Можно ли на ЕГЭ пользоваться атласом: практические советы

На ЕГЭ разрешат брать больше вспомогательных предметов

Минпросвещения добавило в список сборники лирики, таблицы растворимости солей и атласы

06.09.2019 в 16:36, просмотров: 21326

Перечень предметов, разрешенных к использованию на экзаменах участниками ГИА-9 и ЕГЭ-11, изначально состоявший из паспорта, черной гелиевой ручки и бутылки с водой, заметно подрос. Минпросвещения обновило этот перечень на 2020 год. Также в ведомстве подготовили единое расписание с продолжительностью проведения государственной итоговой аттестации по всем предметам.

Так, помимо логарифмической линейки и непрограммируемых калькуляторов, на и на ГИА, и на ЕГЭ по математике, разрешат пользоваться линейкой, не содержащей справочной информации, для построения чертежей и рисунков.

А на ГИА по литературе школьники смогут взять, например, взять не только полные тексты художественных произведений, но и сборники лирики на бумажных и электронных носителях без выхода в Интернет.

Что касается, к примеру, химии, то в 9-м и в 11-м классах на итоговой аттестации теперь можно будет заглянуть в таблицу растворимости солей, кислот ‎и оснований в воде или электрохимический ряд напряжений металлов на бумажных ‎и электронных носителях, не имеющих доступа к сетям Интернет.

В общей сложности ГИА-9 включает четыре экзамена: два обязательных – по русскому языку и математике — плюс два экзамена по выбору учащегося из числа таких предметов, как: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский), информатика. Основная волна ГИА-9 стартует 22 мая экзаменами по иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский); 26 мая – история, физика, биология, химия; 29 мая – обществознание, информатика, география, химия; 30 мая – обществознание; 2 июня – русский язык; 5 июня – литература, физика, информатика, география; 9 июня – математика. Досрочная волна для немногочисленной группы ребят, по уважительной причине не сдавших ГВЭ-9 в эти сроки, начинается 21 апреля экзаменом по математике и завершается 6 мая испытаниями по истории, биологии, физике, географии, иностранным языкам.

Пересдача неудов ГИА-9 пройдет с 12 мая по 30 июня. Но получившие их более чем по двум учебным предметам, либо уже завалившие тот или иной предмет при пересдаче, вновь пересдадут экзамены лишь в сентябре: 7 сентября – русский язык; 10 сентября – математика; 12 сентября – история, биология, физика, география; 14 сентября – обществознание, химия, информатика, литература, иностранные языки.

Расписание основной волны ЕГЭ-11 25 мая открывают география, литература, информатика; 28 мая – русский язык; 1 июня – математика; 4 июня – история, физика; 8 июня – обществознание, химия; 11 июня – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский, китайский), биология. Досрочная волна стартует 20 марта экзаменами по географии и литературе и завершается 6 апреля – историей и химией. Пересдача, как и в случае ГИА-9, пройдет в две волны. Июньская для получивших неуд по одному из обязательных предметов (русский язык и математика) и сентябрьская для заваливших оба эти предмета или не сумевших пересдать один из них. Для них 7 сентября пройдет пересдача по русскому языку и 10 сентября – по математике.

Определены и требования к процедуре ГИА-9 и ЕГЭ-11 в 2020 году.

Все экзамены начинаются ‎в 10.00 по местному времени. Продолжительность ГИА-9 и ЕГЭ-11 по математике и русскому языку составит 3 часа 55 минут; ГИА-9 по обществознанию – ‎3 часа 30 минут; по биологии и литературе – 3 часа; ‎по истории, химии, физике, географии, иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский) и информатике – 2 часа 30 минут.

Продолжительность ЕГЭ-11 по обществознанию составит ‎3 часа 55 минут; по физике и иностранным языкам (английский французский, немецкий, испанский, китайский) – 3 часа 30 минут; ‎по биологии, истории и литературе – 3 часа; по географии – 2 часа 30 минут; по химии и информатике – 2 часа .

Теперь о том, что можно взять с собой на экзамены. Начнем с ‎ГИА-9:

-по русскому языку – орфографические и толковые словари, позволяющие устанавливать написание слов и определять значения лексической единицы на бумажных или электронных носителях, но не имеющих доступа к сетям Интернет;

-по математике – линейка, не содержащая справочной информации для построения чертежей и рисунков; справочные материалы с основными формулами курса математики образовательной программы основного общего образования;

-по физике – непрограммируемый калькулятор, обеспечивающий выполнение арифметических вычислений (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arccos, arctg), а также не осуществляющий функций средства связи, хранилища базы данных и не имеющий доступ к сетям Интернет; линейка для построения графиков, оптических и электрических схем;

-по химии – непрограммируемый калькулятор; периодическая система химических элементов Менделеева, таблица растворимости солей, кислот ‎и оснований в воде, электрохимический ряд напряжений металлов на бумажных ‎и электронных носителях, не имеющих доступа к сетям Интернет;

-по географии – непрограммируемый калькулятор; географические атласы ‎для 7-9 классов для решения практических заданий на бумажных или электронных носителях без выхода в Интернет;

-по литературе – полные тексты художественных произведений, а также сборники лирики на бумажных и электронных носителях без выхода в Интернет;

-по информатике – компьютерная техника, не имеющая доступ к сети Интернет.

Для выполнения заданий ЕГЭ-11 допускается использование следующих средств обучения:

-по русскому языку – орфографические и толковые словари для установления нормативного написания слов и определения значения лексической единицы на бумажных или электронных носителях без выхода в Интернет;

-по математике – линейка для построения чертежей и рисунков; справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики образовательной программы основного общего и среднего общего образования;

-по географии – непрограммируемый калькулятор; географические атласы ‎для 5-10 классов для решения практических заданий на бумажных ‎и электронных носителях, не имеющих доступа к сетям передачи данных, включая Интернет;

-по физике – непрограммируемый калькулятор; линейка для построения графиков, оптических и электрических схем;

-по химии – непрограммируемый калькулятор; периодическая система химических элементов Менделеева, таблица растворимости солей, кислот ‎и оснований в воде, электрохимический ряд напряжений металлов на бумажных ‎и электронных носителях, не имеющих доступа к сетям Интернет.

Заголовок в газете: На ЕГЭ разрешат взять лишнюю линейку
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №28069 от 7 сентября 2019 Тэги: ЕГЭ , Выборы

Как подготовиться к ЕГЭ по географии: лайфхаки от учителя

Продолжаем серию материалов о том, как эффективнее подготовиться к выпускным экзаменам за оставшееся время. Об особенностях и сложностях ЕГЭ по географии 2020 нам рассказал преподаватель Даниил Перхулов.

Даниил Перхулов — учитель географии, разработчик интерактивных занятий, автор статей по методике преподавания географии. Из того поколения учителей, которые сами сдавали ОГЭ в 9 классе, а поступали в вузы по результатам ЕГЭ.

С сентября 2019 года работает в московской Новой школе. Ведет блог.

Географическая гомеопатия

— Часто ли школьники выбирают ЕГЭ по географии?

— Это один из самых непопулярных предметов для сдачи. По статистике ЕГЭ по географии ежегодно сдают около 3% учеников. То есть около 20 000 человек, что очень мало. Впрочем, и сдавать его не так просто, учитывая, какое место сейчас занимает география в школьной программе.

— Что вы имеете в виду? Слишком мало занятий?

— В учебном плане на географию в 5 и 6 классе отводится всего час в неделю — наравне с музыкой и изобразительным искусством. Получается такая географическая гомеопатия. С 7 по 9 класс географии — 2 часа в неделю. И это предельно странно: в 5 и 6 классе дети имеют максимальную мотивацию к изучению науки о Земле, а с возрастом она снижается. А количество часов, как вы уже поняли, увеличивается. Да и содержанием предмета бывает трудно увлечь. Например, в 9 классе ученики должны изучать отрасли экономики России: топливно-энергетическую, лесную, химическую, другие. Порой им рассказывают про предприятия, которые уже 30 лет как закрыты…

В старшей школе географию изучают либо один раз в неделю в 10 и 11 классе, либо занимаются 2 часа в неделю в 10 классе. А в 11 классе география исчезает из учебного расписания. Правда, в некоторых школах открывают социально-экономические профили: в них географию изучают аж 3 раза в неделю. Но в целом, подготовиться на уроках вряд ли получится.

— Какие еще проблемы есть помимо структуры курса?

— Существуют сложности оснащения школ современными средствами обучения: коллекциями горных пород, метеоприборами, наглядными пособиями, мультимедийным оборудованием. Не хватает актуальных географических карт и атласов. Многие учебные пособия устарели. Есть, конечно, и трудности с педагогическими кадрами. Квалифицированный и незашоренный учитель географии — большая редкость.

— Это основные причины, почему экзамен по географии сдает так мало выпускников?

— ЕГЭ по географии требуется на очень небольшой список специальностей в вузах. Это педагогическое образование, экология и природопользование, геология, картография и другие. Даже на туристические направления часто вместо географии требуется история. Иногда вузы в целях привлечь более «качественных» студентов добавляют к географии другую специальность: например, иностранный язык.

— А как обстоят дела с ОГЭ? Его тоже редко сдают?

— Нет. В 9 классе экзамен по географии пользуется несоизмеримо большей популярностью. Среди учеников бытует мнение, что сдать его очень легко, поскольку можно использовать атласы за 7, 8 и 9 классы. Поэтому географию часто выбирают наименее успешные и немотивированные к обучению: те, кому лишь бы на 3 балла сдать.

В результате получается, что на консультации в 9 классе приходит большое количество учеников, которые никогда до этого предметом не занимались, но решили сдавать. А у педагога возникает сверхзадача: за один год научить их всех решать географические задания без сформированной базы знаний.

Подготовка к ЕГЭ по географии

— Возвращаясь к ЕГЭ: получается, что школьного курса очевидно недостаточно для подготовки к экзамену? Тогда как лучше готовиться?

— Подготовка в любом случае будет самостоятельной. Работа учителей и репетиторов заключается лишь в подборе учебных материалов и заданий. Если у ученика развито умение учиться, то он сможет и сам подготовиться, а к педагогу обращаться с конкретными вопросами.

— Перед началом подготовки нужно понимать, что география — это не о расположении городов и гор на карте. Это наука о пространственных процессах и взаимодействиях в природе и обществе. Например, в демоверсии ЕГЭ 2020 есть задание, где нужно дописать 2 пропущенных звена в процессе, который начался с увеличения в атмосфере продуктов вулканической деятельности и привел к уменьшению прогрева материка.

— Как правильно построить самостоятельную подготовку к ЕГЭ и ОГЭ? Как правильно понять, что именно нужно «подтянуть», и распределить оставшееся время эффективно?

— Если ученик занимался географией до подготовки к экзаменам и имеет сформированный географический кругозор, то со сдачей экзамена проблем не будет. Но нужно повторить алгоритмы решения арифметических задач. В заданиях часто требуется перевести метры в километры, рассчитать процент, посчитать величину миграционного прироста, посчитать обеспеченность стран теми или иными ресурсами. Много заданий на анализ текстовых, табличных данных, графиков.

А вот если географией начали по-настоящему заниматься только в этом году, то нужно отрабатывать каждое задание отдельно. ОГЭ и ЕГЭ — сборники типовых заданий с одинаковым алгоритмом решения. Нужно много раз прорешать все типы заданий, довести этот навык до автоматизма.

В ОГЭ много заданий по курсу географии России. Если сдающий будет наизусть знать расположение всех субъектов федерации, а их 85, то сэкономит много времени на поиске информации в атласе. Для их запоминания в интернете есть много интерактивных приложений.

— Какие атласы можно взять на экзамен?

— На ОГЭ можно взять свои атласы за 7, 8 и 9 классы. Не забудьте, что их проверят на шпаргалки. Также нужны линейка и непрограммируемый калькулятор — то есть самый простой. Организаторы, порой, не понимают, что такое непрограммируемый калькулятор, поэтому могут принять за него просто большой по объему. Лучше не рискуйте — возьмите маленький. На ЕГЭ, помимо линейки и калькулятора, разрешается использовать только политическую карту мира и карту административно-территориального деления России.

— Есть ли какие-то нововведения в этом году, которые выпускникам нужно иметь в виду?

— Да, много реформ в ОГЭ, немного поменялось и ЕГЭ. Все изменения можно почитать на сайте ФИПИ.

Болевые точки

— С какими типами заданий или темами у выпускников чаще всего возникают сложности?

— Одно из самых сложных заданий в ОГЭ и ЕГЭ по географии — это задание с профилями местности. В ОГЭ требуется выбрать подходящий профиль из представленных, а в ЕГЭ его придется построить самому. Это задание проверяет умение учеников работать с топографической картой. И оно «берется» только многократным прорешиванием.

Еще одна болевая точка, свойственная уже именно ОГЭ — это большое количество карт, которыми можно пользоваться. Некоторые ученики буквально каждый ответ проверяют по карте, из-за чего теряют много времени и не успевают выполнить все задания. Основные географические объекты, государства, субъекты РФ лучше знать наизусть.

— Из-за чего еще часто, по вашему опыту, бывают ошибки?

— Кроме того, многие ошибки совершаются просто по невнимательности. Например, довольно часто ошибаются в математических расчетах и в анализе данных таблице, неправильно округляют десятичные дроби. Кажется, здесь ничего специально знать не надо — просто найди информацию. Но нет, торопятся, ошибаются. Тем более что времени на экзамене дается мало.

Ресурсы для подготовки

— Посоветуйте, пожалуйста, самые, на ваш взгляд, полезные ресурсы для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по географии 2020?

— Я рекомендую любые электронные ресурсы с функцией самопроверки. Используйте приложения в телефонах для запоминания географических объектов. Для подготовки к ЕГЭ рекомендую использовать блог geographyoge в «Инстаграм».

Впрочем, главный секрет успешной сдачи экзамена по географии — это не зазубривание огромного количества информации, а понимание географических процессов. В этом могут помочь хорошие книги и хороший учитель.

Структура ЕГЭ по географии

Содержание

Результаты ЕГЭ по географии принимают не так уж много вузов Москвы. Чаще всего этот предмет необходим при поступлении на следующие специальности: география, картография, метеорология, туризм, океанология и т. д.

Экзамен по географии ничем не отличается от всех остальных ЕГЭ: на его выполнение отводится три часа, и нужно хорошо постараться, чтобы набрать минимум — 37 баллов. Всего экзамен состоит из 34 заданий, которые поделены на две части.

Структура экзамена

На экзамене оценивается уровень подготовки по всем темам общеобразовательной школьной программы:

  • источники географической информации;
  • природа Земли и человек;
  • население мира;
  • мировое хозяйство;
  • география России;
  • природопользование и геоэкология;
  • регионы и страны мира.

Часть 1

Первая часть содержит 27 заданий с кратким ответом. Сюда входят задачи, где ответ надо записать в виде числа, последовательности цифр или слова, задание на установление географических объектов и их характеристик, задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка и задания на установление правильной последовательности элементов.

Часть 2

Здесь на задания требуется отвечать развернуто. Всего семь заданий, где в первом надо ответить рисунком, а во всех остальных — дать полный и развернутый ответ на поставленный вопрос.

Самый популярный раздел — география России: к нему относится примерно треть вопросов экзамена. Больше всего баллов абитуриенты могут получить за задачи высокого уровня сложности. Последние шесть заданий могут помочь заработать вам почти четверть от экзаменационной оценки.

Справочные материалы, включенные в КИМ

  1. Политическая карта мира.
  2. Карта федеративного устройства России с субъектами РФ.

Этими материалами разрешено (и даже необходимо) пользоваться во время экзамена. Одно из заданий ЕГЭ подразумевает ответ в виде рисунка: необходимо построить профиль рельефа местности по фрагменту топографической карты.

Чтобы хорошо подготовиться к этим заданиям, нужно знать теорию: понимать закономерности и происхождение явлений, уметь выстраивать причинно-следственные связи, прогнозировать. Много вопросов также связано с терминологией. Здесь необходимо заранее проштудировать толковый словарь и выяснить значения каждого непонятного вам термина.

Зачастую ошибки в ответах связаны с тем, что ученики невнимательно читают условия задачи и инструкцию по записи ответа. Например, записывают ответ не в той последовательности, о которой говорится в условиях. Так, например, если от них требуется расположить показатели температуры от наименьшего к большему, они делают это наоборот, и такой ответ засчитывается как неправильный.

Как получить максимальный балл по ЕГЭ по географии

Получить сто баллов по ЕГЭ практически невозможно. Кроме фактора волнения, которому подвержены практически все выпускники и который негативно сказывается на результатах экзамена, бывают еще сложные вопросы, неочевидные решения и т. д. То есть заранее полностью подготовиться к экзамену невозможно. Однако при тщательной подготовке, начатой примерно за год до экзамена, шансы получить максимальный балл значительно возрастают.

Чтобы сдать экзамен с хорошим результатом, необходимо обладать аналитическим и пространственным мышлением, уметь выйти за рамки предмета и увидеть разные пути решения задачи. Важно ориентироваться в текущей политической и экономической ситуации в стране и в мире.

Как перевести первичные баллы ЕГЭ в тестовые

Общий максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы по географии в 2018 году составляет 47. Перевод первичных баллов ЕГЭ в тестовые осуществляется при помощи специальной таблицы оценивания ЕГЭ, разработанной Рособрнадзором.

Перевести тестовые баллы в оценки можно при помощи таблицы:

Что можно брать с собой на ЕГЭ

Чем можно пользоваться на ЕГЭ? Давайте разберемся.
На ЕГЭ обязательно надо взять с собой паспорт!

Мобильный телефон на ЕГЭ использовать нельзя. Мобильные устройства сдаются при входе в аудиторию. Если вас вдруг заметят на ЕГЭ с мобильным (с книжкой, с тетрадью…) – удалят с экзамена. Результаты будут аннулированы.

На ЕГЭ по математике вы берете с собой ручки (черные гелевые) и линейку. Оказывается, что многие выпускники не знают: линейкой на ЕГЭ по математике пользоваться можно! А вот циркуль брать нельзя (логично: вдруг кто-то использует его как холодное оружие?). И поэтому, готовясь к ЕГЭ по математике, учитесь рисовать окружности от руки. Поначалу они будут похожи на картошку с отростками, но с каждым разом станут получаться лучше.

В варианте базового ЕГЭ по математике у вас будет необходимый справочный материал. Главное – заранее знать, как им пользоваться.

В варианте профильного ЕГЭ по математике тоже есть «справочный материал» – в виде 5 формул тригонометрии. Конечно, этого мало для решения задач! Надеемся, что к моменту сдачи ЕГЭ вы выучите больше, чем жалкие 5 формул!

Брать ли на ЕГЭ шпаргалки? Рискованно. Хотя один школьник из Казахстана изготовил шпаргалку длиной 11 метров и даже смог ею воспользоваться, после чего попал в книгу рекордов Гиннеса. Но не всем так повезет, и вероятнее не попадание в книгу рекордов, а удаление с ЕГЭ.

Зато есть смысл перед экзаменом сделать себе идеальную шпаргалку. Расположить на листе бумаги, например, все необходимые формулы геометрии. Пока вы их пишете, оформляете, делаете к ним рисунки – отлично запоминаете материал. Вначале – сверяясь с учебником. Потом – по памяти. После этого можно смело оставить это произведение искусства дома, ведь вы уже все помните.

На ЕГЭ по физике можно (и нужно) взять с собой непрограммируемый калькулятор. Это калькулятор «с функциями» – позволяющий, кроме действий арифметики, посчитать синус, тангенс, логарифм, корень квадратный и многое другое.

Когда вы готовитесь к ЕГЭ по физике, пользуйтесь именно таким калькулятором. Не нужно заменять его своим мобильным телефоном! Потому что мобильный вы на ЕГЭ не возьмете.

На ЕГЭ по химии вам тоже можно принести калькулятор. И еще вам выдадут: таблицу Менделеева (она заменяет десяток шпаргалок!), таблицу растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов. Если умело пользоваться этим богатством, можно отлично сдать ЕГЭ по химии.

На ЕГЭ по географии – можно брать калькулятор, линейку и транспортир.

На ЕГЭ по другим предметам, кроме ручки, ничего брать не нужно.

Можно ли брать с собой еду? Оказывается, нет. Вы знаете, почему ЕГЭ продолжается не 4 часа, а 3 часа и 55 минут? Потому что считается, что за 4 часа вы проголодаетесь, и вас надо будет кормить, такое правило. А 3 часа и 55 минут вы можете прожить без приема пищи. Поэтому ни бутерброд, ни пиццу, ни орешки принести не получится.

Пожалуйста, позавтракайте перед ЕГЭ дома! Только не огурцами с молоком! Много кофе тоже не нужно пить. Кофе в избыточной дозе может вызвать сонливость и в то же время является мочегонным средством.

Можно принести на ЕГЭ воду, если в аудитории, где проводится ЕГЭ, не предусмотрен кулер или бутылки с водой.

На экзамен в форме ГВЭ можно взять с собой еду.

Что еще школьники берут с собой на ЕГЭ? Да чего только не берут! Но делать этого не нужно. Однажды в новостях было сообщение, что одна девочка взяла с собой на ЕГЭ по русскому ужа. Во время экзамена уж выполз, напугал абитуриентов и наблюдающих, началась паника, уж ползал, все кричали и пытались спастись, потом приехал отряд МЧС. Пресмыкающееся погибло. Девочка объяснила свой поступок тем, что ужику было скучно одному дома. Это, конечно, креативно, но жестоко по отношению к ужу и к одноклассникам.

Инструкция: как сдать часть 2 ЕГЭ по истории

История — традиционно популярный предмет у школьников. Но одно дело — читать интересные книги о разных эпохах, и совсем другое — сдавать экзамен, где от вас требуется знание конкретных дат, имен и терминов, умение работать с историческим документом и картой, способность анализировать проблемные ситуации. Этими навыками, к сожалению, обладают далеко не все выпускники. Поэтому средние баллы ЕГЭ по истории очень невысоки. Несмотря на то, что за последние годы ситуация чуть улучшилась, больше 80 баллов в 2017 году все равно набрали чуть больше 7% выпускников, сдававших этот экзамен. Какие же общие рекомендации можно дать тем, кто планирует сдавать Единый государственный экзамен по истории и хочет сдать его как можно лучше?

Во-первых, нужно начинать готовиться заранее. История, наряду с иностранным языком, — это предмет, который требует много времени на подготовку. Одного года для блестящей сдачи экзамена может оказаться недостаточно — нужно усвоить большой объем информации, и эти даты, термины и имена должны прочно «уложиться» в голову. Все, кому приходилось писать в школе контрольные работы по истории, помнят этот эффект «проваливания», когда через неделю понимаешь, что информация, вроде бы надежно сохранившаяся в уме, куда-то делась. То же самое происходит и при подготовке к выпускному экзамену. Для того чтобы быть уверенным в прочности своих знаний, нужно пройти весь курс не по одному разу.

Во-вторых, надо пользоваться перечнем дат, имен и терминов, знание которых требуется при сдаче ЕГЭ по истории. Для этого можно воспользоваться материалом вашего школьного учебника, выписав оттуда соответствующий материал. Очень полезно обратиться к Историко-культурному стандарту, на основе которого создаются школьные учебники и составляется программа ЕГЭ. Он как раз и содержит список дат, знание которых считается важным.

В-третьих, обязательно используйте при подготовке атласы и контурные карты. В идеале, читая учебник, нужно смотреть одним глазом в текст, а другим — в атлас. Карты нужны при изучении абсолютно всех тем. Если ваше знание географии оставляет желать лучшего (попадаются одиннадцатиклассники, которые Москву или Санкт-Петербург на карте не могут сразу отыскать), то вам точно необходимы контурные карты. Не считайте, что задания по контурным картам годятся только для пятиклассников! Это важнейший метод обучения, который позволяет задействовать все три вида памяти сразу — визуальную, аудиальную и моторную.

Наконец, изучайте иллюстративный материал. Очень полезно сходить в музей или просто погулять по городу — в большинстве населенных пунктов есть архитектурные памятники, на материале которых можно изучать культуру того или иного периода. Создайте в своем компьютере базу изобразительного материала; картины, фотографии памятников архитектуры, плакаты, марки на исторические сюжеты — все пойдет в дело. Все это позволяет закрепить материал, чтобы чувствовать себя комфортно на экзамене.

И не набрасывайтесь сразу на тесты! Пока материал не выучен, от них будет мало толка. Зато, если основная информация (даты, имена, термины) прочно заняла свое место в голове, решение тестов не будет представлять особого труда.

Задание № 20

Что требуется

Необходимо ответить на три вопроса по тексту — указать время его создания (как правило, с точностью до десятилетия), привести фамилию автора или руководителя страны или монарха, во времена которого был создан данный документ, а также назвать период, к которому относится текст.

Особенности

Это относительно несложное задание. Для правильного ответа на поставленные вопросы необходимо провести атрибуцию текста, то есть найти в документе слова-маркеры, которые указывают на эпоху или даже на год.

Советы

Для того чтобы работа с текстом не застала выпускника врасплох, при подготовке лучше всего пользоваться хрестоматией и при чтении каждого документа проверять, можно ли догадаться, что это за текст, не видя его заголовка. Кроме того, при работе с терминами полезно выписывать не только их определения, но и хронологические рамки использования. К примеру, если в тексте попалось слово «рекрут», то он может относиться только к XVIII — середине XIX века (рекрутчина появилась в России при Петре I, а исчезла после введения всеобщей воинской повинности в 1874 году). А термин «Совет народных комиссаров СССР» указывает на 1923-1946 гг., так как ни до, ни после такого органа власти не существовало.

Задание № 21

Что требуется

Ответить на три вопроса по тексту.

Особенности

Несложное задание, для выполнения которого нужно лишь найти в документе соответствующую информацию. Ее можно просто переписать, а можно, раскрыв кавычки, выразить мысль своими словами. Однако во втором случае нужно быть очень внимательным: если слова автора были поняты неверно, баллов не дадут.

Советы

Опять-таки, нужно обратиться к хрестоматиям. Кроме того, издаются рабочие тетради, в которых даны отрывки из исторических документов и сформулированы вопросы, на которые нужно ответить. Здесь важно «набить руку»: если с первого раза найти нужную информацию в тексте не получается, нужно пробовать снова и снова.

Задание № 22

Что требуется

Ответить на вопрос, связанный с текстом, и привести два своих суждения (указать причины, следствия, результаты событий и т. д.).

Особенности

Нередко бывает, что задание № 22 содержит своеобразную подсказку к заданию № 20, и наоборот. Можно сразу прочитать все три задания и решать их комплексно. Только нужно быть очень внимательным при перенесении ответов на бланк.

Советы

Здесь уже потребуется системное видение ситуации. В задании проверяется, насколько выпускник понимает связь данного текста с предшествующими или последующими событиями в истории страны. Ничего сложного в этом задании нет. Можно вспомнить важные даты, относящиеся к более раннему (если в вопросе требуется назвать причины) или, наоборот, более позднему периоду (если вопрос касается последствий), и связать их с поставленным вопросом. Если причинно-следственную связь проследить не удается, стоит проверить, правильным ли был ответ на вопрос № 20.

Задание № 23

Что требуется

Проанализировать историческую проблему или ситуацию.

Особенности

Это очень интересное задание, но выполнить его непросто. Во-первых, потому, что спросить могут совершенно о чем угодно — о политике, экономике, социальном строе, культуре. Во-вторых, нужно привести не одно суждение (объяснение, характеристику или доказательство), а три — и здесь опять потребуется системное видение.

Советы

Может показаться странным, но главное, что можно здесь посоветовать, — это быть любопытным. Не нужно воспринимать учебник как догму, скучный список дат, которые нужно заучить. Читая тот или иной параграф, нужно задавать самому себе вопросы — «почему произошло это событие?», «могли ли действия монарха или полководца привести к иному результату?», «какие социальные группы могли принять участие в этих событиях?», «что позволило одержать победу?» и т. д. Это позволяет морально подготовиться к таким проблемным ситуациям. Очень полезно читать не только учебную, но и научную или хотя бы научно-популярную литературу: большинство таких проблемных заданий — это вопросы, которые были или даже остаются предметом обсуждения в исторической науке и нашли отражение в книгах. Но чтобы читать такие книги, нужно действительно интересоваться историей.

Задание № 24

Что требуется

Проанализировать историографическое суждение, подтвердив и опровергнув его двумя суждениями.

Особенности

Надо видеть проблему с двух сторон, уметь представить себя как в лагере «сторонников», так и в лагере «противников» представленной концепции.

Советы

Это самое сложное задание — даже сложнее, чем историческое сочинение. Здесь понадобится вся информация, которая была накоплена в процессе подготовки к экзамену. Важно помнить, что все аргументы должны основываться на исторических фактах, а, значит, понадобятся конкретные знания. Можно составить на черновике список событий, которые могли бы иметь отношение к поставленной проблеме, и попробовать через них доказать или опровергнуть представленную точку зрения. Нередко срабатывает «обществоведческий» подход: можно вспомнить о четырех сферах жизни общества (политической, экономической, социальной, духовной) и приводить аргументы из разных областей. Допустим, необходимо доказать и опровергнуть, что Россия в XVII веке находилась в изоляции от Европы. Поищем в политической истории факты, которые позволяют подтвердить эту точку зрения и опровергнуть ее. К примеру, интенсивность контактов между Россией и европейскими странами была гораздо ниже, чем интенсивность дипломатических контактов внутри Европы (в Россию прибывало мало посольств); но, с другой стороны, Россия заимствовала европейский военный опыт и именно в это время в составе российской армии появились полки «нового строя». Потом ищем такие же суждения в экономической, социальной и культурной истории. Однако важно помнить: все аргументы должны быть основаны на исторических фактах.

Задание № 25

Что требуется

Написать историческое сочинение.

Особенности

Подготовиться к этому заданию легче, чем к заданиям № 23 и № 24, но нужно постоянно держать в голове, что должно быть в этом историческом сочинении, за что ставят, а главное — за что снимают баллы.

Советы

Можно, конечно, заранее написать пакет эссе (с учителем, родителями, репетитором, преподавателем курсов) и просто выучить его. Но механическое заучивание не самый лучший вариант. Хотя «угадать» темы, в принципе, можно. В пакет включены три хронологических периода: один — по доимперской Руси/России, второй — по истории XVIII и начала ХХ века и третий — по советскому периоду. Можно выбрать один из этих блоков и подумать, сколько в него входит исторически значимых периодов. По XX веку, например, получается не больше 20 тем, по имперскому — немногим больше. Нужно выучить критерии — знать, что конкретно должно быть в вашем сочинении. Многие выпускники пишут методом «потока сознания» — что вспомнил, то и записал, тогда как при проверке эксперты обращают внимание на конкретные вещи. Необходимо:

  1. Назвать не менее двух событий, которые относятся к данному периоду истории.
  2. Указать не менее двух исторических личностей, деятельность которых связана с указанными событиями, и охарактеризовать их роль (требуется назвать конкретные события и указать конкретные действия каждого человека).
  3. Привести не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий, явлений или процессов этого периода.
  4. Привести оценку событий данного периода на дальнейшую историю нашей страны.

Отдельный балл ставится за корректное использование исторической терминологии, и еще до двух баллов дают за отсутствие ошибок. Тут тоже действует принцип «набить руку»: если написать несколько десятков таких сочинений, проверить их по критериям и примерно запомнить, как и что нужно писать, вас непременно ждет успех.

5 советов по подготовке к ЕГЭ, которые пригодятся даже отличникам

5 советов по подготовке к ЕГЭ, которые пригодятся даже отличникам

Универсальной формулы подготовки к ЕГЭ не существует. Как нет ни школ, ни курсов, ни репетиторов, которые гарантируют вам 100 баллов. Но повысить свои шансы на успех всё-таки можно. Онлайн-школа TutorOnline собрала универсальные советы для тех, кому предстоит сдавать ЕГЭ уже в этом году.

1. Перестать бояться

Навязчивая мысль «Что будет, если я плохо сдам ЕГЭ?» в подготовке ничуть не помогает, а наоборот. А если к ней добавится страх не поступить в какой-то конкретный вуз, потому что «иначе я ничего не добьюсь в жизни», сосредоточиться на учёбе будет совсем сложно. Поэтому не нужно зацикливаться на каком-то одном учебном заведении — ведь вы выбираете не предмет и не вуз, а сферу будущей работы. Чтобы меньше бояться завалить ЕГЭ и вступительные, нужно определить круг своих интересов и составить перечень вузов разного уровня, где готовят по подходящим специальностям. А ещё меньше боятся те, кто хорошо готовится — им просто некогда!

«Я поступил в университет в прошлом году, но школу окончил в 2016-м. В мой выпускной год я, к сожалению, не набрал достаточного количества баллов и не прошёл на факультет, который для себя выбрал. Тогда мне казалось это трагедией (или даже не маленькой, а вполне себе вселенского масштаба). Но сейчас я даже рад, что многие вещи смог переосмыслить. В 11-м классе я слишком много ленился. За год, который я провёл на подготовительных курсах, изменилось многое. Я занимался сам именно теми предметами, которые были мне нужны. Я сам выпрашивал дополнительное занятие у преподавателя, сам искал репетиторов, занимался в интернете и на различных бесплатных спецкурсах.

Всем выпускникам советую готовиться не ради того, чтобы сдать экзамен на 100 баллов, а чтобы достичь более важной цели — поступить в ВУЗ и освоить ту профессию, о которой вы мечтаете. Ну и важно, конечно, чтобы эта цель была сформулирована заранее, а не на входе в экзаменационную аудиторию».

Семён, студент 1-го курса архитектурного факультета, выпускник 2016 года

2. Разобраться в предмете до того, как начать зубрёжку

Не стоит начинать готовиться к ЕГЭ сразу с тестовых вариантов. Лучше сначала повторить базу и вспомнить основные темы. Возьмите в библиотеке учебники 5-9 классов — там материал изложен подробнее и проще.

Полезно знать, в каких темах из года в год выпускники допускают больше всего ошибок. Например, по русскому языку уже несколько лет самые «провальные» темы — это правописание «н» и «нн», пунктуация в сложных предложениях с различными видами связи, «не» и «ни» с разными частями речи, языковые средства выразительности. Самые частые ошибки в ЕГЭ по математике связаны с дробями и отрицательными числами, неправильным чтением графиков и невнимательными подсчётами. Зная это, можно уберечь себя от лишних ошибок.

Не лишним будет добавить в закладки официальный сайт ФИПИ. На этом сайте публикуют актуальные новости ЕГЭ и выкладывают демоверсии экзаменов. Там же всегда доступен открытый банк заданий, с которым можно готовиться к ЕГЭ сколько хочешь.

3. Тренировать внимание

Очень важно тренироваться вдумчиво читать вопрос и не спешить. В задании ЕГЭ могут попросить выбрать один или несколько ответов, найти ошибочный или, наоборот, верный вариант, записать ответ в определённой падежной форме. Шансы сдать экзамен хорошо будут значительно выше, если внимательно читать задания, не спешить и проверять даже те вопросы, которые на первый взгляд кажутся банальными.

Чтобы этому научиться, нужно внимательно читать задания каждый раз (а не только в особо важных случаях). В разных вариантах вам могут попадаться почти одинаковые задания, различающиеся лишь постановкой вопроса. Фиксируйте внимание на таких деталях, отмечайте для себя, как именно меняется ответ в зависимости от условия. Так вы научитесь видеть детали. В обратной ситуации, когда условие читается по диагонали и мозг фиксирует лишь общую картину, велик риск допустить ошибку и потерять баллы на самых простых вопросах.

4. Правильно выбрать помощников

Нужен ли репетитор, чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл? Когда лучше обращаться к репетитору? А за месяц уже поздно? Вопросов на тему «ЕГЭ и репетитор» очень много, потому что у каждого ученика свои предпочтения, свой уровень подготовки, свой темп и стиль работы с учебным материалом.

Есть несколько случаев, когда репетитор действительно нужен:

  • школьник собирается сдавать предмет, который придётся осваивать почти с нуля и за короткое время;
  • самостоятельная подготовка не даёт видимого прогресса;
  • нужна помощь, чтобы разработать программу подготовки;
  • есть проблемы с учителем-предметником в школе, которые сказываются на уровне понимания учебного материала;
  • есть проблемы с самодисциплиной.

5. Использовать сразу несколько стратегий подготовки

Недостаточно просто прорешивать варианты ЕГЭ, даже если делать это каждый день. Время от времени полезно, например, решать задачи олимпиадного уровеня. Во-первых, это поможет понять, что ЕГЭ — не катастрофа. Во-вторых, подобная зарядка стимулирует мозг на продуктивную работу. Готовьте когнитивные карты на сложные темы вместо традиционных конспектов. Это упражнение помогает лучше усваивать информацию, структурировать данные и находить причинно-следственные связи между научными фактами, историческими эпохами и теориями. А хотя бы один раз в 2-3 недели устраивайте собственный репетиционный экзамен — по всем правилам, с учётом времени и присутствующим в импровизированной аудитории наблюдателем (в качестве дополнительного раздражителя).

При этом важно не замыкаться в рамках своей комнаты, где кроме учебников и недоеденных бутербродов пообщаться не с кем. Занимайтесь без перерыва не больше 1,5 часов и почаще ходите на разные мероприятия, лекции, мастер-классы, занятия по профориентации, университетские субботы. Да и просто больше читайте (и не только учебники). Чтение стимулирует умственную активность, расширяет кругозор, развивает воображение, способствует формированию критического мышления. Для тех, кто хочет успешно написать сочинение, чтение и вовсе обязательное упражнение.

«При подготовке к ЕГЭ важны не отрывочные знания (пусть даже их очень много), а умение выстраивать логические связи между темами. На основе множества разрозненных понятий, формул и теорий 100 баллов точно не заработать. Своим ученикам я всегда советую постараться сохранить живой интерес к изучаемому предмету. Мой личный опыт работы с выпускниками показывает, что самых высоких результатов добиваются не те, кто зубрит больше, дольше и упорнее, а те, кому нравится предмет. Поэтому не нужно загружать террабайты кратковременной памяти данными, которые мозг воспринимает как информационный мусор».

Анастасия Сакова, учитель информатики

Ссылка на основную публикацию