Киотский протокол 1997 года – содержание, идея и суть

Киотский прокол: почему Запад не может решить проблему глобального потепления

По оценке Еврокомиссии (ЕК), с 1990 по 2016 год страны ЕС сократили выбросы углекислоты в атмосферу на 20,8%. Однако последние годы ситуация в этом направлении перестала улучшаться. Так, в отчёте ЕК по эмиссии углекислоты за 2017 год указано, что в 2016-м европейские страны увеличили выбросы на 0,2%.

США остаются второй после Китая державой по объёмам выбросов парниковых газов в атмосферу. Однако 1 июня 2017 года президент США Дональд Трамп заявил о выходе из Парижского соглашения по климату, которое предполагает борьбу с глобальным потеплением.

С такими результатами западные страны подошли к 20-летию со дня подписания Киотского протокола.

Киотский протокол

Напомним, 11 декабря 1997 года на конференции ООН по изменению климата, прошедшей в Киото, практически все страны — члены международной организации приняли документ, в котором были впервые прописаны квоты на выброс парниковых газов для каждого государства. Протокол был составлен на основе принципов, зафиксированных в Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992).

Авторы договора создали достаточно гибкий механизм соблюдения норм загрязнения атмосферы. Государство, которое не использует полностью лимит на выброс парниковых газов — «горячего воздуха», может продать его. Этот механизм был призван облегчить ситуацию прежде всего для развивающихся стран. Предполагалось, что возможность экспорта «горячего воздуха» в развитые государства будет стимулировать развивающиеся страны сокращать свои выбросы.

Киотский протокол был ратифицирован 191 государством, однако запланированного позитивного эффекта так и не достиг. Главные мировые «загрязнители» — Китай, США и Индия, на которые приходится более 50% общемировых выбросов углекислоты, — отказались выполнять условия документа.

В 2013 году было введено ограничение на продажу квот. Государство не имело права экспортировать более 2% «горячего воздуха» от общего объёма. В дополнение к этому Евросоюз и Австралия отказались покупать лимиты у развивающихся стран.

Вступлению Киотского протокола в силу предшествовал достаточно длительный период. Государства должны были ратифицировать соглашение, пересмотреть национальное законодательство и провести необходимые реформы в энергетическом секторе. Предусмотренные договором правила начали действовать только с 1 января 2008 года.

Неутешительные прогнозы

В феврале 2015 года ООН подвела предварительные итоги реализации Киотского протокола. Выяснилось, что участники соглашения уменьшили выбросы парниковых газов более чем на 20%. При этом всемирная организация воздержалась от положительной оценки эффекта для атмосферы.

13 декабря 2015 года на конференции по климату в Париже было подготовлено новое соглашение о сокращении выбросов в атмосферу. Ключевой целью было объявлено недопущение роста температуры поверхности Земли на 2 °C по сравнению с уровнем доиндустриальной эпохи.

Как полагают учёные, подобный скачок приведёт к необратимым климатическим изменениям. По данным NASA, средняя глобальная температура составляет +15 °C. Российские и зарубежные специалисты сходятся во мнении, что температура поверхности Земли по сравнению с уровнем доиндустриальной эпохи выросла менее чем на 1 °C.

Бурное развитие промышленности увеличило выброс углекислоты, метана, озона, фреонов и других газов, что усилило парниковый эффект. По экспертной оценке ООН за 2016 год, содержание углекислоты в атмосфере выросло более чем на 45% по сравнению с доиндустриальным периодом, а метана — примерно на 250%. Прослойка газов, которая задерживает солнечную энергию, стала плотнее и перестала пропускать прежний объём солнечных лучей.

По прогнозам ООН, в ближайшие 100 лет средняя глобальная температура может подскочить минимум на 6 °C. Учёные с тревогой фиксируют резкое потепление арктического климата, рост уровня Мирового океана и количества стихийных бедствий.

«Декларация о намерениях»

Международное сообщество учёных The Global Carbon Project полагает, что в период действия Киотского протокола выбросы увеличивались примерно на 3% в год, за исключением отрезка с 2014 по 2016 год. По данным на ноябрь, в 2017 году рост объёма эмиссии парниковых газов вырастет на 2%.

Старший научный сотрудник Главной геофизической обсерватории им. Воейкова Андрей Киселёв считает, что человечество не добилось радикальных перемен в борьбе с повышением средней глобальной температуры. По его мнению, Парижское соглашение в нынешнем виде — это скорее «декларация о намерениях».

Как сообщил эксперт, основными причинами неудачи в борьбе с глобальным потеплением являются неуступчивая политика отдельных государств и переоценка потенциала возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Выход США из Парижского соглашения также создал негативный эффект.

«Трамп продемонстрировал приоритетность национальных интересов над общим беспокойством об экологии. Выход из соглашения по климату был предсказуемым, так как Трамп обещал вернуть часть производства на территорию США. Тем не менее в Штатах на этот счёт нет единства. Некоторые губернаторы выступили резко против. Не поддерживают Трампа и экологические движения», — констатировал Киселёв.

Неоднозначная ситуация, по словам эксперта, сложилась вокруг Китая, на долю которого приходится около 27% выбросов углекислоты. С одной стороны, последние годы Поднебесная испытывает большие проблемы с экологией. На состоявшемся в октябре 2017 года съезде Коммунистической партии был объявлен курс на борьбу с загрязнением атмосферы.

С другой стороны, более половины экспорта китайских товаров направляется в западные государства. С 1970-х по 1990-е годы Европа и США активно переносили производство за рубеж. В качестве основной площадки для развёртывания промышленных мощностей была выбрана КНР.

Подобная экономическая политика позволила западным странам улучшить ситуацию с экологией на своей территории, при этом густонаселённый Китай оказался практически в безвыходной ситуации. Киселёв полагает, что для выполнения международных обязательств КНР и Индии пришлось бы пойти на серьёзную перестройку промышленности в ущерб собственному экономическому росту.

«При этом Россия, которая отмечает Год экологии, соблюдает взятые на себя обязательства по сокращению выбросов. Стоит отметить, что примерно половина выбросов парниковых газов в России приходится на торфяники и болота. С этим мы ничего поделать не можем. 30—40% выбросов даёт наш энергетический сектор», — пояснил эксперт.

Технологический климат

Флагманом борьбы с глобальным потеплением является ЕС. За минувшие 40 лет европейские государства приняли десятки программ по формированию зелёной экономики.

Однако в последние годы темпы уменьшения выбросов в Европе замедлились. The Global Carbon Project приводит информацию, что в 2017 году данный показатель для Евросоюза снизится всего на 0,2%. При этом в отчёте ЕК по эмиссии углекислоты за 2017 год указано, что в 2016 году европейские страны увеличили выбросы на 0,2%.

«Сложно делать однозначные выводы, но, скорее всего, Европа расплачивается за курс на отказ от ядерной энергетики после аварии на японской АЭС «Фукусима-1» в 2011 году. В европейском общественном мнении стала превалировать крайне негативная оценка мирного атома, и политики просто не смогли её игнорировать», — отметил Киселёв.

Главной альтернативой АЭС стали возобновляемые источники энергии — ветряные установки, солнечные батареи и гидроэлектростанции.

По мнению Киселёва, Брюссель достаточно успешно развивал ВИЭ, но сейчас вынужденно возвращается к газу и углю, которые как раз выделяют углекислоту.

Европа на государственном уровне поддерживает генерацию ВИЭ с 1980-х годов. В марте 2007 года Совет Европы утвердил план, согласно которому к 2020 году доля ВИЭ в общем энергопотреблении должна достигнуть 20%.

Планки в 20% Европа достигла уже в 2012 году. Небольшие западноевропейские государства (Дания, Исландия, Швеция, Португалия) добились впечатляющих результатов во внедрении ВИЭ. В частности, электроснабжение Рейкьявика полностью обеспечивается геотермальными ключами.

Однако бурный рост доли альтернативных источников в энергобалансе прекратился ещё в 2013—2014 годах. Запросы Брюсселя стали более скромными. К 2030 году ЕС рассчитывает увеличить долю ВИЭ лишь до 27%. Как сообщило в ноябре 2017 года агентство BNE IntelliNews, Европа, вероятнее всего, исчерпала потенциал развития альтернативной энергетики.

Одна из основных причин заключается в том, что страны Восточной Европы оказались неспособны соответствовать стандартам зелёной экономики из-за слабого уровня технологического развития. Кроме того, новые члены ЕС сохранили в эксплуатации мощности, работающие на традиционных источниках энергии, включая уголь.

«Далеко не все страны ЕС богаты возобновляемыми источниками. К тому же они не производят дешёвой энергии, а нерешённые проблемы с аккумуляторами не дают возможности получать стабильный объём электричества. При всех преимуществах ВИЭ просто не могут стать основным источником энергии. В этом контексте отказ от атома нельзя назвать разумным решением», — подытожил Киселёв.

Киотский протокол 1997 года – содержание, идея и суть

Стороны настоящего Протокола,

в целях достижения окончательной цели Конвенции, как она изложена в статье 2,

ссылаясь на положения Конвенции,

во исполнение Берлинского мандата, принятого в решении 1/CP.1 Конференции Сторон Конвенции на ее первой сессии,

договорились о следующем:

Статья 1

Для целей настоящего Протокола применяются определения, содержащиеся в статье 1 Конвенции. Кроме того:

1. “Конференция Сторон” означает Конференцию Сторон Конвенции.

3. “Межправительственная группа экспертов по изменению климата” означает Межправительственную группу экспертов по изменению климата, учрежденную совместно Всемирной метеорологической организацией и Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде в 1988 году.

4. “Монреальский протокол” означает Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, принятый в Монреале 16 сентября 1987 года, с внесенными в него впоследствии изменениями и поправками.

5. “Присутствующие и участвующие в голосовании Стороны” означают Стороны, присутствующие и голосующие за или против.

6. “Сторона” означает, если из контекста не следует иное, Сторону настоящего Протокола.

7. “Сторона, включенная в приложение I”, означает Сторону, включенную в приложение I к Конвенции с поправками, которые могут быть в него внесены, или Сторону, которая представила уведомление в соответствии с пунктом 2 g) статьи 4 Конвенции.

Статья 2

1. Каждая Сторона, включенная в приложение I, при выполнении своих определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов в соответствии со статьей 3, в целях поощрения устойчивого развития:

a) осуществляет и/или далее разрабатывает в соответствии со своими национальными условиями такие политику и меры, как:

i) повышение эффективности использования энергии в соответствующих секторах национальной экономики;

ii) охрана и повышение качества поглотителей и накопителей парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, с учетом своих обязательств по соответствующим международным природоохранным соглашениям; содействие рациональным методам ведения лесного хозяйства, облесению и лесовозобновлению на устойчивой основе;

iii) поощрение устойчивых форм сельского хозяйства в свете соображений, связанных с изменением климата;

iv) проведение исследовательских работ, содействие внедрению, разработка и более широкое использование новых и возобновляемых видов энергии, технологий поглощения диоксида углерода и инновационных экологически безопасных технологий;

v) постепенное сокращение или устранение рыночных диспропорций, фискальных стимулов, освобождений от налогов и пошлин, и субсидий, противоречащих цели Конвенции, во всех секторах – источниках выбросов парниковых газов, и применение рыночных инструментов;

vi) поощрение надлежащих реформ в соответствующих секторах в целях содействия осуществлению политики и мер, ограничивающих или сокращающих выбросы парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом;

vii) меры по ограничению и/или сокращению выбросов парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, на транспорте;

viii) ограничение и/или сокращение выбросов метана путем рекуперации и использования при удалении отходов, а также при производстве, транспортировке и распределении энергии;

b) сотрудничает с другими такими Сторонами в целях повышения индивидуальной и совокупной эффективности их политики и мер, принимаемых согласно настоящей статье, в соответствии с пунктом 2 e) i) статьи 4 Конвенции. С этой целью эти Стороны предпринимают шаги для распространения своего опыта и обмена информацией о таких политике и мерах, включая разработку способов повышения их сопоставимости, транспарентности и эффективности. Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, на своей первой сессии или впоследствии, как только это будет практически возможно, рассмотрит пути содействия такому сотрудничеству с учетом всей соответствующей информации.

2. Стороны, включенные в приложение I, стремятся к ограничению или сокращению выбросов парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, в результате использования бункерного топлива при воздушных и морских перевозках, действуя соответственно через Международную организацию гражданской авиации и Международную морскую организацию.

3. Стороны, включенные в приложение I, стремятся осуществлять политику и меры в соответствии с настоящей статьей таким образом, чтобы свести к минимуму неблагоприятные последствия, в том числе неблагоприятные последствия изменения климата, воздействие на международную торговлю и социальные, экологические и экономические последствия для других Сторон, в особенности для Сторон, являющихся развивающимися странами, и в частности для тех, которые перечислены в пунктах 8 и 9 статьи 4 Конвенции, с учетом статьи 3 Конвенции. Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, может, когда это необходимо, предпринимать дальнейшие действия в целях содействия осуществлению положений настоящего пункта.

4. Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, если она, с учетом различных национальных условий и потенциальных последствий, примет решение о полезности координации любых политики и мер, предусмотренных в пункте 1а) выше, рассматривает пути и средства налаживания координации таких политики и мер.

Статья 3

1. Стороны, включенные в приложение I, по отдельности или совместно обеспечивают, чтобы их совокупные антропогенные выбросы парниковых газов, перечисленных в приложении A, в эквиваленте диоксида углерода не превышали установленных для них количеств, рассчитанных во исполнение их определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов, зафиксированных в приложении В, и в соответствии с положениями настоящей статьи, в целях сокращения их общих выбросов таких газов по меньшей мере на пять процентов по сравнению с уровнями 1990 года в период действия обязательств с 2008 по 2012 год.

2. Каждая Сторона, включенная в приложение I, к 2005 году добивается очевидного прогресса в выполнении своих обязательств по настоящему Протоколу.

3. Для выполнения каждой Стороной, включенной в приложение I, обязательств по настоящей статье используются чистые изменения в величине выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, являющиеся прямым результатом деятельности человека в области изменений в землепользовании и в лесном хозяйстве, ограниченной, начиная с 1990 года, облесением, лесовозобновлением и обезлесиванием, измеряемые как поддающиеся проверке изменения в накоплениях углерода в каждый период действия обязательств. Доклады о связанных с этими видами деятельности выбросах из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов представляются в транспарентном и поддающемся проверке виде и рассматриваются в соответствии со статьями 7 и 8.

4. До первой сессии Конференции Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, каждая Сторона, включенная в приложение I, представляет на рассмотрение Вспомогательного органа для консультирования по научным и техническим аспектам данные для установления ее уровня накоплений углерода в 1990 году и для проведения оценки изменений в ее накоплениях углерода в последующие годы. Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, на своей первой сессии или впоследствии, как только это будет практически возможно, примет решение в отношении условий, правил и руководящих принципов, касающихся того, как и какие дополнительные виды деятельности человека, связанные с изменениями в выбросах из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов в категориях изменений в использовании сельскохозяйственных земель и землепользовании и лесного хозяйства, прибавляются к количествам, установленным для Сторон, включенных в приложение I, или вычитаются из них, с учетом факторов неопределенности, транспарентности при представлении докладов, возможности проверки, методологической работы Межправительственной группы экспертов по изменению климата, консультаций, представляемых Вспомогательным органом для консультирования по научным и техническим аспектам в соответствии со статьей 5, и решений Конференции Сторон. Такое решение применяется во второй и в последующие периоды действия обязательств. Сторона может решить применять такое решение об этих дополнительных видах деятельности человека в свой первый период действия обязательств при условии, что эти виды деятельности имеют место с 1990 года.

5. Стороны, включенные в приложение I, осуществляющие процесс перехода к рыночной экономике, базовый год или период для которых был установлен во исполнение решения 9/CP.2 второй сессии Конференции Сторон Конвенции, используют этот базовый год или период для осуществления своих обязательств по настоящей статье. Любая другая Сторона, включенная в приложение I, осуществляющая процесс перехода к рыночной экономике, которая еще не представила свое первое национальное сообщение согласно статье 12 Конвенции, может также уведомить Конференцию Сторон, действующую в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, о том, что она намерена использовать иной, чем 1990 год, базовый год или период для осуществления своих обязательств по настоящей статье. Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, решает вопрос о принятии такого уведомления.

6. С учетом пункта 6 статьи 4 Конвенции при выполнении ими своих обязательств, помимо обязательств, предусмотренных в настоящей статье, определенная степень гибкости предоставляется Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, тем Сторонам, включенным в приложение I, которые осуществляют процесс перехода к рыночной экономике.

7. В первый период действия определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов с 2008 до 2012 года установленное количество для каждой Стороны, включенной в приложение I, равно зафиксированной для нее в приложении В процентной доле ее чистых совокупных антропогенных выбросов парниковых газов, перечисленных в приложении А, в эквиваленте диоксида углерода за 1990 год или за базовый год или период, определенный в соответствии с пунктом 5 выше, умноженной на пять. Те Стороны, включенные в приложение I, для которых изменения в землепользовании и лесное хозяйство являлись в 1990 году чистыми источниками выбросов парниковых газов, для целей расчета своих установленных количеств включают в свои выбросы за базовый 1990 год или за базовый период совокупные антропогенные выбросы из источников в эквиваленте диоксида углерода за вычетом абсорбции поглотителями в 1990 году в результате изменений в землепользовании.

8. Каждая Сторона, включенная в приложение I, для целей расчета, упомянутого в пункте 7 выше, может использовать 1995 год как базовый год для гидрофторуглеродов, перфторуглеродов и гексафторида серы.

9. Обязательства для последующих периодов для Сторон, включенных в приложение I, устанавливаются в поправках к приложению В к настоящему Протоколу, которые принимаются в соответствии с положениями пункта 7 статьи 21. Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, начнет рассмотрение таких обязательств не менее чем за семь лет до конца первого периода действия обязательств, упомянутого в пункте 1 выше.

10. Любые единицы сокращения выбросов или любая часть установленного количества, которые какая-либо Сторона приобретает у другой Стороны в соответствии с положениями статьи 6 или статьи 17, прибавляются к установленному количеству приобретающей Стороны.

11. Любые единицы сокращения выбросов или любая часть установленного количества, которые какая-либо Сторона передает другой Стороне в соответствии с положениями статьи 6 и статьи 17, вычитаются из установленного количества передающей Стороны.

12. Любые сертифицированные единицы сокращения выбросов, которые какая-либо Сторона приобретает у другой Стороны в соответствии с положениями статьи 12, прибавляются к установленному количеству приобретающей Стороны.

13. Если выбросы Стороны, включенной в приложение I, в тот или иной период действия обязательств меньше количества, установленного для нее согласно настоящей статье, то эта разница, по просьбе этой Стороны, прибавляется к установленному количеству этой Стороны на последующие периоды действия обязательств.

14. Каждая Сторона, включенная в приложение I, стремится осуществлять обязательства, упомянутые в пункте 1 выше, таким образом, чтобы свести к минимуму неблагоприятные социальные, экологические и экономические последствия для Сторон, являющихся развивающимися странами, в особенности для тех Сторон, которые перечислены в пунктах 8 и 9 статьи 4 Конвенции. Согласно соответствующим решениям Конференции Сторон об осуществлении этих пунктов Конференция Сторон Конвенции, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, на своей первой сессии рассмотрит, какие действия необходимо предпринять для сведения к минимуму неблагоприятных последствий изменения климата и/или последствий мер реагирования для перечисленных в упомянутых выше пунктах Сторон. К числу вопросов, подлежащих рассмотрению, относятся обеспечение финансирования, страхование и передача технологий.

Статья 4

1. Любые Стороны, включенные в приложение I, которые достигли соглашения о совместном выполнении своих обязательств по статье 3, рассматриваются как выполнившие эти обязательства при условии, что их общие суммарные совокупные антропогенные выбросы парниковых газов, перечисленных в приложении А, в эквиваленте диоксида углерода не превышают их установленных количеств, рассчитанных во исполнение их определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов, зафиксированных в приложении В, и в соответствии с положениями статьи 3. Соответствующий уровень выбросов, устанавливаемый для каждой из Сторон такого соглашения, определяется в этом соглашении.

2. Стороны любого такого соглашения уведомляют секретариат об условиях соглашения в день сдачи на хранение своих документов о ратификации, принятии, одобрении настоящего Протокола или присоединении к нему. Секретариат в свою очередь информирует Стороны и сигнатариев Конвенции об условиях данного соглашения.

3. Любое такое соглашение остается в силе в течение периода действия обязательств, указанного в пункте 7 статьи 3.

4. Если Стороны, действующие совместно, делают это в рамках региональной организации экономической интеграции или совместно с ней, то никакое изменение в составе этой организации после принятия настоящего Протокола не влияет на существующие обязательства по настоящему Протоколу. Любое изменение состава организации применяется только для целей тех обязательств по статье 3, которые были приняты после этого изменения.

5. В случае, если Стороны такого соглашения не достигли своих общих суммарных сокращений уровня выбросов, каждая Сторона этого соглашения несет ответственность за свои собственные уровни выбросов, установленные в этом соглашении.

6. Если Стороны, действующие совместно, делают это в рамках региональной организации экономической интеграции, которая сама является Стороной настоящего Протокола, или совместно с ней, то каждое государство – член такой региональной организации экономической интеграции по отдельности и вместе с региональной организацией экономической интеграции, действующей в соответствии со статьей 24, в случае невыполнения общих суммарных сокращений уровня выбросов несет ответственность за свой уровень выбросов, уведомление о котором было представлено в соответствии с настоящей статьей.

Статья 5

1. Каждая Сторона, включенная в приложение I, создает не позднее чем за один год до начала первого периода действия обязательств национальную систему для оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом. Руководящие принципы для таких национальных систем, которые включают в себя методологии, указанные в пункте 2 ниже, принимаются Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, на ее первой сессии.

2. Методологиями для оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, являются методологии, принятые Межправительственной группой экспертов по изменению климата и одобренные Конференцией Сторон Конвенции на ее третьей сессии. Когда такие методологии не используются, вносятся надлежащие коррективы в соответствии с методологиями, одобренными Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, на ее первой сессии. На основе работы, в частности, Межправительственной группы экспертов по изменению климата и консультаций, предоставляемых Вспомогательным органом для консультирования по научным и техническим аспектам, Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, регулярно проводит обзор таких методологий и коррективов и, когда это необходимо, пересматривает их, в полной мере принимая во внимание любые соответствующие решения Конференции Сторон. Любой пересмотр методологий или коррективов применяется только для целей установления выполнения обязательств по статье 3 в отношении любого периода действия обязательств, следующего за упомянутым пересмотром.

3. Потенциалами глобального потепления, используемыми для пересчета в эквивалент диоксида углерода антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, перечисленных в приложении А, являются потенциалы, принятые Межправительственной группой экспертов по изменению климата и одобренные Конференцией Сторон Конвенции на ее третьей сессии. На основе работы, в частности, Межправительственной группы экспертов по изменению климата и консультаций, предоставляемых Вспомогательным органом для консультирования по научным и техническим аспектам, Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, регулярно рассматривает величины потенциала глобального потепления каждого такого парникового газа и, когда это необходимо, пересматривает их, в полной мере принимая во внимание любые соответствующие решения Конференции Сторон. Любой пересмотр величины того или иного потенциала глобального потепления применяется только к обязательствам по статье 3 в отношении любого периода действия обязательств, следующего за упомянутым пересмотром.

Статья 6

1. Для целей выполнения своих обязательств по статье 3 любая Сторона, включенная в приложение I, может передавать любой другой такой Стороне или приобретать у нее единицы сокращения выбросов, полученные в результате проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов из источников или на увеличение абсорбции поглотителями парниковых газов в любом секторе экономики, при условии, что:

Глава 2. Глобальные проблемы биосферы

О.А. Барабанова, И.Н. Безкоровайная, Е.Б. Бухарова [и др.]
Экология: курс лекций
Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. – 325 с.

Глава 2. Глобальные проблемы биосферы

Лекция 11. Климат, изменения климата в прошлом и настоящем

11.3. Последствия изменения климата. Киотский протокол

Мало кто станет сегодня спорить с тем, что на Земле становится теплее, что так будет продолжаться и дальше и что в значительной степени ответственность за эти изменения лежит на людях. То, что глобальное потепление оказалось столь спорным вопросом, объясняется не только политическими причинами, но и научными. Мы многого еще не знаем об устройстве нашей планеты. Однако вызывающий потепление парниковый эффект сам по себе довольно хорошо изучен: скопление газов в атмосфере удерживает солнечное тепло. Углекислый газ (диоксид углерода), образующийся при сжигании ископаемого топлива – угля, нефти или газа, – считается главным «виновником» антропогенного глобального до «приемлемого» уровня концентрации углекислого газа в атмосфере. До промышленной революции он составлял 290 миллионных долей (ppm), сейчас же он в среднем составляет 385 миллионных долей. Большинство специалистов согласны, что уровень в 350 миллионных долей является верхним пределом для сдерживания климатических изменений.

Благодаря деятельности микроорганизмов за счет восстановления СО2, СО, муравьиной кислоты, метанола водородом в анаэробных условиях наблюдается метановое брожение (в болотах, торфяниках, в иловых отложениях озер) и образуется метан. 1/3 природного метана образуется из СО2. Миллионы тонн метана каждый год выделяются при разработке газа и гниении органических остатков. Кроме того, в атмосфере увеличивается содержание водяного пара. Все вместе эти газы создают парниковый эффект. Поднимаясь в стратосферу, на высоте 25–30 км при низких температурах углекислый газ переходит в твердую фазу и формирует над поверхностью земли своеобразную скорлупу, которая препятствует теплообмену земной поверхности с космосом.

Парниковый эффект (greenhouse effect) – повышение температуры нижних слоев атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, т. е. температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса.

С парниковым эффектом связывают потепление климата, что в свою очередь может привести к таянию льдов на полюсах и поднятию уровня Мирового океана. Подсчитано, если содержание углекислого газа в атмосфере вдвое превысит доиндустриальный уровень и приблизится к 0,06 %, то следует ожидать потепления климата на 1,5–4,5°С. Наряду с подъемом уровня моря (в ХХ в. он уже поднялся примерно на 12 см) и перераспределением осадков эти изменения могут привести к затоплению прибрежных районов.

Результат глобального потепления виден уже сейчас. На наших глазах тают полярные ледяные шапки, и последствия этого таяния будут иметь не только локальный, а глобальный масштаб: так, повышение содержания пресной воды в Северном Ледовитом океане может сказаться на течении Гольфстрим, которое несет с собой тепло из тропиков в Западную Европу. Полярные шапки также играют важную роль в отражении солнечного тепла от Земли. Соответственно чем меньше будет льда, тем больше тепла будут впитывать мировые океаны. Уровень океанов, в свою очередь, медленно поднимается, отчасти из-за теплового расширения воды, отчасти из-за таяния континентальных ледниковых щитов. Это активизирует эрозию прибрежных почв, штормовые приливы и наводнения, угрожая островным государствам, а в долгосрочной перспективе – и миллионам людей, живущих в прибрежных городах по всему миру.

Затяжная засуха представляет собой еще одну все более серьезную проблему, особенно на востоке Африки, и ее, в свою очередь, усиливают вырубка лесов и перенаселение.

Наконец, рост температуры Земли означает, что горные цепи теряют все больше снега и льда, а это, в свою очередь, приводит к угрозе нехватки влаги летом в тех регионах, которые зависят от талых вод.

Человечество несет ответственность за глобальное потепление. Результаты последних исследований подкрепляют теорию о том, что в глобальном потеплении виновата человеческая деятельность. Около половины всех парниковых газов, выброшенных человечеством, остается в атмосфере. Около трёх четвертей всех антропогенных выбросов парниковых газов за последние 20 лет вызваны использованием нефти, природного газа и угля. Большая часть остальных выбросов вызвана изменениями ландшафта, в первую очередь вырубкой лесов. В пользу данной теории свидетельствуют и те факты, что наблюдаемое потепление более значимо: 1 – зимой, чем летом; 2 – ночью, чем днём; 3 – в высоких широтах, чем в средних и низких.

Есть данные, что с 1980 г. средняя температура воздуха на планете поднялась на 0,5 градуса по Цельсию, и Земля продолжает нагреваться примерно на 0,16 градуса за десятилетие. Потепление сопровождается ростом количества осадков, уменьшением размеров ледников, сокращением площади распространения снежного покрова. Участившиеся ураганы и засухи также являются следствием изменения климата. В конечном счете потепление может привести к изменению продуктивности растений и интенсификации процессов биотрансформации мертвого органического вещества как на поверхности почвы, так и в ее толще.

Глобальное потепление вовсе не означает потепления везде и в любое время. В частности, в какой-либо местности может увеличиться средняя температура лета и уменьшиться средняя температура зимы, т. е. климат станет более континентальным. Глобальное потепление можно выявить, только усреднив температуру по всем географическим локациям и всем сезонам. Согласно одной из гипотез глобальное потепление приведет к остановке или серьезному ослаблению течения Гольфстрим. Это вызовет существенное падение средней температуры в Европе (при этом температура в других регионах повысится, но не обязательно во всех), так как течение Гольфстрим прогревает континент за счёт переноса тёплой воды из тропиков.

Однако некоторые исследователи считают, что глобальное потепление – это миф, часть ученых отвергает возможность влияния человека на этот процесс. Так, исследования ученых из Шотландии, Канады и Австралии показали, что вероятность естественных, а не антропогенных причин изменения климата на планете составляет не более 5 %. В то же время есть мнение, не отрицающее факт потепления и допускающее его антропогенный характер, но отвергающее, что наиболее опасными из воздействий на климат являются промышленные выбросы парниковых газов.

Таким образом, на сегодняшний день три глобальные экологические проблемы привлекают внимание ученых: изменение климата, судьба озонового слоя и замкнутость глобальных биогеохимических круговоротов (концепция биотической регуляции окружающей среды). Для привлечения внимания правительств и общественности к проблемам глобальных изменений и устойчивого развития планеты в 1992 г. состоялась вторая конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) и через пять лет специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН «Рио-5». На первый план была выдвинута проблема глобального потепления, что, как считают многие ученые-экологи, несколько противоречит обоснованной в научной литературе последовательности проблем: социально-экономическое развитие – антропогенные воздействия на биосферу – последствие подобных воздействий на окружающую среду, в т. ч. на климат. В результате работы сессии была принята Рамочная конвенция ООН по проблеме изменения климата (РКИК), в которой основной акцент был сделан на антропогенное происхождение потепления климата и рекомендации (для промышленно развитых стран) по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов.

В декабре 1997 г. в Киото (Япония) прошла Третья конференция государств, участвовавших в подписании РКИК (более 160 стран) и был принят Киотский протокол, международный документ, обязывающий развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008–2012 гг. по сравнению с 1990 г. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 г. и завершился 15 марта 1999 г. Протокол был ратифицирован 181 страной мира (на эти страны совокупно приходится более чем 61 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США (рис. 22).

Рис. 22. Участие стран в Киотском протоколе:

Страны, подписавшие и ратифицировавшие протокол

Страны, подписавшие, но отказавшиеся ратифицировать Киотский протокол (США)

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования – механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Цель ограничений – снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (CO2, CH4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 г.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %;

Япония и Канада – на 6 %;

Страны Восточной Европы и Прибалтики – в среднем на 8 %;

Россия и Украина – сохранить среднегодовые выбросы в 2008–2012 гг. на уровне 1990 г.

На очередной конференции ООН по изменению климата (Копенгаген, 2009 г.) лидеры большинства индустриально развитых государств обсуждали обоснованность решений, принятых в Киото. Участники международной конференции подписали соглашение под названием Copenhagen Outcome, согласно которому все страны, в том числе и Китай, к январю 2010 г. должны письменно подтвердить планы по сокращению выбросов в атмосферу углекислого газа.

В тексте Copenhagen Accord странами-участницами оговаривается ограничение роста среднемировой температуры до 2 градусов Цельсия. В документе также указано, что для борьбы с климатическими изменениями развивающимся странам будет выделяться помощь в размере 30 млрд долларов в течение трех предстоящих лет и 100 млрд долларов ежегодно к 2020 г.

Дискуссия вокруг Киотского протокола основана на убеждении, согласно которому выбросы парниковых газов провоцируют повышение температуры атмосферного воздуха. Однако, по мнению Юрия Израэля, директора Института глобального климата и экологии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, одного из экспертов по реализации Киотского протокола в России, прямых доказательств этому до сих пор нет. Возможно, дело в изменении солнечной активности, а значит, и меры по снижению выбросов, принимаемые развитыми странами мира, могут оказаться бессмысленными. Ученые считают, что сокращение выбросов – далеко не панацея в целях спасения климата Земли. Необходимы и иные методы – развитие альтернативных источников энергии, а также развитие атомной энергетики, в отношении которой речь о парниковых газах вообще не идет, так что проблема снимается сама собой.

Киотский протокол –афера рубежа тысячелетий?

МГЭИК (IPCC) – это Межправительственная группа экспертов по изменению климата, которая занимается вопросами техногенного потепления. Она была создана Всемирной метеорологической организацией (ВМО) и Программой ООН по окружающей среде в 1988 году. Ученые и политики высшего ранга, работающие на Киотский протокол, доказывают правильность своих научных выводов согласием большинства участников процесса (консенсусом), то есть голосованием. Громадные деньги позволили им втянуть в свою аферу тысячи людей. Итоговые годовые конференции ООН по проблемам техногенного изменения климата (есть еще много внутригодовых) собирают по 15 тысяч участников почти из 200 стран. За последние 2 года они прошли в Копенгагене (2009г.) и в Канкуне (2010г.). Понятно, что две дивизии ученых не могут получить новые научные результаты, так как это удел одиночек и ограниченных колективов. Но в данном случае этого и не требуется: ведь конечный результат «постоянное потепление климата от работы печей» заранее определен.

Результаты частного расследования автора:

Следствие по делу о мошенничестве:
«Киотский протокол или индустриальное потепление климата»
Начато в 1992 г.;
Закончено в 2006 г.
Заказчик: Глобальные корпорации
Посредник: Организация Объединённых Наций (ООН)
Исполнители: Проплаченные политики и учёные
Пострадавшая: Цивилизация, которой надо готовиться к похолоданию.

Результаты последних конференций Киотского протокола

Доверие к идее техногенного потепления постоянно падает в последние годы. Оно еще теплится, поскольку существует реальное потепление, связанное с природными ритмами, которые формируются внутри Солнечной системы. Это потепление уже вышло на свою почти плоскую вершину (2002-2020 гг.), после которой начнется похолодание (Берри и др, 1983). Конференция в Копенгагене приняла итоговый документ без юридических обязательств стран-участников. Это был полный провал замыслов ее организаторов. Перед конференцией Президент России посетил Академию Наук, где до него было доведено мнение учёных о глобальном потеплении: «Должного научного обоснования под Киотским протоколом нет!».

Академик РАН Ю.А. Израэль убежден, что за катастрофическими теориями потепления стоят большие денежные интересы. В интервью «Российской газете» он открещивается от многих высказываний вице-президента США Альберта Гора, вместе с которым все члены МГЭИК получили Нобелевскую премию за обоснование глобального потепления, результатом которого и стал Киотский протокол. Академик считает, что наряду с фактами, Гор давал много недостоверной информации, «например, что до середины этого века уровень воды в Мировом океане поднимется на 8-9 метров и затопит огромные площади». А что вообще может понимать вице-президент США в динамике уровней мирового океана?!

Сколько точно денег улетает на ветер и до кого они долетают и в какой стране – сказать трудно. Канада, например, тратила десятки млрд долларов в год собственных налогоплательщиков на поддержку фирм, создающих ветровые и солнечные генераторы электричества, экономные, но дорогие и опасные экологически лампочки, другие технологии, сохраняющие энергию, если не учитывать их стоимости. Все это делалось в соответствии с рекомендациями Киотского протокола.

Глава российской метеорологии Ю.А. Израэль в интервью глухо упоминает о существовании анонимных «кругов и людей-ревнивцев», которые поддерживают Киотский протокол и его борьбу с техногенным потеплением. Он и сам предлагает более дешёвый метод этой борьбы, хотя считает, что не газ СО2 вызвал это потепление. В заключение своего противоречивого интервью он озвучивает «крамольную» мысль: «Ужасов я не предвижу, но вообще говоря, умные люди должны думать не только о потеплении – но и о похолодании. Оно для человечества значительно опаснее…». Именно об этих опасностях автор предупреждал руководство России еще в начале 2008 г., сообщая конкретные годы с повышенным числом природных опасностей, включая 2011 и 2012 гг, а также годы будущих похолодний. Службы, ответственные за безопасность, должны были быть в полной боевой готовности в эти годы и заранее провести работы, направленные на снижение последствий от погодных аномалий и техногенных аварий. Но они не обратили никакого внимания на предупреждение. Эти сверхдолгосрочные прогнозы опасных лет имеют точность ± 1 год и основаны на эмпирической модели глобальных температур 1983 года (Берри и др., 1983, 1986).

Практически безрезультатно, но, как всегда, бравурно закончилось 10 декабря 2010 г. и конференция по «глобальному потеплению» в Канкуне (Мексика). Ни одна из стран-участников, как и в Копенгагене, не взяла на себя официальных обязательств по сокращению выбросов углекислого газа. Развивающиеся страны требовали предоплаты: «утром – деньги, вечером – стулья». Россия, Япония и Канада выступили, наконец-то, против продления Киотского протокола, срок действия которого истекает в 2012 г. К сожалению, свое решение они объяснили бессмысленностью этого соглашения без участия развивающихся стран и США, которые и создают основные выбросы газа СО2. Хотя можно было бы просто и честно сказать: «Никакого техногенного потепления от СО2 нет! Пора расходиться!».

Климатические «предсказания» МГЭИК (IPCC) и реальные прогнозы

Теперь покажем, что убогие прямолинейные модели (тренды) МГЭИК (IPCC) были не в состоянии предсказать плоскую вершину потепления климата, наблюдаемую с начала нового столетия (рис. 1). Правда об этих компьютерных моделях должна всплыть на поверхность! Они не могут прогнозировать реальные изменения климата. Единственная причина, по которой модели давали “правильные” ответы, заключалась в том, что именно эти ответы ожидали получить «модельеры» Киотского протокола (Hoffman, 2009).

Легко обмануть себя, когда у Вас есть миллиард долларов для создания компьютерной модели. (Подобные модели в рамках Киотского протокола производились сотнями). Такая модель будет «давать прогнозы», которые Вам нужны и в которые Вы заранее поверили. Данные можно легко “корректировать” в соответствии с Вашей «верой» и желанием оставаться в теме и получать за это деньги. Модель можно оптимизировать и настраивать до тех пор, пока она не «предскажет» для Вас желаемого будущего (Рис. 1). Но этот «прогноз» не будет иметь ничего общего с климатом, который формирует сама природа. Будь то попытки предсказать глобальные температуры или вымирание человечества, ни один из прогнозов моделей МГЭИК не соответствует действительности (Hoffman, 2009). Зато эти прогнозы служили «серьезным обоснованием» для создания Киотского протокола.

Но самостоятельный путь развития промышленно отстающих стран – острый нож в сердце глобальных корпораций, которые хотят разместить там свои современные предприятия, получить дешевую рабочую силу и не платить налоги собственным государствам. Академик Ю. Израэль прав, что за теорией техногенного потепления и действиями Киотского протокола стоят большие денежные интересы. Но эти интересы не связаны с торговлей квотами на производство газа СО2, как считает академик. Торговые квоты являются только прикрытием основных целей. Основные цели связаны с глобальным переустройством мира. Глобальные корпорации хотят ослабить и разрушить национальные государства, беcконтрольно использовать их дешевую рабочую силу, природные ресурсы и никому не платить налоги. То есть скрытые цели Киотского протокола гораздо более амбициозны!

Климат обеспечивает работой и младших дворников, и ведущих политиков

В результате правительственные и неправительственные организации, политики и учёные, дети всего Мира готовы не думая отдать свои жизни за похолодание климата. На глазах у всех телезрителей, выкрикивая проклятия, шумно звякая цифрами, они геройски сражаются с молчаливым и очень полезным газом СО2. Для «поддержки» подобных талантов и «спасения» айсбергов (рис. 3), множество которых каждый год отплывает от ледников Гренландии и Антарктиды, ООН выделила огромные средства для создания Киотского протокола и борьбы с углекислым газом СО2. Кроме промышленных предприятий, этот газ создают английские камины, русские печи и бани, океаны выделяют его в огромных количествах при потеплении климата, так как в эти периоды он необходим для процветания растительности.

А за кулисами анонимные «круги и люди-ревнивцы» из Киотского протокола тихо пилят общественные фонды, торгуют воздухом, рекламируют и продают электронные крошкособиратели, которые уменьшают выделение тепла домохозяйками. Одновременно всё это закулисье тоже вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ и «нагревает» не только атмосферу, но и руки. Доходы участников процесса уменьшаются, а производимый ими гром заявлений увеличивается по мере удаления от безшумно работающей пилы. Наиболее звонкие требования покончить с потеплением звучат от подростков-волонтёров, других юнных глобалистов, которые надеются включиться в тяжёлый труд лесорубов и пильщиков. Безработица на Западе жуткая!

После природного потепления наступит естественное похолодание

В отличие от «прогнозов» Киотского протокола (рис. 1 ), естественные изменения климата состоят из двух частей: закономерной и случайной. Первая часть позволяет создавать климатические модели, а вторая – определять коридоры их возможных ошибок или неопределённости (рис. 2). На рис.4 показана закономерная часть модельных изменений климата на отрезке ± 400 лет. Во время последнего теплого межледниковья (10 тысяч лет), когда возникла наша цивилизация, изменения осреднённых температур на ±1°С было рядовым явлением. Среднее время межледникового периода в 10 тысяч лет уже истекло. Поэтому на фоне спада температур, которое началось 5000 лет назад, мы в любое время можем свалиться в ледниковый период, который будет длиться 90 тысяч лет. Велика вероятность того, что после 2300 г. (рис.4) температура продолжит свое падение и наступит ледниковый период, который современная цивилизация не переживет, если заранее не подготовится к нему.

На самых ранних этапах своего развития (задолго до Киотского протокола) люди вели кочевой образ жизни. Колебания климата и чередования сезонов вынуждали их перемещаться в районы, более благоприятные для жизни. Сейчас, когда население Земли выросло так, что приблизилось к своему пределу и заняло даже климатически и тектонически опасные площади, отступать ему некуда. Поэтому важно успеть использовать наши знания и приобрести новый опыт по искусственной стабилизации современного теплого климата и его сохранения в ледниковый период, во время которого Земля будет получать меньше тепла (Берри, 2006 г, 2007).

Необходимо срочно прекратить действие Киотского протокола и начать разработку и долгосрочную проверку методов искусственной стабилизации тёплого климата в природных циклах от 22 до 180 лет. Понять, как уйти от воздействия природных циклов длительностью в 10-ки и 100-ни тысяч лет (Берри, 2006 д, Берри 2007а,б). Никакой газ, включая СО2, не поможет человечеству сделать климат более теплым!

Если продолжать слушать специалистов Киотского протокола, то времени для создания более мощной энергетики, проведения климатических экспериментов и технической подготовки цивилизации к похолоданию не останется (Берри, 2007а,б). Возникнет катастрофическая ситуация, требующая одновременного создания новой инфраструктуры добычи углеводородов, новых схем снабжения северных поселений, поисков дополнительных источников энергии, продовольствия. Времени для проверки методов уменьшения амплитуд природных циклов не останется! Наиболее сильно похолодание сначала ударит по северным странам. Но поскольку климатические и экономические изменения имеют глобальный характер – пострадают все страны и современная цивилизация просто исчезнет (Берри, 2007а,б).

Литература по теме:

Берри Б.Л., Либерман А.А., Шиятов С.Г. Восстановление и прогноз температур северного полушария по колебаниям индексов прироста деревьев на полярной границе леса // Вестн МГУ. Сер. 5. 1983. №4, С. 41-47.

Киотский протокол

Киотский протокол — международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. [1]

Содержание

Детали соглашения

Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

Количественные обязательства

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.

Страны Приложения B Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (CO2, CH4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

  • Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %
  • США – на 7%
  • Япония и Канада — на 6 %
  • Страны Восточной Европы и Прибалтики — в среднем на 8 %
  • Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года

Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

Механизмы гибкости

Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

  • торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;
  • проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;
  • механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК.

Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (COP-7), состоявшейся в конце 2001 года в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (MOP-1) в конце 2005 года.

MOP-1, Монреаль

Первая встреча сторон Киотского протокола состоялась в Монреале (Канада) с 28 ноября по 9 декабря 2005 года. Она стала одновременно одиннадцатой Конференцией сторон РКИК (COP-11 — англ. Conference of Parties to the UNFCCC ). Поэтому с формальной точки зрения в Монреале параллельно проходили два мероприятия: COP-11 и COP/MOP-1.

МОР-2, Найроби

Вторая встреча сторон Киотского протокола (КП) — КС-12/СС-2 и двенадцатая Конференция сторон РКИК состоялись в Найроби (Кения). Важных решений по вопросам климата в ходе этих встреч принято не было.

MOP-3, Бали

Третья встреча сторон Киотского протокола и одновременно Тринадцатая Конференция сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата прошла с 3 по 14 декабря 2007 года.

Страны, участвующие в подписании протокола

По состоянию на 25 ноября 2009 Протокол был ратифицирован 192 странами мира (на эти страны совокупно приходится 63,7 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США. [2]

Страны, подписавшие протокол

Абсолютное большинство, практически все страны.

Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол

Страны, не подписавшие протокол

Страны, вышедшие из протокола

Будущее протокола

В 2011 году на конференции ООН по изменению климата в Дурбане была достигнута договорённость о продлении действия Киотского протокола до принятия нового соглашения, хотя, по оценке «Гардиан», вероятно, что лишь страны ЕС и немногие другие будут участвовать в продлённом протоколе [4] .

Киотский протокол и Россия

Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004 года. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года (под № 128-ФЗ). Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации его Россией в Секретариат РКИК 18 ноября 2004 года (для вступления его в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55 % выбросов парниковых газов).

В течение первого года действия Киотского протокола, 2005, его механизм на территории России так и не начал действовать — создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически было приостановлено на неопределённый срок, отсутствовали и проекты совместного осуществления по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Причина состояла в отсутствии документов, необходимых для создания национального реестра выбросов парниковых газов.

В марте 2006 года на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о реализации положений Киотского протокола. Министерству экономического развития и торговли вместе с другими федеральными органами власти было поручено в течение двух месяцев подготовить концепцию проекта законодательного акта, регулирующего вопросы реализации в Российской Федерации Киотского протокола. Кроме того, в течение одного месяца должен быть подготовлен документ, регулирующий применение статьи 6 Киотского протокола, согласно которой Россия может привлекать инвестиции в проекты совместного осуществления.

В мае 2007 года правительство РФ утвердило постановление № 332, которое определило Минэкономразвития в качестве координационного центра по подготовке и утверждению заявок на проекты совместного осуществления. [5]

К началу 2008 года на официальном сайте РКИК ООН были представлены порядка 50 проектов совместного осуществления из России. В России работают международные компании, такие как консультанты CAMCO и Global-Carbon, орган по проведению независимой экспертизы проектов по сокращению выбросов (детерминации) SGS, а также один из крупнейших покупателей квот шведский концерн Tricorona Ab (Трикорона ОАО). [источник не указан 540 дней]

К 2009 году в Минэкономразвития поступило около 125 заявок от российских компаний с углеродным потенциалом в 240 млн т СО2 — эквивалента, что в денежном выражении составляет примерно 3,5 — 4 млрд евро. Однако ни одна из заявок не была утверждена. «Новая газета» сообщает, ссылаясь на источник в правительстве России, что причиной затягивания с реализацией механизма торговли квотами является обида В.Путина на то, что Германия и Франция не посодействовали вступлению России в ВТО, что они обещали сделать в обмен на подписание Россией Киотского протокола. [6]

В октябре 2009 года было принято постановление Правительства РФ № 843, которым полномочия по участию в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращения выбросов парниковых газов, было возложено на Сбербанк РФ. В обязанности Сбербанка вошли проведение конкурсов и дальнейшая экспертиза заявок. По результатам экспертизы заявок решение об утверждении проектов принимает Минэкономразвития РФ. В дальнейшем по проекту проводится независимый аккредитованный мониторинг, который подтверждает объем сокращений выбросов за определенный период. После этого по договору купли-продажи (ERPA — Emission Reductions Purchase Agreement) компания получает через Сбербанк денежные средства от покупателя углеродных единиц. Наделение Сбербанка полномочиями оператора углеродных единиц подверглось критике. [5] [7]

В конце июля 2010 году Минэкономразвития утвердило первые 15 проектов совместного осуществления, сокращение выбросов при реализации данных проектов составит 30 млн т СО2-эквивалента, а в ноябре 2010 г. Сбербанк закончил экспертизу 58 заявок на 75,6 млн т, поданных на второй конкурс. [5]

В декабре 2010 г. была осуществлена первая продажа углеродных квот российской компанией. Японские компании Mitsubishi и Nippon Oil — партнеры компании «Газпромнефть» по освоению Еты-Пуровского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе получили квоты, образовавшиеся за счет того, что «Газпромнефть» проложила с месторождения трубопроводы, по которым попутный газ вместо его сжигания транспортируется на перерабатывающие мощности компании СИБУР, в обмен на компенсацию «Газпромнефти» в виде технологий и оборудования. [8]

Во втором периоде обязательств по Киотскому протоколу Россия участвовать не планирует [9] .

Предприятия России, успешно применившие механизм Киотского протокола по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов

2007 год: ОАО Уральская Сталь впервые в металлургической отрасли России успешно применила механизм Киотского протокола по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов.

Энергетическая и сырьевая проблемы

Между сырьевой и энергетической проблемами есть общие черты, поэтому их часто рассматривают в виде одной топливно-сырьевой проблемы. Касаются они обеспечения человечества топливом и сырьем.

Сырье – это могут быть материалы и предметы труда, которые уже претерпели какое-то изменение и подлежат дальнейшей переработке, например, нефть, руда, древесная щепа, шерсть, пластмассы, смолы и др. Но чаще всего сырьевые ресурсы ассоциируются с минеральными ресурсами. Минеральные ресурсы или полезные ископаемые есть не что иное, как основа существования человеческой цивилизации.

С бурным развитием промышленности потребность в минеральных ресурсах увеличивается, темпы их добычи растут, а сами ресурсы в недрах Земли ограничены. Со временем они будут просто исчерпаны.

Причины возникновения сырьевой проблемы:

    • Стремительный рост количества добываемого из недр планеты сырья.

• Естественное истощение месторождений в результате добычи.

• Разведанные запасы углеводородов не бесконечны.

• Необходимость добычи обедненных руд с низким содержанием полезных веществ.

• Увеличение расстояния между регионами добычи и переработки.

• Необходимость использования месторождения с плохими горно-геологическими условиями.

  • • Разработка вновь открытых месторождений в регионах со сложными природными условиями.
  • Вышеперечисленные причины оказывают огромное влияние на обеспеченность промышленности природными ресурсами на глобальном уровне, которая постоянно снижается.

    В наше время назрела острая необходимость рационального использования и более полного извлечения из недр Земли минерального сырья. Например, современные технологии добычи нефти с низким коэффициентом извлечения, не превышающим 0,25-0,45, нужно усовершенствовать, ведь большая часть ценнейшего энергетического сырья остается в недрах.

    Если коэффициент извлечения увеличить даже на 1%, то при существующих объемах добычи нефти получим значительный экономический эффект. Если в 20 веке преобладала «ресурсная расточительность», то в 21 веке человечество вынуждено было перейти к рациональному потреблению ресурсов.

    Для цивилизации необходимо наличия топлива и энергии в долгосрочной перспективе. Но ограниченность количества и увеличение темпов потребления углеводородных и минерально-сырьевых ресурсов на Земле стало причиной возникновения энергетической проблемы.

    Существуют два пути разрешения энергетической проблемы – экстенсивный и интенсивный путь.

    Экстенсивный путь – это увеличение добычи углеводородного сырья и рост энергопотребления. Китай и Англия уже достигли предела добычи собственных энергоносителей с перспективой сокращения их количества. Недостаток энергоресурсов вынуждает многие страны искать технологии, позволяющие их рациональное использование.

    Интенсивный путь – уменьшение энергозатрат на единицу продукции.

    Энергетический кризис привел к перестройке структуры экономики, к внедрению инновационных энергосберегающих технологий и это позволило уменьшить последствия энергетического кризиса. Если сберечь тонну энергоносителя, то его цена будет в 3 или 4 раза меньше, чем добытая тонна. Уже к завершению 20 века США и Германия уменьшили энергоемкость производства в 2,5 раза.

    Пути решения сырьевой проблемы

    • • Внедрение энергосберегающих технологий, уменьшение материалоемкости изделий и энергоемкости процессов изготовления конечной продукции.

    • Добиваться полной и безотходной переработки минеральных ресурсов.

    • Использование в промышленности вторичного сырья – важного элемента рационального использования природных ресурсов.

    • Применение искусственных материалов для замены природного сырья, например керамики, стекловолокна, углеволокна и других материалов.

    • Проводить геолого-поисковые и геолого-разведочные работы. Их цель – увеличить разведанные запасы минерального сырья. Например, увеличились разведанные запасы нерудных полезных ископаемых – фосфоритов, калийных солей и др. Перспективными становятся поиски и разведка сырья на материковом шельфе, материковом склоне, и, даже, на глубоководном дне Мирового океана

    Очень скоро топливо и другие ресурсы могут вообще исчезнуть, поэтому на всех стадиях производства внедряется НТП.

    Научно-технический прогресс (НТП) — это поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы; это объективная, постоянно действующая закономерность развития материального производства, результатом которой является последовательное совершенствование техники, технологии и организации производства, повышение их эффективности.

    Опубликованная информация несет ознакомительный характер без раскрытия данных, дающих возможности несанкционированного использования. Конкретика обсуждается в соответствующих для этого условиях.

    Энергетическая и сырьевая проблемы. Сущность, причины, пути решения

    Это, прежде всего проблемы надежного обеспечения человечества топливом и сырьем. И раньше случалось, что проблема ресурсной обеспеченности приобретала определенную остроту. Но обычно это относилось к отдельным районам и странам с «некомплектным» составом природных ресурсов. В глобальных же масштабах она впервые проявилась, пожалуй, в 70-х гг., что объясняется несколькими причинами.

    Среди них — относительная ограниченность разведанных запасов нефти, природного газа и некоторых других видов топлива и сырья, ухудшение горно-геологических условий добычи, увеличение территориального разрыва между районами добычи и потребления, продвижение добычи в районы нового освоения с экстремальными природными условиями, отрицательное влияние промышленности по добыче и переработке минерального сырья на экологическую обстановку и др.

    Следовательно, в нашу эпоху, как никогда прежде, необходимо рациональное использование минеральных ресурсов, относящихся, как вы знаете, к категории исчерпанных и не возобновимых. Огромные возможности для этого открывают достижения НТР, причем на всех стадиях технологической цепочки. Так, важное значение имеет более полное извлечение полезных ископаемых из недр Земли.

    Пример. При существующих способах добычи нефти коэффициент ее извлечения колеблется в пределах 0,25-0,45, что явно недостаточно и означает, что большая часть ее геологических запасов остается в земных недрах. Повышение коэффициента нефтеотдачи даже на 1% дает большой экономический эффект.

    Сырьевая проблема – глобальная проблема обеспечения человечества сырьем.

    Проблема вызвана следующими факторами:

    – истощением разрабатываемых месторождений угля, нефти, железных и других руд;

    – ограниченностью разведанных запасов нефти и природного газа;

    – открытием и добычей полезных ископаемых в худших по сравнению с прежними условиях;

    – увеличением территориального разрыва между районами добычи и потребления полезных ископаемых и др.

    Решение сырьевой проблемы состоит в ресурсосбережении и в поисках новых технологий, позволяющих использовать прежде малодоступные источники сырья и энергии.

    Для того чтобы рассмотреть сырьевую проблему и пути ее решения развитыми и развивающимися странами, необходимо четко определить, какие именно страны современная экономика относит к развитым, а какие к развивающимся. Также необходимо привести понятие сырьевой проблемы. Развитыми называются страны, обеспечивающие развитие экономики на основе накопленного большого объема технически передового капитала и наличия высококвалифицированной рабочей силы. К ним относятся США, Канада, Япония, большинство европейских стран.

    Развивающимися называются страны, которые, располагая значительными природными ресурсами, страдают от нехватки капиталов и предпринимательского и технического опыта, необходимых для их освоения. Средний доход на душу населения и уровень жизни в таких странах, следовательно, существенно ниже, чем в промышленно развитых государствах. Часто называемые “третьим миром” (third world), эти страны получают поддержку от различных организаций ООН, а также стран, входящих в блоки восточной и западной ориентации, причем оба блока пытаются оказывать влияние на их политическое развитие.

    Развивающиеся страны, в которых в настоящее время проживает 70% населения Земли, характеризуются значительной бедностью жителей, недостаточностью и плохим качеством питания, распространенностью различных заболеваний, высоким уровнем рождаемости, перенаселенностью, неразвитостью системы образования и, следовательно, низким уровнем грамотности и доминированием сельского хозяйства. Многие из них зависят от производства и экспорта одного продукта и потому весьма уязвимы на внешних рынках. К “третьему миру” относятся большинство стран Африки, большая часть Азии и многие страны Латинской Америки.

    Энергетическая проблема. Эта глобальная проблема связывается с ограниченностью важнейших органических и минерально-сырьевых ресурсов планеты. Ученые предупреждают о возможном исчерпании известных и доступных для использования запасов нефти и газа, железной и медной руды, никеля, марганца, алюминия и т. д.

    Вывод: Для решения энергетической и сырьевой проблемы требуются усилия всех стран в экономии сырья и энергии, использования новых ресурсосберегающих технологий, использовании вторичных ресурсов, поиск новых месторождений и разработка нетрадиционных источников энергии.

    Пути решения сырьевой и энергетической проблемы:

    – добывания и производства.

    Снижение объёмов добычи очень проблематично, т.к. современному миру нужно всё больше и больше сырья и энергии, а их сокращение непременно обернётся мировым кризисом. Увеличение КПД т.ж. малоперспективен т.к. для его осуществления требуются большие капиталовложения, да и сырьевые запасы небезграничны. Поэтому приоритет отдаётся альтернативным источникам энергии.

    Ссылка на основную публикацию