Интересные идеи для уроков русского языка

Восемь идей нестандартных уроков

Нестандартный урок – что это?

Основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам.

Часто необычный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.

Польза нестандартных уроков

  • Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
  • Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
  • Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  • Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

Восемь идей необычных уроков

  • Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
  • Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
  • Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
  • Урок-встреча. На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).
  • Урок-концерт, инсценировка. Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка.
  • Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
  • Урок-игра. Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
  • Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.

Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом

Конечно, идей необычных уроков достаточно много, и каждая требует отдельного рассмотрения. Не забудьте также посмотреть наши рекомендации, как провести интересный урок.

А какие нестандартные уроки используете вы и используете ли вообще? Ждем ваших откликов в комментариях и статьи.

Материалы по теме на нашем сайте:

Литература:
И.А. Резенова “Необычные уроки обычных детей” (http://www.pandia.ru/text/77/204/79470.php)
О. Субаева “Как организовать и провести урок-исследование” (http://him.1september.ru/article.php? >

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

12 способов сделать школьный урок интересным

12 способов сделать школьный урок интересным

Молодой учитель истории Моисей Богатырёв уже рассказывал, чего больше всего боялся в первый год работы в школе и как прошёл его первый педсовет. Теперь он набрался опыта и советует, как применять правило светофора, примеры из шутеров (для начала выясните, что это такое!) и добиваться результата.

Когда я только пришёл в школу, у меня возникло три вопроса: как заинтересовать детей, как сделать уроки продуктивными и как успеть подготовить все уроки на неделю качественно. Не то чтобы спустя год работы у меня появились ответы, но размышление над ними принесло плоды. Уже сейчас я могу предложить идеи, которые легко реализовать. Они не требуют особых усилий и упростят учебный процесс за несколько уроков.

Как сделать уроки продуктивными

Классическое мнение в российской школе гласит: если ребёнок молчит и слушает, значит, всё в порядке. Но ведь продуктивность урока определяется не гробовой тишиной, а освоением образовательных результатов.

Что толку от полного молчания в классе, если к концу урока никто ничего не запомнил? Дисциплина гораздо сложнее, чем просто послушание. У спартанцев она включала в себя не только беспрекословное выполнение приказов. Даже дисциплина в армии заключается не только в молчаливом подчинении.

В первую очередь она должна быть управляемой. Шум и гам на уроке — не всегда плохо. Более того, даже беготня по классу может быть полезной. Это зависит от ответа на вопрос «зачем?»: зачем вы хотите добиться тех или иных результатов? Почему вы именно так выстраиваете работу? Таких вопросов при подготовке к уроку я задаю себе очень много. И могу предложить ряд простых рекомендаций для учителей.

1. Установите правило светофора

Всем известные с детства сигналы. В любом регионе мира в любой школе любой ученик сможет объяснить этот базовый принцип ПДД. И это надо использовать на уроке! Светофор — потрясающая идея для налаживания дисциплины в классе. Красный свет означает, что говорит только учитель или выполняется индивидуальное задание. Жёлтый свет означает общение и ответы по очереди (причём учитель тоже не имеет права перебивать ученика!), зелёный свет — для парной или командой работы, он значит настоящую свободу общения. Через 5-6 уроков ученики реагируют на слова учителя в разы быстрее, если не забывать про светофор самому.

2. Возьмите письменное согласие

Потратьте один урок на это: договоритесь с детьми о том, как им будет комфортнее работать. Составьте перечень правил, распишитесь все и повесьте на входе в кабинет. Это будет их и ваша зона комфорта. Ученики быстро считают ваш посыл: у вас в кабинете всегда безопасно.

Помните, что правила нельзя нарушать и вам. Договорились не кричать и не оскорблять — извольте выполнять

Пропишите в правилах наказания за нарушение. Однажды я отменил урок, потому что плохо к нему подготовился (дети сразу меня раскусили, потому что домашнее задание сделали все). И 40 минут они развлекались в классе.

3. Приводите жизненные примеры

В 2018 году мало просто учить детей подчиняться приказам и безропотно выполнять задания по инструкции. Школа должна учить учиться, ставить в жизни цели, учить рефлексии. Всё это кажется многим учителям ненужным, но именно так дети смогут понять, зачем им школа. Ведь для любого предмета и любой темы можно найти понятный и простой пример из жизни школьников. «Как ты собираешься выиграть в Counter-Strike, если не умеешь находить слабые места в стратегии противника?! Давай узнаем, как это делал Наполеон». И это лишь самая очевидная банальность.

Многие действия на уроке уже работают на какие-то навыки, просто этот процесс должен быть осмысленным. Существует список универсальных учебных действий — это самая простая схема грамотных образовательных результатов.

При оглашении темы урока спросите у учеников, что нужно сделать для её освоения. В конце урока порефлексируйте, попросите вспомнить, что вы делали и достигли ли целей. Простые инструменты, для реализации которых не нужны временные затраты. Но, превращая их использование в систему, вы выводите школьное образование на качественно другой уровень.

Как превратить любой урок в интересный

Никаких оговорок: любой урок с гарантией 100% может быть интересным! Дело просто в том, что это понятие для ребёнка состоит из множества мелочей. Их легко может обеспечить учитель.

4. Сделайте уроки комфортными

Детей категорически нельзя оскорблять и унижать. Нужно однозначно уважать личное пространство ученика. Педагог обязан оставить все свои трудности, личные эмоции, злость и грусть за пределами кабинета, либо честно признаться в этом ученикам и отложить урок до лучших времён. Он должен быть в первую очередь человеком, который умеет сопереживать и понимать чувства других.

5. Создайте в классе территорию счастья

Класс — это территория позитива, света, веселья. Приложите все усилия для создания такой атмосферы, тогда ученики сами захотят к вам приходить. Они будут знать, что у вас всегда можно найти поддержку, что в вашем кабинете в них всегда будут верить, что в нём нет места агрессии и злобе.

Поощряйте даже маленькие успехи, в том числе свои. У вас получилось обыграть в шахматы компьютер на сложном уровне? Расскажите детям! Вчера отлично посидели в кафе с друзьями — сохраните эту улыбку и чувства для детей. Они будут видеть в вас пример и стараться соответствовать вашей открытости, искренности и дружелюбию.

6. Используйте разные форматы

Труд не должен быть повинностью, а домашние задания не надо превращать в банальные «вызубри параграф». Урок должен быть разнообразным: пускай ученики ищут ответы на ваши вопросы в роликах, интернете, текстах, картинках. Старайтесь чередовать формы работы: баттл, круглый стол, дискуссия, поле чудес, конспект, смешанное обучение — в интернете можно найти массу фишек.

Используйте элементы геймификации: вместо контрольной сделайте карточки с заданиями и подсказками. За выполнение — плюс балл, за использование подсказок — минус балл. Для «пятёрки» нужно набрать определённое количество баллов. Вместо банального теста можно использовать удачные приложения Kahoot или Quizizz.

7. Продумывайте домашние задания

Домашние задания — бич современной российской школы. Они убивают желание учиться у большинства школьников. Поэтому вместо банального чтения романа предложите детям нарисовать географическую карту: где был главный герой, с кем общался. Вместо пересказа параграфа о древнем человеке предложите придумать сказку о нём.

Ставьте «пятёрку», если будут соблюдены основные условия («орудия труда, образ жизни, искусство»). Составляйте одно домашнее задание на несколько предметов, делайте критерии проверки понятными для учеников. Так вы научите детей воспринимать образовательный процесс серьёзно, а не как повинность.

Как успеть всё это с нагрузкой в 30 часов в неделю

Делать всё это невероятно тяжело не потому, что занимает много времени. Никто и нигде в нашей образовательной системе не стимулирует креативность. Учителя — это брошенная и забытая профессия. Это невероятно печально. Потому что талантов у нас множество, а невероятных учителей ещё больше. В наших силах изменить образовательную систему: сделать её человечнее, светлее, счастливее, продуктивнее, интереснее.

8. Начните с простого

Первое и самое главное — никто не говорит, что уже сейчас надо полностью переделать все уроки. Я начал этот текст с мысли, что большинство идей (как тот же светофор) реализуемы уже завтра без особых усилий, стоит только захотеть и попробовать.

9. Ищите поддержку

Нужно искать её у коллег в школе, у родителей, у администрации. Думаю, если привести серьёзные аргументы каждой стороне, то постепенно у вас появятся сторонники. Сделайте первый шаг, сломите эту стену, боритесь с системой, не дайте скудоумию взять верх над здравыми идеями.

10. Думайте на перспективу

Каждое изменение — заготовка на будущее. Вы сможете использовать большинство наработок по второму, третьему и даже четвёртому кругу.

11. Изучите ФГОС

Проектная деятельность. Попробуйте изучить суть нового отечественного ФГОСа. Она правда полезная. Именно проекты позволяют вывести часть материала в самостоятельное изучение учениками, что сократит работу учителя в несколько раз.

12. Зайдите в поиск

В интернете лежит множество идеальных технологических карт урока, структур и схем для составления занятий и придумывания результатов. Всем этим сокровищем надо уметь пользоваться.

Я в вас верю! Поверьте и вы в себя!

Иллюстрации: Shutterstock (Kit8.net)

Как интересно провести урок по русскому языку?

Яркие уроки — это 50% успеха учителя. Занимательность одинаково важна и в младшей школе, и в выпускных классах, поскольку искренняя заинтересованность ученика, как известно, является залогом благополучного прохождения аттестации. Наш методист по русскому языку и литературе Марина Низенькова подобрала и структурировала идеи для увлекательного занятия. Представляем вам авторскую разработку: как заинтересовать и замотивировать учеников.

Конструктор фееричного урока

Некоторые занятия просто обязаны быть фееричными: яркими и эмоциональными. Речь идет о вводных, открытых, показательных уроках. Рассмотрим принципы построения таких занятий (с примерами).

1. Удивляйте!

Оказывается, привычные слова кто-то придумал, причем относительно недавно! Пусть ученики попробуют соотнести слова из ежедневного обихода и их авторов (известных литераторов). Для цифровизации задания подойдет сервис Learning Apps .

2. Сочетайте!

Пример. Что общего между генами и мемами?

Обращение к современным языковым явлениям и сторонним наукам привлекает и увлекает учеников. Казалось бы, какая взаимосвязь межу биологическим носителем наследственности и проявлением поп-культуры? А она есть. Мало того, что ген и мем являются единицами информации — сам термин meme был создан профессором Ричардом Докинзом на основе слов memory – «память» и gene – «ген». Может, ученики знают об этом или смогут догадаться?

3. Есть проблема – есть работа!

В учебнике А. Д. Шмелева для 8 класса рассматривается статья молодой журналистки — рассуждение о языке общения в сети. Прекрасная идея: обсудить с учениками это актуальное для них языковое явление. Что меняется в лексике, фонетике, синтаксисе? Как на изменения реагируют взрослые, сверстники? Что на эту тему думают сами ученики? Какие правила русского языка они соблюдают и не соблюдают, общаясь в интернете? Чтобы развить обсуждение проблемы, можно обратиться к творчеству сетевых поэтов.

Пример. Проектная работа / работа в группе «Разные языки»

Снова обратимся к УМК А.Д. Шмелева, 7 класс (обсуждение языка как такового является спецификой этих учебников).

Проведите опрос своих одноклассников и родственников. Выясните, представители каких народов попали в вашу опросную группу. К каким языковым семьям относятся родные языки участников опроса? Есть ли среди них представители малочисленных народов? Владеют ли они родным языком?

Для выполнения исследования посоветуйте ученикам воспользоваться данными демографических исследований на сайте Института демографии НИУ ВШЭ.

Продолжим исследование, сравнив русский с другими языками — например, с татарским (чтобы не идти по простому пути с белорусским и украинским). И обратимся к классике:

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух. там Русью пахнет!

(А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»)

Выделенные слова имеют тюркско-татарские корни:

Темница — төтән — «десять тысяч».

Тужит — тыгыз — «тугой».

Волк — буре — «бирюк».

Баба Яга — Бабай-ага.

Ступа — төп — «пень».

Кащей — кучу — «переходить», «переезжать».

5. Неожиданный ход!

Пример. Толкование слова

Не секрет, что некоторые слова в русском языке со временем меняют свои значения или получают в довесок новые толкования. Если спросить учеников, что означает «ночник», они ответят, что это ночная лампа. Для них станет открытием второе, устаревшее разговорное значение: человек, работающий ночью. Многозначность — хорошая тема для небольшого исследования. А подходящий инструмент: Национальный корпус русского языка . Сервис позволяет отследить контексты, в которых использовалось слово вплоть до берестяных грамот, и составить график частоты употребления.

Пример. Разговор с Алисой

В современном мире мы коммуницируем, используя речь, язык, не только с живыми людьми, но и с программами. Разберем относительно новое явление: голосовые помощники. Самый известный из отечественных — Алиса. Почему бы не обсудить, кто такая Алиса? Чьим голосом она говорит? Почему выбрали именно это имя? Каких известных героинь по имени Алиса мы знаем? Какие еще есть голосовые помощники в России и за рубежом? Такой разговор интересен ученику и пятого, и одиннадцатого класса.

Пример. Порассуждайте над происхождением слова

Откуда пришло к нам слово «эмодзи»? Оно было заимствовано из японского языка «emodzi» и состоит из двух иероглифов 絵 – картинка и 文字 – символ, знак, письменность и соответственно можно перевести, как картинка со смыслом. По сути эмодзи является графическим выражением положительных эмоций, смеха, улыбки, радости при общении в сети. Эмодзи является аналогом знакомого большинству пользователей интернета – смайлика, которого придумали в англоязычной среде и с успехом используют во всём мире. Совместно с ученикам можно придумать интересную игру, например, зашифровать в эмодзи какое-нибудь четверостишие или смысл произведения.

Пример. Вдохновляющая история

Недавно издание «Мел» рассказало историю девятиклассника из Уфы Нияза Киреева. Он исследовал этимологию слова «голимый» и эту работу оценили ведущие лингвисты страны. Результаты исследования были опубликованы в журнале Института русского языка имени В. В. Виноградова. Примечательно, что школьник учится не в гуманитарном, а в математическом классе, и двигало им простое любопытство. Подобные примеры побуждают детей углубляться в изучение вопросов вне программы.

Как сделать урок русского языка интересным и увлекательным?
занимательные факты по русскому языку

Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом. Приведу примеры таких заданий.

Скачать:

Поэты и писателиСлова
ВложениеРазмер
russk_yaz_interesnyy.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Как сделать урок русского языка интересным?

Интерес к учению есть там, утверждал В. А. Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, исподволь заставить ребенка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения, иначе говоря, воспитывать личность? Как научить всех – и сильных, и слабых?

Многообразие поисков на эти вопросы находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). Отличительный признак нестандартных заданий – это связь с творческой деятельностью обучающегося, самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, необычные условия работы, воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом. Приведу примеры таких заданий.

– угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

– расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

– разгадывание загадок (в том числе и лингвистических).

Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

“Глаз” автомобиля. “Свежезамороженный” дождь. “Слово” регулировщика. “Архитектурное строение” пчел.

Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость.

Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи.

Задания этого типа предполагают формирование у обучающихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне).

Задание 1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

1. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

2. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей?

Задание “На засыпку”.

“Предметные” (терминологические) диктанты.

Запишите одним словом диктуемые словосочетания.

Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Вода, от воды, к воде.

Вытянутый квадрат. Равносторонний прямоугольник. Линия, 1000 граммов. 100 килограммов. 1000 килограммов. 1000 метров.

Кто больше сочинит

Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок.

Огурец — молодец. Заяц — палец. Очки — значки. Цветок — платок.

Примечание. Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как Незнайка сочинял стихи.

К числу более сложных игр относится составление палиндромов .

Палиндромы — это слова или целые предложения, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево: Анна, шалаш, казак, наган и др. А роза упала на лапу Азора. Аргентина манит негра. Леша на полке клопа нашел и др.

Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись. ».

Составление рассказа с использованием отдельных слов

Детям предлагаются отдельные слова. Например: а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

Сказку на лингвистическую тему “учитель использует как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Лингвистическая сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изученном явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто прослушать, но и искать ответ на заключенную в ней задачу”.

Сказка об однородных членах
предложения.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два брата-близнеца. Они были очень похожи и всегда в один голос отвечали на вопросы, которые им задавали. Все было хорошо, но они постоянно ссорились и всегда гуляли, отделившись друг от друга вредной запятой.

Вот как-то собрались союзы А, НО, И и решили помирить братьев. Но как ни старались сделать это союзы А и НО, ничего у них не вышло. И лишь милому и доброму союзу И это удалось. Братья Однородные Члены улыбнулись друг другу, выгнали противную запятую и взялись за руки.

С тех пор, когда близнецы гуляют с союзом И, они никогда не ссорятся и не разделяются запятой. Но стоит союзу И отлучиться, как запятая тут же возвращается. Даже союзы А и Но не в силах ее прогнать. Вот так и живут до сих пор братья Однородные Члены.

Следующие два задания одного типа – сочинение, только форма образовательного продукта разная: в первом случае сочинение новых слов, а во втором случае указан конкретный жанр – сказка. Оба задания способствуют развитию креативного мышления, направлены на расширение кругозора, развитие логики, пополнение словарного запаса участников путем образования новых слов. В обоих заданиях учтены возрастные особенности младших школьников.

СОВЕШНИК. Вспомни героев истории про Винни–Пуха. Совешник – так назвала свой новый домик Сова, а как еще можно назвать ее дом? Придумай занимательные названия домикам для страуса, бегемота, черепахи, пеликана, кенгуру, павлина, суслика.

ГРОМАДНЮЩЕЕ. Представь, что сегодня на уроке ты неожиданно превратился в Мальчика-с-пальчика или Дюймовочку. Оглядись вокруг. Опиши в форме сказки, что и кого ты видишь, используя для слов увеличительные суффиксы.

Учебный мозговой штурм (УМШ)

Развитие творческого стиля мышления, решение творческих, эвристических задач в группах – вот основная его цель.

1. Это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы.

2. Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли.

3. Участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей.

4. Учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею.

5. Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы.

6. УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.

  1. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. -М., 1997
  2. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983
  3. Граник Г.Г. Русский язык в школе. -М., 1972
  4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. -М., 1986
  5. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. -Русский язык в школе. 1997, № 14
  6. Тумина. Л.Е. Сказка на уроках русского языка. -Русский язык в школе, 1995

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сделать урок русского языка интересным?Интерес к учению есть там, утверждал В.А.Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынеш.

Урок русского языка во 2 классе (УМК “Школа 2100”).

Предлагаю разработку урока русского языка в 4 классе с использованием технологии развития критического мышления, элементами игровой технологии, ИКТ.

В данной работе представлена технологическая карта урока по русскому языку на тему: Слова, отвечающие на вопросы что делал? что делает? что сделает? (с использованием УУД) В карте подробно представлен.

Урок составлен в соответствии с современными требованиями к уроку. Использование индивидуальных маршрутных листов положительно влияет на формирование УУД.

Как сделать интереснымиschool2100.com›upload/iblock/e36/….pdf Как сделать интересными уроки русского языка. Ю.В. Кирилина. Придя после оконч.

Практичекие советы и рекомендации педагогам при поурочном планировании предмета русский язык в начальной школе.

Из опыта проведения нестандартных уроков по русскому языку в 5-м классе

Повторение и обобщение материала – очень важный этап в закреплении знаний у ребят по тому или иному разделу русского языка. На основании своего многолетнего опыта преподавания русского языка я пришла к выводу о необходимости завершения сложных тем нетрадиционными уроками (урок-путешествие, урок-соревнование, урок-игра и т. д.). Поэтому я разработала систему нестандартных уроков повторения и систематизации материала по русскому языку в пятых – седьмых классах. Ведь в один – два урока повторения и обобщения невозможно включить всё, что изучалось. Не следует забывать и возрастные особенности ребёнка: в 10 – 11 лет тяжело заниматься однообразной работой, как бы учитель ни старался сделать урок интересным и доступным. Поэтому в 5-м классе я провожу нестандартные уроки по повторению следующих тем:

“Фонетика и графика”. Урок-путешествие в историю русской азбуки: “Такой незнакомый знакомый алфавит”. Урок проводится почти в начале темы “Фонетика и графика”. Это благодатный материал для решения многих задач: изучение истории русской азбуки, которую не все дети хорошо знают, и подчас имена Кирилла и Мефодия оказываются пустым звуком для них; “лишние” буквы и их исчезновение из алфавита; реформы в области русского алфавита и так далее. Этот урок позволяет детям совсем по-другому взглянуть на изучаемую тему “Фонетика”, а самое главное, возникает интерес к тому, что делаем на уроке. А учитель этого и добивается.

“Лексика”. Урок-КВН (повторение и обобщение знаний).

“Словообразование”. Урок-игра (повторение и систематизация знаний по теме).

“Морфология и орфография” (Имя существительное, Прилагательное и Глагол). Три больших темы в разделе “Морфология и орфография” дают мне право выбора формы и темы нестандартного урока исходя из способностей детей, их интереса к теме и т.д. В одном 5-м классе я провожу урок по глаголу, с другими пятиклассниками работаем по теме “Имя существительное” или “Имя прилагательное”.

В качестве примера привожу урок-игру по теме “Словообразование и орфография” (повторение и обобщение знаний), проведённый в 5-м классе в 2005-2006 учебном году. Данный урок-игра был составлен по традиционной программе изучения русского языка в 5-м классе (учебник под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. “Русский язык. 5 класс” Москва, “Просвещение”, 2004).

Класс был небольшой, 15 учеников, что позволило составить две команды для игры. Класс общеобразовательный, в нём собраны дети с разными способностями – и сильные ученики, и слабые, и “середнячки”. Это был третий урок в учебном году из числа нестандартных, и уже были видны первые серьёзные результаты: желание ребёнка не подвести свою команду, ответить правильно, получить хорошую оценку. Главное – не было равнодушных.

Цели урока:

  • повторить и обобщить изученный материал по теме “Словообразование и орфография”;
  • развивать у детей любознательность и интерес к предмету.

Оборудование: карточки с напечатанными материалами для работы на уроке, таблица приставок и суффиксов, два листа ватмана со словами для морфемного анализа, магнитофон с музыкальными записями.

Оформление доски: на доске изображены военный форт и ведущие к нему две разноцветные (жёлтая и зелёная) тропы; на каждой тропе точками обозначены препятствия, которые придётся преодолевать командам для достижения цели – взятия форта; в начале каждой тропы – тотемы команд (символы животных).

Вступительное слово учителя. Организация игры.

Сегодня мы будем играть на уроке в старую детскую игру – в индейцев. Но боевые топоры бросать не будем, за скальпами охотиться тоже не будем. Наша игра в индейцев – это игра по русскому языку. Мы будем вспоминать и закреплять правила по теме “Словообразование и орфография”, изучение которой только что закончили. Класс делится на две группы, два племени: делаверы и омоги. Вождем племени делаверов будет В.М., и звать его Белое Перо. Вождём омогов станет В.К., и имя его будет Соколиный Глаз. Задача каждого племени пройти через испытания, то есть выполнить определённые задания по русскому языку, добраться до форта бледнолицых и добыть там для себя пятёрки или четвёрки.

Далее учитель обращает внимание на оформление доски. Племя делаверов будет двигаться к форту по жёлтой тропе. Их тотем – дикобраз. Омоги – по зелёной тропе. Дикий кабан – тотем омогов.

Учитель представляет жюри. В него входят старшеклассники. Ребята будут подсчитывать баллы за каждое состязание и подводить итоги.

Учитель. Начинаем урок. Слышите, стучат барабаны? (на 20 – 30 секунд включается запись боевых индейских барабанов). Но это не призыв к войне, а приглашение к мирным состязаниям.

– Племя делаверов, готово? – Да!

– Племя омогов, готово? – Да!

1 состязание. И начинаем мы с устной разминки. Вожди племён, вы должны поприветствовать друг друга. Кто знает больше этикетных слов и выражений, тот получит больше баллов. За каждое приветствие – 0,5 балла.

Примерные этикетные слова и выражения.

  • Здравствуйте.
  • Рад вас видеть (приветствовать).
  • Добро пожаловать.
  • Я так рад вам.
  • Доброе утро (день, вечер).
  • Привет.
  • Здорово.
  • Лёгок на помине.
  • Моё почтение.
  • Приветствую вас.
  • Салют.
  • Позвольте приветствовать вас.
  • Доброго здоровья (здоровьица).
  • Наше вам.
  • Здравия желаю.
  • И т.д.

Учитель. Молодцы, с заданием вы справились. Двигаем тотемы вперёд по зелёной и жёлтой тропе к следующему состязанию.

2 состязание. Хорошо ли вы знаете морфемный разбор слова? Перед вами на доске листы ватмана со словами. От каждого племени к доске выходит по одному представителю для разбора слов по составу.

ДелаверыОмоги
ДрачливыйЛебёдушка
СеребристыйПригородный
ЗаговоритьСбежать
ПодсказкаЗагадка
МедленноБесстрашно

Жюри оценивает работу. Каждое правильно разобранное слово – 1 балл. За ошибки баллы снимаются.

[Комментарии в скобках. К морфемному разбору слов на уроках нужно, с моей точки зрения, обращаться постоянно. Ведь многие правила русского языка связаны с умением детей “видеть” морфемный состав слова (например, то же правописание приставок на з-, с-), что формирует у ребёнка способность подбирать однокоренные слова, развивает желание сравнивать, обобщать, делать вывод. Морфемный разбор слов заставляет ученика думать, а не просто машинально делить слово на морфемы.]

Учитель. Идут индейцы дальше по тропе и чувствуют, что уводит их тропка в сторону от намеченной цели. Сбились они с пути! Чтобы выбраться снова на правильную дорогу, нужно выполнить самое трудное задание.

3 состязание. Учитель раздаёт карточки с напечатанным текстом сказки В.А. Сухомлинского “Дед Осенник”. Нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

“В ч_рном лесу живет дед Осенник. Он спит на сухой листве и ч_тко прислушивается к ш_роху леса и пению птиц. Как только услышит грус_ную песню журавлей – курлы-курлы, поднимается и говорит

Пришло моё время.

Бе_страшно выходит из лесу дед Осенник. Где пройдёт, там листья становятся ж_лтыми. Выходит дед на опушку садит_ся прислоняет_ся к дубу расч_сывает бороду и тихо что–то поёт. Это не песня, а осенний ветер. Когда он поёт, его борода р_стёт разв_вается по ветру. Вот она прот_нулась на лугу. Луг _делался серым.

Осенний туман говорят люди. Они и не догадываются, что это борода деда Осенника.”

Карточки сдаются на проверку жюри. Пока старшеклассники проверяют работы и готовятся подвести итоги за три предыдущих состязания, учитель с ребятами продолжает работать по тексту.

– Читаем текст вслух.

– Определим тему текста и его основную мысль.

– Тип и стиль текста.

– Найдём в тексте слова со знакомыми орфограммами, которые изучались в теме “Словообразование и орфография”. Объясним их.

Жюри подводит итоги и определяет по количеству баллов лидирующее “племя”. Звучат победные барабаны. Тотемы на доске продвигают вперёд.

[Комментарии в скобках. Для работы классу была предложена сказка В.А. Сухомлинского “Дед Осенник”. На этом тексте учениками решались не только пунктуационные и орфографические задачи по теме, но проводилась первоначальная работа над анализом текста. Текст сказки не так прост, как кажется на первый взгляд. Анализ даже небольшого текста на уроках русского языка – это работа на перспективу. Ребенок учится чувствовать красоту русского слова, анализировать текст (определять тему и основную мысль, тип и стиль текста, способ связи предложений, умение членить его на абзацы). И в итоге ученик со временем учится создавать свой текст, то есть писать сочинения на разные темы.]

Учитель. На пути индейцев к форту встретилась бурная горная река, в которой водится золотая форель. Поймаем эту рыбу и двинемся дальше. Итак, игра “Рыбалка”.

4 состязание. К доске выходят поочерёдно по одному представителю “племени”. Они с помощью игрушечной удочки “вылавливают” из “аквариума” записки с вопросами по теме.

Примерный перечень вопросов.

  1. Назови морфемы слова.
  2. Что такое корень (приставка, суффикс)?
  3. Какая буква – о или е – пишется, как правило, в корне слова после шипящих?
  4. Назови слова-исключения из правила “Правописание приставок на з-, с-”.
  5. Перечисли корни с чередующимися гласными о//а.
  6. Вспомни и расскажи правило “Правописание букв и – ы после ц ”.
  7. И т.д.

Каждый правильный ответ жюри оценивает 1 баллом. Тотемы на доске передвигают вперёд к следующему препятствию.

Учитель. Первый музей в России был открыт в эпоху Петра Первого. Это была Кунсткамера, где было собрано много редких, необычных и интересных предметов. Сейчас каждое из “племён” попытается тоже создать свой музей, музей слов. Создавать новые слова будем с помощью редко употребляемых приставок и суффиксов.

5 состязание. На доске вывешивается таблица приставок и суффиксов.

ПриставкиСуффиксы
Архи--ени (е)
Пра--ер (ёр)
Сверх--навт
Контр- (против)-иц (ниц)
Экс- (бывший)-ищ
Вице- (2-е лицо)

С помощью этих приставок и суффиксов дети придумывают и записывают слова. Жюри оценивает ответы и подсчитывает баллы за 4-е и 5-е состязания. Объявляется лидирующее “племя”. Тотемы на доске передвигаются вперёд.

[Комментарии в скобках. Урок обобщения материала должен обязательно включать, с моей точки зрения, и повторение теоретической части темы. Изучение языка основывается на трёх “китах”: твёрдое знание правил, выполнение упражнений для закрепления этих правил, постоянная работа со словарными словами для расширения словарного запаса ученика и повышения его грамотности. В процессе игры ученик забывает, что должен вспоминать скучные правила, он хочет хорошо ответить, не подвести, поэтому чаще всего дети, заранее подготовившись дома, отвечают неплохо.

Когда же дети приступают к созданию своего “музея” слов, обнаруживается “болезнь” многих: мало читают. Это сказывается на игре, потому что иногда слова с данными суффиксами и приставками подбираются не сразу. Мало читаешь – мало знаешь. На это учитель обратит ещё раз внимание учеников при разборе урока.]

6 состязание. Учитель предлагает детям послушать отрывок из книги шведской писательницы Сельмы Лагерлёф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.

“Города не было. Нильс увидел, как погружается в морскую пучину циферблат башенных часов. Стрелки их сошлись на цифре “12”. Мелькнул купол городского цирка. Панцири воинов на крепостной стене сверкнули последний раз, и всё исчезло. Нильс уцепился за камень и привстал на цыпочки, чтобы посмотреть, не уцелело ли что-нибудь. Но было поздно. Как театральная декорация уезжает за кулисы, город ушёл под воду”.

– С какой орфограммой текста будем работать? (и – ы после ц).

– Я буду читать текст по предложению, а вы поднятием сигнальных карточек ци – цы должны показать правильное написание слов на это правило.

Жюри оценивает работу учеников. За допущенные ошибки снимает баллы. Тотемы продвигаются вперёд.

Учитель. Друзья, уже близок форт. Последнее состязание – и цель будет достигнута.

7 состязание. Каждое племя прошло по своей тропе. Пришла пора прощаться. Вспомним, с помощью каких этикетных слов люди прощаются друг с другом. Кто больше назовёт таких слов и выражений, тот получит больше баллов (за каждое выражение – 0,5 балла).

Примерные этикетные слова и выражения.

  • Желаю удачи.
  • До свидания.
  • В добрый путь.
  • Счастливого пути.
  • Позвольте откланяться.
  • Счастливо оставаться.
  • До скорого.
  • Бывай.
  • Имею честь откланяться.
  • Жму вашу руку.
  • Пока.
  • Звоните.
  • Спокойной ночи.
  • Прощай.
  • Всего доброго.
  • Будьте здоровы.
  • Не поминайте лихом.
  • И т.д.

Жюри подсчитывает количество баллов за 6-е и 7-е состязания, подводит общий итог за всю игру и объявляет победителя. Победившее “племя” получает пятёрки, отставшее “племя” – четвёрки. Звучат победные барабаны.

[Комментарии в скобках. Шестое состязание было посвящено только одной орфограмме: правописанию букв иы после ц. Это правило в процессе изучения темы оказалось трудным для слабых детей. Поэтому я посчитала необходимым повторить её на небольшом отрывке из книги о любимом герое Нильсе, о котором многие с удовольствием читали.

Седьмое задание “закольцовывало” урок. Уж если мы начали урок со слов приветствия, то и закончить необходимо было словами прощания, что расширяло знания ребят об этикетных словах.]

После урока остается чувство удовлетворения. Главное, что в процессе таких уроков идёт прочное закрепление материала. Детям нравятся такие уроки, они хотят получать хорошие оценки, хотят чувствовать себя на высоте. И это важно. Но тревожит, что ученики мало читают, следовательно, не очень грамотные. Привить вкус к чтению, а значит, способствовать повышению грамотности учащихся – вот к чему должен стремиться учитель в процессе преподавания русского языка в среднем звене школы.

Внеклассные мероприятия по русскому языку

Презентации по русскому языку [457]
Печатные тесты по русскому языку [102]
Контрольные работы по русскому языку [139]
Компьютерные программы по русскому языку [2]

Презентация предназначена для обучающихся 5 классов и представляет собой игру в виде квеста ( или викторины). Позволяет в игровой форме проверить знания школьников по теме “Лексика”( по любой программе). Может использоваться как на уроке, так и во внеурочное время. Презентация построены с помощью гиперссылок и триггеров. Представляет собой путешествие в поисках сокровищ пиратов ( сокровища русского языка).

Целевая аудитория: для 5 класса

Ресурс включает в себя конспект и презентацию к внеурочному занятию по русскому языку в 4-5 классах. Разработка опирается на материал курса Д.З. Арсентьева “Родной язык – живоносный источник добра и любви”. Во время работы обучающимся предлагается выполнение различных заданий с обязательной сменой видов деятельности. Занятие позволяет обобщить и углубить знания, полученные детьми на уроках русского языка. Цель занятия: формирование уважительного отношения к родному языку.

Целевая аудитория: для 5 класса

«Грамотеи» – интеллектуально-развлекательная игра, цель которой – актуализация знаний по различным разделам русского языка, развитие познавательного интереса, расширение общего кругозора и обогащение речи учащихся. Элементы занимательности (загадки, кроссворд, шуточные задания) и яркая, красочная презентация способствуют повышению интереса школьников к предмету.
Методическая разработка поможет учителю в проведении внеклассного мероприятия в ходе предметной недели.

Целевая аудитория: для 6 класса

Конспект и презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку. Игра “Лингвистическое путешествие»
Аннотация:
Внеклассное мероприятие в форме игры, сопровождается презентацией. Данное внеклассное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку.
На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация. Этот вид работы способствует вовлечению учащихся в ход игры, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.
Целевая аудитория:для 6 класса

Целевая аудитория: для 6 класса

Внеклассное занятие “Волшебный квадрат” можно провести на неделе русского языка и литературы. Учащиеся в ходе игры повторят и обобщат изученный материал по основным разделам русского языка. Игра развивает логическую и устную речь учащихся.
Игровое поле разделено на 36 секторов разного цвета, которые содержат вопросы основных разделов русского языка. В ходе игры учащиеся делятся на команды и по очереди выбирают сектор.

Целевая аудитория: для учителя

Целевая аудитория: для 5 класса

29 ноября 1783 года- день рождения буквы Ё

Буква Ё. Седьмая буква русского алфавита. Она является едва ли не самой проблемной буквой, по крайней мере, самой обсуждаемой. В современном письме Ё не является обязательной: она употребляется лишь в специальных текстах (словарях, специализированных учебниках и др.) да в отдельных случаях для предупреждения неверного чтения (берёт – берет)”. А ведь игнорирование буквы Ё в текстах и документах затрудняет чтение и понимание прочитанного, искажает язык, снижает грамотность, создаёт массу проблем бюрократического характера.
Этот праздник поможет раскрыть некоторые проблемы буквы Ё и показать важность её использования.

Ссылка на основную публикацию