Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) – жизнь и творчество великого писателя
Карамзин Николай Михайлович (1766 — 1826)
Родился 1 декабря (12 н.с.) в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование.
В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783, приехал в Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего “Московского журнала” Дмитриевым. Тогда же опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера “Деревянная нога”. Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784, переехал в Москву, стал одним из деятельных участников журнала “Детское чтение для сердца и разума”, издававшегося Н. Новиковым, и сблизился с масонами. Занялся переводами религиозно-нравоучительных сочинений. С 1787 регулярно публиковал свои переводы “Времен года” Томсона, “Деревенских вечеров” Жанлис, трагедии У. Шекспира “Юлий Цезарь”, трагедии Лессинга “Эмилия Галотти”.
В 1789 в журнале “Детское чтение. ” появилась первая оригинальная повесть Карамзина “Евгений и Юлия”. Весной он отправился в путешествие по Европе: посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В июне 1790 из Франции переехал в Англию.
Осенью возвратился в Москву и вскоре предпринял издание ежемесячного “Московского журнала”, в котором была напечатана большая часть “Писем русского путешественника”, повести “Лиодор”, “Бедная Лиза”, “Наталья, боярская дочь”, “Флор Силин”, очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Дмитриева и Петрова, Хераскова и Державина, Львова Нелединского-Мелецкого и др. Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление — сентиментализм. В 1790-е Карамзин издавал первые русские альманахи — “Аглая” (ч. 1 — 2, 1794 — 95) и “Аониды” (ч. 1 — 3, 1796 — 99). Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести “Остров Борнгольм” (1793); “Сиерра-Морена” (1795); стихотворения “Меланхолия”, “Послание к А. А. Плещееву” и др.
К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина.
В 1802 — 1803 Карамзин издавал журнал “Вестник Европы”, в котором преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально-самобытной. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть “Марфа Посадница”. В своих политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения.
Стараясь воздействовать на царя Александра I, Карамзин передал ему свою “Записку о древней и новой России” (1811), вызвав его раздражение. В 1819 подал новую записку — “Мнение русского гражданина”, вызвавшую еще большее неудовольствие царя. Однако Карамзин не отказался от веры в спасительность просвещенного самодержавия и позднее осудил восстание декабристов. Однако Карамзина-художника по-прежнему высоко ценили молодые писатели, даже не разделявшие его политических убеждений.
В 1803 через посредство М. Муравьева Карамзин получил официальное звание придворного историографа.
В 1804 он приступил к созданию “Истории государства Российского”, над которой работал до конца дней, но не завершил. В 1818 были изданы первые восемь томов “Истории” — величайшего научного и культурного подвига Карамзина. В 1821 вышел 9-й том, посвященный царствованию Иоанна Грозного, в 1824 — 10-й и 11-й, о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это случилось 22 мая (3 июня н.с.) 1826 в Петербурге.
Николай Михайлович Карамзин
Фото Все
Видео Все
Николай Карамзин и Екатерина Колыванова. Больше, чем любовь
Кому принадлежит история. Николай Карамзин / Власть факта / Телеканал Культура
01. Николай Карамзин. Несть лести в языце моем.
Николай Карамзин — биография
Николай Карамзин – историк, представитель эпохи сентиментализма, получивший прозвище «Русский Стерн». Автор «Истории государства Российского», занимал должность редактора «Вестника Европы» и «Московского журнала».
То, что сделал для русской культуры Николай Карамзин, не удавалось до него никому. Он стал реформатором русского языка, создателем «нового слога», который ориентировался не на книжный стиль, а базировался на разговорной речи. Он внедрял европейскую культуру, глубоко чтил российские «древности», его творчество ознаменовало собой целую эпоху, которую Белинский назвал «карамзинским периодом». По мнению того же Виссариона Белинского, Карамзин положил начало многим направлениям в литературе. Его интересовала журналистика, критика, исторические повести, проза и поэзия, и конечно же, изучение истории. И если Пушкина называют «наше всё», то Карамзина по праву можно считать «нашим Всем».
Детство
Родился Николай Карамзин 12 декабря 1766 года в деревушке Михайловка недалеко от Симбирска. Принадлежал к крымско-татарскому роду Кара-мурзы, история которого начинается в 16-м веке. Его отец Михаил Карамзин был помещиком, отставным армейским офицером. Детские годы Николая прошли в имении отца.
Портрет Николая Карамзина в юности
Вначале мальчика сдали на учебу в частный пансион. В 1778-м он продолжил обучение в пансионе профессора И.Шадена, который преподавал в Московском университете. Этого одаренному мальчику показалось мало, и он два года ходил на лекции, которые вел И.Г.Шварц в том же университете. Отцу очень хотелось, чтобы сын продолжил его дело. Николай не стал перечить родителю, и с 1781 года уже состоял на службе в Преображенском гвардейском полку.
Карамзин прослужил недолго, вышел в отставку в 1784 году. Этот период не прошел для него даром. Молодой человек начал писать, у него появились первые труды. Уволившись из армии, Николай поселяется в Симбирске, там он знакомится с членами масонской ложи», носившей название «Золотой венец», и вскоре сам пополняет ее ряды. Писатель прожил в этом городе недолго, переехал в Москву, где вступил в «Дружеское ученое общество». Членом этого общества он оставался четыре года.
Литература
В самом начале своей творческой биографии Карамзин уехал в Европу, где познакомился с Иммануилом Кантом, стал свидетелем Великой французской революции. Эта поездка отразилась в его труде под названием «Письма русского путешественника», который и принес ему первую известность. Карамзин стал первым, кто начал писать в таком жанре, поэтому его не зря возвели в родоначальники современной литературы России.
Произведение Николая Карамзина «Аглая»
После возвращения в Москву, Николай развивает бурную деятельность. Из-под его пера выходят рассказы и истории, кроме этого он возглавил «Московский журнал». Здесь печатались не только известные авторы, но и талантливая молодежь. Произведения Карамзина – «Аглая», «Мои безделки», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», тоже выходят на его страницах.
Николай писал не только стихи и прозу, ему принадлежало авторство многих рецензий и комментариев к театральным постановкам. Печатал «Московский журнал» и критические статьи. Свою первую рецензию Николай напечатал в журнале в 1792-м, она касалась впечатлений о поэме Николая Осипова «Виргилиева Енеида, вывороченная наизнанку». Сам Карамзин в это время написал повесть, получившую название «Наталья, боярская дочь».
Николай Карамзин сказал свое весомое слово и в поэзии. Он писал в жанре европейского сентиментализма, который сильно отличался от общепринятой поэзии той поры. Его сочинения не были похожи на оды Державина и Ломоносова, Карамзин стал основоположником нового этапа в развитии российской поэзии.
Карамзин восхищался духовным миром человека, в то время как физическая оболочка его мало интересовала. Поэт пользовался так называемым «языком сердца». Его произведения состояли из простых и логичных форм, в них практически полностью отсутствовали тропы.
В 1803-м, по приказу императора Александра I, Николай Карамзин официально получил должность историка. Ни до него, ни после, Россия больше не имела собственного историографа.
Вторая половина жизни писателя была посвящена изучению исторического наследия страны, при этом он был абсолютно равнодушен к государственным должностям.
Свое первое историческое произведение Николай Михайлович назвал «Записка о древней и новой истории в ее политическом и гражданском отношениях». В этом труде писатель стал представителем консервативных слоев общества, он пытался рассказать о том, как они относятся к либеральным реформам императора. Он пытался внушить всем, что в России не нужны преобразования. Это сочинение стало преддверием более масштабного труда.
«История государства российского»
В1818-м Николай Карамзин представил труд всей своей жизни, который озаглавил «История государства российского». Сразу вышло восемь томов, спустя несколько лет в печать попали еще три тома этого творения. Благодаря этой работе, Карамзин стал своим при императорском дворе, у него сложились нормальные отношения и с царем.
По распоряжению государя, Карамзину выделили отдельный особняк в Царском селе. Историк постепенно стал приветствовать абсолютную монархию. Он продолжал создавать «Историю государства российского», трудился над 12-м томом, но завершить его не успел. Книга попала в печать после смерти Карамзина в незавершенном виде. Исследователи потом пришли к выводу, что именно Карамзин был первопроходцем в достоверном описании жизни страны.
Впоследствии Александр Пушкин заметил, что историей своего отечества заинтересовались все, включая светских женщин. Это было как новое открытие, казалось, что Карамзин открыл древнюю Россию, как в свое время Колумб Америку.
Книги стали популярными скорее потому, что не были написаны сухим историческим языком. Карамзин выражался красивым слогом, однако ни одно событие не освещал своим личным мнением. Существовали специальные рукописи к каждому тому, где писатель оставлял свои комментарии, давал пояснения к тому или иному событию.
В творческой биографии писателя, поэта и критика Николая Карамзина нашлось место и переводческой деятельности. Сведений об этом сохранилось мало, да и переводами он занимался недолго.
Одним из его трудов стал перевод шекспировского «Юлия Цезаря». Однако цензура книгу не пропустила, поэтому ее просто сожгли. К каждому своему труду писатель оставлял предисловия, где содержалась оценка произведения. Два года понадобилось писателю, чтобы перевести индийскую драму «Сакунтала», которую написал Калидас.
Постепенно творчество Карамзина оказывало влияние на изменение русского литературного языка. Карамзин отказался от церковнославянской грамматики и лексики, в его произведениях звучал разговорный язык. Основой для создания трудов писателя стала грамматика французского языка.
Николай сумел ввести в обиход новые слова, которых раньше не было в русском языке. Благодаря ему, мы сейчас знаем, что означают термины «благотворительность», «достопримечательность», «промышленность», «влюбленность».
Именно Карамзин ввел в язык варваризмы – появилась буква «ё».
О реформаторском творчестве Карамзина возникали споры и разногласия в среде литераторов. Шишков и Державин основали общество под названием «Беседа любителей русского слова», участники которого радели за сохранение «старого» языка. Члены этого общества не раз критиковали Карамзина и Жуковского. Карамзин и Шишков долго были соперниками, но потом стали настоящими друзьями. Благодаря протекции Шишкова Николай Михайлович был избран в Российскую и Императорскую Академию наук.
Личная жизнь
Первый раз Николай Карамзин женился в 1801 году на Елизавете Протасовой, которую он давно уже любил. Сам писатель признался, что питал нежные чувства к девушке на протяжении тринадцати лет. На то время Елизавета могла похвастаться отменным образованием.
Первая жена Карамзина Елизавета Протасова
Она стала для Николая настоящей помощницей. Одно было плохо – у нее было слабое здоровье. В марте 1802-го супруга подарила Карамзину дочь Софью. У самой Елизаветы приключилась родовая горячка, которая и стала причиной ее смерти. Впоследствии историки придут к заключению, что «Бедную Лизу» Карамзин посвятил своей первой горячо любимой супруге. Дочь София стала фрейлиной, ее друзьями были Лермонтов и Пушкин.
Карамзин вдовствовал до тех пор, пока в его личной жизни не появилась Екатерина Колыванова – внебрачная дочь князя Вяземского. Екатерина родила Карамзину девять детей, из которых трое умерли еще младенцами. В16 лет умер еще один – сын Николай. В1806-м супруга порадовала писателя еще одной дочерью – Екатериной. Ее супругом стал подполковник в отставке Петр Мещерский, а их сын Владимир – известный публицист.
В 1814-м семья пополнилась сыном Андреем. Он окончил Дерптский университет, уехал из России по причине слабого здоровья. Спустя некоторое время вышел в отставку, сочетался браком с Авророй Демидовой. Этот брак был бездетным, хотя несколько внебрачных наследников Андрей Карамзин после себя оставил.
Спустя пять лет Карамзины снова радовались рождению ребенка. На этот раз сына назвали Владимиром, отец очень гордился своим отпрыском, хотя все считали его остроумным и находчивым карьеристом. Эти качества помогли ему поступить на службу в консультацию министра юстиции, получить должность сенатора. В его владении было имение Ивня. Владимир женился на генеральской дочери Александре Дука.
Николай Карамзин и Екатерина Колыванова
Елизавета тоже стала фрейлиной, ей даже назначили пенсию за то, что она была дочерью знаменитого историка. После смерти матери Елизавете пришлось уехать к Софии, своей старшей сестре. Обе девушки жили у княгини Мещерской.
Елизавета была отзывчивая, добродушная и очень умная девушка, несмотря на то, что фрейлинам приходилось не сладко. По мнению Льва Толстого, Елизавета воплощала в себе «пример самоотверженности». До нашего времени дошли портреты Елизаветы, написанные специальными художниками, потому что фотографии тогда еще только начинали появляться в обиходе.
Биография Николая Карамзина
Николай Михайлович Карамзин родился 12 декабря (1 декабря по старому стилю) 1766 года. Долгие годы между учеными идет спор о месте рождения Карамзина. По одной из версий он родился в селе Знаменское Симбирского уезда (ныне Майнский район Ульяновской области), по другой — в селе Михайловка Бузулукского уезда Казанской губернии (ныне село Преображенка Оренбургской области). В последнее время специалистами было приведено множество доказательств в пользу “оренбургской” версии места рождения писателя.
Карамзин принадлежал к дворянскому роду, ведущему свое происхождение от татарского мурзы, по имени Кара-Мурза. Николай был вторым сыном отставного капитана, помещика. Он рано лишился матери, она умерла в 1769 году. Вторым браком отец женился на Екатерине Дмитриевой, тетке поэта и баснописца Ивана Дмитриева.
Детские годы Карамзин провел в усадьбе отца, обучался в Симбирске в дворянском пансионе Пьера Фовеля. В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Иоганна Шадена, параллельно посещая занятия в Московском университете.
С 1781 года Карамзин начал службу в Преображенском полку в Петербурге, куда был переведен из армейских полков (в службу записан в 1774 году), получил чин подпрапорщика.
В этот период он сблизился с поэтом Иваном Дмитриевым и начал литературную деятельность переводом с немецкого языка “Разговор австрийской Марии-Терезии с нашей императрицею Елисаветою в Елисейских полях” (не сохранился). Первым печатным трудом Карамзина стал перевод идиллии Соломона Геснера “Деревянная нога” (1783).
В 1784 году после смерти отца Карамзин вышел в отставку в чине поручика и более никогда не служил. После недолгого пребывания в Симбирске, где он вступил в масонскую ложу, Карамзин переехал в Москву, был введен в круг издателя Николая Новикова и поселился в доме, принадлежавшем новиковскому Дружескому ученому обществу.
В 1787-1789 годах был редактором в издававшемся Новиковым журнале “Детское чтение для сердца и разума”, где опубликовал свою первую повесть “Евгений и Юлия” (1789), стихи и переводы. Перевел на русский язык трагедии “Юлий Цезарь” (1787) Уильяма Шекспира и “Эмилия Галотти” (1788) Готхольда Лессинга.
В мае 1789 года Николай Михайлович уехал за границу и до сентября 1790 года путешествовал по Европе, посетив Германию, Швейцарию, Францию и Англию.
Вернувшись в Москву, Карамзин стал издавать “Московский Журнал” (1791-1792), где публиковались написанные им “Письма русского путешественника”, в 1792 году была опубликована повесть “Бедная Лиза”, а также повести “Наталья, боярская дочь” и “Лиодор”, ставшие образцами русского сентиментализма.
Карамзин утвердил в России новый тип издания — литературный альманах. В составленную Карамзиным первую русскую поэтическую антологию “Аониды” (1796-1799) он включил собственные стихи, а также стихи современников — Гавриила Державина, Михаила Хераскова, Ивана Дмитриева. В “Аонидах” впервые появилась буква “ё” русского алфавита.
Часть прозаических переводов Карамзин объединил в “Пантеоне иностранной словесности” (1798), краткие характеристики русских писателей были даны им для издания “Пантеон российских авторов, или Собрание их портретов с замечаниями” (1801-1802). Откликом Карамзина на восшествие на престол Александра I стало “Историческое похвальное слово Екатерине Второй” (1802).
В 1802-1803 годах Николай Карамзин издавал литературно-политический журнал “Вестник Европы”, в котором наряду со статьями по литературе и искусству широко освещались вопросы внешней и внутренней политики России, история и политическая жизнь зарубежных стран. В “Вестнике Европы” он опубликовал сочинения по русской средневековой истории “Марфа Посадница, или Покорение Новагорода”, “Известие о Марфе Посаднице, взятое из жития св. Зосимы”, “Путешествие вокруг Москвы”, “Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице” и др.
Карамзин разработал языковую реформу, направленную на сближение книжного языка с разговорной речью образованного общества. Ограничивая употребление славянизмов, широко используя языковые заимствования и кальки с европейских языков (по преимуществу с французского), вводя новые слова, Карамзин создал новый литературный слог.
12 ноября (31 октября по старому стилю) 1803 года именным императорским указом Александра I Николай Карамзин был назначен историографом “для сочинения полной Истории Отечества”. С этого времени и до конца дней он работал над главным трудом своей жизни — “Историей государства Российского”. Для него были открыты библиотеки и архивы. В 1816-1824 годах в Петербурге были изданы первые 11 томов сочинения, 12-й том, посвященный описанию событий “смутного времени”, Карамзин окончить не успел, он вышел уже после смерти историографа в 1829 году.
В 1818 году Карамзин стал членом Российской академии, почетным членом Петербургской академии наук. Он получил действительного статского советника и был награжден орденом Святой Анны 1-й степени.
В первые месяцы 1826 года он перенес воспаление легких, что подорвало его здоровье. 3 июня (22 мая по старому стилю) 1826 года Николай Карамзин скончался в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Карамзин был женат вторым браком на Екатерине Колывановой (1780-1851), сестре поэта Петра Вяземского, которая была хозяйкой лучшего литературного салона Петербурга, где бывали поэты Василий Жуковский, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, писатель Николай Гоголь. Она помогала историографу, вычитывая корректуру 12-томной “Истории”, а после его смерти довела до конца издание последнего тома.
Его первая супруга, Елизавета Протасова, умерла в 1802 году. От первого брака у Карамзина осталась дочь Софья (1802-1856), ставшая фрейлиной, была хозяйкой литературного салона, другом поэтов Александра Пушкина и Михаила Лермонтова.
Во втором браке у историографа родились девять детей, до сознательного возраста дожили пятеро. Дочь Екатерина (1806-1867) вышла замуж за князя Мещерского, ее сын — писатель Владимир Мещерский (1839-1914).
Дочь Николая Карамзина Елизавета (1821-1891) стала фрейлиной императорского двора, сын Андрей (1814-1854) погиб в Крымской войне. Александр Карамзин (1816-1888) служил в гвардии и одновременно писал стихи, которые печатали журналы “Современник” и “Отечественные записки”. Младший сын Владимир (1819-1869) стал сенатором.
В 1845 году в Симбирске (ныне Ульяновск) был открыт памятник Николаю Карамзину.
В конце XIX века в подмосковной усадьбе князя Петра Вяземского Остафьево (ныне Государственный музей заповедник “Остафьево” — “Русский Парнас”), где бывал Карамзин, в комнате, где он жил и работал, открыли музей. В 1911 году в усадьбе Остафьево был установлен памятник историографу.
В 2011 году в Ульяновской областной научной библиотеке были открыты бюст Николая Карамзина и мемориальная доска с барельефом историографа.
В Великом Новгороде на памятнике “1000-летие России” среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Николая Карамзина.
Указом президента РФ 2016 год объявлен в России Годом Карамзина в ознаменование 250-летия со дня его рождения.
В 2016 году была проведена акция “Читаем Карамзина”, в рамках которой политики, общественные деятели и известные артисты прочли на камеру фрагменты из “Истории государства российского”.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Карамзин Николай Михайлович (1766 – 1826)
179 ЛЕТ НАЗАД СКОНЧАЛСЯ Н.М. КАРАМЗИН, выдающийся русский мыслитель, создавший цельную, оригинальную и весьма сложную по своему теоретическому содержанию концепцию Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанного с Православной Церковью
Карамзин Николай Михайлович [1.12. 1766, с. Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии – 22.5. 1826, С.-Петербург], один из основоположников русского консерватизма, историк, писатель, журналист, поэт.
Происходил из крымско-татарского рода Кара-мурзы (известного с XVI в.). Детство провел в имении отца – Михаила Егоровича, помещика средней руки – селе Знаменское, затем воспитывался в частном пансионе Фовеля в Симбирске, где учили на французском языке, потом – в московском пансионе проф. И.М. Шадена. Шаден являлся апологетом семьи, видел в ней хранительницу нравственности и источник образования, в котором религия, начало мудрости, должна была занимать ведущее место. Наилучшей формой государственного устройства Шаден считал монархию, с сильным дворянством, добродетельным, жертвенным, образованным, ставящим во главу угла общественную пользу. Влияние подобных взглядов на Карамзина неоспоримо. В пансионе Карамзин выучил французский и немецкий языки, учил английский, латынь и греческий. Кроме того, он посещал лекции в Московском университете. С 1782 г. Карамзин служил в Преображенском полку. В это же время начинается его литературная деятельность. Первое печатное произведение Карамзина – перевод с немецкого С. Гесснера “Деревянная нога”.
По смерти отца Карамзин в 1784 вышел в отставку и уехал в Симбирск, где вступил в масонскую ложу “Золотого венца”. Спустя год Карамзин переехал в Москву, где сблизился с московскими масонами из окружения Н.И. Новикова, под влиянием которых формируются его взгляды и литературные вкусы, в частности, интерес к литературе французского “Просвещения”, “энциклопедистам”, Монтескье, Вольтеру и пр. Масонство привлекало Карамзина своей просветительской и благотворительной деятельностью, но отталкивало своей мистической стороной и обрядами. В конце 1780-х гг. будущий писатель участвует в различных периодических изданиях: “Размышления о делах Божиих. “, “Детское чтение для сердца и разума”, в которых публикует собственные сочинения и переводы. К 1788 г. Карамзин охладевает к масонству.
В 1789-1790 г. совершает 18-месячное заграничное путешествие, одним из побудительных мотивов которого был разрыв Карамзина с масонами. Он побывал в Германии, Швейцарии, охваченной революцией Франции и Англии. Будучи свидетелем событий во Франции, неоднократно посещал Национальное собрание, слушал речи Робеспьера, завел знакомства с многими политическими знаменитостями. Этот опыт оказал на дальнейшую эволюцию К. огромное воздействие, положив начало критическому отношению к “передовым” идеям. Так, в “Мелодоре и Филалете” (1795) Карамзин ярко выразил неприятие и шок, вызванный реализацией идей “Просвещения” на практике, в ходе так называемой “Великой Французской революции”:
“Век просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя – среди убийств и разрушения не узнаю тебя!” [1]
По возвращении из-за границы издает “Московский журнал” (1791-1792), альбом “Аглая” (1794-95), альманах “Аониды” (1796-99), “Пантеон иностранной словесности” (1798), журнал “Детское чтение для сердца и разума” (1799), публикует “Письма русского путешественника” (1791-1792), принесшие ему всероссийскую известность, сближается с консервативно настроенным Г.Р. Державиным и окончательно порывает с масонством. В этот период Карамзин испытывает все нарастающий скепсис по отношению к идеалам “Просвещения”, однако в целом остается на западнических, космополитических позициях, будучи уверенным в том, что путь цивилизации един для всего человечества и что России должна идти по этому пути: “все народное ничто перед человеческим. Главное дело быть людьми, а не славянами” (Письма русского путешественника. Л., 1987. С.254). Как литератор, он создает новое направление, так называемый сентиментализм, осуществляет масштабную реформу русского языка, с одной стороны, ориентируя его на французские литературные модели, с другой, приближая его к разговорному, полагая при этом, что русский бытовой язык еще предстоит создать. В наибольшей степени сентиментализм получил отражение в таком произведении как “Бедная Лиза”(1792). Стремление Карамзина “офранцузить” русский язык не следует преувеличивать. Еще в 1791 г. он утверждал: “в нашем так называемом хорошем обществе без французского языка будешь глух и нем. Не стыдно ли? Как не иметь народного самолюбия? Зачем быть попугаями и обезьянами вместе?” [2]. Кроме того, тогдашний космополитизм Карамзина сочетался с своеобразной литературной борьбой за возвращение к русским истокам. К примеру, его повесть “Наталья, боярская дочь” (1792) начиналась словами: “Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу. ” [3]
В апреле 1801 г. Николай Михайлович женился на Елизавете Ивановне Протасовой, которая через год скончалась, оставив дочь Софью.
Восшествие на престол Александра I положило начало новому периоду в идейной эволюции Карамзина. В 1802 г. он выпустил в свет написанное в 1801 г. “Историческое похвальное слово Екатерине Второй”, представлявшее собой наказ новому царю, где он формулирует монархическую программу и ясно высказывается в пользу самодержавия. Карамзин развернул активную издательскую деятельность: переиздал “Московский журнал”, предпринял издание “Пантеона российских авторов, или собрание их портретов с замечаниями”, выпустил первое свое собрание сочинений в 8 тт. Главным событием первых лет XIX века стало издание “толстого” журнала “Вестник Европы” (1802-1803), выходившего два раза в месяц, где Карамзин выступил в роли политического писателя, публициста, комментатора и международного обозревателя. В нем он четко формулирует свою государственническую позицию (ранее для него государство было “чудовищем”). Примечательно также, что в своих статьях Карамзин довольно резко выступает против подражательства всему иностранному, против воспитания русских детей за границей и т.д. Свою позицию он недвусмысленно выражает формулой: “Народ унижается, когда для воспитания имеет нужду в чужом разуме” [4]. Более того, Карамзин призывает прекратить безоглядное заимствование опыта Запада: “Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках. Хорошо и должно учиться: но горе народу, который будет всегдашним учеником” [5] (.) К. критически относится к либеральным начинаниям Александра I, формируя позицию, которую можно обозначить как прото-консервативную, поскольку сам К. еще остается “республиканцем в душе”. Не оставляет К. и литературу – в 1803 г. он публикует “Марфу Посадницу” и ряд других произведений. Особенно стоит выделить “Мою исповедь” (1802), где он резко полемизирует со всей просветительской традицией – от “энциклопедистов” до Ж.Ж. Руссо. Его консервативно-монархические взгляды становится всЈ более чЈткими.
Еще в конце 90-х гг. XVIII в. обозначился интерес Карамзина к русской истории. Он создает несколько небольших исторических работ. 28 сентября 1803 г. писатель обращается в Министерство народного просвещения к попечителю Московского учебного округа М.Н. Муравьеву с просьбой об официальном назначении его историографом, которая вскоре была удовлетворена особым указом от 31 октября. В этом же году вышла книга А.С. Шишкова “Рассуждение о старом и новом слоге российского языка”, в которой видный русский консерватор обвинил Карамзина и его последователей в распространении галломании. Однако сам Карамзин никакого участия в литературной полемике не принимал. Объяснить это можно тем, что Карамзин был не только занят историографическими разработками, “постригся в историки” (П.А.Вяземский), его позиция, в том числе и лингвистическая, под влиянием занятий русской историей, стала сближаться с позицией Шишкова.
В 1804 г. Карамзин женился во второй раз – на Екатерине Андреевне Колывановой. Его жизнь была наполнена напряженным трудом, зимой он проживал в Москве, летом – в Остафьево.
С 1803 по 1811 г. Карамзин создает пять томов “Истории государства российского”, попутно открыв и впервые использовав ценнейшие исторические источники.
В конце 1809 г. Карамзин впервые был представлен Александру I. К 1810 г. ученый под влиянием занятий русской историей становится последовательным консерватором-патриотом. В начале этого года он, через своего родственника Ф.В. Ростопчина, знакомится в Москве с лидером тогдашней “консерватвной партии” при дворе – великой княгиней Екатериной Павловной и начинает постоянно посещать ее резиденцию в Твери, где ее супруг, принц Ольденбургский, был генерал-губернатором. Салон великой княгини представлял тогда центр консервативной оппозиции либерально-западническому курсу, олицетворяемому фигурой М.М. Сперанского. В этом салоне Карамзин читал отрывки из “Истории. ” в присутствии великого князя Константина Павловича, тогда же происходит его знакомство с вдовствующей императрицей Марией Федоровной, которая с тех пор становится одной из его покровительниц. В 1810 г. Александр I пожаловал Карамзину орден св. Владимира 3 степени. По инициативе Екатерины Павловны Карамзин написал и подал в марте 1811 г. Александру I, во время чтений в Твери очередного фрагмента из своей “Истории. “, трактат “О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях” – наиболее глубокий и содержательный документ зародившейся русской консервативной мысли. Наряду с обзором русской истории и критикой государственной политики Александра I в “Записке” содержалась цельная, оригинальная и весьма сложная по своему теоретическому содержанию, концепция Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанной с Православием и Православной Церковью.
С точки зрения Карамзина, самодержавие представляет собой “умную политическую систему” [6], прошедшую длительную эволюцию и сыгравшую уникальную роль в истории России. Эта система была “великим творением князей московских” [7], начиная с Ивана Калиты, причем в основных своих элементах она обладала качеством объективности, то есть слабо зависела от личных свойств, ума и воли отдельных правителей, поскольку не была продуктом личной власти, а довольно сложной конструкцией, опирающейся на определенные традиции и государственные и общественные институты. Система эта возникла в результате синтеза автохтонной политической традиции “единовластия”, восходящей к Киевской Руси и некоторых традиций татаро-монгольской ханской власти. Большую роль также сыграло сознательное подражание политическим идеалам Византийской империи [8].
Возникшее в условиях тяжелейшей борьбы с татаро-монгольским игом самодержавие было безоговорочно принято русским народом, поскольку не только ликвидировало иноземную власть, но и внутренние междоусобицы. “Рабство политическое” [9]. не казалось в этих условиях чрезмерной платой за национальную безопасность и единство.
Вся система государственных и общественных институтов была, по Карамзину, “излиянием монаршей власти” [10], монархический стержень пронизывал всю политическую систему сверху донизу. При этом самодержавная власть была предпочтительнее власти аристократии. Аристократия, приобретающая самодовлеющее значение, могла стать опасной для государственности, например, в удельный период или в период Смуты XVII века [11]. Самодержавие “встраивало” аристократию в систему государственной иерархии, жестко подчиняло ее интересам монархической государственности.
Исключительную роль в данной системе, по Карамзину, играла Православная Церковь. Она являлась “совестью” [12] самодержавной системы, задающей нравственные координаты для монарха и народа в стабильные времена, и, в особенности, когда происходили их “случайные уклонения от добродетели”. Карамзин подчеркивал, что власть духовная действовала в тесном союзе с властью гражданской и давала ей религиозное оправдание. В своей “Истории. ” он подчеркивал: “история подтверждает истину, что вера есть особенная сила государственная” [13].
Самодержавная система политической власти, по Карамзину, зиждилась также на общепризнанных народом традициях, обычаях и привычках, того, что он обозначал как “древние навыки” и, шире, “дух народный”, “привязанность к нашему особенному” [14].
Карамзин категорически отказывался отождествлять “истинное самодержавие” с деспотизмом, тиранией и произволом. Он считал, что подобные отклонения от норм самодержавия было обусловлено делом случая (Иван Грозный, Павел I) и быстро ликвидировалось инерцией традиции “мудрого” и “добродетельного” монархического правления. Эта традиция была столь мощной и эффективной, что даже в случаях резкого ослабления или даже полного отсутствия верховной государственной и церковной власти (например, во время Смуты), приводила в течение короткого исторического срока к восстановлению самодержавия [15].
В силу всего вышеперечисленного, самодержавие явилось “палладиумом России” [16], главной причиной ее могущества и процветания. С точки зрения Карамзина, основные принципы монархического правления должны были сохраняться и впредь, лишь дополняясь должной политикой в области просвещения и законодательства, которые вели бы не к подрыву самодержавия, а к его максимальному усилению. При таком понимании самодержавия всякая попытка его ограничения являлась бы преступлением перед русской историей и русским народом.
Карамзин одним из первых в русской мысли поставил вопрос о негативных последствиях правления Петра I, поскольку стремление этого императора преобразовать Россию в подобие Европы подрывали “дух народный”, то есть самые основы самодержавия, “нравственное могущество государства”. Стремление Петра I “к новым для нас обычаям переступила в нем границы благоразумия” [17]. Карамзин фактически обвинил Петра в насильственном искоренении древних обычаев, роковом социокультурном расколе народа на высший, “онемеченный”, слой и низший, “простонародье”, в уничтожении Патриаршества, что привело к ослаблению веры, переносе столицы на окраину государства, ценой огромных усилий и жертв [18]. В итоге, утверждал мыслитель, русские “стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России” [19].
Основные элементы концепции самодержавия Карамзина в той или иной форме были разработаны последующими поколениями русских консерваторов: С.С. Уваровым, Л.А.Тихомировым, И.А. Ильиным, И.А. Солоневичем и другими.
В “Записке” Карамзин сформулировал до сих пор не реализованную на практике идею “русского права”: “законы народа должны быть извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обстоятельств” [20]. “Русское право также имеет свои начала, как и Римское; определите их и вы дадите нам систему законов” [21]. Как ни парадоксально, в какой-то мере (но далеко не полной) рекомендациями Карамзина воспользовался уже в царствование Николая I его идейный противник М.М. Сперанский в процессе кодификации русского законодательства.
Кроме всего прочего, в “Записке” содержались классические принципы русского консерватизма: “требуем более мудрости хранительной, нежели творческой” [22], “всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости” [23], “для твердости бытия государственного безопаснее порабощать людей, нежели дать им не вовремя свободу” [24].
“Записка” была холодно воспринята императором, однако впоследствии он явно учел ее основные положения. После падения Сперанского, кандидатура Карамзина на пост статс-секретаря Государственного Совета рассматривалась наряду с А.С. Шишковым. Предпочтение было отдано последнему как человеку военному, что было немаловажно в условиях надвигавшейся войны с Наполеоном.
Работа Карамзина над “Историей государства российского” была временно прервана Отечественной войной 1812 г. Сам писатель готов был сражаться в московском ополчении и в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу покинул город. 1813 г. Карамзин провел в эвакуации сначала в Ярославле, а затем в – Нижнем Новгороде. В Москву Карамзин возвратился в июне 1813 г. и продолжил работу над “Историей. “, невзирая на то, что в московском пожаре 1812 г. сгорела его библиотека. В начале 1816 г. Карамзин приехал в Петербург просить средств на издание первых восьми томов “Истории. “. При поддержке императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны, после приема у А.А. Аракчеева, Александр I удостоил Карамзина высочайшей аудиенции, в результате которой были выделены необходимые средства, и написанные тома “Истории. “, без цензуры, вышли в 1818 гг. (9-й том вышел в 1821, в 1824 – 10-й и 11-й, последний, 12-й том вышел посмертно).
“История государства Российского” пользовалась огромным успехом. С 1816 г. и до момента своей смерти Карамзин жил в Петербурге, общаясь с В.А. Жуковским, С.С. Уваровым, А.С. Пушкиным, Д.Н. Блудовым, П.А. Вяземским и др. По предложению Александра I, Карамзин стал проводить каждое лето в Царском Селе, что всЈ более и более усиливало его близость к царскому семейству. Государь неоднократно беседовал с Карамзиным во время прогулок по Царскосельскому парку, постоянно читал в рукописи “Историю. “, выслушивал мнения Карамзина на текущие политические события. В 1816 г. Карамзин был пожалован титулом статского советника, награжден орденом св. Анны 1-го класса, в 1824 г. стал действительным статским советником. В 1818 г. Карамзин был принят членом Императорской Российской Академии. В 1818 г. вышли восемь томов “Истории. ” тиражом в три тысячи экземпляров, которые стремительно разошлись в 25 дней. Значение этого грандиозного труда точно выразил П.А. Вяземский: “Творение Карамзина есть единственная у нас книга, истинно государственная, народная и монархическая” [25].
Смерть Александра I потрясла Карамзина, а мятеж 14 декабря окончательно надломил его физические силы (в этот день он простудился на Сенатской площади, болезнь перешла в чахотку и смерть).
Роль Карамзина как деятеля культуры и русской историографии в целом осознана в русской мысли. Однако значение Карамзина как консервативного мыслителя, оказавшего определяющее влияние на русскую консервативно-патриотическую мысль, историкам и философам еще предстоит раскрыть.
[1] Н.М. Карамзин. Сочинения в 2 томах. Л., 1984. Т.2. С. 179-180
[3] Записки старого московского жителя. М., 1988. С.55
[4] Вестник Европы. 1802. N 8. С.364
[5] Соч.: В 2 т. Л., 1984. Т.2. С.230
[6] Записка о древней и новой России. М., 1991. С.22
Николай Карамзин
краткая биография
Роль и место в литературе
Значение творчества Карамзина в русской литературе огромно. Он отказался от употребления устаревшей церковнославянской лексики и широко внедрял в литературу живой язык своего народа. Карамзин ввел много неологизмов того времени: благотворительность, достопримечательность, влюбленность и т. д. Кроме этого, писатель был одним из первых, кто стал активно использовать на письме букву Ё.
Происхождение и детство
Дом Карамзиных в селе Знаменское
Н.М. Карамзин появился на свет 12 декабря 1766 года в Российской империи, неподалеку от города Симбирска (сейчас Ульяновск). Происхождение – дворянин.
Отец – Михаил Егорович Карамзин, отставной капитан. Он был дворянином из рода Карамзиных, имел собственную усадьбу, в которой провел детство его сын – будущий писатель.
Образование
Начальное образование, как и большинство детей дворян, Николай получил дома. Потом его отдали на учебу в Симбирский дворянский пансион. А в 1778 году его переводят в Московский частный пансион. Кроме того, юноша занимался изучением иностранных языков и посещал лекции в Московском университете.
Творчество
Просвещенное общество читает «Историю государства Российского»
Супруга Екатерина Андреевна
В 1783 году состоялся дебют Карамзина как писателя. Он представил миру свое произведение «Деревянная нога». В 1785 году он переезжает в Москву, где увлекается идеями масонов. Карамзин становится одним из издателей первого российского детского журнала.
Вначале литературной карьеры Карамзин занимается переводами. В 1789 году в издании «Детское чтение» он публикует оригинальное произведение «Евгений и Юлия».
В 1789-1790-ых годах Николай Михайлович путешествует по Европе. В результате наблюдений он пишет свои знаменитые «Письма русского путешественника».
В 1791 году Карамзин работает над изданием «Московского журнала».
Николай Михайлович считается основателем русского сентиментализма.
Основные произведения
Памятник знаменитому произведению
К главным произведениям автора стоит отнести повесть «Бедная Лиза», которая была опубликована в «Московском журнале». Эта повесть стала первым примером нового направления того времени в литературе, сентиментализма. Автор мастерски сумел отобразить жизнь сердца на фоне быта.
Главное произведение, над которым Карамзин работал на протяжение долгого времени, — это «история государства Российского». Этот труд включает в себя 12 томов и повествует о периоде от древности до Смутного времени.
Последние годы
До последних дней писатель работал над «Историей государства Российского». Не стало Карамзина 22 мая 1826 года из-за обострения после перенесенной простуды.
Хронологическая таблица
Год (годы) | Событие |
1766 | Год рождения Николая Карамзина |
1783 | Год окончания Карамзиным Московского частного пансиона |
1787 | Публикация переводов |
1789 | Первое оригинальное произведение – «Евгений и Юлия» |
1789-1790 | Период путешествия по Европе |
1790 | Карамзина признают главой нового направления в литературе, сентиментализма |
1821 | Издание 9-го тома, посвященного царствованию И.Грозного |
1826 | Не стало Николая Карамзина |
Интересные факты из жизни писателя
- Карамзин стал первым, кто использовал в произведениях неологизмы.
- Повесть «Бедная Лиза» стала образцом сентиментализма.
Памятные знаки с указанием мест родового имения
Память о писателе
В городах России именем писателя названы некоторые улицы и проезды. В Ульяновске Карамзину установили памятник. И там же есть Карамзинская общественная библиотека, открытая на честь знаменитого земляка.
КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766–1826) Текст научной статьи по специальности « История и археология»
Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Е.А. Калинин
Текст научной работы на тему «КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766–1826)»
КАМЮ (Camus) Альбер (1913-1960)
В центре французской литературы послевоенных лет «стояли Сартр, Камю, Арагон и Элюар, — писала Н.Берберова. — Первый олицетворял собою двусмысленность современного французского интеллекта, второй с самого начала своей недолгой жизни был жертвой артистического недовоплощения: не столько писатель, сколько явление, не столько поэт — сколько памятник эпохе. Я была на многолюдном митинге в большом зале Плейель, 13 декабря 1948 года, когда Камю говорил на тему, такую близкую когда-то Блоку: о поэте и черни. Он был в тот вечер похож на Блока, на нем был такой же белый свитер с высоким воротником, какой, по рассказам старых петербуржцев, Блок носил в 1920-1921 годах. И речь его на этом митинге была речью одиночки: он выступил между Руссе, “потрясавшим сердца” своим красноречием, и дадаистом Андре Бретоном, ставшим троцкистом, чье выступление носило характер шутовства. Где-то среди них Камю говорил — сжав челюсти, глухим голосом, держа руки в карманах и глядя поверх аудитории. Об этом поразительном сходстве с “митингующим” Блоком в феврале 1921 года (в Доме Литераторов, в Петербурге) я написала Камю. Он ответил мне» (“Курсив мой”. М., 1999. С. 548-549).
З.Шаховская противопоставляла писателя В.Набокову: «Камю, в котором было предчувствие чего-то, что может ему еще открыться, сравнивает человека с Сизифом, побуждаемым неизвестной силой вздымать свой камень на вершину, хотя и знающим, что вершина для него недосягаема. Для “Калигулы” мир такой, какой он есть, невыносим. Ему нужна луна, счастье, бессмертье, но он и в безумии своем знает, что даже самый жестокий тиран ограничен в своей власти — солнце по-прежнему будет вставать на востоке. Во всем этом не найти ничего общего с тем, что мучило Набокова или отвечало бы на его вопросы самому себе. Нет демонов» (“В поисках Набокова. Отражения”. M., 1991.
КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826)
Первые эмигрантские работы о К. появляются в 1926 по случаю столетия со дня смерти писателя. Однако невысокий общественный ин-
терес к этому событию позволил Н.Кульману заметить: «Об этом дне забыли, забыли и там, в подъяремной России, забыли и здесь, в России зарубежной. Что там забыли, понятно: Карамзин со своим миросозерцанием слишком противоречит всему, что там происходит; пожалуй, воспоминание или напоминание о нем могло бы даже показаться преступным. Почему забыли здесь, трудно сказать. Может быть, мы действительно “ленивы и нелюбопытны”, по крылатому выражению Пушкина, а может быть повседневная суета и заботы, злобы дня и борьба за существование мало оставляют времени для исторических воспоминаний. Что же касается Карамзина, то память о нем должна быть особенно дорога нам, изгнанникам, по преимуществу обязанным хранить чувство любви к родине и веру в ее славное будущее: Карамзин был настоящим русским человеком и патриотом в самом лучшем смысле этого слова» (Кульман Н. Н.М.Карамзин: К столетию со дня смерти // В. 1926. 19 авг.). Сдержанное отношение к личности и творчеству писателя Н.Кульман объяснял следующим образом: «Карамзин был яркий представитель охранительной мысли, и поэтому, как ни велики были его заслуги перед русской литературой и просвещением, его стремились унизить, а там, где было совершенно невозможно расправляться с исторической правдой, оценку сопровождали различными оговорками, торопливыми “но” . Утверждали, что спокойное историческое отношение к Карамзину долгое время было невозможно из-за того, что его слава у современников установилась слишком прочно, и не хотели понять, что самый факт этой славы является красноречивейшей оценкой исторической заслуги Карамзина. Ведь среди славивших его современников были Батюшков, Жуковский, кн. П.А.Вяземский, Пушкин и многие другие. Они на себе чувствовали, чем обязаны Карамзину.» (там же).
В декабре 1926 Русское историческое общество в Праге совместно с Русским институтом и Русским народным университетом провели публичное заседание, посвященное памяти К. Предметом особого внимания ученых стали политические и гражданские воззрения писателя. Отмечалось, что «автор труда “О любви к отечеству и народной гордости” как исследователь исторических судеб России знал, что она своим могуществом и величием обязана самодержавию, и потому он сделался убежденным идеологом самодержавной власти. Но с этим глубоким убеждением он сочетал столь же глубокую любовь к свободе человеческой личности, а гражданскую доблесть, не знающую ни раболепия, ни страха перед сильными мира сего, почитал первейшим достоинством вернопод-
данного» (В-ий С. Памяти Н.М.Карамзина: К столетию со дня смерти // В. 1926. 23 дек.).
С первых эмигрантских работ о К. критики неоднократно подчеркивали, что он был одним из самых образованных людей своей эпохи. «Насколько разносторонне и широко было образование Карамзина, — писал Н. Кульман, — видно уже из “Писем русского путешественника”, где рассыпано такое количество знаний о европейской литературе, искусстве, культуре, цивилизации, что приходишь в невольное изумление, когда и где успел набрать их этот 23-летний русский юноша. Уже в это время Карамзин был выше своих современников, потому-то “Письма” и оставили такой глубокий след в деле возбуждения умственных интересов нашего общества 18 и начала 19 века и в укреплении уважения к просвещению» (В. 1926. 19 авг.).
Рассуждая об отношении критиков к литературной манере писателя, Г.Лозинский писал: «Мы привыкли с улыбкой говорить о сентиментальных излияниях, которыми так богаты его повести и “Письма”; мы привыкли относиться немного свысока к двадцатилет-нему юноше, отправившемуся за границу, чтобы открыть Европу своим соотечественникам. но в его впечатлениях, при всей их сентиментальной окраске и несмотря на книжные источники многих его описаний, чувствуется подлинное, непритворное восприятие окружающей жизни» (Лозинский Г. Карамзин в Париже // Звено. 1926. 26 сент.).
Говоря о К. как об апологете “чувствительности”, П.Бицилли отмечал: «Под “чувствительностью” разумелась способность сочувственного отношения к действительности, умение увидеть ценное, достойное внимания в самых скромных проявлениях жизни, — жизни людей, как и жизни природы; тогда как раньше сочувственный интерес, “восторг” возбуждало только “высокое”, величественное, редкое, ко всему же остальному относились с равнодушием или насмешкой. “Чувствительный человек” участливо относился к простому народу. и даже считал, что простолюдины чище нравами, сердечнее образованных людей. Чувствительность Карамзина этим не исчерпывалась: одною из черт ее у него было то, что он живо интересовался чужой культурой, чужими нравами, обычаями, был способен увлекаться произведениями искусств и литературы, стоявшими далеко от тогдашних вкусов и художественных требований, — если они говорили его сердцу; ничего не считал для себя чужим; был свободен от всякого рода предубеждений» (Хрестоматия по
истории русской литературы. Ч. 2. Литература XVIII века / Сост. П.М.Бицилли. Париж, 1932. С. 156).
По утверждению Н.Кульмана, “Карамзин был первым нашим настоящим литератором, исключительно посвятившим себя литературе: для нее и ею он жил, поднимая звание писателя на достойную высоту в понятиях общества. Он приучил общество читать, захватывая все более и более широкие круги его. Читали не только его прозу, но и стихи, в которые он ввел ряд новых дактило-хореических размеров” (В. 1926. 19 авг.).
М.Гофман писал, что поэзия К. “интересна, прежде всего, совершенно новым тоном, совершенно новыми песнями, каких до Карамзина у нас не было. Карамзин не только восстает против холодности и рассудочности классицизма, но и раздвигает рамки поэзии. От условного деления лирических произведений по видам Карамзин переходит к свободным лирическим стихотворениям, уже в XVIII веке предваряя пушкинскую эпоху. Влияние поэта Карамзина на Пушкина было столь значительно, что имя Карамзина надо поставить в один ряд с именами Жуковского и Батюшкова, Пушкин с малых впитал в себя поэзию Карамзина. Особенно значительно воздействие Карамзина на лицейскую поэзию Пушкина: когда читаешь Карамзина, то понимаешь, как Пушкин создавал свою интонацию и поэтику. Некоторые стихи Карамзина до такой степени напоминают лицейские стихотворения Пушкина, что не верится, что их написал не Пушкин” (Гофман М.Л. Поэзия Карамзина и Жуковского // В. 1956. № 57. С. 127, 129-130). Достоинства карамзин-ских стихотворений, “мелодичных и изящных, непринужденных и метких”, отмечал еще Ю.Айхенвальд, говоря, что они “представляют большой идейный и литературный интерес, в них много живой интеллигентной мысли, словесной красоты и легкости; в них есть подготовление к Пушкину” (Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994. С. 521).
Размышляя о роли К. в создании Пушкиным “Бориса Годунова”, Е.Шмурло писал: «”Борис Годунов” составил настоящую эпоху в истории пушкинского творчества. Если форму Пушкин заимствовал у Шекспира; если в расположении отдельных частей чувствуется влияние Шлегеля, то содержанием он обязан “Истории Государства Российского” и летописям; не надо только забывать, что не летописи привели Пушкина к Карамзину, а Карамзин привел его к летописям, и что на вопрос Вяземского о плане его “Комедии” Пушкин отвечал: “Ты хочешь плана? Возьми конец Х-го и весь одиннадцатый том — вот тебе и
план”. Было бы нелепо предполагать, будто пушкинский гений мог строить свое произведение, раболепно замкнув себя в двухтомные рамки “Истории”; но как бы мы ни расширяли материал, привлеченный автором для своего труда, все же труд-то самый вырос на почве, взрыхленной Карамзиным. И даже там, где “имена” у Пушкина не карамзинские, — даже и там слышится отзвук Карамзина» (Шмуро Е.Ф. Этюды о Пушкине // Пушкинский сборник. Прага, 1929. С. 36).
“История государства Российского” стала важным событием как в отечественной историографии, так и в русской литературе. Однако, оговаривал Н.Кульман, «при оценке “Истории” не следует упускать из виду ту задачу, которую Карамзин себе поставил. Он вовсе не собирался быть ученым-историком, он хотел только представить прошлое России в художественных рассказах, картинках и характеристиках» (В. 1926. 19 авг.). «Если русская историография и пошла мимо Карамзина, — заключает критик, — то все же это был замечательный труд, будивший интерес к русской истории и исторической науке. “История государства Российского” была лебединой песней Карамзина».
Одним из важнейших результатов деятельности К. было обновление русского литературного языка. “Он навсегда покончил с Ломоносовским учением о трех штилях и с латино-немецким строем нашей литературной речи 18-го столетия, — писал Н.Кульман. — И если литературные староверы объявили за это Карамзину ожесточеннейшую войну, то читатель невольно увлекся новым складом его стиля, ясным, изящным, музыкально-певучим. Русский язык обязан Карамзину огромным количеством новых слов и выражений, которые с жадностью подхватывались и становились ходячими: влияние, переворот, промышленность, человечный, трогательный, оттенок, начитанность, потребность души, развитие характера и множество других” (там же).
Говоря о заслугах К. в развитии отечественной словесности и языка, П.Бицилли отмечал, что требование, выдвинутое К., “писать так, как мы между собою говорим” было сформулировано уже Тре-диаковским. «Весь вопрос в том, — писал ученый, — кто это “мы”. Что до русского языка, то тут надо признать, что Карамзин предавался самообольщению: “мы” были для него все более или менее сознательные, культурные люди, “хорошее общество”. Язык литературный должен был, по его мнению, создаваться на основе уже существующего языка как средство общения (conversation) всех этих людей. В том-то, однако, все дело, что общество и в пору Карамзина, и после, в этом отношении, было несравненно в менее значительной степени фактором историческо-
го развития, нежели в Западной Европе. Не было оттого, что не было как раз того социального слоя, который на Западе сыграл решающую роль в процессе выработки светской культуры буржуазии» (Бицилли П. Избранные труды по филологии. М., 1996. С. 273).
В работе “Трагедия русской литературы” П.Бицилли приходит к выводу, что «язык “высшего общества”, который Карамзин хотел положить в основу общего языка, не мог получить в России безраздельного господства, ибо для этого не было налицо необходимых условий: не было ни авторитета “общества”, ни авторитета критики, на “общество” опиравшейся и из “общества” исходившей. Люди XVIII века пытались насадить такую критику в России. Но после Карамзина и Шишкова филологическая критика в России исчезла без следа» (Бицилли П. Трагедия русской культуры // СЗ. 1933. № 53. Цит по кн.: Бицилли П. Избранные труды по филологии. С. 152-153).
Определяя место Карамзина в русской литературе, Н.Кульман отмечал: «Как писатель Карамзин почти целиком принадлежит
18 веку, и, только помня это, можно его оценивать. Нам чуждо искусственно приподнятое чувство восторга, тихая меланхолия — этот “нежнейший перелив от скорби и тоски к утехам наслаждения”, мечтательность, наивное умиление перед натурой и т.п. Но все это в эпоху Карамзина отвечало эстетическим потребностям читателя. Карамзин своими повестями открыл современникам совершенно неведомый еще тогда русской литературе сложный, загадочный и заманчиво-привлекательный мир чувства. Но не только этим определялось значение повестей Карамзина; они имели и большое гуманизирующее влияние. Если не без основания полагают, что “философия” нашей литературы пропитана исканием правды и стремлением разрешить задачи индивидуальной и социальной нравственности, то корни этой философии можно найти и в Карамзине» (В. 1926.
Николай Михайлович Карамзин: биография, семья, творчество, память
- 26 Января, 2020
- Искусство
- Амелина Яна
Николай Михайлович Карамзин, несомненно, является выдающейся личностью, а его творчество уже несколько сотен лет не теряет своей актуальности, задает вечные вопросы и отвечает на них: кто мы в этом мире и куда идем, каков путь нашей страны?
Его жизненная позиция, личные качества и сейчас могут быть отличным примером патриотизма, любви и стремления к знаниям и научным изысканиям. В статье будут освещены основные аспекты биографии Карамзина, его жизненного и творческого пути.
Детство и юность
Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 года в селе Михайловка, близ города Симбирска. Его отец, Михаил Егорович Карамзин, был помещиком среднего достатка, отставным капитаном. Мать Николай Карамзин потерял совсем рано.
До 12 лет мальчик рос в родительской усадьбе и учился в дворянском пансионе в Симбирске. С ранних лет он увлекался чтением.
В 1778 году Карамзин отправился обучаться в Москву, в пансион профессора Московского университета Шадена, который в то время считался одним из лучших в столице.
В 1783 году Николай Карамзин служил в Преображенском полку, но вскоре ушел в отставку и вернулся на малую родину в Симбирск. И именно там произошло одно из поворотных событий его юности – вступление в масонскую ложу. В дальнейшем это помогло сблизиться ему с такими людьми, как Иван Тургенев, Николай Новиков и другие. Круг общения оказал очень большое влияние на его дальнейшую творческую жизнь, именно там он вырос нравственно, начал вести свою просветительскую деятельность.
Семейная жизнь
Личная история и биография Карамзина очень непростая. В 1801 году писатель женился на своей давней возлюбленной Елизавете Ивановне Протасовой. Она была образованной девушкой, интересной собеседницей для писателя.
Через год у них родилась дочь Софья. Но, к сожалению, супруге не хватило здоровья пережить роды. Именно образ любимой жены лег в основу образа героини «Бедной Лизы».
Через некоторое время Карамзин познакомился с Екатериной Андреевной Колывановой. Вторая жена родила ему девять детей. Трое умерли в совсем юном возрасте, а сын Николай ушел из жизни в 16 лет.
Судьба других детей сложилась достаточно интересно.
Дочь Екатерина вышла замуж за князя Петра Мещерского, а их сын Владимир стал знаменитым публицистом.
Сын Владимир, любимец и гордость отца, построил головокружительную карьеру и стал сенатором. Личная жизнь тоже сложилась весьма удачно, он женился на генеральской дочке Александре Дука.
Дочка Елизавета стала фрейлиной и была, как и отец, высоконравственной и великодушной особой. Сам Лев Николаевич Толстой считал ее примером для многих.
Карамзин – основоположник сентиментализма в России
Сентиментализм как новое литературное направление стало появляться в России в конце 18-го века. Его основоположником смело можно считать Николая Михайловича Карамзина. Впервые в русской литературе главными героями произведений становятся обычные люди с их судьбами, мыслями, переживаниями.
Герои Карамзина так сильно отличались от воспетых героев классицизма, что тронули читателя до самого сердца. Появились произведения без острой драмы, очень проникновенные и честные. Такими стали и персонажи знаменитой повести Карамзина «Бедная Лиза».
Чувственный и простой слог писателя, «язык сердца», только усилил чувство привязанности у читателя. В дальнейшем его манеру письма стали перенимать многие, развивая новое направление в литературе – русский сентиментализм.
Лирика Николая Карамзина
В поэзию Карамзин тоже привнес «свежий ветер». В его стихотворениях появились нотки предромантизма, хотя в целом это сентиментальная поэзия.
В своем произведении «Поэзия» Николай Михайлович впервые выразил мысли о ее новом назначении и новых задачах. В отличие от произведений классицистов, где был государственный посыл, у Карамзина поэзия имеет личную, интимную направленность.
Впервые в России он стал прославлять великого английского драматурга Шекспира. Его сильно впечатляет глубоко психологическая направленность произведений.
Карамзин старается расширить жанровые рамки поэзии в нашей стране. Он пишет первые баллады, которые потом лягут в основу творчества великих романистов. В дальнейшем баллады станут главным жанром великого Жуковского.
В своей лирике Карамзин впервые воспевает красоту русской природы. В его произведениях «Волга», «Осень» звучат переплетения состояния природы с человеческими чувствами.
Новаторским решением стала и рифмовка Карамзина. Как правило, она не упорядочена и создает особую атмосферу непринужденности и легкости. Не случайно Николая Михайловича считают родоначальником «легкой поэзии».
Путешествие в Европу
В 1789-1790 гг. Карамзин путешествовал по Европе, посетил Германию, Англию, Швейцарию, Францию, где познакомился и общался с влиятельными масонами, а также великими философами и просветителями И. Кантом, И. Гердером, Ш. Бонне и другими. За это время Николай Карамзин глубоко проникся европейской культурой и искусством, посетил много театров, музеев, участвовал во всевозможных светских встречах.
Его сильно поразил уровень жизни и цивилизации в этих странах. Особенно Карамзин впечатлился революционной Францией. Народ был вовлечен в политические полемики, дискуссии, заинтересован чтением и изданием газет, листовок, подготовкой и слушанием революционных ораторских выступлений. Все это в то время было недоступно для нашей страны.
Начало издательской деятельности. «Московский журнал»
Вдохновленный и воодушевленный Карамзин по прибытии на Родину стал издавать «Московский журнал». Этот ежемесячный журнал быстро стал популярным и имел большой резонанс в обществе. В 1791-1792 гг. было издано 8 частей.
Пожалуй, это первое литературное издание в России, которое имеет сентиментальное направление. Содержание журнала отвечало основной цели – воспитание сердца и души.
Изображение реальной жизни русского народа, окружающей действительности – основное содержание издания. Но тут не найти сатиры, строгой морали, обличения и разоблачения жизненных проблем. Умение увидеть трогательное в нашей повседневности, светло мыслить и смотреть в будущее, идеалистические суждения – вот основные мысли, доносимые до читателя.
Именно в «Московском журнале» в начале 1790-х гг. впервые были опубликованы «Письма русского путешественника» и «Бедная Лиза» – произведения Николая Карамзина, которые имели небывалый успех. С этих пор он стал по праву одним из самых популярных и авторитетных литераторов.
Новаторская повесть
Чтобы понять великое наследие писателя, пожалуй, стоит остановиться подробнее на его «Бедной Лизе». Она вызвала такой ажиотаж и успех, что начались даже массовые поездки к местам событий, описанным в произведении.
Эта небольшая повесть вывела русскую литературу на новый европейский уровень. Простым и понятным персонажам повести теперь можно было сопереживать, подобно известным героям Гете и Руссо. В произведении новаторство буквально во всем.
В “Бедной Лизе” Карамзин вывел на арену образ очень милого читателю рассказчика, который искренне сопереживает героям и заинтересован в их судьбах. Это человек сердечный, открытый душой, который сразу располагает к себе читателя. Все это выдержано в лучших традициях сентиментализма и так необычно для русской литературы.
Пейзаж играет особую роль в произведении и становится отражением состояния души героев. Это тоже стало художественным открытием Николая Карамзина.
Язык повести – тоже абсолютное новшество в русской литературе. Как известно, в 18-м веке еще господствовала теория трех штилей М. Ломоносова: высокий, средний и низкий.
Карамзин же наглядно показал, что такие строгие рамки только тормозят развитие литературы. Создание простого и понятного, но при этом дворянского языка вызвало настоящий фурор. Стало понятно, что именно такой язык сможет вытеснить французский из обихода и отстоять самобытность русского слова. Так Карамзин смело замахнулся на настоящую языковую реформу в России.
Увлечение историей России
В это же время, в начале 1790-х гг., Николая Карамзина сильно увлекла история России. Им были прочитаны множество летописных памятников, исторических сочинений и других трудов.
В «Историческом похвальном слове Екатерине Второй» Карамзин выразил все свои мысли о сути и судьбе монархии в России.
Не случайно в 1803 году император Александр Первый даст Карамзину звание историографа. После его смерти этот титул больше не назначался. Для него стали открыты все необходимые архивы и библиотеки.
Такое увлечение историей было основано на великой любви к Родине, патриотизме и глубокой нравственности писателя Карамзина.
«Вестник Европы»
В 1802 году Карамзин стал редактором журнала «Вестник Европы», основанного И. В. Поповым. «Вестник Европы» был первым общественно-политическим и литературно-художественным периодическим изданием в нашей стране.
На протяжении двух лет Николай Михайлович занимал эту должность и даже получал за нее оклад, что было впервые в истории российской журналистики. Его любовь к истории и увлечение ею, конечно, оказали прямое влияние на содержание журнала. Карамзин там подробно освещал исторические вопросы, отечественные и зарубежные.
При Николае Михайловиче издание имело четкое разделение на два раздела: «политика» и «литература и смесь». Выделение исторических и политический моментов в отдельный раздел, большая заинтересованность в них большого объема населения, установление особой связи с читателями стали настоящим достижением просветительской деятельности Карамзина. Преподносились политические события в нем очень доступно, живо и увлекательно. Именно это сыграло основную роль в бешеной популярности журнала.
«История государства Российского» – труд всей жизни
Говорить о Николае Михайловиче Карамзине как историке и его необъятном вкладе в русскую культуру можно очень много. Но особого внимания заслуживает труд всей его жизни – «История государства Российского». На протяжении 22 лет писатель занимался созданием этого великого национального достояния.
Он не только сделал историю доступной для широкой образованной публики, но и сформировал историческое самосознание нации на долгие десятилетия. Впрочем, и в наше время произведение не теряет своей значимости и актуальности.
К сожалению, этот труд так и не был закончен Карамзиным, но все равно оставил огромный след и стал великим наследием русской культуры. Последний 12-й том вышел уже после смерти Карамзина, освещая события Смутного времени.
Важно отметить также то, что это произведение было не только рассчитано на отечественного читателя, но и предназначалось иностранцам в качестве знакомства с историей России. Книги были переведены на семь иностранных языков.
Первые восемь томов вышли в 1818 году тиражом в 3000 экземпляров и были раскуплены в течение месяца. Это невиданный успех для издания того времени. Абсолютно всех, и мужчин, и женщин, с головой захватила «История государства Российского». Популярность его великого труда – очень значимый факт в биографии Карамзина.
Окончание жизненного пути и память
22 мая 1826 года Россию всколыхнула новость о смерти великого историка и писателя. В официальной биографии Карамзина указано, что причиной смерти стала обычная простуда.
Но предполагается, что настоящая причина глубже. Николай Карамзин очень тяжело переживал декабрьские события на Сенатской площади. Для него, как для человека, искренне радеющего за судьбу страны и монархии, 1825 год стал тяжелым ударом, который сильно подорвал его психологическое состояние и здоровье.
В 1845 году был установлен памятник писателю там, где родился Карамзин Николай Михайлович, в Симбирске. Он был выполнен в духе классицизма. На основании памятника Николаю Карамзину установлена статуя музы истории Клио. Правой рукой она держит скрижали «Истории государства Российского», а левой – трубу, которая символизирует прославление русской истории.
В пьедестале установлен бюст Карамзина, читающего отрывок из «Истории…» Александру Первому.