История гладиаторских боев в Древнем Риме

Гладиаторские бои в Древнем Риме

Гладиаторские бои в Древнем Риме издавна вызывали самые разные эмоции у современников и исследователей. Сражавшихся на арене людей одновременно любили, презирали и боялись.

Кровопролитные схватки пробуждали азарт, зачастую заставляли восхищаться достоинством и поведением бойца, даже женщины увлеченно наблюдали за исходом битвы.

История

Уже более полутора тысяч лет прошло с тех пор, как мир попрощался с Римской империей, которая в свое время была величайшим государством. Тем не менее до сих пор человечество помнит любовь римлян к кровавым и жестоким развлечениям. Речь идет о гладиаторских боях, излюбленном зрелище каждого жителя империи.

Первые гладиаторские бои

Сейчас сложно достоверно узнать, когда и почему появились гладиаторские бои.

По одной из версий, основанной на записях греческого историка Николая Дамасского, принято считать, что они возникли в Этрурии и были частью похоронного обряда.

Впоследствии эта теория нашла подтверждение. В городе, который считается одним из самых древних поселений этрусков — Тарквиния — проходили археологические раскопки. Исследователи обнаружили изображения похорон, и одним из сюжетов были игры, ставшие прообразом гладиаторских боев.

Очень быстро из похоронного обряда, сопровождавшегося жертвоприношением, игры превратились в публичное развлекательное зрелище.

Спустя несколько десятков лет — в 216 году до н.э. — обряд повторился, на этот раз в память консула Маркуса Эмилиуса Лепидуса. Масштаб действа был более серьезным — трехдневные бои, в которых приняли участие 22 пары бойцов.

Следующим политиком, удостоенным такой великой чести, стал Публий Лициний Красс, скончавшийся в 183 году до н.э. Похороны были отмечены играми, в которых сражались 120 гладиаторов.

Постепенно обычай настолько укоренился среди римлян, что летописцы даже не упоминали об этих «малых» боях.

Почему гладиаторские бои стали популярными

Интерес народа к кровавому зрелищу быстро рос, и оно стало настолько неотъемлемой частью жизни римлян, что в 105 году до н.э. Рим получил предложение от консулов оплачивать бои из казны. Первые же сражения, где выступали обученные за государственный счет гладиаторы, снискали такую невероятную популярность, что быстро стали публичными.

До наших дней дошел известный лозунг «Хлеба и зрелищ!» Именно в нем секрет популярности гладиаторских боев. Простым римлянам была хорошо знакома нищета. На протяжении всей жизни они боролись с голодом, и император, прекрасно понимая, как опасна доведенная до отчаяния чернь, таким образом дарил праздник своему народу.

Пик популярности

Выступления гладиаторов постепенно достигли пика популярности, став любимейшим развлечением как знати, так и плебса. Теперь это были не просто бои, а настоящее шоу, призванное как можно сильнее поразить воображение зрителей.

О предстоящем празднике люди узнавали заранее, читая объявления на специальных щитах. Там указывалась вся необходимая информация: дата, время, повод, количество бойцов, имена наиболее знаменитых гладиаторов, порядок выступления.

Последнюю ночь перед боем будущие участники проводили на пиру. Для них заказывались изысканные лакомства, играли музыканты, танцевали прекрасные девушки.

Утром жители города любовались торжественным шествием гладиаторов. Перед ними шли ликторы, за ними — трубачи и свита. В конце процессии шел писарь и человек, в руках которого была пальмовая ветвь, которая использовалась для воздания почестей победителю.

Попробуйте мысленно перенестись на места для зрителей, прочувствовать атмосферу кровавого праздника. Итак, действо начинается.

Сначала на арену выпускают диких животных — львов, тигров, медведей, которым не давали пищи несколько дней, чтобы как можно сильнее озлобить их. Неудивительно, что сразу же разгорается настоящее сражение. Другой вариант — звериная охота. Против животных выходит специальный гладиатор — venator. Вместо доспехов на нем несколько кожаных полосок, а защищаться приходится только копьем.

Затем зрителям предлагают следующее зрелище — казнь преступников или христиан, которых безоружными выгоняли на арену и отдавали на растерзание голодным и яростным животным.

Подобная смерть в глазах каждого римлянина была великим унижением. Но вот эта часть представления закончена, тела погибших с помощью крючьев удалили с арены, кровавые пятна засыпали свежим песком.

Перед зрителями появляются главные действующие лица — гладиаторы. Сейчас они вооружены лишь деревянными мечами, но в результате боя никто не погибнет. Сражение — своего рода разминка, которая подготавливает бойцов и зрителей. Специальные служащие — ланисты — знакомят публику с участниками схваток.

Бои были достаточно короткими, чтобы не успели наскучить. Всего 10-15 минут, и исход очевиден. Сигналом к началу схватки был звук, издаваемый с помощью рога. В течение дня посетители могли увидеть не более 10-13 боев.

Гладиаторы были обязаны соблюдать определенные правила, за этим следили судьи (summa rudis). Обычно на эту должность назначали отставных гладиаторов, и каждое их суждение безоговорочно принималось.

Проигравший, но еще живой воин обращался к судье, признавая свое поражение, поднимал вверх три пальца – большой, указательный и средний. Теперь его судьба зависела от желания публики. Гладиатор, снискавший уважение своим мастерством, храбростью и умением сражаться мог рассчитывать на помилование, но в случае отказа он должен был пройти еще через одно испытание — умереть, глядя в глаза сопернику и не теряя достоинства.

Победитель получал лавровый венец и деньги. Если гладиатор был осужденным или рабом, его могли одарить высшей наградой — деревянным мечом, символизировавшим свободу.

Особенного успеха в проведении игр достиг Юлий Цезарь, который возвел бои в искусство, наделив их элементами театра. Например, за короткое время на арене сооружались впечатляющие декорации, копировавшие стены Карфагена, первая часть гладиаторов изображала легионеров, а вторая — карфагенян.

Другое дошедшее до нас свидетельство гласит, что схватка гладиаторов проходила среди свежесрубленных деревьев, изображавших лес, и повторяла битву римских легионеров с германцами.

Навмахии – морские сражения

Для властителя не было ничего невозможного, и самые фантастические сценарии обязательно исполнялись. Например, устраивались даже инсценировки морских сражений, которые назывались навмахиями (naumachia).

46 год до н.э. — жители города понимают, что их ждет невиданное зрелище. На Марсовом поле (Campus Martius) выкопано искусственное озеро невероятных размеров. 16 галер сошлись в ожесточенной битве, 4000 гребцов приводили их в движение, 2000 гладиаторов проливали кровь друг друга.

Казалось, невозможно провести более впечатляющие игры, но спустя 44 года Октавиан Август порадовал римлян навмахией, где сражались уже 24 корабля и 3000 воинов. Жители города получили возможность воочию увидеть, как происходила битва при Саламине — морское сражение между греческим и персидским флотами, произошедшее в 480 г. до н. э..

Император Клавдий побил этот рекорд. Действие перенеслось на Фуцинское озеро (Lago Fucino), а в отчаянном бою встретились уже 50 кораблей, на которых находилось 20 тысяч человек. Все зрители были в невероятном восторге от зрелища.

Гладиаторские бои были излюбленным зрелищем римлян, они не только давали людям яркие эмоции, азарт, но и усиливали чувство патриотизма. Часто бойцов одевали и вооружали как представителей покоренных народов. Поединки снова и снова доказывали могущество Римской империи.

Запрет боёв

Со временем государство вступило в эпоху кризиса. Участились вторжения врагов, разразилась опустошительная эпидемия чумы, довершили дело экономический спад и Гражданская война. Все активнее распространяется христианство, уже многие знатные люди начинают исповедовать эту религию. Бои гладиаторов постепенно теряют свою популярность.

Первая попытка их отмены была сделана в 315 году н.э. Император Константин I запретил отдавать людей на растерзание животным на арене.

В 365 году н.э. уже другой император — Валентиниан I ввел штрафы для тех судей, которые продолжали выносить подобные приговоры для христиан.

Император Гонорий в конце IV — начале V века н.э. закрыл школы, где обучались гладиаторы.

В 438 году Валентиниан III еще раз наложил запрет на гладиаторские бои, и спустя год историки упоминают о последних играх в Риме.

Сооружения – где проходили бои?

Первые сражения проходили на городских рынках, где существовали открытые площадки. Чтобы знатные люди могли со всеми удобствами наслаждаться зрелищем, для них возводили временные места на возвышенностях. Бои завоевывали все большую популярность, и потребовались специальные сооружения.

Сначала амфитеатры были деревянными. Каменная постройка была возведена в Риме в 29 году до н.э. Плиний упоминает, что она вмещала около 80 тыс. зрителей, в ней было три этажа, украшенных статуями и отделанных мрамором. Спустя 35 лет пожар уничтожил этот амфитеатр, так как он был создан на деревянном каркасе.

Амфитеатр

В 80 году н.э. римский народ получил поистине императорский подарок. Тит Флавий Веспасиан построил амфитеатр, останки которого мы можем видеть и сейчас — Колизей (Colosseo).

Великолепное сооружение было поистине чудом инженерной мысли.

Особое внимание уделялось удобству зрителей – при входе они имели возможность купить различные сувениры, а специальный персонал помогал найти свои места. Знать наблюдала за боями, комфортно устроившись на сидячих трибунах в тени навесов. Плебс располагался выше и все время действия проводил на ногах.

В коридорах, которые вели к трибунам, кипела жизнь. Расхваливали свой товар многочисленные торговцы, предлагавшие различные лакомства и списки гладиаторов, толпились люди, возбужденные предстоящими боями.

Зрители

Передние ряды занимали самые привилегированные люди. Здесь были сиденья для сенаторов, членов знатных семей, солдат. При Августе женщины смотрели на бои со специально отведенных мест.

Знаменитые гладиаторы были хорошо известны публике. Многие зрители имели своих любимцев и всячески поощряли их. Более того, по требованию народа победителя могли вознаградить свободой. Заключались пари на исход битвы, и здесь проигрывали или выигрывали целые состояния.

Например, известен досконально описанный бой между двумя популярными гладиаторами — Верусом и Прискусом. Каждый из них имел своих поклонников, азарт публики особенно подстегивался тем, что воители были лучшими друзьями.

Культура

Конечно, такое значительное явление не могло найти отражения в культуре. Многие деятели искусства вдохновлялись боями гладиаторов.

Картины

В 1872 году французский художник Жан-Леон Жером увековечил трагический момент на своем полотне «Pollice verso», что переводится с латыни как «поворот большого пальца».

Картина передает всю гамму эмоций — и ожидание победителя, и единогласный вердикт разгоряченной толпы, и обреченность побежденного, признающего свое поражение. Сейчас шедевр находится в музее искусств (phxart.org) города Финикс, штат Аризона.

Целый цикл посвятил воителям итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico).

Впечатляющий портрет «Гладиатор» создал в 2008 году Андрей Шишкин.

В музыке

Группа «Ария», в репертуаре которой немало хитов на исторические темы, не обошла своим вниманием и эпоху Древнего Рима.

Песня «Колизей», представленная слушателям в 2002 году, ярко рассказывает о судьбе пленника, который стал гладиатором. Автор текста Александр Елин смог подобрать очень выразительные слова, дающие возможность почувствовать переживания героя и атмосферу боев.

5 лучших фильмов про гладиаторов

Особенно значительное отражение эти игры нашли в кинематографе. Режиссеры и актеры с максимальной достоверностью воспроизводили на экране бои, насыщая их трагизмом и эмоциями.

    «Гладиатор» — художественный фильм режиссёра Ридли Скотта (США, 2000). В центре сюжета знатный воин, генерал Максимус.

Став жертвой предательства, он оказывается на арене Колизея, где его ждет бой с давним врагом.

  • «Спартак: Кровь и Песок» — сериал режиссёра Стивена С. Де Найта (США, 2010). Сериал рассказывает зрителю о малоизвестных ранних годах жизни Спартака. Показана личная трагедия главного героя, его удивительное мужество и известность.
  • «Падение Римской империи» — фильм режиссёра Энтони Манна (США, 1964). Перед зрителем предстает эпоха упадка государства. Угрозы нападения, кризисы, теряющие популярность бои гладиаторов, интриги — все вместе составляет увлекательное повествование.
  • «Деметрий и гладиаторы» — фильм режиссёра Делмера Дэйвса (США, 1954). Невероятная история христианина, по стечению обстоятельств ставшего гладиатором. Выдержит ли его вера предстоящее испытание на арене?
  • «Два гладиатора» — фильм режиссёра Марио Каяно (Италия, 1964). Неожиданное появление еще одного наследника трона ставит императора в затруднительное положение. Смертельный поединок решит, кто из них будет править.
  • Интерес к этой странице истории до сих пор не иссякает. Множество исследователей снова и снова изучают обнаруженные исторические источники, рассказывая о них миру.

    Мысленно поднимитесь на арену Колизея, а лучше наяву купите билеты, закройте глаза. Прислушайтесь, почувствуйте себя участником событий, отзвучавших много веков назад. Слышите рев толпы, звуки шагов, музыку, заглушаемую звоном оружия? Таким был голос Вечного Города. Ave, Caesar, morituri te salutant!

    Гладиаторские бои: от зарождения — к упадку

    Гладиаторы Древнего Рима стали одним из символов Античности. За несколько веков игры прошли путь от ритуала до развлечения горожан.

    Пытаюсь ставить сызнова. И первый акт
    Понравился; внезапно слух разносится,
    Что будут гладиаторы; народ бежит,
    Шумят, кричат, дерутся за места вокруг.
    (Теренций. Свекровь)

    Гладиаторские бои в Древнем Риме: эпоха Республики

    Предположительно, римляне заимствовали идею гладиаторских боев у своих соседей этрусков или самнитов. У италийских народов были обычаи приносить в жертву пленников на похоронах знатных граждан и полководцев, но эти народы заставили обреченных сражаться.

    Первые гладиаторские игры состоялись в Риме в 264 году до н. э. Их организовали сыновья Юния Брута Перы на похоронах отца. В этих первых засвидетельствованных в источниках гладиаторских боях приняли участие три пары бойцов.

    Следующие засвидетельствованные в источниках игры состоялись еще через 49 лет — в 215 году до н. э. на похоронах Эмилия Лепида. Игры продолжались три дня, и в них приняли участие 22 пары поединщиков. Следующие известные гладиаторские бои состоялись еще через 15 лет (в 200 году до н. э.). Их устроителями были сыновья Марка Валерия Левина, героя войн с Македонией и Карфагеном. На играх в честь Левина сражались уже 25 пар бойцов.

    Следующие гладиаторские бои состоялись в 183 году до н. э. в память понтифика Публия Лициния Красса. Они показывают рост интереса к поединкам гладиаторов и стремление римлян затмить предшественников — наследники Красса выставили 60 пар поединщиков. Упомянутые выше гладиаторские бои могли быть не единственными: более скромные игры остались вне поля зрения античных писателей.

    К середине II века до н. э. организация гладиаторских боев стала стоить намного дороже. Возможно, поэтому на играх в память Тита Квинкция Фламинина в 174 году до н. э. было выставлено только 37 пар гладиаторов. Поединки гладиаторов стали не только частью ритуала на похоронах римлянина, но и любимым зрелищем горожан. Сохранилась история, как зрители дружно ушли с пьесы Теренция, услышав, что скоро неподалеку начнутся гладиаторские бои.

    В завещаниях римские граждане давали указания о проведении в их память гладиаторских боев. Поединки проходили не только на форумах и в театрах, но и на пирах. Организатор пира мог приобрести гладиаторов, которые развлекли бы гостей поединком.

    Обычай гладиаторских боев перенимали соседи римлян. Царь государства Селевкидов Антиох IV, живший в Риме заложником, устроил в своем царстве гладиаторские бои. Сначала профессиональных гладиаторов ему привозили из Рима, а затем стали обучать на месте. Лузитаны устроили бои гладиаторов на похоронах своего вождя Вириата.

    В эпоху гражданских войн богатые и честолюбивые римляне продолжали выкладывать денежные суммы на гладиаторские бои наравне с театральными представлениями и банкетами. Например, Юлий Цезарь в должности эдила выставил для игр 320 пар гладиаторов. Организаторы игр предлагали нововведения. Например, в последний день игр, устроенных Скрибонием Курионом, сражались гладиаторы-победители первого дня.

    Формально поединки гладиаторов проводились в память умерших римлян. Но фактически они стали зрелищем, которые организовывали политики для укрепления собственной популярности.

    Обязанностью курульных эдилов была организация ежегодных игр. Часть средств эдилы получали из казны, но должны были добавлять и собственные. Популярность политика среди народа и элиты на должности эдила давала римлянину шанс на дальнейшую карьеру, поэтому в дополнение к государственным празднествам эдилы в частном порядке устраивали гладиаторские бои.

    Зрителями боев были не только простые граждане, но и патриции с всадниками. Честолюбивый организатор игр стремился заслужить их поддержку, вкладывая средства в гладиаторские бои и другие зрелища. Пренебрежение зрелищами могло помешать карьере. Например, от Суллы ждали, что он станет эдилом и покажет горожанам игры с участием животных из Северной Африки. Полководец подал заявку на должность претора, минуя должность эдила, и потерпел поражение.

    Были приняты законы, ограничивающие влияние игр на политическую жизнь. По одному закону организатору запрещалось распределять места на играх по трибам, на которые делились римляне и тем самым подкупать их. По инициативе Цицерона был принят закон, который запрещал устраивать гладиаторские бои римлянину, который добивался или собирался добиваться в ближайшее время государственных должностей.

    В смутную эпоху гражданских смут политики приобретали гладиаторов для частных армий. Они не гнушались использовать их в политической борьбе. Цецилий Метелл Непот привел своих гладиаторов на Форум, чтобы запугать политических противников. Фавст Сулла, сын диктатора, окружил себя отрядом из 300 телохранителей-гладиаторов. В 50-е годы до н. э. гладиаторы участвовали в стычках между сторонниками политиков на улицах Вечного Города.

    Римский Колизей: гладиаторы и империя

    Закон Августа передавал организацию игр в Риме преторам, которые получали для этого деньги из казны. Возможность вкладывать в игры свои средства была ограничена. Это решение было одним из шагов к ограничению амбиций римских аристократов.

    Ежегодные гладиаторские игры проходили в декабре. Император Клавдий передал их организацию от преторов к квесторам. При Веспасиане ежегодные квесторские игры были отменены, но его сын Домициан возродил ежегодные бои гладиаторов.

    Использование поединщиков для поминовения усопших в эпоху империи сошло на нет. Но гладиаторские бои приурочивали к религиозным торжествам. Более того, игры проводились во благо императора и членов его семьи. Это был своеобразный ритуал, согласно которому жизни гладиаторов обменивали на благополучие членов правящей семьи.

    Чтобы провести в Риме гладиаторские бои за свой счет, римлянин должен был получить разрешение Сената. Кроме того, он не мог провести в год больше двух игр и не мог привлечь для состязаний больше 60 пар бойцов.

    В провинциях игры стали проходить за счет государства, а не только частных средств. В то же время местные элиты боролись за должности, поэтому продолжали организовывать гладиаторские бои за свой счет.

    Пышные игры позволяли себе устраивать только императоры. При Августе были составлены правила проведения гладиаторских игр. В их число входило распределение мест — первый ряд резервировался за сенаторами, отдельный сектор был для солдат, а женщины имели право наблюдать за боями только из самых последних рядов.

    За свое правление Октавиан устраивал гладиаторские бои 27 раз. На играх в честь освящения храма Божественного Юлия помимо обычных поединков по приказу Августа была устроена битва между пленными даками и свевами.

    Клавдий подходил к организации игр с фантазией. Всем известна организованная им в 52 году н. э. навмахия — морская битва на Фуцинском озере. Во время других игр гладиаторы изображали взятие города и завоевание Британии.

    При Нероне на арену вышли римские граждане из числа сенаторов и всадников, а также женщины-гладиаторы, при Домициане — гладиаторы-карлики. Вителлий одновременно провел игры во всех 265 кварталах Вечного Города.

    В 79 году н. э. при императоре Тите был открыт знаменитый Колизей. Ранее игры проходили в амфитеатре Марсового поля. В честь открытия Амфитеатра Флавиев прошли растянувшиеся на 100 дней игры.

    При Траяне гладиаторские бои продолжались 123 дня, а их участниками стали более 10 тысяч бойцов. Сначала состоялись отборочные бои, победители которых продолжили сражаться дальше.

    Преемники Траяна неохотно спонсировали гладиаторские бои. Марк Аврелий отменил доходный для казны налог на продажу гладиаторов, объявив, что казне не нужны запятнанные кровью деньги. Исключением стал Коммод, лично сражавшийся на арене.

    В III веке н. э. игры стали скромнее. Исключением стали гладиаторские бои, устроенные Филиппом Арабом в числе других мероприятий в честь 1000-летия Рима. Последние пышные бои устраивал Диоклетиан.

    Конец гладиаторских игр

    Хотя Константин отметил свою победу в гражданской войне гладиаторскими играми, со временем он принимал меры к ограничению жестокой забавы. Был издан эдикт, по которому преступников запрещалось отправлять в гладиаторские школы. Для Рима и нескольких других городов, впрочем, сделали исключение. В 357 году легионерам запретили добровольно поступать в школы для гладиаторов.

    Тем не менее в эпоху Константина игры еще проводились. Представители испанского города Гиспеллум обратились к императору с просьбой разрешить сделать жертвоприношение и провести в его честь гладиаторские бои. Константин запретил проводить жертвоприношение, но поединки гладиаторов разрешил.

    Закономерно, что христиане с самого начала осуждали гладиаторские бои. Легенда связывает конец кровавых игр в Риме с христианским монахом Телемахом в начале V века н. э. Писали, что он ворвался на арену и попытался остановить сражающихся гладиаторов. Разозленные зрители расправились с монахом. Из других источников известно, что Телемаха убили гладиаторы по приказу городского префекта. Попытка святого остановить поединок была легендой.

    Во второй половине IV века н. э. гладиаторы последние разы появляются в текстах историков. Римский епископ Дамасий по старой римской традиции нанял гладиаторов телохранителями в 367 году. Чуть позже в Сирии один из епископов нанял гладиаторов для разгрома языческих храмов.

    Валентиниан I окончательно запретил отдавать в гладиаторы преступников. А в 397 году н. э. последний раз упоминаются школы гладиаторов. Игры не были официально запрещены, а прекратились сами собой с обращением большей части римской элиты и простых людей в христианство.

    Экскурс в глубь веков: Краткая история гладиаторских боёв

    Многочисленные скандалы сотрясают мир ММА, на главных полосах новостных лент бывший герой смешанных единоборств Андерсон Сильва, пойманный на употреблении допинга. К нему присоединяются еще множество коллег-спортсменов, уличенных в нечестной игре. Хитрости, уловки и обман – таков профессиональный спорт сегодня. Это стало очередным поводом вспомнить об эволюции боёв, во времена когда не было бешеного развития фармацевтики и медицины, когда бойцы могли надеяться лишь на себя и свои навыки. Самым знаменитым периодом, воспетым в фильмах и других видах популярной культуры, безусловно является Древний Рим, проводивший смертельные гладиаторские соревнования.

    Современные ММА прошли длительный период становления, который уходит корнями глубоко в древность веков. Люди всегда требовали хлеба и зрелищ, и это желание подчас принимало самые неожиданные обличья. Одно из них – битва двух подготовленных людей, которые на потеху зрителям выбивали дух друг из друга. Этот вид единоборств принимал разные формы в древности, но наиболее известны прославленные римские гладиаторы, выходившее биться друг с другом насмерть.

    Гладиаторы – профессиональные бойцы, использовавшие различное оружие. Выступали они на специально возведённых для этого аренах перед зрителями. Происходило это на территории Римской Империи в период с 105 года до нашей эры до 404 года нашей эры (официальные ивенты). Бои длились зачастую до смерти одного из бойцов, соответственно большинство гладиаторов были рабами, бывшими рабами или приговоренными преступниками. Но встречались и отчаянные головы из свободных граждан, готовые рискнуть ради славы и денег жизнью. Гладиаторские бои были одним из самых любимых развлечений высоких слоев общества в Римской Империи.

    Этрусские корни

    На проведение гладиаторских игрищ римлян вдохновили их предшественники из Италии – этруски. Помимо прочего, они также стали примером для римлян в использовании жертвоприношения животных для пророчества будущего и введении символических эмблем. Этруски ассоциировали эти принципы с обрядами смерти, и они имели религиозное значение. Первый частный гладиаторский ивент проводился в честь смерти отца организатора, но в дальнейшем этот погребальный элемент исчез. Тем не менее пережитки религиозных предубеждений отражались в традиции добивании павшего соперника. В этих случаях служитель пробивал смертельный удар в лоб поверженного. Он бы одет в костюм посланника Гермеса, свидетельствовавший об отправке павшего в загробный мир. Присутствие божественного императора, сопровождавшегося когортой священников и девственниц-жриц Весты, подчеркивало псевдорелигиозность всего действа.

    Артисты

    Битвы гладиаторов были для императоров и аристократов отличной возможностью продемонстрировать богатство и власть обществу, отпраздновать военные успехи, отметить визиты важных персон и свои дни рождения, или просто отвлечь население от политических и экономических проблем. Сами бои были невероятно кровавы, смерти были распространены повсеместно. Огромную популярность гладиаторских боёв демонстрируют вместительные арены. Колизей (или Амфитеатр Флавиев) – самая известная и большая из них. Два, три, а то и четыре десятка тысяч зрителей стекались со всех ближайших округов в стремлении увидеть кровавое зрелище. Там охотились на экзотических зверей, там казнили преступников, там религиозные отступники были брошены на растерзание львам или звездам арены, а гладиаторы – символы чести и мужества Рима – убивали и были убиты. Популярное заблуждение гласит, что гладиаторы, встав в линию, приветствовали своего императора возгласами: «Ave imperator, morituri te salutant!» («Мы, готовые умереть, приветствуем тебя император!»). В реальности такую фразу произносили пленники, которые должны были быть убиты в другом виде кровавых римских игрищ – макете морских битв «навмахия».

    Гладиаторы обычно состояли из рабов и преступников, но зачастую в боях участвовали и военные пленники. Были даже обанкротившиеся аристократы, вынужденные сражаться, чтобы прокормиться, к примеру Семпроний, происходивший из знатного клана Граччи. Женщины также принимали участие в боях, пока Септимиус Северус в 200 году нашей эры не запретил это. По всей Империи были открыты гладиаторские школы: в Риме было три подобных заведения, также, за своих именитых гладиаторов, широко известной оказалась казарма в Капуе. Агенты вели поиски новых гладиаторов, ибо потребность в них возрастала. Условия этих школ были похожи на те, что есть в тюрьмах: маленькие камеры и кандалы для всех, но еда была немногим лучше (например, ячменная каша), а ученики получали лучшее из возможных медицинское обслуживание. Всё потому, что в гладиаторов вкладывались немалые инвестиции.

    Часто гладиаторы были обязаны биться со своими друзьями и знакомыми из тренировочных лагерей. Выбора у них не было, и приходилось демонстрировать профессионализм и отсутствие жалости.

    Пальцем в глаз? Копьём и мечом!

    Термин «гладиатор» происходит от латинского gladiatores, которое берет начало от названия основного оружия бойцов – короткого меча, гладиуса. Кроме него было и много других орудий, используемых в гладиаторских поединках. Гладиаторы носили броню и шлемы. Они зачастую были изготовлены мастерами кузнечного дела и украшены декоративными изображениями и перьями диковинных птиц. Качество оружия и брони зависело от класса, к которому принадлежал гладиатор. Выделяют четыре класса. Самнитский класс был назван в честь великого Самнита, воины которого сражались с римлянами и были ими побеждены в начальные годы Республики. Самниты были наиболее тяжеловооруженными воинами, использующими меч или копье, большой квадратный щит (scutum) и защитные накладки на руках и ногах. Фракийские гладиаторы носили изогнутый короткий меч (sica) и очень маленький квадратный или круглый щит (parma) в кулаке для блокировки ударов.

    Мурмиллонские гладиаторы отличались «рыбной» символикой: на их шлемах были расположены гребни в форме рыб. Как и самниты, они носили короткий меч и щит, однако защищали ноги и руки кожаной обмоткой и тонкими латами. Ретиарии не имели брони, кроме мягких кожаных наплечников, поскольку они стремились быть мобильными и быстрыми, нося облегченную экипировку. Они опутывали оппонента рыбацкой сетью, а затем стремились прикончить его трезубцем. Гладиаторы использовали в битвах комбинации; часто тяжеловооруженные классы, такие как мурмиллоны, сильно контрастировали на фоне быстрых ретиариев. Существовало также и множество других гладиаторов, их имена менялись, а оружие и броня комбинировались в разных последовательностях. Другие типы гладиаторов включали лучников, боксеров и бестиариев, устраивавших дикие побоища со зверями. Имеется информация, что в поздние годы своего существования гладиаторские бои использовали систему, напоминающую ту, что существует сегодня в ММА – с весовыми категориями и классами, но это является предметом дискуссий.

    Победителям – женщины, проигравшим – смерть

    Те, кому не хватало энтузиазма продолжить кровавую битву, получали удары хлыстом от своего менеджера (ланиста) и его бригады рабов, которые размахивали кожаными хлыстами и раскаленными металлическими прутьями. Без сомнения, рёв 40-тысячной толпы и безжалостный напор противника заставляли многих драться до самого конца. Были и отказы драться: одни из самых известных гладиаторских игрищ, организованные Квинтусом Аурелисом Симманкусом в 401 году нашей эры, в котором германские пленники должны были выступить на арене. Они предпочли передушить друг друга в клетках, вместо того чтобы развлекать римскую богемную публику.

    Если проигравший гладиатор не был убит на месте, он часто просил пощады, бросая оружие и щит и поднимая палец вверх. Его противник мог его пощадить, однако такое решение часто встречало возмущение толпы, потому хорошим профессиональным тоном считалось убийство соперника. Если на арене присутствовал император, он самолично мог решить участь побежденного, а толпа всячески старалась повлиять на его решение, размахивая тканями, улюлюкая и показывая разные жесты. Общество поднимало и опускало пальцы, кричало «Mitte!» («Отпустите его!») и «Iugula!» («Казнить его!»).

    Победители ивентов, опытные и бывалые бойцы, были обожаемы публикой, и, как свидетельствуют граффити на старинных римских зданиях, они пользовались значительным успехом у женщин. Случаи связей с аристократическими леди и даже побеги от богатых мужей, к сожалению, неизвестны. Помпейские настенные рисунки свидетельствуют, как воспринимала аудитория гладиаторов: Океанус, «Выбор буфетчицы», был описан как «вызывающий вскрики радости и восторга девушек», а от Целадуса «женщины падали в обморок». Еще пишут о количествах побед гладиаторов: Петрониус Октавиус – 35, Северус – 55, Насций – 60. Среднее количество побед было значительно ниже этих цифр, ведь были и такие игры, в которых гладиаторы бились друг с другом до победного конца, пока не останется последний выживший. Материальные ценности победителей включали пальмовую ветвь, часто – корону, серебряное блюдце с деньгами, а также, возможно, после долгих лет побед – свободу.

    Знаменитые гладиаторы

    Конечно, самым известным гладиатором был Спартак, который возглавлял восстание рабов и гладиаторов Капуи в 73 году до нашей эры. Он был родом из Фракии и был воином, пока римляне не захватили его в плен и начали тренировать как гладиатора. Он и семь его соратников сбежали из школы гладиаторов и основали лагерь у подножия вулкана Везувий. Их лагерь осадили, и Спартак с компаньонами отступил, далее они переместились в провинцию Кампанья и мародерствовали там, собирая таких же беглецов, стремившихся к свободе, и обучая их воинскому искусству. Спартак продемонстрировал недюжинные навыки лидера, когда армия под его руководством прорывалась на север к Альпам и выдержала как минимум девять битв с превосходящими силами римской армии. Когда умер его друг в битве, Спартак заставил три сотни плененных римских легионера принять участие в гладиаторском состязании в память умершего товарища. После двух лет восстания, армия Марка Лициния Красса наконец окружила и подавила восстание Спартака в Апулии, на юге Италии. Как предупреждение остальным, 6000 пленников были распяты на Аппиевой дороге между Капуей и Римом. Другим последствием восстания стало то, что количество доступных гражданам гладиаторов стало строго регламентироваться.

    Другой известный гладиатор, Коммод (108 – 192 года нашей эры), был непрофессиональным гладиатором и, ко всему прочему, императором. Он оказался настолько безумен, что пожелал драться на арене, но были слухи, что он оказался незаконнорожденным сыном гладиатора. Коммод получал баснословные гонорары за свои выступления. Он выходил в одежде, в которой изображали бога Меркурия, и в основном участвовал в охотах на диких животных с высокой платформы с использованием лука. Маловероятно, что хоть в одном бою из проведенной им сотни он подвергался реальной опасности.

    Единогласное решение судей

    Гладиаторские ивенты закончились в 404 году нашей эры. Это произошло с возросшим влиянием христианской империи. Христиане презирали арену, но их чувства были связаны не с кровавостью происходящего, а с потерей контроля над ликующей толпой. Император Хонориус закрыл школы за пять лет до этого, а последним аккордом стал случай, когда монах встал между дерущимися гладиаторами, стремясь прекратить кровопролитие. Возмущенная толпа приговорила его к смерти. Хонориус формально запретил гладиаторские сражения, однако пленников и преступников всё еще продолжали гонять в бойнях с дикими животными на протяжении столетия. Многие римляне были против отмены гладиаторских ивентов, считая такое развлечение частью культуры Рима, однако конец империи был близок: всего шесть лет спустя вестготы под предводительством Аларика разграбили Вечный город.

    Миф о гладиаторах: поголовные смертники?

    Прежде всего хочу отметить, что данный материал не является исчерпывающим по указанной теме, а оттого претензии, начинающиеся с фразы «автор забыл упомянуть о…» или «автор — дилетант, он же не рассказал о…» считаю в данном случае лежащими вне темы исследования.

    Постановка вопроса звучит следующим образом: приходя в людус, подписывал ли тем самым гладиатор себе смертный приговор? Все ли гладиаторы — смертники?

    На самом деле те, кто верит в этот миф, не до конца понимают суть явления гладиатуры. Не стоит путать две вещи: непосредственно тех, кого называли гладиаторами, и тех, кто выходил вооруженным на арену. Помимо самих гладиаторов, на арену с оружием выходили минимум 3 категории граждан.

    Первая — это приговоренные к смерти преступники. Римляне, заметим, были любителями и ценителями шоу, а оттого к казням подходили креативно и с подобающим зрелищным размахом. Это в средневековой Европе полуграмотная толпа любила поглазеть на банальное отрубание голов и прочих ненужных с точки зрения средневекового правосудия частей тела, в Риме же эстетические запросы были куда выше. Из казней устраивали настоящее представление, в котором, естественно, участвовали и гладиаторы — в качестве палачей. Приговоренным к смерти выдавали вполне функциональное оружие (а не затупленные аналоги — об этом чуть позже), а в случае, когда сценарий шоу предусматривал элемент реконструкции какого-либо сражения — и доспехи, идентичные (а то и аутентичные) доспехам воинов определенной стороны. Например, группу осужденных могли одеть «кельтами», а профессиональных гладиаторов — римскими легионерами, и устроить масштабную реконструкцию битвы с этими самыми кельтами, коих битв в римской истории насчитывается не один десяток. Естественно, что у приговоренных к смерти были ничтожные шансы на победу: гладиатор — это тренированный профессионал боя, а преступник — это всего лишь преступник. Иногда, правда, случалось и так, что особо отличившихся в деле предоставления качественного зрелища преступников зрители миловали.

    Вторая категория граждан — это те, кто, не будучи профессиональным гладиатором, выражал желание принять участие в Играх. Профессия гладиатора, конечно, не считалась особо уважаемой, но это было скорее официальной позицией (отношение к гладиаторам в Риме можно сравнить с отношением к скоморохам в Древней Руси после принятия христианства), но при этом гладиаторы пользовались очень высокой популярностью у публики. К тому же данную профессию всегда окутывал некий романтический ореол, да и адреналину зажравшимся квиритам иногда глотнуть хотелось. А уж если у жаждущего адреналину квирита и с финансами напряги были — тогда Арена приветливо распахивала для него свои ворота: мало того, что он мог рассчитывать на определенную премию от устроителя Игр, так еще и, согласно обычаю, гладиатор-победитель мог забрать себе всё, что зрители кидали на Арену в ходе (и по окончании) боя, и иногда на популярного или удачливого гладиатора обрушивался целый дождь мелких монет, горстями бросаемых со зрительских мест. Известны случаи, когда на Арену выходили весьма знатные персоны и даже императоры (отдельные экземпляры которых любили показать свои выдающиеся физические и бойцовые качества подданным — конечно, не ради дождя мелких монет, а поднятия рейтинга для). Основное отличие указанной категории граждан от профессиональных гладиаторов — это не столько отсутствие профессиональной гладиаторской подготовки (у многих из них подготовка не уступала гладиаторской), а статус — опять-таки, традиционно гладиаторы юридически были собственностью (рабами) соответствующего ланисты, а вот указанные граждане — нет.

    Интересно, что масштаб этого явления — выходов на Арену свободных граждан с целью щекотания себе нервов и наполнения кошелька, а также красования перед зрителями — был настолько широк, что периодически издавались эдикты, запрещающие, например, участие женщин из патрицианского сословия в Играх. Повторяю, не любых лиц патрицианского сословия; не любых женщин; а именно женщин патрицианского сословия — то есть с участием просто свободных женщин и просто патрициев давно смирились. Кстати, упомянутый эдикт издавался несколько раз, что говорит о том, что не особо-то он и соблюдался (раз напоминать пришлось).

    Если две первые категории граждан на Арене рисковали жизнью и здоровьем (в разной степени, конечно), то третья категория — практически не рисковала. Данная категория редко упоминается, однако без нее проведение Игр не представляется возможным. Это персонал Арены, в чьи функции входило обеспечение безопасности Игр. Например, если кому-то из приговоренных преступников вдруг взбредет в голову метнуть дротик в зрителей, то устроителю Игр будет как-то неловко. Поэтому иногда встречаются упоминания о неких sagittarius’ах, стоявших с натянутыми луками на трибунах и зорко наблюдавших за ходом схватки.

    Итак, всего существовало 4 различных категории граждан, принимающих участие в Играх; все они рисковали в различной степени.

    Профессиональный гладиатор, на секундочку — продукт штучный. Не любой раб годится для того, чтобы попасть к ланисте. Откровенный задохлик гладиатором не станет. Да и подходящий раб обучается в людусе, на секундочку, в течение ТРЕХ лет. То есть три года его кормить, одевать-обувать, учить… чтобы он в первом же бою сдох? Не надо считать ланист идиотами, они вполне осознавали свои гешефты и их источники.

    Именно по этой причине, если Игры организовывались ОДНИМ ланистой, то гладиаторы сражались не то чтобы тупым, но сильно затупленным оружием, и четко знали, КАК нанести удар так, чтоб внешнее кровотечение было, а серьезной травмы у оппонента — нет. Трудно сказать, были ли бои в таком случае сплошной постановкой, но, скорее всего, это был некий аналог современного рестлинга — выглядит впечатляюще, а на самом деле все движения заранее известны обеим сторонам. Волки сыты, овцы целы, пастух считает прибыль.

    Кстати, ряд видов гладиаторского оружия также был «заточен» исключительно под эффектность, но не под эффективность. Например, оружие гладиатора-скиссора: раздвоенный недлинный клинок — оружие, способное нанести лишь неглубокие порезы. Крови море, но до серьезных внутренних органов при всем желании не достанет.

    Так как хороший гладиатор приносил ланисте хороший доход, то к его, гладиатора, услугам были такие вещи, которые зачастую и не снились обычному небогатому римлянину. Например, все достижения тогдашней римской медицины. В частности, существует информация о найденных останках гладиатора, кости которого имеют следы операции штифтирования. Сложные хирургические операции, напомню, в средневековой Европе были неизвестны, да и в более культурно развитом Древнем Риме тоже не особо широко практиковались. Несмотря на всю продвинутость (для своего времени) римской медицины, внутренние кровотечения римляне останавливать не умели — именно от них погибло большинство гладиаторов.
    Что касается гладиаторов, побежденных в схватке. Некоторые ошибочно полагают, что их однозначно ждала смерть, или что победа в схватке гладиаторов может быть достигнута исключительно смертью противника. Разочаруем некоторых: самый результативный гладиатор, о котором сохранились записи, сириец Фламма, проиграл в разное время несколько схваток, что не мешало ему продолжать карьеру; при этом Фламма ЧЕТЫРЕЖДЫ отказывался от предложения не выступать больше на Играх. Правда, погиб в бою на Арене — но, видимо, именно к этому целенаправленно стремился.

    Гибель гладиатора (именно профессионального гладиатора, а не приговоренного преступника) в бою на Арене считалась скорее несчастным случаем, чем обыденностью.

    Тренерский состав людусов формировался, между прочим, из среды самих гладиаторов (чаще всего — рудиариев, т.е. тех, кому был выдан деревянный меч как знак того, что теперь он сам может решать, участвовать ли ему в Играх или нет), что уже говорит о том, что многие гладиаторы вполне себе доживали до пенсии. Кстати, о рудиариях: зачастую вместе с деревянным мечом они получали от ланисты и фригийский колпак (знак освобождения раба), но этот колпак их не особо радовал: это означало, что юридически он теперь свободен, а следовательно, ланиста не обязан его содержать. Мол, добывай, свободный гражданин Рима, средства на проживание теперь сам — ты больше не раб. Чаще всего «околпаченные» рудиарии нанимались к тому же ланисте — но теперь за зарплату, которую устанавливал сам ланиста (иногда к своей выгоде, т.к. содержать того же самого рудиария в качестве раба выходило бы дороже).

    В целом можно сказать, что римская гладиатура — это скорее профессиональный экстремальный спорт, нежели жестокий обычай. Несмотря на то, что основной костяк спортсменов составляли специально обученные рабы (всё в угоду зрелищности!), принять участие в Играх мог практически любой гражданин Рима. Гарантированная же смерть на Арене ждала только приговоренных к ней, а вовсе не профессиональных гладиаторов, пафосно приветствующих толпу криком «Идущие на смерть салютуют тебе!»

    Гладиаторы Древнего Рима: великие бои за жизнь

    Римляне превратили гладиаторские бои в жестокую забаву, но придумали развлечение их предки этрусски. Ритуал носил религиозное значение и сопровождал процесс погребения состоятельных людей. Совершалось жертвоприношение в честь погибшего. В борьбе решалось, кто падет в схватке и умилостивит культ Марса.

    Впервые бои гладиаторов прошли в империи в 264 г. до н.э. Событие также знаменовало похороны знатного гражданина империи. Мероприятие проводилось с участием трех пар бойцов на торговой площади. О традиции вспомнили через 50 лет во время похорон сына консула. Погребальные игры были организованы на построенном по случаю римском Форуме. Бои велись три дня и в них приняли участие более 20 пар бойцов.

    В течение последующих 100 лет труд гладиаторов использовался при погребениях. В 105 г. до н.э. соревнования получили статус развлечений в Риме.

    Толпа была в восторге от боев, а политики в свою очередь пытались завоевать всенародную любовь и расположение римских граждан. До прихода к власти в империи Цезарь устраивал игры с участием 320 пар бойцов-гладиаторов. После этого римский Сенат постановил об ограничении числа участников мероприятия. Чиновникам запретили проводить игры за два года до избрания на высокую должность.

    Картинки гладиаторов Древнего Рима

    Были ли рабами гладиаторы в Древнем Риме

    Гладиаторы считались профессионалами в мастерстве борьбы. Они специализировались на обращении с определенным видом оружия. Бои велись на публичных аренах Римской империи. Амфитеатры для представлений строились в период с 105 по 404 до н.э.

    Гладиаторские бои, обычно, заканчивались гибелью. Продолжительность жизни у сражавшихся была короткой, но профессия считалась престижной. Большинство гладиаторов относились к сословию рабов, свободных граждан или являлись заключенными. Кровавые бои часто заменяли смертную казнь. Без сомнения, зрелища на аренах Римской империи были одной из самых популярных форм развлечений в древности.

    Гладиаторы обучались искусству ведения боя в школах мастерства. Они давали присягу и с этого не считались людьми: не свидетельствовали в суде, продавались, сдавались в аренду. Профессия гладиатора была овеяна романтизмом, хотя на деле часто в школы поступали бедняки в поисках хорошего питания. Некоторые мужчины выходили на арены в поисках славы. Истории известны случаи, когда гладиаторам даровалась свобода.

    Фото гладиаторов в Древнем Риме

    Жизнь гладиаторов Древнего Рима

    Гладиаторские игры проводились императорами Рима и местной аристократией для демонстрации их власти и богатства. Событие ознаменовывало высокую победу государства или визит чиновника или дипломата другого государства. Бойцы боролись на аренах в день рождения состоятельных людей или для отвлечения людей от повседневных проблем, решения политических и экономических вопросов.

    Самой большой площадкой в истории Древнего Рима был Колизей в центре Рима – Амфитеатр Флавиев. Древний стадион вмещал от 30 до 50 тысяч зрителей. Представители римского общества заранее приобретали билеты на кровавый аттракцион смерти. Дикие и экзотические животные погибали от рук гладиатора. В случае их победы мужчин бросали на съедение львам.

    Распространено заблуждение, что гладиаторы обязаны были приветствовать императора Рима в начале каждого шоу словами:

    Ave Imperator, morituri te salutant

    «Да здравствует император, мы, пришедшие на смерть, приветствуем тебя!»

    В действительности эти слова произносили заключенные, обреченные на смерть в сражениях на море.

    Фото гладиаторов в Древнем Риме

    Часто гладиаторами были и военнопленные, вынужденные работать на арене. Известны случаи, когда на арены выходили обанкротившиеся аристократы. Например, гладиатором стал знаменитый Семпроний – потомок могущественной династии Гракхов.

    До выхода на арену Септмиуса Северуса в 200 г. н.э., женщинам было запрещено выступать как гладиатором.

    Постоянно велся набор в бойцовские школы гладиаторов. Условия проживания в них были похожи на тюрьму: кандалы и небольшие зарешеченные помещения. Однако еда подавалась намного лучше для укрепления здоровья. Гладиаторы получали хорошее медицинское обеспечение.

    Победите соревнований становились любимцами народа и пользовались особой популярностью у женщин.

    Отказавшихся от выхода на арену били кожаными кнутами, а также раскаленными стержнями из металла. Возмущенная толпа в 30-40 тыс. зрителей требовала убийства противника. Самый известный случай отказа во время боя, организованного Квинтом Аврелием Симмаха 401 г. н.э. Германские заключенные, вместо того чтобы выйти на арену, задушили друг друга в клетках, лишив римских граждан зрелища.

    Фото гладиаторов в Древнем Риме

    Когда гладиатора не убивали сразу, его противник мог проявить милосердие и оставить в живых. Он поднимал оружие с щитом и палец. Хотя его противник в этот момент мог убить его. Если во время представления присутствовал император, судьбу гладиатора решала толпа, размахивая тканями и делая жесты руками. Слово «Mitte!» и поднятый наверх большой палец означало «Пусть идут!» Палец вниз и выражение «Iugula!» — «Казнить его!»

    О жизни гладиаторов рассказывают сцены на стенах древних Помпеи. На изображениях указывалось, сколько побед одержал боец: Петроний Октавиан – 35, Северус – 55, Насция – 60. Победителю вручали пальмовую ветвь победы, корону и часто серебряное блюдо.

    Проведение конкурсов гладиаторов вступало в противоречие с новой христианской религией, пришедшей в Древний Рим в 404 г. н.э. Император Гонорий закрыл школы гладиаторов. Последним событием стал приход монаха из Малой Азии, Телемаха, который остановил кровопролитие встав между бойцами. Возмущенная толпа закидала монаха камнями до смерти.

    В итоге император Гонорий в результате запретил гладиаторские бои, хотя охота на диких животных оставалась долгое время. Римляне сетовали на отмену популярного развлечения.

    Картинки гладиаторов Древнего Рима

    Как проходили бои гладиаторов в Древнем Риме

    Дни гладиаторских боев объявлялись праздничными в империи. Подготовка к мероприятию велась длительное время, занимались ей специально подготовленные люди – эдиторы. Они делали рекламу, продавали билеты.

    Поиском и выкупом гладиаторов занимались граждане с профессией ланист. Они искали на рынках физически сильных рабов и военнопленных и привозили их в школы для обучения бойцовскому мастерству.

    В назначенный день граждан рассаживали строго по социальному статусу. Собиралось огромное количество граждан. Шоу сопровождалось театрализованным шоу. Потом выпускались дикие животные. С ними боролись приговоренные к смерти осужденные. В случае одержания победы им даровали жизнь.

    Бои велись под музыкальное сопровождения. Ритмы музыки ускорялись по мере ведения борьбы. Главной целью гладиатора было нанесение удара по черепу или в артерию. Демонстрация военного мастерства приравнивалась гражданским населением в древнем Риме к героизму.

    Картинки гладиаторов Древнего Рима

    Виды гладиаторов в Древнем Риме

    Термин gladiatores означал «оружие» или «короткий меч». В соревнованиях же использовалось множество других видов оружия. Гладиаторы носили доспехи и шлемы с декоративными мотивами, украшенные перьями страуса или павлина.

    Качество оружия и доспехов зависело от класса гладиатора. Выделяли четыре основных группы.

    1. Класс «самнит» был назван в честь воинов-самнитов, сражавшихся в первые годы на аренах республики. Первоначально римляне использовали слово «самнит» как синоним гладиатора этрусского происхождения. Они были хорошо вооружены, имели копье и меч, щит, защитную броню на руке и ноге.
    2. Фракийские гладиаторы были вооружены изогнутым коротким мечом (сика) и квадратным или круглым щитом (парма) для защиты от ударов.
    3. Иные гладиаторы были известны как «мурмиллоны». Они имели на шлеме гребень в формы рыбы. Как и самниты, они носили короткие мечи и имели броневые набивки на руках и ногах.
    4. Ретиарий не носил шлема или брони. Он нес металлическую сетку, в которую пытался заключить своего противника. Опутав его сетью, он наносил заключительный удар своим трезубцем.

    Гладиаторы сражались в парах в разных комбинациях. Это позволяло обеспечивать контраст между бронированными медленными классами, как франскийские, и защищенными, как ретиарии.

    Названия и классы изменялись со временем. Например, «самнит» и «галлия» названия стали звучать некорректно, когда страны с подобными названиями стали союзными. Также на древние арены Рима выходили лучники, бестиарии и боксеры, которые охотились на диких животных.

    Колизей древнего Рима

    Кто давал имена гладиаторам Древнего Рима

    Имя гладиатора была частью его сценического образа. Бойцам давали имена в школах мастерства или хозяева рабов. В любом случае они носили римское происхождение. О «варварских» граждане Древнего Рима не хотели и слышать.

    Самые известные гладиаторы Древнего Рима

    Самым известным гладиатором Рима являлся Спартак. Он возглавил в 73 г. до н.э. восстание гладиаторов и рабов из Капуи. Римский солдат, он был схвачен военными в Фракии для перевозки в школу гладиаторов.

    Он организовал побег с 70 товарищами из школы и создал оборонительный лагерь на склоне Везувия. Лагерь был осажден римскими военными, после чего они покинули пзицию и отправились в путь по местности Кампания. Бывшие гладиаторы организовали собственную боевую группу. Сражаясь на пути на севере Альп, Спартак проявил черты военного лидера в борьбе с римской армией. Спартак умер в бою, но прежде ему удалось освободить триста военных заключенных в честь своего павшего товарища.

    Фото гладиаторов в Древнем Риме

    После двух лет после восстания армия Марка Лициния Красса наконец арестовала повстанцев в Апулии на юге Италии. В назидание другим было распято более 6000 гладиаторов вдоль Аппиевой дороги между Капуа и Римом. После этого эпизода число гладиаторов, принадлежащих гражданам, строго контролировалось.

    Другой известный гладиатор – император Коммод (108-192 н.э.). Ходили слухи о том, что он был внебрачным сыном гладиатора. Он не был профессиональным бойцом, но получал огромные деньги за свои выступления в Колизее. Император одевался как Меркурий и соревновался на арене. Чаще он убивал диких животных с закрытой платформы с помощью лука.

    Гладиатор Спикул был настолько неподражаем в искусстве ведения боя, что император Нерон подарил ему целый дворец.

    Гладиаторы древнего Рима и их классификация

    Гладиаторские игры возникли из погребального обряда этрусков, в который когда-то входили человеческие жертвоприношения.

    Со временем обряд видоизменился: обречённых на смерть перестали убивать сразу, а заставили их с мечами в руках сражаться около могилы, и, таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих.Римляне впервые увидели это жестокое зрелище в 264 г. до н. э. на Бычьем рынке, где на поминках по Бруту Пере, устроенных его сыновьями, сражались три пары гладиаторов. Зрелище показалось столь необычным и примечательным для римлян, что это событие было внесено в летопись Рима.

    Связь между гладиаторскими играми и поминками никогда не забывалась, их называли «погребальными играми». Их официальное наименование — mumus («обязанность»), долг живого по отношению к умершему.

    В 105 г. до н. э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ. Отныне государство

    возлагает на своих магистратов заботу об их устроении. Гладиаторские игры становятся и в Риме, и по всей Италии любимейшим зрелищем, и это быстро берут в расчёт те, кто хочет выдвинуться. Цезарь в 65 г до н. э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: страшны были не только эти вооружённые молодцы; страшно было то, что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах.

    В случае, если раненый гладиатор оставался в живых, его участь решалась публикой. В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, решающим было мнение императора. Толпа «голосовала» при помощи жестов, которые со временем менялись. Хотя традиционно принято считать, что «поднятый палец» означал «Жизнь», а опущенный — «Смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал «смерть», символизируя движением добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто сжатый кулак. Не последнюю роль играли и крики с пожеланиями.

    Гладиаторские бои были запрещены в 400 году нашей эры, когда в Римской империи возобладало христианство.

    В зависимости от вооружения и специфики их участия в поединках различали следующие типы гладиаторов:

    Андабат (от греческого слова «άναβαται» — «поднятый, находящийся на возвышении») Были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (катафракты), и шлемы с забралами без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах, но без возможности видеть друг друга.

    Бестиарий: Вооружённые дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.

    Бустуарий: Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.

    Димахер (от греческого «διμάχαιρος» — «носящий два кинжала»). Использовали два меча, по одному в каждой руке. Сражались без шлема и щита двумя кинжалами. Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили поножи.

    Эквит («всадник»): В ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (parma equestris), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. Во времена Империи они носили доспех для предплечья (манику) на правой руке, тунику без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. Эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (хасту), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (гладиусом). Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.

    Галл: Были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.

    Эсседарий («боец на колеснице», от латинского названия кельтской колесницы — «esseda»). Возможно, впервые были привезены в Рим Юлием Цезарем из Британии. Эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с I века н. э. Так как не существует никаких изображений эсседариев, ничего не известно об их вооружении и манере ведения боя.[3]

    Гопломах (от греческого «οπλομάχος» — «вооружённый боец»): Они были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из парусины, набедренную повязку, пояс, поножи, доспех для предплечья (манику) на правой руке, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, который мог быть украшен кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны. Были вооружены гладиусом и очень маленьким круглым щитом, сделанным из одного листа толстой бронзы (сохранились образцы из Попмпеи). Их выставляли на схватки против мирмиллонов или фракийцев. Возможно, гопломахи произошли от более ранних самнитов после того, как стало «неполиткорректно» использовать название народа, ставшего дружественным римлянам.

    Лаквеарий («боец с лассо»): Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев, которые старались поймать своих соперников с помощью лассо (laqueus) вместо сети.

    Мирмиллон: Носили шлем со стилизованной рыбой на гребне (от латинского «mormylos» — «морская рыба»), а также доспех для предплечья (манику), набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы с выемкой для набивки на верху ступни. Мирмиллоны были вооружены гладиусом (40-50 см в длину) и большим прямоугольным щитом, как у легионеров. Их выставляли на бои против фракийцев, ретиариев, иногда также против гопломахов.

    Пегниарий: Использовали кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.

    Провокатор («соискатель»): Их обмундирование могло быть различным, в зависимости от характера игр. Их изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными кирасой (cardiophylax), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами.

    Ретиарий («боец с сетью»): Появились на заре Империи. Были вооружены трезубцем, кинжалом и сетью. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом (balteus) и большого доспеха на левом плечевом суставе, у ретиария не было никакой одежды, в том числе и шлема. Иногда для защиты шеи и нижней части лица использовался металлический щиток (galerus). Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли («retiarius tunicatus»), которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику. Ретиарии обычно сражались с секуторами, но иногда и с мирмиллонами. .

    Рудиарий: Гладиаторы, заслужившие освобождение (награждённые деревянным мечом, называемым rudis), но решившие остаться гладиаторами. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать настоящего шоу.

    Сагиттарий: Конные лучники, вооружённые гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.

    Самнит: Самниты, древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывал на происхождение гладиаторских боёв. Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён, проживавшим в регионе Кампания к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до н. э. Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит (scutum), украшенный перьями шлем, короткий меч, и, возможно, поножа на левой ноге.

    Секутор: Этот тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями. Секуторы были разновидностью мирмиллонов и были экипированы аналогичными латами и оружием, включая большой прямоугольный щит и гладиус. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.

    Скиссор (scissor, «тот, кто режет», «режущий») — гладиатор, который был вооружен коротким мечом (гладиус) и вместо щита имел режущее оружие, напоминавшее ножницы (по сути два малых меча, имевшие одну рукоятку) или, при другом раскладе, одевал на левую руку железный полый стержень с острым горизонтальным наконечником. Этим режущим оружием скиссор наносил удары, которые приводили к несерьезным ранам соперника, однако раны очень кровоточили (разрезались несколько артерий, что, естественно, вызывало фонтаны крови). В остальном скиссор был подобен секутору, если не считать еще и дополнительной защиты правой руки (от плеча до локтя), которая состояла из множества железных пластин, скрепленных меж собой прочными кожаными шнурками. Шлем и защитная амуниция у секуторов и скиссоров были одинаковыми

    Тертиарий (также назывались «Suppositicius» — «заменяющие»): В некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора. Сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием. Тертиарии также выходили на замену, если заявленный на схватку гладиатор по тем или иным причинам не мог выйти на арену.

    Фракиец: Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи. Они имели большой шлем, закрывающий всю голову и украшенный стилизованным грифоном на лбу или на передней части гребня (грифон был символом богини возмездия Немезиды), маленький круглый или приплюснутый щит (parmula), и две большие поножи. Их оружием был фракийский кривой меч (sicca, длиной около 34 см). Они обычно сражались с мирмиллонами или гопломахами.

    Велит: Пешие гладиаторы, вооружённые дротиком с привязанным к нему шнуром для метания. Названы в честь подразделений раннереспубликанской армии.

    Венатор: Специализировались на показательных охотах на животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии. Также венаторы выполняли трюки с животными: клали руку в пасть льва; ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке; заставляли слона ходить по канату (Seneca Ep. 85.41). Строго говоря, венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.

    Прегенарий: Выступали в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу. Они использовали деревянные мечи (rudis) и обматывали тканью тело. Их схватки происходили под аккомпанемент цимбал, труб и водяных органов (hydraulis).

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Как жили, сражались и умирали римские гладиаторы.

    Гладиаторы были звездами Римской Империи. Но какой была жизнь, и что на самом деле представлял собой бой гладиаторов? Как рабы арены сражались и выживали на протяжении столетий? Гладиаторские бои, несомненно, отличались от тех, что показывают в кино. Поскольку миф часто более интересен, чем реальность, порой сложно отличить правду от вымысла, особенно такой далекой от нас истории, как история Древнего Рима. К счастью есть подтвержденные исторические свидетельства, объясняющий реальную ситуацию того, что происходило на арене. И это безумно интересно.

    Гладиаторы Древнего Рима

    Гладиаторы — это не просто рабы, которые сражаются друг с другом. Они были финансовыми вложениями, религиозными инструментами и способом для богатых римских аристократов завоевать расположение народа. В римской культуре настолько укоренились обычаи арены, что несколько римских императоров сами принимали участие в гладиаторских боях. Нерон, например, участвовал в гонках на колесницах.

    Гладиаторские бои начались на траурных церемониях

    Гладиаторы не всегда использовались для предоставления общедоступных жестоких зрелищ. На самом деле изначально это была роскошь, которая была позволена только самым богатым римлянам. В ритуале, заимствованном у этрусков, гладиаторские бои были обязательной частью похорон богатых аристократов. Римляне верили, что пролитая во время боя кровь очищает душу умершего и готовит его к загробной жизни. По мере развития Римской цивилизации гладиаторские бои стали зрелищем, доступным каждому, благодаря проводимым государственным играм.

    Некоторым гладиаторам завязали глаза

    Смерть развлечения — это повторение. И в бесконечных поисках новых трюков, чтобы возбудить интерес толпы, кто-то решил, что это хорошей идеей будет завязать гладиаторам глаза. Называемые андабатами, гладиаторы с ограниченным зрением носили шлемы без глазных отверстий. Они также сражались без доспехов, одетые только в сандалии и набедренные повязки. Эти парни не были гладиаторами, прошедшими соответственную подготовку, а были преступниками, приговоренными к смерти для развлечения публики.

    Драки с животными были редкостью

    Животные действительно использовались на арене, но как правило не против гладиаторов. Обычно животные участвовали в специальных охотничьих играх с воинами, известными как венаторы и бестиарии. Первые были хорошо обученными охотниками, которые использовали копья и лук, чтобы изображать охоту, к удовольствию зрителей. Последние были преступниками, виновными в чудовищных преступлениях, не имевшими боевой подготовки; в наказание их выставляли на арену и они сами становились предметом охоты хищников, к удовольствию зрителей.

    Животные, используемые на арене, включают львов, крокодилов и слонов. Эти поединки обычно были открытием гладиаторских игр. В некоторых случаях животных натравливали друг на друга.

    Гладиаторы женщины

    В древнем Риме не было ничего необычного в том, чтобы увидеть женщин, сражающихся на арене. К первому столетию они регулярно участвовали в гладиаторских играх, хотя женщины-гладиаторы не воспринимались так серьезно, как их коллеги-мужчины. Обычно их использовали в пародийных поединках, например, когда император Домициан устраивал драки между женщинами и гномами. Однако были женщины, которые участвовали в охоте на животных. В 200 году нашей эры император Септимий Север запретил женщинам участвовать в играх.

    В Колизее происходили морские сражения

    Гладиаторы не всегда сражались на сухом песке арены. Иногда Колизей заливали водой для симуляции морских сражений. Эта практика была начата Юлием Цезарем, который соорудил озеро специально для водных сражений, хотя это озеро было доступно только самым богатым зрителям. В одном из крупнейших гладиаторских морских сражений, проходившем на озере Юлия Цезаря, 3000 человек сражались на 12 римских галерах.

    Не каждый гладиаторский поединок заканчивался смертью

    Хотя принято связывать гладиаторские поединки с морями крови и отрубленными конечностями, это не всегда было так. Гладиаторы были дорогими инвестициями, которые владельцы не хотели терять. Им давали кров, обучали, кормили, так что смерть гладиатора на арене была финансовым ударом для его владельца. Поэтому убийства на арене были не так распространены, как можно было бы предположить по фильмам. На самом деле было много способов, которые позволяли обоим воинам покинуть арену живыми. Если драка становилась слишком скучной, она плавно переходила в другую схватку. Если бой был особенно зрелищным, обоим гладиаторам разрешалось уйти с почестями, за то, что они устроили такое хорошее представление.

    Гладиаторы могли молить о пощаде

    К сожалению, многие гладиаторские поединки все-таки действительно заканчивались смертью. Когда гладиатор был серьезно ранен, у него была возможность попросить пощады. Если Гладиатор признает свое поражение и поднимет палец вверх, есть шанс, что его жизнь будет сохранена. Право решать — жить гладиатору или умереть принадлежало арбитру гладиаторского поединка, если присутствовал император, он всегда был арбитром. Арбитры часто учитывали реакцию толпы. Решения о жизни и смерти находятся в руках арбитров и людской толпы.

    Римские императоры иногда сражались на арене

    Не секрет, что рабы, к которым относились и гладиаторы в Риме были низшим слоем общества, когда дело касалось социального положения. Не смотря на то, что люди любили гладиаторов ни кто не пожелал бы открыто общаться с ними. По этому, прыжок римского Императора на арену был не слыханным унижением для него самого и вековых устоев всей Римской Империи. Некоторые императоры, такие как Калигула и Тит, вступали в бой на арене с презренными рабами. Самым печально известным из таких неугомонных был Коммод. Вообразив себя божественным воином народа, Коммод часто участвовал в постановочных сражениях, в которых само собой перевес был в его пользу, но в конце концов, он был убит.

    Гладиаторы владели многими видами оружия

    Гладиаторы не всегда пользуются мечами. На самом деле, широкий спектр оружия, используемого в гладиаторских играх, был в некотором роде уловкой, призванной добавить привлекательности боям. Этот шведский стол оружия включал в себя множество видов мечей, копий, ножей и щитов. Преимущества и недостатки этого оружия были частью стиля боя каждого гладиатора и помогали бойцам создавать личные бренды. Часто оружие присваивалось на основе родной культуры, так гладиаторы — самниты использовали копья, фракийцы — изогнутые короткие мечи.

    Гладиаторы разделялись по разным признакам

    Две основные группы были тяжелобронированными и легкобронированными гладиаторами, но и они были разбиты на группы, основанные на оружии и специфических качествах брони. Гладиаторы также классифицировались по уровню их опыта. Новобранцев и ветеранов часто отделяли друг от друга. Естественно, самые лучшие и опытные гладиаторы были оставлены напоследок.

    Отказ от боя всегда заканчивался плохо

    Гладиаторы, назначенные на бой, были обязаны сражаться на арене. Но некоторые были слишком напуганы или слишком принципиальны, чтобы сражаться ради удовольствия римских масс. Любой, кто откажется сражаться, будет жестоко наказан с помощью хлыстов и раскаленных металлических прутьев. На самом деле единственным способом не выйти на арену, было покончить с собой перед боем, как это было в случае с несколькими германскими пленными, которые задушили себя перед матчем в 401 году н. э.

    Доспехи гладиаторов находились под влиянием различных культур

    Гладиаторы происходили из всех рас и культур, которых коснулась Римская Империя, и у многих были доспехи, свидетельствующие об их происхождении. Шпангенхельмы, например, носили тяжелые шлемы германского происхождения, а германские гладиаторы вообще носили самые тяжелые доспехи, какие только можно было увидеть на арене. Калкриец, маска для лица, прикрепляемая к шлему, также была атрибутом германских гладиаторов. Греческие гладиаторы и другие жители восточных областей Римской империи обычно носили самые легкие доспехи. Гладиаторы мирмилло, также известные как рыбаки-гладиаторы, имели на шлемах гребень в форме рыбы.

    Были гладиаторы, которые сражались сетями

    Одним из наиболее специализированных классов гладиаторов были ретарии, стиль которых основывался на обычаях рыбаков. Ретарии носили легкие доспехи, которые давали им полную подвижность, так что они могли использовать свое оружие максимально эффективно. Что это было за оружие? Сеть и трезубец. В бою ретарии пытались уклониться от тяжеловооруженных и закованных в доспехи гладиаторов, заманить их в сеть и проткнуть трезубцем.

    Бои с участием лошадей и колесниц были очень популярны

    Эсседари были классом гладиаторов, которые специализировались на боях в колесницах. При этом Гладиаторы не устраивали гонки, это было совершенно другим развлечением в Древнем Риме. Эсседари часто выступали в реконструкциях знаменитых сражений, в которых римляне использовали колесницы, например, против британской королевы-воительницы Боудики.

    Гладиаторские бои обычно велись один на один

    Хотя на гладиаторской арене, безусловно, происходили масштабные сражения, большинство поединков не были столь масштабными. Обычный гладиаторский поединок представлял собой простую драку между двумя бойцами на открытой арене. В конце концов, гладиаторы были чрезвычайно дороги, поэтому выставление многих из них одновременно требовало больших денег. Масштабные матчи приберегались для особо торжественных случаев или только для самых богатых зрителей.

    Как жили, сражались и умирали римские гладиаторы.: 7 комментариев

    Мы знаем, что во времена проведения первых боев гладиаторы в основном набирались из числа личных рабов умершего, в честь которого совершался погребальный обряд. Тех рабов, которых раньше просто приносили в жертву, теперь заставляли сражаться между собой. Часто умирающий оставлял завещание, в котором было указано, каких рабов надо использовать в качестве гладиаторов и сколько денег должны потратить его наследники на развлечение народа, пришедшего отдать дань уважения покойному. Один патриций указал в своем завещании, что гладиаторами, которые должны будут сражаться на его мунусе, должны быть несовершеннолетние мальчики-рабы, которых он купил для своих сексуальных утех. Однако юность предполагаемых жертв и вопиющая несправедливость завещания заставили магистратов изменить его. Вместо юных мальчиков были выбраны юноши постарше.

    Публий Корнелий стал одним из важных персонажей «Истории Рима от основания города», созданной Титом Ливием во времена Августа. Ливий в значительной степени опирался на Полибия, но в его сочинении есть и новые по сравнению с «Всеобщей историей» эпизоды из биографии Публия Корнелия. В частности, Сципион здесь стал одним из спасителей остатков римской армии после каннской катастрофы, «судьбой назначенный быть вождём в этой войне» Для Сенеки Сципион был образцом старинной воздержанности и республиканских добродетелей: в изображении Сенеки Публий Корнелий проявил «необычайную скромность и верность долгу», уйдя в добровольное изгнание, чтобы не угрожать свободе сограждан. «Ведь дело дошло до того, что либо Сципион ущемил бы свободу, либо свобода — волю Сципиона». Посетив усадьбу, в которой Публий Корнелий провёл последний год своей жизни, Сенека восхищался скромностью жилья и умеренностью его владельца, который мылся в тесной баньке не чаще, чем раз в восемь дней

    Ланиста — владелец и одновременно управляющий труппы гладиаторов, или иначе фамилии глади-аториа (familia gladiatoriae). Гладиаторы жили и тренировались в школе, называемой лудий гладиатори (ludi gladiatori). Профессия гладиатора, впрочем, как и профессия ланисты, считалась в римском обществе довольно-таки постыдной. Уважающий себя римлянин должен был зарабатывать на жизнь, работая, например, адвокатом или ювелиром. Те же, кто продавал свое тело за деньги, считались людьми крайне недостойными. В эту категорию попадали рабы, проститутки, актеры и гладиаторы. Поэтому неудивительно, что большинство представителей этих презираемых профессий были в большинстве своем рабами. Даже ланиста, будучи, как правило, бывшим рабом, предпочитал, чтобы о характере его деятельности знало как можно меньше людей.

    Гладиаторы были просто рабами изначально обреченными на смерть.

    Ссылка на основную публикацию