Как изменить перечень экзаменов ЕГЭ после 1 февраля?
У выпускников школ наступает горячая пора экзаменов. Все уже давно выбрали – по каким предметам будут сдавать экзамены. Срок, до которого надо было написать заявление и выбрать предметы для сдачи экзаменов, уже прошел – это надо было сделать до 1 февраля.
Выбирая предметы, нынешние школьники и будущие студенты ориентируются на то, куда они пойдут учиться дальше – в какой вуз и на какую специальность. В зависимости от того, какие там нужны экзамены, и делается выбор. Так, поступая на физмат, очевидно, стоит сдать физику и математику, а на юридический – историю, обществознание, иностранный язык. Аналогично и с другими направлениями обучения.
А что если школьник сначала целился поступить в один вуз и написал заявление на сдачу ЕГЭ по одному перечню предметов, а потом передумал и хочет идти в другой вуз? Или изменились семейные обстоятельства и надо сдавать уже другие предметы?
Можно ли добавить предмет для сдачи ЕГЭ или вообще изменить перечень экзаменов? – ответ на этот вопрос интересует не только школьников, но и их родителей.
Вопрос сдачи школьных выпускных экзаменов урегулирован Приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400 “Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования”.
Выбрать другой учебный предмет для сдачи экзамена или дополнить ранее выбранный перечень предметов (поменять экзамены ЕГЭ) можно и после 1 февраля, но установлены ограничения:
1. Выбор можно сделать не позднее, чем за 2 недели до экзамена,
2. Необходимо наличие уважительных причин для такого изменения ранее сделанного выбора (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально).
Причем оба этих условия надо соблюсти одновременно.
Т.е. при наличии уважительной причины надо успеть подать новое заявление в ГЭК, в котором указать те предметы, по которым школьник хочет пройти государственную итоговую аттестацию – не позднее, чем за 2 недели до экзамена.
О каких таких уважительных причинах говорится в приказе?
Конечно, прежде всего – это болезнь, что можно подтвердить справкой.
А вот дальше – творческий полет для фантазии на тему уважительности причины изменения выбора.
На практике все причины сводятся к «передумал». Но вот почему передумал – причины могут быть разные.
Например, кто-то планировал поступать в военный институт, но по здоровью не подошел. Уважительная причина? Безусловно.
А кто-то хотел поступить в институт в другом городе – где есть родственник, который приютит на время учебы, но родственник умер/уехал, и жить будет негде. Тоже уважительная причина? Скорее да, чем нет.
А у кого-то родителей сократили с работы, в семье финансовые трудности и потянуть платное образование ставшего почти взрослым ребенка семья уже не может, а значит, будущий выпускник может оказаться вынужденным изменить и свои планы на то, куда идти учиться.
Это лишь некоторые примеры жизненных ситуаций – уважительных причин, по которым школьник мог бы претендовать на изменение предмета для сдачи выпускного экзамена.
Но надо помнить требование указанного приказа – уважительность причины должна быть подтверждена документально. И не стоит писать в заявлении на изменение выбранного перечня ЕГЭ такую причину как просто «изменились планы» – комиссия вряд ли сочтет её уважительной.
Остались вопросы или нужна помощь в изменении перечня ЕГЭ?
Вы можете позвонить мне или написать по электронной почте.
Внимание, актуальное дополнение: с 21 декабря 2018 года вместо указанного в статье действует новый приказ Рособрнадзора, регулирующий порядок проведения государственной итоговой аттестации. При составлении заявления на изменение перечня ЕГЭ учитывайте это!
автор статьи – юрист
Рейтинг:
Как самостоятельно подготовиться к ЕГЭ
Чтобы понять, на каких темах по каким предметам стоит сосредоточиться, стоит сдать пробный экзамен. Это можно сделать онлайн – например, у Яндекса есть специальный сервис для сдачи ЕГЭ и ОГЭ (это выпускной экзамен в 9 классе) по некоторым предметам.
Кроме того, во многих городах сейчас есть Центры независимой диагностики, куда можно записаться на пробные экзамены по любым предметам. Например, проверить свои силы в формате ЕГЭ будет стоит 1380 рублей. Эти результаты не засчитываются при поступлении в вузы, зато ребёнок сможет пройти всю процедуру от и до, включая металлоискатели, охранников, камеры наблюдения и выход в туалет только с сопровождающим. Полезно для тех, кто боится перенервничать на настоящем ЕГЭ и тех, кто всё-таки рассчитывает пронести телефон в класс.
Но что гораздо важнее – это результаты. В них указано, в каких темах есть пробелы, на что надо налечь перед экзаменом. К сожалению, школьные педагоги не всегда могут дать такую индивидуальную рекомендацию каждому ребёнку.
Если возможности пройти пробный ЕГЭ нет, то можно посмотреть на самые типичные ошибки, которые совершают другие ученики. Разработчики экзамена составили целый перечень самых распространенных “косяков” по всем предметам – его можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
Помимо латания дыр в знаниях, стоит подумать и о новых вершинах. Например, многие ребята не берутся за “олимпиадные” задачки по физике и математике, и сосредотачиваются на более простых заданиях. Но “забивать” на сложные задачи не стоит даже троечникам – за неправильный ответ лишних баллов не дадут, но и не оштрафуют.
Разбору олимпиадных задач и тем эссе посвящено много интернет-ресурсов. Начать можно с видео-консультаций, которые размещены на Youtube-канале Рособрнадзора. Там эксперты подробно рассказывают, какие задания встретятся на экзамене, и как к ним лучше подготовиться. А для отработки навыков стоит заглянуть в открытый банк заданий ЕГЭ. Там выложены вопросы, в том числе, и этого года.
Кроме того, специалисты ФИПИ подготовили целые серии публикаций для подготовки к каждому из предметов – самое то, если голова уже трещит от учебников.
В английских школах, где ученики тоже сдают единый выпускной экзамен, есть золотое правило – “Всегда давай обезьянке то, что она просит”. Если обезьянка просит банан, надо дать ей банан, просит апельсин – надо дать апельсин. То есть надо внимательно читать условия задания и писать в ответе именно то, что хотят увидеть экзаменаторы.
Кроме этого, стоит ещё раз посмотреть критерии оценки ЕГЭ этого года. С каждым годом они чуть-чуть меняются, добавляются какие-то новые задания, уточняются требования к работам. Чтобы не попасть впросак, лучше заранее понять, чего хочет эта обезьяна. Посмотреть критерии можно все там же – на сайте ФИПИ.
Очень многие ребята получают баллы ниже, чем могли бы, просто из-за нервов. Иногда надо просто отложить книжки и тетрадки в сторону и пойти погулять, чтобы дать информации улечься в голове.
Вспоминаем биологию: можно усердно учиться и впихнуть в себя огромное число знаний за раз. Но раскладывание по полочкам и усвоение этой информации происходит в процессе отдыха и сна. Вот почему студенты могут сдать все экзамены на пятерки, а после не вспомнить и строчки из выученного – потому что не спят ночами всю сессию.
В общем, принципиально важно переключиться на какое-то другое занятие – то есть, не заменить учебник другой книжкой, и не переключиться с видео-лекции на соцсети. А пойти на прогулку, встретиться с друзьями, выбраться куда-нибудь. Чего-то кардинально нового за эти несколько часов подросток всё равно не выучит, зато голова у него будет свежая и нервы перестанут шалить.
“Последний год-два в школе обесценивается”
Наталья МИЛЬКО, ученица 10 класса московской школы
Последний год-два в школе обесценивается, потому что учеба превращается в решение вариантов ЕГЭ. Нас просто натаскивают на выполнение заданий, и больше – ничего.
К тому же, чтобы решать эти самые варианты, нужно покупать специальные пособия, то есть на ЕГЭ делают деньги. А в книжных магазинах мы часто можем найти кучу ненужных книг, которые зачастую просто дублируют друг друга, не предлагая качественного материала. Например, в ЕГЭ по английскому языку русским школьникам предлагают работать с текстом, написанным для британских учеников, а это не под силу русскоговорящему подростку.
В то же время, вокруг этого экзамена сгущаются краски и создается стрессовая атмосфера. Нас очень запугивают ЕГЭ, все – от учителей до родителей. Многие думают, что, если они не сдадут, для них случится конец света. Камеры видеонаблюдения и металлоискатели действительно очень пугают, становится страшно сделать лишнее движение. Но немного успокаивает то, что экзамен оценивают независимые эксперты, а не злая учительница, которая снизит оценку из-за личного отношения. Думаю, многие получают низкие результаты, просто потому что не берут на себя ответственность готовиться самостоятельно.
Федеральные новости
Популярные вопросы, поступившие к Всероссийской встрече с родителями руководителя Рособрнадзора
Когда будет введен обязательный ЕГЭ по иностранному языку?
Иностранный язык должен стать обязательным для выпускников, сдающих ЕГЭ, с 2022 года (помимо русского языка и литературы). Включение его в число обязательных предметов осуществляется в рамках перехода старшей школы на федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
Будет ли обязательный ЕГЭ по иностранному языку разделен на базовый и профильный уровни?
ЕГЭ по иностранному языку планируется проводить на базовом и углубленном уровнях по аналогии с математикой. При этом в экзамене будут сохранены письменная и устная часть. Экзаменационная модель обязательного ЕГЭ по иностранному языку находится в стадии разработки.
Нужно ли будет сдавать в качестве обязательного ЕГЭ по иностранному языку именно английский язык?
Нет, для сдачи можно выбрать любой из включенных в список предметов для прохождения ЕГЭ иностранных языков: английский, немецкий, французский, испанский или китайский.
Смогут ли те, кто сдает ЕГЭ по математике базового уровня в 10 классе, сдать в следующем году экзамен профильного уровня?
Согласно п. 11 Порядка проведения ГИА участник ГИА вправе выбрать только один уровень ЕГЭ по математике (базовый или профильный).
При этом обучающимся, которые в 2018/19 учебном году обучались в Х классе, в начале 2018/19 учебного года перешли на индивидуальный учебный план и обучались по нему в связи с планируемым прохождением экзамена по математике обоих уровней (в соответствии с нормой пункта 9 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного ныне утратившим силу приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31205), успешно прошедшие ЕГЭ по математике базового уровня в 2019 году по окончании Х класса, имеют право участвовать в ЕГЭ по математике профильного уровня в 2020 году.
Такая норма действует последний год: те, кто в 2019/20 году обучается в Х классе уже не могут выбрать к сдаче оба уровня ЕГЭ по математике. Соответственно, одиннадцатиклассники 2019/20 учебного года являются последними выпускниками, которые при соблюдении вышеперечисленных условиях могут сдавать математику обоих уровней.
Почему отменили возможность сдачи сразу двух уровней ЕГЭ по математике?
Изменения, внесенные в Порядок проведения ГИА в части выбора уровня ЕГЭ по математике, не ограничивают, а упорядочивают выбор обучающихся в целях минимизации рисков и трудностей, которые выявились в предыдущие годы.
Работа по подготовке к экзаменам благодаря этому будет более акцентированной и целенаправленной, что соответственно позволит получить более высокие результаты.
В случае, если выпускнику не удалось набрать на ЕГЭ по математике минимальный балл для аттестата, он может пересдать экзамен в резервный день, изменив выбранный ранее уровень.
На сайте ФИПИ в настоящее время размещены демоверсии ОГЭ 2020 года для обучающихся по ФГОС, претерпевшие значительные изменения. Планируются ли аналогичные изменения в ЕГЭ в 2022 году?
Да, разработка перспективных моделей КИМ ЕГЭ на основе ФГОС уже ведется.
Когда и по каким предметам ЕГЭ будет проводиться на компьютере?
С помощью компьютера уже проводится устная часть ЕГЭ по иностранным языкам. Разработана и апробирована компьютерная модель ЕГЭ по информатике и ИКТ. Планируется, что она будет введена в штатный режим с 2021 года. В настоящее время возможность проведения ЕГЭ в компьютерной форме по другим предметам не предусмотрена.
Когда будет введен обязательный для выпускников ЕГЭ по истории?
В настоящее время включение истории в число обязательных предметов для сдачи в форме ЕГЭ не планируется.
Если не поступил в вуз в этом году, обязательно ли на следующий год снова сдавать ЕГЭ?
Результаты ЕГЭ действительны в течение четырех лет, следующих за годом их получения. То есть результаты, полученные в 2019 году, будут действительны до 2023 года. Можно улучшить свои результаты 2019 года по учебным предметам в 2020 году или выбрать для сдачи другие учебные предметы.
Будут ли все ответы участников ЕГЭ проверяться автоматизировано, без участия человека?
Автоматизировать проверку развернутых ответов участников экзаменов в ближайшие годы не планируется.
Можно ли подать в вуз более старый результат ЕГЭ по предмету, если при пересдаче набранные баллы оказались меньше?
При поступлении в вуз можно выбрать лучший результат из действующих. Результаты ЕГЭ действительны в течение четырех лет, следующих за годом их получения. В заявлении о приёме в вуз поступающий указывает сведения о сдаче ЕГЭ и его результатах (при наличии нескольких результатов ЕГЭ, срок действия которых не истёк, указывается, какие результаты ЕГЭ и по каким общеобразовательным предметам должны быть использованы).
Планируется ли введение отметок за итоговое сочинение?
Сочинение оценивается по системе «зачет»/«незачет». Переход на балльную систему оценки в настоящее время не планируется. В случае учета вузом итогового сочинения при зачислении абитуриентов, вуз может самостоятельно оценить сочинение в баллах.
Можно ли изменить перечень выбранных для сдачи предметов ЕГЭ после 1 февраля?
Изменить перечень ранее указанных предметов обучающиеся могут только при наличии у них подтвержденных документально уважительных причин и только за две недели до начала проведения экзамена по соответствующему предмету.
Будет ли увеличиваться или уменьшаться количество обязательных предметов для сдачи ОГЭ?
В настоящее время участники ОГЭ должны сдать четыре предмета: два обязательных (русский язык и математику) и два предмета по выбору. Изменение данной модели не планируется.
Может ли обучающийся с ОВЗ выбрать три предмета для сдачи ОГЭ?
Порядок ГИА-9 предусматривает для детей с ОВЗ сдачу или двух обязательных учебных предметов (русского языка и математики), или четырех учебных предметов (два обязательных и два по выбору). Другого количества предметов не предусмотрено.
Будет ли введен обязательный ОГЭ по иностранному языку?
Введение обязательного ОГЭ по иностранному языку в настоящее время не планируется.
Нужно ли для допуска к ОГЭ в 2020 году защитить индивидуальный итоговый проект? Выставляется ли отметка за него в аттестат?
Допуском к ОГЭ останется успешное прохождение итогового собеседования по русскому языку. Защита индивидуального проекта в качестве допуска к ОГЭ законодательством и нормативными актами не предусмотрена. В аттестат отметка за проект не выставляется.
Будут ли изменения в итоговом собеседовании по русскому языку в 9 классе?
Изменения в процедуре проведения собеседования не планируются, все основные характеристики работы в 2020 году также будут сохранены. По итогам общественно-профессионального обсуждения уточнена формулировка второго задания – пересказ.
Какие изменения внесены в контрольные измерительные материалы ОГЭ 2020 года? Поменяется ли длительность проведения экзаменов с учетом этих изменений?
Все проекты экзаменационных моделей ОГЭ 2020 года по учебным предметам подготовлены на основе ФГОС основного общего образования. В сравнении с экзаменационными моделями 2019 года, в КИМ ОГЭ 2020 года усилены деятельностная составляющая, практический характер заданий. Реализованы некоторые принятые в международных сопоставительных исследованиях подходы к конструированию заданий по математике и предметам естественнонаучного цикла. Ознакомиться с ними можно на сайте ФИПИ.
Длительность проведения экзаменов не изменится.
Если ребенок получил травму, как можно поменять форму сдачи с ОГЭ на ГВЭ?
Для изменения формы ГИА обучающемуся необходимо подать в ГЭК заявление с указанием измененной формы ГИА и документы, подтверждающие наличие уважительных причин для изменения формы ГИА. Согласно Порядку это копия рекомендаций ПМПК. Подать такое заявление необходимо не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена.
ВПР проходит в конце года по многим предметам, может ли школа принять решение и учитывать результаты ВПР как промежуточную аттестацию по итогам года?
Школа принимает такое решение самостоятельно.
Будет ли пересматриваться набор предметов ВПР в связи с реализацией новых стандартов?
В11 классах уже реализуется стандарт старшей школы с профилями обучения, например в учебном плане некоторых старшеклассников вместо биологии изучается естествознание. ВПР в целом уже ориентированы на требования новых стандартов. После введения новых ФГОС будет рассматриваться набор предметов для проведения ВПР.
Должен ли учитель заранее говорить детям о том, что в ближайшие дни будет проведена ВПР и обязывать не пропускать урок в этот день?
Учителю необходимо ознакомить учеников с графиком проведения ВПР. ВПР проводится в учебное время и отсутствие учеников возможно по объективным причинам.
Где можно ознакомиться с расписанием проведения ВПР в 2020 году?
Расписание в данный момент еще не утверждено. Проект расписания опубликован на сайте ФИОКО на 2020 год в разделе «Оценка качества образования», Всероссийские проверочные работы.
Есть ли острая необходимость в таком большом количестве проводить ВПР во всех классах? Эти работы проводятся в 4 четверти, когда дети уставшие. Учащиеся 11х классов перегружены подготовкой к ЕГЭ, в чем необходимость проведения ВПР в этих классах?
ВПР – обычные контрольные работы, которые проводятся в образовательных организациях в течение учебного года. Необходимо учесть расписание ВПР при составлении школьных контрольных работ. Решение об участии в ВПР в 11 классе принимает образовательная организация.
Тем, кто сдает ЕГЭ в этом году: нововведения, правила, советы
Что такое тренировочная диагностика и каким стал Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике? Рассказываем, как изменился ЕГЭ в этом году и как к нему подготовиться.
О новшествах этого года
В этом году выпускники могут выбрать только один из уровней ЕГЭ по математике — базовый или профильный. В случае получения неудовлетворительного результата выпускники 2019 года могут изменить уровень экзамена для пересдачи в резервные сроки.
«Результат экзамена базового уровня учитывается при выдаче аттестата о среднем общем образовании, а результат экзамена профильного уровня, помимо права на получение аттестата, учитывается вузами в качестве вступительных испытаний (результат базовой математики вузами в качестве вступительных испытаний не учитывается)», — рассказал заместитель директора Московского центра качества образования, руководитель Регионального центра обработки информации города Москвы Андрей Постульгин.
С этого года в перечень предметов ЕГЭ впервые включен китайский язык.
«Экзамен по этому предмету, как и по остальным иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому), включает письменную и устную части, которые проводятся в разные экзаменационные дни. Для удобства участников при написании иероглифов специально разработан бланк ответов на задания части 2, который предусматривает увеличенные поля (клетки)», — пояснил Андрей Постульгин.
Третье нововведение — предоставление услуг в электронном виде на mos.ru. С 2019 года вместо того, чтобы заполнять бумажное заявление в местах регистрации на экзамены, все желающие сдать ЕГЭ и их родители могут подать заявление в электронном виде в личном кабинете на mos.ru.
Заявление в электронном виде также можно подать и на участие в итоговом сочинении (изложении), основном государственном экзамене и государственном выпускном экзамене.
Услуга доступна круглосуточно с любого устройства при наличии доступа к интернету. Сервис также позволяет прикреплять необходимые для регистрации на участие в экзаменах документы. В личный кабинет на mos.ru участникам направляются уведомления с информацией о дате и времени начала экзамена и адресе его проведения.
«И четвертое — это подача апелляции о несогласии с выставленными баллами в электронном виде на официальном портале Мэра и Правительства Москвы. С 2019 года участники экзамена могут подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами на mos.ru с любого устройства с выходом в интернет при наличии личного кабинета», — добавил Андрей Постульгин.
О правилах сдачи ЕГЭ
Во всех столичных пунктах проведения экзаменов ведется видеонаблюдение, часть из них оснащена камерами, которые записывают, а также транслируют проведение экзаменов на специализированном портале smotriege.ru. С его помощью общественные наблюдатели могут в режиме реального времени следить за проведением ЕГЭ.
В 2019 году порядок проведения ЕГЭ не изменился. Например, до входа в пункт сдачи экзамена участникам придется оставить личные вещи — телефоны и другие запрещенные предметы — и пройти проверку при помощи металлоискателей. Если такая проверка по медицинским показаниям запрещена, участнику необходимо предоставить подтверждающий документ для освобождения от этой процедуры.
На экзамен запрещается проносить и использовать средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и другие средства хранения и передачи информации.
Также нельзя выносить из аудитории листы бумаги для черновиков, экзаменационные материалы на бумажном и электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы. Запрещено пользоваться и справочными пособиями, кроме тех, которые указаны в тексте контрольных измерительных материалов, разговаривать, пересаживаться, обмениваться любыми материалами и предметами.
Кроме того, участникам ЕГЭ не стоит опаздывать на экзамен — продолжительность экзамена в этом случае не увеличивается на время опоздания. Кроме того, можно пропустить инструктаж по заполнению регистрационных полей бланков, а индивидуальный инструктаж для опоздавших участников не проводится.
«Важно знать, что на ЕГЭ используются односторонние бланки ответов. Это черно-белые бланки, на оборотной стороне каждого листа находится надпись “Оборотная сторона. Не заполнять!”. Записи на контрольных измерительных материалах, оборотных сторонах бланков и черновиках не обрабатываются и не проверяются», — отметил Андрей Постульгин.
Об уважительной причине для пересдачи
Если во время экзамена выпускнику станет плохо, он имеет право покинуть аудиторию и пересдать предмет в резервный день. Участнику необходимо обратиться к организатору в аудитории и в его сопровождении пройти в медицинский кабинет. Такой случай считается уважительной причиной для досрочного завершения ЕГЭ. После подтверждения медработником плохого самочувствия выпускника сотрудники пункта проведения экзаменов составляют акт о досрочном завершении экзамена по уважительной причине в двух экземплярах, один их которых остается у участника.
О том, что стоит успеть сделать до ЕГЭ
Перед ЕГЭ специалисты рекомендуют попробовать свои силы на пробных экзаменах. В Москве ежегодно проводятся тренировочные испытания для выпускников.
18 мая пройдет тренировочный экзамен в форме ЕГЭ по русскому языку. Школьники смогут ощутить атмосферу ЕГЭ, узнать правила проведения, увидеть реальные бланки и примеры заданий.
Полезным для выпускников станет и онлайн-сервис «Мои достижения». Он помогает проверить знания и напоминает о правилах заполнения бланков.
«В слове “еще” — четыре ошибки»
Стоит ли заменить ЕГЭ на другую форму экзамена
После прихода в сентябре 2016 года на пост министра образования Ольги Васильевой многие ждали, что вот-вот отменят Единый госэкзамен. Радикальных перемен в этом учебном сезоне не случилось. За исключением того, что в ряде школ экспериментально выпускники будут сдавать письменные работы по предметам, не выбранным ими для ЕГЭ. В Минобрнауки считают, что это решит проблему «натаскивания». По мнению экспертов, формально ЕГЭ еще существует, но по сути откатывается назад, к экзаменам советского времени. Уже сейчас, по выражению главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, тестирования превратились в обычную контрольную работу, поскольку во всех предметах, кроме иностранного, исключены задания с вариантами ответов. А если ректорам вузов удастся пролоббировать возвращение вступительных экзаменов в институты, смысла в ЕГЭ вообще не будет. «Лента.ру» поговорила с педагогами школ и вузов о том, какой экзамен для выпускников оптимален.
Новое вино в старые меха
Александр Ковальджи, замдиректора математического лицея «Вторая школа»:
Я к ЕГЭ отношусь плохо. Но у меня пока нет ощущения, что принято какое-то решение в отношении этого экзамена. А разговоры о переменах уже много лет ведутся. На мой взгляд, самый очевидный вред от ЕГЭ — он урезает программу. Раньше был аттестат, который давал представление об уровне общей культуры человека. Видно, как он владеет точными науками, гуманитарными, какое у него физическое развитие. А сейчас есть обязательные предметы, а все остальное — для видимости. Сдавать экзамен не надо. Ну и все — не учатся дети. В одиннадцатом основная работа — натаскивание на ЕГЭ. В противовес Минобрнауки предложил ввести контрольные работы по предметам, которые не сдаются на ЕГЭ. Но это не спасет ситуацию. Это все равно что лечить себя, увеличив дозу лекарства. Причем даже не выяснив, эффективно ли оно. Болезнь остается. А возможно, возникнут и осложнения.
Материалы по теме
«Эти знания наполняли голову, как чердак»
«У наших учителей дрожат руки»
Уровень образования снизился. Я председатель приемной комиссии во «Вторую школу». Конкурс на поступление к нам ежегодно растет. Но доля учеников, которых мы можем учить, падает. Приходят ребята с отличными оценками в табеле. Но впечатление, что их вообще ничему не учили. Много школ сейчас создают иллюзию образования. Также я веду занятия в вечерней школе при нашем лицее. Туда приходят ребята из других школ, которым интересно проверить себя: насколько им интересна математика. Раньше мы брали примерно половину желающих, сейчас — четверть. То есть ситуация ухудшилась в два раза.
Но я не думаю, что сегодня необходимо сосредотачивать основное внимание на отмене ЕГЭ. Это глубоко вторично. Главное — у нас очень низкий социальный статус педагога. Учитель чувствует себя человеком второго сорта. До тех пор пока профессия учителя будет унижена, все реформы пройдут мимо. Я знаю, что в Южной Корее идет серьезный подъем уровня знаний, дети оттуда побеждают на международных олимпиадах. Просто там национальной идеей стал не патриотизм, как в России, а образование. И в России надо менять отношение к педагогам. Тогда талантливая молодежь пойдет в учителя, начнется подъем. А сейчас это прозябание и латание дыр. Нельзя наливать новое вино в старые меха.
Тесты надо уметь готовить
Борис Сегаль, доктор философских наук, более 35 лет преподавал в вузах России, Америки, Великобритании, Швейцарии, Канады, Венгрии:
В Советском Союзе и соцстранах мне нравилась выраженная чувствительность людей к друг другу. Приходит ко мне студент и начинает рассказывать, какая у него трудная семья, как мало денег. Все ради того, чтобы вместо трояка я поставил ему четверку. Потому что тогда он получит стипендию. В Америке, Германии или Великобритании это почти исключено. Преподаватель просто скажет ученику: «Я передам в учебную часть все, что ты мне рассказал. Надеюсь, за это тебя отчислят».
При проведении тестов такого нет. Тестирование — прекрасный способ оценки знаний, без субъективизма. Учитель не может пожалеть «ребеночка». Но тесты — их надо уметь готовить. Когда я составлял учебные тесты для студентов, у меня на их доработку уходило три года. Берешь группу учеников, раздаешь задания и смотришь не только на результаты, но и на то, как быстро сделали. Если слишком стремительно — значит, контрольная легкая. Если долго — упрощаем. Иногда требовалось до 15 переделок.
Я уже давно живу в Венгрии. И не сказал бы, что в местных школах натаскивают на тесты. Дети уже с первого класса привыкают к таким испытаниям и не боятся их. И другой важный момент — в Венгрии школьников спрашивают только то, что им дали во время уроков. Нельзя задавать вопрос, который относится к непройденному материалу.
От выпускных устных экзаменов большинство стран уже отходят. Если не ошибаюсь, во всем Евросоюзе эссе (то, что в России называется письменной контрольной работой) не практикуется в качестве выпускных. Это потому, что оценить такую работу очень сложно. Представьте, что учителю нужно посмотреть, на все ли важные вопросы ответил ученик, как он сделал это, полностью ли тема раскрыта. А какие критерии при этом? И другая проблема — эссе не позволяет сопоставить результаты, которые дают разные ученики не только в разных регионах, но даже одном классе.
Догадываюсь, почему в России сложилось такое странное отношение к тестам. Я окончил МГУ в 1974 году. Даже в то время ведущие преподаватели толком не могли объяснить, что же такое тесты. Но писали ужасные статьи о том, что это западное поветрие, что тесты разрушают педагогику, способствуют эксплуатации трудящихся и т.д. Я видел таких статей очень много. То есть эта традиция идет еще с советских времен, когда получали образование большинство современных российских учителей.
Но ведь сейчас 2017 год. Нужно пользоваться преимуществом технического прогресса. Венгрия — далеко не самая развитая страна в мире. Как здесь поступают школьники в вузы? Никаких анкет руками заполнить нельзя. Их нет. Есть доступ в компьютерную систему. Выпускник платит комиссионый сбор (примерно тысяча рублей), в начале календарного года отсылает портфолио с достижениями за последние пять лет в Единый государственный центр. Вузы к этому никакого отношения не имеют. В анкете можно указать по приоритетности три вуза, где хотелось бы учиться. Когда появляются результаты ЕГЭ, школа, либо сам абитуриент направляют их в этот Единый центр. В течение месяца подводятся итоги. Весь процесс компьютеризирован, без участия людей. То есть коррупция практически исключена.
Три деепричастия, два причастия
Всеволод Луховицкий, преподаватель русского языка школы для одаренных детей «Интеллектуал»:
Если сейчас вдруг отменить ЕГЭ — будет плохо. Потому что школа — не скоростной автомобиль, в котором можно руль поворачивать туда-сюда. Если и делать реформу, то постепенно. В ЕГЭ этого года я не заметил каких-то революционных преобразований. Что касается русского языка — несколько лет в экзаменах новшеств нет. Было заявлено, что уберут тестовую часть, «угадайку». Сделали очень красиво. Раньше, допустим, было задание, отметьте правильный из четырех вариантов. Сейчас стоят те же самые четыре варианта, однако внизу написано: напишите цифрами или словами какой из этих вариантов остается. По сути, это тот же тест — другое тут сложно придумать. Смысл ЕГЭ — объективная проверка знаний. Для этого нужны однозначные ответы. То есть те, где исключено двойное толкование.
Призывы «а давайте ЕГЭ творческим сделаем» абсолютно непродуктивные. По определению ЕГЭ не может быть творческим. Творчество требует индивидуального подхода к его оценке. А ЕГЭ предполагает машинный, единый метод. Оценивать творческие работы машинным способом невозможно. Сейчас в ЕГЭ по русскому языку дети пишут эссе. И это ужасно. Они думают не о языке, не о смысле сочинения, а о том, что нужно в тексте обязательно использовать три деепричастных оборота и два причастных. Иначе можно получить на балл меньше по критерию «речевое богатство». Почему речевое богатство связано именно с количеством причастий и деепричастий — не может объяснить никто.
Такие вещи, безусловно, надо менять. Но я считаю, что за последние десять лет содержание заданий ЕГЭ по русскому все-таки улучшилось. Из него ушли не очень корректные вещи, задания достаточно понятно сформулированы. И они на самом деле относятся к тому, что дети должны изучать в школе. Особая проблема — это то самое эссе, которое приучает детей к формальному, бессмысленному написанию ничего не значащих работ.
Разговоры в пользу бедных
Виктор Болотов, научный руководитель центра мониторинга качества образования ВШЭ, экс-глава Рособрнадзора (2004-2008), один из идеологов ЕГЭ:
Единый госэкзамен вводился с целью обеспечения возможностей детям из самых дальних регионов от Калининграда до Сахалина поступать в ведущие вузы России. И в этом смысле было важно, чтобы везде были одинаковые процедуры проведения экзаменов. Это бы позволило утверждать, что 50 баллов в Калининграде, Красноярске или Москве — одинаковы. То есть в этом плане предназначение ЕГЭ продолжает сохраняться.
Хуже или лучше стало, что из ЕГЭ исключили задания с выбором ответа, а оставили только открытые вопросы? Думаю, что хуже. Если у троечника есть варианты ответа и он слабо знает предмет, то для него это хоть какая-то подсказка. А когда он читает обычный вопрос и понимает, что не знает материал — он просто впадет в ступор. В результате придется снижать пороговую планку экзамена, чтобы не ставить слишком много двоек и не оставлять детей без аттестатов о среднем образовании.
Разговоры о том, что два последних класса в школе не учат, а натаскивают на ЕГЭ — в пользу бедных. Неправда, что многие задания, которые предлагаются в тестах, — за рамками школьной программы. Возможно, задания из повышенного уровня ЕГЭ учителя не успевают решать в классе. Это примеры действительно для самых сильных, для школьной элиты, а учитель ориентирован на средних школьников. Но тут дело не в тестах, не в натаскивании, а в неправильной организации учебного процесса.
Я убежден, что ЕГЭ должен эволюционировать. На мой взгляд в нем должно появляться все больше компетентностных заданий. Тех, что проверяют не механическое знание формул-теорем, а умение их использовать в обычной жизни. Теорему Пифагора знать нужно. Но еще нужнее уметь найти кратчайший путь от дома до школы.
Если всем вузам дадут право проводить дополнительные испытания абитуриентов, тогда точно ЕГЭ может накрыться медным тазом. Сейчас такая возможность есть у творческих вузов. А также у тех, куда идут дети с 90 и выше баллами. Это МГУ, МГИМО, ВШЭ и другие. Если в вузы вернутся привычные экзамены, опять начнут плодиться репетиторы, натаскивающие на экзамены именно в конкретный вуз.
В конце 1990-х годов все дружно ругали чиновников за вакханалию, которая творилась при поступлении в вузы. Многие институты в своих рекламных буклетах указывали: «Кто к нам ходил на подготовительные курсы, обязательно поступит». Это означало, что ребенок из Сибири или с Дальнего Востока, по сути, был лишен возможности попасть в московские вузы, если у родителей не было нужных связей или денег. Неужели те, кто ратует за возвращение привычных экзаменов, забыли о том, как из года в год росло количество «медалистов»? В те времена медаль давала преимущества при поступлении. Ректоры присылали к нам в Минобразования заявления так называемых круглых отличников. В слове «еще» — четыре ошибки.
Могут ли вузы за три месяца до начала ЕГЭ изменить список экзаменов?
Министерство образования и науки РФ опубликовало приказ, согласно которому учебные заведения могут выбирать перечень вступительных экзаменов. Соответствующее постановление вступает в силу 23 февраля 2014 года.
ЕГЭ на выбор вуза
С этого года профильный ЕГЭ вуз может выбрать из списка, представленного министерством. Например, если на специальность «международные отношения» нужно было сдавать ЕГЭ по истории, иностранному и русскому языкам, то по новым правилам история и русский язык останутся обязательными, а третьим предметом вуз может выбрать обществознание или географию или оставит иностранный язык. Кроме того, учебное учреждение может добавить ещё какой-нибудь экзамен. Менять ЕГЭ вузы могут из года в год.
Почему изменились правила сдачи ЕГЭ?
Министерство образования и науки РФ инициировало изменения по просьбам вузов, которые хотели проверить абитуриентов на знание школьной программы. «Вузы сами попросили дать им возможность выбирать вступительные испытания в целях необходимости проверки базовых знаний абитуриентов. Все ЕГЭ составлены на основе школьной программы, 3 месяца — срок, достаточный для подготовки. Если школьник освоил всю программу обучения, то сдать экзамен для него не составит труда», — заявила директор Департамента информационной и региональной политики Минобрнауки РФ Анна Усачёва.
В то же время ведомство рекомендовало вузам в этом году не менять перечень вступительных экзаменов, чтобы не дезориентировать абитуриентов. Однако уже известно об изменениях, внесённых несколькими российскими учебными заведениями. Например, в Сибирском федеральном университете вместо ЕГЭ по физике необходимо будет сдавать ЕГЭ по информатике при выборе направления «математика» и специальности «компьютерная безопасность». В свою очередь, вместо ЕГЭ по информатике будет ЕГЭ по физике при поступлении на «радиотехнику», «радиоэлектронные системы и комплексы», «ядерную физику и технологии», «техническую физику» и «инноватику».
Какие ещё изменения вступают в силу?
В 2014 году вступают в силу некоторые изменения в правилах сдачи единого государственного экзамена.
Призёрам олимпиад в этом году будет сложнее воспользоваться льготами при поступлении в вузы, так как результаты ЕГЭ по профильному предмету должны быть не ниже 65 баллов.
Сертификаты ЕГЭ будут действительны на протяжении четырёх лет, а не двух, как это было ранее. То есть выпускник этого года сможет воспользоваться итогами ЕГЭ до 2018 года включительно.
Сертификаты ЕГЭ выпускников 2012 и 2013 годов также продлили до четырёх лет.
Экзамены школьники будут сдавать под видеонаблюдением. В обязательном порядке должна будет вестись трансляция в режиме онлайн. В случае нарушений результаты могут быть полностью аннулированы.
С этого года больше не будут выдавать бумажные сертификаты. В приёмную комиссию баллы предоставляются в заявлении на поступление, после чего они будут проверяться в Федеральной базе свидетельств ЕГЭ.
Когда в этом году будет проходить ЕГЭ?
В этом году ЕГЭ пройдёт с 26 мая по 19 июня. Своё решение о сдаче ЕГЭ абитуриенты должны принять до 1 марта, когда заканчивается регистрация. Как сообщает Рособрнадзор, задания не будут серьёзно изменены, однако их доставка в пункты сдачи ЕГЭ, хранение, процесс сдачи и проверки станут более строгими. Такой шаг предпринят в связи со скандалом прошлых лет, когда в интернете заранее можно было найти ответы.