25.04.2009 — Граница Европа-Азия
ФОТОЭССЕ: В поисках границ
Когда-то давно люди создали на поверхности Земли целую систему условных линий: параллели, меридианы, политические и административные границы… Некоторые из этих линий принимают материальные формы. Государственные границы демаркируются столбами, контрольно-следовыми полосами, заграждениями, таможенными постами.
В Гринвиче мы видим проложенную на несколько метров медную полосу долготного нуля, на центральной площади Праги — прочерченный в брусчатке «пражский меридиан». Линия экватора отмечена десятками (если не сотнями) знаков, обелисков, стел, памятников в разных странах и на разных континентах. Вереницы знаков демаркируют на местности тропики Рака и Козерога, Северный полярный круг.
При въезде в какую-нибудь российскую республику, и даже в иной административный район, встречаешь мощные, навевающие мысль о крепостях монументальные сооружения. И думаешь, что если даже через несколько веков (не дай Бог) сгорят все карты административно-территориального деления, то археологи все же по развалинам этих железобетонных въездных знаков смогут определить приблизительные границы той или иной области или района в начале третьего тысячелетия.
Под всеми этими линиями есть вполне здравое, логическое обоснование: астрономически детерминирована особенная роль экватора, тропиков, полярных кругов. Государственные и административные границы определяют собой ячейки, внутри которых реально организуется хозяйственная и культурная жизнь людей. Гринвич, конечно, — условность (нулевым мог бы стать любой меридиан), но любой меридиан — все-таки меридиан и имеет физический смысл.
По территории России (и преимущественно по ней) проходит условная граница несколько иного рода. Под ней нет ясного, рационального обоснования, она в высшей степени условна, выдумана людьми. Никто даже не возьмется четко саму эту границу провести. Однако выдумана она так давно, что уже стала частью общечеловеческой культуры, и поэтому любима человечеством. Пересечение этой границы совершается с не меньшим замиранием сердца, чем пересечение экватора, с не меньшим энтузиазмом, чем встреча третьего тысячелетия. Это граница между Европой и Азией.
Представления о том, как проходит эта граница, сильно изменялись во времени. Принято считать, что роль Урала в качестве естественной границы между двумя частями света обосновал государственный деятель, историк и географ В.Н. Татищев около 1720 года.
Действительно, Урал — мощный, мирового масштаба водораздел (межбассейновая граница) и важный, континентальной значимости барьер в распространении видов растений (флористическая граница). Урал — и выраженный тектонический рубеж между двумя платформами; в сущности он сам — порождение двух сошедшихся платформ, зарубцевавшийся шрам.
В 1829 году Урал посетили известные немецкие ученые — знаменитый географ и натуралист Александр Гумбольдт и минералог Густав Розе. На всем пути следования по Сибирскому тракту от Кунгура до Екатеринбурга они проводили барометрическое нивелирование дороги и установили в районе горы Березовой место перевала с западного склона Уральских гор на восточный — точку естественной границы Европы и Азии.
Именно здесь в 1837 году на бывшем Сибирском тракте, близ нынешнего города Первоуральска в 40—50 км к западу от Екатеринбурга был установлен первый капитальный знак «Европа—Азия» — мраморная пирамида.
Знак был поставлен в память о посещении Урала цесаревичем Александром, впоследствии императором Александром II.
В навершии пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел. Известно, что двуглавость российского орла нередко толкуют в том смысле, что империя включала в себя две части света, соединенные общим телом. Положение золоченой геральдической птицы на Урале — с одной головой в условной Европе, а с другой — в Азии, придавало памятнику особый символический смысл. После революции обелиск был разрушен.
А в 1926 году на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
На Урале к евро-азиатским знакам — теплое отношение. Они — элемент региональной самоидентификации уральцев. Их эксплуатируют как туристический ресурс, как ресурс имиджа, а в последнее время пытаются использовать и для извлечения непосредственной коммерческой выгоды.
И все-таки вопрос проведения четкой границы между Европой и Азией вовсе не так уж прост, и пограничные европейско-азиатские столбы ещё не означают, что здесь проходит граница. Если вы сравните целый ряд различных географических изданий, то увидите, что на этот счет имеются самые разноречивые указания. Оказывается, вообще европейско-азиатскую границу нельзя провести с точностью до одного метра или даже порой и километра. Почему? Потому, что в природе между Европой и Азией нет резкого перехода. Вопрос о том, где проходит рубеж, отделяющий Европу от Азии, относится к глубокой древности.
Впервые наметили границу между Европой и Азией греческие учёные. Они проводили ее, по Черному морю. Постепенно вместе с развитием науки, расширением географических исследований и освоением новых земель граница «поехала» на восток. Позже римляне “сместили” границу на реку Дон и Азовское море. Восточные ученые “отодвинули” ее еще дальше на восток к рекам Волга и Кама. А западноевропейские ученые и путешественники принимали за восточную границу Европы реку Обь или Енисей, а порой даже дальневосточное побережье.
С начала XVIII века граница по Уральским горам прочно закрепилась и удерживается до наших дней. Заслуга в этом, как уже говорилось выше, принадлежит видному государственному деятелю, известному историку и первому исследователю Урала Василию Никитичу Татищеву. Он представлял Урал как обширную горную систему, протянувшуюся на многие сотни верст с севера на юг. Он первым в отечественных научных трудах стал называть горы Уральскими. На основе личных наблюдений и исследований Татищев пришел к выводу о пограничном положении Уральских гор между двумя частями света — Европой и Азией. Наиболее полно и обстоятельно это выражено в его незавершённом труде “Общее географическое описание всея Сибири”.
В подтверждение своей точки зрения Татищев приводит такие соображения: “Из сих гор как на восток в Сибирь, так и на запад в Европу происходит великое множество рек малых и великих”, “сии реки не токмо течением, но и водами разновидствуют”; “на западной стороне хребта около 57° находятся дубы и орешник, а в Сибири и под 50° оных деревьев нет» На западной стороне кедров, почитай, нет, но в Сибири великое множество… и сему подобные обстоятельства подают основания утверждать сии горы за границу между Азией и Европою”.
В путевых заметках «От Урала до Москвы» Д.Н. Мамин – Сибиряк отмечал: «Близость Урала чувствовалась во всем, но особенно резко проявлялась она в характере лесных пород: сосна быстро исчезла, уступая место траурным еловым лесам, пихтам и рябине. Екатеринбург составляет вообще самую резкую климатическую границу: на запад от него идет угрюмая неприветливая северная природа — почва глиниста, песчана или камениста, попадается много болот и озер, хвойный лес господствует; на восток, всего на расстоянии нескольких верст, все кругом носит на себе совершенно другой характер — почва представляет из себя богатейший чернозем, о болотах и еловых лесах нет и помину, кругом веселые сосновые боры, липа, береза и бесконечные пашни. “Точно ножом отрезало”, — говорит народ».
Прохождение границы между Европой и Азией по Уральским горам факт на сегодняшний день неоспоримый и исторически сложившийся, но вот где именно на местности проходит линия границы, вопрос, как говорится, с бородой. Географический и энциклопедический словарь дает весьма расплывчатую демаркацию границы: «Граница между Азией и Европой обычно проводится по Уралу (гребню или его восточному подножию), рр. Эмба, Кума, Маныч, по осевому водоразделу Б. Кавказа, морям Каспийскому, Азовскому, Черному…». Есть и другая оговорка: «…в природном отношении резкой грани между ними не существует». Вот такое двоякое место определения границы позволяет проводить её на местности в местах удалённых друг от друга на десятки километров.
Так, где же всё – таки проходит на местности правильная граница?
Это однажды и решили выяснить участники одного уральского клуба и разработали маршрут вдоль одного из участков, где пролегла загадочная граница, по Сысертскому и Полевскому районам. В экспедицию группа любопытных новоявленных географов собралась ранним апрельским, но отнюдь не весенним, судя по погоде, утром.
После недолгих обсуждений, настройки всей необходимой для исследований техники отправились в путь.
Несмотря на сильный ветер и летящий с неба снег, участники двигались быстро, с большой долей энтузиазма. Через несколько километров пути, к всеобщей радости и изумлению, снег резко прекратился, а небо просветлело. Это было очень неожиданно и приятно.
Путь был недолог, и вскоре вся экспедиционная колонна выехала на незаасфальтированную дорогу.
Здесь было решено сделать остановку, чтобы переодеться в надлежащее обмундирование и произвести рокировку автомобилей.
Произведя все вышеописанные действия, обсудив еще раз всё, что касалось маршрута и передвижения, двинулись дальше.
Учитывая, что ближе всего к району европейскоазиатская граница проходит в районе Гольянского болота, которое находится в районе старой дороги между населёнными пунктами Асбест и Станционный Полевской, направились в его сторону. Ведь оно заслуживает внимания не только как чисто природный объект, но и как географический.
Болото находится точно на границе, выступающая горная гряда делит его почти пополам, одна часть болота находится в Европе, а другая в Азии. И что самое интересное из этого болота берут начало две речки, одна течёт в Европу и впадает в реку Полдневая Чусовая, другая течёт в Азию и впадает в реку Мочаловка являющуюся притоком реки Северная Сысерть.
На самом деле в данной местности линию границы в натуре никто не проводил и не описывал потому этот факт остается, к сожалению, белым пятном. Так, например, о том, что линия границы проходит по границе села Мраморское ни один из семи проходивших мимо нас жителей не знает, все дружно указывали на стелу в районе Курганово, за десять с лишним километров в северном направлении.
Итак, геоколонна углубилась в леса с явной целью подойти к известному болоту и, если нужно, форсировать его. Уже через пару километров стало понятно, что экспедиция движется в правильном направлении, ибо лес был довольно сильно заболочен и дороги утопали в воде. Появление глубоких луж нисколько не напугало участников этой занимательной экспедиции, скорее наоборот, развеселило и подзадорило.
Опытные географы принялись прямо на местности проводить мастер-классы и демонстрировать более юным ученым разные элементы анализа и исследовательской деятельности. Ведь общеизвестно, что ничто не может так сподвигнуть ученые умы на великое открытие, как совместный мозговой штурм при исследовании разного рода объектов. В этом походе учеными для исследований использовались все подручные материалы. Кто-то решал задачи коллективно, .
…но были и те, кому самостоятельная интеллектуальная деятельность нравилась больше, да и давалась лучше.
Продолжая движение вдоль символичной географической границы, участники совмещали 2 важных дела: получали столь необходимые ученым умам знания, умения и навыки, и при этом веселились от души и устраивали себе разного рода развлечения, чтобы немного отдохнуть от умственных перегрузок.
В процессе увлекательной поездки наши географы изучали карты и подметили, что граница между Европой и Азией проходит по территории Полевского района в 800 метрах от границы с Сысертским районом по безымянной горе (357,8 м).
Не спеша двигаясь вдоль этой границы, они обнаружили соответствующие знаки и обелиски.
Около одного из обелисков было решено разбить лагерь, чтобы отдохнуть, пообедать и обсудить дальнейший план передвижения.
Компания ученых мужей, ученых жен и не менее ученых детей достали мангалы, развели костер и устроили себе настоящий выездной банкет.
Подкрепившись и приободрившись пищей и общением, команда географов решила, что пора двигаться дальше. Оставив для истории опознавательный знак свого клуба, и зафиксировав тем самым свое присутствие в данной точке, участники услышали команду: “По машинам!”
Дальше их путь пролегал по Сысертскому району, территория которого украшена неповторимым природным ландшафтом. Дорога с каждым метром становилась все более интересной и живописной.
Местами попадались заасфальтированные отрезки, которые через несколько километров снова превращались в лесную дорогу. Низины чередовались с возвышенностями. Пограничная дорога вилась то по болотистой почве под колесами, то уходила резко вверх по восточным склонам Уральских гор
Местами наблюдались даже провалы в дороге, которые оперативно устранялись дружной ученой братией. По этой дороге ездили не часто, и от этого она напоминала самый увлекательный аттракцион.
Но “сколько веревочке не виться, конец все же будет”…
В конце концов пограничная дорога вывела команду исследователей к населенным пунктам близ Сысерти.
Остановившись, чтобы поделиться своими впечатлениями, коллеги поздравили друг друга с таким интересным прохождением маршрута, с открытиями, сделанными в процессе последнего, и попрощавшись до новых встреч, отправились по домам.
А при выезде на Челябинский тракт исследователей ждало настоящее открытие. Они сделали вывод, что лучше всего границу можно наблюдать именно с этой автодороги (Екатеринбург — Челябинск), где невооруженным глазом видно как резко обрываются горы (вершины Абросовка, Большая, Долгая высотой 400м и выше) и резко переходят в лесостепную зону с отметками не выше 250-260 метров и далее на восток на многие десятки километров высотные отметки практически не изменяются.
Таким образом, можно считать геоэкспедицию удачной, полной научных выводов, открытий и просто хорошего настроения!
При подготовке данного отчета использовались следующие материалы:
— Газета “География”: geo.1september.ru/2002/42/05.htm
— Персональный сайт горного инженера и топографа А.М.Минина: velikijporog.narod.ru…
— Сайт велобайкеров Екатеринбурга: biketur.narod.ru…
Граница Европы и Азии
Написано автором Территория РУС
На всем протяжении Уральских гор, растянувшихся с севера на юг на тысячи километров, деля незримой линией две части света — Европу и Азию, стоят пограничные столбы, установленные людьми с целью подчеркнуть эту достопримечательность и каждый из этих столбов имеет свою историю.
Где граница Европы и Азии?
Линия границы Европа и Азии проходит от побережья Карского моря по восточному склону Уральского хребта.
Параллельно границе между Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским округом с востока Ненецким автономным округом и Республикой Коми с запада. Но, обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу Уральских гор.
Этим мы обязаны Татищеву Василию Никитичу, который впервые высказал эту мысль в 1720 году, указывая на то, что Уральский хребет является водоразделом, а природа и текущие с него на запад реки отличаются от текущих на восток, как наличием разных пород рыб, так и растительностью западного и восточного склонов Урала.
Обелиск «Европа-Азия» г. Березовая
Один из самых красивых и больших обелисков «Европа-Азия» открыт в 2008 году близ г. Первоуральска на горе Березовой.
На Старо-московском тракте, том самом пути, по которому каторжников вели в Сибирь, здесь они прощались с Россией, взяв с собой горсть земли на память о родине.
Историческая особенность обелиска
Сегодня высокий 30-метровый столб из красного гранита венчает двуглавый орел, а до этого был более, чем скромный. Первый же пограничный знак появился здесь еще весной 1837 года – перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича – будущего наследника престола.
В 1846 году памятник заменили на мраморный, а На вершине был закреплен позолоченный двуглавый орел.
На самом памятнике существовала надпись: «В память посещения этого места Их Императорскими Высочествами Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Александром Николаевичем в 1837 году, и Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским в 1845 году».
Позже на деревянном заборе памятника повесили таблички «Европа» слева и «Азия» справа, а после революции памятник разрушили как напоминание о царской власти.
Однако, в 1926 году, спохватившись, все же поставили новый памятник, правда не мраморный, а просто облицованный гранитом и без орла, а вокруг пограничного столба установили чугунную литую ограду.
В середине 1990-х годов ее заменили столбиками с цепями.
Добраться до обелиска на горе Березовая около Первоуральска можно по федеральной трассе Р242 Екатеринбург — Пермь, свернув по указателю на Первоуральск или на Новоалексеевское и выехать на Старомосковский тракт.
«Европа-Азия», как мечта туриста
Так как, мы сами живем на Урале, а именно, в пяти километрах от этого самого места, то можем с уверенностью сказать, что на настоящий момент — это чистое и аккуратное место представляет собой особую ценность для путешественника.
Смеем вас уверить, для любого туриста, посетившего Средний Урал, а в частности Свердловскую область, будет интересно постоять одновременно на двух частях света правой и левой ногой, а ощущения испытать, как говорил классик, самые незабываемые. И останутся такие воспоминания на всю жизнь.
Мы часто ездим с запада на восток и обратно по работе, за день бывает, несколько раз пересекаем эту незримую линию. Представляете! Утром уехал в Азию, а вечером ты уже в Европе или наоборот. Вот так, без всяких границ и шенгенских виз! Подобных стел в области несколько, но эта одна из самых грандиозных.
Пограничные столбы «Европа-Азия»
По всей границе Европы и Азии десятки пограничных памятников, в том числе в весьма труднодоступных местах. Правда, не все из них соответствуют реальной границе, но рассмотрим самые известные и популярные среди туристов.
Первая — это стела у самого Екатеринбурга. Поставили ее в начале 2000 годов и ничем примечательным она не выделяется, даже исторически. Единственное, что добираться до нее легко, так как располагается у оживленного тракта Екатеринбург-Пермь, в нескольких километрах от столицы Урала.
Самый северный обелиск на границе Европы и Азии стоит на берегу пролива Югорский Шар. Его установили в труднодоступной местности в 1973 году сотрудники полярной станции. Пограничный знак представляет собой деревянный столб с надписью «Европа-Азия». Также к столбу прибита цепь с якорем.
Памятный знак на ст. Вершина, Свердловской железной дороги, один из самых старых и добраться к нему можно только на электричке Екатеринбург — Шаля.
На федеральной трассе М5 «Урал» на перевале через хребет Урал-Тау.
Самый восточный обелиск, расположенный недалеко от Екатеринбурга на Полевском шоссе в д. Курганово, установлен в 1986 году.
Обелиск, расположенный возле автомобильного моста через реку Урал.
Также можно отметить «космический» памятник «Европа-Азия», что стоит на трассе Нижний Тагил – Уралец, который был открыт в 1961 году и, соответственно, посвященный полету в космос Юрия Гагарина. Выглядит как квадратная колонна высотой 6 метров, а венчает ее изображение земного шара.
Существуют и другие памятники, но к сожалению, утратившие свою былую привлекательность, как для коренных жителей, так и для туристов.
Вот такой занимательный экскурс в историю границы Европы и Азии мы сегодня провели вам, друзья. Возможно, со временем статья дополнится новыми данными, а пока:
Где проходит граница между Европой и Азией?
География, казалось бы, самая изученная наука, в которой осталось мало невыясненных моментов. Тем не менее, самые простые вопросы порой ставят в тупик не только обычных людей, но ученых. Вот, где, например, проходит граница между Европой и Азией?
Граница между Европой и Азией
Учебники и справочники дают однозначный ответ на это вопрос. Однако ни в научном сообществе, ни в политических кругах до сих пол нет согласия по данному поводу.
Граница между Европой и Азией – в чем проблема?
Дело в том, что граница между этими двумя частями света проходит по территории единого материка. В частности, в Евразии, то есть по суше. В этом состоит важнейшее отличие Европы и Азии от других частей света. Кстати, остальные разделяются водными просторами.
Но в географии принято считать, что границей в подобном случае является тектонический разлом или водораздел.
Удивительно, но даже при современном развитии науки не всегда можно точно установить с точностью до километра, где именно проходит эта ось.
Есть и другой фактор, осложняющий проведение границы между Европой и Азией – геополитический. Европа и Азия – это не только географические, но и политические, культурные объекты. К какому типу культуры относится огромная Россия?
Проблема в определении границы между Европой и Азией
Можно ли считать европейскими страны Закавказья и Турцию? Ведь они так стремятся в Евросоюз, но географически относятся к Азии. Какие российские регионы относятся к Европе, а какие к Азии? И почему некоторые иностранные картографические издания прокладывают восточную границу Европы точно по границе Российской Федерации, причисляя европейскую часть страны к Азии?
Но точно известно одно: с течением времени пресловутая граница постоянно сдвигалась на восток. Ведь все большее число стран и регионов хотели считать себя европейскими.
В частности, все эти вопросы заставляют географов вновь и вновь возвращаться к проблеме азиатско-европейской границы. Проводятся дополнительные исследования и экспедиции. Надеемся, скоро вопрос будет решен.
Граница между Европой и Азией – о чем договорились географы?
Пока исследователи изучают, политики спорят, культурологи пишут статьи, студенты и школьники учат, что граница между Европой и Азией проходит по рекомендации Международного географического общества. А точнее вот как:
- по восточной подошве Уральского хребта и отрогу Мугоджар;
- река Эмба, впадающая в Каспийское море;
- по северному берегу Каспийского моря;
Азия и Европа
- по Кумо-Манычской впадине, которая сейчас является поймой рек Кума и Маныч, а в древности была проливом, соединявшим Черное море с Каспием;
- по территории Азовского моря и далее Керченскому проливу;
- Черное море, по проливам Босфор и Дарданеллы;
- Побережье Средиземного моря к востоку от Дарданелл относится к Азии, к западу – к Европе.
О чем споры?
Существует два отрезка азиатско-европейской границы, которые вызывают наиболее ожесточенные споры. Это участок к югу от Уральских гор (до Каспия) и перемычка между Каспийским и Черными морями.
В первом случае проблема вызвана тем, что в южной своей части Уральский хребет распадается на несколько отрогов. Который из них считать границей Европы и Азии, до сих пор с точностью не установлено.
Что касается участка границы в районе Кавказа, то здесь также имеется несколько мнений. Одни ученые предлагают проводить границу по Кумо-Манычской низменности, другие – по водоразделу Кавказского хребта.
Споры на счет границы Азии и Европы
Нужно было раз и навсегда решить вопрос с границей Азии и Европы. Поэтому российские ученые предложили использовать не только географический, но и политический подход. Международное сообщество рассматривает вариант, при котором граница оставляет Уральские горы и Азовское море в составе Европы, а Кавказ – в Азии.
Очевидно, что установление границы между Европой и Азией – это не только научная, но и административная, и политическая проблема. Будем надеяться, что в ближайшие годы этот вопрос буде решен на международном уровне. В результате нам не придется спорить о том, кто из нас живет в Европе, а кто в Азии.
Где проходит граница между Европой и Азией: любопытные факты
Границы Азии и Европы – экскурс в историю
Сравнивать Европу и Азию трудно: очарование востока и шумные мегаполисы запада кажутся нереально разными и даже далекими. Впрочем, в современном мире в эпоху глобализации точные очертания материков становятся все более размытыми, а границы Азии – не такими точными. История разделения стран на восточные и западные включает несколько этапов:
- Появление названий относят к эпохе Древней Греции. Считается, что Европа произошла от словосочетания, обозначавшего в переводе «страна закатов». Азия олицетворяла океаниду Асию – дочь божества Океана и Тефии;
- В те далекие времена граница проходила по центру Средиземного моря, позже произошло значительное смещение на восток;
- Около 3 000 лет назад произошли перемены – официально рубеж был установлен по Керченскому проливу и реке Дон. Такое утверждение приводится в трудах Птолемея, оно признавалось до 18 века;
- В 1730 году произошли очередные перемены – Татищев и Страленберг в научных трудах установили границу по хребту Уральских гор, через Кавказ, Азовское, Черное море и пролив Босфор.
Границы Европы и Азии
Позднее были предприняты новые попытки поменять существующее разделение мира, однако они не увенчались успехом – уже 300 лет европейская и азиатская часть планеты поделена.
Где проходит граница Европы и Азии – интересное
Хотя давно известно, где проходит граница между Европой и Азией, все же некоторые расхождения у географов и историков существуют. Обусловлено это тем, что каждый критерий выделения этого рубежа является уникальным. Одни специалисты учитывают административные факторы, другие – ландшафтные, демографические или исторические. Однако общепринятой в мире является такая позиция разделения мира на две части:
- Уральские горы (восточная часть) и хребет Мугоджар – разделяют и территорию России;
- Река Эмба, Дон, Кума;
- Северная часть Каспийского моря;
- Южное побережье Азовского моря;
- Керченский пролив;
- Эгейское море.
Такое выделение границы позволяет точно ответить на вопросы, волнующие исследователей, простых обывателей и туристов. Азербайджан и Грузию принято относить к азиатским странам, Керченский полуостров – это Европа, а Таманский – Азия. Каспийское море находится в азиатской части планеты, а Азовское – в европейской.
Азия и Европа – важные отличия
Бесспорно, Европа и Азия – это два совершенно разных мира, отличающихся особой атмосферой, политическими и религиозными взглядами, национальными традициями. Какие же отличия первым делом становятся заметны туристу?
- Природа – на востоке больше красивых мест, нетронутых рукой человека, больше возможностей, чтобы уединиться и насладиться тишиной;
- Уровень безопасности – по этому критерию Европа одерживает уверенную победу. Здесь выше уровень социальной ответственности, лучше работают правоохранительные органы;
- Питание – как известно, блюда восточной кухни становятся все более популярными в развитых странах. И если раньше европейцы предпочитали есть фаст-фуд, теперь они выбирают суши;
- Сервис – конечно, уровень обслуживания в отелях и ресторанах Европы намного выше, чем в Азии. Но зато турецкий «All inclusive» не идет ни в какое сравнение с итальянским или испанским сервисом;
- Стоимость отдыха – провести отпуск в Таиланде и Вьетнаме можно на порядок дешевле, чем в европейских странах. Сказывается уровень дохода населения и цены;
- Достопримечательности – Европа богата архитектурными изысками эпохи Ренессанса и Средневековья. Храмы и дворцы в Азии имеют более продолжительную историю – дата их постройки относится к прошлой эре;
- Развлечения – по этому критерию обе части света могут составить друг другу достойную конкуренцию. Оценить, где отдых пройдет насыщенней и веселее, трудно;
- Отношения к детям – радушные азиаты обожают возиться с чужими детьми, за европейцами такой привычки замечено не было.
Конечно, нельзя однозначно сказать, где лучше отдыхать – в Азии или Европе. Но именно восток в последние годы завоевал небывалую популярность. Он притягивает путешественников своей красотой, роскошью, пряными ароматами и драгоценными шелками.
Достопримечательности на границе двух цивилизаций
Учитывая актуальность вопроса, где проходит граница Европы и Азии, на этом рубеже установлено немало памятников и стел, демонстрирующих единство народов. Большинство из них расположены в России:
- Обелиск на Березовой горе – находится рядом с Екатеринбургом, установлен в 19 веке. На огромном столбе восседает величественный двуглавый орел;
- Памятник возле Первоуральска – не столь массивное изваяние пользуется популярностью у жителей близлежащих городов. Рядом – родник с чистой водой;
- Обелиск на Ново-Московском тракте – установлен недавно – в начале этого столетия. Расположен в 17 км от Екатеринбурга;
- Оренбургский обелиск – внушительная по величине колонна увенчана стальным шаром. Памятник установлен в 1980-х годах около автомобильного моста на трассе Р-335;
- Стела на Белом мосту – также расположена вблизи Оренбурга, является относительно новым сооружением.
Кроме того, внимание путешественников привлекает обелиск в Магнитогорске, Верхнеуральске, около Уржумки, Златоуста и деревни Кедровка. Архитектурной ценности эти памятники не представляют, зато становятся объектом фотоснимков.
Чем привлекает туристов отдых в Азии?
Еще совсем недавно туристы мечтали поехать в европейские страны, но уже сегодня тенденции кардинально изменились. Популярность Таиланда, Вьетнама, Индии и других стран Юго-Восточной Азии объясняется несколькими преимуществами:
- Разумное соотношение цены и качества;
- Невероятно красивая и разнообразная природа;
- Менталитет местного населения направлен на то, чтобы сделать отдых приятным;
- Чистый воздух и хорошая экология – впрочем, есть и такие пляжи, где грязно;
- Ехать в ЮВА можно круглый год, море всегда остается теплым;
- Разнообразная и вкусная еда – экзотические фрукты, морепродукты и национальные блюда покоряют гурманов;
- Шопинг тоже привлекает туристов, так как в Азии можно купить одежду, аксессуары, косметику и многое другое.
Плюсы и минусы отдыха в Азии и Европе
Искушенный народ отказывается от отдыха в Европе, предпочитая восточные страны. Здесь можно и понежиться на песчаных пляжах, и провести ночь в клубах с барами, и полюбоваться достопримечательностями. Богатая культурная жизнь, невероятное количество рекреационных возможностей, радушное гостеприимство и прекрасные условия для детей – переоценить Азию просто невозможно.
Подобрать хорошие, недорогие туры вам помогут операторы:
- Cherehapa – сервис туристических страховок;
- Hotellook – бронирование отелей;
- Level.travel – пакетные туры;
- Travelata – пакетные туры;
- Tripster – экскурсии.
Во время путешествия очень удобно передвигаться по курорту на автомобиле. |
К примеру, Мой Автопрокат предлагает своим клиентам автомобили различного класса по выгодным условиям. Все предоставляемые машины находятся в отличном состоянии. Если вы путешествуете с детьми,Если вы путешествуете с детьми, дополнительно у автопрокатчика можно запросить бустер, детское кресло и даже люльку.
Где проходит граница между Европой и Азией
Трансконтинентальные страны, горы, реки являются частью физической границы между Азией и Европой. Однако политические факторы также играют определенную роль в его определении.
Где проходит граница между Европой и Азией?
Европа и Азия относятся к одному континенту Евразии. Границы между континентами — вопрос географической конвенции. Число континентов Земли, которые, как считается, может варьироваться от шести до семи, хотя число может идти до четырех, когда Афро-Евразия и Америка объединены в качестве континентов. Существует только три сухопутных границы. К этим границам относятся страны Азии, Европы, между Африкой и Азией, а также между Северной и Южной Америкой.
Обзор Евразии
Граница между Европой и Азией существует на бумаге. Однако между двумя континентами нет существенного физического различия. Граница между двумя континентами — всего лишь историческая, культурная составляющая. Граница между Азией и Европой часто определяется вдоль Эгейского моря, Каспийского моря, Турецкого пролива, Черного моря, Большого Кавказа, а также реки Урал и гор. Однако споры существуют над точной границей.
Поскольку вода не разделяет два континента, они оба существуют на одной и той же территории. Разделение двух континентов является чисто культурным, имеет тенденцию быть предвзятым к европейской стороне. Современное определение евразийской границы помещает некоторые страны на оба континента, другие полностью на одном континенте. Эти трансконтинентальные страны включают Турцию, Россию, Казахстан, Грузию, Азербайджан.
Существует ли граница Европа-Азия?
Граница между Европой и Азией, как она существует сегодня, была впервые определена Филиппом Йоханом фон Штраленбергом, исследователем, офицером шведской армии. Его граница следовала за цепями Урала; Река Эмба на северном побережье Каспийского моря и Кума-Манычская, которая существует на Черном море. Это название двух рек, которые протекают по северной части Кавказских гор, в настоящее время считаются точной границей.
Восточная граница между двумя частями сократила Россию на две части — европейскую сторону России и азиатскую часть. Существует значительная неравномерность распределения людей между двумя частями страны, причем европейская часть является домом для более чем 75% населения.
Физические особенности, определяющие границу Азия-Европа
Уральский горный водораздел образует естественную границу, разделяющую два континента. Горный хребет в среднем составляет от 3000 до 4000 футов над уровнем моря. Самая высокая вершина, Маунт Народная, составляет 6 214 футов. Из уральского моря граница проходит по реке Урал, впадающая в Каспийское море. Однако сегмент, охваченный рекой Урал, еще предстоит определить.
Каспийское море образует следующий важный отрезок границы. Море имеет длину 746 миль, ширину 270 миль, что делает его большим, полностью закрытым водоемом. Демаркации границ не являются универсальными, варьируются от одного источника к другому.
Некоторые географы полностью переносят страну Грузию в Европу, другие классифицируют ее, как трансконтинентальную страну, охватывающую Азию, Европу. Кипр также помещен в Азии некоторыми географами, хотя страна часто считается включенной в современное определение Европы. Согласно географическому требованию ЕС, определение Европы взаимосвязано в культурном, географическом отношении подлежит политическому рассмотрению.
Интересно что же натворили греки?
Как появились два континента?
Первоначальное континентальное разделение было выявлено древнегреческими моряками, назвавшие континенты Европой, Азией. Две земли были разделены сложным водным путем, идущим от Эгейского моря до Азовского моря. Однако греки рассматривали континент, как физические субъекты с минимальным культурным значением или политическим содержанием.
Трехкратная система Геродота разделила старый мир на три: Европу, Африку, Азию. Однако граница Европа-Азия оставалась необычной даже среди греческих географов, даже Геродота. Граница между Азией, Европой была размещена вдоль реки Фасис Анаксимандаром. За этой тенденцией также последовал Геродот в 5-м до н.э. Однако в последующие столетия возникла новая тенденция, вырисовывающая континентальные границы вдоль Танаиса или современной реки Дон.
С середины Х века до XVIII века традиционное разделение Евразии на два континента последовало Птолемею с границами, следующими вдоль Турецкого пролива, Черного моря, Азовского моря, Дона. Однако в 1725 году Филипп Йохан фон Страхенберг отошел от границы Дона, проложив границу вдоль Волги через Самарский изгиб вдоль Уральских гор.
Европа и Азия Следы тысячелетней борьбы. Одно из мнений
Роль советских географов
К середине 19-го века появились три основные тенденции. Одна из них была проведена вдоль Волго-Донского канала, вторая — после Кума-Манычской депрессии по реке Урал, третье направление следует за Большим Кавказским водосбором до Каспийского моря. Второе направление, граничная линия, следующая за Кума-Манычской депрессией в Каспийское море, сегодня является самой популярной тенденцией.
Советские географы рекомендовали в учебниках провести границу между двумя континентами Байдарацкой губы, вдоль восточной подножия Уральских гор. Советское определение границы полностью помещало Кавказ в Азию, Урал — полностью в Европу. Кроме того, большинство советских географов предпочли границу вдоль Кавказского гребня.
Конкуренция
Конкуренция, окружающая определение двух континентов, приводит к тому, что больше географов идентифицируют только шесть континентов, объединив Европу и Азию, чтобы сформировать Евразию. Разделение Евразии в Европу, Азию, основанное на истинном определении континента, теперь зафиксировано. Разделение Европы из Азии было попыткой европейских географов, ученых, стремившихся отделить свой регион от мира.
На самом деле, некоторые читатели считают: трудно принять наземную массу, формирующую Европу, Азию, как отдельные континенты в любом контексте, кроме изучения истории 20-го века. В Европе, Азии исторические границы превзошли обычные континентальные критерии.
Где находится граница Европы и Азии? — на карте и координаты
Границу между Европой и Азией проводят через подошву Уральских гор и Мугоджар, по Кумо-Манычской впадине, по северному берегу Каспийского моря и по Керченскому проливу.
Факты про границу Европы и Азии:
- Общая протяженность границы по территории РФ составляет 5524 км.
- Некоторые источники проводят границу по-другому: по водоразделу Уральского хребта и по водоразделу Кавказского хребта.
- Древние греки проводили границу по центральной части Средиземного моря.
- Филипп Иоганн фон Страленберг (шведский ученый) впервые обосновал идею о проведении границы между Европой и Азией с научной точки зрения в 1730 году.
- Михаил Ломоносов в своем трактате «О слоях земных» проводит границу по Дону, Волге и Печоре.
- На пешеходном мосту через реку Урал в Оренбурге стоит символический знак посвященный границе Европы и Азии.
- В 2010 году в Казахстане была проведена экспедиция с целью развития общепринятых взглядов на прохождение границы.
- Линия границы проходит от побережья Карского моря по восточной подошве Уральского хребта.
- В Оренбургской области граница оставляет большую часть в Европе, кроме самых восточных частей.
- У Поселка Промысел на трассе Качканар есть обелиск посвященный границе Европы и Азии.
- В южной части граница проходит между двумя полуостровами — Крымским (Европа) и Таманским (Азия).
Авиабилеты и Отели:
Видео о Границе Европы и Азии:
Граница Европы и Азии находится в списке: Интересные места
Хотите поделиться ссылкой «Где находится граница Европы и Азии?» с друзьями? :
Где находится Белая гора? — город на карте мира, координаты и фото
Где находится Sneaker Mate в Харькове? — на карте мира и координаты
Где находится Большой каньон?— природный памятник на карте и координаты
Где находится Петергоф?— город на карте и координаты
Где находится Гаспра? — город на карте и координаты
Где находится Алеппо? — город на карте и координаты
Где находится Губаха? — город на карте мира, координаты и фото
Где находится Городец? — город на карте мира, координаты и фото
Где находится Пальмира? — город на карте и координаты
Где находится Хибины ? — национальный парк на карте и координаты
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»
Взгянув на любую карту мира, мы увидим, что она испещрена сплошными и пунктирными линиями. На физической карте это параллели, меридианы, экватор, полярный круг… Политическая карта похожа на лоскутное одеяло, где разноцветные лоскутки-страны разделены пунктирами. Все эти линии — границы. как виртуальные, так и вполне ощутимые. К пересечению одних мы готовимся основательно. Получаем визы, проходим пограничный и таможенный досмотры. Пересечение того же экватора на круизных лайнерах тоже отмечается помпезно. А есть границы, прохождение которых мы практически не замечаем. Об одной из таких границ сегодня и расскажу. Она разделяет части света. Европу и Азию. И протянулась от Карского моря до Стамбула.
В 1720 году В. Н. Татищев впервые высказал мысль, что граница между Европой и Азией проходит по Уральским горам, а в 1736 году обосновал фактами и наблюдениями в своем «… описании всея Сибири». С тех пор общепринято, что Евразийский континент разделен по Уральскому хребту, реке Урал, Кавказу. Правда, в последнее время в среде ученых появилось мнение о переносе границы с Кавказа на реку Дон.
На протяжении этих более 3000 км в разное время были установлены обелиски, стелы, просто столбы-указатели. Многие из них широко известны, т. к. стоят на оживленных трассах или в крупных городах. Это, к примеру, из посещенных мною — мост через Босфор в Стамбуле, арка в Чапаеве и стела в Уральске (Казахстан), обелиск в Оренбурге…
Свердловская область разделена на Европу и Азию на всем протяжении с севера на юг. Порой затрудняешься с ходу сказать, в какой части света находишься. А где у нас стоят «пограничные столбы»? Покопавшись в сети, насчитал их два десятка… О многих даже и не знал! И вот, чтобы заполнить «белые пятна», в один из выходных решил прокатиться по окрестностям Екатеринбурга. Забил в навигатор 12 точек. Для одного дня более, чем достаточно. Правда, выбрал самые, на мой взгляд, доступные по дорожному покрытию. (Судя по карте. Наивный юноша!) Попутно было решено посетить поселок, тесно связанный с еще одной интересной темой — рождение реактивной авиации в СССР.
Утро выходного дня немного огорчило — ясное с редкими облаками небо в последние дни, было затянуто низкой облачностью. Не ахти погода для фото, но дождя не было — проходимость автомобиля не пострадает.
17 км Московского тракта
Первой точкой было самое раскрученное место, ставшее одним из символов Екатеринбурга. До конца 20 века тогда еще Свердловск был закрытым городом для иностранцев. Оборонка была на всех предприятиях города и в городах-спутниках. В т. ч. и в Первоуральске, перед въездом в который по Старомосковскому тракту был установлен самый первый обелиск, обозначающий границы Европы и Азии. С распадом Союза иностранцы валом покатили на Урал. Новой власти, видимо, далеко было кататься с делегациями до Первоуральска. И вот в 2004 году, к Дню города, чьим-то властным решением Екатеринбург приблизили к Европе. Правда, широко разрекламированное сооружение на деле оказалось не таким монументальным.
Гранитный постамент с небольшой, устремившейся ввысь, металлической стрелой. Гостей стало возить ближе. А место оказалось суперпопулярным у молодоженов. Каждая новая семья считает своим долгом приехать сюда. Все деревья рядом обвязаны ленточками. Да так, что уже и стволов не видно!
А пока жених с невестой проводят фотосессию, их гости и другие ожидающие пары проводят время в округе всяк по-своему. Кто-то играет в футбол на импровизированном поле, а кто-то начинает праздновать в беседках.
Да как хорошо празднуют! Из пустой тары уже выложен длиннющий забор!
Гости города тоже не забыты. Для них здесь сувенирная лавка и «кузня» с чеканкой памятных монет.
Въезд в Первоуральск с Новомосковского тракта
В далеком 1837 году на Сибирском тракте, на горе Березовой, горноуральские власти к ожидающемуся приезду наследника престола цесаревича Александра установили четырехгранную деревянную пирамиду. В 1873 году ее заменили на мраморный обелиск с двуглавым орлом. Опять-таки, к приезду члена Императорской семьи Великого князя Алексея Александровича. После революции большевики снесли обелиск, посчитав его символом царской власти. Но граница-то между частями света осталась и без царя! И новая власть на старом месте установливает более скромную, облицованную гранитом, четырехгранную пирамиду. Такой она простояла здесь до 2008 года, когда на этом месте отгрохали целый комплекс, а старый знак перенесли за пару сотен метров, к въезду в Первоуральск с Новомосковского тракта.
Совсем небольшая парковка, облюбованная каким-то дальнобойщиком для ночевки. Такая же небольшая опушка леса, на которой выложен гранитный постамент, опоясанный цепями, свисающими между столбиков.
На постаменте — невысокая четырехгранная пирамида с обозначением частей света.
Уходящая от обелиска к дороге «контрольная полоса». Скромно, чистенько. И никаких граффити, ни одной (!) ленточки, от несуразности которых в некоторых местах аж тошно. Вяжут где надо и где не надо… Вглубь леса уходит тропа к новому памятнику. Для нас она слишком узкая, поэтому придется сделать небольшой крюк по трассе.
Гора Березовая
Буквально через пару-тройку минут оказываемся на парковке. Размер сооружения впечатляет!
Даже с противоположной стороны дороги объектив не охватывает полностью всю территорию комплекса.
В-основном, конечно, это место для свадебных пар. С левой стороны от колонны скамейка влюбленных с ажурной металлической спинкой-деревом для замочков. Столбы-фонари под старину с указателями расстояний.
И что порадовало — для ставших столь модными в последнее время ленточек нашли место. Нет обмотанных ими деревьев. Сзади колонны поставлен заборчик- оградка, на него и навязывают свои символы новоявленные буддисты.
В-целом, место порадовало ухоженностью. В столь ранний час на территории уже трудился дворник, убирая с дорожек опадающую листву. На этом самые известные обелиски Европа — Азия к северу от Екатеринбурга, пожалуй, заканчиваются. Для нас начался квест…
О.п. Вершина
Щебеночная дорога уходила от обелиска в лес. На навигаторе маршрут обрывался на этой дороге в 1,5 км от следующей точки.
Дальше пешком по старой, местами заросшей кустарником, просеке.
Глядя на своего «штурмана» с навигатором в руке, я невольно улыбнулся. В памяти всплыла картинка из далекого прошлого. В руках — небольшая картонка с прикрепленной картой с отметками и компас. Все это называлось спортивное ориентирование на местности. Боже, как давно это было, и как далеко вперед ушел прогресс! Не надо высчитывать азимут, находя стороны света порой не по компасу, а по солнцу и «мху на деревьях». (Ха-ха-ха!) А в лесу-то как хорошо! Тихо, только начинающая опадать листва шуршит под ногами.