Наука – понятие, особенности классификации и основные функции

Основные функции науки и её социальная роль

Автор: Дорош А.И.
Источник: Реферат по дисциплине «Философия науки и техники»

Введение

Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских концепций XX в. не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения к науке в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит. Что такое наука? Какова главная социальная роль науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе других способов отношения к миру? Возможно ли ненаучное познание, каков его статус и перспективы? Можно ли научным способом ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная, как появилась жизнь, как произошел человек, какое место занимает феномен человека в всеобщей космической эволюции?

Обсуждение всех этих и множества других мировоззренческо-философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей, как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами.

В последние годы внимание к этим вопросам в нашей стране заметно снизилось. Думается, что одна из главных причин этого в общем резком падении престижа научного знания в нашем обществе, в той катастрофе, которую переживает наука России в последние годы. Между тем совершенно ясно, что без развитой науки Россия не имеет будущего как цивилизованная страна.

1. Понятие науки

Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука – это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Современная наука – чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках – статистика. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал – итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

Наука в своих глубинных основаниях всегда была связана с философией, хотя эта связь не всегда осознавалась, а иногда принимала уродливые формы – как, например, в нашей стране на протяжении 20–50-х гг. Наука появляется одновременно с философией тогда, когда миф становится бессильным объяснить мир.

Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в твор-честве многих выдающихся естествоиспытателей. Особенно оно характерно для переломных эпох, когда создавалось принципиально новое научное знание. Можно вспомнить, скажем, “Правила умозаключений в физике”, разработанные великим Ньютоном, которые заложили методологический фундамент классической науки и на столетие вперед стали эталоном научного метода в физико-математическом естествознании. Значительное внимание философским проблемам уделяли и создатели неклассической науки – Эйнштейн и Бор, Борн и Гейзенберг, а у нас в России – В.И. Вернадский, предвосхитивший в своих философских размышлениях ряд особенностей научного метода и научной картины мира наших дней.

Решающий толчок к широкому обсуждению во всём мире последствий научно-технического прогресса, опасностей злонамеренного использования открытий современного естествознания, а также этических проблем современной науки, социальной ответственности естествоиспытателя был дан атомной бомбардировкой американцами японских городов и той ролью, которую сыграли физики в создании теоретических предпосылок и изготовлении атомной бомбы. Говоря об этих особенностях, следует иметь в виду не только научно-исследовательскую деятельность саму по себе, но и ее роль в качестве интеллектуального фундамента технологического прогресса, стремительно меняющего современный мир, а также социальные последствия современной науки.

2. Основные функции науки

Функции науки выделяют в зависимости от общего назначения ее отраслей и их роли в освоении окружающего мира с конструктивной целью. Функции науки – это внешнее проявлении каких-либо ее существенных свойств. По ним можно судить ее о возможностях участвовать в решении проблем, поставленных перед обществом, и способностях создавать более благоприятные условия для жизни людей и развития культуры.

Функции науки выделяются по основным видам деятельности исследователей, их основным задачам, а также сфере применения полученных знаний. Таким образом, основные функции науки можно определить как познавательную, мировоззренческую, производственную, социальную и культурную.

Познавательная функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.

Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.

Производственная функция, которую также можно назвать технико-технологической функцией, необходима для внедрения инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли. В связи с этим наука превращается в производительную силу, работающую на благо общества, своего рода цех , в котором разрабатываются и внедряются новые идеи и их воплощения. В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.

Социальная функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями научно-технической революции. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и технических наук.

Культурные функции науки (или образовательные) сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образования, технологии, методы и форму обучения. Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.

Структура и функции науки тесно связаны. Объективное существование включает три основных сферы: природу, человека и общество. В связи с этим в структуре науки выделяются три главных элемента. По сфере изучаемой действительности научные знания делятся на естествознание (науки о природе) и обществознание (науки о человеке и науки об обществе).

Естествознание исследует все, что относится к природе. Оно отражает логику природы. Структура естественнонаучных учений и знаний сложна и разнообразна. В нее входят знания о веществе, взаимодействии веществ, химических элементах, живой материи, Земле, Космосе. Отсюда развиваются фундаментальные естественнонаучные направления.

Обществознание изучает общественные явления, системы, их структуры, процессы и состояния. Эти науки дают знания о различных общественных связях и отношениях между людьми. Научные знания об обществе объединяют три направления: социологическое, экономическое и государственно-правовое. Отдельным направлением являются знания о человеке и его сознании.

3. Социальная роль науки

Основная функция науки состоит в производстве новых знаний об окружающем мире. Эти знания необходимы для того, чтобы в первую очередь объяснить факты, с которыми приходится постоянно встречаться в разных сферах производственно-технической, культурно-исторической, познавательно-культурной и повседневно-практической деятельности. Для осуществления этой функции наука создает понятия, выдвигает гипотезы, открывает законы и строит теории. В принципе любое объяснение представляет собой дедуктивный вывод конкретного высказывания о факте из некоторого общей посылки, чаще всего из закона или теории. Кроме того, в качестве меньшей посылки используются высказывания, уточняющие конкретные условия, относящиеся к факту (начальные или граничные условия). Однако, несмотря на всю важность и необходимость объяснительной функции науки, она ограничивается лишь исследованием существующих фактов.

Наука как социальный институт – это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п. Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой. Сама же наука мало, что давала практической деятельности – промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что сама практика, как правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Также ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

Выводы

В результате проделанной работы была достигнута цель и выполнены поставленные задачи. В ходе проведения анализа, было выполнено описание функций науки. Была определена роль этих функций, структура, а также выявлены наиболее основные функции науки.

Социальные функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама наука. Развитие социальных функций представляет собой важную сторону самой науки. Современная наука кардинально отличается от той науки, которая существовала полстолетия назад. Изменился ее характер взаимодействия с обществом.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, к основным функциям науки можно отнести производство научно-теоретического знания, функцию наблюдения, описания, объяснения, мировоззренческую и культурную функцию науки, технологическую функцию и функцию науки как непосредственной производительной силы. Важна функция науки как фактора социальной регуляции общественных процессов, а также проективно-конструктивная функция.

Понятие науки и классификация наук

«Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – накопление и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе картины мира» (Краткая Российская энциклопедия, 2003, с.645). При этом наука является основной формой человеческого познания. Она не только вырабатывает и систематизирует новые знания о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Очень важна ее роль и как социального института в решении глобальных проблем на Земле, например экологии, изменении климата, освоении космического пространства.

Наука занимается сбором, анализом, обобщением и объяснением фактов, выявлением закономерностей и законов, объясняющих сущность процессов или природных явлений, делает прогнозы, особенно в экономике, социологии и вероятных природных катаклизмах.

Роль науки в современном обществе неуклонно возрастает. Если XX в. был веком научно-технической революции, то начало XXI в. связывают с бурным развитием нанотехнологий. Широкое распространение получили информационные технологии. Примерами научных разработок могут служить вошедшие в нашу жизнь различные средства связи (Интернет, сотовые телефоны, современное телевидение, ГЛОНАС, GPS и др.). В ближайшем будущем науке предстоит решать важнейшие задачи, стоящие перед обществом, связанные с истощением в ряде мест полезных ископаемых, дефицитом воды, продовольствия, изменением климата, участившимися природными катаклизмами.

Наука выполняет несколько функций:

– познавательную (познание природы, общества, человека);

– мировоззренческую – разработка научного мировоззрения, научной картины мира;

– производственную – внедрение в производство новых технологий, инноваций и пр.;

Существуют несколько классификаций наук. В зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

– о природе – естественные;

– об обществе – гуманитарные и социальные;

– о познании, мышлении – логика и др.

В классификаторе высшего профессионального образования выделены науки:

– естественные и математика (физика, химия, биология, география, почвоведение, гидрометеорология, экология и др.);

– гуманитарные и социально-экономические (философия, история, политология, экономика, статистика, филология, юриспруденция и др.);

– технические (строительство, металлургия, горное дело, геодезия, и др.);

– сельскохозяйственные (агрономия, лесное хозяйство, рыболовство, зоотехния и др.).

На основе связи науки с практикой выделяют фундаментальные или теоретические науки и прикладные. Вторые направлены на решение конкретных производственных, технических и социальных проблем.

В справочной литературе встречается деление науки на академическую, отраслевую, вузовскую, заводскую (производственную). В публикациях попадается термин «вневедомственная наука», когда научные исследования выполняются учеными разных ведомств, профессий, а их работа осуществляется чаще всего в небольших группах, научных кооперативах, центрах экспертиз и др.

Научные исследования лесов в России стали зарождаться в конце XVII в. Во времена царствования Петра I было заложено государственное управление лесами. Впервые по вопросам леса было издано около 200 различных документов – царских указов, указаний и распоряжений.

В 1798 г. императором Павлом I был учрежден Лесной департамент для управления лесами страны. В 1800 г. в департаменте, охватывавшем учетом леса 40 губерний, были образованы отделения. В каждой губернии были созданы местные лесные управления. По Н.В. Шелгунову, «правительство решительно хотело дать лесному управлению научный характер и водворить науку в целом сословии новых лесничих» (Столетие…, 1898, с. 25).

В 1826 г. был учрежден Ученый комитет по лесной части с обязанностью в том числе «заниматься теми делами по ученой и практической части лесоводства», чтобы «начать правильное лесоводство по губерниям» (Двухсотлетие…, 1998, с.69).

В 1893 г. по инициативе Лесного департамента для организации научных исследований были созданы опытные участки. Позднее они были преобразованы в опытные лесничества. Научную работу в них организовывала Постоянная комиссия департамента (с 1906 г.) во главе с М.М. Орловым – профессором Лесного института (ныне Санкт-Петербургская лесотехническая академия). Многие организаторы и руководители опытных лесничеств впоследствии стали известными учеными в различных областях лесного хозяйства (С.В. Алексеев, В.Е. Граф, Г.Н. Высоцкий, Д.М. Кравчинский, А.А. Молчанов, Г.Ф. Морозов, А.В. Тюрин, В.П. Тимофеев и др.).

Какие функции выполняет наука

  • Понятие науки
    • Миссия науки
  • Главные задачи науки
  • Виды науки
    • Естественные
    • Технические
    • Гуманитарные
    • Общественные
  • Основные функции науки
    • Познавательная
    • Мировоззренческая
    • Производственная
    • Культурная
    • Общественная

Понятие науки

Наука является важнейшей особенностью культуры современного общества и ее динамичной составляющей.

Наука — это исторически сформировавшаяся форма деятельности человека, которая состоит в познании окружающего мира (природы, человека, общества), сборе постоянно обновляющихся фактов, систематизации данных об объективной действительности и их критическом анализе (открытие законов и закономерностей).

Если говорить кратко, то наука — это и система знаний, и их выработка, и деятельность по их практическому применению.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Наукой также можно назвать совокупность результатов умственного труда в отдельных отраслях и направлениях, их синтез и развитие.

Миссия науки

На основе этого осуществляется прогнозирование и синтез нового научного знания. Отсюда следует, что основной миссией науки является добыча достоверных сведений и построение причинно-следственных связей для осуществления научно обоснованных прогнозов.

Главные задачи науки

Главные задачи науки состоят в производстве и воспроизводстве знаний на основе тщательно отобранных и систематизированных фактов. В результате этого появляются обобщающие теории, логически обоснованные научные гипотезы, частные и фундаментальные законы, вырабатываются новые методы исследования.

Одна из задач науки — объединить полученные знания, описать и объяснить их с рациональной точки зрения. Основываясь на этих знаниях, наука прогнозирует вектор и возможные варианты дальнейшего развития природы и общества.

Виды науки

Впервые классификацию науки по различным видам провел Аристотель. Он поделил их на теоретические, практические и творческие. В современном мире науки принято делить на:

  • естественные;
  • технические;
  • гуманитарные;
  • общественные.

Естественные

Естественные науки — это науки о явлениях природы, ее объектах, о происходящих в ней процессах, о человеке как субъекте природы. Сюда относится математика, физика, химия, общая биология, анатомия, география, геология астрономия. Они отвечают за накопленные знания и опыт человечества. Одним из главных методов исследования в естественных науках является экспериментальная деятельность человека. Все знания проверяются либо опытным путем, либо с помощью строгих, логически выверенных доказательств.

Технические

Технические (инженерные) науки — науки, изучающие главным образом явления, имеющие отношение к развитию технического прогресса. К ним можно отнести архитектуру, информатику, механику, электротехнику, агрономию.

Они выполняют функцию практического применения естественно-научных знаний, а также отвечают за разработку технологий, создание и развитие техники. В свою очередь, результаты прикладной технической деятельности на практике доказывают или опровергают теоретические знания.

Гуманитарные

Гуманитарные науки — это науки, изучающие человека и его взаимодействие с обществом. В отличие от естественных, в них имеет значение не столько точное описание происходящих событий, сколько их ясное понимание и объяснение произошедшего. Важнейшую роль здесь играет понятие правды и присутствие нравственной оценки события.

К гуманитарным наукам относят:

  • культурологию;
  • политологию;
  • лингвистику;
  • филологию;
  • психологию;
  • этнографию;
  • религиоведение;
  • антропологию;
  • литературоведение;
  • искусствознание;
  • отдельные разделы философии;
  • частично исторические науки.

Общественные

Общественные науки — это науки, исследующие закономерности развития природы, человеческого общества, мышления человека, изучающие экономические, исторические, социальные и культурные вопросы.

Происходящие в обществе процессы имеют более сильное влияние на развитие этих наук, чем на естественные или технические.

На первом месте здесь стоит комплекс философских дисциплин (логика и диалектика), а также обществознание. К общественным наукам относятся:

  • социология;
  • история;
  • юриспруденция;
  • политология;
  • педагогика;
  • риторика;
  • социальная география;
  • экономика;
  • большая часть гуманитарных наук.

Гуманитарные и общественные науки по своему содержанию тесно связаны друг с другом, имеют общие черты, поэтому их часто объединяют.

Основные функции науки

Функции науки делятся на категории в зависимости от сферы и способа применения научных знаний и задач, которые они решают.

Познавательная

Познавательная функция науки является ее основным предназначением. Ее главнейшие признаки:

  1. Познание окружающего мира, его законов и явлений, закономерностей.
  2. Теоретическое постижение мира.
  3. Рациональное объяснение наблюдаемых явлений и процессов.
  4. Производство нового научного знания на основе познавательно-прогностической деятельности.

Мировоззренческая

Мировоззренческая функция тесно связана с предыдущей. Главной целью являются:

  1. Разработка специфического научного мировоззрения и основанной на научных знаниях целостной картины мира.
  2. Изучение отношения человека к миру с точки зрения рационализма.
  3. Доказательство научного представления о мире.

Здесь ученые наряду с философами вырабатывают мировоззренческие постулаты и ценностные ориентиры для человека.

Производственная

Производственная функция находится на стыке науки и производства. Она помогает внедрить инновационные разработки, новые технологические процессы взамен устаревших, новые формы организации производства. Наука превращается в своего рода производительную силу, которая разрабатывает и внедряет новые идеи.

Культурная

Проявление культурной функции науки заключается большей частью в продвижении и популяризации идей образования и саморазвития. Научные достижения положительно влияют на структуру и содержание учебно-воспитательного процесса, формы и методы обучения. Мало того, наука и сама по себе является культурным феноменом общества. Эта функция реализуется через просветительную деятельность ученых, современную систему образования, публицистику и средства массовой информации.

Культурная функция науки раскрывает себя как процесс формирования личностных качеств человека. Научное знание в современной жизни является одной из основ формирования мировоззрения общества, оно стало неотъемлемой частью социальной среды, служащей становлению и развитию личности.

Общественная

Наука оказывает огромное влияние на общественную жизнь, на развитие экономики и социальное управление обществом. Общественную (или социальную) функцию науки можно раскрыть через ее участие в процессах социального развития общества, в формировании социальных институтов, оказывающих влияние на поведение людей через устанавливаемые ими правила.

Примеры таких социальных институтов:

  • семья;
  • школа;
  • религия;
  • различные общественные организации;
  • государство.

Общественная функция науки в качестве социальной силы играет большую роль в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством, таких как экология или мировой экономический кризис. Она не только определяет причины таких проблем, но и предлагает пути их решения и предотвращения, ставит цели перед обществом и создает средства для их достижения.

Наука – понятие, особенности классификации и основные функции

Особенности научного мышления

Перечисленные ниже основные особенности научного мышления являются универсальными и определяют основные отличия от обыденного мышления.

Прикладные научные исследования – это исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. Результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий.

Познакомимся более основательно с ведущими общественными науками:

История – одна из важнейших наук в системе социально-гуманитарного знания. Объектом ее изучения является человек, его деятельность на протяжении существования человеческой цивилизации. Слово «история» греческого происхождения и означает «исследование», «разыскание». Возникновение исторической науки относится ко временам древних цивилизаций. «Отцом истории» принято считать древнегреческого историка Геродота, составившего труд, посвященный греко-персидским войнам.

Культурологию интересует прежде всего мир искусства – живопись, архитектура, скульптура, танцы, формы развлечения и массовые зрелища, институты образования и науки. Субъектами культурного творчества выступают а) индивиды, б) малые группы, в) большие группы. В этом смысле культурология охватывает все типы объединения людей, но только в той степени, в какой это касается создания культурных ценностей.

Политология– наука,изучающая феномен власти, специфику социального управления, отношения, возникающие в процессе осуществления государственно-властной деятельности.

Правоведение – наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности.

Социология – наука изучающая взаимоотношения, возникающие между группами и общностями людей, характер структуры общества, проблемы социального неравенства и принципы разрешения социальных конфликтов.

Философия – наука о наиболее общих законах развития природы. общества, познания.

Экономика – наука, изучающая принципы организации хозяйственной деятельности людей, отношения производства, обмена, распределения и потребления, формирующиеся в каждом обществе, формулирует основания рационального поведения производителя и потребителя благ.

Психология – наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. В центре внимания находятся проблемы восприятия, памяти, мышления, обучения и развития человеческой личности.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Она изучает примитивные племена, которые сохранились сегодня с первобытных времен в затерянных уголках планеты: их обычаи, традиции, культуру, манеры поведения.

Социальная психология изучает малую группу (семья, компания друзей, спортивная команда). Социальная психология – это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые те не в силах были решить.

Демография изучает население – все множество людей, составляющих человеческое общество. Демографию интересует прежде всего то, как размножаются, сколько живут, почему и в каком количестве умирают, куда передвигаются большие массы людей. Она смотрит на человека отчасти как на природное, отчасти как на общественное существо.

Эстетика – (от греч. aisthetikos — чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) — наука о природе и закономерностях эстетического освоения человеком действительности, о сущности и формах «творчества по законам красоты”.

Этика — (греч.ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — наука, изучающая мораль и нравственности . Основные проблемы этики:

  • Проблема критериев добра и зла
  • Проблема смысла жизни и назначения человека
  • Проблема справедливости
  • Проблема должного

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Содержание:

Наука – вид деятельности человека, обеспечивающий производство знаний об окружающем мире и социуме.

Наука включает в себя следующие элементы:

  • знания и носители;
  • научно направленные цели и задачи;
  • наличие специфичных функций;
  • средств познания и специализированных учреждения;
  • методы научного исследования;
  • наличие санкций.

Наука – социальный институт в обществе, который включает в себя:

  • учёные – деятели науки, осуществляющие действия, направленные на познание окружающего мира, чья научная работа признаётся научным сообществом;
  • специализированные учреждения (научные центры, институты, направленные на изучение всевозможных явлений)
  • оборудование
  • научный язык (формулы, теории, знаки)

Цель науки заключается в получении новых достоверных знаний, лежащих в научной плоскости мира.

Наука включает в себя ряд компонентов:

  • оправданность утверждений;
  • истинность получаемых результатов исследований;
  • комплексность исследований.

Мертон разработал принципы науки в труде «Нормативная структура науки» в 1942:

Универсализм– истинность научных знаний оценивается независимо от демографических признаков. Природные явления, изучаемые наукой, протекают везде одинаково. Универсализм предполагает проверку и критику научных работ как опытного деятеля науки, так и молодого.
Коллективизм– полученные научные данные должны носить доступный характер, стать достоянием общественности. Учёный не вправе скрывать полученные знания, хоть и может претендовать на похвалу или премию.
Бескорыстие– цель учёного заключается в поиске истины, свободной от корыстных целей (премии, награды)
Организованный скептицизм– научные деятели обязаны проверять факты, в том числе, если используют данные других учёных в своих работах. Не следует доверять авторитетным научным деятелям, сколь известными и выдающимися бы не славились.

В науке выделяют следующие функции:

  • Мировоззренческая – оказывает влияние на формирование научного мировоззрения, которое включает в себя образование и культуру;
  • Объяснительная – предоставление действующих знаний об объективной реальности с точки научного взгляда;
  • Прогностическая – знания используются в качестве предсказывания будущего;

Классификация современных наук

Фундаментальные науки призваны необходимостью знания, лежащего в основе мироздания. А прикладные науки направлены на использование полученных данных фундаментальных наук.

Направленность научных исследований

Фундаментальные исследования– изучение предмета с целью получения нового, неизведанного знания. Позволяет выяснить закономерности явлений, результаты которого не будут предоставлены промышленности.
Прикладные исследования– методы научного познания, использующие результаты фундаментальных исследований, направленных на решения практических задач.

Тенденции развития научного знания

Дифференциация – разделение крупной науки на маленькие подразделы (так в физике выделяют ряд разделов – оптика, механика и т.д.)

Интеграция – процесс объединения научных фактов, теорий, концепций об одном исследуемом объекте в единую систему знаний.

Дифференциация и интеграция неотделимые друг от друга тенденции, оказывают взаимодополняющее влияние.

Современная наука представляет собой взаимодействие организаций и учреждений, связанных не только между собой, но и с государством и подсистемами (экономика, культура, политика)

Современной науке присущи следующие характеристики:

  1. Скачок увеличения научных деятелей;
  2. Рост научного знания;
  3. Открытие новых научных дисциплин, взаимодействующих между собой;
  4. Становление исследовательской деятельности профессиями.

Наука объединяет распространённые человеку научные факты в систему знаний, помогая рассмотреть явления окружающего мира во всём многообразии, формируя мировоззрения. Оказывает прогностическую функцию – определение опасных тенденций в обществе и природной среде. Формирует производительную силу социума.

Научно-техническая революция

Научно-техническая революция – период времени, в который произошёл скачок развития науки и технологий, преобразивший производительные силы социума. Начало революции датируется серединой 20 в., в скором времени увеличившая экономический потенциал развитых стран.

Последствия НТР разделились на позитивные и негативные стороны:

Понятие науки, ее основные характеристики и функции

Проблема определения науки является одной из сложнейших в современных исследованиях по теории познания и философии науки. Существует множество определений науки, фиксирующих тот или иной ее признак.

В настоящее время в философии и методологии науки закрепилось представление о науке как о явлении общественной жизни, специфика которого подчеркивается указанием на его основные параметры:

1) наука как специфическая деятельность;

2) наука как система знания;

3) наука как социальный институт.

Наука как специфическая деятельность – это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности и самом познании. Специфика научной деятельности определяется через специфику ее субъекта, объекта и средств.

Объект научной деятельности – совокупность особых идеализированных теоретических объектов, которые не даны в повседневном опыте (обыденная познавательная деятельность осваивает только те объекты, которые непосредственно включены в структуру практической деятельности человека в ходе повседневного опыта). Объект и предмет исследования в научной деятельности всегда четко выделены и ограничены. Наука в отличие от других типов познания нацелена на объективное изучение действительности (исследование объектов как подчиняющихся законам функционирования и развития, складывающимся независимо от сознания и воли людей).

Субъект научной деятельности – совокупность людей, обладающих особой профессиональной подготовкой (в актах обыденного познания субъект формируется спонтанно путем усвоения традиционных навыков познавательной и практической деятельности).

Основные средства научно-познавательной деятельности:

– материальные средства (приборы, экспериментальные установки, специальное оборудование, помещения и т.д.);

– концептуально-логические средства (специализированные языки, методы, принципы, понятия, нормы, стандарты и эталоны организации и обоснования знания).

Также научное познание как специфически организованная совокупность познавательных действий имеет ряд отличительных характеристик:

– Направленность в идеале исключительно на производство знания, нередко вне конкретных представлений о возможных сферах и способах его последующего применения.

– Направленность на предсказание будущих событий, состояний и свойств исследуемых объектов (прогностичность): Наука стремится к тому, чтобы создать задел знаний для будущих форм практического освоения мира. Поэтому в науке осуществляются не только исследования, обслуживающие сегодняшнюю практику, но и такие, результаты которых могут найти применение только в будущем. Например, открытие законов электромагнитного поля в середине 19 века не имело в тот период возможности для практического применения, однако к концу 19 в. на основе данных законов была сконструирована радиоэлектронная аппаратура.

– Специализированный язык, для которого по сравнению с языком повседневного общения характерны более высокая степень однозначности слов и выражений, большая компактность, точность и системность правил.

В структурном плане наука как специфическая деятельность организована, прежде всего, по дисциплинарному принципу, т.е. путем выделения отдельных научных дисциплин, в рамках которых содержание и последовательность познавательных действий согласуются с особенностями объекта и предмета исследования, а также характером искомого знания и сферами его применения. Наряду с дисциплинарной организацией научной деятельности существуют такие ее формы, как область исследований, где соединяются некоторые параметры смежных дисциплин, а также программно-целевые исследования, ориентированные на решение комплексных задач (освоение новых источников энергии, создание новых материалов, освоение Мирового океана, космоса и т.д.).

Наиболее масштабно можно выделить три основные единицы измерения науки как деятельности по производству и теоретической систематизации знания:

1) естественные – науки о природе;

2) гуманитарные – науки об обществе и человеке;

3) технические – науки об искусственных объектах.

В рамках представлений о науке как специфической деятельности выделяют два основных типа научных исследований:

фундаментальные (исследования, ориентированные на приращение предметного знания, фиксируемого в форме наиболее общих представлений и законов);

прикладные (исследования, ориентированные на приращение предметного знания, используемого непосредственно для решения практических задач).

Наука как система знаний – это совокупность систематизированных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности. Под знаниями понимается объективная реальность, данная в сознании человека. Отличительной чертой научного знания является то, что оно представляет собой информацию об изучаемых явлениях и процессах действительности, которая должна удовлетворять ряду критериев. Вопрос о критериях дискутируется в рамках философии науки. Тем не менее можно выделить ряд общепризнанных критериев научного знания:

объективность (отображение явлений и закономерностей действительности такими, какими они существуют вне и независимо от воли и мнений познающего субъекта);

формально-логическая непротиворечивость (свойство системы знания, заключающееся в невыводимости из неё противоречия; это означает, что никакое предложение не может быть в ней и доказано, и вместе с тем опровергнуто);

опытная проверяемость (принципиальная возможность подтверждения либо опровержения некоторого знания на практике);

обоснованность (включенность в систему ранее добытых знаний и совместимость с ними на основе логических процедур доказательства, подтверждения, объяснения, интерпретации и т.д.);

системность;

воспроизводимость (характеристика результатов исследований, определяемая близостью результатов повторных исследований).

Наука как система знания, так же как и научная деятельность, организована, прежде всего, по дисциплинарному принципу, т.е., за счет выделения отдельных научных дисциплин в зависимости от объекта и субъекта исследования. Выделяют три основные группы наук: естественные; гуманитарные; технические.

Наука как социальный институт – сообщество занятых научной деятельностью людей, организованное в системе научных учреждений, объединенных определенными принципами и нормами профессиональной коммуникации, а также формами взаимосвязи с конкретно-историческим типом общества. Анализ науки как социального института позволяет существенно дополнить представление о ней как о сложной системе взаимосвязей между ученым, научным сообществом и различными подсистемами общества. Как социальный институт наука сформировалась в Европе Нового времени в 17-18 вв.

В настоящее время в структуре науки как социального института выделяют три сектора:

1) академический (преобладают фундаментальные исследования);

2) вузовский (функционируют как фундаментальные, так и прикладные исследования);

3) отраслевой (преобладают прикладные исследования).

Наряду с отмеченными используются также нетрадиционные формы организации научной деятельности: профильные научные центры, фонды и т.д., часто объединяющие представителей различных секторов наук.

В настоящее время численность мирового научного сообщества составляет около 5 млн. человек.

Основные социальные функции науки:

культурно-мировоззренческая функция (наука оказывает важнейшее влияние на формирование мировоззрения и ценностно-культурных ориентаций общества; она во многом определяет характер предметных представлений о мире и месте в нем человека, выделяет человека как активное существо, находящееся в деятельностном отношении к миру);

функция непосредственной производительной силы (практическое применение НТП; функционирование производства и управление им опираются на науку);

функция социальной силы (использование науки для регулирования процессов социального развития);

образовательная функция (кумуляция и воспроизводство научного знания в системах образования и трансляции социального опыта).

Таким образом, на основе структурно-функционального анализа науки выявлены и зафиксированы различные аспекты ее содержания.

Наука – сфера социально организованной познавательной деятельности, в которой осуществляется рационально-понятийное освоение действительности, фиксируемое в системе предметного, объективного знания.

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

теория по обществознанию ‍ ‍ ‍ человек и общество

Понятие науки

Наука – это…

  • Система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человечества.
  • Сфера человеческой деятельности, направленная на получение новых достоверных знаний.
  • Система специфических организаций и учреждений (университетов, исследовательских институтов, научных лабораторий и так далее).

Наука также является социальным институтом общества и включает в себя ученых, их опыт и знания, научные организации, специальное оборудование, методы научно-исследовательской работы и особый язык.

Главная цель науки – получение научных знаний, которые впоследствии лягут в основу научной картины мира.

Основное отличие научного знания от обыденного в том, что наука стремится постигнуть причины, суть процессов и их закономерность, в то время как обыденное знание ограничивается констатацией фактов, чувственным восприятием и изучением явлений только для удовлетворения повседневных нужд. К примеру, ученые-метеорологи изучают и причины дождя, и состав его воды, и различие между дождями в разных частях планеты, в то время как обывателя – дачника дождь интересует только тогда, когда поливает его участок.

Однако наука выполняет не только задачу получения новых знаний.

  1. Культурно-мировоззренческая состоит в формировании целостной научной картины мира.
  2. Производственная. Научные открытия ложатся в основу усовершенствования производства: когда-то механический ткацкий станок и конвейер были созданы на основе исследований и новых знаний.
  3. Сила, управляющая процессами социального развития. Многие научные открытия оказывают значительное влияние на общество: доказательство шарообразности земли, открытие электричества значительно изменил мировоззрение, привычки и образ жизни множества людей. Кроме того, именно ученые и мыслители создают новые модели обществ и общественных отношений (марксизм сначала был лишь научной теорией, которая со временем стала основой социалистических обществ разных стран).
  4. Прогностическая. Ученые, анализируя причины и закономерности явлений, способны прогнозировать погоду, тенденции в развитии экономики и общества.

Особенности научного мышления

Научная картина мира имеет ряд особенностей по сравнению с обыденной и религиозной. В предыдущих статьях мы уже говорили об особенностях каждого из этих типов мышления, но в этот раз подробнее рассмотрим научный.

Особенности научного мышления:

  1. Объективность, способность воспринимать и анализировать информацию вне зависимости от собственных чувств, симпатий и антипатий. Человек не может быть абсолютно объективен, но ученый должен к этому стремиться.
  2. Системность, которая включает в себя многолетний опыт, описание научных фактов, которые впоследствии объединяются в теорию.
  3. Обоснованность: каждое утверждение должно быть подкреплено фактами, а теория не признается истинной до тех пор, пока не будет проверена.
  4. Концептуальность: в каждой науке существует свой язык условных знаков, терминов, символов. В математике это цифры и знаки действий, в биологии – термины, построенные по определенному принципу.
  5. Наличие методологии, то есть научных способов, с помощью которых добывается и проверяется новое знание.

Классификация современных наук

Естественные и социально-гуманитарные науки

На разных основаниях можно по-разному классифицировать науки. Чаще всего используется предметная классификация (предмет – это то, на что направлена деятельность), на основании которой науки делят на:

  1. Естественные, которые изучают космос, нашу планету, природу и все, что связано с ней (астрономия, геология, биология и так далее).
  2. Технические науки, которые изучают законы химии, физики и других наук).
  3. Социальные (общественные), изучающие общество и закономерности его развития (политология, юриспруденция, социология).
  4. Гуманитарные, изучающие человека и его деятельность в обществе (история, психология, искусствоведение).

Научно-техническая революция и ее влияние на общество

НТР – это результат скачка в развитии производительных сил общества, когда наука превратилась в производительную силу, стала постоянным источников новых идей, способствующих развитию общества.

Положительные последствия НТР:

  1. Увеличение роли научных знаний.
  2. Развитие образование.
  3. Создание новых, искусственных материалов, появление новых источников энергии.
  4. Появление возможности относительно безопасно работать в трудных условиях.
  5. Овладение человечеством высокими скоростями.

Отрицательные последствия НТР:

  1. Техногенные катастрофы (взрыв на чернобыльской АЭС).
  2. Рост безработицы, вызванный циклическими спадами производства и исчезновением некоторых профессий.
  3. Экологические проблемы.

Наука, её значение в жизни современного общества (8 класс)

Нравственные принципы труда учёного (8 класс)

Возрастание роли научных исследований в современном мире (8 класс)

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Научное познание, системность, объективность знаний, эксперимент, гипотеза, анализ.

Научное познание – это такой вид познавательной деятельности, который направлен на получение объективных и систематизированных знаний в различных сферах. Следовательно, системность и объективность – это особенности, характерные для научного познания. Эксперимент – это один из эмпирических методов научного познания, а анализ относится к теоретическим методам. Гипотеза – это научное предположение, для проверки которого и используются различные методы научного познания.

Нетрудно заметить, что все понятия связаны с научным познанием; оно и является для них обобщающим словом.

Ответ: научное познание

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Ссылка на основную публикацию