейн и Нил-Ашер Зильберман выдвинули альтернативный вариант, настаивая на созвучии с heqa-khase («правители чужих земель») [5] , однако широкой поддержки эта гипотеза за 20 лет не получила.

Исторические события [ править | править код ]

Объединение гиксосов образовалось на территории Сирии. Они переняли передовые военные технологии от индоевропейских народов [6] (но это часто оспаривается) [7] и осуществили экспансию в сторону Египта. Основу гиксосов составляли амореи, к которым также присоединились хурриты и хетты [8] .

Опровергая легенду Манефона о внезапном вторжении гиксосов в Египет, Д. Редфорд полагает, что в XVIII—XVII вв. до н. э., когда Египтом правили слабые XIII и XIV династии, разные азиатские племена постепенно переходили через Суэцкий перешеек и расселялись в дельте Нила [9] .

Военные технологии гиксосов (колесницы, новые типы доспехов, составные луки) в сочетании с воинственностью давали им несомненное превосходство над египетской армией [2] .

Став в дельте Нила преобладающим населением, гиксосы перенесли столицу из Мемфиса в отстроенный ими Аварис [2] , где стали править их династии, по Манефону XV и, видимо, XVI. Наибольшего могущества гиксосы достигли при царях Хиане и Апепи, которые смогли продвинуться далеко на юг, достигнув города Кус (Табличка Карнарвона I). Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так и не смогли.

Примерно через сто лет египтяне освоили оружие гиксосов [2] . В Фивах в это время правила XVII династия, которая, собрав силы, начала освободительную борьбу. Начало борьбы по легенде (Папирус Салье I — «Гиксосский царь Апопе и фараон Секненра») связано с царём Секненра, который, судя по найденной мумии, по-видимому, погиб в битве. Его сын, Камос, последний царь XVII династии, сражался успешнее. Он собрал войско, двинулся на север (Табличка Карнарвона I), перехватил по пути послание гиксосов к правителю Куша и сумел дойти почти до самого Авариса, но не захватил его (Стела II фараона Камоса). Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до н. э., который изгнал их из Египта и преследовал до южной Палестины, где захватил город Шарухен (Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны). Как скоро после разграбления Авариса произошла эта азиатская кампания, неизвестно. Можно заключить, что вторжение в Южный Ханаан, вероятно, последовало вскоре после изгнания гиксосов из Авариса. Но, учитывая период затяжной борьбы до падения Авариса и, возможно, не один сезон кампаний до того, как гиксосы были заперты в Шарухене, хронологическая последовательность должна оставаться неопределённой.

Гиксосы и евреи [ править | править код ]

Через 1600 лет после правления гиксосов Иосиф Флавий, со ссылкой на Манефона, также жившего более чем через тысячу лет после вторжения, отождествил гиксосов с прародителями евреев, а их изгнание — с исходом евреев из Египта [10] [1] .

Евсевий Кесарийский также утверждал, что библейский Иосиф управлял Египтом именно при гиксосах [1] .

Вследствие очевидного противоречия в хронологии (общепринято датировать исход концом XIII — началом XII века до н. э.), в XX веке с гипотезой соглашались лишь немногие историки [10] . А. Эвен не отрицает возможности связи между событиями: гиксосы, среди которых было много семитов, могли покровительствовать древним евреям и стимулировать их переселение в Гесем, после свержения гиксосских правителей и началось постепенное порабощение евреев [10] .

Гиксосские цари [ править | править код ]

Число гиксосских правителей, последовательность их правления и имена точно не известны (список царей приведён в работе фон Бекерата [11] ).

Манефон [12] приводит имена шести гиксосских царей XV династии:

  • Салитис
  • Бнон
  • Апахнан
  • Апопис
  • Ианнас
  • Ассис

В Туринском царском папирусе № 1874 со списком царей (X. 14-20) перечислены 7 гиксосских царей, однако почти все их имена стёрты. Там также сказано, что 6 иноземных царей правили более ста лет (X. 21). В списке упоминается царь Нехси (VII. 1), имя которого встречается на двух архитектурных фрагментах из Авариса [13] . Согласно «Стеле 400 года» (англ.) русск. именно этот царь ввёл в Нижнем Египте культ Сета, ставшего главным богом гиксосов. Другие гиксосские цари, имена которых найдены на разных предметах, на самом деле являлись небольшими местными правителями. Некоторые цари переняли египетскую царскую титулатуру, однако три имени имел только один Апопис. В Телль эль-Даба был найден дверной косяк с именем царя Сокархера и титулатурой Hqa xAswt. По мнению большинства исследователей, этнический состав гиксосов был неоднородным, однако многие гиксосы носили имена семитского происхождения (Хиан, Иоам, Якбаал).

Основные исторические документы с упоминанием о гиксосах [ править | править код ]

Полный список приводится в работе: Redford D.B. Textual Sources for the Hyksos Period // The Hyksos: New Historical and Archaeological Perspectives. Philadelphia, 1997. P. 1-44. Издание исторических документов гиксосского периода: Helck W. Historisch-biographische Texte der 2. Zwischenzeit und neue Texte der 18. Dynastie, Wiesbaden, 1975.

  • Тексты периода борьбы с гиксосами:
    • Стела Бабаи из Эль-Каба
    • Табличка Карнарвона I из Фив (Хрестоматия по истории Древнего Востока. — М., 1963. — С. 76-78.; Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. — М., 1980. — С. 59-60.; История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002.)
    • Стела II фараона Камоса из Фив (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. М., 1980. С. 60-63. История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002. — С. 55-57.)
    • Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны из Эль-Каба (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. — М., 1980. С. 63-65.; История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002. — С. 58-60.)
    • Жизнеописание Яхмоса Пеннехеба из Эль-Каба
    • «Стела Бури»
    • Математический папирус Ринд
  • Поздние тексты:
    • Надпись царицы Хатшепсут в Спеос Артемидос
    • Папирус Саллье I с историей о гиксосском царе Апопе и фараоне Секненра (Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения древнего Египта. — М., 1958. — С. 91-95.; Сказки Древнего Египта. — М., 1998. — С. 131—133.)
    • Стела 400 года (англ.) русск. из Таниса.
    • Сведения Манефона в книге Иосифа Флавия «Против Апиона» I. 14 (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. — М., 1980. С. 58-59.; История Древнего Востока. Тексты и документы. — М., 2002. — С. 53-54.)

Памятники гиксосского периода [ править | править код ]

В Восточной Дельте, в местах Телль эль-Даба (Аварис), Телль эль-Ягудийя и Телль эль-Масхута, сохранились остатки крепости, поселений, храмов и кладбищ. Немногочисленная скульптура сохраняет стилистические традиции Среднего царства, но по качеству сильно уступает египетским образцам. Скарабеи, печати и другие мелкие изделия с именами гиксосских царей найдены в Нубии, Малой Азии, Месопотамии и на Крите.

Последствия гиксосского правления [ править | править код ]

После гиксосского периода в Египте появилось новое военное оснащение: более сложный загнутый назад лук, различные виды мечей и кинжалов (в том числе кхопеш), новый тип щита, кольчуга [ уточнить ] и металлический шлем. Самое важное новшество — двухколёсная военная колесница, запряжённая лошадьми, использование которой на поле битвы привело к изменению тактики ведения военных действий [6] .

В Египте возник культ западносемитских божеств: Баала (с Баалом отождествлялся египетский Сет), Анат и Астарты. [14]

В древнеегипетском языке появилось много заимствованных слов семитского происхождения [15] .

Гиксосы продолжали играть определенную роль в египетской литературе как синоним «азиатского» вплоть до эллинистических времён. Этот термин часто использовался против таких групп, как семиты, поселившиеся в Асуане или Дельте, и это, возможно, привело египетского жреца и историка Манефона (или Птолемея Мендесского) к отождествлению прихода гиксосов с пребыванием в Египте Иосифа и его братьев, а также привело к тому, что некоторые авторы отождествляли изгнание гиксосов с исходом.

В связи с хаосом в конце 19-й династии, Первые фараоны 20-й династии в Элефантинской стеле и папирусе Харриса активизировали антигиксосскую позицию, чтобы усилить их нативистскую реакцию по отношению к азиатским поселенцам Севера, которые, возможно, снова были изгнаны из страны. Сетнахт, основатель 20-й династии, записывает в год 2 стелы из Элефантины, что он победил и изгнал большую силу азиатов, которые вторглись в Египет во время хаоса между концом правления Двосрета и началом 20-й династии и захватили большую часть украденной ими золотой и серебряной добычи.

История гиксосов была известна грекам, которые пытались отождествить её в своей собственной мифологии с изгнанием из Египта Белоса (Ваала?) и дочери Даная, связанных с происхождением Аргосской династией.

Ссылка на основную публикацию