Описание окружающего мира глазами эколога

Окружающий мир. 4 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 4 класс

Урок 04. Мир глазами эколога.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Последствия влияния человека на природу;
  2. Красота Всемирного наследия и неповторимость достопримечательностей;
  3. Международная Красная книга;

Глоссарий по теме:

Экологические проблемы – это опасное изменение в окружающей среде под влиянием человека.

Экологический календарь – это один из способов привлечения внимания людей к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам, как на территориях отдельных регионов, так и на всем земном шаре.

Конвенция – Международный договор по специальному вопросу.

Всемирное наследие – выдающиеся природные и культурные ценности, составляющие достояние всего человечества.

Международная Красная книга – аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

ЮНЕСКО – специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Всемирный фонд дикой природы – международная организация, служащая делу охраны природы.

Гринпис – международная экологическая организация, борющаяся с загрязнением окружающей среды.

Ключевые слова:

Экологические проблемы; Экологический календарь; Конвенция; Всемирное наследие; Международная Красная книга; ЮНЕСКО; Всемирный фонд дикой природы; Гринпис.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

– Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 4 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.41-47.

– Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 21-22.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В давние времена, у людей совсем ничего не было. Ни жилищ, ни техники, ни полей, заводов, фабрик. Им даже нечего было одеть и обуть. Люди полностью были зависимы от природы. Им приходилось голодать, если охота была неудачной. Их жизнь зависела от погоды. Засуха или сильные морозы приводили к гибели людей.

Но со временем многое поменялось – люди приспособились к жизни. Они построили дома, изобрели машины, построили заводы и фабрики. Это привело к загрязнению воды и воздуха, вырубке лесов, исчезновению некоторых видов растений и животных. Вооружившись техникой, человек возомнил, что он сильнее природы.

Но со временем люди поняли, что они не властвуют над природой, а просто губят её. На этом уроке вы узнаете об экологических проблемах, которые возникли по вине человека.

Мир глазами эколога.

Экологическая проблема- это изменение в окружающей среде под влиянием человека. Экологи говорят, мир – это взаимодействие живой и неживой природы и человечества.

Во время научно-технической революции, влияние человека на природу стало наиболее значительным. Человек вообразил себя всесильным, используя новые технологии и современные машины, но он забыл, что природные ресурсы ограничены. В городах стало не хватать чистого воздуха.

В семидесятые годы двадцатого века, экологическая проблема стала глобальной проблемой современности. От её решения зависит будущее нашей планеты. Одной из таких проблем является защита водных ресурсов. Как мы знаем, большую часть нашей планеты занимают моря и океаны. Их загрязнение, на восемьдесят процентов произошло от деятельности людей. Каждый год в океан попадает большое количество нефти, сточных вод и бытовых отходов с ядовитыми веществами.

Вторая проблема, это вырубка тропических лесов, которые выделяют большое количество кислорода. Они считаются «лёгкими» нашей планеты. Люди вырубают леса для прокладывания дорог и древесины. Из-за этого, многие животные теряют своё жильё и пищу.

Следующая проблема, это мусор. Каждый человек, за год выбрасывает его около тонны. Таким образом, вокруг городов появляются огромные свалки мусора.

Чтобы предотвратить эти образования, люди создали специальные урны, где мусор разделяют на несколько видов, чтобы перерабатывать его. Это помогает защищать окружающую среду от загрязнения.

Для спасения природы, страны заключают международные соглашения.

Одно из них- Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений. Данный документ является спасением животных Африки, Азии и Южной Америки от массового вывоза и истребления.

Существуют различные международные организации по охране природы. Например, Всемирный фонд дикой природы (World Wildlife Fund – WWF). Их эмблемой стало изображение панды. Это одно из редчайших животных мира.

Этот фонд собирает и распределяет финансы, необходимые для охраны редких животных и места их обитания.

Также, очень известна экологическая организация – Гринпис (Greenpeace). Она борется с мусором и ядовитыми отходами, загрязняющими нашу природу. Проводит международные кампании по защите океана, лесов, редких видов растений и животных.

Каждый год, мы отмечаем международные экологические дни. Цель таких дней- помочь людям понять, как важно охранять природу. Существует экологический календарь, где собраны все эти даты: двадцать второе марта- Всемирный день воды, первое апреля – Международный день птиц, двадцать второе апреля – День Земли, пятое июня – Всемирный день окружающей среды, четвёртое октября– Международный день защиты животных, двадцать девятое декабря – Международный день биологического разнообразия.

Самые уникальные достопримечательности природы и культуры были объявлены Всемирным наследием. Оно включает в объекты природы и творения человека. Их единство подчёркивает эмблема Всемирного наследия, в которой круг символизирует природу, а квадрат – творение человека.

Объекты, существующие в природе, относятся к Всемирному природному наследию. Сюда относятся такие достопримечательности, как Национальный парк Гранд- Каньон, Водопады Игуасу, Национальный парк Серенгети, Водопад Виктория, Большой Барьерный риф, Золотые горы Алтая, Озеро Байкал, Вулканы Камчатки, Остров Врангеля.

Объекты, которые создал человек, относятся к Всемирному наследию. Это Статуя Свободы, Венеция, Абу- Симбель, Афинский Акрополь, Мавзолей Тадж- Махал, Московский Кремль, Красная площадь, Исторический центр Санкт- Петербурга, Погост Кижи, Великая Китайская стена.

Список Всемирного наследия ведёт авторитетная Международная организация – ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры).

Редкие виды животных и растений являются ценнейшим сокровищем Земли.

К ним относятся такие животные, как: Большая панда, Белый носорог, Орангутан, Орнитоптера Александры и другие. Они занесены в Международную Красную книгу. Её выпустила известная международная организация – Международный союз охраны природы (МСОП).

Как вы знаете, жизнь движется в быстром ритме. С каждым днём человек покоряет природу всё больше и больше.

Если вы будете охранять природу и её богатства, то она будет вам за это благодарна!

Творите добро – и оно к вам обязательно вернётся!

Разбор типового контрольного задания

Мир глазами эколога — окружающий мир

Человек живёт в окружающем мире, с которым тесно взаимодействует. Этот мир очень разнообразен. Наше существование невозможно представить без растений и животных, без рек, озёр, лесов и атмосферы. И сама наша планета не сможет существовать без всего этого в таком виде, как сейчас.

Представители флоры (растительного мира) и фауны (животного мира) тоже живут во тесной взаимосвязи друг с другом. И в эти отношения включается человек, преобразуя окружающую его природу под свои потребности.

Эти отношения и изучает наука экология.

Что такое экология и что она изучает?

Слово экология происходит от двух древнегреческих слов oikos – дом, жилище, местопребывание и logia – наука. Таким образом, экология в буквальном переводе означает науку о доме (жилище, местопребывании).

Учёные дают более развёрнутое определение экологии, а именно, экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

Объектами изучения науки экологии могут быть популяции организмов, виды сообщества, экосистемы, и биосфера в целом.

В 20 веке в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны животных организмов.

С 70-х годов 20 века появилась экология человека, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы её охраны.

Экологические проблемы, порождённые современным общественным развитием, вызвали в западных странах ряд общественно-политических движений, выступающих против загрязнения окружающей среды и других отрицательных последствий научно-технического прогресса.

Кто такой эколог и чем он занимается?

Изучением экологии занимается учёный-эколог.

Для того чтобы понять, чем занимаются экологи, надо подробно рассмотреть, какие разделы включает в себя экология как наука.

Современная наука экология разделяется на 3 основных научных направления:

  • Аутэкология (от др.-греч. аутос – сам и логия – наука) – это раздел науки экологии, изучающий взаимодействие отдельного организма или отдельно взятого вида с окружающей средой. Аутоэкологией занимаются учёные аутоэкологи.
  • Демэкология ( от др.- греч. демос – народ и логия – наука) – это раздел науки экологии, изучающий взаимодействие особей одного вида внутри своего сообщества (популяции), а также с окружающей средой. Демэкологией занимаются учёные демэкологи.
  • Синэкология (от др.-греч. син – совместный и экология) – это раздел науки экологии, изучающий сообщества организмов и их взаимодействие с окружающей средой. Синэкологией занимаются учёные синэкологии.

В науке экологии также выделяют отдельные (специальные) направления (разделы). К ним относятся:

  • Геоэкология (от др.-греч. гео – земля и логия – наука) – научное направление в экологии, в котором изучается состав, строение, свойства Земли как среды обитания растений, животных и самого человека;
  • Гидроэкология (от др.-греч. гидро – вода и логия – наука) – научное направление в экологии, в котором изучается состав, строение, свойства водной системы Земли как среды обитания растений и животных;
  • Биоэкология (от др.-греч. биос – жизнь и логия – наука) – научное направление в экологии, в котором изучаются взаимные связи живых организмов со средой их обитания;
  • Ландшафтная экология (от нем. land – земля и schaft – образ) – научное направление в экологии, которое тесно связано с наукой географией и изучающее различные ландшафты (группы деревьев, поля, реки, озёра, города) и влияние их расположения на индивидуумов в окружающей среде;
  • Этноэкология (от др.-греч. этнос – народ и логия – наука) – научное направление в экологии, изучающее отдельные народы и их взаимную связь с окружающей средой;
  • Социальная экология (от лат. socialis – общественный и др.-греч. логия – наука) – научное направление в экологии, изучающее взаимную связь и взаимное влияние человеческого общества и природы;
  • Антропоэкология (от др.-греч. антропос – человек и экология) – экология человека, научное направление в экологии, изучающее взаимодействие человека с окружающей средой и вопросы сохранения здоровья человека;
  • Химическая экология – научное направление в экологии, изучающее воздействие на окружающую среду химических веществ, а также последствия такого воздействия;
  • Радиоэкология (от лат. radius – луч и др.-греч. логия – наука) – научное направление в экологии, изучающее действие всех видов радиоизлучений на живые организмы и их сообщества, а также особенности существования живых организмов и их сообществ в условиях наличия в окружающей среде радиоактивных накоплений;
  • Антэкология (от др.-греч. antos – цветок и экология) – научное направление в экологии, изучающее взаимосвязи цветущего растения с окружающей средой.
  • Информационная экология – научное направление в экологии, изучающая влияние информации на человека, его интеллект, психическое и физическое здоровье.

Таким образом, учёный-эколог может специализироваться во многих областях науки экологии: геоэкологии, гидроэкологии, биоэкологии, ландшафтной экологии.

Эколог может заниматься вопросами взаимосвязи человека и окружающей среды (этноэкология, социальная экология, антропоэкология).

Учёный-экологи изучают также воздействие химических веществ (химическая экология) и радиации (радиоэкология) на живую и неживую природу.

Интересной представляется работа учёного-антэколога, изучающего мир цветущих растений.

Новым современным направлением в экологии является информационная экология. Это направление возникло вследствие достижений научно-технического прогресса, позволивших людям развить глобальные (общемировые) информационные системы.

Но общее, что объединяет экологов любого направления – это решение задач по сохранению чистоты окружающего мира, защите растений и животных, сбережению нашей планеты для следующих поколений.

Каков мир глазами эколога?

Обширные и глубокие знания об окружающем нас мире, о растениях и животных, населяющих пашу планету, о почвах, реках, озёрах, морях и океанах, о человеке и его влиянии на природу позволяют учёному экологу выявлять все угрозы, которые могут повредить нашей планете и жизни населяющих её организмов.

Учёные экологи видят наш мир как единство всех природных компонентов. И если возникает угроза нормальному существованию хотя бы одного из них, то экологи незамедлительно принимают все возможные меры, направленные на спасение и оздоровление нашей природы.

Основные экологические проблемы и способы их решения

В современном мире часто понятие экологии связывают с защитой окружающей среды. И это не случайно, потому что основной целью экологии как науки является сохранение природы.

Все растения и животные, населяющие нашу планету, живут с природой в полной гармонии и нисколько ей не вредят. Но деятельность человека – химическое производство, выбросы в атмосферу промышленного дыма, загрязнение отходами рек, морей и океанов и многое, многое другое – ставит под угрозу здоровье нашей планеты, что неминуемо создаёт угрозу здоровому существованию людей.

Перед современными экологами встаёт множество проблем, связанных с необходимостью защиты окружающего мира, основными из которых являются:

  • защита атмосферы Земли от ядовитых выбросов промышленности;
  • зашита земель от загрязнения токсичными (ядовитыми) отходами;
  • защита лесов от вырубки и загрязнения;
  • зашита водных ресурсов планеты от вредного воздействия человека;
  • защита растительного мира;
  • защита животного мира;
  • защита самого человека от результатов его вредного воздействия на окружающую среду.

Для решения этих вопросов государства создают специальные законы по противодействию нанесению ущерба природе. Также создаются межгосударственные союзы для решения задач сохранения окружающего мира.

Существуют всемирные экологические организации, такие как Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Гринпис (Greenpeace), которые направляют своих сотрудников экологов в самые “горячие” точки нашей планеты для оценки обстановки и принятия мер по защите и сохранению природы.

Но главным способом предотвращения экологической катастрофы на нашей планете был и остаётся один – это разумное использование ресурсов и осознание ответственности каждого отдельного человека за окружающий нас мир.

Мир глазами эколога стр. 41 – 47

1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения эколога.

Рассказ о мире с точки зрения эколога.

С точки зрения эколога, мир — это связь природы и человека. Человек долгое время считал себя хозяином природы, он неразумно разрушал сложившиеся в окружающей среде экологические связи, тратил природные богатства, не думая об их восстановлении, нарушал экологическое равновесие.

Но пришло время задуматься о последствиях такого использования природных ресурсов. Сейчас исчезли многие виды животных и растений, нарушены цепи питания, круговорот веществ в природе, а человек понял, что он не хозяин природы, а такая же часть её, как и всё живое на планете. А потому охрана природы стала не только важнейшей задачей человечества, это стало ее насущной необходимостью.

2) С помощью текста учебника проанализируйте одну из экологических проблем: в чём причины её возникновения, как она проявляется, какие последствия для людей несёт.

Проблема загрязнения мирового океана.

В воды мирового океана попадёт много отходов человеческой жизнедеятельности. Это мусор, который уносят с поверхности суши многочисленные реки. Пластиковые отходы не разлагаются и не тонут, они плавают на поверхности океана, образуя целые острова мусора.

Мусор наносит значительный вред экологии мирового океана.

3) Предложите способы решения проблемы. С помощью Интернета узнайте, как решается экологическая проблема. Совпадают ли эти действия с вашими предложениями?

Самый простой способ решения этой проблемы — отказ от пластиковой упаковки, посуды, пластиковых изделий. И многие страны именно так поступают. Например, в Евросоюзе запрещено использовать пластиковую тару, во многих странах пока запретили использовать одноразовую пластиковую посуду.

4) Свои выводы и предложения представьте классу, все вместе обсудите их.

Вывод: следует ограничить использование пластиковых изделий, а те что используются, должны в обязательном порядке отправляться на переработку.

5) Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

Проблема вырубки тропических лесов.

Вырубка лесов приводит к исчезновению животных, для которых эти леса — родной дом. Сокращается площадь лесов, а значит уменьшается выделение кислорода в атмосферу планеты.

Решить эту проблему можно только остановив вырубку тропических лесов, а также высаживая на место вырубленных лесов новые деревья.

6) Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора? Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?

Каждый год человечество выбрасывает в окружающую среду огромное количество мусора. Он наносит существенный вред окружающей среде, отравляет воду, почву и воздух.

Решить эту проблему сложно. Нужно строить перерабатывающие мусор предприятия, не допускать попадание мусора в окружающую среду.

Нельзя просто сжигать мусор, потому что это решение проблемы приведёт к загрязнению атмосферы.

Проверь себя

1. Почему человеку не удалось покорить природу?

Человек не может покорить природу, потому что является её частью. Он связан с природой миллионами невидимых нитей.

2. Какие экологические проблемы возникли на нашей планете?

Возникли проблемы загрязнения мирового океана, вырубки тропических лесов, накопления мусора.

3. Как решаются экологические проблемы?

Экологические проблемы решаются глобально, всеми странами и народами. Каждая проблема решается по-своему, но главное человечество переходит на экологически чистые технологии, не наносящие вреда окружающей среде.

4. Приведи примеры международных экологических организаций и экологических дней.

Примеры организаций: Гринпис, Всемирный фонд охраны дикой природы.

Примеры экологических дней:

22 апреля Международный день Земли

5 июня Всемирный день охраны окружающей среды

16 сентября Международный день охраны озонового слоя

25 сентября Международный день моря.

4 октября Всемирный день защиты животных

Задания для домашней работы

1. Найдите в Интернете информацию о работе международных экологических организаций в России. Подготовь сообщение.

Сообщение о работе международных экологических организаций в России для 4 класса

В России действуют несколько международных экологических организаций.

Самые известные на сегодня, это Гринпис и Всемирный фонд охраны дикой природы.

Гринпис проводит экологические акции, направленные на запрещение незаконного вылова рыбы, убийства китов, на поддержку охраны окружающей среды.

Всемирный фонд охраны дикой природы занимается вопросами охраны редких и исчезающих видов животных и растений, контролирует работу заповедников и национальных парков, проводит мероприятия по восстановлению численности исчезающих видов.

А также, в России работают такие экологические организации, как “Зелёный крест”, Международный союз охраны природы и природных ресурсов, организация Белонна, которая следит за использованием мирного атома.

2. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат «Защитим свою планету».

Тема к плакату “Защитим свою планету”:

В центре голубая планета Земля, на ней дерево или росток. Земля покоится на человеческих руках.

Примеры выполнения плакатов:

3. Подумай, что могут означать слова «Всемирное наследие». Если знаешь, что это такое, приготовься объяснить на уроке. Вспомни, что тебе известно о Красной книге России. Назови несколько растений и животных из этой книги.

Всемирное наследие — это культурные и исторические ценности, которые принадлежат всему человечеству.

Красная книга России — это список животных и растений, которые нуждаются в защите.

В нее включены например, белый медведь, амурский тигр, дальневосточный леопард, подснежник, безвременник весёлый, женьшень.

Мир глазами эколога

Урок 6. Окружающий мир 4 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Мир глазами эколога”

Сегодня на уроке мы будем учиться рассказывать о мире с точки зрения эколога, поговорим о существующих экологических проблемах, узнаем о том, что делают люди для защиты своей планеты.

Экология — это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Само слово «экология» образовалось от двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос» — наука. Поэтому можно сказать, что экология — это наука о доме. Для человечества домом является вся наша огромная планета Земля.

Когда-то, очень давно, у людей не было почти ничего из того, что есть сейчас. Не было полей, фабрик и заводов, современных строений и техники, привычной нам одежды и обуви. Жизнь людей очень сильно зависела от окружающей среды.

Если охота была неудачной, люди оставались без пищи – голодали. Сильные морозы или засуха тоже грозили гибелью. Наши далёкие предки преклонялись перед силой природы, остро чувствовали свою зависимость от неё. Они брали у природы только самое необходимое для жизни. Но время не стоит на месте. Постепенно всё изменилось. У человека появились поля, фермы, заводы, уютные и тёплые дома, машины. Человеку стало казаться, что он уже не зависит от природы, что он сильнее её. Вооружённый техникой человек решил, что ему всё подвластно…

Но прошло время, и люди поняли, что это не так. Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а губят её. В результате деятельности человека на Земле возникли экологические проблемы.

Экологическая проблема – это опасное изменение в окружающей среде, возникшее в результате влияния человека или стихийных бедствий. Например, в последние годы значительное беспокойство вызывает проблема загрязнения Мирового океана.

Ещё в 1969 году знаменитый путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились в плавание на папирусной лодке «Ра». Их путь лежал через Атлантический океан.

Увиденное в океане поразило их. Хейердал писал: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут… До самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину». Со времени того путешествия прошло более сорока пяти лет, загрязнение океана не уменьшилось. Оно продолжает расти быстрыми темпами. Символами загрязнения океана можно считать мусорные острова. Существование большого мусорного участка в Тихом океане предсказывалось многими учёными, но его фактическое открытие произошло в 1997 году. История этого открытия принадлежит Чарльзу Муру.

В то время молодой человек, сын крупного бизнесмена, решил после сессии в Калифорнийском университете отдохнуть на Гавайских островах, а заодно опробовать в океане свою новую яхту. Путешествуя на яхте в Тихом океане, Чарльз заплыл на помойку. Он узнал океан таким, каким не мог себе представить даже в самых страшных снах. «В течение недели всякий раз, когда я выходил на палубу, мимо плыла сплошная масса какого-то пластикового хлама, – писал Мур в своей книге, – я не мог поверить своим глазам: как мы могли загадить такую огромную акваторию? По этой помойке мне пришлось плыть день за днём, и конца ей не было видно…»

Под впечатлением от увиденного Мур резко изменил свою жизнь. Он продал свои акции, а на вырученные деньги основал экологическую организацию, которая стала заниматься исследованием влияния человечества на экологию океана. Считается, что «Мусорный Остров» растёт примерно с середины двадцатого века. Точный размер его неизвестен. Но учёные предполагают, что площадь этого острова — более миллиона квадратных километров. Большую часть мусорного острова составляют пластиковые предметы. Учёные уве­рены, что такие мусор­ные острова есть во всех оке­а­нах. По их мнению, 80% мусора попа­дает в океан с мате­ри­ков, а 20% — с кораб­лей. Однако существование таких мусорных «островов» — это ещё не самое страшное. От загрязнения страдают живые существа, обитающие в океане.

Кроме того, пластик, как известно, не поддаётся разложению, однако с течением времени распадается на мелкие кусочки размером с планктон. Некоторые обитатели океана (в основном медузы и рыбы) начинают поедать их случайно или перепутав с планктоном. В итоге вся эта грязь попадает сначала в желудки рыбы и морских обитателей, а затем и в человеческие.

Угрожающие масштабы приобрело загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами. Каждый год в результате различных происшествий в мировой океан попадает огромное количество сырой нефти.

Попав в воду, нефть не смешивается с ней, а образует на поверхности нефтяное пятно, которое может расползтись на сотни морских миль. Нефтяные пятна наносят огромный вред морским птицам. Нефть пропитывает и склеивает их перья, делая невозможным полёт и ухудшая теплоизоляцию тела, что приводит к гибели от переохлаждения. Попытки чистить перья приводят к заглатыванию нефти и отравлению.

Загрязнение океана нефтью губительно сказывается и на других живых организмах.

И это ещё далеко не все источники загрязнения вод Мирового океана. Исчезновение тропических лесов – это тоже одна из экологических проблем. Ведь тропические леса выделяют в воздух особенно много кислорода. Именно эти леса называют «лёгкими» нашей планеты.

Истребление тропических лесов вызовет изменение климата на всей планете.

А ещё это приведёт к исчезновению различных видов флоры и фауны, а как известно, более 2/3 всех видов растений и животных, которые есть на Земле, обитает в тропических лесах. Многие виды уже находятся на грани исчезновения.

Ещё одна экологическая проблема – это проблема мусора. В любой семье ежедневно что-то выбрасывают: пищевые отходы, стеклянные и пластиковые бутылки, пустые упаковки, бумагу и много-много другого мусора. Оставляя в мусорном контейнере мешок, мало кто задумывается, куда же стекается этот огромный поток отходов. А ведь в год на каждого жителя крупного города приходится приблизительно тонна мусора!

И с каждым годом количество отходов постоянно увеличивается. Около крупных городов и промышленных предприятий скапливаются горы мусора, превращая окрестности в пустыни и свалки. Эти свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей. Вещества, которые образуются при разложении отходов, загрязняют атмосферный воздух. Дождевая вода вымывает ядовитые вещества, что приводит к загрязнению и заражению открытых водоёмов и грунтовых вод. Свалки — не лучший способ избавиться от мусора. По данным различных исследований, на то, чтобы разложился бумажный пакет нужен 1 месяц, а картону потребуется до одного года. Обыкновенная офисная бумага разлагается в среднем 2–3 года. На то, чтобы разложилась консервная банка, нужно до 10 лет, пластиковая бутылка – до двухсот лет, а вот алюминиевой банке потребуется около 500 лет. Стекло распадается дольше любых других бытовых отходов — более 1000 лет!

Поэтому сегодня много внимания уделяют проблеме переработки мусора и вторичного использования. Это позволит не только решить экологическую проблему, но и даст возможность сэкономить сырьевые ресурсы нашей планеты.

Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Для её решения необходимо широкое международное сотрудничество.

Чтобы сообща бороться за спасение природы, государства заключают различные международные соглашения. Одно из таких соглашений – Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений. Этот документ защищает от истребления и массового вывоза в разные страны многих животных Азии, Африки и Южной Америки. Например, красивых птиц, обезьян, черепах, редких насекомых. Он также защищает слонов, леопардов, крокодилов, носорогов и других животных, которых уничтожают ради бивней, рогов, шкур.

В мире созданы различные международные организации, которые служат делу охраны природы. Одна из них – Всемирный фонд дикой природы (World Wildlife Fund WWF). Официальным символом этой организации является большая панда – одно из самых редких животных мира.

Широкую известность во всём мире имеет и другая международная экологическая организация – Гринпис (GREENPEACE). Название организации в переводе с английского языка означает «зелёный мир». Отделения этой организации открыты во многих странах мира. Гринпис активно борется против загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит международные кампании в защиту лесов, океана, рыбных запасов, редких видов растений и животных.

Ежегодно человечество отмечает международные экологические дни. В данной таблице лишь некоторые из них. Цель этих праздников – помочь людям осознать, как важно охранять природу.

А сейчас подведём итог. Мир – это неразрывное единство живой и неживой природы, природы и человека. В результате деятельности человека на Земле возникли экологические проблемы. Поэтому каждый человек должен стать хотя бы немного экологом и поучаствовать в решении этих проблем, ведь от этого зависит будущее нашей планеты.

Описание окружающего мира глазами эколога

Наука о Доме – так переводится обсуждаемая дисциплина с греческого языка. Направление в естествознании относится к ряду молодых наук. Изначальный мир глазами эколога – деление живности на категории ботанической географии, рожденной в XVIII столетии. Обсуждаемая отрасль обязана обозначенной науке понятиями.

Что такое экология?

Результатом деятельности развитых держав по завоеванию колоний (а попутно хозяйственного освоения далеких земель) стали глобальные знания. Европа получила представление о флоре и фауне теперь всей планеты. Ученым осталось систематизировать накопленный материал, выяснив пищевую цепь (систему взаимоотношений разных форм жизни между собой). Это длилось 300 лет. Удачную попытку сделал в 18 веке К. Линней. Дело продолжил Ч. Дарвин.

Закончил выводить представление о биоценозе (видах природных царств и взаимоотношениях внутри них почв, растений и зверей) тот, кто и основал экологию – Эрнст Геккель. В его системе лежит взаимодействие внутри живой природы и одновременно связи биологического мира с неживой натурой (она тоже является сферой Земли). Таким образом, термин «экология» известен нам с 1866 г. (времени выхода трактата «Общая морфология организмов»). Человечество поняло: оно часть определенной цепи, где важны все.

Изучая деятельность экологических активистов, мы думаем, что вся экология – наука о проблемах планеты. На самом деле горизонт ее познания гораздо шире – читайте далее.

Смотреть на мир глазами эколога позволяет предмет «окружающий мир», 4 класс. Из представленных тут сведений понятно: научное направление занято всеми аспектами жизни организмов во взаимодействии с окружающей их средой. Без отрыва от нее! Если хоть один элемент биоценоза (группы объектов упомянутого взаимодействия, к которым относится даже виды климатов) исчезнет? Тогда существование иных элементов тоже под угрозой.

Поэтому внутри экологии есть область практического применения, занимающаяся определением проблем в балансе природных сил. Она связана как с опасными естественными явлениями, так и антропологическим (касающимся деятельности человека) воздействием на среду.

Основные экологические проблемы и способы их решения

В 1-й половине прошлого столетия человечеству удалось выявить все факторы опасности.

Загрязнение мирового океана

Вред водным ресурсам рождают сразу несколько феноменов. Лишь одно является природным (сверхнормативное распространение определенных бактерий в воде, приводящее к цветению прибрежных вод океана). Все остальные – антропологические. Это:

разлив нефти (при ее аварийной транспортировке);

попадание на водную гладь нефтепродуктов (из двигателей внутреннего сгорания судов);

слив химикатов по трубопроводам предприятий;

радиоактивное заражение (аварии на прибрежных АЭС и атомных лодках);

тепловая агрессия (ТЭЦ выводят отработанную, значит, перегретую воду в реки и моря);

мусорный трафик (попадает как с берега, так и с судов).

Последствия, создающиеся перечисленными факторами – нарушение условий проживания организмов (изменение их привычной среды). Речь о чужеродных микроорганизмах, повышении температуры, слишком быстрой эволюции химического состава и ионной оболочки.

Вырубка лесов

Каждая разновидность древостоя – элемент уже знакомого нам понятия «биоценоз». Исчезновение «зеленого брата» постепенно приведет к потере какого-либо «меньшего брата» (дикой птицы, животного, представителя флоры и фауны, тесно связанных с куском леса). Исчезновение хоть одного «винтика» биологического сообщества запускает необратимый процесс. Всего одно вырубленное дерево – признак грядущей пустыни. Не останется даже почвы, так как ее образование тоже связано с растениями и животными. Будет только песок или камни.

На данный момент реальная опасность вымирания грозит хвойным массивам Русского Севера, тайге Сибири, смешанным чащам Дальнего Востока и северо-востока Китая, тропическим лиственным и мелколиственным дебрям Амазонской сельвы (Бразилия) и Мексики.

Проблема мусора

Отходы заполонили все уголки Земли. Исключение составляют полюса, где мы не живем. Если органический мусор со временем разлагается, то изделия из полимерных материалов (полиэтилен, целлофан, пластик) перерабатываются окружающей средой до 500 лет. Почва или вода насыщается фенолами. А их неспособны потреблять не растения, ни животные. Это яды.

В финале обзора стоит заметить, что, постоянно работая в содружестве, все разделы экологии помогают найти ответ на вопрос «Как спасти нашу планету?». Известны люди внедряющие методы практических отраслей. К таковым относятся активисты организаций, подобных Greenpeace.

Мир глазами эколога

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1016.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1016.

Человек самым тесным образом связан с окружающей природой. Наша планета очень щедрая: она дарит нам тепло, кров, пропитание, однако в результате неразумной человеческой деятельности она начала сильно страдать. Чтоб понять, какая опасность угрожает земному шару, рассмотрим мир глазами эколога.

Что такое экология

Слово «экология» в переводе с греческого означает “наука о доме”. Экология – это наука, которая изучает взаимоотношения между человеком, флорой и фауной, а также влияние человеческой деятельности на окружающую среду.

В далекие времена наши предки полностью зависели от милости природы. Длительная засуха или лесной пожар означали голод и даже смерть. Поэтому древние люди обожествляли природу и не смели наносить ей какой-то ущерб.

Однако время неумолимо шло вперед, и человек, почувствовав себя венцом природы, решил покорить ее. Он начал строить машины, фабрики, заводы, освоил космос и глубины Мирового океана.

Рис. 1. Промышленные предприятия.

Но такая активная деятельность привела к серьезным изменениям в природе:

которые читают вместе с этой

  • загрязнение вод Мирового океана;
  • загрязнение атмосферы;
  • вырубка лесов;
  • вымирание многих видов животных и растений.

Загрязнение Мирового океана

Океан все больше становится похож на выгребную яму, куда человек выбрасывает огромное количество различных промышленных отходов, нефть и нефтепродукты, твердый мусор, ядовитые вещества. Особую опасность представляют радиоактивные отходы.

В результате загрязнения океанических вод страдает местная флора и фауна:

  • от нефтяных пятен гибнут мальки и морские птицы, нарушается газообмен;
  • полиэтиленовая пленка приводит к гибели китов;
  • ядовитые вещества, накапливаясь в теле рыб, морских животных и птиц, приводят к развитию заболеваний у людей.

Основная причина загрязнения Мирового океана – выбросы промышленных предприятий на суше. Для снижения количества выбросов необходимо устанавливать мощные очистительные сооружения, внедрять замкнутое производство, при котором все отходы перерабатываются и не выбрасываются.

Для очищения океанических вод от нефтепродуктов разработаны специальные суда, которые, словно губка, всасывают нефтяные пятна, собирают пластик и другой твердый мусор.

Вырубка лесов

Зеленые растения – наши верные друзья, которые поглощают углекислый газ и выделяют ценный кислород. Они являются важнейшей частью в цепи питания, и их вырубка ведет к необратимым последствиям:

  • уменьшение кислорода в атмосфере;
  • ухудшение состава почвы, снижение ее плодородия;
  • исчезновение растений и животных.

Тропические леса – это уникальная экосистема, которую сравнивают с легкими нашей планеты. Они принимают самое активное участие в газообмене на земном шаре. В настоящее время человек уничтожил уже более половины ценных лесных массивов и продолжает их беспощадно вырубать.

Если человечество не осознает, насколько губительна его деятельность по отношению к природе и не изменит своего варварского поведения, то в скором времени не избежать глобальной экологической катастрофы.

Что мы узнали?

При изучении темы «Окружающий мир глазами эколога» по программе 4 класса мы выяснили, что представляет собой наука экология и что она изучает. Мы узнали, каковы самые главные экологические проблемы на Земле, и что нужно делать, чтобы уберечь нашу планету от разрушения.

Урок окружающего мира в 4 классе на тему “Мир глазами эколога”
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок окружающего мира на тему “Мир глазами эколога” в 4 классе с презентацией по УМК “Школа России”

Скачать:

ВложениеРазмер
сценарий урока40.16 КБ
презентация2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

Тема: «Мир глазами эколога»

Тип урока : «открытие новых знаний»

Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе.

  • Образовательные: ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе ;познакомить учащихся с системой экологических знаний;формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;
  • Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.
  • Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.
  • развиваем умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме и совместно договариваться о правилах общения и поведения.
  • развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; формируем умение представлять информацию в виде схемы, выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные УУД: развиваем умения высказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение работать по алгоритму, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Методы и методические приёмы: метод постановки проблемы, побуждающий от проблемной ситуации диалог, метод поиска решения, подводящий к знанию диалог, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

  1. Этап мотивации к учебной деятельности (2 мин.)
  2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (3 мин.)
  3. Совместное открытие знания (20 мин.)
  4. Физкультминутка (2 мин.)
  5. Применение нового знания (13 мин.)
  6. Рефлексия учебной деятельности (5 мин.)

I. Мотивация к учебной деятельности

– Здравствуйте, дети! Сегодня урок окружающего мира буду вести я. Меня зовут Ж.С. Вместе со мной вас приветствует солнышко, и желает всем вам успехов, здоровья. Солнышко улыбается , и мы улыбнемся, подарим друг другу улыбки.

– Что пригодится нам для успешной работы на уроке?

– НАШИ ЗНАНИЯ, УМЕНИЕ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ, ПОМОЩЬ ДРУГ ДРУГУ, УМЕНИЕ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ

ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

– В настоящее время мы хорошо знаем, как жили первобытные люди, чем занимались, и как они умели работать вместе, помогали друг другу, познавали мир.

– Кто рассказал нам об этом?

– Какая наука занимается изучением первобытного человека?

– Как вы думаете, первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры?

– С какого события отсчет времени идет в нашей эре?

О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события).

(Первобытные люди жили до нашей эры).

(Отсчет времени в нашей эре идёт от Рождества Христова).

Ссылка на основную публикацию