Жорж Бизе (1838-1875) – биография, жизнь и творчество композитора

Биография Жоржа Бизе

Жена – Женевьева Галеви
Сын – Жак Бизе

Александр Сезар Леопольд Бизе (1838-1875) – французский композитор, его творчество относится к периоду романтизма, писал пьесы для фортепиано, романсы, произведения для оркестров и оперы. Мировую славу завоевал благодаря своей самой известной опере «Кармен».

Детство

25 октября 1838 года в семье парижанина, учителя пения, родился сын, которому дали имя Александр Сезар Леопольд Бизе. Во время крещения его нарекли Жорж, под этим именем он и получил дальнейшую известность.

Семья, где родился мальчик, была музыкальной. Помимо того, что папа преподавал в школе пение, мама тоже имела отношение к музыке, она профессионально играла на фортепиано. Также преподавателем пения был дядя Жоржа по материнской линии.

Маленький Жорж любил заниматься музыкой с родителями. Но в то же время ему, ребёнку, так хотелось побегать на улице и поиграть с детьми. Однако родители решили по-другому, уличных развлечений они не приветствовали, так что в возрасте четырёх лет Жорж уже прекрасно разбирался в нотах и играл на фортепиано.

Консерватория

Мальчику ещё не исполнилось и десяти лет, как он был принят в Парижскую консерваторию. Родители приняли решение отдать его туда на учёбу, так как был явно заметен его музыкальный талант. Закончилось детство Жоржа Бизе, которое практически и не начиналось.

По утрам в консерваторию Жоржа непременно отводила мать. После учёбы она ждала его, и дальше каждый день повторялся по одному тому же сценарию: дома его кормили, закрывали в комнате, где он должен был заниматься игрой на фортепиано. И мальчик играл на инструменте, пока не засыпал за ним от усталости.

Юный Жорж пытался сопротивляться матери, ему так сильно нравилась литература, что хотелось постоянно заниматься ею и читать много книг. Но как только мать заставала его с очередной книжкой в руках, то монотонно твердила: «Ты не зря вырос в музыкальной семье, ты станешь музыкантом, а не литератором. Причём выдающимся!»

В учёбе Жорж сложностей не испытывал, он схватывал всё буквально на лету. За время обучения проявил себя блестящим учеником по классу фортепиано у педагога Мармонтеля А. Ф, по классу композиции у преподавателей Ш. Гуно, П. Циммермана, Ж. Ф. Ф. Галеви.

В консерватории Бизе учился девять лет и в 1857 году успешно её окончил. За годы учёбы юноша начал пробовать себя в качестве композитора, он создал немало музыкальных произведений, среди них есть одна симфония, которую Жорж написал в семнадцать лет, она до сих пор с успехом исполняется музыкантами всего мира.

В последний год обучения Жорж участвовал в конкурсе, в котором надо было написать оперетту на один акт, он сочинил кантату для легендарного древнего сюжета и получил премию. Несколько премий за время учёбы Бизе также получал за игру на фортепиано и органе.

На последнем выпускном курсе Жорж написал оперетту «Доктор Миракль». А при выпуске из Парижской консерватории он получил свою самую ценную награду, Римскую премию, за кантату «Кловис и Клотильда». Она дала Бизе большие возможности – четыре года проживать в Италии и получать государственную стипендию.

Италия

В 1857 году, окончив консерваторию, Бизе уехал в Италию, где прожил до 1860 года. Он изучал местный быт, путешествовал, восторгался красотой природы и изобразительным искусством, а также много времени уделял своему образованию.

Долгое время Жорж не мог определиться с дальнейшей жизненной стезёй, никак не находилась своя тема в музыке. Со временем Бизе решил связать будущее творчество с театром. Ему были очень интересны премьеры опер и музыкальные парижские театры. В какой-то степени это было меркантильно, ведь тогда в театральном музыкальном мире легче всего было добиться успеха.

Годы, проведённые в Италии, Жорж потом считал самыми беззаботными в своей жизни. Он понемногу сочинял, за это время им были написаны несколько пьес для оркестров (они потом стали частью симфонической сюиты «Воспоминания о Риме») и симфония-кантата «Васко да Гама».

Но время получения итальянской государственной стипендии подошло к концу, Жоржу необходимо было возвращаться в Париж.

Возвращение в Париж

По приезде в родной город для Бизе начались не самые лучшие времена, добиться признания в Париже оказалось не просто. Он встретился с Антуаном Шуданом, который владел самым известным парижским издательством. Антуан удивлённо смотрел на Жоржа: неужели перед ним тот самый молодой гений, который получил престижную Римскую премию? Рискованно было связываться с начинающим композитором, но Шудан видел, что молодому человеку очень нужны деньги и он готов браться за любую работу. Антуан предложил Бизе перекладывать оперы известных сочинителей для фортепиано.

Сутками напролёт Жоржу приходилось работать с чужими музыкальными произведениями, ещё он давал частные уроки и писал на заказ музыку лёгкого жанра. Деньги ему исправно платили, но их постоянно не хватало. Вскоре умерла его мама, и у композитора ко всем прочим проблемам добавилось нервное перенапряжение, начался резкий упадок сил.

Он мог прекрасно зарабатывать на жизнь в качестве пианиста, как советовали ему друзья, но Жорж не искал лёгкого жизненного пути, всё-таки он полностью погрузился в сочинение музыки.

Творческий путь

Его по-прежнему манил музыкальный театр, но всё, что писал Бизе, не находило одобрения. Никто не оценил комическую оперу «Дон Прокопио». Но Жорж продолжал жить в нужде, работать и ждать.

В 1863 году он сочинил оперу «Искатели жемчуга», состоялась её премьера, восемнадцать раз произведение ставили на сцене, но потом убрали из репертуара. Снова вернулись бессонные ночи в работе над чужими партитурами, ставшие нелюбимыми уроки музыки, нищета. Работа ради небольших денег, которых хватало лишь на то, чтобы не умереть с голоду, отнимала всё время Бизе, творчеством заниматься было некогда. Единственное, что спасало Жоржа, – это прогулки по вечернему Парижу и посещение театра, в этом он находил отдушину, казалось бы, из безвыходной ситуации.

Следующая опера «Пертская красавица» была поставлена в 1867 году, но также не имела успеха. В 1868 году у Бизе начался творческий кризис, добавились проблемы со здоровьем. От затяжной депрессии Жоржа спасла женитьба в 1869 году, но уже через год он записался в Национальную гвардию для участия во Франко-прусской войне, что оставило свой след и на семейной жизни, и на здоровье, и на творчестве композитора.

С 1870 года Бизе вернулся к сочинительству, одно за другим выходили его музыкальные произведения:

  • сюита для фортепиано «Детские игры»;
  • романтическая одноактная опера «Джамиле»;
  • музыка к пьесе «Арлезианка».

Однако все эти сочинения тогда не имели успеха, несмотря на то, что в будущем стали частью золотого фонда мировых симфонических произведений.

В 1874-1875 годах Жорж работал над оперой к новелле П. Мериме «Кармен». Её премьера состоялась 3 марта 1875 года. Удивительно, но опера, признанная вершиной французского реализма, обошедшая все мировые оперные сцены, ставшая самым популярным и любимым произведением в истории музыки, в день своей премьеры потерпела фиаско.

Провал своего любимого детища привёл к трагическому концу композитора. Жорж Бизе умер, а через четыре месяца в Венской опере состоялся феерический успех «Кармен». Он так и не узнал, что это произведение спустя год поставили на всех крупнейших сценах Европы, признали вершиной его творчества, что «Кармен» стала самой популярной оперой в истории и в мире.

Личная жизнь

Первой любовью Жоржа была девушка по имени Джузеппа, с ней он познакомился в Италии. Молодой человек был близоруким и слегка полноватым, а его кудри настолько туго переплетались на голове, что их невозможно было расчесать, поэтому сам композитор считал себя не слишком привлекательным для представительниц противоположного пола. Во время разговора с женщинами он краснел, быстро говорил, сбивался, у него потели ладони, и он очень стеснялся всего этого.

Жорж был опьянён тем, что Джузеппа обратила на него внимание. Но отец прислал письмо, где сообщил о болезни матери. Бизе надо было возвращаться в Париж, он звал с собой юную невесту, но Джузеппа не могла так просто всё бросить и уехать в другую страну. Жорж пообещал девушке, что напишет пару комических опер, заработает много денег, вернётся к ней и они станут жить как короли. Этого не произошло, композитор сам еле выживал, ему остались только воспоминания о первой юношеской любви.

Жоржу было уже 28 лет, когда в его жизни появилась опытная женщина, научившая его настоящей любви. Он познакомился с ней в поезде, это была Могадор (оперная дива Лионель, графиня де Шабрийан, писательница Селеста Винар). Это к 42 годам женщина стала писательницей, а юность её прошла в притонах. После бурной молодости она долгое время танцевала на сцене, а потом стала писать свои романы о жизни. При этом книжки её в парижских магазинах не задерживались, о Могадор не упоминали в обществе вслух, но об этой женщине в Париже знали все.

Вся горесть Жоржа утонула в страсти этой женщины. Он был с нею счастлив, но недолго. Тяжело было выдерживать её перепады настроения, когда Могадор была в гневе, то просыпались все её самые худшие и негативные качества. А у Бизе была слишком ранимая душа и тонкий вкус, чтобы всё это вынести. К тому же Могадор старела, у неё появились проблемы с финансами, а помочь деньгами Жорж не мог, поэтому его любовь стала не нужна этой женщине. Но расстаться с ней он никак не мог. Однажды во время скандала Могадор вылила на Жоржа ушат ледяной воды и выгнала на улицу.

Последствием этого стал гнойный тонзиллит, который обнаружили у него медики. С учётом того, что Жорж с детства страдал ангиной и простудами, здоровье его ухудшилось ещё больше. Композитор слёг, не мог говорить, но такие физические страдания были ничтожны по сравнению с душевными. Разрыв с Могадор, нищенское существование, провал в творчестве – Бизе подошёл к состоянию глубочайшей депрессии.

Вернуться снова к жизни ему помогла первая и единственная супруга. Немного поправившись после тяжёлой болезни, Бизе стал понемногу прогуливаться вечерами по Парижу. Однажды, гуляя около дома своего учителя, Жорж вдруг очень сильно захотел к нему зайти. Здесь произошло знакомство Бизе с дочкой учителя Женевьевой Галеви. Между молодыми людьми завязался роман, который не был стремительным. Отношения их развивались медленно, но уже тогда Жоржу показалось, что и в его жизни снова засветило солнце.

Женевьева и Жорж поженились в 1869 году, в 1871 у них родился единственный ребёнок – мальчик Жак. Жена окружила Бизе теплотой и заботой, хлопотала по дому, а композитор снова смог творить.

Но и эта идиллия продолжалась недолго. Вскоре Женевьеве надоели неудачи мужа. Вернувшись однажды домой раньше обычного (из-за отмены урока по причине болезни ученика), Жорж застал в гостиной жену с другим мужчиной. А когда состоялась провальная премьера оперы «Кармен», Женевьева встала и вышла из зала раньше времени. Композитор был настолько подавлен, что кинулся в холодную Сену.

Смерть

Жорж с детства страдал пороком сердца, постоянно простывал. В зрелом возрасте его здоровье только ухудшалось, добавлялись физические и душевные недуги.

После премьеры «Кармен», когда он бросился в реку, начался конец великого композитора. На следующее утро он проснулся в лихорадке. Почти четыре месяца длилась тяжёлая болезнь, Жорж оглох, у него отнялись руки и ноги, иногда к нему возвращалось сознание, но почти всё время он находился в бреду. После сердечного приступа 3 июня 1875 года композитора не стало.

Он так и не узнал, что большинство его произведений потом стали золотым фондом мировой классики, он даже ни разу не ощутил, что такое овации благодарного слушателя, композитор так и не понял подлинной ценности своих сочинений.

Такой ранний уход композитора, в самом начале своего творческого расцвета, будет признан потом невосполнимой потерей для классической музыки мира.

Жорж Бизе

Фото Все

Видео Все

Жорж Бизе Кармен – абсолютный слух

Жорж Бизе. Биография

Партитуры не горят. Жорж Бизе

Жорж Бизе — биография

Жорж Бизе – известный композитор, представитель периода романтизма. Писал романсы, оркестровые и фортепианные пьесы, оперы. Мировую славу принесла композитору опера «Кармен».

Жорж Бизе был настолько разносторонне обдарован, что мог начинать свою творческую биографию с написания большой оперы, но предпочел начинать с маленьких пьес, одноактной оперы и музыке к драме «Арлезианка». Как многие гении, он не получил достойной оценки при жизни, хотя его произведения живут уже более века, и поставлены на многих мировых сценах.

Детство

Талантливый композитор родился в Париже 25 октября 1838 года. Родители назвали мальчика именами прославленных императоров — Александр Сезар Леопольд, а имя Жорж он получил во время обряда крещения. Его отца звали Адольф Арман Бизе, он преподавал пение. Мама – Анна Леопольдина Эмэ (в девичестве Дельсарт), пианистка.

В их доме, расположенном на улице Тур д”Овень ни дня не проходило без музыки, которая мальчику очень нравилась. Вместо того, чтобы бегать по улице с ровесниками, Бизе занимался освоением нотной грамоты. Первые уроки игры на фортепиано он получил от матери.

Жорж Бизе в юности

В шестилетнем возрасте Жоржа отправили в школу. Больше всего ему нравилось читать, но по настоянию матери, которая сумела рассмотреть у сына музыкальные способности, много часов проводил за роялем. Эти систематические занятия пошли ему на пользу – 9 октября 1848 года он стал вольнослушателем Парижской музыкальной консерватории. Его учителем стал лучший из фортепианных педагогов 19-го века – Антуан Мармонтель. На тот момент Жоржу не было и десяти лет.

Жорж Бизе имел музыкальный слух и просто феноменальную память, благодаря этому удостоился первой премии на конкурсе сольфеджио.

Победитель мог бесплатно заниматься композицией вместе с прославленным преподавателем тех лет – Пьером Циммерманом. Теперь Жорж загорелся мечтой, ему очень хотелось заняться написанием музыки для театральных постановок.

После окончания класса фортепиано, Жорж начал брать уроки композиции у Фроманталя Галеви, служившего художественным руководителем «Театра Итальен» в Париже. Начинающему композитору очень нравилось писать музыку, поэтому он пробует себя в самых разных жанрах.

Одновременно с этим, Бизе освоил орган под руководством профессора Франсуа Бенуа. Его снова берут на конкурс, где мастерство его исполнения было отмечено сразу второй, а потом и первой премией Консерватории.

Музыка

Творческая биография Бизе началась еще во время обучения в консерватории. Он стал автором «Симфонии до мажор», которую нашли в архиве консерватории в Париже только в 1933-м, и комической оперы «Дом доктора».

Впервые имя композитора публика услышала после творческого конкурса, который инициировал Жак Оффенбах, хозяин театра «Буфф-Паризьен». Условием соревнования было написание комедии, в которой задействованы четыре героя. Победитель должен был получить золотую медаль и 1200 франков. Жорж представил на суд жюри оперетту под названием «Доктор Миракль», и разделил победу с другим участником – Шарлем Лекоком.

Академия изящных искусств ежегодно проводила конкурс композиторов, и в 1857-м Бизе участвовал в нем с кантатой «Кловис и Клотильда». Он получил Римскую премию, выиграл грант, и отправился стажироваться в Риме. Жорж был настолько очарован местными красотами, что под их влиянием полюбил оперу, был очарован музыкой Моцарта и полотнами Рафаэля. Согласно условиям гранта, Бизе должен был написать в Риме кантату, однако у него получилась ода-симфония «Васко да Гамма» и комическая опера «Дон Прокопио».

Осенью 1860-го композитор вынужденно прервал свою стажировку за границей, так как у него серьезно заболела мать. На протяжении последующих трех лет композитору пришлось туго, он буквально выживал благодаря написанию развлекательных мелодий по заказу кафе-концертов. Кроме этого он занимался перекладыванием оркестровых партитур для фортепиано, давал уроки в частном порядке.

Как Римскому лауреату, Жоржу нужно было представить комедию для труппы театра «Опера-Комик», однако он не выполнил это условие из личных причин. В 1861-м не стало его мамы, а спустя шесть месяцев отправился на небеса его любимый педагог Фроманталь Галеви. Справиться с потерей Жоржу удалось только к 1863-му, он наконец-то смог взять себя в руки и написать романтическую оперу «Искатели жемчуга». Потом увлекшись сюжетом Вальтера Скотта создал еще одну оперу под названием «Пертская красавица».

Творческий расцвет Бизе-композитора пришелся на 70-е годы. Театр «Опера Комик представил его оперу «Джамиле», которая очень понравилась не только зрителям, но и критикам. Они были в восторге от тонкости стиля и изящества арабских мотивов, использованных в этом произведении. В 1872 году Бизе стал автором музыки к драме «Арлезианка», Альфонса Доде. Эта постановка успехом не пользовалась, поэтому автор переписал ее, и получилась оркестровая сюита.

Мировую популярность принесла Бизе опера «Кармен», которую, к сожалению, не оценили при его жизни. Премьера ее состоялась в 1875 году, однако пресса вылила на нее столько негатива, что ее записали в аморальные и скандальные. Однако это не помешало поставить ее 45 раз только в первый год после создания. Зрителей становилось все больше, хотя поначалу они ходили просто полюбопытствовать, особенно после того, как стало известно о смерти ее автора.

К сожалению, композитору не удалось насладиться славой при жизни. Его творение начали хвалить только спустя год после премьерного показа. Положительную оценку опера получила от Иоганнеса Брамса, Рихарда Вагнера, Петра Чайковского, который смотрел «Кармен» неоднократно. Именно он написал, что Бизе был вынужден творить в соответствии с реалиями того времени, но им двигало истинное вдохновение. Русский композитор похвалил Жоржа за невероятный сюжет его произведения, говорил, что последняя сцена вообще не играется без слез на глазах.

Зрителям очень понравилась героиня, которая ассоциируется с хабанерой, сегидильей и поло. А куплеты, которые исполняет тореадор, тронули сердца присутствующих на спектакле зрителей.

Личная жизнь

Первый раз Жорж серьезно влюбился в итальянку по имени Джузеппа. Отношения закончились очень быстро, Бизе отбыл из Италии, а возлюбленная отказалась с ним ехать.

Графиня де Шабрийан

Сильной страстью Бизе воспылал к Мадам Могадор, которую знали под именем графини Шабрийан, оперной певицы Лионель и писательницы Селесты Венар. Жорж был намного моложе ее, к тому же за мадам тянулась скандальная слава. Никакого счастья в личной жизни с этой дамой композитор не испытал, у нее случались перепады настроения, непристойные выходки, которые доставляли Бизе одни страдания. После того, как их отношения закончились, Жорж долго преодолевал депрессию.

По-настоящему счастливым композитора сделала дочь его преподавателя Галеви, Женевьева. Родственники девушки никак не хотели давать согласие на свадьбу, и влюбленным пришлось отстаивать свое право на счастье. Упорная борьба дала свои результаты, венчание состоялось 3 июня 1869 года. Молодожены переехали в Барбизон, где селились все творческие люди того времени.

Жорж Бизе с женой Женевьевой и родителями

После начала Франко-прусской войны в 1870-м, Бизе призвали в Национальную гвардию, но от прохождения службы скоро освободили, так как он был Римским стипендиатом. Вместе с молодой женой он уехал из Барбизона и поселился в Париже, оказывая посильную помощь его защитникам.

В этом браке 10 июля 1871-го родился мальчик, получивший имя Жак. Есть информация, что у Бизе было два сына, второго родила ему служанка Мария Рейтер. Его назвали Жаном. Композитор любил супругу и сына, однако особого счастья в личной жизни не испытывал. Женевьева видела в нем неудачника, и вскоре стала любовницей соседа-пианиста Эли-Мириама Делаборда. Жоржу было хорошо известно об этих отношениях, и это доставляло ему невыносимые страдания.

Смерть

Смерть композитора исследователи считают неразгаданной загадкой. Она настигла его в Буживале, куда Жорж с семьей и служанкой уехал на лето. Местом их проживания стал двухэтажный дом, который «дожил» до наших дней.

Композитор был болен, но все равно отправился прогуляться к реке вместе с соседом Делабордом и женой. Бизе был большим любителем плавания, поэтому не отказал себе в удовольствии нырнуть в холодную воду. Дело было 29 мая 1875 года, а буквально на следующий день его свалил жестокий приступ ревматической болезни, сопровождавшийся сильной болью и лихорадкой. Кроме этого руки и ноги композитора перестали его слушаться. Еще через день композитора начали мучить сильные боли в области сердца, и пришедший доктор диагностировал у него сердечный приступ. С приходом врача боль отпустила, но не вскоре снова возобновилась.

Весь следующий день композитор метался в бреду, вечером случился еще один приступ. Жорж Бизе умер 3 июня 1875 года, рядом с ним находился Делаборд. Смерть наступила вследствие сердечного осложнения, вызванного острым ревматизмом суставов.

После оповещения о трагедии, первым, кто прибыл в Бужеваль был друг Бизе – Антони де Шудан, который и выдвинул новую версию причины смерти композитора. Он отметил, что на шее его друга явно видна резаная рана, и что нанести ее мог только тот, кто последним видел его живым. Это был Делаборд, любовник Женевьевы, добивавшийся ее руки. А живой муж был помехой на его пути. Пожениться им так и не удалось.

Исследователи считают, что Бизе сам наложил на себя руки. Он сам резанул себя по шее, надеясь, что перережет артерию.

Эти основания были не беспочвенными. В последние месяцы великий музыкант не мог преодолеть депрессию, его угнетали болезни и творческие неудачи. Перед тем, как уехать на летний отдых, Бизе привел в порядок свои бумаги, распорядился имуществом и наследием. Доктор, которому пришлось констатировать смерть, мог не назвать истинную причину, так как об этом попросили родные.

Документальных подтверждений ни одной из версий нет. Возможно, какие-то доказательства были в дневнике Людовика Галеви, родного дяди Женевьевы, но он уничтожил свои записи. Вдова композитора потребовала, чтобы все друзья и знакомые, получавшие от него письма на протяжении последних пяти лет, избавились от них.

Могила и памятник Жоржу Бизе

Местом упокоения Бизе стало кладбище Пер Лашез. Во время прощальной церемонии звучали отрывки из его произведений. В 1876 году на могиле композитора появился памятник, автором которого стал Поль Дюбуа. На постаменте была одна лаконичная фраза: «Жоржу Бизе, его семья и друзья».

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Жорж Бизе

Биография

Жорж Бизе – великий французский композитор, пианист-виртуоз эпохи романтизма. Его произведения, не всегда по достоинству оцененные современниками, пережили создателя. Опера «Кармен», шедевр музыкального искусства, более 100 лет собирает публику в лучших театрах мира.

Детство и юность

Жорж Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже. Мало кто знает, что настоящее имя композитора – Александр Сезар Леопольд, в честь великих императоров, а Жорж получено при крещении.

Портрет Жоржа Бизе

Мать Жоржа, Эме, была пианисткой, а ее брат Франсуа Дельсарт – певцом и преподавателем вокала. Отец Адольф-Аман какое-то время занимался изготовлением париков, а затем стал учителем пения, несмотря на отсутствие специального образования.

В доме на улице Тур д’Овернь постоянно звучала музыка, завораживая ребенка. Вместо того, чтобы играть со сверстниками, маленький Жорж с увлечением осваивал нотную грамоту, мама учила сына играть на фортепиано.

Жорж Бизе в молодости

В 6 лет Бизе пошел в школу и полюбил чтение, но Эме, видя поразительные способности мальчика к музыке, заставляла его часами сидеть за роялем. Благодаря этому накануне 10-го дня рождения, 9 октября 1848 года, Жорж поступил в Парижскую музыкальную консерваторию вольнослушателем в класс Антуана Мармонтеля, знаменитого фортепианного педагога 2-й половины 19 века.

Будущий композитор обладал абсолютным слухом и феноменальной памятью, он получил первую премию на конкурсе сольфеджио, что дало право на бесплатные уроки по композиции у знаменитого преподавателя того времени Пьера Циммермана. Инструмент отодвинулся на второй план, появилась мечта сочинять музыку для театра.

Жорж Бизе

Окончив класс фортепиано, Бизе начал изучать композицию у Фроманталя Галеви, преподавателя, художественного руководителя парижского «Театра Итальен». Сочинение музыки захватило студента консерватории, в это время он написал много произведений в разных жанрах.

Параллельно с композицией Жорж начал играть на органе в классе профессора Франсуа Бенуа и вскоре завоевал вторую, а затем и первую премию Консерватории за исполнительское мастерство.

Музыка

В годы учебы Бизе создал первые музыкальные произведения: «Симфонию до мажор», неизвестную до 1933 года, найденную в архивах Парижской консерватории, и комическую оперу «Дом доктора».

Композитор Жорж Бизе

Знакомство публики с начинающим композитором состоялось после творческого соревнования, объявленного Жаком Оффенбахом, владельцем театра «Буфф-Паризьен» на Монмартре. Нужно было написать музыкальный комедийный спектакль с участием 4 персонажей. Награда – золотая медаль и 1200 франков. Бизе представил жюри оперетту «Доктор Миракль» и разделил премию с Шарлем Лекоком.

В 1857 году для ежегодного конкурса Академии изящных искусств начинающий композитор сочинил кантату «Кловис и Клотильда», стал лауреатом Римской премии, получил грант и поехал на стажировку в Рим. Бизе очаровала красота Италии, он увлекся оперой, влюбился в музыку Моцарта и картины Рафаэля. В Риме композитор должен был по условиям гранта создать кантату, но вместо этого сочинил комическую оперу «Дон Прокопио» и оду-симфонию «Васко да Гамма».

Жорж Бизе

Осенью 1960 года зарубежная стажировка Бизе вынужденно прервалась из-за болезни матери, и он вернуться в Париж. Следующие 3 года стали трудными в творческой биографии композитора. Жорж вынужден был зарабатывать на жизнь созданием развлекательной музыки для кафе-концертов, перекладывать оркестровые партитуры известных произведений для фортепиано, давать частные уроки.

Как Римский лауреат, Бизе должен был написать комическое произведение для театра «Опера-Комик», но это было невозможно по личным причинам. В 1961 году умерла мама, а через полгода скончался учитель Фроманталь Галеви. В 1863 году композитор, преодолев переживания, создал лирическую оперу «Искатели жемчуга», а затем оперу «Пертская красавица» на сюжет Вальтера Скотта.

Дмитрий Хворостовский и Кастроново исполняют дуэт из оперы «Искатели жемчуга»

В 70-х годах начался расцвет творчества Бизе. В театре «Опера Комик» прошла премьера «Джамиле», критики и зрители оценили тонкий стиль и изящество арабских мотивов произведения. В 1872-м композитор сочинил музыку к драме Альфонса Доде «Арлезианка». Постановка не имела успеха и была переделана автором в оркестровую сюиту.

Вершиной творчества Бизе стала опера «Кармен», не оцененная при жизни автора. Премьера 1875 года провалилась и вызвала негативную реакцию прессы, постановку назвали скандальной и аморальной. Несмотря на это, спектакль в течение первого года показали 45 раз. Зрители ходили на него из любопытства, возросшего вдвое после смерти композитора.

Увертюра к опере Жоржа Бизе «Кармен»

Бизе не дожил до признания его творения. Первые положительные отзывы появились через год после премьеры. «Кармен» оценили Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс. Петр Ильич Чайковский, не один раз в течение года смотревший постановку, писал:

«Бизе — художник, отдающий дань веку и современности, но согретый истинным вдохновением. И что за чудный сюжет оперы! Я не могу без слез играть последнюю сцену!».

Зрители полюбили героиню, музыкальный портрет которой соткан из звуков хабанеры, поло, сегидильи. Куплеты тореадора растопили сердца публики.

Личная жизнь

Первой любовью Бизе была итальянка Джузеппа. Этим отношениям не суждено было быть долгими, так как композитор покинул Италию, а девушка за ним не последовала.

Мадам Селеста Могадор, графиня де Шабрийан

Интересным фактом в биографии автора «Кармен» было страстное увлечение Мадам Могадор, известной как графиня де Шабрийан, оперная певица мадам Лионель, писательница Селеста Венар. Дама была гораздо старше Жоржа, пользовалась скандальной известностью. Композитор не был с ней счастлив, страдал от перепадов настроения и непристойных выходок. После разрыва долго прибывал в депрессии.

Счастье Бизе обрел с дочерью своего учителя Фроманталя Галеви, Женевьевой. Браку предшествовала упорная борьба с родственниками избранницы, которые были против свадьбы. Молодые отстояли свою любовь и обвенчались 3 июня 1869 года, поселились в популярном у творческих людей месте Барбизон.

Женевьева Галеви, жена Жоржа Бизе

В 1870 году началась Франко-прусская война, композитора призвали в ряды Национальной гвардии, но быстро освободили от службы как Римского стипендиата. Он забрал молодую жену из Барбизона и вернулся в Париж, где как мог помогал защитникам города.

10 июля 1871 года Женевьева родила сына, мальчика назвали Жак. По слухам, у композитора было двое детей, 2-й мальчик Жан – от служанки Марии Рейтер. Жорж любил сына и жену, но не мог быть вполне счастлив в личной жизни. Женевьева считала супруга неудачником и завела роман с пианистом и соседом Эли-Мириамом Делабордом. Бизе знал об этом и сильно переживал.

Смерть

Смерть Бизе до сих пор остается загадкой для исследователей. Известно, что это произошло в Буживале, куда семья композитора в сопровождении служанки Марии Рейтер с сыном отправилась на лето. Они поселились в двухэтажном доме, сохранившемся до сих пор, его фото есть в Интернете.

Дом Жоржа Бизе в Буживале

Бизе болел, но это не помешало ему 29 мая 1875 года отправиться на прогулку к реке в компании жены и соседа Делаборда. Жорж любил плавать. Он искупался в холодной воде. 30 мая композитора свалил приступ ревматизма с лихорадкой и нестерпимыми болями, отказали руки и ноги. Через день случился сердечный приступ. Когда пришел врач, Бизе стало легче, но ненадолго.

Следующий день больной провел в бреду, а к вечеру приступ повторился. Композитор скончался 3 июня 1875 года. Последним, кто видел композитора живым, был Делаборд. Врач констатировал причину смерти: сердечное осложнение острого суставного ревматизма.

Памятник Жоржу Бизе

Сенсационной стала версия, озвученная другом композитора Антони де Шуданом, который первым приехал в Бужеваль, узнав о трагедии. Он сказал, что на шее Бизе была резаная рана, которую мог нанести последний, кто видел Жоржа живым, а именно Делаборд. У соседа были причины для убийства, он ухаживал за Женевьевой, а муж стоял на пути к счастью. Впоследствии Делаборд хотел жениться на вдове композитора, но свадьба не состоялась.

Еще одной возможной причиной смерти создателя «Кармен» исследователи считают самоубийство. По их мнению, рану композитор нанес себе сам, пытаясь перерезать трахею или артерию. Основания для такого предположения были. Последнее время Жорж был в депрессии из-за творческих неудач и болезней. Перед отъездом в Бужеваль он навел порядок в бумагах, сделал важные распоряжения. Врач, констатировавший смерть, мог скрыть факт суицида по просьбе родных.

Могила Жоржа Бизе

Документы, подтверждающие какую-либо из версий, не сохранились. Дядя Женевьевы, Людовик Галеви, вел дневник, который мог бы пролить свет на тайну смерти композитора, но строки, написанные после печального события, были уничтожены. Кроме того, вдова Бизе потребовала от друзей и знакомых избавиться от писем Жоржа за последние 5 лет.

Композитора похоронили на кладбище Пер Лашез. На церемонии исполнили отрывки из произведений покойного. Спустя год на могиле установили памятник работы Поля Дюбуа с надписью на постаменте:

Произведения

  • 1858-1859 – «Дон Прокопио»
  • 1862-1863 – «Искатели жемчуга»
  • 1862-1865 – «Иван IV»
  • 1866 – «Пертская красавица»
  • 1873-1874 – «Кармен»
  • 1855-1857 – «Элоиза де Монфор»
  • 1855-1857 – «Возвращение Виргинии»
  • 1857 – «Кловис и Клотильда»
  • 1857 – «Доктор Миракль»
  • 1859 – «Улисс и Цирцея»
  • 1859-1860 – «Васко да Гама»

Произведения для оркестра

  • 1866-1868 – «Рим» («Воспоминания о Риме»)
  • 1873 – Увертюра «Родина»

Жорж Бизе

Французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес и опер

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ
Иоганн Себастьян Бах
Фредерик Шопен

Жорж Бизе — биография

Ж орж Бизе — прославленный французский композитор эпохи позднего романтизма. Даже по меркам своего времени, богатого на таланты, музыкант был невероятно одаренным.

Творческую деятельность начал с ранних лет. Много и кропотливо учился под руководством самых известных и талантливых людей своего времени. Осваивал нотную грамоту и игру на фортепиано, а чуть позже — мастерство композиции.

Будучи талантливым молодым человеком, Бизе мог начать свой творческий путь с крупных произведений. Но он принял другое решение и начал развиваться постепенно, совершенствуя свои умения на малых музыкальных формах.

Несмотря на природную одаренность, путь композитора нельзя назвать простым и безоблачным. В истории музыканта было немало периодов, когда он едва сводил концы с концами. Был на грани голода и чтобы хоть как-то заработать писал мелодии под заказ.

Еще одним сложным моментом, который омрачал творческую карьеру, стали личные проблемы. Жорж Бизе увлекался разными женщинами, даже бывал в браке. Но счастья так и не нашел, что отражалось на его музыкальной деятельности.

Депрессии, в которые впадал маэстро, вызывали массу проблем и надолго выбивали творческого человека из колеи.

Детство и юность

Будущий композитор Жорж Бизе, в будущем известный как автор оперы «Кармен», родился 25-го октября 1838 года в городе Париже. Изначально молодому человеку дали имя Александр Сезар Леопольд. А Жоржем его назвали при крещении.

Мальчик происходил из семьи профессиональных музыкантов. Отца звали Адольф Арман Бизе. Мужчина занимался пением, в свободное время преподавал вокальное мастерство.

Матерью будущего талантливого композитора была Анна Леопольдина Эмэ. Женщина профессионально играла на фортепиано, была довольно известной личностью.

Не удивительно, какие таланты и возможности получил молодой человек. Жорж Бизе очень любил музыку. В доме семьи она играла постоянно. Все детство будущего композитора прошло в учебе, освоении нотной грамоты. Причем мальчика никто заниматься не заставлял. Рвение и тягу к знаниям проявлял он сам.

Жорж Бизе в детстве

Другим увлечением Бизе стало чтение. Мальчик любил классическую литературу, много и охотно с ней знакомился. Однако на это времени оставалось куда меньше.

Сделать первые шаги в музыке Молодому Жоржу активно помогала мать, давая ему уроки игры на фортепиано. А после того как Бизе исполнилось 6 и он отправился в школу — настояла на более плотных занятиях. Молодой человек много часов подряд проводил за клавишами.

Не удивительно, что мальчик к своим юным годам уже был довольно искусен в игре. Очень скоро он стал слушателем парижской консерватории. Это было в 1848-м году.

Жорж Бизе в молодости

На молодого человека обратили внимание видные преподаватели того времени. В тот период Бизе учился у одного из лучших педагогов по фортепианному мастерству того времени. Мужчину звали Антуан Мармонтель.

Талант мальчика получал признание уже в те годы. Молодой человек обладал отличным, очень тонким музыкальным слухом, имел хорошую память. Несколько раз становился победителем конкурсов по сольфеджио.

Едва Жоржу Бизе исполнилось 10 лет, он начал заниматься композицией с другим прославленным педагогом. Его новым наставником стал Пьер Циммерман. Также молодой человек брал уроки и у другого известного музыканта, Шарля Гуно.

Примерно с того момента молодой человек начал интересоваться композицией больше, чем исполнительством. После окончания фортепианного отделения Бизе учился у Фроманталя Галеви. Получил хорошую подготовку.

Жорж Бизе в юности

А став более уверенным в себе, молодой музыкант начал делать первые самостоятельные шаги.

Он пробовал свои силы в малых формах. Параллельно Бизе, чтобы расширить кругозор, освоил орган под руководством другого маститого музыканта по имени Франсуа Бенуа. С этого момента дела у начинающего композитора пошли в гору.

Творчество

Творческая биография Жоржа Бизе началась в 40-е годы 19-го века. Как раз в тот момент молодой человек еще учился в консерватории. Нарабатывал опыт и оттачивал свои навыки.

Пробой пера музыканта стала «Симфония до-мажор». Это произведение было неизвестно многие годы. Только к середине прошлого века его нашли в архивах парижской консерватории.

На профессиональном поприще молодой человек развивался постепенно. Впервые имя начинающего композитора столица услышала после победы в творческом конкурсе. Его организовал Жак Оффенбах, руководитель театра Буфф-Паризьен. Условием было написать небольшую комедию на 4 героя.

Бизе представил на суд оперетту «Доктор Миракль». Жюри по достоинству оценило труд молодого человека. Первое место досталось сразу двум конкурсантам: Жоржу Бизе и Шарлю Лекоку.

Через некоторое время, в 57-м мужчина принимал участие в другом конкурсе. Специально для него Бизе написал произведение «Кловис и Клотильда». Кантата заняла первое место. Композитор получил возможность посетить Рим. В течение трех ближайших лет он изучал музыкальное искусство Италии, занимался образованием.

По условиям полученного гранта, Бизе должен был написать еще одну кантату. Однако под влиянием римского колорита и музыкальной традиции Бизе подготовил сразу два крупных произведения. Оперу «Дон Прокопио» и симфонию «Васко де Гама».

В 1860 году мужчина отправился домой, в Париж. Причиной тому стала болезнь матери. С этого момента в жизни Бизе начался трудный период. Он едва сводил концы с концами. Чтобы не умереть с голоду, писал музыку под заказ. Также перекладывал партитуры, давал частные уроки игры на фортепиано.

В 1861 году мать композитора скончалась. А через полгода из жизни ушел и преподаватель Бизе, Фроманталь Галеви, с которым мужчина поддерживал близкие отношения.

Личные потери и трагедии надолго выбили музыканта из колеи. В себя Жорж пришел только через полтора года, в 1863-м. После тяжелой депрессии он написал новое произведение — «Искатели жемчуга».

Романтическую оперу встретили тепло. Следом за ней под впечатлением от работы Вальтера Скотта на свет появилась другая опера — «Пертская красавица».

В последующие годы Жорж Бизе находился в состоянии творческого спада. Дела пошли в гору только к 70-м годам. Именно на этот период приходится расцвет его карьеры. Крупным успехом пользовалась опера «Джамиле».

Слушайте Djamileh — Risako Kurosawa на Яндекс.Музыке

Публика приняла новое произведение с восторгом, отмечая тонкость и изящество приемов и решений. Хорошие отзывы давали не только простые зрители, но и профессиональные критики.

Следующий успех ждал мужчину в 1872-м. Жорж Бизе выступил автором музыки к «Арлезианке». Постановка Альфонса Доде, однако, была принята более чем скромно. Потому Бизе пришлось переписать произведение и придать ему формат сюиты. Именно в таком виде оно и приобрело известность.

Без преувеличения произведением всей жизни Бизе можно назвать оперу «Кармен». Она вышла в свет в 1875-м году. Интересно, что сразу после создания она не получила должного признания.

Из-за особенностей мотивов, а также тематики, ее быстро записали в аморальные. На произведение автора вылили немало грязи. Однако негатив не остановил зрителей.

Оперу только в первый год поставили больше 40 раз. Немалую роль в привлечении такого внимания сыграла шумиха, которую подняли вокруг произведения. К тому же, ее автор скончался, не прошло и года после выхода крупнейшей работы в свет. Что только повышало градус интереса.

Ситуация стала исправляться лишь в 1876-м. Спустя год после смерти композитора. Его работу оценили по достоинству как зрители, так и представители профессионального сообщества.

Об опере тепло высказались Петр Чайковский, Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс. Все как один отмечали необычный ходы, а также сюжет произведения.

Портрет Жоржа Бизе

К несчастью, славой Ж. Бизе при жизни насладиться так и не смог. С годами интерес к его творчеству стал только расти. Сейчас же маэстро считается одним из крупнейших классиков мировой музыки. Находится в ряду с мэтрами со всего света.

Личная жизнь

Несмотря на все таланты, французский композитор был глубоко несчастлив в личной жизни.

Первой избранницей мужчины стала итальянка по имени Джузеппа. Кем она была — точно не известно. Можно сказать лишь то, что Бизе познакомился с ней, пока учился и работал в Риме.

Отношения продлились совсем не долго. После известия о болезни матери, композитор отправился во Францию. Ехать с ним женщина не захотела.

Следующей избранницей Бизе выступила мадам Могадор. Ее знали под несколькими именами: Салеста Венар, Лионель или графиня Шабрийан.

Она была старше музыканта, к тому же отличалась дурной репутацией. Частенько выкидывала непристойности, устраивала Бизе скандалы из-за взбалмошного характера и резких перепадов настроения.

Мадам Селеста Могадор, графиня де Шабрийан

Этот роман был для музыканта настоящей мукой. Однако он питал к капризной женщине нездоровую страсть и долгое время не мог разорвать эти отношения. После же окончания романа, композитор Бизе впал в глубокую депрессию, из которой долго выбирался.

В 1869-м году мужчина сочетался браком с Женевьевой Галеви, дочерью своего старого преподавателя. Поначалу отношения складывались почти идеально. И это несмотря на то, что право на брак супруги отстаивали перед родственниками жены, которые никак не хотели давать на него согласие. Однако идиллия продлилась совсем недолго.

Женевьев Галеви

В 1871-м году на свет появился единственный сын Бизе, которого назвали Жак. Уже к тому моменту супруга композитора полностью охладела к своему мужу. Из-за частых творческих кризисов и недостаточного по мнению женщины признания Бизе, она открыто считала его неудачником.

Спустя совсем немного времени после заключения брака, Женевьева закрутила роман с соседом. Ее любовником стал пианист Эли Мириам Делаборд. Сам Бизе хорошо знал об этих отношениях на стороне, что приносило ему немало страданий.

Эли Мириам Делаборд

Есть информация о том, что композитор был отцом еще одного мальчика, которого он зачал от Марии Рейтер, служанки. Однако подтверждения этому так и не нашлось.

Смерть композитора

Почему Бизе умер — остается загадкой до сих пор. Кончина настигла музыканта в пригороде Парижа, Буживале, где он с семьей остановился на лето.

29-го мая 1875 года мужчина, будучи на прогулке, решил поплавать в холодной воде. На следующий день композитора свалил страшный приступ ревматоидной болезни. Он страдал сильными болями в суставах.

Очень скоро начались проблемы с движениями. Бизе не мог нормально контролировать руки и ноги. Еще через некоторое время начались боли в груди. Прибывший врач диагностировал сердечный приступ.

Постепенно состояние мужчины стало стабилизироваться. Однако не прошло и суток, как оно вновь ухудшилось. Так продолжалось до 3-го июня, когда мужчина скончался.

Официальной причиной смерти автора оперы «Кармен» считают сердечную недостаточность на фоне острого ревматоидного артрита. Однако эта версия вызывает много вопросов.

Прибывший на место друг композитора Бизе, Антони де Шудан заметил на шее музыканта резаную рану. На момент гибели мужчины, рядом с ним находился Делаборд. Это и натолкнуло Шудана на мысль о причастности любовника жены Бизе к смерти композитора. Тем более, что у того был мотив. Он долгое время добивался руки и сердце Женевьевы, а живой муж той был для него ненужным препятствием.

Была версия и о самоубийстве Бизе, который пытался перерезать себе горло. Под этим представлением также была рациональная почва. Поскольку Бизе перед отъездом в пригород Париже привел в порядок бумаги и имущественные дела. К тому же, находился в сильной депрессии.

Как бы то ни было, точная причина смерти не известна до сих пор. Свет на произошедшее могли пролить записи родного дяди Женевьевы, Людовика Галеви. Но свой дневник он сжег.

Подозрительным был и тот факт, что жена Бизе, потребовала уничтожить все письма, которые друзья ее дяди получили за несколько лет. Загадка кончины известного музыканта остается нераскрытой до сих пор.

Последним пристанищем именитого композитора стало кладбище Пер-Лашез в Париже.

Могила Жоржа Бизе на кладбище Пер Лашез

Жорж Бизе (1838-1875) – биография, жизнь и творчество композитора

  • Поддержите наш сайт →

Georges Bizet

. Мне нужен театр: без него я ничто.
Ж. Бизе

Свою недолгую жизнь французский композитор Ж. Бизе посвятил музыкальному театру. Вершина его творчества — «Кармен» — до сих пор остается одной из самых любимых опер для многих и многих людей.

Бизе вырос в культурной образованной семье; отец был учителем пения, мать играла на фортепиано. С 4 лет Жорж начал заниматься музыкой под руководством матери. В возрасте 10 лет поступил в Парижскую консерваторию. Его учителями стали виднейшие музыканты Франции: пианист А. Мармонтель, теоретик П. Циммерман, оперные композиторы Ф. Галеви и Ш. Гуно. Уже тогда раскрылось разностороннее дарование Бизе: он был ярким пианистом-виртуозом (сам Ф. Лист восхищался его игрой), неоднократно получал премии по теоретическим дисциплинам, увлекался игрой на органе (впоследствии, уже приобретая известность, занимался у С. Франка).

В консерваторские годы (1848-58) появляются произведения, полные юношеской свежести и непринужденности, среди которых Симфония до мажор, комическая опера «Дом доктора». Окончание консерватории ознаменовалось получением Римской премии за кантату «Кловис и Клотильда», дававшей право на четырехлетнее пребывание в Италии и государственную стипендию. Тогда же для конкурса, объявленного Ж. Оффенбахом, Бизе пишет оперетту «Доктор Миракль», которая тоже была отмечена премией.

В Италии Бизе, очарованный благодатной южной природой, памятниками архитектуры и живописи, много и плодотворно работает (1858-60). Он занимается изучением искусства, читает множество книг, постигает красоту во всех ее проявлениях. Идеалом для Бизе становится прекрасный, гармоничный мир Моцарта и Рафаэля. Истинно французское изящество, щедрый мелодический дар, тонкий вкус навсегда стали неотъемлемыми чертами стиля композитора. Бизе все больше привлекает музыка оперная, способная «слиться» с изображаемым на сцене явлением или героем. Вместо кантаты, которую композитор должен был представить в Париже, он пишет комическую оперу «Дон Прокопио», выдержанную в традициях Дж. Россини. Создается также ода-симфония «Васко да Гама».

С возвращением в Париж связано начало серьезных творческих исканий и одновременно тяжелой, рутинной работы ради куска хлеба. Бизе приходится делать переложения чужих оперных партитур, писать развлекательную музыку для кафе-концертов и одновременно создавать новые произведения, работая по 16 часов в сутки. «Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части. Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги — к черту!» Вслед за Гуно Бизе обращается к жанру лирической оперы. Его «Искатели жемчуга» (1863), где естественность выражения чувств сочетается с восточной экзотикой, вызвала похвалу Г. Берлиоза. В «Пертской красавице» (1867, на сюжет В. Скотта) изображена жизнь простых людей. Успех этих опер был не так велик, чтобы упрочить положение автора. Самокритика, трезвое осознание недостатков «Пертской красавицы» стали залогом будущих достижений Бизе: «Это эффектная пьеса, но характеры мало обрисованы. Школа избитых рулад и лжи умерла — умерла навсегда! Похороним ее без сожаления, без волнения — и вперед!» Ряд замыслов тех лет остался неосуществленным; не была поставлена законченная, но в целом неудачная опера «Иван Грозный». Кроме опер Бизе пишет оркестровую и камерную музыку: завершает симфонию Рим, начатую еще в Италии, пишет пьесы для фортепиано в 4 руки «Детские игры» (некоторые из них в оркестровом варианте составили «Маленькую сюиту»), романсы.

В 1870 г., во время франко-прусской войны, когда Франция находилась в критическом положении, Бизе вступает в ряды Национальной гвардии. Спустя несколько лет его патриотические чувства нашли выражение в драматической увертюре «Родина» (1874). 70-е гг. — расцвет творчества композитора. В 1872 г. состоялась премьера оперы «Джамиле» (по поэме А. Мюссе), тонко претворившей; интонации арабской народной музыки. Для посетителей театра Комической оперы (Opera-Comique) было неожиданностью увидеть произведение, рассказывающее о беззаветной любви, преисполненное чистой лирики. Подлинные ценители музыки и серьезные критики увидели в «Джамиле» начало нового этапа, открытие новых путей.

В произведениях этих лет чистота и изящество стиля (всегда присущие Бизе) отнюдь не препятствуют правдивому, бескомпромиссному выражению драмы жизни, ее конфликтов и трагических противоречий. Теперь кумирами композитора становятся В. Шекспир, Микеланджело, Л. Бетховен. В своей статье «Беседы о музыке» Бизе приветствует «страстный, буйный, подчас даже необузданный темперамент, подобный Верди, который дарит искусству живое, мощное произведение, сотворенное из золота, грязи, желчи и крови. Я меняю кожу и как художник, и как человек», — говорит о себе Бизе.

Одна из вершин творчества Бизе — музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872). Постановка пьесы была неудачной, и композитор из лучших номеров составил оркестровую сюиту (вторую сюиту после смерти Бизе составил его друг, композитор Э. Гиро). Как и в предыдущих произведениях, Бизе придает музыке особый, специфический колорит места действия. Здесь это Прованс, и композитор использует народные провансальские мелодии, насыщает все произведение духом старофранцузской лирики. Красочно, легко и прозрачно звучит оркестр, Бизе достигает изумительного разнообразия эффектов: это колокольный звон, блеск красок в картине народного праздника («Фарандола»), утонченно-камерное звучание флейты с арфой (в менуэте из Второй сюиты) и печальное «пение» саксофона (Бизе первым ввел этот инструмент в симфонический оркестр).

Последними работами Бизе были незавершенная опера «Дон Родриго» (по драме Корнеля «Сид») и «Кармен», поставившая ее автора в ряд величайших художников мира. Премьера «Кармен» (1875) стала и самой крупной жизненной неудачей Бизе: опера со скандалом провалилась и вызвала резкую оценку прессы. Через 3 месяца 3 июня 1875 года композитор скончался в предместье Парижа Буживаль.

Несмотря на то, что «Кармен» была поставлена в театре Комической оперы, этому жанру она соответствует лишь некоторыми формальными признаками. В сущности, это музыкальная драма, обнажившая реальные противоречия жизни. Бизе использовал сюжет новеллы П. Мериме, но возвысил его образы до значения поэтических символов. И при этом все они — «живые» люди с яркими, неповторимыми характерами. Композитор вводит в действие народные сцены с их стихийным проявлением жизненной силы, бьющей через край энергии. Цыганская красавица Кармен, тореадор Эскамильо, контрабандисты воспринимаются как часть этой свободной стихии. Создавая «портрет» главной героини, Бизе использует мелодии и ритмы хабанеры, сегидильи, поло и т. п.; при этом ему удалось глубоко проникнуть в дух испанской музыки. Совсем к другому миру — уютному, удаленному от бурь, принадлежат Хозе и его невеста Микаэла. Их дуэт выдержан в пастельных тонах, мягких романсных интонациях. Но Хозе буквально «заражается» страстью Кармен, ее силой и бескомпромиссностью. «Обычная» любовная драма поднимается до трагедии столкновения человеческих характеров, сила которых превосходит страх смерти и побеждает его. Бизе воспевает красоту, величие любви, пьянящее чувство свободы; без предвзятого морализирования он правдиво раскрывает свет, радость жизни и ее трагизм. В этом вновь проявляется глубокое духовное родство с автором «Дон-Жуана» — великим Моцартом.

Уже через год после неудачной премьеры «Кармен» с триумфом ставится на крупнейших сценах Европы. Для постановки в парижском театре Grand Opera Э. Гиро заменил разговорные диалоги речитативами, ввел ряд танцев (из других произведений Бизе) в последнее действие. В этой редакции опера известна сегодняшнему слушателю. В 1878 г. П. Чайковский писал, что «Кармен — это в полном смысле шедевр, т. е. одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Я убежден, что лет через десять „Кармен“ будет самой популярной оперой в мире. »

В творчестве Бизе нашли выражение лучшие прогрессивные традиции французской культуры. Это — высшая точка реалистических устремлений во французской музыке XIX века. В произведениях Бизе ярко запечатлелись те черты, которые Ромен Роллан определял как типичные национальные особенности одной из сторон французского гения: «. героическая действенность, опьяненность разумом, смех, страсть к свету». Такова, по мысли писателя, «Франция Рабле, Мольера и Дидро, а в музыке. Франция Берлиоза и Бизе».

Недолгая жизнь Бизе была наполнена кипучей, напряженной творческой работой. Не сразу он нашел себя. Но незаурядная личность художника проявлялась во всем, что он делал, хотя на первых порах его идейно-художественным исканиям еще недоставало целеустремленности. С годами у Бизе все более укреплялся интерес к жизни народа. Смелое обращение к сюжетам повседневного быта помогло ему создать образы, точно выхваченные из окружающей действительности, обогатить современное искусство новой тематикой и на редкость правдивыми, сильными средствами в изображении здоровых, полнокровных чувств во всем их многообразии

Общественный подъем на рубеже 60—70-х годов обусловил идейный перелом в творчестве Бизе, направил его к вершинам мастерства. «Содержание, содержание прежде всего!» — восклицал он в эти годы в одном из писем. Его привлекает в искусстве размах мысли, широта концепции, жизненная правдивость. В своей единственной статье, опубликованной в 1867 году, Бизе писал: «Я ненавижу педантизм и ложную эрудицию. Крючкотворствуют, вместо того, чтобы творить. Композиторов становится все меньше, зато партии, секты множатся до бесконечности. Искусство беднеет до полной нищеты, но технология обогащается многословием. Будем же непосредственны, правдивы: не станем требовать от великого художника тех чувств, которых ему недостает, и воспользуемся теми, которыми он обладает. Когда страстный, буйный, даже грубый темперамент, вроде Верди, дарит искусству произведение живое и сильное, слепленное из золота, грязи, желчи и крови, не вздумаем сказать ему холодно: «Но, сударь, это не изысканно».— Изысканно. А разве Микеланджело, Гомер, Данте, Шекспир, Сервантес, Рабле изысканны. ».

Эта широта взглядов, но вместе с тем и принципиальность, позволили Бизе многое любить и уважать в музыкальном искусстве. Наряду с Верди, среди ценимых Бизе композиторов должны быть названы Моцарт, Россини, Шуман. Из опер Вагнера он знал далеко не все (произведения послелоэнгриновского периода еще не были известны во Франции), но преклонялся перед его гением. «Очарование его музыки невероятно, непонятно. Это — сладострастие, наслаждение, нежность, любовь. Это не музыка будущего, ибо такие слова ничего не означают,— но это. музыка всех времен, так как она прекрасна» (из письма 1871 года). С чувством глубокого уважения Бизе относился к Берлиозу, однако более любил Гуно и с сердечной доброжелательностью отзывался об успехах своих современников — Сен-Санса, Массне и других.

Но выше всех он ставил Бетховена, которого боготворил, называя титаном, Прометеем; «. в музыке его,— говорил он,— всегда сильна воля». Именно волю к жизни, к действию Бизе воспевал в своих произведениях, требуя, чтобы чувства выражались «сильными средствами». Враг расплывчатости, претенциозности в искусстве, он писал: «прекрасное — это единство содержания и формы». «Без формы нет стиля»,— утверждал Бизе. От своих учеников он требовал, чтобы все было «крепко сделано». «Старайтесь, чтобы ваш стиль был более мелодичен, модуляции определеннее и отчетливее». «Будьте музыкальны,— добавлял он,— пишите прежде всего красивую музыку». Подобная красота и отчетливость, порыв, энергия, сила и ясность выражения присущи творениям Бизе.

Основные его творческие достижения связаны с театром, для которого он написал пять произведений (помимо того, ряд сочинений не был закончен либо по тем или иным причинам не поставлен на сцене). Влечение к театрально-сценической выразительности, вообще свойственное французской музыке, очень характерно для Бизе. Однажды он сказал Сен-Сансу: «Я не рожден для симфонии, мне нужен театр: без него я ничто». Бизе был прав: ему принесли мировую славу не инструментальные сочинения, хотя их художественные достоинства несомненны, но последние работы — музыка к драме «Арлезианка» и опера «Кармен». В этих произведениях полностью раскрылся гений Бизе, его мудрое, ясное и правдивое мастерство в показе большой драмы людей из народа, красочных картин жизни, ее светлых и теневых сторон. Но главное — он увековечил своей музыкой непреклонную волю к счастью, действенное отношение к жизня.

Сен-Санс охарактеризовал Бизе словами: «Он весь — молодость, сила, радость, бодрость духа». Таким предстает он и в музыке, поражающей солнечным оптимизмом в показе жизненных противоречий. Эти качества придают его творениям особую ценность: смелый художник, сгоревший в непосильном труде не достигнув тридцатисемилетнего возраста, Бизе выделяется среди композиторов второй половины XIX века своей неиссякаемой жизнерадостностью, а созданные им последние творения — в первую очередь опера «Кармен» — принадлежат к лучшему, чем славится мировая музыкальная литература.

Сочинения:

Произведения для театра
«Доктор Миракль», оперетта, либретто Баттю и Галеви (1857)
«Дон Прокопио», комическая опера, либретто Камбиаджо (1858—1859, при жизни композитора не была исполнена)
«Искатели жемчуга», опера, либретто Карре и Кормона (1863)
«Иван Грозный», опера, либретто Леруа и Трианона (1866, при жизни композитора не была исполнена)
«Пертская красавица», опера, либретто Сен-Жоржа и Адени (1867)
«Джамиле», опера, либретто Галле (1872)
«Арлезианка», музыка к драме Доде (1872; Первая сюита для оркестра — 1872; Вторая составлена Гиро после смерти Бизе)
«Кармен», опера, либретто Мельяка и Галеви (1875)

Симфонические и вокально-симфонические произведения
Симфония C-dur (1855, при жизни композитора не была исполнена)
«Васко да Гама», симфония-кантата на текст Делартра (1859—1860)
«Рим», симфония (1871; первоначальная редакция — «Воспоминания о Риме», 1866—1868)
«Маленькая оркестровая сюита» (1871)
«Родина», драматическая увертюра (1874)

Фортепианные произведения
Большой концертный вальс, ноктюрн (1854)
«Песня Рейна», 6 пьес (1865)
«Фантастическая охота», каприччио (1865)
3 музыкальных эскиза (1866)
«Хроматические вариации» (1868)
«Пианист-певец», 150 легких фортепианных переложений вокальной музыки (1866— 1868)
Для фортепиано в 4 руки
«Детские игры», сюита из 12 пьес (1871; 5 из этих пьес вошли в «Маленькую оркестровую сюиту»)
Ряд переложений произведений других авторов

Песни
«Листки из альбома», 6 песен (1866)
6 испанских (пиренейских) песен (1867)
20 песен, сборник (1868)

Жорж Бизе

РОЖДЕННЫЙ ПОБЕЖДАТЬ ЖОРЖ БИЗЕ

В историю музыки Жорж Бизе вошел благодаря одному очень популярному произведению. Сведущие люди утверждают, что такие случаи бывают нечасто. Судьба подарила такой шанс Жоржу Бизе, написавшему всемирно известную оперу «Кармен», но эта же судьба многое взяла взамен.

Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года. Его назвали звучными именами трех полководцев: Александр – Цезарь – Леопольд, но в семье он был Жоржем. С этим именем Бизе вошел в историю, а данное при рождении имя всегда напоминало о себе…

Ребенок без детства

Жоржу нравилось заниматься музыкой и с отцом, учителем пения, и с матерью, профессиональной пианисткой. В то же время, он, как любой мальчишка, хотел бегать по улицам и играть с другими детьми. Родители думали по-другому. В четыре года мальчик уже знал ноты и умел играть на фортепьяно, а за две недели до десятилетия поступил в Парижскую консерваторию. Детство закончилось не начавшись. В тринадцать лет Жорж начал сочинять музыку.

Утром в консерваторию сына неизменно приводила мама, а после занятий забирала домой. Дальше все было по сценарию – его кормили, а потом закрывали в комнате, где Жорж играл на пианино до тех пор, пока не засыпал от усталости. Юный музыкант старался сопротивляться матери и в то же время понимал, что ее упрямство и его талант дают результаты. Все же ему больше нравилась литература. «Ты вырос в музыкальной семье, – говорила мать, когда заставала его за чтением, – и будешь музыкантом, а не литератором. Выдающимся!»

Учиться Жоржу было легко, он схватывал все на лету. В девятнадцать Бизе закончил консерваторию и стал самым молодым лауреатом, получившим Большую Римскую премию, – за кантату «Кловис и Клотильда». Вечный город, в котором Жорж учился, стал для него источником вдохновения, творческих исканий и любви.

Первая любовь Жоржа Бизе

Полноватый и близорукий, с кудрями, завивавшимися так туго, что их сложно было расчесать, Бизе не считал себя привлекательным для женщин. Говорил он всегда быстро, немного сбивчиво и был уверен, что такая манера изъяснения женщинам вовсе не нравится. Еще у него постоянно потели руки, чего он тоже страшно стеснялся и все время краснел.

Со смешливой и кокетливой Джузеппой Жорж познакомился в Италии и, конечно же, стал звать ее в Париж. Юноша был опьянен счастьем и все время повторял: «Я не богат, но заработать денег – это так просто. Две удачные комические оперы, и мы будем жить как короли».

Письмо о болезни матери застало его врасплох. Он уезжал, заручившись обещанием Джузеппы приехать, как только его матери станет лучше. Отец горевал в одной комнате, Жорж в другой. Нужны были деньги, чтобы бороться с болезнью и нищетой. Если бы Жорж сейчас смог написать гениальное произведение, которое принесло бы ему много денег, но на это нужно время, а его нет.

«Временная» работа Жоржа Бизе

Жорж Бизе встретился с владельцем одного из самых известных парижских издательств Антуаном Шуданом. Он с удивлением рассматривал молодого человека и не мог поверить, что перед ним сидит лауреат престижной Римской премии, молодой гений. Ставить на начинающего композитора было рискованно, но издатель хорошо понял, что юноше нужны деньги и он готов работать, поэтому предложил заняться переложением для фортепиано опер известных сочинителей.

Сутки напролет Бизе корпел над чужими партитурами. Он исправно получал деньги, но их все время не хватало. «Пиши симфонию, – словно в бреду повторяла мать, – как только ты это сделаешь, слава найдет тебя». Но на симфонию у него не было времени. Черновики множились, и, несмотря на его упорный труд, с каждым днем росли долги. Мать умерла через год после его приезда…

Музыкальный театр манил композитора. Он старался ходить на все премьеры, но все, что он писал, не находило одобрения. Комическая опера «Дон Прокопио» не была оценена. Ряд оркестровых пьес, которые позже войдут в цикл «Воспоминание о Риме», – тоже. Друзья советовали продолжить карьеру пианиста, но Жорж хотел сочинять музыку и был уверен, что выбранный путь приведет его к успеху. Оставалось только работать, ждать и терпеть нужду.

В 1863 году состоялась премьера оперы «Ловцы жемчуга». Критика отметила естественность и красоту вокальных партий, множество выразительных моментов в партитуре – и все. Опера прошла на сцене 18 раз и была снята с репертуара. Все вернулось: бессонные ночи, чужие партитуры, уроки музыки. От нервного истощения спасали обливания холодной водой, прогулки по городу и посещение театров.

Любовь – насмешка

Однажды в поезде Жорж Бизе познакомился с Могадор – оперной дивой мадам Лионель, писательницей Селестой Венар, графиней де Шабрийан. Юность она провела в притонах, потом стала танцовщицей, а затем увлеклась литературой и стала описывать то, что знала о жизни, в романах. Ее книги не залеживались на полках. О них старались не говорить в приличных домах, но о существовании этой женщины знал каждый парижанин. Во время встречи с Бизе прелестная Могадор была вдовой и владелицей музыкального театра, где пела главные партии.

графиня де Шабрийан

Впервые за долгое время сердце Бизе учащенно забилось. Ему двадцать восемь, ей сорок два. Все его невзгоды и горести утонули в непритворной страсти этой женщины. Счастье было недолгим. Перепады настроения Могадор ввергали Жоржа в отчаяние. В порыве гнева просыпались все дурные привычки Могадор. Бизе с его тонким вкусом и ранимой душой страдал. Могадор старела. Ее преследовали финансовые неурядицы, он ничем не мог ей помочь. Его доходы по-прежнему едва позволяли оплачивать счета, а его любовь была ей ни к чему. Но расстаться с этой женщиной Бизе был не в силах. Во время очередного скандала любимая окатила Жоржа с головы до ног ушатом холодной воды. Бизе вышел на улицу, где тихо кружил снег.

«Тихое» счастье Жоржа Бизе

Гнойный тонзиллит – таков был диагноз врачей. Для человека, всю жизнь страдавшего простудами и ангинами, он сильно рисковал, возвращаясь в тот злополучный день пешком. Бизе работал лежа, почти не мог говорить. Но его физические страдания не шли ни в какое сравнение с душевными.

Жюль Элли Делоне

Опера «Пертская красавица» не имела успеха. Денег снова не было. Бизе почти не верил в себя. Он начинал работу и откладывал ее. Болезнь не заканчивалась, нищета не проходила. Весной 1869 года Жорж Бизе, еще слабый после болезни, вышел на прогулку. Он прошел мимо дома своего учителя и его охватило желание зайти туда, где ему было хорошо и спокойно. Здесь он встретился с повзрослевшей дочерью учителя.

Их роман не был стремительным. Наконец, Жорж сделал предложение. Казалось, в его многострадальную жизнь заглянуло солнце. Женевьева взяла на себя домашние хлопоты, и сократила траты, окружив Бизе такой нежностью и заботой, чтобы он снова смог работать.

Семейная идиллия была недолгой. Вскоре жене надоели постоянные отлучки мужа и его вечная занятость. Урок в тот день отменился, заболел ученик, и Бизе пришел домой раньше положенного срока. Единственным его желанием было сесть и начать писать, ведь у него был заказ – комическая опера «Джамиле». В столовой слышались голоса. Его жена смеялась, ей вторил мужской баритон…

«Кармен»

Прототипом главной героини должна стать Могадор с ее страстностью. Музыка, которая выходила из-под пера, не давала Бизе спать. И вот, наконец, премьера. Зал Парижской оперы полон. Бизе, стоя за кулисами, холодел от страха. «Кармен» не могла стать еще одним провалом…

Галли-Марье, первая исполнительница партии Кармен

Закончился первый акт. Холодный прием, жидкие хлопки. Постановка оказалась весьма посредственной. Музыку никто не оценил. Женевьева не выдержала и покинула зал. Бизе был раздавлен. Он бросился в холодную воду Сены и наутро свалился с лихорадкой. Пришла глухота, немели руки и ноги. Затем случился сердечный приступ. Композитор то приходил в сознание, то бредил. Умер Жорж Бизе на 37-м году жизни 3 июня 1875 года, не дожив меньше четырех месяцев до феерического успеха «Кармен» в Венской опере.

Через год после неудачной первой постановки оперу с триумфом поставят почти на всех крупных сценических площадках Европы. В 1878 году Петр Ильич Чайковский напишет: «Я убежден: лет через десять «Кармен» станет самой популярной оперой в мире».

Так и случилось. Такая же судьба ожидала не только эту оперу композитора. Большинство произведений Жоржа Бизе вошли в Золотой фонд мировой классической музыки.

ФАКТЫ

Уже в девять лет Жорж Бизе демонстрировал необычайные музыкальные способности, и поэтому был зачислен в Парижскую консерваторию, несмотря на столь юный возраст. Закончив консерваторию, он стал профессиональным композитором, хотя ему исполнилось всего 19. Один малоуспешный композитор с усмешкой отозвался о Бизе: «Кто рано расцвел, тот и отцветет рано». Когда эти слова передали Бизе, тот не растерялся и ответил: «Судя по всему, сам он собирается расцвести не раньше, чем ему стукнет семьдесят».

Бизе хорошо понимал эфемерность славы, и поэтому не сильно ею дорожил. «Известность приходит и уходит, а неизвестность остается…», – частеньно говаривал композитор.

За свою недолгую, но достаточно насыщенную жизнь в театре, Жорж Бизе сталкивался с разными ситуациями и весьма натерпелся от коллег. Считается, что ему принадлежит фраза: «В музыке все как в жизни: хорошие музыканты не помнят зла. Плохие – добра».

Бизе, Жорж

Алекса́ндр Сеза́р Леопо́льд Бизе́ (фр. Alexandre-César-Léopold Bizet , при крещении получил имя Жорж, фр. Georges ; 1838—1875) — французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».

Содержание

Биография

Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения. Он был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Бизе можно назвать вундеркиндом: поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось десять лет.

В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, за оперетту «Чудесный доктор» и получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже.

После пребывания в Риме он вернулся в Париж, где посвятил себя написанию музыки. В 1863 году он написал оперу «Искатели жемчуга». В этот же период он написал «Пертскую красавицу», музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» и произведение для фортепиано «Детские игры». Также он написал романтическую оперу «Джамиле», обычно рассматриваемую, как предшественницу «Кармен». Сам Бизе забыл о ней, и о симфонии не вспоминали до 1835 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. При первом же представлении эта работа получила похвалы раннего романтического периода. Симфония замечательна своим стилистическим сходством с музыкой Франца Шуберта, которая в тот период почти не была известна в Париже, за исключением, быть может, нескольких песен. В 1874—1875 годах композитор работал над «Кармен». Премьера оперы состоялась в парижском театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась провалом. Свою Вторую симфонию, «Рим», Бизе не завершил.

3 июня 1869 года Бизе женился на младшей дочери своего покойного учителя Жака Фроменталя Галеви — Женевьев Галеви (1849—1926), которая приходилась кузиной либреттисту Бизе Людовику Галеви. Их сын — Жак Бизе (1872—1922, покончил жизнь самоубийством), названный в честь деда, был близким другом, одноклассником и конфидантом Марселя Пруста, а сама Женевьев послужила одним из прототипом куртизанки Одетты де Креси и герцогини Орианы де Германт в многотомном романе Пруста «В поисках утраченного времени».

Умер Жорж Бизе 3 июня 1875 года от сердечного приступа.

Сочинения (полный список)

Оперы

  • «Анастасия и Дмитрий»
  • «Дон Прокопио» (опера-буффа, на итальянском языке, 1858—1859, поставлена 1906, Монте-Карло), существует также в оркестровке Леонида Фейгина
  • «Любовь-художница» (фр.L’Amour peintre , либретто Бизе, по Ж. Б. Мольеру, 1860, не окончена, не опубликована)
  • «Гузла Эмира» (комическая опера, 1861—62)
  • «Искатели жемчуга» (фр.Les Pecheurs de perles , 1862—63, поставлена 1863, «Театр лирик», Париж)
  • «Иван Грозный» (фр.Ivan le Terrible , 1865, поставлена, 1946, Замок Мюринген, Вюртемберг)
  • «Никола Фламель» (1866?, фрагменты)
  • «Пертская красавица» (фр.La Jolie fille du Perth , 1866, поставлена 1867, «Театр лирик», Париж)
  • «Кубок Фульского короля» (фр.La Coupe du roi de Thule , 1868, фрагменты)
  • «Кларисса Гарлоу» (комическая опера, 1870—71, фрагменты)
  • «Каландарь» (комическая опера, 1870), Гризельда (комическая опера, 1870—71, не окончена)
  • «Джамиле» (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр «Опера комик», Париж)
  • «Дон Родриго» (1873, не окончена)
  • «Кармен» (драматическая опера, 1873—74, поставлена 1875, театр «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875)

Оперетты

  • Анастасия и Дмитрий
  • Мальбрук в поход собрался (Malbrough s’en va-t-en guerre, 1867, театр «Атеней», Париж; Бизе принадлежит 1-е действие, другие 3 действия — И. Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу)
  • Соль-си-ре-пиф-пан (1872, театр «Шато-д’о», Па)
  • Ангел и Товия (L’Ange et Tobia, около 1855-57)
  • Элоиза де Монфор (1855-57)
  • Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchanté, 1855-57)
  • Эрминия (1855—1857)
  • Возвращение Виргинии (Le Retour de Virginie, около 1855—1857)
  • Давид (1856)
  • Кловис и Клотильда (1857)
  • Доктор Миракль (1857)
  • Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию, 1860)
  • Женитьба Прометея (Les Noces de Promethee, 1867)

Оды-симфонии

  • Улисс и Цирцея (по Гомеру, 1859)
  • Васко да Гама (1859-60)

Оратории

  • Женевьева Парижская (1874—1875)

Произведения для хора и оркестра (или фортепиано)

  • Хор студентов (Choeur d’etudiants, мужской хор, до 1855)
  • Вальс (C-dur, 1855)
  • Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858)
  • Залив Байя (Le Golfe de Bahia, для сопрано или тенора, хора и фортепиано, около 1865; музыка использована в опере «Иван Грозный», имеется переработка для фортепиано)
  • Ave Maria (для хора и оркестра, слова Ш. Гранмужена, после 1867)
  • Песня прялки (La Chanson du Rouet, для солиста, хора и фортепиано, после 1867) и др.

Для хора без сопровождения

  • Святой Иоанн из Патмоса (Saint-Jean de Pathmos, для мужского хора, слова В. Гюго, 1866)

Произведения для оркестра

  • Симфонии (№ 1, C-dur, Юношеская, 1855, партитура опубликована и исполнена 1935; № 2, 1859, уничтожена Бизе),
  • Рим (C-dur, 1871, первоначально — Воспоминания о Риме, 1866-68, исполнена 1869)
  • Увертюры, в том числе Родина (Patrie, 1873, исполнена 1874)
  • Сюиты, в том числе Маленькая сюита (Petite suite, из фортепианных дуэтов Игры детей, 1871, исполнена 1872), сюиты из Арлезианки (№ 1, 1872; № 2, составил Э. Гиро, 1885)

Произведения для фортепиано в 2 руки

  • Большой концертный вальс (E-dur, 1854)
  • Фантастическая охота (Chasse fantastique, 1865)
  • Рейнские песни (Chant du Rhin, цикл из 6 песен, 1865)
  • Концертные хроматические вариации (кармен.

Фортепианные дуэты

  • Игры детей (Jeux d’enfants, 12 пьес для 2 фортепиано, 1871)

Произведения для голоса и фортепиано

  • В том числе циклы песен Листки из альбома (Feuilles d’album, 6 песен, 1866)
  • Пиренейские песни (Chants dee Pyrenees, 6 народных песен, 1867)

Музыка к драматическому спектаклю

  • Арлезианка (драма А. Доде, 1872, театр «Водевиль», Париж)

Литература

Stefan, Paul. Georges Bizet. Leben, Umwelt und Werk des Komponisten der Carmen. — Zürich: Atlantis, 1952.

Ссылка на основную публикацию