Коробочка из “Мертвых душ” Н. В. Гоголя – характеристика персонажа

Образ и характеристика Коробочки — героини поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Портрет: описание внешности, речевая характеристика

Помещицу Коробочку звали Настасья Петровна. Это была пожилая женщина, вдова, коллежская секретарша. У неё есть дети, она обмолвилась о них Чичикову. Автор не описывает лица героини, чтобы показать, что образ Коробочки типичен для русских помещиц. Когда Чичиков заехал к ней, заблудившись ночью, она была в спальном чепце, с фланелью на шее. Выспавшись, Чичиков вышел к хозяйке и увидел, что она одета «в тёмное платье и уже не в спальном чепце, но на шее всё также было что-то навязано».

Коробочка немногословна, говорит с расстановкой, часто употребляет простонародные выражения, например: «маненько», «авось», «забранки пригинаешь». Обращаясь к Чичикову, она говорит ему «батюшка», «отец мой».

Описание усадьбы, дома, деревни

За огородами виднелась довольно большая деревня. Избы стояли врассыпную, но были ухожены: старый тёс на крышах был заменён новым, ворота не покосились, в сараях стояли запасные новые телеги. Видно было, что крестьяне здесь не страдают от бедности.

В доме на стенах были старинные обои, картины с птицами и маленькие старинные зеркала, за которыми было что-нибудь заложено (колода карт, письмо и т. п.), а также стенные часы, которые, если «им пришла охота бить», сначала шипят и хрипят.

Хозяйка угостила Чичикова вкусным пирогом с яйцом, а кроме того, пирожками, шанишками, блинами и много ещё чем. Еда была обильная, в патриархальном вкусе.

Характер

Коробочка — очень хозяйственная помещица, полностью поглощённая ведением хозяйства. Она бережлива, аккуратна, заботится о крестьянах, управляет поместьем так, что у неё остаются на продажу излишки муки, мёда, крупы и т. п. Черты её характера неплохие:

  • она расчётлива;
  • практична;
  • бережлива;
  • деловита;
  • у неё практическая хватка.

Но замкнутый круг мелочных хозяйственных забот умертвил её душу. У неё нет живого хозяйственного ума, она просто знает, что нужно взращивать, продавать и покупать — и этой программе следует всю жизнь. У неё нет никаких духовных запросов, она не желает знать о том, что выходит за пределы её хозяйственных забот. Мышление этой помещицы ограничено, как и замкнутый круг её жизни. Перед читателем предстаёт мелочная, скупая, «дубинноголовая» помещица, которая «вся переселилась в хозяйственную жизнь».

Отношение Коробочки к предложению Чичикова

Реакция этой помещицы на предложение Чичикова выдаёт не только её глупость, но и практическую хватку, стремление не упускать выгоду. Предложение купить у неё умерших крестьян она понимает буквально: «Нешто хочешь ты их откапывать из земли?» — вопрошает бестолковая Настасья Петровна.

Но её пугает не столько предмет торговли, сколько возможность продешевить. Она боится упустить выгоду, опасается «чтобы как-нибудь не надул её этот покупщик». Коробочка сильно волнуется, так как опасается, что вдруг мёртвые души стоят больше, чем хочет дать за них Чичиков (он предлагал за 18 мёртвых душ 15 рублей), да и вдруг эти души как-нибудь в хозяйстве пригодятся. Коробочка опасается совершать эту сделку, старается уговорить Чичикова купить у неё лучше живые души (по сто рублей) или пеньку. «Дубинноголовая» коробочка вывела Чичикова из себя, он «хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей чёрта». Помещица ужасно испугалась, так как чёрта боялась, и согласилась на предложение Чичикова.

Вскоре после его отъезда Коробочку стала терзать мысль, не обманул ли её приезжий, не продешевила ли она. От беспокойства помещица не спала 3 ночи и решила ехать в город узнать почём там мёртвые души.

Отношение Чичикова к Коробочке

Чичиков в общении старается подладиться под собеседника. Так, с Маниловым он был очень вежливым и благодушным. Попав же к Коробочке, он понял, что с ней не надо особенно церемониться. С ласковым видом он сразу начал спрашивать помещицу, сколько душ в её деревеньке (оказалось, что у Коробочки 80 душ) и много ли умирало крестьян. Узнав, что умерло 18 человек, он попросил уступить их ему, но поняв, что она не уступит, предложил их ему продать.

Затем начался такой разговор с ошарашенной хозяйкой, что Чичиков подумал: «Ну баба, кажется, крепколобая!» Уговорить помещицу было непросто, так как она боялась, что понесёт убыток, продав мертвые души дёшево. Чичиков, уже выходя из терпения от её непроходимой тупости, снова подумал: «Эк её, дубинноголовая какая!» Долго не сдавалась Коробочка, боясь продешевить. Когда Чичиков уже начал выходить из себя, она испугалась, что он такой сердитый, и согласилась продать мёртвые души за 15 рублей. После этого она угостила заезжего гостя очень вкусной и обильной едой, и довольный Чичиков наобещал ей в скором времени накупить у неё ещё много чего: и муки, и свиного сала, и птичьих перьев, и крупы.

Вывод

Образ Коробочки, героини поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», обрисован автором в сатирических тонах. Читатель видит, что такие люди, как эта помещица, не способны к движению ни к внешнему, ни к внутреннему, так как душа у них мертва и не может возродиться.

Характеристика образа Коробочки, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Образ и характеристика Коробочки Мёртвые души Гоголя сочинение

В «Мёртвых душах» Гоголь беспощадно обличает пороки крепостнического строя. Чтобы раскрыть замысел произведения, автор сатирически изобразил помещиков – крепостников и дал каждому меткую характеристику. Среди них образ Настасьи Петровны Коробочки. Смысл её жизни – преумножение денег и богатства за счёт тяжёлого труда своих крестьян.

Чичиков познакомился с пожилой помещицей случайно, когда его пьяный кучер, ночью сбился с дороги и заехал в самую глушь. Поместье Настасьи Петровны находилось в стороне от бурлящей жизни. Комната, куда пригласили Чичикова, были «обвешаны» старыми обоями, на стене висели «шипящие, как змеи часы», за картинами спрятаны свёртки и кулёчки. Внешний вид помещицы в ночном чепце и «фланелью на шее», говорил о скромном и небогатом существовании. По словам автора, она «из таких матушек», которые жалуются на неурожайные годы и на сильные убытки. А сама тихонечко складывает деньги «в пестрядевые мешочки».

Узнав, что на ночлег попросился дворянин, Коробочка вела себя с ним очень приветливо и во всём старалась ему угодить. Обращалась к нему почтительно «батюшка», заставила служанку почистить ему грязную одежду. Даже спросила, не желает ли гость, чтобы ему почесали пятки перед сном, как любил её покойный муж, коллежский секретарь. А, поняв, что Чичиков «покупщик», хитрая Коробочка стала ещё более радушной.

Как оказалось у помещицы крепкое хозяйство, у неё восемьдесят душ крепостных, которые и приносят ей хорошие доходы. Настасья Петровна начала бойко предлагать Чичикову свои товары: сало, мёд, муку, птичьи перья. Но у него другая цель – совершить сделку по покупке «мёртвых душ» и поиметь свою выгоду. Когда он завёл разговор об умерших крестьянах, стало ясно, что перед ним очень жадная, необразованная и «дубинноголовая» помещица. Не понимая, зачем ему эти крестьяне, она спрашивала: «Нешто хочешь ты их откапывать?». Она долго торговалась: «Авось, понаедут купцы, да применюсь к ценам». Кое – как объяснив, что этот «товар» купцам не нужен, а она сэкономит деньги на налогах, Чичиков пообещал ей пятнадцать рублей «синими ассигнациями».

Сильно переживала Коробочка, что продешевила и поехала в город узнавать цену «мёртвым душам», что и привело, в дальнейшем, к разоблачению аферы Чичикова.

Гоголь наделил Коробочку говорящей фамилией и раскрыл её настоящую сущность. Отсутствие нравственных начал у «людей – коробочек», жажда накопления, приводит к вырождению личности и их души становятся «мёртвыми».

Вариант 2

Каждому из пяти помещиков, у которых предприниматель Чичиков скупал мертвые души, посвящена отдельная глава поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». К Настасье Петровне Коробочке Чичиков попадает случайно, заблудившись ночью по дороге от Манилова.

Хозяйство у Коробочки большое, крепкое. Эта помещица – умелая, бережливая хозяйка, сама занимается хозяйством. У нее 80 душ крепостных, с которыми Коробочка непосредственно общается, поэтому речь ее близка к крестьянскому говору. Во дворе полно всякой птицы, в огородах растут разные овощи. Много фруктовых деревьев. Коробочка гостеприимна: встретила Чичикова приветливо, приготовила постель, на ночь предложила выпить чаю, а утром хорошо накормила. Все ее интересы сосредоточены на хозяйстве. В доме все обустроено по-старинному. К вещам Коробочка относится аккуратно, а в комоде среди белья лежат мешочки с деньгами, которые она копит всю жизнь. Домовитость Коробочки со временем переросла в скопидомство. Везде много мух. Это говорит о застывшем мире героини.

Внешность у Коробочки малопривлекательная. В описании портрета мы не найдем описания лица, глаз, как будто их нет. Автор этим подчеркивает бездуховность персонажа. Коробочка невежественна, суеверна, корыстна. Ею руководит страсть к наживе. Гоголь иронизирует по поводу умственных способностей Коробочки. Чичиков про себя называет ее «дубинноголовой». У нее «говорящая» фамилия: она живет в своем имении замкнутой жизнью, как в коробочке. Всё новое её пугает.

Коробочка торгует натуральными продуктами, которые производят ее крестьяне: медом, салом, пенькой. Поторговывает и самими крестьянами. Все у нее идет в дело. Чичикова она принимает за покупщика и предлагает ему приобрести разные продукты. Все черты характера Коробочки проявились в сделке с Чичиковым. Их разговор – диалог глухих. Коробочка не понимает значения этой сделки, боится быть обманутой. Она всю жизнь копила-копила, поэтому думает, а вдруг мертвые души пригодятся. Имена своих умерших крестьян она знает наизусть. Коробочка торгует людьми, как будто это неодушевленные предметы. Она не собирается уступать мертвые души Чичикову по дешевке. После уговоров Чичикова Коробочка решается на продажу такого необычного товара. Она осторожна. После отъезда Чичикова Коробочка отправилась в город, чтобы узнать, по какой цене продают нынче мертвые души.

Коробочка является не живым человеком, а пародией на него, воплощением духовной пустоты.

Сочинение про Коробочку

Коробочка Анастасия Петровна это героиня романа «Мертвые Души». В произведение она выступает помещицей, которая продавала мертвые души. Гоголь этому персонажу выделил целую третью главу в своем произведении.

Гоголь в своем произведении Анастасию Петровну отнес к помещикам, которые постоянно жалуются на свои доходы и убытки. Но Анастасия Петровна отнюдь была не такой, пока она жалуется ее сундук медленно, но верно наполняется деньгами. Все-таки она было простой женщиной, и автор не раз выделял ее душевную простоту. Она не принадлежала к привилегированной части общества, как в это время другие помещики, всеми своими силами хотели к нему присоединиться.

Гоголь делал акцент на ее одежду и внешний вид. Автор не раз называл ее одежду затрепанной. Ее главной целью в жизни является увеличение своего капитала. Она некогда не отказывалась от любого способа заработать. Вся ее жизнь была основана на накоплении материальных средств. Она считает, что деньги намного важнее, чем внешний вид. Также она не замечает разницу между живой или не живой природой. Когда Чичиков предложил купить ее мертвые души, то она сразу же согласилась. Можно даже сказать, что она получила деньги из воздуха. Но она продала ему их в три дорога, так как очень любила хорошо и быстро зарабатывать. За свою жадность и алчность Гоголь дал ей прозвище «дубинноголовая».

Подводя третью главу к завершению, Гоголь сделал вывод. По его мнению, Коробочка это образ, который мог бы существовать и в реальности. Также он говорил, что она мало чем отличается от других помещиц того времени. Все помещики были одержимы деньгами, и вели себя единообразно. Гоголь в течении всей главы не раз не упомянул о красоте Коробочки. Из этого можно сделать вывод, что Анастасия Петровна не выделялась своей красотой в отличие от Манилова, так как Гоголь много раз говорил о красоте Манилова.

У коробочки было сильное и верное хозяйства, которая было построена на репутации самой Коробочки. Она продавала все что угодно, это сало молоко, яйца и многое другое. Ее хозяйства автономно и не зависит не отчего. Оно за свое существование не претерпело не одного паление. Оно все время растет в верх, пусть и медленно.

Также стоит отметить обстановку в доме. У нее были старые комнаты с выцветшими обоями. В доме полно разных украшений для декора. В каждой комнате есть большие зеркала в старых мрачных рамах.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Коробочки Мёртвые души

Популярные сегодня темы

Современная действительность позволяет человеку чувствовать себя комфортно и получать удовольствие от жизни. Человек покупает себе большую квартиру, смартфон последней модели, дорогую машину.

Приём характеристики героев через предметы, окружающую их обстановку доведен Гоголем в поэме «Мёртвые души» до такого совершенства, что каждый образ выступает в памяти не сам по себе, а один – на фоне клубов табачного дыма

Васька Пепел – молодой человек, от природы обладающий такими качествами, как доброта, мягкость и жизнерадостность. Ему всего 28 лет, и казалось бы, у него впереди вся жизнь

Произведения Ивана Алексеевича Бунина посвящены разным темам, однако все связаны лейтмотивом грусти и печали по вырождению дворянского мира.

Эгоизм заключается в очень сильной любви к самому себе. Человек ставит себя на пьедестал, возвышает над другими. Эгоист жаждет, чтобы в жизни всё складывалось так, как он этого хочет. Этой болезнью заражены всё, однако, не каждый стремится к ее излечению.

Образ Коробочки из романа «Мёртвые души»

Произведение «Мёртвые души» было написано во второй половине 19 века. Первый том был издан в 1842 году, второй том практически полностью уничтожен автором. А третий том так и не был написан.

Коробочка — пожилая женщина, вдова. Живёт в маленькой деревни, сама ведёт хозяйство, занимается продажей продуктов и меха. Скупая женщина. Имена всех крестьян знала наизусть, письменного учёта не вела.

  1. Краткая характеристика Коробочки
  2. Образ и характеристика Коробочки
  3. Сочинение про Настасью Петровну
  4. Коробочка в поэме Гоголя
  5. Описание образа с цитатами

Краткая характеристика Коробочки

Образ помещицы Настасьи Петровны Коробочки удачно дополняет коллаж характерных типов помещиков. Нельзя сказать, что она наделена отрицательными качествами, но и причислить ее к приятным личностям нельзя.

Коробочка заметно отличается бережливостью и склонностью к порядку. В ее имении все в исправности – правда, вещи, используемые как в быту, так и в интерьере помещицы не отличаются новизной, но это не смущает старуху.

С особым наслаждением она жалуется на все на свете – плохие урожаи, безденежье, хотя, на самом деле, все обстоит не столь плачевно: «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».

Настасья Петровна не отличается незаурядным умом – окружающие ее аристократы, считают ее глупой старухой. Это соответствует действительности – Коробочка действительно глупая и необразованная женщина.

Помещица с недоверием относится ко всему новому – в первую очередь в действии людей она стремится увидеть какой-то подвох – таким способом она «спасает» себя от неприятностей в дальнейшем.

Образ Настасьи Петровны Коробочки, один из самых привлекательных и противоречивых.

С одной стороны, она заботливая хозяйка своего поместья. Коробочка в меру разумного, заботится о своих крестьянах. Все постройки в ее имении, хоть и не новые, но качественно отремонтированные, а крепостные не выглядят забитыми.

С другой же стороны, старуха обладает не самым приятным характером – она глупа и ограничена, любит постоянно жаловаться, чем утомляет своего собеседника.

Образ и характеристика Коробочки

Каждому из пяти помещиков, у которых предприниматель Чичиков скупал мертвые души, посвящена отдельная глава поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». К Настасье Петровне Коробочке Чичиков попадает случайно, заблудившись ночью по дороге от Манилова.

Хозяйство у Коробочки большое, крепкое. Эта помещица — умелая, бережливая хозяйка, сама занимается хозяйством. У нее 80 душ крепостных, с которыми Коробочка непосредственно общается, поэтому речь ее близка к крестьянскому говору.

Во дворе полно всякой птицы, в огородах растут разные овощи. Много фруктовых деревьев. Коробочка гостеприимна: встретила Чичикова приветливо, приготовила постель, на ночь предложила выпить чаю, а утром хорошо накормила. Все ее интересы сосредоточены на хозяйстве. В доме все обустроено по-старинному.

К вещам Коробочка относится аккуратно, а в комоде среди белья лежат мешочки с деньгами, которые она копит всю жизнь. Домовитость Коробочки со временем переросла в скопидомство. Везде много мух. Это говорит о застывшем мире героини.

Внешность у Коробочки малопривлекательная. В описании портрета мы не найдем описания лица, глаз, как будто их нет. Автор этим подчеркивает бездуховность персонажа. Коробочка невежественна, суеверна, корыстна. Ею руководит страсть к наживе.

Гоголь иронизирует по поводу умственных способностей Коробочки. Чичиков про себя называет ее «дубинноголовой». У нее «говорящая» фамилия: она живет в своем имении замкнутой жизнью, как в коробочке. Всё новое её пугает.

Коробочка торгует натуральными продуктами, которые производят ее крестьяне: медом, салом, пенькой. Поторговывает и самими крестьянами. Все у нее идет в дело. Чичикова она принимает за покупщика и предлагает ему приобрести разные продукты. Все черты характера Коробочки проявились в сделке с Чичиковым. Их разговор – диалог глухих.

Коробочка не понимает значения этой сделки, боится быть обманутой. Она всю жизнь копила-копила, поэтому думает, а вдруг мертвые души пригодятся. Имена своих умерших крестьян она знает наизусть. Коробочка торгует людьми, как будто это неодушевленные предметы. Она не собирается уступать мертвые души Чичикову по дешевке.

После уговоров Чичикова Коробочка решается на продажу такого необычного товара. Она осторожна. После отъезда Чичикова Коробочка отправилась в город, чтобы узнать, по какой цене продают нынче мертвые души.

Коробочка является не живым человеком, а пародией на него, воплощением духовной пустоты.

Сочинение про Настасью Петровну

Коробочка Настасья Петровна – это героиня романа «Мертвые Души». В произведении она выступает помещицей, которая продавала мертвые души. Гоголь этому персонажу выделил целую третью главу в своем произведении.

Гоголь в своем произведении Анастасию Петровну отнес к помещикам, которые постоянно жалуются на свои доходы и убытки. Но Анастасия Петровна отнюдь была не такой, пока она жалуется, ее сундук медленно, но верно наполняется деньгами.

Все-таки она была простой женщиной, и автор не раз выделял ее душевную простоту. Она не принадлежала к привилегированной части общества, как в это время другие помещики, всеми своими силами хотели к нему присоединиться.

Гоголь делал акцент на ее одежду и внешний вид. Автор не раз называл ее одежду затрепанной. Ее главной целью в жизни является увеличение своего капитала. Она некогда не отказывалась от любого способа заработать. Вся ее жизнь была основана на накоплении материальных средств. Она считает, что деньги намного важнее, чем внешний вид.

Также она не замечает разницу между живой или не живой природой. Когда Чичиков предложил купить ее мертвые души, то она сразу же согласилась. Можно даже сказать, что она получила деньги из воздуха. Но она продала ему их в три дорога, так как очень любила хорошо и быстро зарабатывать. За свою жадность и алчность Гоголь дал ей прозвище «дубинноголовая».

У нее было сильное и верное хозяйство, которое было построено на репутации самой Коробочки. Она продавала все что угодно – сало молоко, яйца и многое другое.

Также стоит отметить обстановку в доме. У нее были старые комнаты с выцветшими обоями. В доме полно разных украшений для декора. В каждой комнате есть большие зеркала в старых мрачных рамах.

Подводя третью главу к завершению, Гоголь сделал вывод. Коробочка – это образ, который мог бы существовать и в реальности. Также он говорил, что она мало чем отличается от других помещиц того времени. Все помещики были одержимы деньгами, и вели себя единообразно.

Коробочка в поэме Гоголя

В «Мёртвых душах» Гоголь беспощадно обличает пороки крепостнического строя. Чтобы раскрыть замысел произведения, автор сатирически изобразил помещиков – крепостников и дал каждому меткую характеристику. Среди них образ Настасьи Петровны Коробочки. Смысл её жизни – преумножение денег и богатства за счёт тяжёлого труда своих крестьян.

Чичиков познакомился с пожилой помещицей случайно, когда его пьяный кучер, ночью сбился с дороги и заехал в самую глушь. Поместье Настасьи Петровны находилось в стороне от бурлящей жизни. Комната, куда пригласили Чичикова, были «обвешаны» старыми обоями, на стене висели «шипящие, как змеи часы», за картинами спрятаны свёртки и кулёчки.

Внешний вид помещицы в ночном чепце и «фланелью на шее», говорил о скромном и небогатом существовании. По словам автора, она «из таких матушек», которые жалуются на неурожайные годы и на сильные убытки. А сама тихонечко складывает деньги «в пестрядевые мешочки».

Узнав, что на ночлег попросился дворянин, Коробочка вела себя с ним очень приветливо и во всём старалась ему угодить. Обращалась к нему почтительно «батюшка», заставила служанку почистить ему грязную одежду.

Даже спросила, не желает ли гость, чтобы ему почесали пятки перед сном, как любил её покойный муж, коллежский секретарь. А, поняв, что Чичиков «покупщик», хитрая Коробочка стала ещё более радушной.

Как оказалось, у помещицы крепкое хозяйство, у неё восемьдесят душ крепостных, которые и приносят ей хорошие доходы. Настасья Петровна начала бойко предлагать Чичикову свои товары: сало, мёд, муку, птичьи перья. Но у него другая цель — совершить сделку по покупке «мёртвых душ» и поиметь свою выгоду.

Когда он завёл разговор об умерших крестьянах, стало ясно, что перед ним очень жадная, необразованная и «дубинноголовая» помещица. Не понимая, зачем ему эти крестьяне, она спрашивала: «Нешто хочешь ты их откапывать?».

Она долго торговалась: «Авось, понаедут купцы, да применюсь к ценам». Кое — как объяснив, что этот «товар» купцам не нужен, а она сэкономит деньги на налогах, Чичиков пообещал ей пятнадцать рублей «синими ассигнациями».

Сильно переживала Коробочка, что продешевила и поехала в город узнавать цену «мёртвым душам», что и привело, в дальнейшем, к разоблачению аферы Чичикова.

Описание образа с цитатами

Полное имя героини — Настасья Петровна Коробочка, является одинокой вдовой, коллежской секретаршей (ее муж был коллежским секретарем). Неизвестно, есть ли у Коробочки дети. Из других родных у Коробочки есть сестра, живущая в Москве.

Коробочка — больная старуха. Она жалуется на бессонницу и боли в разных местах:

“… Бессонница. Все поясница болит, и нога, что повыше косточки, так вот и ломит. […] Дай бог, чтобы прошло. Я‑то смазывала свиным салом и скипидаром тоже смачивала…”

О внешности старушенции известно следующее:

“… вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…”

“…Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано…”

Настасья Петровна является мелкой, но зажиточной помещицей. Она владеет 80 крепостными душами:

“…одна из тех матушек, небольших помещиц…”

“…Душ-то в ней, отец мой, без малого восемьдесят…”

“…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…”

Несмотря на это, любит прибедняться и жаловаться на жизнь:

“… да вот беда: урожай плох, мука уж такая неавантажная…”

Коробочка является хорошей хозяйкой. Она следит за тем, чтобы ее гость Чичиков был сыт, а его одежда — вычищена:

“… платье, уже высушенное и вычищенное, лежало возле него…” (служанка Коробочки вычистила платье Чичикову)

“… теста со вчерашнего вечера еще осталось, так пойти сказать Фетинье, чтоб спекла блинов; хорошо бы также загнуть пирог пресный с яйцом, у меня его славно загибают…”

“…У вас, матушка, блинцы очень вкусны, – сказал Чичиков…”

Коробочка — бережливая старуха:

“… бережлива старушка, и салопу суждено пролежать долго в распоротом виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатной сестры вместе со всяким другим хламом…”

Она содержит свое имение в порядке. Ее крестьяне живут не в самых плохих условиях:

“… Однако ж мужички на вид дюжие, избенки крепкие…”

Помещица знает наизусть имена почти всех своих крестьян. Это говорит о том, что женщина серьезно занимается своим хозяйством:

“…помещица не вела никаких записок, ни списков, а знала почти всех наизусть…”

Бойкая и самостоятельная Коробочка отстаивает свои права, подает просьбы в суд и т.д.:

“… случится в суд просьбу подать, а и не на чем…”

Когда нужно уладить какие-то разбирательства, Коробочка задабривает чиновников (“подмасливает”):

“… Да заседателя подмаслила…”

Будучи опытной торговкой, Коробочка старается выгодно продать Чичикову свои “мертвые души”:

“… Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят…” (о мертвых душах)

“… лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам…”

Настасья Петровна — упрямая и глупая старуха:

“…«Ну, баба, кажется, крепколобая!» – подумал про себя Чичиков…”

“…Эк ее, дубинноголовая какая! – сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения…”

“…Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены…”

“…чиновники увидели только, что Коробочка была просто глупая старуха…”

Коробочка — подозрительная, недоверчивая женщина:

“…Она видела, что дело, точно, как будто выгодно, да только уж слишком новое и небывалое; а потому начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул ее этот покупщик…”

Помещица вляется неразвитой личностью, по мнению автора:

“… точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого совершенствования?…” (Гоголь о Коробочке)

Коробочка верит одновременно и в Бога, и в черта:

“… С нами крестная сила! Какие ты страсти говоришь! – проговорила старуха, крестясь…”

“…да, видно, в наказание-то Бог и наслал его. Такой гадкий привиделся; а рога-то длиннее бычачьих…” (о черте)

На досуге она гадает сама себе на картах:

“… Вздумала было на ночь загадать на картах после молитвы…”

Это была цитатная характеристика Коробочки в поэме “Мертвые души” Гоголя: описание внешности и характера героини.

Читайте также: Гюго Козетта – анализ и сочинение по главе романа «Отверженные».

Гоголь наделил Коробочку говорящей фамилией и раскрыл её настоящую сущность. Отсутствие нравственных начал у «людей – коробочек», жажда накопления, приводит к вырождению личности и их души становятся «мёртвыми».

Характеристика образа Коробочки, ее хозяйства и усадьбы из поэмы Гоголя «Мертвые души»

В образе Коробочки Гоголь олицетворяет жадность и убогость. Давайте подробнее познакомимся с персонажем «Мертвых душ»

В поэме Гоголя «Мертвые души» основные события разворачиваются вокруг путешествия мошенника Чичикова по российским губерниям. Автор представляет читателю несколько ярких персонажей помещиков. Раскрывая их образ жизни и хозяйственную деятельность, Гоголь отображает тяжелое положение русского народа и обличает недостатки существующего строя начала 19 века.

Одним из центральных персонажей в произведении «Мертвые души» выступает помещица Коробочка.

Характеристика и описание Коробочки в поэме «Мертвые души»

С почтенной дамой читатель встречается в главе третьей первого тома великого произведения. Примечательно, что возница Селифан буквально «наехал» на забор ее имения, окончательно заблудившись ночью, во время бурной грозы – спьяну, по наитию, зажмурив глаза.

В народе в подобных случаях говорили «Бес попутал!». И действительно, в символике эпизода с Коробочкой много дьявольского.

Прибывший в поместье в два часа ночи, Чичиков свернулся «кренделем» в пуховых перинах где-то в три утра – час сатаны, по народным поверьям.

А предложение «почесать пятки»? Эта часть тела во многих легендах является местом наибольшей уязвимости у хтонических чудовищ – в этом же художественном пространстве сокрушать зло никто не собирается, его наоборот лелеют. Чичиков, конечно, не змееподобное чудище, но уж точно нечисть – сама хозяйка его тут же отождествила со «своим покойником» (умершим мужем).

Уставшему с дороги новоприбывшему простительно заснуть мертвым сном. Но эта деталь у Гоголя выглядит очень символичной, равно как и многочисленные мухи, облепившие наутро отдыхающего (в христианской культуре муха – знак присутствия сатаны).

Имя коллежской секретарши Настасья с греческого переводится «бессмертная», «воскресающая». Вот она, мессия мертвых душ, посланница вечной смерти на земле! Не поэтому ли в интерьере, окружившем Чичикова, так много птиц? Это и портреты, и несметное количество куриц, уток и индюшек, населяющих тесный дворик, тучи ворон. Дело не только в домашней изолированности и расхлябанности, туповатости и ограниченности.

Вообще-то, образ птицы символизирует в фольклоре духовность, связь земли и неба, вечно возрождающуюся жизнь и материнскую защиту. Только пернатые несушки слишком уж приземленные создания: выше собственной головы не взлетают – куда уж там высшие сферы. Окружающая помещицу «всякая домашняя тварь» символизирует власть земли, материи, предметности, а значит – смерти. Вот и по батюшке даму величают Петровна (от греческого слова, обозначающего «камень», «скала») – и это не комплимент духовной стойкости носителя имени.

А уж как упоминания черта боится! Потому что он-то в этом доме – подлинная духовная реальность (трепать имя всуе не следует), хоть в грозу и зажигается суеверно лампадка перед иконой. И ведь гадала же вдовушка за три дня до приезда неожиданных визитеров и пришел ведь в ответ на воззвания о будущем к своей покорной слуге сам рогатый. Не о Чичикове ли предупреждал? И не единожды странствующий коммерсант, не сдержавшись, в переговорах с нею помянул черта.

Только перед Настасьей Петровной не бросился Чичиков прятать святую святых – свою шкатулку. Емкость эта прямо магнитом притянула Коробочку: подобное тянется к подобному! А в чичиковском ящичке – все необходимое для заключения договора на душу с сатаной: перо, чернила, бумага, бритвы (по преданию, кровью подобные соглашения пишутся), деньги и мыло – чтобы руки после нехорошего дела умыть, скрыв видимые следы.

Образ персонажа

В описании Коробочки много типичного. Автор считает, что таких женщин на Руси множество. Они не вызывают симпатии. Гоголь назвал женщину «дубинноголовой», но в ней нет отличия от чопорных образованных аристократок. Бережливость Коробочки не вызывает умиления, наоборот, в ее хозяйстве все скромно. Деньги оседают в мешочках, но не вносят в жизнь новизны. Вокруг помещицы огромное количество мух. Они олицетворяют застой в душе хозяйки, в мире вокруг нее.

Помещицу Настасью Петровну Коробочку нельзя изменить. Она выбрала путь накопительства, не имеющего смысла. Жизнь поместья протекает в стороне от настоящих чувств и событий.

Внешность Коробочки

Перед читателем появляется пожилая женщина в кое-как надетом спальном чепце и намотанной на шею фланели.

Портрета как такового нет, но есть авторское ощущение от подобных «матушек», держащих голову чуть вбок на манер курицы, выпучивающей в страхе на что-то новое глаза и открывающих в замешательстве рот.

Такие мелкие помещицы всласть наплачутся на неурожаи и убытки, а сами методично и любовно копят в ящичках комодов денежки среди всякого вещевого хлама. Кажется, и сами вещи любят таких бережливых старушек – не изнашиваются и служат вечно.

На утреннем чаепитии с Чичиковым секретарша опять сидит в темном платье, без чепца, но с обмотанной шеей – деталь многозначительная, если учесть что шея ассоциируется в организме с подвижностью, гибкостью сознания.

История создания

Впервые помещица Коробочка появляется в произведении Николая Гоголя «Мертвые души» в третьей главе. Старушка не занимает центральное место в произведении, при этом автор вложил в получившийся образ большое количество презрения.


Николай Гоголь

Однако, при негативном отношении к персонажу, Гоголь признавал бытовые таланты помещицы:

«Коллежская регистраторша Коробочка, не читавшая и книг никаких, кроме часослова, да и то еще с грехом пополам, не выучась никаким изящным искусствам, кроме разве гадания на картах, умела, однако ж, наполнить рублевиками сундучки и коробочки».

Поздний анализ «Мертвых душ», где Настасья Коробочка предстает во всем великолепии, сподвиг литераторов выстроить разнообразные теории. К примеру, Дмитрий Быков утверждает, что произведение Гоголя соотносится с творением Гомера «Одиссея».


Первое и современное издания «Мертвых душ»

В таком варианте старая помещица представляет собой аналог древнегреческого персонажа Цирцеи. Гречанка отравила мужа и установила в собственных владениях жесткий порядок. Такое же поведение свойственно Настасье Коробочке, которая при всей своей внешней глупости показана настоящей умелой хозяйкой. Впрочем, подтверждений подобных умозаключениям Быкова не найдено.

Впервые изданное в 1842 году, произведение до сих пор не теряет актуальности. По мотивам романа-поэмы регулярно снимаются фильмы, ставятся спектакли и создаются оперы.

Любимые занятия

Бабушка – особа богомольная, однако не прочь погадать после вечерней молитвы. Любит пожаловаться на жизнь: Чичикову наутро рапортует о бессоннице и ломоте в ноге, сетует на неурожаи, потери ценных работников, «неавантажную» из-за неурожая муку.

Вся целиком в хозяйстве: гостеприимно приютить именно дворянина, продать что-то, выпросить гербовой бумаги на всякий случай, вкусно угостить полезного человека – использует любые возможности увеличить достаток.

Отличается трепетным отношением к вещам: мелкие предметы и бумаги закладываются за рамы зеркал – так что взгляд «залипает» на стенах. Видит и замечает все привычное и устоявшееся, а «новое и небывалое» вводит ее разум в состояние ступора.

Экранизации

В 1960 году на кинопленку перенесли театральную постановку «Мертвые души» 1932 года. Режиссером картины выступил Леонид Трауберг. Воплощали идею Гоголя артисты Московского Художественного академического театра им. М.Горького. Роль Коробочки досталась актрисе Анастасии Зуевой.


Анастасия Зуева в образе Коробочки

Спустя 8 лет, в 1968 году, к классическому сюжету обратился режиссер Александр Белинский. Экранизация вышла в эфир в рамках проекта «Театр на экране». Роль колоритной Коробочки исполнила актриса Клавдия Фадеева.

В 1984 году вышел сериал «Мертвые души», созданный по первому тому одноименного творения Гоголя. Сюжет фильма максимально приближен к первоисточнику. Роль помещицы сыграла актриса Тамара Носова.


Тамара Носова в образе Коробочки

В 2005 году на телеканале «НТВ» состоялась премьера «Дело о «Мертвых душах». Сериал затрагивает и одноименное творение Гоголя, и несколько других произведений автора. Критики не оценили работу режиссера Павла Лунгина и высказались отрицательно. Роль Коробочки достала актрисе Елене Галибиной.

Описание усадьбы

В ночи перед путниками появилось «что-то похожее на крышу»: сам дом воспринимается как ящик, у которого первым делом бросается в глаза крышка. Символика напрашивается самая мрачная.

Комната, где ночевал Чичиков, оклеена старыми полосатыми обоями, с зеркалами и картинками птиц – куриное царство, где только два петуха (два мужских портрета – Кутузов и обладатель мундира павловских времен). В ней идут часы – шипящие как клубок гадюк и натужно хрипящие, когда приходит пора бить.

В маленьком дворе усадьбы копошится всяческая домашняя живность, целые тучи ворон перелетают от одного фруктового дерева на другое. А пасут это стадо несколько чучел с растопыренными пальцами (все в помещицу – будто норовят схватить что-то, на одном даже хозяйский ночной чепец).

Крестьянские домики поставлены врассыпную, без четких улиц: мир языческого хаоса, неодухотворенная сама себя стихийно организующая материя. Но Чичиков замечает признаки материального довольства: старый тес на крышах заменен новым, дома справные, ворота крепкие, в некоторых дворах – новые телеги.

Популярные сочинения

  • Сочинение Лужин в произведении Преступление и наказание (Образ и характеристика)
    Лужин – это герой произведения «Преступление и наказание» автором, которого был Достоевский. Большинство читателей сравнивают его с еще одним героем Раскольниковым, ведь они чем-то похожи в сфере теории.
  • Сочинение Описание картины Опять двойка Решетникова для 7 класса
    Рассмотрим знаменитую картину художника Фёдора Решетникова «Опять двойка». Самый главный герой, мальчик, который стоит в центре просторной комнаты.
  • Как я в первый раз встал на коньки сочинение
    Зима – прекрасное время года. Лично у меня оно ассоциируется с праздниками, каникулами и конечно же подарками. Именно в это время все наполняется волшебством и прекрасной сказочной атмосферой

Почему Коробочка «мертвая душа»

Никакого духовного содержания в помещице нет – даже имитации. Все поступки, мысли и высказывания персонажа обусловлены коммерческим подходом ко всему и всем.

Апофеоз формы: в поместье-ларец постоянно вкладывается что-то, просто потому что пустота требует заполнения. Коробочка – зияющая бесконечная пустота, которая сама себя заполняет, затягивая в себя вещи и деньги. Последние – изначально живущий своей жизнью эквивалент человеческого труда – не тратятся, а хоронятся в ящиках, делаются хламом.

Смерть всему духовному живет в этом поместье. Не случайно Чичикову здесь так вольготно отдыхалось и богато угощалось. И особенно хороши были блинцы с припеками – ритуальная еда!

Отношение Чичикова к Коробочке

Обращается к хозяйке по-свойски, держится с ней уверенно, покровительственно и зовет ее матушкой. Принимает ее гостеприимство как само собой разумеющееся.

Сделка по продаже мертвых душ оказалась для господина неожиданно трудной. Баба оказалась не то что «крепколобой» – «дубинноголовой».

Чичиков считает «проклятую старуху» настолько незначительной, что не считает нужным сдерживать свой подлинный темперамент – ругается, сулит ей черта, проклинает вместе с ее деревней. Походя дает ничего не значащие обещания о заключении договора подряда и от «гастрономической» взятки не отказывается.

Выводы

В финале главы о Коробочке Гоголь говорит о том, что образ ее типичен, существенной разницы между ней и некоторыми представителями аристократии не наблюдается. Автор уделяет большое внимание поведению Чичикова, подчеркивая, что он ведет себя с этой помещицей развязнее, проще, чем с Маниловым.

Данное явление есть для русской действительности типичным, доказывает это лирическое отступление Николая Васильевича о том, как Прометей превратился в муху. Такова Коробочка («Мертвые души»), характеристика которой была нами проведена. Ее можно представить и более наглядно. Чтобы лучше усвоить информацию, предлагаем вам ознакомиться с таблицей, которая характеризует такую помещицу, как Коробочка («Мертвые души»).

Отношение к хозяйству Коробочки

Всепоглощающее и лишенное каких-либо эмоций. Без заминки сообщает, что в крепости у нее человек без малого восемьдесят. Помнит кто и когда умер, наизусть диктует как звали каждого покойного.

Заручившись обещаниями с Чичикова, тут же на крыльце принялась наблюдать за хозяйственными делами: кто и что куда понес.

Коробочка – говорящий и двигающийся предмет своего изолированного, живущего натуральным производством мирка. То же огородное чучело – только с другой функцией: охранять от внешних разорений и притягивать вещи и деньги из пространства за воротами поместья.

Противоречивость характера

В поэме Настасья Петровна представлена как персонаж довольно противоречивый. С одной стороны, она хозяйственная и заботливая по отношению к своим крепостным. С другой стороны, как отмечал Гоголь, она убогая. Постоянные жалобы старухи, как отпечаток её преклонного возраста, убивают желание общаться с ней.

О противоречивости характера Коробочки можно судить по тому факту, что часто она крестилась и молилась, как бы веря во Всевышнего, но в разговоре упоминала наравне с Богом и черта.

После молитвы же позволяла себе раскинуть карты и погадать. Крепка была ее вера в том, что после карт снятся вещие сны. Такая суеверность отмечала невежество помещицы.

Гоголь в поэме ловко использует символические приемы, подчеркивающие мистичность образа Коробочки в полной мере. А дом на отшибе, устрашающий интерьер, постоянные причитания старухи и ее странная одежда придают образу какую-то сказочность.

Характеристика Коробочки в поэме “Мертвые души”: описание, внешность, характер

Коробочка.
Художник П. Боклевский

Помещица Коробочка является одной из центральных героинь поэмы “Мертвые души” Гоголя.

Впервые помещица Коробочка появляется в 3-ей главе “Мертвых душ”.

Характеристика Коробочки в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера

“. Коробочка, коллежская секретарша. [. ] Настасья Петровна. “

“. мое такое неопытное вдовье дело. “

“. Третьего года сестра моя привезла оттуда теплые сапожки для детей: такой прочный товар, до сих пор носится. ” (сестра привезла из Москвы)

“. Бессонница. Все поясница болит, и нога, что повыше косточки, так вот и ломит. [. ] Дай бог, чтобы прошло. Я-то смазывала свиным салом и скипидаром тоже смачивала. “

“. вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее. “

“. Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано. “

“. одна из тех матушек, небольших помещиц. “

“. Душ-то в ней, отец мой, без малого восемьдесят. “

“. одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. “

“. да вот беда: урожай плох, мука уж такая неавантажная…”



Коробочка является хорошей хозяйкой. Она следит за тем, чтобы ее гость Чичиков был сыт, а его одежда – вычищена:

“. платье, уже высушенное и вычищенное, лежало возле него. ” (служанка Коробочки вычистила платье Чичикову)

“. теста со вчерашнего вечера еще осталось, так пойти сказать Фетинье, чтоб спекла блинов; хорошо бы также загнуть пирог пресный с яйцом, у меня его славно загибают. “

“. У вас, матушка, блинцы очень вкусны, – сказал Чичиков. “

Чичиков и Коробочка.
Художник А. Лаптев

“. бережлива старушка, и салопу суждено пролежать долго в распоротом виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатной сестры вместе со всяким другим хламом. “

“. Однако ж мужички на вид дюжие, избенки крепкие. “

“. помещица не вела никаких записок, ни списков, а знала почти всех наизусть. “

“. случится в суд просьбу подать, а и не на чем. “

“. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят. ” (о мертвых душах)

“. лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам. “

Настасья Петровна Коробочка – упрямая старуха:

“. «Ну, баба, кажется, крепколобая!» – подумал про себя Чичиков. “

“. Эк ее, дубинноголовая какая! – сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения. “

“. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены. “

“. чиновники увидели только, что Коробочка была просто глупая старуха. “

“. Она видела, что дело, точно, как будто выгодно, да только уж слишком новое и небывалое; а потому начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул ее этот покупщик. “

“. С нами крестная сила! Какие ты страсти говоришь! – проговорила старуха, крестясь. “

“. да, видно, в наказание-то Бог и наслал его. Такой гадкий привиделся; а рога-то длиннее бычачьих. ” (о черте)

“. Вздумала было на ночь загадать на картах после молитвы. “

Это была цитатная характеристика Коробочки в поэме “Мертвые души” Гоголя: описание внешности и характера героини.

13 Комментарии

Дорогой друг, спасибо за ваше мнение. К сожалению, цитаты действительно можно интерпретировать по-разному, это правда. Мы указываем свое мнение, но мы можем ошибаться.
На наш взгляд, в данной цитате про бумагу важно вот что: Коробочка бойкая не потому, что смеет просить бумагу, а потому, что она на этой бумаге подаёт заявления в суды, занимается тяжбами и тд. Из этой фразы можно сделать вывод, что для неё судебные разбирательства – это обычное дело.

Почему Коробочка очень бойкая женщина для своего времени? В наше время, в 2019 году, такая бурная деловая жизнь нормальна для женщины. Но нужно учесть, что в то время, в XIX веке женщины-дворянки почти никогда не работали и занимались семьёй и бытовыми мелочами. В основном всеми делами имения занимались мужчины. Вдовы, оставшись без мужей, занимались своими хозяйствами тоже с разным успехом. В итоге редкая женщина занималась своим имением и судами так, как этим занимается Коробочка. Для этого действительно требовалось быть достаточно бойкой, на наш взгляд.
Поэтому мы считаем обоснованным называть Коробочку бойкой.

Опять же, это только наше мнение. Спасибо ещё раз за ваш комментарий.

Дорогой друг, спасибо за комментарий. Спасибо за ваши добрые слова.

Мы убрали фразу про “неразвитую Коробочку”, хотя мы ее считаем “неразвитой”, но видим, что трактовка цитаты Гоголя вызывает проблемы у нас и у вас и у ЕГЭ. Мы убрали эту фразу. Это она вызывала лишение балла на ЕГЭ? Мы не совсем поняли этот нюанс.

Хотим немножко поспорить с вами. Мы не считаем, что Гоголь ставит Коробочку выше Маниловой или выше сестры Коробочки. Это не указано нигде прямым текстом. Гоголь не говорит, что Коробочка лучше Маниловой или своей сестры, только из-за своей хозяйственности и напористости. Гоголь призывает подумать читателя о том, что она не хуже их. Но лучше ли она их? Гоголь не дает своего мнения. А мы в статье этого и не указывали. Мы указали, что она неразвитая сама по себе, без сравнения с кем-то, сама по себе. Разве это не считается частью характеристики человека? Цитату Гоголя можно убрать и поставить миллион его других цитат, которые докажут ее неразвитость. Вот в чем загвоздка.

На наш взгляд, у вас неточность в том, что вы автоматически повысили Коробочку выше Маниловой и сестры Коробочки, “домыслив” за Гоголя. В тексте Гоголь оставляет это как риторический вопрос, подталкивая к мысли, что Коробочка не хуже сестры или Маниловой. Но лучше ли она? Вы не сможете подтвердить цитатой то, что Гоголь считает Коробочку лучше Маниловой или сестры. Он оставляется вопрос открытым. Получается, на ЕГЭ вы предлагаете детям позицию о том, что Коробочка лучше Маниловой и своей сестры? Но это нужно аргументировать, а в тексте этого нет. Остается только домысливать в форме сочинения.

На ЕГЭ, получается, не принимают слово “неразвитая” в отношении Коробочки? Вроде как в тексте недостаточно доказательств ее деградации и ограниченности? То есть по меркам ЕГЭ ее считают вполне развитой? Мы вот этого не понимаем. Искренне. Поясните, если можете. Получается, что так. Раз фраза “неразвитая” вызывает снятие целого бала на ЕГЭ. Для нас эта тема осталась не раскрытой. Дайте знать в двух словах, пожалуйста.

Образ и характеристика Коробочки — героини поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Произведение «Мёртвые души» было написано во второй половине 19 века. Первый том был издан в 1842 году, второй том практически полностью уничтожен автором. А третий том так и не был написан.

Коробочка — пожилая женщина, вдова. Живёт в маленькой деревни, сама ведёт хозяйство, занимается продажей продуктов и меха. Скупая женщина. Имена всех крестьян знала наизусть, письменного учёта не вела.

Сделка с Чичиковым

Особую роль играет эпизод покупки мертвых душ у Коробочки. Помещица, узнав, что Чичиков «покупщик», начинает предлагать ему различные товары. В ней говорит желание наживы. Она с сожалением говорит, что уже продала другим купцам мед, за который Чичиков, вероятнее всего, отдал бы больше.

Когда главный герой говорит, что именно он готов купить, Коробочка долго не может понять: как можно продать уже покойные души? Она растеряна, потому что никогда не продавала мертвых душ, поэтому не знает на них цены. Из-за этого героиня и медлит, боясь продешевиться, хотя понимает, что сделка «как будто выгодна».

Из-за боязни ошибиться с ценой Коробочка тратит много времени. Она решает «повременить» с продажей, узнать цены на покойных и после уж их продавать. Однако Чичикову все же удается другим способом вывести ее на заключение сделки. Павел Иванович, обещая купить у нее выращенные ее крестьянами продукты, отдает за души 15 ассигнаций.

Отношение Коробочки к предложению Чичикова

Реакция этой помещицы на предложение Чичикова выдаёт не только её глупость, но и практическую хватку, стремление не упускать выгоду. Предложение купить у неё умерших крестьян она понимает буквально: «Нешто хочешь ты их откапывать из земли?» — вопрошает бестолковая Настасья Петровна.

Но её пугает не столько предмет торговли, сколько возможность продешевить. Она боится упустить выгоду, опасается «чтобы как-нибудь не надул её этот покупщик». Коробочка сильно волнуется, так как опасается, что вдруг мёртвые души стоят больше, чем хочет дать за них Чичиков (он предлагал за 18 мёртвых душ 15 рублей), да и вдруг эти души как-нибудь в хозяйстве пригодятся. Коробочка опасается совершать эту сделку, старается уговорить Чичикова купить у неё лучше живые души (по сто рублей) или пеньку. «Дубинноголовая» коробочка вывела Чичикова из себя, он «хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей чёрта». Помещица ужасно испугалась, так как чёрта боялась, и согласилась на предложение Чичикова.

Вскоре после его отъезда Коробочку стала терзать мысль, не обманул ли её приезжий, не продешевила ли она. От беспокойства помещица не спала 3 ночи и решила ехать в город узнать почём там мёртвые души.

Значение образа

Так зачем Н. В. Гоголь посвятил целую главу образу Коробочки? В своих лирических отступлениях он доказывает типичность данного персонажа. Он называет ее одной из тех, что «плачутся на неурожаи», а сами «набирают понемногу деньжонок».

Настасья Петровна ограничена, она живет в своеобразной «коробочке», поэтому фамилия героини оказывается говорящей. Она зациклена на получении прибыли, именно с этой целью она и ведет хозяйство. Героиня глупа и необразованна. Как пишет автор, если Коробочка зарубила что-то себе на носу, то уж это «ничем не пересилишь».

Писатель не зря дает такое краткое описание внешности героини, для него было важно подчеркнуть типичность этого образа. Делает он это и в лирических отступлениях: «иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка».

Данная статья поможет написать сочинение «Характеристика Коробочки» по плану, раскроет способы создания данного женского образа, покажет значение персонажа в произведении, а также мнение автора по поводу данного типа людей.

Мертвые души

У крестьян, которые продает Коробочка удивительные прозвища. Часть из них дополняют характеристику человека, другие просто придуманы народом. Все прозвища в памяти у хозяйки, она вздыхает и с сожалением перечисляет их гостю. Самые необычные:

  • Неуважай–Корыто;
  • Коровий кирпич;
  • Колесо Иван.

Коробочка жалеет каждого. Искусный кузнец сгорел как уголь по пьянке. Все были славными работниками, их сложно внести в список безымянной покупки Чичикова. Мертвые души Коробочки самые живые.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мертвые души»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мертвые души»
  • для самых любопытных — Анализ «Мертвые души» Гоголь
  • для самых крутых — Читать «Мертвые души» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

Сочинение про Настасью Петровну

Коробочка Настасья Петровна – это героиня романа «Мертвые Души». В произведении она выступает помещицей, которая продавала мертвые души. Гоголь этому персонажу выделил целую третью главу в своем произведении.

Гоголь в своем произведении Анастасию Петровну отнес к помещикам, которые постоянно жалуются на свои доходы и убытки. Но Анастасия Петровна отнюдь была не такой, пока она жалуется, ее сундук медленно, но верно наполняется деньгами.

Все-таки она была простой женщиной, и автор не раз выделял ее душевную простоту. Она не принадлежала к привилегированной части общества, как в это время другие помещики, всеми своими силами хотели к нему присоединиться.

Гоголь делал акцент на ее одежду и внешний вид. Автор не раз называл ее одежду затрепанной. Ее главной целью в жизни является увеличение своего капитала. Она некогда не отказывалась от любого способа заработать. Вся ее жизнь была основана на накоплении материальных средств. Она считает, что деньги намного важнее, чем внешний вид.

Также она не замечает разницу между живой или не живой природой. Когда Чичиков предложил купить ее мертвые души, то она сразу же согласилась. Можно даже сказать, что она получила деньги из воздуха. Но она продала ему их в три дорога, так как очень любила хорошо и быстро зарабатывать. За свою жадность и алчность Гоголь дал ей прозвище «дубинноголовая».

У нее было сильное и верное хозяйство, которое было построено на репутации самой Коробочки. Она продавала все что угодно – сало молоко, яйца и многое другое.

Также стоит отметить обстановку в доме. У нее были старые комнаты с выцветшими обоями. В доме полно разных украшений для декора. В каждой комнате есть большие зеркала в старых мрачных рамах.

Подводя третью главу к завершению, Гоголь сделал вывод. Коробочка – это образ, который мог бы существовать и в реальности. Также он говорил, что она мало чем отличается от других помещиц того времени. Все помещики были одержимы деньгами, и вели себя единообразно.

Образ героини в произведении

(«Чичиков у Коробочки», художник Александр Агин, 1846-47

Настасью Петровну можно назвать примитивной, «бедной вдовой», чьё невежество отображается в поведении и манере её речи.

Возникает вопрос: быть может, Настасья Петровна просто исключительная личность, заблудившаяся в глуши провинции?

Однако автор поэмы с сожалением подводит к заключению отрицательный ответ. «Нет», — говорит Гоголь, ведь убожеством, свойственным Коробочке, её пристрастие к деньгам, устремленность нажиться, на чем только придётся, неприкрытая корыстность, глупость и невежественность — ключевые качества, характерные не исключительно Коробочке, также они соответствуют различным слоям господствующих классов, их верхушке.

В конечном итоге, Н.В. Гоголь пишет о Коробочке, как о героине, оказавшейся на самой низкой ступени бесконечной лестницы совершенствования человеческого облика, подчёркивая тем самым типичность образа Коробочки.

С Коробочкой мы встречаемся в 3-ей главе романа-поэмы Гоголя «Мертвые души». Она – 2-я по счету, кому наносит визит Чичиков. На самом деле, Чичиков заехал в ее поместье случайно – кучер напился, «подгулял», как характеризует это событие сам автор, и сбился с пути. Поэтому вместо Собакевича главный герой знакомится с помещицей Коробочкой.

Деревня

Внутренний мир Коробочки отражает ее хозяйство. У нее «хорошенькая деревенька». Все в ней аккуратно и крепко: и дом, и двор. Подчеркивается замкнутость Коробочки, ее недалекость и упрямство, мелочность, животную ограниченность интересов исключительно собственным хозяйством. Ее соседям Гоголь дал фамилии Бобров, Свиньин. Даже местоположение села Коробочки (в стороне от столбовой дороги, в стороне от настоящей жизни) указывает на невозможность ее исправления и возрождения. В хозяйстве Коробочки «индейкам и курам не было числа». По фольклорной традиции птицы, упоминаемые в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки, воробьи, голуби), символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость.

Характер

Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Фамилия героини метафорически выражает сущность ее натуры, бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной, упрямой, суеверной. Настасья Петровна не видит ничего дальше своего носа, все «новое и небывалое» пугает ее. В образе Коробочки заключен тип омертвевшего в своей ограниченности человека. На принижение образа работает даже главная положительная черта помещицы, ставшая ее страстью, — торговая деловитость. Главная цель её жизни – упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Каждый человек для нее — это прежде всего потенциальный покупатель. Коробочка обладает характером: она начинает неистово торговаться с Чичиковым, пока не вытягивает у него обещание, кроме душ, купить многое другое. Примечательно, что Коробочка помнит всех своих умерших крестьян наизусть. Образ Коробочки великолепно символизирует николаевскую эпоху, где придавалось существенное значение соблюдению формы, а о содержании не заботились, где подавляли живую душу ради впечатления благополучия.

Характеристика героини

Настасья Петровна, она же Коробочка — один из ключевых персонажей Гоголевских «Мёртвых душ». Она наделена судьбой помещицы, которая потеряла своего мужа; является второй «продавщицей» крестьян. Её натура полна корыстолюбия, по сущности Настасья Петровна подлинная крохоборка, видящая потенциальных клиентов-покупателей в каждом прохожем. Именно Чичиков первым обратил внимание на деловитость в торговле и неприкрытую глуповатость по жизни в облике этой помещицы. Невзирая на то, что Коробочка не только безупречная хозяйка, но и умелица извлекать выгоду отовсюду, ведь идею покупать «мертвые души» она вовсе не сочла странной. Более того, она проявила инициативу лично изучить нынешние цены на умерших крестьян, лишь бы не продешевить и не остаться «с носом». Спокойная жизнь Коробочки полна лишь беспокойством о домашних делах, «небольшом» хозяйстве. Зато кто, как ни Коробочка знаком с ценами на продукты как мед, сало, пенька, а все ради того, чтобы повыгоднее их перепродать.

Принадлежащих ей мертвых крестьянских душ сама Коробочка знает наизусть. Сделку, оговорённую с Чичиковым Настасья Петровна согласилась заключить только после его обещания приобрести её хозяйственные принадлежности.

Центральная идея этого персонажа — максимально накопить и приумножить свои и без того небольшие богатства. Собственно, на то она и названа Коробочкой. У Настасьи Петровны находятся в распоряжении примерно восемьдесят крестьянских душ, а жизнь её словно ограничена тонкой скорлупой, которая разграничивает её маленький личный мирок от реального внешнего мира. Все накопленные ею имущества, хозяйка с особой тщательностью бережёт и прячет все по мешочкам и в комодах. И даже учитывая изрядный достаток и изобилие в жилище, она остаётся любительницей надавить на жалость и поплакать над убытками. На вопрос Чичикова о том, как там продвигаются дела у соседних помещиков, упоминая и Манилова, и даже Собакевича, Коробочка же умело изображает абсолютную неосведомлённость о существовании таких личностей, словно ни разу и имён их не слышала.

Коробочка чересчур суеверная представительница помещичья. К слову, она никогда не усомнится в том, что загаданное на картах после произнесённой молитвы непременно сбудется.

Усадьба Коробочки

УСАДЬБА КОРОБОЧКИ Поместье Коробочки отличается крепостью и довольством, сразу видно, что она хорошая хозяйка. Двор, на который выходят окна комнаты, заполнен птицами и «всякой домашней тварью»; далее видны огороды с «хозяйственным овощем»; фруктовые деревья накрыты сетями от птиц, видны и чучела на шестах – «на одном из них надет был чепец самой хозяйки». Крестьянские избы тоже показывают достаток их обитателей. Словом, хозяйство Коробочки явно процветает и приносит достаточную прибыль. Да и сама деревенька не маленькая – восемьдесят душ.

Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображает ее внутренний мир — аккуратный, крепкий; и всюду мухи, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах в доме Коробочки. «…Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате…». Вещи в доме Коробочки, с одной стороны, выражают ее наивное представление о пышной красоте, а с другой — ее скопидомство и ограниченный круг домашних развлечений (гадание на картах, штопанье, вышивка и стряпня).

Сочинение Коробочка в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Настасья Петровна Коробочка один из центральных персонажей поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Ее нельзя назвать отрицательной личностью, но и своим поведением она мало привлекает читателя.

Помещица уже не молода и постоянно жалуется на здоровье. Об ее молодости и внешности ничего не говорится. Она одинокая вдова коллежского секретаря, возможно, имела детей, но автор об этом не упоминает. У нее есть сестра, которая живет в Москве. Окружающие не считают Коробочку умной женщиной, так оно и есть, она довольно глупая и необразованная. Исправно ведет хозяйство и с почтением относится к крестьянам, которых у нее не так много, всего восемьдесят. Настасья Петровна любит порядок и ко всему относится бережливо. Ее усадьба выглядит очень симпатично, по сравнению с другими домами помещиков. Она активно занимается животноводством, пчеловодством, выращиванием всевозможных круп.

Имеет такие черты характера как гостеприимство, радушие, всегда готова позаботиться о ближнем.

Коробочку, с головой погруженную в дела собственного имения, нельзя назвать разносторонней и развивающейся личностью. У нее нет стремления к личному совершенствованию и расширению кругозора. Она стремиться накопить и преумножить свое состояние.

У Чичикова после встречи с ней, остается впечатление, что она «крепколобая» и «дубинноголовая». Предлагая ей купить ее «мертвые души», он видит глубокую растерянность и не понимание, ведь кроме продажи перьев, меда, муки, круп она ничем не занималась. Но, все-таки, считает ее отличным предпринимателем, который может выгодно продавать свой товар. Боясь продешевить, она уточняет, сколько стоят «мертвые души».

С особым наслаждением сетует на все вокруг, то урожай в этом году маленький, то денег мало заработала, а в действительности все не так плачевно. К людям, а особенно мало знакомым, относится очень настороженно, что помогает ей избежать неприятностей.

Она упряма и в то же время противоречива. Верит в Бога, но и не отказывается погадать на картах.

Дом помещицы маленький, выглядит очень просто, его охраняют несколько псов. Внутри тоже все достаточно непривлекательно. Мебель и обои далеко не новые.

С одной стороны, Настасья Петровна хорошая хозяйка, активно занимающаяся своим имением, не обделяет вниманием крестьян, которые выглядят не так угнетенно, как у других, но с другой стороны она достаточно ограничена и глупа.

Сочинение 2

О «бурной» молодости Коробочки читателю, увы, ничего не известно. Поскольку он сталкивается с героиней уже в ее пожилом возрасте. Поэтому пронаблюдать становление характера не представляется возможным.

Основные черты персонажа – фанатичная бережливость и гипертрофированная тяга к порядку. Ее имение ухожено, все пребывает в исправности. Однако можно заметить, что обстановка в ее жилище не отличается новизной. Вполне возможно, потому, сто сама Коробочка немолода. Впрочем, старуху это совершенно не смущает.

Героиня очень любит жаловаться. Кажется, что есть достаточно дать малейший повод и уже есть риск стать своеобразной «жилеткой». Конечно же, Коробочке не особо важно, кто будет ее невольным слушателем и утешителем, ей главное высказаться. Остальное второстепенно.

Аристократкой ее назвать нельзя. Впрочем, как и интеллектуалкой. Кажется, что окружающие ее люди невольно посмеиваются над ее «недалекостью». Да, Коробочка не имеет хорошего образования, и, вполне очевидно, не блещущая умом, пожилая женщина.

Выделяется старческая консервативность. Коробочка боится нового – возможно, и хлам из дома она предпочитает не выбрасывать лишь потому, что не представляет, как будет жить без него. Ведь в таком случае придется все менять… А это смерти подобно…

Также героиня упряма. Она принадлежит к тому роду людей, которые если что удумают, то переубедить из очень сложно. Натура старушки противоречивая – с одной стороны, она набожна, с другой – ее тянет к эзотерике, гаданию на картах и.т.д. А это взаимоисключающие понятия.

Была ли у Коробочки семья? Напрямую Гоголь не говорит об этом. Но указывает, что Настасья Петровна является вдовой. Возможно, имеются взрослые дети. Однако сколько их, какого они пола, есть ли внуки – не пояснено. Впрочем, это вполне логично, если предположить, что старуха не общается со своими отпрысками по каким-либо причинам. Упоминается, что у Коробочки есть живущая в Москве сестра.

Впрочем, состояние усадьбы героини весьма привлекательное. Даже принимая во внимание устаревшую обстановку. Однако ценности ее постройки не представляют. В подчинении у нее около 80 крепостных – что достаточно мало по тем временам. Допустим, у того же Плюшкина их значительно больше.

Однако на доходе это никак не отличается. Хозяйство весьма ухоженное, что говорит об ответственности старушки. Она активно занимает делами, принимает во всем непосредственное участие. Как она относится к крестьянам напрямую не говорится, однако описание «мертвых душ» указывает на то, что Коробочка в меру лояльна и гуманна по отношению к ним.

Крестьяне у Коробочки (особенно, мужчины), дородные, пышат здоровьем и очень сильные. Это свидетельствует о хороших условиях содержания.

Тем не менее, двойственность – второе «Я» героини. С одной стороны, она заботливая и ответственная помещица. С другой – глупа и ограничена, а также утомляет собеседников постоянными жалобами.

Характеристика Коробочки (9 класс)

В известной поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь иронично и метко обличает существовавшие в то время пороки помещиков. Героиня произведения, Настасья Петровна Коробочка, предстаёт перед нами образцом русской крепостнической действительности.

Обратимся к эпизоду въезда Чичикова в имение помещицы. Первое, что происходит с героем в гостях, где его не ждали – это “собачий концерт”, разливающийся на все голоса. Всё, что Чичиков застаёт во дворе и доме Коробочки, указывает на хозяйственность этой помещицы. Несмотря на то, что она является больной и старой вдовой, и несмотря на то, что она “одна из тех матушек, мелких помещиц. “, владеющая восьмьюдесятью душами, Коробочка старается всюду увидеть выгоду и вовремя распознать желание человека обмануть её. На первый взгляд Настасья Петровна кажется обыкновенной, грамотно и обстоятельно ведущей хозяйство старушкой, но и у неё есть свои недостатки.

Обратимся к отрицательным чертам характера Коробочки. Н.В.Гоголь неоднократно отмечает её привычку прибедняться и жаловаться, в то время как она вовсе не испытывает нужды и её хозяйство пребывает в достатке. Старуха излишне скупа и мнительна, что возмущает посетившего её Чичикова. Он становится не первым, кто называет Коробочку “дубиноголовой”. Это происходит из-за боязни Настасьи Петровны продешевить в продаже мертвых душ. Все попытки Чичикова убедить старуху в том, что этот товар не может обладать высокой ценностью, тщетны.

Ещё одной важной деталью, отмеченной и подробно описанной Н.В.Гоголем, становятся стенные часы в доме Коробочки. Звук, издаваемый ими, похожий скорее на шипение, нежели на бой часов, пугает Чичикова, создавая ощущение пустоты, глухой удалённости дома помещицы. Сосредоточившись на мелочах, сборе безделушек во множество маленьких коробочек, героиня перестаёт обращать внимание на настоящую жизнь, удаляется от общества.

Таким образом, несмотря на завидный талант к ведению хозяйства Настасьи Петровны, мы понимаем, что помещица совершает много ошибок. Её мелочность и стремление прибедниться вызваны желанием приумножить своё хозяйство, поиметь выгоду и ни в коем случае не оказаться обманутой, однако именно в силу этого старушка пренебрегает интересами своего гостя, Чичикова. Благодаря примеру Коробочки, становится ясно, как важно честным и благородным путём обустраивать собственный быт, не гонясь за выгодой при любом удобном случае.

Коробочка в произведении Мертвые души

Популярные сочинения

Война — это синоним разрушительности, упадка, несправедливости. В битвах всегда погибают люди или получают серьезные травмы. Иногда в результате войны боль причиняется и таким незащищенным

Война – самое страшное и жесткое событие, которое может произойти с человечеством и нашим миром. В нашей стране нет ни одного человек, который не знает об этом ужасном явлении.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» присутствуют два персонажа-антипода: Ларра и Данко. Оба героя обладают внешним совершенством, они молоды и красивы, однако по характеру, жизненным убеждениям герои совершенно разные

Ссылка на основную публикацию