Взаимосвязь фундаментальных и прикладных наук
Общие сведения о науке и научных исследованиях
Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний о законах природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в производительную силу общества в результате социально-экономической деятельности.
Наука это синтез познавательной деятельности и ее результатов.
Основная цель науки – познание объективного мира и воздействие на окружающую среду с целью получения полезных обществу результатов.
Научное исследование – это форма существования и развития науки.
Наука развивается в результате исследовательской деятельности общества.
Научное исследование – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности, характеризующийся объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.
Направления научных исследований
Каждое научное исследование можно отнести к определённому направлению.
Научное направление – наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования (например: технические, социальные и др.).
Можно выделить три основных типа направлений в научных исследованиях:
1) Фундаментальные научные исследования – это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, результаты которых не предполагают непосредственное промышленное использование.
Иными словами фундаментальная наука – это наука ради науки. Это исследовательская деятельность без определенных коммерческих или других практических целей.
– В биологии: ботаника, зоология, генетика, антропология
– В химии: неорганическая химия, органическая химия, коллоидная химия, химия воды
– В физике: теоретическая механика оптика электродинамика атомная физика.
– В математике: кибернетика, теория информации, теория вероятностей.
Задачей фундаментальных научных исследований является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием структур природы, общества и мышления.
Их результат – гипотезы, теории, методы.
Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию.
Пример фундаментальной науки – естествознание. Оно направлено на познание природы, такой, как она есть сама по себе независимо от того, какое приложение получат его открытия: освоение космоса или загрязнение окружающей среды. И никакой другой цели естествознание не преследует. Это наука ради науки, т.е. познания окружающего мира, открытия фундаментальных законов бытия и приращения фундаментальных знаний.
2) Прикладные научные исследования – это такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки, для решения практических задач.
Результатом прикладного исследования является создание и совершенствование новых технологий.
– В биологии: растениеводство, животноводство, селекция, клонирование, медицина
– В химии: металлургия, технология пластмасс, химия красителей, промышленный гидролиз
– В физике: техническая механика, техническая оптика, радиоэлектроника, атомная электроника.
– В математике: программирование, информатика, математическая статистика.
Взаимосвязь фундаментальных и прикладных наук
фундаментальные | прикладные |
Биология | |
ботаника | растениеводство |
зоология | животноводство |
генетика | селекция, клонирование |
антропология | медицина |
Химия | |
органическая химия | технология пластмасс |
коллоидная химия | химия красителей |
Физика | |
теоретическая механика | техническая механика |
оптика | техническая оптика |
электродинамика | радиоэлектроника |
атомная физика | атомная электроника |
Математика | |
кибернетика | программирование |
теория информации | информатика |
теория вероятностей | математическая статистика |
3) Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) – совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии.
Они осуществляются в результате соединения науки с производством, в результате чего обеспечиваются как научные, так и техническо-инженерные результаты.
Иногда полученные результаты могут привести к научно-технической революции.
Структурными единицами научного направления являются научные проблемы, темы и вопросы.
Научная проблема – это структурная единица научного направления, представляющая совокупность сложных теоретических и практических задач, необходимость решения которых назрела в обществе (противоречие между знанием и незнанием).
Она возникает тогда, когда человеческая практика встречает затруднения или даже наталкивается на «невозможность» достижения цели или нахождения ответа на некий вопрос.
Необходимость проведения научного исследования обуславливает существование определенной научной проблемы.
Тема научного исследования является составной частью проблемы, в результате исследований по теме получают ответы на определённый круг научных вопросов, охватывающих часть проблемы.
Фундаментальные и прикладные науки – характеристика, функции и взаимосвязь
Все частные науки объединяются в две группы: фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные науки — это система знаний о глубоких свойствах объективной реальности. Такие науки создают теории, которые объясняют все процессы, происходящие в нашем мире.
Фундаментальные, в свою очередь, подразделяются на:
- математические;
- естественные;
- гуманитарные.
Прикладные науки — свод знаний, в которых исследования имеют практическую ориентацию. Они обеспечивают разработку новых технологий, т.е. алгоритмов действий для получения желаемого результата.
К таким наукам относятся технические, медицина, педагогика. Также в структуру прикладных наук входят:
- естественные;
- технические;
- социальные;
- гуманитарные.
Особенности фундаментальных и прикладных наук
Различие фундаментальных и прикладных знаний считается относительным. Первая из них является базой для второй. Это означает, что фундаментальные пополняют либо изменяют знания о закономерностях функционирования и развития природы и общества, а прикладные открывают способы и пути исследования научных идей на практике. Они взаимосвязаны, и, значит, дополняют друг друга.
Фундаментальные знания нацелены на познание объективных законов мира, которые существуют самостоятельно от людей. Целью прикладных дисциплин является разработка способов применения полученных фундаментальной наукой умений для удовлетворения потребностей людей.
Подходы к классификации наук
Все исследования отличаются по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности и т.п., и практически исключают единую классификацию всех наук по одному принципу.
В целом их можно разделить на:
- естественные;
- технические;
- общественные/социальные;
- гуманитарные.
К естественным наукам относятся некоторые знания:
- о космосе (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и др.);
- о Земле (геология, геофизика и т.п.);
- о химических, физических и биологических процессах;
- о человеке как биологическом виде (анатомия).
Базой технических наук выступают естественные. Они изучают различные формы и направления развития техники (теплотехника, электротехника, радиотехника).
Общественные науки изучают общество (экономика, социология, политология).
Гуманитарные исследуют духовный мир человека, его отношение к окружающему миру, обществу, себе (педагогика, психология, эвристика).
Между собой каждый вид науки может переплетаться, например, общественные с гуманитарными.
Суть отличий между науками
Рассмотрим, чем же отличаются прикладные науки от фундаментальных. Первые можно представить в виде системы знаний, которые применяются на практике. Они направлены на решение определенных задач. Результаты исследований прикладных наук имеют практическую значимость.
Значение фундаментальных наук очень велико, т.к. они дают общее представление о научной картине мира. Именно здесь создаются теории, концепции, понятия и законы, которые составляют базу прикладных знаний.
Проблема амбивалентности науки
Прикладные науки хоть и созданы облегчить жизнь людям, все-таки имеют и отрицательное влияние. С одной стороны, новые знания открывают что-то новое, неизведанное, дают прогресс, а с другой — становятся причиной появления проблем, оказывая пагубное воздействие на природу и самого человека.
Благодаря им удовлетворяются потребности людей, но портится природная гармония. Они могут отрицательно сказываться на здоровье человека. Такое противоречие может навредить целой системе окружающего мира. Эта амбивалентность поделила ученых-исследователей на два лагеря. Первые считают человека венцом природы, который может делать все, что вздумается. Вторые стараются доказать, что люди должны жить в гармонии с природой.
Соотношение прикладного и фундаментального в науке
Некоторые исследователи отказываются разделять знания на прикладные и фундаментальные. Между ними определенно есть взаимосвязь. Все дело в том, что любая научная сфера начинается с теории, а не с практики. Только в конечном результате она превращается в прикладную область.
Любые научные исследования проходят два этапа. На первом — знания собираются, систематизируются, на втором — на основе полученной информации реализуется практическая деятельность. То есть, человек сначала формирует свои знания и умения, а потом применяет их на практике в определенной области.
Основным отличием двух наук являются свойства их результатов. В процессе прикладных наук ученые могут спрогнозировать результаты, а во время фундаментальных — нет. В первом случае исследования проводятся в пользу потребностей людей, во втором — устоявшиеся теории могут разрушаться, но возникают ценные знания.
Соотношение гуманитарных и социальных наук
Эта предметная сфера научного знания главное внимание уделяет проблемам человека, его жизни. Но мнения исследователей расходятся при включении каких-либо наук только к гуманитарным. Т.е. существуют такие дисциплины, которые также имеют отношение к человеку, но с позиции его жизни в социуме. По мнению большинства ученых, человек не сможет полностью сформироваться и жить без общества. В результате, в ходе решения данного вопроса, возникло объединенное название: социально-гуманитарное знание. Оно характеризует человека не только как биологическое существо, но и как участника социальных отношений.
Социально-гуманитарное знание в прикладном аспекте
К социально-гуманитарным наукам относится значительное количество дисциплин:
- история;
- социология;
- политология;
- философия;
- психология;
- экономика;
- юриспруденция и т.д.
Прикладные аспекты многих из них появлялись со временем, по мере развития общества. Наиболее ярко выражаются в подобном качестве такие дисциплины, как социология, психология, политология, социальная инженерия.
Юридические науки и их роль в развитии прикладного знания
В развитии прикладного знания юридические науки играют важную роль. Поскольку, к фундаментальной дисциплине относится теория государства и права, то она содержит главные понятия, категории, методологию, и является основой для развития сферы юриспруденции в целом. На основе теории государства и права развиваются юридические науки, которые обеспечивают законность во всех сферах научных знаний.
К основным юридическим дисциплинам, формирующим прикладные науки, относятся:
- криминология;
- судебная медицина;
- криминалистика;
- юридическая психология и др.
Задачи прикладной науки
В широком аспекте задачи прикладных наук должны выполнять заказы общества, позволяя решить насущные проблемы. Но, как уже упоминалось ранее, такие дисциплины тесно связаны с фундаментальными, и поэтому их задачи состоят в следующем:
- возможность открытия неизвестных фактов;
- систематизация полученных знаний;
- формулировка новых законов и открытий;
- формирование теорий на основе введения в науку новых понятий, концепций и представлений.
В свою очередь, прикладные науки используют полученные знания для следующих целей:
- разработки и внедрения новых технологий;
- проектирование различных новых устройств и приспособлений;
- исследование влияния химических, физических процессов на вещества и предметы и др.
Но все же главной задачей прикладных наук является служение человечеству и его потребностям.
Прикладные задачи гуманитарной науки
Прикладные науки сосредоточены вокруг человека и общества. Они выполняют специфические задачи, обусловленные их предметом. Развитие таких наук можно рассматривать как с практической стороны, так и с теоретической. Практическая значимость гуманитарной сферы охватывает различные отрасли научного знания.
В качестве базы теоретической составляющей выступают:
- гипотезы;
- закономерности;
- абстракции;
- обобщения.
Сложность такой научной сферы в том, что теоретические законы должны быть направлены на исследование сущности явлений и процессов. Также в таких знаниях используются аппарат математических дисциплин и эмпирические данные. Как правило, эти способы используются в философии, экономике, социологии, в политических и юридических науках.
Список предметов в школе
Прикладные науки в школе делятся на естественные и гуманитарные. К естественным относятся:
- химия;
- биология;
- физика;
- астрономия;
- математика;
- информатика;
- география;
- экология;
- естествознание.
В группу гуманитарных наук входят такие дисциплины, как:
- право;
- обществознание;
- история;
- литература;
- языки;
- культурология;
- МХК;
- искусство.
Примеры прикладной системы знаний
Нити ДНК уникальны в каждом человеке и находятся в наших клетках, где дают команды, необходимые для жизнедеятельности всего организма. Во время репликации ДНК, они делают новые копии незадолго до деления клетки. На их основе учеными были разработаны методики, позволяющие выявить генетические заболевания, установить отцовство или же определить преступника.
Атомные проекты. Когда перед учеными ставится задача создать ядерное оружие, в руках заказчика она выглядит как бизнес-проект. Для выполнения задания подбираются кадры, определяются сроки и объем финансирования, ставятся определенные задачи, которые приведут к необходимому результату. Также создаются специализированные институты, в промышленности организуются предприятия, которые занимаются сырьем, материалами и оборудованием для достижения конечного изделия.
Прикладные и фундаментальные науки
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности прикладных и фундаментальных наук
Проблема единства теоретического и практического в исследовании природных явлений особенно интересна в современной науке.
Разделение фундаментальных и прикладных наук является относительным. Как правило, считается, что фундаментальные науки являются базисом, который существенно пополняет либо изменяет знания о закономерностях функционирования и развития природы и общества, а также мышления. Прикладные науки считаются науками, которые открывают способы и пути исследования научных идей на практике.
То есть, фундаментальные науки питают идеями науку, а прикладные – технику, производство и развивают техническую мысль общества. Фундаментальные науки развивают научную мысль вглубь, а прикладные – вширь, позволяя человеку осваивать разные области природы.
Однако, следует отметить следующие моменты:
- идеями науку питают не только фундаментальные, но и прикладные исследования
- в свою очередь, производство и технику питают идеями не только прикладные науки, но и фундаментальные
- фундаментальные науки, так же, как и прикладные, развивают техническую мысль
- и фундаментальные, и прикладные науки питают все сферы общественной деятельности, не только производство и технику
- фундаментальными являются не все исследования, которые не выходят на практику, и наоборот, фундаментальный характер носят не все исследования, которые осуществляются фундаментальной наукой
- прикладные исследования могут иметь фундаментальные значения, так же, как фундаментальные исследования могут иметь прикладное значение.
Взаимоотношения прикладных и фундаментальных наук
Диалектика взаимоотношения прикладных и фундаментальных наук является подвижной, сложной и противоречивой. Прикладные науки без фундаментальных исследований теряют способность воздействия на практику, затухают и опустошаются. В то же время, фундаментальные исследования способны развиваться без разработок прикладного характера. Прикладные исследования питают фундаментальную науку экспериментальными данными, конкретизируют и определяют средства внедрения фундаментальных разработок в практику. Другими словами, прикладные науки являются основой от созерцания к абстрактному мышлению, а фундаментальные – движением от абстрактного мышления к практике через прикладные исследования.
Готовые работы на аналогичную тему
Относительность разделения фундаментальных наук и прикладных выражается категориями сущности и существования, целого и части, многообразия и единства, действительности и возможности, средства и цели и т.д. Эти категории органически связаны между собой, они взаимодействуют и проникают друг в друга. Например, фундаментальная наука определяет сущность развития объектов познания, прикладная наука определяет условия существования каждого из них. Фундаментальная наука изучает объект в целом, а прикладная – особенность каждой отдельной части. Фундаментальная наука выявляет единство однотипных объектов познания, прикладная обнаруживает многообразие их проявления. Задачей фундаментальной науки является поиск возможностей использования исследуемых объектов, задачей прикладной науки является поиск пути реализации таких возможностей. Фундаментальная наука определяет цель изучения объекта, прикладная определяет средства достижения этой цели и т.д.
По вышеуказанным категориям диалектики можно вывести и обратную зависимость между фундаментальными науками и прикладными. Из анализа этой зависимости понятно, что фундаментальная наука играет первостепенную роль в развитии прикладной науки, является базисом. Поэтому пренебрежение фундаментальными исследованиями ради узкого практицизма приводит к неблагоприятным последствиям, которые выражаются в прекращении развития и фундаментальной, и прикладной науки.
Принцип объективного развития науки заключается в том, что прикладные науки могут успешно развиваться, углубляться и множиться исключительно на основе фундаментальных исследований. Этот объективный принцип не могут поколебать такие суждения о фундаментальных исследованиях, как недостаточность практической отдачи, оторванность о практике и малая практическая эффективность. При этом следует заметить, что связь науки и практики может носить как непосредственный характер, так и опосредованный. Эта связь может быть как прямой, так и посредством промежуточных звеньев, быть как описательной, так и обобщающей. Однако эти связи существуют, выступая при этом иногда явно, а в ряде случаев – завуалировано, скрытно. В случае, если такие связи отсутствуют, то нет и науки.
Отсюда вытекает необходимость развития фундаментальных исследований и интегрирования их с соответствующими разработками прикладного характера. Фундаментальные исследования, являясь абстрактным выражением реальности, восходят к конкретным явлениям через разработки прикладных наук, реализуются в них и преобразуют эти явления.
Таким образом, в единстве теоретических исследований и практических изысканий заложен огромный потенциал научного познания, знания и научной деятельности.
В современной науке существует два подхода к рассмотрению фундаментальных и прикладных наук.
С одной стороны, существует мнение, что прикладная наука является более полезной, чем фундаментальная. Однако базовое знание необходимо для практических разработок. Таким образом, прикладная наука опирается на теоретические исследования.
Другая точка зрения предполагает, что необходимо перейти от теории к практике вместо поиска решения для актуальных проблем.
В обоих подходах есть доля истины. Существуют проблемы, для решения которых необходимо немедленное практическое вмешательство. Однако, основная часть решений находится только при помощи использования результатов фундаментальных исследований.
Ярким примером взаимодействия фундаментальных и прикладных наук для решения практической проблемы является проект геном человека. этот проект опирался на фундаментальные исследования простых организмов. В результате этого были использованы данные прикладных исследований для поиска способов ранней диагностики и лечения заболеваний, обусловленных генетически.
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2015
ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- Авторы
- Файлы работы
- Сертификаты
Фундаментальные исследования (ФИ) представляют собой совокупность теоретических и/или экспериментальных работ и изысканий, направленных на приумножение знаний об основополагающих свойствах объектов. Цель ФИ – получение новых знаний. Результатом ФИ являются новые методы, гипотезы и теории. ФИ в России проводятся в основном в Российской академии наук, высших учебных заведениях, в отраслевых учреждениях. ФИ чаще всего не имеют конкретного заказчика.
Прикладные исследования (ПИ) представляют собой изыскания, производимые с целью приумножить знания о свойствах объекта, ставящие перед собой цель в решении конкретной практической задачи. Цель ПИ – решение конкретных проблем. Результатом ПИ являются конкретные рекомендации по разработке технических нововведений. ПИ проводятся в научно-исследовательских институтах, специализированных учреждениях отраслевого плана и исследовательских центрах-проектах, в исследовательских подразделениях высших учебных заведений ПИ всегда имеют определенного заказчика [1].
Следует иметь ввиду, что в процессе проведения ФИ зачастую создаются методы, позволяющие решить практические задачи. Поэтому, провести четкую границу между ФИ и ПИ очень сложно.
С точки зрения ориентированности на практическое применение результатов исследований можно выделить следующие характеристики ФИ и ПИ (рис. 1).
Рис. 1. Основные характеристики ФИ и ПИ
Первая характеристика ФИ заключается в том, что они направлены на создание так называемого «общественного блага». Общественное благо представляет собой такой особенный вид ресурса, которому свойственна неисчерпаемость, а также отсутствие конкуренции за потребителя. Теория восприятия результатов ФИ как «общественного блага» была введена в 60-х годах 20-го века американским экономистом и лауреатом нобелевской премии К. Эрроу. Сущность этой теории состоит в том, что основным результатом исследований считается производство новых знаний. По мнению Эрроу, этот результат может использоваться всеми заинтересованными субъектами без несения каких-либо издержек. Данная теория была впоследствии отредактирована не совсем согласным с ней английским экономистом К. Пэвиттом, который считал, что результаты ФИ могут иметь определенные свойства общественного блага, но при этом не являются благом бесплатным. ПИ, напротив,направлены на решение конкретных задач[1]
Вторая характеристика ФИ состоит в том, что они ориентированы на долгосрочную перспективу. Новые знания, полученные в ходе проведения ФИ, способствуют появлению важнейших прикладных разработок в будущем, их последствия будут иметь высокую социально-экономическую значимость, однако в данный момент они могут не вызывать интереса как у общества, так и у других исследователей. В то же время характеристикой ПИ является ориентация на краткосрочную перспективу, их результат можно оценить сразу.
Ожидаемое от выполнения ФИ «общественное благо» непредсказуемо, и с учетом ориентации на долгосрочную перспективу нет возможности хоть в какой-нибудь мере судить о результате и его дальнейшем использовании. Существует множество ученых-исследователей, утверждающих, что ФИ оказывают благоприятное влияние на развитие промышленных инноваций и экономики в целом. Однако эффекты от ФИ трудно поддаются измерению, поэтому можно утверждать о третьей характеристике ФИ – опосредованности и сложности измерения эффектов. В то же времядля ПИ характерна ясность ожидаемых результатов.
ФИ свойственна следующая характеристика – с ними сопряжены так называемые «сопутствующие эффекты», которые, по мнению многих ученых, зачастую играют ведущую роль. «Сопутствующие эффекты» исследовал в своих трудах экономист К. Пэвитт, он пояснял, что такие эффекты представляют собой дополнительные знания, компетенции исследователей и ученых, методы и инструменты, используемые в ходе проведения ФИ, которые в дальнейшем могут использоваться и принести преимущества и в другие области направления. Результат ПИ, напротив, является конкретным [1].
Пятая характеристика ФИ состоит в том, что они не ориентированы на практическое применение полученных в их ходе результатов. ФИ проводятся ради преумножения знаний в целом. ПИ, в свою очередь, ориентированы на практическое применение полученного результата.
Шестая характеристика ФИ состоит в том, что они не ориентированы также на получение коммерческих выгод – прибыли, либо других видов материального вознаграждения. В противоположность им, результаты проведения ПИ приносят коммерческую выгоду [2].
Ориентация на коммерческую выгоду, то есть на получение прибыли, является основным стимулом проявления интереса к финансированию ФИ со стороны бизнеса. Значит, при выявленном отсутствии стимулов для частного финансирования возникает логическая предпосылка к выявлению седьмой характеристики ФИ и ПИ – финансирование в основном за счет государственного бюджета. Так, сейчас в РФ примерно 70% расходов на науку покрывается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование ФИ осуществляется в рамках федеральной программы фундаментальных научных исследований в России на долгосрочный период (2013-2020 годы). Характеристикой ПИ, в свою очередь, является привлечение других источников финансирования.
Следующая характеристика каждого из видов исследований выявляется при возникновении разделения современной науки на два различных сектора – классическую (академическую) науку, и так называемую капитализированную науку, происходящего под воздействием противопоставления двух различных сфер научного производства. Здесь под процессом капитализации понимается подчинение определенной сферы общественных отношений основным принципам воспроизводства производительного капитала, образованного в результате перехода промышленного капитала из денежной формы в производительную (при этом объединяются производство, обращение и потребление).
Для ФИ характерно являться частью классической науки, где процесс воспроизводства знания осуществляется ради непосредственно нового знания и происходит под воздействием институциональных причин и стимулов или ради поиска истины.
Для ПИ,в свою очередь, характерно являться частью капитализированной науки, где процесс воспроизводства знания включен в экономический оборот и осуществляется для достижения внешних целей: например, разработка технологии для конкретного производства [6].
Девятой характеристикой ФИ является то, что они не сопряжены с риском, в то время как для ПИ характерна высокая степень риска.
Еще одной характеристикой ФИ и ПИ является то, что развитие ФИ стимулирует развитие ПИ. Если вернуться к характеристике ФИ как «общественного блага», ясно, что их результаты будут стимулировать развитие также и ПИ, направленных на применение полученных новых знаний непосредственно для решения проблем конкретных организаций, для создания новых технологий. Однако здесь же важно упомянуть, что при этом никогда нельзя конкретно предсказать, как именно и на какие именно инновационные процессы окажут влияние результаты, полученные в ходе ФИ. Некоторые ученые утверждают, что ФИ способствуют созданию особого интеллектуально-духовного поля, которое способствует развитию прикладной науки и укреплению общественных систем [2].
Следующей характеристикой ФИ и ПИ является то, что для более эффективного их осуществления необходимо вводить особое законодательное регулирование, например, особые льготные режимы налогообложения для государственных академий наук, а также для других предприятий, средства которых направляются на создание инноваций. В России на данном этапе развития происходит обсуждение подобных мер, в то время как зарубежные исследователи уже имеют определенные преимущества, например, такие, как получение автором прав на определенную часть создаваемой за счет государственного бюджета интеллектуальной собственности [4].
Основные характеристики ФИ и ПИ позволяют судить о том, что между ФИ и ПИ существует взаимосвязь, однако они являются противоречивыми секторами современной науки. Анализ описанных характеристик ФиПИ позволяет в дальнейшем выявить проблемы, связанные с ними.
Литература
Гасслер, Х., Шибани, А. «Непрактичная» наука. Как оценить результативность фундаментальных и прикладных исследований? / Х. Гасслер, А. Шибани // Форсайт. – 2011. – №1, с.40-47.
Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / Б.М. Генкин – 7-е издание, дополненное. – Москва : Норма, 2007. – 447с.
Клеева, Л.П., Воробьев, И.В. Стратегический анализ перспектив и возможностей развития фундаментальной науки в России / Л.П. Клеева, И.В. Воробьев // Вестник ЮРГТУ (НПИ). – 2012. – № 1, с. 5-15, с. 19-30
Клеева, Л.П., Воробьев, И.В. Стратегический анализ перспектив и возможностей развития фундаментальной науки в России / Л.П. Клеева, И.В. Воробьев // Вестник ЮРГТУ (НПИ). – 2012. – № 2, с. 19-30
Тодосийчук, А.В. Научно-техническое прогнозирование как инструмент повышения качества и обоснованности государственных заданий на выполнение научных исследований и разработок / А.В. Тодосийчук // Биржа интеллектуальной собственности. – 2013. – № 2, с.19-32.
Фролов, И.Э. Возможности и противоречия капитализации науки в российской инновационной системе: докл. на конф. «Цивилизация знаний: проблема человека в науке XXI века» // Труды XII Международной научной конференции, Москва, 22-23 апреля 2011г. Ч. 1. – М.: РосНОУ, 2011. – С. 95-10
Хрусталев, Е.Ю., Ильменская, Е.М. Экспертно-аналитический анализ и методы стимулирования фундаментальных и прикладных научных исследований / Е. Ю. Хрусталев, Е.М. Ильменская. // Аудит и финансовый анализ. – 2012. – №2, с.0-12.
Что такое современная фундаментальная и прикладная наука?
Прикладные науки представляют область человеческой деятельности, которая используется для применения существующих научных знаний с целью разработки практических применений, например: технологий или изобретений.
Фундаментальные и прикладные системы знаний
Наука может быть фундаментальной или базовой теоретической и прикладной. Цель теоретической — понять, как работают вещи: будь то одиночная клетка, организм из триллионов клеток или вся экосистема. Ученые, работающие в фундаментальной науке расширяют человеческие знания о природе и мире вокруг нас. Знания, полученные через изучение областей наук о жизни, в основном, фундаментальные.
Изучение клетки (клеточная биология), изучение наследственности (генетика), исследование молекул (молекулярная биология), изучение микроорганизмов и вирусов (микробиология и вирусология), изучение тканей и органов (физиология). Все типы фундаментальных исследований собрали много информации, которая применяется для человека.
Прикладные науки создают новые технологии, основанные на фундаментальных знаниях. Например, проектирование ветрогенератора для использования энергии ветра является прикладной наукой. Однако эта технология опирается на фундаментальную науку. Исследования ветровых режимов и путей миграции птиц помогает определить лучшее размещение для ветрогенератора.
Связь между фундаментальной и прикладной системой знаний
Во время исследований применяется как фундаментальная так и прикладная наука. Изобретения тщательно планируются, но важно отметить, что некоторые открытия делаются благодаря случайности; то есть, путем счастливой случайности, как счастливый сюрприз. Пенициллин был обнаружен, когда биолог Александр Флеминг забыл чашку с бактериями стафилококка. Нежелательная плесень выросла на блюде, убивая болезнетворные бактерии. Плесень оказалась пенициллином и таким образом был обнаружен новый антибиотик. Даже в высокоорганизованном мире, удача, в сочетании с внимательным, пытливым умом, может привести к неожиданным прорывам.
В области естественных наук теоретическая система знаний используется для разработки информации для объяснения явлений естественного мира. Затем эту информацию используют для практических начинаний через прикладную.
Типы получения знаний
Научное сообщество обсуждает последние несколько десятилетий о значимости разных типов получения знаний. Выгодно заниматься познанием ради просто получения знаний, или же их можно применить к решению конкретной проблемы или для улучшения нашей жизни? Этот вопрос фокусируется на различиях между двумя типами: фундаментальная и прикладная наука.
Фундаментальные или «чистые» науки стремятся к расширению знаний независимо от краткосрочного применения этих знаний. Она не сосредоточена на разработке продукта или услуги непосредственно государственной или коммерческой ценности. Цель фундаментальных наук — знание ради познания, хотя это не значит, что в конце концов, это не может привести к практическому применению.
В отличие от прикладных наук или «технологий» система стремится использовать полученный продукт для решения реальных мировых проблем, таких как повышение урожайности сельскохозяйственных культур, лекарство от определенной болезни или спасать животных которым угрожает стихийное бедствие. В прикладных науках, проблема обычно определяется для исследователя.
Медицинская микробиология является примером прикладных знаний. Эти познания биологии дают новые технологии, хотя и не обязательно только медицинские, которые разработаны конкретно через биомедицину и биомедицинскую инженерию.
Эпидемиология, которая изучает закономерности, причины, последствия и условия влияния на здоровье заболевания в определенной популяции, является применением формальных наук статистики и теории вероятностей. Генетическая эпидемиология применяет как биологические, так и статистические методы относящиеся к разным типам наук.
Примеры прикладной системы знаний
Некоторые люди могут воспринимать прикладную науку как «полезная» и фундаментальную как «бесполезная».
Внимательный взгляд на историю, однако, показывает, что базовые знания влекут за собой множество замечательных приложений имеющих большое значение. Многие ученые считают, что базовое понимание необходимо до разработки приложения.
Другие ученые думают, что настало время перейти от теории к практике вместо того, чтобы найти решения для актуальных проблем. Оба подхода допустимы. Это правда, что есть проблемы, которые требуют немедленного практического внимания. Однако, многие решения находятся только с помощью широкого базиса полученных фундаментальных знаний.
Один пример того, как фундаментальные и прикладные науки могут работать вместе, чтобы решить практические проблемы произошли после открытия структуры ДНК, что привело к пониманию молекулярных механизмов, регулирующих репликацию ДНК. Нити ДНК уникальны в каждом человеке и находятся в наших клетках, где они дают инструкции, необходимые для жизни. Во время репликации ДНК они делает новые копии незадолго перед делением клетки. Понимание механизмов репликации ДНК позволили ученым разработать лабораторные методики, которые сейчас используются для выявления, например, генетических заболеваний или определить лиц, которые были на месте преступления или определить отцовство.
Другой пример связи между фундаментальными и прикладными исследованиями является проект геном человека, исследование, в котором каждая хромосома человека была проанализирована и сопоставлена, чтобы определить точную последовательность субъединиц ДНК и точное расположение каждого гена (ген — основная единица наследственности, полный комплект генов — геном). Менее сложные организмы также были изучены в рамках данного проекта для того, чтобы лучше понять хромосомы человека. Проект «геном человека» опирался на фундаментальные исследования простых организмов где позже был описан геном человека. Важной конечной целью в итоге стало использование данных прикладных исследований с целью поиска методов лечения и ранней диагностики генетически обусловленных заболеваний. Проект генома человека был результатом 13-летнего сотрудничества между исследователями, работающими в различных областях. Проект, который секвенировал весь геном человека, был завершен в 2003 году.
Таким образом, фундаментальная и прикладная человеческая деятельность неотделимы и зависят друг от друга.
Фундаментальные и прикладные науки – характеристика, функции и взаимосвязь
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Описание
- Алфавитный указатель
- Арабская философия
- Индийская философия
- Китайская философия
- Русская философия
- Этика
- Авторы
- Приложения
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Все различия, однако, относятся к окружению, в котором работает исследователь, в то время как собственно исследовательский процесс – получение нового знания как основа научной профессии – в обоих типах исследований протекает одинаково.
Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессий. Ни одна форма организации человеческого опыта не может заменить в этой функции науку, выступающую как существенная составляющая культуры. Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т.д.).
Фундаментальные и прикладные исследования являются двумя формами осуществления науки как профессии, характеризующейся единой системой подготовки специалистов и единым массивом базового знания. Более того, различия в организации знания в этих типах исследования не создают принципиальных препятствий для взаимного интеллектуального обогащения обеих исследовательских сфер. Организация деятельности и знания в фундаментальных исследованиях задается системой и механизмами научной дисциплины, действие которых направлено на максимальную интенсификацию исследовательского процесса. Важнейшим средством при этом выступает оперативное привлечение всего сообщества к экспертизе каждого нового результата исследований, претендующего на включение в корпус научного знания. Коммуникационные механизмы дисциплины позволяют включать в такого рода экспертизу новые результаты независимо от того, в каких исследованиях эти результаты получены. При этом значительная часть научных результатов, вошедших в корпус знания фундаментальных дисциплин, была получена в ходе прикладных исследований.
Формирование прикладных исследований как организационно специфичной сферы ведения научной деятельности, целенаправленное систематическое развитие которой приходит на смену утилизации случайных единичных изобретений, относится к кон. 19 в. и обычно связывается с созданием и деятельностью лаборатории Ю.Либиха в Германии. Перед 1-й мировой войной прикладные исследования как основа для разработки новых видов техники (прежде всего военной) становятся неотъемлемой частью общего научно-технического развития. К сер. 20 в. они постепенно превращаются в ключевой элемент научно-технического обеспечения всех отраслей народного хозяйства и управления.
Хотя в конечном счете социальная функция прикладных исследований направлена на снабжение инновациями научно-технического и социально-экономического прогресса в целом, непосредственная задача любой исследовательской группы и организации состоит в обеспечении конкурентного преимущества той организационной структуры (фирмы, корпорации, отрасли, отдельного государства), в рамках которой осуществляются исследования. Эта задача определяет приоритеты в деятельности исследователей и в работе по организации знания: выбор проблематики, состав исследовательских групп (как правило, междисциплинарных), ограничение внешних коммуникаций, засекречивание промежуточных результатов и юридическая защита конечных интеллектуальных продуктов исследовательской и инженерной деятельности (патенты, лицензии и т.п.).
Ориентация прикладных исследований на внешние приоритеты и ограничение коммуникаций внутри исследовательского сообщества резко снижают эффективность внутренних информационных процессов (в частности, научной критики как основного двигателя научного познания).
Поиск целей исследований опирается на систему научно-технического прогнозирования, которая дает информацию о развитии рынка, формировании потребностей, а тем самым и о перспективности тех или иных инноваций. Система научно-технической информации снабжает прикладные исследования сведениями как о достижениях в различных областях фундаментальной науки, так и о новейших прикладных разработках, уже достигших лицензионного уровня.
Знание, полученное в прикладных исследованиях (за исключением временно засекреченных сведений о промежуточных результатах), организуется в универсальной для науки форме научных дисциплин (технические, медицинские, сельскохозяйственные и др. науки) и в этом стандартном виде используется для подготовки специалистов и поиска базовых закономерностей. Единство науки не разрушается наличием различных типов исследований, а приобретает новую форму, соответствующую современной ступени социально-экономического развития.
Фундаментальные и прикладные науки. К прикладным наукам относятся какие науки?
Что собой представляют фундаментальные и прикладные науки? Ответ на этот вопрос можно найти, рассмотрев структуру современного научного знания. Оно разнообразно, многосложно и охватывает тысячи различных дисциплин, каждая из которых являет собой отдельную науку.
Наука и её понимание в современном мире
Вся история человечества – свидетельство постоянного поиска. Этот непрекращающийся процесс подталкивал человека к разработке различных форм и способов познания мира, одним из которых является наука. Именно она, выступая составляющей культуры, позволяет человеку «познакомиться» с окружающим его миром, познать законы развития и способы существования.
Обретая научное знание, человек открывает для себя бесконечные возможности, позволяющие ему преобразовывать окружающую его реальность.
Определение науки как особенной сферы человеческой деятельности приводит к пониманию её основной задачи. Суть последней состоит в систематизации существующих и так называемом производстве новых знаний о реальности, окружающей человека, о различных сторонах этой действительности. Такое понятие науки позволяет представить её как некую систему, включающую множество элементов, связанных общей методологией или мировоззрением. В качестве составляющих здесь выступают различные научные дисциплины: социально-гуманитарные, технические, естественные и другие. Сегодня их больше десяти тысяч.
Подходы к классификации наук
Многообразие и сложность всей системы науки детерминирует рассмотрение её особенностей с двух сторон, таких, как:
- практическая применимость;
- предметная общность.
В первом случае все множество научных дисциплин можно условно разделить на две большие группы: фундаментальные и прикладные науки. Если последние имеют непосредственное отношение к практике и направлены на решение каких-либо конкретных задач, то первые, выступая своеобразной основой, являются ориентирами в формировании общего представления о мире.
Во втором, обращаясь к содержательной стороне, характеризующей дисциплины исходя из трёх предметных сфер (человек, общество и природа), выделяют три:
- естественные, или, как ещё говорят, естествознание, которое изучает различные стороны природы, это физика, химия, биология, математика, астрономия и т. д.;
- общественные или социальные, изучающие различные стороны общественной жизни (социология, политология и т. д.);
- гуманитарные – здесь в качестве объекта выступает человек и все, что с ним связано: его культура, язык, интересы, права и т. д.
Суть отличий между науками
Рассмотрим то, что лежит в основе разделения на прикладные науки и фундаментальные.
Первые можно представить в качестве некоторой системы знаний, имеющих вполне определённую практическую направленность. Они направлены на решение каких-либо конкретных задач: повышение урожайности культур, снижение заболеваемости и т. д.
Иными словами, прикладными науками являются те, результаты исследований которых преследуют чёткую и, как правило, практическую цель.
Фундаментальные науки, являясь более абстрактными, служат более высоким целям. Собственно, их название говорит само за себя. Система этих знаний формирует фундамент всего здания науки, даёт представление о научной картине мира. Именно здесь создаются понятия, законы, принципы, теории и концепции, составляющие основу прикладных наук.
Проблема амбивалентности науки
Прикладные науки, выступая решением конкретных задач, зачастую не лишены некоторой двойственности своих конечных результатов. С одной стороны, новые знания являются стимулом к дальнейшему прогрессу, они существенно расширяют возможности человека. С другой — они же создают новые, подчас трудноразрешимые проблемы, оказывая отрицательное влияние на человека и окружающий мир.
Служа чьим-то частным интересам, получению сверхприбылей, прикладные науки в руках человека нарушают созданную Творцом гармонию: негативно влияют на здоровье, угнетают или стимулируют естественные процессы, заменяют природные элементы синтетическими и т. д.
Эта часть науки вызывает весьма противоречивое отношение к себе, поскольку такое служение потребностям человека в ущерб природе несёт в себе значительную угрозу существованию планеты в целом.
Соотношение прикладного и фундаментального в науке
Возможность чёткого разделения наук на вышеуказанные группы оспаривается некоторыми исследователями. Они обосновывают свои возражения тем, что любая сфера научного знания, начиная свой путь с целей, весьма далёких от практики, в конечном счёте может трансформироваться в преимущественно прикладную область.
Развитие любой отрасли науки проходит в два этапа. Суть первого заключается в аккумуляции знаний до определённого уровня. Преодоление его и переход на следующий маркируются возможностью осуществлять на основе полученных сведений какой-либо вид практической деятельности. Второй этап состоит в дальнейшем развитии полученных знаний и применение их в какой-либо конкретной отрасли.
Принятая многими точка зрения, относящая результаты фундаментальной науки к новым знаниям, а прикладной – к их практическому применению, является не совсем верной. Проблема в том, что здесь происходит подмена результата и цели. Ведь часто новые знания возможны благодаря прикладным исследованиям, а открытие неизвестных доселе технологий может явиться итогом фундаментальных.
Принципиальными различиями этих составляющих науки являются свойства полученных результатов. В случае прикладного исследования они прогнозируемы и ожидаемы, а в фундаментальном – непредсказуемы и могут «опрокинуть» уже устоявшиеся теории, что рождает гораздо более ценное знание.
Соотношение гуманитарных и социальных наук
Эта предметная сфера научного знания уделяет внимание проблемам человека, изучая его в качестве объекта с самых различных сторон. Однако единства по поводу того, какие науки относить к гуманитарным, пока нет. Причиной этих разногласий можно считать социальные дисциплины, которые также имеют отношение к человеку, но только уже с позиций рассмотрения его в социуме. По мнению ряда наук, человек без общества не может сформироваться в полном смысле этого слова. Примером тому служат дети, оказавшиеся и выросшие в стае животных. Пропустив важный этап своей социализации, они так и не смогли стать полноценными людьми.
Выходом из сложившейся ситуации стало объединённое название: социально-гуманитарное знание. Оно характеризует человека не только как индивидуального субъекта, но и как участника социальных отношений.
Социально-гуманитарное знание в прикладном аспекте
Количество научных дисциплин, формирующих эту предметную сферу, значительно: история, социология, политология, психология, философия, экономика, филология, теология, археология, культурология, юриспруденция и т. д. Все это гуманитарные науки. Прикладные аспекты многих из них появлялись по мере развития. Наиболее ярко проявились в подобном качестве такие дисциплины, как социология, психология, политические и юридические науки. Они являлись фундаментальными и стали основой для практических. В социально-гуманитарной сфере к прикладным наукам относятся: прикладная психология, политические технологии, юридическая психология, криминалистика, социальная инженерия, психология управления и т. д.
Юридические науки и их роль в развитии прикладного знания
Эта отрасль научного знания также содержит фундаментальные и прикладные науки. Здесь раздел между ними прослеживается просто. Есть фундаментальная дисциплина – теория государства и права. Она содержит главные понятия, категории, методологию, принципы и является основой для развития всей юриспруденции в целом.
На основе теории государства и права развиваются все остальные дисциплины, и в том числе прикладные юридические науки. Их появление основано на использовании так называемых неюридических знаний из различных сфер: статистики, медицины, социологии, психологии и т. д. Такое сочетание открыло в своё время новые возможности человеку в обеспечении законности.
Перечень юридических дисциплин, которые формируют прикладные науки, достаточно большой. Он включает криминологию, криминалистику, юридическую психологию, судебную медицину, судебную статистику, правовую информатику, судебную психологию и другие. Как видим, здесь к прикладным наукам относятся не только сугубо юридические дисциплины, а преимущественно те, которые не относятся к юриспруденции.
Задачи прикладной науки
Говоря об этой сфере научного знания, следует отметить, что она, как и фундаментальная, призвана служить человеку и решать его проблемы. Собственно, этим и занимаются прикладные науки. В широком аспекте их задачи должны формироваться как социальный заказ общества, позволяющий решить насущные проблемы. Однако на практике, учитывая конкретный характер прикладных задач, все видится иначе.
Как уже отмечалось, развитие прикладных наук может быть построено на основе фундаментальных. Существующая тесная, почти генетическая связь между ними не позволяет проводить здесь чёткую границу. И поэтому задачи прикладных наук обусловлены совершенствованием фундаментальных исследований, которые состоят в следующем:
- возможности открытия неизвестных фактов;
- систематизации полученных теоретических знаний;
- формулировке новых законов и открытий;
- формировании теорий на основе введения в науку новых понятий, концепций и представлений.
В свою очередь, прикладные науки используют полученные знания для следующих целей:
- разработки и внедрения новых технологий;
- проектирования различных устройств и приспособлений;
- исследование влияния химических, физических и других процессов на вещества и предметы.
Список будет продолжаться до тех пор, пока существуют человек и наука как особая форма познания реальности. Но главной задачей прикладной науки видится её служение человечеству и его потребностям.
Прикладные задачи гуманитарной науки
Эти дисциплины концентрируются вокруг человека и общества. Они здесь выполняют свои специфические задачи, обусловленные их предметом.
Развитие прикладных наук возможно как с приоритетом практической составляющей, так и с теоретической. Первое направление широко распространено и охватывает различные отрасли научного знания, о которых уже было сказано.
Относительно второго направления следует отметить, что прикладные теоретические науки строятся на совершенно иных основаниях. Здесь в качестве фундамента выступают:
- гипотезы;
- закономерности;
- абстракции;
- обобщения и т. д.
Сложность такого вида знания состоит в том, что предполагается наличие особого вида конструктов – абстрактных объектов, которые связываются воедино теоретическими законами и направлены на исследование сущности явлений и процессов. Как правило, к таким способам познания реальности прибегают философия, экономика, социология, политическая и юридическая науки. Кроме теоретических оснований они могут использовать и эмпирические данные, а также аппарат математических дисциплин.