Что такое Эрмитаж: история одного из крупнейших музеев мира

Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Государственный Эрмитаж

Эрмитаж в Санкт-Петербурге – российский музейный комплекс мирового значения, первые здания которого были заложены при императрице Елизавете. До сих пор изящность и гениальность Эрмитажа вызывают восторг у многих современных экспертов. Основы коллекции были собраны еще при Екатерине II, по ее же приказу отстраивались отдельные здания для хранения произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Сегодняшний комплекс включает пять исторических зданий на Дворцовой площади, среди которых Зимний дворец считается основным, дворец Меншикова на Университетской набережной и здание Главного штаба.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Эрмитаж

Общая информация

Впечатление от посещения Государственного Эрмитажа сложно описать словами. С первых же шагов по торжественной Иорданской лестнице ошеломляют царящие здесь роскошь и великолепие. Само время, кажется, застыло в величественных залах среди огромных малахитовых ваз, египетских саркофагов, греческих амфор, картин величайших европейских живописцев и скульптур знаменитейших мастеров. Здесь хранятся такие всемирно признанные шедевры, как «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Мадонна Коннестабиле» и «Святое семейство» Рафаэля, «Лютнист» Караваджо, картины Тициана, Мурильо, Эль Греко и многих других известнейших живописцев. Эрмитаж в Санкт-Петербурге обладает одной из лучших в мире коллекций французской живописи конца XIX – начала XX в.

История Эрмитажа

Строительство комплекса началось с возведения в середине XVIII века по заказу Елизаветы Зимнего дворца. Архитектор Франческо Растрелли трудился над зданием с 1754 по 1762 год. Первоначальный проект был выдержан в пышном барочном стиле, но значительную часть интерьеров в дальнейшем изменили в соответствии с требованиями классицизма.

Пришедшая к власти вскоре после окончания строительства Екатерина II не только санкционировала появление Большого и Малого Эрмитажа и Эрмитажного театра, но и заложила в 1764 году основу коллекции будущего музея. Первыми экспонатами стали фламандские и голландские полотна современных титулованной покупательнице мастеров. В это же время Юрием Фельтеном был построен двухэтажный барочно-классицистический дом для развлечений императрицы. Через пять лет к нему был присоединен спроектированный Жан-Батист-Мишелем Валлен-Деламотом корпус, с которым его соединяла галерея висячих садов. Ансамбль назвали Малым Эрмитажем.

В 1771-1787 годах на берегу Невы по проекту Фельтена построили и Большой Эрмитаж, поскольку коллекции книг и картин разрослись и не помещались в старых помещениях. Через 5 лет Джакомо Кваренги, создатель Эрмитажного театра, завершил пристрой к нему. При Екатерине в фонды музея поступали работы крупнейших итальянских мастеров, Рембрандта, на втором этаже Зимнего дворца был оформлен роскошный Георгиевский зал.

Кареты возле входа в Эрмитаж Зал Рубенса Георгиевский зал

Эрмитаж в XIX веке

После завершения войны с французами Эрмитажу досталась коллекция Жозефины Богарне, супруги Наполеона. Отечественная война 1812 года наложила отпечаток на облик Эрмитажа: в царствование Николая I делалось все, чтобы увековечить память героев сражений. В залах комплекса появлявились портреты полководцев, рельефы с патриотической символикой.

В николаевский период над внутренним убранством Эрмитажа работал Александр Брюллов, брат знаменитого живописца. Он оформлял интерьеры Зимнего дворца, вместе с Василием Стасовым восстанавливал Петровский и Фельдмаршальский залы после разрушительного пожара 1837 года.

В 1852 году группа архитекторов построила Новый Эрмитаж специально для живописных коллекций, воплотив основные детали проекта немца Лео фон Кленце. Над интерьерами Большого Эрмитажа и Зимнего дворца в это время работал Андрей Штакеншнейдер. В 60-80-х годах коллекции музея пополнили работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, образцы европейского декоративно-прикладного искусства, сюда было переведено собрание оружия из царскосельского Арсенала.

Оформление залов Зимнего дворца

История комплекса в XX веке

Во время Первой мировой в Эрмитаже был организован госпиталь. После Февральской революции здесь заседало Временное правительство, которое было арестовано прямо во дворце во время большевистского переворота. 12 ноября 1917 года Эрмитаж стал государственным музеем. До Второй мировой войны коллекция существенно выросла за счет национализации частных собраний и объединения разных музеев, ценные экспонаты пришли из союзных республик. Во время войны собрание эвакуировали в Свердловск, с ноября 1945 года все снова было возвращено на свои места.

С 1981 года посетителей Эрмитажа в Санкт-Петербурге начал принимать дворец Меншикова с экспозицией, посвященной культуре и быту петровского времени. В Эрмитажном театре в 90-е открылся «Зимний дворец Петра I». Часть экспозиций переехала в Главный штаб.

Госпиталь во дворце во время Первой мировой войны Сестры милосердия в Зимнем дворце во время Петрвой мировой войны

Современное состояние

В XXI веке Государственный Эрмитаж открывает свои представительства за рубежом и в российских регионах: это выставочные центры в Лондоне и Лас-Вегасе, Амстердаме, Казани, Ферраре, Выборге. Реконструируется Большой парадный двор, открывается новый вход в Эрмитаж. В ведение комплекса переходит собрание музея Ломоносовского фарфорового завода.

Коллекции музея

Осмотреть всё собрание за один визит физически невозможно, поэтому посетителям предлагают самостоятельно разрабатывать маршруты в соответствии со своими интересами. С архитектурной точки зрения наиболее привлекательны интерьеры Зимнего дворца, живописные шедевры сосредоточены в залах Большого и Нового Эрмитажа.

Зимний дворец

Основная экспозиция первого этажа Зимнего дворца – древнее искусство и археология, второго – живопись Англии и Франции XVI-XVIII вв. и интерьеры различных эпох, третьего – классическое искусство стран Азии. Отдельного упоминания заслуживают залы второго этажа: Тронный, Александровский, Большой, Концертный, камерные помещения императрицы Марии Александровны и семьи последнего императора.

Скифская фигурка из золота, VII в. до н. э. Стела Хекаиба. Древний Египет. XXII–XXI вв. до н. э. Зал, посвященный искуству Древней Греции Скульптурный портрет Вольтера Экспозиция, посвященная искусству Древней Индии Старинный фарфор Зал французского искусства XVIII в.в. Триптих “Поклонение волхвов”. Ниделанды. XV век Малая столовая

Малый Эрмитаж

С Зимним дворцом здание соединяет Сивков переход с площадкой, где хранятся древнеримские мозаики, саркофаги и рельефы. В названии зала увековечено имя Александра Сивкова, архитектора Эрмитажа советского периода, объединившего все здания в общее музейное пространство. Павильонный зал, окна которого выходят на Неву, в середине XIX века был оформлен Штакеншнейдером, не пожалевшим для стен и потолка позолоты и хрусталя. Здесь экспонируются четыре копии Бахчисарайского фонтана, мозаики и часы «Павлин». Бронзовый часовой автомат работы английских мастеров XVIII века до сих пор функционирует – его «пение» можно услышать каждую среду, в 19 часов. В Романовской галерее, со стороны Зимнего дворца, хранятся средневековые экспонаты, украшенные эмалями, резьбой по дереву и слоновой кости, фаянсовая посуда. Галерея приводит посетителей в зал голландской и фламандской живописи. В противоположной Романовской, Петровской галерее хранятся немецкие картины и скульптуры XV-XVIII вв.

Старый (Большой) Эрмитаж

С первого этажа Старого Эрмитажа на второй, выставочный ведет Советская лестница из белого и розового мрамора. Она была возведена по проекту Штакеншнейдера в середине XIX века на месте бывшего Овального зала, от которого остался духоподъемный плафон с изображениями богини Минервы и русского юношества. Название, вопреки расхожему мнению, не имеет к СССР никакого отношения: в этом здании еще в XIX веке располагался Государственный совет.

Большой Эрмитаж вовсе не велик по сравнению с внушительным Зимним дворцом и Новым Эрмитажем. Скромные объемы компенсируются ценностью коллекций – именно здесь, в Невской анфиладе, хранятся шедевры итальянского Возрождения: фрески Фра Беато Анджелико, рельефы Антонио Росселино, алтарь Сандро Боттичелли, «Святой Себастьян» Пьетро Перуджино, «Оплакивание Христа» Веронезе, «Святой Георгий» Тинторетто. В зале Леонардо да Винчи воспроизведены французские интерьеры XVII века. Здесь выставлены знаменитые леонардовские «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». В зале Тициана можно увидеть «Данаю» и «Святого Себастьяна».

Фрагмент фрески Фра Беато Анджелико “Мадонна с Младенцем, св. Домиником и св. Фомой Аквинским” Советская лестница Росписи и лепнина на потолке еонардо да Винчи “Мадонна Бенуа”, 1478-1480 Леонардо да Винчи “Мадонна Литта”, 1490-1491

Новый Эрмитаж

Поскольку на набережной реки Невы уже не оставалось подходящего места, главный фасад Нового Эрмитажа выходит на Миллионную улицу. Он украшен знаменитыми мощными гранитными фигурами атлантов работы скульптора Теребенева. Это именно про них поется в известной песне Александра Городницкого:

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо,
На каменных руках.

Статуи Атлантов на фасаде Нового эрмитажа

Проект Лео фон Кленце предусматривал полную гармонию между экспонатами и дизайном стен, потолков, паркета. Именно поэтому многие залы украшены медальонами, мозаиками в стиле различных исторических эпох. На первом этаже здания представлены образцы античного искусства. К выставочным залам ведет Главная лестница из белого мрамора, окруженная гранитными колоннами. Древнейшие находки расположены в колоритном Двенадцатиколонном зале с мозаичными полами, настенными росписями, имитирующими древнеримские, и зелеными гранитными колонными.

В центре зала Большой вазы стоит изготовленная в 1843 году 19-тонная Колыванская ваза из зеленовато-серой яшмы. По периметру помещения расставлены мраморные скульптуры эпохи императора Траяна. В сводчатом зале Юпитера экспонируется огромная статуя Громовержца, вывезенная из загородного дома императора Домициана. В античном дворике со статуями воспроизведено убранство домов знатных римлян и греков. Мраморные фигуры украшают и зал Диониса. В греческих залах времен классики представлены копии работ знаменитых скульпторов: Фидия, Мирона, Поликтета, подлинные вазы.

Колывановская чаша “Царица чаш” Зал Диониса Зал Юпитера

На втором этаже Нового Эрмитажа хранятся самые ценные живописные собрания. В зале Рембрандта собраны 23 работы голландского мастера, в том числе «Возвращение блудного сына» и защищенная после нападения вандала особо прочным стеклом «Даная». В зале Рафаэля представлена итальянская керамика, работы учеников знаменитого живописца и его шедевры «Мадонна Конестабиле» и «Святое Семейство».

Центр здания образует анфилада из трех залов с верхним освещением, так называемых «просветов». Малый итальянский просвет украшает цветная лепнина и работы российских камнерезов. В Большом зале хранятся крупноформатные картины итальянских художников, сохранилась оригинальная мебель, выполненная по эскизам Монферрана и фон Кленце. В Испанском просвете экспонируются произведения Веласкеса, Сурбарана, Мурильо.

Оформление Малого итальянского просвета

Эрмитажный театр

Здание возведено на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. Архитекторам удалось восстановить часть цокольного и первого этажа в помещениях под сценой. Осмотреть кабинет, столовую и парадный двор с санями Петра I можно со стороны Дворцовой набережной.

Интерьер фойе театра выдержан в серовато-голубых тонах, подчеркивающих пышность тяжелых люстр, изысканность медальонов, лепнины и потолочных картин. В зрительном зале, как в античном амфитеатре, установлено 6 полукруглых рядов скамей. Здесь, в идеальных для камерной оперы акустических условиях, проходят спектакли и концерты силами собственного оркестра и приглашенных из Мариинского театра певцов.

Дворец Меншикова

Барочное здание, первое капитальное строение Санкт-Петербурга из камня, стоит на Университетской набережной. Пока Меншиков был в силе, во дворце, центре огромной усадьбы, проходили основные развлекательные мероприятия царского двора. Впоследствии невостребованное здание обветшало до такой степени, что в ХХ веке реконструкция растянулась на несколько десятилетий. Некоторые помещения не восстановлены до сих пор. После передачи здания Эрмитажу в 1981 году в нем решено было воссоздать интерьеры первой трети XVIII века – анфилады парадных залов, Ореховый кабинет.

Меньшиковский дворец Потолочная роспись Большой зал Секретер Комод Старинные шахматы Убранство покоев Серебряная посуда Гобелены на стенах

Здание Главного штаба

Последнее приобретение музея – два здания, объединенные полукруглой триумфальной аркой, творение архитектора Карло Росси в честь победы Российской империи в войне 1812 года. Новое отделение музея представляет собой строгое трехэтажное здание с вытянутыми фасадами, монотонность которых нарушают только белоснежные коринфские колоннады. Долгие годы Главный штаб выполнял только официальную функцию, сейчас в части строения по-прежнему заседают представители военных ведомств. В настоящий момент залы здания реконструируются в соответствии с задачами музея – сюда переедет часть коллекций европейской живописи из Зимнего дворца.

Здание Главного штаба

Туристам

Главная часть комплекса «Государственный Эрмитаж» расположена на Дворцовой площади, к северу от станции метро «Адмиралтейская». Эрмитажный театр отделен от Зимнего дворца и других зданий ансамбля Зимней канавкой. Чтобы попасть во дворец Меншикова, нужно перейти Неву по Дворцовому мосту и, минуя Кунсткамеру, пройти около полукилометра к юго-западу по Университетской набережной. Музей Императорского фарфорового завода расположен возле станции метро «Ломоносовская».

  • Адрес: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, дом 2.
  • Телефон: +7(812)710-90-79
  • Официальный сайт: www.hermitagemuseum.org
Время посещения и стоимость билетов

Комплексный билет для осмотра всех зданий Эрмитажа стоит 400 рублей для граждан РФ и Беларуси, для гостей из других стран – 700 руб. Дети, студенты, пенсионеры проходят бесплатно. Каждый третий четверг месяца в музее действует акция – бесплатный день. Кроме того, безвозмездно посетить Эрмитаж можно 8 марта (для женщин), 18 мая и 7 декабря.

В разгар туристического сезона с мая по октябрь посетители с интернет-билетами попадают в здание через Шуваловский проезд со стороны Миллионной улицы, чтобы избежать очередей у кассы. Помимо прохода через «главный турникет», в Эрмитаж есть еще несколько входов для посетителей с разными видами билетов и групп. Музей не работает по понедельникам, на Новый год и в День Победы.

Билеты в Эрмитаж Очередь в кассы

Образовательные программы музея

Для детей в Эрмитаже проводятся квесты, работает изостудия, клубы и кружки, тематика которых выстраивается с учетом школьной программы. Для взрослых организованы тематические экскурсии, для студентов и старших школьников – виртуальные обучающие экскурсии. В школьные каникулы ученикам предлагают посетить «Неделю квестов» с десятком маршрутных листов.

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

Эрмитаж: история создания

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – старейшая и крупнейшая сокровищница зарубежного искусства в России и один из крупнейших в мире художественный и культурно-исторический музей.

Его название – Эрмитаж (ermitage) – в переводе с французского обозначает «место уединения, затворничество». Это связано с тем, что первоначально это место (специальный дворцовый флигель – Малый Эрмитаж) задумывалось Екатериной II как интимный уголок императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Здесь были размещены первые 225 картин голландских и фламандских художников, которые она приобрела в Берлине через агентов у комиссионера И. Гоцковского. Таким образом, частное собрание Екатерины II в 1764 г. явилось началом Эрмитажа.

Эрмитаж. Большой Тронный зал

Коллекции Екатерины II

В XVIII веке благодаря Екатерине II в России пробудился интерес к коллекционированию. Это увлечение затем достигло небывалого размаха, в России скопилось огромное богатство – выдающиеся произведения западноевропейских мастеров. Желая утвердить за собой славу «просвещенной государыни», ценительницы искусств, и затмить великолепием своего двора дворцы европейских правителей, она начинает коллекционировать произведения искусства. Знатоки живописи, европейские эрудиты, среди которых был и французский философ-просветитель Дени Дидро, собирали и закупали для русской императрицы коллекции картин. В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Тициан «Бегство в Египет» (1508 г.)

Тициан “Бегство в Египет”

«Бегство в Египет» — первая крупная работа Тициана. На ней изображена Богоматерь с сыном, они бегут в Египет от царя Ирода, сопровождаемые святым Иосифом. Ангел ведет осла, на котором сидят Мария с Христом, а по траве разгуливают многочисленные животные…

Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 х 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. И хотя главные действующие лица традиционно показаны па первом плане, им уделено меньше внимания, чем пейзажу, изображенному с большой тщательностью и поэтичностью. Композиционное расположение фигур — сдвинутая к левому краю картины группа, ритмичное размещение персонажей друг за другом — создает впечатление длительного и утомительного пути.

В 1772 г. Екатерина II покупает в Париже коллекцию живописи барона Кроза, в которой преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.

Джорджоне «Юдифь» (около 1504 г.)

Переговоры с наследниками Кроза о продаже картины проходили по инициативе российского посланника Д. А. Голицына и при участии Дидро. «Юдифь» воплощает идеал безмятежной красоты. Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня трактована скорее как античная богиня, чем как мститель от лица угнетённого народа. Картина написана на ветхозаветный сюжет об истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл в Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!» Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.

Многие художники обращались к данному сюжету, но Джорджоне создал умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.

В 1779 г. была приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, в которой было несколько шедевров Рембрандта (например, «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и портреты кисти Ван Дейка. А в 1781 г. Эрмитаж приобрел более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе, что послужило созданию коллекции графики.

Еще одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (1530-1534 гг.)

«Скорчившийся мальчик» — единственная скульптура Микеланджело в России, она находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже. Скульптура изготовлена из мрамора, высота — 54 см. По одной из версий, скульптура задумывалась для проекта капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо. По другой версии, она была сделана Микеланджело во время нападения испанцев на Флоренцию в 1529-1530 гг., когда он нашел убежище в одном из монастырей. Некоторые искусствоведы считают, что в этой скульптуре Микеланджело отразил угнетенное состояние флорентийцев в этот период. «Скорчившийся мальчик» был приобретён Екатериной II в 1785 г.

Микеланджело “Скорчившийся мальчик”

Затем в Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины в 1796 г. перечисляются 3996 картин.

Дальнейшее развитие Эрмитажа

Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов», которая сейчас находится в Вашингтоне. В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне. Жозефина Богарне, императрица Франции в 1804-1809 гг., первая жена Наполеона I, подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. В 1814 г. было приобретено собрание испанской живописи Кузвельта.

Караваджо «Лютнист» (около 1595 г.)

Это одна из ранних картин Караваджо. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся или через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом), или музыкальных инструментов: музыка — символ мимолётного чувственного наслаждения. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему произведением живописи.

«Камея Гонзага» (III век до н.э.)

«Камея Гонзага» — знаменитая камея (ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине) из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики (искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях). Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа.

Камея представляет собой парный портрет эллинистических супругов, царей Ливии, Македонии, Фракии и Боспора Киммерийского Лисимаха I и Арсинои II. Парный портрет эллинистических супругов устремлён на Запад. Камея выполнена в III в. до н. э. неизвестным автором в Александрии Египетской.

Именно при Николае I была реализована идея превращения Эрмитажа в публичный музей: в 1852 г. Эрмитаж был открыт для посещения, хотя вход в него все-таки был ограничен – надо было получать специальный пропуск в придворной конторе. Николай I внес также существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа, но при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США. На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи.

В 1845 г. по завещанию Татищева (дипломата и коллекционера) к собранию прибавились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж – первое в России здание, специально построенное в 1852 г. для публичного художественного музея. Является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Оно известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. К этому времени в музее хранились уже богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 г. музей посещали уже до 50 000 человек в год.

В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. Но в 1895 г. они передаются Русскому музею, который основал император Николай I.

Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX века становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.

Эрмитаж в советской России

Музей начал значительно обогащаться за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили картины Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

Канова «Три грации» (хариты)

Канова “Три грации”

Хариты — в древнегреческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Имена харит у Гесиода: Аглая («сияющая»), Евфросина («благомыслящая»), Талия («цветущая»).
Имена харит и их число в вариантах мифов различны. Харит могло быть две, иногда четыре. Xариты близки Аполлону. В Делосском храме он держит на ладони трёх харит, а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображение.
Харитам соответствуют римские грации.
В искусстве хариты-грации обычно изображаются таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, — спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Такова была их античная поза, известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Сенека описывает их как лучезарных девушек, обнажённых или одетых в свободные одежды, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Флорентийские философы-гуманисты XV века видели в них олицетворение трёх фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению. Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие, красота и любовь.

В 1948 г. был закрыт Музей нового западного искусства и его культурное наследие было перераспределено между музеями Петербурга и Москвы. В Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX-начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Поль Сезанн «Берег Марны»

Поль Сезанн “Берег Марны”

Пейзаж Сезанна подчеркнуто статичен: почти горизонтальной линии берега реки противопоставлены строгие вертикали дома и деревьев на берегу. Неподвижность пейзажа усиливается тем, что он отражается в зеркальной, словно застывшей, воде. Река кажется застывшей, как зеркало, неподвижными кулисами стоят деревья по берегам.

Если у импрессионистов мир порою растворялся в солнечном блеске, в постоянно меняющейся световоздушной атмосфере, то у Сезанна он вновь обретает весомость: в пейзаже подчеркнута структура здания и объемность массы деревьев. Деревья в картине образуют обобщенную массу, что характерно для импрессионистов.

Но вместе с приобретениями в этот период времени имели место и тяжелые потери. Бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.

В результате распродаж 1929-34 годов 48 шедевров навсегда покинули Россию: Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Но сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после войны в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

По окончании войны в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, затем советское правительство по просьбе правительства ГДР вернуло их в Берлин в 1958 г. В начале 1957 г. открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

В настоящее время

Музейный комплекс Эрмитаж

Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:

  • Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;
  • Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад;
  • Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;
  • Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;
  • Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I;

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

  • Запасной дом Зимнего дворца;
  • Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Эрмитаж: от частной коллекции до крупнейшего музея

В настоящее время Эрмитаж является вторым по величине художественным музеем в мире. А начинал он свою историю как небольшое частное собрание Екатерины II.

История создания

В 1764 году Екатерине II из Берлина была передана коллекция картин Гоцковского. Прусский купец и коллекционер Иоганн Гоцковский закупал полотна старых мастеров для ценителя искусства Фридриха II. Однако участие в Семилетней войне ограничило финансовые возможности монарха, поэтому он отказался от покупки.

Гоцковский, имеющий задолженность перед российской стороной, предложил приобрести ценные картины в счет его долга. Екатерина II, желая показать себя просвещённой монархиней и подчеркнуть стабильное финансовое положение страны, согласилась выкупить коллекцию купца.

Уникальное собрание живописи, состоящее из 317 картин, было оценено в 317 тысяч голландских гульденов. 11 февраля 1764 года императрица подписала указ о принятии собрания Гоцковского. В мае из Пруссии с согласия Фридриха II было вывезено 37 ящиков с картинами. Среди них имелись полотна Рафаэля, Рембрандта, ван Дейка, Йорданса, Ливенса и других известных художников.

Екатерина II разместила коллекцию в дворцовых апартаментах. Позже этот флигель получил название «Эрмитаж» (в переводе с французского «место уединения»). Более века это помещение было закрыто для широкой публики. «Место уединения» посещали лишь члены императорской семьи и приближенные к трону.

Вскоре Эрмитаж стал пополняться новыми экспонатами. В 1769 году в Дрездене была куплена богатейшая коллекция графа Генриха фон Брюля, насчитывавшая около 600 картин. А в 1772 году Екатерина II приобрела собрание живописи барона Кроза, включавшее 400 холстов. В их числе были картины Рафаэля, Тициана, Рубенса, Лоррена и иных живописцев XVI—XVIII века.

Быстро растущая коллекция уже не помещалась в небольшом флигеле. В 1780-х гг. она переехала в новое помещение («Большой Эрмитаж»). К концу XVIII века собрание Екатерины II насчитывало 3996 картин. Кроме того, императрица приобрела для Эрмитажа ценные скульптуры, камни, библиотеки Вольтера и Дидро и многое другое.

Эрмитаж в XIX-XXI вв.

Александр I и Николай I продолжили «дело» императрицы. Они приобрели для Эрмитажа отдельные полотна именитых художников (Рафаэля, Караваджо, Джорджоне), галерею дворца Мальмезон, собрание живописи Кузвельта и другие экспонаты.

В 1840-х годах началось строительство нового здания со специальными выставочными залами («Новый Эрмитаж»). После завершения стройки сюда были перенесены лучшие экспонаты из царской коллекции. А с 1852 года Эрмитаж стал общедоступным музеем. К 1880 году его посещаемость достигла 50 тысяч человек в год.

Во 2-й половине XIX века в музее появились картины русских художников. Также в число экспонатов Эрмитажа вошли тысячи новых полотен, гравюр, находки археологов и многое другое.

После 1917 года начался новый виток в развитии музея. Его собрание существенно обогатилось за счет национализированных частных коллекций и экспонатов Академии художеств. В Эрмитаж попали картины Боттичелли, Корреджо, Делакруа, Ван Дейка и других именитых художников. Кроме того, музей получил предметы интерьера из Зимнего дворца и подаренные шахом Ирана Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

В 1920-1930-е годы Эрмитаж лишился части экспонатов. После длительных переговоров музейных работников в Москву было передано около 500 картин. Также сотни полотен и предметов искусства перемещались из Эрмитажа в музеи и галереи советских республик. Отдельные произведения искусства были вывезены за границу и проданы. Эрмитаж лишился работ Рафаэля, Тициана, Рембрандта и Яна ван Эйка.

В годы Великой Отечественной войны большая часть экспонатов Эрмитажа была эвакуирована на Урал. После победы все ценности вернулись в музей. После победы Эрмитаж пополнился объектами «трофейного искусства» из собраний Германии.

В постсоветское время музей стал приобретать картины художников, ранее не представленных в галереях России (Утрилло, Сутина, Руо и других). А в 2006 году заработал проект «Эрмитаж 20/21», направленный на демонстрацию и приобретение современного искусства.

«Жемчужины» музея

Собрание Эрмитажа насчитывает более чем 3 миллиона экспонатов. Здесь представлены произведения искусства с каменного века и до начала XXI века. Некоторые из них относятся к числу мировых шедевров.

Среди экспонатов Эрмитажа имеются следующие знаменитые картины:

  • «Мадонна с цветком» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи;
  • «Мадонна Конестабиле» Рафаэля;
  • «Даная» и «Возвращение блудного сына» Рембрандта;
  • «Союз Воды и Земли» Рубенса;
  • «Танец» Матисса;
  • «Лютнист» Караваджо;
  • «Площадь Согласия» Дега;
  • «Хижины» Ван Гога;
  • «Любительница абсента» Пикассо
  • Автопортрет Ван Дейка;
  • «Чёрный квадрат» Малевича;
  • «Композиция VI» Кандинского и другие шедевры.

Кроме того, в музее демонстрируются:

  • Скульптура «Вечная весна» Огюста Родена;
  • Мумия древнеегипетского жреца Па-ди-иста;
  • Статуя Мут-Сохмет;
  • Часовой автомат «Павлин»;
  • Карточная коллекция генерала Ивкова;
  • Колыванская ваза;
  • Античные монеты;
  • «Венеры палеолита» и прочее.

Факты и мифы

Эрмитаж является одним из крупнейших музеев мира. Он расположен в пяти зданиях площадью 66,8 тысяч м 2 . Чтобы пройти мимо каждого экспоната, необходимо обойти 350 залов и преодолеть 24 километра!

Главный российский музей входит в «двадцатку» самых посещаемых музеев мира. Ежегодное его посещает более 5 миллионов человек.

Существует немало мифов и историй, связанных с Эрмитажем. Самая известная «байка» из музея – это легенда о Петре I Великом. Имеются сведения, что деревянная фигура царя («Восковая персона») меняет позы, ходит и указывает пальцем на дверь.

Есть и более зловещие истории «из Эрмитажа». Кровожадная египетская богиня Сехмет со львиной головой «кровоточит». Якобы в полнолуние на ее коленях появляется красноватая лужица, которая к утру высыхает. Некоторые утверждают, что кровь покрывает ноги богини накануне бед и катастроф в России. В последний раз кровавый налет видели в 1991 году.

По легендам, под Эрмитажем есть подземные ходы, соединяющие музей (бывший дворец) с другими зданиями. Один из них ведет к особняку Матильды Кшесинской – любовницы нескольких членов семьи Романовых. Другой ход соединяет Эрмитаж с Главным штабом.

Имеется еще одна любопытная легенда, связанная с Зимним дворцом. Перед смертью царствующие лица видели своих «двойников»-призраков. За 2 дня до кончины Екатерина II обнаружила «другую Екатерину», восседающую на троне. Такая же история случилась с императрицей Анной Иоанновной.

Некоторые посетители и работники Эрмитажа утверждают, что и в настоящее время встречают тени русских императоров (Екатерины Великой, Николая I, Александра II).

Эрмитаж

Государственный Эрмитаж
Дата основания1764
Местонахождение190000, Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, дом 2
Проездметро: “Невский проспект”, “Гостиный двор”
Телефон+7 (812) 710-90-79, (812) 710-96-25
Билет100 рублей – гражданам РФ при наличии соответствующих документов. Ученикам и студентам бесплатно (если предъявляется студенческий/ученический билет).
http://www.hermitagemuseum.org

Госуда́рственный Эрмита́ж в Санкт-Петербурге (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника) — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Поначалу представлял собой постоянно растущую коллекцию произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II, но с 1852 был открыт для посещения публики. Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ядро Эрмитажа и всего Санкт-Петербурга — Зимний дворец. За полтора столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сегодня музей и дворец являются ценным объектом российского и международного туризма, а современные технологии (виртуальные туры) широко применяются для рекламы музея по всему миру.

Содержание

Топонимика

Поначалу частные коллекции размещались в тихих и уединённых апартаментах Зимнего дворца, получивших французское название Эрмитаж, позднее это название распространилось на всю музейную галерею, а в наше время иногда некорректно используется по отношению ко всему Зимнему дворцу.

История

Частная коллекция Екатерины Великой

Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине она приобрела у берлинского коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин размещалось в тихих и уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения). Для Зимнего дворца Екатериной, а затем и другими императорами производились зарубежные закупки многих других крупных частных произведений: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолполя (1779) и др. Это привело к тому что каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2.080 произведений живописи, не считая многочисленные коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, скульптур, западноевропейского прикладного искусства, резных камней, монет и медалей, а также книг (например, целая библиотека Вольтера). На основании указа Екатерины II от 1795 г. из Варшавы была вывезена библиотека Залуских, насчитывающая почти 300 тысяч томов, 10 тысяч рукописей и огромное собрание гравюр.

Открытие музея

Эрмитаж был открыт в 1852 тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев, впрочем, в 1895 году они были переданы Русскому музею. Важными источниками пополнения фондов во второй половине столетия становятся дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XIX века в музее хранилось уже множество (тысячи) полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства. В коллекции картин Эрмитажа уже в те времена были очень ценные произведения, в том числе и средневековых мастеров, например, всемирно знаменита картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», которая была написана в Голландии в XVII веке, в переломный период между средневековьем и Новым временем.

В 1956 году открылся третий этаж Эрмитажа, допустили до импрессионистов. Тогда же осенью была выставка Пикассо

Здания Эрмитажа

Эти пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, традиционно включались в состав Эрмитажа:

  • Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Расстрелли)
  • Малый Эрмитаж (1764 — 1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот)
  • Старый Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
  • Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитектор Лео фон Кленце, В.П. Стасов, Н.Е. Ефимов)
  • Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)

Не так давно в состав Государственного Эрмитажа вошли:

Руководители

  • с 1990 по наст. время — Пиотровский, Михаил Борисович
  • с 1964 по 1990 — Пиотровский, Борис Борисович
  • с 1951 по 1964 — Артамонов, Михаил Илларионович
  • с 1934 по 1951 — Орбели, Иосиф Абгарович
  • с 1931 по 1934 — Легран, Борис Васильевич
  • с 1928 по 1931 — Оболенский, Леонид Леонидович
  • с 1927 по 1928 — Кларк, Павел Иванович
  • с 1918 по 1927 — Тройницкий, Сергей Николаевич
  • с 1909 по 1918 — Толстой, Дмитрий Иванович
  • с 1899 по 1909 — Всеволжский, Иван Александрович
  • с 1888 по 1899 — Трубецкой, Сергей Никитич
  • с 1879 по 1888 — Васильчиков, Александр Алексеевич
  • с 1863 по 1878 — Гедеонов, Степан Александрович
  • Жиль, Флориан Антонович

Филиалы

Амстердам

Филиал Эрмитажа в Амстердаме был создан в феврале 2004 года.

Филиал Государственного Эрмитажа в Амстердаме к 2008 году из небольшого флигеля «Неерландия» переедет в отреставрированное здание постройки 1683 года — «Амстельхоф», и его выставочные площади увеличатся с 500 квадратных метров до 2800. Всего же филиал российского музея получит 13 тысяч квадратных метров общей площади, на которых, помимо выставочных залов, разместятся большая аудитория, офисы, ресторан. «Неерландия» будет отдана под детский «Эрмитаж».

Деньги на реконструкцию Амстельхофа (39,5 миллионов евро) выделили правительство Нидерландов, мэрия Амстердама, правительство провинции Северная Голландия и фонд «Giro Loterij».

Выставки
«Венецианская живопись XVIII века»
«Николай и Александра»
«Греческое золото»
«Сокровища пилигримов: Византия — Иерусалим»
«Коллекционеры Санкт-Петербурга»

На этой выставке (с октября 2006 по 7 марта 2007 года) представлены более сорока картин из собрания Эрмитажа коллекций четырёх видных представителей российского общества XIX-го века: Николая Юсупова, Дмитрия Татищева, Александра Горчакова и Николая Кошелева-Безбородько.

Казань

Единственный в России филиал Государственного Эрмитажа был открыт 28 августа 2005 года. Открытие нового музея и первой выставки в нём было приурочено к 1000-летию Казани.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский прочел публичную лекцию на церемонии открытия филиала и представил первую выставку: «Золотая Орда. История и культура». Экспозиция состоит из нескольких сотен предметов материальной культуры и документов.

«Эрмитаж-Казань» располагается в здании бывшего юнкерского училища на территории Казанского кремля — Официальный сайт Казанского Кремля и Эрмитажа-Казань. Новый музейный центр занимает около тысячи квадратных метров площади, включая выставочные и служебные площади.

Лондон

В 2000 г. открыты выставочные залы Эрмитажа в Сомерсет-хаусе.

Феррара

В октябре 2006 года принято решение об открытии филиала в итальянском городе Феррара. Экспозиция будет размещена в замке семейства герцогов Д’Эсте, считающегося символом Феррары. В процессе принятия решения также рассматривались заявки других городов — Мантуи и Вероны.

Текущие события

Реставрация 2005

7 декабря — в день святой Екатерины («день рождения» Эрмитажа) открыты после полугодовой реставрации «Зал Юпитера» и «Галерея истории древней живописи»

Продажа картин из коллекции Эрмитажа

В 1930-х гг. советской властью была предпринята распродажа ряда шедевров Эрмитажной коллекции, включая Рембрандта, Рубенса, ван Эйка и Рафаэля.

Хищение экспонатов из Эрмитажа

В июле 2006 обнаружились пропажи 221 небольшого экспоната (ювелирные изделия, православные иконы, столовое серебро, эмалированная посуда и т. д.). В хищении заподозрили одну из бывших сотрудниц музея, которая вскоре скончалась от сердечного приступа. Как показало следствие, в хищении принимали участие она и её родственники. В 2006—2007 годах часть похищенных вещей удалось вернуть.

Документальное кино

  • «Покушение на Данаю». — Россия, 2006
  • «Продать Эрмитаж. Как уходили шедевры». — Россия, 2008

См. также

  • Экспонаты Эрмитажа
  • Проект Эрмитаж 20/21

Примечания

Ссылки

  • Официальный сайт
  • Государственный Эрмитаж: описание, фотографии, как добраться, что рядом
  • Трёхмерная панорама дворцовой площади
  • «Эрмитаж-Казань» ф-л Государственного Эрмитажа в Казанском Кремле
  • Энциклопедия Санкт-Петербурга

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Эрмитидж Саймон
  • Эрмитаж (музей)

Полезное

Смотреть что такое “Эрмитаж” в других словарях:

Эрмитаж — Государственный в Ленинграде, художественный и культурно исторический музей, один из крупнейших музеев мира. Занимает пять связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной: Зимний дворец (1754 62, архитектор В. В. Растрелли), Малый… … Художественная энциклопедия

Эрмитаж — Эрмитаж. Вид со стороны Дворцовой канавки. ЭРМИТАЖ в Санкт Петербурге (от французского ermitage место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Эрмитаж — Государственный (Дворцовая набережная, 32 38), художественный и культурно исторический музей, один из крупнейших музеев мира. Занимает 5 связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной: Зимний дворец, Малый Эрмитаж (1764 67,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

ЭРМИТАЖ — (фр., от лат. eremita пустынник). 1) Уединенный домик в парках или садах. 2) Здание в Петербурге, прилегающее к Зимнему дворцу, основанное императрицей Екатериною, служащее местом хранения различных редкостей и драгоценностей. 3) Старое… … Словарь иностранных слов русского языка

ЭРМИТАЖ — в Санкт Петербурге (от французского ermitage место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников… … Современная энциклопедия

ЭРМИТАЖ — в Санкт Петербурге (от французского ermitage место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников… … Русская история

Эрмитаж — (Краснодар,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Герцена 162, Краснодар, Россия … Каталог отелей

Эрмитаж 20/21 — «Эрмитаж 20/21» проект музея «Государственный Эрмитаж», ставящий целью привлечение внимания к произведениям современного искусства. Руководитель проекта Дмитрий Озерков. Проведённые выставки Выставки вызвали неоднозначную реакцию от восторгов по… … Википедия

ЭРМИТАЖ — муж., франц. (келья, жилье отшельника) основанное Екатериной II собранье редкостей и драгоценностей, при дворце. В Москве есть сад Эрмитаж. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

эрмитаж — уединенный домик; музей, павильон, зал Словарь русских синонимов. эрмитаж сущ., кол во синонимов: 4 • зал (47) • … Словарь синонимов

Эрмитаж — в Санкт Петербурге (от франц. ermitage место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников… … Энциклопедический словарь

Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Эрмитаж в Санкт-Петербурге – один из самых крупных художественных музеев во всем мире. Его первые здания были заложены во время правления императрицы Елизаветы. Несмотря на то, что Эрмитажу уже более 250 лет, он до сих пор поражает гостей и критиков своей роскошью и богатыми коллекциями. Ее основа была собрана во времена правления Екатерины II, которая и подписала указ о строительстве зданий для хранения картин, скульптур и других предметов искусства.

В настоящее время музейный комплекс состоит из 6 зданий. Главное из них – Зимний дворец. Также в состав Эрмитажа входят Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В этих шести зданиях для зрителей открыты 365 выставочных залов. Но, помимо них в распоряжение Эрмитажа также входят Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Меншиковский дворец. Общая площадь Эрмитажа в Санкт-Петербурге составляет более 233 квадратных километров.

История Эрмитажа

В отличие от многих других музеев, создание которых растянулось на многие годы, можно легко ответить на вопрос «Сколько лет Государственному Эрмитажу?». Он был основан и открыт в 1764 году, то есть отметил свой 250-летний юбилей в 2014 году. Архитектор Эрмитажа в Санкт-Петербурге – Франческо Растрелли, именно он построил главное здание музея – Зимний дворец.

Основание Эрмитажа

Изначально Императорский музей Эрмитаж был частной коллекцией Екатерины II, потому как императрице понадобилось место, чтобы хранить переданные из Берлина 317 картин, имеющих особую ценность. Собрание живописи оценивалось в 183 тысячи талеров, а 1 талер состоял из 26 граммов серебра.

Коллекцию императрице передал Иоганн Эрнест Гоцковский, в счет своего долга, который образовался из-за его неудачных попыток поставлять зерно для русской армии. В переданное собрание картин входили полотна именитых художников, таких как Рембрандт и Рубенс, а также других мастеров. Сейчас от первоначальной коллекции в Эрмитаже осталось 96 холстов. Изначально они выставлялись в уединенных комнатах дворца – Малом Эрмитаже.

Авторский проект фасада Зимнего дворца Эрмитажа (1754-1762). Растрелли, Бартоломео Франческо

В 1768 году в коллекцию Эрмитажа вошли более 5 000 рисунков, который принадлежал австрийскому дипломату. В нее входили, в том числе, работы Жана Фуке – это приобретение посодействовало развитию графических экспонатов. В 1769 году князь Белосельский-Белозерский посодействовал в приобретении собрания полотен, принадлежавшего министру польского короля. Оно состояло из 600 картин, в том числе в коллекцию входила работа Тициана.

В 1772 году императрица Екатерина, с помощью князя Голицына, приобрела во Франции коллекцию картин барона Пьера Кроза. Это было одно из лучших собраний живописи в Париже. В него входили 400 картин XVI—XVIII века. Они принадлежали кистям Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка и других.

В 1779 году коллекция Эрмитажа вновь расширилась. Было приобретено собрание живописи, принадлежавшее британскому премьер-министру. Это помогло добавить к экспозиции еще несколько шедевров Рембрандта и Ван Дейка. А в 1781 году в Париже была приобретена коллекция, принадлежавшая графу Бодуэну, включавшая в себя 119 картин тех же художников. После в Эрмитаж были добавлены античные скульптуры, в том числе созданные Микеланджело.

Уже через несколько лет после открытия музея становится ясно, что здание не вмещает все приобретения. И в 1771 году начинается строительство Большого Эрмитажа. К 1796 году коллекция картин Екатерины II насчитывала 3996 работ. Так императрице удалось собрать уникальное собрание живописи, хотя до ее правления в стране не было ни одной значительной галереи.

Эрмитаж в XIX веке и начале XX

Последующие российские императоры поддерживали начатое Екатериной IX дело. Александр I и Николай I покупали не только большие коллекции живописи, но и отдельные работы художников, которые до этого не были представлены в Эрмитаже. Полотна, преподносимые императорам в дар, также часто отправлялись в музейное собрание.

До правления Николая I Эрмитаж был частным императорским музеем. Он же перевел его в статус публичного, дав возможность большому количеству людей прикоснуться к искусству. До этого, даже именитые личности, как Александр Пушкин не могли войти в Эрмитаж по своему желанию. В 1852 году было открыто здание Нового Эрмитажа, которое возводилось специально для открытия общественного музея. Уже к 1880 году каждый год выставочные залы посещали более 50 тысяч человек.

Император также активно приобретал художественные ценности по всему миру. К сожалению, большая часть важнейших из них была продана в США советской властью.

Новый Эрмитаж со стороны Миллионной улицы (акварель). 1851. Садовников В.С.

Особое влияние на музей оказал Андрей Иванович Сомов, работающий на должности хранителя картин и рисунков, а после повышенный до старшего хранителя Эрмитажа. Он проработал на благо искусства 22 года, и положил начало новой странице в истории российского искусствознания. Андрей Иванович исследовал и каталогизировал живопись и рисунки, пополнял хранилища, покупая и принимая в дар собрания российских коллекционеров и музеев. Сомов издал каталог «Картинной галереи Эрмитажа».

В 1895 году часть коллекции, состоявшую их работ российских мастеров, была передана в Русский музей. Вскоре в Эрмитаж поступили экспонаты с археологических раскопок, благодаря которым удалось обогатить тематический отдел.

К концу XIX века в Эрмитаже хранились тысячи полотен, и он по праву считался центром русского искусствознания. Однако как только возник научный подход, выявилось немало ошибок. Например, многие картины Рафаэля или Леонардо да Винчи, который император приобретал за большие деньги, оказались работами их учеников.

Эрмитаж после революции 1917 года и во время войны

После революции 1917 года в Эрмитаже случились весомые преобразования. Коллекция музеев быстро пополнялась ценными работами, изъятых из частных коллекций и ставших народной собственностью. В это время в галереях появились работы Боттичелли, Ван Дейка, Рембрандта, Делакруа и других. Из Зимнего дворца в музей были перенесены предметы интерьера и императорские подарки. В 1932 году в музее появились 515 китайских серебряных ямбов – их от переплавки спас Н. В. Алабышев.

До революции коллекция Эрмитажа состояла из работ, написанных до XVIII века. После же – она пополнилась работами других художников, появились картины Ван Гога, Матисса, Пикассо и других.

Но одновременно с этим, собрание не только пополнялось, но и вывозилось. Например, Бриллиантовая комната была переведена в Кремль, а некоторые работы старых мастеров, как Рубенс, Рембрандт, Тициан и других, были переданы в Музей изобразительных искусств.

Советская власть активно проводила распродажи в конце 1920-х и начале 1930-х годах. Были проданы 48 мировых шедевра, которые были вывезены их России. В их числе оказалась единственная картина Ван Эйка, личные вещи Рафаэля и Боттичелли.

Как только работникам музея стало известно о начале Великой Отечественной войны – началась эвакуация ценностей на Урал. Более 1,2 миллиона экспонатов были вывезены в Свердловск, ныне – Екатеринбург. Подвалы Эрмитажа стали бомбоубежищами, но сотрудники не переставали заниматься научной деятельностью, и иногда даже вели лекции по искусствоведению.

Восстанавливать музейные залы начали еще до окончания войны, а сразу после ее завершения – возвращать экспонаты. Благодаря подвигу работников Эрмитажа в годы войны не было утрачено ни одной ценности, но некоторым потребовалась реставрация. Вскоре музей вновь открыл двери для посетителей.

После войны коллекция Эрмитажа пополнилась трофеями из музеев Берлина. В 1958 году ценности были возвращены в столицу Германии.

Современный период в истории Эрмитажа

Как только пал железный занавес, Эрмитаж, первый из музеев России, объявил о том, что в его хранилищах имеются трофейные произведения искусства, которые считались утраченными в ходе войны. Среди них оказались работы Сёра, Мане, Домье, Ван Гога и других. Они пополнили постоянную экспозицию музея.

В постсоветский период музеем активно приобретались предметы искусства XX века. Так в выставочных залах появились работы Утрилло, Сутина, Руо и других. До этого ни одна из картин этих авторов не была представлена в российских музеях.

На рубеже XX и XXI века был учрежден Международный фонд друзей Эрмитажа. В 2002 году в экспозиции появилась одна из версий картины Малевича «Черный квадрат», а 4 года спустя запустился проект, направленный на приобретение современного искусства.

В 2006 году обнаружили пропажу 221 экспоната. Все они были небольшие: ювелирные изделия, иконы, столовые приборы и посуда. Для объявления о краже была созвана пресс-конференция. Выяснилось, что кражу осуществляла одна из сотрудниц, вместе с семьей. Незадолго до того, как обнаружили факт пропажи, она скончалась. Украденные вещи удалось вернуть лишь частично.

Из-за пандемии коронавируса в 2020 году, Эрмитаж временно приостановил показ экспонатов. Зато были запущены онлайн-экскурсии на нескольких языках, которые посмотрели более 10 миллионов человек.

Описание Эрмитажа и выставок

Невозможно увидеть весь Эрмитаж за один визит. Даже есть тратить всего по 1 минуте на осмотр каждого экспоната, то потребуется 7 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть все сокровища музея. Поэтому лучше предварительно ознакомиться с выставками, и выбрать маршрут экскурсии исходя из собственных интересов. Перед посещением ознакомьтесь с тем, что находится в Государственном Эрмитаже и в каком здании.

Зимний дворец

На первом этаже Зимнего дворца открыта выставка древнего искусства и археологии, на втором – живописи Англии и Франции XVI-XVIII веков, а также роскошные залы (Тронный, Гербовый, Александровский, Петровский, Фельдмаршальский, Концертный зал, Аванзал и др.) и личные помещения членов императорской семьи, а на третьем – классическое искусство Азии.

Иконы «Богоматерь», «Архангел Михаил» и «Апостол Пётр» из деисусного чина. Новгород, последняя треть XV в. Эрмитаж

Часть стелы Харемхеба. Древний Египет. Конец XIV – начало XIII вв. до н.э.

Эрмитаж: от приюта отшельника до одного из лучших музеев мира

17 февраля 1852 года в Санкт-Петербурге коллекция Эрмитажа, которую на протяжении предыдущих почти ста лет собирали российские императоры, открылась для широкой публики. К началу XXI века этот музей, название которого вообще-то переводится с французского как «уединенный уголок», вошел в двадцатку самых посещаемых в мире, а его масштабная коллекция разместилась в комплексе из пяти зданий.

«Известия» вспомнили основные вехи в истории одного из главных музеев России.

Кто и как собирал коллекцию Эрмитажа

Основу будущей экспозиции составили картины, приобретенные в середине XVIII века российской императрицей Екатериной II в частном порядке. Тогда по распоряжению императрицы в Париже была куплена коллекция картин голландских и фламандских мастеров.

Шедевры живописи разместились в уединенном флигеле дворца, носившем название «Эрмитаж», — оно же по наследству перейдет и будущему императорскому Эрмитажу, который, впрочем, уже сложно будет назвать уединенным уголком или приютом отшельника.

Позднее послы и доверенные лица Екатерины II по поручению императрицы продолжали покупать лучшие работы в Западной Европе — так в коллекции оказались картины кисти Тициана, Рафаэля и Ван Дейка. Впрочем, императрица, покупая шедевры на собственные деньги, радела и о престиже державы — таким образом она хотела продемонстрировать западному миру, что у империи есть средства на покупку предметов искусства, которых другие западные страны позволить себе не могут.

Ее дело продолжат Николай I, который, собственно, и откроет коллекцию для широкой публики, а затем и его сын Александр II. Однако из 228 картин, при Екатерине II заложивших основу собрания Эрмитажа, до наших дней сохранятся лишь около ста.

По образу Пинакотеки

Коллекция очень быстро разрослась настолько, что перестала помещаться в отведенном ей флигеле. В 1764 году Екатерина II задумала строительство Малого Эрмитажа, однако быстро убедилась, что и он не сможет вместить в себя все экспонаты. И в 1771-м началось строительство здания Большого Эрмитажа на Английской набережной.

В 1837 году Николай I воспользовался пожаром, повредившим стоящий по соседству Зимний дворец, и в рамках реконструкции дворцового комплекса начал строительство Нового Эрмитажа, предназначенного уже исключительно для музейных целей. Проектирование здания было поручено известному немецкому архитектору Лео фон Кленце, давно стремившемуся вернуть в архитектуру традиции античной Греции, — так появились знаменитые атланты, изготовленные по проекту Кленце русским скульптором Александром Теребеневым. Атланты понравились императору Николаю I настолько, что в награду он даровал скульптору кольцо с бриллиантом.

В целом же, по задумке архитектора, облик Нового Эрмитажа должен был совместить в себе лучшие черты двух знаменитых мюнхенских музеев — поэтому западный фасад здания напоминал Глиптотеку, расположенный в Мюнхене музей античных ценностей, а восточный — мюнхенскую Пинакотеку.

Новый Эрмитаж стал первым зданием в истории России, сразу спроектированным исключительно для музейных целей. С его открытием 17 февраля 1852 года коллекция российских императоров стала доступна посетителям.

Хитросплетения отношений с Москвой

С конца XVIII века коллекция Эрмитажа претерпела много изменений — часть работ, принадлежавших кисти русских художников, еще в конце XIX века отошла Русскому музею. После революции коллекция пополнилась за счет многочисленных национализированных собраний частных коллекционеров. Однако и потери были значительными — в результате распродажи ценностей, проведенной советской властью в 1920–1930-е годы прошлого века, за рубеж отправились, в том числе единственное в музее произведение Ван Эйка, работы кисти Боттичелли и Рафаэля.

Однако, пожалуй, самые сложные отношения связывали Эрмитаж с московскими музеями. Так, после начала Первой мировой войны часть драгоценностей, хранившихся в Бриллиантовом кабинете Зимнего дворца, из соображений безопасности была переправлена в Московский Кремль. Затем грянула революция — и драгоценности так и остались в запасниках вплоть до 1920-х годов, когда специальная комиссия, изучив их, постановила передать ценности в ведение Гохрана. Именно они позднее легли в основу Алмазного фонда Московского Кремля.

В 1948 году, напротив, Эрмитаж обогатился частью коллекции закрытого в Москве Музея нового западного искусства, в котором хранились работы западных мастеров второй половины XIX — начала XX века. А вот некоторые работы кисти художников более раннего периода, напротив, переехали из Петербурга в Музей изобразительных искусств имени Пушкина, расположенный на Волхонке — недалеко от закрывшегося Музея нового западного искусства. Сюда, в частности, отправились работы кисти Тициана, Веронезе и Рубенса. Споры искусствоведов о том, какой из музеев имеет больше прав на те или иные коллекции, до конца не умолкают до сих пор.

Опустевшие рамы

​​​​​​​

К 1941 году в запасниках Эрмитажа хранилось около 1,6 млн экспонатов. С началом блокады стараниями директора музея Иосифа Орбели и его сотрудников все они были благополучно эвакуированы в тыл. Запасники опустели, а сотрудники музея остались на своих рабочих местах. На стенах музейных залов, как напоминание о вывезенных картинах, по распоряжению Орбели остались висеть пустые рамы.

В конце осени 1941 года сотрудники музея решили отблагодарить солдат, участвовавших в эвакуации собрания, — большинство из них были из других городов и до войны не бывали в Эрмитаже. Останавливаясь перед квадратами и прямоугольниками роскошных рам, экскурсоводы по памяти рассказывали необычным экскурсантам не только историю висевших здесь картин, но и описывали изображенные на них сюжеты.

Позднее именно оставленные на стенах рамы позволили в точности восстановить довоенную экспозицию музея. За всё время войны Эрмитаж не потерял ни одного экспоната и лишь немногим потребовалась реставрация.

Самые загадочные экспонаты

Практически каждый экспонат в коллекции Эрмитажа — жемчужина. Однако за многими из них стоят собственные, часто загадочные или просто неожиданные истории. Так, одна из визитных карточек музея — золотые часы «Павлин» были заказаны у известного английского мастера Григорием Потемкиным в 1777 году. Для того чтобы доставить их в Россию, часы разобрали — а вот собрать уже не смогли. «Заморскую игрушку» позднее вернул к жизни русский мастер Иван Кулибин.

Рассказывают также, что статуя богини войны Мух-Сохмет, один из древнейших египетских памятников на территории России, представленный в Египетском зале музея, покрывалась странным красноватым налетом в преддверии самых кровопролитных событий в истории страны.

Еще одна мистическая легенда связана с «восковой персоной» Петра I, изготовленной после смерти императора под руководством Растрелли и теперь хранящейся в Эрмитаже в отделе русской культуры конца XVII — начала XVIII века. Мастера, трудившиеся над изготовлением фигуры, снабдили ее шарнирами, которые позволяют ей стоять или «садится». Но некоторые посетители музея утверждали, что видели, как царь поднимался, кланялся и даже указывал им на дверь. А потому вести себя при «восковой персоне» рекомендуется почтительно, даже когда она спокойно сидит на своем месте.

А вот действующий директор Эрмитажа Михаил Пиотровский ранее рассказал «РИА Новости», что самой загадочной картиной в музее считает «Данаю» кисти Рембрандта. В 1985 году вандал облил картину кислотой и порезал ножом. Несмотря на многолетнюю реставрацию, следы нападения по-прежнему заметны в ее центральной части — там кислота разъела верхний слой прорисовок. Зато после этого на первый план выступили элементы картины, ранее не бросавшиеся в глаза зрителя, — так, например, случилось со скованным купидоном, расположенным в изголовье постели Данаи.

Что такое Эрмитаж: история одного из крупнейших музеев мира

В системе учреждений, занимающихся сбором, хранением, изучением, выставкой на массовый показ произведений разных видов искусства важное место занимают музеи. Крупные страны на протяжении истории обычно стремились организовать у себя музеи, для которых собирали во многих государствах предметы художественного искусства.

На это нередко тратились крупные суммы денег, прилагались специальные усилия, это иногда становилось заметной заботой правителей и министров. В России крупнейшим музеем является Эрмитаж. Как правило, многие слышали о нем, название этого учреждения, в котором хранится много произведений известных деятелей искусства, считается знакомым и распространенным. Эрмитаж это один из самых крупных и известных музеев мирового масштаба.

Начало истории Эрмитажа

Датой его основания является 1764 год, когда он был учрежден по инициативе императрицы Екатерины II. Это было вызвано потребностью решить вопрос с размещением собрания работ разных художников, среди которых Рембрандт и Рубенс. Эти картины были получены в счет оплаты долга, который имел перед российской казной немец Иоганн Эрнест Гоцковский. Долг возник из-за невыполненных обязательств по продовольственному снабжению русских войск. Переданных полотен было 317. Их стоимость оценивалась достаточно высоко. Требовалось решить вопрос с их размещением. Они изначально представляли собой личную коллекцию императрицы.

В 1768 году сюда добавилось около 5000 графических рисунков, что было новым видом произведений в собрании. Черед год в Речи Посполитой у одного министра были приобретены новые полотна, всего около 600, среди них находилась картина Тициана. Потом в 1772 году во Франции были куплены картины таких известных художников, как Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс, Рафаэль, Тициан, всего в количестве около 400. Это собрание полотен XVI–XVIII веков продал барон Пьер Кроз. В столице Франции в то время эта коллекция считалась одной из самых ценных в искусствоведческом отношении.

Еще через несколько лет в 1779 году в Англии были куплены картины у премьер-министра, среди них работы Рембрандта. Через два года в столице Франции граф Бодуэн продал 119 произведений живописи известных авторов. Позже в музей поступили и скульптуры, среди них работы Микеланджело. При Екатерине II для музея строилось специальное здание. Так было начато создание Эрмитажа. К 1796 году коллекция включала 3996 полотен. Это было большое и ценное в искусствоведческом отношении собрание для того времени.

Музей в царские времена

Правители России продолжали расширять количество экспонатов Эрмитажа, их категории. По-прежнему в разных странах приобретались работы многих художников, иногда целые коллекции, а иногда отдельные конкретные полотна. Нередко внимание уделялось получению хотя бы одного произведения определенного живописца. Императоры иногда получали картины в подарок. В таких случаях эти произведения часто тоже включались в число экспонатов музея.

Статус Эрмитажа изменился при императоре Николае I. Раньше учреждение было частным собранием, обозрение его экспонатов не было поставлено на массовую общественную основу. То есть для знакомcтва с полотнами просто так по своему желанию для любого человека не были сформированы соответствующие условия. Николай I принял решение сделать Эрмитаж общественным учреждением, музеем для посещения всеми желающими. Для этого было возведено специальное здание. Новый статус Эрмитаж получил в 1852 году. К концу XIX века каждый год в музей приходило около 50 тысяч посетителей.

В этот период началась и необходимая для упорядоченного функционирования научная работа по классификации и формированию каталогов экспонатов. Большую работу в этом отношении провел Андрей Иванович Сомов, занимавший должность хранителя произведений живописи. В течение 22 лет он исследовал находившиеся в музее картины, рисунки и проводил их систематизацию, по итогам проведенной работы выпустил каталог отдельной книгой.

В конце XIX века часть картин русских живописцев была отдана в фонд Русского музея. При начале научного исследования экспонатов стали выявляться допущенные ошибки и неточности. Например, не всегда точно определялось авторство произведений искусства, иногда работы учеников известных живописцев принимались за работы самих учителей. Такова краткая история Эрмитажа в XIX веке.

Ссылка на основную публикацию