История отважных кельтов до принятия Христианства

Что скрывают кельтские курганы и другие любопытные исторических фактов о древних воинах-варварах

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Кельты были самой большой этнической группой на территории древней Европы.

Древняя кельтская цивилизация когда-то простиралась далеко за пределы Британских островов. Они занимали территории, простирающиеся от Испании до пределов Чёрного моря. Географически кельты были самой большой этнической группой людей, населявших древнюю Европу.

Сложность изучения кельтской истории состоит в том, что ни один из этих древних народов, живущих в Западной или Центральной Европе, не называл себя кельтами. Это название на самом деле пришло от греков. Они в 540 году до нашей эры впервые встретились с неким «варварским» народом, который они назвали келтой. Случилось это на южном побережье Франции. Древние кельты никогда не были единым королевством или империей, а были собранием сотен племён с общей культурой и языком.

2. Кельтов часто описывали как воинов-варваров.

Сами кельты, к сожалению, не оставили никаких письменных свидетельств. Учёным остаётся полагаться на предвзятые рассказы их врагов о них. Народы, которые сталкивались с кельтами в битвах — сначала греки, потом римляне. Историки не знают, почему греки называли их келтой, но это название прижилось. В Греции этот народ имел репутацию вечно пьяных и необузданных дикарей. Кельтские воины часто сражались обнажёнными и ценились как наёмники по всему Средиземноморью.

Римляне называли кельтов Галли или Галлией и часто конфликтовали с ними. Кельтские племена совершали частые набеги на римские аванпосты в Северной Италии. В 387 году до нашей эры бесстрашный кельтский военачальник по имени Бренн закрепил варварскую репутацию кельтов. Он со звериной жестокостью уничтожил и разграбил Рим, предав мечу большую часть римского сената.

Лишь спустя столетия Римская империя завоевала несколько кельтских племён на Пиренейском полуострове (Португалия и Испания). Римляне назвали их Галлеци. Потом уже Юлий Цезарь начал вести Галльские войны, чтобы окончательно победить кельтов и другие мелкие королевства в Галлии (современная Франция). Цезарь писал о завоевании Галлии со смесью отвращения и уважения к своим кельтским врагам.

Цезарь считал Рим высокоцивилизованным государством, а кельтов грязными варварами. Немытые дикари должны быть завоёваны. Жестокое противостояние завершилось победой Римской империи.

3. Древние кельтские курганы раскрывают невероятно сложную структуру их общества.

Несмотря на нелицеприятное мнение о них, кельты в своём развитии были весьма далеки от дикарей. Об этом свидетельствуют их невероятно замысловатые изделия из металла и ювелирные украшения, раскопанные в древних кельтских крепостях и курганах по всей Европе. В одном из таких курганов недалеко от Хохдорфа, Германия, хранились останки кельтского вождя и множество артефактов, указывающих на сложное и многослойное кельтское общество.

Курган вождя Хохдорфа датируется 530 годом до нашей эры, что археологи называют поздним гальштатским периодом, когда кельтская культура была сосредоточена в Центральной Европе. Вождь лежал на длинной бронзовой тележке с колёсами и был одет в золотые украшения, включая традиционную кельтскую повязку на шее, называемую торком. Его окружали богато украшенные роги для питья и большой бронзовый котел, в котором всё ещё хранились остатки традиционной медовухи.

Учёные говорят, что на месте более поздних кельтских курганов колёсная телега была заменена двухколёсными колесницами. Теперь уже они доставляли высокочтимых умерших в загробную жизнь. Кружки и роги для питья указывают на решающую роль пира как социально-политического инструмента для кельтов. То, что греки и римляне называли «чрезмерным употреблением алкоголя», на самом деле было для кельтской элиты способом укрепить связи с союзниками.

Кельты верили в загробную жизнь. Они брали с собой алкогольные напитки и ёмкости для питья, чтобы, по прибытии в мир иной устроить настоящий пир. Щедрость у кельтов всегда была признаком хорошего вождя.

4. Кельты, возможно, были одними из первых европейцев, которые стали носить брюки.

Древние кельты славились своими красочными шерстяными тканями, предшественниками знаменитого шотландского тартана. И хотя лишь несколько дразнящих обрывков этих тканей сохранились веками, историки считают, что кельты были одними из первых европейцев, которые стали носить брюки. Однако у них не было пуговиц, поэтому они застёгивали одежду с помощью застежек, называемых фибулами.

5. Друиды передавали истории и законы через устную традицию.

Древние кельты не были неграмотными. Но они предпочитали не записывать свои священные истории и законы, а передавать их из уст в уста. Известно, что кельтская религия, например, требовала жертвоприношений животных и людей пантеону богов. Это эзотерическое знание находилось в ведении кельтских жрецов, друидов. Оно передавалось устно из поколения в поколение.

Друиды пользовались большим уважением и почётом в кельтском обществе и были одними из немногих, кто мог безопасно путешествовать среди враждующих племён. Другие «образованные» классы в кельтском обществе включали в себя: знатоков родословных, законников и бардов. Первые отвечали за генеалогию племени, вторые запоминали законы, а третьи были одновременно и рассказчиками, и народными историками.

Несмотря на то, что кельтские племена никогда не объединялись политически под одним царством, их устные традиции помогали создавать и поддерживать культурное единство на огромных территориях. Это объясняет, почему кельтов легче всего идентифицировать по их общему языку. На кельтских языках всё ещё говорят в некоторых частях Великобритании и Франции, включая валлийский, ирландский, шотландский гэльский, корнуоллский и бретонский.

Поскольку все кельтские доктрины передавались устно, это помогло сохранить языковое единообразие, говорят исследователи. Друиды и барды говорили на самой чистой версии языка. Они несли его через границы разных племён, поэтому он не распался на множество различных диалектов.

6. Кельтская королева Боудикка подняла кровавое восстание против римлян.

Римляне завоевали Британию в 43 году до нашей эры. Во времена императора Клавдия кельты были постепенно полностью покорены и романизированы. Конечно, это было совсем не так просто. Такие свирепые и отважные воины не сдаются без боя. Он был жарким и кровавым. Согласно римским источникам, легендарная кельтская королева Боудикка возглавила мощное восстание против римлян в 61 году нашей эры. Её войска захватили и разрушили римскую цитадель Лондиниум, вырезали всех её жителей.

В кельтской культуре женщины могли занимать высшее положение в социальной иерархии. Они могли быть и военачальниками и друидами. Некоторые друидессы специализировались на политических пророчествах и играли важную роль в кельтских военных кампаниях. Это сильно отличало кельтское общество от остального мира. Для тех же греков и римлян это было весьма странно.

7. Кельты в конечном итоге были побеждены римлянами, славянами и гуннами.

После того, как большая часть кельтских земель была завоёвана римлянами, их культура подавлялась. Кельты постепенно уступали территории германским племенам, славянам и гуннам. В результате очень немногие могли заявить о себе, как о чистокровных кельтах. Этим вопросом заинтересовались лишь в 18 веке. Тогда валлийский лингвист и учёный Эдвард Лхэйд выявил сходство между такими языками, как валлийский, ирландский, корнуоллский и ныне исчезнувший галльский. Исследователь назвал их все «кельтскими».

8. Принятие кельтской идентичности произошло относительно недавно и связано с противостоянием британскому правлению.

В 19 и 20 веках на Британских островах произошло полномасштабное кельтское возрождение. Оно было вызвано политическим недовольством по поводу британского правления в таких странах, как Ирландия, Шотландия и Уэльс. Музыканты, художники и писатели, такие как Уильям Батлер Йейтс, гордо восприняли дохристианскую кельтскую идентичность. Но поскольку кельты были чем-то большим, чем ирландское или шотландское явление, историки по-прежнему расходятся во мнениях относительно точности современных претензий на кельтское наследие.

Слово «кельтский»- это больше описательный термин или эвристический приём. Это сокращённая характеристика для описания происхождения многих географических названий, археологических находок и лингвистических свидетельств. Может это и не имеет важного фактического значения с точки зрения идентичности, но всё же оно полезно в качестве дескриптора.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Древние кельты – загадочный народ

Содержание:

Король Артур и рыцари круглого стола, мудрый волшебник Мерлин, сказочные эльфы из толкиновского «Властелина колец», все эти хорошо знакомые нам полулегендарные персонажи на самом деле пришли в современную массовую культуру прямиком из древнего кельтского фольклора. В те далекие времена, когда на юге Европы, в Средиземноморье пышным цветом расцвели античные цивилизации Греции и Рима, на севере Европы жил загадочный народ кельтов. Загадочный во многом благодаря тому, что обладая развитой культурой, богатой мифологией, интересными традициями, не оставил после себя никаких письменных свидетельств. Все что мы знаем про кельтов из письменных источников – это в основном труды древнеримских историков, которые не могут быть объективными в силу того факта что римляне и кельты частенько воевали, да и сами кельты виделись римлянами этакими дикарями, варварами, которых нужно непременно завоевать и «цивилизовать».

Где жили кельты

В момент расцвета своей цивилизации древние кельты жили на обширных европейских территориях, занимая современные Ирландию, Англию, Францию, Бельгию, часть Германии и Австрии.

Карта расселения кельтов.

Впрочем, будучи любителями к странствиям, некоторые кельтские племена забредали даже в Малую Азию, были на Балканах и в Испании. Что касается нашей страны Украины, то есть гипотеза, согласно которой кельты жили в Карпатах и в частности наши гуцулы являются отдаленными потомками кельтов. Но это всего лишь гипотеза, предположение, прямых доказательств того, что гуцулы, это потомки кельтов – нет. А вот современные ирландцы, шотландцы, бретонцы, валлийцы – действительно являются далекими потомками тех самых древних кельтов.

Происхождение

Прежде всего, стоит заметить, что само название этого народа «кельты» не является правдивым. Так их называли древние греки, римляне же называли их галлами, что значит «петухи», вероятно из-за воинственного нрава свойственного кельтам, дескать, такие драчливые как петухи. Как же кельты называли сами себя мы, к сожалению, не знаем, так как письменности у них не были, и никаких письменных источников о самих себе они не оставили.

Также мы не знаем и точного места появления кельтов на исторической сцене. В первые кельты упоминаются в трудах «отца истории» Геродота, согласно ему, они жили в верховьях Дуная, и соседствовали с кинетами, крайним западным племенем, по мнению греков. Однако археологические данные говорят нам, что уже в V веке до н. э. кельты населяли обширную территорию, от Англии и до верховьев Дуная, где же был источник появления кельтской цивилизации, увы, доподлинно не известно.

История

На протяжении всей своей истории кельтская цивилизация как будто соперничала с античной, в лице древнего Рима. Причем соперничала, порой, весьма успешно, так когда Рим только набирал силу, кельты вторглись в северную Италию, одержали ряд блестящих побед и даже осадили «вечный город». И его бы они захватили и разграбили, если бы не гуси, согласно легенде кельты решили предпринять ночной штурм, когда римская стража уснула. Но нежеланных гостей заметили гуси из храма богини Весты и подняли такой шум, что весь город был на ногах, готовый отбить атаку. Отсюда пошла поговорка «Гуси Рим спасли». Хотя, скорее всего это просто поэтическая легенда.

Но вернемся к кельтам, помимо Италии они вторгались и на Балканы, и на территорию древней Греции, и в Малую Азию, так например царь Вифинии (современной Турции) Никомед І нанял большое войско кельтов-галатов для войн с местными кочевниками. А Александр Македонский выступая в свой знаменитый поход на Персию, заключил с кельтами так званый договор о ненападении, таким образом, обезопасив свой тыл, так как набеги кельтов на территорию Греции были вполне реальными.

Тем временем Рим набирал свою силу и мощь, подчинив себе всю Италию, он начал внешнюю экспансию, и вот уже римские войска вторгаются на кельтские земли, завоевав сначала Галлию (современную Францию), а затем и Британию. Успешно теснят римские легионеры и кельтские племена на Дунае и Балканах.

Почему же кельты не смогли отразить римское вторжение и в результате оказались завоеванными римлянами, ведь они всегда были храбрыми и отважными воинами, владели при этом значительными территориями, пользовались большим влиянием в Европе того времени? Наверное, все дело в отсутствии единства и дисциплины, живя от Британии до Балкан, обладая общей культурой, религией, традициями, обрядами, обычаями кельты так и не смогли создать единого централизованного государства. Кельты были разобщены, в то время как римляне наоборот, создали сильное централизованное государство. Также и в воинском деле, да кельты были сильными и храбрыми воинами, но, как и другие варварские племена ничего не смогли сделать против слаженного римского легиона.

Кельты против римлян.

Завоеванные римлянами кельты постепенно переняли их культуру, обычаи, научились письменности, позже многие из них сами вступали на римскую службу. Разумеется, порой случались и восстания кельтов против римского владычества, самым большим таким восстанием было восстание в Галлии в 54 году до н. э. под предводительством галльского вождя Верцингетрикса. Подавить это восстание удалось талантливому римскому военачальнику и будущему римскому императору Юлию Цезарю. Именно он сломил окончательное сопротивление кельтов, помимо Галлии завоевав еще и Британию. С этих пор кельтская цивилизация навсегда сошла с исторической сцены.

Культура

Хотя кельты и не оставили нам о себе письменных источников, тем не менее мы многое знаем о культуре древних кельтов из многочисленных археологических находок по всей Европе. В частности мы знаем, что:

  • Кельты одними из первых научились получать железо и сталь.
  • Кельты первыми научились получать медь, ртуть, свинец и олово с глубокозалегающих месторождений.
  • Повозки кельтов под лошадиную упряжку были лучшими в древнем мире.
  • Кельты первыми начали добычу золота на альпийских реках.

Это лишь малая часть исторических фактов про кельтов, полученная благодаря археологии. Также мы знаем, что кельты были умелыми архитекторами: например, только на территории современной Баварии кельты воздвигли 250 культовых храмов и основали восемь больших городов. В частности именно кельтами были основаны такие известные современные города как Париж, Турин и Будапешт.

А самым знаменитым памятником архитектуры кельтов является, конечно же знаменитый Стоунхендж в Англии.

Ученые до сих пор спорят о назначении этого грандиозного сооружения. А тот факт, что положения камней Стоунхенджа можно увязать с астрономическими явлениями говорит о глубоком познании древних кельтов в астрономии, а некоторые ученые даже считают, что сам Стоунхендж был не только храмом, но и гигантской обсерваторией.

Теперь дадим слово римским историкам и хронистам, по их описанию все кельты были прирожденными всадниками, их женщины отличались щегольством, они сбривали брови, носили узкие пояса. Женщины в кельтском обществе пользовались большой свободой, в частности они легко могли добиться развода и даже забрать свое приданное у мужа. Мужчины носили усы и золотые кольца на шее, а женщины браслеты на ногах.

Интересный факт: у кельтов был закон, согласно которому все должны быть худыми, и кому не налезал стандартный пояс, того штрафовали за полноту. Поэтому во избежание штрафа все усиленно занимались спортом.

Во главе же кельтского общества стояли особенные люди – друиды, которые были не просто жрецами – священнослужителями в кельтском обществе, а выполняли и множество других важных общественных функций, в частности они были:

  • лекарями, так как отлично знались на разных лекарственных травах,
  • судьями, решая споры между рядовыми членами общины,
  • учителями для тех, кто собирался сам стать в будущем друидом,
  • историками, точнее хранителями древних сказаний, легенд, историй о прошлом. Вся информация передавалось устно, поэтому друиды должны были обладать очень хорошей памятью.

Как мы писали выше, у кельтов не было единого государства, максимум они создавали племенные союзы, во главе же каждого племени стоял вождь. Но власть вождя не была абсолютной, в своих решениях вожди кельтов часто советовались с друидами, и бывало так, что последнее слово было за друидами, которые в определенных вопросах обладали даже большей властью, нежели вожди.

В целом комический образ кельтов весьма весело передан в старом добром французском мультике «Астериск и Обелиск».

Искусство

Наверняка многие произведения кельтского искусства не сохранились до наших дней. Но по тем вещам, которые сохранились, мы можем смело утверждать, что кельты были весьма умелыми по части художественного орнамента на металле. Нанесения орнамента на металлические изделия осуществлялось гравировкой, а позднее стали изготавливаться рельефные изображения. В самих орнаментах кельтов преобладают геометрические, растительные и зооморфные элементы.

Обратная сторона британского бронзового зеркала с кельтским орнаментом.

В скульптуре кельтов было сильное влияние античного искусства, хотя встречаются и самобытные кельтские произведения.

Камень из поселка Хилтон-оф-Кадбол.

Религия

У кельтов была своя языческая религия, множество богов которым они поклонялись, богатая мифология. Правда, мифология кельтов в отличие от древнегреческой мифологии увы далеко не такая раскрученная и популярная, но от этого она не менее интересная.

Среди богов кельтского пантеона можно отметить таких персонажей как:

  • Луг – бог-покровитель ремесел и искусств. В том числе и искусства войны, поэтому его именем кельты называли многие военные крепости, например французский город Лион, также основанный кельтами, в древности носил название Лугундун – Крепость Луга.
  • Таранис – бог-громовержец, покровитель природных стихий: ветров, бурь, грозы, дождя. Изображался с молотом в руках, во многом похож на нашего славянского бога Перуна.
  • Цернун – бог-покровитель лесного царства, деревьев и всех растений и животных.
  • Бригита – женская богиня любви, плодородия и врачевания, кельты верили, что именно Бригита помогает женщинам во время родов.

Помимо богов кельты почитали и некоторые растения, например вечнозеленый кустарник омелу, которая считалась священной. Друиды, считая свойства омелы чудодейственными, срезали ее специальным золотым серпом в строго определенное астрономическое время, чтобы затем использовать ее при определенных очистительных церемониях.

Очень интересными были верования кельтов о загробном мире, в частности они подобно индусам верили в реинкарнацию, перерождение души после смерти в другом теле. Но согласно кельтской религии, душа перерождается не сразу, а попадает в загробное царство, некие райские острова, где предается райскому блаженству, пока вновь не родится в нашем материальном мире.

Интересные факты

  • Всем известный праздник Хэллоуин на самом деле имеет кельтские корни, его оригинальное кельтское название – Самайн (или Самхайн или Саван). Согласно верованиям кельтов в этот день 31 октября приоткрываются двери между миром живых и миром мертвых. С приходом христианства этот праздник приобрел христианскую окраску, его стали называть «днем всех святых» (All Hallows eve), а традиция ходить на кладбища, вспоминать умерших родственников идет из кельтских поверий.
  • Поминки у кельтов разительно отличаются от оных у других народов, если обычно на поминках принято плакать, то у кельтов все было с точностью до наоборот, на поминках они неистово веселились, празднуя возвращения души умершего в загробное царство, где его ожидает райское блаженство. В наше время интересная традиция веселиться на поминках сохранилась у ирландцев – потомков кельтов.
  • Плач новорожденных младенцев кельты также весьма интересно объясняли в соответствии со своими верованиями о загробной жизни, дескать, они плачут по утраченному потустороннему миру и тому райскому блаженству, в котором они пребывали после смерти до момента своего нового рождения – реинкарнации.
  • Кельты верили в существования разных магических существ, эльфов, троллей, гномов. Теперь вы знаете, откуда английский писатель и лингвист Джон Толкиен брал идеи для своих произведений. Правда толкиновские эльфы и эльфы в кельтских верованиях разумеется, имеют множество отличий. То же касается гномов, троллей и прочих гоблинов.

Видео

И напоследок предлагаем вам посмотреть интересный документальный фильм о кельтах.

История Кельтов

История древних Кельтов

Кельты были странствующим народом, принадлежавшим к индоев­ропейской языковой семье. Каждое из их племен (или каждый клан), продвигаясь в поисках новых земель, несло с собой историю и тради­ции своих предков. Со временем они осели на северных территориях Уэльса, Шотландии, Германии, Британии и Ирландии. Спустя тыся­чи лет в Европу пришло христианство, вытеснившее многие древние кельтские традиции. Те прежние кельтские боги и богини, которые по своим делам и качествам соответствовали христианским доброде­телям, стали называться святыми, сыграв, таким образом, важную роль в создании новой религиозной культуры. Те же божества, которые проявляли неповиновение единому Богу, были отвергнуты как пороч­ные и изгнаны из новых верований.

Однако время оказалось не властно над страстной любовью кель­тов к природе, над их глубокой верой в духов иного мира (фей, богов и богинь) и над глубоким почитанием жизненных циклов, наблюдае­мых ими в окружающем мире. Эти следы кельтского прошлого и на­стоящего прослеживаются во многих религиях. И нынешние кель­ты — как христиане, так и нехристиане — продолжают оставаться верными наследию своих предков, исполняя обеты приношений сво­им богам и святым у священных родников и источников, обожая саму Землю как священную живую сущность, которой они поклоняются с огромной любовью.

Кельтская духовность, которую теологи считают порой народными фантазиями, страдает от недостатка уважения к древним традициям только потому, что она чтит не одного бога, а многих. Кельты поклоня­лись божествам гор, рек, небес и морей. Каждое из племен или каждый из кланов связывали своих богов с какой-либо определенной особенно­стью края, в котором жили,— с плодородием местной почвы, либо с оберегающим их лесом, или с величием близкого моря. Но при этом они, безусловно, уважали подобных богов, чтимых другими кланами. В ряде случаев боги — носители определенных качеств и добродете­лей — назывались одинаково в различных племенах. И даже в гречес­кой мифологии есть боги и богини, обладавшие такими же силами и качествами — героизмом, могуществом и плодородием,— которые сла­вились в легендах и преданиях древних кельтов.

Духовный путь кельтов

Духовность кельтов и в наши дни заключается в следовании своему личному пути прозрения и познания (особенному для каждого чело­века), а также в объединении со всем сущим, что окружает человека теперь, что составляет круг всей его жизни и нуждается в его участии и поддержке. Эта духовность не предполагает жестких религиозных ритуалов. Важны не обязательные догматические обряды, а ощуще­ние сопричастности всему окружающему тебя. При этом каждый человек свободен в выборе боготворить прежде всего те стороны все­мирной души Природы, которые сильнее отражают его личные веро­вания.

Духовный опыт кельтов часто путают с шаманством и колдовством. Однако, хотя древние друиды обладали такими качествами ша­манов, как способность заклинать или изгонять духов, они не были истинными шаманами. И, несмотря на то, что многое в духовной прак­тике и философии кельтов связано с колдовскими чарами, разве обя­зательно прибегать к ритуалам колдовства, заклинаниям и прорица­ниям, чтобы научиться любить и чтить Землю так, как по-прежнему любят и чтят ее кельты?

Вы можете вступить на этот путь кельтской духовности в одиноч­ку, а можете пройти его более организованно, посещая одну из мно­гих церквей, продолжающих хранить веру кельтов. Важно лишь то, что верой этой можно проникнуться не только в храме, но и на тихой лужайке, поскольку она одинаково притягательна как для тех, кто поклоняется многим богам, так и для тех, кто верует в одного Бога, а также и для тех, кому предстоит еще обрести свой собственный ду­ховный путь.

Жизнь с природой кельтов

В душе своей кельты хранят почитание земли, моря и неба, превыше всего ценя ту щедрость, которую несут нам эти стихии, и тот круг жизни, который совершается в них. В этом почитании заключается, возможно, самая важная причина жизнеспособности кельтского духа и его нынешней привлекательности и популярности в современном обществе.

Наша культура, с ее уклоном в сторону технологического разви­тия, способствует во многих отношениях отрыву человека от мира Природы. Увлекаемые западным стилем жизни, мы все больше утрачиваем ощущение опасности нашего отношения к природе, особенно неразумного обращения с ограниченными природными ресурсами. Многие теперь считают, что кельтская духовность воз­вращает нас в уютное лоно покинутого нами дома, заботливо оберегаемого нашей хранительницей Природой; возвращает к благо­датным дарам, приносимым нам более простой жизнью и более глубоким постижением окружающего мира. При этом мы обрета­ем возможность и силу выбрать свой собственный, индивидуаль­ный путь установления прямых и личных взаимоотношений с теми силами, которые питают и поддерживают саму жизнь.

Мы познаем Вселенную, тесная связь с которой позволяет нам стать хранителями планеты Земля, не становясь при этом ее безраздельны­ми владетелями. Мы не отправились в кратковременную прогулку по Земле без какой-либо ответственности за нее. Наша жизнь — не оди­ночное путешествие, но путешествие души, в котором мы связаны (через рождение, смерть и новые рождения) с тем, что было до нас, и получаем возможность влиять на будущий мир.

Кельты представляют природу живой, священной сущностью. При­нятие подобного взгляда на природу не обязывает человека исполнять какие-либо религиозные ритуалы или церемонии, равно как и не зас­тавляет его отказываться от прежних религиозных верований. Такое представление о природе вполне сочетается с традиционными молит­вами и медитацией, в которых человек просит благословения всего в жизни,— от малого до большого, от приготовления завтрака по утрам до помощи свыше в делах дома и на работе. При этом вы начинаете ценить все, что жизнь дарует вам, и в ответ на это ощущаете свою от­ветственность за эту жизнь, за ограждение ее от всего дурного.

Кельтская духовность является, по сути дела, искусством благода­рения и признания всего, что несет в себе энергию и жизненную силу, включая души тех, кто жил до нас. Она преподносит нам уроки из нашего прошлого, а также от тех, кто был нашим предком или просто ушедшим из жизни членом семьи… Кельты хранят в своей жизни дух и энергию этих «оставивших нас», пребывая в постоян­ном контакте с ними. В кельтской философии — так же как и в иных языческих религиях — смерть представляется естественной частью жизненного цикла, являющегося постоянной чередой рождений новых поколений, в которой дух наших предков всегда рядом с нами. «Даже листья с самого высокого дерева,— говорят они,— падают вблизи его корней».

Кельтская духовность: прошлое и настоящее

Жизнь и смерть, небеса и Земля

Влияние культуры древних кельтов обнаруживается в современных традициях народов всего мира. Это свидетельствует о том, что, несмот­ря на глубокую укорененность кельтского духа в душах людей ранней Европы, кельты путешествовали на дальние расстояния от Евразийско­го континента, широко распространяя свою духовность и обычаи. Ран­ние христианские монахи из числа кельтов стремились к жизни уединенной и преданной Богу. Их дальние проповеднические путешествия были подобны отшельническим странствиям пророков других рели­гий. Желая обрести Бога глубоко в своей душе, они раздавали свое иму­щество и отказывались от семейных связей ради того, чтобы лучше по­нять наставления Бога, пускаясь в странствия ради любви к Нему.

Многие ирландские монахи отправлялись в море на суднах без ве­сел, радуясь мысли, что Сам Бог выберет для них направление пути и место для проповеди. Другие искали подобного озарения, ведя отшель­ническую жизнь на далеких и бесплодных землях. Эти же ранние хри­стианские монахи впервые начали записывать предания и легенды из древнего прошлого кельтов, проявляя в этом большое мастерство и прекрасный художественный вкус. По мере укрепления христианства традиционные друиды и барды языческих времен стали отступать в тень забвения, скрываясь от враждебных к ним королей, заставляв­ших их молчать. Но их верования выжили — как выживали и в про­шлом,— сохранившись в легендах и фольклоре, и постепенно стали сосуществовать с доминирующими новыми религиями. И теперь в общепризнанных празднествах, от Хэллоуина до Рожде­ства, можно распознать многие традиции, пришедшие к нам из вре­мен дохристианских кельтов.

Хотя названия многих сезонных праздников и ритуалов, песнопе­ний и молитв о благословении изменялись с течением веков вслед­ствие религиозных эволюций (а порой и насильственных революций в сфере верований), культурное родство между древними кельтами и всем остальным миром дает о себе знать и ныне, как и прежде.

Так, например, схожесть между кельтскими традициями и обыча­ями, соблюдаемыми в Индии, находит отражение в общих ритуалах обращения с животными. То же можно сказать и об общности куль­та тотемов у кельтов и американских индейцев. Даже в далеких Со­единенных Штатах, в пещерах, расположенных в Колорадо и Окла­хоме, обнаруживают исторические письмена на древнем алфавите кельтов Огхам, что вновь ставит под вопрос первенство Колумба в от­крытии Нового Света. И хотя известные археологи всего мира еще не до конца разгадали смысл этих древних кельтских символов, как не до конца поняли предназначение многих каменных руин и священ­ных построек, оставшихся после древних кельтов, ясно одно: широко распространенное мнение о кельтах как о варварском племени миг­рирующего народа мореплавателей, воинов и охотников является не чем иным, как мифом, препятствующим истинному постижению истории.

Древние свидетельства культуры и религии кельтов, датируемые 800—450 годами до нашей эры, повествуют нам о стройном порядке миросозерцания этого народа, который хорошо понимал взаимосвязь между Солнцем и Луной, рождавшими смену времен года и периодические морские приливы, и осознавал цикличную природу всей жизни. Люди эти были преданы «благу своего народа в целом» и строго порицали тех, кто проявлял жадность и нечестность. Они были большими мастерами в работе с металлом и камнем, создавали как абстрактные символы, так и священные обычаи, пережившие нескон­чаемую череду воинских нашествий, религиозных репрессий и наци­ональных бедствий — таких, как голод. Хотя их история передавалась от поколения к поколению в виде устного фольклора через подроб­ные, красочные, причудливые повествования, процесс образования молодого поколения не был стихийным, он отличался организован­ностью и порядком, а взаимоотношениям между учителем и учени­ками уделялось большое внимание. Почитание учителя являлось важ­ной частью культуры кельтов. Они были земледельцами, мастеровыми, строителями, художниками и поэтами, создававшими легенды и пес­нопения, и во всех этих делах являлись наследниками мастерства сво­их предков, испытывая благодарность за благословение духов, столь щедро одаривавших их изобилием таких благ. Это был дружный, се­мейный народ, воспитывавший и обучавший детей всего клана; при этом профессиональное мастерство кузнеца или ткача передавалось следующим поколениям ради будущего выживания всего рода через использование полученных навыков.

Сама смерть была лишь другим видом существования в кельтских верованиях; переход в это славное царство иного мира был возможен, если ваши дела были благородны и достойны уважения и о ваших да­рах миру было провозглашено всем после вашей кончины. Вот почему ирландские поминки, производимые перед погребением и заключаю­щиеся в постоянном бдении рядом с умершим, сопровождаются про­славлением его жизни пением и танцами. Этот современный обычай является данью древнему ритуалу прошлого, когда сказания о делах умершего и празднования в его честь продолжались несколько дней.

Древние кельты не сомневались в жизни после смерти и твердо верили в перевоплощение. Эта вера придавала их воинам силу и бес­страшие. Часто можно было слышать о случаях явления людям умер­ших героев. Так, Ку Чулайна видели мчащимся в ночи на своей ко­леснице спустя много лет после его гибели. Способность переходить из одного мира в другой нередко упоминается в кельтских сказани­ях, при этом особенностью кельтской мифологии является существование промежуточного состояния между этими мирами. Вера в эту способность согревала сердце каждого героя-воина, мечтавшего до­стичь божественного статуса благодаря своей храбрости. Они вери­ли также, что сами боги всегда присутствуют в битве, сражаясь на их стороне. Когда Ку Чулайн лежал израненный, бог Солнца Лаг очи­стил его раны, сказав: «Лежи спокойно, я отражу все атаки» (Джон Шарки. «ТАЙНЫ КЕЛЬТОВ: ДРЕВНЯЯ РЕЛИГИЯ»),

Честь воина и чувство долга опирались на силу его духа в не мень­шей мере, чем на крепость его меча. Кельтские воины не боялись смерти, и, несмотря на то, что они предпочитали разрешать конф­ликты с помощью искусства символической битвы, не прибегая к яростному сражению, римский стиль кровопролитной битвы со вре­менем становился все более неизбежным, и они хорошо усвоили его, не страшась гибели. Яркость и драматизм кельтского духа проявля­лись даже во время сражения: воины выходили на бой, вооружив­шись всем величием украшений из драгоценных камней, яркой цветной росписью и освященными талисманами. Согласно описа­нию Цезаря, они окрашивали себя в синий цвет вайдой, чтобы выг­лядеть более устрашающими в сражении. Короче говоря, кельты были и остаются яркими и полнокровными, как сама жизнь, и тем не менее они верят, что без смерти не может быть обновления, как без тьмы зимы не может наступить возрождение света весной. Само рождение дня виделось им не в восходе Солнца, а в последнем сгу­щении тьмы, окружающей Луну. Тьма всегда предшествовала све­ту — так же, как посев семян открывает путь будущей жатве. Кель­ты встречали большими празднествами и ритуалами каждую новую фазу Луны (или каждый новый сезон), включая поворотные момен­ты перехода в новые времена года, те промежуточные состояния в природе, когда духи странствуют по земле.

Источник: 10 минут кельтской духовности. Розмари Робертс

Рекомендуемые записи

Посвящается Дню Победы. Елена Лёвина. Мои родные в годы Великой Отечественной войны. Михаил Афанасьевич Захаров.…

Время кельтов

Кадр из фильма «Король Артур», 2004 г.

В этой статье мы немного поговорим о кельтах, которые примерно с середины VIII в. до н. э. и до рубежа старой и новой эпох были настоящими хозяевами Европы.

На пике своей экспансии племена кельтов занимали территорию Франции, Бельгии, Швейцарии, Британских островов, северные районы Италии, значительные части Германии, Испании, Балканского полуострова. На этой карте мы видим европейские регионы, заселенные кельтами. Жёлтым цветом выделена область, где, как считают многие историки, селились самые первые кельтские племена:

Полагают, что именно кельты первыми в Европе научились изготавливать железные орудия труда. Кроме того, считается, что они были первыми европейцами, носившими штаны.

О внешности кельтов мы можем судить по сообщению римского историка Полибия, который писал:

Диодор Сицилийский сообщает, что отличительной особенностью внешности кельтских воинов были яркая пестрая одежда (часто полосатая или в клетку), длинные усы и волосы, которые стояли торчком, подобно конской гриве (для этого кельты смачивали их в известке).

Основным занятием кельтов было земледелие и скотоводство.

Пика своего могущества кельты достигли в IV–III вв. до н. э. В 390 году (по другой версии – в 387) они даже разграбили Рим. В битве у реки Аллия вождь кельтского (галльского) племени сенонов Бренн решил атаковать не главные силы римлян, а их резервные части, расположившиеся на одном из холмов. Гордые квириты, решив, что галлы окружили их, бежали с поля боя.

Тит Ливий сообщает:

Паника была такой, что большинство жителей Рима бежали из города, оставшиеся 7 месяцев укрывались в крепости Капитолия. Именно тогда «гуси спасли Рим». И тогда Бренн, бросив меч на весы, произнес свою знаменитую фразу: «Горе побежденным».

Однако сильного централизованного государства кельты так и не создали.

Первые сведения о кельтах

Первые дошедшие до нашего времени упоминания о кельтах содержатся в трудах Геродота – историка, жившего в середине V в. до н. э. Именно он и назвал племена, живущие на севере и западе от Эллады, кельтскими. Более поздние авторы приводят уже названия отдельных племен. Кельты, нападавшие на Македонию, Грецию и Малую Азию, были известны, как галаты.

Кельтов на Британских островах называли бриттами, бриттанами и скоттами. А кельты, занимавшие территории современной Франции и Северной Италии именовались аквитанами, эдуями и гельветами. Римляне же называли кельтов «петухами» – то есть галлами. Это прозвище они получили за воинственный, драчливый характер и любовь к яркой, бросающейся в глаза одежде.

Но особенно удивлял и греков, и римлян обычай кельтов давать взаймы с условием выплаты долга после смерти – в загробном мире. Об этом писал, например, римский историк Валерий Максим.

Расселяясь на новые территории, кельты постепенно смешивались с другими племенами: иберами, лигурами, иллирийцами, фракийцами. На этой карте мы видим, как проходила экспансия кельтских племен.

Лишь некоторые из кельтских племен на протяжении долгого времени сохраняли свою идентичность. Таковыми были, например, лингоны и бойи. Расплатой за это стала их малочисленность. Так, Гай Юлий Цезарь утверждал, что в 58 году до н. э. чистокровных кельтов племени бойев было всего 32 тысячи, тогда как гельветов – 263 тысячи человек (в числе других многочисленных племен называются белги и арверны). В конце концов, бойи были вытеснены римлянами из Цизальпинской Галлии (Северная Италия) и обосновались на территории современной Чехии (центральная и северо-западная ее части), дав этим землям название Богемия (Boiohaemum). Здесь они встретились со славянами и были ассимилированы ими.

Другие кельтские племена северной Италии и южной Франции ещё до полного завоевания этих областей Римом подверглись значительной романизации.

Кельтские воины

Но как же выглядели эти туземцы древней Европы?

Большинство наших современников представляют их примерно так.

В самом худшем и кошмарном случае кельты и вовсе предстают вот в таком облике.

Между тем в Археологическом музее Стамбула имеется изображение кельтского воина II века до н. э.

А вот и другие изображения воинов-кельтов.

В 1876 году в Ла Горже Майле (Франция) было найдено двойное кельтское погребение с колесницей, которое датировали V в. до н. э.

Специалистами лаборатории визуальной криминалистики под руководством Филиппа Фроша была проведена реконструкция лиц воинов, захороненных в ней.

Этому человеку было дано условное имя Веллокат – «Тот, кто борется».

А этого назвали Катумаросом – «великим бойцом».

А вот как представлен североевропейский воин-кельт на одной из исторических реконструкций.

Обычным оружием кельтов Диодор Сицилийский называет длинный меч, который они носили на цепи на правом боку, копье или дротики.

Кольчугу и бронзовый шлем носили не все, многие сражались обнаженными.

А это – рогатый бог кельтов Кернунн. Изображение найдено при раскопках в подвалах парижского храма Нотр-Дам. Вероятно, именно ему подражали носившие рогатые шлемы кельты.

Этот шлем имеет крепление для плюмажа, в качестве которого использовались перья или конские хвосты.

А вот на этих бронзовых кельтских шлемах из музея d’Archeologie nationale et Domaine national de Saint-Germain-en-Laye рогов нет.

Разновидности кельтских шлемов:

Кельтские щиты были длинными – в человеческий рост. Порой украшались рельефными бронзовыми фигурками.

Знатные люди сражались верхом или на боевых колесницах, с которых в начале битвы метали дротики.

Рядовые сражались пешими.

Женщины кельтов

А это – попытка представить, как могла бы выглядеть кельтская женщина.

Кстати, у кельтов не было бога войны – его место занимала воинственная богиня Морриган. И кельтские женщины часто сражались вместе с мужчинами. Дольше всего этот обычай сохранялся в Ирландии, где только в 697 году н. э. был принят закон, освобождающий женщин от воинской службы. Именно кельтские женщины-воительницы стали прототипами всевозможных «Зен-королев воинов». Вот как выглядит одна из таких героинь в фильме «Warrior Queen» (в России это название перевели как «Королева против Рима»), 2003 г.

И даже М. Семёнова, считающаяся автором произведений в стиле «славянского фэнтези», видимо, спутав славян с кельтами, пишет, что учителем боевых искусств Волкодава была женщина – жрица Кендарат. А также сообщает, что кнесинка Елень – дочь знаменитой воительницы, погибшей в битве с тамошними викингами. Еще и дева-воительница Эртан в романе имеется – куда же нам без «славянских амазонок»?

Некоторые исследователи полагают, что испытания жениха, о которых рассказывается во многих сказках – это отголосок кельтских традиций. Если против брака никто не возражал, задания были чисто символическими и носили формальный характер. Но когда родители невесты или девушка были против, испытания назначались очень серьёзные.

Если женихов было несколько, чтобы никого из них не обидеть и не оскорбить, устраивалось состязание. Иногда это были просто загадки, иногда – соревнование в борьбе или беге, стрельбе из лука и т.д. Причем часто победить в каком-то состязании требовалось не только соперника, но и невесту (или – только невесту). Как вы понимаете, у претендента, который был этой девушке симпатичен, шансов на победу было гораздо больше.

А порой давались по-настоящему опасные задания, связанные с реальным риском для жизни. Например, принести 5 голов воинов враждебного племени или угнать скот. В этом случае жениху могли помогать друзья. Более того, иногда в таких экспедициях принимала участие девушка, к которой посватался молодой человек: если родители были против брака, а она – за.

Жених мог отказаться от испытания. И второго шанса посвататься у него уже не было. Но если претендент выполнял все условия, то ни девушка, ни ее родители отказать не имели права.

Кельты против Рима

Диодор сообщает, что перед битвой лучший воин кельтов обычно вызывал на бой храбрейшего из противников. При этом он пел песню, в которой восхвалял предков и собственные подвиги, оскорблял неприятелей. В случае победы, он отрезал голову поверженному противнику и вешал ее на шее своего коня. Голова римского консула Луция Постума, убитого в долине По в 216 году, была законсервирована и привезена в один из храмов. Доспехи убитого победитель прибивал к стене своего дома.

История сохранила имена некоторых римлян, одержавших победу в таких поединках.

Победивший огромного кельта Тит Манлий снял с его шеи золотое украшение (торквес), после чего и получил прозвище Торкват. Марк Клавдий Марцелл, в будущем – один из противников Ганнибала, в 222 г. до н. э. убил в поединке галльского вождя Виридомара.

Надо сказать, что при первых столкновениях кельты поразили римлян своим свирепым видом. Их облик был настолько устрашающим, что римские легионеры поначалу весьма неохотно вступали в бой.

Однако вскоре выяснилось, что физически сильные и выносливые противники имеют более слабое вооружение и недисциплинированны. Да и профессиональной армии у них не было: когда начиналась война, оружие в руки брали все, кто был способен его удержать, в том числе и женщины. Полибий сообщает, что, вступая в войну, кельты не имели плана кампании и вели боевые действия под влиянием сиюминутных побуждений.

В общем, сталкиваясь с хорошо организованной и дисциплинированной армией, ведомой опытным полководцем, кельты, как правило, не имели шансов на победу. Но они оказались очень хорошими наемниками и прекрасно показали себя в армии Ганнибала. А затем их активно привлекали в ряды своих войск римские полководцы.

Куда исчезли кельты?

Кельтов ослаблял не только постоянный натиск Рима (а также и германских племен), но и междоусобные войны. В итоге, под ударами германцев кельты отошли за Рейн. Юлий Цезарь в компаниях 58–51 гг. до н. э. захватил Галлию. Во время правления Октавиана Августа римляне завоевали земли по верхнему Дунаю, северную Испанию и Галатию. При императоре Клавдии в состав империи вошла часть Британии. Кельты либо уходили с завоёванных Римом земель, либо теряли идентичность, подвергаясь ассимиляции и романизации. В настоящее время потомками кельтов считаются ирландцы, валлийцы (жители Уэльса), горные шотландцы, бретонцы Франции.

Проиграв историческое соревнование другим народам, кельты и их потомки оказали большое влияние на развитие западноевропейской цивилизации. Так, принявшие в V веке христианство ирландцы в VI–VII веках «экспортировали» множество святых в Британию и различные страны материковой Европы.

115 ирландцев были признаны святыми в Германии, 45 – во Франции, 44 – в Англии, 36 – на территории современной Бельгии, 25 – в Шотландии и 13 – в Италии. Кельтские предания являются важной составной частью европейской литературы Средних веков и Нового времени. Но это влияние было взаимным. И кельтские легенды впитали в себя фольклорные мотивы пришлых скандинавов и туземцев-пиктов.

В следующих статьях мы продолжим рассказ о кельтах. Поговорим о друидах и бардах, потом расскажем о короле Артуре и некоторых его рыцарях, о Мерлине и феях, а также о Святом Граале.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Кельты – загадочный народ

История древнего мира. Форум об истории

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • ПоискМобильная версия

Кельты – загадочный народ ⇐ История древнего мира

  • Перейти на страницу:

Сообщение UranGan » 21 фев 2021, 10:25

«Близкие по языку и культуре племена, известные в истории под именем кельтов (это название идет от древних греков, римляне их называли галлами), примерно три тысячи лет назад расселились почти по всей Европе. Их пребывание на континенте отмечено многими успехами в области материальной культуры, которыми пользовались и их соседи. Ранняя европейская литература, вернее фольклор, немало почерпнула из памятников творчества этого древнего народа. Герои многих средневековых сказаний – Тристан и Изольда, принц Айзенхерц (Железное сердце) и волшебник Мерлин – все они были рождены фантазией кельтов. В их героических сагах, записанных в VIII столетии ирландскими монахами, фигурируют сказочные рыцари Грааля, такие, как Персифаль и Ланселот. Сегодня довольно мало пишется о жизни кельтов и той роли, которую сыграли они в истории Европы. Больше повезло им в современной развлекательной литературе, главным образом во французских комиксах. Кельтов рисуют, как и викингов, эдакими варварами в рогатых шлемах, любителями выпить и полакомиться кабанятиной. Пусть этот образ грубого, хотя и веселого, беззаботного дикаря останется на совести творцов нынешней бульварной литературы. Современник кельтов Аристотель называл их «мудрыми и искусными».


Умелость кельтов подтверждают сегодня археологические находки. Еще в 1853 году в Швейцарии была найдена конская сбруя; искусство, с которым были выполнены ее детали, заставило ученых усомниться: действительно ли она сделана в далекие времена кельтами или это современная подделка? Однако скептические голоса давно смолкли. По представлению современных исследователей, кельтские мастера были способны на тончайшее исполнение великолепных художественных замыслов.

Немецкий исследователь Хельмут Биркхан в своей книге о кельтской культуре говорит о гениальности тогдашних техников, которые изобрели столярный верстак. Но им принадлежит и куда более важное дело – они первыми заложили соляные копи и первыми научились получать из железной руды железо и сталь и этим определили в Европе начало конца бронзового века. Около 800 года до Р.Х. бронзу в Центральной и Западной Европе вытесняет железо.

Биркхан, изучая и анализируя последние трофеи археологии, приходит к выводу, что кельты, поначалу осевшие в центре Европы, в щедрых на ископаемые Альпах, быстро накопили богатство, создали хорошо вооруженные отряды, влиявшие на политику в античном мире, развили ремесла, и их мастера владели высокими для того времени технологиями.

Вот перечень вершин производства, которые были доступны лишь кельтским мастерам.
– Они единственные среди других народов делали из расплавленного стекла браслеты, не имеющие швов.
– Кельты получали медь, олово, свинец, ртуть из глубокозалегающих месторождений.
– Их повозки под лошадиную упряжь были лучшими в Европе.
– Кельты-металлурги первыми научились получать железо и сталь.
– Кельты-кузнецы первыми отковали стальные мечи, шлемы и кольчуги – лучшее оружие в тогдашней Европе.
– Они освоили отмывку золота на альпийских реках, добыча которого измерялась тоннами.

На территории современной Баварии кельты воздвигли 250 культовых храмов и построили 8 больших городов. 650 гектаров занимал, например, город Кельхайм, другой город, Хайденграбен, был в два с половиной раза больше – 1600 гектаров, на такой же площади раскинулся и Ингольштадт (здесь приводятся современные названия немецких городов, возникших на местах кельтских). Известно, как именовался главный город кельтов, на месте которого вырос Ингольштадт, – Манчинг (Manching). Его окружал крепостной вал длиной в семь километров. Это кольцо было идеально с точки зрения геометрии. Древние строители ради точности круговой линии изменили течение нескольких ручьев.

Кельты – многочисленный народ. В первом тысячелетии до новой эры он занимал территорию от Чехии (по современной карте) до Ирландии. Турин, Будапешт и Париж (тогда он назывался Лютеция) были основаны кельтами.

Внутри кельтских городов царило оживление. Профессиональные акробаты и силачи на улицах развлекали горожан. Римские авторы говорят о кельтах как о прирожденных всадниках и все как один подчеркивают щегольство их женщин. Они сбривали брови, носили узкие пояса, подчеркивающие тонкую талию, украшали лицо налобными повязками и почти каждая имела бусы из янтаря. Массивные браслеты и шейные кольца из золота звенели при малейшем движении. Прически напоминали башни – для этого волосы смачивались известковой водой. Мода в одежде – по-восточному яркой и пестрой – часто менялась. Мужчины все носили усы и золотые кольца на шее, женщины – браслеты на ногах, которые заковывались еще в девичьем возрасте.

У кельтов был закон – надо быть худым, а потому многие занимались спортом. Кому не налезал “стандартный” пояс, того штрафовали.

Нравы в быту были своеобразными. В военных походах гомосексуализм был нормой. Женщина пользовалась большой свободой, ей легко было добиться развода и забрать обратно принесенное с собой приданое. Каждый племенной князь держал свою дружину, которая защищала его интересы. Частой причиной для драк мог быть даже такой мелкий повод – кому из старших достанется первый, лучший кусок оленя или кабана. Для кельтов это было делом чести. Подобные раздоры нашли отражение во многих ирландских сагах.

Кельтов нельзя было назвать одной нацией, они оставались раздробленными на отдельные племена, несмотря на общность территории (более одного миллиона квадратных километров), общий язык, единую религию, торговые интересы. Племена численностью примерно в 80000 человек действовали порознь.

Путешествие в прошлое


Представьте себе, что в шлеме, снабженном шахтерской лампой, вы спускаетесь по наклонной выработке в глубь горы, в шахту, где с незапамятных времен в восточных Альпах кельты добывали соль. Путешествие в прошлое началось.

Через четверть часа встречается поперечная выработка, она так же, как и штрек, по которому мы шли, трапециевидна в сечении, но все четыре стороны ее раз в пять меньше, только ребенок может проползти в это отверстие. А когда-то здесь проходил в полный рост взрослый человек. Горная порода в соляных копях очень пластична и с течением времени словно затягивает раны, нанесенные ей людьми.

Сейчас в шахте соль не добывают, шахта превращена в музей, где можно увидеть и узнать, как некогда люди получали здесь столь необходимую всем соль. Рядом работают археологи, их отгораживает от экскурсантов железная решетка с надписью: “Внимание! Идут исследования”. Лампа освещает уходящий вниз наклонный деревянный лоток, по которому можно сидя спуститься к следующему штреку.

Шахта находится в нескольких километрах от Зальцбурга (в переводе – Соляная крепость). Городской музей истории переполнен находками, добытыми из шахт, разбросанных по району, который называется Зальцкаммергут. Соль из этого района Альп тысячелетия назад доставлялась во все уголки Европы. Разносчики несли ее на своих спинах в виде 8-10-килограммовых цилиндров, обложенных деревянными рейками и обвязанных веревками. В обмен на соль в Зальцбург стекались ценности со всей Европы (в музее можно увидеть каменный нож, сделанный в Скандинавии – минеральный состав это доказывает, – или украшения из балтийского янтаря). Вероятно, именно поэтому город в восточных предгорьях Альп издревле славился своим богатством, ярмарками и праздниками. Они и до сих пор существуют – всему миру известны ежегодные зальцбургские фестивали, побывать на которых мечтает каждый театр, каждый оркестр.

Находки в соляных разработках шаг за шагом открывают нам далекий и во многом таинственный мир. Деревянные лопаты, но вместе с тем железные кирки, обмотки для ног, остатки шерстяных свитеров и меховых колпаков – все это нашли археологи в давно заброшенных штольнях. Среда, в избытке содержащая соль, препятствует распаду органических материалов. Поэтому ученые смогли увидеть отрезанные кончики колбасы, вареные бобы и окаменевшие отходы пищеварения. Лежанки говорят о том, что люди подолгу не выходили из шахты, спали рядом с забоем. По приблизительным оценкам, в шахте одновременно трудились около 200 человек. При тусклом свете лучин закопченные сажей люди вырубали соляные блоки, которые потом на санках вытаскивали на поверхность. Сани скользили по путям из сырой древесины.

Прорубленные людьми штреки связывают между собой бесформенные пещеры, созданные самой природой. По приблизительным оценкам, люди прошли в горе более 5500 метров штреков и других выработок. Среди находок, сделанных современными археологами в шахтах, нет человеческих останков. Только в хрониках, относящихся к 1573 и 1616 годам, говорится, что в пещерах найдено два трупа, их ткани, как у мумий, были почти окаменелыми.

Ну а те находки, которые ныне попадают к археологам, часто заставляют поломать голову. Например, экспонат под шифром “В 480” напоминает напальчник, сделанный из мочевого пузыря свиньи. Открытый конец этого маленького мешочка можно было затянуть с помощью приделанного шнура. Что это – гадают ученые – защита ли для пораненного пальца или маленький кошелек для ценных вещей?

Священное растение – омела


“При исследовании истории кельтов, – говорит историк Отто-Герман Фрей из Марбурга, – неожиданности сыплются, как капли дождя”. В ирландском культовом месте “Эмайн Маха” был найден обезьяний череп. Как он там оказался и какую роль выполнял? В 1983 году археологам в руки попала доска с текстом. Его частично расшифровали и поняли, что это спор двух групп соперничающих колдуний.

Еще одна сенсационная находка, сделанная в последние месяцы, добавила размышлений о том, что такое духовная культура кельтов. В 30 километрах от Франкфурта была обнаружена стилизованная фигура человека выше натурального размера, сделанная из песчаника. В левой руке щит, правая прижата к груди, на одном из пальцев виднеется кольцо. Его костюм дополняют шейные украшения. На голове – нечто вроде тюрбана в форме листа омелы – священного у кельтов растения. Вес этой фигуры – 230 килограммов. Что она изображает? Пока специалисты придерживаются двух мнений: или это фигура какого-то божества, или же это князь, облеченный еще и религиозными обязанностями, может быть, главного жреца – друида, как называют кельтских служителей культа.

Надо сказать, что нет другого европейского народа, который бы заслуживал таких мрачных оценок, когда речь заходит о друидах, их магии и приверженности к человеческим жертвоприношениям. Они умерщвляли пленных и единоплеменников-преступников, они же были судьями, занимались врачеванием, учили детей. Большую роль они играли и как прорицатели будущего. Вместе с племенной знатью друиды составляли верхний слой общества. Римские императоры после победы над кельтами сделали их своими данниками, запретили человеческие жертвоприношения, отняли у друидов многие привилегии, и те лишились того ореола значительности, который их окружал. Правда, долгое время они еще существовали как странствующие прорицатели. Да и теперь в Западной Европе можно встретить людей, которые заявляют, что будто бы унаследовали мудрость друидов. Выходят книжки вроде “Учение Мерлина – 21 лекция по практической магии Друидов” или “Кельтский древесный гороскоп”. Уинстон Черчилль в 1908 году вошел в кружок последователей друидов.

Еще ни одна могила друида не встретилась археологам, поэтому сведения о религии кельтов чрезвычайно скудны. Понятно поэтому, с каким интересом изучают историки найденную недалеко от Франкфурта фигуру в надежде, что наука продвинется в этой области вперед.

Статуя с тюрбаном, по-видимому, стояла в центре похоронного комплекса, представляющего собой земляной холм, к нему вела 350-метровая аллея, по краям которой шли глубокие канавы. В глубине холма обнаружены останки мужчины примерно 30 лет от роду. Захоронение состоялось 2500 лет назад. Четверо реставраторов со всей тщательностью освободили от грунта скелет и переместили его в лабораторию, где постепенно снимают оставшуюся землю и остатки одежды. Можно понять нетерпение ученых, когда они увидели полное совпадение экипировки покойного с той, которая изображена на статуе: то же нашейное украшение, тот же щит и то же кольцо на пальце. Можно думать, что древний скульптор повторил вид покойного, каким он был в день похорон.

История отважных кельтов до принятия Христианства

История Кельтов.

Ке́льты (лат. Celtae, брет. Kelted, валл. y Celtiaid, ирл. na Ceiltigh, гэльск. Ceilteach, мэнск. ny Celtiee, корнск. Kelt) — близкие по языку и материальной культуре племена индоевропейского происхождения, в древности на рубеже эр занимавшие обширную территорию в Западной и Центральной Европе.

Примерный район расселения кельтов в Европе. Синим выделен район расселения прото-кельтов (предков будущих кельтов) в 1500—1000 гг. до н. э.; розовым — различных кельтских племён в 400 г. до н. э.. Для ориентировки приведены границы современных государств.

Происхождение названия.

Появление слова «кельтский» в английском языке произошло в XVII веке. Живущий в Оксфорде уэльский лингвист Эдвард Ллуйд обратил внимание на сходство, присущее языкам, на которых говорят в Ирландии, Шотландии, Уэльсе, Корнуолле и Бретани. Он назвал эти языки «кельтскими» — и название прижилось. Слово «кельтский» также используется для описания специфического и весьма узнаваемого орнаментального стиля со сложной иерархической структурой из разномасштабных элементов: спиралей, сплетённых лент, человеческих фигур и фантастических животных. Особый интерес представляют фрактальные построения, уникальные в мировой истории орнамента. Однако нет никаких доказательств того, что такой дизайн был придуман этнически однородной группой людей.

История.

Междоусобные войны, ослаблявшие кельтов, способствовали вторжению германцев с востока и римлян с юга. Германцы оттеснили часть кельтов в I веке до н. э. за Рейн. Юлий Цезарь в 58 до н. э. — 51 до н. э. овладел всей Галлией. При Августе римлянами были завоёваны области по верхнему Дунаю, северная Испания, Галатия, а при Клавдии (середина I века н. э.) — значительная часть Британии. Кельты, пожелавшие остаться на территории Римской империи, подверглись сильной романизации.

Контакты с античными цивилизациями.

Кельты были одним из самых воинственных народов в Европе. Для устрашения противника перед битвой кельты издавали оглушительные вопли и трубили в боевые трубы — карниксы, раструбы которых были сделаны в виде голов животных.

Римское название «галлы» использовалось в большей мере в отношении племён, обитавших севернее Массалии, близ Океана и у Геркинской горы.

В 390 до н. э. вторгшиеся кельты разграбили Рим, одновременно уничтожив все римские исторические записи, сделанные до этого времени.

Античный мир впервые узнал о кельтах через греческую колонию Массилию (современный Марсель, основан около 600 до н. э.).

Восточные кельты, расселённые по долине Дуная, проникли далеко на восток в 281 до н. э. во Фракию на севере Греции, греки называли их галатами.

В 279 году до н. э. кельтский вождь Бренн, возглавлявший большое войско, намеревался осквернить и разграбить храм Аполлона в Дельфах, но, как утверждается, его напугала разразившаяся гроза, которую он посчитал зловещим предзнаменованием. В 278 году до н. э. около десяти тысяч кельтов (включая женщин, детей и рабов) переправились в Малую Азию по приглашению царя Вифинии Никомеда I, которому требовалась поддержка в династической борьбе. Позднее они расселились в восточной Фригии, Каппадокии и центральной Анатолии и создали государство Галатия, просуществовавшее до 230 года до н. э.

Расселяясь, кельты смешивались с местными племенами: иберами, лигурами, иллирийцами, фракийцами, но некоторым из них длительное время удавалось сохранять свою идентичность (лингоны, бойи), что стало одной из причин их малочисленности. Так, например, в 58 году до н. э., по данным Юлия Цезаря насчитывалось 263 000 гельветов и лишь 32 000 бойев [тут аргументация спорная, ибо с бойями около 60 года до н. э. беспощадно расправился дакийский царь Буребиста. Кельты южной Франции развивались в условиях активного взаимодействия с античными городами-государствами и потому отличались наиболее высоким уровнем культуры. Вытесненные римлянами во II веке до н. э. с севера Италии (из так называемой Цизальпинской Галлии), кельты обосновались в центральной и северо-западной Чехии (это были племена бойев, от которых территория получила название Boiohaemum — родина бойев — Богемия).

Наиболее многочисленными племенами кельтов были гельветы, белги, арверны.

Наиболее значительными: гельветы, бойи, сеноны, битуриги, вольки.

Следует также отметить, что кельтское происхождение арвернов по сей день под вопросом, а большая часть племенного союза белгов имела германские корни; во всяком случае, большинство специалистов рассматривают их племена как имеющие, вероятно, смешанное, германо-кельтское происхождение. Битуриги и вольки также не были исконно кельтскими племенами. Однако сама постановка вопроса о происхождении нуждается в уточнении, формулируя которое ученые приходят к выводу, что во времена миграций бронзового и железного веков пришельцы (в разные исторические периоды это могли быть кельты, германцы и другие) не столько вытесняли (или истребляли) побеждённое автохтонное население, сколько включались с ними в процесс взаимной ассимиляции, следствием которого являлось формирование новых этносов, сохранявших один из прежних этнонимов.

Греческий историк Диодор Сицилийский писал, что, убив противника, кельтские воины «отрезают их головы и вешают на шеи своих коней, а принеся их домой, прибивают ко входам своих жилищ. Они сохраняли отрезанные головы побеждённых врагов в кедровом масле… А некоторые хвалились, что не отдали бы эти головы даже за такое же по весу количество золота…» Дело в том, что для кельтов голова — жилище души. И отрезать голову врага означало, что его душа отделена от его тела, и он не сможет ожить… Вероятно, отрубленные головы врагов не только составляли самый значительный трофей победителя, но и были частью культа. При раскопках в Рокепертузе (Франция) был обнаружен невысокий портик с нишами, в которых находились человеческие черепа.

Кельты (главным образом в южной Франции) строили укреплённые поселения («оппидумы») с каменными строениями, окружённые массивными стенами из каменных блоков. Они превратились затем в города-крепости и торгово-ремесленные центры (Бибракта, Герговия, Алезия, Страдонице и др.). Были развиты земледелие и рыболовство. Искусно обрабатывали металл.

Мифология кельтов.

У кельтов был богатый пантеон богов, хотя сведений о них сохранилось не так много. В основе религии лежит идея мирового древа (таковым считался дуб). Человеческие жертвоприношения производились лишь в самых крайних случаях, когда стране угрожала неминуемая гибель.

Ходили на битву обнаженными.

Большим влиянием у кельтов пользовались друиды – жрецы, в руках которых сосредоточивались осуществление религиозного культа, высшая судебная власть и образование. Друиды ревностно охраняли свои знания, так как опасались потерять своё влияние. Поэтому обучение друидов производилось исключительно устно, и ученик в первую очередь развивал память, чтобы запомнить огромное количество информации.

Кельты жили по законам родоплеменного общества. Их культура была очень богата легендами и преданиями, которые веками передавались из уст в уста и, как правило, сохранились в нескольких вариантах, как, впрочем, и сами кельтские имена и названия. Археологические раскопки, проведённые в последнее время, помогли пополнить знание об образе жизни и традициях народа. Так же, как и большинство древних народов, кельты верили в загробную жизнь и при захоронении оставляли с умершим много бытовых предметов: тарелки, блюда, инструменты, оружие, ювелирные украшения, вплоть до телег и повозок с лошадьми.

Центральную роль в мифологии занимала вера в переселение душ, что уменьшало страх перед смертью и во время войн поддерживало храбрость и самоотверженность.

Говоря о древнекельтских (галльских и, в меньшей степени, бриттских) божествах, обычно называют следующие имена: Таранис, Цернунн, Езус, Тевтат, Луг, Беленус, Огмиос, Бригантия.

Ирландское право.

Самобытное национальное право, действовавшее в Ирландии с древнейших времён, было в начале XVII века отменено английским правительством и обречено на забвение, как всё, что могло напомнить ирландцам об их прежнем национальном существовании. Но в 1852 году английское правительство поручило ирландским учёным отыскать и издать памятники древнеирландского права.

Полагают, что правовые нормы, содержащиеся в Великой книге древнего закона, сложились под влиянием брегонов, приблизительно в I-м столетии нашей эры, а юридические трактаты, служащие основой сборника и предметом позднейшей глоссы, составлены в эпоху введения в Ирландии христианства, то есть в первой половине V столетия, затем несколько веков были сохраняемы устным преданием, а в VIII веке были записаны. Древнейшая дошедшая до нас рукопись относится к XIV веку. Для изучения исходных основ и эволюции первобытного индоевропейского права нет другого источника — за исключением разве законов Ману, — который превосходил бы своей важностью старинные ирландские законы. Сенхус-Мор состоит из 5 книг, из которых первые две трактуют о судопроизводстве, последние три — о воспитании детей, о различных формах аренды и об отношениях разных лиц между собой, а также к церкви.

Материалом для книги Аицилля, другого источника информации о кельтском праве, послужили два произведения, из которых одно принадлежит королю Кормаку (около 250 г. н. э.), а другое — Ценнфеладсу, жившему четырьмя столетиями позднее; рукописи её не старше XV века, но самая книга составлена гораздо раньше, а описываемые в ней учреждения относятся к отдалённейшей древности.

Дополнением к этим двум главным источникам могут служить другие памятники древнеирландской литературы, в особенности же церковные тексты — исповедь Святого Патрика, Collatio canonum hibernica и др.

Все эти памятники застают народ в состоянии родового быта, высшим проявлением которого был клан. Наряду с родовыми отношениями, а иногда и помимо них, устанавливалась путём аренды земли зависимость, аналогичная вассальным отношениям феодального строя. В основе аренды, которая, впрочем, могла быть и свободной, то есть не устанавливать зависимых отношений между съёмщиком и хозяином, лежала собственно отдача в пользование не земли, а скота (так называемый шетел, cheptel, от кельтс. chatal или chetal — скот).

Собственник по имени был в действительности только управляющим общего родового имения, обременённого повинностями в пользу семьи. Брак заключался посредством покупки жён и до введения христианства, по-видимому, мог быть совершаем на один год. Выкуп за дочь шёл в пользу отца, но при последующих браках известная часть его, которая с каждым новым браком постепенно увеличивалась (закон предусматривает 21-кратный выход замуж), обращалась в пользу дочери. Когда отца заменял брат, он получал половину того, что причиталось отцу. Когда супруги были равны как по общественному положению, так и по вкладам, внесённым ими для составления общего имущественного фонда, то жена пользовалась одинаковыми правами с мужем и один без другого не мог вступать в сделки; в случае неравного брака преимущественное значение в домашних делах принадлежит тому из супругов, кто делал вклад. Наряду с этими случаями Сенхус-Мор предусматривает ещё 7 форм брачных отношений, напоминающие собой неправильные брачные соединения, о которых говорится в законах Ману. При разлучении супругов каждый берёт свой вклад целиком, благоприобретённые же имущества распределяются между ними на основании особых правил, предусматривающих мельчайшие детали.

Существовала весьма сложная система родственных отношений, применявшаяся не только к распределению наследственных имуществ, но и к раскладке денежных штрафов, занявших место кровной мести: к платежу и получению этих штрафов родственники призывались в том же порядке, как и к наследованию. Вознаграждение за убийство свободного человека (цена крови, eric) определялось в 7 рабынь (рабыня — обычная единица ценности у кельтов) или 21 дойную корову. Кроме того, существовала ещё цена чести (enechlann), размер которой зависел от состояния и общественного положения жертвы. От родственников преступника зависело или уплатить за него, или же отказаться от него и обречь его на изгнание. Случайное убийство не освобождало от платежа вознаграждения; убийство тайное или из засады влекло за собой двойной штраф. Существовал тариф штрафов за поранения и побои. Размер вознаграждения за убытки находился в прямом отношении к званию потерпевшего и в обратном к званию нанёсшего вред. Начальной стадией процесса служил арест, который налагался истцом на имущество (скот) ответчика и вместе с тем служил обеспечением иска. Если у ответчика не было никакого имущества, то он подвергался личному задержанию и отводился к истцу с оковами на ногах и цепью на шее; истец обязан был давать ему только чашку мясного отвара в день. Если истец и ответчик принадлежали к разным племенам и арест имущества последнего был неудобоисполним, то истец мог задержать всякое лицо из племени ответчика. Заложник платил за своего соплеменника и имел к нему право обратного требования. Если путём ареста имущества нельзя было побудить ответчика явиться на суд, то дело оканчивалось поединком, условия которого установлены были обычаем и который во всяком случае происходил при свидетелях.

Суд принадлежал главе клана или народному собранию, но вообще имел характер третейский. При постановлении решения он руководился мнением брегонов (собственно brithem, затем brehon — судья), которые в языческую эпоху принадлежали к числу филе (filé — ясновидящий, пророк) — разряду жрецов, непосредственно следовавших за друидами; в Средние века они сделались наследственной корпорацией. Брегоны — это вещатели права, хранители формул и довольно сложных обрядов процесса, отличавшегося обычным в древности формализмом; в своих заключениях они не создают право, а только раскрывают и формулируют те правовые нормы, которые кроются в правовом сознании народа. Брегоны были также поэтами и стояли во главе школ, в которых путём устной передачи изучалось право вместе с правилами поэтического творчества. В языческую эпоху принадлежность брегонов к числу жрецов сообщала заключениям их религиозный авторитет, тем более, что филе приписывалось сверхъестественное могущество, способность низвести на непокорного всяческие беды. Тогда во главе сословия филе стоял так называемый олав (ollaw), соответствующий по своему положению верховному друиду галлов. И после введения христианства заключения брегонов не лишились мистического оттенка: на суде совершались разные магические действия Орегона, которые должны были вызвать сверхъестественные откровения. Затем доказательствами служили судебный поединок, присяга, ордалии, поддержка соприсяжников.

Кельтские названия в современной Европе.

Амьен — от имени галльского племени амбианов;
Бельгия — от имени племени белгов;
Белфаст — по-кельтски «бел ферсде» — «брод песчаной отмели»;
Богемия (устаревшее название исторической области Чехии) — от имени племени бойев;
Бретань (область во Франции) — по имени племени бриттов;
Британия — то же
Бурж — от имени племени битуригиев;
Галатия (историческая область на территории современной Турции) — от греческого названия кельтов «галаты»;
Галисия (провинция в Испании);
Галиция (историческая область на территории Украины);
Галлия — (историческая область на территории современной Франции, Бельгии, части Швейцарии, Германии и Северной Италии);
Дублин — по-ирландски «чёрное озеро»;
Кардифф
Кемпер — по-бретонски «слияние рек»;
Кельтское море
Кембрийские горы — от древнего самоназвания валлийцев «кимры»;
Лангр — от названия галльского племени лингонов;
Лион — «Крепость Луга», от древнего названия «Lugdunum» (Lug — галльский бог Солнца, галл. «dun» — крепость, холм);
Нант — от имени племени намнетов;
Овернь — от имени племени арвернов;
Париж — от названия кельтского племени паризиев;
Перигор — историческая область во Франции;
Пуатье — от названия племени пиктонов (пиктавов);
Сена (река во Франции), от галльского Sequana;
Тур — от имени племени туронов;
Труа — от имени племени трикассов.

Современные кельтские народы.

Ирландцы (самоназвание — ирл. Muintir na hÉireann или ирл. na hÉireannaigh, единственное число — Éireannach, название языка — An Ghaeilge, название государства — Poblacht na hÉireann (Республика Ирландия))
Валлийцы (самоназвание — валл. Cymry, единственное число — Cymro, название языка — Cymraeg, название страны — Cymru, название административно-территориального образования — Tywysogaeth Cymru (Княжество Уэльс))
Шотландцы (самоназвание — гэльск. Albannaich, название языка — Gàidhlig, название страны — Alba, название административно-территориального образования — Rìoghachd na h-Alba (Королевство Шотландия))
Бретонцы (самоназвание — брет. Brezhoned, название языка — Brezhoneg, название провинции — Breizh)
Корнцы (самоназвание — Kernowyon, название языка — Kernowek, название графства — Kernow (Корнуолл))
Мэнцы (самоназвание — Ny Manninee, название языка — Gaelg, Gailck (мэнский), название страны — Ellan Vannin (Остров Мэн))

Кельты и их жрецы — друиды

Анастасия Занегина, специалист по кельтскому искусству

Все лекции цикла можно посмотреть здесь .

Поговорим о кельтах и кельтских жрецах-друидах.
Кельты – это народ, появление которого относят к VI веку до н.э. В состав кельтов входило множество племен, у которых было много общего. Название «кельтой» впервые стали употреблять древние греки. Римляне же называли этот народ несколько иначе – галлы. Ранние авторы, такие, как: Ксенофонт, Платон и Аристотель о кельтах упоминают довольно мало.
Самым замечательным и подробным описанием кельтского (галльского) мира является книга Гая Юлия Цезаря «Записки о галльской войне». Цезарь сообщает, что у кельтов существовало три группы людей, пользовавшихся особым почитанием – это барды, предсказатели и друиды. Вообще, Цезарь говорит о том, что кельты – это народ, чрезвычайно преданный религии.
Цезарь сообщает довольно много информации о самом загадочном сословии – друидах. Говорит об их двадцатилетнем обучении и об устном бытовании знаний. Это был класс профессионально образованных людей – ученых. Друиды сообщали своим многочисленным ученикам сведения о движении светил, о могуществе богов и об устройстве мира. Если кто-то вам скажет, что читал где-то изданные друидические оригинальные тексты, то можете смело обвинить его во лжи, поскольку друиды не записывали свое сакральное учение. Но не записывали не потому, что были безграмотными, напротив, они замечательно владели чтением и письмом, а для последнего использовали даже три алфавита: греческий – основной, латинский и алфавит какого-либо мертвого кельтского языка, например, лепонтийский. Записывать могли все, что угодно и где угодно, все, кроме священных текстов.
Что же нам все-таки известно о друидах? Нам известна этимология, то есть происхождение слова «друид». Считается, что оно образовано от двух корневых основ. Первый корень – это «дру», что означает «дуб» или «дерево». Второй корень – это «уид», который имел значение «видеть», или «ведать», то есть знать. Известный отечественный кельтолог Анна Мурадова иронично замечает: «На первый взгляд получается, что друид – это древовед». Это, действительно, так, потому что у друидов не существовало никаких храмов, все свои ритуальные обряды они проводили в рощах, среди деревьев.
Друиды принимали активнейшее участие в вопросах богопочитания и религии, следили за соблюдением обрядов жертвоприношений. Так же в их руках была сосредоточена и судебная власть: они объявляли приговоры, наказывали провинившихся и награждали особо отличившихся граждан. Наказывали друиды довольно страшно. Самым серьезным наказанием считалось отлучение от участия в обряде жертвоприношения.
Как известно, кельты были не только искусными ремесленниками и отважными воинами, они так же питали особую страсть к кровавым жертвоприношениям. Об этом сообщают как дохристианские, так и раннехристианские исторические документы. Например, тот же Цезарь в записках о галльской войне красочно описывает групповые сожжения производимые друидами. Для этого сплеталась огромная человеческая фигура, туловище которой было пустым, и туда помещали людей, приносимых в жертву. После этого огромного идола сжигали.
Поговорим о мировоззрении друидов. Греческие авторы сообщают о схожести философских представлений друидов и античных мыслителей. Например, с Пифагором и его учением о метемпсихозе – переселении душ. А также о схожести с воззрениями досократиков. Проводятся убедительные параллели с философией и религией Древней Индии.
Кстати, если о друидах Галлии нам известно из сочинений римлян, то об ирландских друидах мы знаем от самих ирландцев. Так как Ирландию не постигло римское нашествие, в отличие от Галлии и Британии. В более поздних исторических документах фигурирует такой класс, как филиды. Это отдельная история, поскольку в исторических документах филидов и друидов нередко путают. Так или иначе, друиды теряют свои жреческие полномочия.
И теперь пара слов о том, что найдется немало людей в разных странах, в том числе и у нас, в России, которые называют себя друидами – преемниками древних традиций. Это так называемые неодруиды, которые появились в XVIII–XX веках, когда возрос интерес к языческим верованиям. Это британские неодруиды проводят обряды в Стоунхендже, это они отмечают древние кельтские праздники. Вот такую интересную модификацию получило учение друидов в современном мире.

Ссылка на основную публикацию