Какие ярусы есть в лесу и что там находится?

Что такое “ярусы леса”?

Ярусность — это вертикальное расслоение фитоценозов на структурные части равной высоты. Большинство лесов являются примерами фитоценозов ярусного характера, и как правило состоят из 5-6 ярусов. Растения различаются по высоте, их листья расположены на разной высоте, а корни – на разной глубине.

Благодаря тому, что растения располагаются ярусами, они более плотно располагаются на единицу площади, при этом занимая более выгодный объем: воздуха – в наземных ярусах, почвы – в подземных. Естественно, таким образом они меньше конкурируют друг с другом за свет, воду и питательные вещества.

Ярусы леса

Большие деревья (древостой, полог леса) — это полог из крон сомкнувшихся деревьев. В лесах умеренных поясов именют 1-2 подъяруса, в тропических лесах — до 5 подъярусов древостоя.

Подлесок. Иногда разделяют на 2 яруса: малые деревья и кустарники.Иногда подлесок считают одним ярусом, а малые деревья и кустарники – его подъярусами.

Травяной (травяно-кустарничковый).

Моховой или мохово-лишайниковый.

Лесная подстилка иногда ее выделяют как отдельный, самый густонаселенный ярус, и отводят ей особую роль в почвообразовании. Иногда- объелиняют с оним из соседних ярусов: либо с моховым, либо с подземным.

Подземный ярус (корневые системы растений, грибницы, микроорганизмы).

Внеярусная растительность

Вьющиеся растения, лианы, эпифиты (в том числе мхи и лишайники, произрастаюЩие на деревьях)

располагаются вне ярусов, или же заселяют несколько смежных ярусов.

В лесу все растения образуют ярусы, по аналогии с этажами в многоэтажном доме или ступенями лестницы.

Благодаря этому, все виды получают оптимальные для их существования природные условия: тепло, освещенность, влажность и питательные вещества.

Выделяют следующие ярусы: древостой, подлесок, травяной, мохово-лишайниковый, лесная подстилка и подземный.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

  • Первый ярус (древостой).

Высота его может превышать 30 метров. Здесь растут светолюбивые деревья.

Самые высокие береза, дуб, ель, сосна. Под ними растут сопутствующие породы: ива, липа, рябина, черемуха, яблоня.

Животные верхнего яруса в лесу — разнообразные птицы (дрозды, соловьи, иволги), а также мелкие млекопитающие, к примеру, белки. Здесь довольно безопасно, т.к. хищники не могут сюда добраться.

  • Второй ярус (подлесок).

Второй ярус образован из кустарников и невысоких деревьев, никогда не вырастающих до высоты деревьев первого яруса. Здесь растут шиповник, крушина, лещина, калина и прочие.

  • Травяной. Растения нижнего уровня — кустарнички (голубика, брусника, черника), а также травянистые растения.
  • Мхи, грибы, лишайники.
  • Лесная подстилка, покрывающая почву и состоящая из опавших листьев, хвои, коры, веточек, остатков животных и растений.
  • Подземный. Это корневая система растений. Здесь обитает большое количество различных микроорганизмов.

Ярусность лиственного, смешанного и хвойного леса (соснового и елового) отличается.

Например, в еловом лесу представлены только два или три яруса. На первом (верхнем) расположены основные деревья (ели), на втором (среднем) – небольшое количество травянистых растений, а третий (нижний) – мхи. Прочие деревья и кустарники, как правило, здесь не растут, т.к. не переносят сильного затенения.

Ну что же давайте рассмотрим что такое ярусы леса, как они формируются и из чего изростают. Лес состоит из растений, которые растут на не большом растоянии друг от друга, каждое растение по своему оказывает то, или иное влияние на другое растение, а так же на ту растительность которая и называется лес. А растения по мере своего роста и образуют ярусы, которые состоят из растений разных расмеров и разростаний, начиная от деревьев и до мхов. Что выходит, ярусы это как этажи у домов, каждый ярус имеет огромное значение для формирования леса, так создана природа.

Всего насчитавыется пять ярусов:

1) – Деревья (ель,сосна,рябина)

2) – Кустарники ( малина, ежевика, жасмин)

3) – Кустарники, только более мелкие (черника, брусника, клюква)

4) – Трава (купырь, марьяник, сныть)

5) – Мхи (кислица, копытень)

Ярусное расположение характерно для леса. Когда лес взрослый, то в основном там древостой. Это по сути деревья 1,2 и 3 ярусов, которые отличаются друг от друга по высоте. К первому ярусу относятся дубы, ели, сосны и т.д. Ко второму и третьему – липы, клены, вязы и т.д. Дальше идёт ярус уже подлеска – это кустарники. Потом идут молодые деревья древесные, которые называются подростом, следом надпочвенный слой и лесная подстилка. Хорошо ярусы леса понятны по нижеследующей картинке.

По другому и более научным языком ярусы в лесу называют “элементами вертикальной структуры фотосинтеза”. Во втором ярусе бывают иногда деревья первого, но более молодые по возрасту.

Если сравнивать лес, лесное сообщество с многоэтажным домом, то ярусы леса – это его этажи. Как на каждом этаже многоэтажки живут разные люди, разные семьи, так и на ярусах леса тоже живут, обитают разные растения и животные.

Но если в обычном доме подсчет этажей начинается от земли, то в лесу все наоборот. Здесь первым ярусом считают самый верхний, наиболее высокий и открытый солнцу. Его занимают самые высокие деревья в лесу. Это дубы, сосны, липы, ясени, прочие лесные гиганты. Это настоящие цари леса, его элита.

Второй ярус занимают более низкорослые деревья – рябина, черемуха, ива. Эти растения получают меньше света, но они и относятся к числу тенелюбивых. Поэтому они неплохо себя чувствуют в тени лесных исполинов. Того количества солнечных лучей, что проникает на второй ярус им оказывается вполне достаточно.

Третий ярус лесного сообщества облюбовали кустарники. Это низкорослые растения, которые стараются расцвести раньше чем у их более высоких собратьев появится густая листва.

Ну а четвертый ярус самый низкий – это травы. Часто выделяют еще и пятый ярус – мхи, лишайники, грибы.

Интересно, что и корни лесных растений также образуют ярусы, но ярусы подземные. Идут они в обратном порядке. Ближе всех к поверхности располагаются корни трав, а глубже всех проникают корни лесных великанов.

Получается, что ярусы леса – это условное деление растений леса, в зависимости от той высоты, которой они достигают. Все растения леса приспособлены к жизни именно в своем ярусе и прекрасно себя в нем чувствуют.

Что такое лес

Лес — это очень важная часть биосферы, а также один из основных типов растительности, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых и других растений — мхов, лишайников. Лес также включает животных и микроорганизмы, которые биологически взаимосвязаны в своем развитии и влияют друг на друга и на внешнюю среду. Леса произрастают на всех континентах, кроме Антарктиды.

Лесная среда

Лес — устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ. В лесу создается свой микроклимат, формируется так называемая лесная среда. Например, зимой температура в лесу может быть на 3—5 градусов выше, чем на открытой местности, а в жару влажность воздуха всегда больше. Кроме того, лес способен поддерживать себя. Так, старые деревья заменяются более молодыми, а между всеми компонентами лесной среды образуются устойчивые взаимосвязи. Например, птицы и млекопитающие едят желуди дуба или орешки кедра и одновременно разносят их на большие расстояния от взрослых деревьев.

Ярусы леса

Лес состоит из нескольких этажей, или ярусов. Первый ярус, или полог, — это кроны самых высоких деревьев. Ярус, образованный кустарниками и низкорослыми деревьями, называется подлеском. За ним идут травяной ярус и приземный ярус, образованный мхами. Самым населенным из ярусов является лесная подстилка. На 1 м 2 там обитает несколько миллионов живых организмов — от бактерий до мышей. Под ней расположен еще один ярус — подземный.

Типы лесов

Биологи различают несколько основных типов лесов: хвойные, лиственные, смешанные и тропические влажные .

Хвойные леса раскинулись в холодных районах Северной Америки и Евразии. Они состоят из елей, пихт, сосен — вечнозеленых деревьев, семена которых вызревают в шишках.

В лесах умеренного пояса растут в основном лиственные деревья — береза, дуб, липа, ясень и др. Каждую осень они сбрасывают листву, чтобы не терять влагу, ведь вода испаряется именно через листья.

Смешанные леса — леса, в которых растут как лиственные, так и хвойные деревья. Они встречаются в Центральной и Западной Европе, на востоке Азии, в Северной Америке.

Влажный тропический лес — это лес в экваториальных, субэкваториальных и тропических районах с влажным климатом. Такие леса характеризуются большим разнообразием флоры и фауны.

Значение леса

Роль лесов неоценима. Они улучшают климат, предотвращают паводки и горные потоки, смывы почвы и образование оврагов, пылевые бури. Кроме того, они закрепляют подвижные пески и способствуют накапливанию почвенной влаги на полях. Своей листвой и хвоей леса перерабатывают углекислоту в необходимый для жизни на нашей планете кислород. А еще они являются домом для многих живых организмов.

Вблизи городов и промышленных центров леса играют роль мощных фильтров, очищая воздух от вредных примесей. Лес является самым чистым местом для отдыха людей. Именно там создана необходимая среда для произрастания грибов, ягод, орехов и лекарственных растений. Животные, птицы и насекомые находят в лесу и кров, и пищу. Леса имеют и большое эстетическое значение: их красота и живописность вдохновляют поэтов и художников.

Лесная фауна

Все обитатели леса составляют единый природный комплекс, в котором каждый компонент занимает свое место и выполняет свою функцию. В лесах обитает около половины всех видов животных нашей планеты. Леса предоставляют им ряд экологических ниш: лесные почвы, подлесок, стволы деревьев, верхний ярус. Многие животные привязаны к определенным вертикальным ярусам и видам деревьев.

Лесные пожары

Огонь разрушает среду обитания растений и животных и подвергает животных опасности. Во время лесного пожара уничтожаются не только деревья, но и главная часть почвы — подстилка, состоящая из слоя сухих листьев, травы, веточек вместе с живущими там мелкими животными и микроорганизмами. Чтобы накопить 10 см этого слоя, требуется 1000 лет.

Окружающий мир

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Что такое лес

Для человека, лес – это определенная территория, на которой растет множество деревьев, кустарников и трав. Кроме этого там обитают птицы, насекомые и животные.

Научное определение леса говорит, что это отдельная экосистема, без которой жизнь на Земном шаре практически бы не существовала. Невозможно оценить роль лесных насаждений в жизни человека. Ведь именно они насыщают планету кислородом, препятствуют смыву почвы и образованию оврагов, задерживают горные потоки и паводки, уменьшают пылевые бури.

Леса около городов служат мощнейшими фильтрами, очищая атмосферу от вредных накоплений. И при этом остаются самым чистым местом для отдыха и прогулок людей. Внутри лесных насаждений созданы идеальные условия для роста грибов, ягод, лекарственных растений. Для птиц и животных они являются не только местом обитания, но и источником питания. Красоты и живописные виды осеннего леса вдохновили многих художников и писателей на создание настоящих шедевров (картин и произведений).

Виды лесов

Прежде чем изучать лесную флору и фауну, нужно разобраться, какие виды лесов существуют в природе. Их классификация зависит от географического положения:

  • хвойные или северные леса;
  • смешанные леса;
  • лиственные леса.

Схема видов леса

В «Лесном кодексе Российской федерации» указаны виды использования лесов. Исходя из статьи 25, разрешается заготовка древесины и живицы, сбор лекарственных трав и пищевых лесных ресурсов, ведение сельского хозяйства, осуществление рекреационной и научно-исследовательской деятельности, выращивание растений.

Северные леса

От самых западных границ Российской Федерации до Верхоянского хребта расположилась зона хвойных лесов или тайга. Она занимают не менее 70% всех лесных массивов страны. Здесь всегда низкие температуры и повышенная влажность воздуха. Основу хвойного леса составляют ель, сосна, пихта и лиственница. Почва здесь находится большую часть времени в промерзшем состоянии. Отсутствие жидкой воды не дает возможность циркулировать сокам по растениям. Следовательно, листва имеет вид иголок, пропитанных смолистыми веществами. Они защищают от сильных морозов и высыхания. Лиственница – это единственное дерево хвойных лесов, которое сбрасывает иголки.

Для российской суровой зимы характерны смешанные типы лесов, состоящие из светлохвойных и темнохвойных пород. Холодный климат хорошо подходит для вечнозеленых деревьев. Только с наступлением благоприятных погодных условий у них может начаться фотосинтез. Еще одна отличительная особенность тайги – практически полное отсутствие подлеска.

Смешанные леса

После тайги начинается зона смешанных лесов. Уже само название говорит, что для нее характерны и лиственные, и хвойные породы, причем других пород должно быть не менее 5%. Климатические условия характеризуются теплым летом и не морозной зимой, продолжительностью 3,5-4 месяца. Стремительные реки обеспечивают леса влагой, а осадочные породы служат хорошими условиями для формирования озер и болот.

В отличие от хвойных, смешанные леса занимают незначительные площади. На юге они плавно переходят в широколиственные, где нет ни одного хвойного вида. Северная грань смешанных лесов России проходит по Санкт-Петербургу. Такие леса растут в Скандинавии, Канаде, США, в центре и на востоке Европы.

Лучшие условия для смешанных лесов создаются в умеренном континентальном климате. Они растут в долинах рек, где нет ледяного ветра. Опавшая листва в сочетании с умеренной влажностью насыщает почву смешанных лесов перегноем. Есть четко выраженные ярусы.

Лиственные леса

Вся древесная растительность зоны лиственных лесов обладает широкими и плоскими листовыми пластинами, главная функция которых – фотосинтез. Лесные массивы распространены в умеренном климате Северного полушария. Здесь есть четкая смена времен года – зима, весна, лето, осень. С приходом холодов деревья и кустарники лиственных лесов сбрасывают листву, деревья становятся «голыми».

Самые распространенные породы – осина, яблоня, ива, клен, дуб. В России много берез, они растут около 150 лет и при этом неприхотливы к условиям. Леса имеют четко выраженные ярусы – деревья разной высоты, кустарники, травы. Причем разновидностей последних в несколько раз больше, чем самих деревьев.

Лиственные леса делятся на:

  1. Широколиственные – растут во влажном и умеренно-влажном климатическом поясе. Для таких лесов очень важно равномерно распределять температуру на протяжении всего года.
  2. Мелколиственные – самый светлый лиственный лес России. Его мелкие продолговатые листья не препятствуют прохождению солнечного света. Представлены массивы на Дальнем Востоке и Западе Сибири. Их почвы плодоносней, а разнообразие растительности шире. Мелколиственные породы неприхотливы, они растут и в местах лесных пожаров, и в зоне промышленной вырубки.

На какие ярусы делится лес

Для лесной растительности характерна ярусность. Ярусы леса считаются сверху вниз, на каждом из них обитают свои виды флоры и фауны:

  1. 1-й (верхний) ярус леса занят самыми высокорослыми породами – дубом, елью, сосной.
  2. 2-й ярус – здесь уже встречаются более низкорослые деревья – ольха, осина, ива.
  3. 3-й ярус – кустарники. Здесь растут калина, малина, шиповник. Благодаря своим размерам они всегда находятся под основными деревьями, поэтому ярус часто именуют подлеском.
  4. 4-й ярус – травы. Как правило, они тенелюбивые и имеют широкие листья.
  5. 5-й (самый нижний) ярус леса получает минимальное количество света. Здесь растут мхи и лишайники. Они способны впитывать и удерживать влагу, создавая комфортные условия для других растений.

В зависимости от вида ярусы растений в лесу могут отличаться. Например, для еловых массивов характерно наличие 2 или 3 ярусов. Первый формируют непосредственно ели, второй – травы, третий – мхи. Другие деревья и кустарники здесь не растут. Иногда в еловом лесу нет даже травяного покрова.

Максимальное количество света получают растения верхнего яруса леса. Они сцепляются между собой кронами и формируют полог. Каждому последующему яруса солнца достается все меньше и меньше. Растения приспособились выживать в созданных условиях. Широкие листья трав позволяют удерживать большее количество влаги. Если их высадить на открытое пространство, то они просто погибнут от обильного солнечного света.

Флора лесов

Основные растения леса – это, конечно же, деревья. В тайге растут хвойные породы. Это ель, сосна, пихта, лиственница.

Самая интересная растительность представлена в зоне смешанных лесов. Деревья лиственных и хвойных пород образуют симбиоз. Здесь растут ели, сосны, дубы, тополя, ивы, березы, каштаны, кедры, липы, клены, буки, грабы.

Из кустарников стоит выделить лещину, можжевельник, черемуху, рябину, боярышник, калину.

А в самом нижнем ярусе – тенелюбивые травянистые насаждения, грибы, мхи. Некоторые растения смешанных лесов осенью сбрасывают листья.

Южнее лес полностью становится широколиственным, и никаких хвойных пород в нем не встречается. Здесь растет дуб, ольха, липа, дикая яблоня, каштан. Особое внимание стоит уделить травам, часть из них обладает целебными свойствами. В лесу растут душица, хвощ, недотрога, калужница, иван-чай, иван-да-марья, купальница.

Фауна лесов

Все животные леса являются составляющей частью единого природного комплекса. Каждый компонент этого комплекса занимает свое место и выполняет возложенные на него функции. Именно в лесу живет около половины всех существующих диких животных планеты. Многие из них привязаны к вертикальным ярусам или определенной лесной растительности. Разновидность и численность животных зоны леса напрямую зависит от качества и количества растительности.

Самая богатая фауна представлена в зоне влажных тропических лесов. Травоядные животные обитают в кронах деревьев. Кроме этого по деревьям научились лазить и хищники. Здесь живут приматы, ленивцы, дикобразы, хамелеоны, игуаны. В тропиках огромное количество птиц и насекомых. По мере удаления от экватора разнообразие видов заметно уменьшается.

Основные животные смешанных лесов – лисица, белка, заяц, бобр, волк, куница, кабан, крот, медведь, олень, лось, косуля. Тайга славится росомахой, соболем, кабаргой, зайцем-беляком.

Растения и животные леса тесно взаимосвязаны между собой. Растения являются источником пищи и ночлега, а животные – способствуют их размножению.

Связь между обитателями леса

Все группы обитателей леса тесно взаимосвязаны между собой:

  1. Пищевые цепочки – часть животных являются хищниками, часть их добычей. Но каким бы сильным и смелым не был зверь, он все равно рано или поздно умрет и станет пищей для микроорганизмов и насекомых.
  2. Деревья, травы и кустарники – природное укрытие от врага и непогоды. Также они составляют основу рациона в жизни лесных обитателей.
  3. Животные выполняют транспортную функцию, они переносят семена, плоды растений и расширяют ареал их произрастания.
  4. Мелкие грызуны, насекомые роют норки и лабиринты в земле, что приводит к кислородному обогащению грунта.
  5. Бактерии и грибы принимают участие в разложении растительных и животных останков. Они перерабатывают их в минеральные удобрения, которые просто необходимы для питания растений.

Климат леса

Зона лесов занимает большую территорию на Земном шаре. Ее размеры существенно различаются даже в пределах одного государства. Поэтому рассказывать о климате леса обобщенно будет не правильно.

С точки зрения климатических условий выделяют две зоны лесов:

  • тайга;
  • смешанные и лиственные леса.

Зона тайги расположена в умеренном и субарктическом климатическом поясе. Соответственно, климат хвойных лесов будет существенно отличаться погодными условиями. Арктический воздух влияет на температурные показатели. В Западной Европе зимой могут идти дожди, а заморозки носят редкий характер. В то время как в России столбики термометра опускаются до -45 градусов.

Тайга Севера России в несколько раз теплее, чем Арктика. Среднегодовая температура там никогда не опускается ниже -10. На скандинавскую тайгу положительно влияет течение Гольфстрим. Средняя температура зимы здесь 0. -4. Заметно холоднее будет в Финляндии и Швеции.

Все хвойные леса отличаются повышенной влажностью. За счет низких температур испарение в них минимально, как результат – наличие болотистых участков. Для сибирской и канадской тайги характерна многолетняя мерзлота.

В Северном полушарии, на границе с тайгой, расположена зона смешанных и широколиственных лесов, климат которых имеет определенные отличия. Умеренно-континентальный климатический пояс характеризуется прохладной зимой и теплым летом. В зимние месяцы столбик термометра часто опускается ниже -10 градусов. За год выпадает 700 мм осадков. Испарение слабое, поэтому в лесах влажность за пределами нормы, что приводит к образованию болот.

Чем дальше на юг, тем меньше хвойных деревьев остается в лесном массиве. На смену приходят широколиственные породы. Климат широколиственных лесов также характеризуется повышенной влажностью, однако осадки равномерно распределяются в течение всего года. Летом температура поднимается до +24, а зимой никогда не опускается ниже -8. Такие условия способствуют быстрому разложению опавшей листвы, что сказывается на высокой плодородности почвы.

Связь человека и леса

В современном мире человек и лес тесно взаимосвязаны между собой. Но эта связь настолько тонкая, что люди перестали замечать, в чем именно она заключается, и какую пользу от лесных насаждений они получают.

Еще в Древней Руси лес в жизни человека играл важную роль, он сопровождал его от момента рождения и до самой смерти. Из дерева строили дома, мастерили первую колыбель, вырезали игрушки. В лесу добывали еду, он давал сырье для одежды и обуви, сухую древесину использовали для обогрева жилья.

В хозяйственных целях значение леса для человека заключается в следующем:

  • строительные материалы;
  • источник пропитания;
  • регулятор природных процессов;
  • источник энергии;
  • сырьевая база.

Роль леса в жизни человека неоценима, так как этот природный ресурс используется практически во всех сферах производства. В давние времена люди, живущие в лесу или около него, собирали ягоды, грибы, охотились на диких животных. Они отлично разбирались в лекарственных травах и способны были излечиться благодаря им от многих заболеваний.

На сегодняшний день деятельность человека в лесу оставила неизгладимый отпечаток. Объем вырубленных деревьев значительно превышает объем их естественного восстановления. Постоянные лесные пожары, глобальное изменение климата, халатность человека ведут к значительному уменьшению площади лесов. Если эти природные санитары погибнут полностью, то все живое на планете перестанет существовать.

Развитые страны стараются всеми силами сохранить природу лесов. Регулярные лесопосадки позволяют восстановить количество деревьев. Для естественного воспроизводства запрещается какая-либо хозяйственная деятельность на лесных территориях. Некоторые государства сумели сохранить участки первобытного леса, в жизнь которых никогда не вмешивался человек. Ярким примером является Германия и ее «урвальд», возраст определенных деревьев в нем составляет 400 лет.

Примеры фитоценозов и ярусность растений

Растения растут, чаще всего, не изолированно, а в определённых группах – фитоценозах.

Фитоценоз – это закономерное сочетание определённых видов растений. Самая характерная его черта – ярусность. Растительные группировки состоят из представителей различных видов растений, требующих разных условий существования. Благодаря этому в одной местности уживаются разнообразные растения.

.
Примеры фитоценозов:
наиболее характерными фитоценозами в средней полосе являются леса, луга, водоёмы, болота, степи.

Лес как фитоценоз. Ярусы.

Основные ярусы леса составляют деревья, кусты, травянистые растения, моховой ковёр и почва.

Ярус деревьев, их роль в биоценозах

Сосна – украшение леса. Сосны очень любят солнце и растут там, где много света, но к почве не очень требовательны. Могут расти на песке, в том числе вблизи моря, или на каменистой почве. Сосны приносят большую пользу природе, укрепляя корнями песчаные берега и склоны, подкармливая лесных жителей семенами из шишек. Особенно ими любят лакомиться белки и дятлы.

Ель европейская – выносливое дерево. Оно не боится морозов и даже при глубоко минусовой температуре продолжает фотосинтезировать и расти. Иглы ели – это своеобразные листья, которые держатся на дереве по 5-7 лет. Эти деревья дают густую тень и защиту от ветра круглый год, выступая мощными эдификаторами. Шишки снабжают пищей птиц, таких как клесты. Люди используют древесину елей как строительный материал, как сырьё для производства бумаги. А ещё из неё изготавливают самые лучшие скрипки.

Дуб – могучее дерево с прочной древесиной, глубокими мощными корнями и густой кроной. Дубы затеняют почву, ослабляют движение воздуха и создают особые условия для жизни других обитателей леса. Его плоды служат пищей многим лесным животным. Древесина дуба – прочная и красивая, а потому из нее делают паркет и мебель, строят корабли. Молодой корой дуба лечат людей, животных, из желудей делают аналог кофе.

Берёза – как и другие деревья, она является в биоценозе продуцентом, в берёзовых рощах может быть эдификатором. Это светолюбивая порода, не слишком привередливая к грунту. Образует эндотрофную микоризу со многими грибами – боровиками, груздями, подберёзовиками, белыми трюфелями.

Клён остролистный – настоящее украшение наших лесов. Это высокое, стройное дерево с красивой гладкой корой, покрытой мелкими трещинками. Клёны – теневыносливые, в лесу они часто растут под другими деревьями и ещё больше усиливают тень для подлеска. Их семенами питаются птицы и мелкие грызуны.

Липа – ещё одно теневыносливое дерево и отличный медонос. Она кормит нектаром многие тысячи насекомых. Ароматные цветки липы можно высушить и заваривать как чай или для лечения.

Довольно обычными в лиственных лесах являются и другие породы – ясень обыкновенный, ива, ольха, граб. На полянах и опушках можно встретить рябину обыкновенную, плодами которой так любят лакомиться снегири, свиристель, дрозды.

Все деревья находятся в тесных связях с другими членами биоценоза. Они служат жилищами для птиц, зверей и насекомых, дают строительный материал для гнёзд и пищу для личинок, их плоды поедают птицы и млекопитающие, а на корнях живут разнообразные бактерии и грибницы. На древесных стволах часто можно увидеть мхи и лишайники.

Второй ярус леса

Второй ярус леса представлен разнообразными кустами. Довольно распространёнными являются лещина обыкновенная, калина, шиповник собачий, бересклет бородавчатый, барбарис обыкновенный, малина, ежевика, бузина чёрная и красная.

Густые заросли кустарника создают тёмный и влажный микроклимат для растений и животных. Птицы охотно прячут в них свои гнёзда. Листья и ягоды служат пищей насекомых и млекопитающих.

Третий ярус леса

К третьему ярусу лесных растений относятся травянистые растения.

В марте и апреле начинают цвести растения, которые называют эфемероидами, что в переводе означает “скоротечный”. Среди них – подснежник, пролеска, мать-и-мачеха, хохлатка, медуница, фиалка, первоцвет весенний, кандык, петров крест чешуйчатый, чина весенняя.

Июнь отмечается более массовым цветением травянистых растений: вероника дубравная, венерины (кукушкины) башмачки, грушанка, колокольчики, гвоздика, чистотел, зверобой и многие другие.

В июле количество цветущих растения растет. В это время можно увидеть такие растения как: пижма, таволга, лапчатка, очисток, мальва, иван-чай, тысячелистник, золототысячник, звездчатка ланцетолистная.

Четвёртый ярус лесного фитоценоза

Четвёртый ярус лесной растительности занимают мхи. Они предпочитают влажные места, но иногда забираются и на стволы деревьев. В наших лесах встречаются плевроциум, дикранум, кукушкин лен.

Пятый ярус леса

Пятый, почвенный ярус лесной растительности занимают корни деревьев, живущие на них грибы и бактерии. К съедобным грибам относятся: белый гриб, маслёнок, лисичка, подберезовик, сыроежка, опята.Наиболее опасным ядовитым грибом является бледная поганка. В перегнивающих опавших листьях в большом количестве живут насекомые и их личинки, черви, клещи, тихоходки и простейшие.

Значение леса в жизни человека

Лес – бесценный дар природы. Значение его невозможно переоценить. Леса влияют на климат, смягчая его и имея огромное водорегулирующее значение. Благодаря обилию растительности в лесу накапливается значительное количество влаги. Лес влияет на формирование почв. Насаждения защищают поля от суховеев, ветровой и водной эрозии почв. Воздух в лесах и поблизости лишён пыли, наполнен ароматами лесных растений, фитонцидами, которые восстанавливают силы человека и дарят ему здоровье.

В жизни человека лес играет первостепенную роль как чрезвычайно важный природный ресурс. Он даёт материалы для строительства, деревообрабатывающей и мебельной промышленности, поставляет сырье для бумажной, целлюлозной и химической промышленности. В лесах растет значительное количество растений со съедобными плодами. Это земляника, черника, брусника, клюква, малина, костяника, ежевика, черёмуха, лещина. У подножья деревьев можно найти грибы.

Различают хвойные, лиственные и смешанные леса. Хвойные леса состоят из таких пород, как сосна, ель, пихта. Лиственные леса состоят из дуба, граба, березы, ясеня, клена, липы. В смешанных лесах растут как хвойные, так и лиственные породы.

Какие ярусы есть в лесу и что там находится?

Здоровье

Снаряжение

Дополнительно

Эльбрус из космоса

Легенды и были

Галерея

Обратная связь

« Ноябрь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Из курса географии вы знаете, что в лесу различные по величине растения располагаются друг над другом, образуя ярусы. Это можно видеть даже на маленькой площадке.

К первому ярусу относятся наиболее высокие деревья: дуб, ясень, клен, береза, вяз, тополь, бук.

Запишите характеристику древесных ярусов. В ней укажите: название древесной породы, высоту, диаметр, возраст.

Высоту дерева можно определить с помощью эклиметра — инструмента для измерения вертикальных углов на местности.

Эклиметр сделайте заранее. Вырежьте прямоугольную дощечку размером 20X15 см и прибейте к ней ученический транспортир. В центре полуокружности транспортира подвесьте на прочной нитке небольшой грузик.

Высоту дерева лучше всего измерять вдвоем. Станьте на некотором расстоянии от дерева и визируйте по верхнему краю эклиметра по направлению на верхушку дерева. Затем отходите назад или вперед до тех пор, пока нитка отвеса станет на деление 45 градусов. Отсюда измерьте рулеткой расстояние до дерева и прибавьте величину своего роста до глаз. Это и будет высота дерева.

Диаметр дерева можно определить следующим образом. Измерьте рулеткой на высоте примерно 140 см окружность дерева и разделите полученную цифру на 3,14.

Остается определить возраст дерева первого яруса, Вы уже знаете, что возраст хвойных деревьев можно определять по мутовкам сучьев. К лиственным деревьям этот способ неприменим. Поэтому возраст лучше всего определяйте по годичным кольцам на свежем пне.

Второй ярус состоит из деревьев, немного уступающих основным породам по высоте. Это подлесок из теневыносливых деревьев — рябины, черемухи, дикой яблони и груши.

Описание деревьев второго яруса делайте по такой же форме, как вы описывали первый ярус. Для определения высоты и толщины выбирайте наиболее высокое дерево каждой породы.

Кроме деревьев, в лесу растут различные кустарники. Они относятся к третьему ярусу. Кустарниковый ярус в лесу называется также подлеском.

По составу пород он наиболее многообразный. Сюда относятся боярышник, крушина, орешник, бузина, бересклет, жимолость, калина, шиповник.

Вы, должно быть, обратили внимание, что в некоторых местах кустарники образуют настолько густые заросли, что сквозь них трудно пробраться.

Опишите кустарники, которые растут на пробной площадке. Записи кустарникового яруса делайте по следующей форме: название вида кустарника, сколько кустарника растет на пробной площадке, средняя высота, состояние.

Посмотрите, нет ли в третьем ярусе сильно угнетенных деревьев. Некоторые деревья, попадая в неблагоприятные условия, за долгую свою жизнь не могут подняться выше кустарника.

Постарайтесь определить причину угнетенного состояния дерева.

К четвертому ярусу относите все травы. Это растения, у которых на зимний период отмирают надземные стебли, остаются живыми только корни и корневища у многолетних растений.

На уроках ботаники вы учили, что травы по своим биологическим особенностям весьма разнообразны. К многолетним относится большинство злаков, осоковых и др.; к двухлетним — зонтичные, многие крестоцветные. Есть и однолетние.

Определите по справочной литературе все виды трав, встречающихся на пробной площадке, и запишите в графу: «Название вида». Во вторую графу запишите, какой вид растений является господствующим в количественном отношении, какие виды встречаются редко.

В третьей графе отметьте фенологическую фазу. Фазы для цветковых такие: вегетативная — растение еще не цвело, цветение, плодоношение, обсеменение — растения обсеменяются или уже обсеменились, отмирание — надземные побеги засохли, отмерли.

Обратите внимание, как располагаются растения по видовому составу относительно света, влаги и других условий.

При изучении древесной и травянистой растительности на пробной площадке вы непременно заметите маленькие деревца — подрост. Установите: где всходы из семян, а где поросль от старых корней и пня. Понаблюдайте, какую борьбу выдерживают молодые всходы деревьев с травянистым покровом. Отметьте в журнале, есть ли случаи гибели всходов.

Установите, какого происхождения подрост лучше развивается: сеянцы или поросль. Объясните причины неодинакового их роста.

А к какому ярусу отнести грибы? Эти растения, также как микроскопические водоросли и бактерии, относятся к пятому ярусу.

При изучении растительности пятого яруса опишите только грибы. Если у вас есть литература с рисунками и описанием грибов, постарайтесь определить их названия.

Из наблюдений вам известно, что каждый вид растения развивается в определенных условиях. Очевидно, и растения разных ярусов тоже предъявляют неодинаковые требования к условиям жизни — к свету, теплу, почве.

Не забывайте собирать растения для ботанической коллекции — гербария. У крупных растений — деревьев и кустарников — берите по два экземпляра от каждого вида, у мелких — несколько.

Травянистое растение, если оно поместится в гербарной папке, выкапывайте с корнем. Землю с корней стряхивайте, а если она плохо отстает — отмывайте.

Каждый вид растения укладывайте в гербарную папку с этикеткой. В ней пишите порядковый номер, дату, местонахождение, название растения и номер яруса.

Закончив работу на пробной площадке, продолжайте заданный маршрут. Когда попадутся другие виды растений, сделайте остановку и займитесь изучением нового растительного сообщества.

При изучении растительного сообщества важно не только определить вид растения, описать его характеристику, но изучить закономерности развития растений.

Другие новости по теме:

Сайт посвящен Приэльбрусью
Copyright © 2005-2019

Какие ярусы есть в лесу и что там находится?

Лес – составная часть природы.

Лес – экологическая система, в которой главной жизненной формой являются деревья.

Лесообразующая порода — древесная порода, формирующая полог леса — верхний, главный ярус древостоя.

В лесу различают ярусы:

    Древостой. Полог леса — совокупность крон сомкнувшихся деревьев. В лесах умеренного пояса может быть до двух лесных пологов, в тропических лесах — до пяти ярусов древостоя.

Подлесок — группа растений в лесу, произрастающих в тени деревьев, которые образуют древесный полог. Состоит из кустарников и низких деревьев, которые никогда не вырастают до высоты основного древостоя.

Травяной или травяно-кустарничковый.

Моховой или мохово-лишайниковый.

Лесная подстилка – слой органических остатков на поверхности почвы в лесу.
Лесная подстилка состоит из опавших листьев, веток, цветов, плодов, коры и других остатков растений, фекалий и трупов животных, оболочек куколок и личинок.

  • Подземный ярус леса состоит из корневой системы растений, лесных почв и их многочисленных обитателей, включая фауну, грибы и микроорганизмы.

  • Поляна — открытый участок в лесу.
    Основная растительность — травы и мелкий кустарник.


    Лесосека — участок леса, отведённый
    для рубок спелых и перестойных насаждений.


    Еловый древостой.
    Древостой — совокупность основных видов деревьев образующей лес.


    Заболоченный берёзовый лес.


    Лесозащитные полосы.


    Подлесок в сосновом лесу.


    Флора и фауна. Лес и его обитатели. 2008 г.

    Лучше не скажешь:

    Человечество с глубокой древности своим существованием обязано зеленому царству растений, которые поглощают и преобразуют солнечный свет в органическое вещество. На долю растений приходится примерно 95% общего веса биомассы планеты, и 66% из них вырабатывается лесами. Именно леса, зеленое сокровище Земли, определяют биологическую продуктивность планеты, Они самым непосредственным образом оказывают благоприятное влияние на климат, атмосферу, гидрологический режим рек и других водных объектов, предохраняют почву от ветровой и водной эрозии, являются регуляторами атмосферного и почвенного влагообмена. Поэтому леса являются не только уникальной частью природы, но и выполняют весьма разнообразные экологические и социально-экономические функции.

    Деревья

      Хвойные отличаются обычно жёсткими вечнозелёными (редко летнезелёными) игловидными или чешуйчатыми листьями, называемыми хвоей, или иглами, образуют шишки или можжевеловые ягоды. К этой группе относятся, например, сосны, ели, пихты, лиственницы, кипарисы, секвойи.

  • Широколиственные деревья имеют широкие и плоские листья — у которых толщина значительно меньше длины и ширины, обычно опадающие раз в год. Широколиственные (или просто лиственные) деревья обычно цветут и плодоносят. К этой группе относятся клёны, буки, ясени, эвкалипты и другие.
  • Деревья делятся по сроку жизни листьев — на листопадные и вечнозелёные.

      Листопадные деревья имеют чёткую смену лиственного покрова: все листья на дереве теряют зелёную окраску и опадают, некоторое время (зимой) дерево стоит без листьев, потом (весной) из почек вырастают новые листья.

  • Вечнозелёные деревья не имеют чёткой смены лиственного покрова: листва находится на дереве в любой момент года, и смена листьев происходит постепенно, в течение всей жизни дерева.
  • В дереве выделяют три основные части: корень, ствол и крона.

      Корень дерева — это, как правило, подземная часть растения. Основные функции — удержание дерева в вертикальном положении, всасывание питательных веществ из почвы и передача их в ствол. Корни имеют большую протяжённость: они могут уходить на глубину до 30 метров и в стороны на расстояние до 100 метров. У некоторых деревьев есть воздушные корни, которые находятся над поверхностью земли, а их функция схожа с функцией листьев.

    Ствол дерева выполняет функцию опоры для кроны, а также осуществляет передачу веществ между корнями и кроной. В зимний период времени выступает в роли хранилища влаги и питательных веществ. Древесный ствол состоит из сердцевины, древесины, которая нарастает от камбия внутрь, образуя годовые кольца — тёмные и светлые участки, видимые на поперечном спиле дерева. Количество годовых колец в лесах умеренной зоны соответствует возрасту дерева, а их толщина — условиям жизни дерева в каждый конкретный год. В засушливых районах у деревьев могут появляться ложные кольца после выпадения осадков. Снаружи ствол покрыт корой. В течение своей жизни дерево имеет, как правило, единственный ствол. При повреждении (спиливании) главного ствола у некоторых деревьев из спящих почек могут развиваться сестринские стволы. Часть ствола от основания до первых сучьев называется штамбом.

  • Крона дерева — совокупность веток и листьев в верхней части растения, продолжающая ствол от первого разветвления до верхушки дерева или кустарника со всеми боковыми ответвлениями и листвой. Различают такие характеристики, как форма кроны — от колонновидной до раскидистой и плотность кроны — от плотной до редкой, ажурной. Под действием света в листьях в результате фотосинтеза происходит синтез необходимых веществ.
    • Наибольшей высоты достигают деревья вида секвойя, в национальном парке Редвуд их высота достигает 115,55 м.

    Самое толстое дерево в мире — баобаб, 15,9 м в диаметре.

  • Старейшим деревом в мире считается ель, растущая в горах на западе Швеции, вероятно, с ледникового периода. Её возраст составляет около 9550 лет.
  • «Экскурсия: “Лес, ярусы леса»
    учебно-методический материал по экологии

    Цели экскурсии:

    1. Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.
    2. Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.
    3. Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.
    4. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    ekskursiya_les_yarusy.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Экскурсия: лес, ярусы леса»

    Подготовила педагог ДО

    1. Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.
    2. Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.
    3. Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.
    4. Воспитывать бережное отношение к природе.
    1. Блокноты и простые карандаши.
    2. Маленькие грабельки и совок.
    3. Нож.
    1. Выучить наизусть отрывки из стихотворений, приведенные ниже

    Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Веселой, пестрою стеной

    Стоит над светлою поляной.

    Дремлет лес под сказку сна.

    Словно белою косынкой

    Юный лес в зеленый дым одетый,

    Теплых гроз нетерпеливо ждет.

    Все весны дыханием согрето,

    Все кругом и любит и поет.

    В глуши лесной, в глуши зеленой,

    Всегда тенистой и сырой,

    В крутом овраге под горой

    Бьет из камней родник студеный.

    1. Разделить детей на 3 группы.
    2. Приготовить задания для практической работы по группам.

    Задание для 1 группы.

    1. Какие растения относятся к первому ярусу?

    Назовите и покажите их.

    Как их отличить друг от друга?

    1. Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).
    2. * Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?
    3. Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

    Задание для 2 группы.

    1. Какие растения относятся ко второму ярусу?

    Назовите и покажите их.

    Как их отличить друг от друга?

    1. Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней.
    2. * Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?
    3. Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

    Задание для 3 группы.

    1. Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?

    Назовите и покажите эти растения .

    Как их отличить друг от друга?

    1. Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)
    2. * Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?
    3. Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

    Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве.

    Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

    • Как нужно вести себя на природе?
    • Где вы можете ходить?
    • Что можете делать?
    • Чего нельзя делать на природе?

    2. Вводная беседа.

    • Ребята, где мы с вами находимся?
    • Вам здесь нравится?
    • Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?
    • Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.

    (Дети читают наизусть четверостишия.)

    – Понравились вам отрывки из стихотворений?

    – Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)

    • А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)
    • О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)
    • А какое время года сейчас?
    • Какой сейчас месяц, год и число?
    • Какая погода стоит на дворе?
    • Как выглядит лес осенью?
    1. Изучение новой темы.

    – А что такое лес?

    • Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)
    • Чем они отличаются друг от друга?
    • Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.
    • На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ: высокие, средние и низкие растения.)
    • Не мешают ли расти друг другу растения леса? ( Нет, потомучто они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)
    • Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.
    • А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы.

    (Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

    • Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)
    • Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)
    • * К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)
    1. Практическая работа.
    • Только ли растения живут в лесу?
    • Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.
    • Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя.

    (Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

    6. Отчет по практической работе.

    По сигналу педагога группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.

    1. Подведение итогов экскурсии.
    • Понравилась ли вам экскурсия?
    • Какие открытия вы сделали сегодня?
    • Как размещаются растения и животные в лесу?
    • * Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?
    • Как нужно относиться к растениям, животным и почему?
    • Зачем нужен лес?

    ЛЕСНЫЕ ЭТАЖИ И ВЛАДЕНИЯ

    Мы знаем, что лес—это многоэтажный дом. И все этажи этого дома заняты птицами. Есть птицы, которые живут в подвальных этажах. Обычно их дом находится по берегам лесных рек. Они делают свои гнёзда в земле на обрывистом берегу реки. Так живут ласточки-береговушки.

    На нижних этажах живёт соловей, козодой. Мы уже знаем, что соловей делает своё гнездо под кустом и прячет его. А козодой кладёт яйца прямо на земле и потом сидит на них, прикрывая их собой от врагов. Рябчик делает своё гнездо в виде глубокой ямки, а лесной конёк —под кустом или маленькой ёлочкой. На нижних этажах также живут славки.

    А вот свиристели—жители средних этажей. Они делают свои гнёзда в старых заболоченных лесах. В средних этажах делает своё большое гнездо кедровка. А коршун —житель только высоких этажей. Ястреба можно назвать жителем чердачного этажа. Своё гнездо он делает на самом высоком дереве. Мы говорили сейчас об открыто гнездящихся птицах. Но и дуплогнёздники живут на разных этажах леса.

    Ниже всех из дуплогнёздников живёт синичка-гаичка. Она делает своё гнездо недалеко от земли. Её «старшая сестра»—лазоревка—тоже живёт в нижних этажах, но может жить и в средних. А самая старшая—большая синица—предпочитает средние и высокие этажи.

    Горихвостка делает своё гнездо в дуплах, которые находятся в самом низу среднего этажа, а мухоловка—на средних этажах и иногда на высоких. Пищуха живёт на средних этажах, а гнездо поползня можно увидеть и в средних этажах, и в нижних.

    Почти все лесные птицы живут на определённых этажах. Конечно, в одном лесу всех лесных птиц никогда не увидишь. Одни птицы живут только в хвойных лесах, например корольки, клесты, чижи. Другие—в смешанных или лиственных. А есть среди птиц и такие, гнёзда которых ты никогда не увидишь в лесах средней полосы. Здесь нет гнёзд свиристелей и чечёток. Эти птицы прилетают к нам только зимой, а весной они улетают на север и там делают свой гнёзда. Но в любом месте, в любом лесу птицы живут на определённом «этаже».

    В лесах нашего округа можно встретить птиц: тетерева, глухаря, поползеня, дятла, клеста, ястреб-перепелятник, ястреб-тетеревятник, канюк, коршун черный неясыть серую, ушастая сова, сипуха, синица большая, трясогузка, сойка; зверей: белку, зайца, бурундука, лемминг, мышь, гадюка, крота и лесную мышь; насекомых: мух, муравьев, бабочек, пауков; растения: грибы, мох кукушкин лен и сфагнум, первоцвет, мать-и-мачеху, копытень, шиповник, бруснику, чернику, ель обыкновенную, сосну, пихту, сосну сибирскую(кедр), дуб, березу, осину, ясень, лесную малину.

    При подготовке к экскурсии была использована литература:

    1. Дмитриев Ю. Д. Необыкновенное путешествие в обыкновенный Лес. – М.: Русский язык, 1991.
    2. Петров В. В. Растительный мир нащей Родины. – М.: Просвещение, 1981.
    3. Сухарев Ю. Ф. Природоведение //Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). – Самарская область, г. Чапаевск, 1996.
    Ссылка на основную публикацию