Виды и отличия дипломных работ

Какими бывают дипломные исследования?

Каждый студент по окончании обучения в СУЗе или ВУЗе пишет дипломный проект. Это фактически его прямая и самая что ни на есть «святая» обязанность, без выполнения которой он не сможет стать официально квалифицированным специалистом.

Каждый студент по окончании обучения в СУЗе или ВУЗе пишет дипломный проект. Это фактически его прямая и самая что ни на есть «святая» обязанность, без выполнения которой он не сможет стать официально квалифицированным специалистом.

Из чего состоит дипломная работа

Большинство студентов полагает, что дипломная работа – это обычный письменный проект, в котором нужно детально рассмотреть конкретный вопрос и показать его действие на конкретном примере. Отчасти так оно и есть, но на самом деле дипломные проекты бывают разных видов.

Какие виды дипломных исследований существуют?

Писать дипломный проект – это целая эпопея. Здесь требуется особый подход, наличие конкретных знаний и умений.

Все дипломные проекты можно классифицировать в зависимости от специальностей, отраслей. Поэтому в каждом из них будут присутствовать разные способы сбора и обработки информации, методы проведения исследования и пр. Сегодня мы расскажем о разновидностях дипломных исследований.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Тип №1. Теоретическое исследование.

Дипломный проект теоретического плана предполагает изучение и сопоставление разных источников информации, проведение анализа данных и выдвижение собственной «теории». Здесь важно, чтобы автор сумел грамотно преподнести свое предложение, показать его эффективность и необходимость.

В теоретических исследованиях фактически отсутствует «практическая» значимость проекта. Здесь не будет каких-либо расчетов, разработок практического плана. В дипломной работе теоретического характера будут рассмотрены различные теории и концепции в рамках конкретной темы, выдвинута своя идеология, которая поможет упростить или разобраться с решением актуальной проблемы.

Дипломные исследования теоретического плана важны для науки и развития научной мысли. Чаще всего такие проекты пишут выпускники гуманитарных направлений.

Какие бывают исследования?

Тип №2. Эмпирические исследования.

Дипломный проект в этом случае представляет собой не только обзор существующих теорий правил, методик, но и проведение эксперимента на практике. Фактически студент должен в реальной жизни проанализировать ситуацию на примере конкретного объекта, выявить его проблему и предложит план мероприятий, который поможет решить ее ил смягчить ее воздействие.

В эмпирических исследованиях важны точные расчеты, анализ данных, сопоставление их между собой, с нормативами, определение степени воздействия проблемы на объект. Более того, практически раздел будет содержать рекомендательную часть, где автор ВКР предложит конкретные действия и покажет их эффективность (экономическую, физическую и пр.).

Тип №3. Смешанное исследование.

Данная разновидность включает в себя элементы вышерассмотренных исследований: теоретическое и практическое исследование проблемы в дипломной работе. В последнее время именно этот вид дипломных исследований применяется выпускниками ВУЗов. Он позволяет всецело рассмотреть тему, показать умение применять полученные в ходе обучения знания на практике и пр. Здесь автор ВКР не просто изучает собранные материалы, но и проводит собственный эксперимент, исследование для написания практического раздела.

Тип №4. Проект.

Проект следует рассматривать не просто как выпускную работу, а как значимый и весомый план действий, готовый к реализации в жизни. Дипломные проекты выполняют выпускники прикладных профилей (чаще всего строительного): инженеры, архитекторы, строители и пр. Здесь важно не просто предложить идею, но и показать ее всесторонне: необходимость и целесообразность, затратность и окупаемость, безопасность, востребованность и пр.

Следует отметить, что проект сочетает в себе все элементы теоретического и эмпирического исследования, но требования к его выполнению и внедрению на практике более жесткие. В частности, все расчеты должны быть максимально точными, все действия и мероприятия должны соответствовать утвержденным и действующим в стране регламентам (пожарная безопасность, охрана труда, трудовое право и пр.).

Зачем нужно разбираться в видах дипломных исследований?

Вид исследования ВКР зависит, прежде всего, от специальности обучения и выбранной темы. Студент должен изначально понимать, какая разновидность диплома приемлема на его кафедре в ВУЗе. Зачем? Ответ прост: чтобы в дальнейшем не возникло проблем.

Например, Вы успешно выполнили дипломную работу: все сторонне рассмотрели вопрос, показали его важность, предложили план мероприятий. Научный руководитель посмотрел на работу и вернул ее, отметив отсутствие практической части, большой объем теории и пр. Прежде всего, от вида исследования зависит, какие действия будет предпринимать выпускник, что проводить и о чем и как писать.

От вида дипломного исследования будет также зависеть алгоритм действий выпускника: что нужно искать, где, как подбирать материал, систематизировать данные, что предлагать, на что полагаться и пр. Более того, от разновидности исследования могут зависеть и методы. Например, в теоретических исследованиях ни к чему математические расчеты, моделирование и пр.

Поэтому, прежде чем приступать к написанию дипломной работы, разберитесь в его нюансах: вид работы, что и как нужно изучать, где брать данные и как их интерпретировать.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Виды и типы дипломов

Хоть и говорят, что главное – человек, а не место, в котором он учился, все же работодатели нередко обращают внимание именно на диплом. Встречают по одежке, а провожают по уму – эта поговорка относится и к наличию диплома у будущего специалиста.

На нашем телеграм-канале масса материалов, которые будут полезны абитуриентам и выпускникам, а в группе – материальные выгоды в виде акций и скидок.

Сегодня расскажем, какие бывают дипломы в системе современного высшего образования, чтобы студент понимал, какие у них есть преимущества.

Классификация дипломов по разным признакам

Принято разделять виды дипломов о высшем образовании по разным признакам.

Виды дипломов по цвету

По цвету бывают следующие дипломы:

  1. Красные. Самые престижные дипломы, которые получают отличники. Им приходилось безупречно сдавать каждую сессию, получая максимальные отметки и по основным, и по дополнительным предметам с первого курса непосредственно до выпуска.
  2. Синие. Самые обычные «корочки», которые просто подтверждают наличие у выпускника высшего образования.

Виды дипломов по научной квалификации

По уровню научной квалификации дипломы бывают:

  1. Бакалаврский. Болонская система позволила приравнять этот документ к диплому о получении оконченного высшего образования. Получить его можно после 4 курсов обучения в обычном вузе и после 5 лет обучения в медицинском. Единственное отличие от полноценного диплома после окончания полного срока обучения – его обладатель не может занимать руководящие должности и иметь частную практику.
  2. Диплом специалиста. То же самое, что магистерский диплом, только устаревший вариант. Является доказательством получения полного высшего образования и позволяет его владельцу продвигаться по службе.
  3. Магистерский. Свидетельство оконченного высшего образования с двумя дополнительными годами обучения. Обладатель этого документа может не только занимать руководящие должности, но и заводить частную практику с получением лицензии, работать в научной сфере и преподавать.
  4. Кандидатский. Диплом еще более высокого уровня – свидетельство узкой специализации в конкретной области (например, не просто юрист, а юрист-международник). Можно приравнять к полноценному научному званию. Диплом откроет своему обладателю доступ к исследованиям и научной карьере. Это будет первая степень для тех, кто хочет получить статус профессора. Очень ценится работодателями.

Виды дипломов по аккредитации

У диплома любого образца есть обратная сторона, о которой мало кто знает – аккредитация. Не все высшие учебные заведения ее проходят. В итоге даже красный диплом может совершенно ничего не значить, если у его вуза нет аккредитации.

По этому пункту дипломы бывают:

  • государственного образца;
  • установленного образца.

Работодатели больше ценят первый, а второй могут вообще не принять как аргумент.

Стоит отметить, что дипломы любого образца – это вовсе не 100%-й показатель знаний учащегося. И опытный наниматель всегда проверит знания и навыки кандидата, чтобы подкрепить правомерность документа практически.

Другие типы дипломов

Не всегда для получения работы мечты нужно иметь один или два аккредитованных диплома об окончании высшего учебного заведения.

Порой, профессиональные курсы могут за несколько месяцев предоставить учащимся качественные знания и привить прочные навыки, которых не даст ни один вуз за все годы обучения.

В этом случае работодателю неважно будет наличие диплома вуза – он будет обращать на дипломы и свидетельства окончания прохождения этих курсов, даже если соискатель пошел на них в школьном возрасте или сразу после школы.

Не все профессии требуют обязательного диплома государственного образца. Если врач или преподаватель обязаны его получить для будущей карьеры, то специалисты по маникюру, массажисты или бариста вполне могут работать с дипломами установленного образца. Их работодателям гораздо важнее уровень практических навыков, а не формальности.

Впрочем, абитуриент или студенту не так важно, в вузе какого типа (аккредитованном или нет) он учится: сессия наверняка везде будет жесткой. Но со специалистами сервиса студенческой помощи у вас всегда будет шанс его получить и сделать все от вас зависящее.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Какие бывают виды дипломных работ: разбираемся в структуре и особенностях

Приступаете к подготовке и написанию дипломной работы? Хотите, чтобы она была качественной и получила положительные отзывы от экзаменационной комиссии? Значит, пришло время определиться с видом дипломного проекта.

В этой статье я расскажу, зачем определять вид работы и что это в итоге вам даст.

Зачем определять вид будущего диплома?

Никто не будет возражать, что дипломная, в первую очередь, предполагает самостоятельную деятельность. Тем не менее, без определенной внешней помощи здесь не обойтись, поскольку процесс подготовки, написания и оформления основывается на конкретных правилах. Эти правила обычно прописаны в методических рекомендациях и общепринятом стандарте.

Так вот. Во-первых, определение вида поможет вам грамотно сгруппировать информацию и подготовить проект в строгом соответствии с установленными в вузе правилами.

Во-вторых, каждая отдельно взятая дисциплина предполагает отдельный тип исследования. К примеру, в дипломной по психологии всегда есть эмпирическая часть с расписанными методиками, конкретными результатами тестов и опросов.

В-третьих, от выбранного типа зависят методы работы и специфика их реализации.

Структура дипломной

Важный момент. Перед тем, как сесть за написание дипломной, стоит заглянуть в методические рекомендации. В них вы найдете всю необходимую информацию по составлении структуры будущей работы, ее скелета.

Казалось бы, раз дисциплина определяет вид работы, то структура не может быть одинаковой для всех. Тем не менее, несмотря на все различия, в этом плане все работы схожи.

В каждом виде дипломного проекта есть титульный лист, введение, оглавление, основная часть, заключение, список литературы, приложения. Почти одинаковые требования предъявляются к количеству страниц и использованных источников.

Акцент на теорию или практику?

Такой выбор зависит от темы работы, предмета исследования и общих правил вуза. Исходя из этого, выпускная квалификационная работа может быть:

  • теоретической. Ее отличает отсутствие практической части, поэтому чаще всего это работа выпускника гуманитарной специальности. Нередко в основе теоретического диплома лежит биография, которая в конце анализируется. Обязательное условие — наличие собственных выводов на основе проведенного анализа;
  • эмпирической. Главное здесь — практика, что характерно для точных и естественных наук (биологии, химии, математики и др.). Простым анализом в данном случае не обойтись. Вам придется выдвинуть гипотезу, провести исследование и доказать правильность выдвинутой гипотезу добытыми на практике данными;
  • проектом. Многие считают этот тип разновидностью эмпирической работы, поскольку многое в нем связано практикой. Все потому, что здесь вы должны предложить собственный проект, реализовать его, пронаблюдать и описать полученные результаты. Сделать это проще всего в условиях лаборатории или специального практического класса, которые не всегда доступны.

Сейчас я перечислил наиболее общие варианты работ. Однако если вы максимально углубляетесь в тему и учебную дисциплину (ориентируетесь прежде всего на них), то такой классификации будет недостаточно.

Дополнительные типы дипломных работ

Все нижеперечисленные типы определяются с учетом дисциплины, предмета и объекта исследования. Выделяют:

  • историко-биографический;
  • описательный;
  • методический;
  • специально-предметный;
  • экспериментальный.

Каждый из них отличается рядом особенностей и основан на определенных правилах.

Историко-биографический

Если у вас гуманитарная специальность — это то, что вам нужно. Здесь можно (и стоит) описывать:

  • научные биографии выдающихся людей (и невыдающихся тоже);
  • роль в истории конкретного персонажа (персонажей);
  • исследование творчества и творческого пути какого-либо исторического деятеля;
  • значимость отдельно взятого явления или события.

Такой вид работы предполагает, что есть теоретическая и практическая части. В первой вы должны рассказать о том, что исследуете. Во второй — проанализировать это и сделать выводы.

Описательный

Если вы выбрали этот тип, будьте готовы к тщательному изучению и поиску фактов, о которых мало или почти никто не знает. Вы должны примерить на себя роль первооткрывателя. Ваша задача — описать найденные факты и дать им объективную оценку.

Будьте внимательны с практической частью. В ней важно представить подробный анализ приведенной информации, сформулировать на ее основе научные выводы. Описательный тип как нельзя лучше подходит гуманитарным дисциплинам.

Методический

На вашем месте я бы хорошенько подумал, прежде чем выбрать этот вид работы. Он достаточно сложный.

Во-первых, вам нужно будет проанализировать методы, которые используются в какой-либо науке, и если с ними что-то не так, предложить варианты их улучшения.

Во-вторых, вам нужно придумать собственный вариант проведения анализа, который гармонично впишется в уже существующие, но будет от них значительно отличаться.

В методическом типе особое внимание уделяется формулированию целей и задач исследования. Думать над ними нужно тщательно и долго, поэтому избегайте поверхностных выводов, оценок и суждений.

Специально-предметный

Такие исследования — отличительная характеристика химических и физико-математических факультетов. В них выпускники обычно решают множество задач, то есть, занимаются специальным предметным исследованием.

Ваша задача — выбрать сложный пример, в котором фигурирует очень много данных и к решению которого нужен особенный подход. Недостаточно просто обозначить итоговый результат работы. Важно последовательно показать все этапы его получения.

Иногда такой вид ВКР используют, когда предполагается создание астрономической, физической или математической модели.

Экспериментальный

Один из немногих видов, который предлагает самостоятельную научную работу — с полным погружением в тему. Все это предполагает изучение большого объема литературы, разработку новой гипотезы и обоснование ее на практике. При этом, нужно подробно описать и саму гипотезу, и факты. Все доказательства вы должны придумать сами — это будет большим бонусом при оценке работы.

Не забудьте о целях: здесь они играют едва ли не ключевую роль.

Смешанные типы

Бывает и так, что какой-то один конкретный тип не подходит под будущий дипломный проект. Не проблема. Просто берите несколько типов и комбинируйте. Это даже может оказаться эффективнее всех вышеперечисленных вариантов. Ведь каждый из них акцентирует внимание или на теории, или на практике. А простая комбинация помогает уделить внимание двум аспектам сразу.

Рассмотрим на конкретном примере. Допустим, в теоретическом блоке вы описываете биографию какого-либо художника, а в практическом — анализируете его вклад в искусство, профессиональные достижение и разбираете отдельные полотна.

Блог Студланса о студлансе!

Курсовые / рефераты / решение задач

Доступные цены! Сроки от 1 дня!

Типы дипломных исследований

Для того, чтобы успешно написать и защитить дипломную работу, нужно представлять, что именно вы пишете. «Диплом, конечно!» – возмущённо ответит студиозус. Да, диплом, но вот какой? Теоретический? Эмпирический? Смешанный? А если теоретический – то исторический, описательный или методологический?

Зачем нужно знать, какой тип диплома вы пишете

Если студент не представляет, какой тип дипломной работы полагается писать на его кафедре, с ним могут случиться всякие неприятные истории. Например, принёс диплом преподавателю – вроде бы всё, как полагается: и оформление идеальное, и тема раскрыта глубоко, и выводы умные. А препод разворачивает на 180 градусов: мол, голубчик, а не пошли бы вы написать экспериментальную часть исследования? А теоретическую часть, столь чудесным образом расписанную, потрудитесь сократить раз в три, дабы не раздувать объём.

Или, скажем, попросил студент любимую кузину написать диплом. Из родственной любви или за некое вознаграждение (вы же понимаете, что родственникам не особо-то хочется потратить несколько недель на ваши учебные проблемы?) кузина написала дипломную работу. А преподаватель ехидно улыбается: «Ну, голубчик, как же это вы так накосячили? На нашем факультете отродясь эмпирических глав не писали! На кой чёрт вы провели анкетирование на тему отношения рабочих металлургического завода к Иммануилу Канту, а затем ещё и сравнили с отношением офисных работников к оному мыслителю?».

А дело всё в том, что кузина закончила факультет психологии, и без анкетирования написание диплома себе не представляет.

Вообще, конечно, такие случаи – редкость, поскольку ещё на этапе написания курсовых, пролистывания методички и составления плана дипломной работы студент узнаёт, какой именно тип диплома будет писать (даже если не знает, как этот тип называется). И план вчерне отражает специфику типа дипломной работы. Тем не менее, на каждом факультете ежегодно пара-тройка студентов, проспавших всё и вся, удивляет такими косячищами, что они становятся легендарными.

На наш взгляд, понимание того, какого типа у вас дипломная работа, необходимо как минимум по трём причинам:

1) для составления плана дипломной работы, соответствующего требованиям кафедры;

2) для подбора методов исследования, то есть для выбора методологической базы;

3) для того, чтобы получить то, что нужно, если решили вы заказать диплом студлансеру (рекомендуем уже на этапе оформления тендера и или прямого обращения к автору отметить, какой тип дипломной работы вам необходим – ведь студлансеры обычно специализируются не только по учебным дисциплинам, но и по типам проводимых исследований).

Классификация типов дипломных исследований

Основная классификация выделяет следующие виды дипломных работ:

  1. Теоретическое исследование. Это работа, основанная на критическом анализе научных источников (литературы). Этот анализ выступает базой для собственных теоретических положения автора дипломной работы. Автор вносит свой вклад в теорию рассматриваемой проблемы, возможно – демонстрирует оригинальную точку зрения, новое видение темы.
  1. Эмпирическое исследование. Этот вид дипломных работ основывается на обработке и интерпретации материалов эмпирического, или опытного, исследования, проведенного лично автором. Он должен провести реальное исследование и использовать полученные факты для того, чтобы подтвердить выдвинутую во введении гипотезу.
  1. Смешанное исследование. Это работа, объединяющая теоретический и эмпирический подход. Такие дипломные исследования чётко делятся на две части – теоретическую и эмпирическую исследования. Это, пожалуй, самый распространённый тип дипломов, поскольку позволяет автору продемонстрировать умение работать с комплексом научных источников и проводить личные эмпирические исследования.
  1. Проект. Представляет собой практическую разработку, предназначенную для непосредственного внедрения в практику. Обычно дипломные проекты защищают архитекторы, инженеры. Основную часть проекта в этом случае представляют чертежи. Но могут быть и проекты, созданные студентами других специальностей. Например, будущие психологи могут защищать проекты тренинговых, диагностических или коррекционных методик.

Проекты иногда относят к эмпирическим дипломным работам, поскольку, в зависимости от дисциплины, это может быть формирующий эксперимент или развитие теоретической идеи в практическом направлении. Некоторые методологи считают, что проект лучше выделять в отдельный вид дипломных работ ввиду высокого уровня практической значимости.

Кроме того, из проектно-эмпирического направления выделяются подвиды: экспериментальные, опытнические и др. исследования. К числу проектно-практических работ также можно отнести специальное предметное исследование, подразумевающее решение конкретной математической задачи (достаточно трудоёмкой, чтобы посвятить этой работе целый диплом) или создание физической, математической, астрономической модели.

Теоретические исследования, в свою очередь, делятся на три типа:

  • Исторические (имеется ввиду не отношение работы к истории как научной дисциплине, а её характер). Это работы, посвящённые изучения опыта известных деятелей науки, изучение истории и тенденций науки и образования, а также сравнение научных методов и положений, бытовавших в различные эпохи. Очень часто этот тип исследования используется при написании введения или специального пункта теоретической главы диплома, но и весь диплом тоже может быть посвящён раскрытию данных вопросов.
  • Описательные (описательно-аналитические). Это исследования, предполагающие описание неизученных документальных данных, раскрытие темы на основе новых или хотя бы по-новому интерпретированных фактов. Строго говоря, чисто описательных дипломных исследований практически не бывает, так как от дипломника требуется демонстрация способности делать обобщения и выводы. Поэтому доля аналитики в описательном исследовании присутствует, даже если оно посвящено описанию неизвестных дотоле фактов. Эти факты мало описать (как, например, в книге «Жизнь Пипина Стопятнадцатого»), нужно ещё и проанализировать их достоверность – как минимум, а лучше – вывести на основании описанных фактов серьёзные обобщения.
  • Методологические. Это работы, посвящённые изучению и сравнению различных методов исследования, а главное – разработке новых методологических подходов. Это достаточно сложный тип работы, который требует не только глубокого знания предмета, но и способности видеть методологические основы науки.

ВКР и дипломная работа – в чем сходства и различия

Раньше обучение в вузе длилось 5–6 лет, и на последнем курсе студенты готовились к главному и завершающему испытанию – защите диплома. Но теперь мы перешли на так называемую двухступенчатую модель высшего образования, а вместе с ней появилось и новое понятие – выпускная квалификационная работа (ВКР). Что же она из себя представляет и чем отличается от диплома, рассмотрим в статье.

Бакалавр, специалист, магистр

Разберемся для начала, что такое двухступенчатая модель образования: это практикуемая в Европе модель, которая в теории предполагает два уровня подготовки – бакалавриат и магистратуру. Но такая система противоречит традиционной советской, поэтому ее слегка модернизировали. В итоге мы имеем не 2, а 3 ступени:

  • бакалавриат (4 года),
  • специалитет (5 лет),
  • магистратуру (2 года).

И если раньше в конце обучения писали диплом, то сейчас и бакалавры, и специалисты, и магистры готовят ВКР, то есть выпускную квалификационную работу. Соответственно, это может быть:

  • выпускная работа бакалавра,
  • дипломная работа (или проект) специалиста,
  • магистерская диссертация.

Получается, что ВКР – это общее определение для всех итоговых работ, которые пишут выпускники вузов. А диплом – это и есть ВКР, только со своими особыми требованиями к содержанию.

Виды ВКР

Рассмотрим каждый вид итоговой работы чуть подробнее.

  • ВКР бакалавра. Студенты, претендующие на степень бакалавра, стоят на самой первой ступени обучения, поэтому и требования к их ВКР зачастую нестрогие. В итоговой работе упор делается прежде всего на теорию. Будущий бакалавр должен показать, что он умеет находить информацию и работать с разными источниками, анализировать и сопоставлять.
  • Дипломная работа или проект. Выполняют выпускники специалитета. Главное отличие от работы бакалавра в том, что она лишь опирается на теорию, а основная ее часть – практическая. Это значит, что студент должен провести оригинальное исследование и сделать на его основе собственные выводы. А нужно это для того, чтобы проверить не только, хорошо ли вы усвоили материал, но и насколько вы готовы к разработке новых методик. Руководителем дипломной работы специалиста может человек со степенью не ниже кандидатской.
  • Диссертация магистра. Это уже чистой воды научное изыскание. Оно должно подтвердить, что магистр готов самостоятельно вести научную деятельность, замечать профессиональные проблемы и предлагать способы их решения. Причем способы эти должны быть принципиально новые. После защиты диссертации присуждается академическая степень магистра.

В чем разница и сходство ВКР и дипломной работы

Каждый вид итоговой работы оформляют по строгим правилам. Требования к оформлению, как правило, утверждает сам вуз. Если зафиксированных правил нет, тогда ориентируйтесь на действующие ГОСТы. Защита ВКР и диплома проходит по схожей схеме: нужно подготовить презентацию для экзаменационной комиссии, описать кратко свою работу, как вы проводили исследования и к каким пришли результатам, а в конце ответить на уточняющие вопросы.

В чем тогда разница ВКР и дипломной работы:

  • Наименование: насколько бы это ни было очевидно, но главное различие – в самом названии работы, которое вы указываете на титульном листе.
  • Требования к содержанию: дипломная работа предполагает глубокое изучение и погружение в тему, подробную практическую часть, научный подход к раскрытию темы и собственные выводы. Кроме того, если бакалаврам разрешается писать текст с уникальностью не менее 60 %, то для дипломной работы – это 70 %, а все заимствования должны быть со ссылкой на их первоисточник.
  • Объем: ВКР обычно занимает 50–60 страниц формата А4, в то время как желательный объем для диплома – от 60 до 90 страниц.
  • Библиография: в ВКР нужно указать примерно 20 источников, которые вы использовали во время работы, и отразить их в ссылках и сносках. Ну а для диплома придется найти не меньше 30–40 ресурсов. И разумеется, все источники должны быть актуальными и проверенными.

Еще раз обращаем ваше внимание, что требования к оформлению в разных вузах могут различаться.

Резюмируем: несмотря на реформы в образовании, современным студенты по-прежнему готовят и ВКР, и дипломы. Они различаются по своему содержанию и оформлению, но главная их цель – показать, что вы готовы к профессиональной деятельности вне стен университета.

Виды дипломных работ

Выпускная квалификационная работа может представлять собой:

1) научно-исследовательскую разработку — научное исследование, включающее эмпирическое или теоретическое исследование;

2) обоснованный и апробированный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики (программу, методику психокоррекции, обучения, тренинга или методическую разработку измерительной, диагностической методики);

3) учебно-методическую разработку – проект учебно-методического комплекса учебной дисциплины, входящей в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

1.1.1. Теоретическим называется исследование, в котором кроме обзора и критического анализа литературы, имеются собственные предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы. Это авторский вклад в метод решения проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения.

Примерами научной новизны может служить самостоятельный сравнительный анализ различных научных концепций и подходов, новая классификация, систематизация, операционализации существующих психологических явлений, обоснованное введение в оборот нового определения или понятия, новой структуры описываемых явлений.

К исследованию теоретического типа предъявляются следующие требования: точность определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рассуждений.

1.1.2. В основу эмпирического, или опытного, исследования положены не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое исследование обычно проводится с использованием определенных методов сбора и анализа фактов, поэтому, как правило, содержит в себе методическую часть.

Следует подчеркнуть, что эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В работах подобного типа исследователь просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни без его личного вмешательства. В этом отличие эмпирического исследования от экспериментального. Если, например, исследователь ставит перед собой задачу исследовать процесс психологической подготовки сотрудников и далее просто констатирует то, как этот процесс происходит в естественных условиях, то такое исследование будет эмпирическим.

Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным. В исследовании первого типа опытным путем добываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений. Объяснительное эмпирическое исследование включает в себя не только сбор и анализ, но и объяснение полученных фактов. Такое объяснение содержит в себе выяснение причин и причинно-следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное.

1.1.3. В экспериментальном исследованиивыдвигаются и научно проверяются гипотезы и предположения, практически реализуются научные концепции, дающие существенный эффект. Эксперимент — наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане.

Основными признаками любого экспериментального психологического исследования являются следующие:

1. Наличие проблемы, т.е. актуального и жизненно значимого вопроса, который требует решения и на который невозможно найти правильный ответ без проведения специального экспериментального научного исследования.

2. Наличие научной гипотезы — четко, логически непротиворечиво сформулированного предположения о том, как в принципе может быть разрешена проблема.

3. Наличие такого гипотетического решения данной проблемы, которое не является очевидным и требует доказательства или проверки.

4. Подготовка и проведение научного эксперимента, предназначенного для проверки этой гипотезы.

5. Сравнение экспериментально установленных результатов с данными, имеющимися до проведения исследования, с использованием достоверных и точных методов математической статистики.

1.1.4.В особую группу выделяются так называемые методические исследования. Их основная цель заключается в том, чтобы разработать, обосновать и проверить на практике по критериям валидности, надежности, точности и однозначности проект:

· новой психодиагностической методики;

· проект тренинговой (обучающей) программы;

· проект программы, корректирующей некоторое психическое свойство.

Если создаваемая методика тестового типа, то для нее помимо развернутого теоретического обоснования обязательно устанавливаются тестовые нормы, а также точно описываются и выверяются процедура, правила проведения, способы анализа и интерпретации получаемых данных. Если же создаваемая методика формирующего или корректирующего типа, то, во-первых, должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование, во-вторых, дано подробное описание того, что и как с помощью этой методики формируется, в-третьих, указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.

1.1.5. Учебно-методическая разработка – проект учебно-методического комплекса учебной дисциплины, который, как правило, включает в себя: программу учебной дисциплины; учебно-методическое пособие и раздаточный материал (по темам в соответствии с программой учебной дисциплины); контрольные задания для проверки остаточных знаний; материалы к практическим занятиям (комплект проблемных, ситуационных заданий, сценариев игр и тренингов, кинофильмов, наглядных пособий, контрольных заданий и тестов для проверки уровня базовых знаний); список основной и дополнительной литературы, сведения о наличии литературы по дисциплине в библиотеке с указанием количества экземпляров. В отдельных случаях по согласованию с руководством института студент может разрабатывать не весь учебно-методический комплекс дисциплины, а его отдельные компоненты (например, учебно-методическое пособие, курс лекций, комплект наглядных пособий и обучающих программ для компьютерного применения и др.).

Чем ВКР отличается от дипломной работы?

Содержание

Выпускная квалификационная работа пишется всеми студентами последних курсов. Основные отличия ВКР от диплома заключаются в том, что первое составляется выпускниками бакалавра, специалитета или магистратуры. По сути, это дипломная работа, которая выполняется для подтверждения знаний, приобретённых в процессе обучения. Магистерская работа также считается ВКР, поскольку требует от выпускника подтверждения знаний. Однако стали различать виды ВКРчто это такое, какими критериями каждый из дипломных проектов обладает, – далее в статье.

Определение ВКР

Термин пришёл не так давно, поскольку до введения двухступенчатой системы образования многие ассоциировали ВКР с дипломом и его защитой. Теперь на слух реже попадается термин дипломный проект, так как квалификационная работа стала субститутом данного понятия:

  • До принятия болонского процесса студенты защищали дипломный проект.
  • ВКР стала отождествляться с выпускной работой, которую пишет курсант.
  • Проект, работа или диплом – все стали именовать «книгу с расчётами» по-разному.

Если давать чёткое определение, то ВКР – это научный проект, который должен подготовить студент для получения диплома об окончании высшего образования или ступени. Это могут быть исследовательские проекты, магистерские и докторские работы. Выпускная работа, которую именуют дипломной, относится к типу ВКР на базе бакалавриата или магистратуры.

Важно! Выпускная квалификационная работа пишется квалифицированными специалистами, о чьём опыте говорят квалификация или степень. Сюда же можно отнести тех, кто оканчивает ВУЗ по направлению специалитета. Дипломная работа присуща выпускникам бакалавриата и магистратуры (по новому времени).

Особенности ВКР и её виды

Если дипломная работа предполагает получение диплома после окончания учёбы, то выпускная квалификационная работа бывает нескольких видов, подразумевая направление деятельности студента:

  • ВКР по бакалавриату;
  • диплом специалиста в конкретной специализации;
  • диссертация магистра.

Работу по квалификации (ВКР) пишут все студенты, но отличается она по содержанию, оформлению и логике интерпретации в зависимости от степени и звания будущего специалиста.

ВКР по бакалавриату

Степень бакалавра присуждается студенту, который отучился на первом цикле образования в системе болонского процесса. После окончания учёбы студент должен подготовить теоретическую и практическую часть по своей квалификации. Это значит:

  • Студент выбирает тему, которая соответствует профильным специальностям.
  • Нельзя писать ВКР по смежным направлениям.
  • Нельзя использовать сторонние ресурсы из других областей в своей работе.

Иными словами, если студент экономического факультета пишет диплом на тему «Психология в сфере управления бизнесом», то нужно сделать упор на показатели результативности, которые изменились после внедрения психологических методов воздействия. Нельзя использовать психологические тесты, опросы, чтобы выявить отношение кадров или персонала к работе. ВКР будет считаться неполной, а также не будет соответствовать всем знаниям, которые приобретены за время учёбы.

Чтобы отличить ВКР по этой степени, нужно изучить работу студента:

  • Автор должен проводить определённые исследования, которые касаются конкретной тематики.
  • Студент работает с научной литературой, опираясь на классические примеры, расчёты и термины.
  • Выбрав методику исследования, студент показывает, насколько он хорошо может справиться с базовыми знаниями, полученными ранее.
  • ВКР по бакалавру не предъявляет к студентам высокие требования, и уже на 3 курсе её можно выполнить.

Выпускная работа может превышать 100-130 страниц общего текста. Научным руководителем выпускника может стать старший преподаватель, другой обладатель степени, а также человек, который вовсе не имеет подобную, получив, к примеру, диплом специалиста.

ВКР специалитета

Специалитет – «старая школа», при которой можно было получить сразу полноценное высшее образование без деления его на циклы. В советское и постсоветсткое время специалистами становятся в области инженерии, медицины и не только. Учёба не предполагает иного пути достижения квалификации:

  • ВКР специалитета готовится на основании источников, которые могут быть основой для этой же работы. Если по степени бакалавра нужно написать дипломный проект на базе фундаментальных наук, то специалитет потребует собственных разработок, которые лягут в основу дипломного проекта.
  • Студенты могут вносить свои корректировки в имеющиеся разработки, изменяя направление деятельности, расчётов, системы и методик в целом. Врачи могут предлагать новые решения, ссылаться на базу, но развивать её, предлагая пути лечения, новые лекарства, и создавать вакцины.
  • Специалист пишет диплом до 100 страниц по экономическим дисциплинам, которые требуют множества расчётов. Если наука относится к профилю гуманитария, то придётся использовать максимум, достигнув 150 страниц.

Основные отличия параллельных сфер образования могут заключаться в профиле, выбранном студентом. В зависимости от направления науки, можно ссылаться на неоконченные разработки, или же создавать собственные, базируя на наблюдениях выводы и заключения.

ВКР магистра

Выпускная работа магистра называется магистерским проектом. Что это такое? Магистр учится в магистратуре для получения степени или квалификации, которая добавляет опыта и знаний и делает бывшего студента полноценным специалистом в узком профиле основной деятельности. К примеру, экономист по специальности менеджмента пошёл учиться не на управляющего, а логиста или бухгалтера. Оба направления являются смежными с бизнесом и администрированием процессов.

Поэтому специализация магистра в смежной сфере будет считаться вторым высшим образованием. Степенью («разветвлением») будет именоваться графа «менеджмент», которая увеличивает % знаний на базе первой специальности:

  1. Диссертационная выпускная работа – это ВКР, которая представляет собой самостоятельный опыт изучения проблемы.
  2. Также имеется практическая часть, где применяются выводы, полученные на практике.
  3. Если бакалавр пишет практику на базе теории, используя знания в деле, то магистр, наоборот, должен практическую значимость исследований связать с доказательной базой теории.
  4. Получая выводы после проведения опытом или исследований, студент обосновывает их с научной точки зрения, подвигая слушателя к тому, что имеющиеся полученные данные – есть результат обоснования проблемы (описанной кем-то значимым в прошлом).

ВКР магистра должна содержать несколько сведений о новизне. Её-то и нужно связать с доказанным теоретическим материалом, не высказывая доводы и аксиомы. Поэтому магистерская работа сложнее; её нужно продумывать самостоятельно, не опираясь на чужой опыт.

Дипломная работа может характеризовать все виды ВКР, которые пишут студенты для подтверждения своих знаний. Выпускная квалификационная работа составляется по принципу степени и принадлежности учёбы к определённой сфере. Диплом нового образца потребует защиты дипломного проекта, а специалитет – получения квалификации по ВКР.

Ссылка на основную публикацию