История основания Киева – столицы Древнерусского государства

Киев стал столицей Древней Руси в IX веке

Краткое описание

Во многих учебных и научно-популярных материалах рапространено представление, что Киев стал столицей в 882 году, после того как город захватил князь Олег. Это утверждение, как правило, опирается на рассказ из «Повести временных лет», в котором, под 882 годом говорится: «И седе Олег княжа в Киеве, и рече Олег: се буди мати градом Русьским». На первый взгляд, все очевидно, но последние исследования специалистов по истории Древней Руси показывают, что формирование представлений о Киеве как столице было значительно более сложным и продолжительным процессом.

Примеры использования

В 882 году преемник Рюрика новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей Руси. (Википедия, Столицы России)

В 882 году Киев стал столицей Руси и с тех пор получил почетное наименование «матери городов русских». (Материал на сайте «Потому.Ру»)

В.М. Васнецов. Крещение Руси. 1885-1896.

Действительность

Довольно подробный анализ того, как формировались представления о Киеве как столице дал в своей статье «Была ли столица в Древней Руси» А.В. Назаренко.

Сам по себе термин «столица», пишет исследователь, в древнерусском языке не зафиксирован. Известен его аналог, «стол», или «стольный город». Однако «столом» был не только Киев, но и целый ряд других городов Руси, которыми владели представители древнерусского княжеского семейства, например, Новгород. Киев, будучи столицей, должен был бы по крайней мере выделяться каким-то специфическим определением, или вообще именоваться как-то иначе.

Такие эпитеты действительно возникают в источниках, но лишь в XI–XII веках. Одно из них, «старейший град», зафиксировано в «Повести временных лет», в рассказе о событиях 1096 года: о приглашении киевского князя Святополка Изяславовича и переяславского, Владимира Всеволодовича (Мономаха), их двоюродному брату Олегу Святославовичу, в Киев, для заключения договора. В другом тексте, «Слове на обновление Десятинной церкви», датируемом серединой XII века, Киев назван «старейшинствующим во градех», киевский князь — «старейшинствующим в князех», а местный митрополит — «старейшинствующим в святителех».

Другое определение, то самое «мати городов», является прямой калькой с греческого mHtropolis, с одного из эпитетов Константинополя и употребляется для «уравнивания» статуса Киева с царьградским, отмечает Назаренко. По его словам, это выражение встречается уже не столь часто; помимо летописного рассказа о взятии Олегом Киева обращает на себя внимание лишь его употребление в службе на память освещения в 1051/3 г. церкви святого Георгия в Киеве; здесь город назван еще и «первопрестольным».

Понятие общерусской столицы сложилось в XI–XIII веках, отмечает автор статьи. Сама по себе идея единого, главного «стольного града», по мнению А.В. Назаренко, органически принадлежит комплексу имперских политических представлений; попытки сформировать и воплотить ее неоднократно предпринимались в западном, латинском мире. Планы устройства единой столицы неоднократно предпринимались франкскими, а впоследствии германскими правителями, пишет он. Так, Карл Великий пытался создать параллельный Риму общегосударственный центр с элементами сакрализации в Аахене. Такую же, по сути «римоцентричную» идею пытался воплотить Оттон III, пытавшийся организовать империю с центром в Риме по позднеантичному образцу. Апологетом империи, управляемой из Рима, был и Фридрих I Барбаросса. Однако ряд таких важных факторов, как раздробленность феодального периода, политическая и церковная полицентричность (а также противостояние этих центров) не давали этой идее воплотиться на Западе.

На Руси, где подобная концепция могла сложиться в опоре на Константинопольскую, а не на римскую модель, ее формированию значительно поспособствовала эпоха единовластия Владимира Святого и Ярослава Мудрого, в течение которой вокруг Киева успел сложиться довольно развитый столичный идейный комплекс, способствовавший, по словам А.В. Назаренко, дальнейшей, более отчетливой кристаллизации идеи старейшинства Киева. Кроме того, отмечает исследователь, принципиальная связь, которая существовала между церковно-административным единством страны и идеей политического суверенитета ее правителя, делала наличие общерусской Киевской митрополии важнейшей предпосылкой для становления идеи государственного единства Руси и ее сохранения в условиях политического партикуляризма, что, в свою очередь, стабилизировало представление о Киеве как столице Руси в целом. Все вместе это образовывало прочный идейный комплекс, который и обусловил удивительную историческую выживаемость идеи и чувства общерусского единства, заключает А.В. Назаренко.

Источники и литература

Назаренко А.В. Была ли столица в Древней Руси? Некоторые сравнительно-исторические и терминологические наблюдения // А.В. Назаренко. Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования). Древняя Русь и славяне (Древнейшие государства Восточной Европы, 2007 год). М., 2009. С. 103-113.

Дата основания Киева и исторические факты

  • 14 Августа, 2019
  • События
  • Анисимова Светлана

Время основания Киева – вопрос спорный. Это связано отчасти с тем, что приблизительно установленная дата основания города – 482 год – вызывает множество сомнений и недостаточно подтверждена историческими фактами. Но нельзя не согласиться с тем, что этот прекрасный современный город имеет древнюю богатейшую историю.

Несколько версий даты основания

Киев – столица Украины. Он является центром культуры и науки страны и по праву относится к древним городам. История его достаточно хорошо изучена. Киев был центром древнерусского государства, поэтому вопросу его образования уделялось пристальное внимание со стороны историков.

Официальной датой основания Киева принято считать 482 год. Но большинство авторитетов в области истории склонны к тому, что эта дата не соответствует истине. Предположение об основании Киева в V-VI веке, так называемая «юбилейная» версия, появившаяся в 1982 году, не может с точностью доказать, что город основан именно в это время. Проще говоря, не хватает археологического материала для ее доказательства.

Первая версия – «юбилейная»

Инициатором проведения мероприятия по празднованию 1500-летия Киева был известный украинский историк академик Транько, вхожий во власть. Он замахнулся на празднование 2000-летия Киева. Была создана комиссия во главе с академиком Рыбаковым, члены которой доказывали, что нет достаточного количества различных археологических аргументов. Ответ ЦК Компартии Украины был однозначным. Празднуем сейчас 1500 лет городу, когда появятся достаточные факты – исправим.

Появлению этого утверждения послужили результаты раскопок на правом берегу Днепра. В них были найдены остатки укреплений, жилых домов, предметы быта, соответствующие VI-VII векам, несколько монет византийских императоров Анастасия I (491-518 гг.) и Юстиниана I (527-565 гг.), золотые украшения.

Но это поселение, по мнению большинства историков, не может быть городом. По мнению польского историка XVI века, первого историографа Великого княжества Литовского Матея Стрыйковского, основание города князем Кием относится к 430 году. Но размеры его были настолько малы, что он называет его городком.

Вторая версия

Большинство историков поддерживают версию, что Киев был образован как город в IX-X веках. Они полностью согласны, что на территории современного города было несколько поселений, которые называются городскими и были основаны на рубеже V века. Но они были малыми, и считать, что это города, неправильно. По уровню социально-экономического развития их никак нельзя сравнить, например, с известным Пастырским городищем в Черкасской области.

Все поселения в границах современного Киева не могли быть «племенными центрами». Значит, дата основания Киева более поздняя. Разрозненные поселения славян на территории современного Киева – это предыстория его образования. Не от них нужно отсчитывать судьбу вырастающего на их месте исторического центра.

Древняя легенда о появлении города

Летопись «Повесть временных лет» начинает историю образования Земли Русской преданием о трех братьях – Кие, Щеке и Хориве – и их сестре, имя которой было Лыбедь. Они были полянами и жили раздельно, владели своими родами. Кий основал поселение и сидел на горе, которую сегодня называют Боричев спуск (узвоз). Поэтому Нестор считает, что именно здесь произошло основание Киева. Щек облюбовал гору, которая сегодня носит название Щекавица, Хориву досталась гора, которую люди прозвали Хоривицей.

Вокруг селений рос густой бор, полный зверья и птиц. Величавый Днепр давал много рыбы и служил развитию торговых и культурных связей с другими народами. Летописец Нестор указывает, что несведущие люди называли Кия речным перевозчиком, который организовал этот промысел на Днепре. Так как мостов в ту пору не было, то он приносил хорошие барыши. Автор летописи указывает на то, что Кий был князем и ходил с войском в Византию и подписал с константинопольским царем мирный договор.

Это был не единственный поход. Он ходил к Дунаю на болгар. Места, где они проживали, Кию очень понравились. Он решил остаться жить здесь со своим родом. Он основал городок Киевец Дунайский. Но это не понравилось местной знати. Их воины прогнали его. Этот городок существовал и во времена Нестора в XII веке. После похода против камских булгар Кий вернулся домой и умер. Племенному городку было дано имя Кия. Согласно легенде, именно он основатель Киева, откуда пошла Земля Русская.

Движение славян на запад

Историками начало этого события, сильно изменившего этническую карту Европы, датируется VI веком. В движении на Балканы и к Дунаю принимали участие не только племена из южных окраин их расселения, но и славянские народы, проживающие на Верхнем Поднепровье, которые соприкасались с балтскими племенами – предками литовцев и латышей.

Славяне из зоны лесов плыли на юг по рекам Днепр, Припять, Березина, Сож, Десна, которые текли к месту, где располагается современный Киев. Хозяином положения был тот князь, который сидел на Киевских высотах. Он взимал проездную пошлину, имел дружину. Этот процесс требовал и новых форм правления. Князю при большой массе людей, двигающихся вниз по Днепру, необходима была крепость, которая защищала бы поселение. Ведь зачастую переселение шло целыми племенами, не всегда дружелюбными.

Где располагалась Киевская крепость

По мнению академика Б. Рыбакова, который исследовал летопись Нестора, городища братьев располагались на территории современного Киева следующим образом. Щек обосновался на горе Щекавице, которая носила это название во времена Владимира Мономаха и сейчас так называется. Гора, на которой обосновался Хорив, – это Вышгород, или Хоревица (Хоривица, Юрковица). Сложнее дело обстояло с горой старшего брата Кия.

В 1908 году на Старокиевской горе внутри «города Владимира» раскопали самостоятельную крепостицу, обнесенную валом и рвом. Судя по найденной керамике «корчак», она относится к VI веку. Так когда основан Киев? Этот вопрос будет еще долго волновать исследователей. Но ответ на него находится в руках археологов.

Упоминание Киева в документах Византии

Согласно записям Константина Багрянородного, византийского императора X века, на месте современного Киева была крепость, которая носила название Самбатас, в ней останавливались ладьи, плывущие через Киев. Этот император часто упоминал город в своих документах, хорошо знал его расположение. К его работам часто обращались ученые, используя определенные данные в своих исследованиях. Но название крепости повергло советских археологов в некоторое смятение.

Было высказано предположение, что Самбатас – это гавань или затон на берегу Днепра, бывший торговым пунктом. Как известно, торговым местом Киева был Подол, именно в этой части города были обнаружены древнеримские монеты. После подробного исследования этого вопроса было установлено, что крепость Самбатас располагалась на горе недалеко от Подола. Правда, этимология этого слова до сих пор не ясна.

Далее академик Рыбаков подчеркивает, что Нестор указывал в своей летописи о том, что у Кия город был в одном месте, а потом его перенесли на высокую гору. Только после смерти старшего брата нарекли город его именем. Значит, первая крепость, может быть, и носила имя Самбатас. После строится новая на Старокиевской горе. Ее после смерти Кия нарекли его именем. Но если следовать этой версии, то образование Киева никак не может быть датировано 482 годом.

Новгородские летописи

«Повесть временных лет» была ответом невигласам (несведущим людям), которые сомневались в том, что Кий был князем. Упоминания о Кие, его братьях и сестре можно увидеть в новгородских летописях XI-XII веков. Они гласили о том, что дата основания Киева – 854 год. Таким образом, все города Руси как бы появились в одно время. Основал его охотник или перевозчик по имени Кий.

Киевских летописцев то, что основатель города был простым перевозчиком, сильно задело. Они дали ответ в летописном Своде. По их мнению, такой город, как Киев, мог основать только князь. Так, Рим основал царь Ромул, в честь сирийского царя Антиоха построен город Антиохия, в честь Александра Македонского – Александрия.

Исследования летописца Нестора

Через несколько десятилетий, а точнее в XII веке, этим вопросом занялся киевский монах-летописец и историк Нестор. Источником для написания его труда были народные сказания, предания, которые сохранились в народе, о походах князей, о том, кто основал Киев, кто такой был Кий. Он собрал большое количество материала, на основании которого в летопись вошло много исторических событий, они позволили в будущем составить развернутую картину образования Киевского государства.

Скорее всего, Нестор был добросовестным ученым и пытался узнать все подробности о личности Кия. Он не излагал в летописи того, чего не знал. У него нет точного года основания Киева. Он пишет, что князь выступал походом против Византии, но он не пишет, какой император его принимал, так что год образования Киева остался без изменения, тот, на который указывали новгородцы. Русские князья с дружинами часто ходили на Царьград, а также поступали на службу к византийским императорам, но это было в VIII-X веках.

Так, может быть, новгородцы были правы? Сходится это и со временем написания Нестором своей летописи. Не может быть того, чтобы люди помнили, что происходило 500-600 лет назад.

Так какой год основания Киева? Об этом с точностью сказать на сегодняшний день невозможно.

Упоминание о легенде в «Истории Тарона»

В середине XX века академик Н. Марр обратил внимание на то, что в «Истории Тарона», записанной Зенобом Глаком в VIII веке, есть одна глава, поразительно похожая на киевскую легенду. Она не имеет ничего общего с историей Армении. Тарон – историческая область в Армении. Что может быть общего у полян, населяющих земли современного Киева, и историей армянской области?

В ней говорилось, что три брата Куар (Кий), Мелтей и Хореван (Хорив) основывают три города в стране Полуни (Поляне). Через некоторое время они создали еще один город, который располагался на горе Керкей. Его правителем становится старший брат. Эта запись ценна еще тем, что указывает на конкретную дату, от которой можно вести отчет, – это VII-VIII века. Стоит отметить, что она несколько не совпадает с годом основания Киева в «Новгородской летописи» (IX век).

Путь от славян к грекам

До нашествия хазар вдоль реки Днепр проживали славянские племена. Об этом говорят археологические раскопки городищ Ходосовского, Каратульского, Каменского, находящихся за порогами. Есть основание предположить, что перед порогами также было поселение, но в этом случае сейчас оно скрыто Запорожским водохранилищем.

Таким образом, выстраивалась целая цепочка городков, где можно было остановиться отдохнуть, запастись продуктами, отремонтировать ладьи, купить или продать товар. Ведь путь был нелегким и неблизким. Перед порогами приходилось тащить суда волоком или перевозить их на телегах, поэтому требовался ремонт и отдых.

Город мастеров

Поселения вдоль Днепра образованы были торговыми людьми и ремесленниками: плотниками, кузнецами, другими мастеровыми. Ряд историков склонен предполагать, что поселения на берегах Днепра существовали задолго до 482 года – официальной даты образования города. В том числе и поселения в современных границах Киева. Они существовали с тех пор, как сформировалась греческая цивилизация. Поселения образовывали первые жители, которые были большей частью мастеровыми. Они давали им названия.

Этимология названия города

Существуют три официальные версии происхождения названия Киева. История каждой имеет свои основания, и все они имеют право на существование.

  1. По летописи, город получил название от имени своего основателя князя Кия и стал центром племени полян. Похожая легенда приведена в сочинениях армянского автора Зеноба Глака.
  2. Вторая версия гласит о том, что название города произошло от работников, которые обслуживали переправу через Днепр. Они носили название кияне, или кияны. Есть предположение, что слово «кий» произошло от славянского «кый» – молот. Переправа представляла собой деревянный настил, который укладывался на деревянные столбы (кии). Это можно объяснить тем, что существуют сходные названия в других странах, таких как Кийево на Балканах, Куявия в Польше. Кроме того, в русском языке существуют такие слова, как «кий» – инструмент игры в бильярд, и «киянка» – рабочий инструмент, представляющий собой деревянный молот.
  3. Третья версия происхождения названия города появилась в XX веке. Ее выдвинул историк Гарвардского университета О. Прицак. Он предполагает, что слово «кий» еврейского или тюркского происхождения и связано с хазарами, которые, по его словам, и основали город Киев. Хорошо известно, что хазары исповедовали иудаизм. А их правители были иудеями.

Каждая из версий имеет право быть, но ни одна из них не имеет преимуществ перед другими, так как нет веских доказательств ни одной из них.

Так когда же появился Киев?

Как писал академик Рыбаков, рождение города – это не появление сказочных палат за одну ночь. Это рождение центра, узла прочности всей округи. Причины появления города могут быть различными, равно как и их формы. Это может представлять собой порубежное или центральное укрепление, место проведения веча, стан князя, племенной ритуальный центр, место торга и даже перепутье дорог. Чем их больше в одной точке сосредоточено, тем больше гарантировано появление города на месте племенного поселения. Это происходит при трансформации общества из первобытного в классовое.

Ответ на этот вопрос можно найти только в будущем. Никто не может решить: «А давайте отпразднуем юбилей и скажем, что городу 1500 лет», – только из-за того, что найдены древние византийские монеты. Таких сведений должно быть как можно больше. Не зря же постоянно работают археологи, обнаруживая все новые факты, только они помогут нам с точностью сказать, сколько лет Киеву и другим городам.

Почему Киев – мать городов русских? Год основания Киева. История Киевской Руси

Киев – это столица Украины, один из крупнейших ее городов. Его история насчитывает не меньше тысячи двухсот лет. Как говорит летопись, основан он был тремя братьями и сестрой. Речь идет о Кие, Щеке, Хориве, а также Лыбеди. В статье будет рассказано о раннем периоде в истории Киева. Начиная от его основания и до периода раздробленности Руси. А также будет рассмотрен вопрос о том, кто сказал: «Киев – мать городов русских».

Историко-этимологическая справка

Вам будет интересно: История “МММ”: создатель и суть гениального обмана

Прежде чем объяснять, почему Киев – мать городов русских, следует начать с его основания и версий происхождения названия. Как показывают археологические раскопки, на территории нынешней Киевской области поселения существовали уже около пятнадцати – двадцати тысяч лет назад. Что касается года основания Киева, то точная дата историкам неизвестна.

Если говорить о происхождении названия, то его однозначного объяснения не существует. Как сказано в летописи, наименование города связано с именем его основателя. «Повесть временных лет», относящаяся к 12 в., утверждает, что три брата и сестра основали поселение, являвшееся центром племени полян, названное в честь старшего – Кия. Тогда город состоял из терема и княжеского двора.

Куар и кияне

Вам будет интересно: Теплотехнический институт Челябинска: прошлое и настоящее здания со “звездой”

В сочинении «История Тарона», принадлежащем перу армянского автора Зеноба Глака, рассказывается об образовании Куара (то есть Киева) в стране племени полунь (то есть полян) тремя братьями. Их имена – Куар, Ментей, Хереан.

Существует и народная версия. Она сводит этимологию наименования к слову «кияне», или «кияны». Это первые жители, которые работали на переправе через реку Днепр. Это, по сути, был деревянный настил на столбах, вбитых в дно. Столбы эти назывались киями.

Археологические раскопки

Изучая вопрос о том, почему Киев – мать городов русских, продолжим рассмотрение его ранней летописи. Это необходимо, чтобы дать развернутый ответ. Как уже говорилось выше, в истории Киева ученые насчитывают не меньше, чем 1200 лет, а точная дата его образования не установлена.

Вам будет интересно: Что это, “своекорыстие”: значение слова, примеры употребления

Археологические раскопки позволяют говорить о том, что на правом берегу Днепра в 6-7 вв. уже имелись поселения, которые можно рассматривать в качестве городских. Исследователи обнаружили остатки жилищ, укреплений, керамику, византийские монеты, ювелирные изделия. В 9 в. Киев находился в зоне конфликта венгров с хазарами, отличавшейся нестабильностью.

Князь Олег

Во второй половине 9 в. на Киевской земле правили представители варяжского племени – Аскольд и Дир. Вероятнее всего, они являлись членами дружины Рюрика и освободили полян от хазарской зависимости. В то время как он сам правил на Новгородской земле до своей смерти в 879 г. После этого власть перешла к Олегу, который состоял регентом при Игоре, малолетнем сыне и наследнике Рюрика.

В 882 г. Олег из Новгорода пошел в наступление на Киев. Он захватил власть, убив Дира и Аскольда. После этого произошло объединение Киева и Новгорода князем Олегом. Как свидетельствует летопись, первый из названных городов стал главным в объединенных княжествах. А теперь перейдем непосредственно к ответу на вопрос о том, почему Киев – мать городов русских.

Свидетельство летописца

Снова обратимся к русской летописи «Повесть временных лет». Как уже говорилось, она составлена в 12 в. У нее есть и другие названия. В одном случае речь идет о «Первоначальной летописи», еще один вариант – это «Несторова летопись». Считается, что ее составил Нестор, инок Киево-Печерского монастыря.

Согласно его свидетельству, 822-й – это год провозглашения Киева матерью городов русских. Эту фразу произнес князь Олег после того, как захватил в нем власть. По предположению академика Д. С. Лихачева, она является семантической калькой, то есть заимствованием путем буквального перевода слова «метрополия» – «материнский город». С древнегреческого языка μήτηρ переводится как «мать», а πόλις обозначает не что иное, как «город».

Вам будет интересно: Жмот – это яркая черта характера

Таким образом, по свидетельству Нестора, Олег объявил, что Киев стал столицей владений, которые достались ему на княжение. Автор летописи относился к школе Киево-Печерского монастыря. Его послушники были последователями византийской традиции, которой они строго придерживались. Поэтому ученый монах и употребил такой термин, как «метрополия», который дословно был переведен как «мать городов».

Сегодня это слово понимается как государство, которое имеет колонии, поселения, находящиеся за пределами их границ. Они зависят от метрополии и эксплуатируются ею. У древних греков метрополиями были полисы, то есть города-государства, у которых имелись свои поселенческие территории в чужих землях, у варваров.

Что касается даты произнесения рассматриваемого выражения, то она вызывает у историков споры. Однако все они сходятся в том, что объединение двух самых крупных городов у племен восточных славян явилось для них важнейшим шагом. Оно дало толчок для создания сильного государства на территории Восточной Европы.

Присоединение земель

На этот же период приходится и возрастание масштабов строительных работ на территории г. Киева. Свидетельством тому являются археологические раскопки, сделанные на Подоле, в Верхнем городе, Печерске, на Кирилловской горе. Это было связано с тем, что быстро увеличивалось городское население. Это происходило за счет людей, прибывавших из различных регионов Руси. За период правления Олега к землям Киевской Руси были присоединены территории, на которых проживали древляне, северяне, тиверцы, уличи, радимичи, кривичи и новгородские славяне.

Во время проведения одного из походов в соседние территории князь погиб. Ставший править после него Игорь в 914 г. осуществил поход на древлян, которые стремились к отделению от Киева. В 941 г. он, в торговых интересах, организовал и поход на Византию. Широкомасштабные и многочисленные военные выступления требовали потребления больших ресурсов. Это подталкивало к увеличению размеров дани с покоренных земель. В результате в 945 г. произошло восстание древлян, убивших Игоря.

Киев как столица в 9-12 веках

С момента захвата князем Олегом Киева и до второй половины 13 в. этот город являлся столицей Руси. Традиционно «сидевшие» в нем князья держали верховенство над правителями прочих русских земель. При этом киевский стол выступал в качестве главной цели соперничества внутри династий. В 968 г. город выстоял при осаде печенегами, в чем помогли хорошо укрепленные форпосты. Из них самым крупным был Вышгород.

В 988-м по указанию князя Владимира в реке Днепр произошло крещение городского населения. Русь превратилась в христианское государство. Была организована Киевская митрополия, которая просуществовала до 1458 г. В 990-м начали строить первую каменную церковь. В 1240-м г. ее разрушили орды Батыя, напавшие на Киев. Как свидетельствует «Повесть временных лет», в 1-й половине 10 в. в городе действовала христианская соборная церковь, посвященная пророку Илье.

При правлении князя Владимира продолжалось городское строительство, в том числе и жилых домов. Киев почти на треть состоял из принадлежавших князю земель. На них был расположен дворец. Город Владимира, площадью около 10 га, окружал земляной вал и ров. Тогда Киев имел широкие международные связи. К его партнерам можно отнести и Византийскую империю, и восточные, и скандинавские страны, и Западную Европу.

Убийство Бориса и Глеба

После смерти Владимира в 1015 г. вспыхнула междоусобная война за Киевский престол. Как гласит официальная версия, его сыновья Борис и Глеб были убиты Святополком Окаянным, приходившимся им старшим братом. Они стали первыми из русских святых покровителями Руси и русских князей.

Однако Святославу нанес поражение четвертый брат, которым был Ярослав Мудрый. Проиграв в битве, которая состоялась под Любечем, он (Святослав) потерял княжение в Киеве. По просьбе изгнанного князя польский король Болеслав I двинулся на столицу и на реке Буг разбил войско, которым командовал Ярослав Мудрый. Однако нового князя киевляне не приняли. В результате восстания, вспыхнувшего в 1018 г., Ярославу был возвращен престол. Изучая, почему Киев – мать городов русских, нужно сказать о его «золотом веке».

Город Ярослава

При нем здесь наступил «золотой век». В начале 11 в. Киев был довольно крупным образованием, размеры которого увеличивались. В нем имелось 400 храмов и 8 торжищ. К концу века его уже называли соперником Константинополя. Кроме двора самого князя, были построено и около десяти дворов других высокопоставленных лиц.

Из «Повести временных лет» известно, что город Ярослава имел площадь больше шестидесяти гектаров. Его окружал ров, залитый водой и имевший глубину двенадцать метров. К нему подступал высокий вал, длина которого равнялась трем с половиной километрам. Его ширина у основания – тридцать метров. Высота вместе с частоколом доходила до шестнадцати метров.

Дела духовные

Именно в то время, когда правил Ярослав Мудрый, построили Софийский собор, украшенный множество фресок и мозаик. Самой известной является изображение Богородицы Оранты. В 1051 году Киевский князь собрал в Софийском соборе епископов, где из местных уроженцев был избран митрополит Илларион. Тем самым была продемонстрирована конфессиональная независимость от Византии.

В тот же год монах Антоний Печерский и его ученик Феодосий основали Киево-Печерскую лавру. Сын Ярослава Мудрого, князь Святослав II, даровал монастырю находившееся над пещерами плато. Позже на нем были выстроены каменные храмы, богато украшенные живописью. А также здесь расположились крепостные башни, кельи, прочие строения. С лаврой тесно связаны имена таких исторических личностей, как летописец Нестор и художник Алипий.

Существовала и такая часть старого Киева, которую именовали городом Изяслава-Святополка. По времени возникновения она находится на третьем месте. Ее центром был Златоверхий Михайловский монастырь. В 1068 г., после того как Изяслав проиграл на реке Альте битву с половцами, против него было организовано вечевое выступление. Он был вынужден скрыться в Полоцке. После него временно на престол взошел Всеслав Брячиславич.

В завершение рассмотрения вопроса о том, почему Киев – мать городов русских, следует отметить, что в 12 в. начался процесс распада Древнерусского государства и наступления феодальной раздробленности.

История основания Киева — столицы Древнерусского государства

Точная дата основания Киева неизвестна, но историки полагают, что поселению не менее 1200 лет. Однако археологические находки подтверждают, что первые поселения появились на этих землях почти 20 тысяч лет назад. В истории России город всегда имел важное значение: первая резиденция русских князей, за которую боролись претенденты, столица Советской Украины, третий по величине город в СССР.

Первые свидетельства

К сожалению, ученые до сих пор не могут ответить, сколько лет Киеву. Считается, что первые люди появились на территории современного города еще 15−20 тысяч лет назад во время верхнего палеолита. Это подтверждает находка Кирилловской (Киево-кирилловской) стоянки, координаты которой — холм Юрковиц в Подольском районе, неподалеку от Кирилловской церкви.

Ее в конце XIX обнаружил археолог Хвойка. На глубине 20 метров были найдены останки нескольких десятков мамонтов, толща угля и пепла (до 40−50 см толщиной), обожженные кости, в нескольких местах были обнаружены кости носорогов, зубы львов и пещерных медведей. Площадь составляла примерно 0,1 га.

Иными словами, это было крупное поселение, в котором долгое время обитали люди: разводили костры, питались. Помимо остатков «пищи», археологи нашли кремнёвые ножи, скребки и даже клыки мамонта, покрытые резным узором. Приблизительный возраст находки составляет 20 тысяч лет, но ученые не исключают, что на самом деле Кирилловская стоянка старше.

Также на территории Киева найдены предметы, относящиеся к другим доисторическим эпохам:

  • К Медному веку: обнаружены неподалеку от Кирилловской стоянки. Предметы относятся к трипольской археологической культуре.
  • Бронзовый век: обнаружены на юго-западе области, находки относятся к белогрудовской культуре.
  • Ранний железный век: зарубинецкая культура расположена на северо-западе Киевской области. При этом, несмотря на то что слои культуры найдены на многих возвышенностях, единственное поселение, функционировавшее в III—IV вв. н. э., находится на первой пойменной террасе северной окраины Оболони.
  • Железный век: предметы, относящиеся к нему и принадлежащие черняховской культуре, найдены на террасе Замковой горы в центре Киева. Находки представлены фрагментами керамики того периода.

    Древнейшие поселения, относящиеся к черняховской культуре, относятся ко II—III вв. н. э.

    Ранние годы

    Историки считают, что возникновение городского поселения на правом берегу Днепра началось уже в VI—VII вв. Это подтверждают археологические находки, относящиеся к тем временам: остатки жилищ и укреплений, керамика, ювелирные изделия, монеты времен императоров Анастасия I и Юстиниана I (конец V — первая половина VI веков). Это утверждение является общепризнанным: например, в 1982 году в Киеве отмечали 1500-летний юбилей.

    При этом довольно большая часть историков считает, что образование Киева как города произошло на границе IX-X столетий. Они не отрицают наличия более ранних селений, но не считают Киев Х века преемником этих поселений.

    Среди всех обнаруженных археологических культур выделяются следующие:

  • Пражская (конец IV — начала VI вв.): наиболее ранние находки обнаружены на севере Оболони, на склоне Старокиевской горы и в усадьбе Кривцова.
  • Волынцевская (середина VIII — начало IX вв.): Старокиевская гора, в северной части Десятинной церкви.
  • Лука-Райковецкая (вторая половина IX века): самый крупный очаг расположен на Замковой горе, более мелкие точки расположены кольцом вокруг нее (местности Кудрявец, Воздыхальница, холм Детинка и Старокиевская гора).
  • Роменская (конец IX — первая половина X вв.): небольшая группа представителей этой культуры обосновалась на склоне Старокиевской горы на севере.

    Благодаря этим находкам археологи могут восстановить историю Киева на много столетий назад.

    Разумеется, поселения этих веков мало чем напоминали полноценные города и государства. В то время это были просто союзы племен, в которых существовало имущественное неравенство, но пока еще не было феодальных отношений.

    Становление города

    В IX веке Киев находился в зоне венгро-хазарского конфликта. Согласно «Повести временных лет», во второй половина IX века сюда пришли княжить дружинники Рюрика Аскольд и Дир, которые избавили местное население от хазарского ига.

    В 882 году князь Олег, регент при малолетнем правителе Игоре, обманом выманил Аскольда и Дира из города, после чего убил их и посадил на трон Игоря — «законного наследника Рюрика». Он же перенес в Киев резиденцию правителя, сделав город «матерью городов русских». С этого момента Киев являлся столицей Древнерусского государства. Несложно подсчитать, что его возраст составляет не менее 1200 лет.

    После переселения княжеского двора город начал активно развиваться: начались масштабные строительства, население Киева приезжало со всех регионов, численность быстро увеличилась. Кварталы строились преимущественно из деревянных срубов, княжеская семья жила в каменных палатах.

    Однако отдельные поселения объединились в один город только в X веке.

    Столица Древней Руси

    С конца IX века и до середины XIII Киев являлся столицей. По сложившейся традиции киевские князья являлись верховными правителями, а престол был главной целью для многих князей.

    Среди важных дат стоит упомянуть следующие:

  • 968 — неудачная осада печенегами стен города. Важную роль сыграли укрепленные форпосты, в том числе самый крупный Вышгород.
  • 988 — крещение Руси по приказу князя Владимира. Крещение жителей произошло в Днепре. После этого была основана Киевская митрополия.
  • 990 — строительство первой каменной православной церкви, которая в 1240 была разрушена Батыем. По легенде, церковь возвели на месте убийства мучеников Феодора и его сына Иоанна.

    При князе Владимире треть Киева принадлежала правящей семье, на них располагался дворец и детинец. Эта часть носила название города Владимира и была обнесена земляным валом, рвом и деревянными валами. При князе Киев поддерживал активные отношения с другими государствами, в том числе с Византией, Скандинавией, с Западной Европой и Востоком. Это легко подтверждает большое количество найденных предметов тех времен.

    Князья и правители

    После смерти Владимира трон должен был достаться его сыну Борису, но Святополк организовал убийство Бориса и Глеба (второй был вероятным претендентом), после чего захватил власть. Впрочем, его самого вскоре сместил Ярослав Мудрый. При последнем Киев стал большим городом, увеличившимся в несколько раз, «соперником Константинополя», по словам Адама Бременского. В эти годы были возведены трое ворот в столицу (Золотые ворота, Жидовские и Лядские) и богатые дворы бояр.

    При Ярославе Мудром был построен Софийский собор с мозаикой Богоматери Оранты. Чтобы показать независимость государства от Византии, князь в 1051 году собрал епископов и выбрал нового митрополита — славянского митрополита Илариона. В это же время монах Антоний Печерский основал Киево-Печерскую лавру. В 1054 году произошел церковный раскол, но Киев сохранил дружеские отношения с Римом.

    После Ярослава Мудрого киевскими князьями были:

  • Изяслав Ярославич (1054−1078): княжил с перерывами, т. к. трон постоянно захватывали братья.
  • Всеволод Ярославич (1078−1093): первый князь, использовавший титул «Князь всея Руси».
  • Святополк Изяславич (1093−1113): после его смерти началось восстание, в результате которого следующий князь был призван верхушкой общества.
  • Владимир Мономах (1113−1125): считается, что знак князя (трезубец) лег в основу современного герба.
  • Мстислав Владимирович (1125−1132): при нем и отце Киев еще оставался политическим центром государства.
  • Ярополк Владимирович (1132−1139): при нем Древнерусское государство распалось.

    В XII веке началось возвышение отдельных княжеств с сильной властью, что подломило авторитет Киева как главного, столичного города и превратило его в желанный приз. Отсутствие собственной династии (в Киеве сидел старший князь, который постоянно менялся) сделало столицу слабой и беззащитной.

    В 1169 году Андрей Боголюбский с дружиной приступом взял Киев и разграбил его. После этого сидение в Киеве старшего князя стало необязательным: некоторые правители предпочитали вовсе отдавать его, оставаясь в своих вотчинах. Столица несколько раз переходила из рук в руки в междоусобных войнах, в декабре 1240 года она была разграблена монгольскими войсками.

    Это стало концом для «матери русских городов». Киев потерял экономическое, политическое, а вскоре и религиозное значение: в конце XIII столетия митрополит уехал во Владимир, затем в Москву. С XIII века Киевом правили мелкие князья, а в середине XIV века он оказался в составе Великого княжества Литовского.

    В состав России город вернулся только в середине XVII века. После революции 1917 входил в состав УССР, с 1991 является столицей Украины.

    Название и упоминания

    «Повесть временных лет» гласит, что Киев был основан в 430 году н. э. как центр племени полян. Основателями стали братья Кий, Щек и Хорив, с которыми была сестра Лыбедь.

    Этимология предлагает несколько вариантов появления слова «Киев»:

  • По имени старшего брата Кия. Подтверждением можно считать сочинение «История Тарона»: автор, армянин Зеноб Глак, говорит в нем об основании города Куара князьями Куаром, Ментеем и Хереаним (указанными выше братьями).
  • По названию первых жителей киян — рабочих, которые обслуживали переправу через Днепр. Сама переправа в то время представляла собой настил из дерева, положенный на вбитые в дно кии — столбы. В качестве доказательства обычно приводят схожие топонимы (польское Куявия, хорватское Кийево), встречающиеся в других славянских землях.
  • Ученый Гарварда Прицак считал, что слово имеет еврейское или тюркское происхождение. Историк Вернадский также считал, что город мог быть основан хазарами, говорящими на тюркском языке.

    В хронике польского историка Стрыйковского (XVI век) подтверждается основание Киева Кием и братьями.

    Первые упоминания о Киеве также разнообразны и подтверждают теории о происхождении названия. Они встречаются в следующих источниках:

  • В Киевском письме, написанном в X веке. В нем местная еврейская община призывала помочь выкупить собрата, попавшего в долговое рабство.
  • В новгородской берестяной грамоте 1050−1075 гг.
  • В византийском произведении «Об управлении империей» Киев появляется под названием «Самватас» — возможно, оно имеет хазарское происхождение. Один из вариантов перевода такого имени — «Верхние укрепления». Согласно гипотезе, эти укрепления располагались в устье реки Лыбеди, неподалеку от киевских верфей, и использовались для стоянки и снаряжения флота — военного и торгового.
  • В арабских сочинениях того же периода: например, в произведениях географов Ибн Хаукаля и Истахри. В них столица называется «Куйаба» и описывается как центр одной из славянских групп наряду с Новгородом (ас-Славией) и некой Арсанией.

    Примечательно, что в некоторых сочинениях арабов Киев, напротив, противопоставлен русам — вероятнее всего, эти работы написаны раньше.

    Значение Киева для России крайне велико: он был основан еще в V веке, его возраст более тысячи лет. Крупнейший украинский город, он стал первой столицей Киевского княжества и долгое время был резиденцией великих «старших» князей. Сегодня же это столица Украины, ее экономический, политический и культурный центр.

    История основания Киева – столицы Древнерусского государства

    Киев (др.-рус. Кыѥвъ) — один из древнейших украинских городов, город-герой, расположенный на реке Днепр. С 882 по 1240 год являлся столицей Древнерусского Государства, став звеном преемственности российских столиц: Ладога — Новгород — Киев — Владимир — Москва — Санкт-Петербург (Петроград) — Москва. С 1991 года — столица независимой Украины.

    Содержание

    История

    Древняя Русь

    Многие сотни лет Киев служил одним из главнейших центров древнерусского народа. Он был столицей Руси в 882—1134 гг., затем до 1240 г. продолжал оставаться формальной столицей распавшейся на отдельные земли страны. До конца XIII в. Киев оставался религиозной столицей Руси — кафедральным городом Киевской митрополии, пока киевский митрополит не переехал во Владимир в 1299 г.

    После монгольского нашествия и разорения Киев находился под властью Золотой Орды, как и почти вся остальная Южная Русь. При этом в середине XIII в. Киевом владели подчинённые Золотой Орде владимирские князья — Ярослав Всеволодович и его сын Александр Невский (а также, предположительно, правившие затем во Владимире младшие братья Александра Невского — Ярослав Тверской и Василий Костромской). Однако все эти севернорусские князья лично не присутствовали в Киеве, оставляя вместо себя наместников. Дальнейшая история княжества Киевского во второй половине XIII — первой половине XIV вв. известна довольно плохо. Постепенно Киевской землёй стали управлять местные южнорусские князья, не претендовавшие на общерусское главенство.

    Великое Княжество Литовское и Речь Посполитая

    С 1324 года, когда войска киевского князя Станислава Ивановича были разбиты в битве на реке Ирпень войсками великого князя литовского Гедимина, Киев перешёл в сферу влияния Великого княжества Литовского, однако, несмотря на это, выплата дани Орде продолжается ещё несколько десятилетий.

    В 1362 г. Киев вошёл в состав Великого княжества Литовского, а после Люблинской унии между Литвой и Польшей 1569 г. — в состав Речи Посполитой. В этот период город фактически находился под иностранной оккупацией (сначала литовской, а затем польской). По условиям унии Киев был передан в состав польских коронных земель, что привело к резкому усилению католического давления на православие в Киеве и соседних землях — в 1596 году Киевская православная митрополия переходит в унию с Католической церковью, однако сразу же возникает значительное сопротивление этому как в Киеве, так и на соседних населённых украинцами землях Надднепровья, Волыни, Червоной Руси и Запорожской Сечи. Угнетение по религиозному и национальному признакам становится одной из главных причин восстания под руководством гетмана Запорожской Сечи Богдана Хмельницкого 1648 г., в результате которого от Речи Посполитой отделилась населённая преимущественно православным населением территория Гетманщины (нынешняя центральная Украина и Запорожье).

    Русское Царство и Российская Империя

    В 1654 г. по итогам Переяславской Рады украинское казачество проголосовало за вхождение в состав России (в подданство Русскому Царю). Позднее по итогам Русско-польской войны 1654—1667 гг. за Россией осталась лишь Левобережная Украина и Киев. В ходе войны в Киеве был размещён русский гарнизон из стрельцов и рейтар, которые под руководством воеводы Василя Шереметева неоднократно отбивали нападения гетмана Ивана Выговского, нарушившего присягу Русскому Царю. Даже после капитуляции Шереметева в полевой битве под Чудновом, оставшийся в Киеве воевода Юрий Барятинский вопреки договорённостям, подписанным Шереметевым, отказался сдавать Киев полякам. 30 января (9 февраля) 1667 года между Русским Царством и Речью Посполитой (Польшей) было заключено Андрусовское перемирие, согласно которому Речь Посполитая уступила Смоленск и Левобережную Украину в пользу России. Киев первоначально был уступлен Польшей на временной основе, но Россия так и не вернула его. Затем, согласно «Вечному миру» 1686 года, Киев был закреплён за Россией постоянно (город был навсегда куплен Русским Царством у Речи Посполитой за 146 тыс. рублей компенсации в соответствии с мирным договором о разделе Гетманщины, при этом поляки также отказывались от совместного протектората над Запорожской Сечью).

    В 1648—1708 гг. Киев был полковым центром Киевского полка — административно-территориальной и военной единицы Гетманщины — автономного образования в составе Русского Царства. С 1721 г. Киев стал административным центром Киевской губернии в составе Российской Империи.

    В конце XIX — начале ХХ века русские составляли наибольшую этническую группу в Киеве — 54,2 %.

    УССР и независимая Украина

    Киев вошёл в состав Украинской ССР после его освобождения силами Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) от польско-петлюровских захватчиков в 1920 году, став столицей УССР. В 1934 г. столица Украинской ССР была переведена из Харькова в Киев.

    Украинизация Киева началась в советское время — политика внедрения украинского языка активно поддерживалась большевиками в 1920-е и 1930-е гг. В ходе Великой Отечественной войны город был разрушен, значительная часть его населения погибла (в том числе почти всё еврейское население, истреблённое нацистами). Впоследствии Киев был восстановлен, но по новому проекту — значительная часть его довоенного архитектурного достояния была утеряна.

    Демографические потери времён войны надо было восполнять, при этом Киев был важным промышленным центром, где требовалась рабочая сила, тогда как Западная Украина в целом была отсталой аграрной окраиной с избытком рабочей силы.

    В 1991 г. после развала СССР Киев стал столицей независимой Украины, которая, за исключением временного экономического подъёма в начале 2000-х гг., неуклонно деградировала экономически и политически, войдя в число беднейших стан Европы и наиболее быстро теряющих население стран мира. Фактическую власть в стране захватили олигархи и связанные с ними политики. В 2004 г. в Киеве произошла Оранжевая революция, в ходе которой к власти пришли более антироссийски настроенные украинские националисты популистского толка, а в 2013—2014 гг. в Киеве случились Евромайдан и госпереворот, в ходе которых к власти пришли ещё более радикальные националистические силы, а президентом был выбран олигарх Пётр Порошенко.

    Будущее Киева

    О будущем Киева говорить объективно сложно. Сторонники различных мнений выдвигают, соответственно, различные версии того, что ожидает в будущем «матерь городов русских». Так, польский профессор Ханна Ковальска-Стус считает, что в будущем Украина будет представлять собой небольшое государство в рамках западной части, причём без Киева. [1] А, к примеру, известный украинский журналист и блогер Анатолий Шарий считает, что в будущем Украиной будет называться только Киев и часть центральных регионов. [2]

    История России до 1917 года

    МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

    КИЕВ, «мать городов русских». Первая столица Русского государства, его название связывают с именем Кия (см.: Кий, Щек и Хорив), легендарного основателя города. По археологическим данным, поселения на территории Киева существовали уже в позднепалеолитический период. Киев основан в VI—VII вв. н. э. как центр восточнославянского племени полян. Впервые Киев упоминается в русских летописях под 860 в связи с походом Руси на Византию. В «Повести временных лет» под 862 помещена легенда, связывающая происхождение названия «Киев» с именем Кия. Возвышению Киева как политического, культурного и торгового центра Киевской Руси способствовало его географическое положение. Через Киев проходили важнейшие торговые пути — «из варяг в греки», из Европы в Азию, в Польшу, в Царьград (Константинополь), на Дон, на Муром, в Новгород. В IX — н. XII в. Киев — центр Киевской Руси, место, где подвизались великие русские святые Антоний и Феодосий и сонм других печерских подвижников. Высокого развития в Киеве достигли ремесло, письменность, архитектура, живопись. В сер. XI в. в Киеве построены выдающиеся памятники древнерусского зодчества: Софийский собор, Киево-Печерская лавра. В 1037 при Софии Киевской основана первая на Руси библиотека; в X—XI вв. появились первые школы. В Киеве был создан первый древнерусский кодекс законов Русская Правда.

    Софийский Собор, возведенный по приказу киевского князя Ярослава Мудрого константинопольскими мастерами в 1037—1045 гг.

    С раздроблением Киевской Руси на ряд удельных княжеств, усилившимся в XII в. и приведшим к упадку древнерусского государства, Киев утратил значение политического центра Древней Руси. Во 2-й пол. XII в. Киев стал центром Киевского удельного княжества. В дек. 1240 Киев после упорной обороны, возглавлявшейся воеводой Галицко-Волынского кн. Даниила Романовича Дмитрием, был захвачен и разрушен монголо-татарскими завоевателями. С 1240 Киевское княжество было в вассальной зависимости от Золотой Орды. Ок. 1362 Киев захватил литовский кн. Ольгерд, передавший Киевское княжество в удельное владение своему сыну Владимиру. Во 2-й пол. XIV—XV в. население Киева вело борьбу как против литовских захватчиков, так и против татарских набегов. В 1399 Киев выдержал осаду татарского войска, в 1416 татарский хан Едигей, захвативший город, не сумел взять княжеский замок, оборонявшийся населением. Окончательная ликвидация удельного княжества литовским правительством (1470) вызвала восстание в городе против литовского наместника Гаштовта в н. 1471. С 1471 Киев стал центром Киевского воеводства Литовского государства. В 1482 Киев был захвачен и разграблен войсками татарского хана Менгли-Гирея. Но вскоре город был восстановлен. В 1494—97 литовское правительство, стремясь привлечь на свою сторону зажиточные слои населения Киева, ввело городское магдебургское право. Оживление экономической жизни вызвало рост населения Киева, составлявшего к к. XVI в. ок. 7 тыс. чел., в 1-й четв. XVII в. — до 15 тыс. После заключения Польшей и Литовским государством Люблинской унии 1569 Киев был захвачен Польшей. В к. XVI — 1-й пол. XVII в. население Киева активно выступало против оккупантов, которые были изгнаны из города в 1648 крестьянским казацким войском во главе с Богданом Хмельницким. 16 янв. 1654 население Киева торжественно встретило русских послов и принесло присягу на верность России. С 1654 Киев стал центром Киевского воеводства, входившего в состав России (с 1708 — Киевской губернии, с 1781 — Киевского наместничества, с 1797 — Киевской губернии). «Мать городов русских» снова стала одним из главных духовных и культурных центров Русского государства, местом поклонения общероссийским святым — печерским чудотворцам.

    Археологические раскопки показывают, что поселения на территории Киевской области существовали уже 15 000—20 000 лет назад.

    Вид на Софийскую площадь

    Для периода бронзового века территориям юго-западной части характерна белогрудовская культура. Период энеолита (медный век) и неолита представлен трипольской культурой, памятники и периоды которой исследователи разделяют на три этапа: ранний (4 500 — 3 500), средний (3 500—2750) и поздний (2 750 — 2 000 гг. до н. э.).

    Зарубинецкая культура характерна для северо-запада Киевщины второй половины I тыс. до н. э. — первой половины I тыс. н. э.

    Железный век на территории современного Киева и Киевской области представлен черняховской археологической культурой, которую также называют «киевской культурой» и которая существовала на рубеже II—III вв. — рубеже IV—V вв. в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на западе до левобережья Днепра и Черниговщины на востоке.

    Существует легенда, что Киев основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр племени полян. Назван в честь старшего брата. Согласно археологическим исследованиям, первое городское поселение на территории Подола появилось не ранее 880-х гг. Согласно традиционной точке зрения, с 882 г. Киев являлся столицей Киевской Руси. Самые ранние упоминания города, в трактате «Об управлении империей» Константина Багрянородного и в Киевском письме еврейской общины, свидетельствуют, что в начале X века Киев был пограничной крепостью Хазарии на границе с Леведией (протовенгерским образованием на территории Украины). Константин именует эту крепость «Самбат», что означает «верхние укрепления» на тюркских языках (вероятно, и хазарском). Результаты некоторых археологических раскопок дают основание считать, что уже в VI—VII вв. поселения на правом берегу Днепра можно считать городскими. Эта концепция, подкреплённая празднованием в 1982 г. 1500-летия Киева, рассматривалась как общепринятая. Однако в противоположность «юбилейной концепции» часть историков и археологов считает, как и прежде, что образование Киева как города проходило в VIII—Х веках. Только в конце этого периода отдельные поселения слились в единое поселение городского характера

    Киевское метро, на станции «Почтовая площадь»

    В Киевской Руси владение Киевским великокняжеским столом обеспечивало князю старейшинство в Руси и после её распада на отдельные княжества. В 1240 г. разрушен монголо-татарами. С 1362 находится в составеВеликого Княжества Литовского и Речи Посполитой; после Люблинской унии 1569 Киевщина входила в состав не ВКЛ, а польских коронных земель.

    С 1654 года (Переяславская рада) Киев в составе Российского государства; в отличие от остальной Левобережной Украины, Киев был уступлен Польшей первоначально временно, затем, по «Вечному миру» 1686 года с Речью Посполитой — постоянно; с 1721 в составе Российской империи, центр Киевской губернии. С января 1918 до апреля 1919 г. — столица независимой Украины (Центральная Рада, Гетманщина Скоропадского,Директория Петлюры). В то же самое время, с 1918 г., столицей советской Украинской ССР являлся Харьков. В 1934 г. в Киев из Харькова по решению Совнаркома Украины перенесена столица Украинской ССР. Во времяВеликой Отечественной войны Киев был оккупирован немцами с 19 сентября 1941 по 6 ноября 1943. В августе — сентябре 1941 г. в районе Киева произошло одно из крупнейших сражений начального периода Великой Отечественной Войны, известное в мировой историографии как битва за Киев 1941.

    За героизм, проявленый во время обороны, Киеву было присвоено звание города-героя (Указ Верховного Совета СССР от 21 июня 1961; утверждено Президиумом Верховного Совета СССР, 8 мая 1965). С декабря 1991Киев — столица независимого государства Украина.

    История основания Киева: легенды и интересные факты

    История основания столицы Украины Киева давно окутана легендами. Известно, что официально город основали в 482 году, однако первые небольшие поселения на территории современной Киевщины были еще 15-20 тысяч лет назад.

    В одной из самых известных на сегодня легенд, которая описана в “Повести временных лет” рассказывается, что основателями Киева есть три брата из славянского племени полян – Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь. Сначала каждый брат основал свое укрепление на киевских горах. Однако согласно тогдашнему патриархальному строю, именно с самым старшим братом связывали все достижения. Поэтому князья решили объединиться: город на днепровских холмах назвали в честь старшего брата – Кия, а именами других ради чествования назвали горы и реку, которая протекала поблизости.

    Впоследствии вокруг Киева образовали Полянское и Киевское княжества, объединяющие полян, древлян и северян. Сначала эти земли называли Русскими, а затем – Киевской Русью. Если вам интересны такие истории, то переходите по ссылке на учебник по истории Украины 7 класс О.В. Гисема и узнайте больше об основании других городов.

    Что было до официального основания Киева

    До официальной даты основания Киева на территории современного города были найдены и исследованы Кирилловская стоянка (25 тысячелетие до н. э.), Трипольская культура (4-3 тысячелетия до н. э.) и Зарубинецкая культура (II век до н. э.) . Если вам нужно ответить на сложные вопросы из своего учебника, то ищите правильные ответы в разделе “ГДЗ и решебники по истории Украины 7 класс”.

    Поселение с древнейших времен до III ст. до н.э. на территории современной Киевщины называют докиевские. Во времена Великой Скифии на Старокиевской и Замковой горах, на Подоле, Оболони, Печерске жители выращивали хлеб, ухаживали скот, знали разные ремесла, торговали с греческими городами на Черном море.

    В начале нашей эры здесь также активно кипела жизнь. Ученые находили клады римских монет, оборонительные валы, богатые могилы тех времен, что подтверждало, что на территории современного Киева заканчивались торговые пути с юга. Был определен возраст древнейших фортификационных укреплений на Старокиевской горе, которые датируются серединой I тысячелетия н. э. Если вам интересно узнать о других достопримечательностях, то читайте учебник по истории Украины за 5 класс В.С. Власова.

    “Поляны же жили в те времена отдельно и властвовали родами своими. И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, и сестра их – Лыбидь. Кий сидел на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щекавицей, а Хорив – на третьей горе, отчего и прозвана она Хоривицей. и построили они городок в честь своего старшего брата, и назвали его Киев. а вокруг города был лес и пуща большая, и ловили там зверей. и были мужи мудры и сообразительными, и назывались они полянами, от них в Киеве есть поляны и до сих пор”, – рассказывается в “Повести временных лет”.

    Как говорится в летописи, Кий также ходил к греческому царю в Царьград (Византия), имя которого не сохранилось. Известно, что большие почести отдал ему царь, при котором он приходил. Вероятно, он выступал как союзник византийского императора, ведь они тогда часто нанимали антских князей, подкупая их деньгами или землей.

    Когда Кий возвращался домой, то на Дунае понравились ему место, и построил он там маленький городок. Он хотел жить со своими братьями и сестрой, однако окружающие жители не дали ему этого сделать. Поэтому этот город прозвали Киевец, остатки которого сохранились до XI-XII вв. После этого Кий вернулся в Киев, где и умер. В этом же городе умерли его братья Щек и Хорив и сестра Лыбедь.

    После смерти всех братьев права полян начали притеснять древляне и другие племена. Их нашли хазары, которые требовали платить им дань. Поляны посоветовались и с каждого дома дали хазарам по мечу.

    “И понесли [это] хазары князю своему и старейшинам своим, и сказали им: “Вот, новую дань нашли мы”. А те спросили их: “Откуда?” И они сказали им: “В лесу на горах, над рекой Днепровской”. А те спросили: “Что они дали?” и они показали меч, и сказали старцы хазарские: “Нехорошая [это] дань, княже. Мы получили [ее] односторонним оружием, то есть саблями, а тех оружие обоюдоострое, то есть мечи. Они будут собирать дань и с нас, и с других земель”. И все это сбылось, [потому что] говорили они не по своей воле, а по Божьему повелению”.

    В школе обычно проверяют знания на тему “Восточнославянские племена накануне образования государства”, где упоминается Кий, его братья и сестра. Чтобы знать точные ответы, вы сможете проверить себя сейчас благодаря ГДЗ по истории Украины 7 класс А.Е. Святокума, комплексная тетрадь для контроля знаний.

    До принятия христианства славяне были язычниками. В основе этого верования лежало обожествление сил природы, животных и растений. На первый план выносили божества, которые олицетворяли силы природы, почитались также священные деревья и дикие звери. Дубы во времена язычества сохранялись нетронутыми. Установка челюсти дикого кабана в ствол способствовала отношению к дубу как к священному предмету.

    Для славян важными были капища, святилища, где стояли выполнены из разного материала изображения языческих богов. Такие культовые сооружения найдены в Киеве, Чернигове, Новгороде. Однако одним наличием культовых сооружений не ограничивалось. Следили за соблюдением всех обычаев, обрядов волхвы, колдуны, ведуны. О них упоминается в “Повести временных лет”, когда описывается смерть князя Олега Вещего. Колдун предсказал князю смерть от собственного коня. Однако животное умерло, а Олег остался жив. Тогда князь обвинил колдунов во лжи. Однако пророчество все же сбылось: Олег умер от укуса змеи, которая выползла из черепа его коня.

    Один из древнейших районов Киева Подол был главным торговым центром города. Здесь находились каменные соборы, дворы торговцев и вечевая площадь. Названия улиц – Щекавицкая, Хорива, Борисоглебская, Игоревская, Братская, Волошская, подтверждают давность этого района. Во времена Киевской Руси Подол был разделен на кварталы: Гончары, Дегтяри, Кожемяки, Торжище, а река Почайна, которая омывала этот район, была одной из трасс пути “из варяг в греки”. Подробнее об этом важном торговом пути вы сможете найти в любом учебном пособии в разделе “Учебники по истории Украины 7 класс”.

    На Подоле были найдены остатки мастерских, в которых работали ремесленники 60 различных специальностей. Однако наиболее популярной отраслью было кузнечное и художественное ремесло. На Подол постоянно прибывали купцы и некоторые даже временно селились там. Например, у Торжища находился двор новгородских купцов, которые построили церковь Святого Михаила – Новгородскую колокольню, а купцы из Турова – Туровскую колокольню. На Подоле не сохранились сооружения древних времен, однако их можно увидеть на Старокиевской горе, где было основано “град Кия”.

    Владимир Великий, князь Киевской Руси, в интересах языческой элиты ввел языческий пантеон богов. На месте старого капища, где стояло подобие Перуна, появились 7 разноплеменных богов: Перун, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Симаргл, Мокошь и Велес.

    Однако впоследствии Владимир сделал вывод, что государству нужна новая вера. Поэтому он решил принять христианство и окрестить русичей. Крещение состоялось во времена затруднительного положения Византии, в то время считалась могущественным государством. Тогда византийский император обратился в Киев с просьбой о военной помощи. Главными условиями, по которым Киев соглашался помочь Византии, были брак Владимира с сестрой императора Анной и содействие крещению населения Киевского государства.

    После принятия христианства в 988 году Киев загудел другой жизнью – городской. На месте языческих капищ строили церкви, что символизировало победу христианской религии. А главным сооружением Киева в Х в. считалась Десятинная церковь (Святой Богородицы). Первый каменный храм получил такое название, потому что на его содержание князь Владимир Великий выделил десятую часть доходов своих владений. Его стены покрывала фреска и мозаика, а внутри можно было увидеть драгоценные кресты, иконы, которые Владимир вывез из Корсуни (Херсонеса). В 1240 году церковь разрушили монголо-татары.

    После смерти князя Владимира между его сыновьями началась борьба за Киевский престол. Его унаследовал старший сын Святополк, который побоялся соперничества и приказал убить своих младших братьев Бориса и Глеба, которые княжили в северных городах Ростове и Муроме, а затем и третьего брата – Святослава. Князья Борис и Глеб жили по-христиански и не имели никаких намерений конкурировать со Святополком. Их похоронили в церкви святого Василия в Вышгороде в 1026 году.

    Против Святополка пошел походом князь Ярослав, что княжил в Новгороде. Тогда победил князь Ярослав, а Святополка выгнали из Руси за его преступления. После этого три года продолжалась борьба за власть между Ярославом и Мстиславом, но потом они помирились и разделили между собой Русь. В 1036 г. князь Мстислав умер, и Ярослав вновь стал единственным обладателем Киевской Руси.

    Уже в XI в. Киев стал крупнейшим городом Европы, где проживало 50-150 тысяч человек, хотя в то время Рим, Лондон и Париж имели по 20 000 населения. Уступал Киев тогда только Константинополю. Варяги удивлялись большому количеству крепостей, поэтому назвали современную территорию Украины “страной городов”.

    Понравилось читать об истории Украины, в частности, Киева? Тогда не останавливайтесь на начатом! О прошлом своей страны вы сможете узнавать и в видеоформате благодаря разделу “Онлайн уроки за 7 класс по истории Украины”. Слушайте о Галицко-Волынском государстве при преемниках Даниила Романовича и его культуре, Чернобыле и многое другое.

  • Ссылка на основную публикацию