АСЕАН – структура, функции и задачи организации

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2018

АСЕАН: СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Высший орган – встречи глав государств и правительств;

Руководящий и координирующий орган – ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД);

Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны – устроительницы очередного СМИД;

Постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем в г. Джакарта, Индонезия;

На базе Секретариата существует комитет постоянных представителей при АСЕАН;

Ежегодно сменяющаяся председательствующая страна;

11 специализированных комитетов;

Свыше 300 ежегодных мероприятий. [2]

В настоящее время, АСЕАН активно развивается. Ассоциация ведет работу по многим направлениям, таким как: безопасность, экономика, социокультурное развитие, внешняя политика и др.

Безопасность. Главную организационную роль в сфере поддержаниябезопасности играет Сообщество безопасности АСЕАН. Его деятельность основывается на принципе жесткого обязательства использования только мирных средств для решения любых региональных и вне региональных разногласий. Для этого в 1994 году был создан постоянно действующий Региональный форум АСЕАН (АРФ).[1]

Экономика. Долгое время основной деятельностью было поддержание мира и безопасности в регионе, а экономическое сотрудничество рассматривалось, как средство для достижения главной цели.

Изменения начались в 90-х годах. Увеличился рост торговых соглашений между регионами. Уже в 1992 году была создана Зона свободной торговли АСЕАН (АФТА).

В 1998 году была сформирована Инвестиционная зона АСЕАН. Итогом которого стал единый рынок движения капитала.

Сейчас экономика Ассоциации активно развивается, решаются поставленные задачи и цели для развития экономики.

Социо-гуманитарное сообщество. Основными направлениями этого сектора взаимоотношений являются:

Создание систем социальной защиты для борьбы с бедностью и голодом;

Разработка планов по рациональному использованию природных ресурсов, а также создание устойчивой экологической среды;

Создание институтов управления обществом, которая могла бы справиться с последствиями экономической интеграции;

Развитие культуры и сохранение национальной идентичности. [1]

На решение этих задач выделяются денежные средства. Так же выделяются средства на развитие науки, образования и спорта.

Внешняя политика. АСЕАН имеет дипломатические отношения со многими странами, такими как: Россия, США, Китай, Южная Корея, Япония, Индия, Австралия и др. В пространстве диалога обсуждаются такие вопросы, как совместное развитие экономических отношений, науки, культуры, туризма, международных отношений, образования и экологии.

Результаты деятельности АСЕАН.

В 2015 году было создано Экономическое сообщество АСЕАН. Его основная цель – это формирование третьего по численности населения рынка и седьмой по совокупному ВВП экономики в мире;

Появилось и новое направление – интеграция в мировую экономику;

Расширение зоны свободной торговли, конкретно, идет обсуждение о создании такой зоны совместно с ЕЭС;

Введение единой системы сертификатов и общих технических регламентов в торговле;

Увеличение экспорта и импорта услуг;

Разработка плана по созданию региональной транспортно-логистической и энергетической инфраструктуры, в частности, создание единой электросети, строительство аэропортов и морских портов;

Поиск альтернативных источников финансирования, создание Фонда инвестиционных сотрудничества Китай-АСЕАН (10 миллиардов долларов) и Инфраструктурного фонда АСЕАН (485 миллионов долларов);

Развитие регионального бизнеса, создание крупных компаний, открытие филиалов мировых холдингов, таких, как The Coca Cola Company и Hitachi Infrastructure Systems (Asia). [3]

Наблюдая за итогами работы АСЕАН, можно с уверенностью сказать, что она превратилась в мощную и влиятельную организацию с большим потенциалом. С каждым годом она развивается и крепнет. Сейчас Ассоциация может с легкостью выполнять, поставленные перед собой задачи.

АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы / Кобелев Е. В., Локшин Г. М., Воронин А. С., Мазырин В. М., Козлов А. А., Сенин Р. А., Васильев Л. Е. – М. : ИД “ФОРУМ”, 2010. – 368 с.

EREPORT.RU

мировая экономика

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии ( АСЕАН ) образована 8 августа 1967 года в г. Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены:

  • содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов организации;
  • содействие упрочению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии (ЮВА).

Задача превращения АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных задач. К ним относятся: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций; введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления.

Охвативший ЮВА в 1997 году валютно-финансовый кризис имел серьезные негативные политико-экономические последствия почти для всех государств, входящих в АСЕАН (наименее затронутыми оказались Сингапур и Бруней), явился испытанием решимости “десятки” продолжить политику экономической интеграции. Однако в 1999 году большинству стран Ассоциации удалось преодолеть негативные тенденции и в целом был достигнут экономический рост около 6%.

Структура АСЕАН

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны – устроительницы очередного СМИД. В г. Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем.

В АСЕАН имеется 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 300 мероприятий. Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года.

В экономической области страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА на базе Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Рамочного соглашения о зоне инвестиций в АСЕАН (АИА) и Базового соглашения о схеме промышленного сотрудничества (АИКО).

В соответствии с вариантом долгосрочной программы развития, разработанной экспертной группой, состоящей из ведущих политиков и ученых, военачальников и бизнесменов, предусматривается достижение уровня интеграции еще более высокой, чем в Европейском союзе, – полное объединение государственной банковской сферы, объединение вооруженных сил и полиции, внешнеполитических и научно-технологических ведомств и т.п.

Зона свободной торговли АСЕАН

Зона свободной торговли АСЕАН (АФТА) представляет собой наиболее консолидированную экономическую группировку стран Азии. О ее создании было объявлено на 4-й встрече глав государств и правительств АСЕАН в Сингапуре (1992 г.). Первоначально в нее вошли шесть стран ЮВА (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней). В 1996 г. к АФТА подключился Вьетнам, в 1998 г. – Лаос и Мьянма, в 1999 г. – Камбоджа.

Создавая зону свободной торговли, члены Ассоциации ставили цель активизировать внутриасеановскую торговлю товарами и услугами, расширить и диверсифицировать субрегиональный товарооборот и в условиях роста взаимной торговли повысить конкурентоспособность экономик своих стран. АФТА призвана также способствовать политической консолидации стран региона, подключению к экономическому сотрудничеству менее развитых стран ЮВА.

Главный инструмент реализации идеи создания ЗСТ – Соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ), подписанное странами АСЕАН на саммите в Сингапуре в 1992 г. СЕПТ развивает основные положения Соглашения о преференциальной торговле АСЕАН 1977 г. (АПТА).

Согласно принятой схеме СЕПТ все товары подразделяются на четыре категории. К первой относятся товары, уровень тарифов на которые подлежит сокращению в соответствии с ускоренным или обычным графиком. Эта группа товаров составляет 88% всей товарной номенклатуры стран АСЕАН и постоянно расширяется.

Две другие категории товаров включены в списки изъятий, причем в одну категорию входят товары, представляющие важность для обеспечения интересов национальной безопасности, защиты общественной морали, жизни и здоровья людей, флоры и фауны, а также художественные, исторические и археологические ценности. Другая часть изъятий включает в себя товары, снижение тарифов на которые страны АСЕАН считают по внутриэкономическим соображениям временно невозможным, однако, предусматривается постепенное сокращение числа этих товаров.

Четвертую категорию составляет сельскохозяйственное сырье, первоначально полностью исключенное из схемы СЕПТ. Однако в 1995 г. были определены особые условия снижения тарифов на различные группы этих товаров.

В АСЕАН существует дифференцированный подход к срокам, в течение которых будут снижены или отменены тарифы для различных стран. СЕПТ первоначально предполагало сокращение к 2003 г. подавляющего числа действующих во внутрирегиональной торговле национальных импортных тарифов до 0-5%. С учетом новых реалий, в частности, приема новых членов в состав АСЕАН , эти сроки неоднократно менялись.

Главной причиной возникающих у членов АФТА трудностей является однотипная структура экономик стран ЮВА и практически одинаковая и, следовательно, конкурирующая их экспортная товарная номенклатура. Исключение составляет только Сингапур.

Во время саммита в декабре 1998 года было принято решение о том, что наиболее экономически развитые страны – Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд – к 2000 году сократят ставки импортных тарифов до уровня 0-5% на 90% своей товарной номенклатуры. К 2002 году ставка импортной пошлины, составляющая 0-5%, распространится на всю продукцию, охватываемую Соглашением.

Для новых членов – Вьетнама, Лаоса, Мьянмы и принятой в 1999 году Камбоджи – ориентиры остаются гораздо более расплывчатыми: сохраняется неопределенность и в отношении целого ряда товарных групп, прежде всего сельскохозяйственной продукции. Так, было решено, что Вьетнам к 2003 г. значительно расширит состав товарных позиций, импортные пошлины на которые будут снижены до 0-5%, Лаос и Мьянма обязались осуществить подобное расширение до 2005 г. Стороны обязались существенно расширить список товаров, которые вообще не будут облагаться импортными пошлинами к 2003 г. (для Вьетнама – до 2006 г., для Лаоса и Мьянмы – до 2008 г.).

Успешное завершение этих мероприятий будет означать создание реально свободной от пошлин торговой зоны в границах государств, подписавших договоренности по АФТА в 1992 году.

СЕПТ также предусматривает шаги по согласованию стандартов и сертификатов качества на продукцию, выработку правил честной конкуренции, упрощение внутренних инвестиционных и таможенных законодательств, стимулирование процесса создания совместных региональных предприятий и т.д. Для реализации этих целей создан Консультативный комитет АСЕАН по стандартам и качеству.

Управление и руководство процессом формирования зоны свободной торговли АСЕАН осуществляется следующим образом. Основным органом, ответственным за выработку решений в отношении реализации схемы СЕПТ, является Совет АФТА, в который входят министры экономики стран АСЕАН и Генеральный секретарь Ассоциации. В осуществлении этих функций Совету помогают регулярные встречи старших экономических должностных лиц и Секретариат АСЕАН , на который возложена текущая работа по координации и отслеживанию хода выполнения достигнутых в рамках АФТА договоренностей.

Несмотря на опасения относительно возможности приостановки процесса создания АФТА или даже некоторого отката в связи с валютно-финансовым кризисом в странах Восточной Азии 1997 года, в ходе последних двух саммитов этой организации был принят ряд документов, нацеленных на ускорение реализации соглашений по АФТА, зоны инвестиций АСЕАН (АИА) и Схемы промышленного сотрудничества. В их числе рамочные соглашения по услугам, взаимному признанию стандартов, облегчению транзита товаров и ряд других.

В процессе реализации АФТА помимо вопросов чисто процедурного и таможенного характера все большее внимание уделяется новым направлениям сотрудничества. Так, было принято решение о создании единой гармонизированной тарифной номенклатуры АСЕАН в 2000 году, а также унифицированной системы классификации товаров, производимых в странах Ассоциации. Взят курс на всемерное поощрение использования национальных валют во внутрирегиональной торговле. Делается серьезный акцент на либерализацию торговли услугами. В 1999 году начался новый раунд переговоров по этому вопросу с расширением круга обсуждаемых видов услуг.

Государства-участники смогли добиться определенного успеха. Так, средневзвешенный уровень внутрирегиональных тарифов на основную группу товаров был снижен с 12,67% в 1993 году до 6,15% в 1998 году. Доля внутриасеановской торговли в 1998 году составила 20% от общего объема внешней торговли стран Ассоциации, что, однако, намного меньше, чем в Европейском союзе или НАФТА (60% и 40% соответственно).

По расчетам специалистов АСЕАН , общая выгода входящих в нее стран от либерализации торговли и роста экспорта товаров до 1998 г. составляла в год не менее 3-4 млрд. долл. за счет дополнительного увеличения их совокупного валового внутреннего продукта. Соответственно возрастало число новых рабочих мест и валютных поступлений.

Схема промышленного сотрудничества стран АСЕАН

В целях повышения конкурентоспособности товаров, производимых в зоне АСЕАН , а также создания условий для привлечения инвестиций в этот регион были предприняты поиски новых форм промышленного сотрудничества. Базовое Соглашение по схеме промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО) было подписано государствами – членами АСЕАН в апреле 1996 года.

Схема АИКО регулирует производство всех продуктов, кроме тех, которые включены в Список общих изъятий Договора о CEПT, и в настоящее время применяется только к промышленному производству с дальнейшей возможностью распространения и на другие сектора экономики.

Меняющаяся экономическая ситуация в мире, выполнение странами АСЕАН обязательств перед ВТО, создание предпосылок для реализации идеи создания зоны свободной торговли и зоны инвестиций АСЕАН потребовали изменения ряда параметров, на которых основывались существовавшие промышленные программы сотрудничества.

Новая схема промышленного сотрудничества АСЕАН , сохранив некоторые особенности предыдущих схем, предусматривает более широкое использование тарифных и нетарифных методов регулирования.

Целями АИКО являются: рост производства промышленной продукции; углубление интеграции; рост инвестиций в государства АСЕАН из третьих стран; расширение внутриасеановской торговли; совершенствование технологической базы; повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке; возрастание роли частного сектора.

В соответствии с АИКО условием создания новой компании является участие в ней минимум двух предприятий из разных стран АСЕАН и наличие минимум 30% национального капитала.

Для стимулирования создания новых компаний предусмотрен ряд преференций. Так, согласно новой схеме промышленного сотрудничества в отношении товаров, одобренных для производства в рамках АИКО, с момента создания начинают применяться льготные тарифные ставки в размере 0-5% . Это создало им преимущественные условия по сравнению с остальными производителями, для которых такой уровень тарифной ставки в соответствии с Соглашением о СЕПТ был достигнут только через несколько лет. Кроме того, предусматривается ряд и нетарифных преференций, в том числе и преимущества в получении инвестиций.

Опираясь на содержащиеся в Соглашении об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ) рычаги воздействия на структуру производства, переориентацию предприятий с производства сырья и полуфабрикатов на производство конечного продукта, AИКO вводит дополнительные стимулы. В частности, в отношении импорта готовой продукции, полуфабрикатов (промежуточных продуктов) и сырья предусматривается применение льготной тарифной ставки, вместе с тем конечные продукты имеют неограниченный доступ на рынки стран АСЕАН , а доступ на эти рынки промежуточных продуктов и сырья ограничивается.

Зона инвестиций АСЕАН

В октябре 1998 года было подписано Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций АСЕАН . Зона инвестиций АСЕАН (АИА) охватывает территории всех государств – членов Ассоциации и является одним из основных инструментов привлечения внутренних и внешних инвестиций путем предоставления инвесторам национального режима, налоговых льгот, отмены ограничений на долю иностранного капитала и т.д.

АСЕАН, опираясь на понимание необходимости углубления либерализации экономики, невозможности обеспечения собственными силами инвестиций, необходимых для развития передовых технологий, которые смогли бы помочь региону занять достойное место в мире в ХХI веке, приняла решение объединить усилия в этом направлении, постепенно открыть внутренний рынок не только для торговли, но и для инвестиций, причем как странам – членам Ассоциации, так и третьим странам.

Стимулирующую роль в принятии Рамочного соглашения сыграл азиатский финансовый кризис 1997 года, в результате которого произошел существенный отток из ЮВА иностранного капитала. Чтобы удержать в регионе по крайней мере стратегических инвесторов, страны АСЕАН решили разрешить иностранные инвестиции в ранее недоступные для них сектора экономики.

В соответствии с Рамочным соглашением об АИА участники Ассоциации взяли на себя обязательства поэтапно открыть до 2010 года основные сектора национальной промышленности инвесторам из государств – членов Ассоциации и до 2020 года – внешним инвесторам.

Вместе с тем в целях защиты местного рынка Рамочное соглашение, так же как и Соглашение о СЕПТ, предусматривает составление Списка временных исключений и Деликатного списка, перечисляющих отрасли, куда доступ иностранным инвесторам по-прежнему будет оставаться ограниченным.

Участники также обязались постепенно предоставить всем иностранным инвесторам национальный режим (до 2010 г. – асеановским инвесторам, к 2020 году – всем инвесторам из третьих стран). Странам, осуществляющим инвестиции в обрабатывающую промышленность, национальный режим предоставляется немедленно.

В ходе первой встречи Совета по зоне инвестиций АСЕАН (март 1999 г.) принято решение о распространении национального режима и на инвестиции в сферу услуг, непосредственно связанных с обрабатывающей промышленностью. Важной особенностью Соглашения, которая, несомненно, связана с последствиями валютно-финансового кризиса 1997 г., является то, что оно охватывает лишь прямые капиталовложения, оставляя за рамками портфельные инвестиции.

Исходя из различного уровня развития государств – членов АСЕАН , Рамочное соглашение первоначально предусматривало постепенное уменьшение Списка временных исключений и полного отказа от него для Брунея, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда до 2010 г., Вьетнама – до 2013 г., Лаоса и Мьянмы – до 2015 г. Однако уже на первом своем заседании в марте 1999 г. Совет АИА ликвидировал списки в 2003 году.

Помимо указанных мер страны АСЕАН в рамках Рамочного соглашения обязались предоставить инвесторам пакет налоговых льгот, намеченных “Ханойским планом действий” в 1998 г. К ним прежде всего относится временное освобождение от уплаты налога на прибыль, беспошлинный ввоз капитального оборудования, упрощение таможенных процедур, право на найм иностранного персонала, минимальный срок аренды земли под промышленные цели на 30 лет и др.

Все это показало, что страны АСЕАН, несмотря на лоббирование некоторых заинтересованных в сохранении своего монопольного положения представителей национального капитала, намерены последовательно продвигаться по пути успешного завершения создания зоны инвестиций. Важно отметить, что после паники 1997 года уже началось возвращение многих инвесторов в ЮВА. На этой основе, а также благодаря мерам по ограничению движения “горячих денег”. АСЕАН рассчитывает создать еще один работающий интеграционный механизм, теперь уже опирающийся на совместные инвестиции.

Руководящим органом зоны инвестиций АСЕАН является Совет, включающий министров, в компетенцию которых входят вопросы регулирования инвестиций в странах Ассоциации. В заседании Совета также принимают участие главы национальных инвестиционных агентств. Основным рабочим органом АИА является созданный Советом Координационный комитет по инвестициям. Функции Секретариата Совета и Координационного комитета выполняет Секретариат АСЕАН.

Единый Устав АСЕАН

В начале января 2007 года лидеры Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) договорились начать разработку регионального устава с целью создания интегрированного блока, схожего по функциям с Евросоюзом. Создание подобного документа позволит странам-членам АСЕАН теснее сотрудничать в борьбе с терроризмом и другими видами преступности. В проекте заявления, итоговая версия которого была опубликована 14 января 2007 года, содержится также призыв к созданию к 2015 году единого экономического сообщества в рамках АСЕАН.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН): история и задачи

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations) была образована 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд). Декларацию АСЕАН тогда подписали пять стран-основательниц (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины).

Целью создания новой ассоциации было объявлено сотрудничество в экономической, социальной, культурной и других областях стран-участниц, а также упрочение мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.

Декларация АСЕАН предусматривала, что ассоциация будет открытой для всех государств Юго-Восточной Азии.

В 1984 году к АСЕАН присоединилась Бруней-Даруссалам, в 1995 году — Вьетнам, в 1997 году ‑ Лаос и Мьянма, в 1999 году — Камбоджа. Эти страны вместе со странами-основательницами являются так называемой “десяткой” АСЕАН.

Статус наблюдателя АСЕАН имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор. В настоящее время рассматривается вопрос о принятии в ассоциацию Восточного Тимора.

Юридической базой взаимоотношений стран ассоциации служат Декларация согласия АСЕАН 1976 года, Вторая Декларация согласия АСЕАН (“Балийское согласие-2”) 2003 года, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения к ассоциации внерегиональных государств.

В октябре 2003 года к АСЕАН присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года — Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года — Россия и Южная Корея, в июле 2005 года — Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 года — Австралия, в июле 2009 года — США, в июле 2010 года — Турция и Канада.

В 2004 году в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. 20 ноября 2007 года в ходе 13-го саммита АСЕАН в Сингапуре Устав АСЕАН был подписан лидерами “десятки”. Этот документ фиксирует общие принципы деятельности ассоциации.

Тем не менее, его принятие стало отправной точкой нового этапа развития АСЕАН, ее трансформации из полуформального объединения в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью. 15 декабря 2008 года Устав АСЕАН вступил в силу.

В АСЕАН сложилась структура руководящих механизмов, включающая саммиты, министерские встречи и совещания старших должностных лиц по отдельным направлениям сотрудничества, которые возглавляют представители страны, председательствующей в ассоциации. Они ежегодно сменяются в алфавитном порядке.

Высший орган АСЕАН — встречи глав государств и правительств, которые проходят дважды в год (как правило, весной и осенью).

В 2003 году лидерами объединения была одобрена концепция Сообщества АСЕАН, предусматривающая в качестве триединой задачи создание в рамках ассоциации к 2020 году (позднее этот срок был перенесен на 2015 год) Сообщества политики и безопасности, Экономического сообщества и Социально-культурного сообщества. На ее реализацию нацелена “Вьентьянская программа действий”, принятая на 10-м саммите АСЕАН в ноябре 2004 года. Документ фиксирует в качестве приоритетных направлений деятельности “десятки” на обозримую перспективу достижение более тесной интеграции и параллельное сокращение разрыва в уровнях развития ее “старых” и “новых” членов. Для решения этой задачи в 2000 году была запущена “Инициатива интеграции АСЕАН” (ИАИ).

В экономической сфере страны ассоциации проводят линию на углубление внутриасеановской интеграции и торговую либерализацию на базе подписанного в 1992 году и вступившего в силу 1 января 2002 года Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО). Одновременно АСЕАН идет по пути либерализации торговли с ведущими внерегиональными партнерами. Ассоциация подписала соглашения о свободной торговле с Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией, а также общее ‑ с Австралией и Новой Зеландией. К 2024 году планируется создание зоны свободной торговли АСЕАН плюс Китай, Республика Корея и Япония.

Важное место во внешнеполитической деятельности ассоциации занимают усилия по созданию в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия.

Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 году и вступил в силу в 1997 году. Страны АСЕАН добиваются гарантий соблюдения положений этого договора ядерными державами, включая Россию.

АСЕАН выступает в роли одного из системообразующих элементов формирующейся системы безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вокруг нее возникла система так называемых “диалогов”. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС. Основные направления взаимодействия определяются на ежегодных встречах министров иностранных дел АСЕАН и партнеров по диалогу.

Наиболее продвинутые диалоговые партнеры АСЕАН — КНР, Япония, РК — регулярно проводят встречи с асеановцами на высшем уровне. С 2002 года созываются саммиты АСЕАН-Индия. На разовой основе организовывались встречи в верхах ассоциации с Австралией, Новой Зеландией, Евросоюзом и ООН. 13 декабря 2005 году в Куала‑Лумпуре (Малайзия) состоялся первый саммит Россия‑АСЕАН, вторая встреча прошла 30 октября 2010 года в Ханое (Вьетнам). С ноября 2009 года проводятся встречи на высшем уровне АСЕАН‑США.

Система диалогового партнерства АСЕАН послужила основой для создания механизма углубленного взаимодействия ассоциации с восточноазиатской “тройкой” (Китай, Япония, Казахстан) в формате “10 + 3”. В ноябре 2008 года было принято решение (вступило в силу в марте 2010 года) о создании подобия “азиатского валютного резервного фонда” в размере 120 миллиардов долларов для борьбы с финансовыми кризисами. 80% из них финансируется восточноазиатской “тройкой”.

С 2005 года раз в год в привязке к осенним встречам ассоциации на высшем уровне проводятся Восточноазиатские саммиты (ВАС). ВАС объединяет на сегодняшний день 10 стран АСЕАН, а также Австралию, Индию, Китай, Новую Зеландию, Южную Корею, Россию, США и Японию. Официальное присоединение России к этому форуму (одновременно с США) состоялось в ходе 5-го Восточноазиатского саммита в Ханое в октябре 2010 года.

В апреле 2010 года по инициативе Вьетнама принято решение о создании механизма Совещаний министров обороны АСЕАН с восемью основными партнерами по диалогу, включая Россию (“СМОА плюс”), первая встреча которого состоялась 11-13 октября 2010 года в Ханое.

Несмотря на успешное функционирование, развитию АСЕАН мешает возникновение двухсторонних конфликтов между некоторыми государствами — членами ассоциации. Так, в 2012 году ежегодная неделя АСЕАН, (серия встреч на уровне министров иностранных дел стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и их диалоговых партнеров), проходившая в этом году в столице Камбоджи Пномпене, завершилась без принятия совместного коммюнике. Это первый случай за 45 лет истории организации. Камнем преткновения стал конфликт Китая, диалогового партнера АСЕАН, с Филиппинами и Вьетнамом из-за спорных территорий в Южно-Китайском море.

США попытались в ходе мероприятий АСЕАН продвинуть процесс создания “Кодекса поведения в Южно-Китайском море”, который бы обязал все страны, принявшие его, в том числе и Китай, мирно, и в некоторых случаях коллективно разрешать проблемы, порожденные территориальными спорами. Наблюдатели отмечают, что США в последние годы все больше внимания уделяют укреплению собственного влияния в Юго-Восточной Азии. Регион превращается в основную арену противостояния Китая и США. И АСЕАН играет все более важную роль в сохранении стабильности в Юго-Восточной Азии.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

АСЕАН

– Всего
– Всего
– ВВП на душу
– ВВП на душу

2,172 трлн $ (ППС)
681 млрд $ (номинально)
4 044 $ (ППС)
1 267 $ (Номинально)

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (англ. Association of SouthEast Asian Nations ) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём (на ноябрь 2008 г. – бывший министр иностранных дел Таиланда Сурин Питсуван). Также работа ведется в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.

Содержание

Председательство

Председательство в организации осуществляется в порядке установленной очерёдности со сроком в один год в соответствии с алфавитным расположением стран на английском языке. Соответственно, в 2007 г. председательствует Сингапур, в 2008 г. – по порядку Таиланд, однако это требует подтверждения. На СМИД председательствует министр иностранных дел той страны, которая возглавляла организацию в прошлом году.

Страны-члены

Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г., через 6 дней после обретения независимости), Вьетнам, (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. В 2002 году заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор [1] .

Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн человек, общая площадь 4,5 млн км 2 , их совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США.

Цели АСЕАН

В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются: «(i) ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления… в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также (ii) установление мира и стабильности в регионе… через… приверженность принципам Устава ООН».

Основные документы

  • Декларация АСЕАН (1967). Образующий документ, установивший цели организации (см. выше).
  • Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии (1971) (Куала-Лумпурская декларация). В ней заявлялось, что нейтральность региона являет собой «желан-ную цель».
  • Договор о дружбе и сотрудничестве (Treaty on amity and Cooperation, TAC) (1976). В этом договоре страны договорились о принципах взаимоотношений друг с другом, а именно: взаимное уважение независимости, сувере-нитета, равенства, территориальной целостности и национальной идентичности каждой нации, право на невмешательство во внутренние дела государства, отказ от методов принуждения в международных отношениях, разрешения конфликтов мирным путём и пр. Договор принят в связи с уменьшением напряжённости в регионе после окончания Второй индокитайской войны.
  • Манильская декларация, с которой выступили страны АСЕАН в 1992 году, призывала все стороны, вовлеченные в территориальные споры о принадлежности Парасельских островов и островов Спратли, ограничиться мирными средствами в урегулировании спорных вопросов.
  • Договор о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (Бангкокский договор) (1995). Этот договор является логичным продолжением Куала-Лумпурской декларации.
  • Декларация о совместных действиях по противодействию терроризму принята в Брунее в ноябре 2001 года. В документе выражается решимость активизировать совместные и индивидуальные усилия стран АСЕАН по предотвращению, противодействию и пресечению деятельности террористических групп в регионе.
  • Устав АСЕАН. Подписан на саммите АСЕАН в Сингапуре в 2007 г., в настоящее время находится на стадии ратификации странами-членами.

Асеановский региональный форум был создан в 1994 г. в рамках превентивной дипломатии. Встречи проводятся ежегодно в одной из столиц АСЕАН. Согласно бюллетеню председателя на первом АРФ, целями АРФ являются: 1) стимулирование конструктивных диалога и консультаций по вопросам политики и безопасности; 2) создание весомого вклада в усилия, направленные на создание доверительных отношений и превентивной дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В рамках этого форума существуют две «дорожки»: по первой диалог ведётся на официальном межправительственном уровне, а по второй – между НПО и академическими кругами. Помимо АСЕАН в последнем форуме участвовали Австралия, Бангладеш, Восточный Тимор, ЕС, Индия, Канада, КНДР, КНР, Монголия, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Пакистан, Республика Корея, Россия, США.

Сравнение региональных блоков

Сравнение региональных блоков
2004 год

Региональный
блок 1
Площадь (км²)НаселениеВВП (ППС) ($US)
ВВП (млн.)
ВВП (ППС) ($US)
ВВП на душу населения
Участники
Страны участники 1
ЕАСТ (EFTA)529,60012,233,467471,54738,5464
ЕС (EU)4,325,675496,198,60512,025,41524,23527
ЕврАзЭС (EurAsEC)20,789,100208,067,6181,689,1378,1186
СААРК (SAARC)5,136,7401,467,255,6694,074,0312,7778
ССАГПЗ (GCC)2,285,84435,869,438536,22314,9496
НАФТА (NAFTA)21,588,638430,495,03912,889,90029,9423
АСЕАН (ASEAN)4,400,000553,900,0002,172,0004,04410
PARTA528,1517,810,90523,0742,95414+2 3
КАРИКОМ (CARICOM)462,34414,565,08364,2194,40914+1 3
CSN17,339,153370,158,4702,868,4307,74910
CACM422,61437,816,598159,5364,2195
Agadir1,703,910126,066,286513,6744,0754
ВАС (EAC)1,763,77797,865,428104,2391,0653
COMESA3,779,427118,950,321141,9621,1935
ЭКОВАС (ECOWAS)5,112,903251,646,263342,5191,36115
ЦАВЭС (CEMAC)3,020,14234,970,52985,1362,4356
SACU2,693,41851,055,878541,43310,6055
ООН и
страны для
сравнения 2
Площадь (км²)НаселениеВВП (ППС) ($US)
в миллионах
ВВП (ППС) ($US)
на душу населения
Число админ.
единиц 4
OOH133,178,0116,411,682,27055,167,6308,604192
Бразилия8,514,877187,560,0001,616,0008,60027
Германия357,05082,438,0002,585,00031,40016
Канада9,984,67032,507,8741,165,00035,20013
Китай 59,596,9601,306,847,62410,000,0007,60033
Индия3,287,5901,102,600,0004,042,0003,70035
Россия17,075,200143,782,3381,723,00012,10085
США9,631,418296,900,57112,980,00043,50050
Япония377,873128,085,0004,220,00033,10047
Источник: Всемирная книга фактов ЦРУ (2005), World Economic Outlook Database (МВФ).
Легенда:

1 Включены данные только по полным членам наиболее активных блоков.
2 Наиболее крупные страны мира по площади, населению и ВВП (ППС).
3 Включая несуверенные автономные области государств.
4 Число административных единиц.
5 Данные для КНР не включают Гонконг, Макао и территории под контролем Тайваня.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 19-20 мая 2016 года в Сочи состоится 3-й саммит Россия – АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии).

Он ознаменует 20-летие установления отношений диалогового партнерства между РФ и организацией.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории создания АСЕАН, ее структуре, о сферах сотрудничества и об интеграционных процессах в Юго-Восточной Азии.

История создания

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations) – региональная межправительственная организация. Создана 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд) пятью странами – Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами, подписавшими Декларацию АСЕАН (более известна как Бангкокская декларация).

Целью ассоциации было объявлено сотрудничество в экономической, социальной и культурной областях, а также упрочение мира и стабильности в Юго-Восточной Азии. В 1984 году к АСЕАН присоединился Бруней, в 1995 году – Вьетнам, в 1997 году – Лаос и Мьянма, в 1999 году – Камбоджа. Эти страны вместе со странами-основательницами являются “десяткой” АСЕАН. Статус наблюдателя имеют Папуа Новая Гвинея и Восточный Тимор (подал заявку на вступление в 2011 году).

Юридической базой взаимоотношений стран ассоциации служат Декларация о мире, свободе и нейтралитете (1971); Договор о дружбе и сотрудничестве в ЮВА, или Балийский договор; Декларация согласия АСЕАН (1976); Вторая Декларация согласия АСЕАН, или “Балийское согласие-2” (2003). 15 декабря 2008 году вступил в силу устав, подписанный лидерами “десятки” 20 ноября 2007 года в Сингапуре.

Структура организации

Высший орган АСЕАН – встречи глав государств и правительств стран-членов, которые проводятся дважды в год. Координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел. Также регулярно проходят совещания министров финансов, экономики, энергетики, сельского хозяйства и туризма, однако их решения подлежат утверждению главами МИД. Повседневное руководство осуществляет Постоянный комитет в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Председательство в Ассоциации переходит в порядке ротации раз в год. С 1 января 2016 года АСЕАН возглавляет Лаос.

Работа также ведется в комитетах и рабочих группах, что позволяет ежегодно проводить более 300 мероприятий. Секретариат расположен в Джакарте (Индонезия). Его возглавляет генеральный секретарь, который назначается на саммите АСЕАН сроком на пять лет (без права переизбрания на второй срок). С 1 января 2013 года этот пост занимает Ле Лыонг Минь (Вьетнам).

Эмблема АСЕАН представляет собой круг из десяти связанных рисовых колосьев, что олицетворяет стабильную, мирную, единую и динамично развивающуюся организацию.

Сферы сотрудничества

В сфере экономики государства-члены АСЕАН развивают главным образом торгово-инвестиционное сотрудничество. В 1992 году участники объединения приняли решение о создании Зоны свободной торговли (ASEAN Free Trade Area, АФТА; соглашение вступило в силу в январе 1993 году). Инструментом реализации АФТА стало соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе, подписанное в 1992 году.

С этого времени началось поэтапное расширение номенклатуры товаров, попадающих под тарифную либерализацию. В настоящее время фактически вся торговля между странами “десятки” стала беспошлинной. В 2009 году стороны подписали Всеобъемлющее инвестиционное соглашение АСЕАН, которое предусматривает постепенную либерализацию притока инвестиций во все виды производства.

Осуществляя сотрудничество в области безопасности, члены ассоциации руководствуются пятью основными принципами: неприсоединение к военным блокам; урегулирование конфликтов ненасильственными методами; формирование позиций стран-членов, исходя из мирного подхода к международным проблемам; отказ от ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также недопущение гонки вооружений в Юго-Восточной Азии; отказ от применения силы или угрозы ее применения.

В 1995 году стороны подписали договор о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (Бангкокский договор, вступил в силу в 1997 году). В 2001 году в ответ на активизацию деятельности террористических групп в мире и регионе была подписана декларация АСЕАН о совместных действиях по противодействию терроризму.

Основными целями сотрудничества АСЕАН также является продвижение единой “региональной идентичности”, формирование общих ценностей в рамках группировки, а также обеспечение равных прав для граждан всех стран ассоциации. Одним из шагов в этом направлении стало подписание в 2006 году соглашения о безвизовом режиме на территории АСЕАН, что способствовало увеличению числа культурных и образовательных обменов.

22 ноября 2015 года лидеры “десятки” подписали Декларацию о создании Сообщества АСЕАН, которое начало функционировать 31 декабря того же года. Форма сообщества предполагает более высокую ступень интеграции в трех сферах: экономической, социокультурной, сфере политики и безопасности.

Взаимодействие АСЕАН с другими странами

АСЕАН является ядром интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вокруг нее сформировано несколько многосторонних объединений. Среди них – Региональный форум АСЕАН по безопасности, в котором также участвуют Австралия, Бангладеш, Восточный Тимор, Индия, Канада, Китай, КНДР, Монголия, Новая Зеландия, Пакистан, Папуа Новая Гвинея, Республика Корея, Россия, США, Шри-Ланка, Япония, ЕС.

Для укрепления существующих связей с Китаем, Японией и Южной Кореей был создан формат АСЕАН+3.

Взаимодействие между АСЕАН и Японией, Китаем, Республикой Кореей, Индией, Австралией, Новой Зеландией, Россией и США осуществляется в рамках Восточноазиатского сообщества.

Помимо этого, функционирует региональное диалоговое партнерство. В его рамках создаются совместные комитеты сотрудничества и проводятся встречи министров иностранных дел АСЕАН и страны-партнера. Такой статус имеют США, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, ЕС, Республика Корея, Индия, Китай, Россия. С некоторыми партнерами по диалогу АСЕАН подписала соглашения о зонах свободной торговли (с Китаем в 2004 году; с Республикой Корея в 2007 году; с Австралией и Новой Зеландией в 2009 году; с Японией в 2009 году и Индией в 2010 году).

С 2012 года АСЕАН и страны, с которыми у Ассоциации подписаны соглашения о зоне свободной торговли, ведут переговоры о создании Всеобъемлющего регионального экономического партнерства, которое предполагает либерализацию торговых и инвестиционных режимов, технологические обмены, защиту интеллектуальной собственности, разрешение торговых споров.

Статистика

Сейчас на территории стран АСЕАН, площадь которой составляет 4,5 млн кв. км, проживают около 600 млн человек. Совокупный ВВП – около $3,5 трлн (по сравнению со $700 млрд в 2003 году). Планируется, что к 2020 году он достигнет $4 трлн. На Всемирном экономическом форуме в Джакарте 19-21 апреля 2015 года было заявлено, что экономика АСЕАН растет на 5% в год.

Это позволит Ассоциации к 2050 году стать четвертой экономикой мира (после Китая, США и ЕС). АСЕАН становится все более привлекательной зоной для иностранных инвестиций: в 2014 году их приток возрос на 16% по сравнению с предыдущим годом, превысив $136 млрд.

Первый саммит АСЕАН состоялся в феврале 1976 года на о. Бали (Индонезия). С этого момента прошло 27 встреч на высшем уровне, последняя – 18-22 ноября 2015 года в Куала-Лумпуре в Малайзии.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Цели и направления создания АСЕАН

Политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г., через 6 дней после обретения независимости), Вьетнам, (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн человек, общая площадь 4,5 млн км2, их совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США.

ЦЕЛИ АСЕАН: В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются:

– установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН

– ускорение экономического, социального и культурного развития ее государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи

– поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели

ЗАДАЧИ: создание ТС в рамках соглашений о преференциальной торговле, совместных промышленных объектов и товарных ассоциаций стран-пр-лей тех или иных видов Т.

В 1992 г. на саммите в Сингапуре – решение о формировании ЗСТ . Стратегическая цель – повышение к/сп стран-членов на основе устран торговых барьеров, роста привлекательности гос-ств для зарубежных инвестиций, достижение эконом стабильности в регионе.

Основные направления:

– сокращение ставок пошлин до 0-5% на промышленную и с/х продукцию, за искл продукции нефтехимии, автомобилестроения, металлургии;

– введение общего эфф-ного преференц-ного тарифа; гармонизацию нац стандартов в соответ с м/н нормами;

– ликвидацию кол-ных ограничений во взаимной торговле пром Т;

– введение принципа взаимного признания в отнош сертификатов кач-ва;

Соглашение о формировании инвестиционной зоны – 7 окт 1998 г. Цель – формирование конкурентоспособной инвестиционной зоны с более либеральным и прозрачным режимом для роста внутри- и внерегиональных инвестиций; повышение конкурентоспособности экономик стран-участниц; прогрессивное снижение или ликвидация инвестиционных барьеров и правил, мешающих капиталопотокам и реализации инвестиционных проектов в рамках АСЕАН.

У АСЕАН есть договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 года к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года – Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года – Россия и Южная Корея, в июле 2005 года – Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 г. – Австралия. ОНИ НЕ ВХОДЯТ В АСЕАН просто к договору эдд.

Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил. Договор о дружбе и сотрудничестве представляет собой своеобразный кодекс международных отношений в регионе в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

В 2004 г. в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности Ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. 20 ноября 2007 г. в ходе 13-го саммита АСЕАН в Сингапуре, приуроченного к 40-летию Ассоциации, Устав АСЕАН был подписан лидерами “десятки”. Его принятие стало отправной точкой нового этапа эволюции АСЕАН, ее трансформации в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью.

В экономической сфере страны Ассоциации проводят линию на тесное взаимодействие и либерализацию в субрегионе ЮВА на базе вступившего в силу с 1 января 2002 г. Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО).

В ходе 13-го саммита АСЕАН 20 ноября в Сингапуре подписан План создания Экономического сообщества АСЕАН К 2015 г. Документом предусмотрен комплекс мер по либерализации и гармонизации политики стран “десятки” в торговой, таможенно-тарифной, инвестиционной, финансовой, конкурентной, производственной сферах, а также в сфере услуг и занятости.

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящий и координирующий механизм – регулярные совещания министров иностранных дел. Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Постоянный комитет, возглавляемый министром иностранных дел страны – текущего председателя АСЕАН, которые сменяются в алфавитном порядке (в настоящее время – Сингапур).

В Джакарте функционирует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. Генеральный Секретарь АСЕАН назначается сроком на пять лет. В 2003-2007 гг. этот пост занимал сингапурец Онг Кенг Йонг, с 1 января 2008 г. на очередной пятилетний срок его сменил бывший министр иностранных дел Таиланда С. Питсуван. Сотрудники Секретариата АСЕАН выбираются путем открытого конкурса по всему региону.

В АСЕАН действует 11 специализированных комитетов, ежегодно проводится более 300 мероприятий, включая встречи министров экономики и торговли, руководителей правоохранительных органов и т.д.

АСЕАН имеет свои вооруженные силы – ВМС, которые проводят совместные учения.

НАПРАВЛЕНИЯ:

1) Содействовать социально-экономическому развитию всех групп населения, включая мигрантов.

2) Противостоять террористическим вызовом; активно содействовать освобождению Корейского полуострова от ядерного оружия.

3) Развивать энергетическую кооперацию в рамках АСЕАН, включая создание единой энергосистемы и строительство Транс-АСЕАНского газопровода.

В 70-е годы зародилась система т.н. диалогов Ассоциации с ведущими государствами мира, прежде всего в АТР, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС и ПРООН. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан.

Диалоговое взаимодействие осуществляется с помощью специальных механизмов, головными среди которых являются Совместные комитеты сотрудничества (СКС).

Асеановский региональный форум был создан в 1994 г. в рамках превентивной дипломатии. Встречи проводятся ежегодно в одной из столиц АСЕАН.

Согласно бюллетеню председателя на первом АРФ, целями АРФ являются:

1) стимулирование конструктивных диалога и консультаций по вопросам политики и безопасности;

2) создание весомого вклада в усилия, направленные на создание доверительных отношений и превентивной дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

При Московском государственном институте международных отношений (Университете) открыт ЦЕНТР АСЕАН. Совместную декларацию Россия–АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом (2 июля 2004 г., Джакарта, Индонезия); Финансовый фонд диалогового сотру. РФ И АСЕАН

3) Облицовочная плитка одинакового качества стоит в России 5 д.е., на Украине – 3 д.е. и в Молдавии – 2,6 д.е. Россия вводит 100 %-ный импортный тариф на ввоз плитки из Украины и Молдавии.

а) Будет ли Россия продолжать импортировать плитку?

б) Если после этого Россия и Украина создадут таможенный союз, будет ли Россия сама производить плитку или импортировать?

Ответ:

а) Россия не будет импортировать плитку ни из одной из стран, так как это дороже производства внутри страны. Внутренняя цена составляет 5 д.е., а цена плитки из Украины с учетом тарифа – 6 д.е. (3 + 3), из Молдавии – 5,2 д.е. (2,6 + 2,6).

б) После создания таможенного союза следует ожидать хотя бы частичный импорт плитки из Украины.

АСЕАН – это. Деятельность и цель ассоциации

АСЕАН – это экономическая, политическая и культурная межправительственная организация, состоящая из 10 государств, которые располагаются на Юго-Востоке Азии. Аббревиатура ASEAN расшифруется как Association of SouthEast Asian Nations. В переводе с английского это означает «Ассоциация государств Юго-Восточной Азии». Блок был создан 8 августа 1967 в городе Бангкоке. В тот же день первые члены ассоциации подписали соответствующую декларацию. Тем не менее договорное оформление организации состоялось лишь в 1976 году, когда на Бали был подписан договор о дружбе и партнерстве между странами Юго-Восточной Азии. Из данной статьи вы узнаете, что собой представляет ассоциация АСЕАН и какую деятельность она ведет.

Страны-члены

На сегодняшний день в состав ассоциации входят 10 государств, однако так было не всегда. В 1967 организация была образована пятеркой стран: это Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филлипины и Сингапур. В 1984 году к АСЕАН присоединилось государство Бруней-Даруссалам, в 1995 – Въетнам, в 1997 – Мьянма и Лаос, а в 1999 – Камбоджа. Позже статус наблюдателя получили такие государства, как Тимор и Папуа – Новая Гвинея. Обе страны не являются членом АСЕАН, но участвуют в ряде его мероприятий.

Структура

Дважды в год лидеры стран АСЕАН собираются на саммит, который считается высшим органом организации. Как правило, он длится 3 дня и состоит из большого количества встреч между партнерами ассоциации. Совещание министров иностранных дел (СМИД), которое проводится несколько раз в год, является руководящим и координирующим органом данной организации. На начальных этапах саммит лидеров стран АСЕАН проходил каждые 3 года, а СМИД всегда организовывался на год раньше, для подготовки к главной встрече. Также ежегодно организовываются встречи министров финансов. Министры экономики и сельского хозяйства собираются реже. Частота их встреч зависит от особенностей года. Так или иначе, все решения парламентариев утверждают министерства иностранных дел.

Повседневным руководством организацией занимается постоянный комитет. В его состав входит министр иностранных дел председательствующего государства и послы стран-членов АСЕАН. Постоянный секретариат организации располагается в городе Джакарте. В его главе стоит Генеральный секретарь, который меняется каждый 5 лет. Кроме того, вопросами ассоциации занимаются 29 комитетов и 129 рабочих групп. В среднем, за год в рамках АСЕАН проводится более 300 мероприятий.

Председательство организации передается в порядке установленной очереди, в соответствии с расположением стран-участников по алфавиту на английском языке. Ежегодно председатель ассоциации меняется. Руководителем СМИД является министр иностранных дел государства, которое возглавляло АСЕАН в прошлом году.

Цели ассоциации

Согласно Бангкокской декларации, организация преследует такие цели:

  1. Мир и стабильность в регионе, которые достигаются путем соблюдения Устава ООН.
  2. Ускорение развития (экономического, культурного и социального) стран-участниц, на основе активного сотрудничества и взаимной помощи.
  3. Поддержание взаимовыгодного партнерства с международными организациями, преследующими схожие цели.

Создание

Предшественником АСЕАН была организация ASA – ассоциация стран Юго-Восточной Азии. Альянс был организован в 1961 году. В его состав вошли три государства: Филиппины, Таиланд и Малайзия. В 1967 году министры иностранных дел пятерки стран региона (к перечисленным выше добавились Индонезия и Сингапур), встретились в таиландском департаменте иностранных дел и подписали так называемую Бангкокскую декларацию. Так свою историю начал альянс под названием АСЕАН. Страны, являющиеся первой пятеркой, а точнее, их министры иностранных дел, считаются отцами-основателями альянса.

Основными мотивами создания организации стали стремление правящей элиты сосредоточить свои силы на государственном строительстве, общая боязнь коммунизма, недоверие к ведущим мировым государствам и стремление к активному экономическому росту.

Расширение

Седьмым в списке стран АСЕАН стал Вьетнам, который присоединился к организации 28 июля 1995 года. Два года спустя в ассоциацию вступили еще две страны – Мьянма (Бирма) и Лаос. Вместе с ними к организации должна была присоединиться Камбоджа, однако из-за внутриполитических конфликтов в стране процедуру вступления пришлось отложить до лучших времен. К 1999 году обстановка в государстве наладилась, и 30 апреля оно таки стало десятым членом альянса.

“АСЕАН плюс три”

В начале 2000-х ассоциация переживала стремительный рост числа государств, претендующих на интеграцию и стремление укоренившихся участников к расширению альянса. В 1990-м Малайзия предложила создать в противовес растущему влиянию Америки в АТЭС (Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве) Экономический совет Восточной Азии, в который, кроме тогдашних членов АСЕАН, должны были войти еще три государства – Япония, КНР и Южная Корея. В этой связи новая организация должна была получить название «АСЕАН плюс три». Но из-за сильного сопротивления, оказываемого Америкой и Японией, это предложение провалилось.

В 1992 году страны АСЕАН подписали соглашение об общем преференциальном тарифе. Документ представлял собой график поэтапного внедрения льготных тарифов с целью повышения конкурентоспособности региона как производственной базы мирового уровня. Данное соглашение должно было стать фундаментом для организации зоны свободной торговли между странами АСЕАН.

В 1997 году, после финансового кризиса на территории Восточной Азии, предложение Малайзии о создании нового содружества было воскрешено в городе Чиангмай, благодаря чему вошло в историю как Чиангмайская инициатива. Лидеры стран АСЕАН чувствовали, что дальнейшая интеграция региона в сложившейся экономической ситуации просто необходима. Первым результатом работы блока над реализацией задуманного стало создание ассоциации “АСЕАН плюс три”. Благодаря расширению десятка стран-участниц получила возможность наладить тесные взаимоотношения с КНР, Японией и Южной Кореей.

Вскоре после образования “АСЕАН плюс три” последовал саммит, в котором кроме указанных государств, участвовали также Австралия, Индия и Новая Зеландия. Собрание новой группы, состоявшей теперь уже из 16 членов, стало предпосылкой для создания запланированного Восточноазиатского сообщества, которое должно было стать подобием Европейского сообщества. Для изучения всевозможных положительных и отрицательных перспектив этой политики и разработки устава организации была учреждена «Группа видных деятелей АСЕАН».

В 2006 году организация получила в Генеральной Ассамблее ООН статус наблюдателя. В ответ на это она предоставила ООН статус «партнера по диалогу».

Мир и стабильность

Кроме работы над экономическим ростом каждой страны из списка АСЕАН, блок занимается вопросами обеспечения стабильности и мира в регионе. В декабре 1995 года Юго-Восточная Азия стала зоной, свободной от ядерного вооружения. Об этом свидетельствовал соответствующий договор. 28 марта 1997 года он обрел силу, после того, как всего государства-члены блока, кроме Филиппин, ратифицировали документ. Однако полную юридическую силу договор получил лишь 21 июня 2001-го, когда последняя страна блока таки ратифицировала его. Фактически это документ означал запрет атомного оружия в регионе.

Забота о природе

На заре двадцать первого века вопрос о защите окружающей среды стал особенно острым. Организация взялась за обсуждение природоохранных мероприятий. Одним из них стало соглашение блока о трансграничном дымовом загрязнении, которое было подписано в 2002 году. Документ был призван контролировать уровень дымового загрязнения в воздухе Юго-Восточной Азии. К сожалению, соглашение было бессмысленным, так как 2005 и 2006 году в небе региона произошло два сильных задымления.

Среди других экологических мер, принятых организацией, можно отметить:

  1. Подписание Себуанской декларации про энергетическую безопасность Восточной Азии.
  2. Организацию Природоохранной сети АСЕАН, нацеленной на защиту дикой природы.
  3. Заключение Азиатско-Тихоокеанского партнерства по климату и экологически чистому развитию.

В 2003 году была подписана декларация, вошедшая в историю как «Балийское согласие II». В ней фигурировало понятие «демократический мир», которое иллюстрировало веру всех стран-участниц в то, что демократические процессы могут способствовать миру и стабильности в регионе. Даже страны, строй которых отвергал демократию, согласились, что к этому нужно стремиться совместно.

Папуа – Новая Гвинея и Восточный Тимор

В 1976 году Папуа – Новая Гвинея получила статус наблюдателя в АСЕАН. Это означало, что представители страны могли принимать участие во многих мероприятиях альянса. В 1981 году этот статус сменился на еще боле значимый – особого наблюдателя.

В марте 2011 года на саммите, состоявшемся в Джакарте, блок получил от восточного Тимора письмо-заявление, в котором это государство проявило свое желание пополнить список членов АСЕАН. Индонезия оказала этой стране очень теплый прием и наделила ее статусом наблюдателя.

После саммита на Бали 1976 года ассоциация приступила к реализации программы экономического сотрудничества. В середине 90-х возник ряд трудностей, существенно замедливших эти процессы. В результате лишь в 1991 программу возродили. Этому поспособствовало Таиландское предложение о создании зоны свободной торговли в рамках региона.

Свободная торговля

В 2007 году АСЕАН отметила сразу две важнейших даты – 40-летие с момента создания и 30-летие со дня установления дипломатических взаимоотношений с США. 26 августа того же года ассоциация заявила о намерении заключить к 2013-му с Китаем, Южной Кореей, Японией, Индией, Новой Зеландией и Австралией соглашения о свободной торговле. Параллельно с этим к 2015 году ассоциация должна была получить статус Экономического сообщества. Уже в ноябре 2007-го члены АСЕАН подписали Устав, определяющий отношения между ними и придающий ассоциации статус международного юридического лица.

15 января 2007 года в городе Себу была подписана декларация об энергетической безопасности Восточной Азии. Кроме участников АСЕАН, ее подписали еще шесть государств: КНР, Япония, Индия, Австралия, Южная Корея и Новая Зеландия. Декларация предполагала поощрение обеспечения энергетической безопасности посредством поиска и внедрения альтернативных источников энергии вместо традиционных видов топлива.

27 февраля 2009-го было заключено соглашение о свободной торговле между Новой Зеландией, ее главным партнером Австралией и 10-ю странами регионального блока АСЕАН. Это соглашение сулило 12 государствам увеличение совокупного ВВП на 50 млрд долларов до 2030-х.

26 февраля 2013 года члены АСЕАН вместе с шестью основными торговыми партнерами начали в Бали 1-й раунд переговоров об организации «всеобъемлющего экономического партнерства» в регионе.

Морская безопасность

Еще одно ключевое направление деятельности АСЕАН – это морская безопасность. В 2007 году начал действовать механизм диалога между государственными ведомствами и академическими кругами альянса по вопросам обеспечения свободы судоходства. Он получил название «Морской форум». С 2012 года к нему присоединились 6 стран-партнеров АСЕАН, а также Америка и Россия.

Последние события

С 2016 года альянс действует как триединое сообщество, занимающееся вопросами политического, экономического и социально-культурного развития государств-участников. В настоящее время общая численность населения стран, являющихся членами АСЕАН, составляет почти 630 млн человек. Совокупный ВВВ организации равен примерно 2,4 трлн долларов, а внешний оборот – порядка 2,3 трлн. Таким образом, АСЕАН является одной из крупнейших региональных организаций.

Ссылка на основную публикацию