Как наладить дисциплину в классе: практические советы

8 действенных способов наладить дисциплину в классе

8 действенных способов наладить дисциплину в классе

Шумные ученики, недостаточно опыта, опыт есть, но не тот, постоянное нарушение дисциплины — всё это напрямую влияет на уровень успеваемости. Американские учителя поделились своими идеями, как сделать работу с классом более эффективной. Все эти советы имеют научное обоснование и реально работают.

В 1950-х американские психологи Джейкоб Кунин и Пол Гамп обнаружили любопытный «волновой эффект»: если учитель в школе наказывает одного ребёнка, тот, скорее всего, остановится, вот только другие дети могут начать вести себя точно так же. В связи с этим Кунин и Гамп пришли к выводу, что тотальный контроль может привести к непредсказуемым и неприятным последствиям. «Если учитель хочет контролировать такие „волновые эффекты“, лучше давать чёткие указания, а не подавлять ученика», — писали они ещё в прошлом веке.

И вот, спустя почти 70 лет, проблема всё еще актуальна. Почти половина новых учителей говорят, что они слабо подготовлены к плохому поведению в классе или вообще не знают, как себя вести. Из-за недостатка знаний учителя сталкиваются с огромной проблемой: 144 минуты в неделю (данные по США) тратятся попусту из-за нарушения дисциплины в классе. Если речь идёт об этой цифре за год, то это уже не минуты, а недели, если точнее — три недели потерянного времени.

Исследование причинно-следственных связей в общении между учеником и учителем, проведённое американскими учёными в 2016 году, показало тот же «волновой эффект»: наказания и выговоры могут временно наладить дисциплину, но в итоге дети в классе становятся более склонны к деструктивному поведению. Более того, ученики, принимавшие участие в исследовании, чувствовали себя отстранёнными, им было сложно концентрироваться и выражать свои мысли и эмоции.

Американские учителя делятся своими идея, как поддерживать дисциплину в классе, но не травмировать при этом детей. Каждая из них подкреплена соответствующими исследованиями по теме.

1. Приветствуйте учеников у дверей

Фалон Тёрнер, учительница Вашингтонской начальной школы «Ван-Несс», начинает свой день с рукопожатий и объятий с учениками. Она абсолютно уверена, что это можно сравнить с проверкой пульса у пациента. Ведь так учитель может лучше почувствовать ученика и наладить с ним контакт.

Исследование, опубликованное в прошлом году, полностью подтвердило её уверенность. Такое приветствие даёт позитивный заряд на весь день, а также повышает уровень академической активности на 20%, снижает уровень недопустимого поведения учеников на 9% и добавляет примерно час включённого обучения за день. Всё это, согласитесь, довольно ощутимо.

2. Работайте над отношениями с детьми

Налаживать отношения с помощью объятий — отличная идея, но нужно ещё и поддерживать их, развивать, мириться после ссор и конфликтов. Тренер по восстановительной практике в Центре обучения социальной ответственности в Морнингсайде в Нью-Йорке Марике ван Воерком считает, что «чем крепче взаимоотношения и лучше взаимопонимание между учеником и учителем, тем больше знаний о нём и доброжелательности мы можем использовать, когда ситуация накаляется».

Такая стратегия работы над отношениями, как регулярные проверки и желание сосредоточиться не на проблемах, а на их решении, может ощутимо сократить сбои в обучении на 75%.

3. Подсказывайте ученикам, как себя вести

Экс-учитель английского языка Тодд Финли пишет: «Как внезапный звон колокольчика, прерывающий тишину, привлекает внимание, так в студентах просыпается интерес, когда они чувствуют эффект новизны». Он считает эту стратегию весьма действенной, когда нужно успокоить шумный класс.

Ученикам старших классов нужно подсказывать чаще, если вы хотите, чтобы они следовали инструкциям. Напоминания становятся способом побудить учеников следовать определённым правилам, не контролируя их явно и не заставляя. Например, когда школьники досрочно заканчивают задание, они встают со своих мест — напомните им, что они могут сделать вместо этого.

Подсказки могут быть устными или визуальными, например щелчок пальцами. Можно просто подать сигнал рукой. Хорошо подходят и звуковые методы: звонить в тот же колокольчик, чтобы ученики обратили на учителя внимание.

4. Возьмите рассадку в классе в свои руки

Если ученики садятся в классе так, как хотят сами, вероятность, что дисциплина будет нарушена, в три раза выше, чем если бы это сделали вы. Почему так происходит? Дети, вероятнее всего, выберут места рядом с разговорчивыми друзьями и подальше от учителя, чтобы спокойно сидеть в телефоне. Но можно найти и интересную альтернативу принудительному рассаживанию.

Эмили Полак, учительница 9-го класса в Мэдисоне, поставила в классе диван, кресло и журнальный столик, повесила пару плакатов и ковриков. Она считает, что уютное пространство уменьшает беспокойство и повышает успеваемость в классе. Её ученики сами решают, где сидеть, но если при этом они не могут справиться со своей задачей, то должны вернуться обратно за парту. Полак говорит, что благодаря этому вопросы дисциплины почти полностью сошли на нет, а ученики стали чувствовать себя более мотивированными.

5. Хвалите за хорошее поведение

Это может показаться нелогичным учителям старой закалки, но хвалить за хорошее поведение и игнорировать плохое, а не наказывать за него, помогает сделать учебный процесс более эффективным. Не концентрируйтесь на конкретных учениках, а хвалите весь класс за то, что вы хотите улучшить. Например, скажите: «Отличная работа, сегодня вы быстро сели по местам».

Учительница английского языка в Мемфисе Алисса Нукаро предлагает вообще не использовать слова «не надо» или «не делай» без чёткого пояснения, почему так делать нельзя. В этом случае дети будут чаще и более внимательно слушать то, что вы им говорите.

6. Составьте список качеств, которые вы считаете положительными

Вместо того чтобы просто рассказывать о правилах поведения, обсуждайте с учениками, зачем это нужно. Бобби Шэддокс, учитель обществознания в седьмом классе в Портленде, пишет вместе с детьми список правил, который состоит из таких слов, как «инклюзивный», «целенаправленный», «внимательный».

«Вместо списка правил, который обычно учитель вручает ученикам, мы вместе записали слова, которые мы считаем правильными, мы верим в них», — говорит Шэддокс. Такая стратегия помогает ему контролировать поведение в классе.

7. Не отвлекайтесь от учеников

Сидеть за столом и перебирать документы — конечно, приятное занятие. Но одновременно это знак для ваших учеников, что пришло время отвлечься и поговорить. Будьте активны: перемещайтесь по комнате, проверяйте, что поняли ученики, задавайте вопросы. Речь идёт не о роли дознавателя или полицейского, а об общении с ними. Сол Хеник, учитель средней школы в Плезант-Хилл, считает: «Внимание к ученикам имеет решающее значение для поддержания дисциплины в классе и эффективного преподавания».

Исследование 2017 года подтверждает: невербальные знаки внимания учителя, например улыбка или зрительный контакт, могут существенно сократить психологическую или физическую дистанцию. Такое поведение также вызывает у учеников более позитивные чувства по отношению к учителю и предмету в целом, одновременно улучшая поведение в классе.

8. Будьте последовательны в своих правилах

В начале своей карьеры в качестве администратора в средней школе Келли Уикхем Хёрст столкнулась с очень неприятной ситуацией. Её попросили наказать темнокожего ученика за нарушение дресс-кода. Когда они шли по коридору, мальчик показал на других учеников, которые были одеты точно так же, и спросил: «Их вы тоже накажете, как и меня?»

Этот пример хорошо показывает, что в правилах и соблюдении дисциплины не должно быть исключений, — не выделяйте любимчиков. Лучше сосредоточьтесь на поведении, а не на самом ученике. Когда вы видите, что что-то идёт не так, просто напоминайте ученику о правилах. Не нужно его наказывать.

Как улучшить дисциплину в классе? Советы психолога

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Как улучшить дисциплину в классе?

1. Контакт глазами: никаких слов – только взгляд.
2. Физическое приближение: продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником, без контакта глазами и без слов.
3. Используйте имя ученика: делайте это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока.
4. Посылайте “секретный сигнал”. Можно использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: “тсс!” или скрестить руки.
5. Приготовить заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: “Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь.”
6. Делайте неожиданности. Начните говорить тихим голосом. Измените ваш голос: используйте необычную манеру говорить, звуки, ударения или другой язык. Говорите монотонно, высоким или низким голосом.
7. Временно прекратите вести урок. Вам нужно только сказать: “Дайте мне знать, когда будете готовы продолжить урок”. Попросите об одолжении. Измените деятельность.
8. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения: полезнее не говорить ученику-нарушителю о его плохом поведении, а уделить внимание кому-то из одноклассников, кто, может быть, сидит рядом и ведет себя хорошо.
9. Благодарите учеников, которые делают то, что вы просили сделать;
10.Пересаживайте учеников: меняйте их местами. Посадите ученика на 5 минут на стул “размышлений”, который отличается от других стульев и где нарушитель может подумать о том, как себя вести. “Стул размышлений” должен находиться вне поля зрения остальных учеников.
11. Можно повесить в классе перед глазами учеников плакат с “заклинаниями” примерно такого содержания: ” Я могу спокойно работать” “Я могу изменить свое поведение”
12.Отнеситесь к ученику, демонстрируя ему ваши: приятие, внимание, уважение, одобрение, теплые чувства.

ЗНАЙТЕ, КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ВАС ПРИЕМЛЕМО, А КАКОЕ НЕТ

Аналогия с окном, которую предложил доктор Томас Гордон, автор книги “Тренировка эффективности учителя”, поможет вам понять, какое поведение вы разрешаете и сколько шума и активности вы способны выдержать. Нарисуйте окно в своем классе. Степень открытости окна – это ваш уровень терпения. Имейте в виду, что осмысленная, продуктивная деятельность положительна, даже если сопровождается повышенным шумом. Можно ограничивать уровень шума, но не уровень активности. Вы же не хотите, чтобы ваши правила были настолько строгими, чтобы они не давали детям активно работать, или, наоборот, такими расплывчатыми, чтобы всякая осмысленная учеба прекращалась из-за полного отсутствия рамок и порядка.

Имейте в виду, что осмысленная, продуктивная деятельность положительна, даже если она сопровождается повышенным уровнем шума.

Чтобы определить уровень своего терпения, проведите следующий эксперимент. Начиная с полностью закрытого окна, запишите разновидности поведения, которые вы готовы допустить. А когда закончите, подведите черту, чтобы определить, где может открыться окно. Если оно почти закрыто, и вы мало позволяете своим ученикам, подумайте, что нужно быть терпимее и больше им разрешать. А если вы увидели, что окно слишком открыто, тогда подумайте о введении добавочных ограничений.

Нужно попробовать разные виды окон, пока вы не придете к удобному для вас уровню дисциплины в вашем классе. И помните, что приемлемое для вас, может быть неприемлемым для других учителей, и наоборот.

От вашего отношения к ученикам, главным образом, зависит, будут ли они исполнять установленные вами правила. Важно быть твердым и добрым, настойчивым и постоянным, держать свое слово и отделять поступок от человека.

Отделять поступок от человека (т.е. не смешивать оценку поступков и оценку личности, быть способным проявлять строгость в отношении неправильного поведения и одновременно – терпимость и доброжелательство в отношении к личности в целом) – одно из самых важных и порой трудных умений, необходимое во многих областях жизни.

Есть разница между твердостью, строгостью и жесткостью.

Между твердостью, строгостью и жесткостью есть разница. Строгие учителя часто бывают жесткими, негибкими. Они нечувствительны к потребностям учеников и часто говорят такие вещи, как: “Больше старайся”, “Если бы ты только не был таким ленивым”, “Все в классе это могут”, “Добавь это к своему заданию на дом”. У этих учителей тенденция к излишней критичности, поэтому ученики чувствуют, что, как бы они себя ни вели, все равно учителю это не понравится. Поэтому они не хотят даже пытаться делать то, что он говорит. И более того, ученик может воспринять подобные реплики, как синонимы выражений: “Ты ничтожество”, “Ты плохой человек”. Постепенно это может привести его к депрессии и некомпетентности не только в классе, но и вообще в жизни.

А твердые учителя уверены в своей способности обучать. Они не отступают от того, что думают, не меняют своего отношения к поведению, постоянны в своих требованиях к ученикам, в том, что допускают и что не хотят терпеть. (Следует помнить, что эти установки отличаются у разных учителей.) Они стремятся быть гибкими, но в пределах установленных ими рамок, основанных на принципах взаимного уважения.

Не будьте в один день мягким, а в другой – жестким. Ученики чувствуют себя смущенными и неуверенными, если не знают, как себя поведет их учитель в любой момент и в любой ситуации. Представьте себе их замешательство, если иногда учитель позволяет им вести себя, как угодно, а потом вдруг становится авторитарным и ругает их за то же самое поведение. Ученикам необходимо знать заранее, как вы отреагируете в определенных ситуациях. Им необходимо постоянство, чтобы ощутить существование порядка в окружающем мире.

Ученикам необходимо постоянство, чтобы осознать существование порядка в окружающем мире.

Мы часто не даем ученикам возможности понимать, как мы поступаем. Нам необходимо помнить, что ученики быстро учатся манипулировать учителем, чтобы добиться своего. Они точно знают, сколько раз учитель скажет “нет”, прежде чем им это позволит. Но если вы установите правило, говоря “нет!”, иметь в виду “нет!” и не отступать от этого, то ваши ученики вскоре станут относиться к вам серьезно. Учитель, который не держит свое слово (по любому поводу), подрывает наивное доверие ребенка. Если учитель попадается в эту ловушку, ученики перестают ему верить.

Независимо от того, насколько хорошие правила вы установили, все равно найдутся ученики, которые будут постоянно испытывать границы дозволенного. Чтобы развить систему дисциплины, которая позволит вам изменить поведение ученика, вы должны, прежде всего, понять, почему ученик неправильно себя ведет. Согласно Рудольфу Дрейкурсу, всякое неправильное поведение имеет свою причину. Может быть, ученики ищут внимания, стремятся к власти, хотят отомстить или чувствуют себя неадекватными. Каждая из этих целей вызывает у вас ответные чувства, и хотя, может быть, трудно понять точную причину неправильного поведения ученика, Дрейкурс говорит, что ваша реакция даст вам понимание его цели.

Прежде всего, вы должны понять, почему ученик неправильно себя ведет.

Привлечение внимания : Ученик, который ищет вашего внимания, видит, что если не может привлечь его обычным способом, значит, ему нужно для этого вести себя неподобающим образом. Цель – ваше внимание, а как ее достичь, это уже неважно. Если вы расстроены его поведением, вероятно, его целью было привлечь внимание . Вы можете помочь в таком случае, если обратите внимание на этого ученика тогда, когда он ведет себя хорошо. Поймайте момент, когда он сделал что-то хорошее, и похвалите его. Но старайтесь не обращать на него негативного внимания, когда он его ищет. Это только усилит этот тип неправильного поведения.

Стремление к власти : Ученица, которая не получает необходимого ей внимания, чувствует, что не контролирует свое окружение и поэтому пытается добиться этого контроля, став авторитетной фигурой. Если вы сердитесь , вероятно, ученица ведет себя так, чтобы добиться власти .

Мщение: Ученица, которая чувствует себя бессильной, приходит к выводу, что единственный способ реагировать на ту боль, которую она испытывает, это мстить и причинять боль другим. Если неправильное поведение ученика вызвано желанием мстить, вы, вероятно, почувствуете сильную боль и захотите ответить ей тем же. Чтобы помочь этой ученице, вам нужно отодвинуть свои чувства в сторону, оставаться спокойным и постараться создать с ней более позитивные отношения. Попросите для этого совета и помощи у других профессионалов. Если вы себя чувствуете глубоко оскорбленным и хотите ответить тем же , вероятно, ученица хочет мстить .

Всякое событие нашей жизни имеет смысл. В частности, трудные ученики позволяют нам осознать те аспекты нашей личности, которые требуют внутренней работы. Занимаясь ею, вы, помимо решения проблем в классе, улучшите качество вашей жизни в целом и откроете для себя творческие возможности повседневности.

Чувство неадекватности : Если ученик чувствует себя совсем нелюбимым и бессильным, он обращает мщение против самого себя. Он впадает в депрессию и отказывается от самого себя и от других. Имея дело с таким учеником, вы сами можете почувствовать отчаяние, но никогда от него не отказывайтесь. Оставьте всякую критику и сосредоточьтесь только на позитивных и сильных сторонах его личности, на его хороших поступках и проявлениях. Вам потребуется поддержка других специалистов, чтобы помочь ему преодолеть это поведение.

Следующие соображения могут помочь вам верно воспринять неправильное поведение ученика.

Помните, всякое неправильное поведение исходит из недостатка поощрения. Ребенок теряет надежду на то, что активное, конструктивное поведение принесет ему успех. Он не начинает неправильно себя вести, пока не чувствует реальную угрозу своему статусу. Мы можем понять причины его поведения, только исследуя его намерения. Когда мы обнаруживаем цель, мы можем начать понимать ребенка.

Отступив от ситуации, вы можете объективнее судить о поведении ученика и вашей реакции на него.

Частично, причиной неправильного поведения учеников является конфликт потребностей.

Роджер Пиранджело предупреждает учителей, что поведение, которое они наблюдают, может быть симптомом более глубоких проблем. “Поэтому учителям очень важно понимать различие между симптомами и проблемами. Если это не вполне понятно, обе стороны конфликта, и учителя, и ученика, ждет большое разочарование, поскольку симптом устранить не удается”. Часто от симптома неправильного поведения можно избавиться, только работая с самой проблемой. Далее он приводит список наиболее частых проблем, которые могут проявляться как неправильное поведение:

постоянные неудачи в учебе и в школе

реакция на одноклассников

ожидания родителей (неадекватные ожидания. Адекватные ожидания родителей очень помогают детям)

Как наладить дисциплину в классе.
статья (1 класс) на тему

В помощь учителю начальных классов. О дисциплине.

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_naladit_distsiplinu_v_klasse.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Раньше даже простой сельский учитель мог взять розгу и отходить ею по спине непослушного ученика, а вот сегодня даже строгий завуч понятия не имеет, как наладить дисциплину в классе без крика или потрепанных ушей.

А свою безнаказанность дети осознают очень и очень быстро. На крик или гнев учителя они зачастую не реагируют – на них и дома кричат. Поэтому сегодня настало то время, когда учителю дисциплины приходится добиваться умом и талантом, а не пугающим авторитетом. И это возможно – нужно только прислушаться к таким советам психологов:

Совет 1. Задать мотивацию

Как ни странно, но еще с первого класса мало кто из учеников понимает, зачем ему нужно ходить в школу. «Надо!» – и все. Но этого недостаточно. Когда ребенок еще в начальной школе, заставить его, принудить и надавить психологически намного легче, чем справиться с подростком, который проявляет бунт.

Поэтому с первых дней учебы очень важно объяснять ученикам, зачем они сюда пришли. Это же необходимо напоминать и в старших классах. Важно донести мысль, что школа – это не тюрьма, школа – это прекрасный потенциал развития, потенциал собственного будущего.

Совет 2. Уделять внимание трудным ученикам

В каждом классе есть свои злостные нарушители дисциплины – местные «клоуны». Обычно на них обращает внимание учитель, когда те уже окончательно сорвали урок. А вот нужно контролировать ситуацию еще раньше, когда появляются только первые признаки того, что вертлявый ученик больше высидеть уже не может и находится в поисках новых идей «как достать учителя».

Только он станет вертеться и что-то доставать – нужно стать возле него и положить руку на его плечо, продолжая тем временем вести урок или слушать ученика у доски. Через две-три минуты можно уйти на свое место. И так – два или три раза за урок.

А «клоун» получит, таким образом, необходимое ему внимание и не станет куролесить.

Совет 3. Чередовать виды активности

Главная причина плохой дисциплины на уроке – усталость детей. Тогда их организм и психика настойчиво требуют отдыха, или хотя бы смены деятельности. Возникает шум, дети вертятся, а учитель в итоге нервничает и прикрикивает.

Для того чтобы этого не возникло, нужно грамотно планировать заранее свой урок, в котором должны быть перетасованы этапы пассивной (работа с учебником) и активной работы (у доски, эстафеты, работа парами). Главное, не переживать постоянно о том, как наладить дисциплину в классе , а делать урок интересным и неутомительным.

Совет 4. Заботиться о личностном росте учеников

Дети растут – это непреложная истина. Они растут физически и психологически абсолютно везде – в играх, общении, забавах и даже просмотре телевизора. И все то, что хоть как-то тормозит их личностный рост, они инстинктивно избегают. А как назвать скучные однообразные уроки с постоянной зубрежкой и неподвижным сидением, как не торможением развития?

«Школа не развивает, а отупевает» – не зря этот лозунг становится все более и более популярным как за рубежом, так и здесь. Это естественно, что ребенок всеми силами борется – ну не хочет он проводить полдня ежедневно не развиваясь. Именно поэтому он с утра жалуется на боль в животе, потом нехотя плетется в ненавистную школу и там всячески пытается избежать нудного времяпровождения. Вот поэтому на каждом уроке, в любом занятии важно делать акцент на собственном развитии учеников, интересоваться постоянно их мнением по поводу темы урока, ценить их мысли и проявления личности.

Дисциплина в классе — сотрудничество или противостояние

Автор: Виктория Винникова, педагог

Как хочется зайти в класс, а там — доска готова, класс стоит смирно, все на месте, все ждут учителя, с готовностью поглощать вечное, доброе, светлое. Если дисциплина в классе на высоте, то и учеба дает хорошие результаты.

Но мечты и реальность часто не совпадают.

Вот приходишь ты в класс, хочешь «сеять разумное, доброе, вечное». А там сидят маленькие (или совсем не маленькие) звери. И их первое желание — съесть тебя. И они проверяют поначалу учителя на прочность. Если выдержал — появляется контакт, а если галерка не принимает — никакой дисциплины не будет!

Когда дисциплина в классе учителя напрягает и не дает нормально объяснять материал урока, работать очень сложно. Ведь в этом случае на первый план вместо обучения выходят в полный рост вопросы дисциплины и порядка на уроке.

Больной вопрос — дисциплина в классе. Сколько бы я ни готовилась к уроку, все идет насмарку, потому что нет дисциплины.

Дети ничего не боятся, не понимают требований учителя, занимаются своими делами и т.д. Самое страшное, что это не только у меня в классе.

(цитаты с форума учителей)

Учителя пишут, что иногда просто опускаются руки, ситуация запутывается в какой-то хаотичный клубок, распутать который не представляется возможным. Учителю просто непонятно, почему некоторые приемы по удержанию дисциплины работают в одном классе и не срабатывают в другом. С чем это связано? Вроде дети одного возраста, одинаковый учебный материал. В чем же причина?

Почему возникают проблемы с дисциплиной? Как справиться с непослушными детьми и выполнить план урока? Наконец, как самому учителю перестать испытывать злость и раздражение на детей?

В этой статье мы дадим несколько действенных советов, как держать дисциплину в классе, используя новейшие открытия в психологии — системно-векторную психологию Юрия Бурлана.

Системно-векторная психология раскрыла и систематизировала все глубинные бессознательные желания человека. Когда учитель понимает все эти подводные течения бессознательного, которые движут как отдельным ребенком, так и коллективом класса, ему гораздо легче наладить дисциплину в классе. Если этого понимания нет, то учитель действует методом несистемного «тыка», иногда попадая в точку, а иногда нет.

Дисциплина в начальных классах

Дисциплина в 1 классе — это только первые шаги в формировании организационных навыков у малышей. От тех основ, которые будут заложены в первом классе, зависит дальнейший интерес к учебе и дисциплина в классе.

У первоклассников ведущей становится учебная деятельность, одновременно с этим потребность в игре также остается высокой. У детей еще достаточно высокий интерес к учебе. На стыке двух желаний — познавательного интереса и потребности в игре — лучше всего формируется дисциплина в первом классе.

При этом дисциплина — это не только управление вниманием школьников, но и понимание глубинных законов формирования коллектива. Эти законы бессознательно выстраивают детей в иерархию, согласно их психическим свойствам. Зная эту систему координат, гораздо легче управлять коллективом — просто потому, что приходит понимание, на каких «клавишах» и какую «мелодию» надо сыграть.

Для обучения и привития навыков дисциплины системно-векторная психология Юрия Бурлана рекомендует использовать командные игры и соревнования, так как у нас коллективистский общинный менталитет. Когда общие цели достигаются командой учащихся — это всегда лучше. Потому что если каждый вносит свои усилия в коллективное дело, то победа становится еще слаще.

Поэтому учителю, даже подчеркивая достоинства отдельного ученика, всегда нужно сделать акцент на том, что он показывает другим ребятам пример или внес наибольший вклад в то, чтобы урок был интересным.

Разнообразные игровые приемы позволяют лучше концентрироваться на заданиях и учиться с большим интересом. Естественно учитель начальной школы работает в тесном сотрудничестве с родителями.

Дисциплина в 1 классе советы учителю

Родители, которых тоже беспокоит дисциплина в 1 классе советы учителю дать не могут. Хотя от них очень многое зависит. Ведь ребенок несет свои состояния из семьи. И если он не чувствует поддержку от матери, то его поведение становится «странным». А родители и учителя продолжают давление на ребенка, который еще не успел адаптироваться к школе.

Хуже всего, когда в ход идут крики на ребенка. А некоторые даже начинают бить нерадивых (по их мнению) или ленивых малышей. Важно понимать, что такие действия моментально приводят к задержке психосексуального и умственного развития ребенка. А дальше уже включается «замкнутый круг»: если падает интерес к учебе, то сразу же возникают проблемы с дисциплиной в классе.

Когда у ребенка нормальная обстановка в семье, тогда уже не будет страдать дисциплина в школе и классе. Но не стоит забывать и такой момент: ребенок может ощущать гораздо больше защищенности в школе, где его не унижают, а стараются помочь. В любом случае учителя знают, что дети из неблагополучных семей оказывают влияние на общую дисциплину в классе. Именно такие дети чаще других ведут себя не совсем адекватно ситуации: истерят, обижаются или проявляют гиперактивность.

Учитель в любом случае занимает взрослую позицию. Очевидно, что обвинять ребенка в сложностях адаптации к школе неразумно. Однако учитель, зная особенности такого ученика, может оказать ему поддержку и стать тем самым светлым душевным лучиком, который поведет ребенка по жизни. Сумеет правильно подсказать ребенку, что является настоящими ценностями, а что является просто «пеной» или мыльными пузырями, на которые не стоит тратить своих усилий. То есть направить усилия ребенка в сторону его оптимального развития.

Не орите на ребенка

Важнейшее правило: Кричать на детей нельзя. У них от этого разрушаются нейронные связи в мозге!

Учителю, который не понимает этих постулатов и продолжает кричать на детей, унижать их, становится еще сложнее добиться дисциплины в классе. Бессознательно, чтобы ощущать себя в безопасности, дети начинают сбиваться в стайку и сопротивляются всем коллективом дисциплинарным мерам учителя.

Проблемы дисциплины в 5 классе

Переход в среднюю школу влечет за собой другие проблемы с дисциплиной в классе. Это связано с тем, что вместо одной учительницы появляется много учителей и у каждого свои требования. При этом одни учителя умеют держать дисциплину на уроке, у других это получается хуже. Но дети точно считывают все этим моменты. Они прекрасно чувствуют, у какого учителя можно «пофилонить» на уроке, а где им не дадут спуска.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, человек устроен по принципу наслаждения. У детей это проявляется ярче всего. Если они что-то не хотят делать, их не заставить. Но зная индивидуальные особенности детей, к ним гораздо легче найти подход не через «кнут», а через «пряник».

При этом для каждого ребенка, в зависимости от его врожденных особенностей (векторов), «призом», то есть тем самым «пряником», может быть отдельное поощрительное слово от педагога. Для шустрых и подвижных детей с кожным вектором — это возможность быть первым. Значит, и хвалим их за скорость, при этом указываем на ошибки, которые они допускают.

А вот для обстоятельных учеников, обладателей анального вектора, главная ценность — это возможность быть лучшим. Поэтому их надо хвалить за качество и усидчивость.

Эмоциональных ребят необходимо поощрять за красоту выполнения заданий и отмечать эти работы перед классом. Замкнутым интровертам, обладателям звукового вектора — гениям в потенциале — всегда лучше давать дополнительное задание более высокой сложности. Их абстрактный интеллект способен решить очень сложные задачи.

Давая нагрузку ребятам согласно их свойствам, мы превращаем обучение в увлекательный процесс. Когда дети учатся с наслаждением, проблем с дисциплиной чаще всего не возникает.

Конечно же, мы не забываем, что сейчас век клипового мышления. Современным детям сложно долго сосредотачиваться на одном и том же, они теряют интерес, поэтому сам урок должен быть наполнен разнообразным материалом.

Командовать парадом буду я?

Организация дисциплины в классе — это процесс, который требует системного подхода. Прежде всего должны быть четко сформулированные правила поведения на уроке. Ведь дисциплина — это еще и цели, задачи, планы и сроки их выполнения. Конечно же, у учителя есть учебный план и общими усилиями его необходимо выполнить.

Когда учитель пытается воздействовать на учеников только через жесткие дисциплинарные меры, то есть без внутреннего согласия, признания коллективом справедливости этих правил, ничего не получается.

Это очень интересный момент, который точно показывает системно-векторная психология. И связан он с бессознательными реакциями и особенностями нашего менталитета. Напоминаю, что у нас коллективистский общинный менталитет. И для нас понятие справедливости и милосердия находятся гораздо выше, чем закон.

Учитель будет просто противостоять ученикам, и эта бессознательная борьба только усугубит ситуацию. Коллектив школьников будет гнуть свою линию, учитель будет пытаться взывать к дисциплине, правилам, применять карательные меры, но всеобщее напряжение будет только расти.

Где же пролегает эта тонкая грань между жесткой дисциплиной и желанием учиться? Ответ простой — в области сотрудничества. Когда учитель может так организовать процесс учебы, чтобы была и дисциплина и при этом не терялась познавательная активность ребят.

Как наладить дисциплину в классе — противостояние или сотрудничество?

На самом деле дисциплина в классе — это создание условий для сотрудничества учителя с учениками и учеников между собой.

Вот некоторые системные советы от педагогики сотрудничества.

Используя принцип удовольствия, привлекать ребят любого возраста к сотрудничеству при проведении урока. Это могут быть очень простые шаги и действия: раздача тетрадей, подготовка доски и класса к уроку, проведение физкультминутки на уроке и подбор музыкальных пауз для них.

Когда дети вовлечены в процесс и хотя бы чуть-чуть вкладывают свои усилия при проведении урока, их интерес к учебе возрастает, а проблемы с дисциплиной отходят на второй план.

Можно пойти дальше и устроить конкурс талантов. Ведь в каждом школьном предмете есть где проявить творчество.

Например, устроить конкурс «Таланты нашего класса», где каждый ученик — кто что может — делает свой творческий вклад и показывает, например, английский язык/математику/биологию в песне, танце, монтирует фильм, рисует, лепит, орет как дикарь (чем не номинация). Позволяя детям выразить себя, мы позволяем школьникам взглянуть на предмет с другой стороны. Часто через такие вот моменты можно приоткрыть для себя и различные способы объяснения даже очень сложных заданий.

У меня была девочка, которая не хватала звезд с неба в математике. Но то, как она рисовала и чувствовала цвет, было просто ее уникальным даром. Мы всем классом просили ее иллюстрировать математические сказки, сочиненные другими учениками. В результате появлялись просто шедевры и по оформлению, и по содержанию. Эти работы много лет украшали наш класс.

Сотрудничество детей между собой всегда позитивно. Когда мы показываем ребятам эту возможность проявить свои таланты, они готовы дальше уже сами идти по этому пути и часто помогают друг другу по разным предметам.

Дисциплина в старших классах — действуем через сотрудничество

Дисциплина в 9 классе — это уже другой вопрос, так как у подростков начинается пубертат, а значит, они все больше и больше хотят попробовать свою самостоятельность, и, конечно же, они считают себя уже взрослыми, умными и не подчиняются дисциплине на уроке иногда просто из чувства протеста.

Что можно сделать? Здесь помогают опять же игровые методики. Игры в дни самоуправления, когда те же подростки должны подготовить урок на 45 минут и провести его в младших классах. Да, да, вот так вот — на противоположностях! Когда они сами, сталкиваясь с проблемами дисциплины в 7 классе, увидят этот праздник непослушания во всей красе, они смогут изменить свой взгляд на дисциплину в классе. Вообще обмен ролями очень позитивно влияет на учеников.

Затем можно даже поручить старшеклассникам провести конференцию на различные темы. Например, «Особенности дисциплины в 6 классе». Другой готовит доклад на тему проблемы дисциплины в 5 классе и так далее, вплоть до того, что учителям можно и самим поучиться у подростков различным приемам удержания внимания.

Понять что-то можно через противоположности. Когда устраивается праздник непослушания, а потом идет его обсуждение, то очень легко формируются разумные правила, которые признаются коллективом ребят.

Дисциплина в классе советы системных педагогов

Очевидно, что для качественного учебного процесса должна соблюдаться дисциплина в школе и классе.

Современные дети полиморфы, то есть имеют несколько векторов. Распознавание их внутренних мотивов к тому или иному действию позволяет легко научиться поддерживать дисциплину в классе, точнейшим образом используя педагогические приемы.

Дисциплина никогда не будет идеальной, это тоже надо понимать. Дети проходят разные периоды своего развития, у них меняется обстановка в семье, что также влияет на дисциплину и поведение школьников. Но именно потому работа учителя требует творческого подхода и знания особенностей психики детей.

Со знаниями по системно-векторной психологии Юрия Бурлана работать с детьми и поддерживать дисциплину в классе становится легко и просто. Вот отзывы учителей о применении новейших открытий в области психологии в своей работе.

Распутать клубок противоречий и непонимания между учителем и учениками можно уже на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Это уникальный практический инструмент в работе педагога.

В системно-векторной психологии есть точные ответы на все вопросы о том, как наладить дисциплину в классе. Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана здесь.

А как решается вопрос дисциплины в классе у вас? Ваше мнение очень важно. Возможно, у вас есть личный опыт, отличный от моего? Поделитесь своими находками в комментариях.

Автор Виктория Винникова, педагог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

7 Дек, 2016 Комментариев: 4 Просмотров: 23140

Порядок в классе без давления и стресса

Суматоха и шум в классе способны вывести из себя любого учителя. Как справиться с потоком крика, перебиваний и нарушением дисциплины, расскажет учитель словесности.

— Ты кто такой? — спросила меня секретарь. — В это время синьор директор принимает только учителей.
— Я знаю… я как раз и есть новый учитель… — ответил я, протягивая ей письмо.
Вздыхая, она прошла к директору, а через мгновение показался и он сам. Увидев меня, он схватился за голову.
— О чём они там у себя думают, в управлении? — закричал он. — Присылают мне мальчишку, когда мне нужен злой усатый великан с бородой, который поставил бы наконец на место этих сорвавшихся с цепи чертенят! А это кто — мальчишка… Да они его живьём съедят, как только увидят!

Многие учителя знают, что худший урок — это урок после физкультуры: детей невозможно собрать, они гиперактивны, жизнь из них так и хлещет. Но соорудить порядочную дисциплину в классе бывает сложно и на первом уроке в начале дня. Здесь учителю необходимо подключить все 100% мозга и, в первую очередь, справиться с собственным гневом. Дашь слабину — волна непослушания и неповиновения захлестнёт тебя с головой.

В разгребании вороха вопросов про дисциплину может помочь книга доктора педагогики Марвина Маршалла «Дисциплина без стресса». С помощью нескольких советов и рекомендаций можно улучшить собственное положение в классе, не нарушая границ и не испытывая угрызений совести.

Читайте также :

Для начала автор предлагает чётко определить, кто за что отвечает в классе. Для этого нужно усвоить разницу двух понятий: «управление классом» и «дисциплина».

  • Управление классом: это вопросы методов, это ваш личный ритуал, зона вашей ответственности.
  • Дисциплина: это уже вопросы поведения, управление импульсами и самоконтроль; здесь ответственность ложится на неокрепшие плечи учеников.

Конечно, если в классе начинается малое татаро-монгольское нашествие, то вы не можете просто стоять и причитать: «Это ваша зона ответственности, дорогие разбушевавшиеся дети, а я вот тут спрячусь за холмом и буду ждать пришествия наших войск».

Чтобы разбушевавшийся ученический народ не разнёс весь кабинет, Марвин Маршалл предлагает обратить внимание на следующее.

Взаимоотношения

Взаимоотношения с учителем улучшаются, когда сокращается список правил. Да-да, именно сокращается. Правила способствуют послушанию, а не творчеству. Правила необходимы в спорте, но в отношениях они непродуктивны.

Изучив работу более 600 школ, сотрудники Университета Джона Хопкинса выявили шесть распространенных дисциплинарных проблем. Замечу, что первые три пункта посвящены правилам.

Читайте также :

  1. Правила нечёткие или воспринимаются как несправедливые или несистематично использующиеся.
  2. Школьники не верят в правила.
  3. Педагоги сами не знают правил или не находят общего языка в их толковании.
  4. Педагоги плохо взаимодействуют с администрацией либо администрация инертна.
  5. Нарушения игнорируются.
  6. Педагоги склонны к излишним наказаниям.

Если мы понимаем, что урок не был усвоен (что наши труды пропали даром, что весь гениальный замысел провалился), мы помогаем школьнику понять материал: проговариваем тему ещё раз, выясняем, почему произошел провал, придумываем ещё один гениальный урок, в конце концов.

Схожим образом следует относиться к обучению правильному поведению и помогать ребенку его освоить, а не наказывать и не вызывать у него страданий: «Давай попытаемся понять, почему ты всё время отвлекаешься во время урока», «Почему все вопросы решаешь с помощью силы?», «Что мешает тебе выполнять задания?». Когда диалог существует, выясняется причина, с которой можно работать.

Обязательства

Если мы отказываемся от списка правил, которые висят на стенде в классе, тогда нужно выработать соглашение, в котором необходимо определить обязательства сторон. Обязательства ставят ребенка в позицию сильного, способствуют самодисциплине, они включают внутреннюю мотивацию и заинтересованность, а не послушание. Между учителем и классом возникают отношения сотрудничества. Ученик обязан приходить на урок вовремя, быть вежливым, не перебивать. Учитель же, в свою очередь, обязан выслушать, также быть вежливым, не унижать и так далее.

Процедуры

Часто, говоря о правилах, мы имеем в виду процедуры: «При входе в класс нужно здороваться», «Не перебивай Машу, когда она отвечает», «Если тебе нужно выйти — подними руку». Объяснив ученикам, что это процедура, а не правило, учитель перестает быть полицейским и становится тренером, который отрабатывает навык, но не давит на детей.

Читайте также :

«Мы слишком часто полагаем, будто дети знают то же самое, что и мы, и понимают, чего мы от них хотим. Это ложное предположение», — утверждает Марвин Маршалл. Безусловно, мир стремительно развивается, но пока ученики не могут считывать и беспрекословно выполнять всё нами задуманное. Ученики должны знать, что им делать при входе в класс, так же хорошо, как и учитель.

Сразу за дело

Войдя в класс, ученики должны немедленно заняться учебной деятельностью. Их должно цеплять с самого порога. Это могут быть дополнительные задания, вывешенные на стенде, выполнение которых позволит получить хорошую отметку. Или любопытный слайд, который выведен на экран. Например, игра «Угадай писателя по глазам». На экран выводим слайд, на котором изображены только глаза писателей (ученых, выдающихся деятелей). Пока ребята готовятся к уроку, они могут угадывать, настраиваясь на рабочий лад.

На доске можно написать провокационный вопрос или утверждение, которые заставят учеников спорить друг с другом: «Александр Пушкин никогда не писал о любви» или «Назовите рассказы Чехова, в которых присутствует мистика».

Борьба с опозданиями

Опоздавший ученик — проклятье урока: учитель начинает отвлекаться, придумывать на ходу санкции, обещать кару небес в следующий раз. Чтобы урок не унесся в тартарары, лучше воспользоваться решениями Марвина Маршалла.

Несложный тест на пару минут (или диктант, или мини-опрос) в начале урока позволит кому-то улучшить отметки, включиться в тему и вспомнить прошлый разговор. Но это должно быть ежеурочно, чтобы опаздывающие знали, что пропускают шанс поправить положение. Эта работа должна быть действительно простой, иначе есть риск, что опозданий будет больше.

Не привлекайте внимание к опоздавшим. Если каждый урок будет начинаться с: «Итак, поприветствуем короля всея опозданий Михаила, что на этот раз? Может, мне за тобой заезжать по утрам?», это убьеёт всякое желание приходить на ваши уроки. Пусть опоздавший тихонько проберётся в класс и спокойно сядет.

Читайте также :

И напоследок. В книге Марвина Маршалла есть много вариантов для организации благоприятного климата в классе. Здесь и подача сигналов (поднять карандаш вверх, если его необходимо подточить, и, получив согласие учителя, пойти к урне); делегировать роль помощников самим ученикам («Кого ты уже попросил о помощи, пока не обратился ко мне?»); получать обратную связь от учеников при изучении какой-либо темы (поднятый вверх большой палец — «я понял тему», опущенный вниз — «суть темы до меня не смогла добраться»).

Обращайте внимание на уборку класса в конце занятия — это позволит другим заниматься в чистоте и думать о тех, кто придет в класс после. И ещё: не увеличивайте количество домашнего задания в наказание за проступок. Цель домашнего задания — прибавка к уроку, но никак не мера воздействия.

Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования – нажмите на картинку

Панель сайта

Приглашаем коллег к сотрудничеству:
вместе мы можем больше!

100% компетентность!

Как укротить строптивых

Молодому педагогу Почему так важна дисциплина на уроке? Ответ, кажется, очевиден: без осознания правил корректного поведения – в классе, на улице, в общественном месте, даже просто наедине с собой – достижение личностного роста и профессионального успеха не представляется возможным. Несвоевременные шутки, превращающие аудиторию в подобие цирковой арены; проявления агрессии по отношению к соученикам или преподавателю; выкрики с места; срывы уроков, в том числе за счет непрекращающихся разговоров и хамских выходок; невыполнение заданий, запугивание отличников с целью либо унизить, либо получить доступ к домашним работам сводят на нет попытки учителя создать в классе атмосферу безопасности и комфорта. А без последней – мы уже об этом говорили – невозможно сделать процесс получения образования качественным; труд педагога – имеющим смысл.

Превентивные меры – как установить дисциплину на уроке

Лучший способ избежать подобных проблем – расставить все точки над «і» при знакомстве с классом. Обычно, именно это происходит с шестилетками, переступившими школьный порог первого сентября. Но даже малыши время от времени сталкиваются с другим педагогом (например, на уроке пения или в случае замены по причине отсутствия постоянного учителя); каждый из них имеет собственные специфические требования и свое представление о здоровой рабочей атмосфере.

Ожидания учителя должны быть сразу донесены до детей и восприниматься ими однозначно. Понятно, что они – ожидания – не могут быть одинаковыми для учеников начальной школы и студентов университета (предполагается, хотя не всегда подтверждается практикой, что вторые – достаточно сознательны). На первых же стоит потратить классный час: пусть малыши сами предложат свое видение хорошего и плохого поведения; договорятся между собой, как будут объединяться против обидчика, если таковой объявится; что сделают, если у них попросят списать задание или, например, обмануть учителя, убедив его в том, что он ничего не задавал?!

Учитель должен помнить, что до определенного возраста дети склонны повторять кажущиеся им смешными действия сверстников (гримасы, шалости; имитация жужжания, мяуканья или кукареканья). Лучшей реакцией на демонстрацию специалисты считают ее игнорирование; умение оставаться спокойным в центре урагана. Но, вероятно, ученики просто устали и нуждаются в разрядке: можно уделить пару минут и устроить соревнование под лозунгом «Кто мычит лучше всех?» (главное, чтобы взрослый не сильно увлекся и не победил).
Создание атмосферы взаимоуважения и взаимопонимания пресечет на корню любые попытки детей перетянуть канат на себя.

Нарушения дисциплины на уроке

Разговоры и болтовня

Непрерывные разговоры, способностью к которым отличаются отдельные «элементы» независимо от того, к какой возрастной категории они относятся, легко останавливаются повышением голоса обычно уравновешенного учителя. Говорю не о крике на виновника, а просто о некотором дополнительном напряжении голосовых связок. Кстати, неожиданным и действенным может оказаться и снижение тона: пусть попробуют разобрать объясняемое шепотом.

У меня как-то была подобного рода ситуация с «четырьмя мушкетерами», неплохими, прямо скажем, студентами с общим «диагнозом» – хроническим недержанием словес. Я пробовала подшучивать, неожиданно замолкать, просила продолжить мысль… Тишина восстанавливалась – очень уж, по моему мнению, кратковременная. Поэтому на очередное занятие я пришла, вооружившись четырьмя табличками с соответствующими фамилиями. Расставив их на максимально удаленных партах, разрешила студентам занять свои места. Кто-то улыбнулся, кто-то захихикал. «Герои дня», почувствовав себя в замешательстве, присмирели. Для меня занятие оказалось спокойным, как никогда. Думаю, разницу ощутили все. Поэтому в следующие несколько раз группу рассаживала староста. А три недели спустя о табличках я вспомнила, лишь войдя в аудиторию. Но они не понадобились: нарушители спокойствия и так сидели отдельно.
Возможно, им показалось, что интересной информацией могут поделиться не только они?

Игры во время урока

Не меньшим врагом дисциплины, чем болтовня, являются и игры во время урока. Нет, не только вчерашних воспитанников детского сада: выход каждой новой революционной модели телефона или навороченного гаджета способен сорвать не одно занятие у самого гениального учителя. Конфискация (временная, конечно) – не выход… Пару раз не выдерживала и отбирала, оставляла у себя на столе. Потом забывала и мучилась: забрал ли великовозрастный ребенок свою новую игрушку?! А вот запрет на любые не имеющие отношения к дисциплине предметы на парте – вполне логичное и уместное требование.

Практические методы поддержания дисциплины на уроке

Молодому педагогу Какие методы могут быть использованы для достижения поставленной цели? Прежде всего, поддерживающая дисциплина, дающая студенту альтернативу. Например, не выдворять решившего вдруг прогуляться из класса, а предложить выбор: «Займите свое место или я буду вынужден(а) задержать весь класс после урока из-за потраченного впустую времени»; дать время на выполнение распоряжения; возможно – если остальные начнут роптать – объяснить, что не видите другого выхода. Часто проявляющие неуважение к учителю не позволяют себе вызывать недовольство учеников.

Хорошо зарекомендовал себя и косвенный контроль, выражающийся в использовании невербальной коммуникации для предотвращения деструктивного поведения и поощрения сосредоточенности (когда класс уважает педагога, ему бывает достаточно поднять брови, чтобы в аудитории восстановилась тишина; думаю не ошибусь, если отнесу сюда же умение держать паузу).

Некоторым ученикам (студентам) проще придерживаться дисциплины в случае осознания серьезности последствий при выявлении нарушений; утверждения преподавателем своей власти; четкого понимания соответствия наказания проступку. В американских школах применяется тайм-аут, а в тяжелых случаях – отстранение от занятий. Последняя форма наказания тщательно прописана в статутах каждого учебного заведения США, она имеет основной целью дать возможность «штрафнику» обдумать свое поведения в отрыве от коллектива, продолжая занятия дома и сдавая пропущенный материал экстерном. Метод «выйди из класса!» применяется в российских и украинских школах нелегитимно, и часто связан вовсе не агрессивными проявлениями, а с отсутствием у школьника «подобающего» внешнего вида или медицинской справки. В уставах образовательных учреждений на постсоветском пространстве прописан пункт об отсутствии права у преподавателя выдворять дебошира из учебной аудитории. Требуется переключение его внимания на какое-либо индивидуальное задание.

В особо сложных случаях – такие редко, но по разным причинам встречаются, думаю, в практике любого преподавателя – стоит обсудить проблему с коллегами, школьным психологом, родителями (даже если «бунтарь» заканчивает в этом году ВУЗ). Возможно, у такого поведения есть объективные, но глубоко скрытые причины (их необходимо выяснить, возможно, благодаря письменному изложению); помочь разобраться с ними – прямая задача всех вышеупомянутых.
Основным результатом такой встречи должно стать осознание учеником своих ошибок, недопустимости их повторения; выработка конкретных рекомендаций по исправлению ситуации; обеспечение обязательности их исполнения.

Можно ли выставлять из класса? Мне всегда виделась в такой мере некая доля признания собственного бессилия. Если уж нервы совсем сдали, то отправить следует точно не шататься по коридору, а в кабинет директора, например: малоприятная процедура даже для отъявленных бездельников; особо агрессивных лучше туда сопроводить, назначив ответственного за дисциплину – на несколько минут – кого-нибудь из остающихся. При этом не будет лишним напомнить о том, что домашнее задание никто не отменял, а всё прослушанное становится неотъемлемой частью самостоятельной работы.
С проверки успешности выполнения и того, и другого можно начать следующий урок.

Что еще должен делать учитель, чтобы диалог с классом оказался максимально конструктивным? В первую очередь, заинтересовывать происходящим (но об этом я уже писала); соблюдать дистанцию – и эмоциональную, и физическую. Предотвращать все возможные попытки неадекватного поведения: идя, в частности, на групповую экскурсию, наиболее непредсказуемых постоянно держать в поле зрения; поручить им заранее какое-то задание (например, фотографировать происходящее). Не превращать урок в бесконечную нотацию с пеной в уголке рта: сделать замечание его заслужившему и тут же переключить внимание на других детей. Действует как холодный душ. Ребенок должен понять раз и навсегда, что его попытки вывести учителя из себя изначально обречены на провал. Позвольте ему в этом убедиться.

Максимально настраиваться на позитивный лад. Не злоупотреблять, но и не игнорировать примеры успеха реальных личностей (важно уметь связать достижения со способностью, если не учиться с утра до ночи, то хотя бы сосредоточиться на достижении цели). Ставить «СТОПы» (термин, присущий скорее фондовому рынку, прекрасно срабатывает в классе, который пора усмирить). В качестве такого сигнала может быть использована поднятая рука, указка, для младших – яркая табличка; для футбольных фанатов – желтая или красная карта.

Уметь выступить арбитром в случае возникновения спора: совершенно не обязательно виновен тот, кто попал под горячую руку. Награждать за хорошее поведение, например, свободным временем, «веселой пятиминуткой» – работая продуктивно, дети позволят выкроить такой промежуток.

И не бояться. Трудно представить себе ребенка, которого не удастся убедить, если не принимать все происходящее исключительно на свой счет; быть последовательным и настойчивым. Победа не заставит себя ждать.

Ссылка на основную публикацию