Краткая история Средних веков – как зарождалась европейская цивилизация

Формирование средневековой цивилизации

Средневековая цивилизация Запада.

Даты начала и конца средневековья достаточно условны. Этот период начинается в конце V столетия и заканчивается где-то в середине XV века.

Гипотетически новую эпоху ознаменовало свержение варваром Одоакром последнего императора Рима. Закат её одними учёными привязывается к 1453 году, когда под натиском османских полчищ пал Константинополь. Другие историки считают, что Великие географические открытия стали началом следующего периода в развитии европейской цивилизации.

Синтез античных и варварских традиций с зарождающимися христианскими взглядами стал основой формирования общества новой экономической формации.

Традиционные взгляды на средневековье.

Время достаточно сложное и противоречивое и сегодня разными учёными трактуется порой диаметрально противоположно.

В любом случае бесспорно то, что это качественно иная, абсолютно новая ступень формирования западной цивилизации. Её характеризует особое напряжение духовных сил человечества на пути прогресса и процветания.

Этапы формирования средневековой Европы.

Первый этап был спровоцирован нашествием варваров на Великий Рим. Империя гибла, а её развалины становились первоначальным наброском Европы.

Затем VIII–X века, особенно время правления Карла Великого, Людовика Великолепного, когда образуется каролингский этап. Это неудавшаяся Европа, но свой след в формировании средневековья она оставила.

Накануне своего тысячелетия европейская цивилизация начинает обретать черты реальности.

XI–XII века запечатлели рождение феодальной Европы.

XIII столетие отметилось формированием «прекрасной Европы» с большими городами, первыми университетами, схоластическими науками и готическими соборами.

Обрушившиеся на формирующуюся цивилизацию Запада катаклизмы XIV–XV веков грозят разрушением, но всё-таки щадят эти протоевропейские конструкции. Чёрная оспа, почти общеевропейская война между Англией и Францией. Утрата церковью своей руководящей роли после Филиппа IV Красивого в борьбе с папой и тамплиерами. Все эти события как бы предваряют приход нового века – эпохи Возрождения

Ведущая роль церкви в развитии европейской цивилизации.

Следует отметить особую роль христианства, которое возглавило социальные и культурные изменения общества. Церковь повела за собой народы, которые после распада Римской империи могли погрузиться в хаос и тьму . Она была единственным социальным институтом той поры, который смог нарисовать стройную картину будущего мира и повести к ней все племена и народности Европы.

Христианство предложило средневековому человеку всеобъемлющий комплекс теософских знаний о мире и самом человеке, обусловив развитие целостной мировоззренческой культуры, объединившей европейцев. Вера в Бога, идеи милосердия, всепрощения, неприятие стяжательства и наживы, другие христианские ценности стали основой рождения человека новой средневековой формации, создания новой общности людей, объединённой не только территориально, но и духовно.

Иерархическая структура церкви стала образцом для создания новых государственных образований, возникающих на развалинах Римской империи.

Христианство выступило объединяющим началом и обусловило формирование новой средневековой формации взамен уходящих отношений античности. В отношениях феодальной раздробленности, политической немощи новообразованных государств, бесконечных междоусобиц, непрекращающихся войн церковь стала связующим звеном. Христианская вера создала нерушимый духовный конгломерат народов Европы, образовав единую вероисповедальную общность.

Средневековая цивилизация Востока.


Понимание Востока и исторических процессов, формировавших в средние века этот регион, невозможно без отказа признавать западный путь развития единственно верным. В противоположность Западному пути развития под влиянием объективных условий был предопределено иное направление движения общества. Буфер из славянских племён, защищавший на протяжении веков Европу от набегов безжалостных кочевых племён, не спасал восточные страны. История Китая, Турции, Ирана и других государств полна трагических страниц борьбы с кочевыми племенами. Земледельческие страны подвергались нашествию сотен тысяч захватчиков, периодически порабощавших эти территории. Ключ к правильному осмыслению своеобразия Востока лежит в глубоком знании исторических событий Средневековья.

Основные причины формирования восточной цивилизации.

Географические границы Средневекового Востока начинаются в Северной Африке, затем объединяют непосредственно Ближний и Средний Восток, всю Центральную и Среднюю Азию, территорию Юго-Восточной Азии с Индией включительно. Замыкает эти рубежи Дальний Восток.

Что спровоцировало процесс перехода к Средневековью стран восточной части евразийского континента:

Во-первых, это распад Римской империи, на обломках которой, Восток, как и Запад, столкнулся с необходимостью строительства новой жизни в иных условиях.

Во-вторых, появление на исторической сцене новых народов, стремящихся к власти. Турки-сельджуки, кочевники-монголы сыграли значительную роль в своеобразии формирования цивилизации восточного региона. Значительную роль в написании исторических страниц восточного средневековья сыграл и арабский халифат, поглощённый впоследствии Османской империей. Он дал восточной цивилизации могущественную религию – ислам.

В-третьих, огромное значение, по аналогии с христианством, имело возникновение новых религий и возникших на их основе цивилизаций.

Своеобразие восточной цивилизации.

Важнейшим фактором, обусловившим своеобразие формирования восточной цивилизации, стал ряд причин, которые обошли стороной Европу:

  • Отсутствие возможности скрупулёзно формировать социальные и политические институты власти, развивать общественные структуры с дальнейшей их трансформацией в общеевропейскую цивилизацию.
  • Варварские племена в пограничных районах заставляли быть в постоянной готовности отражения возможной агрессии. В таких условиях было не до формирования гражданского общества с частной собственностью, свободой взглядов и другими демократическими правами.
  • Безжалостная борьба за выживание целых этносов требовала жесточайшего деспотизма власти, чтобы обеспечить беспрекословное подчинение в условиях военных действий.
  • Восток, в отличие от Европы, не стал единым целым: огромная пропасть размежевала племена кочевников и оседлые культуры. Индия, Китай, чуть позже Япония и Арабский халифат формировали свои цивилизации разными путями, имели непохожие религии. Этнос каждой восточной страны жил отличался своим миросозерцанием, этикой и обычаями, официальной идеологией и государственностью.

Ошибочность сравнительной трактовки Востока и Запада.

Восприятие восточной цивилизации как лишённой прогресса, застывшей в развитии формации глубоко ошибочно. Вспомните кадры из фильма «Белое солнце пустыни», когда почтенные старцы неподвижно сидят, а их больной сородич головой лежит на ящике с дымящимся динамитом. Жизнь как бы застыла, не смотря на угрожающую ей опасность. Такое клише в понимании Востока прочно укоренилось в сознании. На сколько это неверно, говорят многие факты. Восток того времени для европейского человека был синонимом богатства, оазисом изысканной роскоши и утончённых вкусов. Уровень жизни восточного жителя был несравнимо выше условий существования западного обывателя. Европейские города численностью населения не могли и близко сравниться с восточными. Уже в те века население некоторых китайских городов достигало полумиллиона человека, а в арабском халифате эта цифра была несколько ниже (300-400 тысяч), но всё равно европейские города не дотягивали и до этих показателей. Так в самых крупных городских поселениях показатели численности были в пределах сотни тысяч.
Восток успешно развивал и ремесла, продавая европейцам шелка и пряности, фарфор и оружие. Порох и многие другие изобретения были ещё долго недоступны Европе, считающей себя передовой и цивилизованной.
Между тем условия жизни всё-таки были очень трудные, поскольку шла непрерывная борьба с кочевыми племенами. Постоянно перечерчивалась политическая карта, рушились одни империи, а на их развалинах возникали новые. И если Европа к началу XII века эти опасности изжила, то восточная цивилизация ещё очень долго воевала с кочевниками.

В истории обеих цивилизаций достаточно много общих моментов, но с периода средних веков каждая начинает идти своим путём. Это обстоятельство, осложнённое многими объективными факторами, предопределило возникновение различий между двумя цивилизациями. Восток и Запад, возникшие из осколков Римской империи, сегодня представляют совершенно разные общественные формации.

Средневековье — зарождение европейской цивилизации

Средние века — важная веха в истории человечества. От падения Рима до эпохи Возрождения мир получил массу удивительных явлений.

Отправной точкой в знакомстве с этой исторической эпохой будет, конечно же, история появления термина «Средние века» и его значение. Средневековый мир обособлен в силу специфики восприятия человеком более поздних эпох. Между Античностью и Новым временем образовалась некая лакуна. Естественно, эта пропасть очень условна. В какой-то степени она была сродни перезагрузке отдельных характеристик предыдущей эпохи и взрастила ряд поворотных явлений, которые оказали влияние на новый этап развития человечества.

Человек, находившийся внутри Средневековья, средневековым себя не называл и не осознавал. Он скорее являлся элементом единого христианского мира, который уже к 11−12 векам обрёл вполне осязаемые контуры. В этом мире всё исчерпывалось христианской доктриной и учением церкви. [Сборник: Пять чувств Средневековья]

Если мы обратимся к Библии, то увидим, что там есть сведения о прошлом, настоящем и будущем. Грехопадение, допотопная и постпотопная история, четыре монархии, последняя из которых, Римская империя, просуществует до конца века. Далее — светопреставление. Поэтому средневековый человек, который постиг библейское учение, не воспринимал проблему прошлого и будущего: всё было предрешено. Эта проблема появится лишь тогда, когда люди в отдельных регионах Западной Европы начнут задумываться о том, где они живут.

Сандро Боттичелли «Весна». Источник: pinterest.com

Словосочетание «Средний век» впервые возникло в Италии: оно вышло из-под пера итальянских гуманистов. Итальянское Возрождение породило понятие «Средневековье». Гуманисты полагали, что идеал людской жизни и светлое будущее наступят только тогда, когда они обратятся к античному прошлому. Именно Франческо Петрарка ввёл первое определение «maedii aevi» — Средние века. Столпы Возрождения видели в Средних веках очень печальный отрезок времени, мрачный тоннель, который отделял золотое прошлое от золотого будущего. Будто райская птица залетела в это тёмное пространство, ищет свет в конце тоннеля, бьётся о стены готического собора и попадает, наконец, в золотую эпоху Возрождения. Интеллектуальная элита Ренессанса считала Средние века временем господства мракобесия, забвения, Вульгаты, ограниченности. Иными словами, чёрная полоса в истории человечества. [Сборник: Ренессанс]

В начале 16-го столетия в Европе началась Реформация: единому христианскому миру настал конец. Лютер полагал, что предыдущие столетия, в которых господствовала старая церковь, — время, в котором так и не раскрылась божественная сущность для человека. Средневековая церковь превратилась в тирана и отошла от старых заповедей и устоев. Критический взгляд на Средние века сохранился. Однако уже во второй половине 17-го века появились первые ростки осознания предыдущей эпохи. Немецкий историописец Кристиан Цемадрий издал пособие по истории, в котором Средним векам отводилась тысяча лет: от падения Рима в 476 году до падения «второго Рима», Константинополя, в 1453 году. [Сборник: Реформация]

В эпоху Просвещения Средние века также не жаловали, но уже видели отдельные корни нового мироощущения в сюжетах из истории европейского Средневековья. Сочинения Вольтера подчёркивали ужасы и социальную несправедливость тёмного для Европы времени. Французская революция и Наполеоновские войны старательно рыли могилы Средневековью, предавая забвению и документы эпохи, и отдельные изобретения времени.

Но вместе с тем эпоха Романтизма в 19-м столетии обращает внимание на Средневековье. Псевдоготика, музыка, эпос, романы — всем этим романтики пытались реабилитировать «тёмную» эпоху. В 20-м столетии Средние века уже выделяют как особый период в развитии человечества, рассматривая отдельные детали. Средневековье становится модным не только в среде учёных, но и в массовой культуре.

Раннее Средневековье

Западная Римская империя уже в 4-м столетии терпела ряд серьёзных внутренних и внешних потрясений. Рим был совершенно не тот, что раньше: кризисы, интриги, мигранты-варвары, в которых империя хоть и нуждалась, но совершенно не была готова к такому потоку новой силы. Рубеж 4−5 столетий станет настоящей проверкой на прочность, казалось бы, незыблемого государства. 9 августа 378 года военная машина Рима терпит сокрушительное поражение от готов на полях Адрианополя. 410 год развеет миф величия Вечного города: его займут ватаги вестготов Аллариха. Через 45 лет вандалы под предводительством своего вождя Гейзериха вновь чудовищно разграбили Рим. [Сборник: Падение Рима]

До и после судьбоносной даты падения Западной Римской империи в 476 году (эту дату средневековые европейцы не помнили и не знали) на её территории возникает ряд варварских королевств, которые заняли отдельные провинции и восприняли политическую культуру величайшей цивилизации Античности. Вестготы осели сперва в районе Тулузы в 418 году, а после перебрались на Пиренейский полуостров; вандалы заняли Северную Африку в 430 году, Аттила продолжил натиск на Рим; англы, саксы и юты вторглись на Британские острова, а франки к 486 году окончательно закрепились в Галлии. [Сборник: Варвары]

Остготы захватили в конце 5-го века Италию, но уже в 6-м столетии они стали жертвой завоеваний лангобардов. Великое переселение народов сильно изменило карту Европы. Новые варварские королевства перенимали традиции управления и сам образ власти Рима, наивно полагая, что являются наследниками его величия (Хлодвиг принял титул военного магистра, а короля остготов Теодориха считали принцепсом). Варвары христианизировались: в Европе появились первые монастырские обители, короли внимательно следили за деятельностью церкви и пытались заново отстроить ранее работавшие механизмы общественной жизни.

Юстиниан Великий. Источник: pinterest.com

Однако на Востоке по-прежнему оставалась часть империи — Византия. Она выстояла под ударами гуннов и персов, а также смогла стать самой передовой державой Средневековья. В 6-м веке при императоре Юстиниане Великом Восточная Римская империя начала реконкисту — возвращение своих провинций, захваченных варварами. Византийская армия высадилась в Северной Африке, Испании и Италии: земли были отвоёваны, однако цена такой стремительной внешней политики была слишком высокой. Внутренние кризисы, иконоборчество и враг у границ истощали империю, но долгое время этот причудливый оплот греко-римской цивилизации был примером для всей Европы. [Сборник: Византия]

В 7-м веке результатом брожения на Аравийском полуострове стало появление на Ближнем Востоке и в Африке арабских завоевателей, вдохновлённых проповедями пророка Мухаммеда. Под предводительством четырёх праведных халифов началось крупномасштабное завоевание территорий: сасанидский Иран был покорен, Византия еле сдерживала натиск, а королевство вестготов с центром в Толедо в 711 году пало под ударами арабов. [Сборник: Арабские завоевания]

Европа впервые столкнулась с новой верой — исламом. Остановили это стремительное движение смуты внутри халифата и проворные франки, которые в 732 году при Пуатье во главе с майордомом Карлом Мартеллом сдержали напор арабов. Так или иначе, арабская культура и ислам в значительной мере повлияли на средневековую Европу, обогатив её культуру.

Во Франкском королевстве, которое издавна считалось защитником апостольского престола, потомки майордома Карла Мартелла в 753 году сменили на престоле династию Меровингов. Сын Пипина Короткого Карл Великий воплотил в жизнь главную идею Средневековья — возрождение величия Римской империи (Renovatio imperii Romanorum). В 774 году он завоевал королевство Лангобардов, начал кровопролитную войну с язычниками-саксами, в 782 году подчинил Баварию, воевал против арабов и славян, разгромил Аварский каганат в 797 году. Активное расширение границ христианского мира, объединение Европы под одной короной, возрождение культуры создали все предпосылки для создания империи. В рождество 800 года Карл Великий стал императором: у Византии появился достойный противник на Западе.

Карл Великий. Источник: pinterest.com

Однако 9-й век оказался для Европы совсем не простым временем: вторжение мадьяров и грабительские походы викингов доставили немало хлопот христианскому миру. Империя Карла при его потомках уже была не так сильна. В 843 году под Верденом внуки «отца объединённой Европы» разделили империю на три части, дав таким образом жизнь современной Франции, Италии и Германии.

Раннесредневековые правители так или иначе обращали внимание на задел, оставленный в истории Карлом Великим. В 962 году представитель саксонской знати Восточно-франкского королевства, сын первого короля Германии Генриха Птицелова Оттон получил императорскую корону от римского понтифика.

Во многом этот удачливый полководец и харизматичный лидер повторил успехи своего венценосного предшественника: разобрался с внутренними смутами в королевстве, обуздал мадьяр на реке Лех в 955 году, продолжил христианизацию отдалённых уголков Европы. На карте образовалась Священная Римская империя, которая просуществует до 1806 года. [Сборник: Священная Римская империя]

Высокое Средневековье

К середине 11-го столетия произошёл ряд серьёзных сдвигов и изменений — нормандское завоевание Англии в 1066 году стало концом эпохи викингов, великая схизма 1054 года разделила христианство на две конфессии, авторитет церкви заметно вырос, и папская власть вступила в борьбу с властью светской (изначально с императором Священной Римской империи). В христианском мире стало тесно: вассалы бились с сеньорами за землю, начали расти города, но при этом болезни и неурожаи доставляли массу проблем простому населению.

Для накопившейся энергии был найден выход: сперва Клюнийская реформа церкви, которая подталкивала к подвижничеству, а после уже и вторжение турок-сельджуков и мольбы о помощи византийского императора Алексея I Комнина. На церковном соборе во французском Клермоне 1095 года папа Урбан II произнёс поистине судьбоносную речь: христиане должны освободить Святую землю от неверных. Так начались крестовые походы — экспансия на Восток, которая оказала огромное влияние на уклад жизни в Европе. [Сборник: Крестовые походы]

Появление университетов, бурный рост городов и возникновение городских корпораций, становление средневековой архитектуры, литературы и музыки, а также оформление таких явлений, как рыцарство и военно-монашеские ордены — именно это характеризовало «зрелое» Средневековье. Типичное понимание современным человеком Средневековья так или иначе связанно с временным промежутком между 12-м и 14-м веками.

Однако нельзя не обратить внимание на драматичные явления эпохи: непрекращающиеся войны, появление церковного суда — инквизиции, эпидемия чумы и нашествие с Востока монгольских завоевателей. [Сборник: Инквизиция]

Осень Средневековья

Пожалуй, одним из самых значимых серьёзных конфликтов средневековой Европы была Столетняя война. Кровавое столкновение Англии и Франции, продолжавшееся с 1337 по 1453 год, вызвали династические споры: короны Плантагенетов и Капетингов были неразрывно связаны. Английский монарх имел вассалов во Франции, и между подданными двух королей происходили постоянные конфликты. Также Эдуард III был одним из реальных претендентов на французский трон, но, согласно Саллической правде, наследовать престол могли лишь родственники по мужской линии, коими являлись представители династии Валуа. На полях Столетней войны сложили свои головы ярчайшие представители европейского рыцарства. Это столкновение стало полигоном для испытания новых тактик боя и видов вооружений.

Битва при Азенкуре. Источник: pinterest.com

На фоне военных действий проходили серьёзные социальные и демографические катаклизмы: набирала обороты эпидемия чумы, жакерия во Франции 1358 года и восстание Уота Талера 1381 года в Англии. Совершенно разные и драматичные периоды столкновения Франции и Англии подарили миру легендарных личностей. Это Бертран Дюгеклен, Жанна д’Арк, Чёрный принц, Генрих V и многие другие. Несмотря на военные успехи англичан и захват Парижа, армия французского монарха сумела постепенно отвоевать захваченные территории. Конфликт подошёл к концу, когда за англичанами во Франции оставался единственный порт Кале. Два государства вступили в фазу централизации. Англия погрузилась в войну Алой и Белой розы, а французский король Людовик XI вступил в схватку с одним из могущественных соперников объединения — бургундским герцогом Карлом Смелым. [Сборник: Столетняя война]

Помимо бурления внутри Западной и Восточной Европы, с Востока к европейским границам во второй половине 14-го века подбирались турки-османы, которых использовала в своих внешнеполитических играх слабеющая Византия. В 1389 году на Косовом поле османы одержали победу над войском балканских князей и тем самым узаконили своё право на владение этим регионом. Венгрия и Священная Римская империя фактически сразу отреагировали на появление у своих границ мусульманских завоевателей: на рубеже 14−15 веков европейским крестоносцам так и не удалось сдержать османов на Балканах.

Султаны грезили о захвате Константинополя и византийских владений, но османам постоянно что-то мешало: то в 1402 году под Анкарой турецкие войска разбил Тамерлан, то преградой становился очередной крестовый поход из Европы и попытка объединения Византии с католическим Западом. Но 29 мая 1453 года Византийской империи не стало: султан Мехмед II штурмом взял Константинополь. [Сборник: Падение Константинополя]

Именно с этим событием часто связывают финал эпохи Средних веков. Однако конечная точка всё равно не до конца осязаема, ведь множество явлений и институтов общественной жизни сохранились вплоть до Первой мировой войны. Ряд французских историков вполне справедливо поддерживают концепцию «долгого Средневековья». Но, безусловно, такие явления, как Великие географические открытия, книгопечатание, Ренессанс и Реформация возвестили о наступлении иных времён.

Краткая история Средних веков – как зарождалась европейская цивилизация

Цивилизация возникла 16 в. назад.
Цивилизация остановилась 5 в. назад.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

С редневековьем считается период от распада Римской империи (конец V века) до возникновения протестантизма (начало XVI века).

В ремя существования европейской средневековой цивилизации считают от XI века до XIII века.

В пространственном отношении центром средневекового запада является территория Италии, Франции, Германии и Англии. Но даже на этой территории не все процессы проходили одновременно и равномерно. Например, Италия в культурном и социальном развитии опережала остальные территории примерно на два века. Зато в плане государственного объединения Италия и Германия отстали настолько, что стали едиными государствами только в XIX веке.

В округ этого ядра средневековой Европы находится периферия: Балканский Полуостров, Польша, Скандинавия, Ирландия и др. Здесь характерные для средневековья процессы шли с запозданием и часто совсем по другому.

Н апример, Балканы все это время находились под действием иной, Византийской цивилизации, а Скандинавия стала христианской только в XII – XIII веке.

Н аконец, часть географической Европы вообще не может быть отнесена к той же цивилизации, что и вышеуказанное ядро. На Востоке это самобытная Византийская цивилизация и Киевская, а затем Московская Русь. На западе это южная Испания, которая большую часть этого периода принадлежала к арабской цивилизации.

С ельское хозяйство было основой жизни любой страны или княжества. Любой регион мог обеспечить себя всем необходимым, и это не изменилось даже к концу средних веков с развитием торговли: разделение труда не заходило слишком далеко.

П ри несовершенстве техники единственным способом увеличить урожай было расширение запашки. Территории для этого было сколько угодно, но не хватало людских ресурсов. Таким образом, рост населения и рост запашки должны были идти параллельно. Низкая урожайность делала крестьян очень зависимыми от погоды. Два неурожая подряд означали голод и смерть. Это сдерживало развитие сельского хозяйства.

И сключения составляли только крестьяне-монахи, у которых был дополнительный доход в виде подношений монастырю. Впрочем, в голод монастырские запасы часто распределялись между населением округи.

Р емесло развивалось еще в эпоху упадка городов, в основном текстильное. Города сильно развили его, образовались специальные цехи чесальщиков, красильщиков, валяльщиков и т.д. Долго оно оставалось основным в городе, а текстиль – основным предметом торговли.

С началом высокого Средневековья произошел взрыв разнообразных специальностей: сначала металлургических и каменных дел, стекольных, а затем и всяких других, вплоть до цеха аптекарей. Ремесло определяло и социальный статус человека: город делился на цеха.

В ажным стимулятором развития ремесла была церковь. От нее исходили заказы на наиболее сложные и совершенные изделия. Они и оплачивались лучше других.

Ф инансовый капитал существовал с глубокой древности у ростовщиков и менял. Церковь сурово критиковала эти занятия, а иногда и конкурировала с ними, предоставляя ссуды. Однако, несмотря на осуждение, услугами ростовщиков пользовались почти все, включая королей, которые брали займы на свои походы, чтобы расплатиться из добычи.

Н астоящий финансовый капитал долго не появлялся из-за ограниченности прибавочного продукта и дефицита звонкой монеты. Первые банкирские дома появились в XIII веке в Италии. Они сразу стали мощным стимулятором экономического и социального развития: все, куда вкладывался капитал, – ремесло, торговля, земледелие – получало как бы новый импульс. Но и религиозные нападки на банкиров усилились: они представляли собой как бы воплощенный грех алчности.

Ф инансовый капитал был главным двигателем международной торговли и вообще международных связей: банкиры разных стран по простой записке передавали друг другу огромные деньги. Была создана система кредита. На средства банкиров снаряжалась большая часть морских экспедиций, включая и знаменитые экспедиции эпохи Великих географических открытий (конец XV – XVI век). Можно сказать, что финансовый капитал был главным тараном, взломавшим изнутри прочный панцирь Средневековья.

С троительство велось даже в самые нищие века. Но «бытовое строительство» вплоть до самого высокого Средневековья было исключительно деревянным. Даже замки иногда строились из дерева.

В о все эпохи строили каменные соборы, каменные монастыри, каменные замки. А с развитием городов все вообще в них стало каменным, так что город позднего Средневековья – это «каменные джунгли». Строительство, а особенно архитектура всегда были элитной профессией. Знаменитые архитекторы были почти аристократами. Строительные рабочие были «аристократами среди народа», по крайней мере по оплате. За счет этого строительство всегда выступало как двигатель прогресса. Другая его важная роль – оно стимулировало накопление капитала. На обновление деревянной церкви в камне настоятель мог копить десятилетиями. На новый собор город или монастырь мог копить веками.

О бщенациональное государство, которое представлял король. Княжество, провинцию, территорию представлял местный сеньор. В те времена нации в современном смысле этого слова не существовало: провансальцы отнюдь не считали себя такими же французами, как парижане, а флорентийцы с негодованием отвергли бы всякое сравнение с миланцами. Чем же было понятие «Франция» или «Италия», и зачем вообще оно нужно было людям, живущим в замкнутом мирке, который сам себя всем обеспечивал? Ответ достаточно неожиданный: почти во все Средневековье государство – это общность не социальная и экономическая, и даже не столько политическая, как культурно – историческая. В нем жила память о Римской империи как об идеальном общественном устройстве.

Ц ерковь также всемерно поддерживала понятие «христианского государства»: государи были для нее светским отображением божественной власти (хотя, конечно и менее совершенным, чем отображение церковное). Лояльность к государству и лояльность к местному сеньору могли буквально тянуть человека в противоположные стороны.

С ветская власть. В тёмные века власть церкви была суровой необходимостью. С укреплением феодальных сеньоров они Светская власть стала оспаривать эту власть: сначала у местных епископов, а затем – короли у папы. Н этой почве произошли самые острые конфликты Средних веков. Например, трехдневное стояние германского императора Генриха на коленях перед папским замком в Каноссе, и наоборот, семидесятилетнее «пленение пап» в Авиньоне под властью французского короля.

С тандартная проблема выбора средневекового человека – кому подчиняться – в этих случаях стояла особенно остро. Короли иногда просто убивали своих видных подданных, сделавших выбор в пользу Рима. Папы отвечали анафемой, что в те времена серьезно подрывало акции отлученного (даже не столько в глазах собственных подданных, лишенных привычных треб, сколько перед всегда готовыми к нападению соперниками).

П ретензии пап на первенство над государем базировались на так называемом «даре Константина» – документе, которым этот знаменитый римский император даровал церкви эту власть. Документ оказался поддельным, но в те времена этого никто не знал.

Н есмотря на постоянную борьбу, духовная и светская власть, как и все остальные пары полюсов в Средневековье, были нужны друг другу. Германские императоры своими войсками некоторое время поддерживали папский домен в Италии. Светская власть обеспечивала авторитет и безопасность церкви на местах, князья вносили богатые вклады в монастыри.

С о своей стороны церковь давала королям духовную санкцию «богопомазанности», так необходимую им в борьбе со своими могучими вассалами. В целом, взаимодействие этих сил давало эффективную систему управления – аналог современного разделения властей. Это поддерживало и политическую целостность Европы.

Г ород, замок и деревня – три полюса, к которым тяготели три основных светских сословия Средневековья (светских, потому что церковь была на всех трех полюсах).

З амок – место обитания феодалов, деревни вокруг него – место обитания крестьян (как свободных, так и крепостных – сервов), город – гнездо нарождавшегося нового сословия купцов и ремесленников. Эти три полюса были в напряженных отношениях между собой.

З амок родился еще в темные века, как средство держать под контролем деревенскую округу. Для нее он – кровосос, постоянно требующий барщинных работ и поставок продуктов (к концу средневековья все это было заменено деньгами). Но и защитник от постоянной угрозы разорения воинственными соседями, и судья в имущественных спорах, и единственный источник недостающих орудий производства.

Д ля замка деревня – источник экономической, а значит и политической силы, но и смутная угроза бунтов, которые совершались с характерной для тех времен жестокостью. Впрочем, крестьяне покушались на «данный от Бога порядок» только в самых отчаянных случаях. Замок и деревня – две половинки единой экономической системы, на которой стояло все средневековье.

Д ля города на раннем этапе замок – нянька, хоть и суровая. Город мог возникнуть только там, где местный сеньор мог обеспечить ему защиту. Конечно, за это приходилось платить, и немало. Но замок отвечал первыми заказами на предмет ремесла. Первые купеческие экспедиции с дарами местной земли тоже загружались в замках.

С о временем город стал для замка и соперником, и соблазном. Соперником, потому что выманивал своей свободой крестьян и больше не возвращал их феодалам. Крепостной, проживший в городе год и один день считался свободным. Кроме того, город быстро стал опасной военной силой.

С другой стороны, в городе сосредотачивались для феодала все источники предметов роскоши и средств на ее приобретение, а со временем и источники кредита на жизнь. Все это привело к тому, что крупные феодалы стали переселяться в город и строить в нем дворцы – «городские замки».

П остепенно города стали для деревенской округи такими центрами, какими раньше были замки. Крестьяне стали везти продукцию не в замок, а на рынок в город. Противостояние центра с периферией стало не социальным, а культурным: горожане черпали гордость в противопоставлении себя неотесанной деревенщине.

Р ыцарство. До XI века междоусобная война – естественный «обмен веществ» Средневековья, способ перераспределения материальных благ. Для варварских королей темных веков постоянные военные походы – естественное дело еще с родоплеменных времен. Так же естественно сражаться и для любого рыцаря в более поздние времена: война – его профессия, источник если не средств, то социального возвышения. Если никакой большой сеньор в данный момент не воюет с другим, устраиваются рыцарские турниры, чтобы мечи не ржавели.

В се это изменилось с развитием экономики. Рыцарская этика, где на первом месте стояла рыцарская честь и военные успехи, стала увядать. Аристократия стала, не стесняясь, гнаться за деньгами, тем более что изменения в экономике привели к тому, что крестьянской продукции стало не хватать на все. Мелкие рыцари стали разоряться, даже продавать имения.

П росвещение. В тёмные века ниточка культурной традиции пролегала через скриптории монастырей. Но там переписывали в основном Священные Писания, реже – труды отцов церкви, еще реже – труды античных литераторов и философов, к которым относились как к язычникам. В большем в эту эпоху и не испытывали нужды.

Н ачиная с Каролингской эпохи, проявляется тяга к освоению наследия античности. Оно доходило в редких латинских трактатах (по-гречески не читали). Огромную роль сыграла передача античной культуры через арабские переводы.

З а учением в маврскую Испанию отправлялись через пол-Европы. Так же далеко ходили за редкой книгой в дальние монастыри. Так велик был голод к знанию.

К XI веку из монастырей выходит все больше, говоря современным языком, «ученых» (разумеется, они были одновременно клириками). Эта накопившаяся критическая масса «образованных людей», в сочетании с общественным прогрессом после 1000г., привела к распространению школ и университетов. В них книга превратилась из предмета религиозного в предмет культурный. Появились новые типы книг: учебники, философские трактаты и т.д. Их авторы – это уже не передатчики, а творцы культуры.

Н о процесс передачи наследства античности не только не затухал, но и раскручивался все больше. Множество рукописей было найдено по монастырям в XIV -XV веках. Этим занимались видные люди, например поэт Петрарка. К сожалению, к тому времени более половины названий античных произведений уже безвозвратно исчезло.

А рхитектура Средних веков – это искусство по преимуществу. Все остальные зрительные искусства ниже ее, потому что она напрямую возвещает славу Божью. Поэтому архитектура – это в первую очередь соборы. Их были построены многие тысячи. Часто постройка длилась веками. Средневековье создало два новых типа архитектуры: романскую – наследницу древнеримских зданий, кряжистую, но по-своему изящную, и готическую, которая есть один из культурных шедевров всех времен вообще.

Г отический собор поражает не столько своей устремленностью вверх, как космический корабль, сколько максимализмом, бескомпромиссностью. Создается впечатление, что зодчие стремились убрать камень откуда только возможно, превратить стенку в кружево. Естественно, чтобы собор не развалился (а так иногда бывало), потребовались невероятно хитрые механические решения: аркбутаны, контрфорсы и т.д. Средневековые мастера были неистощимы в этих выдумках, потому что ощущали свою деятельность как прославление Бога. И действительно, готическая архитектура имеет нечто общее с «архитектурой мысли» средневековых мистиков.

Л итература раннего Средневековья – это героический эпос: Песнь о Нибелунгах, немного спустя – песня о Роланде, Сид и др. В Скандинавии, которая долго была языческой, были записаны и своды мифов, например Эдда. После 1000 г. стала появляться более «приземленная» литература: Роман о Лисе, цикл Тристана и Изольды, полуисторические легенды об Артуре. Они были записаны почти одновременно с существовавшими много столетий до них эпическими поэмами, которые до этого передавались изустно.

В ся эта литература еще безымянная. Первыми «литературными авторами», имена которых мы знаем, были странствующие поэты, которые назывались в разных странах по-разному: труверы, менестрели, ваганты, миннезингеры. Они долго считались неполноценными по сравнению с языком учености – латынью.

П ервыми литературными строчками на итальянском языке считается песнь «О брате Солнце» великого святого Франциска Ассизского (начало XIII века). Средневековая литература синтетична, как и вся средневековая цивилизация. В ней переплетены разные жанры. Например, высшее достижение средневековой литературы – «Божественная Комедия» Данте – это и гениальная поэма, и теологический трактат, и философия, и даже острый политический конфликт.

С кульптура и живопись в Средние века – в первую очередь атрибут церкви, Евангелие для неграмотных. Богослужение шло на латыни, которая почти никому, кроме клериков, была непонятна. Поэтому для большинства верующих христианство – это была проповедь священника плюс иконы и витражи с библейскими сюжетами. Начиная с XIII века, стала появляться и живопись, но сначала исключительно на религиозную тему. Первопроходцами здесь были итальянцы, в первую очередь Джотто. К концу Средневековья в живопись пришли античные сюжеты, портрет, сцены современной городской жизни.

В ысшее живописное достижение Средних веков, которое потом уже не повторилось, – книжная иллюстрация и миниатюра. Ею украшались почти исключительно книги религиозного содержания – Евангелие, жития святых, часословы, – но сюжеты иллюстраций были очень разнообразными, не обязательно библейскими.

Краткая история Средних веков – как зарождалась европейская цивилизация

Александр Алексеевич Хлевов

Краткая история Средних веков: Эпоха, государства, сражения, люди

Средние века являют собой чрезвычайно интересный и насыщенный событиями промежуток времени протяженностью более тысячелетия. В его рамках сформировалась современная европейская цивилизация со всеми особенностями ее материальной и духовной жизни. С периодом Средневековья связано множество технических и интеллектуальных изобретений – появление механических часов и современных представлений о свободе личности, ветряных мельниц и парламентаризма, пороха и многих литературных жанров, книгопечатания и пространственной перспективы в искусстве, очков и ряда художественных идей. И этот список может быть продолжен едва ли не до бесконечности.

В Средние века были совершены Великие географические открытия, кардинально изменившие представления о планете. В эти столетия сложились практически все современные европейские этносы и национальные языки, в общих чертах определились границы современных государств Европы. Подавляющее большинство существующих и поныне в ней городов ведут свое начало с той эпохи. Наконец, Средние века ознаменовались абсолютным торжеством христианского мировосприятия. Несомненно, нигде и никогда более христианство не имело таких прочных позиций в массовом повседневном сознании, как в средневековой Европе.

В предлагаемой читателю книге рассмотрена история классического Средневековья – западноевропейского. Мы оставляем за рамками повествования ожесточенные научные споры о том, допустимо ли применять термин «Средние века» к Древней Руси или странам Востока, – как и дискуссию о существовании русского, арабского, китайского или японского феодализма. Ведь именно система феодальных отношений является сущностью и визитной карточкой эпохи.

Какой бы ни была позиция спорящего, не вызывает сомнения, что Средние века на Западе – это цельный, компактный и логически непротиворечивый период, в недрах которого создаются классические феодальные формы. Именно поэтому в центре нашего внимания и будет средневековая Западная Европа – от первых веков Новой эры до шестнадцатого столетия, а события, происходившие в регионах «неклассического» феодализма – в Византии, Восточной Европе, мусульманском мире, учитываются нами лишь в той мере, в какой эти регионы входили в непосредственное соприкосновение с цивилизацией Запада.

Началом истории Средних веков служит одно из наиболее значимых событий мировой истории – распад и гибель Римской империи. Результатом этого стало формирование системы весьма примитивных государств, созданных германскими, кельтскими и славянскими племенами на территории Европы. Некоторые из них располагались в бывших имперских границах, другие возникали вне их, однако была черта, объединявшая все эти государства, – более или менее сильное, но всегда отчетливое влияние римского наследия в культуре, религии, социальной и экономической сферах, политической жизни. Вся Европа стала построманским пространством. Мы рассмотрим главным образом историю западной его части, т. е. преимущественно германо-романский синтез.

При всем своеобразии исторического пути и различных темпах его прохождения у обществ Запада имелись явные объединяющие их характеристики. Так, в политической сфере они сперва преодолели путь от простейших и непрочных государств к полной политической раздробленности, просуществовав в таком состоянии несколько веков. А вслед за тем в некоторых регионах Запада восторжествовали центростремительные тенденции, основанные, в первую очередь, на совершенствовании экономики и росте национального самосознания, что и завершилось появлением весьма прочных монархий с абсолютной центральной властью.

Все эти государства – с минимальными изменениями своих границ – существуют и по сей день: Франция, Англия, Испания, Португалия, Дания, Швеция. Однако двум из них – Германии и Италии – в силу ряда причин долго не удавалось достигнуть политического единства. Поэтому вплоть до XIX в. они оставались лишь географическими понятиями, не будучи государствами в полном смысле этого слова и представляя собой конгломерат малых владений, княжеств и королевств.

Экономическая основа средневековой цивилизации отличалась известной диспропорциональностью, с безусловным доминированием аграрного сектора. Сельское хозяйство, по преимуществу экстенсивное, до конца эпохи занимало лидирующие позиции во всех европейских регионах, за исключением Северной Италии и Фландрии. Весьма примитивное ремесленное производство существовало в ограниченных масштабах на этапе раннего Средневековья, и только после X–XI вв., концентрируясь в возникающих и растущих городах, стало играть заметную роль в экономической структуре. Под занавес Средних веков оно кое-где вышло на промышленный уровень. Аналогичной с ремеслом динамикой характеризовалась и торговля – она едва давала знать о себе в ранний период, но превратилась в существенный сектор хозяйства после XII–XIII вв.

В культурной и духовной сфере история Средневековья еще более унифицирована. Весь период проходит под знаком безраздельного господства в сфере идеологии христианского мировоззрения в его католической форме – безусловно, изрядно скорректированной германскими и (в гораздо меньшей, но ощутимой мере) кельтскими языческими верованиями. Все оппозиционные духовные движения неизменно превращаются в ереси. Лишь в конце Средних веков временное ослабление авторитета ортодоксального католицизма позволяет ряду оппозиционных течений под лозунгом восстановления чистоты христианской веры породить феномен Реформации и протестантизма, восторжествовавшего в некоторых регионах (преимущественно с этнически германским населением).

Однако главное отличительное качество средневековой цивилизации – генезис и расцвет феодальной системы социальных отношений в ее классическом виде.

Формирование феодальной системы началось в определенном смысле еще в недрах Римской империи, однако главным стимулом ее вызревания стала потребность ранних германских государств в эффективной подготовке и воспроизводстве качественных воинских контингентов – тяжелой кавалерии. Обнаруженный с годами путь – раздача земельных наделов в условное пользование за несение военной службы – определил чрезвычайно устойчивый алгоритм поддержания боеготовности отдельно взятого элитного воина. Однако он же привел к хронической неуправляемости этих вооруженных сил и полной децентрализации государственной власти.

Средневековая цивилизация на самом деле была чрезвычайно уязвимой извне, и выстоять ей, безусловно, помогло только то обстоятельство, что после нашествия гуннов в IV–V вв. и вплоть до начала турецкой экспансии в XIV–XV вв. у Европы не нашлось врагов, способных ее завоевать. Ни авары, ни викинги, ни мадьяры, ни даже арабы таких целей не преследовали, а монголо-татары уже просто не имели для этого возможностей, завоевав почти всю Азию и Русь. Однако к XV в. вместо раздробленных государств в Европе существовали в основном уже вполне сложившиеся и даже процветающие, способные не только успешно противостоять натиску извне, но и осуществлять колониальную экспансию. Средневековье, в сущности, завершилось.

Чем был средневековый Запад?

О Средних веках в Европе можно судить по множеству памятников. Они несут информацию разного рода и различной степени достоверности и насыщенности. Огромное значение, особенно для периода раннего средневековья, имеют памятники археологические. Поскольку в ту эпоху ощутимо сократилось количество грамотных людей, да и сама потребность что-либо читать или писать не была главной, период V–XI вв. отмечен относительно небольшим числом текстов, дошедших до нас. Свою роль сыграли также политическая обстановка и частые войны: это мало способствовало сохранению письменных материалов. Особенно беден ими период V–VIII вв., так называемые Темные века. Поэтому археологические находки выступают зачастую единственными свидетельствами событий прошлого.

Рождение средневековья. Часть первая.

Средневековье в Западной Европе родилось в условиях феноменальных — в условиях встречи миров. Один из них — Римская империя, распадающаяся великая античная цивилизация, а второй — это молодой варварский германский мир, как будто бы совершенно дикий, чуждый, даже враждебный римской культуре. Но когда они соединились, — а это было не просто завоевание, но долгий процесс так называемого великого переселения народов и проникновения германцев на территорию слабеющей империи, — так вот, когда они соединились, начало рождаться что-то новое и вовсе не запланированное как «более прогрессивный шаг в истории человечества», как нас долго учили, или «более прогрессивная по сравнению с рабовладением феодальная общественно-экономическая формация. До феодализма было еще ой как далеко! Просто рождалась, мучительно складывалась новая картина мира. Какой она была — вот что интересно увидеть. Интересно еще и потому, что этой эпохи просто нет в массовом сознании.

Было переселение народов, был Рим, а потом, ну, пожалуй, со времен Карла Великого, начинается средневековая Европа, из этой империи выделяются будущие западно европейские государства. А вот тут-то что было? Полная дикость? В сущности, это — длительный период от IV века до VIII, четыре столетия не пустяк. Это целая эпоха, в которой причудливым образом, даже художественно-живописным, соединялись и сращивались два мира, обогащая друг друга.

Несколько поколений наших соотечественников, которым волей судьбы выпало провести свои молодые годы еще в Советском Союзе, изучали процесс движения истории, как шагание по лестнице, а иногда и перепрыгивание через ступеньки. Вот так бодро от эпохи к эпохе человечество продвигается все время вперед, а впереди у него — ясно, что! — счастливое светлое будущее — коммунизм. Радостно было жить с этой лесенкой, морально радостно: светлая цель подтверждалась таким взглядом на историю — от эпохи к эпохе и все время вперед и вверх. И в этом смысле средневековье рассматривалось однозначно — новая, более прогрессивная эпоха, или общественно-экономическая формация после рабовладения.

Но сегодня очевидно, что такой взгляд на историю ошибочный. Если бы движение человечества было все время от одного общества, менее прогрессивного, к более прогрессивному, мы сегодня, после семи тысяч лет цивилизованного развития, наверное, жили бы не так. Но прогресс в истории — понятие сложное, и вряд ли он осуществляется таким прямолинейным способом, я лично очень сомневаюсь в наличии такого вертикального прогресса в истории.

И западно-европейское средневековье это встреча двух очень разных миров, разных цивилизаций — античной и варварской, и, в сущности, брак недобровольный, скорее насильственный, но и от таких браков рождаются дети! А от этого соединения двух, казалось бы, малосоединимых миров родилось дитя — средневековая цивилизация Запада. Ибо именно в Западной Европе переход к средневековью осуществлялся в феноменальных условиях: рухнула яркая античная цивилизация (не только римская, а именно античная, потому что Рим ассимилировал, объединил, поглотил великую греческую культуру, впитав ее лучшие достижения). Она казалась вечной, незыблемой, современники нисколько не сомневались, что она будет всегда. Вечный Рим — это убеждение, а не просто слова.

И вот тот мир рухнул. И самым страшным образом, ибо на его руинах, блистательных и прекрасных, расселились натуральные варвары — дикие германцы, подталкиваемые другими народами, дикари, скачущие на неоседланных лошадях, едящие руками, не знающие грамоты и не нуждающиеся в ней. Вот почему, кстати, они с такой детской жестокостью жгли, ломали, крушили Рим, им это было не нужно и не понятно. Раз они не умеют читать, зачем рукописи? Раз они привыкли жить в жалких хижинах, зачем дворцы? Они и не нужны. Человек, земля и домик на этой земле — вот нормальная жизнь.

Но и кроме этого. Они ненавидели Рим. Это был знак великого угнетателя, ибо римляне не только верили, что они хозяева мира, они и вели себя, как хозяева мира. На протяжении многих столетий свое окружение они называли варварским и демонстрировали и утверждали свое превосходство, свою железную волю, покоряя область за областью, народ за народом.

Да, в III веке Рим прекратил свои завоевания. Но эпоха не заканчивается так, чтобы люди уснули при римской античной культуре, а проснулись — всё чудесным образом переменилось: стоят замки, скачут рыцари, крестьяне пашут земли и несут феодалу оброк. Уход одного мира и встреча его с другим — это целая эпоха. В категориях современной науки это называется глобальным историческим синтезом, ибо в общем-то вся история осуществляется через синтез культур; мирный он или враждебный — это не так уж и важно. Но бывают эпохи, когда это явление абсолютно доминирующее. К таким относится и эпоха падения Западной Римской империи, и расселение на ее территории варваров.

Давайте припомним, что происходило. Римляне отгородились от всего мира огромными валами, сопоставимыми с Великой Китайской стеной, и развивались как культура, замкнутая и враждебная окружающему миру. Но слабея постепенно экономически и в военном отношении (ибо предел управляемости был достигнут и предел целесообразности использования рабского или близкого к тому труда достигнут был тоже), они теряли свою замкнутость, и на них прямо влияла варварская культура.

Началась варваризация, сначала внешняя — в костюме. Все чаще римляне, особенно легионы в далеких холодных краях, надевали варварские штаны. Вообще это невозможный костюм для римского пространства. Почему? Да потому, что, родившись в стране с теплым климатом, эта цивилизация сложила свой тип одежды со времен греков. А придя затем в другие страны, они стремились ее сохранять, потому что костюм этот резко противопоставлял их окружающему миру, подчеркивая, что они не такие.

Затем шла варваризация духовная, внутренняя. Дело в том, что многосотлетнее положение закрытой и доминирующей цивилизации сформировало особый нравственный кодекс. Античный мир разделил всех не только на римлян, греков и варваров, но и на людей и нелюдей. В римской классической теории раб — вообще не человек. Но само разделение на людей и нелюдей наносит глубочайший нравственный урон всему обществу, его морали. Всегда рождаются люди, которые не принимают даже удобное и традиционное. В самом римском обществе появляются люди (а может, они были и всегда, но мы знаем о них, начиная с рубежа веков), которые начинают явно и глубоко сомневаться в возможности делить людей таким образом. Они появились и в зените греческой культуры, и в зените римской. Например, Сенека, император Марк Аврелий, то есть даже на самом верху этой пирамиды.

А дальше — бунты рабов. Например, спартаковское восстание, это почти три-четыре года адской войны, в которой рабы выдвинули, в сущности, только один лозунг: «Мы — люди! Мы свободны!» У них не было никакой конструктивной идеи, но сам порыв к свободе увековечивает это событие. Ради свободы они шли умирать. Можно ли их рассматривать как примитивных людей? Ведь расширяя свои владения, римляне подчас обращали в рабство людей интеллектуальных, рабами становились философы, учителя, музыканты, актеры, во многом сопоставимые с римлянами, а чаще превосходившие их в нравственном или интеллектуальном отношении.

Вот он — кризис, дикое противоречие между незыблемой уверенностью в вечности Рима и в том, что происходит в жизни! Кризис в умах, трагическое ощущение рушащегося вечного мира — это всегда вызывает нравственный упадок, нам ли сегодня в этом сомневаться? И это, безусловно, способствует варваризации.

И вот гордые римляне принимают на службу варваров и доверяют им очень важные посты. С горя это, только с горя. Никогда бы они не приняли их к себе на службу добровольно! А вот с III века — массовое поступление варваров на службу к римлянам. Дальше — больше. Вытолкнутые жестокими и очень мощными завоевателями — гуннами из Северного Причерноморья, — готы были прямо-таки притиснуты к римской границе, и в 376 году… они получают разрешение римского императора Валента переселиться на территорию Рима.

Зачем он это сделал? Его современник, римский историк Аммиан Марцеллин, писал: «Это начало конца. Разрешение императора есть трагическая ошибка. Но он не в силах был поступить иначе». Прошел всего год после их мирного переселения. Не завоеватели, а беженцы вперед, так говорит об этом сегодня блестящий французский историк Ж. Ле Гофф. Они мирно расселились. Римской властью были выделены средства на их содержание. Казалось, все обошлось. Но… римские чиновники уже не те, что раньше, теперь они думают, прежде всего, о своем благе. Они разворовали средства, выданные на переселение беженцев — готов, а в результате — мощное восстание, и в 378 году восставшие из-за грабежей и бесчеловечия римлян, бывшие мирные переселенцы разбили римлян в знаменитой битве под Адрианополем! Император Валент пал в этом сражении, и варварское бегство вперед приняло обвальный характер.

Россия в мире. 10 класс

Конспект урока

По предмету «Россия в мире» для «10» класса

Тема: Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Вопросы по теме:

  1. Экономическая ситуация в поздней Римской империи;
  2. Распад Римского государства;
  3. Влияние античности на формирование западноевропейской цивилизации.

Античность – греко-римская древность – цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всем многообразии ее исторических форм.

Великое переселение народов — условное название этнических перемещений в Европе в IV–VII веках, главным образом с периферии Римской империи.

Варвары – люди, которые для древних греков, а затем и для римлян были чужеземцами, говорили на непонятном им языке и были чужды их культуре.

Вандалы – древнегерманский союз племён, обретший известность в эпоху Великого переселения народов. В 455 году разграбили Рим, поэтому именем вандалов с конца XIX века стали называть людей, умышленно уничтожающих культурные и материальные ценности

Демократия – это политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Римское право – это правовая система, существовавшая в Древнем Риме и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VI век н. э.

Теоретический материал для углубленного изучения:

На протяжении столетий Рим был свидетелем того, как цари, консулы и императоры триумфально шествовали по его улицам, празднуя победу над вражескими армиями. Награбленное богатство свозилось в Рим и демонстрировалось во время триумфальных процессий римской армии. Однажды во время одного из триумфов, организованных первым царем Рима, над городом кружились двенадцать стервятников. Жрец предсказал, что победные триумфы будут продолжаться в течение двенадцати столетий, а по истечении этого срока настанет время поражений. К 400 году прошло 1150 из предсказанных 1200 лет. Исполнилось ли зловещее предсказание жреца? Начиная со II века н. э. могущество Римской империи пошло на убыль – постепенно пришли в упадок морская торговля и развитие городов, сократился прирост населения. Так проявлялся экономический кризис, охвативший империю.

Тормозом для дальнейшего развития хозяйства стало рабство. Рабы не были заинтересованы в результатах своего труда. Пытаясь изменить такое положение вещей многие крупные, землевладельцы делили свои земли на небольшие участки и сдавали их для обработки беднякам, которых стали называть колонами. Экономический кризис усугубили и гражданские войны, вспыхнувшие в империи в III в. «Солдатские императоры», победившие в междоусобных войнах, не проявляли ярких политических способностей.

Большое значение в закате царства отводится Великому переселению народов (IV–VII веков). В этот период вышедшие из Китая гунны двинулись на запад. Они начали теснить племена, населявшие территории на их пути, вынуждая жителей сниматься с мест и переходить на территорию Римской Империи. Самыми воинственными и многочисленными в то время являлись племена германских вандалов и готов. Римляне давно сталкивались с ними и отражали их нападения. С конца 4 столетия продвижение германских племен стало принимать характер нашествия, которому противостоять было труднее и труднее. После смерти императора Феодосия Великого, сдержавшего напор готов, империя разделилась на Восточную со столицей в Константинополе и Западную со столицей в Равенне. В 455 г. Рим был взят и разграблен племенами вандалов, после нашествия которых империя уже не оправилась.

В 476 г. вождь наемных германских отрядов Одоакр сместил последнего императора Ромула Августула. Знаки императорского достоинства – диадему, плащ и скипетр – Одоакр отослал в Константинополь.

Гибель античной цивилизации под натиском варварских племен не означала полной утраты того исторического наследия, которое древние греки и римляне оставили своим преемникам. Современное европейское общество сформировалось и выросло из средневекового общества, которое в свою очередь, является примером синтеза двух культур – античной и культуры варварских народов, сближения и примирения европейских народов. Созданная римлянами эффективная система управления империей как территорией, объединенной общим законодательством и централизованной властью, была воспринята многими средневековыми правителями.

Влияние античности трудно переоценить. Латинский язык становится не только языком католицизма, но и языком всей Западной культуры. Активно используется римское право, пробуждается интерес к философии (особенно Аристотеля), литературе, архитектуре, прикладному искусству, образованию, риторике. Не меньшим было влияние варварских народов на Средневековье.

Так, например, германцы сыграли важнейшую роль в формировании политической карты средневековой Европы. В ходе завоевания ими территории Западной Римской империи образовались мощные союзы племен – готы, франки, англы, саксы, лангобарды, вандалы. Память о них сохранилась в современных названиях; Франция, Англия, Саксония, Ломбардия, Андалузия. Слившись с местным населением, германцы оставили в наследство новым народам – французам, испанцам, итальянцам и др. – личные имена, политические и правовые институты.

В середине IV в. христианство стало господствующей религией в империи. Крушение Западной Римской империи не только не разрушило христианскую церковь, но и превратило ее в основу формирования единой европейской цивилизации. Христианство внушало всем верующим людям единые правила поведения, представления о добрых и дурных поступках. Подчас только деятелям церкви удавалось усмирить нрав диких варварских вождей.

К концу V в. н. э. античная цивилизация себя исчерпала. Рим пал, не выстояв под натиском варварских племен.

Однако античная культура не ушла в небытие. На развалинах римского мира начала формироваться средневековая западноевропейская цивилизация.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Проще всего начать нашу характеристику с перечисления того, чего в феодальном обществе не было. Не было родственных кланов как основы общества. Родственные связи продолжали играть значительную роль, но они не были главными. Феодальные связи, собственно, и возникли именно потому, что кровные узы ослабели. Понятие государственной власти сохранялось, оно воспринималось как доминирующее над множеством мелких властей, но при этом государство было крайне ослаблено и не могло исполнять своих функций, в частности, функций защиты. При этом нельзя сказать, что феодальное общество резко отличалось от общества, построенного на родственных связях, или от общества, управляемого государством. Оно было сформировано именно такими обществами, и, естественно, сохраняло на себе их отпечаток. Отношения личной зависимости, характерные для него, были чем-то вроде искусственных родственных уз, и дружины на первоначальном этапе были подобием родственных кланов; власть мелких господ, которые появились во множестве, по большей части представляла собой подобие королевской власти».

Блок Марк «Феодальное общество»

Тренировочные задания:

  1. Расположите события в хронологическом порядке:
  • разделение Римской империи на Восточную и Западную
  • битва между римлянами и гуннами на Каталаунских полях
  • смерть Цезаря
  • Восстание Спартака

Правильный ответ:

  1. восстание Спартака
  2. смерть Цезаря
  3. раздел Римской империи на Восточную и Западную
  4. битва между римлянами и гуннами на Каталаунских полях

Разбор задания:

Восстание Спартака произошло в 74 г. до н. э. Следующим событием из списка является заговор и убийство Цезаря. Раздел Римской империи на Восточную и Западную относится к 395 г. Битва между римлянами и гуннами на Каталаунских полях, закончившаяся поражением последних, состоялась в 451 г.

2. Переведите латинские изречения на русский язык.

Древние цивилизации. Раннее средневековье в Европе, формирование западноевропейского типа цивилизаций

Исходным рубежом в истории всех народов был первобытнообщинный родовой строй. В ходе его развития сложились племена, затем образовались племенные союзы, ведущие к созданию первых государственных форм общественной жизни на классовой основе. Переход к начальным формам государственности и формирование общественных отношений связаны на первых ступенях с развитием рабовладения в различных формах. Основу примитивной экономики тогда составлял труд рабов. Основным способом получения рабов были войны. Параллельно сохранялась более или менее значительная прослойка свободного крестьянства. С возникновением рабовладельческих государств складывается древняя цивилизация. Она развивалась в наиболее благоприятных в климатическом отношении районах.

На первой стадии основными очагами цивилизации (с середины пятого тысячелетия до н. э.) стали государства Древнего Востока — Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту, Египет, Сирия, Финикия, Палестина, Мидия, Персия, Древняя Индия и Древний Китай.

На второй стадии — «классическое рабовладение» (VII — I вв. до н. э.) — получила высокое развитие античная цивилизация Древней Греции и Рима, оказавшая большое влияние на дальнейшие судьбы народов, населявших Европу и Азию. Она заложила основы развития многих современных наук, дала шедевры мирового искусства, примеры государственного устройства и военного дела, создала античную городскую культуру и заложила основу торговых и денежных отношений.

Античная цивилизация, получившая свое завершение в Римской империи, распространилась на Средиземноморье, побережье Черного моря, Переднюю Азию, Египет, южную и западную части Европы, включая Британские острова. За ее пределами обитали различные племена, именуемые античными историками «варварами». Римская империя вела непрерывные войны на первобытной периферии для захвата рабов, земель и сбора дани.

Третья стадия — разложение рабовладельческого строя (I в. до н. э. — V в. н. э.). Низкая эффективность рабского труда и нравственная деградация сограждан привели к ослаблению Римской империи. С конца IT в. усилился натиск на нее варварских племен — эпоха «великого переселения народов». В III в. вспыхнули крупные восстания рабов и колонов (арендаторов земли у крупных землевладельцев), что еще более ослабило рабовладельческий строй и Римскую империю. В конце IV в. она распалась на две части: Западную и Восточную (Византия). Наступление вестготов на Западную Римскую империю завершилось взятием Рима в 410 г. Характерно, что вождь вестготов Аларих потребовал от Рима освобождения рабов, которые и открыли ему ночью ворота столицы. В 476 г. свергнут последний римский император Ромул Августул. Западная Римская империя прекратила существование. Византия же, постепенно превратившаяся в феодальное государство, существовала до XV в. Став центром православного христианства, она оказала большое влияние на развитие славянских народов. Хотя разделение христианской церкви как государственной религии на западную и восточную (католическую и православную) произошло в 1054 г., но к моменту встречи славянской и византийской цивилизаций канонический облик православия уже в основном определился.

Падением Западной Римской империи завершается древняя история и начинается период средневековья. Крах империи привел к заселению античного мира многочисленными варварскими племенами, находившимися на более низкой ступени развития. Разрушая античную культуру, они вместе с тем осваивали в определенной степени ее результаты. На всей территории Западной Европы образуются новые государства, где происходит процесс слияния языческих культур с христианской культурой Рима. Так зарождалась новая западноевропейская цивилизация. Одновременно шел процесс формирования новой общественно-экономической формации — феодализма.

Ранний феодализм в Европе. Формирование западноевропейского типа цивилизаций

Первоначально феодальные порядки возникли на той территории, которая входила в состав западных провинций Римской империи, лишь в последующем они распространились на другие регионы. В зависимости от соотношения варварских и античных начал различают типы феодального синтеза: 1) приблизительно равное соотношение (Франкское королевство, часть южных славян); 2) преобладание позднеантичных начал (страны Средиземноморского региона); 3) незначительное влияние античности и преобладание элементов распадающегося первобытнообщинного строя (Северо-Западная Германия, Скандинавские страны, территория славян и др.). Сущность социально-экономического строя феодализма заключалась в том, что крестьяне или ремесленники в городе под внеэкономическим принуждением отдавали землевладельцам-феодалам выработанный ими прибавочный продукт. В отличие от раба феодально-зависимый крестьянин имел домохозяйство, орудия производства и частично работал на собственные нужды, что повышало его заинтересованность в труде и способствовало интенсификации производства. К основным признакам феодализма относят следующие: господство натурального хозяйства; сочетание крупного феодального землевладения и мелкого (надельного) крестьянского землепользования; личную зависимость крестьян от феодала. Отсюда внеэкономическое принуждение.

Феодальная формация, ставшая более высокой ступенью развития общества, так же, как и рабовладельческая, прошла три стадии развития. Ранний феодализм — время формирования и утверждения феодальных отношений (ранее средневековье); развитой феодализм (классическое средневековье); поздний феодализм — период разложения феодальных отношений и развитие внутри феодализма элементов капиталистического способа производства (позднее средневековье).

Ранний феодализм в Европе охватывает период с V до XI в н. э. Первым крупным феодальным государством, сложившимся на развалинах Западной Римской империи, стало Франкское королевство. Основатель его Хлодвиг (481 — 511) принял христианство и способствовал его распространению. При Карле Великом (786 — 814) все земли Западной Римской империи были объединены, а сам он Папой Римским был увенчан императорской короной. После смерти Карла его империя разделена между сыновьями. Прошло более 100 лет в упорной борьбе с феодальной независимостью герцогов (прежних вождей племен). В 962 г. при поддержке церкви создается «Священная Римская империя». Ее основатель германский король Оттон I подчинил себе Северную и Среднюю Италию вместе с Римом. Однако и эта империя постепенно распадалась на независимые феодальные владения (герцогства, королевства), а власть императоров становилась номинальной. Феодальная раздробленность неумолимо разрушала раннефеодальные империи.

На этапе раннего феодализма в течение веков происходило становление феодальных отношений и их распространение по Европе. Образуется земельная собственность, складываются основные классы феодального общества — землевладельцев и зависимых крестьян. В экономике еще сочетаются старые экономические уклады — рабовладельческий, патриархальный (свободное, чаще общинное землевладение) и новый — феодальный с различными формами личной зависимости крестьян.

Геополитические условия Западной Европы способствовали общественному прогрессу. Арабские завоевания VII — VIII вв. на Ближ­нем Востоке и в Северной Африке образовали огромную раннефеодальную исламскую империю от границ Ирана до Пиренеев. Продвижение арабов в Европу остановлено в битве при Пуатье в 732 г. Часть Испании еще долго оставалась под арабским господством. Связь с арабским миром оказала существенное влияние на разви­тие западноевропейской цивилизации. В целом европейский континент, расположенный в благоприятных климатической и географической зонах, не испытывал на себе с V в. разорительных нашествий кочевых восточных народов. Плотность населения возрастала. Хозяйственные и культурные связи расширялись и обогащались. Росло производство и развивалась торговля. Большое влияние на образовавшиеся раннефеодальные государства Западной Европы оказало наследие римской культуры — производственная сфера, города, торговые связи, военное дело, опыт государственного устройства.

Римская культура, в сферу влияния которой попали эти племена, уже сложилась как строго индивидуалистическая, с развитым институтом частной собственности. Светская и духовная власти европейского средневековья жестко следили за сохранением принципов индивидуализма, так как государству и церкви было выгоднее иметь дело с «отдельными единицами», а не с какими-либо проявлениями социальной солидарности. В столкновении родоплеменного коллективизма варваров-завоевателей с римским индивидуализмом коллективизм оказался потесненным более высоким уровнем и устойчивостью римской культуры. Сельская община становится сообществом владельцев пахотных и приусадебных участков, передаваемых по наследству, при общинном пользовании лесом, выгоном для скота, лугами, рыбными прудами, дорогами. Вокруг королевской власти и герцогов образуется служилая аристократия. Она получает от них землю в качестве платы за службу (либо пожизненно, либо с правом передачи по наследству). Потребность в военной силе и появление крупных поместий послужили причиной реформ Карла Великого — военной, социальной и административной. Суть реформ — установление тесной связи между военной службой и землей. Владел землей лишь тот, кто нес военную службу. Для управления своими землями в различных частях владений феодалы назначают старост. Они, постепенно обогащаясь, становятся мелкими свободными землевладельцами, из которых формируется рыцарское войско. Рыцари платят своему сюзерену военной службой. Рыцарская организация войска усиливает индивидуалистический характер складывающейся западноев­ропейской цивилизации.

Переход Западной Европы в стадию развитого феодализма

К XI в. изжиты элементы прошлых формаций –родоплеменные отношения и рабовладельческий уклад. Завершилось формирование феодальных отношений: крестьяне жестко поставлены в поземельную и личную зависимость от землевладельцев и становятся крепостными, а земельные собственники-феодалы образовали иерархическую структуру соподчинения.

Постепенно происходит полный раздел общинных земель правя­щими сословиями. Церковь также становится крупным землевладельцем, обладая церковными и монастырскими землями на феодальной основе. Начинаются феодальные войны за передел земельной собственности и захват земель соседних народов на Востоке. Так зарождается движение германских государств «дранг нах Остен» («натиск на Восток»), во главе которого стали рыцарские церковные организации — «рыцарские ордена».

Параллельно с социальным развитием в основной сфере — сельскохозяйственном производстве — идет рост городов, торговли, ремесленного производства. Средневековый город в основе был земельной общиной, владелец городского участка (торговец или ремесленник) — лично свободный человек; свободными становились в городах также и бывшие крепостные (на которых не был заведен розыск). Постепенно города завоевывали самостоятельность от феодалов и создавали свое самоуправление.

Города как центры торговли и ремесла организовывали свои союзы. На севере Европы ведущее положение в XII — XIII вв. приобрел союз городов — немецкая Ганза, имевшая свою контору в Великом Новгороде. На Юге торговлю между Европой и Азией монополизировали Венеция и Генуя. В городах растет производство оружия и рыцарских доспехов, сельскохозяйственных орудий (плугов), шерстяная и полотняная промышленность. В портовых городах закладываются верфи для строительства кораблей. В XI — XII вв. городское ремесленное производство организуется в цехи, нося­щие закрытый профессиональный характер. Постепенно в цехах возникает господствующий слой — мастера, которые прибегают к найму рабочей силы. Королевская власть все более выступает в качестве регулятора отношений между крупными и мелкими землевладельцами, торговыми союзами и городским населением. Возникает сословно-представительная монархия.

Важное место в жизни феодального общества занимали религия и церковь. Через церковь шло, главным образом, образование, воспитание молодого поколения, ею формировался духовный облик и мораль общества. Церковь выступала и инициатором крупных военных походов на Восток, объединяя усилия ряда феодальных государств Западной Европы под религиозными лозунгами борьбы против «неверных» (мусульман) за освобождение «фоба Господня» и «Святой земли» (Палестины), — так называемые «крестовые походы». Они знаменовали возникновение европейского феодального колониализма. Власть церкви осенялась главенством Папы Римского нал всеми христианскими государствами Западной Европы и стремлением епископов внутри этих государств стать над светской властью. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела, занимались и врачеванием сельского населения. Католическая церковь подавляла свободомыслие и инакомыслие. Инквизиция жестоко расправлялась с «еретиками».

Исторические корни и условия формирования западноевропейской цивилизации (как синтез средиземноморской и атлантической) определили не только высокие темпы цивилизационного развития, но и особый ее характер. Частная собственность и индивидуалистические рыцарские военные традиции, потребность в расширении земельных владений с ростом населения, господство католической религии придают этой цивилизации особые черты. Ее отличают резкий индивидуализм, материальный рационализм и жестокий колониализм по отношению к другим народам. Показателен в этом отношении лозунг ордена меченосцев: «Кто не желает креститься, тот должен умереть». Эти черты западноевропейской цивилизации отметил еще Н. Я. Данилевский, дав ей характеристику как «уничтожительной» для других народов. Такие свойства цивилизации определили экспансию западноевропейских стран со стремлением к обогащению путем ограбления других народов. Вместе с тем нельзя отрицать достижения и авангардный характер западноевропейской цивилизации как в материальной, так и в духовной сферах развития человечества в последующие периоды.

Ссылка на основную публикацию