Андрей Боголюбский – краткая биография и характеристика правления

Князь Андрей Юрьевич Боголюбский
исторический портрет

Краткая биография

Во время правления отца, Юрия Долгорукого, помогал ему в борьбе за владение Киевом. После смерти Долгорукого в 1157 году Киев был занят Изяславом Давыдовичем, представителем черниговских Давыдовичей, Андрей же унаследовал титул Великого князя и продолжил развивать Владимир.

Во внутренней политике стремился ограничить боярство и централизировать княжескую власть, имеющие права наследования родственники (мачеха, братья и племянники) были изгнаны.

Конфликты властолюбивого князя с боярами и такое крупное поражение стали поводом для организации заговора, в результате которого Андрей Боголюбский был убит в ночь с 28 на 29 июня 1174 года. После его смерти братья и племянники развязали междоусобную войну в Северо-Восточной Руси (1174—1177).

Правление Андрея Боголюбского

Краткая характеристика внутренней политики

За время правления Боголюбский организовал масштабное строительство в своём княжестве — церкви, соборы, а также княжеский замок-дворец неподалёку от Владимира, в Боголюбове. Надеясь обособиться от южной Руси не только политически, но и религиозно, князь пытался организовать отдельную от Киева митрополию, однако потерпел неудачу.

Усиление власти князя

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году в Суздальской земле состоялись «выборы» нового князя. Присутствовавшие представители из Ростова, Суздаля, Владимира и Переяславя-Залесского разорвали разорвали ряд с Юрием, а духовенство освободило их от присяги. Изначально князя поддерживали как отцовские бояре (часть из которых изначально не одобряла стремление Долгорукого переехать в Киев, а часть была вынуждена вернуться из столицы после начавшихся в связи со смертью Юрия погромов), так и духовенство — Боголюбский с самого начала обоснования в княжестве стал оказывать идеологическую и финансовую помощь церкви. Местное купечество также выступило за кандидатуру Андрея — развитие Суздальской земли позволяло им увеличивать своё благосостояние и диктовать конкурентам более жёсткие условия.

Стремясь предотвратить развитие междоусобиц в самом начале своего правления, Боголюбский изгнал из княжества сначала свою мачеху и её сыновей. Затем, очевидно встретив сопротивление собственным желаниям, в изгнание отправились и «передние мужи» (т.е. бояре) Долгорукого. Главной политической силой, на которую опирался новый великий князь стали церковь и его дружинники, получавшие щедрые вознаграждения за службу, а также горожане (ремесленники и торговцы). Спустя годы, когда Боголюбский уже крепко сидел на Владимиро-Суздальском столе, некоторые из братьев вернулись и служили Андрею во время его военных кампаний против Киева и Новгорода.

Строительство

Ещё при жизни отца, пока тот находился в Киеве, Андрей принимал участие в его строительных проектах — укреплялись города и крепости Москва (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154).

В тесной связи с планами по политическому и церковному возвышению Владимиро-Суздальского княжества стояло интенсивное каменное строительство, которым отмечено 1-е десятилетие самостоятельного правления князя. Более чем втрое была расширена площадь Владимира внутри крепостных стен, там отстроили Золотые Ворота, также же были воздвигнуты Успенский собор, церковь и монастырь Вознесения близ Золотых ворот.

Отдельно стоит отметить построенную княжескую загородную резиденцию с храмом Рождества Богоматери — Боголюбово. Близ Боголюбова была сооружена церковь Покрова Пресв. Богородицы на Нерли, в Ростове построен кафедральный собор Успения Пресв. Богородицы (взамен сгоревшего деревянного) и мн. др [1] Православная энциклопедия .

Кратко о сути и направлениях внешней политики

Направления внешнеполитических акций князя совпадали с его отцом и предшественником, Юрием Долгоруким, однако Боголюбский стремился раширять влияние без переноса центра управления.

Взятие Киева в 1169 году и последующий отказ Андрея Юрьевича переехать по давней традиции в главный город династии Рюриковичей стал окончательным оформлением феодальной раздробленности Киевской Руси.

Таблица «основные события внешней политики Андрея Боголюбского»

1064 – поход на волжских булгар

1069 – поход на Киев

1070 – осада Новгорода

Заговор и убийство Андрея Боголюбского

Согласно Ипатьевской летописи, местом убийства князя стал замок в Боголюбово. В ночь с 28 на 29 июня 1174 года заговорщики попытались войти в спальню Боголюбского, однако она была заперта. Над постелью князя обычно висел меч, но его предварительно забрал подкупленный слуга. Преступники выломали дверь и нанесли Боголюбскому множество ранений. Он потерял сознание, позже очнулся и попытался спрятаться. Заговорщики нашли его и закончили своё дело.

Итоги и результаты правления

  • Столица княжества перенесена во Владимир-на-Клязьме
  • По инициативе князя было организовано строительство церквей, монастырей и храмов, княжеская резиденция в Боголюбове и другие проекты.
  • Принимал активное участие в жизни православной церкви, учреждал праздники в честь святых, попытка организовать независимую метрополию во Владимире провалилась.
  • Одним из первых русских князей Боголюбский начал формировать самодержавный принцип управления.
  • Продолжается борьба с Волжской Булгарией и расширение влияния Руси на северо-восточном направлении.
  • Приобретённое в результате успешной осады 1169 года влияние на Киев было утрачено в конце правления.
  • Новгород принужден к союзу с Владимиро-Суздальским княжеством.
  • Владимиро-Суздальское княжество окрепло и стало одним из сильнейших регионов своего времени.
  • Накопившиеся противоречия с боярами привели к заговору против князя и его убийству.
  • После смерти Боголюбского между его племянниками и братьями началась междоусобица.

Семья и личная жизнь

В 1148 г. отец Андрея Юрий Долгорукий женил сына на дочери казнённого боярина Степана Ивановича Кучки, Улите, отличавшейся необыкновенной красотой. Участвовала в заговоре против мужа и за это в 1175 году была казнена, хотя по другой версии казнили не Улиту, а вторую неизвестную жену Андрея Боголюбского. Улита родила шестерых детей.

  • Изяслав — участник похода против волжских болгар, умер в 1165 году.
  • Мстислав — умер 28 марта 1173 года.
  • Юрий — князь Новгородский в 1173—1175 годах, в 1185—1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер около 1190 года.
  • Ростислава — замужем за Святославом Вщижским.

Северо-Восточная Русь после Андрея Боголюбского

В итоге противостояния Мстислав и Ярополк проиграли и были ослеплены по приказу Всеволода, продолжившего укрепление Владимиро-Суздальского княжества, а также усилившего единоличную власть князя во время своего правления.

Образ в культуре и памяти поколений

Личность Андрея Боголюбского оставила значительный след в истории современной России и Украины. За прошедшие столетия были созданы картины и фильмы, посвященных князю.

Список литературы
  1. Православная энциклопедия
  2. Некоторые источники упоминают, что женой князя была булгарка и она могла мстить за разорительные походы Боголюбского в Волжскую Булгарию, други утверждают, что женатый на дочери убитого по приказу его отца боярина Кучки, Андрей стал жертвой мести

Чесноков Константин Иванович

Добрый день! Интересуюсь историей ещё со школы и убеждён, что изучение биографий выдающихся личностей не только обогащает знаниями, но и помогает лучше прочувствовать дух разных эпох.

Помните совет Ломоносова: “Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего”

Андрей Юрьевич Боголюбский

Андрей Боголюбский — биография

К великому князю Андрею Боголюбскому русские историки всегда относились с особым уважением. Он стал основателем суверенитета Северо-Восточной Руси. Это был первый великоросс, выступивший на историческую сцену.

Андрей Боголюбский – первый великороссийский князь. Данное мнение высказывал в своих трудах известный историк В. О. Ключевский. Именно Андрей Юрьевич стал основателем государственного суверенитета Северо-Восточной Руси. Время правления этого князя, его труды на благо Руси имеют особое значение для нашего государства.

Несмотря на бесспорно высокую оценку личности Андрея Боголюбского и его деятельности, современные историки могут высказать немало сомнений по поводу родословной князя. Настоящим «великороссом» этого князя можно назвать только с большой натяжкой. Для этого достаточно вспомнить о родственниках князя с обеих сторон – материнской и отцовской.

Однако при этом не стоит забывать и о всегдашнем стремлении правителей всех рангов к заключению полезных «государственных» браков. Эти рациональные союзы строились не по любви, а по расчету, и часто давали возможность значительно укрепить государство или отдельное княжество.

Информация о родословной князя

В прежние времена противиться такому выгодному союзу молодые не смели. Поэтому упрекать князей или монархов в «нечистоте» крови не имеет никакого смысла. Вернемся к Боголюбскому, в жилах которого также текла смешанная кровь. Прапрабабушкой великого князя была жена Ярослава Мудрого, шведка Ингигерд. Прабабушка князя, жена Всеволода Ярославича по своему происхождению была дочерью греческого монарха. Бабушка первого великоросского князя была дочерью Харальда Гида, короля англо-саксов. Его дедом был великий Владимир Мономах, кровь в жилах которого была наполовину греческой.

Родословная Андрея Боголюбского

Самыми близкими родственниками Боголюбского, его отцом и матерью были Юрий Долгорукий и дочь половецкого хана Аепы. Князь Юрий Долгорукий тоже не мог похвастаться чисто русской кровью, на 50% она состояла из англо-саксонской. Подобное «гремучее» смешение кровей не могло не отразиться на внешности Андрея Боголюбского. Скульптура Михаила Герасимова, изображающая князя, дает достаточно четкое представление о его корнях. Она не может претендовать на истину в первой инстанции, но ярко выраженные скулы Боголюбского и его «монгольское веко» говорит о многом. При этом Герасимов и сам не скрывал, что во время работы над скульптурой он много думал о том, как смешение кровей могло бы отразиться на внешности князя. Ученый называл ярко-выраженные черты внешности Боголюбского плодом своего художественного воображения, основанного на глубоком осмыслении научного материала.

Андрей Боголюбский

Стоит сказать, что происхождение Боголюбского было самым что ни на есть интернациональным. Но это нисколько не помешало ему стать выдающимся русским правителем, вознесшим Владимиро-Суздальское владение на необыкновенную высоту. Боголюбский постарался на славу – во времена его правления весь привычный порядок был просто опрокинут. Киевское старшинство кануло в Лету. Инициатором таких революционных действий был сам великий князь, отличавшийся недюжинным умом и таким же властолюбием.

Для многих наших соотечественников роль Андрея Боголюбского в русской истории бесценна. Выдающиеся скулы, раскосые глаза, малое количество русской крови нисколько не помешали этому государственному деятелю быть по-настоящему русским человеком, патриотом и гражданином своей страны.

Как была перенесена русская столица

Среди русских князей Боголюбский был первым, кто совсем не тянулся к «золотому» киевскому престолу. Ему хотелось властвовать там, где он появился на свет, и Андрей преуспел в этом. Историки говорят, что Андрей родился в 1110 году, ранее детство провел в Ростово-Суздальской земле. К этим местам он всегда относился с невероятной теплотой и нежностью, считал их своей родиной. Когда Андрею было 45 лет, его отец, Юрий Долгорукий, посадил сына на княжеский стол в Вышгород, находившийся под Киевом. Боголюбский не мог противиться отцовской воле, отправился в Вышгород.

Очень скоро он понял, что сделал большую ошибку. Жизнь в Южной Руси совсем не привлекала его, богатое южное княжество казалось чужим и постылым. Андрей ослушался грозного отца, вернулся на родину. Из Вышгорода он уехал вместе с чудотворной иконой Святой Богородицы, которая была привезена под Киев из Константинополя.

Есть легенда, касающаяся этой чудотворной. Когда Андрей прибыл на родину из южных краев, ему приснился вещий сон. Князю привиделась сама Богородица, повелевшая правителю найти место для иконы в городке Владимир-на-Клязьме. Сновидец в точности выполнил указание Божьей матери. Вещий сон оказал большое впечатление на князя. На том месте, где случилось видение, князь впоследствии выстроил город Боголюбов. Именно этот городок стал его резиденцией. После и самого Андрея стали называть Боголюбским.

Через два года скончался отец Андрея, Юрий Долгорукий. Боголюбский решил, что настало время для перенесения столицы отчего княжества. Так стольным градом вместо Суздаля стал Владимир, город, выстроенный великим дедом Андрея – Мономахом.

Андрей справедливо полагал, что новая столица должна быть самым прекрасным русским городом. Стараниями этого князя во Владимире были возведены постройки необыкновенной красоты. Две из них сохранились до нашего времени. Это Золотые ворота города, Успенский собор. Неподвластным времени оказалось и другое здание. Его называют настоящим чудом древнерусской архитектуры. Это храм Покрова-на-Нерли, расположенный недалеко от города Владимира. В настоящее время здание внесено в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Князь Андрей Боголюбский

При жизни Боголюбский пользовался на Руси непререкаемым авторитетом. Он был настоящим диктатором, воля которого исполнялась и в далеком Киеве, и в близком Новгороде. Период правления Андрея Боголюбского как великого князя составил всего 18 лет. За этот не такой уж долгий срок он превратил Владимиро-Суздальское княжество в новый политический центр древнерусского государства. Именно этот центр в будущем стал настоящим ядром, вокруг которого собрались и сплотились потомки восточнославянских племен в единую нацию великороссов.

Наши современники давно привыкли к тому, что главой Русской церкви является Московский патриарх. Такой порядок был не всегда, было время, когда во главе нашей церкви стоял Киевский митрополит. Это положение дел не устраивало многих русских князей. Великороссы нуждались в собственном митрополите. Эта мысль часто посещала Андрея Боголюбского. Князь прекрасно понимал, кто из церковников может возглавить русскую церковь. Ростовский епископ Федор был лучшей кандидатурой на данный пост, он был любимцем великого князя Андрея.

Но у Киевского митрополита на этот счет имелось собственное мнение, он не хотел утратить сферу своего влияния, отказывался благословить Федора. Между митрополитом и епископом начались нешуточные разногласия. Оскорбленный Федор, лишенный благословения, перестал подчиняться Киевскому митрополиту. Ростовский епископ выступил перед великороссийской паствой как независимый владыка.

Все это привело прихожан в великое смятение. Даже простолюдины, несмотря на неграмотность, были прекрасно осведомлены о церковной иерархии, знали, что Федор нарушает главные постулаты веры. Народ не поддержал бунтаря-епископа, не хотел повиноваться ему. Тогда Федор решил силой добиться покорности от паствы. Под его карающую руку попали многие священники, монахи, обыкновенные прихожане. Епископ приказал своим подручным подвергать непослушную паству страшным мучениям. Непокорным людям рубили головы, отрезали языки, выжигали глаза, рвали бороды.

Боголюбский долго не обращал внимания на действия своего любимца. Но когда бунт в княжестве стал выходить из-под контроля, ему пришлось предпринять решительные действия. Надо сказать, что в этом случае Боголюбский вел себя достаточно лицемерно. Именно он втянул Федора в борьбу за церковную власть. А когда епископу понадобилась поддержка, князь покинул его на произвол судьбы.

Только прямое вмешательство Боголюбского остановило бесчинство непризнанного «митрополита». Он принес своего любимца в жертву, выдал его Киевскому митрополиту. Глава русской церкви поступил с Федором точно так же, как тот поступал со своей паствой. Епископу отрубили правую руку, выкололи глаза, вырвали язык. Киевский митрополит одержал победу над епископом, но она не принесла ему ни покоя, ни умиротворения. Ученые утверждают, что исторические события повторяются, история идет по виткам. Борьба церковников за высшую власть не прекращается. Прошло несколько веков, и теперь уже Украинская церковь стремится вырваться из-под власти Московской патриархии.

Как Боголюбский разгромил Киев

Князя Андрея никоим образом не стоит считать богобоязненным, смиренным человеком, который заботился только о благе государства и его подданных. Больше всего на свете он любил и уважал силу и власть, ради которых не раз преступал божьи, человеческие законы. Он всегда старался принизить значение Киева, за счет Киева возвысить родной Владимир, не гнушался для этого никакими средствами. В 1169 году соперничество двух сильных княжеств достигло своего апогея. Андрей, собрав огромное войско из дружин 11 союзников, осадил Киев.

Осада Киева войсками Андрея Боголюбского

Киевляне всегда оказывались «жидкими» на расправу. Когда их город попадал в осаду, они поступали мудро и просто – сдавались в плен на милость победителя. В этой осаде их город продержался только три дня. Если бы киевляне знали, что их ждет, они бы постарались держаться до последней возможности, хотя силы были неравными.

Когда жители Киева сдались, сборное войско Боголюбского в течение двух дней громило и грабило местных жителей, не давая пощады никому. Дети, женщины, старики оказались в полной власти сборной дружины. Из церквей, монастырей победители целыми телегами вывозили иконы, утварь, колокола. Войско, опьяненное легкой победой, не пощадило даже Киево-Печерскую лавру. Общерусскую святыню подожгли. С киевлянами поступали, как с враждебными иноземцами, это было началом заката Киева.

Через год Андрей предпринял такой же поход на вольный Новгород. Но стойкие северяне, помня об участи киевлян, отразили атаку суздальцев. В результате многие воины из сборного войска Боголюбского оказались в плену. Полоняников было так много, что практичным новгородцам пришлось продавать их за бесценок. Осажденному Новгороду помогла не только храбрость воинов и жителей, но и заступничество иконы Пресвятой Богородицы. Впоследствии эту икону назвали Знаменской, она считается одной из главных святынь Руси.

Причина смерти

Могущество, сила и авторитет Андрея Боголюбского при его жизни были бесспорными. Но даже ему не удалось установить на Русской земле стабильный порядок. Князь отличался двумя очень неприглядными качествами, он был высокомерен и жесток. И эти свойства очень не нравились его подчиненным. Именно они в конечном итоге стали причной безвременной смерти князя.

Княжий двор Андрей разместил в Боголюбове. Местные бояре Кучковичи пользовались особым расположением правителя. Но даже своим любимцам Андрей никогда не делал снисхождения. Когда один из этого семейства провинился, Андрей приказал его казнить. Остальные бояре заволновались. Они прекрасно помнили участь епископа Федора, теперь настала очередь любимцев Кучковичей. Летом 1174 года тайное боярское собрание вынесло Андрею заочный смертный приговор.

Подогрев себя несколькими чарками вина, 20 заговорщиков ворвались в спальню князя. Не обошлось без трагических происшествий – в темной комнате они по ошибке приняли за Андрея одного из сообщников, ранили его. Затем отыскали в темноте князя, казнили его, нанесли ему множество ударов копьями, мечами, саблями. Раненый, но живой Андрей полз по лестнице вниз, пытаясь найти хоть какую-то помощь, но вернувшиеся бояре отсекли ему левую руку, от чего князь скончался. Инициатором расправы над умирающим стал Петр Кучкович, родственник ранее казненного боярина.

К великому князю Андрею Боголюбскому русские историки всегда относились с особым уважением. Он стал основателем суверенитета Северо-Восточной Руси. Это был первый великоросс, выступивший на историческую сцену.

Андрей Боголюбский – первый великороссийский князь. Данное мнение высказывал в своих трудах известный историк В. О. Ключевский. Именно Андрей Юрьевич стал основателем государственного суверенитета Северо-Восточной Руси. Время правления этого князя, его труды на благо Руси имеют особое значение для нашего государства.

Несмотря на бесспорно высокую оценку личности Андрея Боголюбского и его деятельности, современные историки могут высказать немало сомнений по поводу родословной князя. Настоящим «великороссом» этого князя можно назвать только с большой натяжкой. Для этого достаточно вспомнить о родственниках князя с обеих сторон – материнской и отцовской.

Однако при этом не стоит забывать и о всегдашнем стремлении правителей всех рангов к заключению «государственных» браков. Эти рациональные союзы строились не по любви, а по расчету, и часто давали возможность значительно укрепить государство или отдельное княжество.

Андрей Боголюбский — первый князь-великоросс

В 60-х годах ХХ века археологи внесли уточнение в летописный рассказ. Исследование останков Андрея Боголюбского показало, что у него была отрублена не правая, а левая рука. Судя по всему, Пётр Кучкович был опытный боец. Его меч буквально срезал Андрею левое плечо вместе с лопаткой.

Книга Сергея Цветкова «Последняя война Российской империи» знакомит читателя с историей сползания государств Европы к беспрецедентной военной бойне и ходом военных действий на главных фронтах: Западном, Восточном, Турецком, Балканском — от первого до последнего дня. Война показана как «сверху» (планы, стратегия, проведение крупных операций), так и «снизу», «из окопа» — глазами рядовых участников сражений. Книга снабжена уникальными планами боевых действий (16-полосная цветная вкладка).

По полноте охвата материала и широте исторического кругозора у книги «Последняя война Российской империи» не так уж много аналогов в отечественной и зарубежной литературе.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

История России

1-10 век

  • Династия Рюриковичей
  • Князь Рюрик
  • Князь Олег Вещий
  • Установление полюдья
  • Князь Игорь Рюрикович
  • Княгиня Ольга
  • Князь Святослав Игоревич
  • Князь Ярополк Святославович
  • Князь Владимир Святославович
  • Язычество в Древней Руси
  • Крещение Руси
  • Оброк и барщина
  • Образование древнерусского государства
  • Особенности политического строя Древней Руси
  • Восточные славяне
  • Борьба с кочевниками
  • Печенеги
  • Хазары и Хазарский каганат
  • Половцы
  • Древляне
  • Вече в Древнерусском государстве
  • 11 век

    • Материальная и духовная культура Киевской Руси
    • Период феодальной раздробленности
    • Киевская Русь в 11 веке
    • Междоусобные войны
    • Князь Святополк Окаянный
    • Князь Ярослав Мудрый
    • Любечский съезд
    • Русская Правда
    • Строительство Московского Кремля
    • Князь Изяслав Ярославич
    • Князь Всеслав Брячиславич
    • Князь Святослав Ярославич
    • Князь Всеволод Ярославич
  • 12 век

    • Культура Руси в 12 веке
    • Древняя Русь в 12 веке
    • Князь Владимир Мономах
    • Мстислав 1 Великий
    • Повесть временных лет
    • Правление Юрия Долгорукого
    • Основание Москвы
    • Правление Андрея Боголюбского
    • Князь Всеволод Юрьевич
    • Юрий Всеволодович
    • Правление Ярослава Всеволодовича
    • Русские княжества и земли
    • Крестовые походы на Русь
    • Новгородская республика
    • Псковское княжество
    • Полоцкое княжество
    • Галицко-Волынское княжество
    • Черниговское княжество
    • Великое княжество Московское
    • Владимиро-Суздальское княжество
  • 13 век

    • Золотая Орда
    • Монголо-татарское иго
    • Битва на Калке
    • Александр Невский и Невская битва
    • Ледовое побоище на Чудском озере
    • Экспансия Руси немецкими рыцарями и шведскими феодалами
    • Объединение русских земель
    • Великое княжество Литовское
  • 14 век

    • Возвышение Московского княжества
    • Правление Ивана Калиты
    • Правление Дмитрия Донского
    • Куликовская битва 1380 года
  • 15 век

    • Василий 2 Темный
    • Иван 3 – внутренняя и внешняя политика
    • Образование русского централизованного государства
    • Культура 2-ой половины 14-15 веков
    • Судебник 1497 года
    • Стояние на реке Угре
  • 16 век

    • Василий 3 Иванович
    • Иван Грозный и его реформы
    • Ливонская война 1558 – 1583 годов
    • Опричнина при Иване 4
    • Судебник 1550 года
    • Политика Бориса Годунова
  • 17 век

    • Смута в истории России
    • Польско-шведская интервенция Руси в 17 веке
    • Лжедмитрий 1 и 2
    • Крестьянское восстание Ивана Болотникова
    • Народное ополчение Минина и Пожарского
    • Династия Романовых
    • Михаил Федорович Романов
    • Царь Алексей Романов
    • Соборное уложение 1649
    • Церковный раскол в России
    • Восстание Степана Разина
    • Cоциально-экономическое развитие России в 17 веке
    • Образование и культура в 17 веке
    • Внешняя политика России в 17 веке
    • Народные движения в 17 веке
  • 18 век

    • Внешняя политика России в 18 веке
    • Русско-турецкие войны
    • Великая Северная война
    • История основания Санкт-Петербурга
    • Реформы Петра 1
    • Полтавская битва 1709 года
    • Табель о рангах 1722 года
    • Эпоха дворцовых переворотов
    • Правление Екатерины 1
    • Правление Петра 2
    • Биография Анны Иоановны
    • Краткая биография Ивана 6
    • Елизавета Петровна Романова
    • Правление Петра 3
    • Семилетняя война 1756-1763 гг.
    • Царствование Екатерины 2
    • Восстание Емельяна Пугачева
    • Особенности правления Павла 1
    • Суворов Александр Васильевич
    • Граф Аракчеев
  • 1 половина 19 века

    • Внешняя политика России в начале 19 века
    • Кризис феодально-крепостнической системы
    • Крестьянский вопрос
    • Император Александр 1
    • Сперанский. Жизнь и реформы
    • Император Николай 1
    • Восстание декабристов (краткое содержание)
    • Отечественная война 1812 года
    • Партизанская война 1812 года
    • Битва Бородино
  • 2 половина 19 века

    • Крымская война 1853 – 1856 гг
    • Правление Александра 2
    • Реформы Александра 2
    • Отмена крепостного права в России
    • Финансовые реформы
    • Земская реформа
    • Городская реформа
    • Буржуазные реформы в 60 – 70-х годах 19 века
    • Судебная реформа
    • Военная реформа
    • Министр финансов Витте Сергей Юльевич
    • Культура России во второй половине 19 века
    • Политика контрреформ Александра 3
  • 1 четверть 20 века

    • Реформы Столыпина
    • Русская культура начала 20 века
    • Россия в 1 мировой войне
    • Кровавое воскресенье
    • Первая мировая война 1914 – 1918 гг.
    • Брестский мирный договор
    • Владимир Ильич Ленин
    • Социально-экономическое развитие России в начале 20 века
    • Император Николай 2 Кровавый
    • Революция 1905-1907 годов
    • Русско-японская война 1904-1905
    • Портсмутский мирный договор 1905 года
    • Тройственный союз и Антанта
    • Февральская революция 1917 года
    • Период двоевластия
    • Октябрьская революция 1917 года
    • Манифест 17 октября 1905 года
    • Гражданская война 1917 – 1922 гг
    • Военный коммунизм
    • РСФСР в общих чертах
    • А. Ф. Керенский
    • Адмирал Колчак
    • Корнилов Лавр Георгиевич
    • Образование СССР
    • СССР в общих чертах
    • Новая экономическая политика (НЭП)
  • 2 четверть 20 века

    • Индустриализация в СССР
    • Коллективизация в СССР
    • Внешняя политика СССР в 20-30 годы
    • Иосиф Виссарионович Сталин
    • Ленинградское дело
    • Берия Лаврентий Павлович
    • Адольф Гитлер
    • Вероломное нападение Германии на СССР
    • Вторая Мировая война (1941-1945)
    • Операция Барбаросса
    • Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
    • Оборона Брестской крепости
    • Партизанское движение в Отечественной войне
    • Битва за Москву (1941-1942 гг.)
    • Битва под Киевом 1941 год
    • Смоленское сражение
    • Основные этапы Сталинградской битвы
    • Коренной перелом в войне
    • Оборона Одессы
    • Битва за Кавказ
    • Оборона Севастополя
    • Форсирование Днепра
    • Блокада Ленинграда
    • Курская дуга (1943 год)
    • Освобождение Киева
    • Конец войны и битва за Берлин
  • 3 четверть 20 века

    • Холодная война
    • Биография Хрущева Н.С.
    • Маленков Г. М.
    • Первый полет в космос
    • Косыгин и его реформы
    • Годы правления Брежнева
    • Эпоха застоя
    • Реформы Андропова Ю.В.
  • 4 четверть 20 века

    • Перестройка в СССР
    • Приход к власти Горбачева
    • ГКЧП. Августовский путч
    • Распад СССР
    • Борис Николаевич Ельцин
    • Октябрьский путч 1993 года
  • Князь Андрей Боголюбский

    Святой Благоверный князь Андрей Боголюбский (предположительно 1111 – 1174 гг.) – князь Вышгородский, Дорогобужский, великий князь Владимирский; сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха.

    Князь Андрей Боголюбский (прозвище «Боголюбский» получил как основатель города Боголюбый на реке Нерли) является одним из самых видных политических деятелей Древней Руси. Во времена княжения Андрея Боголюбского политический и экономический центр Руси переместился из Киева и Киевского княжества в город Владимир, который позднее официально стал новой столицей. Благодаря деятельности князя Андрея город Владимир и Владимирское княжество начали активно развиваться экономически и достигли небывалого до этого могущества.

    В 18 веке Андрей Боголюбский был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного, мощи князя несколько раз переносились и сегодня хранятся в Успенском соборе во Владимире.

    Андрей Боголюбский. Краткая биография.

    Точная дата рождения князя неизвестна. Первые упоминания о нем в русских летописях относятся к периоду вражды между Юрием Долгоруким (отцом Андрея) и Изяславом Мстиславовичем. Предположительно, Андрей Боголюбский родился в 1111 году, хотя встречаются и другие даты, например – 1113 год. О ранних годах Андрея Боголюбского известно немного – он получил хорошее воспитание и образование, много внимания уделялось при этом духовности и христианству. Более детальные сведения о жизни князя Андрея появляются уже после его совершеннолетия, когда он начинает княжить в разных городах по приказу своего отца.

    В 1149 году Андрей Боголюбский отправляется княжить в Вышгород по настоянию отца, однако всего спустя год его переводят на Запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу, где Андрей княжит еще год. В 1151 году Юрий Долгорукий снова возвращает сына в суздальские земли, где тот находится вплоть до 1155 года, а затем отправляется в Вышгород. Несмотря на то, что Юрий Долгорукий желает видеть сына князем в Вышгороде, Андрей спустя некоторое время возвращается обратно во Владимир и, согласно легендам, привозит с собой икону Богородицы, позднее получившую название Владимирской Богоматери. После возвращения, Андрей Боголюбский так и остается править в городе Владимире, на тот момент довольно небольшой и уступающем в экономическом развитии другим городам княжества.

    После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей Боголюбский наследует от отца титул Великого князя, однако переезжать на княжение в Киев отказывается и остается во Владимире. Считается, что именно этот поступок Андрея Боголюбского стал первым шагом на пути к децентрализации власти. В этом же году Андрея избирают князем Владимирским, Суздальским и Ростовским.

    Отказ Владимира княжить в Киеве многими историками воспринимается, как перенос столицы во Владимир, хотя официально это произошло позже. Правомерность подобного утверждения сегодня оспаривается, однако общепринято считать, что смещение центра власти с Киева во Владимир все же произошло, пусть и неофициально, именно благодаря деятельности Андрея Боголюбского.

    В 1162 году Андрей Боголюбский, опираясь на помощь своих дружинников, изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, а также дружинников покойного отца и становится единоличным правителем в этих землях.

    За период своего правления Андрей Боголюбский значительно расширил власть Владимира, подчинив себе многие окрестные земли и завоевав огромное политическое влияние на северо-востоке Руси. В 1169 году князь Андрей и его войско совершает удачный поход на Киев, в результате которого город остается практически полностью разоренным.

    Князь Андрей Боголюбский умер в 1174 году в ночь с 29 на 30 июня в городе Боголюбове (который он же и основал). Князь был убит в результате заговора бояр, недовольных его политикой и растущей властью.

    Канонизирован в 1702 году.

    Внешняя и внутренняя политика Андрея Боголюбского

    Основная заслуга внутренней политики князя Андрея – рост благосостояния Ростово-Суздальского княжества. В первые годы правления на эти земли пребывало очень много людей из других княжеств, а также немало беженцев из Киева, которые стремились поселиться в более спокойных и безопасных городах. Приток народу дал существенный толчок к развитию экономики региона.

    Ростово-Суздальское княжество, а позднее и город Владимир стремительно наращивали свое благосостояние, и вместе с этим политическое влияние, в результате чего к концу правления князя Андрея фактически стали новым политическим центром, отняв власть у Киева.

    Кроме того, Андрей Боголюбский приложил немало усилий для того, чтобы отстроить город Владимир и превратить его в настоящую столицу: во времена его правления были построены Владимирская крепость, Успенский собор и многие другие сооружения, по сей день считающиеся культурными памятниками.

    Андрей Боголюбский также уделял большое внимание развитию культуры и духовности на Руси, которые в тот период были неразрывно связаны друг с другом. Князь Андрей стремился к религиозной независимости Руси от Византии, несколько раз пытался получить самостоятельность от киевской митрополии. Он ввел несколько новых религиозных праздников, регулярно приглашал на Русь зодчих для постройки многочисленных храмов и соборов. Благодаря этому начала складываться собственная русская традиция в зодчестве.

    Внешней политике Андрей Боголюбский также уделял немало внимания. Больше всего он был сосредоточен на защите русских земель от набегов кочевников, стремился к независимости Руси от других государств. Совершил ряд успешных походов на Волжскую Булгарию.

    Итоги правления Андрея Боголюбского

    Основной итог правления князя Андрея – появление совершенно нового политического и экономического центра в городе Владимире.

    Кроме того, Андрей Боголюбский сделал немало для дальнейшего развития на Руси самодержавия (считается одним из предвестников формирования системы единоличной власти на Руси).

    Кратко о правлении Андрея Боголюбского

    Андрей Боголюбский вписал свое имя в историю Руси, прежде всего, как один из первых русских князей, начавших формировать самодержавный принцип управления. Период его княжения (1157 — 1174) стал началом борьбы владимиро-суздальских князей за политическую гегемонию своего княжества над остальными русскими землями.

    Откуда такое прозвище

    По поводу происхождения прозвища князя Боголюбского у историков существует две версии. Согласно написанному несколько веков спустя после его трагической гибели «Жития Андрея Боголюбского» (1701), прозвище произошло от построенного князем в качестве своей вотчины города Боголюбова под Владимиром. Однако некоторые историки, опираясь на более ранние источники, выдвигают другую версию: город Боголюбов был назван в честь Андрея Боголюбского. Это предположение вполне вписывается в существовавшую в те времена на Руси традицию называть города в честь строивших их князей. «Боголюбивыми» в русских летописях называли многих князей, но именно за одним из сыновей Юрия Долгорукого навсегда, очевидно, в силу его личных качеств, закрепилось прозвище Боголюбский.

    Происхождение, детство и юность

    История почти не сохранила никаких достоверных сведений о детстве и юности князя Андрея Боголюбского. Считается, что он был вторым или третьим ребенком в семье знаменитого основателя Москвы Юрия Долгорукого. Его мать — первая жена князя Долгорукого, дочь половецкого хана Аепы Осеневича, при крещении получившая имя Мария. Точная дата рождения князя также неизвестна. Согласно одному из поздних источников, князь появился на свет в 1111 году в Ростово-Суздальском земле, хотя многие исследователи не согласны с этой датой и считают, что Боголюбский появился на свет где-то в середине 1120-х годов.

    В ряде поздних летописных источников имеются сведения о том, что до крещения у князя было другое имя — Китай, созвучное половецкому ханскому имени Китан (ведь матерью Андрея была половчанка). Его детство и юность прошли в Суздале. Будущий великий князь получил прекрасное по тем временам образование, которое в обязательном порядке давали своим сыновьям все Рюриковичи по наказу Ярослава Мудрого. Судя по всему, оно включало:

    • знание одного или нескольких европейских языков;
    • воинское искусство;
    • знание градостроительной науки;
    • богословие.

    В эти годы Андрей Юрьевич предпринимает большое путешествие в Иерусалим и Константинополь, проведя там несколько лет и изучая самые разные стороны жизни Византийской империи. По линии деда Владимира Мономаха, матерью которого была греческая царевна Ирина, он был правнуком византийского императора Константина Мономаха. Именно в Византии, как считают многие историки, у князя Боголюбского и зародилась идея о едином русском православном государстве во главе с сильным и авторитетным правителем.

    В 20 лет Боголюбский женится на дочери одного из самых богатых и влиятельных бояр того времени Кучки, владевшего обширными землями по берегам Москва-реки, что позволило ему значительно расширить границы владений своего княжества.

    Начало правления

    Свой первый серьезный военно-политический опыт Андрей Юрьевич получает в 1146 году, когда вместе со своим братом совершает поход на Рязань. Затем, почти два года, он помогает своему отцу Юрию Долгорукому в борьбе за Киев.

    Когда тот в 1149 году становится киевским князем, Андрей получает в награду Вышгород, небольшой город в семи верстах от Киева. Но, отдавая себе отчет, что унаследовать киевский престол ему не удастся, в 1155 году Андрей Юрьевич вместе со своей дружиной покидает Вышгород и отправляется во Владимир, взяв с собой из Вышгородского женского монастыря особо почитаемую икону Богородицы, названную позднее Владимирской и по преданию написанную самим евангелистом Лукой.

    Первоначально политика Андрея Боголюбского отличалась осторожностью и взвешенностью. Это обеспечило ему серьезную поддержку со стороны городского боярства, и после смерти Юрия Долгорукого он был провозглашен князем Владимира.

    Кратко о правлении

    Внутренняя политика

    Город Владимир на Клязьме официально становится столицей княжества, хотя сам князь предпочитает находиться в Боголюбове, построив там большой дворец, который, по утверждению историков, стал первым на Руси опытом возведения каменных княжеских палат.

    Политика Андрея Боголюбского в качестве независимого правителя резко изменилась. Он поспешил удалить подальше из княжества всех своих младших братьев и даже детей своего умершего брата Ростислава. При жизни, вопреки обычаю, он не выделил уделов даже своим собственным детям.

    В 1158 году во Владимире был заложен Успенский собор, а немного позднее в Боголюбове — великолепный храм Рождества Богородицы. Андрей всеми силами стремился возвысить Владимир, приблизить его к Киеву. Именно с этой целью он строит укрепленные городские ворота — Золотые и Серебряные.

    Внешняя политика

    В 1169 году Андрей Боголюбский совершает поход на Киев. Захватить город он смог только два года спустя в ходе мощнейшего трехдневного штурма. Столица Киевской Руси, где отравили несколько лет назад его отца Юрия Долгорукого, была отдана на беспощадное разграбление. Центром Русской земли становится Владимир, где к тому времени сформировался значительный торгово-ремесленный посад. Боголюбский получает титул великого князя. Время Киевской Руси, основанной еще в IX веке, закончилось.

    В конце того же, 1169 года, Андрей Боголюбский предпринимает поход на Новгород. И хотя честолюбивые усилия князя, претендовавшего на титул Великого князя всей Руси, подчинить себе Новгород и заставить других русских князей признать его главенство потерпели неудачу, именно в этих попытках нашла свое отражение зарождающаяся тенденция к восстановлению государственно-политического единства страны на основе подчинения удельных князей самодержавному правителю одного из сильнейших на Руси княжеств.

    Андрей Боголюбский делает и еще одну серьезную попытку — основать во Владимире независимую митрополию, но получает отказ патриарха Константинополя, который не без оснований опасался усиления влияния Руси.

    Смерть

    Подавить окончательно боярскую оппозицию князю -«самовластцу», как часто называли Андрея Боголюбского его современники, так и не удалось. В июне 1174 года он был коварно и жестоко убит боярами -заговорщиками.

    Итоги и оценка результатов

    С именем Андрея Боголюбского связано возрождение традиций властной и жесткой политики Владимира Мономаха. Опираясь на поддержку горожан и дворян-дружинников, он круто и безжалостно расправлялся с непокорными боярами, изгоняя их из княжества и отбирая боярские вотчины.

    И хотя, несмотря на перенесенные испытания, Киев и дальше продолжал оставаться одним из самых могущественных и богатых городов Руси, ее центром и наглядным воплощением идеи единства при Андрее Боголюбском стал Владимир. Родовые отношения в русских землях совершенно закономерно уступили место государственным.

    Андрей Боголюбский

    Андрей Боголюбский – князь Вышгородский, Дорогобужский, Рязанский и Владимирский. Является сыном Юрия Долгорукого. При правлении Петра 1 Боголюбский был канонизирован Русской православной церковью.

    В период правления Андрея Боголюбского, Владимиро-Суздальское княжество приобрело большое влияние на Руси и со временем стало основой Российского государства. В данной статье мы рассмотрим главные события биографии князя Боголюбского и наиболее интересные факты из его жизни.

    Итак, перед вами краткая биография Андрея Боголюбского.

    Биография Андрея Боголюбского

    Андрей Юрьевич Боголюбский родился около 1111 года в Ростове Великом. В 1149 г. Юрий Долгорукий поручил Андрею править Вышгородом. В скором времени молодой князь участвовал в войне против полоцкого и волынского государя Изяслава Мстиславича. Дойдя до Волыни он показал невиданную отвагу при осаде Луцка.

    В 1153 г. Боголюбский начал править Рязанским княжеством, однако вскоре был изгнан с престола Ростиславом Ярославовичем. Позже он вновь стал управлять Вышгородом, но уже в 1155 г. решил уехать во Владимир-на-Клязьме, выкрав при этом икону Богородицы.

    По преданию, Андрей Боголюбский якобы увидел сон, где ему было сказано оставить икону во Владимире, что он и сделал. Кроме этого, на месте, где ему приснился сон, князь образовал поселение Боголюбово. Именно после этого его прозвали Андреем Боголюбским.

    Правление Андрея Боголюбского

    Когда в 1157 г. Юрия Долгорукого не стало, Андрей Боголюбский начал править Владимирским, Ростовским и Суздальским княжествами. Вскоре он решил сделать столицей Владимир.

    После этого в течение нескольких лет он построил белокаменную крепость с 5 воротами. Интересен факт, что одни из них – Золотые ворота, можно увидеть и сегодня.

    Золотые ворота во Владимире

    Кроме этого Боголюбский возвел Успенский собор и известную Церковь Покрова на Нерли, а также занимался строительством оборонительных сооружений. Затем он начал проводить политические реформы, желая укрепиться на престоле.

    В 1161 г. Андрей Юрьевич изгнал из своих земель мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с ее 3 сыновьями. Стараясь единолично управлять всеми владениями, он решил упразднить проведение вече, на которых князья и вельможи решали разные серьезные вопросы.

    В результате Боголюбский прогнал всех бояр, служивших еще его отцу, и многих близких родственников. Стараясь развивать феодальные отношения, он, прежде всего, надеялся на дружину и жителей Владимира. Также князь вел торговлю с Ростовскими и Суздальскими областями.

    В 1159 г. Андрей оккупировал небольшое новгородское укрепление Волок Ламский. Затем он предпринял попытку создать на подчиненных землях митрополию, независимую от киевской. Однако эта попытка не увенчалась успехом.

    Реконструкция замка Андрея Боголюбского

    Андрей Боголюбский приглашал для постройки церквей и монастырей западноевропейских мастеров. Желая провести реформы и в области религии, он ввел на Руси некоторые праздники. Считается, что он был инициатором учреждения таких праздников, как Медовый Спас и Покров Пресвятой Богородицы.

    Взятие Киева (1169)

    После смерти Ростислава в 1167 г. власть в роду Рюриковичей переходила Святославу Всеволодовичу черниговскому.

    Однако когда в борьбу за престол вмешались другие родственники, начались междоусобные войны. Мстислав Изяславич Волынский захватил Киев, изгнав своего дядю Владимира Мстиславича, и посадил править Новгородом собственного сына Романа.

    Мстислав делал все возможное, чтобы всецело управлять Киевским княжеством. Однако ему противостали его двоюродные братья Ростиславичи.

    Такое положение вещей было только на руку Андрею Боголюбскому. Не теряя времени он направил свою дружину в сторону Киева, заручившись поддержкой еще 11 русских князей.

    Киевский поход 1169 г., возглавляемый сыном Боголюбского Мстиславом Андреевичем, окончился взятием Киева. После этого город подвергся двухдневному разграблению, а многие его жители оказались плененными.

    В конечном счете, новым государем киевских земель стал брат Андрея – Глеб. Интересен факт, что Андрей Юрьевич был первым на Руси, кому удалось изменить представления о старшинстве в династии Рюриковичей.

    Поход на Новгород (1170)

    Подчинив себе Киев, Андрей Боголюбский решает собрать дружину против Новгорода. При этом новгородцы хотели видеть своим правителем Романа Галицкого, который приходился сыном Мстиславу Изяславичу.

    Вскоре начались сражения между армиями Андрея и Романа. В итоге уверенную победу одержал последний князь. В скором времени в Новгороде наступил большой голод, который побудил его жителей наладить отношения с Андреем.

    Андрей Боголюбский на открытке работы Ивана Билибина

    Ряд историков полагает, что именно Боголюбский после поражения организовал продовольственную блокаду, что в итоге возымело эффект и привело к перемирию.

    Осада Вышгорода (1173)

    Когда в 1171 г. умер Глеб Юрьевич, на киевском престоле оказался Владимир Мстиславич, но вскоре скончался. Затем трон перешел к князю из смоленских Ростиславичей – Роману.

    Андрей Боголюбский потребовал от него выдачи всех высокопоставленных лиц, которых он подозревал в отравлении Глеба.

    Однако Роман не захотел идти на такой шаг. В связи с этим Андрей убрал его с престола и приказал ему и его братьям отправляться обратно домой. Тот не посмел ослушаться указа Боголюбского, но один из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, отказался подчиниться повелению государя.

    Андрей Боголюбский реконструкция Герасимова

    Мстислав заявил, что не допустит такого грубого обращения с ним и его братьями. В результате он остриг бороду послу Андрея, что послужило поводом для войны.

    Когда дружина Боголюбского подошла к Вышгороду, она начала крупномасштабную осаду. Интересен факт, что Андрей повелел взять в плен Мстислава живым, чтобы поквитаться со своим обидчиком. Тот в свою очередь был вынужден вместе со своей армией спрятаться в крепости, поскольку понимал свое бессилие.

    Тем временем Ярослав Изяславич направил волынские и галицкие войска на помощь осажденным. Когда полки Андрея Боголюбского издали заметили огромную рать Ярослава, они начали в спешке убегать с поля боя. Мстислав, увидев поддержку, покинул крепость и вместе со своей дружиной вступил в сражение.

    Многие суздальцы при отступлении нашли свою смерть в Днепре, а другие пали на поле боя. Таким образом осада Вышгорода оказалась крайне неудачной для Андрея Боголюбского.

    Походы в Волжскую Булгарию

    В 1164 г. Андрей Юрьевич пошел войной на волжских булгар. Противник понес большие человеческие и технические потери. Был взят Бряхимов и испепелено 3 других города.

    Через 6 лет Боголюбский вместе с союзниками вновь пошел войной на булгар. Князья зашли на булгарскую территорию и стали ее беспощадно грабить.

    И хотя Андрею порою приходилось вступать в сражения с противником, ему удалось полностью подчинить себе эти земли.

    Собор Рождества Богородицы и остатки княжеского дворца (переход и лестничная башня) в Боголюбском монастыре, Боголюбово

    Личная жизнь

    В 1148 г. Андрей взял себе в жены боярскую дочь Улиту, которая отличалась особой красотой. В этом браке у них родилось 5 детей: Изяслав, Мстислав, Юрий, Глеб и Ростислава.

    Интересен факт, что Улита состояла в заговоре против супруга, за что в 1175 г. была казнена. Однако ряд историк полагают, что убили не ее, а другую, неизвестную жену Боголюбского.

    Смерть и канонизация

    Поражение 1173 г. и напряженные отношения со знатью привели к заговору против Андрея Боголюбского. Как следствие, в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. князь был до смерти забит боярами.

    Существует версия, что заговорщики, предварительно напившись вина, пришли в покои Андрея, чтобы совершить над ним расправу. Государь не стал открывать дверь и сразу бросился к мечу, который всегда висел возле его кровати. Но как оказалось, оружие было заранее украдено ключником Анбалом.

    Сломав замок, бояре набросились на беззащитного князя и стали его избивать. И хотя Боголюбский оказал достойное сопротивление заговорщикам, силы были слишком не равными. Наконец весь израненный он свалился на землю.

    Убиение Андрея Боголюбского

    Подумав, что Андрей умер, убийцы торжествуя отправились пить вино в погреб. Однако князь, придя в сознание, попытался убежать из своей резиденции.

    Но злодеи нашли его по кровавому следу, после чего нанесли ему смертельные удары. Труп Боголюбского лежал во дворе, а тем временем народ мародерствовал в его покоях.

    Андрей Юрьевич Боголюбский был похоронен в Успенском соборе во Владимире. В 1702 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых.

    Андрей Боголюбский: краткая биография

    Одним из самых выдающихся правителей Древней Руси по праву считается Андрей Боголюбский, имевший громкий титул «Святой Благоверный князь». Он, как сын Юрия Долгорукого, правил достойно, с честью продолжая дело своих известных предков. Основал город Боголюбый, в честь которого и получил свое прозвище, перенес центр Руси из Киева во Владимир. При нем город и все Владимирское княжество развивалось активными темпами и стали поистине могущественны. В 1702 году Русская Православная церковь канонизировала Андрея Боголюбского, сегодня его мощи находятся в Успенском соборе в его любимом городе Владимире.

    Биография

    Когда родился великий князь точно не скажет ни один историк, в летописях чаще всего указывается 1111 год, но есть и другие даты, например – 1115. Зато место рождения определенно точно – Ростово-Суздальская Русь, именно этот глухой край лесов он признавал родиной.

    О его ранних годах жизни известно только, что он получил хорошее образование и воспитание, основанное на духовности и христианской религии. Гораздо больше информации имеется о времени, когда по приказу отца, Андрей, достигнув совершеннолетия, начинал править в разных городах.

    Годы его княжества можно условно разделить на несколько периодов:

    • Вышгород (1149 и 1155)
    • Дорогобужск (1150—1151)
    • Рязань (1153)
    • Владимир (1157—1174).

    В 1149 году Андрей Боголюбский отправлен своим отцом править Вышгородом, но уже через год получает перевод на запад, однако и там долго не задерживается. Вопреки желанию Юрия Долгорукого видеть сына в Вышгороде, тот после возвращения остается жить и править в любимом городе Владимире, куда, согласно некоторым историкам, перевозит знаменитую икону Владимирской Богоматери.

    Даже унаследовав после смерти отца в 1157 году звание Великого князя, Андрей Болюбский в Киев не возвращается. Специалисты полагают, что этот факт дал начало организации централизованной власти и повлиял на перевод столицы во Владимир.

    В 1162 князь, заручившись поддержкой своей дружины, выгоняет из Ростово-Суздальских земель всю свою родню и войско отца, что делает его единственным правителем этих земель. За время правления Андрея Боголюбского власть Владимира сильно укрепилась и расширилась, были завоеваны множество окрестных земель, это дало ему значительное влияние в политике на северной и восточной части Руси.

    В 1169 князь со своими дружинниками в результате удачного похода, практически полностью разоряет Киев.

    Многие бояре были разозлены его быстрорастущей властью, жестокими расправами и самовластным характером, и поэтому уже в 1174 они, сговорившись, убивают Андрея Юрьевича в основанном им Боголюбове.

    Это интересно: Ништадтский мир — условия и история подписания договора.

    Внешняя и внутренняя политика

    Главным достижением князя Андрея во внутренней политике по праву считается увеличение благополучие и состоятельность Ростово-Суздальских земель. В начале его правления в это княжество приезжало множество людей из соседних городов, киевских беженцев, мечтавших осесть в тихом и безопасном месте. Большой приток народа повлиял на быстрый экономический рост региона. Княжество, а позже и город Владимир непривычно быстрыми темпами увеличивали свое влияние на политическое арене и благосостояние в целом, благодаря чему к последним годам жизни Андрея Боголюбского именно они, в обход Киева, стали центром Руси.

    При Андрее Боголюбском огромное внимание уделялось развитию сфере духовной и культурной, он не единожды предпринимал попытки сделать Русь независимой от Византии в религиозном плане, учредил новые православные праздники. Частыми гостями стали зодчие, приглашенные для строительства храмов и соборов, за счет чего в зодчестве появилась особенная русская традиция и были возведены знаменитые Золотые ворота, город-замок Боголюбово и несколько храмов, например, Покрова-на-Нерли, Рождества Богородицы в Боголюбове.

    Внешняя политика князем велась также тщательно. Более всего его волновала защита земель от кочевников, регулярно совершавших свои набеги. Он дважды провел походы в Волжскую Булгарию. В результате первого. состоявшегося в 1164, был взят город Ибрагимов сожжены три других города, второй поход в 1171 году состоялся при участии сыновей князей Мурома и Рязани и принес богатую добычу.

    Итоги правления

    Самым главным и важным итогом правления князя Андрея Боголюбского несомненно стало смещение политико-экономического центра из Киева во Владимир.

    Но этим успехи князя не ограничились, среди его основных достижений следует упомянуть:

    • во многом удачные попытки объединения страны,
    • изменение политического строя (избавился от уделов и создал централизованную власть),
    • оказал существенное влияние на создание русской традиции в зодчестве.

    В 1702 году князь был канонизирован. Несмотря на справедливую критику такого решения, понять мотивы Церкви можно. История изгнания Андреем Боголюбским своих младших братьев и разорение Киева забыты, но все помнят, что именно он привез икону Божьей Матери во Владимир. При нем построены великолепные храмы и, конечно, он принял мученическую смерть.

    Андрей Боголюбский (1169-1174): правление Владимирского князя

    Князь Андрей Боголюбский был сыном Юрия Долгорукого. Отец еще при жизни выделил удел своему сыну – город Вышгород. Конкретных сведений об этом этапе жизни князя не очень много. Известно только, что некоторое время правил в Вышгороде, но после самовольно покинул город и отправился во Владимир. Почему Андрею достался ничем не примечательный Вышгород? Дело в том, что Юрий долгорукий должен был передать власт после своей смерти Андрею, поэтому хотел держать сына возле себя.

    Почему получил прозвище “Боголюбский”

    Покинув Вышгород, Андрей направился во Владимир. По дороге он проезжал через село Боголюбово. В этом селе конь Андрея остановился, и его не могли сдвинуть с места. Князь посчитал это добрым знаком и божьим явлением, поэтому приказал построить на этом месте дворец и церковь Богородицы. Именно поэтому в историю князь вошел как Андрей Боголюбский.

    Правление

    Правление Андрея Боголюбского началось в Ростово-Суздальском княжестве. Очень быстро он переименовал его во Владимиро-Суздальское княжество. Это был типичный князь эпохи феодальной раздробленности. Он стремился возвысить свое княжество, и подчинить своему влиянию остальные княжества.

    Подъем Владимира

    Я не случайно говорил, что изначально княжество называлось Ростово-Суздальским. В нем было 2 главных города Ростов и Суздаль. В каждом городе были сильные боярские группировки. Поэтому молодой князь Андрей решил править не в этих городах, а в сравнительно молодом Владимире. Именно поэтому и произошло переименование княжество, и именно отсюда берет начало возвышение города Владимира.

    С 1157 году Андрей был полноправным и самостоятельным правителем Владимиро-Суздальского княжества.

    Религия

    Религиозная составляющая является важной для понимания личности князя и тех задач, которые он решал. Главная черта правления Андрея Боголюбского – стремление к независимости и к самостоятельному правлению. Именно этого он хотел для себя, для своего княжества, и для религии своего княжества. Фактически он пытался создать новое ответвление в христианской религии – культ Богородицы. Сегодня это может показаться диким, поскольку Богородица важна во всей религии. Поэтому нужно привести описание того какие храмы строились в крупных городах:

    • Киев и Новгород – храм в честь святой Софьи.
    • Владимир – храм Успения Богородицы.

    С точки зрения религии это разные мировоззрения и в какой-то мере даже противоречия. Стремясь это подчеркнуть князь Андрей Боголюбский обратился в Константинополь, стремясь разделить Киевскую и Ростовскую епархии, перенеся последнюю во Владимир. Византия эту идею отклонила и разрешила только в рамках княжества перенести епархию из Ростова во Владимир.

    В 1155 году Андрей вывез из Вышгорода икону, которая сегодня считается одной из главных православных святынь – Владимирская икона Божьей Матери. Именно во время его правления были впервые установлены такие церковные праздники как Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).

    Военные успехи

    В летописях отмечают, что Андрей Боголюбский был отличным воином. На его счету были у победы и поражения, но во всех битвах он проявлял себя храбро. Стремясь создать единственное могущественное княжество, ему нужно было ликвидировать отставание Владимира от Киева и Новгорода. Для этого был избран путь войны.

    8 марта 1169 года войска Андрея Боголюбского штурмом взяли Киев. Князь не хотел здесь править, а рассматривал победу исключительно как удельный правитель – разграбить противника и ослабить его. В результате Киев был разграблен, а на княжение в городе Андрей утвердил своего брата: Глеба. В дальнейшем в 1771 году, после смерти Глеба, киевский трон был передан князю Роману Смоленскому. Примечательно, что когда князь Андрей потребовал ль Романа Ростиславича Смоленского выдать бояр, которых подозревали в убийстве Глеба – великий князь получил отказ. В итоге была новая война. В этой войне армия Андрея Боголюбского была разбита армией Мстислава Храброго.

    Решив проблему Киева князь Андрей устремил взор своей армии на Новгород, но 25 февраля 1770 года Боголюбский проиграл сражение новгородскому войску. После поражения он решил действовать хитростью и перекрыл доставку в Новгород зерна. Опасаясь голода, новгородцы признали главенствующее положение Владимиро-Суздальского княжества.

    Убийство князя

    Сегодня популярной является версия, что правление Андрея Боголюбскогок концу его жизни уже не вызывало одобрения у населения. Люди все меньше верили в своего князя, поэтому был составлен заговор, в ходе которого князя убили. Убийство Андрея Боголюбского случилось ночь 29 июня 1174 года, когда группа заговорщиков (это были бояре и знать) ворвались в покои князя и убили его. Тут очень важны для осмысления 2 вещи:

    1. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский был безоружным. Это несмотря на то, что в ту эпоху, когда заговоры и убийства были обычным делом, оружие всегда было при знатном человеке. Наиболее аргументированная версия – бояре подкупили кого-то из окружения князя. Современные историки поддерживают эту версию, и говорят, что подкупили личного ключника, который и украл меч.
    2. В заговоре принимали участие только бояре. Этот факт опровергает версию, что князь к концу жизни перестал пользоваться доверием людей. Он перестал пользоваться доверием бояр, которые боролись за власть. Причина? Андрей начал активно бороться со вседозволенностью знати.

    Очень важный момент – как только стало известно, что князь Андрей Юрьевич Боголюбский убит простые люди восстали против бояр, виновных в заговоре, и многих из них убили. Тяжело представить, что народ так бы отреагировал на смерть князя, которого они не любили. В действительности же боярский заговор против князя был связан с его политикой и попыткой укрепить собственное самодержавие, притеснив власть бояр.

    Ссылка на основную публикацию