Методы исследования в курсовой работе: Объект и предмет

Как определить объект и предмет исследования в курсовой работе

Прежде чем написать введение, стоит детально разобраться с тем, что такое объект и предмет курсовой работы. Важно уяснить, что это разные, но близко связанные между собой понятия, которые выбираются исходя из темы. Первый элемент ограничивает область исследований, а второй кратко передает содержание и конкретизирует проблему.

Такая часть проекта, как введение, подробно изучается преподавателем и является обязательной. И немаловажное место в ней занимают именно объект и предмет курсовой работы. Во-первых, они помогают самому студенту четко уяснить, что он должен проанализировать. Ведь в современных реалиях нет недостатка в материале, однако отобрать действительно стоящий стало проблемой. Наличие устаревшей информации в интернете, желание раскрыть как можно больше моментов может сыграть злую шутку и увести от выбранной темы.

Во-вторых, неправильно определенные объект и предмет курсовой работы введут в заблуждение и самого читателя, который будет ожидать иных выводов и не увидит их в итоге. Именно поэтому так важно очертить границы исследования, дать четкое представление о том вопросе, который будет освещен.

Если студент сможет верно расписать эти компоненты проекта, то получит готовую структуру, которую надо поступательно раскрыть. А это позволит избежать лишних затрат времени и сил.

Как же понять, что такое и как определить предмет и объект курсовой работы?

Объект курсовой работы

Без него ни одна научная работа не может считаться законченной, поэтому при подготовке проекта этому элементу важно уделить особое внимание. Ведь именно грамотное вычленение станет первым шагом к созданию ответственного и научно обоснованного труда.

Объектом курсовой работы является некая сфера науки, процесс или явление, требующие освещения. Это обширное и неконкретное понятие, которое обычно включает несколько предметов. Для упрощения понимания можно провести следующую аналогию: студенческая жизнь в целом – это и есть объект, а вот поход в кино или встреча с друзьями – это предметы.

Выделяют следующие виды:

нематериальные, включающие, например явления духовной жизни;

актуальные – это все вещи, которыми пользуется человек;

потенциальные – те, которые еще не вошли в практику и знания о которых расплывчаты.

Важно запомнить, что это нечто абстрактное и состоящее из множества элементов.

Чтобы определить данный компонент, в первую очередь проанализируйте тему и весь относящийся к ней материал. Выберите один аспект, который нужно рассмотреть, и отсеките остальные. Также определить объект исследования в курсовой работе помогут, к примеру, дисциплина, по которой она пишется, и сама тема, поскольку они зачастую очень тесно связаны.

Например, вы пишете труд по теме «Создание положительного имиджа фирмы с помощью средств коммуникативного менеджмента». Соответственно объект – имидж компании.

Предмет курсовой работы

Если под объектом понимается общая тематика проекта, то предмет исследования в курсовой работе – это его часть, которая, к примеру, раскрывает свойства или какую-то конкретную проблему в его рамках. Важно выделить определённую сторону, на которую и будет направлено изучение вопроса. Предметом курсовой работы, как правило, являются процессы или закономерности, это своего рода уточнение и конкретизация. Касаясь все той же студенческой жизни, в качестве такого элемента можно выделить:

При этом важно понимать, что это нестрого заданные понятия. Студент самостоятельно выбирает сферу для изучения, а значит, и сам формулирует все понятия. Именно четко прослеживающееся разграничение этих компонентов говорит о компетентности автора, его грамотном подходе к подготовке учебной работы.

Определить предмет можно только после того, как вы выявили объект. Нужно рассмотреть аспект с учетом целей вашего проекта. Например, если студент пишет проект по теме «Девиантное поведение подростков», то объектом, который представляет собой нечто большее, станут суицидальные наклонности детей в возрасте от 13 лет. Касаясь же предмета – того направления, в котором нужно провести анализ, следует взять, например, мотивы или причины, толкающие на суицид. Именно этот вопрос следует досконально изучить, что в последующем приведет к решению этой непростой проблемы.

Ошибки при выявлении

У многих студентов часто возникают сложности и путаница понятий. Поэтому ошибки при их вычленении очень распространены. Зная о них, вы сможете заранее подстраховаться и проявить особое внимание.

При обозначении объекта:

очень узкие границы, что не позволяет полноценно исследовать вопрос.

При выявлении предмета:

определение либо крайне широких, либо слишком узких границ;

Также часто встречается взаимозамена этих элементов введения. Сильный разрыв между понятиями, которые выделяются в разных областях, тоже приводят к нарушению целостности изложения и отсутствию системности. Возможна и тавтология, когда компоненты полностью повторяют друг друга.

Зная о подобных недочетах, вам будет легче проконтролировать работу над своим проектом и проявить максимум внимания при подготовке.

Как оформляются

Чтобы грамотно оформить эти элементы, нужно следовать следующему алгоритму:

Выбор темы, исходя из нее постановка цели. Это поможет понять, о чем и для кого вы будете писать.

Определение сферы. Это может быть психология, педагогика, экономика и т. д., что и станет объектом вашей работы.

Уточнение характеристик. Решите, какие проблемы в данной области знаний вас интересуют и какие внимательно рассматриваются обществом. Так вы вычлените предмет научного труда.

Расположение компонентов. Во введении сначала раскрывается объект исследования курсовой, а следом за ним предмет исследования с красной строки. Они выделяются жирным шрифтом 14-го кегля с полуторным интервалом. Иногда возможно выделение жирным начертанием ключевых слов.

Ознакомление с вашим проектом начинается именно с введения. Правильно сформулированные основные понятия помогут читателям настроиться на получение определенной информации и по достоинству оценить результат всего труда.

Важно проявить авторский подход к формулированию всех положений, так как это повлияет в последующем не только на уникальность курсовой, но и на оценку преподавателем. Старайтесь излагать мысли по-новому. Описание должно быть оригинальным и информативным.

Как соотносится предмет и объект исследования в курсовой работе

Разные научные дисциплины изучают различные объекты. Это могут быть человек или природа. Исходя из этого разнятся и предметы, в роли которых могут быть отличительные свойства, качества. Например, обратившись к экономическим исследованиям, в общем стоит сделать упор на науку, изучающую процессы в экономике, а в частности – на показатели темпов роста, регионы и даже отрасли. То же самое можно выделить и для других сфер.

Несмотря на подобную разницу, неизменно одно: данные понятия являются соотношением частного к целому. Понятие объекта всегда шире, это общая тематика, которая может включать в себя массу частностей. Предмет же – составная часть, то на что было обращено внимание. Однако первый компонент небезграничен, он определяет рамки исследования и не позволяет отходить от них. Научившись видеть разницу, больше не возникнет сложностей при подготовке введения.

Теоретическая база исследования

Обязательным условием любой исследовательской работы, в том числе курсовой, является теоретическая база. Что это такое и зачем она нужна?

Перед написанием любого проекта в числе обязательных этапов – плотное ознакомление со всеми информационными источниками по теме. Это позволяет точно решить, что надо анализировать. Именно такой список литературы называется теоретической базой. Ей нужно уделить максимум внимания, поскольку придется упоминать не только во введении, но и построить на ней всю теоретическую часть.

К теоретической базе можно отнести терминологию и ключевые понятия, различные принципы и подходы к изучению темы. В курсовой, в отличие от более серьезных материалов, можно просто указать на труды отечественных и зарубежных ученых, которые соответствуют выбранной теме. Однако важно выразить согласие с данными трудами, отметить их использование в качестве обоснования для своего исследования.

Для получения положительной оценки крайне важно продемонстрировать компетентность, готовность вдумчиво изучать литературу, уверенность в своих силах и желание. Умение выбирать из множества источников оптимальные также высоко ценится преподавателями.

Как подобрать литературу для теоретической базы

Подбирать библиографическую основу для любых по объему исследований студенты чаще всего должны самостоятельно. Обязательным является работа с учебниками, периодикой, а также статистическими сборниками и нормативно-правовой литературой.

Все источники должны быть актуальными и морально не устаревшими, лучше использовать публикации последнего десятилетия. Интернет-ресурсы также учитываются и требуют обязательной ссылки на них, а обращение к ним говорит о том, что вопрос изучался всесторонне и серьезно. Поэтому ваш список литературы в конце курсовой должен быть:

При этом условии у комиссии будет четкое представление об уровне изученности проблемы и вашем ответственном подходе.

Примеры предметов и объектов исследования

Чтобы закрепить понятия, ниже можно ознакомиться с примерами для различных дисциплин.

Курсовая по психологии:

Объектом исследования являются дети младшего школьного в возрасте 7–8 лет.

Предмет – сенсорные и интеллектуальные способности детей в этом возрасте: внимание, память и мышление.

Проект по экономике:

Объект – персонал фирмы.
Предмет – методы стимулирования деятельности персонала организации.

Исследование по философии:

Объект – философские идеи в работах Ф.М. Достоевского и А. Камю.
Предмет – связи и параллели в идеях Ф.М. Достоевского и А. Камю.

Для наглядности далее представлены варианты оформления данных понятий во введении к курсовой.

Пример 1.

Пример 2.

Объект и предмет курсовой работы – примеры

Как определить предмет и объект курсовой работы.

В каждой курсовой работе введение содержит определение объекта, а также предмета изыскания. Первый предусматривает область исследования, тогда как второй передает краткое содержание проделанной работы. Тем самым происходит конкретизация проблемы, которую рассматривает автор. Правильная организация подготовки к написанию и раскрытию темы зависит от корректной формулировки данных пунктов.

Объект в курсовой представляет собой определенный процесс или конкретное явление действительности, которые изучаются в рамках отдельно взятой темы. Она не должна выходить за поле научной дисциплины.

Каждый объект может содержать в себе несколько предметов. От учащегося требуется определить актуальную проблему, после чего детально рассмотреть ее, оставляя при этом в стороне другие составляющие и стороны объекта.

Предметом в курсовой работе называются значимые с теоретической и практической точки зрения факторы, качества объекта и его особенности, которые анализируются в соответствии со спецификой и тематикой научной отрасли.

К примеру, в медицине объектом может выступать человек, а его предметом — опорно-двигательный аппарат, либо любая другая система.

Читайте также:  В каких случаях оставляют на второй год

В курсовой объекты и предметы исследования всегда имеют соотношение, как общее к частному. Каждый объект научного исследования предусматривает огромное количество предметов.

Если фонетическая система английского языка выступает объектом, то в качестве предмета рассматриваются дифтонгли, диалектные вариации звукового произношения, согласные и гласные звуки, прочее.

Каждый студент должен правильно определить предмет своей курсовой работы. Таким образом, ему удастся сузить круг поиска необходимого материала. Занимаясь подбором базовой литературы, учащемуся не придется читать тонну книг и просматривать тысячи тематических сайтов. Куда быстрее и проще искать источники по конкретному вопросу.

Как самостоятельно определить объект и предмет

Зачастую, объект исследования указывается в теме курсовой работы. Тогда как из него и определенных целей вытекает предмет. Если объект изначально будет слишком размытым, а предмет чрезмерно обширным, произойдет нарушение логической цепочки взаимосвязей, из-за чего учащемуся не удастся полноценно раскрыть тему курсовой.

Куда более эффективно подходить к формулировке продвигаясь от конкретизации к подробной детализации рассматриваемой проблемы.

Небольшая хитрость: нередко предмет исследования в курсовой работе является повторение темы, либо отделение от нее наиболее важной информации.

Для более простого определения предмета и объекта исследования, рассмотрим примеры этих формулировок. Все они касаются исследовательских работ учащихся.

Объектом исследования являются чипсы.

Предмет исследования — влияние чипсов на здоровье человека .

Объект — два гепарда , привезенные в зоопарк из Африки.

Предмет — адаптация и поведение гепардов в условиях зоопарка .

Объект — стерилизованные яблочные соки в упаковке , прошедшие тщательную фильтрацию.

Предмет — состав меди и железа в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках .

Объект — микроклимат в учебных заведениях .

Предмет исследования — условия микроклимата в кабинетах учебного заведения.

Объект — педагогический школьный коллектив .

Предмет — анализ одной из ее характеристик (это может быть образовательный уровень, структура, состав по возрасту, количество человек в коллективе, структура и т. д.).

Подбирая предмет исследования, важно помнить про актуальность и научную новизну. Лучше всего рассматривать малоизученные или вовсе неизученные аспекты.

В курсовой работе необходимо предельно точно указывать цель и предмет, чтобы рецензенты, а также все заинтересованные читатели смоли правильно составить представление о содержании работы и вопросах, которые в ней рассматриваются. Потому как название курсовой далеко не всегда определяет суть исследования.

Какие бывают методы исследования в курсовой работе

Методы исследования курсовой – это способы, определенные техники или средства, с помощью которых решались поставленные задачи и в результате были достигнуты заявленные цели. Несмотря на все разнообразие и наличие узкоспециализированных приемов, методики проведения научных изысканий делятся на две большие группы: теоретические и практические, или эмпирические.

Какие бывают методы исследования в курсовой

Теоретические

Служат для осмысления и обработки эмпирических материалов с помощью логических операций и умозаключений.

Аргументированное присвоение атрибутов одного объекта другому на основании сходства их признаков. Существует в двух формах:

  • ассоциативная – может объединять весьма далекие по природе явления и предметы;
  • логическая – вероятностные выводы о подобии рассматриваемых единиц делаются, исходя из явлений, наблюдаемых при их параллельном изучении.

Без аналогии невозможно идеальное и материальное моделирование.

АнализМатериальное или умозрительное деление объекта, процесса, предмета, явления на составные части в целях изучения их особенностей и свойств. Для ознакомления с комплексными эволюционирующими системами используется исторический анализ.
СинтезПроцедура, обратная анализу и органически связанная с ним. Заключается в соединении данных, полученных в ходе предшествующего рассмотрения отдельных элементов, в единое целое.
КлассификацияРаспределение информации на основе сравнения. Простой, но эффективный способ структурирования подходит абсолютно для всех курсовых работ.
АбстрагированиеОтвлечение от второстепенных признаков для конкретизации интересующих свойства изучаемого предмета. Часто применяется в гуманитарной отрасли: в философии, филологии, педагогике, литературоведении, психологии и других науках – чтобы выявить ключевые закономерности, скрытые под наслоением несущественных деталей.
Аналогия
ИндукцияПостроение выводов на базе обобщения отдельных фактов.
ДедукцияПереход от общего к частному.
ОбобщениеВыявление общих свойств и признаков исследуемых феноменов, по которым они объединяются в группы, классы и т. д.
ИдеализацияПодвид абстрагирования, при котором мысленно создаются понятия о не существующих в действительности, но имеющих реальные прообразы объектах. Часто используется как метод исследования в курсовой работе по естественным и общественным наукам.
ФормализацияРаскрытие сущности процессов через математические модели, формулы. Краеугольный камень алгоритмизации, программирования. Широко применяется в лингвистике, точных дисциплинах, логике.
Аксиоматическое построениеУтверждения вытекают из принятых за исходную точку рассуждения постулатов, не требующих доказательств.
Восхождение от абстрактного к конкретномуТеоретическое раскрытие сущности изучаемого объекта через движение от первоначальных определений его важных сторон к составлению целостной картины их взаимодействия.
ПрогнозированиеСложная методика, которую чаще задействуют при написании дипломов. Представляет собой цепочку логических и математических операций, предпринимаемых с целью получить конкретные результаты для формирования разнообразных прогнозов – от предвидения демографических кризисов в социологии до планирования прибыли предприятий в экономике.

Теоретические методы применяются для обобщения и систематизации информации, поэтому характерны для первой части курсовой работы.

Практические

Предполагают получение знаний опытно-прикладным путем.

Считается простейшим методом, элементом других практических приемов. Это основа дальнейших практических или теоретических действий. Опирается на восприятие органами чувств предметной деятельности и приводит к результатам, не зависящим от воли наблюдателя. Может быть:

  • прямым (визуальным) – информацию собирают без использования специальной техники;

косвенным – данные получают вручную с помощью приборов и в автоматическом режиме регистрирующей аппаратурой.

Разновидность эксперимента. Строится на работе с искусственно созданными имитациями реальных объектов, оперирование с которыми в действительности сопряжено со значительными трудностями или вообще невозможно. Материальные модели могут быть подобны оригиналу:

  • геометрически (муляжи, макеты);
  • графически (чертежи, схемы);
  • математически;
  • физически.

Моделирование – это также воспроизведение фрагмента действительности (ситуации, процесса и т. д.).

Интервью

СравнениеУстанавливает сходства и различия, определяет общее и специфическое, выявляет изменения, тенденции и закономерности. Первый уровень любого аналитического исследования.
Наблюдение
ИзмерениеОпределяет выраженное в общепринятых единицах численное значение изучаемой величины в сопоставлении с эталоном.
ОписаниеБазируется на результатах наблюдения (качественное) и измерения (количественное) и может квалифицироваться как их завершающая фаза. Собранная информация излагается языком научных понятий, схем, графиков, цифровых данных, которые затем приводятся в курсовой работе.
ЭкспериментПо сути, частный случай наблюдения. Предусматривает опытное изучение предметов и явлений в естественной или преднамеренно созданной среде. Может проводиться непосредственно с исследуемым объектом или с его моделью и предоставляет возможность отследить их свойства в экстремальных условиях. Обязательное свойство достоверного опыта – повторяемость.
Материальное моделирование
Широко применяются в курсовых работах по социально-гуманитарным дисциплинам. Заключаются в сборе устной или письменной информации от собеседников или респондентов.

Эмпирические методы служат для накопления данных об исследуемых объектах, поэтому задействуются в практической части курсовой работы.

Деление методов исследования курсовой на эмпирические и теоретические достаточно условно, поскольку многие приемы относятся к универсальным научным способам работы с исследуемыми объектами, например, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, обобщение, моделирование.

Как оформить методы исследования в курсовой

Выбор определенного метода зависит от темы проекта, его целей и задач. Приемы должны соответствовать содержанию этапов исследования и способствовать получению максимально точных результатов на каждом из них.

Методы исследования указываются во введении к курсовой. Расшифровывать каждый и прописывать его классификационную принадлежность не требуется, достаточно простого перечисления. Лишние писать не стоит: преподаватель может поинтересоваться, где именно и зачем они применялись, а вот специфические для сферы изыскания обозначить надо.

Образец оформления

Пример № 1. История.

Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных событиям в истории города; изучение архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервьюирование ветеранов Великой Отечественной войны.

Пример № 2. Право.

Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-правовое прогнозирование.

Пример № 3. Психология.

Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, проективный метод (по Л. Франку), квантификация. Психодиагностические профессиональные методики диагностики эмоционального выгорания личности по В. В. Бойко, «Миссисипская шкала ПТСР».

Предмет и объект исследования в курсовой работе

Курсовая работа – это важный этап в обучении специалистов колледжей и ВУЗов, в ходе которого студент исследует заданную тему и пересказывает на бумаге полученную информацию и практические знания. В ходе составления введения курсовой важно определить объект и предмет работы. Предмет исследования в курсовой работе это неотъемлемая часть курсовой, ровно, как и объект, осталось только разобраться в понятиях детально.

Понятие об объекте работы

Давайте разберемся, что такое объект курсовой работы. Чтобы понимать сущность такого термина, стоит привести простой пример из жизни. Объектом может считаться студенческая жизнь учащегося – это и ВУЗ, в который он ходит, и посещение кафе и мест развлечений, отдых и домашние дела.

И даже если студент изменит город проживания, место обучения, станет посещать другие кафе, реальным объектом будет все тот же образ жизни. Отсюда можно сделать выводы касательно того, что такое объект курсовой работы:

  • объект – это абстрактное понятие;
  • в понятие «объект» вписывается огромный комплекс процессов и предметов;
  • объект курсовой – это все то, что студент собирается изучать без конкретики, а в целом.

Объект исследования в курсовой работе – это отдельный процесс в действительности или явление, которые изучаются в рамках заданной тематики в поле одной дисциплины. Объект чаще всего содержит в себе сразу несколько предметов, а задачей студента будет выявление актуальной проблемы, подробное ее рассмотрение.

Понятие о предмете работы

Предмет курсовой – это сфера науки, которую затрагивает работа, а именно конкретный путь изучения темы без лишних действий и информации. Если объектом курсовой считается тема исследования и все то, что студент будет описывать и рассматривать в написании курсовой, то предметом является более конкретное понятие. Объект – это то, что планируется изучать, а предмет – часть исследования. Чтобы понимать, как выделить предмет, возьмем пример жизни студента. Предметом студенческой жизни может считаться:

  • учеба в ВУЗе;
  • работа;
  • питание в кафетерии;
  • развлечение в заведениях;
  • домашние хлопоты.

Исходя из этого, можно понимать, как определить предмет и объект в любом деле, кроме курсовой работы. Объект – это кусочек жизни студента, очерченный границами и рамками какой-то тематики, предмет – это любая часть объекта. Отсюда можно сделать вывод, что определение объекта – самый сложный этап, если студент не очертит рамки объекта, впоследствии могут возникнуть трудности с формулировкой предмета.

Как связаны понятия объекта и предмета с темой курсовой работы?

Тема курсовой – это то, что является больше объектом работы, а вот методы изучения, практические и теоретические аспекты, свойства и особенности объекта, все это относится к предмету работы. Исходя из этого, можно сказать однозначно, что объект всегда шире и глобальнее, чем предмет курсовой, предмет или несколько предметов будут составляющими звеньями объекта.

В начале написания курсовой работы студенту нужно определить объект работы, без которого невозможно будет вычленить предметы. Если же студент выявит неправильный предмет курсовой, он рискует запутаться в исследовании и сойти с верного пути. Правильно обозначенный объект и предмет курсовой покажет читателю, о чем будет говориться в курсовой работе, есть ли смысл в ее чтение, получит ли он важные данные по итогу.

Объектом курсовой будет все то, что студент будет изучать в ходе ее написания. Предметом будет выступать предлог, чтобы начать исследование, а также обозначение тех проблемных мест и недостатков, которые будут развязаны и устранены в тексте. Определить эти два понятия можно при помощи следующей схемы, где показаны вопросы, на которые отвечает объект и предмет:

Способы, которые помогают определить предмет курсовой работы

Объект исследования в дипломе, реферате, курсовой, как правило, уже определен преподавателем – это заданная тема работы по конкретной дисциплине. То есть студенту не приходиться формулировать объект своего исследования, если только объект не выглядит слишком размыто. Схематически курсовая работа будет выглядеть следующим образом:Чтобы правильно сформулировать предмет своего исследования, можно придерживаться 3 способов:

  1. Прямое цитирование из тематики курсовой:

  1. Детализация тематики курсовой:

  1. Выведение ключевых моментов из тематики курсовой:

Нередко предметом ученической работы может быть повторение объекта, а также отделение какой-либо его части. Прежде чем приступать к курсовой работе, студенту нужно оговорить объект и предмет со своим преподавателем и только после его одобрения писать основную часть.

Примеры объектов и предметов в реальных курсовых работах

Чтобы понимать, каким образом формулируется объект и предмет курсовой работы студента, можно просмотреть наглядно несколько примеров уже готовых работ, где верно указаны эти два пункта.

Курсовая работа не тему «Система образования в России». Для такой обширной темы объектом могут стать «Общеобразовательные школы России», а предметом «обозначение и анализ методик обучения учеников в общеобразовательных школах России». Предметом может стать также «анализ показателей успеваемости в разных школах страны» и др.

Курсовая работа на тему «Персонал предприятия». Для такой темы объектом исследования может стать «Персонал промышленного производства», а предметом «Методы стимулирования и технологические особенности организации персонала на промышленном производстве».

Курсовая работа на тему «Творчество Сергея Есенина». Для литературной тематики объектом может стать «Лучшие стихотворные произведения Есенина», а предметом «оценка степени популярности стихотворений Есенина за годы жизни с 30 до 50 лет».

Курсовая работа на тему «Электронная почта». Для программиста объектом такой работы может стать «Принципы работы электронного ящика», а предметом «особенности технологического развития и анализ популярности электронного ящика».

Курсовая работа на тему «Средства массовой информации. Для подобной статьи объектом может быть «Средства массовой информации в политике государства», а предметом «изучение и оценка степени влияния СМИ на политические взгляды населения страны».

Если у студента есть сложности с определением объекта и предмета курсовой по заданной тематике, можно обратиться за помощью к специалистам или найти в интернете похожие темы готовых работ в качестве шаблона.

Что получает студент, если научится правильно формулировать эти понятия? Как это отразится на результате работы?

Определение объекта и предмета исследования дипломной или курсовой работы в первую очередь облегчают студенту задачу написания нужного текста без лишних фактов, действий и аспектов. Кроме того преподаватель с первых страниц работы сразу поймет, насколько студент может выделять ключевые проблемы в теме и суть проблемы, не отвлекаясь на посторонние факторы.

Если будет неправильно выявлен объект работы, соответственно, и предметы будут ненужными и малоинформативными. В результате курсовая работа не приведет к тому, что студент получит нужные знания и хорошую отметку за работу. Объект и предмет – это почва, на которой держится весь рабочий процесс. Эти два пункта отображаются в самом начале курсовой, что помогает рецензентам и читателям составить верное положительное представление о дальнейшем содержании.

Куратор курсовой работы должен помогать?

Обычно, чтобы не затруднять научное исследование студентов, кураторы по курсовым работам и преподаватели ВУЗов помогают не только с определением темы курсовой, но и с формулировкой ее объекта и предмета. Вообще в обязанности куратора по курсовой работе входят:

  • определение темы;
  • постановка круга вопросов по изучению темы;
  • формулировка объекта и предмета курсовой;
  • наметка плана работы;
  • консультация студента в ходе курсовой;
  • проверка и рецензия курсовой работы.

Таким образом, удается сэкономить время не только на написании курсовой студентом, но и на проверке работы самим преподавателем. Важно также, чтобы объект и предмет курсовой соответствовали принципам актуальности и новизны научного исследования. Если подобранные варианты уже много раз публиковались и изучались, есть смысл рассмотреть другие варианты.

Виды методов исследования в курсовой работе с примерами

Виды методов исследования в курсовой работе с примерами

Инструменты научных исследований

На протяжении всей учёбы студенты пишут несколько курсовых работ. Количество научных проектов зависит от выбранной специальности, программы обучения и самого образовательного учреждения. Исследования могут проводиться по разным предметам, но пишутся они по одному принципу.

Раскрыть тему помогает методология. Написание курсовой работы подразумевает использование способов и техник, которые необходимы для научных исследований. Отмечают их во введении к проекту.

Метод — это специальный инструмент, с помощью которого получают, обрабатывают и фиксируют информацию, нужную для данной научной работы. Общенаучные способы едины для всех дисциплин. Для конкретной области также характерны частнонаучные способы. Они применяются конкретно для неё.

Методы для исследовательских проектов бывают двух видов:

  • теоретические;
  • практические (или эмпирические).

Эти приёмы могут использоваться и в других видах научной деятельности. Для некоторых проектов применяется только одна группа техник.

Методы исследования в реферате не включают практическую часть, поскольку работа строится на основе уже имеющегося материала и не требует от студента его мнения о проделанном труде.

С помощью теоретических и эмпирических способов удаётся решить поставленные задачи курсовой работы и достигнуть заявленных целей. Но для начала необходимо узнать подробнее об инструментах научных исследований. Не следует выбирать технику наугад. Она должна быть обоснована для конкретной работы.

Теоретические способы

К таким приёмам относятся общие техники научного познания. Они представляют собой логико-познавательный аппарат, который используется наукой ещё с античных времён.

Теоретические методы написания курсовой работы:

  • Абстрагирование. При этом способе конкретизируется отдельное свойство объекта или предмета, который изучается в рамках проекта. Другие характеристики и свойства исключаются. Абстрагирование применяется в гуманитарных науках.
  • Аналогия. К исследуемому предмету подбирают подобный ему по характеристикам и свойствам объект. На основе знаний о рассматриваемых аспектах делаются выводы. Такой приём эффективен, но не даёт стопроцентного результата. Аналогию применяют, когда исследуемый объект сложно изучать непосредственно.
  • Классификация. Самый простой, но эффективный способ применяется в исследовательской деятельности. Его суть заключается в разделении и структуризации объектов на группы по сходным признакам, например, по хронологии, стилю, геополитической принадлежности и т. д. В курсовой может использоваться любая классификация, которая кажется самой точной и удобной.
  • Обобщение. Метод используется, когда необходимо объединить несколько объектов и предметов в более крупную группу по сходным признакам, чтобы выявить общие особенности.
  • Сравнительный анализ. Теоретический способ исследования заключается в сопоставлении двух или более предметов, между которыми выявляют сходства и различия. Анализ применяют, если необходимо сравнить стили художников, характеристики товаров, методы управления.
  • Синтез. Этот способ группирует выявленные свойства и характеристики предмета в единое целое. Синтез применяется в сочетании с анализированием.

С помощью анализа литературы делают выводы по тем или иным изученным аспектам.

Этот приём помогает определить, какие труды принесли дополнительные знания, а какие ещё следует изучить. Чем больше имеется работ на конкретную тему, тем более исследованным считают предмет или явление. Такой же принцип предполагает метод изучения документации и архивов.

Практические средства

Эмпирические методы применяют в экспериментальной части исследовательской деятельности. Они исследуют практику и её результаты. На основании полученной информации и теоретических средств делают умозаключения.

Известные практические способы:

  • Эксперимент. Самый действенный приём выступает главной составляющей для серьёзной научной деятельности. С его помощью исследователь вмешивается в настоящие условия действия и возникновения явлений. Главные принципы эксперимента — повторяемость и доказательность. Для опытов создают определённые условия. Этот метод наглядно демонстрирует и открывает то или иное свойство предмета. Действия во время проводимого эксперимента должны иметь возможность повторяться.
  • Наблюдение. Это средство применяется при любом научном познании и выступает ключевым исследовательским методом. Наблюдателю необходимо смотреть за нужным объектом и фиксировать все важные для работы нюансы.
  • Измерение. С помощью этого метода фиксируются любые физические параметры объекта (длина, ширина, вес, рост, объём). Полученные результаты выражаются в численных показателях и единицах измерения.
  • Моделирование. Модель представляет собой уменьшенную и структурированную копию или имитацию изучаемого объекта. Предметное моделирование предполагает исследование отдельной части аспекта. При знаковом способе используются чертежи, схемы, формулы. Третий вид заключается в мысленных процессах или операциях, проводимых на компьютере.
  • Интервью. Сущность метода — личный разговор с человеком, который может донести нужную информацию. Индивидуум может выступать объектом исследования. Интервью отличается регламентированным характером. Во время разговора человек отвечает на вопросы. Интервьюер заранее их формулирует, чтобы без задержек получать необходимые ответы.
  • Беседа. Приём напоминает интервью, но он обладает более непринуждённым характером. Во время беседы интервьюер может задавать спонтанные вопросы и озвучивать своё мнение.
  • Анкетирование, опросы. Методы охватывают большую группу людей. Оба способа включают заранее составленные вопросы, которые иногда задаются с несколькими готовыми вариантами ответов. Но есть между этими методами и отличия. Анкетирование для респондентов проводится только в письменной или компьютерной версии, а опрос может быть и в устной форме.

Существует ещё один практический метод — описание. Способ напоминает наблюдение, однако при нём фиксируются не только явления и поведение наблюдаемых объектов, но и их внешние признаки.

Варианты использования методологии

При выборе приёмов исследования необходимо отталкиваться от темы научного проекта, а также его целей и задач. Теоретические и практические средства должны соответствовать содержанию исследовательской работы. Расшифровывать и прописывать классификационную принадлежность методов не требуется. Также не надо приписывать лишние приёмы, поскольку преподаватель может поинтересоваться, зачем и где они использовались.

Примеры методов исследования в курсовой работе:

  • Педагогика. В курсовом проекте был использован анализ теоретической базы, классификация, аналогия и обобщение полученных результатов. Практическая часть включала методы наблюдения, описания и опроса.
  • Психология. Главными методами этой работы были классификация и сравнительный анализ. Для практической части использовались способы наблюдения, анкетирования, опроса и анализа полученной информации.
  • Юриспруденция. Методологическая основа курсовой работы включает: анализ, аналогию, классификацию и обобщение полученных данных. Частнонаучная методология состоит из сравнительно-правового и технико-юридического метода, а также нормативно-правового анализа.
  • Лингвистика. Методологическая база включает сравнительно-языковой и сравнительный анализ, классификацию, синтез научных концепций и гипотезу.
  • История. Для раскрытия темы этой работы использовались методы сравнительно-исторического анализа, изучения архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервью ветеранов Великой Отечественной войны и обобщения.
  • Экономика и финансы. В курсовом исследовании использовались следующие методы: анализ, синтез и классификация полученной информации, библиографический анализ и экономические расчёты.
  • Математические дисциплины. Методологическая основа научного проекта включает классификацию, сравнение, синтез, обобщение, математическое моделирование, функциональный анализ и методику дифференциальных уравнений.
  • Информационные технологии. Для курсового проекта применялись научный анализ, классификация, сравнение, обобщение и дедукция. Из специальных методов использовались компьютерное моделирование, системный анализ и информационно-аналитические технологии.

Другие примеры методологии в курсовой работе можно найти в готовых статьях в интернете.

Максимально точные результаты можно получить только с правильно подобранными методами. Они должны соответствовать объекту и предмету исследования, задачам и собранным данным. А также необходимо, чтобы используемые приёмы были научно обоснованными и взаимосвязанными друг с другом. Когда методы соответствуют логике рассмотрения, они дают новые и надёжные результаты для научного исследования.

Чем отличается объект от предмета в студенческой работе

В каждой научной студенческой работе, помимо актуальности, гипотезы исследования, цели и задач необходимо выделить объект и предмет научного исследования. Часто от того, насколько правильно определены эти понятия, зависит заключение аттестационной комиссии и конечная оценка. Студенту необходимо грамотно и четко сформулировать в своем научном проекте (будь то реферат, курсовая или дипломная работа) объект и предмет исследования и правильно описать их во введении. Что представляет собой каждое понятие, как правильно их выделить рассмотрим ниже.

Объект исследования — определенное научное знание, которое планируется изучаться. Это своего рода проблема, которая выбирается для проведения исследований.
Если вы защищаете диплом, объектом исследования является отдельное лицо, социальный слой, социальный институт, а также духовная жизнь, которая имеет отношение к отдельным вовлеченным личностям, или разным группам населения в мире.

Предмет исследования — это определенный спектр понятий связанных с объектом, отдельная сторона, которая напрямую зависит от профессии.
К этому пункту предъявляются требования по четкому отделению от объекта и демонстрации присущих ему индивидуальных черт. Предмет курсовой или дипломной работы должен быть значимым и актуальным, даже если объект в целом особого интереса не представляет.

Субъект в научной работе. Часто в дипломной работе субъектом изучения называется тот же предмет. Это формальность, которая зависит от методических требований того или иного ВУЗа. Субъект часто связан с ответами на вопросы, которые требуется раскрыть в теме работы и ее проблемами.

Основное отличие объекта от предмета

Чтобы правильно выбрать объект и предмет в магистерской или дипломной работе нужно знать следующее:

  • Объект – факт или явление, которое выдвинуто на рассмотрение и изучение.
  • Предмет – действия, которые необходимо выполнить, чтобы изучить объект.

Объект — определенная проблема, которую решает предмет в заданном направлении. Именно объект — более широкое понятие. Если это определенная область деятельности, то предметом является один из ее процессов.

Не понятно? Рассмотрим примеры:

  • Объектом в исследовании являются школьники средних классов, предметом будут выступать особенности поведения этой категории лиц.
  • Объект — компания ООО «Долина», производящая строительные материалы, предметом может стать финансовая деятельность этой организации.
  • Если требуется написать курсовую работу на тему связанную с образованием, объект — общеобразовательные школы, в качестве предмета могут служить методы обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях или предметом может быть определение успеваемости.

Примеры выделения объекта и предмета исследования

Анализируем темуВыбираем объект исследованияВыделаем предмет исследования
Реферат связан со СМИСредства массовой информации и культураОсобенности влияния СМИ на уровень культурного развития населения
Для темы, связанной с развитием дошкольниковДетские сады, как фактор, влияющий на развитиеВлияние детских садов на детей дошкольного возраста
«Персонал компании»Персонал строительной организацииЭффективные способы мотивирования и особенности организации сотрудников строительной компании.
В курсовой работе на тему «Женщина в культе ислама»Процесс становления культа исламаЖенщины в процессе становления и развития культа ислама
Если работа изучает методы увеличения доходов организацииОпределенное предприятие или особенности расширения организаций строительного типаВыявление событий, ведущих к получению увеличенных доходов в определенных организациях строительного типа
В дипломной работе по праву «Похищение человека»Сформулируем объект исследования как общественные отношения, возникающие в связи с совершением актов похищения человекаПредметом выделим уголовно-правовых нормы, устанавливающие ответственность за похищение человека
Оценка и повышение конкурентоспособности предприятияСамо предприятиеКонкурентоспособность предприятия
Договор купли-продажи недвижимого имуществаОтношения, которые складываются между людьми в процессе купли-продажи недвижимого имуществаНормы законодательства в области гос. регистрации прав на недвижимое имущество
Библиотеки как главная база непрерывного образованияОбразовательная среда библиотеки общеобразовательного учрежденияДеятельность школьной библиотеки по образованию информационной среды общеобразовательного учреждения

Рассмотренные понятия должны присутствовать в любой студенческой работе. При этом объект — более широкий спектр для изучения, а предмет — его уточненная проблема.

Ссылка на основную публикацию