Топ 100 ВУЗов России – рейтинг лучших учебных заведений страны

Топ-100 вузов России

Деcятый, юбилейный рейтинг

Наилучшую динамику в рейтинге 2021 года продемонстрировали медицинские и педагогические университеты.

Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) выпустило юбилейный десятый рейтинг вузов России. Пять лидеров рейтинга сохранили свои позиции: как и годом ранее, возглавил список МГУ им. М.В. Ломоносова, далее следуют МФТИ, НИЯУ МИФИ, СПбГУ и НИУ ВШЭ. МГУ показал высший результат по всем трем группам критериев рейтинга (качество образования, востребованность выпускников работодателями и научная деятельность). У ближайших преследователей Московского университета разные драйверы успеха. НИЯУ МИФИ наиболее высокую оценку получил за научно-исследовательскую деятельность, СПбГУ – за качество образования, НИУ ВШЭ – за востребованность выпускников работодателями. А успех МФТИ базируется сразу на двух факторах – по качеству образования и научной деятельности Физтех опередил все вузы России, кроме МГУ. В топ-10 рейтинга два изменения: МГТУ им. Н.Э. Баумана опередил МГИМО, и занял шестую позицию, а на восьмое место поднялся Томский политехнический университет, обошедший СПбПУ Петра Великого. Рост Бауманки объясняется повышением уровня зачисленных абитуриентов, а также интенсификацией сотрудничества вуза с работодателями. Что же касается Томского Политеха, то он продемонстрировал более динамичный рост статистических показателей образовательной деятельности, чем его визави из Санкт-Петербурга.

Александр Шестаков, ректор Южно-Уральского государственного университета

Рейтинги – хороший инструмент для анализа развития университета. Они отражают текущее положение вуза, демонстрируют области, в которых есть перспективы развития. Мы очень рады, что Южно-Уральский государственный университет входит в топ лучших университетов России по версии рейтингового агентства RAEX. Ежегодное нахождение ЮУрГУ в топе говорит о стабильности развития университета в целом. Хотя рейтинги и позволяют университету двигаться вперед, они не являются самоцелью образовательной организации. Приоритеты ЮУрГУ — развитие науки, качественное образование и влияние на социально-экономическое развитие региона. Университет уделяет большое внимание развития личности, предоставляя каждому возможности для формирования навыков и раскрытия способностей.

Всего в рейтинг RAEX-100 вошли университеты из 31 региона России. Явным лидером по количеству участников рейтинга является Москва: 32 вуза из первой сотни находятся в столице (31 годом ранее). Широко представлены Санкт-Петербург (11 учреждений), Московская и Томская области (по 5 вузов) и Татарстан (4 вуза). По три университета из числа лучших расположены в Воронежской, Курской, Ростовской, Самарской и Тюменской областях.

Рост доступности

За прошедший год доступность высшего образования в целом по стране повысилась. Доля первокурсников в вузах из рейтинга RAEX-100, зачисленных на бюджетной основе, выросла: в 2020/21 году она составила в среднем 58,4%, тогда как годом ранее – 56,8%. Что же касается платного обучения, то впервые за всё время составления рейтингов RAEX средняя стоимость учебы на первом курсе в вузах-участниках рейтинга не выросла.

Доступность образования зависит не только от уровня вуза и региона его расположения, но и от интересующей абитуриента сферы. Если посмотреть на соотношение бюджетного и платного приема у участников рейтинга RAEX, то очевиден огромный дисбаланс между возможностями абитуриентов, выбирающих техническую стезю, и молодых людей, стремящихся изучать социальные и гуманитарные науки. Так, в технических вузах из рейтинга RAEX доля бюджетного приема за год выросла с 67,0% до 71,7%. В свою очередь, в экономических и гуманитарных вузах доля первокурсников, зачисленных на бюджетной основе, напротив, сократилась с 33,7% до 31,3%. Спрос абитуриентов на направления, связанные с экономикой и управлением, продолжает оставаться очень высоким. Это наглядно иллюстрируется и тем фактом, что социогуманитарные вузы во главе с МГИМО доминируют в топ-10 вузов по стоимости платного обучения. При этом в десятке самых «дорогих» вузов нет ни одного технического университета.

Высокий платежеспособный спрос наблюдается также на медицинское образование: ведущие медицинские вузы – Сеченовский университет, РНИМУ им. Пирогова и МГМСУ им. Евдокимова – входят в топ лидеров по стоимости платного обучения. Что же касается бюджетного обучения по медицинским специальностям, то в ближайшие годы ожидается резкий рост студентов-целевиков. В прошлом году президент Владимир Путин объявил о существенном изменении порядка приёма в медвузы, в результате которого целевыми станут 70% бюджетных мест по специальности «лечебное дело» и 75% мест по специальности «педиатрия». Надо сказать, целевой прием на медицинские направления и до заявления президента явно выделялся на фоне других специальностей. По результатам приемной кампании 2019/2020 года доля целевиков среди будущих медиков составляла 25,5%, в то время как по всем другим вузам рейтинга RAEX доля целевого приема в среднем находилась на уровне 7,5%.
Медицинские вузы нарастили присутствие в рейтинге RAEX-100. В публикуемый список вошли сразу 15 медуниверситетов, тогда как год назад в сотне лучших их насчитывалось 13. К традиционным преимуществам медицинского образования, высокой обеспеченности студентов штатными преподавателями и популярности среди иностранных студентов, в прошлом году добавились и другие факторы успеха. Среди них – рост бюджета в расчете на студента (в среднем на 20% за год), увеличение объема привлеченных средств от программ дополнительного профессионального образования (рост свыше 70%).

Социальный вектор

Один из главных выводов рейтинга 2021 года – укрепление позиций вузов, готовящих специалистов для социально значимых сфер – это медицина, педагогика и сельское хозяйство. Интересно, что если медицинские вузы и ранее демонстрировали высокую конкурентоспособность, то синхронное улучшение позиций педагогических и аграрных вузов в рейтинге RAEX-100 наблюдается впервые. Роста в рейтинге 2021 года добились оба вуза сельскохозяйственного профиля, представленные в рейтинге RAEX: РГАУ – МСХА имени К. А. Тимирязева поднялся на 56-е место с 62-го, а Ставропольский ГАУ переместился на 59-ю позицию с 60-й.

Но главным бенефициаром нового выпуска рейтинга следует признать педагогические университеты: в 2021 году позиции в рейтинге улучшили все семь вузов, специализирующихся на подготовке учителей. Этому сопутствует благоприятный информационный фон, который в последние годы стал складываться для данной сферы. Российскому правительству предписано «уделить самое пристальное внимание современной подготовке будущих учителей». В этом году количество бюджетных мест по педагогическим специальностям рекордно увеличится, превысив прошлогодний показатель более чем на четверть (38,4 тыс. мест очной формы обучения против 30,5 тыс. мест годом ранее). Кроме того, государство объявило о выделении 10 млрд. рублей на капремонт зданий и техническое переоснащение педагогических университетов.

Наблюдаемый рост вузов педагогического профиля в рейтинге RAEX 2021 года связан с целым рядом причин. Во-первых, финансирование большинства из них увеличилось – как в расчете на студента, так и в абсолютных цифрах (важную роль сыграло увеличение объема грантов по линии научных фондов). Во-вторых, почти во всех рассматриваемых вузах повысилось качество приёма – и на бюджетные, и на платные места поступили абитуриенты с более высокими результатами ЕГЭ, чем в ходе приемной кампании 2019 года. Третий фактор – повышение оценки педагогических вузов по группе критериев «сотрудничество с работодателями».

Публикации превыше всего

Данные рейтингов RAEX последних лет свидетельствуют: наибольшего прогресса российские вузы достигли в области научных публикаций, индексируемых в зарубежных наукометрических базах. За пять лет количество публикаций на одного научно-педагогического работника в среднем по топ-100 вузов России выросло в 3,5 раза. Еще более стремительная динамика наблюдается в области цитирования научных работ: среднегодовое количество цитирований на одного НПР по топ-100 за последние пять лет выросло примерно в семь раз. К слову, такого взрывного роста, как по цитированию, у вузов из топ-100 рейтинга RAEX не наблюдается более ни по одному измерению.

Пандемия коронавируса не оказала заметного негативного эффекта на публикационную активность вузов. Даже напротив, в условиях, когда была остановлена работа многих лабораторий по всему миру, у ученых высвободилось время на подготовку публикаций на основе ранее полученных данных, отмечает руководитель лаборатории гибридной нанофотоники и оптоэлектроники Университета ИТМО Сергей Макаров. «Научное сообщество стало больше использовать всевозможные онлайн-платформы для подготовки совместных научных публикаций, проведения обсуждений, вычислений, и многих других процессов, которые ранее привычнее было проводить офлайн», – поясняет Макаров.

Международная интеграция сбавила обороты

Еще один показатель, демонстрировавший уверенный рост все последние годы, – доля иностранных студентов. Как известно, этот параметр прочно зашит в систему показателей популярных глобальных рейтингов, и стремление вузов нарастить иностранный контингент не в последнюю очередь продиктовано мотивами улучшения позиций в международных табелях о рангах. За пять лет, с 2014 по 2019 год, среднее значение по топ-100 увеличилось более чем на треть – с 8,1% до 11,7%, при том что наращивание доли было свойственно не только лидерам, но и середнякам рейтинга. В 2020 году из-за эпидемических ограничений рост показателя значительно замедлился: средний результат составил 11,9%. Вместе с тем, год назад участники рейтинга давали более печальный прогноз и даже ожидали радикального снижения показателя. Однако этого не произошло – сохранить международную интеграцию помогли дистанционные образовательные технологии и онлайн-форматы. Так, Северо-Кавказский федеральный университет дистанционно привлек 130 иностранных преподавателей и экспертов для чтения лекций, проведения летних/зимних школ, мастер-классов и семинаров для сотрудников и студентов, реализации совместных образовательных программ, участия в конференциях, рассказал ректор СКФУ Дмитрий Беспалов. НИУ ВШЭ, несмотря на пандемию, увеличил набор иностранных студентов на 12%, переведя все процессы по привлечению в цифровой формат. «Мы подписали около 20 новых международных соглашений, запустили программы международной студенческой онлайн-мобильности, провели в онлайн-формате международную олимпиаду для школьников на 4 тысячи участников, ведем переговоры по заключению новых программ двух дипломов и ежемесячно проводим научные конференции с участием зарубежных ученых», – сообщил проектор НИУ ВШЭ Иван Простаков. А в Университете ИТМО отмечают, что интерес иностранных абитуриентов к поступлению в университет и обучению в России не уменьшился, но вопрос в формате обучения. «Большинство абитуриентов ориентируются на приезд в Россию и обучение в оффлайн-формате. В это же время, отмечается тенденция активного развития сетевых программ. В частности, в Китае отмечаются интерес к тому, чтобы по иностранным программам учиться внутри Китая, никуда не выезжая», – говорит Марина Серова, директор Центра обучения иностранных студентов Университета ИТМО.

Несмотря на то, что вузы компенсировали негативное влияние пандемии за счет дистанционных технологий, из-за закрытия границ ощутимо сократилась средняя доля студентов, проходящих стажировки за рубежом – с 0,78% до 0,66%. Стажировки в каждом случае – это индивидуальный проект конкретного кандидата и принимающей стороны, и возникали организационные сложности, поясняет Екатерина Тулугурова, начальник управления международных образовательных программ Университета ИТМО. При этом в Университете ИТМО продолжают реализовываться программы двойного диплома, которые были созданы до 2020 года.

Что в минусе: болевые точки

Главная проблема в развитии высшей школы в России – кадровые сокращения. Исторически советские (и затем российские) вузы выгодно отличались от зарубежных конкурентов тем, что были лучше обеспечены кадровыми ресурсами – в России на одного преподавателя вуза приходилось меньше студентов, чем в большинстве зарубежных университетов. По обеспеченности студентов научно-педагогическими кадрами российские вузы не уступают немецким и китайским университетам и превосходят по этому показателю Великобританию, сообщалось в аналитических материалах рейтинга «Три миссии университета» 2020 года. Однако российские вузы имеют риск потерять это конкурентное преимущество. Снижение соотношения численности профессорско-преподавательского состава (ППС) в расчете на 100 студентов – длительный долгосрочный тренд, затронувший всю высшую школу России. Если взять за точку отсчета 2013 год – период, сопряженный со стартом проекта 5-100, – то тогда на 100 студентов российских вузов в среднем приходилось 8,33 преподавателя. Впоследствии показатель участников рейтинга RAEX ежегодно ухудшался, и к 2020 году данное соотношение снизилось до 6,94.

Объяснений данной тенденции можно найти множество, но почти все они так или иначе связаны с деньгами. Это и новые правила подушевого финансирования вузов, и «майские указы», требовавшие повышения доходов преподавателей. Не последнюю роль в негативной тенденции сыграли и зарубежные рейтинги, на которые ориентировались университеты. Чтобы получить лучшую оценку по удельным показателям, вузам было выгодно иметь низкую численность НПР.
Данные RAEX фиксируют устойчивое падение количества штатных преподавателей в расчете на 100 студентов, и есть основания полагать, что предел еще не достигнут. В частности, проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно считает, что оптимизация кадрового состава продолжится: «С учетом использования IT-технологий, которое было резко стимулировано пандемией COVID-19, российские вузы постепенно увеличивают соотношение числа студентов и преподавателей, соответственно, сокращая обратное соотношение – число преподавателей на одного студента. Это естественный процесс, который будет продолжаться еще несколько лет».

Еще одна негативная тенденция – на этот раз краткосрочная – снижение в 2020 году объема средств, полученных вузами от программ дополнительного профессионального образования. Этот показатель войдет в число критериев Минобрнауки для оценки успешности участия вузов в широко обсуждаемой сейчас программе «Приоритет-2030». По данным RAEX, выручка от реализации программ ДПО в среднем по топ-100 вузов за год сократилась с 142,7 до 130,7 млн рублей. Интересно, что сегодня наиболее востребованы программы экономических вузов – один вуз за счет программ ДПО в среднем зарабатывает около 700 млн рублей, тогда средняя цифра для технических вузов составляет всего около 100 млн рублей.
Андрей Рудской, ректор СПбПУ, говорит, что падение объема дохода от ДПО можно объяснить как минимум двумя факторами.

«Основные заказчики ДПО – это компании, организующие переобучение или повышение квалификации своих сотрудников. В 2020 году у многих компаний вследствие влияния пандемии был ограничен бюджет, и компании выбирали расходы на обеспечение эпидемиологической безопасности, а не на дополнительное образование сотрудников», – говорит Рудской. Второй фактор – ограниченность ресурсов: весной 2020 года все силы преподавателей СПбПУ были брошены на удержание качества образования по основным программам при переводе их в дистанционный формат, что оттянуло их внимание и время от традиционных курсов ДПО. «В 2020 г. многие дополнительные программы готовились к полноценному переводу в онлайн. Полагаем, что в этом году они выйдут на рынок и сбалансируют потери прошлого года», – заключает Рудской.
Сейчас рынок ДПО постепенно восстанавливается, в целом ожидания от 2021 года находятся примерно на уровне 2019 года, отмечает Дмитрий Штыхно. Дмитрий Волков, первый заместитель декана Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, также считает, что рынок будет расти, но при этом мы никогда не вернёмся к той ситуации, которая была до ковида: «Рынок очистится от многих неэффективных игроков. Исключительно очного формата обучения больше не будет, а многие работали в этом формате».

Государство меняет приоритеты

Выход десятого, юбилейного выпуска рейтинга вузов RAEX совпал с изменением приоритетов развития высшей школы России – как ожидается, 2020-е годы будут сильно отличаться от прошедшего десятилетия. 2010-е годы прошли под девизом форсированного развития научных исследований и углубления международной интеграции. Правда, полноценно участвовать в предложенной инициативе смогли далеко не все вузы – когорта вузов, вовлеченных в программу повышения конкурентоспособности и получавших дополнительное финансирование от государства, была ограничена 21 вузом, участвовавшим в проекте «5-100» с совокупным бюджетом свыше 80 млрд. рублей. Рейтинг RAEX свидетельствует, что участники проекта закрепились на ведущих позициях по части развития научных исследований – в топ-10 субрейтинга по научно-исследовательской деятельности вошли сразу 8 фигурантов проекта «5-100» (а также МГУ и СПбГУ, которые в проекте не участвовали). В целом, вузы из проекта «5-100» достигли значительного отрыва от основной массы российских вузов. По количеству научных публикаций в расчете на НПР участники программы повышения конкурентоспособности в 4,3 раза превосходят остальные вузы России. Значительным выглядит превосходство и по средней численности аспирантов в расчете на 100 студентов – у вузов, участвовавших в программе «5-100», показатель составил 4,93, тогда как по остальным университетам значение этого параметра ниже в 1,7 раза – 2,82.

Теперь, похоже, практика раздачи привилегий для узкого круга избранных уходит в прошлое. В этом году стартует программа «Приоритет 2030», которую Минобрнауки называет самой масштабной программой по поддержке вузов в истории России. В «Приоритете» будет намного больше участников, чем в проекте «5-100». Так, по условиям программы не менее чем 100 образовательных организаций будут получать гранты в размере не менее 100 млн. рублей в год (и это только базовая часть гранта). К участию допускаются не только классические, но и отраслевые вузы – транспортные, медицинские, аграрные, педагогические и др. На сегодняшний день подробные детали реализации новой инициативы еще не известны. Но уже сейчас официально объявлено, что фокус внимания будет направлен на поддержку региональных вузов, чтобы дать возможность развиваться тем, кто ранее не участвовал в государственных программах. Впрочем, ответить на вопрос, в какой степени это поможет сократить разрыв между вузами, возможно будет ближе к 2030 году – сроку, на который рассчитана программа.

ТОП 100 лучших ВУЗов России

ТОП 100 лучших ВУЗов России. Рейтинг 2021 года

Каждого выпускника в России волнует вопрос дальнейшего образования. Хочется поступить в университет, который даст действительно хорошее образование и при этом будет достаточно престижен. Именно поэтому мы публикуем рейтинг Топ-100 престижных ВУЗов России.

Вчерашние школьники, уже определившиеся с будущим, смогут оценить известность выбранного места для дальнейшей учебы. А те, кто еще сомневается или находится в поиске с помощью рейтинга ВУЗов России найдут лучшие варианты, а возможно увидят возможности, которые раньше упускались.

Топовые учебные заведения сотрудничают с крупными организациями, российскими и зарубежными компаниями, организуют программы обмена опытом с коллегами со всего мира. Все это дает значительно больше шансов для развития и построения дальнейшей карьеры для студентов. Именно поэтому у выпускников этих университетов значительно меньше проблем с дальнейшим трудоустройством.

Рейтинг лучших ВУЗов России создавался на основе оценки качества из работы, уровня предоставляемого образования. Учитывалось мнение различных групп и официальные результаты:

  • Обучающихся сегодня студентов.
  • Выпускников, закончивших обучение в течение прошлых 5 лет.
  • Мнение группы экспертов, близких к системе высшего образования в России.
  • Репутация в открытых информационных источниках.
  • Экспертная оценка соотношения качества получаемого образования и итогового среднего балла студентов.

Ежегодно рейтинг пересматривается, отражая изменения, происходящие в стенах высших учебных заведений России.

  1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
  2. Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ
  3. Московский физико-технический институт (государственный университет)
  4. Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
  5. Санкт-Петербургский государственный университет
  6. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  7. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
  8. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
  9. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
  10. Финансовый университет при Правительстве РФ
  11. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
  12. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
  13. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
  14. Российский университет дружбы народов
  15. Казанский (Приволжский) федеральный университет
  16. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
  17. Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
  18. Московский государственный лингвистический университет
  19. Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ
  20. Национальный исследовательский Томский государственный университет
  21. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
  22. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ
  23. Университет ИТМО
  24. Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И. М. Губкина
  25. Казанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
  26. Новосибирский государственный технический университет
  27. Воронежский государственный университет
  28. Северо-Западный Госмедуниверситет им. И.И. Мечникова.
  29. Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА)
  30. Национальный исследовательский университет «МЭИ»
  31. Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова
  32. Южный федеральный университет
  33. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
  34. Дальневосточный федеральный университет
  35. Российский государственный университет им. Косыгина
  36. Санкт-Петербургский гос. электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина)
  37. Самарский гос. аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (НИУ).
  38. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
  39. Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского.
  40. Тюменский государственный университет
  41. Уральский гос. горный университет
  42. Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева
  43. Уфимский государственный нефтяной технический университет
  44. Российский государственный гуманитарный университет
  45. Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II
  46. Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
  47. Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»
  48. Сибирский федеральный университет
  49. Национальный минерально-сырьевой университет “Горный”
  50. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
  51. Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
  52. Южно-Уральский государственный университет (Национально исследовательский университет)
  53. Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
  54. Алтайский государственный университет
  55. Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
  56. Самарский государственный технический университет
  57. Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко Министерства здравоохранения РФ
  58. Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
  59. Казанский национальный исследовательский технологический университет
  60. Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ
  61. Самарский государственный университет
  62. Санкт-Петербургский государственный экономический университет
  63. Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
  64. Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева
  65. Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва
  66. Воронежский государственный технический университет
  67. Пермский национальный исследовательский политехнический университет
  68. Московский педагогический государственный университет
  69. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
  70. Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
  71. Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
  72. Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  73. Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова
  74. Государственный университет “Дубна”
  75. Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
  76. Волгоградский государственный университет
  77. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
  78. Юго-Западный государственный университет
  79. Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения РФ
  80. Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова
  81. Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева
  82. Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
  83. Пермский государственный национальный исследовательский университет
  84. Саратовский медицинский университет имени В.И. Разумовского Министерства здравоохранения РФ
  85. Иркутский национальный исследовательский технический университет
  86. Томский государственный педагогический университет
  87. Тюменский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
  88. Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)
  89. Уральский государственный университет путей сообщения
  90. Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
  91. Ставропольский государственный аграрный университет
  92. Уральский государственный юридический университет
  93. Омский государственный технический университет
  94. Московский технический университет связи и информатики
  95. Волгоградский государственный технический университет
  96. Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта
  97. Кубанский государственный технологический университет
  98. Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова
  99. Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА)
  100. Военный инженерно-технический институт Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева

Рейтинги лучших вузов России в 2021/2022 году

ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ

  • Автор:
  • Александра Грейскоп
  • Эксперт портала, в сфере образования с 2019 года
  • Дата публикации:
  • 06.08.2021
  • После сдачи экзаменов остается лишь один вопрос: а куда поступать? Конечно, любому выпускнику хочется поступить в университет с высоким уровнем образования, интересной студенческой жизнью и дипломом, позволяющим устроиться на хорошую работу. Мечта – это всё и сразу, но со стороны довольно трудно оценить уровень университета, основываясь лишь на отзывах в интернете. Тогда в помощь приходят рейтинги вузов.

    Рейтинги лучших вузов России в 2021/2022 году

    Ежегодно оценкой университета занимаются аналитические и консалтинговые компании. Основная цель – составить список вузов с лучшими условиями для получения качественного образования. Система оценки разнится: учитываются различные составляющие, индексы имеют различный вес и характеристику. Тем не менее результаты примерно одинаковы. Посмотрим на основные рейтинги российских вузов в 2021/2022 году.

    Рейтинг QS

    Quacquarelli Symonds – британское рейтинговое агентство, которое проводит оценку университетов со всего мира. Аналитика QS World University Rankings считается одной из наиболее авторитетных. Рейтингсоставляется на основе 6 показателей, имеющих различный вес:

    • Академическая репутация (40%);
    • Отзывы экспертов (10%);
    • Индекс цитируемости (20%);
    • Соотношение количества студентов и преподавателей (20%);
    • Процент иностранных студентов (5%);
    • Процент иностранных преподавателей в вузе (5%).

    В топ-10 российских вузов, по оценке QS World University Rankings, входят:

    Рейтинг лучших вузов России RAEX-100

    Рейтинговое агентство RAEX публикует рейтинг лучших университетов России с 2012 года. В систему оценивания входит три основных индекса, учитывающих подкомпоненты:

    • Качество образования (50%) включает уровень преподавания, международную интеграцию, ресурсную обеспеченность и востребованность среди абитуриентов;
    • Востребованность работодателями выпускников вуза (30%) включает сотрудничество с работодателями и качество карьеры выпускников;
    • Уровень научно-исследовательской деятельности вуза (20%) включает научно-исследовательский потенциал, научные достижения и исследовательскую инфраструктуру.

    Всего в рейтинге используется 43 показателя. Агентство не только оценивает уровень вуза, но и рассматривает рынок высшего образования в целом: определяет тенденции и причины изменений позиций в рейтинге.

    В топ-10 российских вузов, по оценке RAEX-2021, входят:

    Рейтинг университетов CWUR

    Международный рейтинг университетов CWUR публикуется с 2012 года консалтинговой компанией Center for World University Rankings. Для измерения рейтинга используются следующие показатели:

    • Качество образования, которое оценивается по количеству выпускников и преподавателей, имеющих международные премии, награды и медали;
    • Востребованность выпускников измеряется по количеству количеством выпускников, занимающих позиции топ-менеджеров в крупных компаниях;
    • Уровень научной деятельности.

    В рейтинг CWUR 2021/2022 года вошло 19 российских вузов. Топ-10 составили:

    Рейтинг Forbes

    Редакция Forbes провела оценку качества образования в российских вузах. Всего в оценке приняло участие 502 вуза. Рейтинг составляется на основе 4 показателей, каждый из которых оценивается в определенное количество баллов:

    • Качество образования (30 баллов), показатель учитывает уровень зарплат преподавателей, соотношение педагогов и студентов, международную деятельность вуза и т. д.;
    • Нетворинг (30 баллов) оценивает общий уровень поступивших в вуз студентов;
    • Востребованность выпускников (30 баллов);
    • Международное признание (10 баллов) учитывает упоминание в крупнейших рейтингах вузов.

    В топ-10 российских вузов, по оценке Forbes, входят:

    Рейтинг мировых университетов Times Higher Education

    Рейтинг формируется британским журналом Times Higher Education. Оценка состоит из 13 критериев, сгруппированных в пять категорий:

    • Образование;
    • Научно-исследовательская работа;
    • Цитируемость;
    • Интернационализация;
    • Инновации.

    В топ-10 российских вузов, по оценке Times Higher Education, входят:

    Итак, существует несколько крупных компаний, оценивающих уровень образования в российских университетах. Рейтинги позволяют рассмотреть вузы с учетом разных показателей. Несмотря на разные системы оценки, лучшие вузы, занимающие лидирующие позиции в каждом из рейтингов, схожи. В их числе МГУ, МИФИ, МФТИ, ВШЭ и СпбГУ.

    Высший пилотаж

    Пять лидеров сохранили свои позиции: как и годом ранее, возглавил список МГУ им. М.В. Ломоносова, далее следуют МФТИ, НИЯУ МИФИ, СПбГУ и НИУ ВШЭ. МГУ показал высший результат по всем трем группам критериев (качество образования, востребованность выпускников и научная деятельность). У ближайших преследователей Московского университета разные драйверы успеха. НИЯУ МИФИ наиболее высокую оценку получил за научно-исследовательскую деятельность, СПбГУ – за качество образования, НИУ ВШЭ – за востребованность выпускников. А успех МФТИ базируется сразу на двух факторах – по качеству образования и научной деятельности Физтех опередил все вузы, кроме МГУ.

    Если говорить о более широкой группе лидеров – о составе топ-30 рейтинга, то налицо достаточно широкое географическое разнообразие. В тридцатку лучших вошли 18 вузов столицы, четыре университета Санкт-Петербурга, пять федеральных университетов – Уральский, Казанский (Приволжский), Сибирский, Дальневосточный и Южный, а также ТГУ и ТПУ (Томск), НГУ (Новосибирск).

    Рост доступности

    За прошедший год доступность высшего образования в целом по стране повысилась. Доля первокурсников в вузах из рейтинга RAEX-100, зачисленных на бюджетной основе, выросла: в 2020/21 году она составила в среднем 58,4%, тогда как годом ранее – 56,8. Что же касается платного обучения, то впервые за все время составления рейтингов RAEX средняя стоимость учебы на первом курсе в вузах – участниках рейтинга не выросла.

    Доступность образования зависит не только от уровня вуза и региона его расположения, но и от интересующей абитуриента сферы. Если посмотреть на соотношение бюджетного и платного приема у участников рейтинга, то очевиден огромный дисбаланс между возможностями абитуриентов, выбирающих техническую стезю, и молодых людей, стремящихся изучать социальные и гуманитарные науки. Так, в технических вузах доля бюджетного приема за год выросла с 67 до 71,7%. В свою очередь, в экономических и гуманитарных вузах доля первокурсников, зачисленных на бюджетной основе, напротив, сократилась с 33,7 до 31,3%. Спрос абитуриентов на направления, связанные с экономикой и управлением, продолжает оставаться высоким. Это хорошо иллюстрируется и тем фактом, что социогуманитарные вузы во главе с МГИМО доминируют в топ-10 вузов по стоимости платного обучения. При этом в десятке самых “дорогих” вузов нет ни одного технического.

    Высокий платежеспособный спрос наблюдается также на медицинское образование: ведущие медицинские вузы – Сеченовский университет, РНИМУ им. Пирогова и МГМСУ им. Евдокимова – входят в топ лидеров по стоимости платного обучения. Что же касается бюджетного обучения, то в ближайшие годы здесь ожидается резкий рост студентов-целевиков (тех, кто после окончания вуза обязан поработать у конкретного работодателя). В прошлом году Владимир Путин объявил о существенном изменении порядка приема в медвузы, в результате которого целевыми станут 70% бюджетных мест по специальности “лечебное дело” и 75% мест по педиатрии. Надо сказать, целевой прием на медицинские направления выделялся и ранее: по результатам приемной кампании 2019/2020 года доля целевиков среди будущих медиков составляла 25,5%, в то время как по всем другим вузам рейтинга RAEX в среднем находилась на уровне 7,5%.

    Медвузы нарастили присутствие в рейтинге RAEX-100. В список вошли сразу 15, тогда как год назад в сотне лучших было 13. К традиционным преимуществам медобразования – высокой обеспеченности студентов штатными преподавателями и популярности среди иностранных студентов – в прошлом году добавились и другие факторы успеха. Среди них – рост бюджета в расчете на студента (в среднем на 20% за год), увеличение объема привлеченных средств от программ дополнительного профессионального образования (рост свыше 70%).

    Социальный вектор

    Один из главных выводов рейтинга 2021 года – укрепление позиций вузов, готовящих специалистов для социально значимых сфер – это медицина, педагогика и сельское хозяйство. Интересно, что если медвузы и ранее демонстрировали высокую конкурентоспособность, то синхронное улучшение позиций педагогических и аграрных вузов в рейтинге RAEX-100 наблюдается впервые. Роста добились оба вуза сельхозпрофиля: РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева поднялся на 56-е место с 62-го, а Ставропольский ГАУ переместился на 59-ю позицию с 60-й.

    Но главным бенефициаром свежего рейтинга следует признать педагогические университеты: в 2021 году позиции улучшили все семь вузов. Этому сопутствует благоприятный информационный фон: правительству предписано “уделить самое пристальное внимание современной подготовке будущих учителей”. В этом году количество бюджетных мест по педагогическим специальностям рекордно увеличится (38,4 тысячи очной формы обучения против 30,5 тысячи годом ранее). Кроме того, государство объявило о выделении 10 миллиардов рублей на капремонт зданий и техническое переоснащение педуниверситетов.

    Наблюдаемый рост вузов педпрофиля связан с целым рядом причин. Во-первых, финансирование большинства из них увеличилось – как в расчете на студента, так и в абсолютных цифрах (важную роль сыграло увеличение объема грантов по линии научных фондов). Во-вторых, почти во всех рассматриваемых вузах повысилось качество приема – и на бюджетные, и на платные места поступили абитуриенты с более высокими результатами ЕГЭ. Третий фактор – повышение оценки педагогических вузов по группе критериев “сотрудничество с работодателями”.

    Международный онлайн

    Год назад мало кто сомневался, что пандемия негативно отразится на международной составляющей деятельности вузов. Интрига состояла лишь в том, насколько сильно? Вопросы вызывали привлечение иностранных студентов, реализация программ двух дипломов, зарубежные стажировки, мобильность преподавателей и ученых, вовлеченных в международные исследовательские проекты. Российские вузы в целом достойно справились с проблемами, порожденными эпидемическими ограничениями. Преимущества получили те, кому удалось оперативно перестроить процессы, применив технологии дистанционного взаимодействия. Так, в прошедшем учебном году многие иностранцы-очники обучались полностью или частично удаленно. Благодаря этому средняя доля иностранных студентов у участников рейтинга RAEX не сократилась, а увеличилась, с 11,7 до 11,9%. Стажировки за рубежом пострадали сильнее: средняя доля студентов, проходивших обучение за рубежом, за год сократилась с 0,78 до 0,66%.

    Причина в том, что стажировки в каждом случае – это индивидуальный проект конкретного кандидата и принимающей стороны, и возникали организационные сложности, поясняет Екатерина Тулугурова, начальник управления международных образовательных программ Университета ИТМО. При этом в Университете ИТМО продолжают реализовываться программы двойного диплома, которые были созданы до 2020 года.

    Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого в самом начале пандемии “не испугался рисков и стал организатором масштабных международных онлайн-событий”, рассказал его проректор по международной деятельности Дмитрий Арсеньев. Летом 2020-го СПбПУ оперативно перевел в онлайн-формат Международную политехническую летнюю школу, а в январе 2021-го провел зимнюю, к которой подключилось более 150 зарубежных участников. Совсем недавно, в мае, на виртуальной площадке СПбПУ прошла Международная политехническая неделя, объединившая более 100 участников из 20 стран мира.

    Между тем онлайн-форматы не способны в полной мере покрыть все потребности университетов. В отраслях знания, где нужны совместные лабораторные исследования или эксперименты, пандемия поставила студентов и ученых в непростое положение. “Все, кто вовлечен в международную деятельность, с нетерпением ждут снятия всех ограничений на трансграничные перемещения, – говорит проректор НИУ ВШЭ Иван Простаков. – Мы приобрели новый опыт и новые инструменты, которые будут использоваться и дальше, но без прямых контактов нам не обойтись”.

    Представители университетов затрудняются прогнозировать, как будет дальше развиваться международное академическое сотрудничество. Во-первых, невозможно назвать точные сроки отмены эпидемических ограничений. Во-вторых, нельзя забывать и о внешнеполитических аспектах вроде противостояния США и Китая, которое дает о себе знать через “выдавливание” китайских студентов из американских университетов.

    В период восстановления после пандемии численность иностранных преподавателей и студентов будет постепенно нарастать, но тенденции могут быть разнонаправленными, считает проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно: “Все-таки иностранным студентам пока больше по душе традиционный формат обучения, а вот преподаватели быстро оценили преимущества виртуальной мобильности, и возможно, именно она станет преобладающей в течение ближайшего времени”.

    Рейтинг 100 лучших вузов RAEX публикует ежегодно начиная с 2012 года. При подготовке используются статистические показатели, а также результаты опросов представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников, работодателей. В 2021 году было обработано 180 анкет вузов, а участниками онлайн-опросов стали свыше 70 тысяч респондентов.

    При оценке качества образования в вузах (вес 50%) рассматривались группы показателей “уровень преподавания”, “международная интеграция”, “востребованность среди абитуриентов” и “ресурсная обеспеченность”. Для оценки востребованности работодателями выпускников вуза (вес 30%) анализировались группы показателей “сотрудничество с работодателями” и “качество карьеры выпускников”. Уровень научно-исследовательской деятельности вуза (вес 20%) определялся исходя из групп показателей “научно-исследовательский потенциал”, “научные достижения” и “исследовательская инфраструктура”.

    Рейтинг вузов России RAEX успешно прошел международный аудит IREG Observatory, крупнейшей ассоциации составителей и потребителей образовательных рейтингов.

    Университеты для будущей элиты: 100 лучших российских вузов по версии Forbes—2020

    Многочисленные исследования рынка труда свидетельствуют: около половины выпускников российских вузов испытывают трудности с трудоустройством и часто работают не по специальности. «Система образования не соответствует запросам рынка труда — ни по количеству выпускников, ни по качеству их подготовки», — объясняют авторы исследования экономики образования, которое проводил НИУ ВШЭ. Но все ли вузы выпускают никому не нужных специалистов? В этом году при подготовке рейтинга «100 лучших вузов» мы решили изменить подход к исследованию университетов.

    В метрике «Качество образования» (максимум 50 баллов), который, как и в прошлые годы строился на данных мониторинга Министерства образования, произошли изменения. Появился новый параметр «Качество преподавателей» (25 баллов), состоящий из оценок за уровень зарплаты преподавателей (10 баллов), соотношение преподавателей и студентов (10 баллов), наличие и долю иностранных преподавателей (5 баллов). Параметр «Международная деятельность» (15 баллов) теперь состоит из оценок за долю иностранных студентов, которые учатся в вузе (5 баллов), организацию зарубежных стажировок (5 баллов) и совместные с зарубежными вузами программы двойных дипломов (5 баллов). Параметр «Уровень ЕГЭ» (10 баллов) принятых на обучение студентов остался без изменений.

    Кроме того, мы решили провести свое исследование и выяснить, выпускников каких вузов больше всего любят работодатели. Именно из их ответов мы сформировали обновленную метрику «Качество выпускников» (30 баллов). Совместно с сервисом «Авито Работа» мы направили запросы в 127 крупнейших компаний и попросили ответить на три вопроса: «Выпускников каких вузов вы наняли в 2019–2020 годах?», «Недавние (до 5 лет) выпускники каких вузов получили повышение зарплаты и/или должности в 2019–2020 годах?», «Выпускников каких вузов вы хотели бы нанимать в приоритетном порядке, кто из них, на ваш взгляд, наиболее подготовлен?». Заполнить анкеты согласились 59 компаний, совокупная численность их сотрудников составляет 4 млн человек. Чем крупнее компания, тем больший вес присваивался ее голосу. Голос компании распределялся между всеми вузами, которые были отмечены в ее анкете: чем меньше вузов, тем выше оценка, относящаяся к тому или иному вузу. Все оценки по каждому вузу суммировались и переводились в балльную систему — вуз мог получить максимум 10 баллов за каждый из трех вопросов.

    Наконец, мы изменили подход к метрике «Фактор Forbes» (20 баллов), который отражает элитарность учебного заведения. Мы учли присутствие вузов в ведущих зарубежных рейтингах — QS World University Rankings и Times Higher Education (10 баллов), а также «омолодили» состав известных выпускников и студентов (10 баллов): оценки получили те вузы, в которых учатся дети из списка 200 богатейших бизнесменов России и номинанты рейтинга молодых и успешных россиян по версии Forbes «30 до 30». Изменение методики повлекло за собой серьезные перестановки в рейтинге по сравнению с прошлым годом. В этом году рейтинг возглавила Высшая школа экономики (интервью с ее ректором Ярославом Кузьминовым читайте здесь). МГУ взлетел на вторую строчку — во многом благодаря тому, что получил наивысшие баллы от работодателей. А вот Московский физико-технический институт сохранил место в тройке лидеров, несмотря ни на что. Впервые в рейтинг вузов вошел молодой университет Иннополис из Татарстана.

    Чтобы ранжировать университеты по качеству образования, качеству выпускников или фактору Forbes, кликните на галочку справа от заголовка таблицы (если не будет работать на мобильном устройстве — откройте рейтинг на компьютере)

    «Вышка» создана уже более 25 лет назад, в ней работают свыше 100 зарубежных преподавателей из 25 стран. Вуз открывает программы МВА и создает бизнес-инкубаторы, чтобы научить резидентов строить бизнес, обеспечить экспертную поддержку их проектов и помочь с инвестициями. В прошлом году бизнес-инкубатор ВШЭ HSE INC занял первое место в рейтинге лучших университетских акселераторов мира по версии UBI Global. В исследовании принимали участие более 500 бизнес-инкубаторов более чем из 70 стран.

    Один из старейших вузов страны, основанный еще по указу императрицы Елизаветы Петровны, предъявляет высокие требования к поступающим. Зато диплом МГУ по праву считается путевкой в успешную жизнь. Ректора МГУ назначает президент России. Университет занял 84-е место в международном списке лучших вузов мира QS World University Rankings 2020. Это на шесть строчек выше, чем в прошлом году, и лучший результат университета с 2005 года, когда он достиг рекордной для себя 79-й позиции.

    Физтех — легенда образования и науки. У истоков института стояли нобелевские лауреаты Петр Капица, Николай Семенов и Лев Ландау. Фундаментальное техническое образование оказывается залогом любой успешной деятельности. «Физтех дает огромные преимущества на старте», — объясняет основатель финтех-стартапа Revolut Николай Сторонский. Среди богатейших бизнесменов России по версии Forbes десять выпускников Физтеха.

    Крупнейший вуз и ведущий научно-образовательный центр Урала в октябре этого года отметит свой 100-летний юбилей. Около 35 000 студентов УРФУ обучаются более чем у 4500 преподавателей, среди них 599 докторов и более 1900 кандидатов наук, 25 членов государственных академий. Студенты, которые поступили в вуз по результатам Всероссийской олимпиады школьников, в первый год получают стипендию в размере 40 000 рублей, олимпиадники — 20 000 рублей, а ребята, набравшие высокий балл по ЕГЭ, — 10 000 рублей.

    Главной задачей вуза с основания была подготовка кадров для разработки военной техники и снарядов. Но затем МИФИ стал готовить кадры для создания ядерного оружия. Вуз выпустил десятки видных ученых. Среди его сотрудников были нобелевские лауреаты, в том числе создатель водородной бомбы академик Андрей Сахаров. Сегодня более 70% преподавателей университета имеют ученые степени и звания, 24% — доктора наук. Написанные ими учебники переведены на иностранные языки.

    Выпускники МГТУ внесли большой вклад в науку. Их усилиями были созданы первые в России вертолет, аэродинамическая труба, тепловоз, системы оборонной и ракетно-космической техники. При университете действует бизнес-инкубатор, в котором с 2008 года было создано более 60 инновационных компаний с суммарным оборотом свыше 250 млн рублей в год.

    У Томского политеха один из самых высоких баллов за образовательную и международную деятельность. C 2017 года вуз участвует в проекте Минобрнауки «Экспорт образования» и должен вносить вклад в повышение конкурентоспособности российского образования на мировом рынке. В июне 2020-го поменялось руководство: врио ректора стал первый проректор Андрей Яковлев, работавший в вузе с ноября 2019-го. До этого он был директором по инновациям «Газпром нефти».

    ИТМО специализируется на подготовке специалистов в области информационных технологий, робототехники, биотехнологий и т. д. Студенты и выпускники вуза часто побеждают в российских и зарубежных чемпионатах по программированию. В 2017 году университет в седьмой раз стал победителем международной олимпиады по программированию ACM ICPC. После очередной победы на ACM ICPC Министерство обороны заказало вузу разработку программного обеспечения для беспилотников и военной робототехники.

    Абитуриенты и студенты РАНХиГС знают, что в ее коридорах запросто можно встретить министров, губернаторов и депутатов Госдумы. Академия — альма-матер сотен государственных и муниципальных служащих. В вузе действует президентская программа повышения квалификации руководителей, ежегодно на обучение по этой государственной программе направляется около 400 руководителей предприятий.

    РЭШ чуть более четверти века, но она уже вписалась в мировое академическое сообщество. Это первый российский вуз, который начал нанимать зарубежных профессоров. 90% преподавателей РЭШ обладают степенью PhD. Около 80% выпускников работают в бизнесе, 16% выбрали академическую карьеру, 4% — работу в госсекторе. Школа предъявляет жесткие требования к абитуриентам. Последние четыре года РЭШ входит в топ-3 лучших университетов России по экономике и эконометрике по версии QS World University Rankings.

    МГИМО — традиционный оплот советской, а затем и российской элиты. В прошлом году ему исполнилось 75 лет. Здесь учится золотая молодежь — дети чиновников и бизнесменов, ранее предпочитавших отправлять своих отпрысков на учебу за границу. Однако неверно считать МГИМО вузом только «для своих». Свыше 40% абитуриентов поступает из регионов. На 19 языковых кафедрах института преподают 54 иностранных языка, включая русский как иностранный. Благодаря этому показателю вуз попал в Книгу рекордов Гиннесса.

    В 2009 году СПбГУ получил особый статус, что дает университету отдельную строку в бюджете России, возможность устанавливать собственные образовательные стандарты, а его ректор, как и ректор МГУ, назначается президентом. СПбГУ окончили многие руководители страны — президент Владимир Путин и бывший премьер-министр Дмитрий Медведев, в его стенах учились и работали девять лауреатов Нобелевской премии. В 2019-м председатель КНР Си Цзиньпин стал почетным доктором СПбГУ.

    Сегодня в стенах РУДН обучаются представители 500 национальностей из 157 стран мира, выпускники работают более чем в 170 странах. Вуз уделяет особое внимание иностранным языкам, студенты могут выбирать из двенадцати. У учащихся есть возможность изучать русский как иностранный. Иностранные космонавты, летающие в составе российских экипажей, осваивают язык с помощью преподавателей РУДН. В мае новым ректором вуза стал 39-летний Олег Ястребов, который до этого был директором Юридического института РУДН.

    РЭУ — университет с вековой историей, у него 20 филиалов в России и за рубежом. Университет активно ведет международную деятельность, имеет 170 двусторонних соглашений с университетами и исследовательскими институтами 46 стран. По программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры обучается свыше 1500 иностранных студентов из 70 стран мира. В РЭУ есть бизнес-инкубатор, который создан для развития предпринимательских инициатив школьников, студентов, выпускников и организации их бизнеса.

    В прошлом году Финансовый университет отметил свое столетие. За это время он подготовил впечатляющее число экономистов и финансистов. Среди выпускников три председателя Госбанка СССР и Центробанка РФ, шесть министров финансов СССР и России, а также заместитель министра финансов Вьетнама. Финансовый университет одним из первых среди вузов России создал эндаумент-фонд, и размер его активов сейчас составляет 268 млн рублей.

    В научный совет МИСиС входят ученые из Кембриджа, Стэнфорда и других зарубежных вузов. Университет давно вышел за рамки кузницы кадров для металлургии. В июне НИТУ «МИСиС» объявил об открытии совместных со Сбербанком программ бакалавриата и магистратуры по искусственному интеллекту и робототехнике. Также на базе университета появится лаборатория сервисной робототехники. Студенты получат возможность пройти стажировки, учебные и производственные практики в профильных подразделениях Сбербанка.

    Петербургский политех считается одним из лучших технических вузов страны. Последние пять лет вуз носит имя основателя Северной столицы Петра I. Основан он был в конце ХIХ века по поручению министра финансов Российской империи С. Ю. Витте. В 2019 году университет отпраздновал свое 120-летие. В январе 2020-го сборная команда Политеха одержала победы во всех дисциплинах Международных университетских соревнований по киберспорту, которые прошли в Китае, и забрала главный приз размером 150 000 юаней.

    КФУ — один из старейших университетов России, он основан Александром I и стал одним из 12 Императорских университетов. Сегодня по числу студентов (около 36 000 человек) Казанский университет немногим уступает МГУ (около 38 000 человек). Там учились и дети миллиардеров из группы ТАИФ: сын Рустема Сультеева Тимур, а также сыновья Альберта Шигабутдинова Тимур и Руслан. Последний входит в наблюдательный совет университета, председателем которого в этом году стал президент Татарстана Рустам Минниханов.

    Томский университет был первым вузом, появившимся в Российской империи к востоку от Волги. Вместе с Томским политехом, который также входит в число 20 лучших российских вузов по версии Forbes, и другими учебными заведениями Томской области он придал региону имидж образовательного и научного центра Сибири. Все шесть вузов и академические институты Томска решили объединиться в единый «Большой университет»: они сохранят юридическую самостоятельность, но объединят научный и образовательный потенциал.

    Один из крупнейших вузов юга России ведет историю с начала XX века, когда в Ростов-на-Дону были эвакуированы факультеты Российского Варшавского Императорского университета. С тех пор он не раз менял названия: Донской университет, Северо-Кавказский университет. Свое нынешнее название вуз получил в 2006-м, когда на базе Ростовского госуниверситета объединилось пять учебных заведений. Среди его известных выпускников писатель Александр Солженицын и режиссер Кирилл Серебренников.

    Рейтинг 100 лучших вузов России составлен и уже названы лидеры

    Эксперты провели оценку уровня образования и по итогам составили рейтинг университетов страны, который получил название «100 лучших вузов России».

    • Все лучшие вузы России уже определены.
    • ТОП 100 лучших вузов России 2015 и 2016 годов.
    • Ещё 75 учреждений входящих в список лучших вузов России!
    • ТОП 50 лучших вузов России в обратном порядке.
    • Из лучших 100 вузов России осталось 25 учебных заведений!
    • Вузы России вошедшие в ТОП 10 лучших вузов страны.
    • ТОП-3 из 100 лучших вузов России остался неизменным!
    • МГУ на 1 месте в рейтинге «ТОП вузов России».
    • Рейтинг медицинских вузов России 2015 и 2016 годов.
    • ТОП-10 лучших медицинских вузов России!
    • Рейтинг вузов Москвы 2015 и 2016 г.
    • Рейтинг вузов СПБ 2015 и 2016 г.
    • Почему стоит получить высшее образование в одном из 100 лучших вузов России?
    • Университеты из рейтинга «Сто лучших вузов России».

    Все лучшие вузы России уже определены.

    Двадцатого июня этого года, вузы России откроют свои двери и начнут принимать заявки от абитуриентов. Большинство школьников уже определились в какие российские вузы они в первую очередь будут поступать, но если они не смогут поступить туда, куда захотят, у них останется ещё четыре попытки, ведь школьники могут отправить заявки всего в 5ть учреждений.

    Главное для абитуриентов, это заранее определиться с запасными вузами, если вдруг в самый желанный не получится поступить.

    В подборе вуза каждому школьнику сможет помочь наш рейтинг вузов именуемый как «100 лучших вузов России». За последние 3 года первые двадцать мест практически не поменялись.

    ТОП 100 лучших вузов России 2015 и 2016 годов.

    100 место: Российский новый университет.

    099 место: Астраханский государственный технический университет.

    098 место: Медицинский институт «РЕАВИЗ».

    097 место: Кубанский государственный технологический университет.

    096 место: Кабардино-Балкарский гос. университет имени ХМ. Бербекова.

    095 место: Тюменская гос. медицинская академия.

    094 место: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова.

    093 место: Санкт-Петербургский гос. технологический институт (технический университет).

    092 место: Юго-Западный государственный университет.

    091 место: Пермский гос. национальный исследовательский университет.

    090 место: Курский гос. медицинский университет.

    089 место: Тюменский государственный университет.

    088 место: Омский государственный технический университет.

    087 место: Уральский государственный университет путей сообщения.

    086 место: Томский государственный педагогический университет.

    085 место: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.

    084 место: Сибирский гос. аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева.

    083 место: Санкт-Петербургский гос. университет аэрокосмического приборостроения.

    082 место: Алтайский гос. медицинский университет Министерства здравоохранения РФ.

    081 место: Саратовский гос. медицинский университет имени В.И. Разумовского.

    080 место: Волгоградский гос. медицинский университет.

    079 место: Саратовский гос. университет имени Н.Г. Чернышевского.

    078 место: Московский педагогический гос. университет.

    077 место: Московский гос. университет путей сообщения.

    076 место: Уральский гос. юридический университет.

    Ещё 75 учреждений входящих в список лучших вузов России!

    075 место: Иркутский национальный исследовательский технический университет.

    074 место: Омский гос. медицинский университет.

    073 место: Московский технический университет связи и информатики.

    072 место: Белгородский гос. национальный исследовательский университет.

    071 место: Волгоградский государственный университет.

    070 место: Санкт-Петербургский гос. архитектурно-строительный университет.

    069 место: Ижевский гос. технический университет имени М.Т. Калашникова.

    068 место: Алтайский гос. технический университет имени И.И. Ползунова.

    067 место: Нижегородский гос. технический университет имени Р.Е. Алексеева.

    066 место: Мордовский гос. университет имени Н.П. Огарёва.

    065 место: Самарский гос. университет.

    064 место: Московский автомобильно-дорожный гос. технический университет (МАДИ).

    063 место: Казанский нац. исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ.

    062 место: Казанский нац. исследовательский технологический университет.

    061 место: Белгородский гос. технологический университет имени В.Г. Шухова.

    060 место: Московский государственный строительный университет.

    059 место: Московский гос. университет тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова.

    058 место: Северо-Восточный федеральный университет М.К. Аммосова.

    057 место: Алтайский гос. университет.

    056 место: Воронежский гос. медицинский университет имени Н.Н. Бурденко.

    055 место: Уральский гос. медицинский университет.

    054 место: Самарский гос. технический университет.

    053 место: Пермский национальный исследовательский политехнический университет.

    052 место: Петрозаводский гос. университет.

    051 место: Государственный университет управления.

    ТОП 50 лучших вузов России в обратном порядке.

    050 место: Национальный исследовательский университет «МИЭТ».

    049 место: Самарский гос. медицинский университет.

    048 место: Южно-Уральский государственный университет (НИУ).

    047 место: Уфимский гос. нефтяной технический университет.

    046 место: Северо-Западный гос. мед. университет имени И.И. Мечникова.

    045 место: Уральский гос. горный университет.

    044 место: Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева.

    043 место: Московский гос. технологический университет «СТАНКИН».

    042 место: Российский гос. педагогический университет имени А.И. Герцена.

    041 место: Тюменский гос. нефтегазовый университет.

    040 место: Воронежский гос. университет.

    039 место: Дальневосточный федеральный университет.

    038 место: Московский гос. медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова.

    037 место: Московский гос. юридический университет имени О.Е. Кутафина.

    036 место: Томский гос. университет систем управления и радиоэлектроники.

    035 место: Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития РФ.

    034 место: Санкт-Петербургский гос. экономический университет.

    033 место: Российский гос. гуманитарный университет.

    032 место: Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского.

    031 место: Казанский гос. мед. университет.

    030 место: Сибирский гос. мед. университет.

    029 место: Южный федеральный университет.

    028 место: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет).

    027 место: Самарский гос. аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (НИУ).

    026 место: Санкт-Петербургский гос. электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина).

    Из лучших 100 вузов России осталось 25 учебных заведений!

    025 место: Первый Санкт-Петербургский гос. мед. университет имени академика И.П. Павлова.

    024 место: Первый Московский гос. мед. университет имени И.М. Сеченова.

    023 место: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.

    022 место: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики.

    021 место: Российский университет дружбы народов.

    020 место: Новосибирский гос. технический университет.

    019 место: Национальный исследовательский университет «МЭИ».

    018 место: Казанский (Приволжский) федеральный университет.

    017 место: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».

    016 место: Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина.

    015 место: Финансовый университет при правительстве РФ.

    014 место: Сибирский федеральный университет.

    013 место: Национальный исследовательский Томский гос. университет.

    012 место: Российская академия народного хозяйства и гос. службы при Президенте РФ.

    011 место: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

    Вузы России вошедшие в ТОП 10 лучших вузов страны.

    010 место: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

    009 место: Новосибирский национальный исследовательский гос. университет.

    008 место: Московский гос. институт международных отношений (университет) МИД РФ.

    007 место: Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

    006 место: Санкт-Петербургский гос. университет.

    005 место: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

    004 место: Московский гос. технический университет имени Н.Э. Баумана.

    ТОП-3 из 100 лучших вузов России остался неизменным!

    003 место: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

    002 место: Московский физико-технический институт (государственный университет).

    001 место: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

    МГУ на 1 месте в рейтинге «ТОП вузов России».

    Рейтинг медицинских вузов России 2015 и 2016 годов.

    16 место: Медицинский институт «РЕАВИЗ».

    15 место: Тюменская гос. медицинская академия.

    14 место: Курский гос. медицинский университет.

    13 место: Алтайский гос. медицинский университет.

    12 место: Саратовский гос. медицинский университет имени В.И. Разумовского.

    11 место: Волгоградский гос. медицинский университет.

    ТОП-10 лучших медицинских вузов России!

    10 место: Омский гос. медицинский университет.

    09 место: Воронежский гос. медицинский университет имени Н.Н. Бурденко.

    08 место: Уральский гос. медицинский университет.

    07 место: Самарский гос. медицинский университет.

    06 место: Северо-Западный гос. мед. университет имени И.И. Мечникова.

    05 место: Московский гос. медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова.

    04 место: Казанский гос. мед. университет.

    03 место: Сибирский гос. мед. университет.

    02 место: Первый Санкт-Петербургский гос. мед. университет имени академика И.П. Павлова.

    01 место: Первый Московский гос. мед. университет имени И.М. Сеченова.

    Рейтинг вузов Москвы 2015 и 2016 г.

    13 место: Московский педагогический гос. университет.

    12 место: Московский гос. университет путей сообщения.

    11 место: Московский технический университет связи и информатики.

    10 место: Московский автомобильно-дорожный гос. технический университет (МАДИ).

    09 место: Московский государственный строительный университет.

    08 место: Московский гос. университет тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова.

    07 место: Московский гос. медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова.

    06 место: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет).

    05 место: Первый Московский гос. мед. университет имени И.М. Сеченова.

    04 место: Московский гос. институт международных отношений (университет) МИД РФ.

    03 место: Московский гос. технический университет имени Н.Э. Баумана.

    02 место: Московский физико-технический институт (государственный университет).

    01 место: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

    Рейтинг вузов СПБ 2015 и 2016 г.

    9 место: Санкт-Петербургский гос. технологический институт (технический университет).

    8 место: Санкт-Петербургский гос. университет аэрокосмического приборостроения.

    7 место: Санкт-Петербургский гос. архитектурно-строительный университет.

    6 место: Санкт-Петербургский гос. экономический университет.

    5 место: Санкт-Петербургский гос. электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина).

    4 место: Первый Санкт-Петербургский гос. мед. университет имени академика И.П. Павлова.

    3 место: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики.

    2 место: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

    1 место: Санкт-Петербургский гос. университет.

    Почему стоит получить высшее образование в одном из 100 лучших вузов России?

    Высшее образование не сделает из вас гения, оно не поможет вам устроиться на хорошую работу, оно даже не увеличит вашу зарплату, конечно, если Университет не входит в 100 лучших вузов России, правда многим даже лучшие университеты не помогут, но отучиться стоит.

    Во время обучения в вузе, у вас появиться свободное время для развития себя и своих интересов. После школы тяжело определиться с тем, чем вы хотите заниматься на самом деле. Очень редкий человек, чаше всего тот, кто обладает какими-то талантами, поет, рисует видит четко то, что хочет. Если природа обделила вас талантами, не расстраивайтесь, поступайте в один из вышеперечисленных вузов, а там и время для раздумья появиться.

    Много ли у вас друзей? Поверьте, если вы не социопат, вы расширите круг знакомых на сотни людей, а кто-то из них, быть может, станет для вас верным другом на всю жизнь. В любом случае, опыт от общения с теми, кто отказался от деградации, весьма полезен.

    Умение договариваться! Будут моменты, когда вам придется идти к преподавателю, чтобы договориться. Нет, не дать взятку, а договориться сдать зачет/экзамен позже, а в зачетку оценку поставить сейчас. В жизни умение находить общий язык и уметь приходить к компромиссу важно.

    Общага, как дом второй. Жить в общаге круто, хотя к пятому курсу, весьма под надоедает. Однако, она научит вас самостоятельности. Готовить, стирать и убираться в комнате станут для вас пятиминутным пустяком. Люди, с которыми вы будите жить, могут научить вас пить пиво, а может писать программный код, решать вам.

    И последнее — это самооценка. Весьма странный плюс, от диплома, но всё же. Особенно, если вы получили образование в одном из 100 лучших вузов России и ваш диплом красный, тогда гордиться вдвойне приятней.

    Как определяются рейтинги вузов и на что они влияют?

    Для чего вообще нужны рейтинги вузов?

    Для каждого вуза — государственного или частного — большую роль играет репутация. Она влияет на привлекательность заведения в глазах абитуриентов, работодателей и инвесторов. Считается, что высокая позиция национальных университетов в рейтинге повышает имидж страны в целом и привлекает иностранных студентов. Для этого вузы должны становиться более прозрачными, а также вводить принятые в мире стандарты научных исследований и подготовки специалистов.

    Многие государства запускают специальные программы для продвижения своих вузов в международных рейтингах. В России в 2012 году был создан «Проект 5-100», призванный повысить конкурентоспособность наших ведущих университетов среди мировых научно-образовательных центров. Итогом должно было стать появление в России к 2020 году группы современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией. Директор по данным и аналитике Times Higher Education Дункан Росс в разговоре с РИА Новости оценил результаты работы программы как позитивные:

    «Я думаю, это работает. [. ] Если бы в России не было такой программы, то вы бы увидели, что правительства, которые вкладывают деньги в эту область, развивали бы ее быстрее», — отметил он.

    Согласно последним результатам, в рейтинг THE Emerging Economies University Rankings (университетов стран с активно развивающейся экономикой) вошли 19 вузов — участников «Проекта 5-100». При этом в отраслевых рейтингах QS российскую высшую школу представляют 13 участников программы, а в топ-100 предметных рейтингов входят пять университетов Проекта 5-100.

    Какие существуют рейтинги вузов?

    Можно выделить глобальные, региональные и национальные рейтинги. Первые анализируют и сравнивают вузы из всех государств, вторые — только те, которые относятся к конкретному региону мира, а последние обращают внимание на университеты определенной страны.

    Основные международные рейтинги вузов:

    • рейтинг университетов мира QS британской компании Quacquarelli Symonds;
    • мировой рейтинг университетов Times Higher Education (THE), который делает одноименный журнал;
    • Шанхайский рейтинг вузов мира ARWU.

    Основные российские рейтинги вузов:

    Какие вузы фигурируют в рейтингах чаще всего?

    В лидерах международных рейтингов из года в год находятся американские и британские университеты. В числе первых почти всегда стоят Массачусетский технологический институт (MIT), Стэнфорд, Гарвард, Калифорнийский технологический институт (Caltech), Кембридж и Оксфорд. В последние годы выросло число вошедших в международные рейтинги университетов из России: там можно встретить МГУ имени Ломоносова, СПбГУ, МГИМО, ТГУ, Новосибирский государственный университет, МГТУ имени Баумана, НИУ ВШЭ, МФТИ, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Университет ИТМО, Казанский федеральный университет.

    Что влияет на место университета в рейтинге?

    Все рейтинги используют разные методологии. Некоторые сравнивают университеты разных стран, независимо от их профиля, другие, как THE, публикуют только рейтинги по предметным направлениям, третьи выпускают как отраслевые, так и предметные рейтинги (ARWU, QS). Отдельно можно выделить специальные рейтинги, сделанные под конкретный запрос. К таким относятся, например, рейтинги по трудоустройству выпускников, репутационный рейтинг THE.

    Конкретное место каждого вуза в рейтинге определяется индексом, который рассчитывается на основе значений нескольких характеристик университета.

    В критериях чаще всего фигурируют академическая и научная репутация, цитируемость научных публикаций, соотношение студентов и преподавателей, число преподавателей-иностранцев и зарубежных студентов, уровень распространения знаний и инноваций.

    В Шанхайском рейтинге также учитывается количество лауреатов Нобелевской премии и премии Филдса среди выпускников и профессоров.

    Стоит ли обращать внимание на рейтинги вузов при поступлении?

    Известный хедхантер Алена Владимирская считает, что место вуза в рейтинге — важный показатель с нескольких точек зрения:

    диплом рейтингового вуза имеет больше шансов заинтересовать работодателя.

    В компаниях при найме хоть и не смотрят на цвет диплома, но обращают внимание на выпускников топовых вузов.

    Важно: смотрят не только на «рейтинговость», но и на «личный бренд» вуза, ведь многие из них не входят в списки «топов», но имеют сформированный имидж хорошего, сильного университета;

    работодатели также обращают внимание на рейтинги, когда решаются на сотрудничество с вузами с целью поиска талантливых потенциальных кадров.

    Таким образом нарушается порочный круг «нужен опыт работы, который негде приобрести, так как на работу не берут без опыта». Если в институтах сформированы кафедры, курсы, проекты, программы прохождения практики в компаниях-лидерах рынка, у студентов больше шансов получить ценный опыт и в будущем попасть в эти места.

    учеба в топовых вузах способствует нетворкингу.

    Причем как на уровне однокурсников, многие из которых могут вскоре стать вашими коллегами, клиентами, инвесторами, так и на уровне студент-преподаватель: в рейтинговом вузе выше вероятность того, что учить вас будут лучшие практикующие специалисты области.

    При этом руководитель Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович, напротив, уверен: место того или иного вуза в глобальном рейтинге говорит, прежде всего, о его престиже, и прямой связи между ним и уровнем образования, а также объективными шансами на последующее трудоустройство, нет.

    Главный критерий, который говорит о результативности образования, — «удельный вес» выпускников, трудоустроившихся по специальности в первый год после выпуска. Однако нельзя целиком полагаться и на него, не учитывая уровень безработицы в конкретном регионе.

    В любом случае, всегда нужно задействовать здравый смысл и грамотно определять цели своего обучения.

    Какие вузы — лучшие в мире?

    Лучшие мировые вузы входят в рейтинг университетов QS, публикуемый ежегодно и составляемый британской компанией, анализирующей высшие учебные заведения по всему миру.

    В рейтинг лучших университетов 2021 года вошли 1 300 вузов. Первое место занял Массачусетский технологический институт (MIT), на втором месте — Оксфордский университет, на третьем — Стэнфордский университет. Единственный российский вуз, который вошел в ТОП-100, — Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (МГУ). Вуз занял в рейтинге 78 место.

    В десятку лучших мировых вузов вошли:

    1. Массачусетский технологический институт (MIT, США).
    2. Оксфордский университет (Великобритания).
    3. Стэнфордский университет (США).
    4. Кембриджский университет (Великобритания).
    5. Гарвардский университет (США).
    6. Калифорнийский технологический институт (США).
    7. Имперский колледж Лондона (Великобритания).
    8. Швейцарский федеральный технологический институт (Швейцария).
    9. Университетский колледж Лондона (Великобритания).
    10. Чикагский университет (США).
Ссылка на основную публикацию