Бакалавриат, специалитет, магистратура: в чем разница, что это

В чем разница бакалавриата, специалитета и магистратуры?

Когда молодые люди поступают в высшие учебные заведения, они сталкиваются с выбором – начать учебу на бакалавриате или предпочесть специалитет. Перед тем как осуществить выбор, нужно четко представлять себе преимущества и отличия каждой программы обучения. К тому же у некоторых возникает желание получить диплом магистра. Но не все знают, какие требования предъявляют к претендентам на поступление в магистратуру.

Попробуем внести ясность в современную систему высшего образования России.

В чем разница между бакалавриатом и специалитетом

Большинству окончивших вуз нет необходимости объяснять, что такое специалитет. Ведь, по сути, даже в советские времена действовала данная система получения образования. Студент обучался на протяжении 5 лет во всех вузах, кроме медицинских, где длительность учебы составляла 6 лет. По окончании ему присваивалась квалификация “специалиста”. Продолжать учебу по желанию можно было в аспирантуре, с дальнейшим присвоением, при успешной защите, степени кандидата наук.

В 1999 году ситуация в российском образовании изменилась. Правительством было принято решение о присоединении к Лиссабонской конвенции. Результатом стало внедрение двухступенчатой системы. В связи с этим в рамках переходного периода при поступлении в вузы студентам приходилось выбирать, что лучше – специалитет или бакалавриат.

Обусловлено это рядом причин, в которых следует разбираться и их понимать.

На первом этапе, при поступлении, абитуриент зачисляется на бакалавриат, где он должен отучиться 4 года для того, чтобы получить диплом и степень “бакалавра” по выбранной специальности. Затем, по желанию, он может повысить свой уровень знаний путем поступления в магистратуру, пока не являющуюся обязательной ступенью.

То есть высшее образование может ограничиться получением степени бакалавра, после которой выпускник вуза может устроиться на работу согласно своему профилю.

Еще не все вузы в РФ перешли на обновленную систему. Однако в большинстве учебных заведений теперь практически по всем образовательным программам бакалавриат полностью заменил специалитет.

Изменилась не только длительность обучения и название, но и система оценивания, и хотя в большинстве институтов и университетов осталась старая, 5-балльная система оценивания, многие программы бакалавриата учитывают эквивалентные оценки в соответствии с 100балльной шкалой, применяемой в западных странах.

Плюсы бакалавриата

  • позволяет студенту после 4-летнего обучения продолжить учебу в любом европейском вузе;
  • сроки обучения сокращаются, что позволяет быстрее начать работать.

Среди минусов то, что работодатели не так охотно предлагают рабочие места таким специалистам, полагая, что качество и уровень их знаний не соответствуют требуемым.

Основные особенности специалитета:

  • более качественная подготовка – студенты учатся 5 лет;
  • диплом специалиста дает возможность по окончании поступить в аспирантуру;
  • с дипломом специалиста не получится бесплатно поступить в магистратуру. Это считается вторым высшим образованием, а второй раз государство не предоставляет возможности бесплатно учиться гражданину;
  • при желании продолжить обучение в зарубежных университетах или институтах, а также при получении рабочего места за границей обладателям диплома специалиста придется пройти процедуру подтверждения документа.

Это основные моменты, отличающие бакалавриат от специалитета, которые необходимо учитывать абитуриенту при выборе программы обучения и вуза.

Чем отличается бакалавриат от магистратуры

Что такое бакалавриат и все его плюсы и недостатки представлены выше.

Теперь предстоит разобраться, что такое магистратура. Магистратура – это следующая за бакалавриатом ступень высшего образования, которая дает возможность углубить знания по специальности бакалавра либо приобрести другую профессию. Студенты осваивают:

  • глубокие теоретические и практические знания;
  • основы научно-исследовательской деятельности;
  • азы преподавательской профессии.

По итогу обучения магистрант защищает магистерскую диссертацию. Уровень образования позволяет лицам осуществлять преподавательскую деятельность в вузах, в отличие от бакалавров. В этом состоит ключевая разница между двумя данными ступенями (уровнями).

Подводя итог, следует отметить следующие моменты:

Важно помнить, что магистратура не является обязательной. В любом случае уровень бакалавра считается высшим образованием.

Однако карьерные перспективы существенно отличаются. Наибольшие возможности предоставляются магистрантам. Затем в рейтинге идет специалист. Чаще всего у работодателя нет повода сомневаться у них в надлежащем уровне знаний. Уровень бакалавра же принято считать неполноценным вузовским уровнем в силу сложившихся стереотипов. Но с точки зрения перспектив продолжения образования за границей эта ступень оптимальна.

Каждый абитуриент выбирает ступень в соответствии со своими возможностями и потребностями. Решает впоследствии, нужна ли магистратура после бакалавриата или можно ограничиться уже имеющимся образованием.

Что такое специалитет: его отличие от бакалавриата и магистратуры

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На сегодняшний день в России есть несколько степеней высшего образования.

Выходя из дверей школы, выпускник сталкивается со сложным выбором: куда пойти учиться дальше и какую квалификацию выбрать. Что такое специалитет, бакалавриат, магистратура? Отличия между ними не понятны, так как зачастую юноши и девушки слышат эти термины в первый раз.

Сегодня мы поговори про то, что такое специалитет, бакалавриат и магистратура. Отличия между ними не понятны, так как зачастую юноши и девушки слышат эти термины в первый раз.

Итак, специалитет – это такое образование – считается ли оно высшим? Что собой представляет эта квалификация, в чем ее плюсы и минусы – разберемся.

Специалитет — это.

До подписания Болонской конвенции в 2003 году у всех выпускников 11 классов, желающих получить высшее образование, был только один путь – поступление в ВУЗ на специалитет.

Вступление в силу вышеуказанной конвенции означало, что Россия присоединилась к европейской системе высшего образования, признанной во всем мире.

В ВУЗах появилась еще одна программа обучения, состоящая из двух ступеней – бакалавриат и магистратура (чем отличается магистратура от бакалавриата и специалитета, читайте ниже).

Специалитет же при этом остался и считается полноценным высшим образованием, которое дается человеку бесплатно, если оно первое.

Обучение длится 5 лет (иногда 5,5 лет), в течение которых студент получает углубленные знания в контексте узкой специальности.

Большим плюсом этой квалификации является высокий уровень востребованности специалистов среди российских работодателей.

Ценность таких работников состоит в том, что они знают свое дело «от и до», поэтому и платят им соответствующе.

Однако минусы никто не отменял:

  1. если вдруг человек понимает, что выбранная сфера деятельности не совсем то, что он хотел, то ему придется проходить переобучение на другую специализацию в контексте уже имеющейся или другой профессии;
  2. в Европе специалитет – это квалификация, не имеющая никакой значимости (у них его просто не существует), поэтому устроиться на работу «за бугром» будет очень проблематично.

Специалитет — русская (советская) квалификация. Теоретически за границей ее могут приравнять к магистру, но для этого вам придется сильно «попотеть», прежде чем ваш диплом будет признан законным и соответствующим образовательной программе страны, где происходит действие. Особенно это касается гуманитариев, технарям легче — они двигают прогресс, а значит, более востребованы.

В Швейцарии русские эмигранты даже не стараются это делать, так как знают, что бесполезно (если только в вас заранее не заинтересован работодатель, и вы не прибыли по приглашению). А вот в США — все реально, только не забудьте запастись примерно 100 тыс.долларов, чтобы оплатить услуги специальных фирм, которые помогут воплотить все это дело в жизнь. В Германии все более или менее стало проще после 2012 года (у них появился электронный реестр с ВУЗами других стран – «наши» дипломы признаются, если значатся в этой базе).

Эти недостатки, а также явные преимущества европейской системы обучения, закономерно привели наше Министерство образования к идее, что специалитет – это квалификация, которую необходимо упразднить в ближайшем будущем.

Кто такой специалист

Перечислим главные особенности специалиста:

  1. бывший студент, который в течение 5 лет очно (в некоторых ВУЗах 5,5 лет) и 6 лет заочно получал как базовые, так и углубленные знания по своей специальности,
  2. это высококлассный работник, который готов к трудовой деятельности сразу же после окончания ВУЗа (врач, юрист, экономист и т.д.);

Специалитет и бакалавриат — в чем разница

Мы выяснили, что такое специалитет.

Бакалавриат – это более молодая в нашей стране квалификация (существует в России с 1996 года), являющаяся первой ступенью бесплатного двухуровневого образования (вторая – магистратура), систему которого мы переняли из Европы.

Итак, чем специалитет отличается от бакалавриата:

    специалист учится 5 лет (или 5,5), бакалавр – 4 года;

И специалитет, и бакалавриат предусматривают военную кафедру.

Это значит, что во время обучения в ВУЗе юноши, годные к призыву, проходят военную подготовку, что освобождает их от традиционной службы после получения диплома.

Специалитет и магистратура — отличия

Бакалавриат, специалитет и магистратура – все это является степенями обучения, где магистратура может быть только второй ступенью. То есть поступить туда сразу после школы невозможно (просто никто не возьмет).

В случае с бакалавром магистратура является вторым бесплатным этапом обучения, занимающим 2 года. Туда идут, чтобы углубить свои знания в конкретной специализации.

С одной стороны, это удобно. После защиты дипломного проекта бакалавр может какое-то время поблуждать, попробовать себя в разных направлениях профессии, определиться, чем конкретно ему интересно заниматься, и продолжить учиться.

С другой стороны, это лишний год обучения. Ведь все это можно получить, отучившись 5 лет на специалитете вместо 6 (бакалавриат и магистратура). Но тут есть риск разочарования в выбранной специализации и потом все равно придется переучиваться.

Поэтому выбирая, что лучше – бакалавриат или специалитет, следует исходить из внутренних убеждений.

Идите на специалиста, если:

  1. вы уверены, что выбранному направлению в профессии вы точно посвятите всю жизнь, то идите на специалиста;
  2. вы ярый патриот, не собирающийся переезжать в другую страну и работать на иностранные компании.

Если есть сомнения в выше написанных пунктах – добро пожаловать на бакалавриат. В последнее время молодые люди все чаще и чаще отдают предпочтение именно ему.

Кто знает, что будет завтра? Вдруг ваша профессия выйдет из моды, перестанет быть востребованной, считаться престижной и т.д. Или выпадет шанс профессионального развития за пределами Родины?

Что касается специалитета и магистратуры – по сути, обе квалификации дают человеку одно и то же — углубленные знания в конкретной сфере.

Поэтому специалист идет в магистратуру, только если он хочет сменить профессию, иначе нет смысла тратить время.

Заключение

Ну а если у вас же есть желание не только заниматься научной деятельностью по специальности, но и нести эти знания в массы, то нужно идти в аспирантуру и обучаться искусству преподавания.

Специалитет и бакалавриат – в чем разница, что выбрать, что лучше?

Разобраться с тем, что такое специалитет, бакалавриат и магистратура нелегко с первого раза. Как понять, что будет лучше в будущем? Мы расскажем, чем отличается специалист от бакалавра, покажем особенности и преимущества каждого варианта. Это статья для абитуриентов и их обеспокоенных родителей. После ее прочтения, у вас не будет сомнений куда поступать.

Специалитет – что, кого и где?

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Специалитет – это уровень квалификации высшего образования в России в советское и некоторое постсоветское время. Он ориентируется в первую очередь на то, чтобы студент получил полную базу нужных навыков и специальную подготовку.

После окончания учебы студент получает квалификацию специалиста, а в дипломе указывается точное название специальности.

Обратите внимание! Срок учебы, в среднем, составляет 5 лет для дневного и 6 – для заочного отделения, однако, некоторые специальности могут требовать большего срока – к примеру, медицинские.

Специалитет – это оконченное высшее образование, и диплом специалиста дает право дальнейшего обучения и трудоустройства на территории России. Однако, такой диплом имеет некоторые сложности для образования и работы за границей, для этого нужно иметь квалификацию бакалавра или магистра.

Бакалавриат – что, кого и где?

Бакалавриат – это уровень квалификации высшего образования согласно Болонской системе образования (в России бакалавриат вводился с 2003 года).

Обратите внимание! Учеба на бакалавриате длится четыре года – и по окончанию студент может забрать официальный документ – диплом бакалавра. После этого можно найти работу или же поступить на магистерскую программу и написать магистерскую диссертацию.

После завершения бакалавриата открыты возможности, как по дальнейшему обучению на территории страны, так и за границей.

Важно знать! После бакалавриата при поступлении в магистратуру вы можете выбрать не только другой ВУЗ, но и другую специальность (в таком случае, вероятно, предполагается сдача дополнительных экзаменов). Например, закончить бакалавриат на экономиста и поступить в магистратуру на нефтяника (неплохая перспектива).

Чаще всего абитуриенты выбирают бакалавриат. Для этого есть две причины. Первая заключается в том, что сегодня практически не осталось программ подготовки специалистов. Вторая же – в том, что бакалавриат дает куда большие перспективы для молодых студентов, планирующих переезд за границу или тех, кто подозревает смену вида деятельности в дальнейшем.

Отличия специалитета от бакалавриата

Сравним, что вас ждет после окончания специалитета и бакалавриата (без магистратуры).

СвойствоСпециалитетБакалавриат
Продолжение образования в России++
Продолжение образования за границей+
Трудоустройство сразу после получения диплома++
Трудоустройство в государственной власти или образовании+
Поступление в аспирантуру+

Плюсы и минусы бакалавриата

ПлюсыМинусы
Программа продолжается четыре годаПосле бакалавриата нельзя по сокращенной процедуре поступить на аспирантуру.
После окончания можно на бюджетные средства поступить в магистратуруТакой диплом не дает сразу же устроиться в некоторые сферы – к примеру, в образовательную или же в аппарат власти.
Можно легко сменить профессию – нет нужды учиться заново. Можно выбрать магистратуру с другим родом занятий.Для продолжения образования необходимо пройти и вторую ступень обучения.
Можно получить работу или продолжать образование в другой стране – диплом легко признается действительным в других странах.
Получение диплома бакалавра и последующее получение диплома магистра дает отсрочку от армии на 6 лет.

Плюсы и минусы специалитета

ПреимуществаНедостатки
Диплом специалиста в часто воспринимается работодателем благосклонно – таким претендентов считают лучше подготовленными.Такой диплом предлагает узкие возможности образования и трудоустройства за границей – с его признанием возникают некоторые сложности.
Без прохождения дальнейшем подготовки специалисты имеют возможность работать во всех сферах – к примеру, преподавать или занимать должность в органах власти.В случае поступления в магистратуру после получения специалиста не будет отсрочки от армии – в то же время, получение диплома бакалавра и последующая магистратура – дают.
Дает пути для дальнейшего обучения в аспирантуре.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос 1. Можно ли работать с дипломом бакалавра?

Естественно, работать после получения диплома бакалавра можно. Однако, нужно понимать, что работодатели более благосклонны все же к тем кандидатам, которые получили квалификацию магистра или окончили специалитет. Самую большую роль играет, естественно, опыт работы.

Вопрос 2. Можно ли бесплатно пройти обучение в магистратуре после окончания специалиста?

Да. Вы получаете возможность участвовать в конкурсе на поступление на общих основаниях. Успех будет зависеть от полученных баллов.

Вопрос 3. Можно ли пойти на магистратуру не в своем ВУЗе?

Естественно, вы можете подавать документы на магистратуру в любой ВУЗ страны или же за границу. К слову, изменить можно и специальность– однако,учиться будет сложнее – так как вы не получали основ знаний по предмету.

Вопрос 4. Можно ли поступить на магистратуру после обучения на контракте на бакалавра?

Да. Технически, вы поступаете заново – и в случае, если результаты обучения будут высокими – вы можете пройти на бюджет. Однако, обязательно обратите внимание на то, что конкуренция при таком поступлении будет крайне высокой.

Вопрос 5. Специалитет, бакалавриат и отсрочка от армии – как быть?

Получение высшего образования дает возможность получить отсрочку от армии. Однако, поступление в магистратуру после специалитетане дает дополнительной отсрочки. Однако, поступление в магистратуру после бакалавриата – гарантирует еще два года.

Вопрос 6. Перевод со специалитета в бакалаврат – возможен ли он?

Закон не предусматривает перехода между уровнями образования – такими как специалитет и бакалавриат. Однако 10 статья того же закона – ФЗ-273 говорит о том, что в рамках одного образовательного уровня можно менять смену условий обучения. Необходимо обратиться к официальной таблице – она относит оба уровня к одному – высшее образование. Это и дает возможность произведения перехода.

Подведем итоги

Специалитет и бакалавриат отличаются сроком обучения (это важно, если вы учитесь на контракте). Также есть отличия в классификации образования и дальнейших возможностях для продолжения учебы или же трудоустройства.

Нужно понимать, что никто не сможет сказать вам о том, какая система будет лучшим именно для вас. К примеру, если вы планируете переезжать за границу – то обучение на специалиста будет не самым мудрым решением – с таким дипломом получить должность в другой стране или же поступить в ВУЗ будет сложно. Если же вы планируете аспирантуру, то лучше закончить специалитет, так быстрее.

Взгляните еще раз на отличия бакалавриата от специалитета, чтобы сделать свой выбор. Надеемся, теперь вы разобрались, что такое специалитет и что такое бакалавриат.

Бакалавриат и магистратура или специалитет?

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

В 1997 году Россия подписала Болонскую конвенцию о присоединении к единому европейскому образовательному пространству. Одним из базовых пунктов Болонского процесса является традиционная для Европы 2-уровневая система образования. Она рассматривает бакалавриат, магистратуру и подготовку специалиста в качестве самостоятельных уровней высшего образования. Бакалавриат – первый уровень, магистратура или подготовка специалиста – второй.

Бакалавриат

Поступать в бакалавриат могут все выпускники школ, колледжей, техникумов и училищ. Абсолютно ошибочно мнение, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Бакалавр – выпускник вуза, получивший за четыре года полноценное базовое высшее образование по выбранному направлению. Бакалавриат принят по международной классификации и понятен работодателям во всем мире. Выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени “Бакалавр”. Выбор места работы для него весьма широкий: это любое производство и офис, где нужен образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить любые документы. К достоинствам выбора бакалавриата можно отнести то, что уже через четыре года человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность. Ещё одно неоспоримое достоинство двухуровневой системы – это возможность после 4 лет обучения в бакалавриате более четко очертить свои интересы и потребности и, исходя из этого, выбрать более узкую специальность магистратуры, а в некоторых случаях даже получить две разные специальности. При этом обучение возможно как на бюджетной, так и на платной основе.

Специалитет

Главным преимуществом специалитета остается его высокий престиж в глазах работодателей (специалисты учатся 5-6 лет). Также специалитет более удобен тем, кто планирует заниматься научной работой и учиться в аспирантуре, – специалист может сразу поступать на эту форму обучения, тогда как бакалавр должен сначала окончить магистратуру.

Каковы же недостатки специалитета? Первое – сложность признания диплома специалиста за рубежом, где не существует такой формы обучения. Второе – невозможность обучения на бюджетных местах в магистратуре, так как по закону для специалиста это будет уже второе высшее образование со всеми вытекающими отсюда последствиями – платность обучения и отсутствие отсрочки от армии.

Вятский государственный университет в 2014 году осуществляет прием по 49 направлениям подготовки бакалавриата, по завершении которых можно продолжить учебу по программам магистратуры и 7 специальностям,

Магистратура

Магистратура – следующая ступень высшего образования, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению в течение двух лет. В магистратуре готовят людей, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность, а также деятельность, требующую аналитических и проектных навыков. Право участвовать в конкурсе для обучения в магистратуре предоставляется лицам, успешно завершившим обучение по программам бакалавриата. Обучение в магистратуре возможно как на бюджетной, так и на платной основе. В ВятГУ ежегодно увеличивается количество бюджетных мест на магистерские программы: в 2013 году – 81 бюджетное место, в 2014 – 129 бюджетных мест.

Необязательно поступать в магистратуру сразу по окончании бакалавриата. Это можно сделать и позже, когда возникнет необходимость получить более узкую специализацию или поменять профессию. Более того, Болонская система дает возможность стать бакалавром по одному направлению, а магистратуру закончить по другому. В этом случае выпускник получает два диплома о высшем образовании. Одним из компонентов Болонского процесса является академическая мобильность, которая позволяет студенту, закончив бакалавриат в одном вузе, поступить в магистратуру в другом.

Таким образом, однозначно определить, что лучше – специалитет или бакалавриат с магистратурой, невозможно. В России сегодня действует как первая, так и вторая система.

Бакалавриат или специалитет?

Бакалавриат или специалитет?

Рано или поздно перед каждым выпускником 11 класса, планирующим поступить в вуз в нашей стране, встаёт непростой вопрос, какую форму высшего образования выбрать: бакалавриат или специалитет? Наш блогер Мария Кучерова рассказывает, как устроено высшее образование в России и что лучше выбрать.

Я мама двух сыновей-близнецов. Егор готовился поступить на журфак, Ваня — на прикладную информатику или информационную безопасность. Денег на подготовку к ЕГЭ, как вы понимаете, было потрачено немало, поэтому в вопросе, что лучше — бакалавриат или специалитет, мы выбирали вообще третье — бюджет, то есть бесплатное обучение. Это была наша финансовая стратегия.

Понимаю, что сейчас ещё больше вас запутала, но когда все подробно объясню, станет понятно, что я имею в виду. На семейном совете мы постановили, что в первую очередь стремимся именно к получению бюджетных мест, поэтому выбор в пользу бакалавриата или специалитета ставился нами на второе место.

По-русски, совсем уж просто, логика была такая: неважно — бакалавриат или специалитет — лишь бы попасть на бюджетные места. Оплачивать учёбу сразу двух студентов — это затратно для любой семьи, с любым достатком.

В итоге выяснилось, что журналистов в Москве уже всех готовят по Болонской системе бакалавриат + магистратура. Егор поступил на бакалавриат в РАНХиГС. С ваниным факультетом «информационная безопасность» было сложнее: где-то были программы специалитета (5 или 5,5 лет), где-то двухуровневая система — бакалавриат (4 года) плюс магистратура (2 года). Но для нас при выборе вуза этот факт не был основным.

Ваши приоритеты могут быть расставлены иначе, поэтому объективно постараюсь изложить все тонкости этой ситуации. Зная все различия, легче принимать решение, а оно должно быть взвешенным, поскольку эти две формы высшего образования, принятые сегодня в российских вузах, в некоторых ситуациях взаимоисключающие. Например, если вы захотите перевестись с одной формы обучения на другую, у вас могут быть проблемы. За примерами далеко ходить не надо. Наша родственница недавно хотела перевестись со специалитета на бакалавриат, и в родном вузе получила решительный отказ. Не предусмотрено Уставом.

Болонская система высшего образования

Итак, с 2003 года российские вузы начали участвовать в масштабном реформировании высшего образования, а именно, стали плавно переходить от одной системы обучения к другой, более современной и, главное, принятой в европейском мире. Называется эта система Болонской, по названию известного города Болонья в северной Италии. Бакалавров выпускали и раньше, но именно в 2003 году это приобрело, если можно так сказать, массовый характер.

История возникновения, все преимущества и недостатки этой системы подробно описаны в интернете. Я не буду всё это пересказывать, скажу только коротко, что в 1999 году, накануне начала нового тысячелетия, участники Болонского процесса, а именно 29 европейских стран, подписали декларацию о том, что высшее образование Евросоюза должно быть единым и двухуровневым: бакалавриат и магистратура. Почти сразу список стран, желающих вступить в Болонский процесс, стал расти. В 2003 году к этому процессу присоединилась и Россия. В 2009 году такая система «бакалавриат + магистратура» начала действовать в России официально. Сроки обучения во всех странах разные, но у нас это обычно 4 + 2 года, соответственно. Кстати, именно в 2009 году и ЕГЭ стало обязательным для всех. До этого был экспериментальный период.

Сегодня большинство российских вузов перешло на новую систему образования, но при этом осталась и классическая российская одноуровневая система, которая называется «специалитет». Таким образом, старое и новое высшее образование существуют у нас в стране параллельно, не отменяя одно другое. Как всегда, у нас все приживается с поправкой на российскую оригинальность, так что мы пошли свои путём. Поэтому сегодняшние выпускники, а также их родители (па-па-ра-ра-рам) имеют ещё одну дополнительную дилемму: что выбрать — бакалавриат или специалитет?

Специалитет

Начнём с конца — так будет проще. Специалитет — это всем привычная система пяти или шестилетнего непрерывного обучения в вузе, которая была принята в нашей стране в СССР и вплоть до начала нулевых как основная и единственно возможная. Человек учился и в итоге получал диплом специалиста. В нём, если вы помните, было написано: «специальность такая-то». Понятие «дипломированный специалист» — это как раз об этом.

Бакалавриат и магистратура

Кто такие бакалавр и магистр? Сразу Гарри Поттер почему-то на ум приходит и магистр Йода.

Тут все довольно просто: высшее образование выстроено двумя ступенями. Сначала вы поступаете на бакалавриат. Условия поступления абсолютно идентичные со специалитетом: приносите баллы ЕГЭ вместе со всеми документами, если нужно, то дополнительно сдаёте творческие экзамены. Через четыре года вы получаете диплом о высшем образовании, в котором написано «бакалавр».

Если вы захотите продолжить своё обучение, вы обязательно должны сдать вступительные экзамены в магистратуру. Кстати, на второй ступени вы можете выбрать любой вуз, не обязательно тот же самый, где учились на бакалавриате! По окончании магистратуры у вас будет диплом магистра.

Распространённое заблуждение, что степень бакалавра — это какое-то недоделанное высшее образование, что на работу не возьмут и так далее

Диплом бакалавра свидетельствует о наличии высшего образования, и точка! (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Разница между двумя студентами, которые параллельно вышли из пункта А, но идут разными путями, будет, конечно, в знаниях. Бакалавр учится четыре года, а специалист — минимум пять лет (иногда 5,5 или вообще 6). Конечно, программа у них будет отличаться.

Принято считать, что бакалавриат даёт более широкие знания с размытой специализацией, а магистратура — более узконаправленное образование. Также существует стереотип, что специалитет — это более качественное образование, поскольку все пять или шесть лет обучения в вузе готовят узких специалистов-практиков. Все это спорно, на мой взгляд. Прошло слишком мало времени, чтобы вести предметный разговор на эту тему. Процесс формирования учебных программ бакалавриата в каждом вузе пока ещё в стадии становления. Эпоха перемен в высшем образовании в России только началась.

9 отличительных черт российского бакалавриата

  1. После получения диплома бакалавра можно сразу идти работать. У вас в кармане высшее образование. И точка. Период обучения — четыре года.
  2. Некоторые специальности не предусматривают в России двухступенчатого обучения. В этот список попали медицинские специальности, таможенное дело, военные специальности и другие. Невозможно стать хорошим врачом за четыре года, это и ежу понятно.
  3. После бакалавриата вы сможете претендовать на бюджетное место в магистратуре, а после специалитета — нет. Правда, не совсем понятно, зачем после специалитета нужно идти в магистратуру. В любом случае, если «приспичит», то это будет считаться вторым высшим образованием, а, значит, оно будет 100% платным (таков закон). Исключение составляют только «дипломированные специалисты» (поступившие на обучение до 2008 года включительно). Отсрочки от армии тоже не будет.
  4. На весь период обучения «бакалавриат + магистратура» на очном отделении вы получаете отсрочку от армии. Специалитет тоже гарантирует отсрочку на весь период учёбы на очном. Тут разницы нет особой.
  5. Что с аспирантурой? После специалитета можно смело идти, после бакалавриата — нет, минуя магистратуру нельзя. Из магистратуры — пожалуйста.
  6. Диплом специалиста в большинстве случаев не удастся подтвердить за границей, а дипломы бакалавра и магистра — можно.
  7. Бакалавриат можно окончить по одной профессии, а магистратуру — по другой. Например, в течение четырех лет учёбы стало понятно, что вам интересны не только технические предметы, но и гуманитарные. Магистратура по гуманитарному направлению — это вполне реально. Вариативность — это преимущество, конечно. Фактически вы получаете два диплома о высшем образовании: «бакалавр» + «магистр». Ещё раз: «бакалавриат + магистратура» — это два диплома о высшем образовании, только они разного уровня.
  8. Учёба в магистратуре возможна в зарубежных вузах и университетах. Здесь, конечно, потребуется знание иностранного языка, но сегодня это не проблема.
  9. Если вы поступили на специалитет на бюджетное место, то все годы обучения вы не будете ничего платить. Если после бакалавриата вы надумаете пойти в магистратуру, то знайте, что шансы поступить на бюджет минимальные (слишком высокая конкуренция). Вполне возможно, что в течение этих двух лет вам придётся платить за обучение. Процент бюджетный мест почти везде меньше, чем на бакалавриате. В каждом вузе статистика индивидуальная.

Недостатки двухступенчатой системы в России

1. Опять эксперимент над нашими студентами и преподавателями. Пока все «устаканится», пройдёт немало времени.

2. Конечно, можно догадаться, что есть «свистопляска» с учебными программами бакалавриата и магистратуры, ведь вузам дали свободу сформировать их самостоятельно, опираясь на государственные стандарты. Практика получения высшего образования по Болонской системе у нас фактически началась с 2009 года, то есть не прошло даже десяти лет с момента старта эксперимента. Конечно, все это требует ручной настройки ещё продолжительное время, поэтому идеал пока только маячит на горизонте.

Чтобы за четыре года сделать из абитуриента полноценного бакалавра, то есть фактически готового выйти на работу профессионала, надо очень грамотно и четко выстроить систему обучения. Согласитесь, что четыре года — срок не очень большой.

В случае со специалитетом, как вы понимаете, проблем с учебными программами нет, поскольку они достались в наследство, как говорится, от прошлых времен. Здесь все стабильнее и построено на классическом преподавании. Насколько классическое образование актуально в современных реалиях — не мне судить, конечно. Только время покажет. Я рада, что, существуя параллельно, обе системы невольно конкурируют друг с дургом. Так становятся очевиднее все плюсы и минусы.

3. Не все вузы при переходе на Болонскую систему поняли, что конкретно надо менять. Например, мало где в России в полную силу используется болонская 100-балльная система оценки знаний. Номинально она есть, но действует как-то странно, на мой взгляд.

Так называемая кредитно-модульная система оценивания European Credit Transfer System (ECTS), о которой мало кто слышал вообще, — это довольно сложная балльно-рейтинговая система, в которой оцениваются не только контрольные работы, но и посещение лекций и семинаров, практика, самостоятельное обучение и ещё что-то. Баллы потом переводятся в буквы. Короче, европейцы намудрили. Но система, справедливости ради надо сказать, оправдывает свою сложность двумя огромными преимуществами. Первое — объективность. Второе — мобильность студенческого и преподавательского состава. Любой участник учебного процесса может в любой момент поменять не только университет, но и страну обучения. Можно сложить рюкзачок и переехать жить в другую европейскую страну, чтобы продолжить обучение или работу в другом вузе. При этом заработанные студентом кредиты (оценки) «перезжают» вместе с ним и продолжают накапливаться. В случае с преподавателями — система, как вы понимаете, снимает большинство проблем адаптации к новым условия, поскольку требования и стандарты универсальные.

Спросила у своих мальчишек, они подтвердили, что «болонские» баллы вроде бы им начисляют в вузах. Оба учатся на бакалавриате, один — в РАНХиГС, другой — в РГГУ. На мои вопросы о 100-балльной системе отвечают как-то невнятно. Видно, что им подробно никто этого не объяснил до сих пор. В зачётной книжке система оценки по-прежнему старая: зачет-незачет и пятибалльная на экзаменах.

В ыбирать особенно и не придётся, поскольку специалитет активно вытесняется новой системой. При этом надо понимать, что вытесняется именно искусственно. Такова сегодняшняя стратегия развития высшего образования России. Специалитету остаются только избранные специальности, где необходима тщательная и долгая профессиональная подготовка. Поэтому разницу, разумеется, надо понимать всем.

Правильный ли путь выбрало российское высшее образование? Вопрос пока трудноразрешимый.

Первые выпускники бакалавриата массово появились в нашей стране только летом 2013 года, а магистратуры — 2015, так что вообще рано о чём-либо говорить

Есть мнение, что бакалавров неохотно берут на работу. Мне не совсем понятно, откуда взялся этот стереотип. Большинство сайтов транслируют его как под копирку. Ни о какой статистике пока речи быть не может. Я бы не стала доверять голословным утверждениям. Три с лишним года (с 2013 года), когда на рынке труда в России появились люди с дипломами бакалавров, — это капля в море. Так что никого не слушайте. Хотите устроиться на работу после бакалавриата — пробуйте. Хотите пойти в магистратуру — пожалуйста. Жалко только, что шансы поступить на бюджет будут невелики. Все равно надо не бояться пробовать. Очень интересно услышать истории и о том, как кто-то поступал с нашим дипломом бакалавра в европейскую магистратуру. Если найду такого человека, обязательно об этом напишу.

Мне лично и как маме, и как педагогу история с Болонской системой симпатична, однако апробирование её в России представляется не совсем прозрачным и понятным. Как из этого мог на нашей земле появиться монстр под названием ЕГЭ? Очевидно, что суть Болонской системы высшего образования в Европе нашими чиновниками от образования так до конца и не «переварена», хотя именно она, по сути, была отправной точкой их отечественных экспериментальных идей. А в эпоху импортозамещения иногда мне становится немного страшно, не дадут ли вообще неожиданный задний ход все эти начинания.

Первые звоночки уже есть. В начале 2017 года Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий уже сказал это: «Я считаю допущенной нами ошибкой переход на четырёхлетнее образование в высшей школе. Я считаю, что мы должны учить пять лет, шесть лет, как сделали ведущие западные университеты».

Фото: iStockphoto (Ancika)

Подписывайтесь на мой блог, делитесь полезной информацией в соцсетях, добавляйтесь в друзья.

Специалитет, бакалавр и магистратура: в чём разница?

Три степени образования: бакалавриат, специалитет или магистратура. Какую лучше выбрать? Каковы особенности каждой из них?

Немногим известно, что с 1997 года, благодаря подписанию Россией Болонской конвенции, абитуриенты получили возможность выбирать между тремя системами образования:

  • бакалавриатом,
  • магистратурой
  • и специалитетом.

Каждый уровень даёт законченное высшее образование, подтверждённое дипломом.

Болонский процесс имел целью создание общеевропейского образовательного пространства, а поскольку в Европе образовательная система давно состоит из двух уровней – бакалавриата и магистратуры, то и в России, вступившей в альянс, пришлось вводить подобное разделение.

Чтобы определиться с выбором, нужно чётко представлять себе особенности, преимущества и недостатки каждого варианта.

Содержание статьи:

Как получить диплом бакалавра

Быстрее всего окончат высшее учебное заведение студенты, обучающиеся по программе бакалавриата. Дневная форма предусматривает 4 года посещения лекций.

В выданном дипломе в строке квалификации выпускник увидит слово «бакалавр», а далее будет указано направление или факультет, на котором учился специалист.

Пожалуй, единственным явным преимуществом данного уровня является срок обучения. Если абитуриент не собирается в будущем продвигаться вверх по научной лестнице, бакалавриат вполне подойдёт. Однако, за границей бакалавру устроиться на работу будет гораздо проще – ведь это общеевропейская степень.

Качество и количество получаемых знаний также нельзя назвать плюсом этой образовательной системы. Студенты получают полный объём учебного материала, одинаковый для всех уровней, только изучают они его не 5 лет, а на год меньше. Соответственно, многие важные темы проходятся недостаточно глубоко. По этой причине бакалаврам закрыта дорога к научным вершинам – аспирантом, кандидатом, доктором ему не стать.

Четырёхлетняя подготовка является препятствием и для работы преподавателем высших учебных заведений, а также не даёт право работать в большинстве управленческих сфер.

Тем не менее, бакалавр – это выпускник ВУЗа, поэтому ему вполне доступны множество различных профессий – от работы с документами и информацией, до сферы коммуникативного взаимодействия с людьми. К тому же, человек, закончивший бакалавриат, как правило, уже чётко определил для себя желаемую область деятельности, поэтому может пойти учиться дальше, окончив специалитет, а затем магистратуру по узкому профилю, интересующему его.

Бакалавры могут на год раньше устраиваться на полный рабочий день, получая финансовую независимость.

Чем отличаются специалисты от бакалавров

Вторая ступень высшего образования называется специалитетом. Специалисты, обучающиеся на дневном отделении, учатся в течение 5 лет.

Диплом выпускника будет содержать только название специальности, которую изучает студент. На сегодняшний день, работодатели более лояльно относятся именно к специалистам, поскольку эта образовательная степень встречается в России чаще всего. При приёме на работу преимущество зачастую отдают выпускникам, прошедшим пятилетнее обучение.

Бюджетных мест в ВУЗах, ориентированных на подготовку специалистов, значительно больше, чем для поступающих на бакалавриат.

Специалисты свободно могут идти учиться в аспирантуру, защищая затем всё новые учёные степени, а также преподавать в ВУЗах и работать в сферах управления и власти, где обязательным является требование о высшем образовании.

Кроме того, квалификация «специалист», в отличие от квалификации «бакалавр», внесена в общероссийский должностной классификатор. Подготовка специалистов получается более углубленной, так как необходимый материал студенты проходят на протяжении 5 лет. Но это же может стать и минусом – пока идёт учёба, работать с полной загрузкой невозможно.

Следующая ступень профессионального высшего образования

В магистратуре студенты учатся на протяжении 6 лет, куда входит 4 года обучения на бакалавриате и 2 года собственно магистратуры. Магистрами могут стать как бакалавры, так и специалисты, дипломная квалификация, соответственно, будет указана как «магистр» определённого направления. Обычно данный уровень высшего образования выбирают студенты, планирующие развиваться в сфере научной деятельности, работать в исследовательских центрах, получать учёные степени, преподавать в ВУЗах.

Подготовка магистров проходит на высоком уровне, поэтому у работодателей они пользуются заслуженной популярностью. К тому же, магистрами, как правило, становятся люди, определившие свою цель в жизни, круг интересов, поэтому к процессу образования они подходят очень сознательно. Обучение в магистратуре прибавляет два года, но в этом есть определённые преимущества:

  • закончив бакалавриат, поступление можно отложить на некоторое время, сразу переходить в магистратуру не обязательно;
  • благодаря Болонской конвенции, магистратура поможет осуществить смену профессии в случае необходимости – то есть бакалавр, ставший магистром, получит уже две специальности;
  • бакалавриат и магистратуру студенты имеют право получать в разных высших учебных заведениях.

Недостатком является проблема с работой на протяжении всего срока обучения. Если студент нуждается в финансах, то ему придётся искать подработки, совместимые с графиком учёбы и дающие достойный доход. Существовать в таком графике достаточно тяжело, поэтому многие учащиеся ограничиваются только получением степеней бакалавра или специалиста.

На сегодняшний день в России используются все три ступени высшего профессионального образования. Несмотря на то, что бакалавриат и магистратура приняты практически повсеместно, специалитет является традиционным вариантом обучения, под него разработано много устоявшихся программ, поэтому быстро вывести из использования его не получится.

Многие отрасли, где нужны довольно глубокие знания, но не на уровне научных исследований, ещё сохраняют подготовку специалистов. Нельзя однозначно сказать, какая из них лучше. Каждый студент должен сам выбрать для себя приоритеты, учитывая все стороны разных уровней обучения.

Ссылка на основную публикацию