Как писать эссе по литературе: правила с примерами и шаблонами

Советы, как научиться писать сочинения по литературе на ЕГЭ на отлично

При подготовке к сочинению — обязательной части ЕГЭ по литературе — безотказно срабатывают лишь два совета: как можно больше читайте и как можно больше пишите! Ну и, конечно, без логики, знания литературоведческих терминов и четкого плана сочинения хороших результатов ждать не придется. И все же каждый выпускник ждет универсального ответа на вопрос: как писать сочинение по литературе?

1. Готовьтесь заранее

Чем раньше вы начнете читать и перечитывать программные произведения, запоминать главных и второстепенных героев, анализировать тексты, тем лучше. Можно даже завести отдельную тетрадь для того, чтобы схематично заносить в нее сюжетные коллизии и имена персонажей. Также заранее стоит начать готовиться к написанию сочинений. Набивайте руку и доводите процесс до автоматизма: очевидно, что содержание вашего сочинения на экзамене будет отличаться от того, что вы пишете дома, однако структура должна всегда оставаться жесткой.

2. Придерживайтесь алгоритма

Какую бы тему вы ни выбрали, всегда ориентируйтесь на четкий план и неизменный алгоритм написания сочинения.

  1. Выбирая тему, убедитесь, что хорошо знаете это произведение и сможете развернуто написать о нем полноценную письменную работу.
  2. Составьте план! Пусть он будет коротким, но четким и поможет вашему сочинению выглядеть убедительно.
  3. Напишите тезисы, которые смогут лучше раскрыть выбранную тему и ярче осветить ее. Каждый тезис должен представлять собой одно-два предложения или даже всего несколько слов.
  4. Пишите сочинение на черновик. Это поможет не только избежать грамматических ошибок, но также увидеть текст проблемы со стороны и понять, чего же ему не хватает. Однако внимательно следите за временем, заложив на написание чистового варианта как минимум треть общего экзаменационного времени.
  5. Переписывайте материал на чистовик, но не забудьте внимательно перечитать работу перед тем, как сдавать ее на проверку.

3. Пользуйтесь шаблонами

В любой другой ситуации шаблон — это плохо. Здесь же он помогает сэкономить время и сохранить жесткую структуру написанного вами сочинения. При создании сочинения шаблон может стать для вас подсказкой: с чего начать и чем закончить абзац, как сделать переход от одной мысли к другой, а главное — чем наполнить вступление и заключение.

Так, например, во вступлении можно использовать следующие фразы:

  • «Эта тема давно волнует человечество»,
  • «Над этой проблемой задумывался не один автор, и (Имя Автора) также не был исключением».

А в заключении уместно будет сказать:

  • «Это произведение учит нас…»,
  • «Подводя итог, можно сказать, что…» и т. д.

Не стесняйтесь использовать такие выражения, как:

  • «Я полностью разделяю точку зрения автора»,
  • «Авторская позиция заключается в…»,
  • «Данная тема отображена в…» и т. д.

Однако не забывайте о том, что ваша личная позиция интересует членов комиссии гораздо меньше, чем изложение конкретных фактов и взглядов именитых критиков русской литературы.

4. Составьте план сочинения

Совет, набивший всем оскомину с детства. Однако, как бы мы ни отрицали, следует признать: без четкого плана действительно ничего не работает. Как же он должен выглядеть?

  1. Вступление. Здесь можно рассказать детали из биографии автора или историю создания произведения, затронуть исторический контекст или упомянуть о других произведениях, повествующих о данной проблеме.
  2. Постановка проблемы. Плавно подведя вступление к этой части, обозначьте проблему, заявленную в теме сочинения и отображенную в произведении.
  3. Комментарий к проблеме. Здесь следует указать, какое место проблема занимает в тексте и в современном обществе.
  4. Позиция автора. Для того, чтобы осветить этот пункт, необходимо ознакомиться не только с литературной критикой, но и с историческими пособиями. Только полное понимание контекста поможет вам как можно точнее составить представление об авторе и его произведении.
  5. Собственное мнение. Здесь рекомендуется выразить ваш взгляд на данную проблему. Однако не стоит посвящать этой части сочинения слишком много места и времени.
  6. Литературные аргументы. Вспоминаем произведения со схожей проблематикой, выстраиваем связи и логические цепочки.
  7. Заключение. Обобщаем сказанное и подводим итоги.

5. Пользуйтесь терминами

Хорошее знание терминологии поможет вам получить высокий балл на экзамене. В сочинении рекомендуется упомянуть как минимум пять литературоведческих терминов, причем, необязательно самых сложных: слова «эпитет», «лирическое произведение» и «завязка» тоже считаются.

Критерии, по которым оценивается сочинение

Рекомендуемый объем сочинения — 150-200 слов. Самый главный критерий, по которому оценивается ваша работа – «содержательный аспект». Если проверяющий поставит за него ноль баллов, то дальше работа проверяться не будет.

  1. Соответствие темы и содержания. Если сочинение написано на заданную тему и авторская позиция изложена верно, вы получите за работу три балла. В случае несоответствия темы и содержания вы можете получить два балла. Один балл поставят за тему, которая раскрыта не полностью. Если сочинение написано не по теме, то вы получите ноль баллов.
  2. Работа с текстом произведения. Требуется подробный и качественный анализ произведений (если тема касается лирики, то необходимо вспомнить как минимум три стихотворения). Если при этом не допущено ни одной фактической ошибки, то автору сочинения поставят три балла.
  3. Опора на теорию литературы. При отсутствии ошибок и использовании литературных терминов за сочинение по этому критерию вы получите два балла.
  4. Композиционная цельность и логичность. Здесь важна структура, отсутствие повторов и нарушения последовательности.
  5. Соблюдение речевых норм. Красивый и правильный русский язык — основа любого сочинения. Если сочинение стилистически выверено и устраивает комиссию, то вы получите свои законные три балла.

Максимальный балл за сочинение по литературе — 14.

Как писать сочинение по литературе: образец, примеры

Написание сочинения одним школьникам дается легко, а для других представляет трудности. Однако подобную работу вполне можно написать на хорошую оценку. Тренировка в написании сочинений, соблюдение некоторых правил, широкий кругозор школьника – это залог получения высокого балла.

Соответствие нормам

Как писать сочинение по литературе, чтобы получить по нему хорошую оценку? Работа школьника всегда должна соответствовать заданным параметрам. Она должна раскрывать тему, а поэтому школьнику необходимо понимать, что именно нужно писать и каким образом. Уже более трех столетий не теряют своей актуальности знаменитые слова Буало: «Что ясно понято, то четко прозвучит». Полезно помнить об этих словах и сегодня, ведь одна из самых распространенных ошибок школьников в написании сочинений – это неумение систематизировать материал, которое напрямую связано с недостатком понимания темы. Еще одна проблема – это неумение связывать все сочинение с его ведущей мыслью. Серьезной помехой может послужить и незнание жанровых форм.

Сочинение-описание

Три основных формы сочинения, которые считаются классическими, – это повествование, описание и рассуждение. В сочинении-описании обычно сначала учащийся раскрывает общее впечатление о том или ином явлении, а затем описывает его основные признаки. Последовательность изложения этих фактов свободна. Она может определяться отношением школьника к данным характеристикам. Ключевым фактором для успешного написания такого сочинения является правильный выбор художественно-изобразительных инструментов.

Как писать сочинение по литературе, если преподаватель задал работу в данном жанре? Прежде всего, необходимо придерживаться основного плана:

  1. Сначала необходимо описать общее впечатление о каком-либо явлении.
  2. Затем дать характеристику отдельно взятым признакам или деталям.
  3. Описать собственное отношение к описанному.

Пример сочинения-описания

Основная причина, которая заставляет школьников (а нередко и их родителей) задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. Однако не нужно дожидаться старших классов, чтобы учиться творческой работе. Если школьник приложит достаточно усилий и уже начиная с младших и средних классов отточит умение писать сочинения, в будущем это сыграет ему на руку. Поэтому не стоит пренебрегать написанием обычных работ. Рассмотрим пример, позволяющий школьнику научиться составлять сочинения-описания.

“На морском берегу около деревни Северное погода меняется всегда внезапно. Точно так же произошло и в этот раз. Еще с утра светило яркое солнце, но уже к обеденному времени картина начала меняться.

Грозные тучи заволокли небо до самого горизонта. Вдалеке можно было увидеть, как танцуют яркие молнии, вспыхивая то с одной стороны, то с другой. Где-то далеко можно было увидеть стену дождя, которая словно соединяла воедино небесную твердь и море. Волны разбивались о берег, становились все сильнее, словно их с каждой секундой наполняло негодование. Поселок опустел. Резкие порывы ветра тревожно развевали листья деревьев, раскачивали плетеные изгороди. Близился сильный шторм”.

Где пригодится умение писать сочинения-описания?

Сочинение-описание является заданием не только для младших классов. Нередко учащимся средней и старшей школы необходимо описать особенности изображения природы в различных стихотворениях. Например, задание может звучать так: «Описание красот родной земли в поэзии Сергея Есенина». Тренировка позволит школьнику научиться писать сочинения быстрее, и он уже не будет задумываться о том, как писать сочинение по литературе. План – это основа, которой необходимо придерживаться в любом жанре. Что касается описания, здесь важно помнить о первом пункте. Оно непременно должно начинаться с подачи общего впечатления о явлении.

Как писать сочинение (ЕГЭ, литература): шаблон работы в жанре рассуждение

Чтобы написать хорошее сочинение подобного плана, школьник может придерживаться следующего шаблона:

  • Введение к работе. Оно может состоять буквально из 2-3 предложений. Цель введения – подвести читателя сочинения к описываемой в нем проблеме. Можно рассмотреть структуру работы на примере сочинения-рассуждения «Нужны ли человеку жизненные цели?». Введение к подобному эссе может быть таким: «Каждый человек с юных лет слышит о том, что в жизни должна быть цель. У того, кто не ставит перед собой высоких задач, существование постепенно становится скучным и однообразным».
  • Обозначение проблемы. Время, когда школьники уже достаточно серьезно задумываются о том, как писать сочинение по литературе, – 11 класс. Ведь впереди их ждут выпускные экзамены, от сдачи которых во многом будет зависеть дальнейшая судьба учащегося. В этом возрасте школьники – это уже вполне взрослые юноши и девушки, и они смогут правильно сформулировать проблему в сочинении. Постановка проблемы также должна составлять от 2 до 4 предложений. Задача данной части – сформулировать ту проблему, к которой у школьника есть аргументы. Например: «Однако в последнее время все больше людей отказываются от постановки профессиональных и личных целей в пользу размеренного существования. Врачи и психологи уже давно бьют тревогу по поводу повышения количества нервных расстройств и различных телесных болезней среди тех, кого в обществе принято называть «успешными людьми», достигающими целей. Все большую популярность приобретает направление так называемых дауншифтеров – тех, кто отказался от блистательной карьеры ради земных радостей».
  • Собственный комментарий к описываемой проблеме. Объем данной части – от 4 до 7 предложений. «Люди неспроста выбирают для себя отказ от жизни, связанной с постоянным достижением целей. Ведь многие из этих целей являются не более чем иллюзией, ведь чем больше человек зарабатывает, тем больше ему хочется тратить. Помимо этого за статус и богатство нередко приходится платить слишком большую цену. Это стрессы, заболевания, недостаток свободного времени. Люди отказываются от бесконечной гонки за карьерой, даже несмотря на то что родные и близкие люди могут истолковать их решение превратно».
  • Позиция школьника. Учащийся может выразить свое согласие либо несогласие с описываемой проблемой. Ему необходимо сформулировать свой тезис, который необходимо доказать в следующем абзаце. Объем данной части должен быть небольшим и составлять 1-2 предложения. Например: «Однако я не могу согласиться с такой позицией. Ведь человек, который отказывается от сознательного стремления к увеличению благосостояния, подводит не только себя, но и свою семью».
  • Приведение аргументов. Это одна из наиболее объемных частей сочинения. Основной экзамен, заставляющий школьников задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. А для допуска к данному экзамену сочинение-рассуждение является обязательным. Поэтому над умением формулировать хорошие аргументы учащийся должен подумать заранее. Продолжим пример, описываемый в предыдущих пунктах шаблона. Как писать сочинение по литературе? Этот вопрос после детального рассмотрения алгоритма уже не будет таким болезненным для школьника. «Ведь человек, который не ставит перед собой серьезных целей, в конечном счете лишает финансовой стабильности и себя, и близких людей. Жизненные обстоятельства не являются данностью, которая устанавливается раз и навсегда. На поворотах судьбы человека могут ждать препятствия, трудности, опасности. И нередко от них невозможно избавиться, если не иметь хорошей материальной базы, которая в ряде случаев возможна для человека только при построении хорошей карьеры. Например, моя знакомая Марья Пантелеевна в возрасте 18 лет решила посвятить всю свою жизнь семье и воспитанию детей. Она сознательно отказалась от получения высшего образования и постановки карьерных целей, рассчитывая на поддержку своего супруга, Иннокентия Агафоновича. Но ее надежды не оправдались – Иннокентий Агафонович повстречал на склоне лет юную доярку Прасковью и оставил Марью Пантелеевну на одних алиментах с четырьмя детьми. Теперь моя знакомая очень жалеет, что в молодости не стала уделять внимание вопросам целеполагания. В этом отношении я могу согласиться с цитатой Э.М. Ремарка: Настоящий идеалист стремится к деньгам. Деньги – это свобода. А свобода – жизнь».
  • Заключение. Так как писать сочинение по литературе без хорошего заключения – сомнительная затея, школьнику важно подумать и о емкой концовке. В данной части школьник обобщает основные идеи своей работы. Он делает выводы, подводит итоги. Можно также призвать читателя к размышлениям на проблемную тематику. «Таким образом, без правильно поставленных целей человеческая жизнь становится не только более скучной и однообразной, но и подвергается опасности. Тот же, кто ставит перед собой достойные задачи, обеспечивает себе возможность для личностного роста, а также может противостоять жизненным проблемам и неурядицам».

Многие школьники ломают головы над тем, как писать сочинение по литературе. Шаблон позволит упростить это задание, сэкономить время и силы.

Сочинение-рассуждение. Подбор аргументов

Одним из наиболее частых заданий является сочинение-рассуждение. И важнейшей частью в его подготовке является подбор правильных тезисов. Аргументы представляют собой доказательства в пользу тезиса, доводы и объяснения автора сочинения. Так как писать итоговое сочинение по литературе в жанре рассуждения без хорошо подготовленных аргументов вряд ли получится, то к этому вопросу необходимо подойти с особой щепетильностью. Есть несколько типов аргументов:

  • Логические. Их еще называют рациональными доводами. С помощь данного вида аргументов отражается логика человеческого разума. Логические доводы – это факты, теории, гипотетические предположения, статистические данные, различные свидетельства очевидцев и т.д.
  • Иллюстрации. Без различных примеров из жизни или книг вряд ли будет полноценным сочинение по литературе. Как писать? Образец и шаблон позволяют школьнику упростить задание, но иллюстрации ему необходимо подобрать самостоятельно, проявив креативность. Данный тип аргументов – это примеры из личной жизни школьника или же из жизни его друзей. Полезно также дополнить сочинение яркими примерами из литературы. Можно также описать случай, который мог бы иметь место при стечении конкретных обстоятельств.
  • Авторитетные мнения. Это могут быть высказывания великих людей, выдающихся деятелей науки, искусства, политики, воспринимаемые в обществе как аксиомы. Можно приводить пословицы и поговорки, ведь в них также отражается глубокая мудрость народа.

Аргументы за и против

Для учащегося, который умеет аргументировать свою точку зрения, вопрос о том, как научиться писать сочинения по литературе, уже не будет столь острым. Школьник может спокойно использовать аргументы обоих видов – как за, так и против. Ведь доказательства могут как подтверждать какой-либо тезис, так и опровергать его. Здесь учащемуся необходимо уметь проявлять сдержанность и корректность. Развитое чувство такта позволит критиковать тезисы других авторов, с которыми школьник может не согласиться.

Пример аргумента

Например, учащемуся нужны аргументы к тезису «Орфография является важным аспектом в письменном общении». Если учащийся согласен с данным утверждением, он может привести доказательства за. То, как писать сочинение по литературе и подбирать к нему правильные аргументы, лучше всего рассмотреть на примерах. Можно подбирать тезисы исторического плана. Например: «Как-то раз, в военное время, на стене дома в полуразрушенном городе кто-то написал указатель «Оптека» и этим ввел в заблуждение своих бойцов. Ведь если за углом находилась аптека, то ради того, чтобы добыть лекарства раненым товарищам, можно было, рискуя жизнью, пробежать из одного конца улицы к другому. Но что если там находится оптика? Кому понадобятся очки и аксессуары в это опасное время?»

Данный пример может послужить аргументом в пользу необходимости соблюдать правила орфографии.

Сочинение-повествование

Еще одним классическим типом сочинения является повествование. В нем события излагаются одно за другим. В качестве самого краткого сочинения-повествования можно привести слова Цезаря: «Пришел, увидел, победил». Всего лишь три слова ярко и точно передают суть того, что произошло. Работа данного типа тесно связана со временем и пространством – ученику необходимо обозначить конкретное время и место действия, имена лиц, названия предметов.

Пример сочинения в жанре повествования

Как писать сочинение по литературе данного плана? Рассмотрим пример.

“Стоял тихий вечер в небольшом городке Ивановской области. В восемь вечера продавщица продуктового магазина Елена Павловна возвращалась домой. Когда она проходила мимо заброшенной гостиницы, ей почудился странный звук, похожий на скуление. Елена Павловна подошла к заросшей изгороди и увидела там двух небольших щенков. Видимо, кто-то решил избавиться от них и поэтому выбросил прямо около забора. Продавщица, недолго думая, достала из кармана тряпичную продуктовую сумку, завернула бедных щенят и понесла домой.

Однако уже через несколько месяцев оказалось, что щенки эти были вовсе не простыми дворнягами. Маленькие создания вымахали в двух огромных мастифов. Поэтому Елене Павловне пришлось подумать о смене работы, ведь прокормить этих двух друзей на свою зарплату она никак не могла. Продавщица поначалу очень расстроилась. Ведь выбросить щенков ей не позволяли внутренние убеждения. Но затем ей в голову пришла замечательная идея. Она решила открыть гостиницу для животных. Ее заведение стало настолько знаменитым, что Елена Павловна стала зарабатывать в несколько раз больше. Весь свой доход благородная женщина теперь тратит на то, чтобы обеспечить домашним животным комфортные условия обитания в то время, пока их хозяева находятся в отпуске”.

Заключение

С помощью образцов ученик сможет понять, как писать сочинение по литературе. Примеры позволяют быстрее разобраться, каким образом структурировать материал в работе того или иного жанра. Сочинение по литературе – это не такое сложное задание, как может показаться на первый взгляд. Если школьник хорошо знает тему, обладает грамотностью и богатым словарным запасом, такая задача не составит для него труда. Так как правильно писать сочинение по литературе – это не просто работать с заранее данным планом или шаблоном, но и уметь выражать собственное мнение по поводу конкретной проблемы, то во многом такая работа требует умения мыслить, выявлять проблемы, подбирать аргументы. Все эти навыки под силам развить любому школьнику.

Как правильно написать эссе по обществознанию

Для успешной сдачи экзамена недостаточно хорошо владеть материалом, необходимо изучить, как писать эссе по обществознанию.

В рамках него важно уметь выстраивать причинно-следственные связи, формулировать умозаключения и делать выводы, ссылаясь на факты общественной жизни и исторические события.

В статье рассмотрено, как создать грамотный план и структуру сочинения, а также несколько конкретных клише и примеров.

Что такое эссе по обществознанию

Письменная часть в ЕГЭ по обществознанию состоит из нескольких частей:

  • анализ текста;
  • ответы на конкретные вопросы;
  • эссе.

Последний блок основан на том, что выпускник должен выбрать одно из нескольких представленных высказываний и сформулировать свои размышления о нем, привлекая знания обществоведческого курса.

Ученик должен отразить свое понимание темы, позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировать ее, приведя несколько фактов из общественной жизни или истории.

Правила написания эссе и критерии оценивания

В первую очередь определим основные правила, которых стоит придерживаться при написании эссе, а также то, на что будут обращать внимание проверяющие.

Перед выбором темы стоит внимательно изучить не только сами высказывания, но и сферу, из которой они взяты. Важно быть компетентным в области выбранного предмета.

Дело в том, что при написании важную роль будет играть грамотно примененная терминология.

Базовые критерии оценивания следующие:

  1. Раскрытие смысла – описанное должно показать понимание сути цитаты. Писать стоит максимально четко и структурировано. У проверяющего не должно возникнуть ощущения, что автор работы просто поверхностно переформулировал высказывание.
  2. Прослеживаемая структура текста, логика повествования, грамотное использование терминов, наличие выводов после размышлений и в конце эссе.
  3. Количество и качество примененных аргументов – используемые примеры должны соотноситься с темой, раскрывать ее более глубоко и отражать позицию автора работы. Рекомендуется использовать сведения из СМИ, литературы, истории. Если есть жгучее желание привести личный аргумент, то стоит завуалировать его под формулировкой «в общественной жизни можно встретить отражение этого …».

То есть даже идеально и грамотно написанный текст не по той теме, не будет засчитан. В связи с этим рекомендуется внимательно подходить к выбору темы и заранее готовиться к написанию эссе из нескольких сфер.

План и структура написания

Рассмотрим один из примеров плана эссе по обществознанию:

  • вступительное слово – несколько слов о сфере;
  • согласие или несогласие с позицией автора высказывания;
  • отражение понимания цитаты;
  • приведение аргументов;
  • вывод.

Конкретный шаблон для 11 класса будет представлен ниже. Правильно написанное сочинение решит проблемы с более, чем десятью процентами от баллов.

Как написать эссе по обществознанию

Ниже представлена примерная структура эссе, которую допустимо использовать, как шаблон.

Избранное мною высказывание относится к экономической (социальной, политической, духовной, правовой) сфере:

  1. Экономическая сфера изучает правила ведения хозяйства, а также отдельно взятые экономики стран.
  2. Социальная сфера изучает строение общества, совокупность взаимосвязанных социальных групп, отдельных личностей и отношения между ними.
  3. Политическая сфера изучает основы и стандарты в управлении государством, организации политической жизни и формировании политической системы.
  4. Правовая сфера изучает совокупность взаимосвязанных правил поведения, а также санкции за нарушение норм, охраняемых силой государства.
  5. Духовная сфера изучает понятия, связанные с культурой и нравственностью, а также основы познания, мировоззрения.

Высказывание связано с таким понятием, как *** *** — это (определение понятия из высказывания).

Я согласна с автором высказывания в том, что (переформулировка, отражающая понимание человеком темы).

В общественной жизни/ в истории/ в литературе можно встретить подтверждение этому:

Таким образом, можно сделать вывод, что (переформулировка 2).

Цитаты, фразы-клише для эссе

Несмотря на то, что темы разные, чтобы подчеркнуть свое знание терминологии, допустимо использование определенных заготовок в виде фраз и цитат. Главное применять их грамотно, то есть вставлять туда, где это актуально.

Несколько примеров того, как можно использовать готовые фразы-клише:

  1. Уголовный кодекс указывает на то, что «закон благосклонен к несовершеннолетним», так как для многих преступлений малой и средней тяжести они получают снисхождение.
  2. Тот факт, что личность формируется только в процессе взаимодействия с другими людьми, показывает, что «человек немыслим вне общества».

Ниже будет представлена таблица с банком аргументов и фраз, которые разрешено использовать. Мудрые высказывания не так характерны для экзамена в 9 классе, как в выпускном.

Примеры эссе по обществознанию

Пишется эссе сначала на черновике тезисно, а затем в полном объеме в чистовые листы. Образец представлен ниже.

Высказывание – «Бизнес – это сочетание войны и спорта».

Избранное мною высказывание относится к экономической сфере. Экономическая сфера изучает правила ведения хозяйства, а также отдельно взятые экономики стран.

Высказывание связано с таким понятием, как бизнес — это предприятие, деятельность которого направлена на получение дохода.

Я согласна с автором высказывания в том, что бизнес представляет собой конкурентный вид деятельности, в котором субъекты экономики соревнуются друг с другом. Так же как на войне и в спорте, бизнес предполагает наличие знаний, опыта и последовательность действий.

В общественной жизни можно встретить подтверждение этому:

  • война представляет собой конфликт сторон в форме вооруженной борьбы. В бизнесе, конечно, редки случаи вооруженного противостояния, но существуют конфликты между конкурентами, и они используют разные средства борьбы;
  • для достижения успеха в бизнесе требуется вкладывать много времени, сил и энергии. Это же характерно и для спорта.

Таким образом, можно сделать вывод, что сочетание войны и спорта очень хорошо характеризует бизнес.

Высказывание – «Наука безжалостна – она беззастенчиво опровергает привычные заблуждения».

Избранное мною высказывание относится к социальной сфере. Социальная сфера изучает строение общества, совокупность взаимосвязанных социальных групп, отдельных личностей и отношения между ними.

Высказывание связано с таким понятием, как наука. Наука — это одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека.

Я согласна с автором высказывания в том, что наука изучает мир таким, какой он есть. Некоторые открытия зачастую разрушают существующие взгляды людей.

В истории можно встретить подтверждение этому:

  • люди были уверены, что Земля плоская, но путешествие Магеллана опровергло это, и стало известно, что планета имеет форму шара;
  • тысячелетия существовало заблуждение о геоцентрической системе мира, но учение Коперника развенчало этот миф. Стало известно, что все планеты, и Земля, в том числе, кружатся вокруг Солнца.

Таким образом, можно сделать вывод, что научные достижения постоянно опровергают полученные ранее знания, заставляя людей пересматривать убеждения.

Составляем эссе по русской литературе грамотно: рассказываем о характеристиках, структуре и даем практические советы

Из всех жанров обязательных студенческих работ, с которыми сталкиваются учащиеся, эссе — самый новый и творческий. После того, как оно стало обязательным на выпускном экзамене, появились различные инструкции и статьи, помогающие его написать. Наши эксперты не остались в стороне и собрали для вас лучшие, проверенные и действенные рекомендации, как писать эссе по литературе. Из статьи вы узнаете о признаках, структуре и плане работы. А в качестве бонуса — советы по написанию и оформлению.

Что такое эссе

Свободная композиция и небольшой объем — то, что характеризует и дает определение жанру. Если говорить просто, то это развернутое высказывание в свободной форме о чем-либо, из которого можно понять отношение автора к тому, о чем он пишет.

Это набросок, эскиз, изначально со скрытой структурой. Сейчас структура работы может просматриваться, но ей не уделяется особого внимания. Главное — содержание.

Отличительные признаки

Как понять, что перед нами эссе:

  • есть определенный вопрос или тема. Из текста не следует, что разбирается сразу несколько вопросов — в противном случае это уже сочинение;
  • автор делится собственными соображениями и впечатлениями по отдельному поводу, не претендует на истинность и единственно правильную и полную точку зрения;
  • в тексте есть новый субъективный взгляд на вещи. Не важно, к какому типу относится работа: философскому, историко-биографическому, публицистическому и др.;
  • акцент на личности автора, его чувствах, мыслях и мировосприятии. Не столько важно, кем является автор, сколько то, что он думает.

Характеристики эссе

В большинстве случаев экзаменатор с помощью работы пытается понять, насколько у школьника или студента развито творческое мышление. Соответственно, чем больше вы пишете, тем лучше у вас получается, и тем больше вы развиваете способность мыслить.

Кроме того, такая практика совершенствует умения правильно обозначать свои мысли, пользоваться важными и популярными понятиями, видеть причину и следствие, а также связь между ними. С каждым новым текстом становится проще находить примеры и тезисы к ним, давать четкие аргументы в защиту написанного.

Бессюжетность

Первая особенность, которую нужно учитывать перед тем, как писать — отсутствие сюжета. Имеется в виду сюжет в классическом понимании этого слова. Даже наличие примеров ситуацию не меняет: они воспринимаются как иллюстрации к всему материалу работы.

Неопределенная форма

Отметим, что форма является условно неопределенной. На этом мы остановимся подробнее позже. Имеется в виду, что к форме вы не привязаны, можете выбирать, какой части уделить больше внимания и на сколько знаков.

Объем

В целом, объем работы достаточно небольшой и варьируется в пределах 300-500 слов. Количество слов зависит от предмета: гуманитарные работы более объемные, чем другие. Также лимит слов может устанавливать учебное заведение. Например, Гарвардская школа бизнеса, в которой студенты очень часто пишут эссе, установила максимум в два печатных листа. В большинстве отечественных учебных заведениях максимум равен 10 листам.

Один вопрос

Вопрос должен быть неразрешимым, ведь главная особенность жанра — размышления, предположения. Автор должен четко определить тему и придерживаться ее. Почему так важно, чтобы проблема была одна? Студенту проще сконцентрироваться и не перескакивать с темы на тему, проще и быстрее найти ответ.

Авторская позиция

В тексте не нужно постоянно на кого-то ссылаться, приводить научные теории и гипотезы. Это не научная работа. Важно только то, что думает автор. Не важно, насколько он правильно мыслит. Примера правильного написания эссе по литературе не существует. Здесь качество не измеряют с помощью категорий правильного-неправильного.

Разговор с читателем

На заметку авторам: учитесь разговаривать с читателями. Это поможет получить за работу на балл больше. Задавайте вопросы, ведите за собой, используйте все возможные средства привлечения внимания.

Убедитесь, что монолог не привязан к пространству и времени и содержит живые речевые обороты. Постарайтесь вызвать доверие — путанные, сложные формулировки будут лишними. Забудьте о сленге, шаблонных фразах (не относится к фразам-клише), сокращениях.

Парадоксы

Использование парадоксов обоснована основной задачей эссе — удивить читателей. Удивлять можно с помощью различных по эмоциональной окраске высказываний, спорных определений, взаимоисключающих тезисов.

Единство смысла

Несмотря на свободу написания, к внутреннему смысловому единству предъявляется особое требование. Это важное условие получения высокой оценки за работу. Предложения и утверждения должны дополнять друг друга. Позаботьтесь, чтобы в смысле четко прослеживалась ваша личность и убеждения.

О структуре и плане

Вступление

Многие задаются вопросом, как начать писать план по эссе, хотя структура важнее. Во введении нужно плавно подходить к тебе, подготавливая почву. Не нужно в первом же предложении сыпать доказательствами и аргументами. Плавно погружайте читателя в определенную атмосферу.

Обозначьте проблему, напишите об авторе высказывания, как создавалось произведение — это поможет вникнуть в контекст. Цитировать критиков не стоит, тем более если не уверены, что сделаете это без ошибок.

Основная часть

Здесь акцент делают на тезисах. Мысли формулируются в сжатом виде, максимально понятно для читателя. Каждая подкрепляется аргументами — пустые слова никому не интересны.

Вы утверждаете, что многие исследователи сходятся во мнении, что Владимир Набоков — одинаково важная фигура как для русской, так и для американской литературы. Приведите конкретные примеры. Найдите точные цитаты исследователей.

И так по каждому тезису. Обязательно использовать литературные термины: сюжет, завязка, конфликт и др.

Заключение

В этой части делают отдельные выводы по каждой части, а затем один общий. Когда мы писали о целостности и согласованности предложений, абзацев и мыслей, мы имели в виду именно это: сделать вывод и написать заключение в таком случае довольно просто.

В заключении экзаменационная комиссия видит всю ценность работы: становится понятно, умеет ли студент анализировать, структурировать и обобщать материал.

Высказывается главная мысль эссе, как и в предыдущих частях, но иносказательно.

Советы по оформлению

Первая запись должна быть в черновике. После проверки и вычитки, переносите запись в чистовик.

Если вы хотите использовать эпиграф, то размещайте его справа вверху. Чуть ниже указывайте авторство. Кавычки не нужны.

Разбивайте текст на абзацы: так понятнее и проще читать.

Что касается цитат, то они оформляются так же, как и прямая речь. Есть несколько вариантов оформления, которые зависят от расположения и авторства цитаты:

сначала указывают авторство, затем ставят двоеточие и кавычки, точку. Вопросительный и восклицательный знаки размещают внутри кавычек.

Толстой писал: «Красота — это то, что внутри нас».

авторство размещают после или в середине цитаты. Вся цитата берется в кавычки, начинается с заглавной буквы. После кавычек — запятая, тире и с маленькой буквы пишут, кто автор высказывания.

«Нравственность — явление приобретенное», — так говорил Иммануил Кант.

если в середине:

«Нравственность — как говорил Иммануил Кант, — явление приобретенное».

Большие цитаты можно сокращать. Пропуски заполняйте многоточием.

5 советов как написать эссе по литературе

  1. Подумайте немного о теме и ее значении. Попробуйте понять, что вы можете сказать. Насколько то, что вы хотите написать, новое и свежее. Помните, что комисси нужно что-то небанальное.
  2. Разберитесь, достаточно ли у вас материала, который вы будете использовать в тексте. Это не только жизненный и читательский опыт. Чем объемнее и разнообразнее материал, тем лучше. Попробуйте застать читателя врасплох неожиданной информацией.
  3. Не смешивайте в кучу людей и коней. Говорите последовательно, отдайте предпочтение тому, о чем можете рассказать интересно и понятно.
  4. Набросайте в черновике как можно больше тезисов, а затем выберите три самых удачных и сильных. Пусть они будут основой вашего будущего эссе. Три тезиса — оптимальное количество: не слишком поверхностно и не очень консервативно.
  5. Набросайте ветви вашего текста (мысли, тезисы, аргументы), а затем добавьте к ним листья (описания, примеры).

Не знаете, как написать работу самостоятельно? Обращайтесь за качественной и оперативной помощью к экспертам Studently.

Как оформить эссе: от титульного листа до заключения

Эссе – это один из видов сочинения, в ходе которого автор излагает осмысление какой-либо проблемы и события своими словами. Но прежде чем браться за написание такого сочинения, ученику важно ознакомиться с правилами оформления эссе. Если это не оговорено в методичке учебного заведения, нужно будет следовать тому, как оформить эссе согласно ГОСТу. Правильное оформление и шаблон, как выглядит эссе, все это будет рассказано дальше.

Правила оформления эссе по ГОСТ

У каждого учебного заведения предусмотрены свои индивидуальные требования и нормы касательно того, как красиво оформить эссе, сколько страниц должно быть, какими должны быть титульник, заголовок, содержание, а также заключение и прочие нюансы. Если же правил не предусмотрено, в силу вступают правила ГОСТ общепринятого характера.

Формат листов

Первое, на что нужно обратить внимание – формат и размер листов, на которых будет напечатано эссе. Это должно быть обязательно печатное исполнение на компьютере, набираться текст должен в программе Microsoft Word. Далее, как только текст будет набран и оформлен согласно всем пунктам ГОСТ, распечатывать его следует на листе А4, текст при этом располагается только на одной его стороне.

Параметры текста

Правила ГОСТ периодически меняются и обновляются, поэтому если не предусмотрен образец для университета или другого учебного заведения в методическом пособии, нужно найти свежие требования ГОСТ последнего года выпуска. Критерии написания текста подразумевают использование шрифта Times New Roman, размер букв должен быть 14 черного цвета, а интервал между ними – 1,5. Текст выравнивается строго по ширине, на одном уровне оформляется красная строка с отступом 1,25.

Поля и нумерация страниц

Обязательно каждая страница эссе должна нумероваться, причем используется сквозная нумерация. Отсчет нужно начинать с титульного листа, хотя нумеровки на нем не присутствует. Обозначение страниц производится арабскими цифрами. На каждой странице должны быть четко установленные поля:

  • слева – 30 мм;
  • справа – 10 мм;
  • снизу и сверху – 20 мм.

В среднем на странице должно помещаться объем в 1800-2000 символов, ели следовать всем вышеуказанным правилам нанесения текста в документ.

Оформление титульного листа. Пример

Чтобы правильно оформить титульный лист эссе, образец берут также согласно правилам, прописанным ГОСТом. Существует несколько обязательных пунктов по созданию титульной страницы:

  1. В верхней части титула указывается название учебного заведения, для которого создается эссе, а также его руководителя.
  2. Далее указывается название работы большим кеглем — «Эссе» и тематика сочинения в кавычках.
  3. Справа под темой автор указывает информацию о себе и руководителе по обучению.
  4. По центру снизу указывается город и год выполненной работы через пробел.

Наглядно увидеть, как подписывать сочинение на титульном листе, можно просмотреть на готовом шаблоне:

Особенности оформления текстовой части

Текстовая часть – это самый объемный пункт в правилах оформления эссе согласно ГОСТ. Здесь нужно рассмотреть все компоненты текстовой части:

  1. Подзаголовки – основная часть произведения от автора может включать в себя подзаголовки, которые согласно правилам «эссе ГОСТ» оформляются полужирным шрифтом. Начинают введение подзаголовка с большой буквы и после того, как был сделан абзацный отступ, а в конце не ставится точка. Также на подзаголовках нельзя использовать строку подчеркивания.
  2. Графический материал – речь идет о разных таблицах, схемах и диаграммах. Эти данные нужно нумеровать и указывать названия по центру строки, например, Рисунок 1 – Название, Таблица 1 – Название. Если это таблица, обозначение и нумерация указывается сверху, если рисунок – снизу. Не знаете, как украсить эссе? Графический материал поможет сделать это лучшим образом.
  3. Вступление – любая текстовая работа подразумевает вступление, цель которого заключается в кратком ознакомлении содержания и заинтересованности темой. Важно, чтобы вступление и содержание имели одну логическую связь. Введение не предполагает подзаголовка и не отделяется страницей.
  4. Основная часть – раскрывать заявленную тему нужно последовательными и логичными аргументами. В эссе приветствуются мнения экспертов и ученых, цитаты и разные случаи из практики. Отдельно нужно рассмотреть, как оформлять цитаты:
  • эпиграфы – их не нужно заключать в кавычки, в конце указывается автор без скобочек;
  • стихотворения – строки оформляются столбиком без заключения в кавычки (если стих пишется в строчку, тогда кавычки уместны и между строками должны быть знаки препинания);
  • изречения известных людей – цитируя авторов, текст берут в кавычки, а в скобках обозначается автор;
  • высказывания авторов – это должна быть прямая или косвенная речь, прямую речь начинают с заглавной буквы в кавычках, косвенную в кавычках, но с маленькой буквы.
  1. Заключение – любое сочинение по литературе, в том числе и эссе, должно заканчиваться логическим заключением. В нем нужно обозначить проблему, кратко напомнить суждения из основной части текса, а также подытожить всю информацию выводами. Как и введение, заключение не требует отдельного подзаголовка и страницы.

Один из самых частых вопросов от авторов эссе — сколько абзацев должно быть в таком сочинении? Минимальное количество абзацев – 3-4, первый является тезисом, второй толкованием тезиса, третий подробным толкованием, четвертый заключением.

Правильное оформление списка литературы. Пример

Любое сочинение по русскому языку и литературе должно завершаться списком литературы, чтобы оценивающий руководитель понимал, с какими источниками работал учащийся. Хорошо, если среди источников будут не только монографии, но и научные статьи, и сборники конференций в периодических изданиях.

Список литературы оформляют отдельно на листочке нумерацией согласно правилам текстового документа Microsoft Word. Обязательно указывается фамилия автора книги, далее после запятой указываются его инициалы. После этого с большой буквы без кавычек пишется название источника, город и место печати книги, название и год издательства, а также число страниц в книге.

Образец оформленного ЭССЕ по всем правилам

Вывод

Чтобы узнать, как оформить сочинение на конкурс или эссе в учебное заведение согласно нормам и требованиям, можно обратиться к методическому пособию, а если в нем не оговаривают правила – к ГОСТу. В ГОСТе четко указываются все пункты касательно работы в текстовом документе, а также как оформить красиво и грамотно простое на первый взгляд сочинение.

План и структура итогового сочинения 2019-2020

Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку.

АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2020 ГОДА

Коротко о композиции и структуре итогового сочинения

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
    человека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  1. тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что. », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли. » и т. д.,
  2. тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  3. тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка – это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

  1. Обращение к литературному произведению – называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
  2. Его интерпретацию – здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу. » и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

  1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
  2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
  3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
  4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Что вас ждёт в документе ниже:

  • какое должно быть вступление,
  • из чего состоит основная часть сочинения,
  • как сформулировать тезисы и аргументы,
  • как правильно сделать связку между абзацами,
  • как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
  • как добиться уникальности сочинения.

Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).

Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.

Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:

  1. Композиционная.
  2. Логическая.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Композиционная структура

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение

Логическая структура

Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)

Вывод. Обобщение по всей теме

Ссылка на основную публикацию