Восемь идей нестандартных уроков
Нестандартный урок – что это?
Основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам.
Часто необычный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.
Польза нестандартных уроков
- Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
- Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
- Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
- Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.
Восемь идей необычных уроков
- Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
- Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
- Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
- Урок-встреча. На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).
- Урок-концерт, инсценировка. Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка.
- Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
- Урок-игра. Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
- Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.
Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом
Конечно, идей необычных уроков достаточно много, и каждая требует отдельного рассмотрения. Не забудьте также посмотреть наши рекомендации, как провести интересный урок.
А какие нестандартные уроки используете вы и используете ли вообще? Ждем ваших откликов в комментариях и статьи.
Материалы по теме на нашем сайте:
Литература:
И.А. Резенова “Необычные уроки обычных детей” (http://www.pandia.ru/text/77/204/79470.php)
О. Субаева “Как организовать и провести урок-исследование” (http://him.1september.ru/article.php? >
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Уроки технологии
Презентации по технологии [249] | ||||||||||||||||||||||||||||||
Печатные тесты по технологии [39] | ||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы по технологии [27] | ||||||||||||||||||||||||||||||
Компьютерные программы [1] | ||||||||||||||||||||||||||||||
Конспект урока и презентация к уроку технологии в 5 классе или внеклассному мероприятию (при проведении предметной недели, конкурсов, игр по предмету) в помощь учителям технологии.
Целевая аудитория: для 5 класса Тема урока «Мельницы. Составление технологической карты модели мельницы».
Целевая аудитория: для 5 класса Данный план-конспект урока предназначен для выступления с компьютерной поддержкой в формате презентации на уроках технологии.
Целевая аудитория: для 7 класса Вашему вниманию предлагается разработка урока технологии в стихотворной форме «Графическое изображение деталей и изделий» для 5 класса. Материал изложен в интересном поэтическом виде. Содержит иллюстративную презентацию. Развивает графическую грамотность, интерес к предмету. Расширяет кругозор у обучающихся. Будет полезен всем, кто интересуется основами черчения.
Целевая аудитория: для 5 класса Вашему вниманию предлагается разработка урока по технологии в 6 классе «Элементы машиноведения. Составные части машин». Эта тема является продолжением темы «Понятие о машине и механизме», изучаемой в 5 классе. Материал содержит иллюстративную презентацию. Рассматриваются цепной, зубчатый и реечный механизмы; шпоночное и шлицевое соединение шестерни с валом. Материал расширяет кругозор обучающихся, развивает интерес к предмету. Будет интересен всем, кто занимается машиноведением.
Целевая аудитория: для 6 класса Вашему вниманию предлагается разработка урока по технологии в 5 классе на тему «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы». Материал содержит красочную иллюстративную презентацию. В конспекте подробно описываются основные лиственные и хвойные породы. Представлена информация о пиломатериалах и древесных материалах. Изучение данной информации способствует расширению кругозора обучающихся, развитию интереса к предмету. Материал будет полезен всем, кто увлекается древесиной и материалами на её основе.
Целевая аудитория: для 5 класса Вашему вниманию предлагается разработка урока по технологии в 8 классе на тему «Электроизмерительные приборы». В конспекте изложена подробная информация об известных и распространённых электроизмерительных приборах. Разработка содержит иллюстративную презентацию. Материал позволяет обучающимся изучить домашний электросчётчик; развивает кругозор и интерес к предмету. Будет полезен всем, кто интересуется электроизмерительными приборами.
Целевая аудитория: для 8 класса Вашему вниманию предлагается разработка урока по технологии в 8 классе «Электрические цепи». В презентации подробно иллюстрируются условные обозначения некоторых элементов электрической цепи. Конспект знакомит с особенностями этих элементов и правилами изображения принципиальных электрических схем. Материал развивает кругозор и интерес к предмету. Изложен в понятной и доступной форме. Ориентирован в первую очередь на людей, начинающих изучать электрические цепи, но будет полезен всем, кто ими интересуется.
Целевая аудитория: для 8 класса Вашему вниманию предлагается разработка урока по технологии в 8 классе на тему «Электроосветительные приборы». Материал содержит подробный конспект, в котором рассматриваются различные электроосветительные приборы, применяемые для освещения, индикации и других целей. Конспект знакомит с технологией проведения энергетического аудита школы. Разработка содержит красочную презентацию. Материал развивает кругозор и интерес к предмету у обучающихся. Будет полезен всем, кто увлекается электроосветительными приборами.
Целевая аудитория: для 8 класса Данные презентация и подробный план-конспект урока являются завершением блока моих разработок, отражающих раздел технологии “Элементы техники” – 5 класс. Предназначены для использования на уроках технического труда. Составлены с учетом ФГОС. Содержат понятия “Деталь”, “Сборочная единица”, “Типовые детали”, “Подвижное соединение”, “Неподвижное соединение”, знакомят с различными видами типовых деталей и их соединений. В презентации размещены изображения различных видов типовых деталей и их соединений, помогающий лучше понять изучаемую тему.План-конспект урока помимо подробной информации по теме урока содержит 2 практические работы: “Назначение типовых деталей машин” и “Подвижное и неподвижное соединение деталей механизмов” Семейная КучкаСайт для мамочек и бабушек — ХРАНИТЕЛЬНИЦ семейных кучекПоискНаша группа ВКонтактеРубрики
СчетчикСчетчик ЯндексАналитикарекламный блок 1рекламный блок 2рекламный блок 3помощь детямСУПЕР РЕКЛАМАрекламный блок 4рекламный блок 5рекламный блок 6Поделки на 1 КЛАСС (55 идей для учителей).Добрый день, дорогие педагоги, сегодня я буду помогать учителям 1 классов с поиском подходящей поделки для детей-первоклашек. Дорогие Учителя, работающие с младшими классами — низкий вам поклон. Это труд, за который не каждый имеет Мужество взяться. Сегодня я выгружаю первую статью из серии поделки для младших классов, и посвящаю ее поделкам, доступным для первоклассников. Дети 7-8 лет смогут сами, под руководством учителя изготовить все эти красивые поделки своими руками. Итак давайте без лишних слов посмотрим, что вы можете красивого сделать вместе со своими малышами-школьниками. Поделки для первоклассников.Простые гармошки из бумагиВ детском саду дети еще довольно криво складывают гармошки-складки из бумаги. Но с отработкой мелкой моторики (при письме в тетрадках) пальцы становятся более точными в координации и сильными в нажиме. Первый класс это идеальный возраст для ввода в творческие поделки такой технологии как веерная гармошка из бумаги. Вот несколько простых идей для поделок с этой бумажной техникой. Веселый клоун — просто гармошка которая служит телом клоуна, все остальные детали выполнены как обычная аппликация. ПОДЕЛКА РАДУГА для 1 класса. Если сначала на широкую полоску-основу наклеить цветные полосы из бумаги — высушить — и потом уже собрать гармошку, мы получим РАДУГУ. Отличная поделка которую легко наклеить на фоновый лист (придав ей форму дуги) и добавить дополнительные элементы — тучки, солнце, веселых зверят (лягушат, медвежат, утят. Пусть дети сами выберут персонажей — общим на всех поделках 1 класса будет лишь РАДУГА… остальное фантазия малышей-школьников. Если гармошку из бумаги зажать с одного конца (скрепить кусочком бумажной липкой полоски). То мы получим основу-веер. Эту основу можно использовать как готовый шаблон под поделку-букет. Такой подарок подойдет для мамы на 8 марта. И просто и достаточно быстро сделать в рамках одного урока. А если веер-складку перегнуть пополам — то мы получим бумажную складную заготовку СПИНКУ БОЖЬЕЙ КОРОВКИ (фото ниже). Под низ подкладываем силуэт жучка из черного картона и не забываем налепить точки-кружочки черного цвета на красный веер насекомого. А если веер собрать из длинной, но широкой полоски бумаги — то он разворачивается почти на 120 градусов и тогда это похоже на раскрытый зонтик. Это наталкивает нас еще на одну веселую поделку. Например, пусть под зонтиком сидит зеленая лягушка. Вот как просто она собирается из кругляша-бумаги (согнутого пополам), овалов глаз (тоже согнутых пополам) и плоских бумажных силуэтов лапок. А вот отличный мастер-класс поделки для первоклашек. Мы подробно видим как быстро сложить фигурку ежика тоже в технике бумажной складки-гармошки. Просто и легко сделать в рамках одного урока в 1 классе. Поделки из бумажных полосокВ первом классе.Если цветную бумагу нарезать полосками — то получится жменя полосок. Из этой жмени можно придумать кучу увлекательных поделок. В 1 классе дети отлично уже режут бумагу — и ровные полоски наделать для них нет проблем. Рука уже уверенно ведет ровную линию разреза. Этим умением мы и воспользуемся. Вот вам подборка поделок, рассчитанных на способность первоклассника резать по ровной линии. Снова поделка КЛОУН — тут нарезанные полоски из цветной бумаги становятся шевелюрой этого веселого проказника. Отличная, а главное Яркая поделка, родителю сразу поймут, что дети выросли и уже создают весомые произведения детского искусства. И вам, как педагогу, зачет и уважение. Та же техника и принцип — но уже поделка лев, на выходе. Как видите одна идея рождает другие интерпретации. В одном можно увидеть многое, а в много одно. А если полосочки одинаковой длины и ширины соединить крест-на-крест и еще раз крест-на-крест — мы получаем цветочек. Шлепаем в центр серединку-кружок. И красот — отличная простая и шикарная по виду поделка как раз на 1 класс. Ее даже можно сделать как открытку для мамы и написать надпись внутри. Например такую:
А еще бумажные нарезанные полоски можно использовать внутри поделки-ПЛЕТЕНКИ. Вспомните как мы в советском детстве плели такие коврики. Сейчас можно вместо ковриков из полосок бумаги сплести свитер медведю или чешую рыбке. Простые кропотливые поделки для 1 класса на уроке технологии или искусства.
Поделки в 1 классена основе БУМАЖНОГО КОНУСАВ детском саду детям еще трудно сделать конус из бумаги, получается самостоятельно лишь у каждого десятого. А вот в первом классе руки детей уже проворнее. Поэтому техника бумажного конуса для 1 класса — это отличный способ разнообразить варианты красивых поделок. Самый простой вариант — это когда конус из бумаги работает как КУЛЕК для букета цветов — шаблонная поделка на 8 марта. Кулек это обычный кусок бумаги, вырезанный ПОЛУКРУГОМ. Просто половина круга сворачивается от точки своего центра (там где протыкали циркуль, где центр окружности). В первом классе шаблоны полукругом педагог может заранее сделать сам и нарисовать точку. И на уроке показать первоклашкам, как от этой точки крутить кулек. Цветы вырезаются из бумаги или складываются в технике оригами. Простые бутончики тюльпанов сложить просто (дети это делали все в детском саду) — учителю 1 класс надо лишь напомнить один раз процесс складывания бутона. А вот поделка, где бумажный кулек — это сам цветок. Вернее цветок состоит из двух кульков — крупного и поменьше (маленький вкладывается внутрь большого и работает как цветная серединка цветка). Смотрите фото там все видно. А вот из конусов сделаны бумажные мышки. Отличная поделка на 1 класс — дети очень радуются когда делают мышек. Удивительно что несмотря на схожесть техники и одинаковый принцип склейки у каждого ребенка мышь получается С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ выражением морды. Нет одинаковых мышей — все разные. Так здорово — в конце урока все придумываем своей мышке имя. исходя из ее мордашки и общей милашности. А вот еще одна поделка из бумаги — где тоже пригождается умение сворачивать кульки. Видите? Здесь нос и голова аиста это элемент кулька. Спинка аиста это трубочка из бумаги. А крылья наклеиваются сверху трубчатой спины. Тоже простая поделка своими руками. Сделайте ее сначала дома из черновика и подумайте как лучше преподнести это задание детям. Поделки на 1 класс. Вот поделка арбузики. Посмотрите как просто ее сделать своими руками. Круг зеленой бумаги побольше, и красной поменьше. Можно между ними еще белую деталь вставить (чтобы была белая мякоть корки арбуза). А вот похожие согнуты детали — но здесь мы пополам сгибаем не КРУГИ, а уже силуэты СЕРДЕЧКА. Получаем две заготовки для красной спинки божьей коровки. Остальной фон — это ваша фантазия педагога. Хотите ромашку, или листок осенний, или полянку, или шляпку гриба. А если такие фигурки-половинки СКЛЕИТЬ между собой — намазать клей на бумажный стенки половинок — То мы получим лопасти -как страницы книги. И это уже новая техника, позволяющая работать в русле объемных аппликаций. Вот в такой лопастной технике создан цветок — посильная и интересная работа для 1 класс. Как раз на возраст 7-8 лет. В этой же технике мы можем проклеить любые другие формы — просто складывая силуэт пополам и склеивая соседние половинки деталей друг с другом. Вот так получается поделка воздушный шар на фото ниже. По такому же принципу склеиваются лопасти дерева — поделка 4 сезона. Просто, как страницы в дневнике склеить. Также получается рот у лягушки на поделке с картинки ниже. Бумажные колечки.Протая поделка на 1 класс.Если полоску бумаги завернуть в петельку и склеить края — мы получим бумажное колечко. Это еще одни простор для творчества в 1 классе. Поделок можно придумать неограниченное многообразие. Вот например зеленые лягушки (везет нам сегодня на этих болотных красавиц). Просто и по силам детям 7 лет. Поделка ОЛЕНЬ — тоже имеет голову в виде колечка из бумаги. А вот тело, это полоска бумаги тоже загнутая в кольцо, но потом кольцо размыкается и просто краями приклеивается к картонке-основе. На обоих сторонах полоски прорезаются между-ножья. А вот бумажные петельки, которые не в форме кольца склеены, а в форме КАПЛИ. И на этой идее можно придумать кучу поделок — дождевые капли, носы поющих хористов, уши таксы, локоны принцессы или КУСОЧКИ КАКТУСА. Ваша фантазия и умелые руки всегда спасают в школьные будни. Пусть и дети проявят интерес к экспериментам с бумажными каплями-склейками. Объемные поделки из бумагиДЛЯ 1 КЛАССА.Вот еще несколько понятных чертежей, которые даже первоклассник сумеет собрать правильным образом. Это первичные практические занятия на формирование пространственного мышления. Ребенок учится из плоских шаблонов собирать объемную вещь и заодно учится ВИДЕТЬ В ОБЪЕМНОЙ ВЕЩИ ее изначальный плоский чертеж. Это уже и анализ и синтез мышления. Это круто. Это залог будущих побед на поприще овладения точными науками. А задачи и схемы, как видите, простые. Как раз для 1 класса. Это и не отпугнет ребенка. И даст заряд веры в собственный ум и умение. Вот открытка с котиком простая вещь. Смотрите как просто все на самом деле.
Поделки из бросового материала.В 1 классе.В первом классе полезно работать не только с бумагой, но и с другим интересным материалом, обыгрывать его. Забавляться. Вот несколько идей с поделками из домашнего бросового материала. Как раз я выбрала максимально легкие для первоклассников идеи. Аккуратно заклеить ватой силуэт белого мишки. Здесь вся работа в равномерности распределения ватного сырья. Ветка колокольчиков из кассет от яиц. Тоже главная морока — это их нормально покрасить и высушить. Пусть дети работают, это полезно для рук, глаз и души. Кисточка ляпает, мозг отдыхает от математики — красота. Бумажные и пластиковые тарелки — тоже кладезь фантазии педагога. Давайте включите мозг и сделайте из тарелки КЕНГУРУ с кармашком, ЛЕТАЮЩУЮ ТАРЕЛКУ с пришельцами, ХРЮШКУ с пятачком, ЛЬВЫ с гривой, КУРИЦУ с цыплятами.
Обычные аппликацииколлективные работы в 1 классе.Для того чтобы аппликация в первом классе не напоминала детсадовские работы проявите смекалку. Найдите интересные шаблоны для аппликаций, и создайте коллективные работы. Где каждому ребенку задается СВОЙ ПЕРСОНАЖ, а потом все эти работы соединяются в ОДНУ ОБЩУЮ КАРТИНУ — коллективную работу всего класса. Или пусть это будут обитатели морских глубин — подводное животное царство рыб, медуз и осьминогов. Или сделайте коллективную поделку на Первый День Весны, или на Праздник Пасхи или на День Учителя. Подумайте какие идеи можно превратить в коллективное полотно. Масштабность и грандиозный размах поделки — всегда отмечается руководством школы. Повесьте ее в фойе — пусть все знают, какой класс самый крутой и творчески развитый. Вот такие хорошие идеи простых и понятных поделок для детей 1 класса. Учитель теперь сможет сэкономить свое драгоценное время и целый год пользоваться идеями с нашего сайта (особенно советую рубрику Поделки — там уже очень много статей за 3 года собралось). А я продолжу здесь размещать статьи в помощь педагогам младших школьников . Пусть их дни станут чуточку светлее… а работа чуточку легче. Как сделать привлекательным урок технологии?Разделы: Технология Бедой школы в наше время является тот факт, что многие учащиеся не испытывают интереса к учёбе. Посещение школы для них – становится делом обыденным и не всегда радостным. На некоторые уроки идут вообще с неохотой, скучно, неинтересно. И это при всём том, что учителя “лезут вон из кожи”, чтобы превзойти себя. Как сделать “учебный процесс для школьника желанным и радостным, не забывая при этом о глубоком усвоении ими учебного материала?” – вопрос, который всегда волновал учителя. Не последнюю роль, на мой взгляд, здесь играет привлекательность самого урока. Именно привлекательность учебного процесса на уроке является важнейшим условием результативности обучения и фактором познавательной активности учащихся, наличия у них вкуса к познанию, стремления к образованию, положительного отношения к школе. Возможность сделать урок интересным и содержательным есть и у учителя технологии. Специфика образовательной области “Технология” позволяет с успехом решать означенную проблему. Конечно же, это требует большой дополнительной подготовки, но в конце концов всё окупится сторицей, и урок превратится в желанное время общения учителя и учеников, будет приносить радость и удовлетворение и тем, и другим. В методическом арсенале учителя технологии сегодня достаточно самых разнообразных и по форме, и по эффективности методов и приёмов, способных повысить привлекательность урока. К числу таковых отношу и использую в своей практике:
Достоинством этих методов и приёмов является то, что они помогают пробудить интерес детей, активизировать их действия. Что, несомненно, сказывается на привлекательности урока. Не последняя роль отводится наличию условий, в которых проходит урок. Это учебная мастерская. Здесь полный набор необходимого для индивидуальной и групповой работы инструмента, стандартного оборудования. Оформлен и периодически обновляется выставочный стенд лучших поделок, действует в продолжение учебного года стенд “Лучшие проектные работы”, под рукой библиотечка технической и прикладной литературы, альбомы эскизов изделий из древесины, орнаментов для резьбы по дереву, папки с рабочими материалами по обработке древесины. Значительно повышает интерес к уроку и использование ИКТ. Создана и используется коллекция презентаций по темам, например: “Путешествие в старину”, “История пряничной доски”, “Художественная обработка древесины”, “История резьбы” и др. Слайды презентаций являются наглядной иллюстрацией к объяснению материала, что позволяет активизировать внимание детей и делает рассказ учителя живым и интересным. Но и, конечно же, очень важным моментом привлекательности урока является наличие на уроке благоприятной психологической атмосферы, атмосферы успешности, сотрудничества и взаимопомощи. Рассмотрим это на примере урока технологии в 5 классе. Тема: “Освоение сведения о древесине. Разметка и пиление древесины” Уже в начале урока всё внимание сосредотачиваю на мотивации и создании комфортной рабочей атмосферы на уроке. Знакомлю с эпиграфом урока, его темой и целями. Предстоящие задачи обсуждаем совместно. Это позволяет ненасильственно включить всех детей в учебный процесс и определить, по сути дела, всё их дальнейшее поведение на уроке. На доске записаны вопросы:
Справа на доске: “Памятка для работы в парах” Такая же памятка есть в тетрадях на последней странице. Тетрадь является справочником и служит учащимся весь период обучения в 5–7-х классах.
Опрос провожу в форме “технической дуэли” по теме “Столярный инструмент” (за 6 минут опрашивается 12 учащихся): Выходят 2 учащихся, становятся, друг против друга. Учитель берёт инструмент в горизонтально вытянутую руку, поворачивается к одному из “дуэлянтов” и начинает опускать её. Ученик должен назвать инструмент до полного опускания руки. За тем то же самое повторяется со вторым “дуэлянтом”. Каждый проводит 5 “выстрелов” (на верстаке 10 инструментов). Если кто-то не успел назвать – проиграл. Его место занимает другой. Сначала не все торопятся на “дуэль”, но через 2-3 минуты желающих уже много, все вовлекаются в игру. Ведь проигравшему ничего не грозит, а победитель получает “5”. Такой вид опроса позволяет снять у ученика обычный страх перед учителем, неудовлетворительной оценкой, научит быстро мыслить, включаться в процесс обучения, чувствовать себя победителем. Организуя изучение нового материала, делаю акцент на совместной деятельности учащихся. Объясняю весь материал крупным блоком, показываю и практическую часть: разметку деталей изделия, пиления, правила ТБ. И далее идёт работа согласно Памятке. Предлагаю объединиться в пары. Впоследствии они могут распадаться, меняться. Если кто-то хочет учиться один – пожалуйста. Во время урока можно обратиться за помощью к товарищам из других пар или учителю. Если все вопросы все изучены и проверены в паре, то оба школьника сдают зачёт учителю и приступают к практической работе. Те ученики, которые показали высокую степень подготовки, получают звание “консультант” и в будущем могут принимать зачёты у своих одноклассников. Такая совместная деятельность учит детей договариваться, понимать друг друга, решать общие задачи, с уважением относится к работе товарища. На этапе практической работы важна взаимопомощь. Некоторые учёные уже обратили внимание на то, что обучение на уроке не имеет аналогов в жизни. В самом деле, где кто видит, чтобы изо дня в день по многу часов одни сидели и слушали, а другие говорили? В жизни постоянно общаются, обмениваются мнениями, опытом. Это должно быть и на уроках. Пусть ходят, пусть общаются, пусть вместе решают проблемы, изучают новый материал, пусть живут на уроках полнокровной жизнью, а не сидят притихшие, с тоской ожидая звонка! Пусть помогают друг другу! Во время уроков я своим ученикам разрешаю свободно обращаться за помощью к товарищам или учителю. Немаловажным фактором хорошего самочувствия ученика, а значит и отношения его к уроку является то, как учитываются его индивидуальные возможности. Неоспоримый факт – все дети разные: по-разному усваивают изучаемый материал, имеют неодинаковый уровень практической и теоретической подготовки, специфические, физические и психические данные. Отсюда вывод – обучение должно быть сугубо индивидуальным. Каждому своему ученику предоставляю право выбора темпа обучения. Выбор учеником темпа обучения на каждом уроке ставит его в ситуацию, когда необходимо самому решать, как работать, стараться изо всех сил или нет. Надо чтобы ученик твёрдо знал, что изучив кое-как то-то и то-то, он будет иметь “3”, если он приподнимет планку, то получит “4”, а если ещё – “5”. Важным моментом для атмосферы урока является доверие между учителем и ребёнком. Если попытка качественно и быстро выполнить какую-либо операцию не удалась – никаких наказаний. Ученик учится. Он пытается делать. За что его наказывать? Даже если в процессе работы из-за неумелых действий ломается инструмент – никаких наказаний. Учащийся должен только сразу сообщить об этом учителю и заменить полотно или напильник. Идёт учебный процесс. Одни ребята уходят далеко вперёд, другие не имеют такой возможности и двигаются более медленно, но вперёд. Оценивание работы учащихся – важный и ответственный этап урока, как для ребёнка, так и для учителя. Для этой цели использую стенд “Выбери себе отметку”. Здесь указано, что должен знать и уметь ученик, чтобы получить “5”, “4” или “2”. Все знают, что не учитель ставит оценку, а ученик выбирает её сам. Если он готов к уроку, знает теоретический материал и может подкрепить его качественной практической работой, то получит только “5”. Если какой-то пункт не выполняется, то оценка будет снижена. И, конечно же, право отвечать предоставляется по желанию тогда, когда учащиеся готовы к ответу или считают, что готовы. После проведения уроков обязательно провожу рефлексию. Прежде всего, задаю вопросы себе:
Для детей рефлексию провожу “Напиши мне записку” или “Поставь уроку оценку”, или “Посоветуй и подскажи”. Порой дети дают вполне дельные советы и делают деловые замечания. Интересные задания, атмосфера доброжелательности и сотрудничества, право на выбор, возможность проявить себя и обязательно получить хороший результат превращает урок технологии из обыденного в интересный и привлекательный. Надо только помнить, что привлекательность не самоцель, а средство для побуждения желания учиться, раскрытия возможностей детей. 12 способов сделать школьный урок интересным12 способов сделать школьный урок интереснымМолодой учитель истории Моисей Богатырёв уже рассказывал, чего больше всего боялся в первый год работы в школе и как прошёл его первый педсовет. Теперь он набрался опыта и советует, как применять правило светофора, примеры из шутеров (для начала выясните, что это такое!) и добиваться результата. Когда я только пришёл в школу, у меня возникло три вопроса: как заинтересовать детей, как сделать уроки продуктивными и как успеть подготовить все уроки на неделю качественно. Не то чтобы спустя год работы у меня появились ответы, но размышление над ними принесло плоды. Уже сейчас я могу предложить идеи, которые легко реализовать. Они не требуют особых усилий и упростят учебный процесс за несколько уроков. Как сделать уроки продуктивнымиКлассическое мнение в российской школе гласит: если ребёнок молчит и слушает, значит, всё в порядке. Но ведь продуктивность урока определяется не гробовой тишиной, а освоением образовательных результатов. Что толку от полного молчания в классе, если к концу урока никто ничего не запомнил? Дисциплина гораздо сложнее, чем просто послушание. У спартанцев она включала в себя не только беспрекословное выполнение приказов. Даже дисциплина в армии заключается не только в молчаливом подчинении. В первую очередь она должна быть управляемой. Шум и гам на уроке — не всегда плохо. Более того, даже беготня по классу может быть полезной. Это зависит от ответа на вопрос «зачем?»: зачем вы хотите добиться тех или иных результатов? Почему вы именно так выстраиваете работу? Таких вопросов при подготовке к уроку я задаю себе очень много. И могу предложить ряд простых рекомендаций для учителей. 1. Установите правило светофораВсем известные с детства сигналы. В любом регионе мира в любой школе любой ученик сможет объяснить этот базовый принцип ПДД. И это надо использовать на уроке! Светофор — потрясающая идея для налаживания дисциплины в классе. Красный свет означает, что говорит только учитель или выполняется индивидуальное задание. Жёлтый свет означает общение и ответы по очереди (причём учитель тоже не имеет права перебивать ученика!), зелёный свет — для парной или командой работы, он значит настоящую свободу общения. Через 5-6 уроков ученики реагируют на слова учителя в разы быстрее, если не забывать про светофор самому. 2. Возьмите письменное согласиеПотратьте один урок на это: договоритесь с детьми о том, как им будет комфортнее работать. Составьте перечень правил, распишитесь все и повесьте на входе в кабинет. Это будет их и ваша зона комфорта. Ученики быстро считают ваш посыл: у вас в кабинете всегда безопасно. Помните, что правила нельзя нарушать и вам. Договорились не кричать и не оскорблять — извольте выполнять Пропишите в правилах наказания за нарушение. Однажды я отменил урок, потому что плохо к нему подготовился (дети сразу меня раскусили, потому что домашнее задание сделали все). И 40 минут они развлекались в классе. 3. Приводите жизненные примерыВ 2018 году мало просто учить детей подчиняться приказам и безропотно выполнять задания по инструкции. Школа должна учить учиться, ставить в жизни цели, учить рефлексии. Всё это кажется многим учителям ненужным, но именно так дети смогут понять, зачем им школа. Ведь для любого предмета и любой темы можно найти понятный и простой пример из жизни школьников. «Как ты собираешься выиграть в Counter-Strike, если не умеешь находить слабые места в стратегии противника?! Давай узнаем, как это делал Наполеон». И это лишь самая очевидная банальность. Многие действия на уроке уже работают на какие-то навыки, просто этот процесс должен быть осмысленным. Существует список универсальных учебных действий — это самая простая схема грамотных образовательных результатов. При оглашении темы урока спросите у учеников, что нужно сделать для её освоения. В конце урока порефлексируйте, попросите вспомнить, что вы делали и достигли ли целей. Простые инструменты, для реализации которых не нужны временные затраты. Но, превращая их использование в систему, вы выводите школьное образование на качественно другой уровень. Как превратить любой урок в интересныйНикаких оговорок: любой урок с гарантией 100% может быть интересным! Дело просто в том, что это понятие для ребёнка состоит из множества мелочей. Их легко может обеспечить учитель. 4. Сделайте уроки комфортнымиДетей категорически нельзя оскорблять и унижать. Нужно однозначно уважать личное пространство ученика. Педагог обязан оставить все свои трудности, личные эмоции, злость и грусть за пределами кабинета, либо честно признаться в этом ученикам и отложить урок до лучших времён. Он должен быть в первую очередь человеком, который умеет сопереживать и понимать чувства других. 5. Создайте в классе территорию счастьяКласс — это территория позитива, света, веселья. Приложите все усилия для создания такой атмосферы, тогда ученики сами захотят к вам приходить. Они будут знать, что у вас всегда можно найти поддержку, что в вашем кабинете в них всегда будут верить, что в нём нет места агрессии и злобе. Поощряйте даже маленькие успехи, в том числе свои. У вас получилось обыграть в шахматы компьютер на сложном уровне? Расскажите детям! Вчера отлично посидели в кафе с друзьями — сохраните эту улыбку и чувства для детей. Они будут видеть в вас пример и стараться соответствовать вашей открытости, искренности и дружелюбию. 6. Используйте разные форматыТруд не должен быть повинностью, а домашние задания не надо превращать в банальные «вызубри параграф». Урок должен быть разнообразным: пускай ученики ищут ответы на ваши вопросы в роликах, интернете, текстах, картинках. Старайтесь чередовать формы работы: баттл, круглый стол, дискуссия, поле чудес, конспект, смешанное обучение — в интернете можно найти массу фишек. Используйте элементы геймификации: вместо контрольной сделайте карточки с заданиями и подсказками. За выполнение — плюс балл, за использование подсказок — минус балл. Для «пятёрки» нужно набрать определённое количество баллов. Вместо банального теста можно использовать удачные приложения Kahoot или Quizizz. 7. Продумывайте домашние заданияДомашние задания — бич современной российской школы. Они убивают желание учиться у большинства школьников. Поэтому вместо банального чтения романа предложите детям нарисовать географическую карту: где был главный герой, с кем общался. Вместо пересказа параграфа о древнем человеке предложите придумать сказку о нём. Ставьте «пятёрку», если будут соблюдены основные условия («орудия труда, образ жизни, искусство»). Составляйте одно домашнее задание на несколько предметов, делайте критерии проверки понятными для учеников. Так вы научите детей воспринимать образовательный процесс серьёзно, а не как повинность. Как успеть всё это с нагрузкой в 30 часов в неделюДелать всё это невероятно тяжело не потому, что занимает много времени. Никто и нигде в нашей образовательной системе не стимулирует креативность. Учителя — это брошенная и забытая профессия. Это невероятно печально. Потому что талантов у нас множество, а невероятных учителей ещё больше. В наших силах изменить образовательную систему: сделать её человечнее, светлее, счастливее, продуктивнее, интереснее. 8. Начните с простогоПервое и самое главное — никто не говорит, что уже сейчас надо полностью переделать все уроки. Я начал этот текст с мысли, что большинство идей (как тот же светофор) реализуемы уже завтра без особых усилий, стоит только захотеть и попробовать. 9. Ищите поддержкуНужно искать её у коллег в школе, у родителей, у администрации. Думаю, если привести серьёзные аргументы каждой стороне, то постепенно у вас появятся сторонники. Сделайте первый шаг, сломите эту стену, боритесь с системой, не дайте скудоумию взять верх над здравыми идеями. 10. Думайте на перспективуКаждое изменение — заготовка на будущее. Вы сможете использовать большинство наработок по второму, третьему и даже четвёртому кругу. 11. Изучите ФГОСПроектная деятельность. Попробуйте изучить суть нового отечественного ФГОСа. Она правда полезная. Именно проекты позволяют вывести часть материала в самостоятельное изучение учениками, что сократит работу учителя в несколько раз. 12. Зайдите в поискВ интернете лежит множество идеальных технологических карт урока, структур и схем для составления занятий и придумывания результатов. Всем этим сокровищем надо уметь пользоваться. Я в вас верю! Поверьте и вы в себя! Иллюстрации: Shutterstock (Kit8.net) Уроки творчестваПоделки для младших школьников Уроки труда в начальной школе Декоративно-прикладное искусство в начальной школе Рукоделие для младших школьников Поделки своими руками в начальной школе
|