Детство Павла Ивановича Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Детство Чичикова: семья, происхождение, воспитание, образование

Воспитание Чичикова.
Художник А. Лаптев

Детство и семья, происхождение и образование являются важными деталями в образе господина Чичикова.

Детство Чичикова и вся его биография подробно описываются в 11-ой главе поэмы “Мертвые души”.

Ниже представлено описание детства, семьи, происхождения и образования Чичикова в поэме “Мертвые души” Гоголя.

Детство и семья Чичикова, происхождение, воспитание, образование героя

“. Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает. “

“. кучер, маленький горбунок, родоначальник единственной крепостной семьи, принадлежавшей отцу Чичикова, занимавший почти все должности в доме. “

“. В наследстве оказались четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сертука, подбитых мерлушками, и незначительная сумма денег. Отец, как видно, был сведущ только в совете копить копейку, а сам накопил ее немного. Чичиков продал тут же ветхий дворишко с ничтожной землицей за тысячу рублей, а семью людей перевел в город, располагаясь основаться в нем и заняться службой. “

“. Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве. “

“. Маленькая горенка с маленькими окнами, не отворявшимися ни в зиму, ни в лето. “

“. отец, больной человек, в длинном сюртуке на мерлушках и в вязаных хлопанцах, надетых на босую ногу, беспрестанно вздыхавший, ходя по комнате, и плевавший в стоявшую в углу песочницу. “

Воспитание Чичикова.
Художник М. Шагал

Известно, что отец был суров к маленькому Павлуше и не проявлял к нему теплых чувств:

“. При расставании слез не было пролито из родительских глаз. “

“. знакомый, но всегда суровый голос: «опять задурил!», отзывавшийся в то время, когда ребенок, наскуча однообразием труда, приделывал к букве какую-нибудь кавыку или хвост. “

“. вечно знакомое, всегда неприятное чувство, когда вслед за сими словами краюшка уха его скручивалась очень больно ногтями длинных протянувшихся сзади пальцев. “

“. вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память . “

Автор ничего не рассказывает о матери Чичикова. Возможно, она умерла при родах или когда Чичиков был маленьким.

Образование Чичикова

Воспитанием и образованием Чичикова занимался его отец, который серьезно повлиял на мировоззрение сына.

Когда Чичиков подрос, отец отвез его в город к старой родственнице. Город находился в трех днях езды от деревни Чичиковых. В городе маленький Чичиков поступил в училище:

Павлуша Чичиков и учитель.
Художник А. Лаптев

“. на третий день утром добрались до города [. ] Тут жила родственница их, дряблая старушонка [. ] Тут должен был он остаться и ходить ежедневно в классы городского училища. “

“. Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностию [. ] Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. “

“. В отношении к начальству он повел себя еще умнее. Сидеть на лавке никто не умел так смирно. “

После училища Чичиков поступил на службу и начал свою карьеру. В карьере господина Чичикова были взлеты и падения – в основном, из-за его хитрости и желании быстро и нечестно заработать большой капитал.

Это было описание детства, семьи, происхождения, воспитания и образования Чичикова в поэме “Мертвые души” Гоголя.

Детство Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Главным героем поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» был Павел Чичиков. По ходу произведения не удается выяснить, от каких дворян было его происхождение — столбовых или личных. Образование герой получил скромное. Ранние годы Павел провел у себя дома, жизнь его протекала неярко и незаметно. Поэтому нельзя сказать, что детство Чичикова в поэме «Мёртвые души» было счастливым. И автор прекрасно показал, что ранние годы и воспитание откладывают сильный отпечаток на формировании личности.

  1. История создания и замысел
  2. Центральный персонаж
  3. Характеристика Чичикова
  4. Детство Павла Ивановича
  5. Отъезд и обучение
  6. Настоящее «Я» героя
  7. Отношение автора

История создания и замысел

Написание произведения состоялось в то время, когда в России случилась смена традиционных устарелых устоев в социуме, назревал большой перелом в мышлении людей. Уже в этот период было ясно, что дворянство с его несовременными ценностями и жизненными перспективами медленно угасает, и его необходимо заменить новым типом человека.

Основной целью автора является описание героя нынешнего времени, изображение его положительных и отрицательных сторон личности, объяснение, к чему доведут его действия, а также как это повлияет на судьбу человечества.

Стоит отметить, что над созданием произведения автор трудился на протяжении 17 лет. А идею для сюжета ему подсказал его близкий друг А. С. Пушкин. Работа была очень трудной, потому что Николаем Васильевичем были продуманы все детали, и акценты он делал на каждом слове.

Центральный персонаж

Чичикова нельзя назвать главным героем, но именно он и является стержнем сюжета поэмы. Путешествие Павла Ивановича — каркас для всей работы Гоголя. Не зря он для биографии героя оставил самый конец. Читатель не интересуется, кто такой Чичиков, его занимают действия персонажа: для чего он производит сбор этих мертвых душ и каков будет конец его действий.

Писатель даже не старается раскрыть натуру Павла, зато он показывает специфику его мышления, что позволяет увидеть подсказку, где искать значение такого поведения героя «Мёртвых душ». Детство Чичикова — вот откуда все и началось.

Еще в совсем юном возрасте у Павлуши сформировалось свое отношение к жизни, восприятие обстановки и поиск путей разрешения проблем.

Характеристика Чичикова

В начальных главах поэмы не рассказывается о детстве и юности центрального персонажа, читателю они неизвестны. Автор изобразил своего героя безголосым и незаметным. На фоне броских, красочных образов помещиков с их чудачествами персонаж Чичикова исчезает, становясь маленьким и незначительным. У него нет ни лица, ни права голоса. О герое создается впечатление, как о хамелеоне, который ловко приспосабливается к тому, с кем ведет беседу.

Основные качества характера:

  • отличный актер;
  • замечательный психолог;
  • подобно птице, поет всем свои песни;
  • знает, как вести себя в конкретной ситуации;
  • умеет сразу определить натуру собеседника;
  • делает все, чтобы привлечь кого-либо;
  • говорит только то, что желают услышать.

Чичиков прекрасно входит в необходимый образ, притворяется, пытаясь скрыть настоящие чувства, старается быть своим в кругу незнакомцев. Он стремится сделать все для достижения поставленной задачи — личного благополучия.

Детство Павла Ивановича

Ранние годы героя нельзя было назвать беззаботными. В те времена он не был окружён особой любовью и лаской: отец постоянно злой и угрюмый, а маму он и вовсе не знал. Герой не имел тёплых воспоминаний о родителе, поскольку тот не проявлял нежных чувств к сыну. Заставлял его читать и писать, постоянно наказывал и ругал мальчика. В воспоминаниях о детстве у Чичикова остался только серый и тоскливый дом и чуждое отношение отца. Не имевший ласки и любви, мальчик рос малообщительным и застенчивым.

Детские годы Чичикова очень повлияли на формирование его характера, потому что были суровы и нерадостны. Он научился сам добиваться своих целей. В душе уже повзрослевшего юноши постоянно была опустошенность. Его внутренний мир был ограничен и убог, ведь отец наставлял его заниматься накопительством, всем угождать, а ребенок все это воплощал в жизнь.

Читатель может подумать, что Чичиков — бессердечный сухарь, в мыслях которого лишь собственное обогащение. Но это не так. В детстве он был отзывчивым, активным и восприимчивым ребенком, тонко чувствующим окружающий мир. Тот факт, что он нередко сбегал от няни, чтобы изучить невиданные доселе места, говорит о любознательной натуре. Просто школа жизни его родителя подавила в нем прекрасное начало. Здесь остро прослеживается тема «отцов и детей».

Отъезд и обучение

Наступает тот день, когда отец решает устроить сына в училище. Он везёт его в город к дальней родственнице, а это, в свою очередь, позволило сэкономить на жилье. А перед тем как уехать, отец даёт мальчику наставления:

  • угождать начальникам и преподавателям;
  • дружить с теми, кто богаче;
  • не угощать других, а самому не отказываться;
  • не тратить деньги попусту, а беречь их.

Расстались они сухо и без эмоций, на прощание холодно пожали друг другу руки и разошлись по разным дорогам. Павел больше никогда не видел своего отца, но наставления его помнил всегда.

У мальчика не было никаких умственных талантов, но в учёбе он преуспел и окончил училище на отлично. Во всем потакал преподавателям: слушал их, выполнял все указания и требования, был опрятен и прилежно занимался, на уроках сидел тихо. Но мысли его были только о том, как бы ему приумножить сумму, которую отец дал на жизнь.

В один из учебных дней мальчик ловит мышь и учит её выполнять команды, что, кстати, надо отметить, у него получилось. Позже эту дрессированную мышь Павел продаёт за огромные деньги. Также за немалую сумму у него покупают творческую работу (снегиря из воска). Эти деньги принесли большой вклад в его бюджет. Хитрый и наблюдательный мальчик продавал свои пирожки одноклассникам. А позже вшивал деньги в одежду для того, чтобы их не тратить.

Во времена учёбы личность Чичикова и его будущее сформировались так, что Павел шёл только к своей цели, ни с кем не дружил и полагался исключительно на себя. Имел предпринимательскую жилку, с помощью которой мог продавать что угодно. Был холоден и жесток, умел обманывать и идти на разного вида подлости, был меркантилен.

Завершением его детских лет стала смерть отца и окончание учёбы. А маленькое наследство было первоначальным капиталом во взрослой жизни Павлуши.

Детство научило его угождать. Поэтому уже во время трудовой деятельности он обещает своему начальнику взять в жены его дочь, дабы подняться по карьерной лестнице, работая на таможне. Его «песня соловья» заверяет всех в честности побуждений и беспристрастности, а сам герой зарабатывает большое состояние на контрабанде.

Если говорить кратко, то все действия Чичикова совершаются не со злого умысла, а с одной целью — претворить в жизнь мечту детства о большом и уютном доме, прекрасной семье с любимой и участливой женой, кучке замечательных детишек.

Настоящее «Я» героя

Можно сделать вывод, что Павел Иванович — отличный психолог и актер, так как он легко приспосабливается к необходимым людям, может сразу догадаться об их нраве. Но действительно ли это так? Чичиков так и не сумел подстроиться под Ноздрева, потому что невежество, высокомерие, панибратство ему чужды. Однако и здесь он пытается адаптироваться, так как помещик очень богат, и нахальный тон Чичикова и обращение на «ты» доказывают это. Детские годы научили Павлушу обхаживать нужных людей, посему он готов пожертвовать своими принципами и перешагнуть через себя.

В то же время Чичикову практически не приходится играть в общение с Собакевичем, потому что оба повязаны «копейкой». С Плюшкиным у героя тоже есть некоторые сходства. Павел Иванович, сорвав со столба рекламную афишу, после прочтения ее дома аккуратно сложил и поместил в ларчик со всякой ненужной ерундой. Такие повадки очень соответствуют Плюшкину, у которого имеется склонность к накоплению различного мусора. Это означает, что сам Чичиков недалеко ушел от тех же помещиков.

Отношение автора

Есть подозрение, что в последующих томах Николай Васильевич собирался переделать Чичикова, убедить его в необходимости раскаяться во всех своих деяниях. Автор в произведении не пытается противопоставить Павла Ивановича помещикам или чиновникам. Чичиков — герой капитализма, «первонакопитель», пришедший на смену дворянству.

Этот персонаж — грамотный делец, бизнесмен, готовый на все ради поставленных перед собой задач. Да, махинация с мертвыми душами не получилась, но ведь и наказан Павел Иванович не был. Гоголь говорит о том, что страна переполнена вот такими же Чичиковыми, причем прекращать их деятельность никто не собирается.

Автор посвятил целую главу, описывающую историю жизни центрального персонажа. Таким образом он пытался дать понять читателю, что ребенок не с рождения был бесчестным, двуличным, одержимым деньгами, неспособным на приятельские отношения и любовные чувства. Виной появления этой личности явилось воспитание и несчастливое детство. Такая цитата из текста описывает тяжесть его ранних лет: «…Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!… »

Интересный факт, что существует как бы саундтрек к «Мёртвым душам». Называется он «Гоголь. Сюита», написанная Альфредом Шнитке. Детство Чичикова — ее часть. И это игривая мелодия.

Предоставленный материал поможет подготовиться к школьному уроку по литературе. А составление краткой цитатной характеристики героя будет способствовать получению высшего балла.

Биография Чичикова в поэме “Мертвые души”: история жизни Павла Ивановича Чичикова

Меню статьи:

Очень часто в литературе авторы подают лишь фрагментарно жизнеописание своих персонажей, акцентируя внимание читателей лишь на определенном моменте жизни героя. Н.В. Гоголь не стал придерживаться такой тенденции в своей повести «Мертвые души». Он детально расписывает жизнь своего главного героя повествования – Павла Ивановича Чичикова, позволяя читателю проследить все этапы формирования этого персонажа.

Детство Чичикова

Чичиков в детстве жил в простой избе, где окна не открывались совсем, даже летом. Друзей у Чичикова в детстве не было, что значительно усугубляло и без того нерадостное существование. Отец его все время болел, что также существенно ударяло по финансовому состоянию семьи. Семья Чичиковых владела всего-навсего одной семьей крепостных. Это никак не позволяло им обеспечить безбедное существование. В целом же, у самого Чичикова осталось слишком мало воспоминаний о своем детстве.

Однако ситуация Павла Ивановича не была безысходной – его родители обладали достаточными финансами, чтобы отправить учиться своего сына. Поэтому, несмотря на свое детство, граничащее с жизнью простых крестьян, у Чичикова появилась возможность вырваться из бедности.

Обучение в училище

По мере взросления Павла Ивановича, основным вопросом стало получение должного образования и навыков, позволяющих ему занять удачное место в жизни.
Вскоре решение было принято, и Павел Иванович стал учеником одного училища. Жил он у своей дальней родственницы. Это позволило обеспечить приличные условия для жизни и при этом сэкономить значительную часть денег.

Чичиков не был особо одаренным учеником – его знания и талант не позволяли ему выгодно выделиться из толпы таких же, как и он, учеников. В этом случае Чичикова спасли его прилежность и старательность.

Со временем он научился угождать учителям, что сыграло немаловажную роль в его обучении и создало иллюзию хорошего и примерного ученика. Чичиков уже больше никогда не виделся со своим отцом. У них всегда были напряженные отношения – отец не умел быть ласковым с сыном, он всегда вел себя по отношению к сыну строго и жестко, уезд из родного дома только усилил эти чувства отдаленности. Отец Чичикова умер, в то время, когда Павел Иванович был еще учеником. Особого наследства от отца не осталось, поэтому Чичиков решает продать все, что было. После продажи он смог получить тысячу рублей, что было, конечно, небольшой сумой, но позволило экономному Чичикову сделать старт в жизни.

К деньгам Павел Иванович научился бережно относиться еще в юношеские годы. Во время обучения он старался всячески найти возможность заработать деньги, накопленное он обычно не тратил, что позволило Чичикову сколотить небольшой личный капитал. Сначала Павел Иванович лепил птиц из воска и раскрашивал их, затем выдрессировал мышь и тоже смог ее удачно продать.

Дорогие читатели! Предлагаем проследить за образом Плюшкина в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”

В училище Чичикову также не удалось найти себе друга, причиной этого была, скорее всего, его скупость и жадность. Павла Ивановича не любили в коллективе.

Служба Чичикова

После окончания училища Павел Иванович Чичиков приступает к гражданской службе. Первое его рабочее место и должность были самыми обычными и простыми – приложив немало усилий он устроился работником в казенную палату.

Однако искать более выгодное место не перестал. Вскоре такая должность нашлась и Чичиков приступает к службе, где имеет возможность сделать существенные накопления нечестным путем. Однако ничто не бывает вечно – новое начальство сумело разоблачить Чичикова.

После этого инцидента Чичикову не остается ничего другого как начать все сначала. Он работает на мелких, незначительных должностях в разных городах, пока ему не выпадает случай стать работником на таможне, чем Чичиков и пользуется.

Его служба начинает складываться вполне успешно и Чичиков даже получает повышение до коллежского советника. Однако, это длилось недолго.

Его неприятная история на прошлом месте службы его ничему не научила – Чичиков опять ввязывается в аферу, на этот раз он взаимодействует с контрабандистами. Дело это оказывается очень прибыльное и у Павла Ивановича вскоре появляются существенные накопления, что правда ненадолго – его афера была обналичена и Чичиков вновь теряет все.

Оставшись у разбитого корыта, ему ничего не остается другого, кроме как начать все сначала – Чичиков начинает свою карьеру в третий раз. На этот раз он приступает к работе поверенным. В это же время у Чичикова созревает план для следующей своей аферы, позволяющей разбогатеть на пустом месте – он планирует скупить «мертвые души», чтобы, перепродав их, обогатиться. В надежде осуществить задуманное, Чичиков берет своих двух единственных слуг, бричку и все свои сбережения – 10 тыс. и отправляется в уезд, для покупки.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой героев в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”, образ каждого из которых – уникален по своей сути.

Совершив удачные сделки, Чичиков поспешно ретируется с поля обмана, его дальнейшая судьба неизвестна.

Характеристика Чичикова

Идею сюжета писателю подсказал Пушкин. Замысел в том, чтобы показать высшие слои общества и разоблачении собственных пороков. Главный герой произведения Чичиков, не глупый, не красив, не старый и не молодой, не богач и не бедный помещик. Главная особенность – малозаметный тихий, присутствуют приятные манеры, высшая степень предприимчивости. Чичиков привлекает помещиков собственной манерой общения, и находит во выгоду везде. Для героя деньги – это средство для высшей жизни. Чичиков прижимист к деньгам умеет копить и обходиться малым. Но настолько любит собственную персону, что одевается в дорогие наряды покупает дорогие ткани, парфюм, заграничное мыло.

Сюжет произведения основан на Чичикова живости и находчивости. В начале произведения Чичиков приезжает в маленький городок и начинает знакомиться с местными чиновниками и помещиками. С первой главы, когда Чичиков начинает льстить должностным персонажам, читатель понимает, что помещик отрицательный герой. Чичиков происходит из бедной добропорядочной семьи, отец советовал постоянно угождать начальству и водиться с нужными людьми, учил ценить деньги. В последней главе Пушкин описывает детство Чичикова. В жизни Чичикову свойственны целеустремленность, умение добиваться поставленной цели, склонность к риску, полагаясь только на себя. Гоголь в этой поэме показал, что крепостное право калечит не только судьба крестьян, но и характеры помещиков.

Внешность и манеры Чичикова

Чичиков собственным обаянием и внутренним стержнем, располагает к себе окружающих. Помещик восхитительно умеет вести беседы, помогают герою в этом сложный тембр голоса, и манеры. Чичиков вежливый и деликатный даже с контрабандистами. Этими талантами помещик покоряет новые высоты, Чичиков умеет “искусно польстить каждому”. Женщин мужчина сторонился, а друзей не заводил.

“Мертвая душа” Чичикова

Чичиков владеет привычкой угождать каждому, такая привычка сделала героя лживым и бесчувственным человеком. Главный герой заботиться о здоровье, не курит, не пьет, в азартные игры не играет. Не тратит лишние карманные расходы на увлечения. Главный друг героя – это трезвый ум и расчетливость. Спешка за деньгами, пустая безнравственная гонка за копейкой, заменила Чичикову жизнь. Душа Чичиков мертва как и те умершие крепостные.

Детство Чичикова в поэме Мертвые Души сочинение 11 глава

Сочинение будет посвящено детству Чичикова, которое нельзя отнести к безмятежным и радостным, наполненным веселыми играми, воспоминаниями о теплых семейных праздниках, веселых моментах.

У маленького Павлуши не было полноценной семьи, а возможно и самой семьи в понимании этого слова. О маме мальчика автор не упомянул ни слова во всем произведение. Отец Павлуши был недовольным мужчиной, с плохим здоровьем. Он заставлял ребенка много писать и заниматься грамотой. Как таковых теплых чувств отца к сыну он не проявлял, часто ругал, наказывал. Это и стало логичным проявлением того, что Павлуша рост замкнутым мальчиков, сторонящийся людей.

Во взрослой жизни чувство привязанности к людям было ему чуждо. С детских воспоминаний мальчика остался не уютный дом, убогая обстановка в нем, отчужденность родного отца. На формирование характера детство наложила плохой отпечаток, поскольку было нерадостным и тяжелым.

Учиться Павлушу отец отвез в город. Устроил мальчика в училище, а жить определил к дальней родственнице. Расставание сына и отца было холодным, бесчувственным. Напоследок отец дал наставление сыну дружить с тем, с кем выгодно, не делиться, а делать так, чтобы делились с тобой. В способности мальчика отец не верил и учил его угождать начальнику. Рекомендовал беречь деньги. Вот с такими словами и сухим рукопожатием сын простился с отцом. Это была их последняя встреча. По окончанию учебы отец Павлуши умер.

Учиться мальчику было легко. Он усвоил основные требования учителей – сидеть тихо, сложив руки и не шуметь. Мастерство придерживаться дисциплины также не вызывало у мальчика никаких сложностей. Он был опрятен, в тетрадях все записи аккуратными, а в голове бесконечные мысли о приумножении капитала, как и советовал ему отец.

Капитал приумножать мальчик начал еще в годы учебы. Коротая вечера, он не сидел без дела. Ему удалось выловить из норы мышь и научить ее выполнять некоторые команды. В дальнейшем за дрессированную мышку он получил доход, продав ее в училище. Мальчик был наделен наблюдательностью и предприимчивостью. Он высматривал детей, которые были голодны, и предлагал им купить пирожок у него. Вырученные деньги он зашивал в мешочек и прятал, чтобы не тратить и сберечь.

Как видим, детство Павлуши учило его совсем не детским вещам – экономить, уметь угождать, лести, отказу от вкусностей, постоянному поиску новым способам заработка. Не научился Чичиков дружбе, не имел родственников, поэтому руководствовался исключительно своими принципами, которые и стали основой всей его взрослой жизни. Она пришла к нему сразу с окончанием учебы, с весточкой о смерти отца. Наследство, что осталось от отца, стало стартовым капиталом во взрослой жизни Павла Ивановича.

Все предопределяет в жизни опыт, полученный с первых дней жизни и далее. Другим повзрослевший Павлуша стать и не мог.

К числу золотого фонда русской литературы с легкостью можно отнести произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Детище было написано во второй половине девятнадцатого века, но, к сожалению, полностью его узнать читателю не удалось. Второй том произведения так и не был выпущен, а третий уничтожен автором.

2 вариант

Одним из культовых произведений в мировой художественной литературе является поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Произведение настолько глубокое по смысловому содержанию и творческой концепции, что не может оставить равнодушным ни одного читателя

Работа над поэмой длилась долгие годы, и как результат, автор предоставил нам творение, в котором обрисовал колорит современной на то время России, множество типов персонажей и самых разных характеров. Николай Васильевич уделяет особое внимание образу настоящего предпринимателя – Чичикова. Автор описывает его как страшного и подлого человека Главная задумка Чичикова – это при помощи обмана на мертвых душах заработать состояние. На мой взгляд, такая задумка требует определённого логического склада ума и предпринимательской жилки. Предпринимательские задатки начинают складываться у Чичикова еще в детстве: «…показав оборотливость почти необыкновенную», он «слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно». Еще мальчиком Чичиков продавал своим обеспеченным друзья съестное и даже продал мышь. Павлуша практически не тратил деньги, а тщательно собирал их и копил.

Детство Чичикова предстает перед нами достаточно унылым и серым, практически безрадостным. На мой взгляд, это связано с тем, что семья главного героя была на грани бедности, что не могло не отразиться на его тонкой натуре. Чичиков рос в строгости, нередко наказывался родителями. Все к чему имел интерес его отец сводилось лишь к сбережению денег. Перед кончиной старик завещал своему сыну только лишь льстить и слушаться богатых чиновников, сберегать копеечки. Павлуша исполнил все пожелания отца. Будучи учеником он стал любимчиком учителя. Тут он понял, что может найти подход к любому человеку и получить свою выгоду. В зрелом возрасте, он даже обещает жениться на дочке начальника, только чтобы получить заветное повышение. И затем отказывается от свадьбы.

На мой взгляд, Николай Васильевич хотел показать нам личность Чичикова яркой и неординарной. По сути своей он предприниматель с необычайным умом и хитростью. Досадно, что Чичиков пользуется такими возможностями для обмана и притворства. Хотя, я считаю, что им нельзя не восхищаться. Чичиков талантлив, умен, сообразителен. Чичиков представляет собой прообраз современного бизнесмена.

Сочинение про Детство Чичикова

Одним из самых интересных и достаточно известных произведений Гоголя была поэма Мертвые души. Разумеется ни один читатель не может оставаться равнодушным к этому произведению. Гоголь очень долгое время уделил этой поэме, писатель отнёсся к этой поэме достаточно серьезно. В ней читатель может наблюдать большое количество персонажей, совершенно не схожих по характеру и типажу.

Особенное внимание привлекает образ Чичикова. Гоголь позиционирует его как жестокого человека, который готов пойти на разные подлости чтобы сколотить себе состояние. Чичикову ничего не стоит пойти на обман, чтобы заработать. Определенно у него была предпринимательская жилка, которая проявлялась уже с детства. С самого детства Чичикову удавалось продать что-то абсолютно бессмысленное, взять к примеру хотя бы мышь.

Детство Чичикова было весьма серым и унылым, и практически не было в нем радости. Наверно это было потому что его семья была практически разорена. Естественно это и отразилось на нашем герое. Чичиков воспитывался очень строго, очень часто родители его наказывали. Его отец старался всегда сберегать деньги, и этому учил своего сына. Единственное что отец оставил своему сыну это то, что он должен слушаться богатых и собирать копеечки.

Павлуша старался, он исполнил все желания отца, он был послушным учеником. Именно в это время Чичиков начал понимать, что может получить выгоду, если найдет правильный подход к людям. Он готов был пойти на любые поступки, чтобы добиться своего. Так он решился жениться на дочери своего начальника, чтобы получить должность. Конечно же получив повышение, он отказался от свадьбы.

Таким образом автор показывает в своем произведении Мертвые души, нам довольно таки необыкновенную личность, с неординарными поступками и непростой судьбой. Гоголю удалось создать необычайно интересного героя, который никак не походил на других. Он отличался своим умом и невероятной хитростью. Жаль только, что он пользуется этими качествами, для обмана. Но, не смотря на все это Чичикова нельзя назвать отрицательным героем. Он воплотил в себе много положительных качеств, которые свойственны представителям современного поколения.

Также читают:

Картинка к сочинению Детство Чичикова в поэме Мертвые Души

Популярные сегодня темы

Я прекрасно помню свою первую поездку на море. Впервые я окунулся в ласковое теплое море, когда был совсем еще малышом. Пятилетним ребенком я жадно впитывал обрывки фраз о море

Во время спектакля с Иваном Червяковым происходит неприятная ситуация. Он чихает и случайно пачкает слюной лысину статского генерала Бризжалова.

Сон Обломова — вставной эпизод в романе «Обломов» Ивана Гончарова. Сон — распространенный прием в литературе, который используется писателями для лучшего раскрытия персонажей, событий

Замечательная повесть, написанная известнейшим русским писателем Максимом Горьким, называется «Старуха Изергиль». Главные герои данного горьковского творения люди уникальные

Роман Достоевского «Идиот» является актуальным и в наше время, так как в романе раскрывается много интересных вещей, которые встречаются и сегодня. В романе встречается герой Ипполит

Что такое воспитание на примере чичикова. Жизненный путь Чичикова (по поэме Гоголя «Мертвые души»). Годы в училище

Детские воспоминания

По сути, у маленького Павлуши даже не было настоящей семьи: всё, что он помнил – всегда больной, недовольный отец, который заставлял сына заниматься грамотой и чистописанием, часто ругал и наказывал мальчика. О матери Павлуши ничего не известно из повествования, а отец не умел или не желал проявлять чувств по отношению к сыну, редко разговаривал с ним. Лишённый ласки и любви ребёнок рос нелюдимым и замкнутым.

Будучи уже совсем взрослым, Чичиков так и не научится чувствовать к людям привязанность, ведь он не видел этого в собственной семье. Убогая обстановка в простом доме, которым владел обедневший дворянин – отец Павлуши – способствовала формированию такого же ограниченного внутреннего мира мальчика. В воспоминаниях Павлуши остался неуютный дом, убогая обстановка и отчуждённость единственного родного человека – отца. Кратко детские годы Чичикова можно охарактеризовать, как тяжёлое и безрадостное время, которое оказало серьёзное влияние на его характер.

Детство Павла Ивановича Чичикова

Мировоззрение человека формируется еще в юном возрасте, поэтому многие его поступки в зрелом возрасте можно объяснить, хорошо изучив биографию. Чем руководствовался, зачем собирал мертвые души, чего этим хотел добиться — на все эти вопросы отвечает Детство героя нельзя назвать счастливым, его постоянно преследовали скука и одиночество. Ни друзей, ни развлечений не знал в юные годы Павлуша, он делал однообразную, нудную и совершенно неинтересную работу, выслушивал упреки больного отца. Автор даже не намекнул о материнской ласке. Из этого можно сделать один вывод — Павел Иванович желал наверстать упущенное, получить все те блага, которые ему были недоступны в детстве.

Но не стоит думать, что Чичиков бездушный сухарь, думающий лишь о своем обогащении. Он был добрым, активным и чутким ребенком, тонко воспринимающим окружающий мир. Тот факт, что он часто убегал от няни, дабы исследовать невиданные ранее места, указывает на любознательность Чичикова. Детство сформировало его характер, научило добиваться всего самостоятельно. Отец учил Павла Ивановича копить деньги и угождать начальникам и богатым людям, а он эти наставления воплощал в жизнь.

Детство и учеба Чичикова были серыми и неинтересными, он всячески пытался выбиться в люди. Сначала он угождал учителю, чтобы стать любимым учеником, затем пообещал начальнику жениться на его дочери, чтобы получить повышение, работая на таможне, убеждает всех в своей честности и непредвзятости, а сам на контрабанде наживает себе огромное состояние. Но все это Павел Иванович делает не со злого умысла, а с единственной целью — воплотить в жизнь детскую мечту о большом и светлом доме, заботливой и любящей супруге, кучке веселых ребятишек.

Отъезд в город и отцовский наказ

В один из дней отец увёз мальчика в город, чтобы устроить в училище. Они остановились у дальней родственницы, что позволяло отцу значительно сэкономить на жилье, которое необходимо на время получения образования. Перед отъездом домой он дал сыну наставления для дальнейшей жизни. Именно в нём раскрывается философия жизни “чичиковых”.

Нужно заметить, что отец не особо верил в ум и талант своего чада, поэтому прямо наказал сыну в школе угождать начальству и тогда даже без особого дарования в науках он будет всегда первым. Вместо слёз при расставании родитель сухо изложил основные законы жизни современного общества: дружить с теми, кто побогаче, не угощать других, а вести себя так, чтобы угощение предлагали тебе сами. Важным момент – беречь деньги, они открывают все двери. После этого он уехал и больше уже никогда не виделся с сыном. Он умер, когда Павлуша заканчивал училище.

Отношение автора к герою

Есть предположение, что в последующих томах Гоголь планировал перевоспитать Чичикова, заставить его раскаяться в своих поступках. Павел Иванович в поэме не противопоставляется помещикам или чиновникам, он — герой капиталистической формации, «первонакопитель», который пришел на смену дворянству. Чичиков — умелый делец, предприниматель, который ни перед чем не остановится для достижения поставленных целей. Афера с мертвыми душами не удалась, но ведь и наказания никакого не понес Павел Иванович. Автор намекает, что в стране есть огромное число вот таких вот чичиковых, и останавливать их никто не желает.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

  • Собакевич — характеристика героя романа «Мертвые души»
  • Коробочка («Мертвые души»): характеристика по плану
  • Отношение Чичикова к Манилову. Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» была написана в конце 40-х годов XIX века. В этом произведении Гоголь изображает общество России того времени, все недостатки самодержавно-крепостнической России. Главным героем поэмы является дворянин Павел Иванович Чичиков. Вышел он из столбовых или личных дворян — это нам не известно. Получил он скромное образование, но за счет своих «прекрасных» способностей продвигался по службе, хотя долго на одном месте не засиживался.

Родители Павла Ивановича Чичикова принадлежали к разорившемуся

Дворянству и жили далеко от города в своем заброшенном имении. Все свое детство Чичиков провел у себя дома — «никуда не езживал и не хаживал». Жизнь его шла очень тускло и незаметно. Отец, больной человек, всегда говорил ему: «Не лги, послушенствуй старшим и носи добродетель в сердце».

Так и прошло девять лет. Одним весенним утром на старенькой кляче отец отвозит Павлушу в город, учиться в классы. Отсюда и начинается самостоятельная жизнь нашего героя.

Перед отъездом отец Павла Ивановича дал ему наставление на всю жизнь. Они стали «молитвой» его жизни: «Смотри-же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат, а если уже пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Береги и копи копейку, она не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой.» Эти наставления отца Чичиков никогда не забывал в жизни, он следовал им везде и всегда, они стали целью и стимулом его никчемной жизни, ибо в сердце этого человека с детства вошли только корысть, деньги и себялюбие.

С другого же дня Павлуша начал ходить в училище. Особенных способностей к какой-нибудь из наук у него не было, но зато оказались у него совершенно иные способности, с практической стороны. С первого же дня он начал исполнять наставления отца: дружил только с богатыми, был первым любимчиком, «на уроках сидел он так смирно, что никто не мог так просидеть и минуты — за это его очень любили учителя. Со звонком он вскакивал, подавал учителю портфель, а потом раз пять встречался ему в коридоре, здоровался и низко кланялся».

С первых же дней Чичикова заинтересовал и материальный вопрос. Он начинает копить деньги. То слепит из воска фигурку и выгодно продаст ее или на базаре или среди товарищей, то накупит пряников и ждет, пока у товарищей желудок стянется, а потом уж «четыре шкуры сдерет» за него. Деньги складывал он в мешочек. Когда набиралось их до пяти рублей, Чичиков сшивал его и начинал копить в другой.

Когда наш герой вышел из училища, он сразу же принялся за работу. День и ночь он работал, спал в канцелярских комнатах на столах, обедал со сторожами, но при этом всегда сохранял опрятность.

Чичикова заметило начальство, и его направили к одному старому повытчику под руководство. Все время Павел Иванович угождал своему наставителю и стал «сыном» ему. Он обещал жениться на дочери повытчика. Старый чиновник дал рекомендацию Чичикову, и тот тоже получил чин повытчика. Это и нужно было Павлу Ивановичу. Он перестал ходить к своему «покровителю» и не думал о женитьбе на его дочери. Чичиков стал знаменитым чиновником. На службе он брал взятки, да и казна не оставалась без внимания нашего героя — он добрался и туда. Теперь ходил он очень модно и богато одетым. Но вдруг, на место прежнею начальника-тюфяка был прислан новый человек военный, Строгий, враг взяточников и всего, что зовется неправдой. Он быстро разобрался в делах, и Чичиков был выгнан со службы.

Через некоторое время Чичиков поступает на службу в таможню. Там он тоже «грабит» людей и государство, но при этом работает очень хорошо. Начальство говорит о нем: «Это черт, а не человек.»

При проверке дел в таможне было найдено множество недостатков. Многие чиновники были арестованы. Видя это, Чичиков сам уходит со службы. «У него остается тысяч десять деньгами, небольшая бричка, два крепостных человека», — все, что сумел «сколотить» такими усилиями себе Павел Иванович.

Прошло время. Чичиков опять живет в «нищенских условиях, ходит в одном сюртуке и носит грязные рубашки». Однажды ему повезло, и он устраивается на службу поверенным, где снова проводит свои аферы и скрывается.

Опять Павел Иванович в дороге. Так и приводит она его в место действия романа. Здесь Чичиков решил прокрутить еще одно дельце: он хочет скупить у помещиков умерших крепостных, мертвые души, которые числятся по ревизской

После знакомства с городом, его отцами-чиновниками, посещения всевозможных обедов и балов, Чичиков отправляется в путешествие по помещикам, чтобы привести в исполнение свой замысел по покупке мертвых душ.

Первым из помещиков Чичиков посещает Манилова, слащавого, сентиментального человека, всегда мечтающего о различных небылицах. Потом он посещает тупоголовую помещицу Коробочку, Ноздрева — лихача и кутилу, Собакевича — крепкого хозяина, Плюшкина — скрягу и морально мертвого человека. Во всех этих домах Чичиков ведет себя по-разному, приобретая любыми путями и средствами мертвые души. Манилов просто дарит их нашему герою «из любви и уважения к нему». Коробочка продает души только потому, что боится нечистой силы, которой припугнул ее наш делец. Собакевич тоже продает умерших крестьян, но не из боязни, а из-за своей выгоды. И Плюшкин продает крестьян «боясь за каждую копейку». Только у Ноздрева ничего не приобретает Павел Иванович, а вместо того чуть не попадает под руку пьяного помещика, затем по той же причине и поспешно покидает город N.

Вот и все, что известно нам о жизни нашего героя. Прочитав поэму Гоголя, мы можем сказать о ее главном герое как о человеке низком и подлом, изворотливом и беспринципном. Да, это не идеал для подражания. Но …Павел Иванович Чичиков — типичный представитель нового вида буржуазного дельца крепостнической России первой половины XIX века.

Нельзя только самому Чичикову ставить в вину его поведение (хотя оно в большой степени зависит от самого человека). Здесь значительную роль играет само время, ход истории.

Н. В. Гоголь показал в «Мертвых душах» лицо России того времени, когда деградирует дворянство как класс, когда на первое место в жизни приходят новые люди — дельцы-приобретатели, люди, чьи помыслы низки, в чьем сердце не осталось ничего человеческого, кроме наживы, личной выгоды.

В своей поэме писатель разоблачает крепостническую Россию (Чичикова, помещиков, чиновников), жизнь которой измеряется только деньгами, где покупают мертвых, где продаются живые. И правят всем этим «мертвые души» — люди без души и сердца. «Куда же мчишься ты, Русь-тройка, к чему стремишься, если ты мертва и живут у тебя только мертвые?» — задает вопрос Гоголь своим читателям. Свою поэму Гоголь и писал, стараясь оживить Россию и оградить ее от Чичикова и ему подобных.

Поэма «Мёртвые души» включает в себя три звена. Третье из них целиком посвящено рассказу о детстве и жизни ключевого персонажа — П. И. Чичикова.

Годы в училище

Учёба давалась мальчику хорошо, хотя особых успехов он не достиг, зато точно понял, что нужно делать, чтобы иметь отличные отметки. Учитель требовал тишины, дисциплины и умения сидеть ровно, не двигаясь. Павлуша быстро научился этому мастерству, даже когда дети щипали его, он держался невозмутимо. Его тетради были аккуратными, вещи опрятны и чисты, а все мысли направлены на преумножение “капитала”, который оставил ему отец.

Чтобы долгими вечерами потратить время с пользой, Павлуша надрессировал мышь, которую поймал в доме, таким образом, что она выполняла некоторые команды. Он продал её в школе за очень хорошие деньги. Такая изобретательность мальчика обусловлена его желанием заработать во чтобы то ни стало. Он пробовал себя в творчестве – сваял фигурку снегиря из воска, раскрасил её и выручил за такую поделку приличные для ребёнка деньги. Свои сбережения мальчик зашивал в мешочки и прятал, чтобы не потратить. Отличаясь наблюдательностью и предприимчивостью, Павлуша зарабатывал также на том, что замечая тех одноклассников, которые очень проголодались, предлагал им купить у него пирожок. Друзья с радостью соглашались.

Детство героя научило его совсем недетским вещам: экономии, отказу от лакомств, поиску способов заработка, умению угождать, льстить, быть неискренним. Дружить Чичиков так и не научился, открытость и доброта не входили в его привычки, скорее даже мешали. Не имея никаких родственников, без поддержки и дружеских отношений, мальчик руководствовался собственными принципами, которые стали основой его жизни и во взрослом возрасте. Этот период закончился вместе с учёбой и известием о смерти отца, его небольшое наследство стало стартовым капиталом в начале взрослой жизни Павла Ивановича.

Автор уделяет целую главу для описания истории жизни Чичикова, чтобы читатель мог понять, почему герой стал таким безнравственным, лицемерным, меркантильным, неспособным на дружеские отношения и любовь.

Настоящее «Я» персонажа

Можно было бы подумать, что Павел Иванович — прекрасный психолог и актер, поскольку он с легкостью подстраивается под нужных ему людей, мгновенно угадывает их характер, но так ли это на самом деле? Герой так и не смог приспособиться к Ноздреву, потому что бесцеремонность, наглость, фамильярность ему чужды. Но и здесь он пытается приспособиться, ведь помещик невероятно богат, отсюда и обращение на «ты», хамский тон Чичикова. Детство научило Павлушу угождать нужным людям, поэтому он готов переступить через себя, забыть о своих принципах.

В то же время с Собакевичем Павел Иванович практически не притворяется, потому что их объединяет служение «копейке». И с Плюшкиным имеет некоторую схожесть Чичиков. Персонаж сорвал со столба афишу, прочитав ее дома, сложил аккуратно и положил в ларчик, в котором хранились всякие ненужные вещи. Такое поведение очень сильно напоминает Плюшкина, склонного к накопительству разного хлама. То есть сам Павел Иванович не так уж и далеко отошел от тех же помещиков.

Детство Павла Ивановича Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Детство Чичикова в поэме Мертвые Души

Сочинение будет посвящено детству Чичикова, которое нельзя отнести к безмятежным и радостным, наполненным веселыми играми, воспоминаниями о теплых семейных праздниках, веселых моментах.

У маленького Павлуши не было полноценной семьи, а возможно и самой семьи в понимании этого слова. О маме мальчика автор не упомянул ни слова во всем произведение. Отец Павлуши был недовольным мужчиной, с плохим здоровьем. Он заставлял ребенка много писать и заниматься грамотой. Как таковых теплых чувств отца к сыну он не проявлял, часто ругал, наказывал. Это и стало логичным проявлением того, что Павлуша рост замкнутым мальчиков, сторонящийся людей.

Во взрослой жизни чувство привязанности к людям было ему чуждо. С детских воспоминаний мальчика остался не уютный дом, убогая обстановка в нем, отчужденность родного отца. На формирование характера детство наложила плохой отпечаток, поскольку было нерадостным и тяжелым.

Учиться Павлушу отец отвез в город. Устроил мальчика в училище, а жить определил к дальней родственнице. Расставание сына и отца было холодным, бесчувственным. Напоследок отец дал наставление сыну дружить с тем, с кем выгодно, не делиться, а делать так, чтобы делились с тобой. В способности мальчика отец не верил и учил его угождать начальнику. Рекомендовал беречь деньги. Вот с такими словами и сухим рукопожатием сын простился с отцом. Это была их последняя встреча. По окончанию учебы отец Павлуши умер.

Учиться мальчику было легко. Он усвоил основные требования учителей – сидеть тихо, сложив руки и не шуметь. Мастерство придерживаться дисциплины также не вызывало у мальчика никаких сложностей. Он был опрятен, в тетрадях все записи аккуратными, а в голове бесконечные мысли о приумножении капитала, как и советовал ему отец.

Капитал приумножать мальчик начал еще в годы учебы. Коротая вечера, он не сидел без дела. Ему удалось выловить из норы мышь и научить ее выполнять некоторые команды. В дальнейшем за дрессированную мышку он получил доход, продав ее в училище. Мальчик был наделен наблюдательностью и предприимчивостью. Он высматривал детей, которые были голодны, и предлагал им купить пирожок у него. Вырученные деньги он зашивал в мешочек и прятал, чтобы не тратить и сберечь.

Как видим, детство Павлуши учило его совсем не детским вещам – экономить, уметь угождать, лести, отказу от вкусностей, постоянному поиску новым способам заработка. Не научился Чичиков дружбе, не имел родственников, поэтому руководствовался исключительно своими принципами, которые и стали основой всей его взрослой жизни. Она пришла к нему сразу с окончанием учебы, с весточкой о смерти отца. Наследство, что осталось от отца, стало стартовым капиталом во взрослой жизни Павла Ивановича.

Все предопределяет в жизни опыт, полученный с первых дней жизни и далее. Другим повзрослевший Павлуша стать и не мог.

К числу золотого фонда русской литературы с легкостью можно отнести произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Детище было написано во второй половине девятнадцатого века, но, к сожалению, полностью его узнать читателю не удалось. Второй том произведения так и не был выпущен, а третий уничтожен автором.

Детские воспоминания

По сути, у маленького Павлуши даже не было настоящей семьи: всё, что он помнил – всегда больной, недовольный отец, который заставлял сына заниматься грамотой и чистописанием, часто ругал и наказывал мальчика. О матери Павлуши ничего не известно из повествования, а отец не умел или не желал проявлять чувств по отношению к сыну, редко разговаривал с ним. Лишённый ласки и любви ребёнок рос нелюдимым и замкнутым.

Будучи уже совсем взрослым, Чичиков так и не научится чувствовать к людям привязанность, ведь он не видел этого в собственной семье. Убогая обстановка в простом доме, которым владел обедневший дворянин – отец Павлуши – способствовала формированию такого же ограниченного внутреннего мира мальчика. В воспоминаниях Павлуши остался неуютный дом, убогая обстановка и отчуждённость единственного родного человека – отца. Кратко детские годы Чичикова можно охарактеризовать, как тяжёлое и безрадостное время, которое оказало серьёзное влияние на его характер.



Общение Чичикова с помещиками

Павел Иванович ко всем мог найти подход, с первых минут общения понять, что собой представляет человек. Например, с Коробочкой он особо не церемонился, разговаривал патриархально-набожным и даже слегка покровительственным тоном. С помещицей Чичиков чувствовал себя раскованно, употреблял просторечные, грубые выражения, полностью подстраиваясь под женщину. С Маниловым Павел Иванович высокопарен и любезен до приторности. Он льстит помещику, в речи употребляет цветистые фразы. Отказавшись от предложенного угощения, даже Плюшкину угодил Чичиков. «Мертвые души» очень хорошо демонстрируют изменчивую натуру человека, ведь Павел Иванович приспособился ко нравам практически всех помещиков.

Отъезд в город и отцовский наказ

В один из дней отец увёз мальчика в город, чтобы устроить в училище. Они остановились у дальней родственницы, что позволяло отцу значительно сэкономить на жилье, которое необходимо на время получения образования. Перед отъездом домой он дал сыну наставления для дальнейшей жизни. Именно в нём раскрывается философия жизни “чичиковых”.

Нужно заметить, что отец не особо верил в ум и талант своего чада, поэтому прямо наказал сыну в школе угождать начальству и тогда даже без особого дарования в науках он будет всегда первым. Вместо слёз при расставании родитель сухо изложил основные законы жизни современного общества: дружить с теми, кто побогаче, не угощать других, а вести себя так, чтобы угощение предлагали тебе сами. Важным момент – беречь деньги, они открывают все двери. После этого он уехал и больше уже никогда не виделся с сыном. Он умер, когда Павлуша заканчивал училище.

Текст книги «Детство Чичикова (отрывок из поэмы «Мертвые души»)»

Николай Васильевич Гоголь

Детство Чичикова

(Отрывок из поэмы «Мертвые души»)

В один день, с первым весенним солнцем и разлившимися потоками, отец, взявши сына, выехал с ним на тележке, которую потащила мухортая[1] пегая лошадка, известная у лошадиных барышников под именем соро́ки; ею правил кучер, маленький горбунок, родоначальник единственной крепостной семьи, принадлежавшей отцу Чичикова, занимавший почти все должности в доме. На соро́ке тащились они полтора дни с лишком; на дороге ночевали, переправлялись через реку, закусывали холодным пирогом и жареною бараниною и только на третий день утром добрались до города. Перед мальчиком блеснули нежданным великолепием городские улицы, заставившие его на несколько минут разинуть рот. Потом соро́ка бултыхнула вместе с тележкою в яму, которою начинался узкий переулок, весь стремившийся вниз и запруженный грязью; долго работала она там всеми силами и месила ногами, подстрекаемая и горбуном и самим барином, и наконец втащила их в небольшой дворик, стоявший на косогоре с двумя расцветшими яблонями пред стареньким домиком и садиком позади его, низеньким, маленьким, состоявшим только из рябины, бузины и скрывавшейся во глубине ее деревянной будочки, крытой драньем, с узеньким матовым окошечком. Тут жила родственница их, дряблая старушонка, все еще ходившая всякое утро на рынок и сушившая потом чулки свои у самовара, которая потрепала мальчика по щеке и полюбовалась его полнотою. Тут должен был он остаться и ходить ежедневно в классы городского училища. Отец, переночевавши, на другой же день выбрался в дорогу. При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали; а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Давши такое наставление, отец расстался с сыном потащился вновь домой на своей соро́ке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

Павлуша с другого же дни принялся ходить в классы. Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностию; но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, со стороны практической. Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощенье, потом продавал им же. Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив – в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную: слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно. Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции, именно вот какие: накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые были побогаче, и как только замечал, что товарища начинало тошнить, – признак подступающего голода, – он высовывал ему из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки и, раззадоривши его, брал деньги, соображаяся с аппетитом. Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, которую засадил в маленькую деревянную клеточку, и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу, и продал потом ее тоже очень выгодно. Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой. В отношении к начальству он повел себя еще умнее. Сидеть на лавке никто не умел так смирно. Надобно заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков; ему казалось, что они непременно должны над ним смеяться. Достаточно было тому, который попал на замечание со стороны остроумия, достаточно было ему только пошевелиться или как-нибудь ненароком мигнуть бровью, чтобы подпасть вдруг под гнев. Он его гнал и наказывал немилосердно. «Я, брат, из тебя выгоню заносчивость и непокорность! – говорил он. – Я тебя знаю насквозь, как ты сам себя не знаешь. Вот ты у меня постоишь на коленях! ты у меня поголодаешь!» И бедный мальчишка, сам не зная за что, натирал себе колени и голодал по суткам. «Способности и дарования? это все вздор, – говаривал он, – я смотрю только на поведенье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально; а в ком я вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль, хотя он Солона[2] заткни за пояс!» Так говорил учитель, не любивший насмерть Крылова за то, что он сказал: «По мне, уж лучше пей, да дело разумей», и всегда рассказывавший с наслаждением в лице и в глазах, как в том училище, где он преподавал прежде, такая была тишина, что слышно было, как муха летит; что ни один из учеников в течение круглого года не кашлянул и не высморкался в классе и что до самого звонка нельзя было узнать, был ли кто там или нет. Чичиков вдруг постигнул дух начальника и в чем должно состоять поведение. Не шевельнул он ни глазом, ни бровью во все время класса, как ни щипали его сзади; как только раздавался звонок, он бросался опрометью и подавал учителю прежде всех треух[3] (учитель ходил в треухе); подавши треух, он выходил первый из класса и старался ему попасться раза три на дороге, беспрестанно снимая шапку. Дело имело совершенный успех. Во все время пребывания в училище был он на отличном счету и при выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение.

Годы в училище

Учёба давалась мальчику хорошо, хотя особых успехов он не достиг, зато точно понял, что нужно делать, чтобы иметь отличные отметки. Учитель требовал тишины, дисциплины и умения сидеть ровно, не двигаясь. Павлуша быстро научился этому мастерству, даже когда дети щипали его, он держался невозмутимо. Его тетради были аккуратными, вещи опрятны и чисты, а все мысли направлены на преумножение “капитала”, который оставил ему отец.

Чтобы долгими вечерами потратить время с пользой, Павлуша надрессировал мышь, которую поймал в доме, таким образом, что она выполняла некоторые команды. Он продал её в школе за очень хорошие деньги. Такая изобретательность мальчика обусловлена его желанием заработать во чтобы то ни стало. Он пробовал себя в творчестве – сваял фигурку снегиря из воска, раскрасил её и выручил за такую поделку приличные для ребёнка деньги. Свои сбережения мальчик зашивал в мешочки и прятал, чтобы не потратить. Отличаясь наблюдательностью и предприимчивостью, Павлуша зарабатывал также на том, что замечая тех одноклассников, которые очень проголодались, предлагал им купить у него пирожок. Друзья с радостью соглашались.

Детство героя научило его совсем недетским вещам: экономии, отказу от лакомств, поиску способов заработка, умению угождать, льстить, быть неискренним. Дружить Чичиков так и не научился, открытость и доброта не входили в его привычки, скорее даже мешали. Не имея никаких родственников, без поддержки и дружеских отношений, мальчик руководствовался собственными принципами, которые стали основой его жизни и во взрослом возрасте. Этот период закончился вместе с учёбой и известием о смерти отца, его небольшое наследство стало стартовым капиталом в начале взрослой жизни Павла Ивановича.

Автор уделяет целую главу для описания истории жизни Чичикова, чтобы читатель мог понять, почему герой стал таким безнравственным, лицемерным, меркантильным, неспособным на дружеские отношения и любовь.

Центральный персонаж поэмы

Николай Васильевич Чичикова в поэме сделал центральным персонажем, его нельзя назвать главным героем, но именно на нем держится сюжет поэмы. Путешествие Павла Ивановича является каркасом для всего произведения. Не зря автор поместил биографию героя в самом конце, читателю неинтересен сам Чичиков, ему любопытны его действия, зачем он собирает этих мертвых душ и к чему это приведет в конце концов. Гоголь даже не пытается раскрыть характер персонажа, зато он знакомит с особенностями его мышления, таким образом давая подсказку, где искать суть данного поступка Чичикова. Детство – вот откуда идут корни, еще в нежном возрасте у героя сформировалось свое мировоззрение, видение ситуации и поиск путей решения проблем.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мертвые души»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мертвые души»
  • для самых любопытных — Анализ «Мертвые души» Гоголь
  • для самых крутых — Читать «Мертвые души» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

Причины, формирующие нрав

В предстоящей жизни отсутствие друзей не тяготило Павлушу. Этому содействовали, с одной стороны, привычка всегда быть в одиночестве, с другой — науськивания отца, решившего, может быть, единственный раз в жизни побеседовать с отпрыском по душам. Малеханького Чичикова повезли в примыкающий город определять в училище. Лошаденка Сорока лишь на 3-ий денек с утра доставила путников к месту предназначения – к далекой родственнице. И снова вокруг плохо скрываемая бедность, серость и убогость. Начинаются годы обучения, длится детство. Чичиков прекрасно усвоил советы отца, главный из которых был об умении угождать полностью всем, в особенности начальникам и учителям, соученикам богатым и полезным. Умение тонко льстить он отрабатывал в течение всей предстоящей жизни. И, как свидетельствует создатель, Чичиков умел произвести на общество самое подходящее воспоминание.

Краткая биография Чичикова в поэме «Мертвые души» Гоголя

Биография главного героя Павла Ивановича Чичикова отодвинута автором в конец поэмы. Читатель узнает обо всех похождениях помещика в городе NN, но еще не знает, как могли появиться в голове мужчины такие мысли, откуда пришла странная идея покупки «мертвых душ».

Происхождение героя

Павлуша Чичиков родился в семье обедневшего дворянина. Неизвестно, какого происхождения были родители: столбовые дворяне или личные. По словам Гоголя, «темно и скромно» было происхождение предприимчивого человека. Удивительно, что классик ничего не говорит о матери Павла. В этом есть глубинный смысл. Сложно представить характер матери, которая могла создать такое бездушное и скрытное существо. Можно порассуждать, отчего могла женщина уйти так рано из жизни, почему не оставила в душе святости и уважения к загробной жизни.

Отец – бедный и больной мужчина. У семьи нет дворянского привычного особняка. Герой живет в старом крестьянском домике. В нем все маленькое: окна, комнаты (горенка). Убогость интерьера легко представить: окна не отворялись ни летом, ни зимой. Как и когда обеднела семья? Ближе всего – образ Манилова. Безделье, возможно, привело к потере поместья.

Иван Чичиков постоянно вздыхал, ходил по комнате и плевал в песочницу, стоявшую в углу. Других описаний дома, где провел детство Павлуша, нет. Отношения между отцом и сыном были напряженными. Больной старец не умел быть ласковым. Он ведет себя строго и жестко, возможно причиной этому была болезнь, а может обида на судьбу и недостаток средств.

Годы учебы

Как и положено дворянам, в определенный возраст отец отправил сына в городское училище. Значит, какие-то финансы у отца все же были. Павел получает возможность вырваться из нищеты, получив образование. Отец оставил сына у родственницы и уехал в деревню, больше они не виделись. Жизнь у родни, хотя и дальней, позволила мальчику научиться экономии и бережливости.

Павел учится прилежно. У него нет таланта и гениальности отличника, но есть усердие, терпение и практичность. Особые умения мальчика:

    Смирно сидит на лавке.

Не выказывает остроумия.

Умело соблюдает тишину.

Не шевелит глазами, не двигает бровями, даже когда его щипают.

Подает треух учителю.

Кланяется перед педагогом, по несколько раз попадаясь на пути.

Чичиков начинает зарабатывать. Сначала лепит снегиря из воска, затем продает. Павел дрессирует мышь и также продает ее.

Умение выслужиться перед учителями помогает успешно окончить училище.

Характер юноши можно было различить уже здесь. Когда строгий учитель был выгнан, ученики собрали для него немного денег. Павел дал пятак серебра, от которого отказались товарищи. Учитель, узнав об этом, произнес фразу:

Карьера Чичикова

Павел ставит цель заработать достаточное количество денег для достойного будущего своей семьи. Он проходит через взлеты и падения:

Казенная палата. Должность досталась с трудом, но это были первые шаги чиновничьей службы. Начальником здесь был старый повытчик, к которому никто не смог найти подхода. Юноша перебрался к нему в дом, смог понравиться дочери. Отец поверил и выбил для «будущего зятя» выгодное место. Как только «дело удалось», Чичиков съехал от человека, которого уже называл «папенькой», причем сделал это скрытно и быстро. Обманутый мужчина произнес ту же фразу, что и учитель:

«Хлебное местечко». Здесь появляется возможность брать взятки. Смена начальника приводит к падению карьеры.

Мелкие должности в другом городе. Чичиков старается показать себя бескорыстным и трудолюбивым. Такое отношение к службе заметило начальство.

Место в таможне. Чичиков получает за усердие чин коллежского советника. Получив власть, он связывается с преступной группой, занимающейся контрабандой. Нечистое дело принесло отличный доход, но результат плачевен. Чичиков теряет должность и место в таможне, а деньги конфискованы.

После потери сотен тысяч рублей Павел Иванович снова начинает карьеру. У него осталось 10 тысяч рублей, слуга Петрушка, кучер Селифан и бричка. Новая служба – юридическая помощь по разным вопросам. В этот период его и посещает идея покупки «мертвых душ».

Ссылка на основную публикацию