Какие орудия труда были у древнего человека?

Древнейшие орудия

Наши далёкие предки добывали пищу, собирая съедобные растения и охотясь на животных. У людей нет крепких когтей, чтобы откапывать сочные коренья, и нет острых зубов, чтобы убивать добычу, зато есть руки, которыми можно взять палку. Палка стала первым орудием труда — лопатой для выкапывания корней и оружием — дубинкой или копьём. А первым техническим достижением древнего человека стали орудия труда из природных материалов — дерева, камня, кости.

Первый инструмент

Кости животных также служили материалом для орудий. Из кости, например, делали инструмент, подобный долоту, с помощью которого сколы получались точнее, и нуклеус приобретал более совершенную форму. Костяное долото — ретушёр – это первый инструмент для изготовления других инструментов. С его помощью человек смог изготовить специализированные, тонко обработанные каменные орудия: острые ножи, скрёбла, пилы, резцы, свёрла. Благодаря новым инструментам люди смогли обрабатывать камень более твёрдый, чем галька, — кремень. Кремнёвые орудия были прочнее и долговечнее, а их края — острее.

Ручное рубило

Камень — самый прочный материал, известный древним людям. На берегах рек и морей древние люди находили обкатанную водой гальку, такую удобную для захвата рукой. Овальный плоский камень мягкой породы становился нуклеусом — заготовкой будущего орудия.

Более твёрдым и крупным рабочим камнем человек оббивал края нуклеуса, заостряя их. Результат кропотливого труда — древнейшее изготовленное человеком орудие, ручное рубило. Рубилом разрывали землю, счищали кору, раскалывали орехи, убивали мелких животных. Первые подобные орудия были найдены в Африке, в Олдувайском ущелье.

Кости и когти

Многие инструменты делали из кости: иглы, шила, рыболовные крючки, зазубренные наконечники гарпунов. Австралийские аборигены до сих пор делают наконечники стрел из острых когтей крупной птицы — казуара.

Появление рукоятки

Важным этапом развития орудий стало появление рукоятки — древка. Каменные орудия вставлялись в расщеп деревянного древка или зажимались в развилке сучка и крепились верёвками из растительных волокон или лентами из сырой кожи. Так получились первые составные орудия — топоры и копья.

Позднее древний человек стал каменными свёрлами проделывать отверстия в каменных рубилах. В отверстие вставляли палку-рукоятку и закрепляли её верёвкой — каменное топорище стало прочно держаться на рукоятке.

Сверление

Для проделывания отверстий в камнях люди прикрепляли каменное сверло к рукоятке, которую вращали меж ладонями. Эту монотонную работу упростило изобретение лучкового сверления. Рукоятку сверла обматывали верёвкой — тетивой, натянутой между концами палки, — и двигали палку от себя и к себе. Сверло при этом вращалось, просверливая заготовку. Горизонтальное движение руки преобразовывалось во вращательное движение сверла, удерживаемого на заготовке. Так впервые человек усовершенствовал процесс ручного труда, изобретя первую технику — лучковую дрель.

Гениальное доисторическое изобретение

Позднее люди нашли новое применение лучковой дрели, преобразовав её в лук — оружие для метания стрел. Стрелы древние мастера изготавливали, прикрепляя к палочкам тонко обработанные мелкие и острые каменные наконечники. Изобретение лука — высшее техническое достижение древности, реализация сложной инженерной задачи постепенного накопления и резкого высвобождения энергии.

Энергия – свойство материи, способность совершить работу, переместить тело на расстояние.

Энергия мышц человека, натягивающего тетиву, накапливалась в выгнутой деревянной части лука, приобретающей свойства сжатой пружины. При отпускании тетивы эта энергия резко высвобождалась и передавалась стреле, благодаря чему она с силой вылетала из лука.

Развитие идеи

Даже после освоения металла каменные топоры ещё тысячи лет использовались наряду с дорогими металлическими. Умение работать с камнем пригодилось людям при переходе к оседлому образу жизни: из обработанных камней стали возводить стены, жилища, храмы. Навыки обработки камня и кости привели к зарождению искусства. Первые скульптуры – женские фигурки, так называемые «Венеры», появились за 35 тыс.

769,Свидетельства современников об орудиях труда первобытных племен

Историки определили время появления первого человека на Земле – это произошло около 2, 5 миллионов лет назад: тогда он еще был покрыт шерстью и не имел собственного языка. Его называют “человек умелый” или австралопитек. Около полутора миллионов лет назад ему на смену пришел “человек умелый” – более развитый и имеющий зачатки культуры.

Первые каменные орудия

Первыми каменными орудиями труда были орудия из гальки. Самой ранней находкой является найденный чоппер, датируемый 2, 7 млн. лет до н. э. Первой археологической культурой, использовавшая каменные орудия труда была археологическая культура Олдувай. Данная культура существовала в период с 2, 7 по 1 млн. лет до н. э.

Чопперы использовали еще австралопитеки, однако с их исчезновением изготовление таких орудий труда не остановилось, многие культуры использовали гальку как материал до начала бронзового века.

Австралопитеки изготавливали орудия труда примитивным способом: просто разбивали один камень о другой, а затем просто выбирали подходящий осколок. Вскоре австралопитеки научились обрабатывать такие рубила с помощью костей или других камней. Они работали другим камнем как рубилом, делая острый конец еще более острым.

Так у австралопитеков появилось что-то вроде резака, представлявший собой плоский камень с одной острой гранью. Главное отличие его от рубила было то, что таким резаком не долбили, а резали, например, дерево.

Первые орудия труда первобытного человека

Орудие труда – звучит нормально для современного человека, но не для первобытных человекообразных обезьян (предков человека). Путь к пониманию труда и необходимости применять труд длился не одно столетие и начинался с простого понимания, что собранные камни и палки, обработанные природой, эффективны в борьбе с животными и в защите. Предки человека просто подбирали необходимые камни или палки, по мере надобности, а после использования выбрасывали их. Со временем, стало понятно, что найти подходящий обработанный природой камень не всегда легко, а иногда вообще – невозможно. Пришлось накапливать подходящие камни или, используя собственный труд, дорабатывать имеющиеся камни и палки. Так, медленно и постепенно, проходил процесс накопления знаний и применение собственного труда на практике.

Прислушайтесь, ведь слышно как рассказывают экспонаты музея, как камни, ударяясь об камни, превращаются в универсальное орудие древних людей. Таким первым и универсальным стало древнее рубящее орудие или каменное рубило. Каменное рубило появилось в раннем палеолите, когда первобытный человек стал совершать неторопливые и неточные удары по камню.

Рубило – это первое орудие труда человека, которое представляло собой камень миндалевидной формы с одним утолщенным концом у основания и вторым заостренным концом.

Сделать из небольшого камня удобное рубило было очень сложно. Медленные движения первых людей не всегда были точными и правильными, а сколы на камне – необходимой формы. В тишине музея оживает панорама создания первых орудий труда, которая изменялась не часами или днями, а целыми веками. Проследить появление первых орудий труда, предков современного человека, более удобно опираясь на хронологию развития первобытных людей: от австралопитека и питекантропа, до неандертальца и кроманьонца. Пускай камни заговорят…

Революция в изготовлении каменных орудий труда

Приблизительно 100 тыс. лет назад, люди поняли, что сначала более эффективно придать большому камню простые геометрические формы, а затем откалывать от него тонкие каменные пластины.

Часто такая пластина уже не требовала дальнейшей обработке, так как режущая сторона становилась острой после откалывания.

Австралопитек: орудия труда

Фото с сайта otvet.imgs

Австралопитек – интересный вид древнейших гоминидов. Это человекообразная обезьяна, которая выступает самым древним предком современного человека.

Гоминиды – это семейство прогрессивных приматов, которое включает в себя больших человекообразных обезьян и людей.

Главное занятие австролопитека – собирательство. Чтобы сделать процесс сбора ягод и корней более продуктивным, а защиту от диких зверей эффективной, древние предки человека начинали осваивать камень, гальки, кости и палки. Титанические усилия приходилось приложить, чтобы сделать небольшой скол правильной формы на камне, но когда появилось первое рубило, которое удобно было держать в руке, добывать им корни и убивать зверей – наступил новый этап в жизни первобытного человека.

Кроме каменного рубила австролопитеки делали скребла, резки, ножи, остроконечники. Для изготовления орудия труда собирали острые камни вблизи водоемов и речек, которые уже отточены природой и придавали им нужную форму (эолиты). Чтобы орудие труда было удобным и не резало руки, один край оставляли не заточенным. Каждое орудие производилось с огромным трудом, ведь приходилось наносить более 100 ударов по камню. Вся работа занимала много времени, а первые орудия весили более 50 килограмм, но это был огромный шаг вперед, к пониманию себя и необходимости не довольствоваться дарами природы, а брать все необходимое самому.

Прорыв в орудийной деятельности

Примерно в 20 тыс. годах до н. э. предки людей догадались, что каменные орудия станут более эффективными, если к ним приделать деревянные ручки, или же ручки из кости, рога животных. Именно в этот период появляются первые примитивные топоры. Кроме этого люди начали делать первые копья с каменными наконечниками, они были существенно крепче, нежели обычные деревянные наконечники.

Когда к дереву придумали прикреплять камень, тогда размер этих орудий труда значительно уменьшился, так появились так называемые микролиты.

Микролиты – это каменные орудия труда небольших размеров. Макролиты в свою очередь большие каменные орудия труда, размер от 3 см, всего, что до 3 см – микролиты.

Во времена палеолита примитивный нож делался из длинного обломка камня, который был острым с одного или двух концов. Теперь же технология изменилась: к деревянной ручке с помощью смолы клеились маленькие осколки камня (микролиты), так получалось примитивное лезвие. Такое орудие труда могло служить оружием, и были значительно длиннее, чем обычный нож, однако оно было не прочным, поскольку микролиты часто ломались при ударе. Такое орудие труда или же оружие было очень простым в изготовлении.
Во время, когда на Земле наступил последний ледниковый период, а точнее когда он уже подходил к концу, у многих племен возникало требование на частично оседлую жизнь, а такой способ жизни требовал некой технической революции, орудия труда должны были стать более совершенными.

Питекантроп: орудия труда

Питекантропы принадлежали к роду “Люди” и являлись ранней формой человека прямоходящего. Археологам сложно говорить об орудиях труда данного периода, поскольку находок очень мало и все они относятся к более поздним периодам ашельской культуры.

Исторический факт: ашельская культура – это термин которым принято обозначать каменные орудия труда раннего палеолита. Наиболее ярким представителем культуры является ручное рубило.

Для изготовления орудий труда питекантропы применяли кость, дерево и камень. Все исходные материалы поддавались весьма примитивной обработке, ведь сколы на камнях носят случайных характер и напрочь лишены регулярности. Продолжали использовать питекантропы и эолиты (камни расколотые природой). орудия труда данного периода представлены ручными рубилами из камня, отщепами с режущими краями и острыми пластинами.

Орудия труда времен мезолита

В данном временном промежутке люде научились новым методам обработки каменных орудий труда, среди которых была шлифовка, сверление камня и его пиление.

Шлифовали камень следующим образом: брали камень и терли об мокрый песок, так могло продолжаться несколько десятков часов, но такое лезвие уже было более легким и острым.

Техника сверления также существенно усовершенствовала орудия труда, так как так проще было соединять камень с древком, и такая конструкция была куда прочнее предыдущей.

Шлифовка распространялась очень медленно, широкое использование такой технологии имело место только в четвертом тысячелетии до нашей эры. В это же самое время, в Египте уже использовали орудия труда из меди, техникой шлифовки египтяне не овладели.

Неандерталец: орудия труда

Орудия труда неандертальцев немного отличались от орудий применяемых питекантропами, но они стали более легкими и профессиональными. Со временем появились новые формы и постепенно вытеснили старые и неудобные. Все орудия данного периода принято называть мустьерскими.

Мустьерскими орудия труда неандертальцев называются из-за названия пещеры Ле-Мустье во Франции, где были найдены многочисленные орудия.

Неандертальцы жили в климатически-сложном периоде, в ледниковой эпохе. И все орудия труда были направлены не только на возможность добывать пищу, но и на производство одежды. Поэтому, очень популярными были копье, скребок и игла. Орудия труда продолжали делать из кремня, но в новой форме и более сложной технике. Они становились разнообразными, но относились к трем основным типам орудий:скребла, остроконечникики рубильца. Рубильце – это уменьшенное ручное рубило питекантропов. Скребла использовались как инструмент для разделки животных, для выделки шкур и в обработке дерева. Остроконечникивыполняли функцию ножа для мяса, дерева, кожи или использовались как наконечники дротиков и копий.

Орудия труда из кости, которые удалось найти археологам, не отличаются совершенством и скорее напоминают примитивные орудия: лопаточки, шилья, дубины, острия, кинжалы. Стоит помнить, что орудия труда неандертальцев сильно отличались исходя из географии расселения. В европейском наборе орудий преобладали одни предметы, а в африканском – другие.

Каменные орудия труда в эпоху неолита

В данном периоде существенно было усовершенствовано изготовление микролитов – маленьких каменных орудий. Теперь они имели уже правильную геометрическую форму, собой они образовывали ровные лезвия. Размеры таких орудий стали стандартными, значит, их было очень просто заменить. Чтобы сделать такие одинаковые лезвия, камень раскалывали на несколько пластин.

Когда на территории Ближнего Востока появляются первые государства, появляется профессия каменщика, который специализировался на профессиональной обработке каменных орудий труда. Так на территории Древнего Египта и Центральной Америки, первые каменщики могли вырезать даже длинные каменные кинжалы.

Вскоре микролиты заменило собой макролиты, теперь технология пластин забывалась. Чтобы где-то брать каменные орудия труда, было необходимо найти скопления камня на поверхности, в таких местах появлялись примитивные карьеры.

Причиной возникновения карьеров, было небольшое количество пригодного камня для создания орудий труда. Для изготовления качественных, острых и довольно легких орудий труда был необходим обсидиан, кремень, яшма или же кварц.

Когда плотность населения возросла, начали создаваться первые государства, миграции к камню уже были затруднительными, тогда возникла примитивная торговля, в местах, где были залежи камня, местные племена отвозили его туда, где этого камня было недостаточно. Именно камень стал первым предметов торговли между племенами.

Обсидиановые орудия труда было особенно ценными, так как они были острыми и твердые. Обсидиан – это вулканическое стекло. Главным недостатком обсидиана была его редкость. Чаще всего использовался кварц с его разновидностями и яшма. Еще использовались и минералы, вроде нефрита и сланца.

Многие племена аборигенов до сих пор используют каменные орудия труда. В местах, куда он не добрался, как орудия использовались раковины моллюсков и кости, в худшем случаи люди пользовались только деревянными орудиями труда.

Кроманьонец: орудия труда

В позднем палеолите, завершая все стадии развития первобытного человека, на мировую арену выходят кроманьонцы. Это были люди большого роста, с хорошо развитым телосложением и навыками. Именно кроманьонцы успешно использовали все достижения своих предшественников и придумывали новые. Они продолжали использовать орудия труда из камня, научились делать всевозможные орудия из кости, оружие и приспособления из бивней, оленьих рогов и дерева, а также – продолжали собирать ягоды и корни. На новом пути развития орудия труда становились совершенными и разнообразными. Кроманьонцы первыми придумали обжиг гончарных изделий, что позволяло использовать глиняную посуду в быту. Мастерская обработка орудий труда позволила сделать их удобнее, меньше, качественнее и привела к появлению новых орудий. В арсенале кроманьонца широко использовались: скребла, резцы, ножи с заостренными и тупыми лезвиями, скребла с выступом, острые лезвия, наконечники стрел, проколки, гарпуны из оленнего рога, рыболовные крючки из кости, наконечники.

Заключение

Камни умолкли… в музее снова поселилась тишина. Да, теперь мы знаем какое орудие труда человека было самым древним и с какими усилиями приходилось столкнутся нашим предкам. Теперь, проходя возле длинных полок с экспонатами музея, мы точно знаем – они не безмолвны. Они рассказывают, только нужно научится слушать…

Орудие труда древнего человека, орудия труда древнего человека рисунок

Для первобытных человекообразных обезьян собранные палки и камни, обработанные природными силами стали самыми первыми орудиями труда, которые оказались более эффективны в борьбе с хищниками и для самозащиты. Наши доисторические предки подбирали палки и камни необходимые им по мере надобности, а после использования выбрасывали их. Со временем они стали понимать, что подходящие камни не всегда оказывались под рукой в нужный момент, а иногда вообще отсутствовали. Наши прародители начали собирать такие камни и дорабатывать неудобные палки. Так, очень медленно они накапливали знания и поняли, как применять собственный труд на практике.

Древние люди камни ударяли о камни и таким образом превращали в более универсальные орудия труда. Древнее рубящее орудие или каменное рубило стало первым и универсальным орудием. Первые каменные рубила появились в раннем палеолите.

Доисторическое рубило представляло из себя из себя камень, который имел миндалевидную форму, у основания один конец утолщался, а второй конец заострялся.

Не имея никаких инструментов под рукой древнему человеку было очень сложно из карявого камня изготовить удобное рубило. Первые движения первобытных людей были медленными и не всегда точными и сколы на камне не всегда имели необходимую форму.

Австралопитек: орудия труда

Австралопитек — очень интересный вид древнейших гоминидов. Эту человекообразную обезьяну палеонтологи считают самым древним предком человечества.

Основным занятием австралопитеков было собирательство. Они поняли, что с помощью камней, костей и палок процесс сбора корней и высокорастущих плодов более эффективен.

Австралопитеки прилагали титанические усилия, чтобы обколоть камень нужной формы, но появилось первое рубило , именно оно повысило интеллектуальный уровень этих примитивных существ.

Кроме каменных рубил австралопитеки научились делать остроконечники, ножи, резки и скребла. Эти человекоподобные существа собирали вблизи рек и водоемов острые камни, которые были уже заточены силами природы (такие камни называют эолиты). После сбора этим камням придавали необходимую форму. Они поняли, что если один край не затачивать, тогда такое орудие не порежет руки. Чтобы создать одно такое орудие австралопитеку приходилось нанести не менее 100 ударов по необработанному камню. Такая работа занимала очень много времени, а самые первые орудия весили до 20 килограмм, но это был неоспоримый шаг на пути к царю природы.

Питекантроп: орудия труда

Антропологи относят Питекантропов к роду «Люди» их считают ранней формой человека прямоходящего. Находок орудий труда, принадлежащих этому виду очень мало и археологам очень сложно составить список. Все орудия, которые были найдены, относятся к более поздним периодам ашельской культуры.

Каменные орудия труда раннего палеолита относятся именно к ашельской культуре. Ручное рубило считается самым известным орудием древних людей этого периода.

Первые орудия труда питекантропы изготавливали из камней, костей и деревьев. Все природные материалы обрабатывались весьма примитивно. Питекантропы так же как и австралопитеки использовали эолиты. Помимо ручных рубил из камня питекантроп использовал отщепы с режущими краями и острые пластины.

Неандерталец: орудия труда

Орудия труда неандертальцев имели небольшие отличия от орудий, которыми пользовались питекантропы. Они стали более легкими , а их обработка стала более профессиональной. Со временем формы совершенствовались и постепенно стали вытеснять более неудобные. Орудия данного периода палеонтологи называют мустьерскими.

Орудия неандертальцев назвали мустьерскими, благодаря пещере под названием Ле-Мустье, которая находится во Франции, именно в ней были найдены многочисленные, хорошо сохранившиеся орудия труда, принадлежавшие неандертальцам.

Неандертальцы жили в сложных климатических условиях, ведь наступила ледниковая эпоха. Они совершенствовали свои орудия труда не только для добычи пищи, но и для производства одежды. Поэтому именно они, впервые в истории человечества, создали иглы, скребки и копья. Орудия труда создавались из кремния, но по более сложной технологии. Они стали более разнообразными. Но все орудия неандертальцев можно разделить на три основных типа:

рубила

остроконечные орудия

скребла.

Остроконечными орудиями разрезали мясо, дерево, кожу или использовали как наконечники, скреблами разделывали крупных животных и отделывали шкуры. Рубила были уменьшены, но выполняли те же функции.

Археологи так же смогли отыскать орудия труда из костей крупных животных, но они были довольно примитивными. Были найдены шилья, дубины, костяные кинжалы и острия.

Кроманьонец: орудия труда

Наступает эра позднего палеолита и на сцене жизни появляется кроманьонец.

Это были люди довольно высоеого роста, их навыки и телосложение были хорошо развиты. Именно кроманьонци не только успешно переняли достижения и изобретения своих предшественников но и изобрели новые. Они улучшили орудия труда из камня, усовершенствовали орудия из кости. Создавали новые приспособления из оленьих рогов и бивней, а так же продолжили собирать всевозможные корни и ягоды. Кроманьонцы овладели стихией огня и первыми догадались обжигать глиняные изделия, чтобы придать им крепкости. Именно они придумали первую посуду. Кроманьонцы широко использовали скребла, резцы, ножи с заостренными и тупыми лезвиями, скребла с выступом, острые лезвия, наконечники стрел, проколки, гарпуны из оленьего рога, рыболовные крючки из кости, наконечники.

Всеобщая история

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Человеческое общество до появления первых государств, историки называют эпохой первобытности. В этот период, который длился миллионы лет, появились первые в мире люди.

Возникновение первых людей

Около 3-4 миллионов лет назад Землю заселяли человекообразные обезьяны. Они не были похожи на современных людей, не владели членораздельной речью, отличались грубым лицом и длинными свисающими вниз руками. Но в отличие от обычных обезьян они умели изготавливать простейшие орудия труда, которые применяли на охоте.

Примерно 40 тысяч лет назад в Африке и Южной Азии появились существа, которых историки считают прямыми предками современного человека – Homo Sapiens (Человек Разумный). От человекообразной обезьяны Homo Sapiens отличался большим объемом мозга, более прямой походкой, человеческими чертами лица.

По мере развития, Homo Sapiens научился выражать свои эмоции связной речью. Его руки становились более ловкими, пальцы более гибкими. Чтобы выжить в условиях дикой природы древние люди объединялись в родовые общины.

Запоминаем новые слова!

Орудия труда – это специальные приспособления для осуществления трудовой деятельности.

Родовая община – это коллектив кровных родственников, проживающий на одной территории, занятый совместной трудовой деятельностью.

Большую часть времен человек древних времен проводил в поисках пищи. Ее можно было добыть двумя способами: собирательством и охотой. Занятие собирательством представляло собой поиск съедобных ягод, кореньев, улиток, плодов, птичьих яиц. В основном этим занимались женщины и дети, так как большинство взрослых здоровых мужчин проводили свое время на охоте.

Охота была сложной и опасной. Далеко не все возвращались с нее живыми. Убить медведя, бизона, шерстистого носорога или мамонта можно было только совместными усилиями. Общий труд объединял древних людей, способствовал развитию речи.

Родовые общины

Выжить в суровых природных условиях древние люди могли только в родовой общине. Как правило, она состояла из нескольких десятков человек из одного рода, которые жили и трудились сообща. Взрослые здоровые мужчины занимались строительством жилища, изготовлением орудий труда, охотой. Женщины в это время готовили пищу, шили одежду, поддерживали огонь в очаге.

Запоминаем новые слова!

Род – это группа людей, происходящих от одного предка.

Жизнью и делами своей общины сородичи управляли сообща. Совместно они принимали все самые важные решения, а также избирали старейшину общины – самого умного, умелого и опытного сородича. Старейшина прилагал все усилия для сохранения родовой общины, поддержаний в ней порядка.

Первоначально родовые общины вели кочевой образ жизни – периодически перемещались с места на место. Это было связано с тем, что охотники вынуждены были искать новые территории для охоты. Истощив запасы всех съедобных ягод, плодов и кореньев, собиратели также нуждались в перемещении на новые земли.

После того как древние люди научились скотоводству и земледелию, они перешли к оседлому образу жизни – то есть, перестали постоянно менять место жительства. Это произошло примерно 10 тысяч лет назад.

Скотоводству люди обучились благодаря детенышам животных, которых они забирали к себе после убийства зверя на охоте. Так они одомашнили овец, куриц, коз, уток, свиней. Животных использовали для получения продуктов питания – мяса и молока, а их шкуры шли на пошив одежды и обустройство жилища. Самое первое из прирученных животных – собака, стала верным помощником древнего человека на охоте.

Земледелию древние люди также научились случайно – они заметили, как оброненные на землю семена через время входят и приносят плоды. Система земледелия значительно упростила людям жизнь – теперь они могли сохранять большие запасы зерна на случай голода или неурожая.

Первобытные орудия труда и оружие

Большинство орудий труда первобытные люди изготавливали из камня. Он был удобен в использовании, так как раскалывался на пластины с острыми режущими краями. Кускам камня люди придавали разнообразные формы, позволяющие скрести, резать, копать.

Так как камень являлся основным материалом для изготовления орудий труда и оружия, ученые назвали эпоху Первобытности Каменным веком.

Самыми распространенными древними орудиями труда были:

  1. Ручное рубило – заостренный кусок камня, который применяли в самых разных случаях вместо ножа или топора.
  2. Древний скребок – обломок камня остроконечной или дугообразной формы. Его использовали для обработки шкур животных, для разрезания различных плодов.
  3. Палка-копалка. Она представляла собой заостренную кость или кусок дерева, с помощью которого можно было взрыхлить землю для посадки семян, откопать съедобные коренья.
  4. Древняя мотыга – представляла собой длинную деревянную палку с прикрепленным заточенным камнем на конце. Ее использовали для обработки почвы.

Помимо изготовления орудий труда, важнейшим умением для древнего человека было создание оружия. Перед тем как стать охотником, мальчик должен был научиться мастерить различные виды оружия. Его делали из камня, из оленьих рогов, бивней мамонта.

Для убийства крупной добычи охотники изготавливали копья – длинные палки с заостренными наконечниками, которых метали в животных. Длину копья каждый охотник подбирал для себя индивидуально, примерно в собственный рост. Для мелких и более шустрых животных охотники применяли дротики – короткие копья. Их можно было бросать с большого расстояния в некрупную добычу.

Чем лучшее было изготовлено оружие – тем больше была вероятность успешной охоты. Поэтому в свободное время, взрослые мужчины часами обучали своих сыновей изготовлению наконечников копий, дротиков.

Зарождение религии

Многие явления природы воспринимались первобытным человеком как загадочные и устрашающие. Люди пытались объяснить грозу, ветер, холод, засуху, молнию влиянием духов или волей богов. Так зародились древнейшие религиозные верования.

Наши предки считали, что окружающий их мир заселен невидимыми духами, которые способны помочь или навредить общине. Рассерженные духи насылали на род болезни, засуху, неурожай, распугивали добычу на охоте. Чтобы их задобрить, члены общины проводили различные религиозные обряды: подносили духам жертвенные дары, наносили на тело определенные рисунки и символы, танцевали специальные танцы перед охотой.

Запоминаем новые слова!

Религиозный обряд – это совокупность определенных действий, с помощью которых люди пытаются установить связь со сверхъестественными силами, Богом.

Одновременно с верой в духов, у людей зародилась вера в богов – более могущественных существ, повелевающих всем миром, отдельными природными стихиями. Богов представляли в виде Солнца, Луны, звезд, молнии, ветра. Древние люди верили, что боги также могут принимать форму отдельных видов животных, поэтому в некоторых племенах существовали запреты на убийство того или иного зверя (медведя, орла, кабана, оленя и прочих).

В совершении религиозных обрядов люди часто использовали идолов – сделанные из дерева, глины или камня изображения богов. Им подносили жертвенные дары: самые вкусные ягоды и коренья, забитых на охоте животных. В обмен на дар предки просили удачи на охоте, обильного дождя, прекращения холодов, исцеления от болезни.

С зарождением религии в общине появился новый тип людей – маги, шаманы, колдуны, которые проводили религиозные обряды, «разговаривали с богами» и указывали роду волю богов.

Первобытное искусство

С переходом от кочевого образа жизни к оседлому, жизнь людей стала более спокойной, размеренной. У них появилось больше свободного времени, что способствовало зарождению искусства.

Первобытные охотники рисовали в пещерах сцены охоты. Мощные бизоны, олени, мамонты, лошади, носороги наносились на стены природной краской. Пещерная живопись сохранилась до наших дней потому, что в пещерах краски не выцветали на солнце, не подвергались воздействию дождя и сильного ветра.

Помимо наскальных рисунков до наших дней сохранились древние фигурки животных и людей. Наши предки мастерили их из камня, рогов и костей животных, глины, которую затем обжигали.

Переход от родовой общины к соседской

После того как кочевой образ жизни сменился оседлым, начался постепенный распад родовых отношений. Древние люди уже не нуждались во всесторонней помощи рода, был совершен переход от родовой общины к соседской.

Запоминаем новые слова!

Соседская община – это коллектив людей, состоящий из нескольких семей, живущих на одной территории, но принадлежащих к разным родам.

Отличительные признаки соседской общины:

  1. Не все члены общины являются кровными родственниками. Она включает в себя несколько семей из разных родов.
  2. Каждая семья занимается своим трудом, обеспечивает себя всем необходимым практически без помощи общины.
  3. Помимо коллективной собственности (лугов, рек, лесов) в соседской общине существует частная собственность – имущество, принадлежащее каждой отдельно взятой семье (жилище, земельный участок, орудия труда, оружие, скот).

В соседской общине появилась частная собственность. Это привело к зарождению неравенства: одни семьи жили беднее, другие зажиточнее. Процветали те, кто умело занимался земледелием и скотоводством, изготавливал лучшие орудия труда и оружие. В особенном положении находились старейшины. Им отдавали лучшую часть добычи с охоты, приносили многочисленные дары и подношения.

Для защиты от воинственных соседей соседские общины объединялись между собой в племена. С возникновением племен появились племенные вожди – главы племени, которых члены общины избирали на общем собрании.

Запоминаем новые слова!

Племя – это добровольное объединение нескольких родов, проживающих на одной территории.

Отдельные племена стали объединяться в племенные союзы. Они складывались не на основе кровнородственных связей, а на основе общей территории, потребности в защите от сильных врагов. Часто названия племенных союзов происходили от наименований рек, гор, озер или земли, на которой они проживали. Например, ильменские словене – племенной союз славян, живших у озера Ильмень.

Впоследствии на основе племенных союзов образовывались первые древнейшие государства. С образованием первых государств завершилась эра Первобытности, началась новый исторический период – эпоха Древнего мира.

Как отличить доисторические орудия древних людей от обычных камней

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Жизнь в эпоху палеолита, о которой известно совсем мало

99 процентов истории человечества занимает палеолит – время, за которое люди проходили эволюционный путь от своих обезьяноподобных предков до человека разумного, занимающегося земледелием. Границы палеолита довольно подвижны, но считается, что он начался не позднее 2,6 миллиона лет тому назад. В то время – а возможно, и еще раньше, – уже существовали первые каменные орудия труда, помогавшие добывать пищу и вообще – выживать.

Какая-либо хозяйственная деятельность развивалась очень медленно, на протяжении сотен тысяч лет предки современного человека сохраняли один и тот же образ жизни. Люди палеолита занимались охотой и собирательством, даже о рыболовстве речь пока не шла – разве что о его примитивных формах. Но для того, чтобы добывать пищу, уже тогда использовались орудия труда – каменные.
Основным минералом, из которого получали каменные орудия, был кремень (разновидность кварца), но в редких случаях археологам удавалось найти и инструменты из других пород – в том числе яшмы, сланцев, песчаников. Тысячи палеолитических стоянок по всем миру позволили классифицировать их по разным «каменным индустриям», причем каждая имеет и свои региональные особенности, и характерные черты изготовления орудий – по способам и степени сложности. Древнейшей из таких индустрий стала галечная.

Ни шлифовать, ни каким-либо другим подобным образом обрабатывать каменные орудия люди раннего, или нижнего, палеолита не умели. Действовали примитивным способом – раскалывали камень и использовали получившиеся в результате камни или сколы. Так появлялись топоры, наконечники для копий, потом зернотерки и скорняжные инструменты, наковальни и каменные сосуды.
Установлено, что уже во времена палеолита существовали специальные «мастерские» для производства каменных орудий – на этих площадках-стоянках ученые находят сразу большое количество артефактов: исходных заготовок и характерной формы осколков. И все же – как именно можно понять, действительно ли камень является ценным палеолитическим артефактом, а не простым булыжником естественного происхождения?

Точно ли в музеях мира содержатся каменные орудия?

Сказать, что археологам с первого раза становится ясен ответ, было бы преувеличением. Хотя, разумеется, никак нельзя сбрасывать со счетов квалификацию, опыт и даже интуицию исследователя. Камень очень внимательно рассматривают, обращая внимание на его форму, трещинки – свидетельства многократных ударов, а не единичного, вызвавшего раскол.

Огромное значение имеет само местонахождение находки – у камня, обнаруженного на месте уже известной палеолитической стоянки, крайне высоки шансы оказаться историческим артефактом. Порой археологам везет и удается найти камень в непосредственной близости от находок органического происхождения, которые можно подвергнуть радиоизотопному методу исследования. Увы, установление таким способом возраста самого минерала ничего не даст: камень мог существовать миллионы лет, прежде чем был найден и использован человеком палеолита.

Любой уважающий себя исследователь проведет «следственный эксперимент», попытавшись расколоть похожий камень так, как это делали дальние предки современного человека. Кстати, считается, что добиваться результата они могли двумя способами: путем удара друг о друга камней, находящихся в руках или разбивая камень, положенный на опору, другим. Второй метод не только сложнее по исполнению – он был свойствен именно человеку: первым же пользовались и обезьяны, что тоже, кстати, создает определенные трудности для исследователей. Ведь чтобы определить, относится ли найденное орудие к достижениям именно человеческого разума, тоже требуется и опыт, и интуиция.

Что именно изготавливали из камня

Самым старым каменным орудиям труда больше трех миллионов лет, образцы весом до одного килограмма были недавно обнаружены на территории Кении. Первые галечные орудия называются чопперы, впрочем, они использовались вплоть до наступления бронзового века. Чопперы отличаются тем, что имеют сколы с одной стороны, а вот если такие сколы с двух сторон, камень получает название чоппинг.

Чтобы получить такое орудие, требовалось 10-15 ударов камня о другой камень – это тоже установлено учеными в ходе экспериментов. В процессе могли оставаться отщепы, они порой тоже шли в ход и использовались для нужд людей палеолита, например, становясь «скребками», инструментами для обработки шкур животных. Собственно говоря, в палеолитоведении орудием труда считается именно камень, прошедший вторичную обработку после раскалывания – этап снятия мелких сколов.
Одна из самых многочисленных разновидностей изделия палеолита – бифасы, или рубила – ручные топоры. Их получали в результате многочисленных скалываний по обе стороны. Вес найденных бифасов составляет до двух с половиной килограммов, а в длину такие «топоры» достигают двадцати сантиметров.

Камни, которые случайно попадают в наше поле зрения, могут быть молчаливыми свидетелями давнего прошлого человечества или же непосредственными участниками событий, происходивших в глубокой древности. Вряд ли один найденный экземпляр каменного орудия совершит революцию в науке, но и тут возможны сенсации: например, древний чоппер или бифас могут оказаться в одном культурном слое и даже в непосредственной близости от камней уже космического происхождения. Такое, кстати, уже бывало.

А вот как, по мнению скульптора-археолога, выглядят портреты людей, живших несколько тысяч лет назад.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Какие орудия труда были у древнего человека?

В эпоху верхнего палеолита древние люди пользовались деревянными, костяными, а также каменными орудиями труда. Деревянные изделия не сохранились до наших дней, а вот каменные и костяные орудия широко представлены в археологических находках ученых.

Для создания каменных орудий использовался, как правило, кремень, а в редких случаях ещё и кварцит.

Привлекательность кремния при производстве каменных изделий обусловлена его физическими свойствами. Во-первых, твёрдостью, а во-вторых, способностью сравнительно легко расщепляться в определенных направлениях, что позволяет его обрабатывать без наличия каких либо сложных инструментов. К тому же, кремневые пластины, отщепы и сколы всегда имеют острыё край, необходимый для разнообразных производственных операций.

По мере познавания человеком структуры кремния, способности верно определять качество выбранной заготовки расширяются возможности использования камня. Появляется целый арсенал приёмов его обработки.

Для получения пластин, основного вида заготовок для производства кремнеевых орудий, использовали кремниевый желвак. Нажимая с силой концом упругой костяной палочки или кремнёвым отжимником на край камня, человек быстро и ловко скалывал (как бы состругивал) одну за другой длинные и узкие “чешуйки” кремня. Такой желвак ученые назвали нуклеус, что в переводе с греческого означает ядро. Ранее пластины скалывались с дисковидного нуклеуса. Такой нуклеус был по сути простой округлой галькой, с которой снимали отщепы, оббивая её кругом от краёв к центру. С изменением направления ударов, отделяющих пластины, которые стали наносится не наклонно, а вертикально – от одного конца камня к другому, меняется и форма нуклеуса. В процессе использования она становится призматической. Получаемые с призматических нуклеусов узкие и длинные пластины позволили создать широкий ассортимент мелких каменных орудий, необходимых для жизненного уклада древнепалеолитических людей: скребков различного вида, острий, проколок, разнообразных режущих инструментов.

Для придания полученным пластинам нужной формы использовали отжимную и краевую ретушь. Ретушь – это приём обработки камня, заключающийся в снимании мелких плоских “чешуек” кремния.

В верхнепалеолитическую эпоху впервые появляются кремнёвые инструменты, рабочие края которых в принципе оформлены так же, как у современных стальных резцов. Это обычно массивное режущее остриё, образованное сходящимися под острым углом плоскостями сколов. Таким кремнёвым резцом можно было легче резать дерево, кость и рог, пропиливать в них глубокие пазы и делать надрезы, последовательно снимая одну стружку за другой.

Кроме того, ещё одним каменным орудием, которое, как по своему функциональному, так и по внешнему виду сходно с современными орудиями труда, является нож. Кремневые ножи имели приостренные концы, с подработкой одного или двух параллельных лезвий.

Появляются разнообразные костяные наконечники копий и метательного вооружения, в том числе составные гарпуны с зубцами.

Большинство орудий (за исключением предназначенных для производства самих орудий) имеют между собой органи

ческую взаимосвязь, вытекающую из единства их назначения, а именно: обработки продукции охотничьего хозяйства.

Чрезвычайное распространение получили скребки, с помощью которых обрабатывали шкуры животных. Края скребков округло-выпуклые, оформленные специальной крутой ретушью, во избежание порезов поверхности шкур. К этой группе орудий также относятся скобели, чья рабочая часть наоборот была вогнутой, что давало возможность обрабатывать предметы с округлой поверхностью: кости и дерево.

Для создания отверстий использовались острия и проколки, а для сшивания кожи применялись костяные шилья и иглы с просверленными ушками. В качестве ниток для таких операций могли использовать сухожилия животных.

Нередко на стоянках встречаются костяные лощила, с помощью которых придавали эластичность шкурам животных.

Кроме того, использовались такие необходимые в хозяйстве массивные инструменты, как топор и мотыга.

Глава 6. Процесс пошёл

Эта книга – об антропогенезе; книга не столько о том, КАК совершалась эволюция человека, сколько о том, ПОЧЕМУ она совершалась, почему антропогенез вообще состоялся и почему это был именно АНТРОПОгенез.

«Человек вошел в мир бесшумно»

П. Тейяр де Шарден. «Феномен человека».

Первая культурная революция

«Они научились использовать свои умственные и манипулятивные
способности, то есть тот культурный потенциал, которым обладают
даже человекообразные обезьяны. И они использовали этот
потенциал столь эффективно, что само их существование стало
зависеть от него».

Ф. Тобайас. «Австралопитек, человек умелый и орудийная деятельность».

Итак, около 2,5 млн. лет назад совпадение различных, не зависевших от воли гоминид, обстоятельств, заставило их, наконец, всерьез «взяться за ум». Начиная с этого времени, нашим предкам приходилось «в поте лица» добывать себе средства к существованию, изобретая новые способы выживания и дополняя органы, данные им природой, искусственно создаваемыми органами. Если и было в человеческой истории изгнание из Эдема, то состоялось оно именно в этот период, в самом конце плиоцена, когда былая гармония естественного бытия оказалась разрушенной и у маленького, беззащитного двуногого монстра не осталось иного выхода, кроме как начать творить себе новую среду существования, среду, которую его далекие потомки назовут «культурой».

Культура – это особая сфера окружающей нас реальности, в известном отношении противостоящая природе, отличающаяся от нее искусственным происхождением. Существование этой сферы возможно лишь при условии существования сознания, она – его производное. Иногда философы и определяют ее как «растождествленное сознание», 1 и это, несмотря на краткость, очень глубокое, практически, исчерпывающее определение. Но как же в таком случае определить само сознание. Иногда этим понятием, вкладывая в него максимально широкий смысл, обозначают способность к внегенетическому усвоению информации, то есть, проще говоря, способность к накоплению индивидуального опыта посредством научения. Однако, это условие хоть и необходимое, но еще не достаточное, поскольку, скажем, условный рефлекс – тоже результат научения, внегенетического усвоения информации, но вряд ли кто-то станет выделение желудочного сока у подопытного животного в ответ на привычный раздражитель считать проявлением сознания. Поэтому в наше определение нужно ввести еще один критерий. Этот критерий – избирательность. Сознание предполагает не только внегенетическое, но и не механическое, т.е. активное, избирательное усвоение информации, а также ее хранение и передачу. Исходя из такого его понимания, тезис, что культура – производное сознания (растождествленное сознание), можно расшифровать следующим образом: культура – это все формы поведения, основанные на внегенетически и притом избирательно (не механически) усваиваемой, хранимой и передаваемой информации, а также их результаты (вещественные и идеальные).

Древнейшие следы культуры, известные сейчас археологам, имеют возраст порядка 2,5-2,6 млн. лет. Именно такие даты были получены с помощью калий-аргонового метода для каменных орудий с ряда местонахождений в районе Када Гона на севере Эфиопии, а точнее, для базальтов и туфов, подстилающих и перекрывающих геологические слои, в которых были найдены эти вещи. Вопреки мнению некоторых не слишком сведущих в археологии, но, тем не менее, берущихся о ней писать авторов, которые утверждают, что камни, принимаемые учеными за древние орудия, – это не более чем обычные «булыжники» 2 , отличить первые от вторых, как правило, совсем не трудно. Искусственная обработка камня с помощью другого камня, даже очень грубая, дает ряд признаков, которые в совокупности крайне редко встречаются на естественным образом расколовшихся или оббитых предметах. Если же сомнения относительно происхождения каких-то вещей все-таки возникают, на помощь приходит археологический контекст, в котором они были обнаружены. Ведь находят их, как правило, вместе с другими орудиями, среди разбитых костей животных и иных следов деятельности человека, причем часто бывает так, что ближайшие выходы соответствующих пород камня отстоят на много километров от места находки, что свидетельствует о транспортировке необходимого сырья. Случается, конечно, что за орудия принимают или пытаются выдать единичные вещи, найденные где-нибудь на обочине дороги или в промышленном карьере, и отчасти напоминающие те или иные древние изделия, но подобные «открытия», как правило, не получают признания в профессиональной среде, а если и получают, то ненадолго.

Начальный период развития культуры получил в археологической литературе название олдувайской эпохи. Этот термин происходит от наименования ущелья Олдувай в Танзании, где английский археолог Л. Лики в конце 50-х – начале 60-х годов впервые обнаружил каменные орудия, облик и возраст которых заставили дополнить археологическую периодизацию истории человечества новой стадией, более древней, чем все дотоле известные. После находок Лики другими исследователями был сделан еще целый ряд открытий, которые подтвердили большую древность олдувайских орудий. На таких местонахождениях как Омо-Шунгура (Эфиопия), Локалелей и Канжера (Кения), а также в уже упомянутой Када-Гоне, их возраст превышает два миллиона лет, в большинстве других случаев он составляет от 2 до 1,6 млн. лет или чуть меньше.

Наиболее известными памятниками олдувайской эпохи, давшими особенно богатый и ценный материал для ее изучения, являются, помимо самого Олдувая, местонахождения Кооби Фора (Кения), Чесованья (Кения), Мелка Кунтуре (Эфиопия) и некоторые другие. Все они сконцентрированы в Восточной Африке, но отдельные находки, весьма близкие по своему характеру и возрасту к олдувайским, известны также на юге и на севере этого континента, и в более или менее тесно соседствующих с Африкой районах Азии, прежде всего, на Ближнем Востоке и в Закавказье. Таким образом, можно думать, что уже в середине или конце олдувайской эпохи началось постепенное распространение культуры и ее носителей за пределы исходного (восточноафриканского) ареала. В Южной Африке самые ранние ее следы, обнаруженные к настоящему времени, имеют возраст порядка 2 млн. лет (пещеры Сварткранс и Штеркфонтейн), на Ближнем Востоке 1,4 млн. лет (местонахождение Убейдия в Израиле), на Кавказе около 1,5 млн. лет (Дманиси в Грузии).

Вопрос о том, к какому роду и виду принадлежали гоминиды, оставившие самые древние олдувайские памятники, были ли это поздние австралопитеки, или их современники из числа ранних представителей рода Homo, пока не решен. Теоретически вполне допустимо, что культурная революция изначально захватила сразу несколько разных видов, оказавшихся в сходных условиях и избравших один и тот же путь для решения одних и тех же проблем. Правда, достоверных свидетельств орудийной деятельности австралопитеков до сих пор не обнаружено, и, похоже, что габилисы («человек умелый») преуспели в этом отношении гораздо больше. Во всяком случае, именно их скелеты были обнаружены на главных олдувайских местонахождениях (Олдувай, Кооби-Фора). Впрочем, не будем все же забывать и о том, что возраст самых древних каменных орудий несколько превышает возраст древнейших из известных сейчас костных останков человека умелого, а строение кисти многих австралопитеков (в том числе и массивных) свидетельствует об их способности к тонким, требующим точности движений манипуляциям с самыми разными предметами.

Как уже, без сомнения, понял читатель, основным, а подчас и единственным источником информации о первых стадиях развития культуры являются изделия из камня. Камень долговечен, он прекрасно сохраняется в ископаемом состоянии, и потому неудивительно, что основную массу археологических находок, относящихся к ранним стадиям развития культуры, составляют именно каменные изделия. На протяжении миллионов лет они занимали центральное место в системах жизнеобеспечения наших предков, играя в них примерно такую же роль, какую в современной экономике играет тяжелая промышленность.

Для олдувайской эпохи характерны грубо обработанные предметы, среди которых, как правило, трудно выделить четкие, устойчивые типы. Наиболее легко различимы три группы вещей: 1) намеренно оббитые гальки, желваки, и другие отдельности породы 2) сколы, снятые с них, и 3) отбойники, т.е. камни, посредством которых производилось скалывание (о чем свидетельствуют многочисленные видимые невооруженным глазом следы употребления: забитости, выщербины и т.д.). Оббитые гальки и желваки в зависимости от их формы и намерений древнего мастера могли служить либо в качестве орудий, которыми рубили, резали, раскалывали и т.д., либо как источник для получения сколов, т.е. как нуклеусы. Во многих случаях, видимо, одна и та же вещь выполняла поочередно обе эти функции. Сначала желвак, галька или просто кусок камня использовался как нуклеус, от которого ударами отбойника отделяли сколы с целью последующего применения их в разных трудовых операциях, а затем, после небольшой дополнительной обработки или даже без нее, этот же нуклеус мог быть употреблен, как рубящее или раскалывающее орудие, а также как отбойник.

Чоппер – наиболее характерное для олдувайской эпохи каменное изделие. Он имеет один приостренный конец или край, созданный односторонней либо двухсторонней оббивкой, в то время как остальная поверхность остается необработанной и сохраняет первичную корку (рис. 6.1). Чопперы, также как и другие древнейшие каменные изделия, часто изготавливались из галек, почему культуру олдувая называют иногда «галечной культурой». Функции этих орудий могли быть самыми разными: ими, видимо, рубили ветви, расчленяли туши животных, разбивали кости и т.п. Полиэдры и сфероиды – бессистемно оббитые предметы подокруглой формы, особенно многочисленные на памятниках конца олдувайской эпохи – также могли служить для различных целей, хотя наиболее вероятно, как показывают экспериментальные исследования, что в основном они использовались как отбойники. Не последнюю роль играли в олдувайском орудийном наборе и простые отщепы, применявшиеся для свежевания туш, резания мяса, обработки дерева. Отдельные отщепы имеют следы дополнительной обработки края мелкой оббивкой – такую обработку археологи называют ретушью. На разных олдувайских памятниках представлены изделия из разных пород камня, но чаще всего в качестве сырья использовались куски лавы и кварцевые гальки.

Анализ олдувайских артефактов (так называются все искусственно созданные предметы) показывает, что изготовлявшие их гоминиды уже знали об основных закономерностях раскалывания имевшихся в их распоряжении пород камня. Делая свои орудия, они учитывали и умело использовали свойства обрабатываемого сырья. Выбор сырья также проводился вполне осознанно, о чем свидетельствует уже хотя бы то обстоятельство, что порой разные его виды служили для разных целей. Так, древнейшие обитатели Олдувайского ущелья использовали лаву в основном для изготовления крупных рубящих орудий (чопперов и др.), тогда как кварцевые и кремнистые гальки и куски были для них, прежде всего, источником для получения небольших отщепов. На ряде памятников зафиксировано использование таких пород камня, которые не встречаются в их окрестностях, что свидетельствует о намеренной транспортировке сырья, иногда на десятки километров. В то же время, сколько-нибудь серьезных оснований говорить о том, что уровень «технологической компетентности», фиксируемый для начала олдувайской эпохи, еще более повысился на ее последующих этапах, нет: даже самые поздние олдувайские каменные орудия практически не отличаются от наиболее ранних. Правда, долгое время было принято выделять так называемый «развитой олдувай», характеризующийся якобы более разнообразными и технически совершенными изделиями, но последние детальные исследования этого вопроса показывают, что правильнее считать всю рассматриваемую эпоху эпохой технологического застоя, когда способы обработки камня и формы орудий почти не менялись в течение примерно миллиона лет. При этом, конечно, не следует забывать о том, что каменные изделия, на анализе которых археологи строят в данном случае свои умозаключения – это лишь верхушка айсберга, тогда как многие стороны культуры и поведения олдувайских гоминид, не отразившиеся в долговечных материальных следах, остаются и навсегда останутся для нас тайной за семью печатями.

В олдувайское время в качестве орудий применялись не только каменные изделия, но и кости животных. Южноафриканский антрополог Р.Дарт считал, что австралопитеки (которых, кстати, впервые открыл и описал именно он) широко пользовались ими еще до начала обработки камня. В связи с этим им даже был предложен специальный термин «остеодонтокератическая» (т.е. костнозубороговая) культура. Правда, анализ материалов из пещеры Макапансгат (Южная Африка), на которых основывалась гипотеза Дарта, показал, что их вряд ли можно рассматривать как результат деятельности гоминид, поскольку вместо следов обработки или использования они несут лишь разного рода естественные повреждения, но, хотя существование особой «костнозубороговой» культуры не подтвердилось, отдельные костяные орудия на олдувайских памятниках все же встречаются (Сварткранс, Штеркфонтейн, Олдувай). Они не имеют явных признаков намеренной обработки, и лишь выявляемые при сильном увеличении под микроскопом следы износа свидетельствуют о том, что эти предметы служили для копания (в частности, для извлечения термитов, использовавшихся в пищу, из их подземных жилищ) и, возможно, для некоторых других функций. Их возраст составляет от 2 до 1,5 млн. лет, но вполне возможно, что будут обнаружены еще более древние предметы такого рода. Деревянные изделия в этот и предшествующий период, наверняка, тоже использовались, но сохраниться до наших дней они, разумеется, не могли, и об их формах и функциях можно лишь догадываться. Вероятно, среди них были копательные инструменты и орудия, подобные тем, что используют сейчас шимпанзе для ловли муравьев.

Каменные и костяные артефакты олдувайской эпохи удается обнаружить благодаря тому, что гоминиды, пользовавшиеся ими, достаточно длительное время проводили – постоянно или с перерывами – в одних и тех же местах, где в итоге накапливались разнообразные и, главное, археологически уловимые следы их жизнедеятельности. Помимо артефактов, эти следы включают многочисленные кости животных, на которых иногда удается выделить царапины и порезы, оставленные каменными орудиями в процессе разделки. Кроме того, в местах подобных скоплений находок нередко встречаются камни, не имеющие следов обработки, но, тем не менее, явно принесенные туда гоминидами (о чем говорит отсутствие других таких же камней в данной местности) – это так называемые манупорты. Многие археологи считают возможным рассматривать такие скопления находок как свидетельство существования относительно постоянных, фиксированных в пространстве центров хозяйственной и социальной деятельности, служивших одновременно и местом изготовления и хранения орудий, и площадкой для расчленения приносимых туда туш животных, и «столовой», и убежищем для ночлега. Согласно другой точке зрения, перечисленные виды жизнедеятельности в рассматриваемый период времени еще не были соединены в пространстве и осуществлялись в разных местах, а олдувайские памятники представляют собой либо места гибели животных, куда гоминиды приносили орудия, позволявшие ускорить разделку падали и избежать, таким образом, прямой конфронтации с конкурентами (хищниками и падальщиками), либо «склады», где хранили запасы орудий и куда доставляли мясную добычу для обработки (такие склады известны у шимпанзе, с той лишь разницей, что хранимые на них орудия используются для обработки не животной, а растительной пищи, т.е. для раскалывания орехов).

Располагались олдувайские стоянки, как правило, на берегах ручьев и озер, иногда при впадении ручьев в озера, в местах, где имелось достаточное количество деревьев, использовавшихся, по-видимому, в качестве убежища при возникновении опасности, а также, возможно, и для ночлега. Известно, что гориллы и шимпанзе часто устраивают себе на ночь своего рода гнезда, располагая их иногда на ветвях, а иногда на земле. Не исключено, что подобная практика сохранялась и у гоминид олдувайской эпохи. Достоверных следов жилищ или каких-либо иных искусственных сооружений на памятниках этой эпохи не обнаружено. Это не доказывает, конечно, что таких сооружений там и в самом деле не было, – как говорят англичане, отсутствие свидетельств не является свидетельством отсутствия, – но все же их существование кажется маловероятным. Использование огня также сомнительно, во всяком случае, убедительных доказательств такового пока нет. Правда, на некоторых поздних олдувайских местонахождениях были найдены явно обожженные каменные орудия, но это вполне можно объяснить естественными пожарами, горевшими там уже после того, как стоянки были оставлены их обитателями.

Хотя имеющиеся археологические материалы и не позволяют детально реконструировать образ жизни гоминид олдувайской эпохи, они не оставляют сомнений в том, что он заметно отличался от образа жизни даже самых «продвинутых» человекообразных обезьян. В принципе, возможно, что сами по себе интеллектуальные способности поздних австралопитеков и даже ранних Homo еще не очень сильно отличались от способностей, например, шимпанзе, но использовались они несравненно интенсивней. Тысячи каменных орудий, кости животных с царапинами и порезами, оставленными этими орудиями, дальняя транспортировка сырья, – все это свидетельствует о том, что процесс «втягивания» в культуру если и не приобрел еще необратимый характер, то, во всяком случае, зашел довольно далеко. По сравнению с предшествующим периодом мир предков человека стал намного сложнее, и, чтобы выжить в нем, нужно было больше знать, больше помнить, больше и быстрее думать. Не удивительно, что в олдувайское время происходит заметный скачок в развитии мозга гоминид (гомо габилис), и даже, как мы еще увидим, появляются некоторые данные, позволяющие допустить возможность существования в это время зачатков языка.

1 Огарков А.Н. Философия культуры: что это такое? // Метафизические исследования. Вып. 4. Культура. СПб: «Алетейя», 1997, с. 52.

2 Свежий и довольно забавный образчик воинствующего дилетантизма такого рода дает книга И. Стогова «Челюсть Адама» (М., СПб.: «Эксмо», «Домино», 2003).

Ссылка на основную публикацию