Денис Фонвизин
краткая биография
Роль и место в литературе
Денис Иванович Фонвизин был литератором екатерининской эпохи, публицистом, драматургом, переводчиком, создателем национальной бытовой комедии. Он занял особое место в литературе как автор литературной сатиры, поражающей глубиной постижения нравов.
Неоценимый вклад Фонвизина в русскую литературу и искусство заключалось в интенсификации идеи классицизма. Созданная им комедия «Недоросль», тесно связана с особым течением в литературе и искусстве (живописи и архитектуре), которое зародилось в некоторых европейских государствах в век подъема абсолютизма (полная власть монархов, олицетворявшая единство, суверенитет и целостность государств) в начале XVII века и обретшее название классицизма.
Произведения Фонвизина повлияли на весь литературный мир того времени. Фонвизин, как и Радищев, стремился реалистически изобразить жизнь простого народа. Осуждение крепостнического режима, почитания дворянской знатью культуры западного общества, взяточничества находят место в его сочинениях. После него такие же мысли отображал и Крылов.
Некоторые приемы сатиры, а также образы, которые использовал Фонвизин, находят место и в некоторых произведениях Пушкина. Фонвизин в своих произведениях показал, как крепостное право оказывало растлевающее влияние на помещиков и крестьян. Просуществовав до 1861 года, крепостное право еще сильнее разлагало личность человека, чем это было во времена Фонвизина.
Фонвизин своими литературными работами показал новый этап роста национального искусства. Литературные труды Фонвизина подаренные им для будущих поколений, входят в сокровищницу русской литературы.
Происхождение и ранние годы
Родился будущий писатель 14 апреля 1745 года в Москве, в семье дворян, происходившей из старинного немецкого рода ливонских рыцарей. Его предки переехали из Лифляндии при правлении царя Ивана Грозного. Фамилия его прадеда в то время писалась раздельно на немецкий манер с приставкой фон (барон Петр Фон Визин). Слитное написание было установлено позднее.
У Дениса Ивановича Фонвизина было трое братьев и четыре сестры. Отец писателя, Иван Андреевич Фонвизин, во время царствования Петра I обучался морскому делу. Он прослужил во флоте девять лет, затем перевелся служить в сухопутные войска, а потом был на гражданской службе.
Образование
Фонвизин, пока ему не исполнилось 10 лет, воспитывался дома. Отец будущего великого писателя, был не очень образованным человеком, но, несмотря на это, обучением всех своих восьмерых детей занимался сам. После домашнего обучения Дениса и его брата Павла отправили на учение в гимназию для дворянских детей, которая была открыта при университете Москвы.
Учеба маленькому Фонвизину давалась хорошо, и он был на прекрасном счету в гимназии; ему много раз давали награды, даже дважды выступал с речами на русском и немецком языках на публичных актах.
Как лучший ученик гимназии в 1758 году Фонвизин едет в Петербург, где его представляют покровителю университета того времени, И. И. Шувалову, и императрице Елизавете.
Роскошный дворец, а также увиденное им театральное представление производит на мальчика огромнейшее впечатление.
В 1759 г. Фонвизин стал студентом философского факультета Московского университета, и через 3 года, когда ему исполнилось семнадцать лет, заканчивает университет.
Творчество
Первые свои литературные произведения Фонвизин написал, будучи еще студентом университета. Над переводами нескольких басен и других сочинений немецких авторов он начинает работать с 1761 года. Фонвизин постоянно посещал литературный кружок Козловского. В 1764 году он выступает со своим драматическим произведением «Корион», написанным в комедийном стиле. В 1786 году впервые вышла в свет социально бытовая комедия, которую Фонвизин назвал «Бригадир». В 1883 году опубликована вторая комедия «Недоросль», которая и стала самым известным произведением писателя.
Главные произведения
В 1782 году в самом известном произведении литератора, комедии «Недоросль», во всей своей полноте и блеске проявляется талант Фонвизина как драматурга. Эта пьеса, так же как и «Бригадир», дает конкретное изображение русской действительности.
Фонвизин читает «Бригадира»
«Недоросль» известна всем не только, как «комедия нравов», но и как первая общественно-политическая комедия. Драматург мастерски сумел сделать из приусадебного уголка дворянского поместья общественную трибуну и показать в ней «злонравия плоды». В этом произведении зазвучали вопросы, волновавшие русских свободомыслящих людей, живших в «веке Просвещения»: ответственность государя за народ, обязательное ограничение самовластия помещиков, воспитание достойных граждан своей страны. Невежество и злой нрав были основными пороками, которые были осмеяны в комедии. Одной из центральных тем в «Недоросле» является тема воспитания, на первом месте которой стояла образованность. Эта пьеса, которую Фонвизин написал более чем двести лет тому назад, не утратила свою актуальность и в теперешнем времени. В ней звучит предостережение для нынешней молодежи от повторения ошибок Митрофанушки. Комедия «Недоросль» одаренного Фонвизина всегда будет для народного чтения и будет всегда удерживать почетное место в истории русской литературы.
Последние годы
Литературной деятельностью Фонвизин занимался до последних дней своей жизни, невзирая на то, что был тяжело болен (паралич), но в лице императрицы Екатерины II, он встретил резкое неодобрение. Ему было запрещено опубликовывать пятитомный сборник сочинений, журнал «Друг честных людей, или Стародум», и не получил разрешение на перевод Тацита. В конце жизни великий писатель работал над автобиографической работой «Чистосердечное признание», но окончить ее не успел.
1 декабря 1792 года Дениса Фонвизина не стало.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1745 | Год рождения Дениса Фонвизина |
1777-1778 | Жизнь и деятельность во Франции |
1779 | Снова на Родине |
1781 | Служба статским советником |
1782 | Успешно прошла премьера произведения «Недоросль» |
1783 | Пьеса «Недоросль» была поставлена в Москве |
1792 | Не стало Дениса Фонвизина |
Интересные факты
- Когда в 1760 году Фонвизин был в Петербурге, он в первый раз пошел на спектакль по пьесе Хольберга «Генрих и Пернилл». Происходившее на сцене производит на писателя большое впечатление, и восхищение театром у него остается на всю жизнь.
- Успех комедии «Недоросль» во время первой постановки на сцене был так велик, что из зрительного зала сцена была забросана кошельками с деньгами, по традиции того времени.
- Фонвизина соотечественники называли франтом, по причине того, что он особое внимание уделял внешности.
- Женой Дениса Ивановича Фонвизина была дочь богатого купца Катерина Ивановна Роговикова.
Память о писателе
Именем великого драматурга в России названо 15 улиц и 1 переулок (по данным 2013 года). Улицы Фонвизина есть и в Украине. В 2016 году в столице России открыли станцию метро Фонвизинская.
Биография Фонвизина
Денис Иванович Фонвизин – известнейшей литератор эпохи Екатерины II, основатель жанра «Бытовая комедия», статский советник, писатель, яркий представитель направления «Классицизм». Родился драматург 14 апреля 1745 года. Умер – 12 декабря 1792. Изучается биография Фонвизина как в общеобразовательных, так и средне-специальных и высших учебных учреждениях.
Детство знаменитого драматурга
Родился будущий русский писатель в апреле 1745 года в Москве. Все члены его семьи были дворянами и происходили от рыцарского рода (который перебрался в Россию из Германии в середине XIV века). Отец Дениса Ивановича дослужился до звания майора и покинул службу. Несмотря на дворянский статус, семья Фонвизиных имела скромный доход.
Юный Денис Фонвизин, в отличие от своих дворянских сверстников, изучением французского не занимался. До поступления в школу будущий писатель знал только русский язык. Уже в образовательном учреждении он начал изучать немецкий.
До 1755 года Фонвизин обучался на домашней основе. После окончания начального образования он поступил в дворянскую гимназию, а затем – в Московский университет (факультет философии). Уже через 5 лет после поступления в учебное учреждение Денис Иванович отправляется в Петербург, как «избранный ученик». Именно здесь будущего писателя ожидало знакомство с такими личностями, как: Александр Сумароков и Михаил Ломоносов.
Творческий путь статского советника. Начало
Творческий путь Дениса Ивановича начался в годы обучения. Еще в университете литератор занимался переводом иностранных статей для университетских изданий. Первыми переведенными им произведениями были:
- Альзира или американцы;
- Геройская добродетель, или жизнь Сифа, царя египетского;
- Басни Хольберга.
Параллельно с переводческой деятельностью, Фонвизин создавал и свои произведения. Его ранние тексты обладали острой сатирической направленностью.
Творческая жизнь литератора плотно переплеталась с его работой. В 18 лет юноша был устроен на государственную службу к Екатерине II. С должности «Секретарь кабинет-министра» через 6 лет Фонвизин переходит на должность «Личный секретарь графа Панина».
Собственные произведения Дениса Ивановича были представлены миру уже в 1760 году. Известность же Фонвизина как писателя пришла к нему только через 8 лет после первой публикации. Причиной общественного резонанса стала выпущенная писателем пьеса «Бригадир».
Интересный факт: после публикации «Бригадира» Фонвизин был в срочном порядке вызван в Петергоф. Именно здесь писатель лично прочитал комедию Екатерине.
Сатирическая комедия имела небывалый успех. Ее читали все слои населения. По книге создавались постановки, которые на протяжении долгого времени не сходили со сцены.
Государственная служба писателя
На службе при Екатерине Денис Иванович стал доверенным лицом графа Панина (воспитателя будущего императора Павла) и, по совместительству, его другом.
В 1777 году, не прерывая государственную службу, литератор и драматург Фонвизин отправляется во Францию. Здесь он пробыл всего год, на протяжение которого написал множество писем на родину. Поездка заграницу и острый ум писателя позволили ему:
- понять социальные, политические и экономические устои французского общества;
- составить полноценную картинку феодально-абсолютистской Франции;
- глубже понять ситуацию, актуальную для России;
- оценить возможность улучшения русского социально-политического порядка и найти пути его достижения.
Все свои мысли по этим темам Денис Иванович излагал в письмах к своей сестре (Ф. И. Аргамаковой) и брату Панина (Петру Ивановичу). Наблюдения писателя нашли отражение и в его зрелом-позднем творчестве (о чем пойдет речь далее).
Здесь же (во Франции) драматург встретился с Бенджамином Франклином. По мнению многих современных литераторов, именно американский деятель стал прообразом Стародума в произведении Дениса Ивановича «Недоросль».
Годовая командировка за границу стала, в некотором смысле, судьбоносной для писателя. Именно она натолкнула Фонвизина на мысль о необходимости корректировки крепостного права (не полной отмены, а лишь изменения условий), а также дала толчок написанию нового произведения, которое сегодня в обязательном порядке включено в школьную программу.
После возвращения в Россию Денис Иванович переходит в должность «Советник канцелярии при секретной экспедиции». Параллельно с государственной службой (в 1779 году) литератор приступает к переводу «Та-Гио».
Основной творческий период жизни Дениса Ивановича
Начальным этапом уже зрелого и глубокого творчества литератора считается 1778 год, когда Фонвизин приступает к созданию известнейшей комедии «Недоросль». На ее написание литератор вдохновился поездкой во Францию, которая помогла Денису Ивановичу на сравнительном примере оценить актуальное социальное положение родины.
Над «Недорослем» драматург трудился 4 с лишним года. Сюжет книги основан на описании дворянского общества и одну из важнейших проблем любого времени – безграмотность. Пьеса получилась очень реалистичной. В ней раскрылось множество проблем, а все пороки были описаны автором прямо. Именно такая прямолинейность, а также красочность образов главных героев принесли произведению сумасшедшую (для того времени) популярность.
Еще одним произведением, которое стало очередной ступенью становления Фонвизина как известнейшего публициста, стало «Рассуждение о непременных государственных законах». Написана книга была для будущего императора России Павла.
В 1783 году писатель вновь отправляется заграницу. На этот раз – в путешествие по Европе. Однако, данной поездке не суждено было затянуться надолго. Уже через 2 года после прибытия драматург получает апоплексический удар. А еще через 2 – возвращается на родину. Паралич заставил Фонвизина покинуть государственную службу. Однако, он никоим образом не повлиял на тягу Дениса Ивановича к творчеству.
После первого приступа публицист также продолжает свою творческую деятельность. Он публиковался в журналах и издавал небольшие (по сравнению с предыдущими) комедии: «Разговор у княгини Халдиной», «Выбор гувернера». Но не вся творческая биография Фонвизина так безмятежна. Последнее 5-ти томное издание писателя было критично воспринято Екатериной Великой. Она посчитала книгу недостойной выхода в свет и запретила ее публикацию.
Последним произведением, над которым трудился писатель, стала его автобиография «Чистосердечное признание». В ней драматург подробно описал свой творческий путь и жизнь в целом.
Личная жизнь Дениса Фонвизина
О любовных чувствах Фонвизина известно немногое – только то, что он отразил в своем автобиографическом произведении. По словам самого писателя, влюблен он был единожды (еще будучи юным молодым человеком 23-х лет) – в Анну Приклонскую. Женщина была очень умна, начитана, обаятельна и хороша фигурой. Интересно, что она отвечала драматургу взаимностью. Но союз Фонвизина и Приклонской был обречен – Анна уже была замужем и не могла предать своего мужа.
Несмотря на то, что до конца своих дней Денис Иванович любил лишь Анну, он все же женился на другой женщине. Избранницей писателя стала Катерина Хлопкова, с которой они познакомились на службе. Жена стала для драматурга лучшим другом, поддержкой и опорой. Она была в него безумно влюблена (что замечали даже окружающие). А он – относился к ней с теплом, добротой и нежностью (все еще храня в сердце Анну).
Именно Катерина Хлопкова помогала Денису Ивановичу, когда его тело было скованно параличом. Сперва у драматурга отнялась речь и возможность управления рукой. После – тело было охвачено уже более серьезно. Жена при этом была для него единственной нянькой и оставалась рядом со своим возлюбленным до конца его дней. Увы, наследников у знаменитого писателя и публициста нет. У Катерины и Дениса не было детей.
Последние годы Дениса Ивановича и смерть великого писателя
Последние несколько лет Денис Иванович серьезно болел. Паралич сковывал его тело дважды, отнимая возможность говорить и управлять своим конечностями в полной мере. Несмотря на это, Фонвизин никогда не переставал писать.
Он составлял статьи и переводил зарубежные произведения до последнего своего дня. Верным помощником для него в данной деятельности стала его жена – Катерина, которая беспрерывно караулила постель мужа. Она же выступала и в качестве секретаря публициста, подавая ему нужные письменные принадлежности.
Умер Денис Иванович Фонвизин в 1792 году (в возрасте 48-ми лет). Похоронили писателя на Лазаревском кладбище. Надгробие, на котором из всех заслуг драматурга указано лишь «Статский советник», хорошо сохранилось и до наших дней.
В память о Денисе Ивановиче
Память о Фонвизине сохраняется сегодня благодаря не только школьной литературе (в программу которой в обязательном порядке включена комедия «Недоросль»), но и памятным местам, посвященным драматургу. Имеются такие в различных городах России:
- Станция Фонвизинская (Московский метрополитен);
- Скульптура «Писатели и художники» (Великий Новгород);
- Улицы имения Дениса Фонвизина (по всей России – 17 улиц, 1 переулок).
Проспекты и улицы называются в честь русского писателя и за пределами России – в Алматы, Запорожье, Херсоне, Харькове. В память о писателе организовываются как временные, так и постоянные выставки. А в библиотеках всегда представлены печатные издания знаменитых произведений.
Литературные последователи отзывались о Денисе Ивановиче исключительно в положительном ключе. Пушкин ценил в его произведениях веселость и прямолинейность. А Белинский считал Фонвизина лучшим из тех, кто не побоялся показать не заоблачные представления, а действующую реальность. Переоценить вклад писателя в развитие русской литературы невозможно.
Краткую хронику жизни и творчества Дениса Ивановича Фонвизина смотрите в следующем видео:
Возможно вам также будет интересно узнать биографию Пушкина.
Биография Фонвизина: личная жизнь и творчество писателя
Денис Иванович Фонвизин: Wikipedia/Ф. А. Брокгауз
У него была трагическая судьба, недолгая и яркая жизнь. Писателя называли «северным Мольером» и «отцом русской сатиры». Он первый искусно воплотил в жизнь жанр бытовой комедии, в сатирическом ключе раскрыл человеческие пороки и грехи. Биография Фонвизина пестрит красочными фактами, о которых поговорим подробнее.
Биография Фонвизина: детство и юность
Денис Иванович Фонвизин вошел в историю русской литературы как величайший драматург и публицист. Будучи ярким представителем екатерининской эпохи, он преодолел барьер цензуры и обнародовал комедию, которая перевернула сознание читателей. Он смог легко и непринужденно рассказать о важном, акцентируя внимание на волнующих пороках общества.
Биография Фонвизина — это квинтэссенция любви и легкомысленности, сложных жизненных выборов и следование законам патриархата, заимствованного из детства. Но все это не помешало развиться сатирическому дарованию талантливого писателя XVIII века.
Денис Фонвизин родился в Москва 14 апреля 1745 года. Его отец — выходец из старинного рода немецких дворян, но от высокого положения в обществе у родителей мальчика остался только титул. Жили немецкие аристократы в России скромно, но это не помешало дать хорошее образование детям. К слову, кроме Дениса, у Фонвизиных было еще семеро детей.
Фонвизин-старший воспитывал отпрысков в системе строжайших патриархальных правил, слово отца было законом. Характер батюшки Фонвизина закалила армейская служба, на которой он получил звание майора перед отставкой. Краткая биография Фонвизина обязательно должна включать факты, которые свидетельствуют о его образовании:
Иллюстрация к произведению «Недоросль»: Wikipedia/Н. Муратов
- Мальчик имел отменные интеллектуальные задатки, но немецкого языка, вопреки старинным корням, не знал. Ему пришлось осваивать тонкости немецкой речи сначала во время домашнего обучения, а затем — в школе.
- Поскольку в екатерининскую эпоху дворяне в обязательном порядке изучали французский, то Д.И. Фонвизин был вынужден учить язык, будучи взрослым мужчиной.
- Тяга к литературе всегда стимулировала мальчика много читать и с упоением поглощать новые знания. Возможно, именно это стало причиной того, что Денис первым из семьи смог самостоятельно поступить в дворянскую гимназию при Московском университете.
- По окончании гимназии юноша решает продолжить обучение в том же университете, но на факультете философии. Учеба давалась Денису легко, и его с братом поощрили поездкой в Петербург. Знакомство с Северной Пальмирой навсегда влюбило его в этот город. В этом сознавался сам Фонвизин. Интересные факты: в этом путешествии автор завел дружбу с Ломоносовым и Сумароковым, а также впервые посетил театр.
- Фонвизин, биография которого состояла не только из создания драматических произведений, но и публицистики, рано занялся переводами. Еще в студенческие годы талантливый парень зарабатывал на жизнь, переводя басни Хольберга и произведения Вольтера.
- С момента совершеннолетия умный юноша служит секретарем кабинет-министра Елагина. А несколько позже переходит на должность личного секретаря графа Панина.
Образованный и эрудированный, с тонким юмором и отменным чувством такта, Денис Фонвизин смог добиться хорошего положения в обществе, не забывая о самореализации как писателя.
Денис Фонвизин: творческий путь
Творчество Фонвизина считалось свежим и новаторским, оно пробуждало скрытые грани человеческой души и заставляло людей пересмотреть свое поведение. Под тонкой сатирической вуалью были скрыты человеческие пороки. Автор высмеял их виртуозно и деликатно.
Но сам литературный путь писателя сложно назвать легким:
- благодаря хорошему знанию языков Фонвизин в оригинале знакомился с мировыми классическими шедеврами, пополняя словарный запас и осваивая новые художественные приемы;
- в конце 1760 года самостоятельно издает свое первое творение — сатирическую комедию, которая называлась «Бригадир». Произведение вызвало настоящий фурор в высших кругах, автора пригласили для прочтения пьесы в Петербург к императрице Екатерине;
- на приеме автора заметил граф Панин. Молодой талант стал доверенным лицом и личным секретарем с 1769 года;
Иллюстрация из книги «Недоросль»: Wikipedia/Н. И. Калита
- пребывая на службе, Денис Иванович находил время для творчества. В 1777 году он получает уникальную возможность полтора года прожить во Франции;
- вернувшись в Россию в 1779-м, Фонвизин погрузился в творческую работу. Автор в кратчайшие сроки переводит легендарную книгу «Та-Гио», а далее получает повышение по службе — становится канцелярским советником секретной экспедиции;
- 1778–1782 годы ознаменовались работой над самым знаковым произведением Фонвизина — «Недоросль». Это название было достаточно говорящим, ведь в то время так нарекали юнцов дворянского происхождения без надлежащего образования. Яркие, запоминающиеся образы главных героев, драматичные и одновременно смешные диалоги сделали творение Фонвизина чрезвычайно популярным. До сих пор «Недоросль» считается классикой русской сатирической драматургии;
- на гребне успеха в 1783 году был издан публицистический шедевр авторства Фонвизина — «Рассуждение о непременных государственных законах»;
- далее ситуация развивается быстро и трагично. Денис Иванович отправляется в большое турне по Европе, но именно там с ним случается первый апоплексический удар. С частичным параличом он возвращается в Петербург и начинает работу над масштабным 5-томником сочинений. Однако Екатерина II запрещает издавать эти книги;
- это подкашивает как моральное, так и физическое состояние Фонвизина, но не убивает в нем запал писать.
Следующие пять лет автор в небольшом журнале публикует сатирические очерки. В конце жизни Денис Иванович успевает издать комедию «Выбор гувернера» и мемуары «Чистосердечное признание».
Денис Фонвизин: личная жизнь, последние годы
Фонвизин, годы жизни которого пришлись на расцвет классицизма в русской литературе, не любил афишировать личную жизнь. Завеса тайны была приоткрыта в автобиографии «Чистосердечное признание», которую автор издал, будучи неизлечимо больным.
Первая и самая искренняя любовь случилась с гениальным писателем в 23 года. И объектом его чувств стала Анна Приклонская. Он посвящал ей свои произведения, восхищался ее острым умом и начитанностью, но дама не могла ответить Фонвизину взаимностью, поскольку была замужем.
Фонвизин читает свои произведения: Wikipedia/Рисунок, XX в.
Официальный брак Денис Иванович заключил годы спустя, женившись на Екатерине Хлоповой. Интересен тот факт, как произошло знакомство будущих супругов. Следуя личному поручению императрицы, Фонвизин взял в работу запутанную судебную тяжбу вдовы поручика. Это и была Екатерина Хлопова.
Расследование было долгим и кропотливым, поэтому будущие супруги постоянно контактировали. Дениса Ивановича даже обвиняли в том, что Екатерина — это его любовница. На суде он пообещал, что если выиграет дело, то женится на вдове. Так и случилось: судебная тяжба завершилась положительным исходом для Екатерины и женщина обрела новую любовь.
Пара была бездетной, но сам союз оказался чрезвычайно крепок. Екатерина до последнего дня поддерживала мужа и ухаживала за ним. После второго апоплексического удара, который полностью парализовал автора и приковал его к кровати, она продолжала трепетно заботиться о муже и помогать ему писать новые сочинения.
Денис Иванович Фонвизин продолжал работать до последнего дня жизни и умер от очередного приступа 12 декабря 1792 года. Тело писателя погребено в Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Сейчас фамилией талантливого драматурга нарекли много улиц на территории России, а также станцию Московского метрополитена.
Он вошел в историю как мастер русской сатиры, эрудит и публицист. Пристальное внимание к поведению современников позволило писателю проникнуть в эстетику французских просветителей и реализовать ее принципы в своих произведениях. Это дало толчок к развитию критического реализма в русской литературе.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Биография Фонвизина
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 2807.
Фонвизин Денис Иванович (1745–1792 гг.) – русский писатель, драматург, публицист, переводчик, представитель русского классицизма, создатель национальной бытовой комедии. Автор известной пьесы «Недоросль». Фонвизина называли «отцом русской комедии»: его театральные пьесы публика принимала с восторгом.
Детство и образование
Денис Иванович Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве в дворянской семье, происходившей из ливонского рыцарского рода. Начальное образование будущий литератор получил дома. В семье Фонвизина царила патриархальная обстановка.
С 1755 года Денис Иванович обучался в дворянской гимназии при университете в Москве, затем на философском факультете Московского университета. В 1760 году Фонвизин в числе «избранных учеников» уезжает в Петербург, где знакомится с Ломоносовым и Сумароковым.
Начало творческого пути
С 1760-х годов Денис Иванович создает свои первые произведения. Раннее творчество Фонвизина отличалось острой сатирической направленностью. Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство» в 1933 году. Параллельно писатель занимался переводами. В 1761 году Фонвизин перевел на русский басни Хольберга. В 1762 году – произведения Террасона, Вольтера, Овидия, Грессе, Руссо.
С 1762 года Фонвизин работает переводчиком, а с 1763 – секретарем кабинет-министра Елагина в коллегии иностранных дел. В 1769 году Денис Иванович переходит на службу к графу Панину в качестве личного секретаря.
В 1768 году писатель создает сатирическую комедию «Бригадир». Пьеса получила широкий резонанс, и Фонвизина, биография которого была еще неизвестна в высших кругах, приглашали в Петергоф для чтения произведения самой императрице Екатерине II.
Государственная служба. Зрелое творчество
С 1777 по 1778 год Фонвизин пробыл за границей, долгое время находился во Франции. Вернувшись в 1779 году в Россию, Денис Иванович поступает на службу советником канцелярии при Секретной экспедиции. В это же время писатель переводит книгу «Та-Гио».
С 1781 года Денис Иванович занимает место статского советника. В 1782 году выходит в отставку. Осенью этого же года состоялась премьера самого главного произведения драматурга – комедии «Недоросль» (дата написания – 1781 г.) в Петербурге. В 1783 пьеса была поставлена в Москве.
Болезнь. Последние годы
С 1783 года Денис Иванович путешествует по Европе, посещает Италию, Германию, Австрию. В 1785 году у писателя случается первый апоплексический удар. В 1787 году Фонвизин возвращается в Россию.
В краткой биографии Фонвизина стоит отметить, что в последние годы своей жизни он страдал от тяжелой болезни – паралича, но не прекращал заниматься литературной деятельностью. Несмотря на запрет Екатерины II на издание пятитомного собрания сочинений, Денис Иванович в это время создает комедию «Выбор гувернера», фельетон «Разговор у княгини Халдиной», работает над автобиографией «Чистое признание» (осталась неоконченной).
1 (12) декабря 1792 года Денис Иванович Фонвизин умер. Похоронили писателя на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Другие варианты биографии
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Интересные факты
- Во время поездки в 1760 году в Петербург Фонвизин впервые присутствовал на театральном представлении. Это была пьеса Хольберга «Генрих и Пернилл». Происходившее на сцене произвело на писателя неизгладимое впечатление, а пристрастие к театру он сохранил на всю жизнь.
- Успех «Недоросля» во время премьеры был настолько велик, что зрители, по принятому в то время обычаю, забросали сцену кошельками с деньгами.
- Фонвизин особое внимание уделял внешнему виду, за что был признан франтом. Писатель украшал одежду живыми цветами, носил соболий сюртук и обувь с большими пряжками.
- Денис Иванович был женат на Катерине Ивановне Роговиковой, дочери богатого купца.
Тест по биографии
Тест поможет лучше запомнить краткую биографию Фонвизина:
Биография Дениса Фонвизина
Дени́с Ива́нович Фонви́зин родился в Москве 14 апреля (3 апреля по ст. ст.) 1745 г., являлся продолжателем рыцарского рода, имевшего ливонское происхождение и окончательно обрусевшего.
Своей странно звучащей для русского уха фамилией Денис Иванович обязан далекому предку, ливонскому барону Берндту-Вольдемару фон Виссину, попавшему в плен при Иване Грозном и оставшемся в Москве. Его потомки приняли православие и несколько раз меняли написание фамильного наименования. Иван Андреевич Фон-Визин, отец знаменитого литератора, служил в Ревизион –Коллегии, был очень начитанным и порядочным человеком, отличавшимся вежливым обращением со слугами и безупречной честностью в контроле над расходованием казенных средств. Именно он стал прообразом Стародума в знаменитой комедии. Его жена, из рода Дмитриевых-Мамоновых, родила восьмерых детей, поэтому, несмотря на то, что глава семьи заслужил чин статского советника, семья жила скромно.
Начальное образование было получено Денисом дома, с четырех лет отец стал учить сына грамоте и иностранным языкам. В 1755 году, сразу же после открытия гимназии при Московском университете, в нее были зачислены Денис и его брат Павел (впоследствии сенатор). Фонвизины стали одними из лучших гимназистов, Денис выделялся своими успехами в словесности, его сочинения зачитывались на торжественных актах. Он также отличался остроумием, и нередко разыгрывал сатирические сценки из школьных будней.
Фонвизин на протяжении 1759-1762 гг. являлся студентом философского университета. С 1756 по 1759 г. входил в труппу любительского университетского театра М. Хераскова, а позднее играл уже в профессиональном Публичном театре. В 1760 году в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел прибыли в Петербург. Здесь он познакомился с Ломоносовым, с первым руководителем русского театра Сумароковым и впервые увидел театральное представление – постановку пьесы «Генрих и Пернилл» датского писателя, основоположника датской драмы Людвига Хольберга.
Под руководством одного из университетских чиновников, М. М. Хераскова, с 1760 г. начал издаваться журнал «Полезное Увеселение», объединивший на своих страницах всех почти молодых писателей того времени, связанных к тому же единством литературной школы: все они были более или менее последовательными учениками Сумарокова. Литературное движение охватило и студенчество; многие из учащихся университета пробовали свои силы в переводах, печатавшихся потом в «Полезном Увеселении». Фонвизин был среди них; в журнале Хераскова был помещен его перевод нравоучительной повести «Правосудный Юпитер». Одновременно Фонвизин по предложению университетского книгопродавца Вевера, прослышавшего о даровитом студенте, перевел с немецкого языка книгу басен датского писателя Гольберга; перевод был тогда же напечатан (1761). В следующем году (1762) Фонвизин энергично сотрудничал в научно-популярном журнале своего учителя, профессора Рейхеля («Собрание лучших сочинений») – он поместил в нем 5 переводных статей. В то же время он переводил «Метаморфозы» Овидия (не напечатано) и 1 том обширного политико-нравоучительного романа Террасона «Геройская добродетель и жизнь Сифа, царя Египетского» (1762 г., последующие 3 тома печатались до 1768 г.; перевод был сделан с немецкого языка). Тогда же Фонвизин впервые попробовал свои творческие силы на поприще поэзии; он перевел стихами трагедию Вольтера «Альзира». Впрочем, он сам остался недоволен своим переводом и не отдал его ни на сцену, ни в печать. В 1769 году Фонвизин перевел сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Силли или благодеяния и благодарность», получившую у Фонвизина название «Корион». Любимым его писателем был Руссо.
Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство» в 1933 году. Её действующие лица — прообразы персонажей знаменитого «Недоросля». Так, Аксен схож с Простаковым, Улита с Простаковой, а Иванушка — с Митрофаном. Существует также версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.
По традициям того времени, Дениса еще подростком записали в лейб-гвардейский Семеновский полк. Однако в 1762 году он подал прошение об отставке, оставил университет и поступил служить в Коллегию иностранных дел. Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 году Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине, под началом которого служил и Владимир Игнатьевич Лукин. Работая при Елагине, Фонвизин не оставлял переводческой деятельности. Сблизившись с литературным кружком Козловского, он создал дебютную самостоятельную работу – «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке»; в 1764 г. появилась его первая пьеса-комедия «Корион». На протяжении 1766-1769 гг. была написана и в 1786 г. опубликована комедия «Бригадир». Она положила начало жанру комедии нравов, т.к. в подавляющем большинстве русские авторы создавали комедии характеров. Комедия «Бригадир» пользовалась большим успехом, для прочтения которой самой императрице автор был приглашён в Петергоф, после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича, графом Никитой Ивановичем Паниным. Период биографии с 1769 по 1782 г. был связан со службой у графа Н.И. Панина; Фонвизин работал у него секретарем, а позднее превратился в доверенное лицо. Находясь на этой должности, он попал в мир большой политики, закулисных игр. Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей». Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.
В 1777—1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции. Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину(брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову. Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции. Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции — торговлю и промышленность.
Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 — начало 1783 гг.). Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина — будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачёвщины, необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование — введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха. Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.
Пиком творческих достижений Дениса Ивановича стала написанная в 1882 г. и опубликованная в 1883 г. комедия «Недоросль», которая так же, как и «Бригадир», вызвала огромный общественный резонанс. Белинский в свое время заметил, что только с Фонвизина началась русская комедия, а его пьесы являются одним из «замечательных явлений» в истории русской литературы.
Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжёлую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений. Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений: комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того, в последние годы своей жизни он работал над автобиографией «Чистосердечное признание».
В ходе работы Фонвизину приходилось много контактировать с Катериной Хлоповой, и женщина влюбилась без памяти, что было заметно для окружающих. На последнем заседании суда мужчину даже обвинили, что он защищает свою любовницу, а в ответ Фонвизин заявил, что женится на ней, и сдержал обещание.
В 1784 и 1785 г. Фонвизин уезжал в Италию лечиться, в 1787 г. поправлял заметно пошатнувшееся здоровье в Вене. Испытывала чета Фонвизиных в это время и трудности финансового характера. Занятия литературой оказались фактически свернутыми.
Детей у Фонвизиных не было, но писатель обрел надежного друга, помощника и поддержку в лице хрупкой Катерины. Когда Дениса Ивановича разбил паралич, он утратил способность говорить и не мог управлять рукой, верная супруга была ему как нянька. Тогда мужчине было чуть больше 40 лет, и Катерине удалось его выходить. Но спустя несколько лет паралич снова сковал тело мужчины, однако он не переставал писать до последнего своего дня. А его жена все это время находилась рядом, помогала и ухаживала за Денисом Ивановичем.
Умер Фонвизин 1 (12) декабря 1792 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Супруга его Екатерина Ивановна (1746—1796), урождённая Роговикова (из купеческого сословия), пережила мужа на 4 года.
На надгробном камне могилы Фонвизина между изображением креста вверху и адамовой головой внизу была выбита надпись: “Под сим камнем погребено тело статского советника Дениса Ивановича Фонвизина. Родился в 1745 году, апреля 3 дня. Преставился в 1792 году декабря 1 дня. Жизнь его была 48 лет, 7 месяцев и 28 дней”.
Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».
Денис Фонвизин: биография, личная жизнь, творчество
- 8 Февраля, 2020
- Искусство
- Оксана Мыкало
Биография Дениса Ивановича Фонвизина интересна всем, кто знаком с его творчеством. В его жизни были взлеты и падения, опала и аплодисменты. Что надо обязательно знать о Фонвизине? Именно ему мы обязаны появлением русской национальной комедии.
Происхождение
В роду Дениса Фонвизина были рыцари, жившие в Ливонии. Во времена Ивана Грозного они перешли на службу к русскому царю. Немецкая семья верно служила новой отчизне. Фамилия ее членов тогда писалась через дефис «фон-Визин».
Именно так ее указал в своих трудах князь П. А. Вяземский, первым написавший биографию Фонвизина. Однако А. С. Пушкин говорил, что фамилию надо писать слитно. Он считал Фонвизина не просто русским, а настоящим «перерусским» человеком.
Первые шаги
Биография Фонвизина началась в Москве. Именно там 14 апреля 1745 года в семье немецкого дворянина родился мальчик, которого нарекли Денисом.
С 10 лет он начал обучаться в гимназии, открывшейся при Московском университете. Знания в этом образовательном учреждении давали блестящие, да и способности у Фонвизина имелись. Он изучал не только русский и немецкий, но и французский, латынь.
15-летнего Дениса Фонвизина (как одного из лучших учеников) направили в Санкт-Петербург, чтобы представить университетскому куратору графу И. Шувалову. В городе на Неве молодому человеку понравилось. Там он познакомился с мэтрами словесности Ломоносовым и Сумароковым, впервые попал на театральное представление.
В это же время он дебютировал в качестве переводчика, работая по заказу московских книгопродавцев. Денис перевел 228 популярных басен поэта Людвига Гольберга, а также романы и повести Террасона, Вольтера, Овидия, Грессе и Руссо.
Взрослая жизнь
Окончившему в 1762-м гимназию Фонвизину, биографию которого мы рассматриваем в статье, предложили должность переводчика в Коллегии иностранных дел.
До 1769-го Денис Иванович служил секретарем у И. Елагина. Также он состоял в елагинском театральном кружке. Его члены разрабатывали принципы отечественной комедии и переделывали французские и немецкие фарсы на русский лад.
Фонвизин сразу проявил себя. Взяв за основу произведение француза Грессе, он сочинил пьесу «Корион». Она была дважды поставлена в театре при дворе в 1764 г.
Первый успех
1769 год стал особым в биографии Дениса Фонвизина. Именно в этот период он написал комедию «Бригадир».
Она стала первой в российской литературе «комедией нравов». В ней особенности поведения и речи персонажей социально определены. Речевая характеристика – это проявление индивидуальностей персонажей. Разумеется, отрицательные герои глупы. В конце сюжета они проигрывают. Положительные персонажи благоразумны и выигрывают.
Особое внимание в комедии уделялось офранцузившемуся Иванушке. С этим персонажем Фонвизин связывал важную для себя тему патриотического воспитания русского дворянина.
Комедия имела большой успех. Автора даже пригласили прочитать ее в Петергофе перед императрицей Екатериной II. Взгляды Фонвизина и графа Никиты Ивановича Панина, который служил воспитателем наследника престола – сына императрицы, – во многом совпадали.
На государственной службе
Панин высоко оценил идеи и усилия Д. И. Фонвизина. В биографии литературного гения это оставило заметный след. Он перешел на службу к графу, став его личным секретарем и получив чин сначала надворного, а затем коллежского советника. Панин подарил Фонвизину имение в Полоцкой губернии и 1000 крестьян.
Денис Иванович стал не просто служащим, а другом и доверенным лицом своего начальника, который строил планы досрочно передать сыну Екатерины II Павлу Петровичу царскую власть, но при этом ее несколько ограничить.
В этот период Фонвизин практически перестал писать комедии. Он занимался политикой, общественными проектами и социальными реформами, выступал в качестве пресс-секретаря Панина.
В 1771 году из-под его пера вышло только «Слово на выздоровление». Оно посвящено не столько недомоганию и выздоровлению наследника Павла Петровича, сколько лечению всего русского общества и верхушки власти.
В 1777 г. он написал политическое произведение, переведя француза А. Тома и его знаменитый труд «Слово Марку Аврелию». Этот перевод привлекает внимание образом мудрого государя – гуманного и справедливого.
В 1782 г. вышло одно из самых ярких публицистических произведений в России – «Рассуждение о непременных государственных законах». Его еще называют «Завещание Панина». Труд предназначался будущему императору и являлся предисловием к готовящемуся братьями Паниными проекту конституционной монархии.
Фонвизин предлагал Павлу Петровичу сделать крепостное право более умеренным, чтобы избежать новых потрясений и бунтов. Впоследствии произведение Дениса Ивановича использовали в своих сочинениях декабристы.
Личная жизнь
В 1774 г. Фонвизин женился. Его выбор пал на вдову Екатерину Ивановну Хлопову (купеческую дочь). В 1777 г. вместе с женой он отправился в путешествие за границу – в Германию и на юг Франции. Во время поездки Фонвизин отсылал П. И. Панину сатирические письма, отображающие нравы во французском обществе накануне близящейся революции 1789 г.
В своей заграничной поездке Денис Иванович Фонвизин встречался с Бенджамином Франклином. Некоторые считают, что будущий президент Америки мог послужить прототипом образа Стародума.
Отставка
Идеи Никиты Панина не пришлись по вкусу Екатерине II. Всевластный канцлер попал в опалу, а в марте 1782 г. вышел в отставку. Через несколько дней после ухода покровителя и начальника Денис Фонвизин также подал прошение об отставке, которое Екатерина II приняла.
Панин умер спустя год – в марте 1783-го. Денис Фонвизин написал его биографию. Он создал образ идеального государственного деятеля. На русском языке произведение вышло только в 1786 г. Сначала его издали во Франции.
Вершина творчества
Что самое главное в краткой биографии Фонвизина? Многие считают, что это написание комедии «Недоросль». В первый раз она была поставлена в 1782 г. на сцене Вольного Российского театра. В пьесе играл друг Фонвизина, знаменитый актер И. Дмитревский. Успех превзошел ожидания – благодарная публика бросала на сцену актерам кошельки. В мае 1783 г. пьесу показали в Москве, затем появилась первая печатная публикация «Недоросля».
Князю Григорию Потемкину, бывшему с Фонвизиным в ссоре, так понравилась пьеса, что он забыл о конфликте. Встретив писателя, князь обнял Дениса Ивановича и сказал, что имя его будет теперь бессмертно.
«Недоросль»
Самая краткая биография Фонвизина будет неполной, если хотя бы в двух словах не рассказать о комедии «Недоросль». Так называли сыновей дворян в возрасте до 21 года. Согласно постановлению Петра I, они должны были начинать обучение с семилетнего возраста, чтобы к 21 году овладеть науками: географией, грамотой, арифметикой, языками и другими. Но герой пьесы Митрофанушка к 16 годам еле выучился азбуке, поэтому слово «недоросль» после фонвизинской комедии приобрело насмешливый смысл.
В своем произведении автор использовал немало оригинальных и новаторских приемов:
- Раньше комедийными героями могли быть только те, кто относился к низшим слоям общества. У Фонвизина выведены представители почти всех сословий – дворяне, чиновники, сироты, слуги, учителя.
- До этого каждый герой олицетворял один порок или добродетель, но у Фонвизина показаны многогранные характеры (госпожа Простакова жестокая и злая хозяйка, но любящая мать, Софья – одинокая и робкая сирота, но отстаивает свое мнение).
- В комедии принцип единства действия, времени и места частично нарушается, так как действие происходит в течение нескольких дней.
Согласно канонам классической комедии, у персонажей «говорящие» имена – Скотинин, Софья (в переводе с греческого «мудрость»), Стародум, Правдин, Кутейкин, Цыфиркин, Вральман.
Домашняя жизнь простоватой и необразованной семьи русского провинциального помещика стала яркой сатирой на общество России. Современникам понравились монологи Стародума, высказывающего мысли автора.
Чуть позднее комедию оценили с точки зрения юмора, живости диалогов, а комедийные выражения разошлись на цитаты. Считается, что пьеса была написана Фонвизиным в упрек Екатерине II. Автор стремился показать, что традиционное дворянское воспитание ведет к злонравию и дикости. Императрица увидела в этом посягательство на государственные устои общества.
Общественная деятельность
Княгиня Екатерина Дашкова, возглавлявшая Академию наук, пригласила Дениса Ивановича принять участие в издании журнала. “Собеседник российского слова” должен был стать новой литературной площадкой, где бы рассуждали о назначении власти, обязанностях и судьбе дворян. Фонвизин написал очерк «Опыт сословника», который стал ярким примером политической сатиры, направленной против порядков при царском дворе и дворянского безделья.
Вскоре на страницах журнала появились анонимные вопросы Екатерине II и «ответы» императрицы в раздраженном и злом духе. Фонвизин, вдохновленный идеями Монтескье, стремился начать дискуссию о состоянии русской политической системы, но императрица посчитала подобное произведение проявлением непозволительного свободоязычия. Она обвинила в авторстве сначала графа И. Шувалова. Когда открылось, что автор – Фонвизин, императрица была крайне рассержена. В дальнейшем она не позволила писателю и поэту издать собрание сочинений в 5 томах.
Впоследствии многие произведения Денису Фонвизину пришлось печатать анонимно.
Он серьезно отнесся к предложению княгини Дашковой и подготовил «Начертания», которые легли в основу академического словаря.
Как сложилась жизнь дальше
Если говорить кратко о биографии Фонвизина, следует заметить, что, уйдя со службы, он отправился вместе с женой за рубеж. Из Германии и Италии он слал письма, в которых описывал происходящее в Европе. Экономические и социальные, политические и общественные процессы – все это было отражено в его сочинениях.
В августе 1785 г. у Фонвизина приключилась тяжелая болезнь – паралич. Но писатель продолжал заниматься литературной деятельностью.
В 1786 г. из-под его пера вышла философская повесть «Каллисфен», в 1787 г. – перевод Шубарта «Лисица-Кознодей» (то есть строящий козни). В 1787 г. Фонвизин пытался издать свой журнал, куда должны были войти не пропущенные цензурой труды.
Из-за болезни в мыслях Дениса Ивановича произошли перемены. Ему хотелось покаяться, он увлекся религией. В произведении «Признание» автор, подражая Руссо, представил миру автобиографию, наполненную размышлениями о российском быте.
Завершение земного пути
Весь день 12 декабря 1792 г. Фонвизин провел у поэта Державина, где весело шутил и смеялся. Писатель привез друзьям свою новую пьесу «Выбор гувернера». В этот же вечер он скончался.
Похоронили его в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Жена, пережившая его на 4 года, установила гранитный саркофаг серого цвета. Он окружен оградой из кованых прутьев.
В статье была рассмотрена краткая биография Дениса Ивановича Фонвизина, литературного гения конца XVIII века.
ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ
ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ – прозаик, драматург, переводчик. Создатель русской бытовой комедии. Секретарь главы русской дипломатии Н. И. Панина, статский советник. Старший брат сенатора П.И. Фонвизина.
Семья. Юность
Денис Иванович Фонвизин происходил из старинного дворянского рода: ливонский рыцарь фон Визин был взят в плен при Иване Грозном, затем стал служить русскому царю. Сама фамилия со временем была искажена, изначально она имела написание von Wiesen и многие исследователи долгое время использовали раздельное написание или же написание Фон-Визин, но в конце XIX века исследователь Н.С. Тихонравов установил современное написание фамилии писателя. Отец Фонвизина, Иван Андреевич был чиновником ревизион-коллегии, приближенным ко многим известным политикам.
Фонвизин получил хорошее домашнее образование. В 1755-1760 годах учился в гимназии при Московском университете, где успешно изучал латинский, немецкий и французский языки и выступал на торжественных актах с речами на русском и немецком. В 1760 году в числе лучших учеников Фонвизина возили в Санкт-Петербург для представления куратору университета И.И. Шувалову. Там его «произвели в студенты» философского факультета. Денис Иванович активно участвовал в студенческой жизни, играл в любительском театре М.М. Хераскова.
Первые литературные опыты
В это время он дебютирует на литературном поприще как переводчик: переводит с немецкого сборник популярного в Европе норвежско-датского писателя Людвига Хольберга «Басни нравоучительные» (1761). Несколько мелких переводов Фонвизина появились в университетских изданиях в 1761-1762 годах (в т. ч. в журнале М.М. Хераскова «Полезное увеселение», где печатались и стихотворения старшего брата Фонвизина – Павла). Перевод трагедии Вольтера «Альзира» (1762) в свое время опубликован не был, но получил широкое распространение в списках (опубликован 1894). Тогда же он начал переводить пространный, в четырех томах авантюрно-дидактический роман аббата Жана Террасона «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая» (1762-1768). Также Денис Иванович перевел огромный поэтический труд Овидия «Метаморфозы». Помимо всего прочего, им были переведены более двух сотен различных басен.
«Елагинский кружок». «Бригадир» и появление «комедии нравов»
В 1762 году Фонвизин оставляет университет и переезжает в Петербург, где начинает работать переводчиком в Коллегии иностранных дел. До 1769 года он работал под руководством статс-советника дворцовой канцелярии И.П. Елагина, который управлял «придворной музыкой и театром» и покровительствовал начинающим литераторам. Елагин оценил фонвизинский перевод вольтеровской трагедии и вскоре молодой писатель вошел в т.н. «елагинский кружок», участники которого (сам Елагин, В.И. Лукин, Б.Е. Ельчанинов и др.) были заняты разработкой русской самобытной комедии. Для этого они переделывали иностранные пьесы, налагая их содержание на русские реалии. Также в кружке осваивались традиции мещанской «слезной драмы» («серьезной комедии»), теоретиком которой выступал Д. Дидро. В этом духе Фонвизин в 1764 году и сочинил свою первую, стихотворную комедию «Корион», взяв за основу драму французского автора Жана-Батиста-Луи Грессе «Сидней». Действие в пьесе происходит в подмосковной деревне и заключается в изложении сентиментальной истории влюбленных Кориона и Зеновии, разлученных по недоразумению и благополучно соединяющихся в финале. Также в то время Фонвизин сблизился с литературным кружком поэта и переводчика князя Ф.А. Козловского, завязалась дружба между ним и выдающимся актером И.А. Дмитриевским.
В 1769 году появилось первое абсолютно самостоятельное произведение Фонвизина – пьеса «Бригадир», которую по достоинству оценил Н.И. Новиков. Она была поставлена в театре в 1770 году, хотя вышла в печать только в 1786 году. «Бригадир» стал первой в русской литературе «комедией нравов» в отличие от господствовавшей ранее сатирической «комедии характеров», когда на сцену выводились персонифицированные пороки. В «Бригадире» все пороки, все поведение персонажей социально обусловлено. Здесь жестоко высмеивается невежество, взяточничество, ханжество и слепое раболепство перед иностранщиной, столь характерные для поместно-бюрократических кругов русского общества. Жизненная убедительность таких сатирических персонажей комедии, как Бригадир, Советник, Советница и Иванушка, достигнута драматургом без нарушения свойственных классицизму принципов изображения характеров. Зато в Бригадирше с большой силой проявились реалистические тенденции творчества Дениса Ивановича. Основным художественным достоинством пьесы является метко индивидуализированный язык действующих лиц: военный лексикон Бригадира, сочетание канцелярско-приказных и церковнославянских выражений в речи Советника, салонный русско-французский жаргон Иванушки и Советницы, народное просторечие Бригадирши. В противоположность отрицательным персонажам положительные образы комедии (Добролюбов, Софья) отличаются бледностью и схематичностью. На первый план выдвинута фигура «галломанствующего» Иванушки, с которым связана важнейшая для Фонвизина тема воспитания дворянина.
В 1760-х годах, во время работы Комиссии для составления нового Уложения (1767), Денис Иванович высказывался по волновавшему всех вопросу прав и привилегий дворянства. Он переводит трактат Г.-Ф. Куайе «Торгующее дворянство» (1766), где обосновывалось право дворянина заниматься промышленностью и торговлей (не случайно в «Недоросле» Стародум разбогател как сибирский промышленник, а не придворный). В рукописи распространялась составленная им в конце 1760-х компиляция из трудов немецкого юриста И.Г. Юсти «Сокращение о вольности французского дворянства и о пользе третьего чина». В качестве приложения к переведенной Фонвизиным повести Ф.-Т.-М. Арно «Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» (1769) было опубликовано одно из немногих его стихотворений «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (здесь присутствуют элементы антиклерикальной сатиры, навеянные, как полагают, тесным общением Фонвизина с литератором Ф.А. Козловским, известным вольтерьянцем и вольнодумцем). Деятельность Фонвизина как переводчика художественной прозы увенчал перевод повести Поля Жереми Битобе на библейский сюжет «Иосиф» (1769): это сентиментальное, проникнутое лиризмом повествование, выполненное ритмической прозой.
Служба Н.И. Панину. «Записки первого путешественника»
В 1769 году Денис Иванович занял должность одного из секретарей при руководителе Коллегией иностранных дел графе Н.И. Панине, который, в свою очередь, стал воспитателем наследника престола. Никита Иванович строил планы досрочной передачи престола цесаревичу Павлу Петровичу и ограничения самодержавия в пользу Верховного Совета из дворян. Сделавшись вскоре доверенным лицом Панина, Фонвизин окунулся в атмосферу политических проектов и интриг. В 1770-х годах он лишь дважды выступил как литератор (точнее, как политический публицист «партии Панина», наставляющий монарха, как править на благо нации) – в «Слове на выздоровление Павла Петровича» (1771) и переводе «Слова похвального Марку Аврелию» А. Тома (1777).
В 1777-1778 годах Фонвизин путешествует по Германии и Франции. Одной из причин этого путешествия была длительная болезнь жены писателя Екатерины Васильевны (в девичестве Дмитриева-Мамонова, у пары было 8 детей). Его впечатления от этой поездки нашли свое отражение в «Записках первого путешественника», которые стали одной из важных вех в процессе изменения облика русской прозы в этот период.
После опалы и отставки Н.И. Панина, в марте 1782 году подал в отставку и Фонвизин. В 1782-1783 годах «по мыслям Панина» он сочинил «Рассуждение о непременных государственных законах» (т.н. «Завещание Панина»), которое должно было стать предисловием к готовившемуся, но неосуществленному Н.И. и П.И. Паниными проекту «Фундаментальных прав, неприменяемых на все времена никакой властью» (т.е., по существу, проекту конституционной монархии в России). Позднее это «Завещание Панина», изобилующее выпадами против самодержавия, использовали в пропагандистских целях декабристы. Сразу же после смерти покровителя (март 1783) Фонвизин сочинил брошюру «Жизнь графа Н.И. Панина», вышедшую в Санкт-Петербурге сначала на французском (1784), а затем и на русском языке (1786). В 1784 году Денис Иванович вновь отправляется за границу – в Италию и Германию, что было связано и с необходимостью лечения от начавшегося у писателя частичного паралича.
«Недоросль»
После восстания Е.И. Пугачева в 1773-1775 годах любое проявление либеральных взглядов могло повлечь за собой тяжелые последствия. Но, несмотря на это, в начале 1780-х годов увидела свет доставившая Фонвизину славу и всеобщее признание комедия «Недоросль» (1779-1781, поставлена в сентябре 1782 года, опубликована в 1783 году). Первая постановка пьесы на придворной сцене на Царицыном лугу имела необыкновенный успех. В центре комедии – образ госпожи Простаковой, самодурки и деспота в собственной семье и среди своих крестьян. Ее жестокость в обращении с окружающими компенсируется неразумной и пылкой нежностью к сыну Митрофанушке, который благодаря такому материнскому воспитанию растет избалованным, грубым, невежественным и совершенно непригодным к какому-либо делу. Простакова уверена, что может делать что хочет, ибо на это дан указ о «вольности дворянской». Противопоставленные ей и ее родственникам Стародум, Правдин, Софья и Милон считают, что вольность дворянина заключается в праве учиться, а затем служить обществу своими умом и знаниями, что и оправдывает благородство дворянского звания. В финале приходит возмездие: Простакова отрешена от своего имения и брошена собственным сыном.
Современников более всего в «Недоросле» пленяли благоразумные монологи Стародума; позднее комедию ценили за колоритный, социально-характерный язык персонажей и красочные бытовые сцены (часто эти два плана комедии – идеологический и бытописательный – противопоставлялись, как, например, в эпиграмме И.Ф. Богдановича: Почтенный Стародум, / Услышав подлый шум, / Где баба непригоже / С ногтями лезет к роже, / Ушел скорей домой. / Писатель дорогой, / Прости, я сделал то же). «Недоросль» стала единственной русской пьесой XVIII века, занявшей прочное место в репертуаре советского театра. Этот факт служит ярким свидетельством непреходящего значения творчества драматурга и сатирика.
Последние годы
В 1783 году княгиня Е.Р. Дашкова привлекла Фонвизина к участию в издававшемся ею журнале «Собеседник российского слова». В первом же номере появился его «Опыт российского сословника». Составленный как будто бы для нужд готовившегося «Словаря Российской Академии наук», фонвизинский «Опыт» являлся скрытой политической сатирой, изобличающей придворные порядки и «бездельничанье» дворян. В том же журнале в 1783 году без заглавия и подписи были опубликованы политически острые и дерзкие «вопросы» Фонвизина (в рукописи они озаглавлены как «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание»), адресованные Екатерине II и снабженные «ответами» самой императрицы, которая поначалу автором «вопросов» полагала И.И. Шувалова. Истина вскоре выяснилась, и таким образом Фонвизин своим «свободоязычием» навлек на себя неудовольствие власти и в дальнейшем испытывал затруднения с публикацией своих трудов.
Перевод сочинения И.Г. Циммермана «О национальном любочестии» (1785), повесть о гонениях, которые терпит мудрец, говорящий правду властителю («Каллисфен», 1786), и стихотворная басня «Лисица-Казнодей» (1787) были напечатаны анонимно. К 1788 году писатель подготовил свое «Полное собрание сочинений и переводов в 5-ти томах»: была объявлена подписка, однако издание было приостановлено императрицей, и даже рукопись его теперь утрачена. В том же году Фонвизин безуспешно добивался разрешения на издание авторского журнала «Друг честных людей, или Стародум» (часть подготовленных Фонвизиным материалов журнала увидела свет лишь в 1830 году).
В последние годы здоровье Фонвизина сильно ухудшилось. Кроме того, у четы Фонвизиных стали нарастать трудности финансового характера. Вместе с тем возросли религиозные и покаянные настроения писателя. Они отразились в автобиографическом сочинении, написанном «по стопам» «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо, – «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (1791). Сохранившаяся не полностью последняя его комедия «Выбор гувернера» (между 1790 и 1792) посвящена, как во многом и «Недоросль», вопросам воспитания, однако сильно уступает последней в художественном отношении.
Сатирик скончался 1(12) декабря 1792 года в Санкт-Петербурге после вечера, проведенного в гостях у Р.Г. Державина. Денис Иванович Фонвизин был похоронен в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Память
Именем Д.И. Фонвизина названы улицы в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Королёве, Херсоне, Алма-Ате, а также станция метро «Фонвизинская» в Москве.
Сочинения
Первое полное собрание сочинений Фонвизина. М., 1888.
Собрание сочинений в 2-х тт. М., 1959.
Сочинения, письма и избранные переводы Фонвизина. СПб., 1866.