Северное море — характеристика, расположение на карте и с какими странами граничит
- Расположение
- Климат
- Рельеф дна
- Кто тут обитает?
- Хозяйственное использование
Наверное, Северное море, несмотря на свою маленькую площадь, самое “скандальное”. Во-первых, раньше оно называлось совсем по-другому и несло угрозу для Европы. “Немецкое море”, как его называли несколько лет назад, было опасным для самого большого материка, ведь его пересекали викинги. Но и после их эпохи на этой маленькой территории выясняли свои отношения другие страны. Но наверняка конфликты были не зря; хоть и территория моря мала, ему действительно есть чем заинтересовать людей.
Расположение
Северное море расположено ближе к северу-востоку Атлантического океана и является его частью. Морских соседей тут много: на востоке – Дания и Норвегия, если посмотреть западнее – то там красуются берега Великобритании, а южнее – Германия, Франция, Нидерланды и Бельгия. Граничит оно с Норвежским и Балтийским морями благодаря множеству проливов, среди которых Ла-Манш, Каттегат, Па-де-Кале.
Море называют окраинным, потому что оно не сильно отделено от океана и прилегает к материку.
Климат
На климат влияют географическое положение в умеренных широтах на восточном краю Атлантического океана; два центра действия атмосферы (Исландский минимум и Азорский максимум), которые взаимодействуют между собой; Северное Атлантическое теплое течение, циклоны и антициклоны. В связи с этим тут бывает много осадков, повышенная облачность, высокая влажность, температуры умеренные и погода часто меняется в течении года.
Зиму для Северного моря контролируют выше упомянутые Исландский минимум и Азорский максимум. Дуют очень сильные ветры, при которых температура падает до двадцати пяти градусов ниже нуля. Также для холодного времени года характерны снегопады, туманы. В добавок, в это время года активно действую циклоны – на каждый месяц зимы прилагается 4 вихря! С их приходом и связаны изменения в погоде, которые являются характерной чертой морского климата, ведь от их траектории зависит что она принесут с собой – похолодания, морозы или потепления, осадки. Обычно они «двигаются» в направлении «запад-восток». Что на счет антициклонов, их замечают реже – около двух раз на месяц.
Весной начинает руководить Азорский максимум и интенсивность циклонов постепенно уменьшается. Это время года прохладное, но температура нестабильна – то повышается, то понижается. Тем не менее, весенняя погода, в отличии от зимней, более стабильна.
Летом максимально развит тот же Азорский максимум, но смещается в сторону севера. В это время ветры неустойчивы и по побережью становятся заметнее бризы. Циклоны летом проявляют себя слабо, редко проходят и не такие глубокие, как зимой. Климат теплый, но часто меняется с дождливых на ясные дни.
Осенью опять «просыпается» Исландский минимум, перестраиваются центры действия атмосферы и формируются зимние условия. В начале сезона ветры еще неустойчивы, но количество штормов становиться больше за счет активности циклонов.
Рельеф дна
Северное море неглубокое и его дно «наклонено» с юга на север и его рельеф сложный, что и является природной особенностью. Южный разделен множествами котловинами и ложбинами, и на северной половине встречается немного возвышенностей и понижений. Самая глубокая впадина моря – это Норвежский желоб, максимальная глубина которого 809 метров.
Кто тут обитает?
Так как температуры невысокие, море неглубокое и постоянные ветры «перемешивают воду», течения хорошо влияют на рост водорослей, планктона, зоопланктона.
На берегах нашли дом много водных птиц (чайки, кайры). Обитает также много ракообразных, моллюсков, рыб. Для гурманов Северное море может показаться раем, ведь тут много мидий, гребешков, устриц, морских желудей.
Что на счет млекопитающих, охотятся на рыбу тут касатки, дельфины, тюлени, морские свиньи; иногда в гости могут приплыть киты (гренландские и полосатики).
Рыбный мир богат на сельдь, скумбрию, треску, шпроты, а также креветок и крабов. Тут также водятся акулы, например, катран, кошачья акула, европейский морской ангел. Иногда встречаются полярная, голубая и молотоголовая акулы.
Хозяйственное использование
Северное море богато на рыбу и поэтому отрасль по ее улову очень распространена. В промысле популярна сельдь, пикша, треска, камбала, сайда. Постепенно увеличивается улов скатов, акул, анчоусов, скумбрии и сардин. Однако многолетнее истребление привело к большому сокращению морских запасов и промысловые возможности значительно ухудшились. Более того, в шестидесятых годах люди начали активно добывать нефть и это нанесло ущерб биологическим условиям моря, в том числе и рыбным ресурсам. На сегодняшний день экологическая обстановка находиться на уровне катастрофы.
Так как море граничит с развитыми странами Европы, тут находятся много торговых путей. Люди перевозят нефтепродукты, лесоматериалы, уголь, целюлозу, бумагу, нефть, металлы в такие крупные порты как Дюнкерк, Роттердам, Осло, Халл, Берген, Лондон, Вильгельмсфахен, Антверпен.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что единственное окраинное море Атлантики, несмотря на свою маленькую площадь, играет очень важную роль для человека. Из-за своего положения и многочисленных границ с развитыми европейскими странами, люди построили множество торговых путей, на каких держится немалая часть экономики. Северное море богато на природные ресурсы, такие как нефть, природный газ; а также на морские ресурсы – рыба, мидии, моллюски и другие морепродукты. Но из-за активной деятельности рыбаков всего этого богатства скоро может не стать.
В свою очередь, географическое положение моря делает его очень капризным. Каждый сезон уникален погодой – ветры и циклоны руководят ею.
Северное море также известно тем, что тут очень развита система каналов. Самым знаменитым является Кильский канал, который соединяет с Балтийским морем: Среди всех путей Европы для суден он наиболее загружен и используем. В море также впадает очень много рек (Эльба, Рейн, Темза).
Северное море: между какими странами находится, климат и гидрология
На самом северо-востоке Атлантического океана в восточном полушарии находится Северное море. В древности оно носило название Немецкое. На карте его можно найти между большим Британским и Шотландскими островами с западной стороны, Скандинавским полуостровом с востока и побережьем европейского континента на юге.
- Донный рельеф
- Климатические условия
- Гидрология территории
- Растительный и животный мир
- Характеристика берегов
- Основные порты
- Полезные ископаемые
Донный рельеф
На берегах водоема расположились Норвегия, Дания, Бельгия, Нидерланды, Франция, Великобритания, Германия. Само море неглубокое, его максимальная глубина достигает 800 м, а общая площадь составляет около 550 тысяч кв. км. Через проливы его воды соединяются на севере с Норвежским, на востоке — с Балтийским морем, а на юго-западе — с Атлантическим океаном.
Донный рельеф совершенно неравномерный. Южная акватория моря имеет много мелководных (не более 40 м глубины) участков. Под воздействием течений мели довольно часто меняют свое местонахождение. Это очень затрудняет прохождение морских судов.
Вдоль побережья Скандинавского полуострова находится глубокий разлом, называемый Норвежским желобом. Это самое глубокое место моря, где глубина в среднем достигает 400 м, а по проливу Скагеррак, выходящему в Балтийское море, — 800 м.
Еще одной особенностью морского дна в срединной части являются перепады глубин, именуемые «банками». Самая крупная Доггер-банка находится около берегов Англии. В целом дно моря — это череда песчаных и каменистых гребней, которые тянутся с юго-западного побережья к северо-восточному.
Климатические условия
Умеренный и относительно теплый климат формируется благодаря североатлантическому течению. На море господствуют западные и юго-западные ветра, особенно сильные зимой. Самое большое количество штормов приходится на период с ноября и до конца марта. Зима недлинная, без сильных морозов, часто идут дожди и снегопады с сильным ветром и туманом. Тем не менее даже зимой море очень редко замерзает, только около берега могут появиться ледяные торосы.
Очень часто циклоны сменяют антициклоны, поэтому погода неустойчива и имеет резкие колебания. Температура воды Северного моря и зимой не бывает ниже +2℃. Летний период характеризуется невысокими температурами.
Гидрология территории
Главными и определяющими потоками являются теплые и соленые Атлантические течения, а также менее соленые и более холодные — из Балтийского моря. С материковой Европы в море впадают пресная вода крупных рек:
- Эльбы;
- Шельды;
- Темзы;
- Рейна;
- Мааса;
- Везера;
- Эмса.
Соленость морских вод около побережья равна 32 промилле, в проливе Каттегат и Сагеррак снижается до 10−25, а в срединных морских глубинах увеличивается до 35. Все потоки входят в круговорот, направленный от Норвегии к Бельгии и далее к Великобритании, скорость движения воды равна 30 см в секунду.
Все водные массы моря разделяются на приливные, соленые и поднимающиеся из глубины океана (апвеллинговые). Приливы бывают каждые 12 часов.
На северо-востоке (у побережья Норвегии) приливы невысокие, от 20 см. В противоположной стороне — на побережье Британии — высота приливов может достигать более 7 м.
Растительный и животный мир
Количество обитателей Северного моря достигает 1,5 тысяч видов. Холодные воды являются домом многочисленных млекопитающих. Здесь можно увидеть дельфинов (в том числе и косаток), 3 разновидности тюленей (нерпы, белухи, морские свиньи), 16 видов китов.
В водах обитают многочисленные виды рыб, всего 230. Среди основных, подлежащих промышленному лову:
- сельдь;
- треска;
- пикша;
- сайда;
- скумбрия;
- камбала;
- корюшка;
- навага.
Есть несколько видов акул: европейский морской ангел, кошачья акула, катран, атлантическая сельдевая. Периодически появляются гигантские полярные акулы.
Водятся тут и многочисленные ракообразные (всего 600 видов), головоногие, брюхоногие и створчатые моллюски (около 300 разновидностей). В зоне приливов и отливов есть большие колонии мидий и устриц, морских гребешков, желудей и червей.
На побережье постоянно живут и отдыхают во время сезонных перелетов миллионы водоплавающих птиц: белоснежные олуши, с черными перьями на крыльях, морские чайки, кайры, глупыши, гагары и буревестники. Всего более 50 видов пернатых.
В водах есть представители растительного мира, характерные для северных районов обитания, в частности, для Норвежского и Баренцева морей. Среди них планктоны, зеленые, бурые и красные водоросли, большое количество водорослеподобных образований фукоидов и морской травы зостеры.
Характеристика берегов
Самая южная граница Северного моря — берега Германии. Это низинные участи, постоянно заливаемые приливными потоками. Неподалеку от берега располагается гряда Фризских островов. Почвы на отдельных участках после отложений морских осадочных пород достаточно плодородны.
Далее на запад следуют берега Нидерландов, чья береговая линия равняется 451 км. Для защиты от приливов в стране создана специальная система, в которую входят дамбы и валы. Система каналов со шлюзами работает для осушения затопленных земель. Для перекачивания вод пользуются ветряными мельницами. В результате длительных и упорных работ Нидерланды смогли осушить от моря и добавить более трети своей территории.
Берега следующей за Нидерландами Бельгии выше уровня моря на 5 метров. Прибрежные пески сформировали подобную поясу гряду шириной в 4 км и до 30−40 метров в высоту. Места впадения в море рек Шельда, Рейна и Мааса с помощью плотин со шлюзами закрыты во избежание внезапных наводнений.
В западной части Северное море омывает остров Великобританию. Для Англии это решающий фактор, влияющий на формирование климата. Зимой температура редко понижается до 0−3 ℃, а летом в среднем держится в пределах от +13 до +18 ℃. Реки быстрые, вымывают в устье глубокие воронкообразные эстуарии, в которых после углубления строили морские порты. Таким образом построен порт Абердин в Шотландии, служивший для стоянок рыболовных судов.
С восточной стороны море омывает берега Норвегии. Для них характерны изрезанность и каменистость прибрежной линии, наличие фьордов. Во многих местах возле берегов часто встречаются шхеры (скальные островки). Во второй половине XX столетия в шельфовом слое бассейнов Норвежского и Северного морей найдены месторождения нефти и природного газа. Сейчас Норвегия входит в десятку стран, поставляющих энергоносители.
Если смотреть по физической карте, немного ближе к югу располагается Дания. Ее берега покрыты песчаными дюнами, в которые врезаются морские заливы. Между береговой линией, отделенной затапливаемыми ваттовыми территориями, находится гряда небольших северных Фризских островов.
Основные порты
Северное море расположилось в самом центре Европейских торговых путей. Экономика всех прибрежных стран зависит от торговли с соседними государствами. Между Норвегией, Нидерландами, Данией, Германией, Великобританией и Бельгией ходят паромы, перевозящие туристов и местных жителей.
По Северному морю проходят пути из западных стран в восточноевропейские, в Россию и далее в Азию. В портах можно увидеть иностранные суда, где моряки разговаривают на английском, французском и русском языках. Здесь находятся порты, через которые осуществляется пятая часть всех мировых грузоперевозок.
Главные порты:
- в Голландии — Амстердам, Роттердам;
- в Норвегии — Осло и Берген;
- в Бельгии — порт Антверпен;
- в Германии — Гамбург, Бремен, Вильгельмсхафен;
- в Великобритании — Лондон, Халл, Ньюкасл-апон-Тайн.
Среди грузовых судов много рыбопромысловых траулеров, занимающихся ловлей и переработкой рыб Северного моря.
Полезные ископаемые
Шельфовые пласты Северного моря являются основным источником нефте- и газоносных месторождений. Образуется шельфовый слой в районах мелководья, где происходит формирование осадочных пород. Процесс разложения органических веществ при отсутствии кислорода существенно замедлялся, и в результате жизнедеятельности бактерий образовывались углеводороды.
Разработка первого нефтяного месторождения Экофиск впервые началась только в 1971 году. В настоящее время обнаружены и разрабатываются еще шесть месторождений. По трубопроводам нефть и газ перекачиваются в Бельгию, Германию, Францию.
Весь шельфовый слой Северного моря распределен на зоны между прибрежными странами. Самые большие зоны у Великобритании и Норвегии.
Северное море отличается не только климатическими условиями, но и фауной и флорой. Оно используется не только в качестве источника рыбной ловли, но и для перевозки различных грузов.
Северное море
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 96.
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 96.
Северное море — мелководное шельфовое море Атлантического океана, омывающее берега северной Европы. Расположено между Британскими островами на западе, Ютландским, Скандинавским полуостровами на востоке и континентальной Европой на юге.
Где находится Северное море?
Северное море расположено в северо-восточной части Атлантического океана, являясь окраинным морем последнего. Протянувшись между Северо-Западной Европой и Великобританией, Оркнейскими и Шетландскими островами, на севере оно соединяется с Норвежским морем, на востоке — через проливы Скагеррак, Каттегат и Датские проливы (Большой Бельт, Малый Бельт и Эресунн), а также Кильский канал — с Балтийским, а на юго-западе через проливы Па-де-Кале и Ла-Манш сообщается с Атлантикой.
В очень давние времена этот морской бассейн был частью обширных равнин Северной Европы, которую в конце ледникового периода затопили воды Атлантического океана.
Краткое описание Северного моря
Ранее это море называлось Немецким морем, но затем название изменилось на новое Северное море. Несмотря на свое название, Северное море не является самым северным морем в мире.
Вместе с заливом Скагеррак площадь Северного моря составляет 565 тыс. кв. км.. Северное море относительно мелководное: его средняя глубина составляет 95 м. В южной части моря встречаются отмели, слой воды над которыми не превышает 40 м; под воздействием ветров и сильных морских течений они постоянно перемещаются, что весьма осложняет навигацию. Самые большие глубины (в том числе и максимальная — 725 м.) находятся в глубоководном Норвежском желобе, который протянулся вдоль южного побережья Норвегии от пролива Скагеррак до Норвежского моря; глубоководные — свыше 450 м. — разломы обнаружены и в западной части моря, например восточнее Эдинбурга.
Соленость воды составляет 32—34,5 промилле в прибрежных водах и достигает 35 ‰ в открытом море.
которые читают вместе с этой
На востоке солёность Северного моря заметно ниже из-за притока холодных и менее солёных вод Балтики, а также впадение в него таких крупных рек, как Рейн, Эльба, Везер, Шельда и Темза.
Какие страны омывает Северное море
Северное море омывает берега Норвегии, Дании, Германии, Нидерландов, Бельгии, Франции и Великобритании.
- Побережье Норвегии
Восточная граница Северного моря частично проходит вдоль юго-западного побережья Норвегии. Для этого участка береговой линии характерны фьорды — узкие, длинные, глубоко вдающиеся в сушу разветвлённые заливы с отвесными краями.
Рис. 2. Норвежские фьорды Северного моря
- Побережье Дании
Южнее Норвегии, за проливом Скагеррак, восточная часть Северного моря ограничена датским полуостровом Ютландия, на западных берегах которого преобладают бесконечные дюны, часто рассекаемые заливами или небольшими озёрами.
- Побережье Германии
Берега Германии — южная граница Северного моря — представляют собой заболоченные низины, во время морских приливов скрывающиеся под водой. Вдоль берега тянется цепочка Северо-Фризских (крупнейший из них — Зильт) и Восточно-Фризских островов, частично принадлежащих Дании.
- Побережье Нидерландов
Нидерланды, западный сосед Германии, — страна относительно небольшая; тем не менее, длина её береговой линии составляет 451 км. Из века в век защищая берега от разрушительных волн Северного моря, голландцы создали целую систему защитных валов, дамб, каналов и шлюзов. Неотъемлемая часть пейзажа Голландии — ветряные мельницы, помогающие перекачивать воду и превращать солёные болота в плодородные поля; именно таким образом на месте залива Зюйдерзее в своё время возник самый крупный и знаменитый польдер страны.
Рис. 3. Польдер – это осушенный и возделанный низменный участок побережья.
- Побережье Бельгии
Побережье Бельгии представляет собой почти сплошную аллювиальную низменность, возвышающуюся над уровнем моря всего лишь на 5 м; здесь тоже много плодородных польдеров, и некоторые из них находятся ниже уровня моря. Несколько гряд песчаных дюн образуют вдоль берега «защитный пояс» шириной почти 4 км. и высотой до 30-40 м. над уровнем моря.
- Побережье Франции
Входящее в бассейн Атлантического океана, Северное море придает климату Франции уравновешенность и стабилизирует перепады температур. Достаточно глубокое и в большую часть года спокойное, в зимние месяцы море часто штормит из-за постоянных западных ветров.
- Побережье Великобритании
На западе Северное море ограничено Великобританией, крупнейшим из Британских островов. Это соседство создаёт дополнительную температурную аномалию: зимой здесь гораздо теплее, чем в других регионах, находящихся на той же географической широте — среднемесячная температура января здесь колеблется в пределах 4—7 °по Цельсию.
Что мы узнали?
Северное море, ранее называвшееся Немецким морем, принадлежит к бассейну Атлантического океана. Море омывает своими водами побережья семи европейских стран: Норвегии, Дании, Германии, Нидерландов, Бельгии, Франции и Великобритании.
Северный Морской Путь — грузооборот, перспективы развития и порты на карте
Здравствуйте, друзья, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Сегодня в своей статье я предлагаю обсудить Северный Морской Путь — перспективную транспортную артерию, как для России, так и для мировых морских перевозок. СМП способен полностью изменить морские и прочие логистические цепочки уже в ближайшие пару десятилетий, и придать значительный импульс развитию северных регионов России. О том, что такое Северный Морской Путь, как этот путь проходит на карте, и какие его ключевые порты, — я расскажу в сегодняшней статье. Кроме этого, Вы узнаете в чем основное значение и выгоды СМП для России и для других стран мира, а также почему его часто называют Морским Шелковым Путем.
Содержание статьи:
Что такое Северный Морской Путь
Северный Морской Путь (СМП), также известный как Севморпуть и Северный морской коридор — это перспективный морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, а также между Европой и Азией. Примечателен тем что он является кратчайшим морским путем и значительно сокращает привычные маршруты морских грузоперевозок. Так длина маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока через СМП составляет всего 14 000 км, тогда как по более популярному маршруту через Суэцкий канал он составляет более 23 000 км. Также данный путь выгоден по срокам доставки и длине маршрута для многих стран восточно-азиатского региона в страны западной и северной Европы. Например расстояние от порта Роттердам в Европе до порта Йокогамы в Японии через Суэцкий канал превышает 11 100 морских миль, тогда как длина маршрута по Северному Морскому Пути всего 7000 морских миль, то есть более чем на 37% короче. Северный Морской Путь выгоден и другим портам, например, путь из Гонконга, из Шанхая и из Пусана (Южная Корея) в Роттердам короче на 11%, на 24 % и на 29% соответственно.
Единственным серьезным препятствием сдерживающим развитие Северного Морского Пути для морских перевозок является сложные климатические и ледовые условия. Большая часть СМП проходит через зоны толстого многолетнего льда. Из-за этого навигация судоходства по большей части Северного Морского Пути доступно только несколько месяцев (от 2 до 5), как правило с июля по октябрь. На некоторых маршрутах с использованием атомного ледокольного флота возможен более длительный период навигации. В перспективе ближайших 10 лет руководство России намерен увеличить ледокольный флот и довести навигацию по Северному Морскому Пути круглогодичной.
Северный Морской Путь на карте с ключевыми портами
Полный маршрут Северного Морского Пути вы можете увидеть на карте выше с основными портами и городами маршрута. Северный Морской Путь проходит вдоль северной границы России по морям Северного Ледовитого океана — Баренцевому морю, Карскому, Морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому морю, а также охватывает часть Тихого океана — Берингово море. Общая длина СМП согласно его официальным границам от пролива Карские Ворота до бухты Провидения составляет 5600 км. Весь маршрут СМП делится на 2 сектора — западный (от Мурманска до Дудинки) и восточный (от Дудинки до Чукотки).
На протяжении маршрута СМП на сегодня находится более 50 портов, важнейшие из которых:
- порт Мурманск
- порт Архангельск
- порт Нарьян-Мар
- порт Варандей
- порт Саббетта
- порт Игарка
- порт Дудинка
- порт Диксон
- порт Хатанга
- порт Тикси
- порт Певек
- порт Беринговский
- порт Петропавловск-Камчатский
- порт Владивосток
Значение СМП для России и других стран мира
Северный Морской Путь является наиболее перспективной транспортной артерией в мире в ближайшие несколько десятилетий. Для России и зарубежных стран этот маршрут несет ряд существенных выгод:
- значительная экономия на топливе
- сокращение времени перевозки
- сокращение издержек на оплату труда персонала и снижение фрахта судов
- отсутствие платежа за проход судна в отличие от Суэцкого канала (на текущий момент)
- низкая загруженность маршрута и отсутствие очередей
- отсутствие пиратов
Для большей наглядности можно привести пример с топливом. Так для перехода из Европы в Китай по маршруту СМП необходимо всего около 35 дней и 600 тонн топлива, тогда как при использовании маршрута через Суэцкий канал требуется целых 48 дней и около 900-1000 тонн топлива.
История освоения Северного Морского Пути
Первые попытки пройти по Северному Морскому Пути предпринимались еще в середине 16 века англичанами, однако на тот момент они не смогли пройти дальше Новой Земли. После чего новые попытки возобновились только в конце 19 века. Так в 1878 году шведский географ и геолог неожиданно для всех сумел добраться в одну навигацию почти полный маршрут СМП — обогнув мыс Челюскин и остановившись на зиму у берегов Чукотки. После чего были подобные проходы СМП исследователем из Норвегии Ф. Нансеном в 1893 году и русским исследователем Эдуардом Толлем в 1901 году.
После успешных проходов власти сразу же оценили и увидели потенциал Северного Морского Пути и как следствие перспективы развития прилегающих северных регионов страны. В 1933 годы была проведена экспедиция ледокола Челюскин, который был зажат льдами. Первая транспортная поставка из Ленинграда во Владивосток по СМП была осуществлена лишь в 1935 году.
Северный Морской Путь активно использовался в годы Великой Отечественной войны для переброски боевых кораблей, военной и хозяйственной провизии из Тихого океана в Баренцево Море. За время ВОВ по СМП прошли сотни кораблей и перевезли свыше 4 млн тонн грузов.
Активизация освоения СМП произошла в 1970-1980 годы, когда был построен атомный ледокольный флот и семейство ледоколов «Арктика».
С развалом СССР и с 1991 года Северный морской путь стал доступен для международного судоходства, однако зарубежные компании стали осваивать альтернативный путь только спустя 15 лет. Пик освоения СМП Россией пришелся на последние годы, начиная с 2011 года ежегодный грузооборот маршрута стремительно растет.
Текущий грузооборот по Северному Морскому Пути
Как видно из графика выше, после достижения пика объема грузоперевозок по СМП в 1986 году на уровне 6.4 млн тонн, долгое время не удавалось побить данный рекорд. Однако за последние пять лет объемы перевозок через Северный Морской Путь многократно возросли и уже к 2019 году достигли 30,28 млн тонн вместо запланированных 26 млн тонн. Всего за 2019 год по СМП было проведено 510 судов. Основная часть грузоперевозок на текущий момент это нефть и газ. В дальнейшим планируется расширить перевозки сельскохозяйственной продукцией и рыбой. В 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса, последующие локдауны и экономический кризис, объемы грузоперевозок продолжили расти и составили 32,97 млн тонн, из них около 1,2 млн тонн было перевезено транзитными рейсами.
Усилению роста и развитие грузоперевозок по Северному морскому пути обеспечили по большей части инвестиционные проекты «Ямал СПГ» и разработка Новопортовского месторождения нефти, а также другие проекты таких компаний как Лукойл, Газпром, Роснефть и другие.
Планы и перспективы развития инфраструктуры СМП
Уже в 2020 году власти России планирует повысить объем грузоперевозок по СМП до 40-43 млн тонн грузов. По указу Президента В. Путина уже в 2024 году уровень перевозок должен достигнуть объема 80 млн тонн. При благоприятных обстоятельствам размер к 2030 году должен превысить сто млн и составить около 120 млн тонн. Рост планируется обеспечить за счет начало поставок Таймырского угля в Индию. После 2030 года существует ряд планов по значительному наращиванию объема международных транзитных перевозок через Северный Морской Путь.
Для достижения поставленных целей необходимо активно развивать портовую инфраструктуру СМП и развивать ледокольный флот. Так буквально в последний день своего председательства в правительстве Дмитрий Медведев одобрил выделение 127 млрд рублей на строительство атомного ледокола «Лидер». Это будет крупнейший и самый мощный ледокол. Всего к 2035 году планируется построить 3 таких ледокола. Они вместе с другими ледоколами и флотом должны в перспективе обеспечить круглогодичную навигацию по Северному Морскому Пути и значительно увеличить объем грузоперевозок.
Дополнительные перспективы развития СМП открывает и изменение климата. Если глобальное потепление происходит на самом деле и продолжится в следующие годы, то количество и толщина ледяного покрова в морях Северного Ледовитого океана должно уменьшится. По прогнозам норвежских ученых к 2080 году в морях Арктике может не остаться льда вовсе.
А на этом сегодня все про Северный Морской Путь. До новых встреч на страницах проекта Тюлягин! Не забывайте подписывать на новые статьи по подписке e-mail.
Северное море
История
Северное море в разное время носило различные имена. Для римского энциклопедиста Плиния-старшего (23-79 гг.) оно было «Океаном Германика». Название «Немецкое море» встречалось даже в XIX в. Но в конечном счете из голландского языка в английский перешло название «Северное море», которое стало международным.
Впервые море стало нести угрозу для Европы, когда начались походы викингов. Они не только легко пересекали Северное море, но и, согласно легенде, покорили Атлантический океан, достигнув берегов Америки раньше Колумба. «Эпоха викингов» длилась с VIII по XII в. В XII-XVII вв. Северное море было под контролем Ганзейского союза немецких городов. В последующие века здесь выясняли свои отношения многие европейские страны, пытаясь контролировать это стратегически важное пространство.
Северное море приняло современный облик с окончанием ледникового периода 10 тысяч лет назад.
Именно с ним связана резкая смена глубин и обширные отмели на дне моря. В частности, такие знаменитые банки (отмели на дне моря), как Доггер-банка и Гудмин-санд у берегов Англии, были когда-то плоскогорьями, погрузившимися в море после таяния ледников. Именно банки – наиболее богатые места для рыбного промысла.
Примерно 150 миллионов лет назад здесь сформировались богатые запасы нефти и газа. После окончания Второй мировой войны и быстрого промышленного роста началась разведка запасов полезных ископаемых на шельфе (подводной части материка). Обнаруженные месторождения мгновенно сделали дно Северного моря «золотым». Больше всего повезло с запасами газа Норвегии. Месторождение Экофиск с 1971 г. дает нефть (по нефтепроводу длиной 360 км и диаметром 86 см), которая транспортируется в норвежский поселок Тессайд, и газ (по газопроводу длиной 443 км и диаметром 91 см) — в немецкий город Эмден.
Сегодня у Норвегии уже целый ряд разведанных месторождений, которые активно используются и делают эту страну одним из ведущих экспортеров нефти и газа. Свою долю на шельфе имеют и активно используют Великобритания, Дания, Германия и Голландия.
Человек заставил Северное море не только отдать свои богатства, но и уступить часть территории. Лучший пример тому Голландия, чья территория на 40% состоит из земли, отвоеванной у моря. Голландцы научились обустраивать морские курорты на аннексированной земле. Почти в готовом виде они есть на островах около Германии. Самый крупный из них — Зюльт — наиболее популярный среди любителей холодных вод.
Природа множество раз переживала катастрофы, которые приводили к исчезновению огромного числа видов. Но если раньше это всегда было связано с климатическими изменениями и катаклизмами, то теперь все чаще именно деятельность человека наносит все больше вреда планете.
Экологи обеспокоены судьбой Северного моря. Очень определенно и ярко свое мнение на этот счет высказал наследник английского престола принц Чарльз. Назвав Северное море «клоакой», он добавил, что «пока мы будем ждать диагноза врача, пациент может умереть». Журналисты после этого сравнили Северное море с cloaca maxima, так называлась большая канализация Древнего Рима.
Основания для таких резких оценок накопились за последние два века, когда человек стал брать от природы все, что может, при этом засоряя ее токсичными отходами. В частности, в Северное море ежегодно сбрасывается около 11 тысяч тонн свинца, 28 тысяч тонн цинка, 950 тонн мышьяка, 335 тонн кадмия, 75 тонн ртути. Из-за добычи и перевозок нефти в море ежегодно попадает более 150 тысяч тонн нефти. Прибрежные страны Северного моря сливают в него почти два миллиона тонн растворов разных кислот Из рек, канализационных труб и атмосферы в море ежегодно попадает около 100 тысяч тонн фосфатов и 1,5 миллиона тонн азотистых соединений.
Добыча нефти и газа в Северном море ведется с глубин от 30 до 125 метров. Их перекачка по трубопроводам хорошо продуманный технологический процесс. Но, как показывают техногенные катастрофы последнего времени, всегда есть опасность, что может произойти авария, вызванная как природными явлениями, так и ошибками в деятельности человека. В Северном море не один раз были аварии с танкерами, перевозящими нефть, но, к счастью, пока они не привели к экологической катастрофе. Одна из последних произошла 12 октября 2010 г., когда греческий танкер с грузом авиационного керосина на борту столкнулся с кипрским контейнеровозом у побережья Нидерландов.
Природа и экологи требуют пересмотреть некоторые традиции народов Северного моря. Одна из них – массовый убой черных дельфинов у Фарерских островов: берег становится красным от крови.
Конечно же опасность существующего положения дел хорошо понимают правительства прибрежных стран Северного моря. В 1992 г. ими было создано Соглашение по защите окружающей среды в Северном море (OSPAR). В него входит 15 европейских государств (Великобритания, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Ирландия), объединившихся для защиты природных ресурсов Северного моря, а также для координации совместных действий в этом регионе.
Но консолидация такого количества стран, у каждой из которых на первом месте стоят собственные интересы, происходит непросто. В 2010 г. на конференции в норвежском городе
Бергене Германия выступила с предложением установить мораторий на глубоководное бурение нефтяных и газовых скважин. Катастрофа нефтяной платформы «Бритиш Петролеум» в Мексиканском заливе заставила страны задуматься об экологии. Однако инициатива Германии не была поддержана общественностью. Только гринписовцы, с присущими им радикальными методами борьбы, сорвали начало работ по бурению новых скважин у побережья Шотландии в сентябре 2010 г.
Общая информация
Окраинное море северо-восточной части Атлантического океана.
Страны бассейна: Норвегия, Дания, Германия, Нидерланды, Бельгия, Франция, Великобритания.
Проливы и каналы: через проливы Скагеррак, Каттегат и Датские проливы (Большой Бельт, Малый Белы и Эресунн), а также Кильский канал соединяется с Балтийским морем, а через проливы Па-де-Кале и Ла-Манш сообщается с Атлантикой.
Крупнейшие острова: Великобритания, Оркнейские, Шетлендские, Западно-Фризские.
Крупнейшие впадающие реки: Рейн, Эльба, Везер, Шельда, Маас, Темза.
Крупнейшие порты: Амстердам, Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург, Бремен, Вильгельмсхафен (Германия), Лондон, Гулль и Ньюкасл-апон-Тайн (Великобритания), Осло, Берген (Норвегия), Кергор (Дания).
Цифры
Площадь: 565 000 км 2 .
Объем воды: 94 000 км 3 .
Средняя глубина: 95 м.
Максимальная глубина: 809 м.
Максимальная длина: 960 км.
Максимальная ширина: 580 км.
Соленость: от 3,1 до 3,5%.
Высота приливов: от 0,2 м до 7,6 м.
Экономика
Добыча нефти и газа на шельфовых месторождениях.
Грузоперевозки.
Рыболовство.
Туризм .
Климат и погода
Климат умеренный, над морем господствуют западные и юго-западные ветры. С ноября по март сильные штормы.
Средняя температура воды: января +4ºС, июля — + 14ºС.
Средний уровень осадков: от 750 мм около Великобритании до 2000-3000 мм около Норвегии.
Достопримечательности
■ Германия: Зильд — самый крупный остров Фризского архипелага, туристический центр; островки Халлиген — национальный парк и биосферный заповедник «Ватты Шлезвиг-Гольштейна»;
■ Дания: полуостров Ютландия, курортная зона, город Орхус;
■ Норвегия: фьорды, полуостров Бьогде. г. Берген: ганзейская набережная, крепость Бергенхюс, башня Розенкранца, старый Рыбный рынок на Торгет (работает с XIII в.), Аквариум, церковь Св. Девы Марии (XII в.), «Холм Троллей».
■ Нидерланды: г. Роттердам, г. Амстердам, провинция Фрисландия, острова Заде.
■ Бельгия: 70 км побережья у Северного моря — курортные города (Остенде, Де Хаан, Бланкенберг Зеебрюгге, Кнокке-Хейст, Ньюпорт, Де Панне и Коксейд);
■ Великобритания: г. Эдинбург г. Ньюкасл-апон-Тайн, Гуль, остров Лидисфарн;
■ Франция: г. Булонь-сюр-Мер (рыболовный порт, туристический центр), г. Дюнкерк.
Любопытные факты
■ В головах некоторых политиков и инженеров вынашиваются проекты реконструкции южной части Северного моря. Они основаны на опыте Голландии, уже давно умеющей отвоевывать у моря сушу. Проект предусматривает сооружение насыпи протяженностью 600 км между Великобританией и Ютландским полуостровом, а также сооружение плотины через пролив Па-де-Кале длиной 35 км. Если затем из образовавшегося района откачать воду, то можно получить около 100 тыс. км 2 суши, т. е. территорию, равную Бельгии, Голландии и Дании, вместе взятым. Подобное вмешательство в природу может грозить серьезнымии экологическими последствиями.
■ Северное море привлекает своей природой не только туристов, но и кинематографистов. Голландский остров Вангерооге стал местом съемок ряда эпизодов киноэпопеи о Гарри Поттере. Старинная башня на острове и его природа помогли создать нужный для фильма антураж.
■ Исследование немецких ученых из г. Киля в 2010 г. показало, что для рыболовства в Северном море большую угрозу представляют не столько нефтепромыслы, сколько каракатицы. Потепление оказалось благоприятно для их размножения, а неумеренный вылов трески, пикши и морского окуня, поедающих каракатиц, позволил им сохранить потомство. Каракатицы поедают молодняк рыб, что может нарушить биологическое равновесие в Северном море.
■ Море тоже может болеть. Из-за загрязнения у Северного моря происходит бурный рост водоросли хризохромулина полилепис, которую уже окрестили «водорослью-убийцей». Ее жертвами уже стали 400 тюленей, почти десятая часть их поголовья; тысячи тонн рыбы, моллюсков, морских звезд.
■ У Северного моря есть своя Атлантида. Как и у Платона, сначала она появилась на бумаге. В 1882 г. немецкий барон Детлеф фон Лилиенкрон на основе местной саги написал романтическую балладу о сказочно богатом народе, который погиб в результате наводнения в Северном море. А через 40 лет местный крестьянин нашел в прибрежной полосе остатки старинного поселения. Современные археологические исследования показали, что поэтический миф о сказочных богатствах Рунггольта является вымыслом писателя. Но один знаменитый немец — Генрих Шлиман, вопреки насмешкам коллег, нашел место легендарной Трои. В Германии у него и сейчас есть свои последователи.
Северный морской путь: история освоения, где начало, через какие порты проходит
Огромные размеры нашей страны заставляют постоянно искать возможности для максимально дешёвой и быстрой доставки грузов между европейскими и дальневосточными портами. Наиболее перспективным для этого является Северный морской путь, который пролегает через моря Северного Ледовитого океана.
В настоящее время его освоение является приоритетным направлением развития, что зафиксировано в российском законодательстве.
Что такое Северный морской путь?
Протяжённость Севморпути составляет примерно 5,6 тысяч километров, если измерять его только от Карских ворот до дальневосточной бухты Провидения. Длина полного маршрута, начинающегося в Санкт-Петербурге и завершающегося во Владивостоке, превышает 14 тысяч километров. Однако это вдвое меньше, чем традиционный путь, огибающий Евразию с юга и составляющий более 23 тысяч километров.
Севморпуть пролегает через Баренцево и Карское моря, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Берингово моря. Этот маршрут включает около 70 крупных и небольших портов, расположенных на побережье арктических морей и в устьях крупных сибирских рек. Административно он делится на два сектора:
- Западный, включающий переход от Мурманска до Дудинки и обслуживающийся ледоколами Мурманского пароходства;
- Восточный, пролегающий между Дудинкой и Чукотским полуостровом, обслуживание которого возложено на Дальневосточное пароходство.
Эта структура сложилась в советский период освоения Арктики. Навигация по Севморпути начинается, в зависимости от ледовой обстановки, в конце мая или позже, заканчивается в ноябре-январе.
История освоения Севморпути
Первые попытки продвинуться в восточном направлении по северным морям предпринимали английские мореплаватели, начиная с XVI века. Однако они не увенчались успехом: деревянные парусные суда не смогли миновать Новую Землю. В XIX столетии интерес к Арктике возобновился: в 1893 году преодолеть весь Северный морской путь сумел знаменитый норвежский путешественник Ф. Нансен, а в 1901 году – русский мореплаватель Э. Толль.
К идее использовать Севморпуть для регулярной навигации Россия подошла только в 1933 году, когда была организована экспедиция на ледоколе «Челюскин». Однако судно было зажато дрейфующими льдами, и для спасения моряков пришлось принимать экстренные меры. Первый транспортный рейс состоялся в 1935 году: ледокол прошёл от Ленинграда до Владивостока за одну навигацию, доказав возможность использования арктического маршрута.
В период Великой Отечественной войны по Северному морскому пути из Тихого океана в европейскую часть страны доставляли продукты, военное имущество, проводили боевые корабли Тихоокеанского флота. Объём перевезенных грузов превысил 4 млн тонн, арктические льды преодолели несколько сотен грузовых и военных судов.
В 1970-80-е годы эксплуатация Северного морского пути стала намного более активной, а проход судов – более безопасным. Это произошло благодаря вводу в эксплуатацию новых дизельных ледоколов «Арктика» и атомного ледокольного флота.
Распад СССР притормозил освоение Арктики, однако с 2006 года по Севморпути стали проходить не только российские, но и зарубежные грузовые суда. В течение последнего десятилетия грузооборот ежегодно возрастает, причём ежегодный рост составляет десятки процентов к объёмам предыдущего года. В 2019 году по Севморпути было проведено 510 судов, а объём перевезенных грузов превысил 30 миллионов тонн. В течение 2020 года, несмотря на кризис, количество перевезенных грузов достигло 33 миллионов тонн.
Крупнейшие порты Севморпути
Трасса Северного морского пути проходит через следующие порты, располагающиеся на побережье арктических морей.
- Мурманск в Кольском заливе Баренцева моря, с двумя пирсами и 111 причалами;
- Архангельск в Двинском заливе Белого моря, с 75 причалами;
- Кандалакша на Кольском полуострове в губе Лупча Белого моря с 5 причалами;
- Витино в губе Палкина Белого моря, с 4 причалами;
- Онега в Онежском заливе Белого моря, с 7 причалами;
- Мезень в Мезенском заливе Белого моря, с 3 причалами;
- Варандей в Варандейской губе Баренцева моря, с 2 причалами;
- Нарьян-Мар в устье реки Печоры, впадающей в Баренцево море, с 6 причалами;
- Сабетта в Обской губе Карского моря, с 11 причалами;
- Дудинка в Карском море, с 9 причалами;
- Диксон в Енисейском заливе Карского моря, с 2 причалами;
- Хатанга в устье реки Хатанги, впадающей в море Лаптевых, с 5 причалами;
- Тикси в бухте Тикси моря Лаптевых, с 2 причалами;
- Певек в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря, с 3 причалами;
- Анадырь в Анадырском заливе Берингова моря, с 6 причалами;
- Порт Провидения в бухте Провидения Берингова моря, с 4 причалами;
- Эгвекинот в Заливе Креста Берингова моря, с 2 причалами;
- Беринговский в бухте Угольная Берингова моря, с 4 причалами.
В настоящее время во многих северных портах России проходит реконструкция, увеличивается количество причалов, устанавливается новое оборудование. По расчётам, это позволит в 4-5 раз увеличить грузооборот по Северному морскому пути и даст мощный импульс развитию Крайнего Севера.
Карта – Северное море
Северное море на карте мира. Схематическая и спутниковая карта, где находится Северное море.
Северное море
Северное море расположено в северо-восточной части Атлантического океана, между Британскими островами и материком северо-западной Европы и занимающий площадь в 570 000 кв.км.
Северное море граничит с Великобританией на юго-западе и западе, Норвегией на северо-востоке, Данией на востоке, Оркнейскими и Шетландскими островами на северо-западе, Германией и Нидерландами на юго-востоке, Бельгией и Францией на юге.
Северное море соединено с Атлантикой Ла-Маншем и Дуврским проливом. Скагеррак соединяет Северное и Балтийское моря через Каттегат и Датский пролив.
Лишь немногие участки Северного моря имеют глубину более 90 метров. На юге глубина составляет менее 35 метров. Воды углубляются в Норвежской впадине, которая проходит параллельно побережью южной Норвегии от севера Бергена до Осло.
В западной части Северного моря также есть несколько глубоких траншей, в том числе Дьявольская дыра у Эдинбурга, где глубина превышает 450 метров, и Серебряная яма глубиной почти 95 метров у залива Оф-Энд.
Солёность Северного моря
Атлантические воды с соленостью более 35 тысячных входят в Северное море через Ла-Манш и между Шетландскими островами и Норвегией. Более холодные и менее соленые воды прибывают из Балтийского моря через Скагеррак, создавая циркуляцию против часовой стрелки в бассейне.
Соленость обычно колеблется от 34 до 35 тысячных, причем более солёные у берегов Великобритании и менее солёные у берегов Норвегии. Большое количество пресной воды поступает через Рейн, Темзу и другие реки.
Температура Северного моря
Средняя температура поверхностных вод в январе колеблется от 2 °C к востоку от Дании до 8 °C между Шетландскими островами и Норвегией. В июле температура прибрежной воды от Дуврского пролива до Дании превышает 15 °C, в то время как в Оркнейско-Шетландском регионе она достигает только 12 °C.
Климат Северного моря
Средняя температура воздуха колеблется в январе от 0 до 4 °C, в июле от 13 до 18 °C. Зимой часты штормы. Прилив в среднем от 4 и 6 метров вдоль берегов Британии и в южных устьях рек, к северу и востоку менее 3 метров.
В 1953 году штормовая волна почти на 3,4 метра выше среднего уровня воды затопила обширные районы дельты Нидерландов. В Англии волны, поднимающиеся вверх по устью Темзы, также затронули окружающие низменности и до строительства барьера на Темзе когда-то представляли угрозу для самого Лондона.
Рыболовство в Северном море
Постоянное перемешивание вод в мелководном морском бассейне обеспечивает богатый запас питательных солей, от которых зависят низшие формы морских организмов – основа пищевой цепи моря. В результате обилие растительного и животного планктона поддерживает разнообразный и богатый запас коммерчески ценной рыбы. Треска, пикша, сельдь и сайда являются основными видами рыб в Северном море. Песчаный угорь, скумбрия и килька вылавливаются для производства рыбной муки.
Крупнейшими рыболовными странами в Северном море являются Норвегия, Дания, Великобритания и Нидерланды. Пересмотр Общей политики в области рыболовства в 1992 году привел к созданию более строгой программы мониторинга, включающей наблюдателей на борту рыболовных судов.
Нефть и газ в Северном море
Открытия нефти и природного газа под морским дном Северного моря начались в 1959 году, когда было обнаружено рупного месторождение природного газа в северо-восточной части Нидерландов. В течение двух десятилетий участки добычи природного газа располагались вдоль 160-километровой полосы, протянувшейся от Нидерландов до восточной Англии.
В центральной части Северного моря морские нефтяные скважины простираются от севера Шетландских островов более чем на 640 км. к югу. На этот регион приходится значительная часть всей мировой добычи нефти на шельфе. Нефть доставляется на берег по трубопроводам на терминалы на Шетландских и Оркнейских островах, на северо-восточном побережье Шотландии и в северной Англии.
Северное море стало важнейшей нефтегазодобывающей зоной Западной Европы, где добывается высококачественная нефть с низким содержанием серы. Двумя крупнейшими производителями являются Норвегия и Великобритания, и до 1990 года ежегодные добычи этих двух стран были сопоставимы. Однако к началу 21 века Норвегия явно стала лидером по добыче нефти и газа в регионе Северного моря.
Другие производители включают Данию, Нидерланды и Германию. Новые месторождения исследуются и разрабатываются дальше на север в Норвежском и Баренцевом морях. Открытия к западу от Шетландских островов увеличили доказанные запасы нефти в Соединенном Королевстве.
Природный газ становится все более важным источником энергии для Западной Европы, и для его транспортировки было построено несколько крупных трубопроводов. Одним из наиболее значительных из них является трубопровод Лангелед между Соединенным Королевством и Норвегией, завершенный в 2006 году.
Торговля и транспорт в Северном море
Северное море является одним из самых загруженных морских районов в мире не только из-за судов, движущихся в его порты и из них, но и из-за транзитных перевозок с Балтийским морем. Торговые суда делят пространство с рыболовными судами и морскими нефтегазовыми платформами.
Комплекс в Роттердаме является одним из ведущих мировых портов по обработке тоннажа грузов, а также Антверпен и Гамбург также являются одними из самых крупных. Другие крупные порты Северного моря включают Лондон, Дюнкерк (Франция), Бремерхафен и Вильгельмсхафен (Германия).
Ресурсы Северного моря все больше эксплуатируются по мере роста уровня западноевропейской экономики. Объем морских перевозок в приграничные страны неуклонно растет, что порождает проблемы не только судоходства, но и загрязнения окружающей среды от эксплуатационных сбросов, а также от аварий. Загрязнение суши, включая сброс сточных вод и промышленных отходов, также является серьезной проблемой, особенно в южной части Северного моря.
На протяжении многих лет прибрежные страны Северного моря заключали международные соглашения, направленные на решение таких проблем, как сброс опасных отходов в море, сброс с суши некоторых токсичных материалов и сжигание отходов в море. Тем не менее, загрязнение остается критической проблемой в некоторых частях моря.