Как приводить примеры из правоприменительной практики
Юрист должен уметь приводить примеры из правоприменительной практики в письменных работах, т.к. практические примеры почти всегда необходимы. Что касается выпускных работ, то наличие примеров правоприменения обязательно.
Парадокс в том, что, несмотря на очевидную необходимость и распространенность примеров правоприменительной практики, мы затрудняемся кратко изложить приговор, обвинительное заключение или материалы судебной практики. Как итог, вместо краткого изложения примеров реальных дел по теме работы мы пытаемся искать и копировать примеры из монографий и научных статей – всегда менее актуальные и подходящие.
Виды примеров из правоприменительной практики
Для начала, разделим примеры из практики в тексте научной работы на категории:
- По объему:краткие (до 0,5 страницы) и развернутые (от 0,5 до 1,5 страниц). Превышение объема в страницу-полторы вызовет вопросы у научного руководителя, редакции или читателя.
- По стадиям судопроизводства и субъектам деятельности:примеры из судебной, а также из следственной и иной практики (оперативно-розыскной, экспертной, примеры проведения доследственных проверок и т.д.) или смешанные.
- По источникам информации:примеры и архивных материалов, официальных электронных ресурсов и личных архивов и баз данных следователей, дознавателей, адвокатов, судей.
- По признаку динамичности:статические и динамические. Статический пример основывается только на тексте приговора или иного судебного акта и отражает ситуацию на конкретный момент времени без развития в дальнейшем, без описания предшествующей ситуации. Динамический пример заключается в комплексном использовании.
Например, текст приговора по уголовному делу с материалами последующих судебных инстанций. Пример из следственной практики в статическом варианте приводят, опираясь только на обвинительное заключение или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Хороший динамический пример из следственной практики получится из анализа комплекса материалов досудебных стадий, когда автор следит за возникновением следственной ситуации начального этапа расследования, ее разрешением со стороны следователя, предъявлением первичного, окончательного обвинения и т.д.
К сожалению, большинство примеров в письменных работах – это статические примеры из судебной практики. Причина проста: подготовить такие примеры проще, т.к. большинство приговоров публикуется в Интернете. Исследователь редко использует системно иные методы изучения практики, освобождая себя от кропотливой поисковой и аналитической работы. Вместе с тем, трудно переоценить эффективность динамических примеров, а иногда они просто незаменимы в тексте научной работы.
- По источнику получения сведений практические примеры делятся на те, что основаны на:
- официально оформленных материалах дела (например, на процессуальных документах);
- сведениях, которые невозможно найти в самом деле и иных письменных источниках;
- смешанных данных (из вариантов 1 и 2);
- иных научных работах;
- данных публицистики, художественной литературы.
Во втором пункте речь идет о версиях, тактических ошибках следствия, некоторых методах противодействия уголовному преследованию и путях их преодоления и т.п.
Такие сведения получают, например, в рамках интервьюирования следователя, путем применения метода экспертных оценок и т.п. Это информативный, хотя и субъективный источник сведений. С такими примерами возникает проблема оформления ссылки об источнике приведенных данных. Как вариант, можно в сноске указать, что сведения получены в результате интервьюирования практического работника, предварительно выяснив отношение к упоминанию (или сокрытию) личных данных работника в тексте научной работы.
- По отношению к критериям законности, научной обоснованности и эффективности:позитивные и негативные (с применением метода «от ошибок»).
Позитивных примеров в письменных работах большинство. Негативные примеры приводят редко, недооценивая их значимость. При этом метод формирования и представления прикладных рекомендаций «от ошибок» весьма эффективен, особенно когда адресованы практикам.
Работа с практическими примерами, включая выбор формы представления, должна учитывать науку, в рамках которой проводится исследование.
Структура практического примера
Как правило, в тексте работы, ближе к примеру из практики, есть некая «подводка», т.е. описание того, какую мысль автор хотел бы проиллюстрировать примером (для краткости – «контекст сочинения»). При этом непосредственно у практического примера выделяют ряд элементов:
- описание сути дела;
- изложение особенностей расследования и/или судебного рассмотрения дела (статика или динамика) – фабула дела;
- аналитика автора (то, с помощью чего исследователь «привязывает» этот пример к контексту научной работы);
- сноска на источник примера.
Перечень элементов (пожалуй, помимо последнего пункта) не является обязательным к использованию или исчерпывающим. Бывают такие ситуации, когда оправданно использование только описания преступления, сноски и аналитики. При этом нежелательно злоупотреблять «краткими примерами», включающими только «фабулу дела» и ссылку на источник, в отрыве от контекста сочинения и других элементов. Однако в ряде случаев краткий пример допустим, например, если представляет собой только тезисную иллюстрацию сути примера и/или таких типовых иллюстраций приводится несколько и рядом по тексту. Но даже в таком случае нужна привязка — контекст сочинения и в заключении краткое изложение «аналитики» этой группы примеров.
Критерии качества практического примера
Практический пример в тексте научной работы отвечает следующим требованиям:
- Лаконичность. Недопустимо затягивать описание путем, например, дословного изложения крупного фрагмента текста приговора. Такой пример становится излишне многословным и тяжелым для восприятия. Как уже отмечалось, хорошо воспринимается материал из практики объемом от 0,5 до 1,5 страниц текста.
- Полнота изложения. Изложите все необходимое для уяснения содержания и смысла примера. Это не означает дословного изложения всех обстоятельств дела, все зависит от контекста.
- Грамотность и точность изложения с позиции закона, практики и теории. Этот критерий особенно важен для тех исследователей, кто ограничен только научным или только практическим опытом. Так, выпускнику или аспиранту, не работавшему на практике, рекомендуется согласовывать проект текста примера с одним или несколькими практиками. Иначе есть риск допустить такие терминологические и смысловые неточности, которые вызовут неприятие, непонимание и/или иронию у читателей-правоприменителей.
- Удачная привязка к мысли (контексту сочинения) и стилю текста работы.
- Корректно оформленная сноска. Пример без ссылки на источник недопустим. Сноска может быть оформлена на один или на два источника: на архив суда или место размещения материала или его части в Интернете или справочной правовой системе.
Соблюдать библиографические правила оформления важно всегда!
*По публикации Гармаев Ю.П., Чумакова Л.П. Изложение примера правоприменения в тексте научной работы // Юридическое образование и наука, № 3, 2016.
Как оформить практическое исследование в дипломной работе
Каждая выпускная квалификационная работа должна содержать практическую часть, отражающую проведённое студентом исследование. Конечно, в зависимости от специальности и целей диплома эта часть может значительно различаться, но, в любом случае, её цель – показать на каком материале вы попытались раскрыть тему практически и какие выводы из этого сделали. Чтобы всё было чётко и наглядно, важно знать основные правила оформления практического исследования. О них мы и поговорим.
Из чего состоит практическое исследование?
Большинство практических исследований начинается с подбора техник и методик, при помощи которых вы будете выполнять эту часть работы.Что такое методы исследования мы рассказывали в статье. Методики подбирают в соответствии с целями и задачами исследования (эти цели и задачи вы поставили ещё во Введении). При этом разумно будет объяснить, почему именно эти инструменты вы выбрали.
Основная часть практического исследования разделяется на два блока:
- Описание исследования.
- Анализ результатов исследования.
Заключительная часть исследовательской работы будет содержать предложения и рекомендации, которые вы дадите, опираясь на результаты проведённой работы.
Описание исследования
Описание исследования может иметь разный вид, в зависимости от выбранных методик и задач. Оно может быть в виде:
- Представления результатов исследовательской работы в виде таблиц, графиков, диаграмм.
- Приведения цитат, примеров из исследуемой документации.
- Приведения цитат из протоколов исследования.
- Выделение наиболее типичных свойств и проявлений исследуемой проблематики.
- Перечисления сложностей, которые возникли при проведении практического исследования.
В любом случае это чётко структурированный и наглядный материал, отражающий суть проведённой вами работы.
Анализ результатов
Если в предыдущем блоке мы просто отразили то, что у нас получилось в ходе практической работы, то здесь мы должны проанализировать все отражённые выше моменты. Причём делать это желательно в той же последовательности, что и раньше.
Анализ может содержать:
- Определение соответствия полученных результатов ожиданиям или имеющимся в науке данным.
- Объяснение полученных данных с точки зрения научных теорий, рассмотренных в теоретической части.
- Выявление основных и характерных психологических особенностей на основе полученных данных.
- Сравнение полученных данных в разных исследуемых группах (например, при проведении констатирующего и организующего экспериментов).
Если при проведении экспериментов мы получили разные данные, противоречащие друг другу, самое время отметить это и попытаться понять, почему так получилось. Постарайтесь не обходить этот момент, так как в противном случае ваше практическое исследование будет выглядеть недоработанным.
Как оформить таблицы в практической части ВКР?
Чтобы таблицы смотрелись органично в практической части диплома, их нужно правильно оформить. Придерживайтесь следующих правил:
- Все таблицы должны быть в едином стиле.
- Все таблицы должны быть пронумерованы и озаглавлены. Название таблицы пишется вверху, перед таблицей, и часто выравнивается по правому краю. В тексте обязательна ссылка на номер таблицы.
- Чтобы таблицы было легко воспринимать, позаботьтесь об их компактности. Не нужно в таблице использовать полуторный интервал и абзацные отступы, как в основном тексте работы. Для таблиц более приемлем одинарный интервал. Если таблица большая, не обязательно набирать её 14 размером шрифта. В таблицах допускается использовать шрифт 12 пт. Если есть возможность, разбейте громоздкую таблицу на несколько более мелких.
- Объединяйте в таблицы графы с одинаковым названием одним заголовком.
- Не забудьте прописать в заголовке единицы измерения, если под этой графой располагается столбец с числовыми данными.
- Форматируйте строки столбца одинаково. Например, если в первой строке после шапки идёт форматирование по левому краю, то и в строках ниже тоже должно быть такое же форматирование. Числовые данные лучше форматировать по центру.
- Следите, чтобы в таблице не оставалось пустых строк и столбцов.
- Если необходимо перенести таблицу на другую страницу, укажите перед ней: «Продолжение таблицы…». Шапку таблицы лучше воспроизвести, чтобы было понятно что к чему.
Как оформить рисунки в дипломе?
Графики и диаграммы тоже оформляют по определённым правилам.
- Рисунки тоже все нумеруются и озаглавливаются, но, в отличии от таблиц, номер и подпись ставится под рисунком.
- Графики и диаграммы оформляют в одном стиле и в одной цветовой гамме. Например, если вы первую диаграмму привели плоскую, вам не стоит вторую делать объёмную.
- На графиках и диаграммах нет смысла размещать много плохо читаемого текста. Лучше по возможности сократить текст, а информацию вынести в описание или в Приложение.
- Диаграммы и графики не должны быть слишком мелкими – на них будет невозможно что-то рассмотреть. Но и делать излишне крупные рисунки, чтобы «растянуть» объем работы, не следует: преподаватель, скорее всего, попросит вас исправить это.
- Рисунки лучше выравнивать по центру страницы.
Если в практической части накопилось слишком много материала, часть его следует вынести в Приложения. Не забудьте сделать на это ссылку в тексте.
В целом же правильно оформленное исследование может вызвать приятный отклик у проверяющих работу. Поэтому не ленитесь и поработайте над его оформлением.
Не получается оформить практическое исследование?
Если у Вас все-таки возникли трудности при оформлении исследования в дипломной работе, то вы можете заполнить заявку и специалисты «Тебе зачет» сделают вам все в лучшем виде!
Диплом
Вступительная часть
Дипломная работа – это самостоятельная научная разработка на заданную тему. Диплом пишется в конце обучения вузов и университетов и, по сути, является итоговой работой курса обучения в целом. Большинство научных дисциплин, особенно экономической, правовой и творческой направленности могут быть описаны дипломными работами; а технической – дипломными проектами.
Диплом или дипломная работа – финал обучения, где особенно важно выдержать требования преподавателя, соответствие заданной теме и представить уникальную работу без каких-либо заимствований. Поиск источников для теоретической части, анализ блоков текста, умение выбрать главное и соединить с расчетной частью, проверить входные и выходные данные – вот почему дипломная работа становится головной болью студентов – многие могут написать диплом самостоятельно, но работа, дети и семья упорно не дают сосредоточиться.
Орнатус много лет защищает интересы дипломников
Репутация специалистов подтверждается отзывами благодарных клиентов со всей России. Никаких дилетантов среди авторов, двойной контроль со стороны администрации создают благоприятные условия для создания дипломного шедевра за небольшие деньги.
Стадии заказа диплома
Благополучная карьера невозможна без квалитативных метазнаний. Диплом на заказ – не просто корочка – документ, но органично и обстоятельно содержащий в себе:
- поиск исполнителя – творца,
- подбор литературы,
- согласование плана,
- многократные встречи с научным руководителем,
- подгонка текста,
- и, наконец, блестящее выступление перед аттестационной комиссией.
Тема – это стартовая площадка будущего диплома. От нее зависит, какие учебники, монографии, периодические и сетевые источники будут использоваться. Самостоятельная, творческая личность имеет полную возможность выбрать тему по душе самостоятельно. Все остальные студенты предпочитают пользоваться методическими рекомендациями, в которых прописаны примерные темы. В любом случае тема должна иметь непосредственное отношение к предмету, по которому будет писаться будущий диплом.
Процедурно выбор темы выглядит следующим образом: выбор темы студентом, регистрация выбранной темы в деканате с отметкой фамилий ответственных лиц и дату утверждения.
Теперь можно начинать работу.
Реферат для диплома
Информация на одном листе, дающая краткое представление о дипломе в целом, его структуре, ключевых словах, визуализации (количестве графиков, рисунков, таблиц и чертежей). Ключевые слова пишутся прописными буквами и создают первичное представление о векторе исследования.
Фразы, использующиеся в реферате к диплому:
| Образец реферата к диплому ВведениеВизитная карточка диплома, несущая представительную и описательную функции. Структура введения совсем непохожа на остальные части, потому что состоит из актуальности, целей, задач, практической значимости, научной новизны, проблематики, методов исследования и описания структуры диплома в целом. Если диплом презентовался на учебных выставках или конференциях, об этом говорится в абзаце «Апробация работы». АктуальностьЗначительность темы в современном мире, представляющая как научный, так и практический интерес. Какова причина, по которой диплом пишется именно сейчас? Почему существует потребность исследования данной области? Ответы на эти вопросы и есть актуальность. Экономика: «актуальность темы работы подтверждается тем, что становится вопрос о роли тайм-менеджмента в деятельности современных предприятий. Одним из инструментов повышения адаптивности предприятий к нарастающим изменениям является корпоративное внедрение технологий тайм-менеджмента в качестве элемента системы управления предприятием». Право: «проведение в России находится в развивающейся форме, что подразумевает изменения целой отрасли положений, категорий и даже принципов. Рассматриваемый вопрос занимает значительное место в юриспруденции и требует комплексного временного и пространственного анализа характера правоотношений». Психология: «успех деятельности той или иной организации в значительной степени зависит от того, насколько ее сотрудники объединены общими целями и разделяют общие ценности, которым привержена организация. Корпоративная культура – мощный ориентирующий инструмент единых целей предприятия, мобилизующий фактор личной инициативы и общения. Именно она делает организацию уникальной, формирует ее историю и организационную структуру, правила коммуникации и принятия решений, внутренние ритуалы и легенды». Литературоведение: «итак, актуальность исследования обусловлена отсутствием целостного осмысления творческого мира писателя, комплексного анализа поэтики его лирики; необходимостью выяснения эволюции эстетического сознания поэта, использование экспрессивных жанров, потребностью изучения генеалогической природы как отдельных стихотворений, так и жанровой системы ведущих сборников; целесообразностью анализа не только формальных, статистических параметров стихосложения, но и эстетических факторов, определяющих диалектическая связь ритмомелодики с содержанием». Языкознание: «особого внимание заслуживает идея Маковского о диалектном происхождении термина сленг. И хотя автор не может доказательно ее подтвердить, актуальность темы исследования подтверждает тот факт, что слово сленг присутствует в северных диалектах Англии». Цель вашего диплома на самом деле всегда одна: написать диплом, защитить его и забыть о нем как о страшном сне на следующий день. ЗадачиПеречень основных задач дипломника: Практическая значимостьПрактическая значимость работы состоит в достаточном анализе и оценке, возможности корректировки и управления. Тема диплома оказывает непосредственное влияние на рассматриваемое явление, способное либо активизировать позитивные ценности, нормы, установки, задачи, либо, наоборот, вызвать негативные процессы. Поэтому целью является управление процессами, как следствие, повышение эффективности. Научная новизнаСостоит в уникальности научного подхода и результатов исследования по теме. Например, доселе никто не додумался применять. впервые использована система. на фоне отсутствия отраслевых разработок. , впервые использована возможность. и так далее. ПроблематикаПеречень текущих проблем в отрасли или знании, связанных с темой. Проблематика в дипломе суть внутренняя несогласованность рассматриваемого явления, что никоим образом не требует их устранение в его рамках. Методы исследованияСпособы извлечения проверенных данных, информации в сфере интересов темы. Метод включает в себе несколько научных приемов, действие которых направлено на извлечение, обработку и изменение полученной информации. Методы подразделяются на три группы:
ГипотезаОдно или несколько предположений, верность или ошибочность которых может подтвердить практическое исследование в дипломной работе. В заключительной части делается вывод о том, подтвердилась гипотеза или нет.
|