Как писать эссе по обществознанию ЕГЭ 2020: правила с примерами и шаблонами, клише

Клише для эссе по обществознанию

Приводим сборник главных фраз-клише, которые могут помочь вам правильно написать эссе по обществознанию.

1. Фразы-клише для формулирования понимания высказывания, проблемы и их актуальность

  1. В своем высказывании автор имел в виду, что …
  2. Автор хотел донести до нас мысль о том, что…
  3. Смысл данного высказывания состоит в том, что …
  4. Автор обращает наше внимание на то, что… мысль автора состоит в том, что …
  5. Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что…
  6. Данная проблема (темы) является актуальной в условиях.
  • . глобализации общественных отношений;
  • . формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • . обострения глобальных проблем современности;
  • . особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • . развития международной интеграции;
  • . современной рыночной экономики;
  • . развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • . жёсткой дифференциации общества;
  • . открытой социальной структуры современного общества;
  • . формирования правового государства;
  • . преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • . диалога культур;
  • . необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

2. Фразы-клише для формулировки собственной позиции:

  1. «Я согласен с автором в том, что. »
  2. «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания. »
  3. «Автор был прав, утверждая, что. »
  4. «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своём высказывании картину современной России (современного
  5. общества. ситуацию, сложившуюся в обществе. одну из проблем современности)»
  6. «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что. »
  7. «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу. но с . не могу согласиться»

3. Многоаспектность анализа высказывания (фразы-клише):

  1. Высказывание можно анализировать с разных сторон…
  2. Рассмотрим высказывание в разных аспектах…
  3. В содержании высказывания можно увидеть два аспекта…
  4. Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…
  5. Стоит отметить, что…

4. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень. Фразы-клише:

  • Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…
  • Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
  • В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…
  • Данное высказывание имеет глубокое теоретической обоснование…
  • Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…
  • В курсе обществознания (экономики, социологии…) …

2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:

  1. использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;
  2. обращение к личному опыту.

Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.

  • Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…
  • Обратимся к примерам из истории…
  • Что говорят нам факты общественной жизни…
  • Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысль автора…
  • Подтверждение мысли автора мы встречаем на каждом шагу…
  • Множество примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора…
  • Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…
  • Мой личный опыт (опыт моих родителей, одноклассников…) говорит об обратном…

Структура эссе по обществознанию 2020 года

ЕГЭ по обществознанию обещает стать одним из самых популярных экзаменов по выбору в 2020 году, а это значит, что выпускникам стоит больше узнать о том, каким будет испытание в новом году, какой должна быть структура эссе (задание №), а также на что стоит обратить особе снимание в ходе подготовки.

Более подробно о том, какие ВУЗы России требуют наличие сертификата по обществознанию, а также каким будет регламент экзамена в новом сезоне, читайте в статье «ЕГЭ по обществознанию в 2020 году».

В данной статье мы подробно рассмотрим вопросы, касающиеся написания эссе.

Задание № 29

Напомним, что всего в КИМе по обществу 29 заданий – 20 с кратким ответом, 8 с развернутым и эссе (мини-сочинение с элементами рассуждения на заданную тему).

В демонстрационном варианте 2020 года предложена такая формулировка задания:

Обратите внимание, в качестве обществоведческих знаний, на которые необходимо опираться, раскрывая выбранную тему, рекомендовано использовать:

  • реальные события из общественной жизни;
  • литературные и исторические примеры;
  • ситуации из кинофильмов и театральных постановок;
  • личный опыт.

Само задание относится к разряду альтернативных. Это значит, что экзаменуемым предоставляется право выбора. В данном конкретном случае – право выбора темы для мини-сочинения. В задании предложено 5 высказываний, по одному на каждый тематический блок:

  • философия;
  • экономика;
  • социология;
  • политология;
  • правоведение.

В спецификациях рекомендовано выделить для написания мини-сочинения 30-45 минут из 235, отведенных для выполнения всех 29 заданий ЕГЭ по обществознанию. Но, педагоги рекомендуют увеличить время на написание эссе и ориентироваться примерно на 60-90 минут. Так на тестовую часть останется чуть мене 3-х часов, что более чем достаточно.

Еще один совет репетиторов – начните с мини-сочинения. Первые 60 минут мозг работает максимально эффективно, и эссе будет писать легче, чем после 3-х часов пребывания в душном учебном классе.

Оценивание эссе

За правильно выполненное 29-е задание можно получить 6 баллов, что составляет 9% от максимального первичного балла (в 2020 году это 65).

Вторую часть экзаменационной работы по обществознанию оценивают эксперты, поэтому очень важно писать разборчиво.

ФИПИ установил такие критерии для проверки эссе:

Раскрытие смысла высказывания

Теоретическое содержание (объяснение ключевых понятий)

Теоретическое содержание (логичность рассуждений и выводов)

Качество и актуальность приводимых фактов (примеров)

Обратите внимание, что за задание №29 в целом будут выставлены нули, если не раскрыт смысл высказывания, а по критерию К-3 автоматически поставят «0», если отсутствует объяснение ключевых понятий и в ноль баллов оценивается второй критерий К-2.

Также стоит обратить внимание на рекомендуемый объем текста – примерно 150-450 слов. В идеале ваше эссе по объему должно быть приближено к 350 словам, что при среднестатистическом размере прописных букв составляет приблизительно 2-3 листа.

Тех, кто переживает за грамотность сочинения, хотим успокоить – орфографические ошибки не влияют на оценку за эссе по обществознанию. Исключение составляют ошибки, допущенные в написании терминов и понятий.

Результаты проверки заданий 2-й части можно обжаловать. Конечно, если вы уверены в своей правоте и готовы отстаивать свое мнение перед экспертной комиссией по рассмотрению апелляций.

Как писать эссе

Поскольку темы, которые будут предложены экзаменуемым на ЕГЭ в 2020 году заранее не разглашаются, на этапе подготовки ориентироваться можно на самые актуальные направления, определенные для каждого из 5 блоков.

В 2020 году структура эссе по обществознанию не изменится. Мини-сочинение должно включать такие блоки:

  • основная цитата;
  • затрагиваемая проблема;
  • суть высказывания;
  • взгляд самого экзаменуемого на проблему;
  • аргументация мнения;
  • примеры;
  • вывод.

Наряду с тем, какой должна быть структура эссе по обществознанию, эксперты рассказываются также, о чем не стоит писать в сочинении на ЕГЭ 2020. Так, лишним в тексте будут доказательство актуальности, а также биографии авторов литературных произведений и известных личностей, фигурирующих в примерах. Чаще всего именно на эти блоки, не добавляющие баллов сочинению, выпускники тратят время зря, вместо того, что бы максимально детализировано расписать смысл высказывания и найти правильные примеры.

Клише

Итак, теперь вы знаете, что стоит, а что не стоит писать в сочинении на ЕГЭ по обществу. Теперь давайте подробнее разберем, как можно собрать необходимое сочинение из заготовленных блоков. Такие блоки называются клише и помогают при написании эссе по обществознанию грамотно строить текст с учетом требований, которые диктует структура и критерии оценивания ЕГЭ 2020.

Предлагаем вашему вниманию подборку основных клише, которые будут полезны при написании эссе практически на любую тему:

Больше о том, как писать мини-сочинение на ЕГЭ 2020 по обществознанию, смотрите в уроке от онлайн-репетитора:

Структура эссе по обществознанию 2020 – шаблон и план написания сочинения ЕГЭ и примеры допустимых клише

Основные изменения в ЕГЭ-2020 по обществознанию

ВопросБаллыНововведения
254Система оценивания была уточнена.
284Формулировки заданий претерпели детализацию.
296Критерии оценивания были уточнены, формулировки задач были детализированы.

Как результат, общий балл за экзамен по обществознанию в 2020-ом году составил 65. Напомним, что максимальная первичная оценка в 2018-ом году составляла 64.

  1. За задания с 1 по 3, 10 и 12 можно получить по одному баллу.
  2. За задачи с 4 по 9, 11, с 13 по 22 удастся получить максимум по два балла.
  3. За задания под номерами 23, 24, 26 и 27 максимальный балл – три (за каждое).
  4. Задачи 25 и 28 оцениваются четырьмя баллами каждая.
  5. Задание под номером 29 самое «дорогое» и оценивается в шесть баллов.

Для создания эссе по обществознанию понадобится 45 минут (так указано в спецификации). Однако репетиторы крайне рекомендуют выделять для последнего задания не менее 60-90 минут. Напомним, что всего длительность экзамена по обществознанию в 2020-ом году составляет 235 минут, то есть практически четыре часа.

Критерии оценивания эссе по обществознанию 2020

Критерии оценивания сочинений по обществознанию 2020 нужно знать. Основной из них –раскрытие смысла высказывания, которое и является темой. Другими словами, перед каждым экзаменующимся ставится задача раскрыть суть фразы, но не дублировать ее.

Обратите внимание! Если по критерию «наличие раскрытия смысла высказывания» эксперт поставит оценку «0», то далее сочинение не проверяется. Как итог, ученик получит оценку «0» за все 29 заданий.

Помимо этого, эксперты при проверке учитывают и следующие критерии:

  1. Грамотность пояснения ключевых понятий.
  2. Логичность рассуждений.
  3. Связанность повествования.
  4. Корректность теоретический положений, которые приводятся учеником.
  5. Актуальность примеров, приведенных из различных (это важно) источников.
  6. Раскрытие фразы со стороны разных позиций и взглядов.
  7. Наличие выводов.

Помните о том, что структура мини-сочинения обязательно должна быть корректной. Если она неправильна, то получить максимальную оценку в шесть баллов попросту не удастся.

Не забывайте о том, что объем эссе составляет 150-450 слов. Не стоит выходить за нижнюю и верхнюю границу, так как это негативно отразится на оценке. Многие учителя утверждают, что оптимальным объемом является около 350 слов (это примерно 2-3 листа рукописного теста). Однако если ученик напишет эссе на 450 слов, но при этом не раскроет суть и не приведет примеров, то рассчитывать на высокий балл не приходится.

Полезная информация! Орфографические ошибки, допускаемые выпускником при написании эссе, на этом экзамене не учитываются, исключение – серьезные нарушения в написании важного понятия или термина.

Структура эссе по обществознанию

  • главная цитата;
  • проблема, а также ее актуальность на сегодняшний день;
  • раскрытие сути цитаты;
  • взгляд ученика на проблему, о которой он повествует;
  • аргументация на базе теории;
  • примеры из истории, социальной практики, литературы, философии или же личного опыта выпускника;
  • выводы.

При составлении эссе очень важно опираться на этот план. Не стоит отходить от него. Главное в эссе – полное раскрытие темы и приведение наглядных примеров из разных отраслей.

Темы 2020-го года

Темы 2020-го года представлены в значительном количестве. Все они, по мнению организаторов, являются актуальными на сегодняшний день. Они представлены в таких сферах наук, как:

  1. Философия. Например, можно выделить темы «Духовная жизнь общества», «Сущность цивилизации», «Взаимодействие природы и общества» и т. д.
  2. Социальная психология. Примерами тем могут быть: «Роли, нормы и статус личности», «Человек среди людей», «Сущность социального конфликта» и т. д.
  3. Экономика. Среди возможных тем в качестве примера стоит выделить следующие: «Роль торговли в развитии общества», «Сущность и функции денег в экономике», «Капитал как экономический ресурс» и т. д.
  4. Социология. Например, можно назвать следующие темы: «Социальные функции науки», «Взаимодействие религии и природы», «Межэтнические конфликты» и т. д.
  5. Политология. Примерами тем являются следующие: «Типы отношений человека к политике», «Соотношение целей и средств в политике», «Сущность и признаки государства» и т. д.
  6. Правоведение. Примерами тем можно назвать такие: «Правовая культура», «Сущность и специфические признаки государства», «Понятие, признаки социального государства» и т. д.

Напомним, что ученик не может самостоятельно выбирать тему, на которую он хочет написать эссе. Она будет рандомной. Именно поэтому учителя настоятельно рекомендуют разобрать перед экзаменом каждую из тем, проработав ее раскрытие и актуальные примеры.

Можно заготовить шаблон по каждой теме для написания удачного эссе, по которому удобно готовиться к экзамену. Это станет залогом получения хорошего балла за 29 задание по обществознанию на ЕГЭ -2020.

Допустимые клише в структуре мини-эссе

Допустимые клише в структуре мини-эссе по обществознанию в 2020-ом году нужно проработать. Многие ученики задумываются о том, чтобы найти готовый пример сочинения и заучить его. Если и вы так считаете, будьте аккуратнее. В Интернете сейчас много неактуальной информации. За основу не стоит брать даже примеры, которые размещены на сайте ФИПИ , так как они были написаны в 2013-ом году и ранее. С тех пор прошло много времени, и в экзамен (как и в критерии его оценивания) по обществознанию были внесены изменения. Если возьмете за основу старые примеры, скорее всего, получить хороший балл не удастся, тем более что все примеры известны экспертам.

Как итог, не стоит искать готовый текст, клише и умные мысли, которые подгоняются впоследствии под требуемую структуру. Желательно составлять свое уникальное эссе. Можно ориентироваться на заготовки (см. фото).

Помните, что для написания действительно хорошего эссе по этому предмету ученик должен помнить о лаконичности и целостности. При этом тема должна быть раскрыта глубоко и со всех сторон. Чтобы добиться этого, нужно вникнуть в суть проблемы, правильно подобрать цитату (это прорабатывается на этапе подготовки), построить цепочку рассуждений (следует помнить о том, что все мини-блоки сочинения должны быть единым целым, поэтому время от времени при повествовании нужно возвращаться к основной мысли). Ученик должен стараться рассмотреть вопрос с разных сторон и привести правильные примеры. Чтобы хорошо написать эссе по обществознанию в 2020-ом году, нужно обязательно готовиться к экзамену. Без этого рассчитывать на хорошую оценку не только по заданию с сочинением, но и по всем пунктам в целом не стоит. Экзамен достаточно сложный, поэтому каждый балл важен.


Как правильно написать эссе по обществознанию

Для успешной сдачи экзамена недостаточно хорошо владеть материалом, необходимо изучить, как писать эссе по обществознанию.

В рамках него важно уметь выстраивать причинно-следственные связи, формулировать умозаключения и делать выводы, ссылаясь на факты общественной жизни и исторические события.

В статье рассмотрено, как создать грамотный план и структуру сочинения, а также несколько конкретных клише и примеров.

Что такое эссе по обществознанию

Письменная часть в ЕГЭ по обществознанию состоит из нескольких частей:

  • анализ текста;
  • ответы на конкретные вопросы;
  • эссе.

Последний блок основан на том, что выпускник должен выбрать одно из нескольких представленных высказываний и сформулировать свои размышления о нем, привлекая знания обществоведческого курса.

Ученик должен отразить свое понимание темы, позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировать ее, приведя несколько фактов из общественной жизни или истории.

Правила написания эссе и критерии оценивания

В первую очередь определим основные правила, которых стоит придерживаться при написании эссе, а также то, на что будут обращать внимание проверяющие.

Перед выбором темы стоит внимательно изучить не только сами высказывания, но и сферу, из которой они взяты. Важно быть компетентным в области выбранного предмета.

Дело в том, что при написании важную роль будет играть грамотно примененная терминология.

Базовые критерии оценивания следующие:

  1. Раскрытие смысла – описанное должно показать понимание сути цитаты. Писать стоит максимально четко и структурировано. У проверяющего не должно возникнуть ощущения, что автор работы просто поверхностно переформулировал высказывание.
  2. Прослеживаемая структура текста, логика повествования, грамотное использование терминов, наличие выводов после размышлений и в конце эссе.
  3. Количество и качество примененных аргументов – используемые примеры должны соотноситься с темой, раскрывать ее более глубоко и отражать позицию автора работы. Рекомендуется использовать сведения из СМИ, литературы, истории. Если есть жгучее желание привести личный аргумент, то стоит завуалировать его под формулировкой «в общественной жизни можно встретить отражение этого …».

То есть даже идеально и грамотно написанный текст не по той теме, не будет засчитан. В связи с этим рекомендуется внимательно подходить к выбору темы и заранее готовиться к написанию эссе из нескольких сфер.

План и структура написания

Рассмотрим один из примеров плана эссе по обществознанию:

  • вступительное слово – несколько слов о сфере;
  • согласие или несогласие с позицией автора высказывания;
  • отражение понимания цитаты;
  • приведение аргументов;
  • вывод.

Конкретный шаблон для 11 класса будет представлен ниже. Правильно написанное сочинение решит проблемы с более, чем десятью процентами от баллов.

Как написать эссе по обществознанию

Ниже представлена примерная структура эссе, которую допустимо использовать, как шаблон.

Избранное мною высказывание относится к экономической (социальной, политической, духовной, правовой) сфере:

  1. Экономическая сфера изучает правила ведения хозяйства, а также отдельно взятые экономики стран.
  2. Социальная сфера изучает строение общества, совокупность взаимосвязанных социальных групп, отдельных личностей и отношения между ними.
  3. Политическая сфера изучает основы и стандарты в управлении государством, организации политической жизни и формировании политической системы.
  4. Правовая сфера изучает совокупность взаимосвязанных правил поведения, а также санкции за нарушение норм, охраняемых силой государства.
  5. Духовная сфера изучает понятия, связанные с культурой и нравственностью, а также основы познания, мировоззрения.

Высказывание связано с таким понятием, как *** *** — это (определение понятия из высказывания).

Я согласна с автором высказывания в том, что (переформулировка, отражающая понимание человеком темы).

В общественной жизни/ в истории/ в литературе можно встретить подтверждение этому:

Таким образом, можно сделать вывод, что (переформулировка 2).

Цитаты, фразы-клише для эссе

Несмотря на то, что темы разные, чтобы подчеркнуть свое знание терминологии, допустимо использование определенных заготовок в виде фраз и цитат. Главное применять их грамотно, то есть вставлять туда, где это актуально.

Несколько примеров того, как можно использовать готовые фразы-клише:

  1. Уголовный кодекс указывает на то, что «закон благосклонен к несовершеннолетним», так как для многих преступлений малой и средней тяжести они получают снисхождение.
  2. Тот факт, что личность формируется только в процессе взаимодействия с другими людьми, показывает, что «человек немыслим вне общества».

Ниже будет представлена таблица с банком аргументов и фраз, которые разрешено использовать. Мудрые высказывания не так характерны для экзамена в 9 классе, как в выпускном.

Примеры эссе по обществознанию

Пишется эссе сначала на черновике тезисно, а затем в полном объеме в чистовые листы. Образец представлен ниже.

Высказывание – «Бизнес – это сочетание войны и спорта».

Избранное мною высказывание относится к экономической сфере. Экономическая сфера изучает правила ведения хозяйства, а также отдельно взятые экономики стран.

Высказывание связано с таким понятием, как бизнес — это предприятие, деятельность которого направлена на получение дохода.

Я согласна с автором высказывания в том, что бизнес представляет собой конкурентный вид деятельности, в котором субъекты экономики соревнуются друг с другом. Так же как на войне и в спорте, бизнес предполагает наличие знаний, опыта и последовательность действий.

В общественной жизни можно встретить подтверждение этому:

  • война представляет собой конфликт сторон в форме вооруженной борьбы. В бизнесе, конечно, редки случаи вооруженного противостояния, но существуют конфликты между конкурентами, и они используют разные средства борьбы;
  • для достижения успеха в бизнесе требуется вкладывать много времени, сил и энергии. Это же характерно и для спорта.

Таким образом, можно сделать вывод, что сочетание войны и спорта очень хорошо характеризует бизнес.

Высказывание – «Наука безжалостна – она беззастенчиво опровергает привычные заблуждения».

Избранное мною высказывание относится к социальной сфере. Социальная сфера изучает строение общества, совокупность взаимосвязанных социальных групп, отдельных личностей и отношения между ними.

Высказывание связано с таким понятием, как наука. Наука — это одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека.

Я согласна с автором высказывания в том, что наука изучает мир таким, какой он есть. Некоторые открытия зачастую разрушают существующие взгляды людей.

В истории можно встретить подтверждение этому:

  • люди были уверены, что Земля плоская, но путешествие Магеллана опровергло это, и стало известно, что планета имеет форму шара;
  • тысячелетия существовало заблуждение о геоцентрической системе мира, но учение Коперника развенчало этот миф. Стало известно, что все планеты, и Земля, в том числе, кружатся вокруг Солнца.

Таким образом, можно сделать вывод, что научные достижения постоянно опровергают полученные ранее знания, заставляя людей пересматривать убеждения.

Фразы-клише для написания эссе

Как показывает статистика, экзамен по такому предмету, как обществознание, является наиболее популярным среди выпускников, отдающих предпочтение гуманитарным направлениям.

Как и ко всем предметам, к ЕГЭ по обществознанию следует готовиться заблаговременно, чтобы на самом экзамене показать достойный и высокий результат, требуемый во многих ведущих высших учебных заведениях страны. На практике самым сложным заданием оказывается С9, где от выпускника требуется написать развернутое эссе.

Эссе – это, своего рода, сочинение. В данном задании экзамена от ученика требуется выбрать одну конкретную обществоведческую проблему, актуальность которой крайне высока, и написать по ней сочинения, высказав свою точку зрения и приведя достаточное количество аргументов в доказательство.

Помимо знаний по теме, ученику так же необходимо продемонстрировать свои навыки речи. Для полноты сочинения следует использовать всем известные фразы клише для эссе, примеры которых приведены в данной статье.

Прежде всего стоит подробнее рассмотреть саму структуру эссе, которую предлагается писать по цитате автора.

Введение

Первая часть эссе состоит из трех позиций.

Первая – позиция автора. Выпускнику следует определить и сформулировать проблему, которую затрагивает автор.

Третья – личное мнение пишущего. Здесь ученику предстоит высказать согласие или не согласие с мнением автора. Ученик может согласиться или не согласиться с автором как полностью, так и частично, приведя в пример ту часть в цитате автора, с которой он не согласен.

Клише во введении

Для части с мнением автора, где предстоит сформулировать проблему, можно использовать такие фразы-клише, как:

  • автор высказывания поднимает такую проблему, как..
  • автор цитаты имеет в виду, что..
  • автор афоризма подразумевает, что..

Вторая позиция в первой части, касающаяся актуальности, может быть разбавлена следующими фразами:

  • данная тема достаточно актуальна
  • в наше время нередко происходит подобное..
  • в своей жизни я многократно сталкивался с данной проблемой
  • проблема актуальна не только для меня лично, но и для всего общества (человечества, страны, мира)
  • цитата автора заставляет поразмыслить над такой проблемой, как..

Третьей частью является личное мнение пишущего, где не лишними будут такие фразы-клише:

  • нельзя не согласиться с автором высказывания о том, что..
  • я полностью согласен с мнением автора, что..
  • как и сам автор, я придерживаюсь такого же мнения о том, что..
  • я частично не согласен с мнением автора о том, что..
  • категорически не согласен с мыслью автора о проблеме..
  • автор высказывания, по моему мнению, не прав, говоря о том, что..

Основная часть эссе

Вторая, основная, часть эссе должна включать в себя два главных подпункта.

Один из них заключается в развернутой теоретической части, где ученику необходимо раскрыть выбранную им проблему с помощью соответствующих терминов и определений.

Второй подпункт полностью основан на практике. Ученик должен полностью обосновать свое отношение к мнению автора с помощью аргументации, которую можно найти в различных письменных и других источников. Так же не лишним будет история из личного опыта.

Фразы клише в основной части эссе

Первому подпункту подойдут такие фразы клише, как:

  • рассмотрим данную проблему в теории
  • приведем теоретическую аргументацию для данной проблемы
  • посмотрим на данную проблему с нескольких сторон

Для второго же подпункта следует использовать следующие фразы:

  • докажем это следующими примерами..
  • рассмотрим данную проблему на личном опыте
  • чтобы подтвердить мою точку зрения, обратимся к литературе
  • в качестве доказательств приведем некоторые примеры из истории
  • в общественной жизни найдется немало примеров для обоснования моего мнения

Заключительная часть

В выводе ученику необходимо в очередной раз вернуться с формулировке проблемы и сделать на основании ее заключительный вывод. Очень важно помнить, что формулировка в заключении не должна быть точь в точь похожа на формулировку во введении. Заключение лишь проводит окончательную черту под всем вышесказанным.

Фразы клише в заключении

Фразами для данной части могут быть следующие:

  • поднятая автором проблема настолько многозначна, что дать конкретную оценку ей достаточно проблематично
  • аспекты, которые автор поднимает в своем высказывании, подняты в написанном мной эссе не все
  • на тему данной проблемы можно рассуждать еще достаточно долгое время
  • из вышесказанного следует вывод
  • не все вопросы данной проблемы были рассмотрены мной. Некоторые так и остались не раскрыты.

К выбору темы для эссе ученику следует подходить серьезно и осознанно. Он должен четко понимать, что для аргументации теоретической и практической понадобится достаточное количество знаний, которыми он должен обладать, чтобы успешно сдать экзамен.

Как писать эссе по обществознанию ЕГЭ 2020: правила с примерами и шаблонами, клише

Эссе обществознание ЕГЭ 2018. Клише, структура, шаблоны

  • Страница 1 из 1
  • 1
StandAloneДата: Понедельник, 16.10.2017, 14:31 | Сообщение # 1

Эссе обществознание ЕГЭ 2018. Как писать Эссе? Критерии, клише, структура, шаблоны, примеры.

В едином госэкзамене по обществознанию одним из наиболее сложных заданий является задание №36 – написание эссе по высказыванию, выбранному из шести предложенных. Лишь каждый шестой участник тестирования успешно справляется с данным заданием. Поэтому, дабы не потерять ценные баллы, необходимо уметь грамотно структурировать эссе, правильно приводить аргументы, избегать типичных ошибок, о чём и пойдёт речь в данной статье.

Критерии оценивания Эссе по обществознанию

Для начала остановимся на критериях оценки эссе, потому что если завалить один важный критерий, то всё эссе пойдёт насмарку. Речь идёт о критерии K1 – раскрытие смысла высказывания. Если выпускник неверно раскрыл смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему, и эксперт выставил по критерию K1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется, и по остальным критериям (K2, KЗ) выставляется 0 баллов.

Именно в соответствии с указанными критериями будет проверяться и оцениваться ваше эссе.

1. Цитата.
2. Проблема, поднятая автором; её актуальность.
3. Смысл высказывания.
4. Собственная точка зрения.
5. Аргументация на теоретическом уровне.
6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
7. Вывод.

1. Выбор высказывания

Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что
• владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
• чётко понимаете смысл высказывания;
• можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
• знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
• сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

2. Определение проблемы высказывания

Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто:

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:
Данная проблема является актуальной в условиях.
• . глобализации общественных отношений;
• . формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
• . обострения глобальных проблем современности;
• . особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
• . развития международной интеграции;
• . современной рыночной экономики;
• . развития и преодоления мирового экономического кризиса;
• . жесткой дифференциации общества;
• . открытой социальной структуры современного общества;
• . формирования правового государства;
• . преодоления духовного, нравственного кризиса;
• . диалога культур;
• . необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

3. Формулировка основной мысли высказывания

Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:
• «Смысл данного высказывания состоит в том, что. »
• «Автор обращает наше внимание на то, что. »
• «Автор убеждён в том, что. »

4. Определение своей позиции к высказыванию

Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:
• «Я согласен с автором в том, что. »
• «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу. »
• «Автор был прав, утверждая, что. »
• «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества. ситуацию, сложившуюся в обществе. одну из проблем современности)»
• «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что. »
• «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу. но с . не могу согласиться»
• «А не задумывались ли вы над тем, что. »

5-6. Аргументация собственного мнения

Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному опыту.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:
1. Подтверждают ли они моё мнение?
2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
4. Убедительны ли они?
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».

Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
• «Таким образом, можно сделать вывод. »
• «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что. »

Подготовка к написанию эссе в ЕГЭ по обществознанию (ЕГЭ по обществознанию, задание 36).

Ссылка на основную публикацию