Первобытное общество – кратко об истории, характеристиках и этапах развития

593,Первобытное общество: кратко

История человеческой расы насчитывает не одну тысячу лет, и самым первым этапом развития человечества является первобытное общество. Это огромный исторический пласт, который берет свое начало с появления древнейших людей и заканчивается возникновением государств и цивилизаций.

Общая характеристика первобытного общества

Время первобытного общества – это не только начальный, но и самый длительный отрезок в истории эволюции человечества, который охватывает более двух миллионов лет. За это время первобытное общество прошло огромный путь развития, на протяжении которого менялось хозяйственное устройство, социальные связи, нормы поведения, организация власти, представление древнего человека о мире.

В этот период происходило формирование физического типа современного человека, создавались различные орудия труда, изобретались и улучшались технологии их изготовления. Путем тяжелого физического труда и постепенных открытий первобытным людям удалось по крупицам создать уникальную культуру, значительно обогатить духовную жизнь.

Рис. 1. Первобытный человек.

К основным чертам первобытного общества относят:

  • коллективный труд;
  • родоплеменная организация;
  • отсутствие личной собственности;
  • уравнительное распределение пищи и благ;
  • примитивные орудия труда.

Через первобытный строй прошли все народы мира. На планете нет такой цивилизации, которая бы «перескочила» через данный отрезок развития. Несмотря на то, что первобытное общество давно кануло в лето, на Земле еще остались малочисленные племена, которые ведут характерный образ жизни и сохраняют пережитки далекого прошлого.

Понятие первобытного общества

Первобытное общество — начальная ступень становления и развития человечества с момента его отделения от обезьян и до образования классовых обществ и государств. Первобытное общество называют также первобытнообщинным строем, догосударственным, древнейшим обществом и т.д.

Периоды первобытного общества

Этапы первобытного общества

Первобытная история прошла в своём развитии три основных этапа, каждый из которых имеет свои особенные черты: эпоха праобщины, эпоха родовой общины, эпоха соседской общины.

Эпохи первобытного общества

Эпохи первобытного общества имеют крайне размытые хронологические рамки. В зависимости от географического региона может не только значительно разниться начало и конец периода, а и вовсе его наличие. Так, например, неолит в Америке начался уже в конце 3-го тысячелетия, когда в Европе он завершился, и начался энеолит. В ряде географических областей энеолит отсутствует.

  • Палеолит, или древнекаменный век (2,4 млн. — 10000 гг. до н. э.).
  • Мезолит, или среднекаменный век (15000-12000 — 5000 гг. до н. э.).
  • Неолит, или новокаменный век (9500-7000 — 3000 гг. до н. э.).
  • Энеолит, или медный век (4000-3000 гг. до н. э.).

Дикость, варварство и цивилизация

Существует также и альтернативная периодизация первобытного общества. Один из представителей эволюционной теории Л. Г. Морган (1818-1881) в своей работе «Древнее общество»разделил развитие человечества на этапы дикости, варварства и цивилизации. Первые из них делились, кроме того, на нижнюю, среднюю и высшую ступени. В основу этой периодизации был положен технологический принцип: от гончарной эпохи, этапа дикости осуществлялся переход к нижней ступени варварства, с переходом от окуль­туривания растений к одомашниванию животных — к средней, от железоплавильной эпохи — к высшей ступени.

Дикость

Этап дикости делится на следующие ступени:

  • нижняя ступень означала молодость человеческого рода: люди обитали в тропических лесах, употребляя фрукты и корнеплоды; появление членораздельной речи стало признаком их зрелости;
  • на средней ступени люди питались рыбными продуктами, пользовались огнём и начали селиться вокруг рек и озёр;
  • на высшей ступени был изобретён лук, и стало возможным заниматься охотой.
Цивилизация

см. также: Древний мир

Примерно в середине 4-го тыс. до н. э. начался переход челове­чества от первобытности к цивилизации. Показателем этого пере­хода было возникновение первых государств, развитие городов, письменности, новых форм религиозной и культурной жизни. Ци­вилизация — это более высокая ступень развития человеческого об­щества, следующая за первобытностью.

История первобытных обществ завер­шилась возникновением в Египте и в Дву­речье в конце 4-го тыс. до н. э. древнейших цивилизаций. Человечество вступило в новый этап своего раз­вития. На большей части Земли в течение долгого времени сохра­нялись первобытные племена. Даже в настоящее время некоторые народы несут в своей культуре наследие тех отдалённых времён.

Ис­торическая судьба многих первобытных народов, которые столкну­лись с цивилизацией, сложилась трагически: в эпоху колониальных захватов и колониальных империй они были подвергнуты истреб­лению или изгнаны со своих территорий. В наши дни народы, со­хранившие родоплеменные традиции, испытывают определённое влияние цивилизации, и нередко оно оказывается негативным. Со­хранение таких народов, их уникальной культуры и гармоничное включение их в мир современной цивилизации является важной за­дачей человечества XXI столетия.

Сообщение кратко о первобытных людях особенности и развитие

Основные изобретения и открытия в первобытную эпоху

Особенности первобытной историии

Первобытные племена сохранивший культурное наследие первобытности

Понятия первобытное опщества

Вопросы к этой статье:

Сформулируйте определение понятия «первобытное общество»

Назовите признаки первобытного общества

Развитие семейных отношений

Формирование семьи можно разделить на три периода:
1. древнее стадо;
2. матриархат;
3. патриархат, разделяющийся на два этапа:
— отцовский род;
— соседская община (этап распада первобытного строя).

— условное название непостоянного человеческого сообщества. Выживать поодиночке в суровых условиях дикой природы было трудно и почти невозможно. Охотится, собирать еду и отбиваться от диких животных, было гораздо легче вместе. По этой причине люди объединялись в группы, и это стало первой общественной формой объединения людей.

От животного стада сообщество отличалось тем, что члены стада друг другу помогали, строили жилища, совместно воспитывали детей, делились жизненным опытом. Жизнь в коллективе побудило людей начать общаться. Охота способствовала улучшению орудий труда, а это в свою очередь развитию человека и общества.

— этап, характеризующийся доминирующим положением в обществе женщин. Имущество наследовалось только по материнской линии. Брак носил групповую форму, позже парный брак, но с раздельным проживанием мужа и жены. На поздних этапах проживали совместно, только муж переходил жить в общину жены. В истории это явление называлось «Матрилокальность» — это первая форма совместного проживания пары.

. Этот период стал последним в первобытном строе. Характеризовался ведущей ролью мужчин во всех сферах жизни общины. Соответственно женщина после брака переходила в общину мужа. На позднем этапе патриархата появилась моногамная семья.
Первобытное общество охватывает эпоху от появления человека до образования государства.

Основные черты первобытного общества:

— низкий уровень развития производства;
— коллективная работа;
— общие орудия и средства труда;
— равное распределение продуктов;
— большая зависимость человека от природы.

Со временем появились предпосылки для распада первобытного общества и образования государства.

Образования государства обусловили три основные причины:

— общественный раздел труда;
— появление частной собственности;
— классовое разделение общества.

После того как первобытное общество перешло к рабовладельчеству произошло изменение типа власти.

Можно сделать общий вывод про то, что производственное хозяйство привело к трудовому разделению и неравенству в обществе, а также классовой дифференциации. Все эти события привели к переходу от первобытного к рабовладельческому обществу.

Разложение родового строя за первое тысячелетие привело к образованию феодального общества.

Каждое отдельное государство имело свои отличительные черты и специфику формирования.

Существенное влияние на образование государства оказывала религия. В первобытном обществе каждый отдельный род поклонялся своему богу. Когда рода объединялись именно это обстоятельство укрепляло власть правящей верхушки.

Власть все еще связывалась с богами однако срок правление » царя» продлевался и постепенно стал сроком на всю жизнь. В результате из выборной власти она превратилась в наследственную, передаваемую от отца к сыну.

Еще причинами образования государства являлись: наука, влияние религии, укрепление государственной власти.

«Следы дьявола» — следы гейдельбергского человека

«Следы дьявола» (Ciampate del Diavolo) — так жители окрестностей вулкана Роккамонфина на юге Италии назвали цепочки следов, которые сохранились в застывшем вулканическом потоке.
Эти следы и далее обрастали бы легендами, если бы не два местных любителя археологии Марко де Анжели и Адольфо Панарелло, которым пришла в головы идея показать загадочные следы специалистам из университета в Падуе.
И местная достопримечательность стала археологической сенсацией 2003 года: были открыты следы, оставленные древнейшими на территории Европы гуманоидами, представителями вида Homo erectus (человек прямоходящий, также называемый «гейдельбергским человеком»).

Этапы развития первобытного общества

В современной науке общепризнанным является выделение

трех исторических эпох

: праобщины, первобытной общины и эпохи классообразования.

Хронологические рамки каждого этапа определить трудно, но их можно соотнести с археологическими эпохами: праобщина — нижний и средний палеолит, первобытная община — верхний палеолит, мезолит и неолит, эпоха классобразования — поздний неолит или век раннего металла.

Рекомендуем к ознакомлению:

Культура первобытного общества

Для первобытной культуры характерна стабильность и крайне медленные темпы развития. В этот период человечеству удалось накопить огромный багаж знаний об окружающем мире: животных, растениях, явлениях природы, свойствах различных материалов.

Благодаря полученным знаниям древние люди успешно занимались врачеванием, земледелием, они хорошо ориентировались в пространстве на незнакомой местности, могли предугадывать изменения в погоде.

Важнейшим достижением первобытной культуры стало возникновение примитивной письменности. Поначалу это были лишь примитивные знаки-символы, которые были необходимы для установления собственности и ведения торговых дел. Позднее, с появлением древнейших цивилизаций, они развились в полноценную письменность.

Искусство первобытного общества играло большую роль в воспитании подрастающего поколения и передачи важной информации потомкам. Особое значение играли петроглифы – наскальные рисунки, которые выбивались на поверхности скал или выполнялись при помощи красок. Самыми популярными были изображения магических обрядов, сцен охоты, людей и мифологических существ.

Рис. 3. Петроглифы.

Важнейшим видом первобытного искусства был орнамент – различные линии, геометрические фигуры, примитивные изображения животных и растений, которые повторялись в определенной последовательности. Орнамент служил не только украшением: он являлся знаком принадлежности к тому или иному племени, оберегал владельца от злых сил.

Загадка «Ледяного человека»

Он отправился в путь, надев три слоя одежды и прочные башмаки с подошвой из медвежьей кожи.
С собой он взял кинжал с кремневым лезвием, набор для разжигания огня и берестяную коробочку, где лежали угли, завернутые в кленовые листья.

Что мы узнали?

При изучении темы «Первобытное общество» по программе 6 класса истории мы узнали кратко об особенностях эпохи первобытного общества: какими характерными особенностями она обладала, какой временной промежуток охватывала и на какие периоды была разделена. Также мы выяснили, какие достижения в области культуры и искусства соответствовали данному периоду развития человеческого общества.

Первобытное общество – кратко

Древний человек.

Около пятнадцати тысяч лет назад климат планеты начал меняться. Вода, образовавшаяся вследствие таяния ледников, вернула жизнь на планету. Одной из самых подходящих для обитания стала территория на ближнем востоке от Израиля до Ирака. На холмах росло много цветущих деревьев. Погода продолжала улучшаться. В редких лесах росли съедобные растения. На плоскогорьях и равнинах расплодились животные. Местность была настоящим раем для охотников – собирателей. Именно в этой местности люди нашли то, что изменило историю человечества. Люди обнаружили лекарственные травы и зерно. Это стало искрой для развития человечества.

В эпоху первобытного общества случилось много знаменательных событий.

Первым из них было появление здравомыслящего человека, создания способного мыслить, изготавливать средства труда и использовать их. Затем собирательство перешло к производственному хозяйству. Данный процесс приобрел наименование неолитическая революция.

Приблизительно десять – двенадцать тысяч лет назад человек начал изменять природу, и эти трансформации происходят по сей день.

Появление огня в жизни человека внесло существенные изменения. Теперь активность не ограничивалась световым днем. На огне стали готовить пищу и это улучшило питание. Яркий свет огня и исходящий от него дым остерегались животные, что повысило безопасность человека.

Самым важным стало появление у человека речи. Она позволила более – менее связно рассказать о своих мыслях.

Следом за этим возникли религия и искусство. Дальше происходит зарождение раздела общества, появились государства.

Существуют разнообразные системы периодизации древнего общества. Тем не менее все они несовершенны.

1. Палеолит (2, 4 миллиона – 10 000 лет до н. э).

В свой черед разделяется: ранний, средний, поздний период. В этом периоде жили охотники и собиратели. Появились первые средства труда из кремня.

2. Мезолит (10 000 – 5 000 до начала нашей эры).

Люди создавали костяные и каменные орудия, а кроме того использовали лук во время охоты.

3. Неолит (5 000 – 2 000 до начала нашей эры).

Начало времени связано с неолитической революцией. Появляется керамика и новые способы ведения хозяйства.

4. Медный век (5 000 – 3 500 лет до н. э).

Переходный этап от каменного к бронзовому веку. В этот период были наряду с каменными распространены медные орудия.

5. Бронзовый век (3 500 – 800 лет до н. э).

Ведущую роль занимают изделия из бронзы.

6. Железный век (800 лет до начала н.э).

Повсеместно начинают изготавливать железные орудия.

Исследователи считают, что во времена палеолита и неолита положение в социуме у мужчин и женщин было равным, следовательно, существовало равноправие полов. Позже происходит возникновение парной семьи, а затем матриархальной семьи.

Появление духовной стороны культуры относят к эпохе палеолита. Самые старые свидетельства тому – захоронения. Есть также находки изобразительной деятельности человека.

Для первобытного общества характерны довольно медленные темпы изменений.

Существенной чертой этого времени является тесная связь с материальной стороной жизни. Речь людей связана с конкретными вещами и событиями.

Связь людей с природой была очень сильной. Сознание и деятельность человека связана со всем, что видели вокруг себя.

Письменность еще отсутствовала. Вследствие чего информация накапливалась очень медленно, социальное и культурное развитие тормозилось.

В период своего возникновения человек руководствовался инстинктами и мало чем отличался от животного.

С течением времени сознание росло, инстинкты постепенно превратились в социальные нормы. Социальные нормы – общие правила регулирующие поведение людей в обществе.


Разновидности социальных норм древнего общества:

Обычаи – правила поведения сложившиеся при многократном повторении и вошедшие в привычку.

Моральные нормы – правила поведения, основанные на первобытном представлении о добре и зле.

Религиозные нормы – основаны на религиозных представлениях.

Искусство было создано гораздо раньше, чем письменность. В эпоху позднего палеолита люди выбивали на скалах абстрактные знаки. На стенах пещер изображали животных и человеческие руки. Кроме того, уже в этот период создавали скульптуры с помощью камня и костей.

Считается, что помимо дошедших до нас скульптур и наскальных рисунков, искусство также представлялось музыкой, песнями и обрядами, танцами. Люди рисовали на земле и коре деревьев. Шкуры животных использовали, в том числе для творчества. Женщины делали украшения из природных материалов, прокрашивая их цветными пигментами. Наличие желания украшать свое жилище, и тело свидетельствует о появлении способности к абстрактному мышлению.

В эпоху палеолита художники изображали в основном травоядных животных. Гораздо более редко хищных животных, представляющих опасность для людей.

Обрабатывали люди бивни животного.

В период неолита появились каменные постройки. В это же время изображения начали предавать не только конкретные, но и отвлеченные понятия. Появились многие виды декоративно – прикладного искусства.

Власть основывалась в основном на социальных нормах и поддерживались авторитетом вождей и старших. Нормы регулировали все сферы жизни.

Подчинение для людей не было чем – то удивительным, интересы рода были прежде всего. Соответственно нарушение правил вело к жесткому наказанию.

Самый главный орган власти – собрание рода. На собрании решались все дела включая выбор старейшины и военачальника. В большинстве случаев эти должности занимали мужчины.

В основе всего лежал принцип родства. Характерной чертой власти является ее общественный характер.

В условиях ведения хозяйства того времени, собственность была совместной и распределялись между всеми членами общества. Размер доли зависел от объема проделанной работы.

После того как человек начал трудится осознанно начал вести учет продуктов. Для этого даже выделялись специальные члены общины. Подобные действия повышали шансы выжить и поддерживать порядок.

Учет предполагал ведение записей. Так как писать люди еще не умели вместо этого пользовали зарубками и насечками.

Примитивное искусство охватывало все континенты, кроме Антарктиды. Но самое большое количество находок древней живописи найдено на территории Европы.

Причинами появления творчества стали:тяга к прекрасному, первые верования, вера в магию.

Развитие семейных отношений.

Формирование семьи можно разделить на три периода:

1. древнее стадо;
2. матриархат;
3. патриархат, разделяющийся на два этапа:

– отцовский род;
– соседская община (этап распада первобытного строя).

Первобытное стадо – условное название непостоянного человеческого сообщества. Выживать поодиночке в суровых условиях дикой природы было трудно и почти невозможно. Охотиться, собирать еду и отбиваться от диких животных, было гораздо легче вместе. По этой причине люди объединялись в группы, и это стало первой общественной формой объединения людей.

От животного стада сообщество отличалось тем, что члены стада друг другу помогали, строили жилища, совместно воспитывали детей, делились жизненным опытом. Жизнь в коллективе побудило людей начать общаться. Охота способствовала улучшению орудий труда, а это в свою очередь развитию человека и общества.

Матриархат – этап, характеризующийся доминирующим положением в обществе женщин. Имущество наследовалось только по материнской линии. Брак носил групповую форму, позже парный брак, но с раздельным проживанием мужа и жены. На поздних этапах проживали совместно, только муж переходил жить в общину жены. В истории это явление называлось “Матрилокальность” – это первая форма совместного проживания пары.

Патриархат. Этот период стал последним в первобытном строе. Характеризовался ведущей ролью мужчин во всех сферах жизни общины. Соответственно женщина после брака переходила в общину мужа. На позднем этапе патриархата появилась моногамная семья.

Первобытное общество охватывает эпоху от появления человека до образования государства.

Основные черты первобытного общества:

– низкий уровень развития производства;

– общие орудия и средства труда;

– равное распределение продуктов;

– большая зависимость человека от природы.

Со временем появились предпосылки для распада первобытного общества и образования государства.

Образования государства обусловили три основные причины:

– общественный раздел труда;

– появление частной собственности;

– классовое разделение общества.

После того как первобытное общество перешло к рабовладельчеству произошло изменение типа власти.

Можно сделать общий вывод про то, что производственное хозяйство привело к трудовому разделению и неравенству в обществе, а также классовой дифференциации. Все эти события привели к переходу от первобытного к рабовладельческому обществу.

Разложение родового строя за первое тысячелетие привело к образованию феодального общества.

Каждое отдельное государство имело свои отличительные черты и специфику формирования.

Существенное влияние на образование государства оказывала религия. В первобытном обществе каждый отдельный род поклонялся своему богу. Когда рода объединялись именно это обстоятельство укрепляло власть правящей верхушки.

Власть все еще связывалась с богами однако срок правление ” царя” продлевался и постепенно стал сроком на всю жизнь. В результате из выборной власти она превратилась в наследственную, передаваемую от отца к сыну.

Еще причинами образования государства являлись: наука, влияние религии, укрепление государственной власти.

Первобытное общество

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1409.

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1409.

История человеческой расы насчитывает не одну тысячу лет, и самым первым этапом развития человечества является первобытное общество. Это огромный исторический пласт, который берет свое начало с появления древнейших людей и заканчивается возникновением государств и цивилизаций.

Общая характеристика первобытного общества

Время первобытного общества – это не только начальный, но и самый длительный отрезок в истории эволюции человечества, который охватывает более двух миллионов лет. За это время первобытное общество прошло огромный путь развития, на протяжении которого менялось хозяйственное устройство, социальные связи, нормы поведения, организация власти, представление древнего человека о мире.

В этот период происходило формирование физического типа современного человека, создавались различные орудия труда, изобретались и улучшались технологии их изготовления. Путем тяжелого физического труда и постепенных открытий первобытным людям удалось по крупицам создать уникальную культуру, значительно обогатить духовную жизнь.

Рис. 1. Первобытный человек.

К основным чертам первобытного общества относят:

  • коллективный труд;
  • родоплеменная организация;
  • отсутствие личной собственности;
  • уравнительное распределение пищи и благ;
  • примитивные орудия труда.

Через первобытный строй прошли все народы мира. На планете нет такой цивилизации, которая бы «перескочила» через данный отрезок развития. Несмотря на то, что первобытное общество давно кануло в лето, на Земле еще остались малочисленные племена, которые ведут характерный образ жизни и сохраняют пережитки далекого прошлого.

Этапы первобытного общества

Существует несколько видов хроник первобытного общества, среди которых выделяют периодизацию по типу производства, археологическую периодизацию и некоторые другие.

которые читают вместе с этой

Весьма показательным является разделение эпохи первобытного общества по типу организации общественного строя. Выделяют три этапа, каждый из которых имеет свои отличительные черты:

  • Первобытное человеческое стадо. Начальный этап первобытного общества, во время которого закладывались основы поведения, социальных взаимоотношений. Основное занятие членов первобытного стада – охота и собирательство, а возглавлял их самый сильный и удачливый охотник.
  • Родовая община. Являла собой группу людей, объединенных кровным родством и ведением совместного хозяйства. Несколько общин, живущих по соседству, составляли племя. На этом этапе древние люди начали расширять сферы свои деятельности, осваивая, помимо привычной охоты и собирательства, рыболовство, скотоводство, земледелие. Возникли новые способы обработки природных материалов и, соответственно, новые виды орудия труда и оружия. Управление родовой общиной было в руках старейшего представителя рода.

Рис. 2. Родовая община.

  • Первобытная соседская община. Характеризовалась более сложной социальной структурой, с присваивающим и производящим хозяйством, трудовым распределением, растущими потребностями, зачатками индивидуальной собственности и социального неравенства. Во главе такой общины стоял избираемый вождь.

Культура первобытного общества

Для первобытной культуры характерна стабильность и крайне медленные темпы развития. В этот период человечеству удалось накопить огромный багаж знаний об окружающем мире: животных, растениях, явлениях природы, свойствах различных материалов.

Благодаря полученным знаниям древние люди успешно занимались врачеванием, земледелием, они хорошо ориентировались в пространстве на незнакомой местности, могли предугадывать изменения в погоде.

Важнейшим достижением первобытной культуры стало возникновение примитивной письменности. Поначалу это были лишь примитивные знаки-символы, которые были необходимы для установления собственности и ведения торговых дел. Позднее, с появлением древнейших цивилизаций, они развились в полноценную письменность.

Искусство первобытного общества играло большую роль в воспитании подрастающего поколения и передачи важной информации потомкам. Особое значение играли петроглифы – наскальные рисунки, которые выбивались на поверхности скал или выполнялись при помощи красок. Самыми популярными были изображения магических обрядов, сцен охоты, людей и мифологических существ.

Рис. 3. Петроглифы.

Важнейшим видом первобытного искусства был орнамент – различные линии, геометрические фигуры, примитивные изображения животных и растений, которые повторялись в определенной последовательности. Орнамент служил не только украшением: он являлся знаком принадлежности к тому или иному племени, оберегал владельца от злых сил.

Что мы узнали?

При изучении темы «Первобытное общество» по программе 6 класса истории мы узнали кратко об особенностях эпохи первобытного общества: какими характерными особенностями она обладала, какой временной промежуток охватывала и на какие периоды была разделена. Также мы выяснили, какие достижения в области культуры и искусства соответствовали данному периоду развития человеческого общества.

Первобытное общество — кратко об истории, характеристиках и этапах развития

Доисторическая эпоха — самый длительный период в истории развития человечества. Он начался более 2,4 млн лет назад, а закончился только в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Именно в этот временной промежуток появился человек разумный, произошла неолитическая революция и зародились общественные отношения. Первобытное общество кратко характеризуется сильной зависимостью от окружающей среды, отсутствием государственной власти и правовой системы.

Возникновение и периодизация общества

​Согласно общепринятой теории Ч. Дарвина, человек произошёл от обезьяноподобного существа. В процессе эволюции гоминиды были вынуждены спуститься с деревьев на землю и научиться ходить на задних конечностях. Передняя часть тела была освобождена от физической нагрузки, поэтому руки стали использоваться для охоты и труда.

Примерно 4 млн лет назад гоминиды эволюционировали в австралопитеков, которые имели более ра́звитый головной мозг. Для защиты от хищных зверей и природных факторов особи объединялись. Так, около 2,5 млн лет назад стало формироваться первобытное общество, которое имело ряд характе́рных признаков:

  • наличие коллективного труда;
  • равномерное распределение пищи и труда;
  • наличие общинной собственности;
  • зависимость от природных факторов;
  • родоплеменная организация.

Принято выделять несколько этапов развития первобытного общества. Согласно учениям этнографа Льюиса Моргана, вся эпоха делится на дикость, варварство и зарождение цивилизации. Для изучения древнейшей истории используется археологическая периодизация, которая включает в себя:

  • Каменный век (2,4 млн лет до н. э. — 2 тыс. лет до н. э.).
  • Бронзовый век (3500 — 800 до н. э.).
  • Железный век (IX век до н. э. — I век н. э.).

    Ввиду отсутствия письменных источников, хронологические рамки этих периодов весьма условны. Учёные основываются только на археологических и биологических данных. Существенный вклад в периодизацию первобытности внесли советские этнографы. Они основывались на эволюции форм собственности, выделяя этап стада, родового строя и его разложения.

    Характеристика доисторической эпохи

    Этап первобытнообщинного строя прошли абсолютно все народы мира. Именно в этот исторический период сформировались основы правовых и социальных систем.

    Быт древних людей

    К основным занятиям древних людей можно отнести охоту, рыбалку и собирательство. Добыча делилась на всех членов племени поровну. Личной собственности не существовало, всё имущество было общим. Как правило, сообщества вели кочевой образ жизни.

    На ранних этапах развития брачные отношения между членами племени никак не регулировались. В племени наблюдался промискуитет. Это определение обозначает беспорядочную, ничем и никем не ограниченную половую связь между членами одного сообщества. Близкородственное скрещивание приводило к появлению нежизнеспособного, больного потомства. Со временем был введён полный запрет на половые отношения между членами одного рода. Появление дуально-родового брака привело к превращению стада в родовую общину.

    Орудия труда постепенно совершенствовались. Изобретение лука и стрел привело к интенсивному развитию охоты, а позже и к одомашниванию животных. Собирательство стало неэффективным, его заменило земледелие. Этот переход от присваивающей экономики к развитию сельского хозяйства называют неолитической революцией. Явление привело к многочисленным изменениям:

  • Люди перестали вести кочевой образ жизни и закрепились на конкретных территориях.
  • Произошёл рост численности населения.
  • Человек стал производить больше, чем потреблял. Появлялся избыточный продукт.

    На стадии неолита началось разложение праобщины и формирование соседской общины. Это произошло из-за того, что излишки продуктов сосредотачивались в руках родоплеменной знати. Остальное свободное население было заметно беднее. Наблюдалось расслоение общества на группы, а позже на сословия и классы. Через несколько тысяч лет сформировался рабовладельческий строй, характерный для первых цивилизаций.

    Социальные и правовые нормы

    Первобытное общество характеризовалось отсутствием публичной власти и государственных институтов. Управление общиной осуществлялось старейшинами, вождями или предводителями. Их власть основывалась только на авторитете.

    Во время палеолита и неолита члены общества обладали равными правами. Жители одной общины были разделены только по профессиональному признаку на охотников, скотоводов, земледельцев. Отношения между людьми не были хаотичными, они регулировались специальными нормами: обычаями, традициями и запретами (табу). Особенности мононорм:

    Название социальной нормыСуть
    ОбычайИсторически сложившиеся правила поведения, которые соблюдаются в силу привычки населения.
    Нормы моралиПервобытные представления о добре и зле.
    МифологияФантастические представления человека о мире, природе и жизни.
    ТабуСтрогий запрет на совершение какого-либо действия.

    Все нормы соблюдались добровольно. Самым жестоким наказанием являлось изгнание человека из общины, что фактически означало смерть от голода или хищных животных.

    Основные черты первобытной правовой системы:

  • Нормы никак не закреплялись и существовали только в сознании людей.
  • Выражали интересы всего населения.
  • Имели локальный характер.
  • Предусматривали 2 способа регулирования: запрет и дозволение.

    Правовая система имела тотемную форму, когда какие-либо животные или растения объявлялись священными. Именно от тотема исходили все запреты и дозволения.

    Культура и религия

    Формирование речи открыло путь самовыражению человека. Люди стали обмениваться друг с другом информацией, давать название явлениям и предметам. Это повлияло на развитие полушарий головного мозга и появление творчества.

    Практически все виды художественного искусства зародились в первобытном обществе. Особое распространение получили петроглифы, то есть наскальные рисунки. Древние люди изображали на стенах пещер животных и растений, сцены охоты и сакральные ритуалы. Несмотря на то что первобытная культура развивалась крайне медленно, члены общин накопили много знаний о врачевании, изменении погоды, поведении животных.

    Главное культурное достижение первобытности — формирование примитивной письменности. Алфавита не существовало, записи имели вид перечня символов и простейших изображений. Их краткое содержание свидетельствует о том, что в общинах вёлся учёт продуктов и орудий труда.

    В эпоху неолита возникают первые религиозные направления. Древние люди поклонялись природным объектам: солнцу, небу, луне, тотемным животным или растениям. Религиозные обряды совершались старейшинами. Позже их заменили профессиональные жрецы, которые обладали исключительным правом общения с духами и богами.

    В четвёртом тысячелетии до нашей эры соседские общины были вытеснены первыми цивилизациями. О жизни и культуре древних людей известно только благодаря археологическим, биологическим и геологическим исследованиям.

    Периодизация и общая характеристика истории первобытного общества.

    Первобытное общество – самая длительная эпоха в истории человечества
    Древнейший период человеческой истории (предыстории) – от появления первых людей до возникновения первых государств – получил название первобытно-общинного строя, или первобытного общества. В это время происходило не только изменение физического типа человека, но и орудий труда, жилищ, форм организации коллективов, семьи, мировоззрения и т.д.

    Нижний и средний палеолит
    Создателем культур нижнего палеолита был человек типа питекантропа или синантропа, среднего палеолита – неандерталец, верхнего палеолита – кроманьонец. Данное определение основывается на археологических исследованиях в Западной Европе и не может быть в полной мере распространено на другие регионы.

    Основные занятия – охота, рыболовство, собирательство

    Орудия – кости животного, части дерева, позднее – рубила, резцы, ножи, наконечники копий, скрёбла

    Животные: антилопы, кабаны, зубры, олени, дикие быки, медведи

    Археологическая периодизация истории первобытного общества

    Каменный векпалеолитНижний2,7-600тыс.л.н
    Средний600-40тыс
    Верхний40-35тыс
    Мезолит10-6тыс.лет до н.э.
    Неолит6-4тыс.лет до н.э.
    Бронзовый век4-1тыс.лет до н.э.
    Железный векС 1тыс.лет до н.э.

    (эпоха раннепервобытной общины)

    70-40тыс.л.н – появление HomoSapiens(человек разумный)

    Время формирования родовых организаций, искусства и религии.

    Социальный уклад в эпоху верхнего палеолита.

    Появляются институты брака и семьи.

    Род-коллектив людей, связанных кровнородственными отношениями, возводящих свое происхождение к общему предку-родоначальнику по одной линии.

    Матриархат-форма общества, при которой лидирующая роль принадлежит женщинам, особенно матерям семейств этого общества.

    Наиболее ранние формы проявления религии:магия, тотемизм, анимизм, фетишизм.

    Магия-действия и образы, совершенные с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных, человека.

    Тотемизм- одна из ранних форм религии, в основе которой лежит представление в родстве между группами людей и тотемами.

    Анимизм-первобытные религиозные представления, приписывающие всем предметам и явлениям душу.

    Фетишизм-религиозное верование, в основании которого лежит поклонение фетишам-неодушевленным предметам, обладающим сверхъестественным силам.

    Мезолит(завершение эпохи раннепервобытной общины)

    · Изобретение лука и стрел

    Неолит (позднепервобытная община)

    · Формирование племенной организации

    · Появление керамики, ткачества

    · Переход от присваивающего к производящему х-ву

    Племя-коллектив людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, диалектом, самоназванием.
    Бронзовый и ранний железные века (эпоха разложения первобытного общества).
    На смену каменному веку приходит краткий период энеолита, т.е. существования культур с медно-каменным инвентарем. Бронзовый век (лат.– энеолит; греч.– халколит) начался в Европе с III тыс. до н.э. В это время во многих регионах планеты возникают первые государства, развиваются цивилизации – Междуречья, Египта, Средиземноморская (раннеминойская, раннеэлладская), мексиканская и перуанская в Америке
    Предпосылки разложения:

    · Развитие земледелия, скотоводства, кочевого скотоводства

    · Возникновение ремесла и металлургии

    Патриархат-форма соц организации, хар-ся преобладанием ролью мужчины в семье и обществе.
    БРОНЗОВЫЙ ВЕК
    (5-3.5 тыс. лет назад)
    Развитие племён, живших вблизи залежей меди и олова, ускорилось. Переход к металлическим орудием привёл к выделению скотоводческих и земледельческих племён. На смену матриархату пришёл патриархат (мужчина – земледелец и пастух). Начали складываться большие культурные общности, началось отделение по языковым семьям. Возникновение частной собственности, имущества, началось разделение общественного строя на «имущих» и «неимущих», появляется рабство.
    ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК(ок. 800 лет назад до нашего времени)
    Железный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. В разных регионах Евразии процесс разложения первобытного – общинного строя проходил не одновременно. В наиболее благоприятном климатическом поясе Земли ещё в период первобытности получили развитие рабовладельческие цивилизации.
    Обработка земли улучшается, ремесло отделяется от земледелия, появляется товарное производство. Войны и грабежи ускоряют процесс имущественной дифференциации

    Характеристика первобытного общества

    Понятие первобытного общества

    Первобытное общество – первая в истории развития человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первых людей до возникновения государства и права. (Бабаев В.К.)

    Периоды первобытного общества

    История развития общества первобытного разделяется на два периода:

    Первому периоду характерны родовые общины, присваивающая экономика, наличие матриархата.

    Человеческий род – коллектив кровных родственников по материнской (матрилинейный род) или отцовской (патрилинейный род) линии, ведущих происхождение от общего предка.

    Родовая община – форма социальной организации первобытного общества, т.е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. (Л.А. Морозова)

    Матриархат – ранняя форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующейся первенствующей (главенствующей) ролью женщины в общественном производстве (воспитание потомства, ведение общественного хозяйства, поддержание очага и др. жизненно важные функции) и в социальной жизни родовой общины (управление ее делами, регулирование отношений ее членов, отправление религиозных обрядов).

    Социальное управление в родовой общине:

    1. Источник власти – вся родовая община в целом. Правила поведения их исполнение и обеспечение, устанавливались членами родовой общины самостоятельно, и сами привлекали нарушителей установленного порядка к ответственности;

    2. Высший орган власти – общее собрание (совет, сход) всех взрослых членов рода, родовой общины. Совет принимал решения по поводу важнейших вопросов жизни родовой общины, (вопросы производственной деятельности, обрядов религиозных, разрешения споров между членами рода или между отдельными родами;

    3. Власть в первобытном обществе основывалась на авторитете самого почитаемого члена общины, а также на уважении и обычаях;

    4. Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, который избирался на сходе всех взрослых членов рода;

    5. Принуждение к нарушителям установленных правил поведения, принятого порядка общения между людьми, осуществлялось на основании решения всех взрослых членов родовой общины.

    Второму периоду характерны родовые и племенные союзы, производящая экономика, патриархат.

    Во время второго периода развития первобытного общества в силу ряда объективных и субъективных причин постепенно происходили процессы, с одной стороны, объединения родовых общин в более крупные социальные образования – племена (фратрии), с другой, формировались патриархальные семьи.

    Важными причинами объединения родовых общин в племена являлись:

    1) установление запрета на внутриродовые брачно-семейные отношения, поскольку в результате кровосмешения рождались неполноценные, больные люди и род был обречен на вымирание; запрет инцеста (кровосмешения);

    2) необходимость коллективно и организованно отражать нападения со стороны других социальных групп, которые стремились, с одной стороны, завоевать более плодородные земли, используемые иными родовыми общинами, с другой, поработить себе подобных с целью их эксплуатации;

    3) общность языка, религии, традиций, обрядов, обычаев и единой занимаемой территории.

    Племя – форма объединения первобытных людей, основанное на единой территории, общности языка, религии, культуры и социальных норм, а также имеющее единые органы управления. Племя включало в себя существовавшие еще родовые общины, а также вновь образованные патриархальные семьи, совет старейшин (совет племени), военных или гражданских вождей.

    Социальное управление в племени было следующим:

    1. Источник власти – все взрослое население племени. Высшим органом власти было общее собрание (совет, сход, народное вече – ) всех взрослых членов племени. На сходах населения племени решались все важнейшие вопросы, касающиеся установления правил поведения, производственной деятельности, религиозных обрядов, разрешения споров между членами племени или между отдельными родами.
    2. Власть в племени основывалась на авторитете, уважении, обычаях, силе, интеллекте совета старейшин и вождя.
    3. Повседневное управление делами племени осуществляли в меньшей степени совет старейшин и в большей степени вождь.

    Совет старейшин – орган социального управления первобытного общества состоял из представителей родовых общин и патриархальных семей.

    Вместе с тем формировался объем (перечень) вопросов, общих для всех соседствующих общин (семей, родов). В частности, совет старейшин:

    а) согласовывал действия семей, родовых общин в проведении сельскохозяйственных работ и пастьбы домашнего скота;

    б) рассматривал вопросы организации обороны и защиты от нападения со стороны других племен;

    в) обсуждал санитарно-гигиенические вопросы и разрешал споры между родами и семьями.

    4. Принуждение к нарушителям установленных правил поведения, принятого порядка общения между людьми, осуществлялось на основании решения либо всех взрослых членов племени, либо совета старейшин, либо в более поздние этапы развития вождем.

    В этот период существовал патриархат, который являлся одной из поздних форм развития первобытного общества. Характеризуется этот период тем, что значимую роль в общественном производстве (в обработке земли, скотоводстве, ремесле, торговле и в других важных для существования семьи процессах), а также в социальной жизни племени (в управление его делами, регулирование отношений его членов, отправление религиозных обрядов и др.) играют мужчины.

    Первобытное общество – кратко об истории, характеристиках и этапах развития

    Первый этап в развитии человечества – первобытно-общинный строй – занимает огромный период времени с момента выделения человек их животного царства (около 3–5 млн лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н. э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются 3 периода:
    1) каменный век (от возникновения человек до III тысячелетия до н. э.);
    2) бронзовый век (с конца IV до начала I тысячелетия до н. э.);
    3) железный век (с I тысячелетия до н. э.).
    В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе медиокаменный век (энеолит).

    2. Каковы были жизнь и занятия первобытных людей?

    Первые виды современного человека появились 90 тыс. лет назад на Ближнем Востоке и в Северной Африке . Долгое время они сосуществовали с последними неандертальцами, постепенно исчезавшими с лица Земли.
    Более 30 тыс. лет назад появилось и достигло расцвета первобытное искусство, свидетельствующее о развитом образном мышлении и художественном чувстве древних.
    Занимавшиеся охотой люди верхнего палеолита жили в период последнего оледенения, называемого в Европе вюрмским. Они быстро приспособились к изменившимся климатическим условиям, стали заселять новые территории, доходя до приледниковых и арктических регионов.
    Одной из характеристик верхнего палеолита является усовершенствованная технология изготовления орудий труда. Человек, живший за 35—9 тыс. лет до н. э., уже сам дробил камни на тонкие пластинки и полоски. Они становились основой для самых разных орудий – легких и эффективных. Делались и костяные орудия, непрестанно менявшиеся в течение 25 тысячелетий.
    Охотники верхнего палеолита были носителями опыта предшествующих поколений и уже прекрасно знали, чем богата их территория и каков образ жизни дичи, травоядных (живущих как стадами, так и поодиночке), плотоядных, мелких млекопитающих, птиц. Люди приспосабливались к сезонным миграциям северного оленя, охота на которого вполне удовлетворяла их потребность в мясной пище.
    Доисторические люди использовали также меховые шкуры хищников, бивни мамонтов и зубы разных животных для изготовления предметов искусства и украшений. При случае охотники занимались рыболовством, становившимся ценным подспорьем в определенные месяцы, а также собирательством, игравшим не менее важную роль в теплое время года.
    Во время кочевий люди находили и другие природные материалы, прежде всего различные породы камня, необходимого для вытачивания орудий труда. Первобытный человек знал, где находятся месторождения кремня, куда систематически и наведывался, чтобы отобрать и унести лучшие куски, не подвергавшиеся оледенению, из которых и нарезал пластины.
    Еще люди подбирали камни мягких пород для скульптурных изделий и гравюр. Они находили раковины морских животных, ископаемые кости, причем иногда шли за ними за сотни километров от места своей стоянки. Кочевой образ жизни охотников верхнего палеолита предполагал справедливое распределение обязанностей и сотрудничество всех членов общины.
    Повсюду, куда бы люди ни попадали, они стремились защитить себя от холода, ветра, сырости и опасных животных. Модель жилья зависела от рода деятельности, типа социальной организации и уровня культуры первобытных людей. К убежищу предъявлялись определенные требования: удобный подход, близость реки, возвышенное расположение над долиной с пасущимися над ней животными. Жилище утепляли: возводили «двойную крышу». Но чаще они все-таки устраивались в долинах, на равнинах или плато, где сооружали шалаши и палатки. При этом использовался самый разный материал, иногда даже кости мамонта.
    Термином «искусство палеолита» объединяют произведения самого разного художественного стиля и техники. Наскальная роспись – это искусство рисунка на каменных стенах, которое начиная с граветтского времени завоевывает глубины подземелий и превращает их в святилища. Каждый уголок в более чем сотне пещер Кентабрийских гор покрыт шедеврами мадленской культуры.
    Художественная техника того времени была очень разнообразной: проведение линий пальцами на глине, резьба на всевозможных подставках, собственно роспись, осуществлявшаяся самыми разными способами – распылением жидкой краски, нанесением ее кисточкой, сочетанием краски и резьбы на одном и том же изображении.
    Вплоть до VIII тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке и до VI тысячелетия в Европе человек жил охотой, рыбной ловлей и собирательством. В эпоху неолита его образ жизни коренным образом изменился: разводя скот и обрабатывая землю, он сам стал производить для себя пищу. Благодаря скотоводству люди обеспечили себя продовольственными запасами, постоянно находившимися в их распоряжении; кроме мяса, домашние животные давали молоко, шерсть, кожу. Появление деревень предшествовало развитию скотоводства и земледелия.
    Неолит означал новую социально-экономическую организацию жизни. Но эта эпоха принесла с собой и ряд крупных технических инноваций: глиняную посуду, шлифовку камня, ткачество.
    В эпоху неолита в Западной Европе появляются гигантские каменные монументы – мегалиты . Считается, что постройкой мегалита крестьянская община заявляла об установлении своего контроля над определенной территорией.
    Общество постепенно менялось. И хотя родовая группа по-прежнему производила все необходимое ей для жизни, наряду с крестьянами стали появляться рудокопы, бронзовых дел мастера, мелкие торговцы. Необходимость охраны рудников и торговых путей привела к появлению особого сословия – воинов . Если в эпоху неолита люди жили в относительном равенстве, то бронзовый век уже отмечен возникновением социальной иерархии.

    3. Какие были этапы разложения первобытнообщинного строя?

    Примерно в V–IV тысячелетии до н. э . началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, важную роль играли земледелие, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.
    С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, и имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.
    От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу – складывается патриархат. Соответственно, меняется форма семейных отношений, возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности.
    Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывались верхушки родовой аристократии, фактически ведавшей всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой – ослабевшие и обедневшие.
    Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатства и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обречение пленных в рабов, превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину.
    В различных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло разновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие – рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые – к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).
    Таким образом, рост производительных сил создал предпосылки укрепление связей между социальными организациями, развитие системы дарообменных отношений. С переходом от первого брака к патриархальному, а позднее – моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной. По мере развития производственных сил и укрепления территориальных связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее – земледельческая община. Для нее характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создало условие для возникновения классового общества и государства.

  • Ссылка на основную публикацию