Ведение в дипломной работе: Пример, бесплатные консультации

Как приводить примеры из правоприменительной практики

Юрист должен уметь приводить примеры из правоприменительной практики в письменных работах, т.к. практические примеры почти всегда необходимы. Что касается выпускных работ, то наличие примеров правоприменения обязательно.

Парадокс в том, что, несмотря на очевидную необходимость и распространенность примеров правоприменительной практики, мы затрудняемся кратко изложить приговор, обвинительное заключение или материалы судебной практики. Как итог, вместо краткого изложения примеров реальных дел по теме работы мы пытаемся искать и копировать примеры из монографий и научных статей – всегда менее актуальные и подходящие.

Виды примеров из правоприменительной практики

Для начала, разделим примеры из практики в тексте научной работы на категории:

  • По объему:краткие (до 0,5 страницы) и развернутые (от 0,5 до 1,5 страниц). Превышение объема в страницу-полторы вызовет вопросы у научного руководителя, редакции или читателя.
  • По стадиям судопроизводства и субъектам деятельности:примеры из судебной, а также из следственной и иной практики (оперативно-розыскной, экспертной, примеры проведения доследственных проверок и т.д.) или смешанные.
  • По источникам информации:примеры и архивных материалов, официальных электронных ресурсов и личных архивов и баз данных следователей, дознавателей, адвокатов, судей.
  • По признаку динамичности:статические и динамические. Статический пример основывается только на тексте приговора или иного судебного акта и отражает ситуацию на конкретный момент времени без развития в дальнейшем, без описания предшествующей ситуации. Динамический пример заключается в комплексном использовании.

Например, текст приговора по уголовному делу с материалами последующих судебных инстанций. Пример из следственной практики в статическом варианте приводят, опираясь только на обвинительное заключение или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Хороший динамический пример из следственной практики получится из анализа комплекса материалов досудебных стадий, когда автор следит за возникновением следственной ситуации начального этапа расследования, ее разрешением со стороны следователя, предъявлением первичного, окончательного обвинения и т.д.

К сожалению, большинство примеров в письменных работах – это статические примеры из судебной практики. Причина проста: подготовить такие примеры проще, т.к. большинство приговоров публикуется в Интернете. Исследователь редко использует системно иные методы изучения практики, освобождая себя от кропотливой поисковой и аналитической работы. Вместе с тем, трудно переоценить эффективность динамических примеров, а иногда они просто незаменимы в тексте научной работы.

  • По источнику получения сведений практические примеры делятся на те, что основаны на:
  1. официально оформленных материалах дела (например, на процессуальных документах);
  2. сведениях, которые невозможно найти в самом деле и иных письменных источниках;
  3. смешанных данных (из вариантов 1 и 2);
  4. иных научных работах;
  5. данных публицистики, художественной литературы.

Во втором пункте речь идет о версиях, тактических ошибках следствия, некоторых методах противодействия уголовному преследованию и путях их преодоления и т.п.

Такие сведения получают, например, в рамках интервьюирования следователя, путем применения метода экспертных оценок и т.п. Это информативный, хотя и субъективный источник сведений. С такими примерами возникает проблема оформления ссылки об источнике приведенных данных. Как вариант, можно в сноске указать, что сведения получены в результате интервьюирования практического работника, предварительно выяснив отношение к упоминанию (или сокрытию) личных данных работника в тексте научной работы.

  • По отношению к критериям законности, научной обоснованности и эффективности:позитивные и негативные (с применением метода «от ошибок»).

Позитивных примеров в письменных работах большинство. Негативные примеры приводят редко, недооценивая их значимость. При этом метод формирования и представления прикладных рекомендаций «от ошибок» весьма эффективен, особенно когда адресованы практикам.

Работа с практическими примерами, включая выбор формы представления, должна учитывать науку, в рамках которой проводится исследование.

Структура практического примера

Как правило, в тексте работы, ближе к примеру из практики, есть некая «подводка», т.е. описание того, какую мысль автор хотел бы проиллюстрировать примером (для краткости – «контекст сочинения»). При этом непосредственно у практического примера выделяют ряд элементов:

  • описание сути дела;
  • изложение особенностей расследования и/или судебного рассмотрения дела (статика или динамика) – фабула дела;
  • аналитика автора (то, с помощью чего исследователь «привязывает» этот пример к контексту научной работы);
  • сноска на источник примера.

Перечень элементов (пожалуй, помимо последнего пункта) не является обязательным к использованию или исчерпывающим. Бывают такие ситуации, когда оправданно использование только описания преступления, сноски и аналитики. При этом нежелательно злоупотреблять «краткими примерами», включающими только «фабулу дела» и ссылку на источник, в отрыве от контекста сочинения и других элементов. Однако в ряде случаев краткий пример допустим, например, если представляет собой только тезисную иллюстрацию сути примера и/или таких типовых иллюстраций приводится несколько и рядом по тексту. Но даже в таком случае нужна привязка — контекст сочинения и в заключении краткое изложение «аналитики» этой группы примеров.

Критерии качества практического примера

Практический пример в тексте научной работы отвечает следующим требованиям:

  • Лаконичность. Недопустимо затягивать описание путем, например, дословного изложения крупного фрагмента текста приговора. Такой пример становится излишне многословным и тяжелым для восприятия. Как уже отмечалось, хорошо воспринимается материал из практики объемом от 0,5 до 1,5 страниц текста.
  • Полнота изложения. Изложите все необходимое для уяснения содержания и смысла примера. Это не означает дословного изложения всех обстоятельств дела, все зависит от контекста.
  • Грамотность и точность изложения с позиции закона, практики и теории. Этот критерий особенно важен для тех исследователей, кто ограничен только научным или только практическим опытом. Так, выпускнику или аспиранту, не работавшему на практике, рекомендуется согласовывать проект текста примера с одним или несколькими практиками. Иначе есть риск допустить такие терминологические и смысловые неточности, которые вызовут неприятие, непонимание и/или иронию у читателей-правоприменителей.
  • Удачная привязка к мысли (контексту сочинения) и стилю текста работы.
  • Корректно оформленная сноска. Пример без ссылки на источник недопустим. Сноска может быть оформлена на один или на два источника: на архив суда или место размещения материала или его части в Интернете или справочной правовой системе.

Соблюдать библиографические правила оформления важно всегда!

*По публикации Гармаев Ю.П., Чумакова Л.П. Изложение примера правоприменения в тексте научной работы // Юридическое образование и наука, № 3, 2016.

Как оформить практическое исследование в дипломной работе

Каждая выпускная квалификационная работа должна содержать практическую часть, отражающую проведённое студентом исследование. Конечно, в зависимости от специальности и целей диплома эта часть может значительно различаться, но, в любом случае, её цель – показать на каком материале вы попытались раскрыть тему практически и какие выводы из этого сделали. Чтобы всё было чётко и наглядно, важно знать основные правила оформления практического исследования. О них мы и поговорим.

Из чего состоит практическое исследование?

Большинство практических исследований начинается с подбора техник и методик, при помощи которых вы будете выполнять эту часть работы.Что такое методы исследования мы рассказывали в статье. Методики подбирают в соответствии с целями и задачами исследования (эти цели и задачи вы поставили ещё во Введении). При этом разумно будет объяснить, почему именно эти инструменты вы выбрали.

Основная часть практического исследования разделяется на два блока:

  1. Описание исследования.
  2. Анализ результатов исследования.

Заключительная часть исследовательской работы будет содержать предложения и рекомендации, которые вы дадите, опираясь на результаты проведённой работы.

Описание исследования

Описание исследования может иметь разный вид, в зависимости от выбранных методик и задач. Оно может быть в виде:

  1. Представления результатов исследовательской работы в виде таблиц, графиков, диаграмм.
  2. Приведения цитат, примеров из исследуемой документации.
  3. Приведения цитат из протоколов исследования.
  4. Выделение наиболее типичных свойств и проявлений исследуемой проблематики.
  5. Перечисления сложностей, которые возникли при проведении практического исследования.

В любом случае это чётко структурированный и наглядный материал, отражающий суть проведённой вами работы.

Анализ результатов

Если в предыдущем блоке мы просто отразили то, что у нас получилось в ходе практической работы, то здесь мы должны проанализировать все отражённые выше моменты. Причём делать это желательно в той же последовательности, что и раньше.

Анализ может содержать:

  1. Определение соответствия полученных результатов ожиданиям или имеющимся в науке данным.
  2. Объяснение полученных данных с точки зрения научных теорий, рассмотренных в теоретической части.
  3. Выявление основных и характерных психологических особенностей на основе полученных данных.
  4. Сравнение полученных данных в разных исследуемых группах (например, при проведении констатирующего и организующего экспериментов).

Если при проведении экспериментов мы получили разные данные, противоречащие друг другу, самое время отметить это и попытаться понять, почему так получилось. Постарайтесь не обходить этот момент, так как в противном случае ваше практическое исследование будет выглядеть недоработанным.

Как оформить таблицы в практической части ВКР?

Чтобы таблицы смотрелись органично в практической части диплома, их нужно правильно оформить. Придерживайтесь следующих правил:

  1. Все таблицы должны быть в едином стиле.
  2. Все таблицы должны быть пронумерованы и озаглавлены. Название таблицы пишется вверху, перед таблицей, и часто выравнивается по правому краю. В тексте обязательна ссылка на номер таблицы.
  3. Чтобы таблицы было легко воспринимать, позаботьтесь об их компактности. Не нужно в таблице использовать полуторный интервал и абзацные отступы, как в основном тексте работы. Для таблиц более приемлем одинарный интервал. Если таблица большая, не обязательно набирать её 14 размером шрифта. В таблицах допускается использовать шрифт 12 пт. Если есть возможность, разбейте громоздкую таблицу на несколько более мелких.
  4. Объединяйте в таблицы графы с одинаковым названием одним заголовком.
  5. Не забудьте прописать в заголовке единицы измерения, если под этой графой располагается столбец с числовыми данными.
  6. Форматируйте строки столбца одинаково. Например, если в первой строке после шапки идёт форматирование по левому краю, то и в строках ниже тоже должно быть такое же форматирование. Числовые данные лучше форматировать по центру.
  7. Следите, чтобы в таблице не оставалось пустых строк и столбцов.
  8. Если необходимо перенести таблицу на другую страницу, укажите перед ней: «Продолжение таблицы…». Шапку таблицы лучше воспроизвести, чтобы было понятно что к чему.

Как оформить рисунки в дипломе?

Графики и диаграммы тоже оформляют по определённым правилам.

  1. Рисунки тоже все нумеруются и озаглавливаются, но, в отличии от таблиц, номер и подпись ставится под рисунком.
  2. Графики и диаграммы оформляют в одном стиле и в одной цветовой гамме. Например, если вы первую диаграмму привели плоскую, вам не стоит вторую делать объёмную.
  3. На графиках и диаграммах нет смысла размещать много плохо читаемого текста. Лучше по возможности сократить текст, а информацию вынести в описание или в Приложение.
  4. Диаграммы и графики не должны быть слишком мелкими – на них будет невозможно что-то рассмотреть. Но и делать излишне крупные рисунки, чтобы «растянуть» объем работы, не следует: преподаватель, скорее всего, попросит вас исправить это.
  5. Рисунки лучше выравнивать по центру страницы.

Если в практической части накопилось слишком много материала, часть его следует вынести в Приложения. Не забудьте сделать на это ссылку в тексте.

В целом же правильно оформленное исследование может вызвать приятный отклик у проверяющих работу. Поэтому не ленитесь и поработайте над его оформлением.

Не получается оформить практическое исследование?

Если у Вас все-таки возникли трудности при оформлении исследования в дипломной работе, то вы можете заполнить заявку и специалисты «Тебе зачет» сделают вам все в лучшем виде!

Диплом

Вступительная часть

Дипломная работа – это самостоятельная научная разработка на заданную тему. Диплом пишется в конце обучения вузов и университетов и, по сути, является итоговой работой курса обучения в целом. Большинство научных дисциплин, особенно экономической, правовой и творческой направленности могут быть описаны дипломными работами; а технической – дипломными проектами.

Диплом или дипломная работа – финал обучения, где особенно важно выдержать требования преподавателя, соответствие заданной теме и представить уникальную работу без каких-либо заимствований. Поиск источников для теоретической части, анализ блоков текста, умение выбрать главное и соединить с расчетной частью, проверить входные и выходные данные – вот почему дипломная работа становится головной болью студентов – многие могут написать диплом самостоятельно, но работа, дети и семья упорно не дают сосредоточиться.

Орнатус много лет защищает интересы дипломников

Репутация специалистов подтверждается отзывами благодарных клиентов со всей России. Никаких дилетантов среди авторов, двойной контроль со стороны администрации создают благоприятные условия для создания дипломного шедевра за небольшие деньги.

Стадии заказа диплома

Благополучная карьера невозможна без квалитативных метазнаний. Диплом на заказ – не просто корочка – документ, но органично и обстоятельно содержащий в себе:

  • поиск исполнителя – творца,
  • подбор литературы,
  • согласование плана,
  • многократные встречи с научным руководителем,
  • подгонка текста,
  • и, наконец, блестящее выступление перед аттестационной комиссией.

Тема – это стартовая площадка будущего диплома. От нее зависит, какие учебники, монографии, периодические и сетевые источники будут использоваться. Самостоятельная, творческая личность имеет полную возможность выбрать тему по душе самостоятельно. Все остальные студенты предпочитают пользоваться методическими рекомендациями, в которых прописаны примерные темы. В любом случае тема должна иметь непосредственное отношение к предмету, по которому будет писаться будущий диплом.

Процедурно выбор темы выглядит следующим образом: выбор темы студентом, регистрация выбранной темы в деканате с отметкой фамилий ответственных лиц и дату утверждения.

Теперь можно начинать работу.

Реферат для диплома

Информация на одном листе, дающая краткое представление о дипломе в целом, его структуре, ключевых словах, визуализации (количестве графиков, рисунков, таблиц и чертежей). Ключевые слова пишутся прописными буквами и создают первичное представление о векторе исследования.

Фразы, использующиеся в реферате к диплому:

  • Дипломная работа посвящена исследованию…
  • Работа содержит … страниц, … таблиц, … схем, … рисунков, … приложений и … источников.
  • Ключевые слова (ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ через запятую)…
  • Предмет исследования …
  • Объект исследования …
  • Методы исследования …
  • Научная новизна …
  • В первой главе рассмотрены теоретические основы (выбрать подходящее): -повышения эффективности, -правового обеспечения, -психологических направлений, -деятельности в современных условиях.…
  • Вторая глава состоит из практической разработки (выбрать подходящее): -анализу деятельности, -юридическому обоснованию, -психологической разработке, -исследованию экономических показателей за три года …
  • В третьей главе (выбрать подходящее) применен: -анализ полученных результатов, -разработаны направления снижения затрат, -повышения конкурентоспособности, -определены резервы будущих периодов, гипотеза -подтвердилась / -не подтвердилась.
  • Проведенный анализ позволит разработать практическую модель построения системы…

Образец реферата к диплому

Введение

Визитная карточка диплома, несущая представительную и описательную функции. Структура введения совсем непохожа на остальные части, потому что состоит из актуальности, целей, задач, практической значимости, научной новизны, проблематики, методов исследования и описания структуры диплома в целом. Если диплом презентовался на учебных выставках или конференциях, об этом говорится в абзаце «Апробация работы».

Актуальность

Значительность темы в современном мире, представляющая как научный, так и практический интерес. Какова причина, по которой диплом пишется именно сейчас? Почему существует потребность исследования данной области? Ответы на эти вопросы и есть актуальность.

Экономика: «актуальность темы работы подтверждается тем, что становится вопрос о роли тайм-менеджмента в деятельности современных предприятий. Одним из инструментов повышения адаптивности предприятий к нарастающим изменениям является корпоративное внедрение технологий тайм-менеджмента в качестве элемента системы управления предприятием».

Право: «проведение в России находится в развивающейся форме, что подразумевает изменения целой отрасли положений, категорий и даже принципов. Рассматриваемый вопрос занимает значительное место в юриспруденции и требует комплексного временного и пространственного анализа характера правоотношений».

Психология: «успех деятельности той или иной организации в значительной степени зависит от того, насколько ее сотрудники объединены общими целями и разделяют общие ценности, которым привержена организация. Корпоративная культура – мощный ориентирующий инструмент единых целей предприятия, мобилизующий фактор личной инициативы и общения. Именно она делает организацию уникальной, формирует ее историю и организационную структуру, правила коммуникации и принятия решений, внутренние ритуалы и легенды».

Литературоведение: «итак, актуальность исследования обусловлена отсутствием целостного осмысления творческого мира писателя, комплексного анализа поэтики его лирики; необходимостью выяснения эволюции эстетического сознания поэта, использование экспрессивных жанров, потребностью изучения генеалогической природы как отдельных стихотворений, так и жанровой системы ведущих сборников; целесообразностью анализа не только формальных, статистических параметров стихосложения, но и эстетических факторов, определяющих диалектическая связь ритмомелодики с содержанием».

Языкознание: «особого внимание заслуживает идея Маковского о диалектном происхождении термина сленг. И хотя автор не может доказательно ее подтвердить, актуальность темы исследования подтверждает тот факт, что слово сленг присутствует в северных диалектах Англии».

Цель вашего диплома на самом деле всегда одна: написать диплом, защитить его и забыть о нем как о страшном сне на следующий день.

Задачи

Перечень основных задач дипломника:
1. Поиск литературы, библиографии и источников и ознакомление с ними.
2. Обоснование актуальности выбранной темы, составление плана работ от написания введения, до оформления рецензии и подписи перед защитой на кафедре.
3. Сбор статистических данных и их обработка.
4. Выбор собственной точки зрения на рассматриваемый объект.
5. Проведение теоретического анализа и выбор достойных материалов для размещения в первой главе.
6. Практические расчеты, формулы, графики, таблицы, диаграммы размещаются во второй и третьей главах, соответственно называющихся практическая и аналитическая.
7. Написание выводов и подведение итогов, формулировка ответа на вопросы: достигнута ли цель? выполнены ли задачи? подтверждена ли гипотеза? какие можно сделать предложения и рекомендации на будущее?
8. Бюрократические процедуры брошюровки, сбора подписей преподавателя, научного руководителя, написание отзыва и поиск толкового рецензента.
9. Собственно сама защита диплома. Длится не более 5 минут, хотя новичкам, получающим высшее образование впервые, кажется вечностью.

Практическая значимость

Практическая значимость работы состоит в достаточном анализе и оценке, возможности корректировки и управления. Тема диплома оказывает непосредственное влияние на рассматриваемое явление, способное либо активизировать позитивные ценности, нормы, установки, задачи, либо, наоборот, вызвать негативные процессы. Поэтому целью является управление процессами, как следствие, повышение эффективности.

Научная новизна

Состоит в уникальности научного подхода и результатов исследования по теме. Например, доселе никто не додумался применять. впервые использована система. на фоне отсутствия отраслевых разработок. , впервые использована возможность. и так далее.

Проблематика

Перечень текущих проблем в отрасли или знании, связанных с темой. Проблематика в дипломе суть внутренняя несогласованность рассматриваемого явления, что никоим образом не требует их устранение в его рамках.

Методы исследования

Способы извлечения проверенных данных, информации в сфере интересов темы. Метод включает в себе несколько научных приемов, действие которых направлено на извлечение, обработку и изменение полученной информации. Методы подразделяются на три группы:

  • работа с источниками и литературой,
  • построение моделей, сбор данных, опрос, сравнение,
  • анализ и синтез практических исследований.

Гипотеза

Одно или несколько предположений, верность или ошибочность которых может подтвердить практическое исследование в дипломной работе. В заключительной части делается вывод о том, подтвердилась гипотеза или нет.

Структура

Исследование включает три этапа:
1. Организационный

  • Формулирование целей, задач, гипотез исследования
  • Проведение теоретического анализа литературы по рассматриваемой проблеме
  • Предварительная договоренность с испытуемыми

2. Опытно-экспериментальный этап

  • Проведение диагностического обследования
  • Обработка полученных данных

3. Обобщающий этап

  • Интерпретация полученных данных,
  • Написание выводов и заключения.

Образец введения к диплому

Апробация

Места, где проходили публичные слушания с использованием данной работы. Семинары, научные практические конференции, международные симпозиумы. Например: материалы исследования докладывались и обсуждались на региональной научной практической конференции студентов вузов «Вперед, наука».

Сопроводительные документы к диплому

Помимо, собственно, дипломной работы как таковой, студент собирает дополнительные документы, такие, как: заявление на допуск к теме, задание на написание, отзыв и рецензия. Список варьируется от вуза к вузу, но костяк действителен для большинства. Помимо того, что данные бумаги требуется грамотно заполнить, их еще вовремя подают на подпись в заведующему кафедрой, секретарю и рецензентам.

Образцы заявления, задания, отзыва и рецензии на дипломную работу


Заявление

Задание

Отзыв

Рецензия

Образцы документов могут быть использованы в подготовке к защите дипломной работы, а также при переподготовке и повышении квалификации.

Факультативная поддержка

Самое время обратиться за помощью к Орнатусу. Почему? Потому что диплом на заказ написать – не поле перейти. Орнатус оказывает дополнительное содействие:

> Предварительное составление плана (внимание – услуга бесплатная!);
> Соблюдение сроков;
> Поддержка требований научного руководителя;
> Оперативная и грамотная корректировка при наличии рецензии;
> В комплекте с текстом дипломной работы будет отчет на наличие плагиата;
> Консультации перед защитой.

Убедительные рекомендации друзей и знакомых легко не добываются – вы заказываете качественную дипломную работу, написанную в короткий срок и за доступную стоимость. Ваш автор знает свое дело – ему и карты в руки.

Как написать введение к дипломной работе

Введение – обязательный структурный раздел дипломной работы, к моменту выпуска уже хорошо знакомый студентам, привыкшим писать введение для курсовых.

«Дипломная» – вид выпускной квалификационной работы. Всего их существует три: выпускная работа бакалавра, дипломная работа специалиста и магистерская диссертация. Данное деление, появившееся в отечественном образовании относительно недавно, вносит некоторую путаницу. Хоть бакалаврская работа и может иметь некоторые особенности, обычно они касаются скорее уровня подготовки студента, а не структурной композиции, единой для всех видов ВКР, поэтому данная статья подходит не только специалистам, но и бакалаврам. Магистерским диссертациям у нас посвящён отдельный материал.

Введение – традиционный раздел, и потому и в курсовой, и в дипломе он пишется примерно одинаково. Тем не менее, отличия есть. Помимо различий в объёме, – введение диплома должно занимать около трёх страниц, а не двух, – из методических рекомендаций различных вузов мы почерпнули следующую тенденцию: чем выше уровень работы, тем строже структурируется введение.

ПлохоХорошо
Начать с введения, скопировав его структуру из чужой работыНаписать введение после основной части, руководствуясь методическими рекомендациями и советами научного руководителя

Если в курсовой введение можно написать достаточно свободно, то для выпускной работы бакалавра или специалиста введение рекомендуется составлять почти что исключительно из предложенных элементов. Их полный список формируется кафедрой, и его состав может иметь какие-либо локальные особенности – общепризнанного стандарта, несмотря на типичность таких элементов, пока что не наблюдается. Так или иначе, этот список будет примерно следующим:

Актуальность

Как правило, введение открывается актуальностью темы (иногда – исследования). Зачастую её описание занимает наибольший объём во введении. Актуальность следует представлять достаточно обобщённо, чтобы она была более широкой, чем теоретическая и практическая значимости. Помимо этого, актуальность – это ещё и ответ на вопрос «зачем», в отличие от двух других упомянутых элементов, призванных охарактеризовать достоинства работы.

Описывать актуальность в большинстве гуманитарных дисциплин наиболее легко отталкиваясь от общественного запроса, пользуясь следующими клише: «чтобы решить те задачи, которые возникли перед обществом XXI века в связи с этим явлением, возникла потребность изучить его, дать ему объективную, научную характеристику», «перед современным обществом возникла потребность изучить данный феномен» и т.д.

Объект и предмет исследования

Объект и предмет исследования – понятия, хорошо известные у нас, но в данном контексте совершенно незнакомые зарубежным исследователям. Доставшись в наследство от советской эпохи, они плотно утвердились в отечественной науке как одни из основных понятий введения. Тем не менее, их смысл понимают далеко не все – и не только студенты, но и педагоги, вводящие первых в заблуждение своими «авторскими» определениями.

Несмотря на разницу в понимании, большинство мнений сходятся в том, что объект всегда «шире» предмета. Эту расхожую точку зрения можно удачно проиллюстрировать с помощью диаграммы Эйлера:

Это определение никак не противоречит действительности (объект и предмет – общее и частное), но допускает слишком разнообразные трактовки. Иначе говоря, оно недостаточно точное.

Некоторые педагоги рекомендуют студентам в качестве объекта писать тему работы, а в качестве предмета – то, что непосредственно изучается в рамках этой темы. Это неплохой совет, но не универсальный – формулировка темы далеко не всегда соответствует объекту исследования. Следуйте ему в том случае, если уверены в его целесообразности, либо если на этом настаивает ваш научный руководитель.

Лучше всего о соотношении объекта и предмета высказался Ф. А. Кузин: «Предмет исследования – всё то, что находится в границах объекта исследования в определённом аспекте рассмотрения». Мы предлагаем отталкиваться именно от такого определения. Объект и предмет отвечают на два вопроса: что мы изучаем и на предмет чего.

НеправильноПравильно

Объект выбран правильно, хотя следовало бы уточнить, чьё родословие, иначе это воспринимается как изучение родословия вообще, как явления.

Предмет же охарактеризован ошибочно, т.к. ничья родословная не может включать в себя никакое «изучение». Кстати говоря, довольно распространённая ошибка, ведь по сути это тавтология. Получается так: «предмет исследования – изучение (т.е. то же исследование)».

  1. Объект и предмет соотносятся как общее и частное, что верно;
  2. Объект отражает изучаемое, предмет – конкретный аспект изучаемого, в данном случае параметр («уровень подготовленности»).

В случае с родословной следовало бы задуматься, зачем вообще проводится исследование, и в зависимости от этого выбрать правильную формулировку предмета. Вполне подошло бы что-то вроде «объект – родословие N, предмет – генеалогическое древо». Идеальным же было бы определение в качестве объекта архивных документов, а собственной родословной – уже как предмета изучения.

Цель и задачи дипломной работы

Цель и задачи – важный элемент введения. Чтобы правильно их сформулировать, нужно знать их соотношение. В отличие от задач, которых должно быть несколько, цель дипломной работы всегда формулируется в единственном числе.

Исследование, анализ и другие аналогичные процессы не могут быть целью дипломной. Цель должна подразумевать некий результат, а её формулировка предполагать возможность проверки его достижения. Таким образом, правильнее всего начинать цель со слов «определить», «выявить», «разработать», «дать оценку» и т.д.

После того, как вы определились целью, важно грамотно сформулировать задачи исследования. Как правило, они соответствуют этапам достижения цели, олицетворяя последовательность шагов, которую необходимо проделать, чтобы достичь обозначенного результата, либо просто являются её составляющими. В первом случае можно отталкиваться от плана и содержания работы, формулируя задачи на основе последовательности глав.

Оптимальное количество задач – 3-5 штук, но в зависимости от общего объёма работы и глубины темы их может быть и больше. Подробную и точную информацию о желаемом количестве задач можно найти в методических рекомендациях учебного заведения или узнать у своего научного руководителя.

Методы исследования в дипломной работе

Традиционно все методы исследования делятся на теоретические и эмпирические. К первой категории относят анализ и синтез, дедукцию и индукцию, а также идеализацию, абстрагирование, идеализацию и формализацию. Подробные определения каждого метода можно прочитать здесь.

  • Эмпирические методы можно условно назвать практическими – это методы, основанные на опыте. Помимо общеизвестных эксперимента и наблюдения к ним также относится большинство специальных методов;
  • Помимо теоретических и эмпирических, в соответствии с областью применения выделяют общенаучные и специальные методы исследования;
  • Специальные методы – это инструментарий исследователя в какой-либо конкретной области. Так, например, к этой категории относят бактериологическое исследование в медицине динамическое моделирование в экономике;
  • Кроме общенаучных и специальных существуют также междисциплинарные методы, относящиеся ни к одной и ни ко всем, но сразу к нескольким наукам. Широко распространённым междисциплинарным методом является математический. Помимо этого, в каждой научной сфере могут быть свои, более подробные классификации, делящие методы и по другим признакам.

Гипотеза исследования в дипломной работе

Гипотезой называют научное предположение – идею, требующую доказательств. Гипотеза тесно связана с остальными элементами введения дипломной работы, в особенности с проблемой исследования. Их взаимосвязь заключается в том, что гипотеза в некотором смысле отражает путь решения поставленной проблемы.

В зависимости от области знаний, в рамках которой проводится исследование, обозначенная во введении гипотеза нуждается в теоретической или практической проверке, преследующей цель подтвердить или опровергнуть выдвинутое предположение.

В некоторых случаях гипотезу действительно нужно опровергнуть – в частности тогда, когда формулируется не одна, а сразу пара гипотез, одна из которых предполагает доказательство, а вторая – опровержение.

Гипотезу следует формулировать в соответствии с критериями научности – она должна быть верифицируема, иначе говоря, потенциально доказуема. В свою очередь, исследование должно не иллюстрировать, а критически проверять предположение.

В заключение хочется дать совет – несмотря на то, что введение рекомендуется писать после основной части, гипотезу следует продумать ещё на уровне разработки плана дипломной. Это никак не противоречит тому, что время окончательной формулировки гипотезы должно приходиться на заключительные этапы написания работы. Что касается самого (непосредственно) (собственно) формулирования, можно предложить несколько клише:

  • Если …, то …
  • Так как …, то …
  • Можно предположить, что…
  • … возможно при следующих условиях:

Актуальность темы дипломной работы

«Что в ней особенного? Какой вклад в науку я внесу своей работой?» — это и многое другое судорожно пробегает в голове у любого студента, который дошел до раздела «актуальность» во введении своей исследовательской работы. Как правильно ее описать? Чем актуальность отличается от новизны? Какие ошибки распространены? Это и многое другое в нашей статье!

Актуальность темы выпускной квалификационной работы – это не просто один из пунктов, который необходимо прописать в содержании, но и основной момент, над которым вы должны задуматься в самом начале. Если в вопросе, который вы хотите осветить, нет никакой актуальности, то это исследование будет бессмысленным, нелепым и совсем не нужным. К тому же, один из главных вопросов комиссии будет касаться именно этого момента и ответ, что ваш научный руководитель и кафедра утвердили эту тему, а значит, она беспрекословно актуальна, не будет засчитан. Поэтому необходимо заранее продумать, почему на сегодняшний день ваша тема очень важна.

Выделяют два вида актуальности тем:

1. Неизученная ранее тема. Здесь тема будет актуальна потому, что до студента, начавшего заниматься этим вопросом, не было найдено точного решения, нужной концепции и многого другого, что осветило бы вопрос в полной мере.

  • К примеру, в качестве темы своей дипломной работы вы выбрали разработку нового способа сборки какого-нибудь прибора, который использует каждый человек в своем быту. Допустим, компьютерную мышь. Здесь вы внесете новую идею, возможно, сможете предложить свой дизайн, а возможно, и вообще решите сделать из этого что-то абсолютно не похожее на предыдущий вариант из-за своих наиболее практичных, эстетических и прочих параметров.
  • Если область ваших исследований связана не с технической стороной вопроса, а с гуманитарной, как у лингвистов, например. То здесь во внимание берется разработка новой концепции по ранее неисследованным произведениям, частям речи, группе лексике и проч. Или, например, если до вас никто не разработал четкую терминологию по какому-то вопросу, а вы предлагаете свой вариант. Всё это относится к первому типу актуальности работы.

Не забывайте при этом пункте указать, что вами была проведена тщательная работа при анализе существующей литературы, после которой вы не смогли найти нужного определения/ решения / тезиса и т.д. Здесь вы должны сказать: «Этого раньше не было, поэтому я начал этим заниматься», подкрепив свое заявление нужными и правильными аргументами.

2. Применение на практике уже существующих исследований. Но здесь нужно оговорить – они не должны быть точно скопированы. Вы должны привнести в них свои изменения и доработки.

  • Если ваша работа касается педагогики, то вы можете смело обратиться к тем теориям обучения и психологии, которые разрабатывались еще при школах СССР и были вытеснены новыми методиками, подстроенными под усеченную программу обучения и особенности деятельности современных детей.
  • Или, к примеру, исследуя тему, связанную с космическими открытиями, вы можете использовать теории, сделанные семьдесят лет назад, и доказать, что давно забытое старое – это хорошее решение современных проблем. И подобный прием поможет не только успешно защитить выпускную квалификационную работу, но и поспособствует встать в ряд самых востребованных ученых и разработчиков.
  • За основу можно также взять исследования и разработку мультимедиа. В современном мире всё крутится вокруг звуков и изображений, создаваемых при помощи компьютера. Ни одно предприятие, ни одно научное открытие, ни одна школа, да и вообще, ни один аспект из нашей жизни сейчас не обходится без мультимедиа. И, опираясь на существующие разработки ученых, вы сможете доказать актуальность своей работы.
  • Те, кто исследует язык, могут сказать, что всё настолько писано-переписано сто раз, что и своего открыть на основе старого нельзя. Но это же совсем не так! Допустим, вы изучаете глагольную лексику какой-нибудь группы «движения», опираясь на старые работы и словари, которые дают эти разграничения по группам. Но вот вы исследуете текст, и ваши глаголы уже не подходят строго к этой группе из-за контекста, а значит, вам нужно разрабатывать собственную концепцию. Она и станет вашим нововведением в существующие исследования.

Не стоит путать!

Путаница между актуальностью научного исследования и новизной – одна из самых распространенных ошибок, встречающихся у студентов.

Помните, что актуальность – объяснение причин, по которым вы взяли эту тему именно в это время и доказательство актуальности темы в настоящем состоянии и востребованности науки. А научная новизна – это то, что вы сделали / доказали / открыли / применили / разработали нового, ранее не существующего ни в одном научном исследовании.

Что делает тему дипломной работы актуальной?

Те студенты, чьи темы связаны с современным политическим устройством страны или нестабильностью экономики, не имеют ни малейших сомнений, что тема их труда актуальна и интересна многим.

Но как быть тем, чьи темы далеки от ежедневного обсуждения в СМИ? Ведь они тоже открывают что-то новое и улучшают старое! Здесь всё просто. Вам необходимо задать себе следующий вопрос: «Чем моё исследование будет полезным?». Не обязательно брать во внимание среднестатистического человека, обдумывая, как в быту ему пригодится ваша концепция. Возьмите в качестве субъекта, на которого будет направлено исследование, научный мир. Например, вы хотите разобраться и установить четкую терминологию, с которой до вас не справился никто, и в дальнейшем это упростит задачу другим исследователям, столкнувшимся со схожей темой.

Как написать актуальность темы дипломной работы?

  • Не начинайте издалека.
  • Сразу отметьте, что тема до вас не была изучена, а если и изучалась, то ученые не смогли достаточно точно и глубоко описать проблему.
  • Назовите причины, по которым до вас никто не смог прийти к нужному результату. Обычно к таким причинам относится развитие науки и техники, изобретения и продвижения новых методов исследования, сюда же относятся и недостатки, допущенные при описании темы другими учеными.
  • Опишите практическую значимость работы. Иногда для этого выделяется отдельный пункт, но если у вас нет этого разделения, то его вы должны прописать в актуальности. Здесь необходимо указать для кого будет полезным ваше исследование, где его результаты можно применить и кто эти результаты сможет использовать. Так, например, тема вашего труда может иметь политическую, государственную или социальную значимость.
  • Не забывайте, что актуальность вашего исследования должна отражать важность и своевременность его выполнения.

Примеры.

Чтобы наглядно отразить всё то, о чем мы говорили до этого, представляем вашему вниманию несколько примеров, взятых из реальных научных работ. Опираясь на них, используя шаблонные конструкции и слова, вы сможете с легкостью спроецировать эти примеры на свою работу, и тогда проблемы с написанием исчезнут сами собой. Удачи!

Пример, в котором делается опора на недостаточную изученность явления:

«Анализ литературы по проблемам экспрессивности позволяет нам выявить тот факт, что многие её аспекты не получили глубокого освещения. И относится это, в первую очередь, к вопросам семантики экспрессивного слова. Вопрос о разработке чёткой терминологии, описывающей данную сферу лексики, остается открытым, что обусловливает один из аспектов актуальности нашей работы.

Стоит отметить, что актуально и стремление изучить закономерности выражения эмоций и оценок с помощью глагола, а также использование сопоставительного изучения базовых категорий славянских языков».

Пример, в котором отображена возможность решения практической задачи:

«За последние годы в России возросло число преступлений и погибших при исполнении служебного долга сотрудников ОВД. В результате чего общественные требования по принятию мер по борьбе с преступностью увеличиваются. Вследствие чего появляется необходимость в поиске эффективных приемов обучения личного состава для повышения уровня подготовки. Эта проблема неоднократно упоминалась на совещаниях Коллегии МВД. Преподаватели учебных заведений МВД прямо говорят, что их выпускники имеют слабую подготовку, из-за чего не всегда способны дать отпор криминальной среде.

Научно-обоснованная концепция могла бы описать перспективы усовершенствования психологической подготовки сотрудников ОВД, но на сегодняшний день такой концепции не существует».

Практическая часть дипломной работы

Какая часть диплома на самом деле сложная? Студенты сходятся в едином мнении – практическая. Вы тоже так думаете? В панике не знаете, что написать? Успокойтесь! Мы расскажем вам подробно, как это сделать.

Почему практическая часть вгоняет в уныние студентов

Головная боль, депрессия, подавленное состояние – такие чувства возникают у людей, приступающих к написанию практической части диплома. Отчего ж такие трудности? На это есть причины:

  • нужно перелопатить тонны информации (притом она не всегда есть в Интернете), проводить всевозможные эксперименты, проверять собственные разработки на практике. Заметили, что вряд ли тут получится переписать пару глав из книги в библиотеке?
  • Материалы требуется сравнить и проанализировать. Нужно сделать таблицы и подготовить отчеты. С этим у большинства и возникают серьезные проблемы. Что конкретно делать, зависит от специальности.
  • Апогей происходящего – разработка непонятных практических данных. Необходимо как-то обосновать, каким образом они сделают человека счастливым или увеличат надои. Притом угнетает то, что полученные результаты никто не будет внедрять это на практике. Но сделать то нужно!

Для чего нужна практическая часть в дипломе и что это такое

Практическая составляющая дипломной работы выносится как отдельная глава. Ради неё и затевается эмпирическое исследование. Без практики даже не стоит и думать про защиту. Одной теории для вклада в науку будет недостаточно.

Практическая глава наглядно показывает, как студент применяет усвоенные материалы. Цель исследования решается тремя путями:

  • в контексте реальной ситуации;
  • на основе проведенных экспериментов;
  • основываясь на анализе собранных материалов.

Студент подтверждает гипотезу, которая изначально отображается во введении. На большинстве специальностей от дипломника требуется предложить практические разработки. В дальнейшем они внедряются в работу конкретной компании. Либо же их используют для определенных профессий.

Дипломная работа: содержание

Сложностей, с которыми сталкиваются дипломники при работе с практической главой, в три раз больше, чем написание других частей. Здесь требуется указать:

  • описание объекта дипломного проекта;
  • обоснованные методики работы с практической информацией;
  • собрание всех данных;
  • анализ полученной информации;
  • внесение предложений по внедрению на практике;
  • выводы.

Структура исследования

Руки делают упорно то, чего глаза боятся. Дипломный проект и практическая часть кажется непосильной работой, но каждый год его пишут десятки тысяч студентов. Чтобы всё сделать правильно, выберем методики исследования и составим структуру практической главы.

Эмпирическая часть делится на параграфы – в этом она не отличается от теоретической. Однако на этом разница заканчивается – глава часто составляет половину объёма диплома.

  • методики проведенной работы;
  • проведенные опыты и получившиеся результаты собранной информации;
  • данные, которые вы получили при обработке материалов;
  • выводы.

Тесная связь с теорией

Семь раз отмерь – и потом ещё раз сделай тоже самое. Таким правилом нужно пользоваться перед сбором информации эмпирического исследования. Спросите у научного руководителя про методы, которыми лучше пользоваться при написании. Кроме того, обязательно проверьте – будет ли эксперимент соответствовать теоретической базе первой главы.

Дипломники же постоянно допускают серьезную ошибку – теория живет отдельной жизнью, практика ходит сама по себе, как кошка.

Яркий пример – изначально мы рассматриваем технологию избушки Бабы Яги на курьих ножках. В практической же главе внезапно ведутся экономические расчёты того, сколько Иван Царевичу придётся платить за поездки на Сером Волке.

Какие ещё бывают ошибки? Об этом ниже.

6 главных ошибок при написании заключения

Вам кажется, что вы всё сделали правильно, но научный руководитель опять хмурится и отправляет диплом на доработку? Думаете, что это неправильно? А вот и нет! Если найдете в представленном списке типичных ошибок свой пункт, то исправьте его в дипломной работе.

  1. Несоответствие введению. Рецензента вовсе не обрадует увлекательное чтение на 40 страниц о том, почему бутерброд падает маслом вниз. Поэтому писать нужно только о тех задачах, которые вы поставили в введении.
  2. Несоответствие заключению. Знаете, как выглядит сферический конь в вакууме? В дипломной работе же расчёты и конечные выводы далеки друг от друга, как Земля и Нептун. При этом получается забавно – студент в заключении пишет, что поставленная цель достигнута. Практическая часть же вообще о другом.
  3. Несоответствия в расчётах. Один плюс один – десять? Поздравляем, пересчитывайте заново. Будет веселее, если ошибка получилась в самом начале. Можно понадеяться «на авось» и подумать, что всё обойдётся. Так иногда и происходит. Правда, только на гуманитарных факультетах. Технические кафедры такое не прощают.
  4. Неправильное оформление формул и расчётов. Хочет кто-то того или нет, но практическую главу нужно больше теоретической оформлять по государственным стандартам. Таблицы, графики – здесь это есть в огромных масштабах. Именно они делаются не по правилам. Руководитель вздыхает и просит студента посмотреть в методическое пособие
  5. Отсутствуют выводы и анализ. Кажется, что оформление и расчёты сделаны идеально. Только вот толку от них как с козла молока. Простой пример – нужно высчитать тур в две части Антарктиды. Здесь от вас требуется сравнить, что выйдет отчаянному туристу дешевле и по каким причинам.
  6. Непонятно откуда взявшиеся данные. Вас спрашивают, откуда они появились, а ответить не получается? Потому что всегда думайте, что вы пишите.

Использование литературы

Практическая часть основана на информации, которую студент ищет самостоятельно. Либо же он проводит необходимые эксперименты. Но даже в этом случае нужна научная литература:

  • методические пособия;
  • психологические тесты;
  • данные с описанием всевозможных процессов и т.д.

Однако все материалы необходимо использовать аккуратно и бездумно не копировать целые куски. Если же это сделать, то сервисы антиплагиата взбунтуются. Кажется чем-то невыполнимым и невероятно нудным? Учитесь формулировать собственные мысли при письме, и тогда написать исследование вам будет проще простого.

Сбор информации

Итак, методики исследования после мозгового штурма найдены. Теперь ищите материалы, которые послужат основой для любых научных манипуляций.

Первичную информацию можно получить так:

  • провести эксперименты и опыты;
  • увидеть данные во время прохождения практики;
  • использовать документы, которые содержат первичную информацию;
  • интервью, опросы, анкетирование;
  • открытые информационные источники.

Первичные данные бывают нескольких видов, и часто приходится использовать их все. Например, менеджеру нужно одновременно провести анкетирование и проанализировать финансовые документы.

Как можно заметить, собирать данные трудно. Дипломников не устраивает тот факт, что требуется подниматься из уютного и комфортного кресла и отправляться в конкретную компанию, горы или завод. И все нужно только для одной цели — получить заветный материал.

Если вы практикуетесь на предприятии, то прогулки по территории окажется недостаточно. Нужно полноценно работать с клиентами и персоналом, делать запросы в юридические конторы на определенные документы и т.д.

Более того – в серьёзных компаниях студента не встречают с распростёртыми объятиями. И платить за трудную ежедневную работу ему никто не собирается. Пожаловаться на это дипломнику некуда, ведь всё происходит по закону. К месту прохождения практики нужно отнестись серьезно:

  • попросите научного руководителя замолвить за вас словечко на предприятии;
  • заручитесь поддержкой руководства;
  • замечательно, если в компании работает ваш родственник на руководящей должности.

Проверки и оценки

Долго и мучительно, но всё-таки вы собрали нужную информацию. Но не спешите её анализировать и проводить всевозможные расчёты. Перед этим нужно оценить данные и проверить, насколько они объективны и достоверны. Информационная база также должна быть доказательной и полной. Если для проведения исследования материалов недостаточно, то придётся поднапрячься и собрать данные в нужном объёме.

Ошалевшие от информационной передозировки дипломники на этом этапе норовят смухлевать и выдать желаемое за действительное. Если же у вас ещё остались силы, и вы до сих пор ответственно относитесь к практическому исследованию, то нужно понять, как проверять информацию.

Критерий новизны – правила проверки:

  • в оборот вводят факты, неизвестные ранее;
  • появляются новые закономерности, связанные между собой;
  • старые данные смотрят при помощи новейших методик, притом в дальнейшем эта информация значительно дополняется;
  • разрозненные материалы собираются воедино и систематизируются.

Критерии объективности и достоверности – правила проверки:

  • исследования проводятся только с реальными фактами;
  • обобщения и выводы можно легко проверить;
  • информация случайным образом не подвергалась фальсификации.

Критерий доказательности – правила проверки:

  • предложения и выводы не декларируются, а доказываются во время исследования.

Критерий полноты – правила проверки:

  • проблема освещена со всех сторон;
  • количество материалов достаточно, чтобы заниматься исследованиями;
  • не произошло мельчайших упущений, которые могли бы повлиять на конечные результаты.

Есть мнение – чтобы хорошо написать эмпирическое исследование, достаточно только частично соблюдать предъявляемые требования. Ведь вы работаете не с диссертацией! Но лучше не играть с огнем. Согласитесь, что будет очень грустно, если придёт понимание – а ведь чего-то существенно не хватает! Нередки ситуации, когда научный руководитель требует из-за такой безалаберности полностью переделать практическую главу. И не важно, что времени на это уже почти не остается.

Обрабатываем материалы и расчёты

В практической части самый сложный этап – это проанализировать собранную информацию. Обрабатывая научную литературу в теоретической главе, легко придумать что-то от себя, скопировать мнение авторитетного человека или схитрить иным образом. С анализом первичных материалов такое не получится, его нужно делать самому.

Есть различные способы проведения аналитических операций. К примеру, экономист может проанализировать доходы, которые получит компания после внедрения новой овощерезки. От педагога потребуется найти взаимосвязи между агрессивностью школьников старшего поколения и увлечениями их отцов.

Конечно, от таких трудностей из ушей начинает валить дым. Посоветовать тут можно только одно – не сдаваться.

Оформляем практическую часть

Мало написать весь аналитический креатив, его ещё и нужно правильно оформить. Ведь в практической части дипломного проекта присутствуют иллюстрации, графики, диаграммы и многое другое.

Для ускорения работы нужно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • оставляйте в тексте только то, что считаете действительно важным. Анкеты или чертежи можно смело отправлять в приложения либо добавлять в презентацию.
  • Обязательно изучите правила, по которым оформляются рисунки и таблицы.
  • В документ Word можно поставить изображения формул и ряда расчётов. Так вы обманите сервисы антиплагиата.
  • Комиссия любит проверять таблицы и выискивать в них мельчайшие несоответствия. Если найдут, то оценка будет снижена. Поэтому проверяйте полученные результаты тщательно.

Обосновываем практическую ценность и делаем выводы

Полученные выводы необходимо применить для какой-то полезной цели. От студента требуется выдвижение конструктивных предложений, чтобы усовершенствовать предмет исследования. К примеру, можно:

  • показать, как решить конкретные проблемы;
  • придумать мероприятия по улучшению изучаемого объекта;
  • разработать новый проект.

Сделайте так, чтобы было видно – диплом написан не зря.

Теперь останется только вдохнуть поглубже и сформулировать выводы. На этом этапе потребуется:

  • подвести итоги;
  • указать, что выдвинутая ранее гипотеза подтвердилась;
  • подчеркнуть, что вы внесли свой вклад в изучение научной проблемы.

Заключение

Поздравьте себя – практическая часть в дипломной работе готова. Останется только написать заключение, сделать список литературы и оформить приложения. После этого можно свободно защищать диплом.

Ссылка на основную публикацию