Великие ученые-биологи и их открытия

Ученые-биологи и их открытия

Ученые-биологи и их вклад в развитие биологии

Аристотель

Бэр К.яйцеклетка млекопитающих, закон зародышевого сходства.
Вавилов Н.центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости.
Везалия А.автор произведения «О строении человеческого тела»; Создавал анатомическую терминологию на латыни.
Вернадский И.учение о биосфере и ноосфере.
Вирхов Р.клеточная теория, новые клетки образуются путем деления старых.
Гай П.написал энциклопедию «Естественная история», которая долго являлась главным источником знаний о природе до средних веков.
Гален К.заложил основы анатомии человека; создал первую в истории науки концепцию о движении крови (центром кровообращения считал печень), просуществовавшую до 17 в. и опровергнутую У. Гарвеем.
Гарвей У.малый круг кровообращения. Совершил величайшее научное достижение – открытия кровообращение в 17-м веке Одним из первых охарактеризовал начальные стадии развития эмбриона птиц и млекопитающих (1651).
Геккель Э., Мюллер Ф.биогенетичский закон.
ГиппократПервый, кто создал научную медицинскую школу; Организмы развивается по законам природы, мир непрерывно меняется; Создал представление о целостности организма; О причинах болезней и их прогнозе; О телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойствах человека.
Гук Р.первое наблюдение клетки.
Дарвин Ч.теория естественного и искусственного отбора, борьба за существование, происхождение человека от обезьяны — эволюционное учение. Автор научной работы «Происхождение видов путём естественного отбора, и сохранения благоприятных рас в борьбе за жизнь».
Ивановский Д.вирус табачной мозаики.
Кальвин М.цикл образования глюкозы в хлоропластах.
Карпеченко Г.плодовитый гибрид редьки и капусты.
Ковалевский А.развитие ланцетника и асцидии.
Ковалевский В.палеонтологический ряд лошади.
Кох Р.основатель современной микробиологии.
Кребс Х.цикл расщепления органических веществ в митохондриях.
Кювье Ж.теория катастроф. Создал науку об ископаемых – палеонтологию; В 1812 сформулировал учение о четырёх «типах» организации животных: «позвоночных», «членистых», «мягкотелых» и «лучистых».
Леонардо да Винчиписал многие растения; Изучил строение человеческого тела, деятельность сердца и зрительную функцию.
Ламарк Ж.первый, кто бы пытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира; Высказывал идею о развитии и происхождении человека от обезьяноподобных предков; Впервые ввел термин «биология».
Левенгук А.первое наблюдение бактерий.
Линней К.предложил систему классификации живой природы; Ввёл бинарную (двойную) номенклатуру для именования видов.
Мендель Г.законы наследственности. Основоположник генетики.
Мечников И.фагоцитоз, клеточный иммунитет.
Миллер, Юриопыт, подтверждающий возможность образования органических веществ из неорганических.
Морган Т.хромосомная теория наследственности.
Навашин С.двойное оплодотворение у покрытосеменных.
Опарин А., Холдейн Д.гипотеза возникновения жизни из неорганических веществ в бескислородной атмосфере.
Павлов И.условные и безусловные рефлексы, изучение пищеварительных желез.
Пастер Л.принцип создания вакцин, доказательство невозможности самозарождения бактерий. Определил появление иммунологии (вместе с И.И. Мечниковым).
Пристли Д.опыт с мышью и растением, доказывающий выделение кислорода растениями на свету.
Пуркинье Я.ввел термин протоплазма и описан клеточное ядро.
Реди Ф.доказательство невозможности самозарождения червей в гниющем мясе.
Рузе Т.ввел термин «биология» в 1797 г.
Северцов А.основные направления эволюции: идиоадаптация, ароморфоз, общая дегенерация.
Сеченов И.рефлекторный принцип работы нервной системы; Впервые доказал, что эритроциты – переносчики кислорода к тканям от легких и углекислоты к легким от тканей; Вместе с Шатерниковым; разработал портативный дыхательный аппарат; Опубликовал «Психологические этюды».
Сукачев В.учение о биогеоценозах.
Теофрастсчитается основоположником ботаники
Уоллес А.теория естественного отбора.
Уотсон Д., Крик Ф.установление структуры ДНК.
Флеминг А.открытие антибиотиков; Открыл пенициллин (3 сентября 1928 г.)
Фриз Г.мутационная теория; Ввёл понятие «изотонической раствор» – водный раствор, изотоничный плазме крови.
Харди, Вайнберггенетика популяций.
Четвериков С.синтетическая теория эволюции.
Шлейден, Шваннклеточная теория.
Шмальгаузен И.стабилизирующий отбор. Учение о факторах эволюции.

Для решения 2 задания ЕГЭ по биологии необходимо знать ученых-биологов и их открытия.

Решай задания и варианты ЕГЭ по биологии с ответами.

22 самых известных и важных биолога в истории

• Эрвин чаргафф
  • Рэйчел Карсон
  • Джордж Бидл
  • Фрэнсис Олдхэм Келси

Мы оставляем вам подборкусамые известные биологи и важен за все время, наряду с его наиболее значительным вкладом в мир науки.

Работа биолога предполагает изучение живых организмов и их взаимоотношений с природой. Они стремятся понять механизмы живых существ путем изучения их происхождения, привычек и генетической структуры.

В области биологии на протяжении веков были сделаны важные открытия: от вакцин до теорий о происхождении жизни на нашей планете. Замечательные открытия, которые улучшили не только наши знания о природе, но и качество нашей жизни.

История биологии и ее главных героев берет свое начало в Древней Греции и продолжается до наших дней. Любопытство, основанное на научной строгости, было ключевым элементом успешной работы ученых самых разных эпох и стран.

Вас также могут заинтересовать «50 самых известных ученых в истории».

22 самых известных биолога всех времен

Гиппократ

(460-370 гг. До н.э.) Греческий ученый, известный как отец западной медицины, писал О докторе, руководство, в котором указано, как врач должен лечить своих пациентов. Это также привело к принятию клятвы Гиппократа, которую врачи используют по сей день как часть своей практики.

Аристотель

(384-322 г. до н.э.) В Древней Греции этот ученый был первым, кто классифицировал животный мир на основе его характеристик. Он предложил две группы: «животные с кровью» и «животные без крови» как часть того, что он назвал естественной шкалой. Многие из его теорий оставались в силе до 19 века.

Грегор Мендель

(1822-1884) Немецкий ученый, Мендель работал с растениями, горохом и пчелами, чтобы проверить свои теории о генетике. Он считается основателем генетической науки и первооткрывателем различных законов генетических паттернов, известных сегодня как менделевское наследование.

Луи Пастер

(1822-1895) Процесс пастеризации молока и некоторых других напитков обязан своим названием этому биологу французского происхождения. Он проводил эксперименты, которые помогли проверить теорию болезней, согласно которой болезни вызываются микроорганизмами. Он был основателем области микробиологии и создателем вакцин против сибирской язвы и бешенства.

Александр Флеминг

(1881-1955) Ведущий шотландский биолог и фармаколог, внесший вклад в разработку антибиотиков благодаря открытию пенициллина из плесени. Penicillium Notatum. Работа Флеминга принесла человечеству новую надежду на борьбу с различными заболеваниями и лечение бактериальных инфекций. Он получил Нобелевскую премию по медицине в 1945 году.

Чарльз Дарвин

(1809-1882) Этот английский биолог, известный своей теорией эволюции видов, пришел к выводу, что все живые виды произошли от общих предков, которые развивались миллионы лет. Он назвал этот процесс эволюции естественным отбором. Он опубликовал свои теории в книге под названием О происхождении видов.

Антуан Лавуазье

(1743-1794) Этот французский ученый, наиболее известный в области биологии своими работами по метаболизму, проводил эксперименты, прикрепляя калориметр к морской свинке для измерения выработки тепла. Он провел другие эксперименты по горению.

Роберт Хук

(1635–1703) Гук родился в Англии и придумал термин «клетка». Он изучал микроскопические окаменелости, что позволило ему продвинуть теорию биологической эволюции. Он был успешным автором, с публикацией его книги Микрография в 1665 году, который включал иллюстрации микроскопических изображений, таких как глаз мухи.

Андреас Везалий

(1514-1564) Известный как современный отец анатомии человека, Везалий отверг несколько древних теорий о человеческом теле. Его анализ человеческого черепа стал основой биологической антропологии, изучающей эволюцию человеческого вида во времени.

Антон ван Левенгук

(1632-1723) Голландский биолог, которого считают отцом микробиологии, был первым ученым, заговорившим о одноклеточных организмах. Среди наблюдаемых им организмов есть клетки крови. Он построил себе микроскопы, которые использовал в своих исследованиях.

Джозеф Пристли

(1733-1804) Этот английский биолог считается одним из первооткрывателей кислорода. Ему также приписывают изобретение газированной воды путем растворения тяжелого газа в воде. Это открытие принесло ему медаль Королевского общества в 1733 году. Он также был первым биологом, задокументировавшим фотосинтез.

Эдвард Дженнер

(1749-1823) Дженнер, родившийся в Англии, разработал первую экспериментальную вакцину для предотвращения оспы. Он был тем, кто предложил термин «вакцина» и поэтому известен как отец иммунологии.

Александр фон Гумбольдт

(1769-1859) Основатель области биогеографии, изучения экосистем и видов через географические и временные пространства. В его честь наукой Гумбольдта было названо убеждение в том, что при сборе данных во время экспериментов следует использовать самые современные и точные ресурсы.

Роберт Браун

(1773-1858) шотландский ботаник, проанализировавший около 2000 видов растений. Он обнаружил броуновское движение, которое произошло, когда он поместил зерна пыльцы в миску с водой и заметил, что они движутся без необходимости какого-либо наблюдаемого стимула.

Клод Бернар

(1813-1878) Этот французский биолог предложил проводить слепые эксперименты для проведения исследований и помог ученым своего времени получить более объективные результаты. Бернар также проводил исследования поджелудочной железы, печени и нервной системы человека.

Джозеф Листер

(1827-1912) Будучи профессором хирургии, англичанин представил идею стерилизации инструментов с использованием карболовой кислоты для предотвращения инфекции. Он стал известен как отец антисептики благодаря своим открытиям. Улучшенные техники выполнения мастэктомий и операций на коленях.

Томас хант морган

(1866-1945) Генетик американского происхождения, он раскрыл связь между миозом и генетической сегрегацией. Его открытия о генах и их расположении в хромосомах помогли превратить биологию в экспериментальную науку. Он был лауреатом Нобелевской премии по медицине 1933 года.

Эрнст Майр

(1904-2005) Известный как Дарвин 20-го века, этот немецкий ученый попытался решить проблему видов, поставленную Дарвином, опубликовав Систематика и происхождение видов. Майр стремился развить свои идеи об эволюционной биологии. Его работа и его открытия оказали большое влияние на формулировку более поздних теорий, таких как теория прерывистого равновесия.

Эрвин чаргафф

(1905-2002): Этот австрийский биолог известен прежде всего своим открытием двух правил, связанных со структурой ДНК и ее образованием в форме двойной спирали. Он обнаружил, что некоторые вещества в структуре ДНК сопоставимы с другими веществами. Он также обнаружил, что состав ДНК варьируется между видами [5].

Рэйчел Карсон

(1907-1964) Морской биолог американского происхождения, который предупреждал общественность об опасностях использования пестицидов. Его работа помогла создать Агентство по охране окружающей среды. В начале своей карьеры он опубликовал несколько томов о морской жизни. Позже он посвятил себя помощи в изменении государственной политики в отношении использования некоторых пестицидов.

Джордж Бидл

(1909-1975) Американский генетик, обнаруживший с помощью излучения спор плесени Neurospora crassa и отслеживание полученных мутаций, чтобы убедиться, что индуцированные мутации в генах соответствуют изменениям в конкретных ферментах. Это открытие помогло принять гипотезу одного гена / фермента. Он был удостоен Нобелевской премии по медицине в 1958 году.

Фрэнсис Олдхэм Келси

(1914-) американский ученый, член FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов или Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США). Его работа помешала коммерциализации талидомида в Соединенных Штатах, спасая жизни тысяч детей. Он возглавил движение, которое привело к более строгому регулированию распространения наркотиков.

Признание: характеристики, примеры

Правило десятого человека: что это такое и что оно способствует групповому размышлению

Известные биологи

Cлово биология лишь относительно недавно стало использоваться для обозначения науки о жизни (первые случаи употребления в современном значении относятся к рубежу XVIII и XIX вв., а широкое распространение оно получило только на рубеже XIX и XX вв.). Соответственно, и такой дисциплинарной идентичности как биолог долгое время не было (не говоря уже о научной специальности, подразумевающей особого рода формальное образование в высшей школе). Многих из тех, кого мы сейчас готовы назвать биологами, при жизни называли врачами, естествоиспытателями, натуралистами, знатоками естественной истории. Карл Линней был врачом, Грегор Мендель — монахом, а в зрелые годы — настоятелем монастыря, Чарлз Дарвин — состоятельным джентльменом без определенных занятий, Луи Пастер — химиком, но всех их современные профессионалы-биологи чтут как классиков своей науки, как легендарных отцов-основателей целых направлений биологической мысли. В Википедии много статей об ученых, внесших свой вклад в изучение растений, животных, микроорганизмов и биологических процессов. Полный, постоянно пополняемый список персоналий можно найти на страницах проекта Биология. В этой статье собраны лишь наиболее известные биологи и натуралисты, внесшие заметный и поныне вклад в развитие биологии.

Содержание

Исследователи, труды которых оказались значимы для биологии

Античность

• Жантиев, Рустем Девлетович – российский энтомолог, профессор
  • Жерве, Поль — французский естествоиспытатель
  • Захваткин, Алексей Алексеевич – русский энтомолог, профессор
  • Кабанис, Жан Луи — немецкий орнитолог
  • Кафанов, Александр Иванович — палеомалаколог, доктор биологических наук, профессор
  • Кесслер, Карл Федорович — российский зоолог, основатель Общества естествоиспытателей и врачей в эволюции животного мира на Земле.
  • Кеферштейн, Вильгельм-Морис — немецкий зоолог
  • Кроусон, Рой – энтомолог, профессор
  • Крушинский, Леонид Викторович
  • Лакордер, Жан Теодор — французский энтомолог
  • Лер, Павел Андреевич – энтомолог, член-корреспондент РАН
  • Лоренц, Конрад — основатель этологии, лауреат Нобелевской премии.
  • Александр Александрович Любищев
  • Люка, Пьер-Ипполит — французский энтомолог
  • Майр, Эрнст
  • Мазохин-Поршняков, Георгий Александрович – энтомолог, профессор
  • Малахов, Сергей Олегович — российский орнитолог
  • Малышев, Сергей Иванович — советский энтомолог, основатель заповедника «Лес на Ворскле»
  • Мариковский, Павел Иустинович — советский энтомолог
  • Сергей Викторович Мейен
  • Мензбир, Михаил Александрович – основатель русской орнитологии, академик АН СССР
  • Морган, Томас Хант
  • Мюллер, Отто Фредерик — датский энтомолог
  • Никольский, Александр Михайлович — герпетолог, член Академии наук Украины
  • Огнёв, Сергей Иванович – зоолог, профессор
  • Опарин, Александр Иванович
  • Павловский, Евгений Никанорович – энтомолог, Академик АН СССР
  • Панцер, Георг Вольфганг Франц — немецкий энтомолог
  • Радошковский, Октавий Иванович – энтомолог, генерал
  • Расницын, Александр Павлович – энтомолог, палеонтолог, профессор
  • Рацебург, Юлиус Теодор Кристиан — немецкий энтомолог
  • Северцов, Николай Алексеевич
  • Скарлато, Орест Александрович — российский зоолог, малаколог и гидробиолог, академик РАН (1992), директор Зоологического института АН СССР (1974)
  • Скрябин, Константин Иванович
  • Шимкевич, Владимир Михайлович – зоолог, Академик РАН
  • Шкроб, Александр Моисеевич
  • Эрихсон, Вильгельм Фердинанд — немецкий энтомолог
  • Эшшольц, Иоганн Фридрих фон
  • Яблоков, Алексей Владимирович — российский биолог, общественный и политический деятель

См. также

• Биология
  • История биологии
  • Список эволюционистов
  • List_of_scientists
  • История физики
  • История математики
  • Известные энтомологи
  • Список ботаников по их сокращениям
  • Список общепринятых сокращений фамилий зоологов
  • Роды растений, названные в честь известных людей

Ссылки

• Выдающиеся биологи
  • История биологии

Wikimedia Foundation . 2010 .

• Известные бухарестцы
  • Известные жители Запорожья

Полезное

Смотреть что такое “Известные биологи” в других словарях:

Биологи и зоологи — Cлово биология лишь относительно недавно стало использоваться для обозначения науки о жизни (первые случаи употребления в современном значении относятся к рубежу XVIII и XIX вв., а широкое распространение оно получило только на рубеже XIX и XX вв … Википедия

Биологи — Cлово биология лишь относительно недавно стало использоваться для обозначения науки о жизни (первые случаи употребления в современном значении относятся к рубежу XVIII и XIX вв., а широкое распространение оно получило только на рубеже XIX и XX вв … Википедия

Знаменитые биологи и зоологи — Cлово биология лишь относительно недавно стало использоваться для обозначения науки о жизни (первые случаи употребления в современном значении относятся к рубежу XVIII и XIX вв., а широкое распространение оно получило только на рубеже XIX и XX вв … Википедия

Список биологов — Приложение к статье История биологии Список натуралистов и биологов (исследователей живой природы), внёсших значительный вклад в развитие биологии с позиций современной науки. Слово биология лишь относительно недавно стало использоваться для… … Википедия

Ученный — Михаил Ломоносов Учёный представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества. В широком… … Википедия

Ученые — Михаил Ломоносов Учёный представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества. В широком… … Википедия

Ученый — Михаил Ломоносов Учёный представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества. В широком… … Википедия

Список российских биологов — Приложение к статье Список биологов Список российских биологов известные биологи, работавшие по своей научной специальности на территории России (Российской Федерации, Советского Союза и Российской империи) или в составе российских научных… … Википедия

Списки персоналий — Это служебный список с … Википедия

Шевяков, Владимир Тимофеевич — Владимир Тимофеевич Шевяков … Википедия

Ученые- биологи
презентация к уроку по биологии (11 класс) на тему

Презентация с изображениями видных ученых, которые внесли вклад в науку биологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
uchenye-_biologi_2.pptx1.47 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Шванн Т. и Шлейдн М. – создатели клеточной теории

Отечественный биолог; основные работы посвящены селекции плодовых и ягодных культур, оценка и отбора сеянцев, ускорения селекционного процесса и др.разработке отдаленной гибридизации, отбора и управления развитием гибридов предложил и широко использовал новые методы селекции; ментора, оценки и отбора сеянцев, ускорение селекционного процесса и др. Мичурин И.В. (27.10.1855- 07.06.19350

Впервые (1880) показал необходимость для организма особых веществ, которые впоследствии обнаружил и назвал витаминами . Лунин Н.И. 01.02.1853 -18.06.1937

Шведский натуралист, создал систему классификации растительного и животного мира, ввел бинарную номенклатуру ( вид обозначается двумя латинскими названиями – родовыми и видовыми). Линней Карл. (23.05.1707- 10.01. 1778)

Английский естествоиспытатель, основоположник материалистического учения об историческом развитии органического мира ( эволюционная теория). Дарвин Ч. Р. ( 12.02.1809- 19.04.1882)

Голландский ботаник и генетик; разработал мутационную теорию, предложил термин «мутация» Де Фриз Г. (16.02.1848- 21.051935)

Английский естествоиспытатель усовершенствовал микроскоп, дал название «клетка». Гук Р. (18.07.1635- 03.03.1703)

Отечественный физиолог растений и микробиолог; выработал первые представления о природе вирусов, предложил методы борьбы с мозаичной болезнью табака. Ивановский Д.И. (09.11.1864- 20.04.1920)

Как генетик известен своими работами в области отдалённой гибридизации. За счёт искусственно вызванной полиплоидии он впервые в мире смог получить плодовитые гибриды растений, относящихся к разным родам. Карпеченко Г.Д. (03.05.1899- 15.09.1942)

Отечественный ботаник, генетик и селекционер; установил центры происхождения культурных растений, сформулировал закон гомологических рядов растений Вавилов Н.И. (25.11.1887- 26.01.1943)

Отечественный минералог, геохимик, биогеохимик . Основоположник учения о биосфере и ноосфере. Вернадский В.И. (12.03.1863- 06.01.1945)

Немецкий естествоиспытатель, основные работы посвящены созданию теории клеточной патологии; автор знаменитой формулы «всякая клетка из клетки» Вирхов Р. (13.10.1821- 15.09.1902)

Немецкий врач; изучал закономерности популяционной генетики. Вайнберг В. (1862-1937)

Французский естествоиспытатель, основные идеи посвящены изменяемости видов и единству животного и растительного мира. Бюффон Ж.Л.Л (07.09.1707- 16.04.1788)

Отечественный естествоиспытатель; впервые описал яйцеклетку млекопитающих; основоположник эмбриологии. Бэр К.М. (28.02.1792-28.11.1876)

Английский ботаник; основные работы посвящены морфологии, эмбриологии и систематики растений, изучению флоры Австралии. Открыл зародышевый мешок в семяпочке, установил основное отличие между покрыто- и голосеменными растениями. Обнаружил беспорядочное движение цветочной пыльцы в воде. Это явление получило название броуновского движения Броун Р. (21.12.1773-10.06.1858)

Английский врач, анатом, физиолог и эмбриолог; открыл круги кровообращения; автор формулы «всё (живое) – из яйца» Гарвей У. (01.04.1578-03.04.1657)

Немецкий естествоиспытатель; разработал теорию происхождения многоклеточных организмов и сформулировал биогенетический закон, устанавливающий связи между онто – и филогенезом. Геккель Э. (16.02.1834-09.08.1919)

Отечественный ботаник и цитолог ; открыл двойное оплодотворение у покрытосеменных растений Навашин С.Г. (14.12.1857- 10.12.1930)

Отечественный биохимик; сформулировал естественнонаучную теорию происхождения жизни на Земле. Опарин А.И. (02.03.1894-21.04.1980)

Отечественный физиолог; основные работы посвящены изучению физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности; создал учение о типах высшей нервной деятельности, двух сигнальных системах. Павлов И.П. (26.09.1849- 27.02.1936)

Американский биолог и генетик; основоположник хромосомной теории; открыл закон сцепленного наследования признаков. Морган Т.Х. (25.09.1866- 04.12.1945)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ:ученые-биологи тест

Тест позволит выявить знания учащихся о ученых биологах.

Великие открытия ученых биологов

Разработка урока по биологии в рамках мероприятия посвященному «Параду культур».Урок по теме «Великие открытия ученых» является интегрированным уроком в рамках общешкольного мероприятия «Парад к.

Галерея ученых – биологов

В презентации представлены наиболее выдающиеся ученые, начиная с Древнего мира.

ученые – биологи, работавшие в Свердловске

В презентации рассказывается о известных ученых, которые в разные годы работали в Свердловске. материал был подготовлен для урока чтения 2013 года.

“Ученые – биологи во время Великой Отечественной войны”

Вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков заставило всех людей прервать свою мирную жизнь.Начался период Великой Отечественной войны – решался вопрос о свободе и независимости нашего Отечест.

Ученые – биологи

Презентация с изображениями ученых- биологов.

Биографии ученых биологов. Джеральд Даррелл.

В презентации рассказано о жизни и достижениях великого ученого-натуралиста 20 века,защитника окружающей среды, писателя, основателя “Фонда охраны дикой природы” Джеральда Даррелла.

Выдающиеся биологи

АВИЦЕННА (Ибн Сина) (980–1037) — персидский учёный средних веков, философ и врач, являлся представителем восточного аристотелизма. Авиценна написал больше 450 трудов в 29 областях науки (в том числе биологические науки), современный мир видели лишь 274.

АДАНСОН Мишель (1727-1806) — был естествоиспытателем и путешественником из Франции. С 1759 года был членом Французской Академии наук.

АЛЬФРЕД Кинси (1894-1956) — был американским биологом и сексологом, профессором зоологии и энтомологии, основателем института по изучению секса, пола и воспроизводства. Был одним из основателей “сексуальной революции” – исследовал сексуальность человека.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) — древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. В своих сочинениях привел множество разнообразных сведений о животном мире Греции и близких к ней областей Малой Азии. Развил теорию, согласно которой растения и животные, постепенно изменяясь, поднимались вверх по «лестнице природы», побуждаемые внутренним стремлением к более сложной и более совершенной организации.

БАУГИН Каспар (1560-1624) — был анатомом и ботаником из Швейцарии, систематизировал живую природу.

БАРТМАН Уильям (1739-1823) — был исследователем Северной Америки, натуралистом, составил полнейшее описание птиц Нового Света.

БЕРНАР Клод (1813-1878) — французский физиолог и патолог, один из основоположников экспериментальной медицины и эндокринологии. Открыл образование гликогена в печени. Ввел понятие о внутренней среде организма.

БРЕМ Альфред Эдмунд (1829-1884) — немецкий зоолог, просветитель. Автор «Жизни животных», ставшей для многих поколений лучшим популярным руководством по зоологии.

БРОУН Роберт (1773—1858) — английский ботаник. Описал ядро растительной клетки и строение семяпочки. Установил основные различия между голосеменными и покрытосеменными растениями, открыл броуновское движение.

БЭР Карл (1792-1876) — естествоиспытатель, основатель эмбриологии (родился в Эстляндии, работал в Австрии, Германии и России). Открыл яйцеклетку у млекопитающих, описал стадию бластулы; изучил эмбриогенез цыпленка. Установил сходство эмбрионов высших и низших животных, последовательное появление в эмбриогенезе признаков типа, класса, отряда и т.д.; описал развитие всех основных органов позвоночных.

БЭТСОН Уильям (1861-1926) — английский биолог, один из основоположников генетики. Отстаивал ненаследование приобретенных признаков, прерывистый характер изменчивости, учение о чистоте гамет. Объяснял возникновение новых признаков у организмов выпадением тормозящих факторов. Автор многих генетических терминов, предложил науку об изменчивости и наследственности организмов называть генетикой (1906).

БЮФФОН Жорж Луи Леклерк (1707-1788) — французский естествоиспытатель. Высказал представления о единстве плана строения органического мира. В противоположность Линнею отстаивал идею об изменяемости видов под влиянием условий среды.

ВАВИЛОВ Николай Иванович (1887-1943) — советский биолог, генетик, основоположник современного учения о биологических основах селекции и учения о центрах происхождения культурных растений. Установил древние очаги формообразования культурных растений на территории стран Средиземноморья, Северной Африки, Северной и Южной Америки, собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений. Обосновал учение об иммунитете растений, открьш закон гомологических рядов и наследственной изменчивости организмов. Мужественно защищал генетику в борьбе с учением Т. Д. Лысенко.

ВЕЗАЛИЙ Андреас (1514-1564) — был врачом и анатомом, основоположником научной анатомии.

ВИРХОВ Рудольф (1821-1902) — немецкий патолог. Выдвинул теорию целлюлярной патологии, согласно которой патологический процесс — сумма нарушений жизнедеятельности отдельных клеток. “

ВОЛЬФ Каспар Фридрих (1734-1794) — один из основоположников эмбриологии. Заложил основы учения об индивидуальном развитии организмов — онтогенезе.

ГАЛЕН (ок. 130 — ок. 200) — древнеримский врач. В классическом труде «О частях человеческого тела» дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма. Ввел в медицину вивисекционные эксперименты на животных. Обобщил представления античной медицины в виде отдельного учения, оказавшего большое влияние на развитие естествознания вплоть до XV—XVI вв.

ГАЛЛЕР Альбрехт фон (1708-1777) — был швейцарским анатомом, физиологом, естествоиспытателем и поэтом. С 1776 г был иностранным почётным членом Петербургской Академии наук.

ГАРВЕЙ Уильям (1578—1657) — английский врач, основатель современной физиологии и эмбриологии. Описал большой и малый круги кровообращения. Изложил учение о кровообращении, опровергавшее представления, господствовавшие со времен Галена, за что подвергся гонениям со стороны современных ему ученых и церкви. Впервые высказал мысль, что «все живое происходит из яйца».

ГЕККЕЛЬ Эрнст (1834-1919) — немецкий биолог-эволюционист. Предложил первое «родословное древо» животного мира, теорию происхождения многоклеточных; сформулировал биогенетический закон.

ГЕКСЛИ Томас Генри (1825-1895) — английский биолог. Сравнительно-анатомическими исследованиями доказал морфологическую близость человека и высших обезьян, птиц и пресмыкающихся, медуз и полипов. Развил и обосновал положение о единстве строения черепа у позвоночных.

ГЕСНЕР (Гесснер) Конрад (1516-1565) — был ученым-энциклопедистом из Швейцарии, который один из первых классифицировал известных животных и растений.

ГУМБОЛЬДТ Александр фон (1769-1859) — немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник. Один из основателей географии растений и учения о жизненных формах.

ДАРВИН Чарльз Роберт (1809-1882) — английский естествоиспытатель, создатель дарвинизма. “Обобщив результаты собственных наблюдений и достижения современной ему биологии и селекционной практики, вскрыл основные факторы эволюции органического мира. Обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.

ДЕКАРТ Рене (1596—1650) — французский философ, математик, физик и физиолог. Ввел представление о рефлексе.

ДИОСКОРИД Педаний (около 40 г. – около 90 г.) — был врачем, фармакологом, натуралистом древней Греции. Диоскорида считают одним из отцов фармакогнозии и ботаники.

ДОРН Феликс Антон (1840-1909) — зоолог из Мюнхена. Связал происхождение позвоночных с кольчатыми червями.

ДРИШ Ханс (1867-1941) — был германским биологом, эмбриологом, разработал новое направление витализма, работал над духовной проблематикой.

ЖУССЬЁ — династия известных ботаников из Франции.

КОВАЛЕВСКИЙ Александр Онуфриевич (1840-1901) — русский биолог, один из основоположников сравнительной эмбриологии и физиологии, экспериментальной и эволюционной гистологии. Установил общие закономерности развития позвоночных и беспозвоночных животных, распространив на последних учение о зародышевых листках, чем доказал взаимное эволюционное родство этих групп животных. Открыл фагоцитарные органы у беспозвоночных и показал их роль в метаморфозе насекомых.

КОВАЛЕВСКИЙ Владимир Онуфрневич (1842-1883) — русский зоолог, основоположник эволюционной палеонтологии. Первым из палеонтологов применил эволюционное учение к проблемам филогенеза позвоночных. Установил взаимосвязь морфологии и функциональных изменений с условиями существования.

КОЛЬЦОВ Николай Константинович (1872-1940) — советский биолог, основоположник отечественной экспериментальной биологии. Первым (1928) разработал гипотезу молекулярного строения и матричной репродукции хромосом, предвосхитившую принципиальные положения современной молекулярной биологии и генетики.

КОХ Роберт (1843-1910) — германский микробиолог, в 1905 году получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине за исследования туберкулёза.

КЮВЬЕ Жорж (1769—1832) — французский зоолог, один из реформаторов сравнительной анатомии, палеонтологии и систематики животных. Ввел понятие типа в зоологии. Установил принцип «корреляции органов», на основе которого реконструировал строение многих вымерших животных. Не признавал изменяемости видов, объясняя смену ископаемых фаун так называемой теорией катастроф.

ЛАТРЕЙЛЬ Пьер Андре (1762-1833) — был членом Парижской Академии наук, основал Энтомологическое общество Франции. Написал несколько работ по зоологии и энтомологии.

ЛАМАРК Жан Батист (1744—1829) — французский естествоиспытатель. Создал учение об эволюции живой природы (ламаркизм). Основоположник зоопсихологии.

ЛЕВЕНГУК Антони ван (1632-1723) — нидерландский натуралист, один из основоположников научной микроскопии. Изготовив линзы со 150—300-кратным увеличением, впервые наблюдал и зарисовал ряд простейших, сперматозоиды, бактерии, эритроциты и их движение в капиллярах.

ЛИННЕЙ Карл (1707—1778) — шведский естествоиспытатель, создатель системы растительного и животного мира. Впервые последовательно применил бинарную номенклатуру и построил наиболее удачную искусственную классификацию растений и животных, описал ок. 1500 видов растений. Выступал в защиту постоянства видов и креационизма.

ЛОРЕНЦ Конрад (1903-1989) — австрийский зоолог, один из создателей этологии. Разработал учение об инстинктивном поведении животных и его развитии в онто- и филогенезе (совместно с Тинбергеном); в некоторых трудах распространял биологические закономерности поведения животных на человеческое общество.

МАЖАНДИ Франсуа (1783—1855) — французский физиолог. Установил основные закономерности .распределения двигательных и чувствительных волокон в нервных корешках спинного мозга.

МАЛЫШГИ Марчелло (1628-1694) — итальянский биолог и врач, один из основателей микроскопической анатомии. Открыл капиллярное кровообращение. Описал микроскопическое строение ряда тканей и органов растений, животных и человека.

МЁЛЛЕР Герман Джозеф (1890—1967) — американский генетик, один из основоположников радиационной генетики. Экспериментально доказал возможность возникновения искусственных мутаций под действием рентгеновских лучей, участвовал в разработке хромосомной теории наследственности.

МЕНДЕЛЬ Грегор Иоганн (1822—1884) — австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм). Применив статистические методы для анализа результатов по гибридизации сортов гороха, сформулировал закономерности наследственности.

МЕЧНИКОВ Илья Ильич (1845-1916) — русский биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии. Открыл явление фагоцитоза, изложил фагоцитарную теорию иммунитета. Создал теорию происхождения многоклеточных организмов.

МИКЛУХО-МАКЛАЙ Николай Николаевич (1846-1888) — был российским этнографом, антропологом, биологом и путешественником. Активно работал в области зоологии и ботаники, антропологии и этнографии и других областях науки.

МОРГАН Томас Хант (1866—1945) — американский биолог, один из основоположников генетики. Работы Т. X. Моргана и его школы обосновали хромосомную теорию наследственности; установленные закономерности расположения генов в хромосомах способствовали выяснению цитологических механизмов законов Менделя и разработке генетических основ теории естественного отбора.

ОУЭН Ричард (1804—1892) — английский зоолог. Первым описал археоптерикса.

ПАВЛОВ Иван Петрович (1849—1936) — русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

ПАСТЕР Луи (1822—1895) — французский ученый, основоположник современной микробиологии и иммунологии. Открыл природу брожения. Опроверг теорию самозарождения микроорганизмов. Изучил этиологию многих инфекционных заболеваний.

ПИТТОН ДЕ ТУРНЕФОР, Жозеф (1656-1708) — был членом Парижской Академии наук, профессором ботаники. Сделал систематическое распределение растений.

ПЛИНИЙ Старший (23 или 24—79) — римский писатель и ученый. Автор многотомного (37 книг) труда энциклопедического характера «Естественная история», в котором 8—11-я книги посвящены животным, книги 12—19-я — растениям.

ПУРКИНЕ Ян Эвангелиста (1787—1869) — чешский естествоиспытатель. Открыл ядро яйцеклетки, предложил термин «протоплазма».

РЕЙ Джон (1627—1705) — английский биолог. Предложил первую естественную систему растений. Ввел представление об однодольных и двудольных растениях. Впервые использовал категории рода и вида в смысле, близком к современному. Автор первой сводки по флоре Англии.

СЕНТ-ИЛЕР Этьен Жоффруа (1772-1844) — французский зоолог, континентальный предшественник британского эволюциониста Ч. Дарвина и предтеча современного учения об инволюции.

ТЕОФРАСТ (372—287 до н.э.) — древнегреческий естествоиспытатель, один из первых ботаников древности. Создал классификацию растений, систематизировал накопленные наблюдения по морфологии, географии и медицинскому использованию растений.

ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич (1843—1920) — русский естествоиспытатель. Раскрыл закономерности фотосинтеза как процесса использования света для образования органических веществ в растении.

ТИНБЕРГЕН Николас (1907-1988) — нидерландский этолог и зоопсихолог. Разработал (совместно с Лоренцем) учение об инстинктивном поведении животных и его развитии в онто- и филогенезе.

УЛИССЕ Альдрованди (1522- 1605) — ученый из Италии, был гуманистом, врачом, натуралистом, ботаником, энтомологом, зоологом. Основал ботанический сад в Болонье – один из первых ботанических садов в Европе.

ФЛЕМИНГ Александр (1881-1955) — биолог из Шотландии, открыл фермент лизоцим (антибактериальный фермент) и первым выделил антибиотик пенициллин из грибов.

ФОГТ Оскар (1870—1959) — немецкий невролог, автор фундаментальных трудов по морфологии, физиологии и наследственной патологии головного мозга.

ФРИШ Карл фон (1886-1982) — немецкий физиолог, этолог. Расшифровал механизм передачи информации пчелами («танцы пчел»).

ЧЕЗАЛЬПИНО Андреа (1519-1603) — врач из Италии, был также естествоиспытателем и философом. Он первый открыл кровообращение. Систематизировал живую природу.

ЧЕТВЕРИКОВ Сергей Сергеевич (1880-1959) — советский генетик, один из основоположников эволюционной и популяционной генетики. Одним из первых связал закономерности отбора в популяциях с динамикой эволюционного процесса.

ШВАНН Теодор (1810—1882) — немецкий биолог, основоположник клеточной теории. Впервые сформулировал основные положения об образовании клеток и клеточном строении всех организмов. Открыл пепсин в желудочном соке.

ШЛЕЙДЕН Маттиас Якоб (1804-1881) — немецкий ботаник, основоположник онтогенетического метода в ботанике. Труды Шлейдена сыграли важную роль в обосновании Шванном клеточной теории.

ШПРЕНГЕЛЬ Христиан Конрад (1750-1816) — был ботаником, открыл приспособленность цветов к особенностям поведения и строения насекомых.

Русские ученые-биологи и их открытия

В статье поговорим о русских ученых-биологах. Мы рассмотрим самые значимые имена открывателей, а также познакомимся с их достижениями. Из статьи вы узнаете о тех русских ученых-биологах, которые действительно внесли весомый вклад в развитие этой науки. Каждый, кто интересуется животным и растительным миром, просто обязан знать имена, которые мы назовём ниже.

Иван Павлов

Этот учёный в советские времена даже не нуждался в том, чтобы его представляли. Однако в современном мире уже далеко не каждый человек может точно сказать, кто такой Иван Петрович Павлов. Мужчина родился в 1849 году. Самое весомое его достижение – создание учения о деятельности высшей нервной системы. Также он написал много книг по особенностям кровообращения и пищеварения. Это первый русский ученый, который получил Нобелевскую премию за достижения в рассмотрении механизмов пищеварения.

Эксперименты на собаках

Иван Павлов – русский ученый-биолог, который известен тем, что проводил эксперименты на собаках. В нашей стране есть множество анекдотов и карикатур, связанных с этим. Более того, когда речь заходит об инстинктах, все сразу вспоминают собаку Павлова. Эксперименты ученый начал проводить с 1890 года. Ему удалось выработать у животных условные рефлексы. Например, он добился того, что у собак выделялся желудочный сок после того, как они слышали звук звонка, а до этого звонка всегда предшествовал приём пищи. Особенность методики этого ученого в том, что он видел взаимосвязь между психическими и физиологическими процессами. Множественные последующие исследования подтвердили её наличие.

Первый труд издал в 1923 году. В 1926 году начал исследования в области генетики. Несколько лет работал в психиатрических клиниках. Открытия Ивана Павлова помогли многое узнать о душевных заболеваниях, а также о возможных методах их лечения. Благодаря поддержке правительства СССР, Павлов имел достаточно ресурсов для того, чтобы проводить все свои эксперименты, что и позволило добиться ему других выдающихся результатов.

Илья Мечников

Список русских ученых-биологов продолжаем известным именем И. И. Мечникова. Это известный микробиолог, который в 1908 году получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Родился в Харькове в 1845 году. В этом же городе обучался. Изучал эмбриологию в Италии, в 1868 году защитил докторскую диссертацию. В 1886 году совместно с другими учеными создал бактериологическую станцию, которая на тот момент была первой в России.

Свои первые книги писал на тему зоологии и эволюционной эмбриологии. Является автором теории фагоцителлы. Открыл явление фагоцитоза, разработал теорию сравнительной патологии воспаления. Написал огромное множество работ по бактериологии. Ставил опыты на самом себе, и таким образом доказал, что возбудителем азиатской холеры является холерный вибрион. Умер 1916 году в Париже.

Александр Ковалевский

Перечень известных русских-ученых биологов продолжим нашумевшим именем Александра Ковалевского. Это великий учёный, который был зоологом. Работал в Императорской академии наук. Родился в 1842 году. Сначала обучался дома, а затем поступил в корпус инженеров путей сообщения. После этого окончил Петербургский университет на отделении естественных наук. Защитил магистерскую и докторскую диссертации.

В 1868 году уже был профессором зоологии и работал в Казанском университете. Три года провел в Алжире и на Красном море, где занимался своими исследованиями. Большинство из них посвящены эмбриологии беспозвоночных. В 1860-х годах проводил исследования, которые позволили открыть зародышевые пласты в организмах.

Николай Вавилов

Представить список русских великих ученых биологов без имени Николая Вавилова просто невозможно. Этот человек создал учение об иммунитете растений. Также ему принадлежит открытие закона о наследственных изменениях организма и гомологических рядов. Внес значительный вклад в развитие учения о биологических видах, создал огромную коллекцию семян различных растений. Она, кстати, признана самой большой в мире.

Будущий ученый родился в Москве в 1887 году в семье купца. Был выходцем из крестьян. Какое-то время работал директором фирмы отца, которая занималась фактурами. Мать Вавилова была из семьи художника. Всего в семье было 7 детей, но трое из них умерли в раннем возрасте.

Обучение и достижения

Николай Вавилов учился в коммерческом училище, позже поступил в Московский сельскохозяйственный институт, который окончил в 1911 году. После этого начал работу на кафедре частного земледелия. С 1917 года читал лекции в Саратовском университете, через 4 года уже работал в Петрограде. Благодаря своим исследованиям описал практически все растения Заволжья и Поволжья.

Ученый более 20 лет посвятил экспедиции, которую он проводил в Средиземноморье и Средней Азии. Надолго запомнил свое путешествие в Афганистан в 1924 году. Все собранные материалы помогли Вавилову определить не только происхождение, но также и распространение растений. Его вклад просто неоценим, ведь он сильно упростил дальнейшую работу селекционеров и ботаников. Кажется невероятным, но Николаю удалось собрать более 300 тысяч различных образцов.

В 1926 году получил премию за свою деятельность, посвящённую исследованию иммунитета, происхождению растений, открытию закона гомологических рядов. Николай Вавилов является обладателем огромного ряда наград и нескольких медалей.

Однако есть и темное пятно в его биографии. Против ученого было настроено очень много партийных идеологов из-за научной деятельности его ученика Т. Лысенко. Оппозиционная кампания была направлена против исследований ученого в сфере генетики. В 1940 году Вавилову пришлось закончить всю научную работу. Более того, он был обвинён во вредительстве, и его даже арестовали. Нелегкая судьба постигла этого великого ученого в его последние годы. Он умер в тюрьме от голода в чужом городе Саратове в 1943 году.

Реабилитация

Следствие длилось более 10 месяцев, в течение которых ученого вызывали на допросы более 400 раз. После смерти этому великому русскому ученому отказали даже в отдельной могиле, в итоге он был похоронен с другими заключенными. Только в 1955 году был реабилитирован. Все обвинения касательно его деятельности были сняты.

Александр Верещак

О русских ученых-биологах, получивших Нобелевскую премию, мы уже поговорили, но это не значит, что следует забывать о других исследователях, ведь их вклад тоже существенен. Александр Верещак является русским океанологом, доктором биологических наук, профессором и членом-корреспондентом РАН.

Обучался в МГУ на биологическом факультете. В 1990 году стал доктором наук. С 2007 года возглавлял лабораторию, которая принадлежала Институту океанологии. Вот так плавно мы и перешли к рассмотрению русских ученых-биологов 21 века. Ученый написал более 100 научных работ. Основные его достижения связаны с тем, как можно применять современные методы анализа в области геоэкологии и океанологии.

Провёл более 20 погружений и 200 экспедиций. Является создателем модели гидротермальной системы. Разработал концепцию экосистемы, населенной особой фауной. С сотрудниками из других стран совместно создал методику, которая позволяет определять роль морской нано- и микробиоты. Открыл и описал более 50 видов ракообразных.

Геннадий Розенберг

Он появился на свет в 1949 году в Уфе. Его именем мы также продолжаем рассмотрение списка русских ученых-биологов 21 века. Планировал стать инженером, но вскоре возглавил лабораторию при Институте биологии. В 1987 году переехал в Тольятти. Является создателем метода анализа структуры и динамики экосистем. Создал собственную систему экологии крупных регионов для целей аналитики.

Юрий Ильин

Будущий ученый родился зимой 1941 года в Асбесте. Известный молекулярный биолог. Являлся специалистом в молекулярной генетике и биологии. В 1976 году провел исследование мобильных генов. Переоценить его значение крайне сложно, так как оно значительно продвинуло вперед всю науку. Изучал мобильные элементы эукариотов. Является создателем теории о роли мобильных генов в канцерогенезе, эволюции и мутагенезе.

Зинаида Донец

Из нашего сообщения о русских ученых-биологах кажется, что ими были только мужчины, но это не так. Зинаида Донец – профессор зоологии и доктор наук Ярославского государственного университета. Девушка обучалась в Киевском государственном университете. Защитила кандидатскую и докторскую диссертации. Написала множество работ по исследованию фауны и экологии паразитов рыб. Опубликовала более 100 работ в научных журналах.

Другие имена

Стоит отметить, что русские ученые-биологи и их открытия не всегда оценивались по достоинству. Есть много исследователей, о которых знают лишь те, кто тоже связал свою жизнь с этой наукой. Например, стоит упоминать имя Николая Кольцова – русского биолога, который считается основоположником экспериментальной биологии. Он первым создал гипотезу о молекулярном строении хромосом и их матричной репродукции. Открытие было сделано в 1928 году. Таким образом, этот выдающийся ученый предвосхитил все базовые положения современной биологии и генетики.

Нельзя не отметить русского естествоиспытателя Климента Тимирязева. Родился он в 1843 году. Является открывателем закономерностей фотосинтеза. Открыл и обосновал процесс влияния света на образование органических веществ в слоях растения.

Четвериков Сергей является талантливым советским генетиком, которого по праву считают одним из основоположников популяционной и эволюционной генетики. Это один из первых исследователей, который нашёл взаимосвязь между закономерностями отбора особей в популяции и скоростью динамики в эволюционных процессах.

Александр Тихомиров является русским ученым, который открыл искусственный партеногенез. А ведь это явление считается важнейшим разделом учения об индивидуальном развитии живого существа. Внес большой вклад в развитие шелководства в нашей стране.

Вот мы и рассмотрели информацию кратко о русских ученых-биологах и их открытиях. Однако хотелось бы ещё упомянуть несколько имён, о которых знают очень мало людей.

Стоит упомянуть Ивана Гмелина – участника Великой Северной экспедиции и натуралиста. Ученый является академическим исследователем Сибири, этнографом и ботаником. Описал более 500 видов растений Сибири. Там же прошел более 34 000 км. Написал объемный труд о флоре края.

Николай Турчанинов – первый ученый, который описал фауну Забайкалья и Прибайкалья. Собрал огромный частный гербарий. Описал всего более 2000 видов растений со всего мира. Является наиболее значимым исследователем азиатской флоры.

Также стоит упомянуть имя Андрея Фаминцына, который является открывателем семиотической природы лишайников. Также открыл симбиоз водорослей и радиолярий. Глобально исследовал искусственное освещение для растений.

На этом и завершим рассмотрение биографий русских ученых-биологов и их открытий (кратко). Мы упомянули все самые значимые имена, без которых представить русскую биологию просто невозможно. Однако, несмотря на это, есть еще множество ученых, вклад в развитие этой науки которых просто неоценим. Русские ученые-биологи достойны внимания, ведь они буквально создали базовые принципы современной науки и фактически заложили первые основы.

Знать эти имена должен каждый человек хотя бы потому, что биология – это наука о самой жизни. Подводя итоги статьи, хочется еще раз выразить уважение русским ученым-биологам, благодаря которым мы имеем возможность изучать целостную комплексную науку. Помните, что этими именами можно и нужно гордиться. Конечно, важен вклад ученых со всего мира, но мы должны знать и уважать своих собственных героев.

Самые великие биологи мира

Значение биологической науки в нашей жизни сложно переоценить. Без исследований и знаний, которые проводились учеными в этой области, медицина и фармацевтика не получили бы своего развития, человечество не было бы вооружено антибиотиками и прививками и было бы бессильно против вирусов. Поэтому так важно знать имена великих биологов, которые ценою своего здоровья, а порой и жизни, делали столь значимые научные открытия.

Великие ученые по биологии

Сам термин биология появился в конце девятнадцатого века, поэтому ученые мира , работающие в этой области ранее, именовались врачами или естествоиспытателями.

Первооткрыватели

Ниже представлен список знаменитых ученых-биологов и их открытия.

Антони ван Левенгук

Левенгук занимался исследованиями в области биологии в семнадцатом веке. В этот период наука не располагала элементарными знаниями, имеющиеся данные были очень примитивными. Помимо естественных наук Левенгук увлекался физикой и был прекрасным конструктором.

Ученый является изобретателем первого в мире совершенного микроскопа, который и позволил ему сделать открытия в области биологии: Левенгук первым описал сперматозоиды и процесс оплодотворения яйцеклетки. Также ученому принадлежит честь открытия микробов.

Чарльз Дарвин

Английский натуралист Дарвин первым сделал вывод о возможности живого организма эволюционировать. Он является автором теории о происхождении человека, которая до сих пор является одной из самых популярных в мире. Дарвин много путешествовал и наблюдал за различными живыми организмами. Множество наблюдений помогло ученому в создании его научных теорий.

Роберт Броун

Английский ученый Роберт Броун известен прежде всего как первооткрыватель возможности движения молекул, названного в его честь. Однако он совершил и ценнейшее открытие в области биологии: при изучении под микроскопом клеток растений в 1832-м году он обнаружил одинаковые круглые элементы в каждой клетке. Позднее эта клеточная органелла получила название ядро клетки, а Броун доказал существование ядра не только в клетках растений, но и клетках животных.

Карл Везе

Американский ученый Карл Везе является человеком, впервые определившим нового домена живых организмов — архей. Везе в 1990-м году создал классификацию, принципиально отличающуюся от существовавших ранее: он разделил живые организмы на 23 подгруппы.

Они находятся в пределах трех независимых доменов:

• эукариоты,
  • бактерии,
  • археи.

По мнению Везе, археи являются отдельной независимой ветвью живых существ. Воззрения ученого долго не принимались в научной среде, однако в настоящее время эта классификация является основополагающей.

Ханс Кребс

Немецкий исследователь Хан Кребс в 1932-м году впервые открыл этапы химических реакций, в ходе которых в клетках животных из аммиака образуется мочевина. Данные реакции получили название цикл Кребса, в настоящее время под этим термином понимается процесс окисления питательных веществ у животных.

Уильям Бейлис и Эрнест Старлинг

Два английских ученых-напарника в 1905-м году описали и дали название неизвестным на то время веществам — гормонам. В качестве примера они описали секретин — гормон, который регулирует выброс сока поджелудочной железы в кишечник. Также учеными была подробно описана роль гормонов в качестве химических посредников.

Ян Ингенхауз

В 1770-м году немецкий ученый Ян Ингенхауз описал процесс преобразования растениями солнечного света в энергию. В настоящее время этот процесс называется фотосинтезом. Данное открытие ученый совершил благодаря своим наблюдениям, в ходе которых он установил, что растения реагируют на свет иначе, чем на тень. Позднее было признано огромное значение этого открытия, так как было установлено, что все живое на Земле в конечном итоге зависит от фотосинтеза.

Русские исследователи

В нашей стране трудились и совершали открытия известные русские ученые-биологи. Вклад их в науку очень значителен.

Кольцов Николай Константинович

Основоположник отечественной экспериментальной биологии. В 1928-м году представил и доказал гипотезу о молекулярном строении хромосом. Данная гипотеза впоследствии стала основой современной молекулярной биологии и генетики.

Мечников Илья Ильич

Является автором теории фагоцитоза и теории происхождения многоклеточных организмов. В начале девятнадцатого века работал в области сравнительной патологии, иммунологии.

Павлов Иван Петрович

Великий русский физиолог, автор учения о высшей нервной деятельности. Является автором хронического эксперимента как метода, направленного на исследование здорового организма, и метода условных рефлексов. Представил доказательства того, что в основе всех психических процессов лежит физиологическая деятельность коры головного мозга.

Тимирязев Климент Аркадьевич

Российский биолог-естествоиспытатель. Описал закономерности фотосинтеза как процесса преобразования растениями света в энергию.

Четвериков Сергей Сергеевич

Является основоположником популярной и эволюционной генетики. Одним из первых описал закономерности отбора в активно эволюционирующих популяциях.

Основоположники науки

Биология как наука зародилась много веков назад. Многие древние мыслители закладывали фундамент естественных наук.

Авиценна

Персидский ученый, врач и философ. Жил и осуществлял свою деятельность в средние века. Автор более чем 450 трудов, является основоположником современной психофизиологии: описал четыре типа темперамента, которые человек может иметь в зависимости от преобладания в его организме определенного типа жидкости.

Аристотель

Древнегреческий ученый энциклопедист. Дал подробное описание множества животных, обитающих в Греции и близких к ней областях. Предположил, что растения и животные преобразуются в более совершенные формы, поднимаясь по лестнице природы, то есть описал основы теории эволюции.

Гален

Древнеримский врач, автор труда о частях человеческого тела, в котором дал первое в истории медицины подробное описание анатомии и физиологии человека. Первым стал использовать в научной деятельности вивисекционные эксперименты на животных. Обобщил все имеющиеся знания античной медицины, создав отдельную отрасль науки.

Рене Декарт

Английский физик, естествоиспытатель, биолог. Впервые ввел представление о рефлексе.

Диоскорид Педаний

Древнегреческий натуралист, врач и фармаколог. Одним из первых в мировой истории биологии начал исследования в области фармации и ботаники, почему и считается отцом этих наук.

Плиний старший

Древнегреческий писатель, предметом рассказов которого являлись животные и растения. Создал многотомный труд Естественная история, который является одной из древнейших энциклопедий о живых организмах.

Теофраст

Древнегреческий ученый, один из первых ботаников. Вклад Теофраста в биологию заключается в систематизации имеющихся наблюдений о местах произрастания и полезных свойствах растений, а также он создал их классификацию.

Популярные биологи и их открытия

Ниже представлен список ученых, совершивших другие ценные открытия в области биологии.

Александр Флеминг

Шотландский ученый-бактериолог. Открыл вещество лизоцим, которое является ферментом, убивающим бактерии в организме, но при этом не наносящим вреда здоровым тканям.

Вильгельм Ру

Первым из научного сообщества попытался сохранить клетки живыми вне тела их хозяина. В 1885-м году он поместил часть эмбриона курицы в солевой раствор. Ученому удалось сохранить его живым несколько дней.

Клод Бернар

Открыл явление гомеостаза человеческого организма и доказал его важность. По мнению ученого, живое тело относительно независимо от окружающей среды, хотя и нуждается в ней. Ткани человеческого организма защищены и являются сами по себе совершенной средой. Правда, эта теория получила научное признание уже после смерти Бернара.

Джеймс Самнер

Впервые в 1926-м году ученому удалось выделить фермент уреаплазму в чистом виде. Это вещество, расщепляющее мочевину на химические элементы. Для достижения этой цели ученому потребовалось 26 лет, при этом все научное сообщество того времени было уверено в том, что это невозможно, и даже после получения результата большинство коллег ученого сомневались в этом успехе. Однако достижение Самнера принесло ему Нобелевскую премию в 1946-м году.

Фредерик Сэнгер

Сэнгер — единственный человек в истории, удостоенный двух Нобелевских премий в области химии. Вторую награду он получил совместно со своим коллегой и товарищем Уолтером Гилбертом. В 1977-м году ученые опубликовали метод, позволяющий выяснять последовательность строительных блоков в сети ДНК. Данный метод стал настоящим прорывом в области медицины, эволюционной биологии, стал незаменимым в уголовном праве.

Список биологов

Биология — древняя наука, имеющая несколько отраслей. В разные периоды ее изучением и развитием занималось множество изобретателей. Краткий список знаменитых исследователей биологии — в таблице .

Гиппократ470-360 до н. э.
Клавдий Гален130-200 н. э.
Авиценна980-1048 г.
Леонардо да Винчи1452-1519 г.
Андреас Везалий1514-1564 г.
Томас Морган1866-1943 г.
Владимир Вернадский1863-1945 г.
Иван Шмальгаузен1884-1963 г.

Хронология открытий

Многие ученые, находясь и работая в разных уголках мира, помогали своим коллегам, трудящимся на том же поприще.

Множество открытий было совершено на базе знаний, сформированной годами и даже веками ранее:

1. В 1831-м году Роберт Броун при изучении под микроскопом клеток растений, добытых им в Австралии, обратил внимание, что каждая из них имеет круглый непрозрачный элемент. Ученый назвал его ядром клетки. Немецкий естествоиспытатель Теодор Шванн, узнав об открытии своего коллеги, стал искать нечто подобное и в клетках животных: изучению подверглись клетки головастиков. Гипотеза Шванна подтвердилась, ядро было найдено и в клетках животных. На тот период времени это открытие было революционным: оно доказывало связь всего живого на планете.
  2. Спустя почти век после обнаружения ядра клетки немецкий ученый Карл Везе совершил следующее потрясшее научный мир открытие. До того момента считалось, что мир животных состоит из двух больших классов: бактерии (простейшие) и эукариоты (все остальные). Отличались они только расположением ДНК — у простейших она располагалась у стенок клетки, у эукариотов — в ядре. Карл Везе, изучая бактерии, выделяющие метан, обнаружил неизвестную на тот момент их особенность: стена клетки была уникальной и выделяла необычные энзимы. Ученый обнаружил, что данная форма жизни отличается от уже известных. Представители данного вида способны выжить даже в самой агрессивной среде, на дне океана или на нескольких километрах в глубине земли. Этот тип был назван археями.
  3. Еще примерно 30 лет спустя немецкий зоолог Уолтер Флемминг опубликовал труд, в котором он описывает процесс деления клетки, и хотя ученым было известно и ранее об этом факте относительно живой клетки, первооткрывателем в этом вопросе считается именно Флемминг. В процессе работ над этим вопросом ученый использовал мощнейший микроскоп, с помощью которого ему удалось обнаружить определенные структуры, которые он назвал хромосомами. Картинка деления клетки стала ясна для ученого, и он смог подробно описать деление клетки, назвав данный процесс митозом.
  4. Цепочку открытий в области размножения и деления клеток продолжил немецкий биолог Август Вейсман. Биологу принадлежит идея о том, что в определенный момент развивающийся организм дает сигнал клеткам, ответственным за размножение, разделить хромосомы пополам. Данный процесс получил название мейоза.

Разумеется, это лишь крошечная часть всех открытий человечества в области биологии. Много столетий подряд биологи, биохимики, естествоиспытатели всего мира направляли силы своих умов для развития области знаний, связанной с биологией. Многие их мысли, действия и умозаключения перекликались, давая возможность развития науке, и развитие это продолжается и в настоящее время. 2 умножить на 0 изучайте по ссылке.

По материалам представленной статьи предлагается пройти тест, целью которого является выявление степени усвоения информации.

Условия тестирования: необходимо выбрать правильный ответ из предложенных. Правильный ответ может быть только один.

1. Автором труда Естественная история является:

а. Плиний Старший.

2. Впервые обнаружил ядро клеток:

3. Автором знаменитой теории условных рефлексов является: