Транспортная система России
Российская Федерация – самое большое государство в мире. Её площадь превышает 17 млн. км 2 , а расстояние между крайними географическими точками составляет 8230 км. Естественно, что в такой огромной стране транспорт играет колоссальную роль. Только благодаря ему становится возможным перемещение грузов, перевозка пассажиров, доставка корреспонденции.
- Характеристика системы
- Значение и роль транспорта в России
- Структура системы
- Железнодорожный транспорт
- Морской транспорт
- Речной транспорт
- Трубопроводный транспорт
- Автомобильный транспорт
- Воздушный транспорт
- Промышленный транспорт
- Общественный транспорт
- Транспортные узлы
- Транспортные коридоры
- Управление системой
- Транспортное законодательство
- Проблемы и перспективы развития транспортной системы России
Характеристика системы
В настоящее время на территории России сложилась одна из самых крупных и сложных транспортных схем, осуществляющая многоплановые связи на основе изготовленных технических средств, сформированных путей сообщения и налаженной службе перевозок.
Для транспортной системы России характерными являются следующие факторы:
- Большие расстояния и сложные климатические условия. Следствием которых, служит выполнение большей части грузоперевозок с помощью железнодорожных линий и трубопроводов.
- Высокоразвитая инфраструктура, состоящая:
- из автомобильных дорог, железнодорожных путей, линий авиасообщения, магистральных трубопроводов, судоходных речных, озёрных и морских трасс;
- терминалов;
- транспортных средств;
- персонала, являющегося организатором и участником, как пассажиропотока, так и процесса перевозки грузов.
- Выполнение третьей части услуг, оказываемых населению, что заставляет привлекать десятую часть основных государственных фондов и вовлекать в непосредственную отраслевую деятельность 4 млн. человек.
- Пониженная транспортная подвижность населения, обусловленная труднодоступностью целого ряда мест его проживания. Что особенно чувствительно в периоды межсезонной распутицы, блокирующей движение районного автотранспорта.
Значение и роль транспорта в России
Транспорт занимает особое место в народном хозяйстве страны. Его историческая, экономическая, социальная и политическая роль огромна. Именно он обеспечивает экономическую целостность огромного государства, позволяет связывать все регионы страны в единое целое, служит одной из основ национальной безопасности.
Мало того, транспорт позволяет организовывать международные связи, налаживать взаимовыгодные экономические взаимоотношения, оказывать гуманитарную помощь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Благодаря ему становятся доступными культурные достижения человеческой цивилизации, и обеспечивается дальнейшее развитие общества.
Об огромной важности этой отрасли экономики свидетельствуют показатели 2019 года:
- Общий объём грузоперевозок достиг 5669,1 млрд. т-км.
- Российские авиакомпании смогли обслужить более 128 млн. пассажиров, что составляет ориентировочно третью часть пассажиропотока. Общенациональное количество, которого по приблизительным оценкам достигает 1 трлн. пассажирокилометров.
- Некоторое снижение численности пассажиров на железнодорожном, автобусном, речном транспорте, объясняется значительным увеличением личных транспортных средств. Причём в самом ближайшем будущем, это будут не только автомобили, но средства воздушного передвижения!
Транспорт служит основой существования сферы обращения, поддерживая непрерывную связь между производителями, лицами, оказывающими услуги и потребителями.
Структура системы
Связующая отрасль Российской Федерации подразделяется:
- по характеру использованияна транспорт общего и необщего пользования;
- по характеру взаимосвязей: внутренний транспорт, осуществляющий услуги в пределах государства и внешний, осуществляющий международные перевозки;
- в зависимости от предоставления услуг на круглогодичный и сезонный виды.
К началу III тысячелетия наша страна располагает всеми видами современного транспорта, структурированного в ряд отраслевых подсистем, пересекающихся между собой в транспортных узлах с целью осуществления значительного числа перевозок по транспортным коридорам.
Железнодорожный транспорт
Исторически наиболее развитый вид отечественного транспорта, осуществляющий 35% мирового оборота грузов и 18% потока пассажиров. И это при общей протяжённости железнодорожных путей в 121 тыс. км, что составляет третий показатель в мире, после Китая и США. Однако российские железные дороги по уровню электрификации, превышающему 50%, занимают лидирующее положение среди других стран, что также позволяет организовать 85% отечественных грузоперевозок.
Кроме грузоперевозок, железнодорожный транспорт осуществляет пассажирооборот на дальние расстояния – 70%, а также пригородные и внутригородские сообщения – 30%.
Абсолютное большинство железнодорожных активов России приходится на ОАО «Российские железные дороги» – вертикально интегрированную компанию, владеющую 99% железнодорожного полотна и отраслевой инфраструктуры. ОАО «РЖД» входит в список крупнейших мировых транспортных компаний. Её персонал в 2019 году составлял 711 тыс. человек. В этом же году компания осуществила перевозку:
- 1,2 млрд. пассажиров,
- 1,28 млрд. т грузов.
На долю других компаний и частных операторов, осуществляющих перевозки в удалённых районах РФ или выполняющих транспортировку сырья и промышленных грузов, приходятся значительно меньшие объёмы.
Морской транспорт
Россия обладает 42 тысячами километров морских границ, что даёт возможность осуществлять как внутренние, так и внешние морские перевозки. К окончанию 2018 года общее количество торговых судов нашего государства составляло 220 единиц (цифра достаточно условная, в связи с действующим законодательством, позволяющим носить флаги других стран, а также существенным износом ряда кораблей и принадлежностью некоторых судов иностранным владельцам).
Географически, исторически и политически ситуация сложилась таким образом, что:
- Первое место по грузоперевозкам сегодня занимает Дальневосточный регион с портами: Ванино-Холмск, Восточный, Владивосток, Находка, отправляющий 46,5% морских грузов России.
- Второе место держит Черноморско-Азовский бассейн, осуществляющий отправку 23,7% грузов через Новороссийск и Туапсе.
- Третье место – 15% грузов – отправляются из Архангельска и Мурманска, расположенных соответственно на побережьях Белого и Баренцева морей в Северном Ледовитом океане.
- Четвёртое место с 14,5% за портами Балтики: Санкт-Петербургом и Калининградом.
- Каспийские: Астраханский и Махачкалинский порты с грузооборотом в 0,4% остаются на пятом месте.
Речной транспорт
Располагая свыше 100 тысячами километров внутреннего водного пути, существенная часть которого в тёплый период времени судоходна, Россия могла бы себе позволить значительно увеличить объём речных грузоперевозок. Их величина на настоящее время не превышает 4% в общем обороте страны. Следует отметить, что речной транспорт на протяжении столетий являлся важнейшим и при этом самым дешёвым связующим звеном в экономике России.
Главными речными артериями, пригодными для судоходства на территории нашей страны являются:
- Волга, Кама, Северная Двина – в Европейской части России;
- Енисей, Лена, Обь – в Сибири;
- Амур – на Дальнем Востоке.
Все эти реки оснащены крупнейшими портами и имеют выходы к морям и океанам, позволяющим осуществлять транспортные потоки внутреннего и внешнего направлений.
Трубопроводный транспорт
Наиболее перспективное, стратегическое направление развития транспорта, без преувеличения, оказывающее глобальное влияние на всю мировую политику. Специфика данного направления отрасли заключается в возможностях перекачки огромных объёмов грузов на гигантские расстояния при любых погодных условиях в автоматическом режиме.
Начиная с середины прошлого века, крупнейшие газопроводы и нефтепроводы, выполненные трубами более 1 м в диаметре, непрерывно обеспечивают топливом и углеводородными ресурсами население и промышленность России, а также целый ряд стран Европы и Азии.
Необходимо также отметить важнейшую роль этого вида транспорта в обеспечении народного хозяйства страны всем спектром энергетических ресурсов (вода, отопление, вентиляция, канализация, продукты разделения воздуха, газообразные химические вещества) реализуемых на уровне населённых пунктов и отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Автомобильный транспорт
Самое большое количество перевозок в нашей стране осуществляет автомобильный транспорт. Но, в абсолютном большинстве случае, это производится на достаточно короткие расстояния.
Преимущество этого вида средств доставки пассажиров и грузов заключается в мобильности, высокой скорости и возможности доставки от места загрузки до места конечной разгрузки. Поэтому он незаменим для местных перевозок, но вместе с тем отличается дороговизной и очень высокой степенью аварийности.
Общая протяжённость автомобильных дорог России к 2018 году достигла 1,529 млн. км. Из них, дороги с твёрдым покрытием составляют примерно 70%, что равняется 1,076 млн. км. В 2019 году было произведено 1 495 643 легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, 156 059 штук – грузовых автомобилей.
Несмотря на значительное количество автодорог, расположенных в основном в экономически развитых регионах страны, общее состояние их можно охарактеризовать как плохое. Мало того, значительная часть из них работает в однополостном режиме в ту и другую сторону движения автотранспорта, а часть дорог перегружена.
Воздушный транспорт
Высокая скорость, автономность, наиболее краткие пути следования – всё это делает воздушный транспорт незаменимым при перевозке людей, срочных грузов и почты на гигантские расстояния. Вместе с тем, этот вид транспортных средств очень дорог и сильно зависимым от метеоусловий. Но в случае труднодоступности, только средства авиасообщения (самолёты и вертолёты) могут организовать столь необходимую транспортную связь.
В настоящее время Российская Федерация располагает:
- более 100 авиаперевозчиками,
- свыше 1200 аэропортами с грунтовым и твёрдым покрытием,
- почти 7 тысячами воздушных судов,
- 600 тыс. км внутренних воздушных линий,
- около 90 тыс. человек персонала.
Промышленный транспорт
Современный промышленный транспорт представляет собой комплекс транспортных средств, путей и сооружений, предназначенных для перемещения сырья, заготовок, материалов, полуфабрикатов, почты, готовой продукции на территории предприятия. Также с его помощью осуществляется транспортировка топлива, а также ввоз и вывоз необходимой продукции.
Наибольшее распространение промышленный транспорт получил на предприятиях тяжёлой промышленности и при добыче полезных ископаемых. Специфика его проявляется в использовании не только обычных видов транспортных средств: железные дороги, автомобили, трубопроводы, но и в применении специфических устройств, таких как:
- электрокары,
- конвейеры,
- автоматические линии,
- монорельсовые и канатно-подвесные дороги,
- гидравлический и пневматический транспорт.
Общественный транспорт
Городской и пригородный транспорт России, предназначенный для перевозок на короткие расстояния пассажиров и грузов, реализован в виде:
- Автобусов и микроавтобусов.
- Трамваев.
- Троллейбусов.
- Такси.
- Метрополитенов.
- Пригородных электричек.
Также, кроме перевозок, он выполняет (в большинстве случаев с помощью специальной автотранспортной техники) коммунально-хозяйственные функции: уборка и очистка улиц, полив тротуаров и зелёных насаждений, обслуживание объектов городского коммунального хозяйства, оказание необходимой помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Транспортные узлы
Транспортные узлы являются местом стыковки нескольких видов транспортных средств, оснащённых устройствами передачи грузов, а также местами их хранения при надлежащем уровне автоматизации, контроля и управления.
Вследствие огромных масштабов Российской Федерации, на её территории проявляют себя:
- Узлы федерального уровня (играющие важное международное экономическое значение) связывающие глобальные транспортные потоки отдельных регионов страны в единую сеть распределения, имеющую широкие взаимоотношения с зарубежными странами.
- Узлы регионального уровня, стоящие на следующей (нижестоящей) ступени транспортно-распределительной иерархии, позволяющие обеспечивать всем необходимым территориальные субъекты государства.
Транспортные коридоры
Транспортные коридоры всегда являлись частью транспортной системы, обеспечивающей с их помощью пассажирские перевозки и грузопотоки между географическими районами Земного шара.
Наша страна, в силу своего месторасположения, исторически играет роль связующего звена между народами:
- Европы и России.
- Скандинавии и Средиземноморья, а также ближнего стран Ближнего Востока (путь «из варяг в греки»).
- Севера и Юга.
- Европы и Азии – Индокитай, Дальний Восток (Великий Шёлковый путь).
- Северной Америки и Дальнего Востока.
В её распоряжении находятся:
- Транссибирская магистраль.
- Воздушное пространство страны.
- Северный морской путь.
- Прибрежные акватории Тихого океана, Балтийского, Чёрного и Каспийского морей.
Всё это открывает значительные экономические перспективы налаживания взаимоотношений с соседними странами и отдалёнными государствами.
Управление системой
Государственное управление транспортной системой России осуществляет Министерство транспорта. В ведении этого органа власти находятся подведомственные агентства (по направлениям) и служба по надзору – Ространснадзор, а также целый ряд предприятий и организаций.
На данное министерство возложены функции:
- проведения государственной политики в отрасли;
- формирования стратегии развития и контроль над её реализацией;
- разработка действующих норм, правил, стандартов и ряда других подзаконных актов;
- межведомственная координация.
При этом сам Минтранс не является хозяйствующим субъектом над собственностью транспортных предприятий и не определяет их экономическую политику.
Транспортное законодательство
Отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия участников транспортного движения, регулируются значительным количеством нормативных актов, в список которых входят:
- Международные правовые нормы;
- Федеральные законы РФ;
- Указы президента;
- Постановления правительства;
- Кодексы РФ;
- Правила дорожного движения;
- Уставы автомобильного и железнодорожного транспорта;
- Международные правовые нормы;
- Правила перевозок;
- Утверждённые тарифы.
Проблемы и перспективы развития транспортной системы России
Транспорт, как важнейшее связующее звено в экономической, социальной, культурной жизни страны, постоянно находится под воздействием всего спектра государственных проблем. Наиболее значимыми среди них являются:
- Износ основных производственных фондов, выражающийся в низком техническом уровне подвижного состава, транспортной техники и путей сообщения.
- Недостаточные объёмы финансирования, приводящие к недоиспользованию существующего потенциала.
- Отсутствие устойчивых транспортных связей в труднодоступных регионах страны.
- Слабое развитие логистической структуры.
- Безопасность движения транспортных средств и самой организации транспортной деятельности.
- Негативное воздействие на окружающую среду в физическом и химическом плане.
Для решения всего комплекса насущных проблем были разработаны «Транспортная стратегия» и Целевая программа, предусматривающие:
- формирование инфраструктуры,
- учёт потребностей и создание оптимальной логистической системы,
- разработку нормативно-правовых актов, обеспечивающих доступность отраслевых услуг,
- реализацию транспортных и транзитных возможностей государства, с целью восстановления традиционных связей и интеграции на международный рынок,
- снижение неблагоприятного экологического воздействия,
- совершенствование системы транспортной безопасности.
Существенным вкладом в реализацию намеченных планов могло бы служить создание единого координационного центра, а также налаживание взаимодействия между органами государственной власти и частным сектором.
Первые успехи на этом пути уже имеются: построено, реконструировано и отремонтировано десятки тысяч километров автомобильных дорог, вырос на 40% грузооборот железнодорожного транспорта, восстановлены взлётно-посадочные полосы на 25 аэродромах, выстроены 10 терминалов, на 50% вырос объём перевозок морского транспорта. Остаётся продолжать положительные начинания, которые, несомненно, позволят вывести Россию на качественно новый уровень своего экономического развития.
Транспортная система РФ: основные понятия, структура, показатели, проблемы и перспективы развития
Основы транспортного процесса (общие понятия и определения).
Транспортная система – комплекс различных видов транспорта, находящихся в зависимости и взаимодействии при выполнении перевозок.
Чаще всего она рассматривается как целостная отрасль национальной экономики, в состав которой входят:
– транспортная сеть всех видов транспорта общего и необщего пользования;
– подвижные транспортные средства;
– трудовые ресурсы транспорта;
– система управления всеми видами транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Транспорт общего пользования выступает как самостоятельная отрасль материального производства. Он обслуживает сферу обращения, обеспечивая связь между сферой производства и сферой потребления. Транспорт общего пользования – это транспорт, который в соответствии с действующим законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы эти перевозки не были предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией, фирмой или частным лицом.
В отличие от транспорта общего пользования, транспорт необщего пользования выполняет перевозки продукции внутри сферы производства, т.е. для конкретного предприятия, организации или фирмы. Перевозки, которые он выполняет, являются внутрипроизводственными или технологическими. Ведомственный транспорт промышленных предприятий называется промышленным транспортом.
Автомобильные или железные дороги (как правило, небольшой длины), принадлежащие тому или иному транспортному предприятию, называются подъездными. В транспортной системе страны имеется густая сеть таких дорог. Суммарная протяженность железнодорожных подъездных путей превышает протяженность железных дорог общего пользования. Более половины судов речного флота (в основном небольшой грузоподъемности и мощности) принадлежат различным ведомствам (предприятиям нефтяной и газовой промышленности, лесного, коммунально-бытового хозяйства и т.п.) В отличие от транспорта общего пользования, промышленный транспорт представлен также специальными транспортными средствами, такими как канатные и подвесные дороги, пневмотранспорт и др.
Кроме деления на транспорт общего и необщего пользования, в некоторых случаях подразделяют транспорт на магистральный и немагистральный. С одной стороны, магистральный – синоним транспорта общего пользования, а немагистральный – необщего (например, промышленный транспорт – это транспорт немагистральный). С другой стороны, термин «магистральный транспорт» применяется для обозначения путей сообщения, связывающих крупные города и промышленные центры страны или крупного региона. В этом случае небольшие ответвления от основных магистралей, несмотря на то, что они входят в состав сети общего пользования, не считаются звеньями магистрального транспорта и обычно именуются линиями местного значения.
Структура транспортной системы РФ.
Структурно транспорт можно представить как систему, состоящую из двух подсистем: транспорта общего и необщего пользования (рис. 1.2).
В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования группируется следующим образом:
– универсальный (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специальный;
– внутренний (осуществляющий перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);
– круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и т.д.) и сезонный (внутренний водный).
Рисунок 1.2 Структурная схема транспортной системы
Сущность и концепция развития единства транспортной системы в условиях рынка.
ЕТС – понятие, подчеркивающее социально-экономическое единство всех видов транспорта.
Сущность развития единства транспортной системы заключается во взаимодействии различных видов транспорта при выполнении перевозок. В условиях рынка для транспортных фирм необходимо создание и планирование единой технологии транспортировки, т.е. перевести конкуренцию между видами транспорта в область взаимодополняемости. Дальнейшее развитие единства транспортной системы идет по пути совершенствования подвижного состава и создания возможности его работы на разных видах транспорта. Это направление может быть отнесено к интермодальному (от лат. inter – между и modal – касающийся формы).
В современных условиях для транспорта главное – соблюдение требований заказчика по своевременности («точно в срок»), объему и качеству транспортировки грузов и безопасная в срок доставка пассажиров. Это достигается внедрением логистического подхода, позволяющего оптимизировать работу отдельных элементов транспортного процесса и объединять их в единую систему.
Показатели работы транспортной системы РФ.
Любой вид транспорта располагает своей собственной системой показателей, которая сложилась исторически и отражает его уникальность и неповторимость, учитывает технико-экономические и другие особенности.
Однако многие показатели являются общими для всех видов транспорта. Условно их можно разделить на следующие группы:
– показатели перевозочной и погрузочно-разгрузочной работы (грузо- и пассажирооборот, объем перевозок грузов и пассажиров, приведенный грузооборот, объем отправления, объем прибытия);
– показатели эксплуатационной работы (средняя грузонапряженность, средняя дальность перевозок, скорость доставки грузов, использование грузоподъемности подвижного состава и время его оборота, среднесуточный пробег);
– показатели экономической эффективности и финансовые (себестоимость, производительность труда, фондоотдача, фондоемкость, доходы, расходы, прибыль, рентабельность).
Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе.
Транспорт представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающий основные отрасли национальной экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность, сельское хозяйство, а также связь, энергетику, систему МТС.
Транспорт участвует в производственном процессе любого предприятия, перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, являясь обязательным условием общественного производства. Он также активно воздействует на весь процесс расширения производства, на формирование и потребление запасов продукции.
При этом транспорт объединяет в единое целое все отрасли национальной экономики, регионы страны, служит общим условием развития и функционирования, играет важную роль в размещении производительных сил.
Кроме того, он является единственным средством, обеспечивающим циркуляцию товаров путем их перемещения и как бы продолжает процесс производства, доставляя товар в сферу потребления для реализации. Только в этом случае образуется система: Д-Т-Д, на которой строится любая экономика.
Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков. Он является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью.
С другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно. Отсюда невозможен и сам рынок. Транспорт оказывает существенное влияние на экономический рост страны, расширение торговли, повышение уровня жизни ее граждан. Отсюда состояние транспорта – один из показателей уровня развития страны. Транспорт является достаточно трудоемкой отраслью, в которой трудится более % работающих граждан страны. Транспортная отрасль потребляет порядка 60% нефтепродуктов, 20% стали, 80% свинца, 40% лакокрасочных изделий, т.е. около 30 млн. т различных грузов – на всех видах транспорта.
Значение транспорта возрастает на современном этапе развития рыночных отношений в результате роста городов, развивающейся экономики, когда особо остро ставится вопрос о соблюдении сроков доставки груза, а также пассажиров в целях экономии времени. Недооценка роли транспорта приводит к отставанию отдельных отраслей промышленного производства и сельского хозяйства.
Таким образом, транспорт способствует прогрессу общества, в результате чего считается одной из важнейших отраслей национальной экономики. Транспорт – стратегически важный комплекс, в значительной степени определяющий мощь государства, т.к. обеспечивает нужды общества в перевозке своих объектов: грузов и пассажиров.
Структуру транспортной сети России составляют наземные, водные и воздушные пути (линии) сообщения, протяженность которых составляет, тыс. км:
Железные дороги МПС – 87,6
Железнодорожные подъездные пути предприятий – 95,0
Внутренние водные (речные) судоходные пути – 101,0
Автомобильные дороги с твердым покрытием – 750,0
В том числе общего пользования – 463,0
Магистральные нефтепроводы – 65,0
Магистральные газопроводы – 145,0
Воздушные линии – 800,0
В том числе международные – 200,0
Проблемы (научные, экологии, безопасности) и перспективы развития транспортной системы РФ.
Последствия глубокого социально-экономического кризиса не позволяют России рассчитывать на новое крупномасштабное производство в ближайшее десятилетие. Отсюда, основное внимание должно быть уделено реконструкции и перевооружению транспорта. В связи с этим разработана и осуществляется федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России», рассчитанная на 2002-2010 гг.
Основной системной проблемой, обозначенной в Транспортной стратегии РФ на период до 2020 г, является несоответствие между низким уровнем развития транспортной отрасли, эффективностью и качеством функционирования, возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги.
Стратегия является одним из инструментов реализации программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу /2006-2008 гг/ и позволяет увязать основные направления транспортной политики с федеральными и ведомственными целевыми программами, реализуемыми в среднесрочной перспективе.
Ключевые положения стратегии увязаны с докладом о результатах и основных направлениях деятельности Минтранса России на 2006-2008 гг и с ФЦП “Модернизация транспортной системы России /2002-2010 годы/”, корректировка которой, в том числе включение новой подпрограммы “Развитие экспорта транспортных услуг”, в настоящее время завершается Минтрансом.
Подпрограмма предполагает развитие механизма государственно-частного партнерства в сфере транспортной инфраструктуры, включая использование концессионной модели работы с инвестором, обеспечение динамичного роста вклада транспорта в валовый внутренний продукт за счет развития экспорта услуг транспортного комплекса, с использованием при ее реализации средств Инвестиционного фонда РФ.
Кроме того, стратегия предполагает разработку новой ФЦП “Развитие общественного пассажирского транспорта /2007-2015 годы/”.
В докладе о результатах работы и основных направлениях деятельности Министерства транспорта РФ определены следующие приоритетные цели деятельности министерства:
1) развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
2) повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
3) повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализация транзитного потенциала страны;
4) повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
5) улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе.
Достижение первой стратегической цели Минтранса предусматривается путем выполнения следующих тактических задач: повышение качества федеральных автомобильных дорог, в первую очередь, за счет приведения всей сети федеральных автодорог в нормативное состояние; рост технической оснащенности инфраструктуры в приоритетных аэропортах, повышение качественных характеристик и надежности внутренних водных путей; развитие железнодорожной инфраструктуры по объектам, для которых требуется бюджетное участие; развитие спутниковых навигационных систем в интересах транспорта.
Вторая стратегическая цель министерства включает задачи, направленные на решение социальных проблем, связанных с транспортной доступностью. К их числу относятся, прежде всего, перевозки пассажиров в районах Крайнего Севера и перевозки пассажиров из Калининградской области на основную территорию России, организация круглогодичного доступа для населения к единой сети автодорог, восстановление объектов транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства Чеченской Республики, содействие развитию метрополитенов в РФ.
Достижение третьей стратегической цели Минтранса планируется за счет решения следующих тактических задач: улучшение состояния автодорог в составе международных транспортных коридоров, привлечение российских внешнеторговых грузов в российские порты, увеличение парка морских обслуживающих судов, а также реализация проектов развития экспортной инфраструктуры, включая железнодорожные станции, морские и речные порты, аэропорты, комплексы логистической инфраструктуры, пункты пропуска через государственную границу.
В рамках четвертой цели Минтранс поставил задачи по обеспечению антитеррористической защищенности объектов транспорта, повышению безопасности мореплавания, снижению количества дорожно-транспортных происшествий, обеспечению деятельности аварийно-спасательных служб, находящихся в ведении министерства, улучшению профессиональной подготовки и медицинского обслуживания персонала, особенно летных кадров, созданию и обновлению геодезических и картографических материалов.
На решение пятой стратегической цели министерства направлены задачи по созданию условий для обновления парка транспортных средств, подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе, подготовки к реализации ряда проектов строительства платных дорог.
Расходы Минтранса РФ на реализацию бюджетных программ в 2006 г составили 174,6 млрд руб, или 98,3 % от общего объема расходов. Из них на реализацию федеральных целевых программ /ФЦП/ направлено 151,3 млрд руб, в том числе на реализацию ФЦП “Модернизация транспортной системы России /2002-2010 годы/” – 143,1 млрд руб. На реализацию ведомственных целевых программ выделено 23,3 млрд руб.
Транспортная система России – общая характеристика, структура и значение
Код ОГЭ по географии: 5.4.5. География важнейших видов транспорта.
Транспортная система России характеризуется развитием всех видов транспорта, значительной протяжённостью транспортных путей и крайней неравномерностью их размещения по территории страны.
Плотность транспортной сети пони жается от центра к северу и вое току. К отдельным населённым пунктам из-за отсутствия транспортных путей можно добраться в опредс ленный сезон.
■ Железнодорожный транспорт
Общая протяжённость железных дорог России — около 86 000 км. Почти 50 % дорог электрифицировано. По длине электрифицированных дорог Россия занимает 1-е место в мире.
Средняя плотность железнодорожной сети — 5 км/1000 км 2 . Наибольший показатель плотности характерен для Центрально-Чернозёмного и Центрального районов. Здесь железнодорожная сеть имеет радиальный вид: железные дороги сходятся к Москве. В азиатской части железнодорожная сеть имеет широтное простирание и небольшую плотность.
Самая длинная и главная железнодорожная ветка России — Транссибирская магистраль (Транссиб).
Её протяжённость — 9289 км. Магистраль соединяет Москву и Владивосток. Она проходит через 87 городов, среди которых Ярославль, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск,. Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск, Владивосток.
К числу основных железнодорожных магистралей России также относятся:
- Приволжская — проходит по территории Волгоградской, Саратовской, Астраханской областей;
- Северная — проходит по территории Архангельской, Ивановской, Кировской, Костромской, Вологодской, Ярославской, Владимирской областей и Республики Коми;
- Среднесибирская — проходит по территории Омской, Новосибирской областей и Алтайского края;
- Байкало-Амурская (БАМ) — вторая по длине магистраль после Транссиба (4300 км), проходит от Тайшета (Иркутская область) до Советской Гавани (Хабаровский край).
■ Автомобильный транспорт
Общая длина автомобильных дорог России составляет около 1 643 000 км. Средняя плотность 34 км/1000 км2.
По обеспеченности дорожной сетью выделяются три зоны. Первая — Европейская — характеризуется развитой сетью автомобильных дорог преимущественно с твёрдым покрытием. Плотность дорог здесь около 100 км/1000 км2. Вторая зона охватывает юг России. Сеть автомобильных дорог здесь неравномерна, а плотность близка к средней по стране. В третьей зоне, включающей большую часть Сибири и Дальнего Востока, основная часть из редких, не имеющих твёрдого покрытия дорог используется лишь сезонно. Большие территории здесь лишены транспортных путей.
■ Трубопроводный транспорт
Общая длина всех трубопроводов России — около 252 000 км. Из них 178 000 км — газопроводы, 55 000 км — нефтепроводы.
Основные трубопроводы России:
- нефтепровод «Дружба» (Альметьевск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
- Балтийская трубопроводная система (связывает месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с портом Приморск);
- нефтепровод Сургут Новополоцк;
- нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» (связывает город Тайшет в Иркутской области с портом Козьмино в заливе Находка);
- газопровод «Ямал — Европа» (соединяет город Торжок в Тверской области и немецкий город Франкфурт-на-Одере);
- газопровод «Сияние Севера» (проходит по линии Ухта — Грязовец — Торжок);
- газопровод «Союз» (проходит по линии Оренбург — граница России и Украины — Ужгород);
- газопровод «Северный поток» (соединяет русский Выборг и немецкий Грайфсвальд);
- газопровод «Голубой поток» (проложен по дну Чёрного моря, связывает берега России и Турции).
■ Водный транспорт
Приморское положение России обусловило достаточно большое значение морского транспорта в обслуживании внешнеторговых связей и перевозке грузов между российскими портами.
Перевозка грузов и пассажиров осуществляется в пределах пяти крупных бассейнов.
- Бассейн Балтийского моря:
- имеет наибольший грузооборот;
- статьи экспорта — нефть, лес, металлы, статьи импорта — машины, промышленные и продовольственные товары;
крупнейшие порты — Приморск, Санкт-Петербург, Высоцк, Калининград, Усть-Луга.
- Черноморско-Азовский бассейн:
- статьи экспорта — нефть и нефтепродукты, уголь, металлы, лес, строительные материалы, статьи импорта — зерно, сахар, машины и оборудование, продукты питания;
- крупнейшие порты — Новороссийск, Кавказ, Ростов-на-Дону, Туапсе, Керчь.
- Каспийский бассейн:
- преобладают каботажные перевозки;
- транспортируются преимущественно нефть и нефтепродукты, соль, зерно, хлопок, шерсть, рыба;
- крупнейшие порты — Махачкала, Астрахань, Оля.
- Дальневосточный бассейн:
- осуществляются каботажные и экспортно-импортные перевозки;
- статьи экспорта — рыба, лес, уголь, нефть, продовольствие, статьи импорта — машины, оборудование, металлы;
- крупнейшие порты — Восточный, Ванино, Находка, Пригородное, Владивосток.
- Северный бассейн:
- статьи экспорта — уголь, лес, нефтепродукты, руды цветных металлов, оборудование, статья импорта — продовольствие;
- крупнейшие порты — Мурманск, Архангельск, Варандей, Дудинка.
Большинство крупных рек России судоходны. Это способствует развитию внутреннего водного транспорта. Около 40 % его грузооборота приходится на Волго-Камский бассейн. Крупнейшие речные порты — Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград, Астрахань. На втором месте по объёму грузооборота находится Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. Основные порты — Новосибирск, Тобольск, Сургут, Лабытнанги, Тюмень. Третий в России — бассейн Северной Двины с притоками Сухона и Вычегда. Значительную долю в перевозках здесь составляют лесные грузы. Главные порты — Архангельск и Котлас.
■ Воздушный транспорт
На территории России расположены 233 аэропорта. Самые загруженные из них: Шереметьево (Москва), Домодедово (Москва), Внуково (Москва), Пулково (Санкт-Петербург), Сочи (Сочи), Кольцово (Екатеринбург), Симферополь (Симферополь).
Крупнейшим узлом международных и внутренних авиалиний является Москва. На её долю приходится более 30 % всех отправлений пассажиров воздушным транспортом страны. На внутренних авиалиниях (многие из них проходят параллельно железным дорогам) особенно масштабны перевозки пассажиров ил Москвы в Санкт-Петербург, в вое точном направлении —- в Сибирь и на Дальний Восток (Иркутск, Хабаровск, Владивосток) и на курорты юга (Адлер, Сочи, Симферополь).
Конспект урока по географии»География транспорта России».
Следующая тема: Природно-хозяйственное районирование России
Единая транспортная система: роль, виды, основы развития в РФ
В статье рассказывается:
Совершенно очевидно, что на экономические показатели страны напрямую влияет транспортная обстановка. Без хорошего дорожно-географического сообщения никакая социальная, культурная, коммерческая, оборонная активность просто невозможна, так как всё начнёт тут же стагнировать и замирать. Единая транспортная система призвана обеспечить перевозку как людей, так и грузов, причем самыми разными путями и способами.
Хотите узнать, как обстоит транспортный вопрос сейчас в России? Читайте далее. Мы детально расскажем о задачах и видах данной системы, а также рассмотрим сложности её развития и управления именно в нашей стране. Будет познавательно и интересно.
Понятие единой транспортной системы
Все виды транспорта в стране взаимосвязаны и обеспечивают социально-экономическую потребность государства в пассажирских и грузовых перевозках, формируя собой единую транспортную систему. Это совокупность всех транспортных средств, перемещающихся по автомобильным и железным дорогам, водным, трубопроводным и воздушным путям общей протяженностью более 2 млн км. Наибольшая доля перевозок (75%) приходится на воздушный и автомобильный транспорт. Остальные виды представлены меньшим процентом.
Данную единую систему также формируют предприятия транспортного машиностроения и строительства, транспортно-экспедиционные компании, различные фирмы по подготовке соответствующих кадров. Доля каждого представленного в структуре транспорта зависит в первую очередь от спроса на перевозки, а также от качества, надежности и регулярности этих перевозок.
Понятие единой транспортной системы
Не существует ярко выраженной монополии на тот или иной вид транспорта, поскольку все эти виды служат общей цели, стыкуясь друг с другом для перевозки грузов или людей из начального пункта в конечный.
К примеру, грузоперевозка железной дорогой, морем или воздухом требует предварительной доставки груза автотранспортом соответственно к железнодорожной станции, порту или аэропорту и дальнейшей перегрузки.
Логистика «от двери к двери» возможна только автомобилями. Однако это наземный транспорт, эффективность которого зависит от преодолеваемого расстояния.
В процессе функционирования единой транспортной системы России различные виды транспорта комбинируются. Таким образом обеспечивается технологическое взаимодействие.
Разновидности используемого подвижного состава совместимы друг с другом техническими параметрами, размерными и весовыми характеристиками грузов, возможностью крепления и размещения этих грузов. ЕТС начала объединяться в одну целостную структуру благодаря широкому развитию контейнерных перевозок (в том числе на паромах) и выпуску универсальных судов для рек и морей.
Поскольку все виды транспорта работают в общем экономическом и правовом поле, для их функционирования требуется увязать и согласовать единую тарифную политику, а также создать соответствующую нормативно-правовую базу. Государство также должно регулировать каждый вид транспорта как на федеральном, так и на региональных уровнях.
Признаки единой транспортной системы
Любая сфера экономики страны обладает своими характерными особенностями, и ЕТС — не исключение. Перечислим специфические для данной системы признаки:
- Транспорт сам по себе производителем не является. При этом он играет роль важнейшего компонента производственной деятельности в стране. Конечный же результат во многом зависит от прикладываемых усилий производителей.
Признаки единой транспортной системы - Транспортную продукцию, в роли которой выступают грузы и пассажиры, накопить нельзя. Отсюда возникает глобальная проблема, актуальная не только для единой транспортной системы Российской Федерации, но и для аналогичных систем во всем мире — максимизация пропускной способности. Для этого необходимо создать соответствующие условия. Динамически изменять пропускную способность невозможно. А значит, малейшая ошибка способна привести к серьезным логистическим проблемам вплоть до полного коллапса.
- Расходы на топливо, амортизацию и заработную плату сотрудникам — это практически половина общей себестоимости перевозок. Поэтому в ЕТС особенно важно экономичное и рациональное потребление ресурсов.
- Работа в данной отрасли отличается повышенными требованиями к сотрудникам, поскольку качество этой работы напрямую влияет на бесперебойность перевозок. По этой причине с развитием ЕТС должны повышаться скорость и качество сервиса.
Свойства и характеристика единой транспортной системы
Данная система обладает следующими характерными свойствами:
1. Целостность
Если какой-то элемент в системе или связь между любыми элементами изменяет свое поведение, это сказывается и на всей системе.
2. Интегративность
ЕТС наделена уникальными свойствами, отсутствующими у всех ее элементов.
3. Иерархичность
Транспортная система является элементом более крупной структуры — национальной экономики. Аналогично и любой элемент самой ЕТС представляет собой систему нижнего уровня.
Означает постоянное и непрерывное развитие транспортной системы подобно любым другим системам.
5. Эмерджентность
Свойства всей системы в целом не характерны для каждого ее элемента в отдельности.
На состояние ЕТС по мнению специалистов влияют несколько факторов:
- текущая экономическая ситуация в стране, включая перспективы развития транспортной отрасли;
- ситуация с экспортом и импортом продукции, которая используется в транспортной системе;
- территориальные и экономические масштабы государства;
- факт наличия либо отсутствия политики страны в отношении транспорта;
- многообразие субъектов, участвующих в транспортных процессах;
- принятое в стране административно-территориальное деление, особенности работы таможенных и контролирующих органов в приграничных районах;
- расхождения во взглядах и интересах разных социальных групп.
Роль и задачи единой транспортной системы
1. В экономике
- ЕТС содействует сближению территорий и созданию международных связей, работая таким образом в интересах государства.
- Путем удовлетворения потребностей народного хозяйства в грузопассажирских перевозках, транспортная система имеет большое народнохозяйственное значение.
- С точки зрения социальной значимости ЕТС обеспечивает перемещение граждан внутри страны по рабочим и личным делам.
- Единая транспортная система имеет также культурную функцию.
Роль и задачи единой транспортной системы
2. В оборонной отрасли
От степени развития транспортной отрасли зависит в целом уровень цивилизации. Недооцененная роль транспорта в будущем негативно скажется на экономике государства. Следует помнить, что транспортный ресурс способен повысить экономический потенциал, а значит и повлиять на благосостояние граждан, улучшить их социальный статус.
Составляющие единой транспортной системы
Российская ЕТС представлена в виде сложной транспортной структуры, состоящей из следующих условных групп:
1. Магистральный транспорт общего пользования
Сюда включаются автомобили, морские суда, самолеты, железнодорожный и трубопроводный транспорт.
2. Промышленный транспорт
Предназначен для грузоперевозок между различными производственными зонами.
3. Городской транспорт
Осуществляет внутригородские пассажирские перевозки и включает в себя автобусы, троллейбусы, трамваи, метрополитен, службы такси.
Дополнительными элементами единой транспортной системы считают:
- ведомственный автотранспорт;
- трубопроводные транспортные системы;
- нетрадиционные средства передвижения, включая суда воздушной подушке, системы на магнитном подвесе и т. п.
На выбор конкретных способов перевозок влияют размеры и развитость промышленности страны, а также роль грузопассажирских перевозок и их значение в экономике.
Основные виды транспорта
Наибольшая эффективность каждого рассматриваемого выше вида проявляется в конкретных областях применения.
- Железнодорожный транспорт. В России железные дороги являются самыми технически развитыми путями сообщения. На долю железнодорожного транспорта в нашей стране приходится основная транспортная нагрузка, измеряемая в тоннокилометрах. Железной дорогой перевозятся большие объемы недорогих грузов на значительные расстояния, также осуществляются пассажирские перевозки на средние и малые расстояния.
Железнодорожный транспорт
В большинстве стран с рыночной экономикой железнодорожный транспорт постепенно утрачивает лидирующую роль в грузоперевозках по причине сравнительно низких скоростей подвижных составов. Исключением является Россия, где этот вид по-прежнему очень актуален. Тем не менее, в ряде государств (например, в Японии) внедряются новые технологии, позволяющие повысить скорость перемещения по железной дороге до 320 км/ч. В купе с экологичностью железнодорожного транспорта внедрение высокоскоростных решений повышает актуальность железных дорог в этих странах.
Автотранспорт. Развитие автомобилей как средства передвижения и перемещения в современных условиях идет очень интенсивно. Поэтому грузопассажирские перевозки автомобильным транспортом во всем мире являются наиболее массовым способом транспортировки на короткие и средние дистанции. Кроме того, автомобили обеспечивают торговую деятельность и развитие малого бизнеса, а в некоторых случаях являются единственным средством доставки грузов и пассажиров в сельскохозяйственных районах.
Будучи частью единой транспортной системы страны, автотранспорт широко используется во внутригородских, межмуниципальных, межрегиональных и международных перевозках как самостоятельный вид транспорта и как сегмент для подвоза грузов к магистральным маршрутам. Большое значение автомобили имеют и в туризме как экскурсионный транспорт.
Принципы и сложности развития и управления единой транспортной системой РФ
- Стратегия развития транспортных узлов. По мнению экспертов, страна должна развиваться в транспортном отношении не только с запада на восток, но и с севера на юг. Это даст возможность помимо развития добывающей отрасли также привлекать в этом направлении новых жителей.Эмиграция граждан нашей страны на Запад в последние годы значительно возросла. Эти люди в основном недовольны качеством российских дорог. Из-за этого страдает инфраструктура, которая могла бы привлечь молодежь. В итоге уровень развития дорожной отрасли отражается на демографической ситуации, особенно актуальной для России. Чтобы решить эту проблему, надо строить новые качественные дороги.
Принципы и сложности развития и управления единой транспортной системой РФ
Другой нюанс заключается в федеративном устройстве нашей страны, дающем регионам некоторую долю самостоятельности. С одной стороны это хорошо. Однако на практике главы субъектов РФ слабо заинтересованы в организации перевозок в единой транспортной системе для создания связей с соседними регионами. В результате многие области, края и республики оказываются изолированными в транспортном отношении от соседей. И это достаточно парадоксальная ситуация.
Развитие единой автоматизированной транспортной системы России заключается в соблюдении следующих принципов:
- Обеспечение связи между различными отраслями народного хозяйства. Это достаточно свежий принцип, которому в прежние времена не придавалось значения. Транспортная система раньше не воспринималась как звено, связывающее все отрасли экономики в единую структуру.
- Внешняя и внутренняя сбалансированность. Внешний баланс предполагает плавное изменение пассажиропотока и грузопотока, исходя из демографии конкретного региона. Внутренняя сбалансированность заключается в сопоставлении потребности государства в транспорте с возможностями системы обеспечить эту потребность. Законы рынка гласят, что государственная казна должна пополняться всеми отраслями промышленности. Развитие ЕТС возможно даже на отдаленных территориях, если грамотно сопоставлять расходы на эту систему с ее отдачей.
Характеристика транспортной системы россии
Транспорт — важная составляющая хозяйственного комплекса России. Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный, воздушный транспорт. В условиях России для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а также пассажиров в пригородном (местном) и дальнем (междугородном) сообщениях наиболее эффективен железнодорожный транспорт.
Ведущая роль железнодорожного транспорта в транспортной системе России обусловлена не только природными, экономическими и др. особенностями страны (протяженность и природно-климатические условия ее территории, география природных ресурсов, размещение хозяйства, городов и других населенных пунктов, направление и характер исторически сложившихся территориально-экономических связей и т. п.), но и рядом его технико-экономических преимуществ перед другими видами транспорта.
В структуре грузовых перевозок железнодорожного транспорта значительная доля приходится на уголь, минерально-строительные материалы, нефтяные, лесные и хлебные грузы, руду и черные металлы, минеральные удобрения.
Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в пассажирских перевозках, транспортировке грузов на короткие и средние расстояния. Он занимает ведущее положение в городских и пригородных перевозках пассажиров и грузов, а также на подвозе грузов к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и от них — к потребителям.
В грузообороте автомобильного транспорта выделяются строительные материалы (кирпич, цемент и др.), вскрышные породы и грунт, сельскохозяйственные (зерно, сахарная свекла, картофель и др.) и лесные грузы, черные металлы, товары народного потребления.
Подавляющая часть перевозок пассажиров приходится на внутригородские перевозки. Доля дальних, междугородных поездок пассажиров очень мала.
Морской транспорт России, с ее огромной протяженностью морских границ, выходом к морям трех из четырех океанических бассейнов (Тихого, Северного Ледовитого, Атлантического), в транспортной системе страны — один из ведущих. Особенно велика его роль в перевозках экспортно-импортных грузов, в транспортном обслуживании районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и других районов, имеющих выход к морям.
В составе перевозок морским транспортом преобладают нефтяные грузы, руды, строительные материалы, лес, каменный уголь, хлебные грузы. Доля перевозок пассажиров морским транспортом (особенно дальних) невысока. Их основная часть приходится на пригородные перевозки.
Речной транспорт в транспортной системе страны — один из старейших. В структуре перевозок грузов по рекам велика также доля нефти и нефтепродуктов, каменного угля, зерна и руды. Пассажирские перевозки речным транспортом осуществляются в основном в виде пригородных и внутригородских сообщений по туристическим и эксплуатационным линиям. Доля транзитных (межрайонных) перевозок пассажиров, вследствие развития более скоростных транспортных средств (самолетов, междугородных автобусов и др.), невелика.
Воздушный транспорт выполняет роль одного из главных перевозчиков пассажиров на большие расстояния. По удельному весу в пассажирообороте страны он уступает только железнодорожному и автомобильному, но значительно превосходит все остальные. Объем грузов, перевозимых авиационным транспортом, относительно невелик, в их составе преобладают особо ценные, скоропортящиеся и срочные грузы. В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты 1/5. Преимущественное использование воздушного транспорта как средства для перевозки пассажиров обусловлено его особенностями – высокими скоростью и себестоимостью перевозок.
Трубопроводный транспорт среди других видов транспорта страны самый молодой, но по объему выполняемой работы (по грузообороту) – ведущий. Он предназначен для транспортировки жидких (нефть и нефтепродукты) и газообразных продуктов. Доля трубопроводного транспорта в грузообороте страны с каждым годом растет, что обусловлено рядом его эксплуатационных преимуществ (надежность в эксплуатации, высокая пропускная способность, низкая себестоимость перевозок и др.), освоением месторождений нефтяных и газовых ресурсов и своеобразием их размещения относительно основных потребителей нефти и газа на внутреннем и внешнем рынке.
Транспортная система России в современных условиях Текст научной статьи по специальности « Социальная и экономическая география»
Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Николаева Александра Игоревна, Каримова Дина Кусаинкызы, Багинова Вера Владимировна
В статье освещаются наиболее актуальные вопросы, касающиеся транспортной инфраструктуры России с учетом новейших изменений в этой области. Приводятся анализ современного состояния всех отраслей транспорта и пути решения существующих проблем.
Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Николаева Александра Игоревна, Каримова Дина Кусаинкызы, Багинова Вера Владимировна
Текст научной работы на тему «Транспортная система России в современных условиях»
I. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ А.И. Николаева, К.Д.Каримова (науч. рук. В.В. Багинова)
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) 127994, г. Москва, ул Образцова, д 9, стр. 9
В статье освещаются наиболее актуальные вопросы, касающиеся транспортной инфраструктуры России с учетом новейших изменений в этой области. Приводятся анализ современного состояния всех отраслей транспорта и пути решения существующих проблем.
Экономика страны терпит большие убытки из-за несовершенства транспортной инфраструктуры, которая пока так и не стала по-настоящему целостной структурой. В результате транспортный потенциал России слабо востребован. Чтобы в полной мере выполнить существующие планы по решению этих проблем, нужно пересмотреть подходы к реализации федеральных программ и ориентироваться на современные проектные методы, наиболее существенные из которых раскрыты в исследовании.
В соответствии с высказыванием Д.А. Медведева, – среди наиболее значимых задач, стоящих перед страной особое место занимает развитие транспортной инфраструктуры. С учетом масштабов России развитие инфраструктуры это больше, чем экономическая задача. Её решение прямо влияет не только на состояние дел в экономике, но в целом – на обеспечение единства страны.
Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года обозначены пять основных целей, определяющих дальнейшее развитие железнодорожного транспорта:
• развитие современной, эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике;
• повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
• повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;
• повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
• улучшение инвестиционного климата и развития рыночных отношений в транспортном комплексе [1].
Чтобы наиболее полно и объективно рассмотреть текущее состояние современной инфраструктуры РФ, разделим ее на соответствующие области: железная дорога, гражданская авиация, внутренний водный, морской, автомобильный транспорт, городской пассажирский транспорт. И обозначим основные интересующие нас вопросы: современное состояние, финансирование, основные проблемы, план развития или реформации.
На сегодняшний день железнодорожный транспорт, по-прежнему, является ведущим видом транспорта в России. На долю железных дорог приходится свыше 80% грузооборота и около 40% пассажирооборота страны. Железная дорога не имеет разумной альтернативы при перевозках массовых грузов на дальние и средние расстояния.
Что касается финансирования, по итогам 2010 года на развитие сети железных дорог было израсходовано 57,8 млрд. руб. [1].
В настоящее время 7 субъектов Российской Федерации не имеют железных дорог вообще, а ещё в 10-и – железнодорожная сеть необоснованно слабо развита. При этом 23 разведанных крупнейших месторождения ценнейших природных ресурсов не осваиваются из-за отсутствия транспортного железнодорожного обеспечения.
Плотность железных дорог России составляет 5 км/1000 кв. км площади страны, при этом в Канаде она выше на 35% (6,7 км/1000 кв. км), в США – в 5,5 раз (27,7 км/1000 кв. км), а в западно-европейских странах и Японии – в десятки раз превышает российский уровень.
Безусловно, все изменения требуют совершенствования существующей законодательной базы. Для решения этой задачи необходимо принятие федеральных законов «О концессиях», «О государственной собственности», «О морских портах», «О платных автомобильных дорогах», «О резервировании земель», а также внесение необходимых поправок в другие законодательные акты [3].
Важнейшей приоритетной задачей развития железнодорожного комплекса является завершение структурного реформирования отрасли
К настоящему времени завершен первый этап реформы, главным результатом которого стало создание законодательной базы для разделения функций на железнодорожном транспорте. Хозяйственные функции были переданы в государственное акционерное общество «Российские Железные Дороги». Регулирующие функции перешли к Министерству транспорта и подведомственным ему федеральной службе по надзору в
сфере транспорта и федеральному агентству железнодорожного транспорта.
Вторым важным результатом стало создание конкурентного сектора частно-операторских услуг [5].
В области совершенствования транспортной инфраструктуры страны приоритетными направлениями являются развитие железнодорожной инфраструктуры на припортовых и пограничных станциях с целью увеличения экспортного потенциала страны, а так же развитие мультимодальной инфраструктуры в составе международных транспортных коридоров.
Развитие опорной транспортной сети в регионах и местах перспективного освоения новых месторождений. Наиболее значимыми проектами общегосударственного значения здесь являются дорога Беркакит-Якутск, которая даст мощный импульс развитию не только Якутии, но и всех районов, прилегающих к Байкало-Амурской магистрали, а также проект Белкамур, который позволит обеспечить прямой короткий выход грузопотокам с Урала и Сибири на северо-западные порты Российской Федерации. Оба проекта носят многоцелевой характер и требуют сбалансированного развития инфраструктуры других видов транспорта. В частности, реализация проекта Белкомур предполагает увеличение существующих перегрузочных мощностей порта Архангельск [6].
Современное состояние внутреннего водного транспорта: общая протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет 101,7 тыс. км, из них путей с гарантированными габаритами – 46,2 тыс. км, с освещаемыми и светоотражательными знаками – 30,5 тыс. км. На них расположено около 700 судоходных гидротехнических сооружений, эксплуатируется около 2000 судов технического флота [1].
За 2010 год общий объем инвестиций в развитие внутренних водных путей определен на уровне 15,85 млрд. рублей [2].
На современном водном транспорте также существует ряд проблем, например недостаточное финансирование внутренних водных путей и гидротехнических сооружений для улучшения условий судоходства как необходимого фактора повышения эффективности функционирования внутреннего водного транспорта. Дефицит современных судов при избытке физически и морально устаревших судов, так и современных погрузочно-разгрузочных комплексов и портовых терминалов при избытке устаревших и малоэффективных перегрузочной техники и оборудования речных портов. Низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли и недостаточный для кардинальной модернизации их основных фондов уровень инвестиций. Недостаточное взаимодействие с другими видами транспорта, слабая организация смешанного (интермодального) перевозочного процесса, что лишает внутренний водный
транспорт существенной части грузовой базы. Задерживается создание новой логистической сети, состоящей из транспортных, перегрузочных, складских и торговых звеньев, которая должна заменить ликвидированную административно-плановую систему управления грузопотоками [5].
Таким образом, анализ проблем внутреннего водного транспорта свидетельствует о том, что они имеют системный характер и требуют комплексного подхода к их решению.
Приоритетными направлениями развития внутренних водных путей являются:
• развитие и увеличение пропускной способности опорной сети внутренних водных путей;
• подготовка внутренних водных путей на участках транспортного коридора “Север-Юг” для интеграции их в систему международных транспортных сообщений;
• обеспечение стабильных условий для завоза грузов на Крайний Север и освоение новых грузопотоков по малым рекам;
• достижение проектных эксплуатационных параметров судоходных гидротехнических сооружений и водных путей;
• внедрение современных информационных систем для обеспечения безопасности судоходства [3].
К числу крупнейших инфраструктурных проектов относятся пуск второй нитки Кочетовского гидроузла, второй нитки Нижне-Свирского шлюза, строительство низконапорного Г ородецкого узла и т.д. Планируется, что в течение 2011 года пропускная способность судоходных гидросооружений должна возрастет в 2 раза, объем перевозимых водным транспортом грузов увеличится на 43% до 230 млн. т, в том числе до 17млн. т в районы крайнего Севера [3].
Важнейшую роль в обеспечении внешнеторговых связей играют морские порты России. На данный момент в ведении Минтранса находится 44 морских порта [2].
Современное состояние морского транспорта: строительство, реконструкция и модернизация портов осуществляется на средства морских администраций портов, операторов морских портов, привлекаемых средств инвесторов и за счет средств федерального бюджета. Средства федерального бюджета используются исключительно для строительства объектов государственной собственности, которые не могут быть профинансированы частными инвесторами, например, подходных каналов и акваторий, объектов паромных сообщений, объектов безопасности мореплавания и т.д. В 2010 году на развитие морских портов было выделено 5,2 млрд. рублей [1].
Среди наиболее актуальных проблем морского транспорта стоит выделить дефицит перевалочных мощностей по отдельным видам экс-
портных грузов, таким как нефть, уголь, зерно, минеральные удобрения, контейнерные грузы и т.д.
Еще одна острая структурная проблема состоит в том, что сегодня основная часть объектов морской инфраструктуры сконцентрирована в Западно-Европейской части России – прежде всего, на Черном и Балтийском морях. Однако именно эти направления из-за проблем с Босфором и Датскими проливами становятся наиболее проблемными для дальнейшего наращивания внешнего экспорта [5].
Основные проблемы сводятся к увеличению общего тоннажа, повышению единичной грузоподъёмности некоторых типов судов, специализации (а в ряде случаев универсализации) флота, повышению экономичности силовых установок, увеличению скоростей судов, автоматизации систем управления, совершенствованию организации грузоперевозок.
Решением существующих проблем станут следующие шаги:
• совершенствование механизации и автоматизации погрузочноразгрузочной техники;
• развитие портовой сети железнодорожного транспорта, автодорог, конвейерного и трубопроводного транспорта, обеспечивающих наиболее рациональное взаимодействие видов транспорта в транспортных узлах, прямых грузовых операций;
• тщательная увязка техники, технологии и организации работ, данные изменения стали необходимыми в связи с глубокой специализацией флота [1].
Приоритетным направлением деятельности и объектом особо пристального внимания со стороны Министерства транспорта на ближайшую перспективу должна стать дорожная отрасль. Ежегодная сумма потерь и упущенной выгоды, связанных с недостатками дорожной сети, оценивается специалистами в 450-500 млрд. рублей. По итогам 2010 года на развитие и содержание автодорожной инфраструктуры было израсходовано 174,6 млрд. рублей [1].
Состояние современного автомобильного транспорта в настоящее время характеризуется следующими недостатками:
• высокая степень износа и неудовлетворительное техническое состояние большинства российских автодорог. Только на федеральной сети в серьезной реконструкции и модернизации нуждается не менее трети существующих дорог и не менее 15% эксплуатируемых мостов и путепроводов;
• низкая пропускная способность – сегодня около 8 тыс. км автомобильных дорог работают в режиме перегрузки, а на отдельных участках вблизи крупных городов общей протяженностью около 1,5 тыс. км наблюдаются систематические многочасовые заторы;
• низкая плотность и неоптимальная конфигурация дорожной сети, которая приводит к значительному перепробегу автотранспортных средств. В результате себестоимость автомобильных перевозок сегодня в России в 1,5 раза выше, чем в развитых зарубежных странах;
• рост аварийности и смертности на дорогах;
• отсутствие подъездов с твердым покрытием к значительному количеству населенных пунктов. Сегодня около 50 тыс. населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по дорогам с твердым покрытием [7,8].
Перед автомобильной отраслью стоят задачи формирования и совершенствования нормативной правовой базы, развития международного сотрудничества, развития транспортной инфраструктуры, модернизации рынка автотранспортных услуг, обновления и пополнения парка автотранспортных средств.
Необходимо развивать эффективные транспортно-логистические технологии и перевозочные системы на базе многопрофильных терминальных и логистических комплексов, создавать современные системы информационного обеспечения автотранспортной отрасли и внедрять инновационные системы.
Значительное внимание следует уделить развитию человеческих ресурсов, подготовке кадров [9].
Опыт развитых стран доказывает, что инвестиции в транспортную инфраструктуру являются одним из наиболее эффективных инструментов ускорения экономического роста, развития новых рынков, формирования новых возможностей для повышения инвестиционной, деловой и социальной активности в обществе.
Для ускорения экономического роста страны вся инфраструктура в целом должна получить опережающее динамичное развитие в части расширения транспортных сетей, модернизации существующей материально-технической базы и качественного повышения транспортной обеспеченности страны.
1. Доклад Министра транспорта РФ И. Левитина «Современное
состояние и перспективы развития Российской инфраструктуры» 28 марта 2011 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – Дата
2. Современное состояние и основные проблемы внутреннего водного транспорта – Распоряжение правительства РФ от 03.07.2003 N 909-р
«О концепции развития внутреннего водного транспорта РФ». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: . – Дата доступа: 02.04.2011.
3. Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года. Проект 22.05.07.
4. Закон РФ О федеральном железнодорожном транспорте от 25.08.95 153-Ф3.
5. Транспорт России. Анализ. Проблемы. Перспективы. – М.: Центр стратегических программ. Издательский дом “Президент”, 2003. -432 с.
6. Громов Н.Н. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 1989. – 165 с.
7. Васильев В. Развитие автомобильного транспорта – мнения сторон // Автомобильный транспорт. 2004. – N 5. – С. 32-35.
8. Попов Г. Транспорт. Вместе или вместо? // Автомобильный транспорт. 2004. – N 2. – С. 24-26.
9. Самойлов И. Рекомендации приняты. Что дальше? // Автомобильный транспорт. 2004. – N 12. – С. 20-23.
РАЗВИТИЕ КРУПНЕЙШИХ ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛОВ РФ
А.И. Николаева, А.В. Мамрукова (науч. рук. Багинова В.В.)
Московский государственный университет путей сообщения 127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9
Статья посвящена описанию крупнейших транспортных узлов РФ. В ней рассматриваются современное состояние, преимущества и особенности каждого из четырех описываемых транспортных узлов и перспективы их развития.
Современная Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный и другой транспорт. У транспортного комплекса РФ колоссальный потенциал, и грамотная его реализация – одна из ключевых задач, решить которую можно путем внедрения единой технологии работы всех видов транспорта.
Калининградская область – самый западный регион России, развитие ее экономики и инфраструктуры во многом определяется особенным географическим положением: область полностью отделена от остальной территории страны иностранными государствами – Польшей и Литвой.
Характеристика и структура транспортной системы Российской Федерации
Транспортная система России — совокупность транспортных средств, инфраструктуры и управления, функционирующих на территории Российской Федерации.
Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте – и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.
Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.
Подавляющая часть пассажирооборота приходится на четыре вида транспорта: воздушный (30 %), автобусный (29 %), железнодорожный (29 %) и метрополитен (9 %). Тенденцией последних лет является повышение доли воздушного транспорта (рост по сравнению с 2000 годом почти в 3 раза) и снижение доли железнодорожного транспорта.
Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем.
По данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам). Средняя подвижность населения России (на 2011 год) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год). Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в странно.
Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций — перевозчиков и посредников — с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 1990-е годы.
Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям.
К промышленному транспорту относится транспорт необщего пользования и технологический транспорт, выполняющий производственно-технологические перевозки грузов на внутренних дорогах промышленных предприятий и организаций, комплексов зданий и сооружений, транспортных служб, и не выходит на дороги общего пользования. В соответствии со СНиП 2.05.07-91 в промышленный транспорт входят:
железнодорожный транспорт с колеей 1520 мм и 750 мм,
технологический автомобильный транспорт, включая моторные тележки шириной до 2,1 м, предназначенные для межцеховых перевозок: аккумуляторные (погрузчики, тягачи с прицепами, электрокары) и с двигателями внутреннего сгорания (автопогрузчики, автокары и тягачи с прицепами).
канатный подвесной транспорт,
Во внутригородских перевозках пассажиров в России лидируют автобусы. В крупнейших городах также налажено трамвайное и троллейбусное сообщение. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий 7,6 тыс. км. Самой протяжённой трамвайной сетью в мире располагает Санкт-Петербург (более половины находится в аварийном состоянии). В семи крупнейших городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Казани — имеется метрополитен. Суммарная эксплуатационная длина путей метрополитена составляет более, чем 475 км.
Управление системой транспорта в Российской Федерации осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации.
Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.
К основным актам транспортного законодательства относятся:
Конвенции о международных перевозках
Гражданский кодекс РФ
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации
Воздушный кодекс РФ
Кодекс торгового мореплавания РФ
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
Федеральный Закон РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности»
Федеральный Закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
Важные элементы нормативной базы деятельности транспорта — различные правила перевозок и тарифы.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1886 ; Мы поможем в написании вашей работы!