Термины по биологии для 9 класса – список основных биологических определений и понятий

Химия, Биология, подготовка к ГИА и ЕГЭ

Цитология Одноклеточные Обмен веществ и энергии
Гомеостаз Фагоцитоз Пинооцитоз Прокариоты Эукариоты Кариоплазма Цитоплазма Эукариоты Органойд Кроссинговер Бивалент Митоз Амитоз Мейоз Гаплойдные клетки Унивалент Синапсис Рекомбинация генов Нити веретена деления Репликация (ДНК) Центромера Онтогенез Филогенез Гаметы Зигота Бластула Гаструла Нейрула Метаморфоз Имаго Пубертатный периодХламидомонада

Биологические термины цитологии

Гомеостаз (гомо — одинаковый, стасис — состояние ) — поддержание постоянства внутренней среды живой системы. Одно из свойств всего живого.

Фагоцитоз (фаго — пожирать, цитос — клетка) — захват и переваривание клетками крупных твердых частиц. Фагоцитозом питаются многие простейшие. С помощью фагоцитоза, иммунные клетки, уничтожают чужеродные микроорганизмы.

Пиноцитоз (пино — пью, цитос — клетка) — захват клетками жидкости (вместе с растворенными веществами).

Прокариоты, или доядерные (про — до, карио — ядро) — одноклеточные организмы наиболее примитивного строения. Прокариотические клетки не имеют оформленного ядра, нет ядерной мембраны, генетическая информация представлена одной кольцевой (иногда линейной) хромосомой. У прокариот отсутствуют мембранные органоиды, за исключением фотосинтезирующих органелл у цианобактерий. К прокариотическим организмам относятся Бактерии и Археи.

Эукариоты, или ядерные (эу — хорошо, карио — ядро) — одноклеточные и многоклеточные организмы, имеющее оформленное ядро. Имеют более сложную организацию, по сравнению в прокариотами.

Кариоплазма (карио — ядро, плазма — содержимое) —жидкое содержимое ядра клетки.

Цитоплазма (цитос — клетка, плазма — содержимое) — внутренняя среда клетки. Состоит из гиалоплазмы (жидкой части) и органойдов.

Органоид, или органелла (орган — инструмент, ойд — подобный) — постоянное структурное образование клетки, выполняющее определенные функции.

Кроссинговер — обмен участками гомологичных хромосом, происходит в профазу I мейоза

В профазе 1 мейоза, каждая из уже скрученных двухроматидных хромосом тесно сближается с гомологичной ей. Это называется конъюгация (ну путать с конъюгацией инфузорий).

Пара сблизившихся гомологичных хромосом называется бивалентом.

Затем хроматида перекрещивается с гомологичной (несестренской) хроматидой на соседней хромосоме (с которой образован бивалент).

Места скрещивания хроматид называется хиазмами. Хиазмы открыл в 1909 году бельгийский ученый Франс Альфонс Янсенс.

А потом кусочек хроматиды отрывается в месте хиазмы и перескакивает на другую (гомологичную т.е. несестренскую) хроматиду.

Произошла рекомбинация генов. Результат: часть генов перекочевало с одной гомологичной хромосомы на другую.

До кроссинговера одна гомологичная хромосома обладала генами от материнского организма, а вторая от отцовского. А после обе гомологичные хромосомы обладают генами как материнского так и отцовского организма.

Значение кроссинговера таково: в результате этого процесса образуются новые комбинации генов, следовательно, больше наследственная изменчивость, следовательно, больше вероятность появления новых признаков, которые могут оказаться полезными.

Митоз – непрямое деление эукариотической клетки.

Основной тип деления клеток у эукариот. При митозе происходит равномерное, одинаковое распределение генетической информации.

Митоз проходит в 4 фазы (профаза, метафаза, анафаза, телофаза). Образуются две одинаковых клетки.

Термин ввел в употребление Вальтер Флеминг.

Амитоз – прямое, «неправильное» деление клетки. Первым описал амитоз Роберт Ремак. Хромосомы не спирализуются, репликации ДНК не происходит, нити веретена деления не образуются, ядерная мембрана не распадается. Происходит перетяжка ядра, с образованием двух неполноценных ядер, с , как правило, неравномерно распределенной наследственной информацией. Иногда даже клетка не делится, а просто образуется двухядерной. После амитоза клетка теряет способность к митозу. Этот термин ввел в употребление Вальтер Флеминг.

Мейоз – деление эукариотической клетки, в результате которого образуются гаплоидные клетки. Мейоз представляет собой два последовательных деления, между которыми не происходит репликации ДНК – поэтому и набор гаплоидный.

Гаплоидные клетки (n) – клетки содержащие одинарный набор хромосом, вместо стандартного диплоидного (2n). Унивалент – неспаренные, единичные хромосомы.

Синапсис (конъюгация) – тесное сближение гомологичных хромосом, происходит в профазу I мейоза перед кроссинговером.

Рекомбинация генов – перетасовка генов.

Нити веретена деления – состоящая из микротрубочек структура, образующаяся при делении клетки. Служит «рельсами» по которым растаскиваются хромосомы. Образуются центриолями клеточного центра.

Репликация ДНК – самоудвоение молекулы ДНК. Сначала происходит раскручивание молекулы, осуществляется под действием ферментов хеликаз, Затем на каждой цепи синтезируется комплиментарная ей, осуществляется с помощью фермента ДНК-полимеразы.

Центромера – место соединения сестринских хроматид и прикрепления нити веретена деления.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма, совокупность преобразований, последовательно происходящих с ним с момента зарождения (образование зиготы при половом размножении или отделении от материнской особи при бесполом) до смерти (или до следующего деления особи).

Филогенез – историческое развитие организмов.

Гаметы – половые клетки. Имеют гаплоидный набор хромосом. Мужская гамета называется сперматозоид, а женская – яйцеклетка. Ооцит первого порядка – заготовка для яйцеклетки, диплоидная. Ооцит второго порядка – это яйцеклетка, гаплоидная.

Зигота – первая клетка будущего организма, образовавшаяся при слиянии сперматозоида и яйцеклетки (оплодотворения). Имеет диплоидный набор хромосом.

Бластула – многоклеточный однослойный зародыш. Клетки, образующие бластулу, называются бластомерами. Делятся митозом, при том не увеличиваются в размере.

Гаструла – следующая, за бластулой стадия эмбрионального развития. Образуется путем впячивания стенки бластулы внутрь бластоцеля. Гаструла состоит из двух, а в конце из трех слоев, называемых зародышевыми листками:

  • эктодермы(внешнего слоя),
  • энтодермы(внутреннего слоя) и
  • мезодермы (среднего слоя).

Нейрула — стадия эмбрионального развития, следующая за гаструлой. На этой стадии образуется нервная трубка, хорда, кишечная трубка.

Метаморфоз – радикальные преобразования, превращения, которые претерпевает организм в ходе онтогенеза.

Имаго – взрослая особь насекомого. Уже прошедшая все стадии онтогенеза. Не линяет и не растет. Пубертатный период – период полового созревания. В этом периоде происходит ряд перестроек, в результате которых особь становится способна и готова к продолжению рода (половому размножению).

Биологические термины одноклеточных

Вольвокс

колониальная зеленая водоросль. У вольвокса наблюдаются первые предпосылки многоклеточности:

специализация клеток на вегетативные и генеративные.

Основные биологические термины (Словарь)

Словарь основных биологических терминов и понятий

А

АБИОТИЧЕСКАЯ СРЕДА – совокупность неорганических условий (факторов) обитания организмов. К ним относят состав атмосферного воздуха, состав морских и пресных вод, почвы, температуру воздуха и почвы, освещение и другие факторы.

АГРОБИОЦЕНОЗ – совокупность организмов, обитающих на землях, занятых посевами и посадками сельскохозяйственных культур. В А. растительный покров создаётся человеком и состоит обычно из одного-двух культивируемых растений и сопутствующих им сорняков.

АГРОЭКОЛОГИЯ – раздел экологии, изучающий закономерности организации искусственных растительных сообществ, их структуру и функционирование.

АЗОТФИКСИРУЮЩИЕ БАКТЕРИИ – бактерии, способные усваивать азот воздуха с образованием соединений азота, доступных для использования другими организмами. Среди А.б. есть как свободно живущие в почве, так и сосуществующие при взаимной выгоде с корнями высших растений.

АНТИБИОТИКИ – специфические химические вещества, образуемые микроорганизмами и способные даже в малых количествах оказывать избирательное действие на другие микроорганизмы и клетки злокачественных опухолей. В широком смысле к А. относят также антимикробные вещества тканей высших растений (фитонциды). Первый А. был получен в 1929 году Флемингом (хотя пе- ницилл использовался русскими врачами гораздо раньше). Термин «А.» предложил в 1942 году З. Ваксман.

АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ – факторы влияния человека на окружающую среду. Влияние человека на растения может быть как положительным (выращивание растения, борьба с вредителями, охрана редких видов и биоценозов), так и отрицательным. Отрицательное влияние человека может быть непосредственным – вырубка лесов, сбор цветущих растений, вытаптывание растительности в парках и лесах, опосредованным – через загрязнение среды, уничтожение насекомых-опылителей и т.д.

Б

БАКТЕРИИ – царство живых организмов. Отличаются от организмов других царств строением клетки. Одноклеточные или объединённые в группы микроорганизмы. Неподвижные или подвижные – со жгутиками.

БАКТЕРИЦИДНОСТЬ – способность соков растений, кровяной сыворотки животных и некоторых химических веществ убивать бактерии.

БИОИНДИКАТОРЫ – организмы, особенности развития или количество которых служат показателями природных процессов или антропогенных изменений среды обитания. Многие организмы могут существовать только в определённых, часто узких границах изменений факторов среды обитания (химического состава почвы, вод, атмосферы, климатических и погодных условий, присутствия других организмов). Например, лишайники и некоторые хвойные деревья служат Б. чистоты воздуха. Водные растения, их видовой состав и численность являются Б. степени загрязнения вод.

БИОМАССА – суммарная масса особей вида, группы видов или сообщества организмов. Выражается обычно в единицах массы (граммах, килограммах), отнесённых к единице площади или объёма местообитания (гектар, кубический метр). Около 90% Б. всей биосферы составляют наземные растения. Остальная часть приходится на водную растительность.

БИОСФЕРА – область распространения жизни на Земле, состав, структура и энергетика которой определяются совместной деятельностью живых организмов.

БИОЦЕНОЗ – сложившаяся в процессе эволюционного развития совокупность растений и животных в цепи питания, влияющих друг на друга в ходе борьбы за существование и естественного отбора (растения, животные и микроорганизмы, населяющие озеро, долину реки, сосновый лес).

В

ВИД – основная единица в систематике живых организмов. Совокупность особей, обладающих рядом общих признаков и способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определённую территорию.

ВСХОЖЕСТЬ – способность семян за установленный срок при определённых условиях давать нормальные проростки. Выражают всхожесть в процентах.

ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ – сложные многоклеточные организмы с хорошо выраженными вегетативными органами, приспособленные, как правило, к жизни в наземной среде.

Г

ГАМЕТА – половая клетка. Обеспечивает передачу наследственной информации от родителей потомкам.

ГАМЕТОФИТ – половое поколение в жизненном цикле растений, развивающихся с чередованием поколений. Образуется из споры, производит гаметы. У высших растений Г. только у мхов представлен листостебельным растением. У остальных он слабо развит и недолговечен. У плаунов, хвощей и папоротников Г. – это заросток, который производит и мужские и женские гаметы. У покрытосеменных растений женский Г. – это зародышевый мешок, а мужской – пыльца. Растут по берегам рек, на болотах и влажных полях (тростник, рогоз).

ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ – органы, выполняющие функцию полового размножения. У цветковых растений – цветки и плоды, точнее – пылинка и зародышевый мешок.

ГИБРИДИЗАЦИЯ – объединение наследственного материала разных клеток в одной. В сельском хозяйстве – скрещивание разных сортов растений. См. также Селекция.

ГИГРОФИТЫ – растения влажных мест обитания. Растут на болотах, в воде, во влажных тропических лесах. У них плохо развита корневая система. Слабо развиты древесина и механические ткани. Могут впитывать влагу всей поверхностью тела.

ГИДРОФИТЫ – водные растения, прикреплённые к грунту и погружённые в воду только нижней частью. В отличие от гигрофитов имеют хорошо развитые проводящие и механические ткани, корневую систему. Но много межклетников и воздушных полостей.

ГЛИКОГЕН – углевод, полисахарид. Его разветвлённые молекулы построены из остатков глюкозы. Энергетический резерв многих живых организмов. При его расщеплении образуется глюкоза (сахар) и выделяется энергия. Обнаружен в печени и мышцах позвоночных животных, в грибах (дрожжах), в водорослях, в зерне некоторых сортов кукурузы.

ГЛЮКОЗА – виноградный сахар, один из самых распространённых простых сахаров. У зелёных растений образуется из углекислого газа и воды в результате фотосинтеза. Участвует во многих реакциях обмена веществ.

ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – наиболее древние из семенных растений. Большинство – вечнозелёные деревья и кустарники. Представители голосеменных растений – хвойные растения (ель, сосна, кедр, пихта, лиственница).

ГРИБЫ – царство живых организмов. Сочетают признаки как растений, так и животных, а также имеют особенные признаки. Существуют как одноклеточные, так и многоклеточные грибы. Тело (мицелий) состоит из системы ветвящихся нитей.

ГУМУС (ПЕРЕГНОЙ) – комплекс специфических тёмноокрашенных органических веществ почвы. Получается в результате преобразования органических остатков. В значительной степени определяет плодородие почвы.

Д

ДВУДОМНЫЕ РАСТЕНИЯ – виды растений, у которых мужские (тычиночные) и женские (пестичные) цветки находятся на разных особях (ива, тополь, облепиха, актинидия).

ДИФФЕРЕНЦИРОВКА – возникновение различий между однородными клетками и тканями.

ДРЕВЕСИНА – водопроводящая ткань растений. Основной проводящий элемент – сосуды: мёртвые одревесневшие половые клетки. Включает и волокна, осуществляющие опорную функцию. Характеризуется ежегодными приростами: различают раннюю (весеннюю) и позднюю (летнюю) древесину.

ДЫХАНИЕ – одна из основных жизненных функций, совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, его использование в химических реакциях, а также – удаление из организма углекислого газа и некоторых других продуктов обмена веществ.

Ж

ЖИВОТНЫЕ – царство живых организмов. В отличие от большинства растений, животные питаются готовыми органическими веществами, имеют ограниченный во времени рост тела. Их клетки не имеют целлюлозной оболочки. В процессе эволюции у животных развились системы органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и т.д.

ЖИЗНЕННАЯ ФОРМА РАСТЕНИЯ – общий внешний вид растения. Различают деревья, кустарники, кустарнички, травы.

ЖИЛКОВАНИЕ ЛИСТЬЕВ – система проводящих пучков в листовых пластинках, по которым осуществляется транспорт веществ. Различают параллельное, дуговидное, пальчатое, перистое Ж.л.

З

ЗАКАЗНИКИ – небольшие участки временно охраняемой территории с ограничением хозяйственной деятельности и посещения людей. В заказниках сохраняют отдельные виды растений или животных.

ЗАПОВЕДНИКИ – большие территории, где сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс. Здесь запрещена любая хозяйственная деятельность человека.

ЗАРОДЫШ – организм в ранний период развития.

ЗИГОТА – клетка, образующаяся в результате слияния двух гамет.

ЗОНАЛЬНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ – естественная растительность, характеризующая природные пояса и зоны (тундру, тайгу, степь, пустыню и др.).

И

ИММУНИТЕТ – невосприимчивость, сопротивляемость, способность организма защищать свою целостность. Частное проявление И. – невосприимчивость к инфекционным заболеваниям.

ИНДИКАТОРЫ – см. индикаторные растения и Биоиндикаторы.

ИНДИКАТОРНЫЕ РАСТЕНИЯ – растения или растительные сообщества, тесно связанные с определёнными экологическими условиями и позволяющие качественно и количественно оценивать их по присутствию этих растений или сообществ. И.р. используются при оценке механического состава, степени кислотности и засоления почв, при поисках пресных вод в пустынях и некоторых полезных ископаемых. Например, на содержание в почве свинца указывают виды овсяницы и полевицы; цинка – виды фиалки и ярутки; меди и кобальта – смолёвки, многие злаки и мхи.

ИСПАРЕНИЕ – переход воды в газообразное состояние. Главный орган, испаряющий воду у растения через устьица – лист. Вместе с корневым давлением обеспечивает постоянный ток воды через корни, стебли и листья. Испарение предотвращает перегрев растения.

К

КАЛЬЦЕФИЛЫ – растения, обитающие на щёлочных почвах, богатых кальцием. Щёлочные почвы можно определить по растительности: ветреница лесная, таволга шестилепестная, лиственница.

КАЛЬЦЕФОБЫ – растения, избегающие известняковых почв. Эти растения способны связывать тяжёлые металлы, избыток которых в кислых почвах им не вредит. Например, торфяные мхи.

КАМБИЙ – однорядный слой клеток образовательной ткани, образующий внутрь от себя клетки древесины, а наружу – клетки луба.

КАРОТИНЫ – оранжево-жёлтые пигменты. Синтезируются растениями. Богаты К. зелёные листья (особенно шпината), корни моркови, плоды шиповника, смородины, томата. К. – сопровождающие пигменты фотосинтеза. Окислённые производные К. – ксантофиллы.

КЛЕЙКОВИНА – белки, содержащиеся в пшеничном зерне и, соответственно, в муке. Остаются в виде эластичного сгустка после удаления крахмала из пшеничного теста. От свойств К. в значительной степени зависят хлебопекарные качества пшеничной муки.

КЛЕТКА – основная единица всех живых организмов, элементарная живая система. Может существовать как отдельный организм (бактерии, некоторые водоросли и грибы, простейшие растения и животные) или в составе тканей многоклеточных организмов.

КОНУС НАРАСТАНИЯ – верхушечная зона побега или корня, образованная клетками образовательной ткани. Обеспечивает рост побега и корня в длину. К.н. побега защищён зачаточными листьями, а кончик нарастания корня – корневым чехликом.

КОНЦЕНТРАЦИЯ – количество вещества, находящееся в единице объёма или массы.

КОРНЕВАЯ СИСТЕМА – совокупность корней одного растения. Степень развития К.с. зависит от среды обитания. Человек может воздействовать на развитие К.с. растения (окучивание, пикировка, обработка почвы). Различают стержневую и мочковатую К.с.

КОРНЕВИЩЕ – многолетний подземный побег, который позволяет растению пережить неблагоприятные условия.

КРАХМАЛОНОСНЫЕ (КРАХМАЛИСТЫЕ) КУЛЬТУРЫ – культурные растения, которые возделывают для получения крахмала (картофель, кукуруза). Накапливается крахмал в клубнях или плодах.

КРАХМАЛЬНЫЕ ЗЁРНА – включения в пластидах клеток растений. Рост К.з. происходит путём наложения новых слоёв крахмала на старые, поэтому зёрна имеют слоистую структуру.

КРЕМНЕЗЁМ – двуокись кремния (кварц, кварцевый песок).

КРОНА – надземная (выше штамба) разветвлённая часть дерева.

КСАНТОФИЛЛЫ – природные пигменты из группы каротинов, их кислородсодержащие производные. Содержатся в листьях, цветках, плодах и почках высших растений, а также во многих водорослях и микроорганизмах. Участвуют в фотосинтезе в качестве дополнительных пигментов. В сочетании с другими пигментами создают осенью окраску листьев.

КСЕРОФИТЫ – растения сухих местообитаний, способные благодаря ряду приспособительных признаков переносить перегрев и обезвоживание.

КУТИКУЛА – слой жирового вещества, покрывающего плёнкой листья, стебли или плоды. Малопроницаем для воды, болезнетворных организмов.

КУЩЕНИЕ – ветвление, при котором боковые побеги появляются из почек, находящихся у поверхности земли и под землёй.

Л

ЛАКМУС – красящее вещество, получаемое из некоторых лишайников. Водный настой Л. – фиолетового цвета, синеющий от действия щёлочей и краснеющий от действия кислот. Как индикатор в химии используется «лакмусовая бумажка» – фильтровальная бумага, окрашенная раствором Л. С помощью Л. можно определить кислотность водного настоя почвы.

ЛАНДШАФТ – 1) вид местности, 2) ландшафт географический – территория, в пределах которой рельеф, климат, растительный покров и животный мир образуют типичные очертания, придающие всей территории единство и отличающие её от соседних территорий.

ЛЕЙКОПЛАСТЫ – бесцветные пластиды растительной клетки. Могут иметь разную форму. Одна из основных функций – синтез и запас питательных веществ: крахмала, масел. Могут превращаться в хлоропласты.

ЛИСТОВАЯ МОЗАИКА – расположение листьев, обеспечивающее освещение каждого листа побега. Возможно, благодаря способности черешка листа долго расти и поворачивать листовую пластинку к свету.

ЛИСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ – порядок размещения листьев на стебле. Различают очерёдное, супротивное и мутовчатое Л.

ЛУБ – ткань растений, обеспечивающая транспорт продуктов фотосинтеза от листьев к местам потребления и отложения в запас. Основной проводящий элемент – живые ситовидные трубки. Волокна Л. выполняют механическую функцию. В основных клетках Л. откладываются и запасные питательные вещества.

М

МАСЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ – культурные растения, которые возделывают для получения жирных масел (подсолнечник, соя, горчица, клещевина, лён масличный, кунжут и др.). Большинство М.к. накапливают масло в семенах и плодах.

МЕЖДОУЗЛИЕ – участок стебля между двумя соседними узлами. У розеточных растений (одуванчик, маргаритка), укороченных побегов деревьев (яблоня, берёза), некоторых соцветий (зонтик, корзинка) М. очень короткие или отсутствуют.

МЕЖКЛЕТНИКИ – пространства между клетками. Могут быть заполнены воздухом или водой (реже).

МЕЖКЛЕТОЧНОЕ ВЕЩЕСТВО – вещество, соединяющее клетки друг с другом. Соединение может быть плотным (в покровной ткани) или рыхлым (в запасающей ткани).

МЕЗОФИТЫ – растения, обитающие в условиях с достаточным, но не избыточным увлажнением почвы. Большая часть растений средней полосы России, есть в тропиках и субтропиках.

МИКОЛОГИЯ – раздел биологии, изучающий грибы.

МИКРОБИОЛОГИЯ – раздел биологии, изучающий микроорганизмы. Основной объект М. – бактерии. Однако термин «бактериология» применяется преимущественно в медицине. Традиционным объектом М. служат и дрожжи (царство грибов).

МНОГОЛЕТНИЕ РАСТЕНИЯ – деревья, кустарники, кустарнички и травянистые растения, живущие более двух лет. Могут цвести и плодоносить.

МОЛЕКУЛА – мельчайшая частица вещества, которая обладает основными химическими свойствами данного вещества. Состоит из одинаковых или различных атомов.

МОРФОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ – наука, изучающая строение растения и его формы.

МОЧКОВАТАЯ КОРНЕВАЯ СИСТЕМА – образуется при слабом росте или отмирании главного корня и интенсивном развитии придаточных корней (лютик, подорожник, пшеница).

МХИ (МОХОВИДНЫЕ) – отдел высших растений. Чаще всего это наземные многолетние растения. Тело состоит из стебля и листьев.

МУЛЬЧИРОВАНИЕ – покрытие поверхности почвы разными материалами в целях борьбы с сорняками, сохранения почвенной влаги и структуры. Для М. используются органические материалы: торфяная крошка, мелкий навоз, солома, а также бумага, картон и т.д. М. способствует повышению урожая сельскохозяйственных культур.

Н

НАДЗЕМНОЕ ПРОРАСТАНИЕ СЕМЯН – способ прорастания семян, при котором семядоли выносятся на поверхность (редька, гречиха, фасоль, липа).

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ – большие территории, как правило, расположенные в живописных местах, на которых сохранились природные комплексы особой ценности. В отличие от заповедников, большая часть Н.п. открыта для посещения людей.

НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ – подцарство растений. Тело Н.р. (слоевище или таллом) не расчленено на корень, стебель и лист. Такие организмы имеют особое строение клеток, обмен веществ. К Н.р. относят только водоросли (см. Таллом). Ранее относили бактерии, лишайники, водоросли, грибы, т.е. все организмы кроме высших растений и животных.

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ – сложные органические соединения, биологическая роль которых заключается в хранении и передаче наследственной информации.

mozok.click

  • На головну
  • Контакти
  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Словарь биологических терминов за 9 класс

Адаптация (от латин. adapto — приспосабливаю) — приспособление живых организмов к определенным условиям среды обитания. все адаптации являются результатом эволюционного процесса на основе естественного отбора.

Аллель (от латин. allelos — противоположный) — одно из возможных состояний (вариантов) гена, определяющего альтернативные варианты развития определенного признака.

Биологическая систематика (от греч.

sistematicos — упорядоченный, относящийся к системе) — раздел биологии, формирующий единую систему живого мира на основе выделения биологических таксонов (систематических единиц) и соответствующих названий, составляющихся по определенным правилам (биологической номенклатуры).

Биотехнология — совокупность промышленных методов, применяемых для производства различных веществ с использованием живых организмов, биологических процессов или явлений.

Вектор (от латин. vector — несущий) — специальная молекула ДНК, созданная на основе ДНК вирусов или плазмид, содержащая нужный ген, транспортирующая его в клетку и встраивающая в ее генетический аппарат.

Вид — совокупность популяций особей, сходных между собой по

строению, функциям, месту в сообществах организмов, населяющих определенный ареал и свободно скрещивающихся между собой в природе.

Ген (от греч. henos — род) — отдельный участок ДНК, отвечающий за формирование одного или нескольких признаков организма.

Генетика (от латин. genetica — происхождение) — наука, изучающая наследственность и изменчивость живых организмов.

Генетический код — соответствие между всеми возможными вариантами триплетов РНК и аминокислотами, которые они кодируют.

Генетически модифицированные организмы (ГМО) — организмы, генотип которых был изменен с помощью методов генетической инженерии с использованием технологии рекомбинантных ДНК.

Геном (от нем. genom — род) — совокупность всей генетической информации организма, включающий как гены, так и некодирующие участки ДНК.

Генотип — совокупность всех генов организма, расположенных в ядрах клеток (в хромосомах) или в структурах цитоплазмы (пластидах, митохондриях, плазмидах). Генотип является наследственной основой организма. Он является носителем генетической информации, контролирующей формирование всех признаков организма, то есть его фенотипа.

Гидрофильность (от греч. hydro — вода и philia — любовь, дружба) — способность некоторых веществ хорошо взаимодействовать с водой.

Гидрофобность (от греч. hydro — вода и phobos — страх) — свойство некоторых веществ плохо взаимодействовать с водой.

Домен — таксон наивысшего ранга, включающий несколько царств живых организмов.

Естественный отбор — дифференцированное выживание и размножение особей, наиболее приспособленных к определенным условиям существования.

Изменчивость — свойство живых организмов меняться.

Консументы — гетеротрофные организмы экосистем, которые получают органические вещества, питаясь другими живыми организмами.

Локус (от латин. locus — место) — место расположения аллелей определенного гена на хромосоме.

Метаболизм (от греч. metabole — изменение, превращение) — закономерный порядок превращения веществ и энергии в клетке, направленный на ее рост, сохранение и самовоспроизведение.

Модификации — фенотипические изменения, возникающие под влиянием условий среды. Моди-фикационные изменения признака не наследуются, но их диапа-

зон (норма реакции) генетически обусловлен и наследуется.

Мутуализм (от латин. mutuus — взаимный) — взаимовыгодное сосуществование двух видов (простейшие, способные переваривать клетчатку, и растительноядные животные, в кишечнике которых они живут).

Наследственность (способность живых организмов передавать особям следующего поколения морфоанатомические, физиологические, биохимические особенности своей организации, а также характерные черты становления этих особенностей в процессе онтогенеза.

Ноосфера (от греч. noos — ум, sphera — сфера) — определенное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится определяющим фактором ее развития.

Органеллы (от слова «орган» и греч. elos — вид) — относительно постоянная структура в составе клеток живых организмов, имеющая характерное строение и выполняющая определенные функции.

Паразитизм — сосуществование двух видов, при котором один вид использует другой как среду обитания и источник питания.

Популяция (от латин. populus — народ) — это совокупность особей одного вида, воспроизводящих себя на протяжении большого числа поколений, длительное время занимающих определенную территорию, функционирующих и развивающихся в одном или нескольких сообществах живых организмов.

Продуценты — автотрофные организмы экосистем, продуцирующие органические вещества.

Редуценты — гетеротрофные организмы экосистем, которые получают органические вещества, питаясь остатками живых организмов или продуктами их жизнедеятельности. Редуценты превращают мертвую органику в простые органические и неорганические вещества.

Рекомбинация — процесс, когда цепочки ДНК разрываются на отдельные фрагменты, которые затем объединяются в другом порядке. Чаще всего рекомбинация происходит в клетках эукариот во время мейоза. Проходит она в профазе первого деления и известна под названием «кроссинговер» (перекрест хромосом).

Репликация (от латин. replicatio — отражать) — процесс удвоения ДНК перед делением клеток.

Селекция (от латин. selectio — выбор, отбор) — наука о методах создания новых сортов и гибридов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

Созревание белка — процесс, при котором некоторые участки синтезированных белков могут вырезаться специальными ферментами, а сам белок может менять свою форму, объединяться с другими белками или присоединять к себе небелковую часть.

Транскрипция (от латин.

transcriptio — переписывание) — процесс синтеза цепи иРНК по образцу одной из цепей ДНК.

Трансляция (от латин. translatio — перенос) — процесс синтеза белковой молекулы из аминокислот согласно информации молекулы РНК.

Фенотип (от греч. phaino — обнаруживаю, typos — отпечаток, образ,— совокупность свойств и признаков организма, сформировавшихся на основе взаимодействия генотипа с условиями внешней среды.

Филогенетическое дерево — схема, отражающая эволюционные связи между таксонами, для которых она строится.

Хемосинтез (от латин. chemo — химия, synthesis — сочетание) — процесс образования органических веществ из неорганических, происходящий за счет энергии химических реакций.

Центры происхождения культурных растений — районы, в которых происходил процесс одомашнивания культурных растений.

Эволюционная теория — научное объяснение механизмов эволюции.

Эволюционные факторы — явления и процессы, изменяющие генофонд популяции.

Эволюция (от латин. evolutio — развертывание) — процесс изменения живых организмов, приводящий к появлению их новых форм

Экосистема — совокупность живых организмов, населяющих определенное местообитание и образующих с ним единое целое.

Термины по биологии для 9 класса — список основных биологических определений и понятий

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Э

Австралопитеки — сочетали признаки, характерные для современных человекообразных обезьян и человека.

Адаптация — совокупность морфологических, физиологических, поведенческих и других наследуемых особенностей вида.

Архантропы — первые настоящие люди с человеческим строением скелета и объемом мозга 700 — 1100 см3.

Атавизмы — восстановленные у потомков признаки их отдаленных предков.

Биологический вид — репродуктивно изолированная группа популяций, в пределах которой скрещивание особей дает жизнеспособное плодовитое потомство.

Биологический прогресс — успех в борьбе за существование, ведущий к увеличению численности.

Биосфера — оболочка Земли, преобразованную жизнедеятельностью организмов.

Биоценоз — сообщество совместно обитающих популяций различных видов.

Болезнь цивилизации — заболевания, широко распространены среди населения промышленно развитых стран.

Брахиация — это быстрый способ передвижения по деревьям, свойственный только человекообразным

Вакцинация — классический и наиболее эффективный способ борьбы с вирусными инфекциями.

Вид — группа популяций, тем или иным способом изолированных от скрещения с другими видами.

Вирусы — возбудители огромного количества заболеваний.

Гаметогенез — процесс образования половых клеток.

Ген — элементарный носитель наследственной информации, представляющий собой определенный участок ДНК.

Генотип — совокупность генов, лежащих в их основе.

Географическое видообразование — результат адаптации пространственно изолированных популяций к местным условиям обитания.

Гибрид — потомок от скрещивания различных родителей, в том числе принадлежащих разным чистым линиям.

Гомеостаза — сохранения постоянства внутренней среды.

Дивергенция — известная форма эволюции, которая является следствием изменчивости потомков одних и тех же родителей.

Дифференциальное центрифугирование — в этом процессе происходит разделение смеси клеточных субъединиц по массе с помощью центробежной силы.

Дифференцировка — разделение клеток различных тканей по функциям и строению в зависимости от их положения в зародыше.

Диффузия — тепловое движение молекул в сторону уменьшения их концентрации.

ДНК — представляет собой двойной ряд нуклеотидов, «сшитых» в продольном и поперечном направлении.

Дробление — образование почти ничем не отличающихся клеток.

Естественный отбор — результат борьбы за существование.

Жизненная форма — группа организмов, имеющих сходные приспособления для обитания в одинаковой среде.

Жизнь — способ существования открытых систем, обладающих всем комплексом свойств живого.

Закон градации — все живые организмы стремятся к совершенству. Такое стремление Ламарк считал главным фактором эволюции.

Закон наследования благоприобретенных признаков — приспособительные черты, приобретенные родителями в процессе индивидуальной жизни, непосредственно наследуются их потомками.

Закон прямого влияния среды — среда изменяет организм в направлении наибольшего приспособления к ней. Например, в холодном климате увеличиваются длина и густота шерсти.

Закон упражнения органа — упражнение органа усиливает его, а неупражнение ослабляет. Так, интенсивное упражнение руки может ее усилить.

Зигота — первая клетка нового организма с диплоидным набором хромосом.

Идиоадаптация — частные приспособления, в основе которых лежит оптимизация немногих функциональных систем организма.

Иммунитет — способность защищать организм от внешних вторжений.


Клетка — единица строения, функционирования и развития любого организма.

Клеточный цикл — жизнь клетки от деления до деления (от образования до разделения на две дочерних).

Компартментализация — мембранные органеллы, которые позволяют проводить реакции при более высокой концентрации реагенов.

Конвергенция — процесс эволюции, ведущих к образованию аналогичных органов.

Консументы — потребители готовых органических веществ, представленных телами живых и мертвых организмов

Контрастное окрашивание — метод основывается на подборе реагентов для окрашивания микроскопического препарата с целью выделить определенные органеллы клетки и их структурные части.

Косвенные методы — объединяют разнообразные способы проверки гипотез о функциях клетки по изменению концентрации веществ, потребляемых и выделяемых клеткой.

Критерия вида — свойства, позволяющие систематикам установить видовую самостоятельность той или иной группы популяций.

Кроссинговер — явление перекреста хромосом во время их конъюгации в мейозе, с последующим обменом частями.

Макромолекулы — сложные химические соединения, которые производятся только живыми организмами, а вне их тела вскоре теряют основные свойства.

Мейоз (или редукционное деление) — способ деления ядра клеток, в результате которого происходит уменьшение числа хромосом.

Метод радиомечения — основан на введении в клетку радиоизотопов, движение которых улавливают приборы.

Митоз — способ деления, при котором каждая из дочерних клеток получает точную копию генетического материала родительской клетки.

Мутация — случайные изменения в структуре наследственного аппарата.

Наследственность — способность потомков воспроизводить в индивидуальном развитии свойства предков в ряду поколений.

Неоантропы — относящиеся к виду человек разумный. Лицо неоантропа отличает высокий лоб, отсутствие надглазничного валика, хорошо выраженный подбородочный выступ.

Нуклеотиды — строительный блок для больших, а часто и огромных молекул нуклеиновых кислот.

Обратная связь — процесс зависит от своего результата.

Онтогенез — процесс реализации наследственной программы, полученной от родителей.

Оптимум — наиболее благоприятное для вида сочетание условий.

Организм — очень сложная и целостная система.

Осмотическая регуляция — контроль за обменом солей и воды между межклеточной жидкостью и внешней средой.

Отрицательная обратная связь — отрицательное влияние результата на процесс.

Палеоантропы — вымерший вид людей, живший от Европы и Северной Африки до Средней Азии. По облику они были похожи на современных людей, но отличались некоторой сутулостью.

Параллелизм — процесс эволюции гомологичных органов у различных потомков общего предка, независимо ведущий к сходному результату.

Положительная обратная связь — положительное влияние результата на процесс.

Популяция — группа особей одного вида, длительно населяющая определенное пространство и воспроизводящая себя в течении большого числа поколений.

Признак — особенность, по которой можно отличить один организм от другого.

Продуценты — производители органических веществ из неорганических компонентов под воздействием энергии из внешнего источника

Прямая связь — связь между процессом нагревания-охлаждения и его результатов.

Размножение — присущее всем организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Расщепление — различие гибридных потомков по признакам, унаследованным от родителей.

Регенерация — яркий пример регуляции. Утрата жизненно важной части вызывает восстановительный процесс.

Регресс — противоположное биологическому прогрессу: проигрыш в борьбе за существование, ведущий к сокращению численности.

Редуценты — разрушители органических веществ до более простых, в конечном счете неорганических компонентов.

Ресурсы — факторы среды, за использование которых организмы конкурируют между собой.

Рудименты — утратившие свои функции и уменьшенные в размерах органы, представленные в развитой форме у отдаленных предков.

Саморегуляцией — способы влияния на ход процесса в зависимости от достигнутого результата.

Селекция — наука о создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

Статическая устойчивость — камень устойчив к разрушению за счет прочной связи между элементами его структуры — молекулами.

Трофический уровень организма — положение организма в пищевой цепи.

Управление — регулировка системы внешними силами.

Уровни организации живого — рассмотренные нами типы структур и взаимосвязей в живом веществе.

Условия среды — факторы, которые влияют на организм, но не испытывают существенного обратного влияния с его стороны.

Факторы эволюции — изменчивость, наследственность и естественный отбор.

Фенотип — совокупность наблюдаемых признаков организма.

Ферменты — молекулы белков, работающие как биологические катализаторы, в тысячи раз увеличивающие скорость химических реакций.

Фотосинтез — основной источник жизни.

Хлорофилл — пигмент способный поглощать энергию света.

Цепь питания (трофическая цепь) — последовательность организмов, в которой каждый предыдущий служит пищей последующему.

Циология — наука о клетке

Чистая линия — наследственно однородная группа растений или животных, которая устойчиво наследует свои признаки потомкам и не дает расщепления при скрещивании.

Экологическая ниша — совокупность требований вида к экологическим факторам, или условия, необходимые для жизни данного вида.

Экологическое видообразование — результат адаптации совместно обитающих форм к различным условиям жизни путем экологической изоляции.

Экология — наука, которая изучает взаимодействие организмов, популяций, сообществ и экосистем с их живым и неживым окружением.

Экосистема — единство биотических и абиотических (вода, воздух, почва) компонентов природы.

Электронная микроскопия — позволяет регистрировать потоки электронов, которые огибают структурные элементы клетки, превращая их в световое изображение.

Электрофорез — этот метод разделяет высокомолекулярные органические соединения по скорости их прохождения через вязкую жидкость в слабом электрическом поле

Эмбриональная индукция — явление взаимной обусловленности развития соседних частей эмбриона.

Энергетический обмен — биологическое окисление органических молекул

Сборник терминов по биологии 9 класс

Термины по биологии для 9 класса – список основных биологических определений и понятий – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Австралопитеки – сочетали признаки, характерные для современных человекообразных обезьян и человека.

Адаптация – совокупность морфологических, физиологических, поведенческих и других наследуемых особенностей вида.

Архантропы – первые настоящие люди с человеческим строением скелета и объемом мозга 700 – 1100 см3.

Атавизмы – восстановленные у потомков признаки их отдаленных предков.

Биологический вид – репродуктивно изолированная группа популяций, в пределах которой скрещивание особей дает жизнеспособное плодовитое потомство.

Биологический прогресс – успех в борьбе за существование, ведущий к увеличению численности.

Биосфера – оболочка Земли, преобразованную жизнедеятельностью организмов.

Биоценоз – сообщество совместно обитающих популяций различных видов.

Болезнь цивилизации – заболевания, широко распространены среди населения промышленно развитых стран.

Брахиация – это быстрый способ передвижения по деревьям, свойственный только человекообразным

Вакцинация – классический и наиболее эффективный способ борьбы с вирусными инфекциями.

Вид – группа популяций, тем или иным способом изолированных от скрещения с другими видами.

Вирусы – возбудители огромного количества заболеваний.

Гаметогенез – процесс образования половых клеток.

Ген – элементарный носитель наследственной информации, представляющий собой определенный участок ДНК.

Генотип – совокупность генов, лежащих в их основе.

Географическое видообразование – результат адаптации пространственно изолированных популяций к местным условиям обитания.

Гибрид – потомок от скрещивания различных родителей, в том числе принадлежащих разным чистым линиям.

Гомеостаза – сохранения постоянства внутренней среды.

Дивергенция – известная форма эволюции, которая является следствием изменчивости потомков одних и тех же родителей.

Дифференциальное центрифугирование – в этом процессе происходит разделение смеси клеточных субъединиц по массе с помощью центробежной силы.

Дифференцировка – разделение клеток различных тканей по функциям и строению в зависимости от их положения в зародыше.

Диффузия – тепловое движение молекул в сторону уменьшения их концентрации.

ДНК – представляет собой двойной ряд нуклеотидов, “сшитых” в продольном и поперечном направлении.

Дробление – образование почти ничем не отличающихся клеток.

Естественный отбор – результат борьбы за существование.

Жизненная форма – группа организмов, имеющих сходные приспособления для обитания в одинаковой среде.

Жизнь – способ существования открытых систем, обладающих всем комплексом свойств живого.

Закон градации – все живые организмы стремятся к совершенству. Такое стремление Ламарк считал главным фактором эволюции.

Закон наследования благоприобретенных признаков – приспособительные черты, приобретенные родителями в процессе индивидуальной жизни, непосредственно наследуются их потомками.

Закон прямого влияния среды – среда изменяет организм в направлении наибольшего приспособления к ней. Например, в холодном климате увеличиваются длина и густота шерсти.

Закон упражнения органа – упражнение органа усиливает его, а неупражнение ослабляет. Так, интенсивное упражнение руки может ее усилить.

Зигота – первая клетка нового организма с диплоидным набором хромосом.

Идиоадаптация – частные приспособления, в основе которых лежит оптимизация немногих функциональных систем организма.

Иммунитет – способность защищать организм от внешних вторжений.

Клетка – единица строения, функционирования и развития любого организма.

Клеточный цикл – жизнь клетки от деления до деления (от образования до разделения на две дочерних).

Компартментализация – мембранные органеллы, которые позволяют проводить реакции при более высокой концентрации реагенов.

Конвергенция – процесс эволюции, ведущих к образованию аналогичных органов.

Консументы – потребители готовых органических веществ, представленных телами живых и мертвых организмов

Контрастное окрашивание – метод основывается на подборе реагентов для окрашивания микроскопического препарата с целью выделить определенные органеллы клетки и их структурные части.

Косвенные методы – объединяют разнообразные способы проверки гипотез о функциях клетки по изменению концентрации веществ, потребляемых и выделяемых клеткой.

Критерия вида – свойства, позволяющие систематикам установить видовую самостоятельность той или иной группы популяций.

Кроссинговер – явление перекреста хромосом во время их конъюгации в мейозе, с последующим обменом частями.

Макромолекулы – сложные химические соединения, которые производятся только живыми организмами, а вне их тела вскоре теряют основные свойства.

Мейоз (или редукционное деление) – способ деления ядра клеток, в результате которого происходит уменьшение числа хромосом.

Метод радиомечения – основан на введении в клетку радиоизотопов, движение которых улавливают приборы.

Митоз – способ деления, при котором каждая из дочерних клеток получает точную копию генетического материала родительской клетки.

Мутация – случайные изменения в структуре наследственного аппарата.

Наследственность – способность потомков воспроизводить в индивидуальном развитии свойства предков в ряду поколений.

Неоантропы – относящиеся к виду человек разумный. Лицо неоантропа отличает высокий лоб, отсутствие надглазничного валика, хорошо выраженный подбородочный выступ.

Нуклеотиды – строительный блок для больших, а часто и огромных молекул нуклеиновых кислот.

Обратная связь – процесс зависит от своего результата.

Онтогенез – процесс реализации наследственной программы, полученной от родителей.

Оптимум – наиболее благоприятное для вида сочетание условий.

Организм – очень сложная и целостная система.

Осмотическая регуляция – контроль за обменом солей и воды между межклеточной жидкостью и внешней средой.

Отрицательная обратная связь – отрицательное влияние результата на процесс.

Палеоантропы – вымерший вид людей, живший от Европы и Северной Африки до Средней Азии. По облику они были похожи на современных людей, но отличались некоторой сутулостью.

Параллелизм – процесс эволюции гомологичных органов у различных потомков общего предка, независимо ведущий к сходному результату.

Положительная обратная связь – положительное влияние результата на процесс.

Популяция – группа особей одного вида, длительно населяющая определенное пространство и воспроизводящая себя в течении большого числа поколений.

Признак – особенность, по которой можно отличить один организм от другого.

Продуценты – производители органических веществ из неорганических компонентов под воздействием энергии из внешнего источника

Прямая связь – связь между процессом нагревания-охлаждения и его результатов.

Размножение – присущее всем организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Расщепление – различие гибридных потомков по признакам, унаследованным от родителей.

Регенерация – яркий пример регуляции. Утрата жизненно важной части вызывает восстановительный процесс.

Регресс – противоположное биологическому прогрессу: проигрыш в борьбе за существование, ведущий к сокращению численности.

Редуценты – разрушители органических веществ до более простых, в конечном счете неорганических компонентов.

Ресурсы – факторы среды, за использование которых организмы конкурируют между собой.

Рудименты – утратившие свои функции и уменьшенные в размерах органы, представленные в развитой форме у отдаленных предков.

Саморегуляцией – способы влияния на ход процесса в зависимости от достигнутого результата.

Селекция – наука о создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

Статическая устойчивость – камень устойчив к разрушению за счет прочной связи между элементами его структуры – молекулами.

Трофический уровень организма – положение организма в пищевой цепи.

Управление – регулировка системы внешними силами.

Уровни организации живого – рассмотренные нами типы структур и взаимосвязей в живом веществе.

Условия среды – факторы, которые влияют на организм, но не испытывают существенного обратного влияния с его стороны.

Факторы эволюции – изменчивость, наследственность и естественный отбор.

Фенотип – совокупность наблюдаемых признаков организма.

Ферменты – молекулы белков, работающие как биологические катализаторы, в тысячи раз увеличивающие скорость химических реакций.

Фотосинтез – основной источник жизни.

Хлорофилл – пигмент способный поглощать энергию света.

Цепь питания (трофическая цепь) – последовательность организмов, в которой каждый предыдущий служит пищей последующему.

Циология – наука о клетке

Чистая линия – наследственно однородная группа растений или животных, которая устойчиво наследует свои признаки потомкам и не дает расщепления при скрещивании.

Экологическая ниша – совокупность требований вида к экологическим факторам, или условия, необходимые для жизни данного вида.

Экологическое видообразование – результат адаптации совместно обитающих форм к различным условиям жизни путем экологической изоляции.

Экология – наука, которая изучает взаимодействие организмов, популяций, сообществ и экосистем с их живым и неживым окружением.

Экосистема – единство биотических и абиотических (вода, воздух, почва) компонентов природы.

Электронная микроскопия – позволяет регистрировать потоки электронов, которые огибают структурные элементы клетки, превращая их в световое изображение.

Электрофорез – этот метод разделяет высокомолекулярные органические соединения по скорости их прохождения через вязкую жидкость в слабом электрическом поле

Эмбриональная индукция – явление взаимной обусловленности развития соседних частей эмбриона.

Энергетический обмен – биологическое окисление органических молекул

Термины по биологии для 9 класса – список основных биологических определений и понятий

Австралопитеки – сочетали признаки, характерные для современных человекообразных обезьян и человека.

Адаптация – совокупность морфологических, физиологических, поведенческих и других наследуемых особенностей вида.

Архантропы – первые настоящие люди с человеческим строением скелета и объемом мозга 700 – 1100 см3.

Атавизмы – восстановленные у потомков признаки их отдаленных предков.

Термины по биологии для 9 класса – список основных биологических определений и понятий

Биология. Обязательные понятия, термины школьного курса

© Джамеев В. Ю., 2018

© ООО «Издательство «Эксмо», 2018

Биология как наука. Методы научного познания

Биология (от греч. «биос» – жизнь, «логос» – слово, наука) – система наук о живой природе, изучающих строение, функции, происхождение, развитие живых существ и их взаимосвязь с окружающей средой.

Гомеостаз – способность биологических систем поддерживать относительное постоянство химического состава, строения и свойств.

Раздражимость – универсальное свойство живого реагировать на внешние и внутренние воздействия, которое лежит в основе приспособления организма к условиям окружающей среды и способствует их выживанию.

Движение – способность живого к активному перемещению тела организма или его частей в пространстве.

Рост – увеличение массы и линейных размеров организма в процессе индивидуального развития.

Развитие – появление качественных различий в структуре и функциональной активности организма в процессе онтогенеза.

Воспроизведение – свойство организмов образовывать себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. В основе воспроизведения клеток и организмов лежит процесс репликации ДНК.

Наблюдение – целенаправленный процесс восприятия объектов и явлений непосредственно или с использованием технических устройств, результаты которого фиксируются в описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение.

Измерение – количественная оценка любых показателей биологических объектов, таких как масса, линейные размеры, содержание веществ, активность ферментов, интенсивность процесса, урожайность, продуктивность и др.

Гипотеза – предположительное суждение о закономерной связи явлений.

Эксперимент (опыт) – метод научного исследования свойств или явлений в контролируемых и управляемых условиях, служащий для установления причинных связей между феноменами. Используется для проверки гипотезы.

Теория – система знаний, идей или принципов, дающая возможность прогнозировать определённые явления.

Клетка как биологическая система

Клетка – элементарная единица строения, жизнедеятельности и размножения живых организмов. В клетке осуществляются процессы обмена веществ и энергии, хранения, реализации и передачи наследственной информации.

Эукариоты – домен (надцарство) живых организмов, клетки которых содержат ядро. Домен объединяет три царства: Животные, Растения и Грибы.

Прокариоты – одноклеточные живые организмы, не имеющие оформленного клеточного ядра и мембранных органелл. К прокариотам относят два домена: Бактерии и Археи.

Органические вещества – углеродсодержащие соединения, имеющие углерод-углеродные связи.

Крахмал – основное запасное вещество растений, которое является смесью двух гомополисахаридов: амилозы, имеющей линейную структуру, и разветвлённого амилопектина. Мономером обоих компонентов является глюкоза.

Гликоген – запасной полисахарид животных и грибов. Разветвлённый гомополимер, мономерными единицами которого является глюкоза.

Целлюлоза, или клетчатка, – основной опорный полисахарид растений, неразветвлённый гомополимер, мономерными единицами которого является глюкоза.

Липиды – разнородная в химическом отношении группа гидрофобных веществ. Различают ацильные (жиры, масла, фосфолипиды, воска) и терпеноидные (холестерол, стероидные гормоны) липиды.

Белки – неразветвлённые гетерополимеры нерегулярного строения, мономерами которых являются аминокислоты, связанные пептидными связями.

Аминокислота – органическое соединение, имеющее аминогруппу, карбоксильную группу и радикал.

Нуклеиновые кислоты – неразветвлённые гетерополимеры нерегулярного строения, мономерами которых являются нуклеотиды.

Нуклеотид – соединение, образованное азотистым основанием (аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т), урацил (У) или цитозин (Ц)), остатком сахара-пентозы (рибозы или дезоксирибозы) и остатком ортофосфорной кислоты.

ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) – двухцепочечный биополимер, мономерами которого являются дезоксирибонуклеотиды (А, Т, Г, Ц). Функции ДНК – хранение и передача наследственной информации.

РНК (рибонуклеиновая кислота) – одноцепочечный полинуклеотид, состоящий из четырёх типов нуклеотидов (А, У, Г, Ц). Существует несколько типов РНК, выполняющих специфические функции. Вирусные РНК бывают одно- и двуцепочечные.

Матричная (информационная) РНК (мРНК или иРНК) – РНК, используемая в качестве матрицы для синтеза полипептидных цепей.

Транспортная РНК (тРНК) – РНК, участвующая в синтезе белка. Определённые типы тРНК связывают специфические протеиногенные аминокислоты и доставляют их к рибосомам, где участвуют в переносе аминокислот на синтезирующуюся полипептидную цепь.

Рибосомная РНК (рРНК) – РНК, входящая в состав рибосом и участвующая в процессе трансляции (синтезе белка).

Плазмалемма (плазматическая мембрана) – молекулярная структура, состоящая из бислоя полярных липидов и белков. Отделяет содержимое клетки от внешней среды и регулирует обменные процессы между ними.

Ядро – область эукариотической клетки, ограниченная от цитоплазмы двойной мембраной и содержащая генетический материал в виде линейных молекул ДНК, формирующих с белками хромосомы.

Ядрышко – область ядра, формирующаяся участками хромосом, содержащих тандемные повторы генов, кодирующих гены рибосомных РНК и белков. Эти участки хромосом принято называть ядрышковыми организаторами.

Цитоскелет – клеточный каркас, образованный структурами трёх типов: микрофиламентами, промежуточными филаментами и микротрубочками. Обеспечивает поддержание формы клетки, участвует в процессах экзо- и эндоцитоза, внутриклеточного транспорта и клеточного деления.

Микрофиламенты – нитеподобные структуры, которые состоят из двух перекрученных цепей, образованных путём полимеризации глобулярного белка актина. Микрофиламенты формируют в цитоплазме пучки параллельно ориентированных нитей или трёхмерную сеть.

Микротрубочки – элементы цитоскелета, представляющие собой полые цилиндры, образованные димерами глобулярного белка тубулина.

Промежуточные филаменты – элементы цитоскелета, занимающие по толщине промежуточное положение между микрофиламентами и микротрубочками.

Клеточный центр – немембранная органелла клеток животных, которая является главным центром организации микротрубочек. Участвует в формировании веретена деления в процессе клеточного деления, а также жгутиков и ресничек.

Рибосома – немембранная органелла клетки, обеспечивающая биосинтез белка. Состоит из большой и малой субъединиц. Локализуется в цитоплазме и на мембранах эндоплазматического ретикулума.

Эндоплазматический ретикулум – одномембранная органелла, представляющая собой разветвлённую систему уплощённых цистерн, канальцев и пузырьков. Обеспечивает синтез и транспорт веществ. Различают два типа эндоплазматического ретикулума: шероховатый является местом синтеза белков, а в гладком осуществляется синтез и преобразование липидов и углеводов.

Комплекс Гольджи – одномембранная органелла эукариотической клетки, обеспечивающая химическую модификацию и выведение из клетки полимерных веществ, синтезированных в эндоплазматическом ретикулуме, а также образование лизосом.

Лизосома – небольшая одномембранная органелла, которая содержит комплекс гидролитических ферментов, поддерживает в полости кислую среду и участвует в гидролизе поглощённых клеткой пищевых частиц и нефункциональных частей клетки.

Работа с терминами на уроках биологии

Методические рекомендации

Пособие содержит справочные материалы по этимологии и семантике наиболее часто употребляемых биологических терминов. Работа с терминами иностранного происхождения должна способствовать повышению общей грамотности учащихся. В пособии приведены примеры заданий для организации работы с терминами при изучении разделов «Человек и его здоровье» и «Общая биология», опираясь на которые, учитель сможет самостоятельно организовать работу с терминоэлементами.

Введение

Овладение системой понятий по предмету – залог эффективности учебного процесса при обучении учащихся любой дисциплине и, конечно, биологии и экологии.

Термин – это «слово или словосочетание – название определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства» (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1991). Таким образом, термин может служить названием понятия и отражать содержание понятия. Термины школьного курса биологии и экологии связаны с понятиями науки и входят в определение понятия.

Так как многие термины имеют иностранное происхождение, необходимо ознакомить учащихся со смысловым (семантическим) значением термина, его русским переводом. Такая работа будет способ-ствовать основательному усвоению понятий и лучшему запоминанию терминов.

Понятия, составляющие содержание курса биологии (экологии), очень разнообразны и находятся в постоянном развитии. В каждом изучаемом разделе учитель должен выделить основные понятия, обеспечить развитие понятий, установить внутри- и межпредметные связи. Поэтому целенаправленная работа над осмыслением каждого термина, формулировки, определения, правильным пониманием сущности понятий приводит к глубокому запоминанию учебного материала. Такое осмысление названо семантизацией, в котором нуждаются и термины иностранного происхождения, и русские названия.

Предложенные задания по темам разделов «Человек» и «Общая биология» для организации работы с терминами могут включаться учителем в процесс формирования понятий, осуществляемых по схеме: «ощущение – представление – понятие» на этапе перехода от представлений к понятиям.

Можно использовать логический прием анализа и синтеза в системе перехода от этимологического значения (происхождения) термина к его семантике, т.к. в большинстве случаев смысловое значение термина совпадает с основным содержанием того понятия, которое определено термином. Проанализировав термин, определив слова, его составляющие, необходимо произвести синтез смыслового значения слов, составляющих термин. Так определяется понятийное значение термина. Например, в отдельных случаях необходимо прежде всего познакомить школьников с переводом двух терминоэлементов, слагающих термин: airo в переводе с греческого означает «поднимаю» и morphosis в переводе с греческого – «форма» или «вид». Соединив смысловое содержание двух указанных слов, образующих термин, учащиеся сами определяют его смысловое значение: ароморфоз – это такой путь эволюции, который не только совершенствует форму организма, но и способствует повышению его общей организации, обеспечивая преимущества в новой среде обитания. Но в некоторых случаях дословный перевод нельзя отождествлять с понятийным значением термина. Необходимо привести дополнительную информацию и рассуждения, которые помогут выйти на смысловое значение термина. Перевод с латинского языка терминоэлемента degenerare означает «вырождаться». Поэтому учитель прежде сообщает, что некоторые организмы живут в условиях, обеспечивающих их жизнедеятельность без особых усилий со стороны организмов, ввиду чего у них наблюдается некоторое упрощение в строении. Такой путь эволюции связан с упрощением в строении и называется дегенерацией, что означает «вырождение». Перевод терминоэлемента дает опору для запоминания сущности термина.

При организации работы с терминами нужно использовать учебник и дополнительные литературные источники, давая задания следующего характера: «Пользуясь указателем терминов, найдите на соответствующих страницах освещение понятийного значения данного термина». Или: «Пользуясь указателем терминов, найдите объяснение термина. Выясните сущность этого явления, опираясь на смысловое значение данного термина». Таким образом, необходимо использовать разнообразные приемы работы с терминами и понятиями.

Отдельные терминоэлементы в заданиях выделены знаком «*» (звездочкой), они предназначены для конструирования терминов, отсутствующих в тексте параграфов действующих учебников, однако знание смыслового содержания подобных терминов необходимо. Учитель по своему усмотрению может разнообразить приемы работы с предложенным материалом, комбинируя задания, заменяя их.

Словарь наиболее распространенных терминоэлементов (составляющих частей терминов) позволит создать свои задания.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина “Schoolstyle.ru”. В магазине Вы можете приобрести школьную форму для мальчиков и девочек из натуральных высококачественных тканей. Все модели формы позволяют регулировать полноту по мере роста детей. На каждом этапе покупки и после неё консультации для клиентов по любым вопросам относительно формы. Для родительского комитета, который покупает на класс действуют скидки от суммы покупки, а также скидки для многодетных и малоимущих семей и индивидуальные скидки. Посмотреть каталог товаров, цены и оформить заказ Вы сможете на сайте, который расположен по следующему адресу: http://schoolstyle.ru/.

Пособие может быть использовано на уроках и при подготовке учащимися домашних заданий, а также для повторения материала при поступлении в средние и высшие учебные заведения.

Раздел «Человек и его здоровье»

Темы: «Кровь», «Кровообращение»

Задание 1

A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Leucos (греч.) – белый, бесцветный.
Cardio (греч.) – сердце.
Myos (греч.) – мышца.
Peri (греч.) – около.
Thrombos (греч.) – пробка, затычка, ком.
Haima (греч.) – кровь.
Philia (греч.) – любовь.
Erythros (греч.) – красный.
Poesis (греч.) – сотворение.
Cytos (греч.) – клетка.
Endo (греч.) – внутри.
Immunitas (лат.) – освобождение.
Systole (греч.) – сокращение.
Anti (греч.) – против.
Transplantatio (лат.) – пересаживание.
Capillaris (лат.) – волосяной.
Agglutinatio (лат.) – приклеивание.
Arteria (греч.) – артерия.
Arteriacus (греч.) – относящийся к трахее.
Phagos (греч.) – пожираю.
Klappe (нем.) – крышка, заслонка.
Lympha (лат.) – влага, чистая вода.
Pulsus (лат.) – удар.
Globus (греч.) – шарик.
Hyper (греч.) – сверх.
Hypo (греч.) – под, вниз.
Tonus (греч.) – давление.
Cor, cordis (лат.) – сердце.
Vena (лат.) – кровеносный сосуд.
Corona (лат.) – венец, венок.
Diastema (греч.) – расстояние, интервал.

Задание 2

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании 1.

Б. Обозначьте термином основное содержание понятия.

1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют . .
2. Жидкая соединительная ткань – . .
3. Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – . .
4. Кровяной сгусток – . .
5. Плазма крови без фибриногена – . .
6. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин – . .
7. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – . .
8. Форменные элементы крови, белые кровяные тельца – . .
9. Форменные элементы крови, плоские, подвижные безъядерные образования неправильной формы, кровяные пластинки – . .
10. Человек, дающий кровь для переливания, – . .
11. Человек, принимающий кровь, – . .
12. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микроорганизмов и иных чужеродных тел – . .
13. Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов – . .
14. Культура ослабленных или убитых микроорганизмов, вводимых в организм человека, – . .
15. Препарат готовых антител, выделенных из крови животных, которые были специально заражены, – . .
16. Природное или искусственное соединение, способное вызвать иммунный ответ, – . .
17. Белки, синтезирующиеся в организме в ответ на присутствие антигена, – … .
18. Состояние повышенной чувствительности организма к антигенам – … .
19. Склеивание и агрегация антигенов под воздействием агглютининов – . .
20. Дыхательный пигмент, способный обратимо связывать кислород, состоящий из гема (комплексного соединения Fe 2+ с порфирином) и белка глобина, – . .
21. Тканевая жидкость организма, циркулирующая по каналам лимфатической системы, – . .
22. Вид лейкоцитов, способных проникать через стенки сосудов, поглощать и переваривать болезнетворные микроорганизмы, – . .

Задание 3

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании 1.

Б. По основному содержанию понятий определите соответствующие термины.

1. К органам кровообращения относят . и . .
2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца к внутренним органам, – … .
3. Сосуды, по которым кровь течет от внутренних органов к сердцу, – . .
4. Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями, – . .
5. Путь крови от левого предсердия до правого желудочка – . .
6. Путь крови от правого предсердия до левого желудочка – . .
7. Самый широкий кровеносный сосуд – . .
8. Четырехкамерный мышечный орган, работающий в течение всей жизни, – . .
9. Способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, без внешних раздражителей, – . .
10. Сосуды, снабжающие сердце кровью, – . .
11. Ритмические колебания стенок сосудов – . .
12. Недостаточная физическая подвижность – . .
13. Повышение кровяного давления – . , понижение – . .
14. Период сокращения сердечной мышцы – . .
15. Период расслабления сердечной мышцы – . .
16. Околосердечная сумка из плотной соединительной ткани – . .
17. Складки, вдающиеся в просвет сосудов и разделяющие отделы сердца, – . .
18. Заболевание, вызывающее несвертываемость крови и повышенную кровоточивость сосудов, – . .
19. Пересадка ткани или органа от донора к реципиенту – . .

Тема: «Нервная регуляция функций. Органы чувств»

Задание 4

A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Otos (греч.) – ухо.
Lithos (греч.) – камень.
Ахоп (греч.) – ось, стержень.
Meta (греч.) – между, после.
Mediator (греч.) – посредник.
Secretio (лат.) – отделение.
Sensus (лат.) – восприятие.
Liquor (лат.) – жидкость.
Glia (греч.) – клей.
Vegetatio (лат.) – возбуждение.
Hypo (греч.) – под, вниз, снизу.
Stress (англ.) – напряжение.
Nervalis (лат.) – нервный, сухожильный.
Myops (греч.) – близорукий.
Optice (греч.) – оптика.
Catarracta (греч.) – пороги, водопад.
Retina (лат.) – сетчатка.
Pigmentum (лат.) – краска.
Efferensis (лат.) – выносящий.
Endon (греч.) – внутри.
Ophtalmicus (греч.) – глазной врач, окулист.
Oculus (лат.) – глаз, око.
Afferens (лат.) – приносящий.
Synapsis (греч.) – соединение, связь.
Accomodatio (лат.) – приспособление.
Recipero (лат.) – вновь получать, восстанавливать.
Dendron (греч.) – дерево.
Para (лат.) – около.
Reflexus (лат.) – изгиб, обратное движение.
Instinctus (лат.) – побуждение.
Auricula (лат.) – ухо, ушная раковина.
Vestibulum (лат.) – площадка перед домом, преддверие.
Bi- (лат.) – двойной.
Sensus (лат.) – восприятие, чувство, ощущение.
Phone (греч.) – звук.
Refractaire (франц.) – невосприимчивый.

Задание 5

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании 4.

Б. Подберите, опираясь на содержание понятия, соответствующий термин.

1. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой, – . .
2. Путь, по которому проходит нервный импульс от органов чувств к рабочему органу, – . .
3. Один из способов регуляции и координации работы органов и их систем в организме, осуществляемый нервной системой, – . .
4. Клетка нервной ткани – . .
5. Клеточные элементы нервной ткани, не способные к электрическому возбуждению, выполняющие опорную, защитную, питательную функции, – . .
6. Скопление тел нервных клеток – . .
7. Скопление отростков (аксонов) нервных клеток, покрытое оболочкой, – . .
8. Длинный, мало ветвящийся отросток нервной клетки – . .
9. Короткие, сильно ветвящиеся отростки нерв-ной клетки, напоминающие ветки дерева, – . .
10. Электрический сигнал, бегущий по нервному волокну, – . .
11. Снижение возбудимости нервной клетки, сопровождающее возникновение потенциала дейст-вия, – . .
12. Чувствительные образования нервной системы, воспринимающие и преобразующие раздражители из внешней и внутренней среды, – . .
13. Система органов, совокупность специализи-рованных частей в организме, позволяющая воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую из внешней и внутренней среды, – . .
14. Система органов, осуществляющая контроль организма в целом и его частей, обеспечивая интеграцию и координацию работы его органов и их систем, – . .
15. Передний отдел центральной нервной системы, расположенный в черепной коробке, – . .
16. Отдел центральной нервной системы, тяж нервной ткани, лежащий в позвоночном канале, – . .
17. Жидкость, циркулирующая в канале спинного мозга, мозговых желудочках и между мозговыми оболочками, – . .
18. Специализированный контакт, образованный двумя нервными клетками или нейроном и волокнами, – . .
19. Физиологически активные вещества, посредством которых в нервной системе осуществляются контактные межклеточные взаимодействия, – . .
20. Часть нервной системы, контролирующая и регулирующая работу внутренних органов, – .
21. Отдел вегетативной нервной системы, регулирующий восстановительные процессы в организме, – . .
22. Отдел вегетативной нервной системы, приводящий организм в состояние готовности к активным действиям, – . .
23. Отдел вегетативной нервной системы, нервные центры которого лежат автономно в стенках внутренних органов, обладающих моторной активностью, – . .
24. Динамическое постоянство внутренней среды организма, поддерживаемое в постоянно изменяющихся условиях среды, – . .
25. Нерв, несущий нервный импульс к органу, – . .
26. Нерв, проводящий нервный импульс от мозга к периферии, – . .
27. Совокупность нейроспециализированных реакций организма, адаптационная реакция в ответ на воздействие факторов среды, требующая напряжения работы систем органов, – . .
28. Зрение, при котором расположенный пред-мет видится двумя глазами одновременно, – . .
29. Слуховое восприятие звуковой волны одновременно двумя ушами – .
30. Орган чувств, воспринимающий положение тела в пространстве и участвующий в обеспечении поддержания равновесия, – . .
31. Орган зрения животных, парное образование, оптическая система из рецепторного отдела и устройства для фокусировки – . .
32. Орган слуха и равновесия человека, периферическая часть слухового анализатора, – . .
33. Внутренняя светочувствительная оболочка глаза, выстилающая глазное дно, преобразующая световое раздражение в нервный импульс, – . .
34. Клетки, преобразующие механическую энергию звуковых колебаний в нервный импульс, – . .
35. Твердые образования, расположенные в органах равновесия позвоночных организмов, – . .
36. Высокоспециализированные органы, воспринимающие действие на организм раздражителей, периферическая часть сенсорных систем, – . .

Ссылка на основную публикацию