Островский Александр Николаевич – жизненный и творческий путь

Островский: биография, личная жизнь и творчество

Самый знаменитый драматург, пьесы которого составляют основу репертуара современного российского классического театра, — Александр Островский. Биография писателя раскроет историю его творческого становления, влияние на развитие русской драматургии XIX века.

Александр Островский: детство и юность

Островский Александр Николаевич, биография которого изучается в школьном курсе литературы, — писатель-реалист XIX века. Чтобы понять, кто такой Островский, как сформировался его талант, рассмотрим основные вехи жизни творца. Биография Островского кратко расскажет о том, как проходило его личностное становление:

Основные вопросы, на которые ищут ответ школьники, — где родился Островский и когда это произошло. Вот краткий ответ:

  1. Место рождения писателя — Замоскворечье, Малая Ордынка.
  2. Время — 12 апреля (по новому стилю) 1823 года.

Отец Островского — выходец из духовного сословия — служил судебным стряпчим. Благодаря усердной службе он получил дворянство, когда Александру Островскому исполнилось шестнадцать. Мальчик рано осиротел: когда ему было восемь лет, умерла мать. Через пять лет после кончины супруги Николай Федорович привел в дом мачеху — баронессу Эмилию фон Тессин.

Она проявляла заботу и терпение в воспитании четверых детей мужа от первого брака — они получили отменное домашнее образование. Более всего юного Александра привлекала литература, но отец для сына планировал юридическую стезю.

Фото: Википедия: UGC

  • Гимназические и университетские годы.

Систематическое образование А.Н. Островский получал в Московской губернской гимназии. В семнадцать он оставил гимназическую скамью и поступил на юридическое отделение Московского университета.

Учебу молодой Островский откровенно завалил: на третьем курсе не сдал экзамен по римскому праву и был отчислен. Причиной стало увлечение Александра театром, на подмостках которого в это время блистали Павел Мочалов и Михаил Щепкин.

Отец определил несостоявшегося юриста рядовым канцеляристом в Совестный, а потом Коммерческий суд. Чиновничья служба продолжалась семь лет и дала материал для создания художественных произведений.

Фото: Википедия: UGC

Жизнь Островского круто изменилась после публикации в 1850 году первой пьесы «Свои люди — сочтемся!». Влиятельное московское купечество обиделось на молодого драматурга за реалистичность и остроту картин, представленных в произведении. Они добились запрета на постановку и увольнения автора с должности. За ним был установлен полицейский надзор по прямому указанию царя.

Островский, биография которого раскрывает процесс вызревания и реализации его таланта, преодолела немало преград на пути к славе.

Александр Островский: творчество

Жизнь и творчество Островского тесно переплетены: обыденность давала отличный материал для художественных изысканий, а талант расширял круг знакомств и делал писателя знаменитым. Биография Островского раскроет этапы реализации его писательского дарования:

На заре творчества Островский пребывал в плену таланта Николая Гоголя и Виссариона Белинского. Их умение оценить и выделить из потока жизни колоритные типы и образы стало эстетическим ориентиром для начинающего писателя.

Островский Александр в ранний период своего творчества (1847–1851) находился под влиянием натуральной школы. До 1850 года в его писательском портфолио были сцены из купеческой жизни и пьеса «Банкрот». «Картина семейной жизни» — первая пьеса, опубликованная в «Московском городском листке», была высоко оценена профессионалами. Это был момент, когда родился Островский-драматург.

В манере писателя раннего периода критики отмечали такие черты:

  • семейно-бытовой конфликт становился призмой, через которую отражались глубокие социальные проблемы;
  • напряженная интрига сочеталась с широкими картинами быта и нравов;
  • драматизм сценического действия подчеркивался фоном.

В этот период Островскому был близок критический реализм.

Кадр из фильма «Гроза»: UGC

  • Островский: творчество писателя «москвитянского периода».

С 1852 года Островский сотрудничал со славянофильским журналом «Москвитянин». Драматург углубился в изучение народной жизни, фольклора. В них писатель искал художественный идеал.

Эстетические поиски автора нашли отражение в пьесах «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется». Для этих произведений характерны такие особенности:

  • идеализация патриархального быта купцов и мещан и противопоставление его европоцентризму дворянства;
  • утопичность в разрешении конфликта поколений;
  • создание сложных, диалектических характеров.

Писатель Островский из-за мизерных гонораров и конфронтации с редакцией в 1854 году прекратил сотрудничество с изданием и перешел в петербургский «Современник».

Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»: UGC

  • Творчество Островского в преддверии реформы (1855–1860).

В этот период драматург написал пьесу «Гроза», которая принесла ему известность. В произведении отразилось разочарование Островского в патриархальной России и славянофильских утопиях. Такими же настроениями пронизаны драмы «Доходное место», «Воспитанница», «В чужом пиру похмелье».

В начале 1860-го Островский Александр Николаевич заинтересовался историей России периода Смуты, начал переписываться с украинским ученым и писателем Николаем Костомаровым. Результатом изысканий писателя стали пять исторических хроник в стихотворной форме.

  • Александр Островский: биография и творчество после реформы (1861–1886).

После отмены крепостного права драматург обратился к теме изменений, которые произошли в жизни русского общества. Его заинтересовала проблема разрушения устоев, падение нравственности, усиление власти денег над человеком. Он умело проникал во внутренний мир героев, углублялся в их психологию.

Для этого периода характерно обращение автора к комическим («На всякого мудреца довольно простоты») и трагическим формам («Бесприданница»). По мотивам народных сказок автор создал пьесу «Снегурочка».

Островский до самой смерти был главой «Артистического кружка», который основал в 1866 году. В его доме собирался цвет культурной элиты: Тургенев, Гончаров, Садовский, Достоевский, Толстой, Ермолова, Чайковский и др.

Чтобы оценить вклад писателя в развитие русской драматургии XIX века, нужно знать, сколько пьес написал Островский. Всего он создал 54 пьесы, семь из которых написаны в соавторстве. Последняя работа писателя — перевод шекспировской драмы «Антоний и Клеопатра».

Александр Островский: личная жизнь, последние годы

Вызывает интерес не только творческая, но и личная жизнь драматурга. В его жизни было несколько трогательных увлечений и двадцатилетний гражданский брак с простолюдинкой. Расскажу об этом детальнее:

  • Театральная любовь: Любовь Косицкая.

Одним из серьезных романов Островского биографы называют его отношения с актрисой Любовью Косицкой (женщина стала прообразом Катерины из пьесы «Гроза»).

Фото: Википедия: UGC

Они познакомились на бенефисе актрисы. Роман продлился три года, был напряженным, исполненным сильных эмоций и переживаний. Писатель, состоявший на то время в браке, сделал предложение. Любовь Павловна приняла его, но вскоре поняла, что не любит Островского, и ушла от него к богатому купцу.

  • Гражданский брак: Агафья Ивановна.

Эта девушка из простого сословия стала опорой и поддержкой для Островского. Они встретились в 1847 году и, вопреки запрету отца драматурга, начали жить в гражданском браке. У них рождались дети, которые умирали во младенчестве.

Фото: YouTube.com / Краткая биография: UGC

Добрый нрав и отзывчивость Агафьи скрашивали тяжелые испытания, которые выпадали на долю писателя. Она знала об изменах мужа, но была сдержанной и терпеливой. В 1867 году женщина умерла.

  • Семья Островского и Марии Бахметьевой.

Вскоре после смерти Агафьи Островский обвенчался с актрисой Марией Бахметьевой. В браке родилось шестеро детей.

Последние годы жизни Островского прошли в костромском имении Щелыково, где он умер 14 июня 1886 года.

Воспользуйтесь представленной в статье информацией, чтобы вспомнить основные вехи жизни и творчества Александра Островского, оценить его вклад в развитие русского драматического и театрального искусства.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Александр Островский

краткая биография

Роль и место в литературе

Александр Николаевич Островский – самобытный русский писатель и драматург XIX столетия. Его считают отцом современного театра в России. Островский был членом Академии наук в Петербурге, получил премию Уварова.

Происхождение и первые годы жизни

Появился на свет Александр Островский в 1823 году в Российской империи (Москва). Детские годы прошли в купеческом обществе.

Отец – Николай Федорович Островский, сын священника, выпускник Костромской семинарии. Работал судебным стряпчим, обеспечивал семью. Сумел добиться высокого чина и получить дворянство.

Мать – Любовь Ивановна Островская (в девичестве Саввина), дочь пономаря. Не стало ее, когда будущему писателю было всего 8 лет.

Николай Федорович много работал и благодаря его усилиям семья жила хорошо. Он женился во второй раз на баронессе Эмили фон Тессин, которая была дочерью шведского аристократа. Мачеха оказалась заботливой и дети Николая Федоровича ее приняли.

Детство писателя в основном проходило в центре Замоскворечья.

Образование

Первое образование Островский получил дома. Отец владел огромной библиотекой, к которой имел доступ юный Александр. По велению отца, в 1835 году будущий писатель идет учиться в гимназию, а потом поступает в Московский университет, чтобы стать юристом. Но учебу он так и не заканчивает, потому что находит настоящее призвание – театр. В качестве компромисса, Островский согласился работать писарем в суде. Занимался он этим делом до 1851 года.

Творчество

Склонность к литературной деятельности Островский почувствовал рано, еще когда только осваивал библиотеку отца в детстве.

Творческий путь писатель начал с публикации короткой пьесы «Картина семейной жизни», которую восторженно приняли. По мнению профессора Шевырева, молодой Островский – светило русской драматургии. Его талант по достоинству оценили и другие деятели, такие как Гоголь и Гончаров.

Главная задача, которую ставил перед собой драматург – это правдивое изображение народа в сочинениях.

Начиная с 1856 года, Островский числится редактором популярного журнала «Современник».

В 1863 году драматург получает премию Уварова.

Важные произведения

«Свои люди – сочтемся!» — произведение, с которого началась слава писателя. Оно было создано в 1849 году.

Главными достижениями автора являются такие его работы: «Гроза», «Бесприданница» и «Снегурочка». Пьеса «Бесприданница» — это многогранная драма, в которой писатель необычно описывает характеры, точно передает чувства главных действующих лиц. «Гроза» — это реалистическая пьеса, построенная на конфликте старых порядков и новой жизни. В 1873 году вышла трогательная пьеса «Снегурочка». В ее основе лежит народная русская сказка, но талант писателя сделал пьесу самобытной.

Последние годы

В последнее время Александр Островский жил в бедности, к тому же обострились болезни. Но писатель продолжал усердно работать, что истощало его организм. Драматург мечтал, что школа театра возродится. Не стало писателя 14 июня 1886 года.

Хронологическая таблица
Год (годы)Событие
1823Родился Александр Островский
1835Начало учебы в Московской гимназии
1840Поступление в Московский университет
1847Представление автором своей пьесы «Картина семейной жизни»
1850Публикация пьесы «свои люди – сочтемся!»
1853Появление пьесы «Бедность не порок»
1860Публикация пьесы «Гроза»
1873Выход пьесы «Снегурочка»
1879Появление пьесы «Бесприданница»
1886Не стало Александра Островского
Интересные факты
  • Островский был полиглотом: знал много европейских языков.
  • Литературная деятельность писателя длилась около 40 лет.
  • Александр Островский – отец современного театрального искусства.
  • Писатель с любовью относился к своим работам и сильно обижался на критику.
Музей Александра Островского

Дом-музей А.Н. Островского открылся в 1984 году в Замоскворечье, в доме, где прошло детство драматурга.

Фотоматериалы по биографии Островского

Дом, в котором родился Островский в Москве

Один из залов Дома-музея Островского

Островский с актерами Малого театра

Дом-музей Островского в Щелыково Костромской области

Биография Александра Островского

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года в Москве.

В детстве Александр получил хорошее домашнее образование – изучал древнегреческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки.

В 1835-1840 годах Александр Островский учился в Первой Московской гимназии.

В 1840 году поступил в Московский университет на юридический факультет, но в 1843 году из-за столкновения с одним из профессоров оставил учебу.

В 1943-1945 годах служил в Московском совестном суде (губернский суд, рассматривавший гражданские дела в порядке примирительной процедуры и некоторые уголовные).

1845-1851 – работал в канцелярии Московского коммерческого суда, уйдя в отставку в чине губернского секретаря.

В 1847 году Островский опубликовал в газете “Московский городской листок” первый набросок будущей комедии “Свои люди – сочтемся” под названием “Несостоятельный должник”, затем комедию “Картина семейного счастья” (впоследствии “Семейная картина”) и очерк в прозе “Записки замоскворецкого жителя”.

Признание Островскому принесла комедия “Свои люди – сочтемся” (первоначальное название “Банкрот”), которая была окончена в конце 1849 года. До публикации пьеса получила одобрительные отзывы писателей Hиколая Гоголя, Ивана Гончарова, историка Тимофея Грановского. Комедия была напечатана в 1950 году в журнале “Москвитянин”. Цензура, усмотревшая в произведении оскорбление купеческого сословия, не разрешила ее постановку на сцене – впервые пьеса была поставлена в 1861 году.

С 1847 года Островский сотрудничал как редактор и критик с журналом “Москвитянин”, публикуя в нем свои пьесы: “Утро молодого человека”, “Неожиданный случай” (1850), комедии “Бедная невеста” (1851), “Не в свои сани не садись” (1852), “Бедность не порок” (1853), “Не так живи, как хочется” (1854).

По прекращении издания “Москвитянина”, Островский в 1856 году перешел в “Русский Вестник”, где во второй книжке за этот год была напечатана его комедия “В чужом пиру похмелье”. Но в этом журнале он работал недолго.

С 1856 года Островский – постоянный сотрудник журнала “Современник”. В 1857 году им были написаны пьесы “Доходное место” и “Праздничный сон до обеда”, в 1858 году – “Не сошлись характерами”, в 1859 году – “Воспитанница” и “Гроза”.

В 1860-е годы Александр Островский обратился к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра. Он создал цикл исторических пьес: “Козьма Захарьич Минин-Сухорук” (1861), “Воевода” (1864), “Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский” (1866), “Тушино” (1866), психологическую драму “Василиса Мелентьева”(1868).

Завершили цикл пьесы 1873 года: “Комик XVII столетия”, и драматическая сказка в стихах “Снегурочка” – псевдоисторическая утопия русской жизни.

Драматургом написаны бытовые комедии и драмы “Тяжелые дни”(1863), “Шутники” (1864), “Пучина”, (1865).

После закрытия журнала “Современник” в 1866 году почти все свои пьесы Островский публиковал в журнале “Отечественные записки”. Им были написаны пьесы “Бешеные деньги” (1870), “Лес” (1871), “Волки и овцы” (1875) и другие.

В произведениях 1870-1880-х годов одной из центральных тем драматурга стала участь талантливой и несправедливо обойденной судьбой русской женщины, отраженная в пьесах “Богатые невесты” (1876), “Бесприданница” (1878), “Таланты и поклонники” (1882), “Без вины виноватые” (1884).

Всего драматург написал 47 пьес, а также свыше 20 переводных пьес Карло Гольдони, Никколо Маккиавели, Мигеля Сервантеса, Публия Теренция и других зарубежных авторов. Ряд произведений были созданы совместно с другими драматургами – Степаном Гедеоновым, Николаем Соловьевым, Петром Невежиным.

Им были созданы Артистический кружок (1865) и Общество русских драматических писателей и оперных композиторов (1874), где драматург был председателем. Работая с 1881 года при дирекции Императорских театров в комиссии по изменению законодательства по театральному делу, он добился улучшения положения артистов и совершенствования театрального образования. С 1885 года Островский заведовал репертуарной частью московских театров и был начальником театрального училища.

14 (2 по старому стилю) июня 1886 года в имении Щелыково Костромской области Александр Островский скончался за письменным столом от приступа стенокардии.

Он был награжден Уваровской премией за пьесу “Грех да беда на кого не живет” (1863). Являлся членом-корреспондентом Петербургской академии наук (1863).

Драматург был женат гражданским браком на Агафье Ивановне. Второй женой Александра Островского была актриса Малого театра Мария Бахметьева. У писателя было шестеро детей: дочери Мария и Любовь, сыновья – Александр, Михаил, Сергей и Николай.

27 мая 1929 года в Москве перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому работы скульптора Николая Андреева.

Раз в пять лет с 1973 года проводится театральный фестиваль “Дни Островского в Костроме” с показом лучших спектаклей России по произведениям драматурга.

С 1993 года ежегодно в Москве в Государственном академическом малом театре проходит театральный фестиваль “Островский в Доме Островского”.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Александр Островский: биография, творчество, значение в литературе. “Гроза” и другие произведения Островского

Александр Николаевич Островский — писатель, автор пьес «Гроза», «Бесприданница» и других, вошедших в историю становления русского театрального искусства.

Биография Островского

Александр Николаевич Островский появился на свет 31 марта 1823 года в Москве в семье чиновника по судебной части и дочери пономаря. Литература манила будущего писателя еще в юности, когда он познакомился с домашней библиотекой, находившейся в отцовском кабинете замоскворецкого дома. Но родитель хотел, чтобы сын пошел по его стопам.

После окончания Московской губернской гимназии №1 в 1840 году был определен на юридический факультет современного МГУ. Через три года после неудачной сдачи экзамена А. Н. Островский забрал документы из университета.

Отец нашел для него должность канцеляриста в одном из местных судов, где он и работал до 1850 года. Отделение коммерческого суда, где служил будущий автор «Доходного места», дало юному Островскому много сюжетов для создания пьес. Он подмечал характеры, ситуации и разговоры, которые потом стали звучать из уст героев его постановок.

Пьесы Островского: первые шаги

Из воспоминаний о быте и нравах своего дома, жителей Замоскворечья (того района старой Москвы, где жил А. Н. Островский), из реплик и сюжетов, подслушанных на рабочем месте, у писателя складывается замысел его первой комедии «Свои люди — сочтемся». Она увидела свет в 1850 году на страницах журнала «Москвитянин» и сразу же привлекла к себе внимание русского литературного общества.

Однако первый успех обернулся для Островского арестом: столичные купцы были возмущены изображением своего сословия в оскорбительном, с их точки зрения, виде и пожаловались на автора императору.

Сценическим дебютом через три года после этих событий стало другое произведение — «Не в свои сани не садись». Пьеса была поставлена в московском Малом театре, который по праву можно было назвать впоследствии театром Александра Николаевича Островского.

С 1853 года именно здесь и на подмостках Александровского театра каждый сезон ставилась новая пьеса драматурга. Каждая из них отличалась, по признанию критиков, тщательной проработкой характеров, натуралистичностью воспроизведения социально-бытовых зарисовок, тонким юмором.

В большей части пьес содержалось не просто обличение самодурства купечества, взяточничества мелких и крупных чиновников, но и подчеркнутая патриархальность, иногда — идеализация старины. Против грубости и ханжества встает новый, ищущий смысла в жизни народа герой — Катерина («Гроза»), Любим Торцов и др.

«Гроза», появившаяся в печати в 1860 году, принесла Островскому не только известность благодаря хвалебной статье литературного критика Н. А. Добролюбова, но и Уваровскую премию Академии наук и статус ее корреспондента.

Активная драматургическая деятельность писателя продолжилась курированием работы Общества русских драматических писателей (1874) и деятельностью в составе государственной комиссии театрального управления, где он выступал за преобразования и льготы для артистов. Впоследствии Островского ждет карьера главы Московского театрального училища (1885) и заведующего репертуаром столичных театров. Все это время он продолжает печататься в альманахе «Современник».

Вклад Островского в драматургию

А. Н. Островский впервые создал целостную концепцию постановки действия в русском театральном искусстве:

изображение на сцене натуралистических черт нравственности общества;

сохранение 4 основных условностей сценического действия (место, время, действие, стена — задник для актеров);

переключение внимания зрителей на игру всех актеров, а не только одного персонажа;

введение речевой характеристики как ключевого признака для определения героя.

С 1846 по 1884 год Александр Николаевич написал 56 пьес, многие из которых до сих пор входят в репертуар современных театров: «Красавец мужчина», «Таланты и поклонники», «Лес» и другие. По мотивам его произведений сняты фильмы «Женитьба Бальзаминова» (1964), «На бойком месте» (существует несколько экранизаций этой пьесы, самая ранняя снята в 1916-м), «После дождичка в четверг» (детский фильм-сказка, 1986).

Конец жизни Островского

К 1883 году А. Н. Островский уже имел известность и государственную пенсию, но слабое здоровье давало о себе знать.

Драматург скончался через три года, в июне 1886 года, так и не закончив перевод пьесы У. Шекспира «Антоний и Клеопатра», и был похоронен в Костромской области, в селении Николо-Бережки.

Краткая биография Александра Николаевича Островского

Русская литература славится множеством талантливых писателей. В рамках школьной программы ученики изучают не только творчество авторов, но и вникают в подробности их жизни, что необходимо для ко́мплексного понимания отдельно взятых произведений. Не является исключением и писатель А. Н. Островский. Краткая биография классика позволяет проследить, как жизненные события повлияли на его творческий путь.

  1. Детство и юность
  2. Творческий путь
  3. Театр Островского
  4. Личная жизнь
  5. Последние годы
  6. Хронология жизненных событий
  7. Интересные факты

Детство и юность

Александр Николаевич родился 31 марта 1823 года в Москве в благородной купеческой семье. Мальчик рано лишился матери, она ушла из жизни, когда ему едва исполнилось 8 лет. Спустя некоторое время отец женился вновь. Всего в его семье было четверо детей.

Образование писатель начал получать дома, где учиться ему помогала огромная книжная коллекция отца. Александр увлёкся русской литературой, хотя семья не особо разделяла его увлечения.

Отец настаивал, чтобы сын получил юридическое образование.

В возрасте 12 лет юноша отправляется в гимназию, а позднее поступает в университет на юридическую специальность. Получить высшее образование ему так и не удалось, так как увлечение литературой и театром оказалось сильнее любви к правоведению. Однако молодому человеку несколько лет довелось поработать писцом в суде по настоянию отца.

Творческий путь

Литературную славу Островскому подарило его произведение «Свои люди — сочтёмся!», написанное в 1849 году. Работу высоко оценили русские классики Н. Гоголь и И. Гончаров. Впоследствии Островский публикует большое количество пьес.

В своём творчестве Александру было проще всего наглядно продемонстрировать жизнь простого народа. Его произведения «Бесприданница», «Гроза», «Лес» являются главными в его творчестве. Эти пьесы незаурядно описывают внутренний мир героев и справедливо считаются лучшими психологическими драмами. С 1856 года писатель является одним из редакторов журнала «Современник».

Театр Островского

Жизненный путь А. Н. Островского трудно представить без театрального искусства. Русский классик в 1866 году основал Артистический кружок, чем способствовал развитию этой отрасли искусства и появлению новых личностей в театральном деле. Кроме того, писатель значительно изменил русский театр и способствовал его успешному развитию.

Классик принимал у себя в гостях различных известных людей, в числе которых были И. Тургенев, И. Гончаров, М. Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, Ф. Достоевский и другие выдающиеся личности.

Говоря о биографии Островского, в обязательном порядке следует упомянуть об Обществе русских драматических писателей, руководителем которого был Александр Николаевич. Благодаря своему новаторству писателю удалось добиться улучшения жизни и работы актёров театра. Автор возглавил театральное училище и являлся заведующим репертуаром московских театров.

Личная жизнь

Личную жизнь писателя трудно назвать успешной. Островский долгое время жил с простой женщиной Агафьей, которой так и не удалось получить образование, но она была первой, кто знакомился с произведениями классика.

Агафья стала надёжной поддержкой для Островского и родила ему детей. К сожалению, все они ушли из жизни в раннем возрасте. Вместе с Агафьей писатель прожил почти 20 лет, однако в 1869 году связал себя узами брака с артисткой Марией Бахметьевой, которая впоследствии подарила ему шестерых прекрасных детей.

Последние годы

На протяжении всего жизненного пути Александр Николаевич испытывал серьёзные трудности в финансовой сфере. Тяжёлая работа негативно сказалась на здоровье писателя и сильно истощила организм. Островский был сосредоточен на развитии и кардинальных изменениях в работе театральной школы. К сожалению, скоропостижная смерть автора не позволила осуществить задуманное.

Писатель ушёл из жизни 2 июня 1886 года в своём родовом имении. Похоронили русского классика рядом с отцом в Костромской губернии.

Хронология жизненных событий

Жизненный и творческий путь писателя был полон значимых событий, хронология которых позволяет кратко сделать вывод о личности автора. Краткая биография Островского в хронологическом порядке выглядит следующим образом:

  • 31 марта 1823 г. — родился А. Н. Островский;
  • 1831 г. — писатель лишился матери;
  • 1835 г. — поступление в гимназию в Москве;
  • 1840 г. — поступление в Московский университет на юридическую специальность;
  • май 1843 г. — Островский бросил учёбу в университете, поступил на службу в суд;
  • 14 февраля 1847 г. — первый творческий успех благодаря чтению пьесы «Картина семейного счастья»;
  • март 1850 г. — публикация пьесы «Свои люди — сочтёмся!»;
  • 14 января 1853 г. — выход в свет произведения Островского «Не в свои сани не садись»;
  • 22 февраля 1853 г. — из жизни ушёл отец русского классика;
  • ноябрь 1853 г. — выход пьесы «Бедность не порок»;
  • 1856 г. — работа в журнале;
  • январь 1860 г. — публикация пьесы «Гроза»;
  • январь 1865 г. — выход комедии «Воевода» в журнале «Современник»;
  • весна 1865 г. — утверждение устава Артистического кружка;
  • октябрь 1865 г. — публикация пьесы «На бойком месте»;
  • ноябрь 1868 г. — выход в свет произведения «На всякого мудреца довольно простоты»;
  • 12 февраля 1869 г. — заключение брачного союза с Марией Бехметьевой;
  • 1879 г. — выход драмы «Бесприданница»;
  • июнь 1880 г. — участие в пушкинских торжествах;
  • январь 1884 г. — первая публикация драмы «Без вины виноватые»;
  • 2 июня 1886 г. — смерть А. Н. Островского.

Краткая биография Островского заслуживает внимания школьников, так как необходима для ко́мплексного анализа творчества писателя и позволяет выявить главное в личности автора.

Интересные факты

А. Н. Островский — крайне талантливая и неоднозначная личность в русской литературе, а его жизнь была наполнена различными интересными фактами. Благодаря подобной цепляющей информации можно сформировать собственное мнение об авторе:

  1. Писатель с ранних лет свободно владел многими языками, среди которых немецкий, французский и греческий. Чуть позднее он освоил испанский, итальянский и английский. На протяжении всего творческого пути Островский переводил свои произведения на различные языки.
  2. Творчество автора включает в себя практически 40 лет усердной работы, а деятельность Островского внесла неоценимый вклад в театральное искусство того времени.
  3. Островский почти 20 лет прожил с любимой женщиной, которая подарила ему четверых детей, однако так и не женился на ней из-за несогласия отца с её кандидатурой.
  4. Одним из излюбленных увлечений автора являлось рыболовство.
  5. Воспоминания знакомых свидетельствуют, что Островский был крайне самолюбив и не терпел критики в свой адрес.

Островский является великим русским писателем, труд и деятельность которого стали важнейшим этапом в становлении не только отечественной литературы, но и русского классического театра.

Русская литература. 10 класс

А. Н. Островский

Александр Николаевич

ОСТРОВСКИЙ

(1823—1886)

Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но толь ко после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».

Александр Николаевич Островский родился в Замоскворечье в семье судебного чиновника.

Островские были родом из Костромы, выходцами из духовного сословия. Дед писателя перебрался в Москву, стал монахом Донского монастыря. Отец, Николай Фёдорович, окончил духовную семинарию, а позже и академию, однако стал судебным чиновником. Он был человеком строгих правил и принципов, честным и порядочным.

Александр был в семье наследником, старшим сыном. В девять лет он испытал первое большое потрясение в своей жизни — смерть матери. Отец много работал ради того, чтобы обеспечить большую семью, был человеком образованным. Именно поэтому в доме была хорошая библиотека, выписывались «толстые» литературные журналы. При этом большое внимание уделялось домашнему образованию: с детьми занимались учителя.

Можно сказать, что дома Александр, любивший чтение, получал больше знаний из прочитанных книг, чем в гимназии, в которую его отдали в сентябре 1835 года. Островский был самым обыкновенным учеником, особыми способностями не выделялся, но учился старательно. Он получил аттестат с хорошими оценками и «отлично» за поведение, что давало ему право поступать в университет без экзаменов.

В 1840 году у Островского произошёл первый конфликт с отцом. Александр хотел поступать на факультет словесности, но отец настоял на более основательном, по его мнению, образовании. Будущий драматург подчинился воле отца и отправился на юридический факультет Московского университета. К этому времени в доме был достаток: отец выкупил право на дворянство, мог позволить себе заниматься частной практикой.

Первоначально учёба в университете Александру нравилась. Однако неожиданно он увлёкся театром, став заядлым московским театралом.

Литография начала XIX века.
Большой (Петровский) и Малый театры

Москва была одной из театральных столиц. Здесь располагались Большой (Петровский) и Малый театры (второй позже будут называть «Домом Островского»), где служили известные в то время актёры.

О театре писали в газетах («Московские ведомости» и др.) и специальных журналах («Музыкальный и театральный вестник», «Русская сцена», «Музыка и театр» и др.). Интерес к театру был огромен.

Увлечение театром было настолько сильным, что Островский оставил университет. Отец решил преподать урок и отправил Александра служить писцом в Московский совестный суд, а затем канцелярским чиновником в Московский коммерческий суд. Это был ценный опыт для начинающего драматурга: он открыл для себя новую, чиновничью, среду («мир судей» с их нравами и порядками). Островскому оставалось только наблюдать и запоминать.

В 1847 году А. Н. Островский пишет свои первые произведения — очерк «Записки замоскворецкого жителя» и пьесу «Картина семейной жизни». Первое принесло похвалы критиков за точность наблюдений (сам автор навсегда получил прозвище «Колумб Замоскворечья»). Но главное — Островский окончательно убедился, что его призвание — это не карьера чиновника или юриста.

В 1849 году выходит комедия А. Н. Островского «Свои люди — сочтёмся» (её он писал дольше всего — целых три года). Сюжет пьесы предельно прост и «подсмотрен» у самой жизни: задолжавший купец решается на судебную аферу.

С пьесы «Свои люди — сочтёмся» начинается «театр Островского». Она содержит черты, которые создают неповторимый стиль Островского-драматурга:

• яркие характеры героев, словно зашедших прямо с улицы;

• использование «говорящих» фамилий;

• отражение народной нравственности;

• конфликт отцов и детей на повседневном, бытовом уровне;

• смешение трагического и комического (как в самой жизни);

Пьесу к постановке запретили, за Островским был установлен негласный надзор, целый год его нигде не печатали. Только в марте 1850 года пьеса «Свои люди — сочтёмся» была опубликована в журнале «Москвитянин».

На чтении пьесы «Свои люди — сочтёмся» (первоначальное название — «Банкрот») 3 декабря 1849 года в доме М. П. Погодина, профессора Московского университета, редактора журнала «Москвитянин», присутствовал Н. В. Гоголь. Современники отмечали, что он внимательно слушал пьесу, а позже Островскому передали записку, в которой Гоголь тепло приветствовал его талант.

Писатель В. Ф. Одоевский, оценивая значение этой пьесы, сказал: «Я считаю, на Руси три трагедии: “Недоросль”, “Горе от ума”, “Ревизор”. На “Банкроте” я ставлю номер четвёртый».

Следующая пьеса «Бедная невеста» также не была разрешена к постановке на сцене. Однако постепенно, шаг за шагом Островский создаёт русский национальный театр.

В. Я. Лакшин, исследователь творчества драматурга, автор его биографии, отмечает: «14 января 1853 года — день обручения Островского со сценой».

В этот день в Малом театре состоялась премьера пьесы «Не в свои сани не садись». Москва праздновала успех и открытие нового драматурга. Дальше было главное испытание — премьера в Александринском театре в Петербурге, на которой присутствовал сам Николай I. Неожиданно пьеса императору понравилась, и он произнёс знаменитую фразу: «Это даже не пьеса, это — урок».

Цензурные запреты были сняты. Успех следующей пьесы «Бедность не порок» превзошёл все ожидания.

А. Н. Островский едет в Петербург. Драматург начинает сотрудничать с журналом «Современник».

Зимой 1856 года в редакции журнала «Современник» состоялся «генеральный обед» в честь Островского, после чего Александр Николаевич стал считаться официальным сотрудником журнала.

Музей-усадьба
А. Н. Островского
в Щелыкове

В 1862 году А. Н. Островский совершил путешествие по Европе — Венеция, Флоренция, Париж, Лондон. Но больше всего он любил своё имение Щелыко́во в Костромской губернии, которое досталось ему по наследству. Барина или помещика из него не получилось. Он пахал и косил вместе с мужиками, писал пьесы в уединённом флигеле. Во многом природа в Щелыко́ве повлияла на написание пьесы-сказки «Снегурочка».

Двадцать последних лет жизни — это изнуряющая работа, долги и одновременно почёт и уважение. Так, в 1886 году Островского назначили управляющим московскими театрами. В конце жизни давали знать о себе и многочисленные болезни. 2 (14) июня 1886 года А. Н. Островский скончался в своём имении и был похоронен на обычном сельском кладбище.

Александр Островский

Биография

Александр Николаевич Островский – российский драматург и писатель, на произведениях которого строится классический репертуар театров России. Его жизнь полна интересных событий, а литературное наследие исчисляется десятками пьес.

Детство и юность

Александр Островский родился весной 1823 года в Замоскворечье, в купеческом доме на Малой Ордынке. В этом районе драматург провел свои юные годы, а дом, где он появился на свет, существует по сей день. Отец Островского был сыном священника. Окончив духовную академию, молодой человек решил посвятить себя светской профессии и подался в судейские чиновники.

Александр Островский

Мать Любовь Островская скончалась, когда сыну было 8 лет. Спустя 5 лет после смерти жены Островский-старший женился вновь. В отличие от первого брака с девушкой из мира духовенства, в этот раз отец обратил внимание на женщину из дворянского сословия.

Карьера Николая Островского шла в гору, он получил дворянское звание, посвятил себя частной практике и зажил на доходы от предоставления услуг богатым купцам. В его собственность вошло несколько имений, и к финалу трудовой деятельности он перебрался в Костромскую губернию, в село Щелыково, где стал помещиком.

Александр Островский в молодости

Сын поступил в Первую московскую гимназию в 1835 году и стал выпускником в 1840-м. Уже в юности мальчик увлекался литературой и театральным делом. Потакая отцу, он поступил в Московский университет на юридический факультет. В годы обучения там Островский проводил все свободное время в Малом театре, где блистали актеры Павел Мочалов и Михаил Щепкин. Увлечение молодого человека заставило его покинуть институт в 1843 году.

Отец питал надежду на то, что это прихоть, и пытался пристроить сына на выгодную должность. Александру Николаевичу пришлось пойти работать писцом в Московский совестный суд, а в 1845 году в канцелярию Московского коммерческого суда. В последнем он стал чиновником, принимавшим просителей устно. Этот опыт драматург часто использовал в своем творчестве, вспоминая немало интересных случаев, услышанных им за время практики.

Литература

Литературой Островский увлекся в юности, зачитываясь произведениями Гоголя и Белинского. В какой-то степени молодой человек подражал своим кумирам в первых произведениях. В 1847 году состоялся дебют писателя в газете «Московский городской листок». Издательство опубликовало две сцены из комедии «Несостоятельный должник». Это первый вариант известной читателям пьесы «Свои люди – сочтемся».

Портрет Александра Островского

В 1849 году автор закончил работу над ней. Характерная манера писателя просматривается в первом же его произведении. Он описывает общенациональные темы сквозь призму семейно-бытового конфликта. Персонажи пьес Островского – обладатели колоритных и узнаваемых характеров.

Язык произведений легок и прост, а финал ознаменован моральной подоплекой. После публикации пьесы в журнале «Москвитянин» на Островского обрушился успех, хотя цензурный комитет запретил постановку и повторную публикацию произведения.

Книги Александра Островского

Островского внесли в перечень «неблагонадежных» авторов, что сделало его положение невыгодным. Ситуацию усложнил брак драматурга с мещанкой, который не благословил отец. Островский-старший отказал сыну в финансировании, и молодые люди испытывали нужду. Даже сложное материальное положение не помешало писателю отказаться от службы и с 1851 года полностью посвятить себя литературе.

Пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок» допустили к постановке на театральных подмостках. Их созданием Островский совершил революцию в театре. Публика шла смотреть на простую жизнь, и это в свою очередь требовало иного актерского подхода к воплощению образов. Декламация и откровенная театральность должны были смениться естественностью существования в предлагаемых обстоятельствах.

Памятник Александру Островскому в Москве

С 1850 года Островский стал членом «молодой редакции» журнала «Москвитянин», но материальную проблему это не исправило. Редактор был скуп на оплату большого объема работы, которую проводил автор. С 1855 по 1860 годы Островский вдохновлялся революционными идеями, влиявшими на его мировоззрение. Он сблизился с Тургеневым и Толстым, стал сотрудником журнала «Современник».

В 1856 году участвовал в литературно-этнографическом путешествии от Морского министерства. Островский побывал на верховьях Волги и использовал воспоминания и впечатления в творчестве.

Александр Островский в пожилом возрасте

1862 год ознаменовался путешествием по Европе. Писатель посетил Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию и Венгрию. В 1865 году он оказался в числе основателей и руководителей артистического кружка, из которого вышли талантливые российские артисты: Садовский, Стрепетова, Писарева и другие. В 1870-м Островский организовал Общество русских драматических писателей и был его председателем с 1874 года до последних дней жизни.

За всю жизнь драматург создал 54 пьесы, переводил произведения зарубежных классиков: Гольдони, Сервантеса, Шекспира. К популярным произведениям автора относятся «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Без вины виноватые» и другие пьесы. Биография писателя была тесно связана с литературой, театром и любовью к родине.

Личная жизнь

Творчество Островского оказалось не менее интересным, чем его личная жизнь. Он состоял в гражданском браке с супругой 20 лет. Они познакомились в 1847 году. Агафья Ивановна вместе со своей юной сестрой поселилась неподалеку от дома писателя. Одинокая девушка стала избранницей драматурга. Никто не знал, как они познакомились.

Александр Островский и Агафья с ребенком

Отец Островского был против этой связи. После его отъезда в Щелыково молодые люди стали жить вместе. Гражданская жена была рядом с Островским независимо от того, какая драма происходила в его жизни. Нужда и лишения не погасили их чувств.

Ум и сердечность Островский и его друзья особенно ценили в Агафье Ивановне. Она славилась гостеприимством и пониманием. Супруг часто обращался к ней за советом, работая над новой пьесой.

Любовь Косицкая-Никулина

Их брак не стал законным даже после кончины отца писателя. Дети Александра Островского были незаконнорожденными. Младшие умерли в детском возрасте. В живых остался старший сын Алексей.

Островский оказался неверным мужем. У него был роман с актрисой Любовью Косицкой-Никулиной, сыгравшей роль Катерины в премьерном спектакле «Гроза» в 1859 году. Артистка предпочла писателю богатого купца.

Александр Островский и Мария Бахметьева

Следующей возлюбленной стала Мария Бахметьева. Агафья Ивановна знала об изменах, но не теряла гордость и переносила семейную драму стойко. Она умерла в 1867 году. Где находится могила женщины, неизвестно.

После кончины супруги Островский два года жил один. Его возлюбленная Мария Васильевна Бахметьева стала первой официальной супругой драматурга. Женщина родила ему двух дочек и четырех сыновей. Брак с актрисой был счастливым. С ней Островский прожил до конца жизни.

Смерть

Здоровье Островского истощалось пропорционально нагрузке, которую писатель брал на себя. Он вел бурную общественную и творческую деятельность, но все время оказывался в долгах. Постановки пьес приносили немалые сборы. Также Островский имел 3 тыс. рублей пенсии, но этих средств постоянно было недостаточно.

Плохое материальное положение не могло не влиять на самочувствие автора. Он находился в заботах и хлопотах, которые сказывались на работе сердца. Активный и живой, Островский был в веренице новых планов и идей, требующих скорейшего воплощения.

Могила Александра Островского

Многие творческие задумки не реализовались из-за ухудшения здоровья писателя. 2 июня 1886 года он скончался в костромском имении Щелыково. Причиной смерти считают стенокардию. Похороны драматурга прошли вблизи семейного гнезда, в селе Николо-Бережки. Могила литератора расположена на кладбище церкви Николая Чудотворца.

Похороны писателя организованы за счет пожертвования, которое приказал сделать император Александр III. Он передал родственникам почившего 3 тыс. рублей и такую же пенсию назначил вдове Островского. На воспитание детей писателя государство выделяло 2400 рублей ежегодно.

Памятник Александру Островскому в имении Щелыково

Произведения Александра Николаевича Островского неоднократно переиздавались. Он стал знаковой фигурой для классической русской драматургии и театра. Его пьесы до сих пор ставятся на сценах российских и зарубежных театров. Творчество драматурга способствовало развитию литературного жанра, режиссуры и актерского мастерства.

Книги, в которых собраны пьесы Островского, расходятся большим тиражом спустя несколько десятилетий после его гибели, а произведения разобраны на цитаты и афоризмы. Фото Александра Николаевича Островского опубликованы в Интернете.

Библиография

  • 1846 – «Семейная картина»
  • 1847 – «Свои люди- сочтемся»
  • 1851 – «Бедная невеста»
  • 1856 – «Доходное место»
  • 1859 – «Гроза»
  • 1864 – «Шутники»
  • 1861 – «Женитьба Бальзаминова»
  • 1865 – «На бойком месте»
  • 1868 – «Горячее сердце»
  • 1868 – «На всякого мудреца довольно простоты»
  • 1870 – «Лес»
  • 1873 – «Снегурочка»
  • 1873 – «Поздняя любовь»
  • 1875 – «Волки и овцы»
  • 1877 – «Последняя жертва»

Цитаты

Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдится.

Да ведь ревнивые люди ревнут без всякого повода.

Пока человека не знаешь, так ему и веришь, а как узнаешь про дела его, так по делам ему и цена.

Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями.

Ссылка на основную публикацию