Уровень Мирового океана – причины и последствия повышения

Насколько повышение уровня мирового океана серьезная проблема

Согласно докладу Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК), в настоящий момент уровень мирового океана повышается в 2,5 раза быстрее, чем столетие назад. Если в XX веке он поднимался на 1,4 миллиметра в год, то в XXI — на 3,6 миллиметра в год. За следующие 80 лет уровень мирового океана может повыситься более чем на 1 метр.

Авторы доклада предупреждают, что такая тенденция будет сохраняться долгое время, независимо от того, попытаемся мы исправить ситуацию или нет. Если попытаемся, то есть резко сократим выбросы парниковых газов, то к 2100 году уровень мирового океана в лучшем случае поднимется на 30-60 см, если продолжим и дальше закрывать глаза на проблему и не захотим сократить выбросы, к концу нынешнего века он повысится на 60-110 см. При самом неблагоприятном развитии сценария, говорят экологи, уровень мирового океана ежегодно, вплоть до 2100 года, может возрастать на 15 миллиметров.

Эксперты отмечают, что от этой экологической проблемы пострадает в три раза больше жителей прибрежных районов, чем считалось ранее. Так, по оценкам ученых, к 2100 году ниже уровня моря могут оказаться прибрежные области, в которых проживает более 200 миллионов человек.

Главная причина повышения уровня мирового океана — человек. В большинстве случаев именно его деятельность растапливает ледники и нагревает воду.

Чтобы осознать, насколько повышение уровня воды серьезная проблема, предлагаем ознакомиться с 10 фактами.

1. С 1880 года уровень мирового океана поднялся на 200 мм

Приведенная выше диаграмма была подготовлена ​​сотрудниками NASA Earth Observatory. Диаграмма построена на основе данных Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA) и Австралийской организации научных и промышленных исследований Содружества (CSIRO). Значимая часть этой информации была получена прибором мареографом, который автоматически регистрирует колебания уровня моря, и при помощи спутниковых наблюдений.

Это американская версия диаграммы, поэтому в левой ее части столбик цифр обозначает дюймы (200 мм — это почти 8 дюймов).

2. Мало того, что уровень океана повышается, растет и скорость этого повышения

С 1900 по 2000 года, в среднем, уровень воды поднимался на 1,4 мм в год. К 2010 году этот показатель превысил 3 мм в год, всего за девять лет, по данным МГЭИК, он вырос до 3,6 мм в год.

3. Это самое быстрое повышение уровня океана за 3000 лет

Если бы не выбросы углекислого газа в атмосферу, уровень воды за прошлые сто лет должен был бы подняться только на 2,5-5 см или даже упасть. Но из-за деятельности человека уровень мирового океана с 1900 по 2000 года вырос на 14 см. Это самое быстрое повышение в истории Земли за 27 веков, согласно исследованию, опубликованному в феврале 2016 года.

4. Повышение уровня воды на 2,5 см продвигает океан на на 1,3-2,5 метра вглубь суши

Объем воды в земных океанах составляет около 1,34 млрд км³, а дно океана, как правило, напоминает чашу с наклонными краями. По данным NASA, каждый раз, когда уровень воды повышается на 2,5 см, океан отвоевывает 1,3-2,5 метра суши.

5. Уровень мирового океана может подняться на 1,3 метра в течение следующих 80 лет

В сентябрьском отчете МГЭИК говорится, что к 2100 году уровень мирового океана может подняться до 1,1 метра. Данные исследования 2016 года показывают, что к этому сроку стоит ожидать повышения воды на 0,5-1,3 метра, при условии, что люди не сократят выбросы парниковых газов.

В случае, если выбросы будут сокращены, к концу века уровень воды все равно поднимется, но значительно меньше — на 20–60 см, в основном, из-за последствий таяния ледниковых покровов в Гренландии и Антарктике.

6. Сегодня около 216 миллионов человек живут в районах, которые к 2100 году окажутся ниже уровня моря

По оценкам специалистов, от 147 до 216 миллионов человек находятся в опасности из-за повышения уровня воды, причем, от 41 до 63 миллионов проживают в Китае.

Экологические проблемы могут возникнуть у 12 стран, включая Китай, Индию, Бангладеш, Вьетнам, Индонезию, Японию. Особенно уязвим Бангладеш, эта страна пострадает одной из первых, так как почти вся ее территория лежит ниже уровня моря (там до сих пор не получается построить плотины, которые могли бы сдерживать мощные потоки воды).

Как только в следующем столетии океан поднимется на 1,5 метра, он затронет 16% суши Бангладеша (22 000 кв.км) и 15% его населения (17 млн человек).

7. Повышение уровня мирового океана может привести к загрязнению воды для питья и орошения

В океане вода соленая,и в случае повышения ее уровня, она может попасть на сушу и загрязнить пресную воду, используемую жителями прибрежных районов для питья и орошения. В результате пострадают люди и сельскохозяйственные культуры.

Конечно, можно очистить воду от солей, но этот процесс очень дорогостоящий. У многих бедных стран, которые находятся в “группе риска”, не хватит денег, чтобы потянуть эту технологию.

8. Повышение уровня океана также может угрожать животным и растениям

Люди не единственные, кто может пострадать от повышения уровня воды. Любые прибрежные растения или животные, которые не смогут быстро сменить среду обитания, просто погибнут.

Морские черепахи откладывают яйца на пляжах. И чтобы детеныши могли вылупиться, пляжи должны оставаться относительно сухими.

Авторы исследования, опубликованного в Royal Society Open Science, которые изучали этих животных, отмечают, что затопление пляжа соленой водой в течение одного-трех часов снижает жизнеспособность яиц почти на 10%, в течение шести часов — на 30%.

9. Экономический ущерб от наводнений в крупных прибрежных городах может составить $1 триллион в год

Потери мировой экономики от наводнений в 2005 году составили около $6 миллиардов. Согласно прогнозам Всемирного банка, к 2050 году они составят до $52 миллиардов в год. Если добавить ущерб, вызванный повышением уровня моря, эта цифра может вырасти до $1 триллиона в год.

10. Уже слишком поздно, чтобы предотвратить повышение уровня мирового океана — но не слишком поздно, чтобы спасти миллионы жизней

Около 99% всего пресноводного льда заключено в двух ледяных щитах: в Антарктическом и в Гренландском. Если люди не снизят выбросы CO2 в атмосферу, в дальнейшем эти ледяные щиты начнут быстро таять.

Гренландский ледяной щит меньше и тает быстрее. Если бы он полностью исчез, уровень моря поднялся бы примерно на 6 метров. Антарктический ледяной щит крупнее, и если он растает, уровень воды поднимется на 60 метров (эти показатели сильно варьируются и зависят от того, как долго эти ледяные покровы могут сохраняться. Некоторые ученые считают — чтобы эти щиты растаяли, потребуются века или тысячелетия. Однако в статье, опубликованной в 2015 году, предполагается, что это может произойти гораздо быстрее).

Уровень мирового океана повышался и понижался в течение миллиардов лет — это был естественный процесс, но он никогда не поднимался так быстро, как сейчас (и люди никогда так сильно этому не способствовали). Пока точно неизвестно, какое влияние повышение уровня воды окажет на наш вид, но ясно, что это будет “головной болью” наших потомков. Найти способы помочь им справиться с данной проблемой — это самое малое, что может сделать человек первой половины XXI века.

Как отмечается в исследовании, опубликованном в журнале Nature Climate Change, любые политические решения, принятые политиками в следующим десятилетии, «будут иметь серьезные последствия для глобального изменения климата, экосистем и человеческого общества — не только в этом столетии, но и в XXII и даже в XXIII веках».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен. Поделитесь мнением о материале и расскажите о нем друзьям! Еще больше интересной информации о науку и технологиях можно найти в нашем Telegram. Также у нас есть канал в Instagram, где выходят статьи в картинках.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последствия повышения уровня моря

Глобальное потепление вызывает повышение уровня моря и изменяет значение почвы для жизни человека.

Все большее количество тепла поглощается более высоким содержанием парниковых газов в атмосфере. Это тепло согревает океаны и способствует таянию льда. Повышение уровня моря является одной из основных проблем, связанных с изменением климата и уже поддается измерению.

За последнее столетие средний уровень моря увеличился примерно на 20 сантиметров.

За последнее десятилетие уровень моря вырос в два раза по сравнению с прошлым столетием.

Есть две причины на планеты способствующих потеплению и повышению уровня моря:

    Молекулы воды приобретают больше кинетической энергии на более высоких температурах. Это известно как тепловое расширение (

1 мм/год).
Дополнительное тепло заставляет ледники таять и вода течет в океаны. Этот вопрос особенно важен, потому что он создает цикл положительной обратной связи, который усиливает эффект. Континентальные льды Гренландии и западной Антарктики также нагреваются ускоренными темпами, способствуя повышению уровня (

Океаны поглощают 90% захваченного тепла в глобальном потеплении, а лед поглощает примерно 3% тепла.

Поверхность моря испытала увеличение до 120 метров с момента пика ледникового периода 18 000 лет назад.

Самый высокий подъем воды в море произошел 6000 лет назад.

С 3000 лет назад до начала 19 века поверхность морской воды почти постоянно увеличивается с 0,1 до 0,2 мм/год, затем с 1900 года поднимается на 1-3 мм/год.

Шестиметровый подъем уровня моря показан на карте Земли

Последствия

Быстрое повышение уровня моря имеет разрушительные последствия для прибрежных районов.

По мере того как морская вода достигает внутренних районов, она может вызывать разрушительную эрозию и наводнения, загрязнение водоносных горизонтов (называемое вторжением соленой воды) и потерю среды обитания для рыб, растений, животных и людей.
Когда происходят экстремальные погодные явления, более высокий уровень моря означает более мощные штормы вблизи крупных городов. Кроме того, сотни миллионов людей живут в прибрежных районах, которые становятся все более уязвимыми к наводнениям. Потенциальный ущерб в результате повышения уровня моря был подробно изучен.

Ученые посчитали самую высокую общую стоимость ущерба и общую стоимость в процентах от ВВП (другими словами, города, которые бедны или имеют много людей и будут опустошены больше всего экстремальным событием).

Прогнозы климатологов

Ученые предсказали возможный вклад в повышение уровня моря к 2100 году от 16 см до 54 см в Гренландии и от 13 см до 62 см в Антарктике.

Согласно прогнозам, к концу века эти общие значения будут способствовать повышению уровня моря примерно на 56 см. Добавляя тепловое расширение океана, этот показатель, по прогнозам, увеличится до диапазона от 50 см до 80 см. Тепловое расширение, по прогнозам, будет способствовать более чем половине среднего роста, но сухопутный лед будет быстро терять массу к 2100 году.

Повышение уровня моря будет продолжаться более быстрыми темпами, чем за последние 40 лет.

10 наиболее уязвимых городов, которые по оценкам понесут наибольший ущерб в случае таких катастроф:

  • Гуанчжоу (Китай)
  • Майами (США)
  • Нью-Йорк (США)
  • Новый Орлеан (США)
  • Мумбаи (Индия)
  • Нагоя (Япония)
  • Тампа (США)
  • Бостон (США)
  • Шэньчжэнь (Китай)
  • Осака (Япония)

Какие города России пострадают

Ученые рассматривают что повышение уровня моря может затронуть восточную часть Финского залива где расположен один из красивейших городов России Санкт-Петербург. Разница по высоте между районами города велика. Сегодняшний Санкт-Петербург имеет площадь более 1440 кв. километров, расположен на 42 островах и имеет множество водотоков и водоемов.

Однако весь исторический центр города лежит на высотах не более 3 метров и может пострадать.

Повышение уровня моря делает прибрежные районы еще более уязвимыми к таким опасностям, как наводнения, волны или эрозии от штормов, ураганов и цунами. Эта тенденция на национальном и государственном уровне должна быть учтена. Необходимо рассматривать все опасности одновременно с разработкой мер по смягчению.

Береговая структура должна учитывать затопление для любой опасности, будь то цунами, ураганный штормовой всплеск, энергию приливов или зимнее событие с высоким прибоем.

Уровень воды в Мировом океане поднимается быстрее расчетного показателя

Похоже на то, что быстро тающие льды Гренландии и Антарктики ускоряют общий процесс поднятия уровня вод Мирового океана. Об этом свидетельствуют данные, передаваемые искусственными спутниками с орбиты. Если текущая скорость роста уровня воды сохранится, то уже к концу столетия этот показатель будет больше текущего на 61 сантиметр.

Исследование, которое позволило выяснить скорость поднятия уровня воды, базируется на достаточно крупной выборке данных. Ученые взяли информацию, переданную спутниками за 25 лет и подвергли ее детальному анализу при помощи компьютерных систем. Как оказалось, именно потепление и тающие льды играют основную роль в ускорении процесса «затопления».

Вся проблема в том, что предыдущие оценки показателя уровня воды базировались на старых результатах. А они оказались не слишком надежными, поскольку не учитывали ряд факторов, включая ускорение таяния вечных льдов. По мнению специалистов, даже небольшие изменения в текущем уровне воды в морях и океанах сильно повлияет на состояние окружающей среды и прибрежных городов. Так, потопы и эрозия почвы могут стать постоянными спутниками таких населенных пунктов.

«Опасения жителей таких регионов могут стать реальностью к 2100 году — всего за несколько десятилетий», — говорит Кэти Серафин из Орегонского университета. За прошедшие 25 лет уровень воды в Мировом океане поднялся на 7,5 сантиметра. Примерно половина этого показателя обусловлена таянием льдов. Сейчас процесс таяния ускоряется, и все больше льда начинает превращаться в жидкую воду в Гренландии и Антарктике.

Поднимающаяся вода, в свою очередь, оказывает сильнейшее влияние на климат, который изменяется еще быстрее. В природе огромное количество факторов взаимозависимы, и это можно отследить на примере потепления и таяния льдов. Стоит отметить, что уровень воды в Мировом океане оставался примерно на одном и том же уровне в течение примерно 3000 лет. В 20 веке начались изменения, вызванные промышленной революцией, увеличением объемов сжигаемых горючих полезных ископаемых и другими факторами.

Известно, что повышение уровня воды оказывает сильное влияние на регионы вроде Майами и Нового Орлеана в США. Этим районам затопление угрожает в первую очередь. И если в обычное время они могут справиться с поднимающейся водой, то ураганы и тайфуны все ставят на свои места, провоцируя затопление огромных площадей земли.

На данный момент Гренландия оказывает на поднятие уровня воды в три раза более сильное влияние, чем Антарктика. Но льды последней могут таять быстрее, чем предсказано текущими моделями климатических изменений, которыми пользуются ученые. «Антарктика выглядит менее стабильной, чем всего несколько лет назад», — говорит климатолог Роберт Копп.

Для того, чтобы затормозить скорость, с которой поднимается температура Земли, в Париже в 2016 году было подписано специальное соглашение между странами, которое получило название «Парижское». Оно регулирует меры по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 года. На данный момент именно эта договоренность — главная надежда человечества на остановку потепления до того момента, пока будет достигнута точка невозврата. А именно — потепление вызывает таяние ледников и вечной мерзлоты. В результате увеличивается объем выброса углекислого газа в атмосферу, усиливается парниковый эффект, ускоряется потепление.

Цель этого соглашения — удержание роста средней температуры ниже 2 градусов Цельсия. Для того, чтобы это сделать, необходимо быстро снизить объем выбросов углекислого газа в атмосферу. Правда, и этого может быть недостаточно для того, чтобы остановить разогрев Земли. Некоторые климатологи считают, что уже сейчас человечество находится у точки невозврата, когда нужно уже не только сокращать выбросы, но и удалять парниковые газы из атмосферы. В противном случае точка невозврата будет действительно пройдена и делать что-то либо будет невозможно.

Для того, чтобы это сделать, нужно предпринимать следующие действия: восстанавливать лесные массивы, обрабатывать почву специальными методами, изымать углекислый газ из атмосферного воздуха и прочее. Но для того, чтобы снизить ограничение в пределах примерно 2 градусов, необходимо научиться уже к 2050 году каждый год удалять из атмосферы около 11 млрд тонн углекислого газа для компенсации эмиссии. А это сделать либо трудно, либо вообще нельзя. Чтобы добиться серьезных результатов, ученые предлагают использовать весь арсенал технологий, которые есть у человечества. В противном случае может быть поздно.

Нью-Йорк и Санкт-Петербург полностью уйдут под воду: как сильно может подняться уровень Мирового океана?

Темпы таяния полярных ледников оказались гораздо выше, чем ранее считали ученые, сообщают климатологи, океанологи и другие исследователи из разных университетов мира. Это явление связано с постепенным увеличением температуры Земли. О том, как сильно может подняться уровень Мирового океана еще при жизни двух следующих поколений и от чего это зависит на самом деле – читайте в материале «МИР 24».

Насколько быстро происходит разогрев планеты и что это означает для нее?

«За последние сто лет температура планеты действительно повысилась, по разным подсчетам, примерно на 1-1,3 градуса, – говорит старший научный сотрудник Геологического факультета МГУ Александр Спиридонов. – Сто лет – это тот период, в течение которого производились системные наблюдения за климатом».

«Согласно прогнозам, если за следующие сто лет температура планеты повысится еще на 1.4-1,5 градуса, то это приведет к глобальной катастрофе, поскольку произойдет полное таяние ледников на обоих полюсах Земли и затопление больших густонаселенных территорий суши», – говорит Александр Спиридонов.

По оценкам ученых, если на планете растают все ледники, то уровень Мирового океана повысится, по разным подсчетам, на 50-70 м.

«Это грозит затоплением как минимум всех портовых городов мира, – говорит эксперт. – Возвышенности это не затронет, но по Нью-Йорку и Санкт-Петербургу можно будет совершать дайвинговые экскурсии».

По словам специалиста, Московская область будет заболочена, но выжить в ней будет можно: бросать дом и срочно переселяться на Кавказ или на Урал не придется. Но все портовые и вообще приморские города мира уйдут под воду. Многомиллионному населению этих городов придется переселиться в другие, более возвышенные области. Причем таяние ледяных щитов происходит быстрее, чем предполагалось ранее, поэтому есть опасность, что люди встретятся с проблемой подтопления городов совершенно неподготовленными.

«При самом неблагоприятном развитии событий к концу столетия под водой окажутся многие прибрежные населенные пункты, Дальний Восток, Ленинградская область и, как ни странно, Московская область, которая уже не первый год весной сильно затапливается паводками, – сказал в интервью корреспонденту «МИР 24» член Экспертного совета при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Маликов. – Еще одна важная проблема – загрязнение пресной воды соленой. При повышении уровня Мирового океана соленая вода начнет смешиваться с пресной, пострадают люди и сельское хозяйство. Конечно, можно очистить воду от солей, но этот процесс очень дорогостоящий. У многих бедных стран, которые находятся в «группе риска», не хватит денег, чтобы использовать эти технологии».

Фото: ТАСС

Экономическая выгода от глобального потепления

Это может показаться абсурдным, но умеренное потепление планеты имеет и свои плюсы, об этом рассказала в интервью корреспонденту «МИР 24» руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова.

«Прогрев Мирового океана может иметь и положительные стороны. Например, для российской экономики появился шанс освоить в полной мере возможности «Северного морского пути», главным образом для транспортировки сырья в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, – говорит эксперт. – Это более дешевый и быстрый маршрут по сравнению с Суэцким каналом».

По словам Ольги Орловой, навигация по «Северному морскому пути» раньше была возможна только 3-4 месяца в году, сейчас же – более, чем полгода, с мая по октябрь и даже ноябрь. В ближайшие годы в эксплуатацию введут атомные ледоколы, которые позволят сделать навигацию круглогодичной без ущерба для объема поставок. Кроме того, Россия сможет предоставить «Северный морской путь» другим странам за транзитный сбор. В этом заинтересован прежде всего Китай, который сможет отправлять товары в Европу дешевле и без риска, что груз захватят сомалийские пираты.

Использование «Северного морского пути» подстегнет власти обратить внимание на проблемы Крайнего Севера и начать развивать инфраструктуру: строить вместительные порты и терминалы для различных нужд. При имеющихся темпах освоения уже через три года Россия выйдет на уровень перевозок в 70 млн тонн груза, что в 10 раз превосходит рекорды советского периода.

Так что все дело в степени и скорости прогрева планеты: умеренное потепление может быть даже полезно для экономики нашей страны, но только если его удастся удержать в пределах 0, 5 – 1 градуса за 100 лет. А вот если планета разогреется больше, то может произойти мировая катастрофа.

Фото: ТАСС

Только ли человек виноват в потеплении

По словам Сергея Маликова, главная причина повышения уровня мирового океана – человек. «Именно наша деятельность растапливает ледники и повышает температуру воды. Если человечество попытается сократить выбросы парниковых газов, то к 2100 году уровень Мирового океана в лучшем случае поднимется на 30-60 см, но если мы продолжим и дальше закрывать глаза на проблему, то произойдет катастрофа», – говорит эксперт.

Однако дело не только в человеческой деятельности. Для глобального потепления существуют объективные причины, не связанные с деятельностью человека.

«Виновата» в этом солнечная активность, – говорит Александр Спиридонов. – Всем известно, что существуют 11-летние циклы солнечной активности: 6 лет солнце греет чуть интенсивнее, а следующие 5 лет оно чуть менее активно, и на это мы никак повлиять не можем. Именно такого рода космические причины и вызывают глобальное изменение климата планеты. Наконец, с точки зрения геологии, мы сейчас живем еще в конце последнего ледникового периода: он еще не закончился и мы не можем с точностью сказать, сколько времени продлится потепление и когда начнется обратный процесс. Так что потепление – это закономерный процесс развития нашей планеты».

Несмотря на то, что температура Земли может повышаться сама по себе, без участия человека, пренебрегать факторами, о которых говорят экологи, тоже нельзя. «Я считаю, что если мы можем как-то помочь природе, то мы должны это сделать, – говорит Александр Спиридонов. – Даже несмотря на то, что загрязнение окружающей среды, по сравнению с космическими причинами потепления – это относительно мелкий фактор.

Можно бороться с выбросами CO2, но переход с углеводородного топлива на что угодно другое не выдаст значительного снижения CO2 в масштабах планеты, поскольку основную массу CO2 производят живые организмы, в первую очередь домашние животные и неэкологичное сельское хозяйство в целом».

По словам эксперта, разговоры «зеленых» во многом спекулятивны, но принципиально они, в общем-то, правы. Просто влияние человеческого фактора не настолько глобально, как они пытаются нам это преподнести. Тем не менее именно те несколько долей градуса, в которых окажется виноват человек, могут оказаться последней каплей, которая приведет к необратимым последствиям.

Республика Саха (Якутия). Якутск. Вид на ледоход на реке Лене. Протяженность ледохода составляет около 230 км. Гаврил Старостин/ТАСС

Льды не перестанут таять: разные варианты развития событий

«Наихудший сценарий выглядит так. Человечество вопреки призывам экологов наращивает потребление, в том числе потребление углеводородных ресурсов, а также использует неэкологичное сельское хозяйство. Это в свою очередь приводит к накоплению парниковых газов, они способствуют повышению температуры планеты, и за 100 лет мы достигаем тех самых критических полутора градусов потепления планеты», – говорит Александр Спиридонов.

По его словам, в результате через 100 лет все ледники растают и Мировой океан поднимется на 50 м относительно своего нынешнего уровня. «Огромное количество портовых городов уйдут под воду. России это коснется не очень сильно. А вот Китай и Индию будет очень жалко, так как наиболее населенные области там – это приморские равнины. В Соединенных Штатах уйдет под воду вся Примексиканская низменность, а также области, прилегающие к Миссисипи. Они станут большим заливом. Начнется глобальная миграция населения Земли и, возможно, войны за все ресурсы», – объясняет эксперт.

Кроме того, растает вечная мерзлота, и все, что построено на ней, поплывет и начнет рушиться. России это коснется в полной мере: у нас очень большое количество городов построено на вечной мерзлоте.

«Хорошо, что подобный вариант развития событий все-таки маловероятен, – говорит эксперт. – Это, скорее, научная модель, для реализации которой должно совпасть очень много неблагоприятных факторов. Но для того, чтобы реализовался наиболее оптимистичный сценарий, тоже потребуется довольно многое. Прежде всего, нужна массовая перестройка сознания людей во всем мире, во что я не очень верю. Нужен возврат к осознанному потреблению, который был лет 150 назад, когда одни сапоги шились на 10 лет, а одна телега служила нескольким поколениям. Осознанное потребление снижает экологическую нагрузку и уменьшает потребление ресурсов не только на эксплуатацию, но и на производство, а также минимизирует всяческие выбросы, то есть получается целая цепочка экономии. Потребуется также переход на энергосберегающие технологии. Тем самым человечество хотя бы отчасти минимизирует согревание планеты».

А вот дальше, по словам ученого, многое зависит от Солнца. Земля все равно будет постепенно нагреваться, но, возможно, нам удастся дотянуть до начала периода, когда планета перейдет в следующую фазу – постепенного охлаждения и тогда, возможно, начнется новый Ледниковый период.

«Дело в том, что климат меняется довольно активно. И даже за последние 25-30 лет изменения настолько заметны, что появляются новые прогнозы, ученые строят разные гипотезы, и при этом они заметно противоречат друг другу», – говорит эксперт.

Почему океаны имеют разный уровень?

Планета Земля лишь условно считается круглой. На самом деле ее поверхность представлена чередующимися впадинами и возвышенностями. Это касается не только участков суши, но и водоемов, которые образуют Мировой океан. У каждого из океанов имеется свой уровень вод, который обусловлен определенными факторами.

Изменение уровня Мирового океана

Уровень Мирового океана – то же, что и уровень моря. Это положение водной поверхности относительно определенной точки, начала отсчета. Наиболее точным принято считать среднемноголетний уровень моря, поскольку он зависит только от гравитации и гидрологического режима.

Изменение уровня Мирового океана

Также уровень Мирового океана измеряется ежегодно и ежемесячно. Но при этом на полученные данные влияют разные факторы вроде ветра, приливов и отливов, речного стока, осадков и др.

Уровень моря используется для отсчета высот на суше и подводных глубин. Поскольку территория планеты огромная и поверхность ее всюду разная, в качестве точки отсчета используется несколько уровней морей. Например, в России и странах, ранее состоящих в СССР, это Балтийское море.

Также существует понятие высоты морской поверхности или рельефа поверхности океанических вод. На протяжении суток этот показатель меняется интенсивно из-за приливов и отливов. Если брать длительные промежутки времени, то высота морской поверхности будет меняться под действием гравитации, циркуляции океана.

Высота морской поверхности в районе течения Гольфстрим (в см)

Сравнивая результаты текущих измерений с исходным уровнем океана, специалисты регистрируют все изменения. На основании полученных данных строятся специальные графики, которые отображают изменение уровня Мирового океана за долгие годы.

От чего зависит уровень океана?

Мировой океан разделен большими участками суши на 4 океана (по порядку уменьшения объема): Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Для каждого из них определены соответствующие физико-географические сведения, например, температура, плотность, масса и др.

Уровень океана зависит от цепочки тесно связанных между собой факторов. Для его определения первым делом сводятся к средним значениям местные колебания, связанные с волнением вод (приливным и ветровым).

Сравнительная схема форм

Затем учитывается форма Земли – сплюснутый эллипсоид вращения. Земная кора делится на 2 типа: континентальную и океаническую. Ее неоднородность вызывает аномалии гравитационной силы, из-за которых водная поверхность океана может отклоняться от формы планеты. Уровень отклонения колеблется в пределах 100 метров.

Форма, которую приобретает поверхность вод под действием силы тяжести и вращения Земли, называется геоидом. Но есть еще ряд факторов, из-за которых уровень океана отклоняется от геоида.

К ним относятся:

  • температура;
  • соленость вод;
  • широтные различия атмосферных давлений;
  • морские течения.

Температура и соленость главным образом влияют на плотность воды. Чем выше температура и ниже уровень соли, тем меньше плотность. Когда снижается плотность воды, увеличивается ее объем, что и провоцирует повышение уровня океана.

Согласно средним значениям, на первом месте по высоте находится Тихий океан. Большую часть времени в году он возвышается над Атлантическим примерно на 40 см. Северный Ледовитый и Южный океаны отстают на 1-1,5 м.

Ниже остальных располагается Индийский океан, особенно в районе экватора. Наиболее высоко воды расположены в северной части Атлантического океана и в экваториальной части Тихого океана вблизи Австралии.

Общая тенденция – снижение уровня вод от северного до южного полюса. Отмечаются различия и в пределах одного океана. Например, возле берега уровень вод выше, чем в центральной части.

Океаны имеют разный уровень вод из-за неодинакового воздействия силы притяжения, изменения вращения Земли, а также по причине различных свойств воды. К ним относятся температура и соленость, которые определяют плотность воды. При понижении плотности повышается водный объем и наоборот. Самый высокий уровень воды в Тихом океане, самый низкий – в Индийском.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Приложение. Порядок осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения

Приложение
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 26 декабря 2014 г. N 852

Порядок
осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения

ГАРАНТ:

См. Порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, утвержденный приказом Минсельхоза России от 24 декабря 2015 г. N 664

1. Настоящий Порядок определяет механизм осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения (далее – государственный мониторинг земель).

2. Государственный мониторинг земель в Российской Федерации осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Порядок организации деятельности и взаимодействия территориальных органов и структурных подразделений Росреестра при осуществлении государственного мониторинга земель устанавливается Росреестром.

3. В рамках государственного мониторинга земель осуществляются систематические наблюдения за фактическим состоянием и использованием земель, выявление изменений состояния земель, оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, оценка и прогнозирование развития негативных процессов, обусловленных природными и антропогенными воздействиями, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

4. Государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

5. В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

Полученные по итогам мониторинга использования земель сведения используются при осуществлении государственного земельного надзора для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацией об использовании земель.

6. В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

7. При проведении мониторинга состояния земель выявляются количественные характеристики изменения площадей земель и земельных участков различных категорий, видов разрешенного использования и видов земельный угодий.

При проведении мониторинга состояния земель выявляются изменения качественных характеристик состояния земель под воздействием следующих негативных процессов: подтопления и затопления, переувлажнения, заболачивания, эрозии, опустынивания земель, загрязнения земель тяжелыми металлами, радионуклидами, нефтью и нефтепродуктами, другими токсичными веществами, захламления отходами производства и потребления, вырубок и гарей на землях лесного фонда, образования оврагов, оползней, селевых потоков, карстовых и других процессов и явлений, влияющих на состояние земель.

8. При осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения получаются с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;

д) землеустроительной документации;

е) материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;

ж) сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;

з) данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;

и) результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов);

к) данных государственного лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).

9. Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения государственного мониторинга земель, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

а) базовые (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель на момент начала осуществления государственного мониторинга земель);

б) периодические (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель за период 3-х лет);

в) оперативные (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель на текущий момент).

При подготовке итоговых материалов государственного мониторинга земель указывается, какие виды съемки, наблюдения и обследования использовались.

10. В ходе осуществления государственного мониторинга земель Росреестр запрашивает сведения об использовании и состоянии земельных участков у федеральных органов исполнительной власти, к компетенции которых относится регулирование деятельности в отношении той или иной категории земель или вида разрешенного использования земельных участков, а также у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся соответственно в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, или земель, государственная собственность на которые не разграничена.

11. Предоставление сведений, указанных в пунктах 15 и 16 настоящего Порядка, осуществляется на основании запросов Росреестра, направляемых в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Росреестра, либо в форме документа на бумажном носителе (в случае невозможности направления в форме электронного документа).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют указанные в пунктах 15 и 16 настоящего Порядка сведения в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица соответствующего органа власти, либо в форме документа на бумажном носителе (в случае невозможности направления в форме электронного документа).

12. В качестве объектов государственного мониторинга земель определяются земли (независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования) субъекта Российской Федерации в целом, административного муниципального образования (муниципальный район, городское поселение, городской округ, иные муниципальные образования), постоянно действующего полигона, эталонного стационарного участка, а также земельный участок или группа земельных участков.

13. При проведении мониторинга использования земель земельные участки изучаются в соответствии с установленными для них категориями и видами разрешенного использования.

14. Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

15. Показателями мониторинга использования земель являются:

– общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории (для объекта государственного мониторинга земель – земли определенной категории, установленной статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации*);

– общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

– площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

– площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено неиспользование земель и земельных участков;

– площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства, за исключением порчи земель;

– площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий и видов разрешенного использования), исходя из данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– площадь застроенных земель в разрезе категорий;

– общая площадь внесенных в государственный кадастр недвижимости земель лесного фонда по видам использования лесов;

– иные показатели, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Показателями мониторинга состояния земель являются:

а) количественные показатели состояния земель:

– общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории (в разрезе категорий земель, установленных статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации);

– общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

– общая площадь земельных участков общего пользования, внесенных в государственный кадастр недвижимости, занятых улично-дорожной сетью, коммуникациями, скверами, парками, городскими лесами (для земель населенных пунктов);

– общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, внесенных в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения;

– количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения, в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством);

– общая площадь учтенных в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов;

– количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов, в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости о санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством Российской Федерации);

б) качественные показатели состояния земель (с указанием степени развития негативного процесса):

– площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);

– площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);

– площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

– площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

– площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

– площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

– площадь захламленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

– площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная степень развития);

– площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);

– площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);

– площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса).

17. Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.

Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.

По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

18. Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

19. Государственный мониторинг земель осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель, являющейся информационной подсистемой единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Оператором автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель является Росреестр.

20. Полученные материалы и данные государственного мониторинга земель накапливаются и хранятся в архивах (фондах) и базах данных автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель.

Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) предоставляется оператору государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 г. N 681 “О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)”**.

21. Информация о результатах государственного мониторинга земель (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) является общедоступной.

22. Доступ федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к информации о результатах государственного мониторинга земель (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) осуществляется на безвозмездной основе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Доступ физических и юридических лиц к информации о результатах государственного мониторинга земель (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) обеспечивается путем ее размещения на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)”.

Предоставление информации о результатах государственного мониторинга земель, доступ к которой ограничен федеральными законами, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной тайне, о коммерческой тайне или иной охраняемой законом тайне.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 1, ст. 15, 17; N 10, ст. 763; N 30, ст. 3122, 3128; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2880,2881; N 31, ст. 3453; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279, 5282; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 23, 24; N 10, ст. 1148; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3075; N 31, ст. 4009; N 45, ст. 5417; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251, 2253; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 19; N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3582, 3601; N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6416, 6419, 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 47, 54; N 13, ст. 1688; N 15, ст. 2029; N 25, ст. 3531; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4284; N 30, ст. 4562, 4563, 4567, 4590, 4594, 4605; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7027, 7043; N 50, ст. 7343, 7359, 7365, 7366; N 51, ст. 7446, 7448; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 14, ст. 1663; N 23, ст. 2881; N 27, ст. 3440, 3447; N 30, ст. 4080; N 52, ст. 6961, 6971,6976, 7011; 2014, N 30, ст. 4218, 4225, 4235; N 43, ст. 5799.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4383

Государственный мониторинг земель

Под мониторингом подразумевается определенная часть государственного экологического мониторинга, направленного на проведение работ по мониторингу окружающей среды.

Понятие, объекты и результаты государственного мониторинга земель

Под мониторингом подразумевается определенная часть государственного экологического мониторинга, направленного на проведение работ по мониторингу окружающей среды. Понятие мониторинга подразумевает под собой определенную систему проведения наблюдений за общим состоянием земель. Отличительная черта мониторинга – необходимость непрерывного наблюдения.

Общая информация, которая содержится в базах данных различных подсистем государственного мониторинга, должна включать в себя исчерпывающую информацию, среди которой:

  • результаты, полученные после сбора всей требуемой информации о текущем состоянии всех земель в комплексе и отдельных участков, наблюдениями за правильностью их использования, рассматривая данные действия, исходя из установленного целевого назначения земель допустимого вида использования.
  • результаты, полученные после проведения анализов и последующей оценки качественного состояния всех земель, принимая во внимание воздействие природных, антропогенных факторов. Мониторинг позволяет оценить изменения состояния земель по результатам постоянных наблюдений.
  • прогноз, который заключает в себе сведения о том, как изменится земля при воздействии на нее разнообразных негативных последствий.

В качестве объектов проведения такого мониторинга выступают все земли, располагающиеся на территории России, без установления каких-либо ограничений.

Задачи, которые выполняются в ходе проведения государственного мониторинга земель. Виды мониторинга земель

Законодатель выделяет целый спектр задач, которые должны выполнять в ходе проведения урегулированного земельным законодательством мониторинга. Среди таких задач выделяют:

  • необходимость своевременного выявления различных изменений в состоянии земель, проведение оценки выявленных изменений, разработка прогноза и рекомендаций, направленных на предупреждение и устранение всех негативных процессов;
  • необходимость регулярно обеспечивать органы, осуществляющие государственный земельный надзор обо всех выявленных изменениях и об общей состоянии земли. Помимо этого, в ходе проведения государственного мониторинга, необходимо проведение информирования федерального и регионального управления по ресурсам, по проведению землеустройства;
  • необходимость в обеспечении граждан исчерпывающей информацией о текущем состоянии окружающей среды, в особенности, о состоянии земель на каждой конкретной территории.

На законодательном уровне выделяется несколько видов государственного мониторинга земель различного назначения. В зависимости от целей проводимых наблюдений выделяют:

  • федеральный.
  • региональный.
  • локальный.

Проведение государственного мониторинга должно осуществляться на основании государственной программы, программы субъектов, программы отдельных муниципалитетов.

Причем данные программы могут приниматься отдельно к конкретному виду земель. Так, в частности, федеральным законодательством установлен отдельный вид мониторинга – государственный мониторинг сельскохозяйственных земель.

Цели, для удовлетворения которых требуется проводить отдельный государственный мониторинг земель, имеющих сельскохозяйственное назначение, могут быть следующими:

  • снижение уровня плодородности земель;
  • ухудшение общего состояния земель, которые используются для ведения сельскохозяйственных работ;
  • деградация почвенного покрова.

Мониторинг показателей также необходим из-за проведения приватизации, так как большое количество новых собственников существенно отражается на состоянии земель, которые имеют сельскохозяйственное назначение. В нормативно-правовых актах федерального уровня выделено, что выполнение задач управления в области сельского хозяйства невозможно, если на данных территориях не проводится мониторинг показателей земель, имеющих сельскохозяйственное назначение.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель

Порядок, по которому осуществляется проведение государственного мониторинга земель, установлен соответствующим постановлением Правительства РФ. В частности, существует специальное Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, которое определяет процедуру данного мероприятия.

Уполномоченным проводить государственный мониторинг земель является Федеральная служба земельного кадастра, которая в ходе ведения данной деятельности регулярно взаимодействует с прочими органами власти федерального или регионального уровня.

Осуществление мониторинга земель осуществляется на основе единой системы показателей, предусмотренных методическими и нормативно-техническими документами, которые утверждены Федеральной службой земельного кадастра.

Государственный мониторинг земель, в частности, получение всей необходимой информации, может осуществляться при помощи:

  • проведения дистанционного зондирования, то есть съемки с разнообразных космических аппаратов, самолетов;
  • использования сетей действующих полигонов;
  • проведения наземных съемок, обследований и самостоятельных наблюдений;
  • используя соответствующие фонды, содержащие необходимую информацию о землях.

Порядок, по которому осуществляется организация государственного экологического мониторинга

В ходе проведения государственного экологического мониторинга, уполномоченный федеральный или региональный орган должен осуществить следующие действия:

  • выполнить поиск, получение, а также последующее хранение, обработку и анализ сведений о процессах, происходящих в окружающей среде;
  • осуществить поиск, получение, хранение и анализ данных о негативных воздействиях на среду, в частности, требуется выявить характер подобных воздействий и степень их опасности;
  • составить прогноз изменений окружающей среды;
  • определить связь между воздействием человека на природу и состоянием окружающей среды;
  • выработать определенный порядок действий, направленных на сокращение негативного воздействия на окружающую среду;
  • своевременно направить в уполномоченные государством органы информацию о текущем состоянии окружающей среды и свои предложения по их устранению;
  • вовремя проводить оценку всех мероприятий, направленных на охрану природы, давать оценку их эффективности;
  • создавать базы данных, содержащие в себе всю исчерпывающую информацию о текущем состоянии окружающей среды, а также обо всех процессах, которые в ней происходят.

Вся полученная в ходе проведения государственного экологического мониторинга информация должна быть представлена органам власти, доступна юридическим лицам и гражданам.

Ссылка на основную публикацию