Игорь Северянин (1887 – 1941) – биография и творчество поэта

Игорь Северянин (1887 — 1941) — биография и творчество поэта

  • 8 Августа, 2019
  • Искусство
  • Оля Измайлова

«Встречаются, чтоб разлучаться…

Влюбляются, чтоб разлюбить…

Мне хочется расхохотаться,

И разрыдаться — и не жить!»

Эти строки из стихотворения «Поэза странностей жизни» написал поэт Игорь Северянин, биография которого не изучается в рамках школьной программы. К творчеству поэта критики и литературоведы долгие годы относились крайне прохладно. В советское время сложилось представление о том, что Северянин — это коммерческий и второсортный поэт, лишенный яркого таланта и просто потакающий потребностям публики. По какой-то причине советские, а позже российские литературоведы считали, что самый не заслуживающий внимания поэт Серебряного века — Игорь Северянин. Биография и творчество, кратко изложенные в этой статье, помогут читателям познакомиться с жизнью поэта и, возможно, проникнуться его поэтическими произведениями, которые, вопреки мнениям советской общественности, многогранны и лиричны. Познакомившись с биографией поэта и соприкоснувшись с его лирическими произведениями, уже невозможно оставаться равнодушным и скептически настроенным по отношению к его оригинальной поэзии.

Детство поэта

Если говорить кратко, биография Северянина в детские годы была довольно насыщенной и непростой для маленького ребенка.

Игорь Васильевич Лотарев родился в 1887 году в Санкт-Петербурге. Его мать принадлежала к дворянскому роду, представителями которого были А. Фет и Н. Карамзин. Она была умной и начитанной женщиной и с детства приобщила сына к художественной литературе.

Отец Игоря — отставной штабс-капитан Василий Лотарев — был образованным и начитанным человеком, но, к сожалению, совместная жизнь супругов не была счастливой. Отец очень любил развлечения, из-за чего брак в итоге распался.

До 9 лет маленький Игорь жил в Северной столице вместе с родителями. В 1896 году, после развода родителей, Игорь переехал к тете в Череповец, где в 1903 году окончил 4 класса реального училища. Мать мальчика после развода осталась в Петербурге, а отец по долгу службы отправился в Маньчжурию.

После окончания учебы Игорь поехал к отцу, где какое-то время путешествовал с ним по северным краям. Биографы поэта считают, что мальчик настолько был поражен красотой севера, что именно впечатления от этого края подтолкнули Игоря на псевдоним «Северянин». Биография поэта на севере была довольно короткой, но воспоминания об этом крае навсегда остались в памяти поэта. Известно, что Игорь очень полюбил суровую природу севера, пристрастился к рыбной ловле и пешим походам. Внезапная смерть отца и начало русско-японской войны заставили Игоря вернуться к матери. На этом краткая биография Игоря Северянина на Дальнем Востоке закончилась.

Вернувшись к матери в Санкт-Петербург, Игорь познакомился с видными деятелями культуры и известными поэтами, которые помогли молодому автору на его творческом пути. Особенно поддержали юного поэта известные на тот момент поэты — К. Феофанов и В. Брюсов, которые очень горячо отнеслись к стихотворениям Северянина и благожелательно откликнулись на его первые сборники.

Игорь Северянин: биография и творчество до отъезда из России

После возвращения к матери в Санкт-Петербург Игорь начал активно писать стихи и рассылать их в периодические издания, которые постоянно возвращали поэту его произведения. Благодаря своему упорству и таланту поэт все-таки добился того, что в 1905 году было напечатано его стихотворение «Гибель Рюрика», после чего постепенно в изданиях стали появляться и другие сочинения поэта.

С 1905 по 1912 год автор издал около 35 стихов, опубликованных уже под псевдонимом Игорь Северянин. Биография поэта могла бы сложиться под каким-нибудь другим именем, ведь у Игоря было несколько вариантов, которые оказались сложными для восприятия. Северная фамилия, связывающая Игоря с его юными годами, проведенными на севере с отцом, больше всего прижилась к поэту.

Слава пришла к Северянину благодаря возмущенным отзывам Льва Николаевича Толстого и его нелестным высказываниям в адрес стихов Игоря Васильевича. Ироничное стихотворение, начинающееся со строк «Вонзите штопор в упругость пробки — и взгляды женщин не будут робки. », которое так разозлило Толстого, в свою очередь, произвело фурор среди журналистов и принесло поэту славу. С этого момента издания стали с охотой печатать стихи Северянина, его приглашали на различные вечера и чтения.

В 1913 году вышел в свет первый большой сборник стихов, который издал Игорь Северянин. Биография его как популярного поэта начинается именно с этой даты. Сборник под названием «Громокипящий кубок», восторженное предисловие к которому написал поэт-символист Федор Сологуб, закрепил популярность поэта.

В 1915 году был издан сборник поэта «Ананасы в шампанском», многие строки из которого стали крылатыми выражениями.

Знаменитые стихи

Вот такой неугомонный и любвеобильный был поэт Игорь Северянин. На его могиле и до сих пор существует пророческие слова, написанные им при жизни: «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!».

Самыми известными произведениями поэта стали «Громокипящий кубок» (1913 г.), «Златолира» (1914 г.), «Ананасы в шампанском» (1915г.), «Собрание поэз» (1915-1918 гг.), «За струнной изгородью лиры» (1918 г.), «Вервэна» (1920 г.), «Менестрель. Новейшие поэзы» (1921 г.), «Миррэлия» (1922 г.), «Соловей» (1923 г.), «Роса оранжевого часа» (поэма в 3 частях, 1925 г.), «Классические розы» (1922-1930 гг.), «Адриатика. Лирика» (1932 г.), «Медальоны» (1934 г.), «Рояль Леандра (Lugne)» (1935 г.).

Эгофутуризм — новое направление в поэзии

В 1911 году Северянин, не относивший себя ни к акмеистам, ни к символистам, основал свое направление — эгофутуризм. Это направление выросло из небольшого кружка Ego, основанного Северяниным вместе с сыном поэта Феофанова — К. Олимповым. Лирика поэтов, которые примкнули к этому направлению, отличалась показным себялюбием, чрезмерной музыкальностью, приторностью, наличием большого количества заимствованных иностранных слов. Это направление просуществовало всего лишь несколько месяцев. Затем Игорь Северянин остался единственным представителем эгофутуризма.

Поэтические чтения

Многие современники Северянина рассказывали о нем как об очень артистичном и харизматичном человеке. Поэт великолепно читал стихи и с 1913 года неоднократно отправлялся на гастроли, где декламировал свои произведения. Поэта горячо приветствовали в Минске, Харькове, Одессе, Баку, Тбилиси и других городах российской империи.

В 1918 году на вечере в московском Политехническом музее он принял участие в конкурсе «король поэтов», в котором занял 1-е место. По свидетельствам очевидцев, в чтении стихов на конкурсе ему не было равных — он обошел даже Владимира Маяковского, который изначально был уверен, что титул «короля» достанется ему. Многие критики считают, что победа Северянина в том конкурсе послужила причиной плохих взаимоотношений с Маяковским, который не мог простить конкуренту эту победу.

Интересные факты

  • Настоящая фамилия И. Северянина – Лотарев. По мнению коллег по перу, раннее творчество поэта полно самовосхваления и популизма.
  • Доктор медицинских наук, Н. Эльштейн, полагал, что поэт страдал тяжелой формой туберкулеза. Феномен этой патологии заключается в том, что на определенной стадии больные становятся невероятно влюбчивыми.
Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценкуСредняя оценка: 4.4 баллов. Всего получено оценок: 82.

Новые тестыБудь в числе первых на доске почета Понравилась биография?
Помоги проекту — жми на кнопку и расскажи друзьям:
Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

Игорь Северянин: биография в годы эмиграции

В годы Гражданской войны Игорь Северянин уехал в эстонскую деревушку Тойла, где у поэта была дача. В связи с тем, что в 20-м году Эстония получила независимость, Северянин не смог вернуться на родину, так как граница была закрыта на долгие годы, вплоть до включения прибалтийских стран в состав СССР.

Стихи, написанные поэтом в этот период, отражают тоску, которую Северянин испытывал вдали от России. Он не клеймит родину, не чернит ее, как некоторые опальные поэты, мигрировавшие в Европу. Напротив, он пишет о своих нежных чувствах к России, о ее красоте и величии.

Первые годы в эмиграции поэт активно писал стихи, гастролировал с лекциями и чтениями по европейским столицам, но уже к середине 30-х годов интерес публики к нему упал, и поэт остался практически лишенным возможности издавать свои произведения. Находясь в эмиграции, поэт выпустил всего 2 сборника — «Вервена» и «Менестрель», а также роман в стихах и цикл стихотворений, воспевающих власть Советов.

Северянин, биография которого полна не только ярких творческих событий, но и печальных моментов, провел последние годы жизни в жуткой нищете и голоде. Со второй женой, Верой Коренди, он вынужден был прозябать в сараях и амбарах, совершенно непригодных для жизни.

Так как поэт перестал печататься и получать гонорары, ему практически нечего было есть. В теплое время года он целые дни проводил на озере в лодке, пытаясь поймать рыбу. Из-за постоянной водной ряби поэт начал терять зрение.

Проживание в непригодных условиях и скудное питание подкосили здоровье поэта — постоянный кашель и хрипы в легких мучили Игоря, и возможно, именно туберкулез послужил причиной смерти поэта.

Личная жизнь

До эмиграции Игорь Северянин состоял в незарегистрированном бpaке с артисткой М. Волнянской. Обладательница красивого богатого голоса, она исполняла цыганские романсы.

В 1921 г. поэт расстался со своей “гражданской” супругой и женился на Ф. Круут. Ради Северянина она, ревностная лютеранка, обратилась в православие. Вплоть до 1935 г. супруга была не только музой, но и настоящим ангелом-хранителем Игоря Васильевича. Благодаря ей его талант не зачах в эмиграции. Стихи стали более ясными, приобрели классическую простоту.

Литературных муз у Северянина было достаточно много. Он посвящал свои произведения Е. Гуцан, А. Воробьевой, Е. Новиковой, знаменитому писателю-беллетристу Т. Краснопольской.

Отношения любвеобильного поэта с женщинами были не только платоническими. Уже будучи женатым на Ф. Круут, он во время гастролей по Европе дважды вступал в романтические отношения. Наиболее мучительным для обоих супругов стал роман Северянина с Е. Штранделл. Она была супругой владельца продуктовой лавки и от нее зависела выдача провизии в кредит.

В этом бpaке родилось двое детей. Дочь, В. И. Семенова, родилась в Петербурге, но позже уехала в Эстонию, где и скончалась в 1976 г. Сын, Вакх Игоревич, жил в Швеции до 1944 г.

Забытый поэт Игорь Северянин

Почему популярный в начале 20-го века поэт, завоевавший титул «короля поэтов», к середине 20-го века оказался практически забытым?

Многие литературоведы считают, что миграция Северянина в Эстонию оттолкнула от поэта его читателей, которые не могли простить ему этого предательства. Для СССР Северянин стал чужим. Даже несмотря на поздние стихи поэта, в которых он воспевал родину, признавать его в Стране Советов не спешили.

Не получилось у Северянина объединиться с другими эмигрантами. Он стоял в стороне от других поэтов и писателей, которые проклинали новую Советскую Россию. Игорь Васильевич, чувствуя тоску по родине и невозможность поучаствовать в возрождении России, активно писал просоветские произведения, тем самым отталкивая от себя других поэтов-эмигрантов, не разделяющих его восторженных взглядов.

Возможно, если бы не война, то поэту удалось бы триумфально вернуться на родину с его мощным сборником стихов, прославляющих советскую власть, тем более что с середины 30-х годов Игоря Северянина стали вновь немного печатать в советских журналах. Однако все сложилась не так, как мечтал поэт, — Эстонию захватили немецкие войска; ленинградское издательство, печатающее стихи Северянина, подверглось артобстрелу, похоронив под тонной пепла и камней альманахи со стихами поэта, а сам он умер в 1941 году в оккупированном фашистами Таллине то ли от туберкулеза, то ли от сердечного приступа.

Признание автора

Если изучить хронологическую таблицу творчества Игоря Васильевича, можно увидеть, что свои лучшие стихотворения и сборники он издал после 1910 года. Именно в это время символизм, являющийся основным литературным течением ХХ века, переживал кризис. Тогда автор выступил с идеей создания общества эгофутуристов. Главной целью представителей ассоциации было утверждение своего будущего и собственного «я». В организацию вошли следующие поэты:

  • Иван Игнтаьев.
  • Вадим Баян.
  • Константин Олимпов.
  • Георгий Иванов.

Общество просуществовало около года, после чего распалось. Сам Северянин написал по этому поводу эпилог и больше не возвращался к идеям эгофутуризма. Однако его стихотворения в период членства в ассоциации отличаются завышенной самооценкой и ощущением собственной значимости. За эти настроения произведения получили множество негативных откликов от критиков и других авторов.

Настоящая известность к автору пришла после выхода в свет его тома стихов «Громокипящий кубок». Издать сборник ему помог Федор Сологуб. Несколько позже Северянин, Сологуб и Анастасия Чеботарева организовали первый тур по России. Сам Игорь Васильевич называл выступления «поэзоконцерты» и мог часами декламировать стихотворения перед огромным количеством людей. Его слава тогда граничила с идолопоклонничеством, ведь люди сидели и смотрели на него, как завороженные.

Манера читать свои произведения была довольно своеобразной, но зрители этого не замечали. Северянин всегда выходил на сцену в длинном черном сюртуке. Во время рассказа он шагами мерил сцену и не обращал абсолютно никакого внимания на публику. Однако это не отталкивало людей, а лишь еще сильнее притягивало, ведь манера была необычной и в какой-то мере интересной.

Другие авторы, побывавшие на выступлениях Северянина, писали, что его редкий взгляд в зал был наполнен равнодушием, граничащим с презрением. Его не тревожило отношение зрителей, их переживания, он был весь во власти творчества. На поэзоконцертах звучали лучшие стихи Игоря Северянина, зал всегда был полон, в нем стояла тишина. Женщины с интересом разглядывали профиль поэта, его короткий, тяжелый подбородок, интересную форму носа. Он был популярным среди дам разного возраста и социального статуса, поэтому часто попадал в любовные истории.

В годы Первой мировой войны Игорь выпускает избранные произведения одно за другим. Его критикуют за использование непонятных иностранных слов и другие ошибки, но писатель не обращает на это внимания.

Биография Северянина

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 182.

Игорь Васильевич Северянин (1887–1941 гг.) – выдающийся русский поэт, один из ярчайших представителей Серебряного века. Каждый штрих биографии Северянина свидетельствует о нем как о яркой и выдающейся личности. Завоевал огромную славу еще при жизни: давал «поэзоконцерты» по всей России, которые пользовались невероятным успехом у публики.

Детские и юные годы

Игорь Северянин родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Окончил 4 класса реального училища в г.Череповце. В 1904 г. перебрался к отцу в г.Дальний (Манчжурия).

Перед самым началом Русско-японской войны возвратился к матери в Петербург.

Начало литературного пути

Первые стихи Игоря Северянина были созданы еще в детстве. Первая публикация появилась в 1905 г.

Ранние стихи поэта не получили признания ни читателей, ни критиков, ни его коллег по перу. Л. Н. Толстой, ознакомившийся с творчеством начинающего поэта, высказался о нем достаточно уничижительно. “И это – литература?!” – с досадой воскликнул великий писатель.

Творческий расцвет

В 1911 г. И. Северянин и И. Игнатьев основали новое направление в литературе – эгофутуризм. Немногим позже, поэт покинул группу своих соратников. Расставание было скандальным.

Первый сборник стихов поэта был назван “Громокипящий кубок”. Он увидел свет в 1913 г. Предисловие к нему было написано известным писателем, Ф. Сологубом.

Осенью этого же года Северянин выступает вместе с В. Маяковским. В это же время он знакомится с С.Спасским и К.Паустовским.

В 1918 г., после блестящего выступления в московском политехническом музее, он получил почетную должность “Короля поэтов”. Также за нее боролись Маяковский и К. Бальмонт.

Эстонская эмиграция

Краткая биография Игоря Северянина включает в себя немало драматических моментов.

Начало вынужденной эстонской эмиграции датируется первой половиной марта 1918 г. За годы проживания в Эстонии поэт выпустил несколько сборников стихотворений и четыре стихотворных автобиографических романа. Также Северянин переводил эстонскую поэзию на русский язык, работал над крупным исследованием “Теория версификации”.

В первые годы эмиграции поэт много ездил по европейским странам.

Личная жизнь

До эмиграции Игорь Северянин состоял в незарегистрированных отношениях с артисткой М. Волнянской. Обладательница красивого богатого голоса, она исполняла цыганские романсы.

В 1921 г. поэт расстался со своей “гражданской” супругой и женился на Ф. Круут. Ради Северянина она, ревностная лютеранка, обратилась в православие. Вплоть до 1935 г. супруга была не только музой, но и настоящим ангелом-хранителем Игоря Васильевича. Благодаря ей его талант не зачах в эмиграции. Стихи стали более ясными, приобрели классическую простоту.

Литературных муз у Северянина было достаточно много. Он посвящал свои произведения Е. Гуцан, А. Воробьевой, Е. Новиковой, знаменитому писателю-беллетристу Т. Краснопольской.

Отношения любвеобильного поэта с женщинами были не только платоническими. Уже будучи женатым на Ф. Круут, он во время гастролей по Европе дважды вступал в романтические отношения. Наиболее мучительным для обоих супругов стал роман Северянина с Е. Штранделл. Она была супругой владельца продуктовой лавки, и от нее зависела выдача провизии в кредит.

В этом браке родилось двое детей. Дочь, В. И. Семенова, родилась в Петербурге, но позже уехала в Эстонию, где и скончалась в 1976 г. Сын, Вакх Игоревич, жил в Швеции до 1944 г.

Смерть поэта

Здоровье у Игоря Северянина было достаточно слабым. Он скончался в 1941 г. в Таллине во время фашистской оккупации. Причиной смерти поэта был сердечный приступ.

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв)

Фото Все

Видео Все

Игорь Северянин и Фелисса Круут. Больше, чем любовь

Игорь Северянин. “Воздвиженье” / Библейский сюжет / Телеканал Культура

Поэзия Игоря Северянина / “Игра в бисер” с Игорем Волгиным / Телеканал Культура

Игорь Северянин — биография

Игорь Северянин – известный русский поэт, яркий представитель Серебряного века. Он был искусным декламатором, настоящим новатором-словотворцем, активно пропагандировавшим свои произведения. Именно Северянина называют первым эстрадным поэтом, со своими «поэзоконцертами» он объездил много российских городов. В 1918 году Северянин стал «Королем поэтов». Он получил это почетное звание за участие в поэтическом вечере, который был организован в Петербургском политехническом музее. В числе литераторов, соревновавшихся за высокое звание «Короля», был и Владимир Маяковский.

Во времена СССР на своей родине поэт не пользовался популярностью. В учебниках литературы говорилось о нем очень мало, с немалой долей осуждения. Но это была предвзятая точка зрения. Творчество Северянина вовсе не так однозначно, к нему стоит присмотреться внимательно, у поэта есть очень глубокие стихотворения с философским смыслом. Он называл себя гением, и это не было завышенной самооценкой. Многие произведения Северянина – точные, емкие, с глубоким смыслом, подтверждают такую высокую оценку.

Детство

Настоящая фамилия поэта – Лотарев. Он родился в северной столице 16 мая 1887 года в семье военного инженера. Для мамы Игоря, представительницы древнего, богатого рода дворян Шеншиных, брак с Василием Лотаревым был вторым. В первый раз она вышла замуж за генерал-лейтенанта Домонтовича, рано овдовела. Семейная жизнь родителей будущего поэта не была счастливой, но к сыну отец и мать относились с большой любовью. Уже в раннем возрасте было видно, что в их семье растет необычный ребенок. В восемь лет Игорь написал свое первое стихотворение под название «Звезда и дева». Оно отличается легким слогом.

Игорь Северянин в детстве

Когда мальчику исполнилось девять лет, Василий и Наталья развелись. Сын остался с отцом, который в том же году вышел в отставку, поселился в усадьбе Сойвола, располагавшуюся недалеко от Череповца. В этом городе мальчик посещал реальное училище. На всю жизнь поэт сохранил теплые воспоминания о директоре учебного заведения, Б. А. Тенишеве, веселом, остроумном и добром человеке. Весной 1903 года отец и сын Лотаревы уехали на Дальний Восток. Долгое путешествие через всю Россию стало для юноши настоящим катализатором. Он получил много новых впечатлений, вновь стал писать стихи. Темой его ранних произведений была любовь, но с началом русско-японской войны Игорь стал писать патриотические стихотворения. Некоторое время молодой поэт жил у отца в городе Дальний (Манчжурия), затем в Порт-Артуре. После ссоры с отцом юноша отправился в Санкт-Петербург, к матери. Через год Николай Лотарев скончался от туберкулеза, встретится и помириться с сыном ему так и не удалось.

В северной столице молодой человек поселился вместе со своей матерью в доме сводной сестры поэта, Зои Домонтович. Через два года в солдатском журнале «Досуг и дело» было опубликовано стихотворение Игоря Лотарева под названием «Гибель «Рюрика».

Спонсором молодого поэта был его дядя, на средства которого литератор выпускал тоненькие сборники стихотворений. Он отправлял эти брошюры в редакции, чтобы получить отзывы. Но его идея потерпела крах, отзывов на произведения не было. Тем не менее, за короткое время Лотарев издал 35 брошюр, которые позднее он решил объединить в «Полное собрание поэз».

В 1907 году Лотарев познакомился с поэтом Константином Фофановым, оказавшем большое влияние на молодого собрата по перу. Фофанов оказал протекцию Игорю, познакомил его со многими литераторами, редакторами. В благодарность за дружбу и теплые отношения Лотарев ежегодно отмечал день, когда он встретился со своим учителем, считая его большим праздником. Именно Фофанов посоветовал своему молодому другу взять творческий псевдоним. Так Игорь стал Северяниным, новая фамилия служила ему оберегом. Авторская версия псевдонима была такой – Игорь-Северянин, но она не прижилась, поскольку выглядела чуждой для русского языка.

В 1907 году молодой поэт стал получать первые отзывы на свои брошюры. Этих заметок было немного, в некоторых из них автора слегка критиковали. Через два года Северянин получил отзыв на свои стихотворения от самого Льва Толстого. Его брошюра «Интуитивные краски» стараниями литератора Ивана Наживина оказалась в Ясной поляне. Некоторые произведения из этого сборника Наживин прочел знаменитому писателю. Лев Николаевич был крайне раздосадован, и высказался по поводу услышанного очень резко.

Маститый писатель считал, что Северянин занимается невероятной ерундой, и это нельзя назвать литературой. Он заявил, что страна находится в катастрофическом состоянии, погрязла в безработице, пьянстве, в уголовных преступлениях, и поэтам надо помнить об этом. Особенно его возмутило сочетание «упругость пробки», встретившееся в стихотворении Северянина.

Как ни странно, именно гневное высказывание почтенного литератора вызвало небывалый интерес к творчеству молодого поэта. Теперь на каждую его брошюру в печати появлялись долгожданные отзывы. Далеко не всегда они были положительными, однако через некоторое время Северянин стал просто купаться в лучах славы. Он часто получал приглашения на благотворительные вечера, в журналах стали появляться его стихотворения. Северянин стал модным поэтом.

Создание эгофутуризма и поэзоконцерты

В литературе первого десятилетия XX века главенствовал символизм, однако к 1910 году направление уже находилось в кризисном состоянии. Северянин в это время выступил с идеей создания нового направления — эгофутуризма. Поэты создали ассоциацию, в нее входили Георгий Иванов, Вадим Баян, Константин Олимпов, Иван Игнатьев. Главной целью нового направления было утверждение собственного «я» и будущего, основной доктриной провозглашалась «душа-истина». «Ассоциация эгофутуризма» оказалась крайне недолговечной, через год кружок прекратил свое существование. Его создатель, Игорь Северянин, посвятил этому событию «Эпилог эгофутуризма».

Инициатор и создатель нового литературного направления, модный поэт Северянин к тому времени пользовался громкой славой. После выхода «Громкокипящего кубка» (1913), первого сборника его стихотворений, поэта настигла новая волна популярности. Большую помощь в публикации этого сборника Северянину оказал литератор Федор Сологуб. В том же году молодой поэт в компании с Федором Сологубом и Анастасией Чеботаревской отправились в турне по российским городам. Это был период, когда слава поэта гремела по всей стране и была сродни идолопоклонничеству.

Северянин дал своеобразное название своим выступлениям – поэзоконцерты. Публика ломилась на такие выступления стеной, поэт завораживал людей своей необыкновенной, музыкальной манерой декламирования.

Современники, бывавшие на поэзоконцертах, часто вспоминали о своих впечатлениях. Первое выступление Северянина вызвало гомерический хохот у публики, не привыкшей к подобной манере чтения. Многие любители поэзии сочли все происходящее фарсом, и просто ушли из зала. Однако это нисколько не смутило поэта, и следующие свои выступления он проводил в точно таком же стиле.

Это было похоже на массовый гипноз, особенно удивляло поведение и манеры самого Северянина. Высокий человек в черной одежде выходил на сцену большими шагами, закладывал руки за спину, широко расставлял ноги и начинал скандировать распевные строфы. На публику он не обращал ровно никакого внимания, совсем не интересовался ей, и это вызывало у людей прилив небывалого восторга. И если с первого концерта люди уходили, то в дальнейшем они стали в буквальном смысле забрасывать поэта цветами.

Во время Первой Мировой войны Северянин много работал, новые сборники стихов выходили один за другим. Но его новые книги – «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт», «Наши дни» уже не пользовались такой популярностью, как первый сборник. Страна, втянутая в войну, изменилась, читателей уже не устраивали стихи, описывающие нежные чувства и богемную жизнь. Поэт Брюсов упрекал Северянина в отсутствии вкуса, недостатке знаний, другие критики были недовольны использованием большого количества выдуманных и иностранных слов.

В начале 1918 года Северянин уехал в Эстляндию (ныне Эстония). Вместе с ним северную столицу покинула мама поэта, в то время она уже была тяжело больной женщиной, Елена Семенова, его гражданская жена, дочь Валерия. Все они поселились в маленьком поселке Тойла. Через некоторое время поэт побывал в Москве, где выбирали короля поэзии. Голосование было тайным, Северянину, читавшему произведения из «Громкокипящего кубка», удалось обойти самого Маяковского, который декламировал «Революцию».

Выпустив свой очередной альманах, Северянин не удержался, чтобы не похвалиться своим громким титулом. На обложке нового сборника он назвал своих менее удачливых соперников «завистливой, нудной мошкарой». Он окончательно обосновался в Эстонии, в 1920 году, а когда страна объявила о своей независимости, оказался в статусе вынужденного эмигранта. В Россию поэт больше не вернулся. Он занимался переводом стихов на эстонский язык, сотрудничал с русскими, берлинскими, тартускими, рижскими газетами. За время эмиграции Северянин дал более четырех десятков поэтических концертов, выпустил семнадцать книг. Самыми известными из них считаются «Классические розы», «Рояль Леандра», «Запевка».

Личная жизнь

Творческие люди часто черпают вдохновение в любовных переживаниях. Северянин не был исключением, но у него была одна странная особенность. Многие возлюбленные поэта находились в кровном родстве, были сестрами. Можно назвать Евгению и Елизавету Гуцан, Анну и Валерию Воробьеву, Ирину и Антонину Борман, и это будет далеко не полный список увлечений Северянина.

Игорь Северянин с женой

Анне Воробьевой он посвятил своей прекрасное стихотворение «Это было у моря», Евгении Гуцан — несколько стихов из первых сборников.

Он уехал в Эстляндию с гражданской супругой, но вскоре женился на Фелиссе Круут. Эту женщину он называл самой значимой в своей жизни. При этом Северянин постоянно ездил на гастроли, где очень быстро заводил романы, некоторые из них были долгими. Вера Борисовна Коренди, школьная учительница, сумела развести супругов. Фелисса устала от ее навязчивости, в 1935 году она выгнала Северянина из дома.

Последние годы поэт жил с Коренди, но продолжал писать жене покаянные письма. Он хотел, чтобы Фелисса вернулась. У Северянина было трое детей от разных женщин, две дочери Валерии и сын Вакх.

Причина смерти

Поэт скончался в декабре 1941 года от болезни сердца. Это произошло в Таллине, Северянин переехал в столицу после оккупации Эстонии немецкими войсками. Прах русского поэта погребен на Александро-Невском кладбище.

Труды

  • Громокипящий кубок
  • Златолира
  • Ананасы в шампанском
  • Поэзоантракт
  • За струнной изгородью лиры
  • Поэзоконцерт
  • Вервэна
  • Менестрель
  • Миррэлия
  • Падучая стремнина
  • Я чувствую как падают листья
  • Соловей
  • Трагедия титана. Космос
  • Колокола собора чувств: Автобиогр
  • Роса оранжевого часа
  • Классические розы
  • Адриатика. Лирика
  • Медальоны
  • Рояль Леандра

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Имя на поэтической поверке. Игорь Северянин

27 февраля 1918 года, в переполненной публикой Большой аудитории Политехнического музея, состоялся вечер «Избрание Короля поэтов».

В нём участвовали Владимир Маяковский, Константин Бальмонт, и Игорь Северянин
Всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием – это звание было присуждено Игорю Северянину.

Второе место занял Маяковский, третье – Бальмонт. Было замечено, что успех Северянина был Маяковскому явно неприятен…

Игорь Северянин в своих воспоминаниях, особо выделяет насчёт Маяковского одну деталь.

Маяковский, занявший в соревновании 2-ое место, раздражённо бросил в зал:

«Долой королей – теперь они не в моде», а триумфатору Игорю Северянину мягко пояснил: «Не сердись, я их одёрнул – не тебя обидел – не такое время, чтобы игрушками заниматься».

Эпизод застрял в памяти Игоря Северянина, наверное, потому, что поэт и сам пришёл уже тогда к убеждению: довольно, в поэзию играть, пора служить ей всерьёз.
Сегодня подробности этого события почти забыты. Одним оно кажется забавным, другим – значительным и серьёзным.

Звание «Короля поэтов» получил один из самых ярких русских лириков начала ХХ века, поэт «Серебряного века» Игорь Северянин.

Игорь Северянин считал своими предтечами Константина Фофанова (1862-1911) и рано умершую Мирру Лохвицкую (1869-1905).

Игорь Северянин выступал с тремя стихотворениями: «Весенний день», «Это было у моря», «Встречаются, чтоб разлучиться».
Одно из наиболее известных стихотворений Игоря Северянина «Весенний день», посвящённое Константину Фофанову, автор особенно любил исполнять с эстрады:

Весенний день горяч и золот, –
Весь город солнцем ослеплён!
Я снова – я: я снова молод!
Я снова весел и влюблён!

Душа поёт и рвётся в поле,
Я всех чужих зову на «ты»…
Какой простор! Какая воля!
Какие песни и цветы!

Скорей бы – в бричке по ухабам!
Скорей бы – в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам!
Как друга, целовать врага!

Шумите, вешние дубравы!
Расти трава! Цвети сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день!
1911год апрель.
При подсчёте голосов, Игорь Северянин голосов на сорок опередил Маяковского.
Из ближайшего похоронного бюро был заранее доставлен взятый на прокат огромный миртовый венок.

Он был возложен на шею тощего, длинного, в долгополом чёрном сюртуке Игоря Северянина, который должен был в венке ещё прочитать стихи.

Венок свисал до колен. Надо признать, что Игоря Северянина, большинство людей, в нашей стране, знают, по начальным строкам стихотворения: «Увертюра», написанного в 1915 году, которые стали почти позывными поэта:

«Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!».

Игорь Северянин как бы издевался над духовным холопством в этом стихотворении и направляет стрелы сарказма не столько вовне, сколько внутри себя.
Мне же очень нравится малоизвестное широкому читателю, стихотворение:

Я с детства мечтал о Байкале
И вот – я увидел Байкал.
Мы плыли, и гребни мелькали,
И кедры смотрели со скал.

Я множество разных историй
И песен тогда вспоминал
Про это озёрное море,
Про этот священный Байкал.

От пристани к пристани плыли.
Был ветер. Был холод. Был май.
Был поезд, – мы укатили
В том поезде в синий Китай.

Как часто душа иссякала
В желанье вернуться опять.
Я так и не знаю Байкала:
Увидеть – не значит узнать.
1929 год.

Игорь Северянин – псевдоним Игоря Васильевича Лотарева. Необходимо подчеркнуть, что сам поэт всегда писал свой псевдоним через дефис: он воспринимался им как второе имя, а не фамилия.

Игорь Васильевич Лотарев (16 мая 1887 года Санкт-Петербург – 20 декабря 1941 года Таллин) – русский поэт «Серебряного века», родился в Санкт-Петербурге, в семье капитана железнодорожного полка, Василия Петровича Лотарева, который происходил из владимирских мещан.

Мать, Наталья Степановна, урождённая Шеншина, дочь предводителя дворянства Щигровского уезда Курской губернии.

По линии матери, Игорь Северянин находился в кровном родстве с поэтом Афанасием Фетом.

Широкого образования будущий поэт не получил, он закончил четыре класса Череповецкого реального училища, и позже с грустью вспоминал эти годы, ознаменованные уездной скукой, зубрёжкой и чтением любимых авторов:

Майн Рида, Александра Дюма, Виктора Гюго, Ивана Тургенева и Ивана Гончарова, поэтов Алексея Толстого и Алексея Апухтина. Стихи стал писать 8-ми летним мальчиком.

После окончания четырёх классов реального училища, Игорь в 1904 году, уехал к отцу на Манчжурию, в город Дальний, некоторое время жил также в Порт-Артуре (Люйшунь).
Накануне русско–японской войны вернулся в Петербург, к матери. Игорь Васильевич регулярно публиковаться стал с 1904 года.

В 1911 году Игорь Васильевич вместе с товарищами основал литературное направление эгофутуризм.

Возникновение згофутуризма связывают с брошюрой Игоря Северянина «Пролог эго-футуризма». Игорь Северянин покинул группу эгофутуристов менее чем через год.
Расставание было ознаменовано скандалом. Но известность к Игорю Северянину пришла ещё раньше и, как водится, после скандала.

12 января 1910 года Лев Толстой разразился «потоком возмущения по поводу явно иронической «Хабанеры» – стихотворения, молодого, тогда ещё не известного поэта Игоря Северянин:

(«Вокруг – виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них – упругость пробки!»).

Дословно в стихотворении было написано так –
«Вонзите штопор в упругость пробки,
И взоры женщин не будут робки. ».

Всероссийская пресса, – заметил Игорь Северянин, – подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала меня сразу известным на всю страну. ».

Едва 4-го марта вышел сборник Игоря Северянина «Громокипящий кубок», как Алексей Максимович Горький, будучи в то время на Капри, ознакомившись с книгой, сказал:
«Русь нуждается в большом поэте. Талантливых – немало, вот даже Игорь Северянин даровит! А нужен поэт большой, как Пушкин, как Мицкевич, как Шиллер, нужен поэт – демократ и романтик, ибо мы, Русь, – страна демократическая и молодая.

Не забывайте, что литература у нас, на Руси, дело священное, дело величайшее».
Двусмысленная слава сопровождала Игоря Северянина всю жизнь и заслонила истинный облик поэта.

О нём писали фельетоны, рисовали карикатуры и шаржи, его пародировали.
Имя Северянина, по словам Ивана Бунина:

«знали не только все гимназисты, студенты, курсистки, молодые офицеры, но даже многие приказчики, фельдшерицы, коммивояжёры, юнкера…»

После избрания «Королём поэтов» 27 февраля 1918 года, Игорь Северянин уже в первых числах марта возвращается в Эстонию, которая после заключения Брестского мира, была оккупирована Германией.

В посёлок Тойла он попадёт через карантин в Нарве и фильтрационный лагерь в Таллине.
В 1921 году Игорь Северянин принял присягу на верность Эстонии и с 5 сентября вступил в эстонское гражданство.

Больше в Россию он уже никогда не попадёт.

Для него началась вынужденная эмиграция. В посёлке Тойла он снимал полдома, у местного плотника Михкелю Круута, жил со своей женой Марией Волнянской – исполнительницей цыганских романсов, дочкой Валерией и своей матерью Наталией Степановной Лотаревой.

Впервые годы эмиграции поэт активно гастролирует в Европе: Латвия, Литва, Польша, Германия, Чехословакия, Финляндия.

В феврале 1931 года поэт добирается до Парижа, где стараниями князя Феликса Юсупова, ему организуют два выступления, на одном из них присутствовала Марина Цветаева.
Марина Цветаева впоследствии рассказывала:

«Единственная радость, за всё это время – долгие месяцы – вечер Игоря Северянина. Он больше чем: остался поэтом, он стал им».

Потом были турне в ноябре 1931 года, в Болгарию, затем в Румынии и Югославии, которые он закончил в апреле 1934 года в Кишинёве.

Это была его последняя заграничная поездка. В эмиграции поэт работает без устали.
Его стихи печатаются во многих русских газетах – В Харбине, Париже, Таллине, Риге, Ковно, Берлине.

В эмиграции вышло более 20-ти его книг, считая и сборники переводов. Значительное число стихотворений до сих пор не опубликовано.

В эмиграции он вырос в большого поэта, певца любви, природы и России, о которой им сказаны эти запоминающиеся слова:

«Неподражаемой России незаменимая земля».

В последние годы жизни Игорь Северянин страдал туберкулёзом в тяжёлой форме.
С началом войны Игорь Северянин хотел эвакуироваться в Россию, но по состоянию здоровья, которое резко ухудшилось, сделать этого не смог.

Скончался Игорь Васильевич Северянин 20-го декабря 1941 года, прожив 54-е года.

Похоронили в Таллине, на центральной аллее Александро-Невского кладбища.

Первоначально на могиле был установлен простой деревянный крест, но в начале 50-х годов литератор Валентин Рушкис заменил крест на табличку с цитатой из стихотворения Игоря Васильевича «Классические розы» – 1925 года.

«Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!».

В конце 80-х годов на могиле было установлено гранитное надгробие работы скульптора Ивана Зубака. В Литературном музее Эстонии, в Тарту, среди уникальных архивных материалов, хранится записная книжка Игоря Северянина.

На одной из страниц едва прочитываются строки поэтического дневника:

«Я мог родиться только в России,
Во мне всё русское счеталось:
Религиозность, тоска, мятеж,
Жестокость, нежность, порок и жалость,
И безнадёжность, и свет надежд».

Интерес к творчеству Игоря Северянина в нашей стране временами ослабевал, но никогда не исчезал окончательно, именно потому, что он был истинный поэт, поэт с открытой душой.

У него было замечательное чувство поэзии не только как форма самовыражения, но и как способа существования в мире.

Из поэтического наследия Игоря Северянина.

Судьбою нашей правит Случай,
И у него такая стать,
Что вдруг пролившеюся тучей
Он может насмерть захлестать.

Но он же может дать такое
Блаженство каждому из нас,
Что пожалеешь всей душою
О жизни, данной только раз!
1929 год.

Мы живём, точно в сне неразгаданном,
На одной из удобных планет…
Много есть, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется, нет…

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в чём-то норвежском! весь я в чём-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! и берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буэров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грёзо-фарс…
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!
1913 год,январь.Петроград.

Что за счастье – быть вечно вдвоём!
И ненужных не ждать визитёров,
И окружных не ткать разговоров, –
Что за счастье – быть вечно вдвоём!

Быть с чужою вдвоём нелегко,
Но с родною пьянительно сладко:
В юбке нравится каждая складка,
Пьётся сельтерская, как «клико»!

И «сегодня» у нас – как «вчера»,
Но нам «завтра» не надо иного:
Всё так весело, бодро, здорово!
Море, лес и ветров веера!
1913 год.

«Как хороши, как свежи были розы
В моём саду» Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!».
Иван Мятлев.1834 год.

В те времена, когда роились грёзы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слёзы…
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут – уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи были розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
1925 год.

И будет вскоре весенний день,
И мы поедем домой в Россию…
Ты шляпу шелковую надень:
Ты в ней особенно красива…

И будет праздник…большой-большой,
Каких и не было, пожалуй,
С тех пор, как создан шар земной,
Такой смешной и обветшалый…

И ты прошепчешь: «Мы не во сне. »
Тебя со смехом ущипну я
И зарыдаю, молясь весне
И землю русскую целуя!
1925 год.

Северянин Игорь Васильевич. Основные даты жизни и творчества

Северянин (Лотарев) Игорь Васильевич (1887 – 1941)
Основные даты жизни и творчества

1887, 4 (16) мая – родился в Петербурге в семье отставного штабс-капитана. Первые 9 лет провел в Петербурге.

1903 – закончив 4 класса Череповецкого реального училища, весной совершил с отцом поездку в Порт Дальний (Далянь, Китай), где прожил полгода.

1904 – возвращается к матери в Гатчину.

1905 – опубликовано стихотворение “Гибель Рюрика” в февральском номере солдатского журнала “Досуг и дело”. С 1905 по 1912 Северянин выпустил 35 поэтических сборников (в основном в провинциальных изданиях).

1907 – знакомится с поэтом К. Фофановым, горячо одобрившим его стихи.

1911 – Северянин объявляет о создании “Эго Вселенского футуризма”.

1913 – выход в свет сборника “Громокипящий кубок” в московском издательстве “Гриф” с предисловием Ф. Сологуба. В этом же году стал давать собственные поэзоконцерты. Март–12 апреля – первое концертное турне по приглашению Сологуба и Чеботаревской по городам России, выступает в Минске, Вильно, Харькове, Екатеринославе, Одессе, Симферополь, Ростов-на-Дону, Баку, Тифлисе, Кутаиси и др. городах.

– выступление в Петербургском женском медицинском институте вместе с В. Маяковским, В. Хлебниковым, Н. Бурлюком и В. Гнедовым.

29 ноября – выступление в зале «Соляного городка» в Петербурге вместе с Маяковским, Кульбиным, Крученых.

– первый сольный поэзоконцерт в зале Тенишевского училища в Петербурге.

1914, 18 февраля – в издательстве «Гриф» выходит четвертое издание книги «Громокипящий кубок». Тираж 1000 экз.

4 марта – выходит в свет вторая книга Игоря Северянина «Златолира», М., К-во «Гриф». Тираж 1415 экз.

– присутствует на Первом вечере русской музыки в артистическом кабаре «Бродячая собака». Певец А. И. Егоров исполнил северянинскую «Поэзу о Бельгии», положенную на музыку композитором Н. К. Цыбульским. Ноты этого произведения были изданы с обложкой работы Судейкина.

1915 – выход сборника “Ананасы в шампанском”. Вечера поэта проходили с огромным успехом. Б. Пастернак вспоминал: “. На эстраде до революции соперником Маяковского был Игорь Северянин. “

1917, октябрь–ноябрь – в Петрограде в зале Петровского училища (Фонтанка, 62) проходят 5 поэзовечеров Игоря Северянина, на которых поэт читает стихи из сборников «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском» и др.

1918– в зале Политехнического музея – избрание короля поэтов. В конкурсе принимали участие К. Бальмонт, В. Маяковский и другие поэты. Победу одержал Северянин, которому присудили звание”короля поэтов”.

1918 – с этого года постоянно живет в Эстонии, оказавшись после провозглашения Эстонии самостоятельным государством за пределами родины.

1920 – опубликован сборник стихов “Вервена”.

1921 – опубликован сборник стихов “Менестрель”.

1922, 7 ноября – выступает в Берлине на концертах совместно с В. Маяковским и А. Н. Толстым.

1924, 14 июня – на Пушкинском вечере в здании Немецкого театра в Таллине читает поэзы, посвященные А. С. Пушкину.

1925 – опубликован “роман в строфах” под названием “Рояль Леанд-ра”.

– в издательстве Вадима Бергмана (Юрьев-Тарту) вышла книга Игоря Северянина: «Колокола собора чувств. Автобиографический роман в 3 частях» (тираж 2000 экз.). Часть тиража вышла в суперобложке в виде ленты с надписью красного цвета: «XX. Игорь-Северянин. Последние рукописи, вышедшие ко дню 20-летия литературной деятельности поэта».

1928 – издает антологию эстонской лирики за 100 лет.

– вечер в Русском Доме, устроенный Союзом русских писателей и журналистов в Польше. В газете «За свободу!» сообщалось: «Стихи, посвященные русским писателям и России, были встречены шумными и долго неутихавшими аплодисментами почти исключительно русской публики, собравшейся послушать родного поэта».

1930– выступает с лекцией о К. Фофанове и с лекцией «Эстляндские триолеты Сологуба» в Русском научном институте при Палате Академии наук в Белграде (Югославии).

1931, 27 февраля – выступление в парижском зале Шопена с программой: 1. «Классические розы» (Новая лирика). 2. «Медальоны» (12 характеристик). 3. «Громокипящий кубок» (Лирика довоенная).

«. Единственная радость (не считая русского чтения Мура, Алиных рисовальных удач и моих стихотворений) – за все это время – долгие месяцы – вечер Игоря Северянина. Он больше чем остался поэтом, он – стал им. На эстраде стояло двадцатилетие. Стар до обмирания сердца: морщин как у трехсотлетнего, но – занесет голову – все ушло – соловей! Не поет тот словарь ушел. При встрече расскажу все как было, пока же: первый мой ПОЭТ, т. е. первое сознание ПОЭТА за девять лет (как я из России)».

1941, весна – направляет в Ленинград сонеты о русских композиторах.

«Красная новь», № 3 и «Огонек», № 13 публикуются стихи Северянина.

– умер в оккупированном фашистами Таллинне. Похоронен на православном Александро-Невском кладбище Таллина.

Адреса в Петербурге:

– родился в этом доме 4 мая 1887 года.

– бывал здесь с 1911 г. Находилась редакция газеты «Петербургский глашатай» Ивана Игнатьева, место собраний «Директориата» эгофутуристов.

3. Средняя Подьяческая, дом № 5, квартира № 13 – в 1910-е годы до отъезда в 1918 г. в Эстонию проживал в этом доме с матерью (Наталией Степановной Лотарёвой).

Биография Игоря Северянина

Игорь Северянин, настоящее имя Игорь Васильевич Лотарёв, (1887-1941) – русский поэт, творчество которого относится к Серебряному веку.

Детские и юные годы

Игорь появился на свет в городе Петербурге 16 мая 1887 года. Семья проживала на улице Гороховой в доме № 66. Его отец – Лотарёв Василий Петрович – капитан железнодорожного полка. Мама – Лотарёва Наталья Степановна – дочь дворянского предводителя из Курской губернии Шеншина Степана Сергеевича. Мать уже была один раз замужем, её первый супруг генерал-лейтенант Домонтович скончался. По материнской линии Игорь имел родственные связи с историком Карамзиным и поэтом Фетом.

Ранние детские годы будущего поэта прошли в Петербурге. Семья его была культурная, мать с отцом любили литературу и музыку, особенно оперную.

В 1896 году родители расстались, отец к тому времени вышел в отставку, и Игорь уехал с ним в Череповец. Там он в большей степени находился в имениях у тётушки Елизаветы Петровны или у дяди Михаила Петровича (это родные брат и сестра отца), потому что сам Василий Петрович Лотарёв уехал на Дальний Восток, ему предложили там работу в качестве коммерческого агента.

В Череповце Игорь отучился 4 класса в реальном училище. А в возрасте 16 лет поехал в Маньчжурию, где в городе Дальнем жил папа. Север оставил глубокий след в душе юноши, он был покорён его красотой и суровостью, вдохновлён на творчество и даже псевдоним свой потом взял – Северянин. Перед тем, как началась русско-японская война, скоропостижно скончался отец, и Игорь вернулся к матери в Петербург.

Творчество

Свои первые стихи Игорь написал, когда ему было 8 лет. В юности его вдохновляла на поэтические произведения Женечка Гуцан, он был безумно в неё влюблён, и поэзия этого периода в основном лирическая. Во время русско-японской войны в его стихах появились военно-патриотические нотки.

Вернувшись в Петербург в 1904 году, Игорь начал регулярно рассылать свои произведения в периодические издания, но всё время ему возвращали их обратно.

Пока в 1905 году всё-таки не напечатали одно стихотворение «Гибель Рюрика». Затем понемногу стали публиковать и другие его стихи. Поначалу он всё время подписывался разными псевдонимами:

  • Граф Евграф д’Аксанграф;
  • Игла;
  • Мимоза.

И лишь потом остановился на псевдониме Северянин.

В 1907 году он получил своё первое признание от поэта Фофанова, в 1911 году появление в мире российской поэзии Игоря Северянина приветствовал Брюсов.

С 1905 по 1912 годы вышло 35 поэтических сборников Игоря, издания в основном были провинциальными.

В 1913 году увидел свет его сборник «Громокипящий кубок», принёсший поэту славу. Игорь стал ездить по стране с поэтическими вечерами, которые пользовались невероятным успехом, ведь он, помимо таланта, обладал ещё непревзойдённым исполнительским даром. Борис Пастернак вспоминал, что в те времена на эстраде в декламации стихов могли соперничать между собою только два поэта – Маяковский и Северянин.

Игорь объездил пол-России – Минск и Кутаис, Вильно и Тифлис, Харьков и Баку, Екатеринослав и Ростов-на-Дону, Одессу, Екатеринодар и Симферополь. Он принял участие в 48 сборных поэтических концертах, 87 ещё дал лично.

«Король поэтов»

В 1912 году Игорь впервые побывал в эстонском посёлке Тойла, ему там очень понравилось, потом он проводил там почти каждое лето. В 1918 году тяжело заболела мама поэта, и он перевёз её в Тойлу. С поэтом уехала его гражданская жена Мария Волнянская (Домбровская).

Но через месяц Игорь был вынужден поехать в Москву на выборы «короля поэтов». В огромной аудитории политехнического института собралось много людей. Маяковский и Северянин читали свои стихи сами, между их поклонниками даже завязалась небольшая потасовка. Некоторые из поэтов не явились, их произведения исполняли артисты. «Королём поэтов» был избран Северянин, он обошёл ближайшего соперника Маяковского голосов на 30-40.

Эмиграция

Победителем среди всех российских поэтов он вернулся в Эстонию к жене и матери. Но вскоре заключили Брестский мир, и маленький прибалтийский посёлок Тойла был оккупирован немцами, Северянин оказался отрезанным от России.

Так началась для него вынужденная эмиграция, он больше никогда уже не смог побывать на родине. Поэт жил в Тойле безвыездно и продолжал писать.

Ему нравилось в этой маленькой деревеньке, тихо и уютно, он очень увлекался рыбалкой. Сам Игорь никогда не считал себя эмигрантом, он говорил о себе: «Я – дачник с 1918 года». Он действительно был уверен, что Эстония и его проживание в ней, ─ всё это временно: закончатся революции и войны, он сможет спокойно вернуться в Петербург.

Со временем он смирился со своей участью, занялся переводами эстонской поэзии на русский язык и начал активно гастролировать по Европе.

Личная жизнь

Первой безумной любовью Игоря стала его кузина Лиза Лотарёва, она была старше мальчика на 5 лет. Каждое лето они проводили вместе на усадьбе в Череповце, были счастливыми, играли, беседовали, спорили. В возрасте 17 лет Елизавета вышла замуж, а Игорь был настолько травмирован этим событием, что в церкви на церемонии венчания ему даже стало плохо.

Настоящее, уже взрослое чувство, пришло к нему в 18 лет, когда Игорь познакомился с Гуцан Женечкой. Красивая, стройная с золотистыми кудрями девушка свела поэта с ума. Он придумал ей новое имя – Злата ─ и каждый день дарил стихи. Им не суждено было пожениться, но от этих отношений Женечка родила дочь Тамару, которую сам поэт впервые увидел лишь через 16 лет.

Мимолётных романов у Северянина было слишком много, так же, как и гражданских жён. С одной из них, Марией Волнянской, отношения были длительными, она уехала с ним в Эстонию, и первое время семья даже существовала там на её гонорары (Мария исполняла цыганские романсы). В 1921 году их гражданская семья распалась, Игорь официально обвенчался с Фелиссой Крутт, которая ради него поменяла веру с лютеранской на православную. В браке у них родился сын.

Однако даже официальный брак не стал поводом для того, чтобы Северянин перестал заводить любовниц. Жена знала прекрасно, что каждый его гастрольный тур заканчивался очередным бурным романом. Фелисса терпела до 1935 года и в конце концов выгнала Игоря из дома.

Последняя женщина, с которой жил поэт, была школьная учительница Вера Борисовна Коренди. С каждым годом Игорь всё сильнее болел, у него был туберкулёз. Скончался поэт 20 декабря 1941 года, его могила находится в Таллине.

Игорь Северянин: биография и творчество

  • 8 Августа, 2019
  • Искусство
  • Оля Измайлова

“Встречаются, чтоб разлучаться.

Влюбляются, чтоб разлюбить.

Мне хочется расхохотаться,

И разрыдаться – и не жить!”

Эти строки из стихотворения “Поэза странностей жизни” написал поэт Игорь Северянин, биография которого не изучается в рамках школьной программы. К творчеству поэта критики и литературоведы долгие годы относились крайне прохладно. В советское время сложилось представление о том, что Северянин – это коммерческий и второсортный поэт, лишенный яркого таланта и просто потакающий потребностям публики. По какой-то причине советские, а позже российские литературоведы считали, что самый не заслуживающий внимания поэт Серебряного века – Игорь Северянин. Биография и творчество, кратко изложенные в этой статье, помогут читателям познакомиться с жизнью поэта и, возможно, проникнуться его поэтическими произведениями, которые, вопреки мнениям советской общественности, многогранны и лиричны. Познакомившись с биографией поэта и соприкоснувшись с его лирическими произведениями, уже невозможно оставаться равнодушным и скептически настроенным по отношению к его оригинальной поэзии.

Детство поэта

Если говорить кратко, биография Северянина в детские годы была довольно насыщенной и непростой для маленького ребенка.

Игорь Васильевич Лотарев родился в 1887 году в Санкт-Петербурге. Его мать принадлежала к дворянскому роду, представителями которого были А. Фет и Н. Карамзин. Она была умной и начитанной женщиной и с детства приобщила сына к художественной литературе.

Отец Игоря – отставной штабс-капитан Василий Лотарев – был образованным и начитанным человеком, но, к сожалению, совместная жизнь супругов не была счастливой. Отец очень любил развлечения, из-за чего брак в итоге распался.

До 9 лет маленький Игорь жил в Северной столице вместе с родителями. В 1896 году, после развода родителей, Игорь переехал к тете в Череповец, где в 1903 году окончил 4 класса реального училища. Мать мальчика после развода осталась в Петербурге, а отец по долгу службы отправился в Маньчжурию.

После окончания учебы Игорь поехал к отцу, где какое-то время путешествовал с ним по северным краям. Биографы поэта считают, что мальчик настолько был поражен красотой севера, что именно впечатления от этого края подтолкнули Игоря на псевдоним “Северянин”. Биография поэта на севере была довольно короткой, но воспоминания об этом крае навсегда остались в памяти поэта. Известно, что Игорь очень полюбил суровую природу севера, пристрастился к рыбной ловле и пешим походам. Внезапная смерть отца и начало русско-японской войны заставили Игоря вернуться к матери. На этом краткая биография Игоря Северянина на Дальнем Востоке закончилась.

Вернувшись к матери в Санкт-Петербург, Игорь познакомился с видными деятелями культуры и известными поэтами, которые помогли молодому автору на его творческом пути. Особенно поддержали юного поэта известные на тот момент поэты – К. Феофанов и В. Брюсов, которые очень горячо отнеслись к стихотворениям Северянина и благожелательно откликнулись на его первые сборники.

Первые стихи Северянина

Писать стихи Игорь начал с 8 лет. Однако, как и многие дети, в первых своих творениях мальчик старался подражать литературным кумирам. В его ранней поэзии (“Гатчинская слобода”, “Что видели птицы”, “А знаешь край?”) слышны отголоски творчества Алексея Толстого, Жемчужникова и поэтэссы Мирры Лоховицкой. Это позже Игорь Северянин стал стремиться к оригинальности, вычурности и неповторимости, стараясь выделиться из массы других творцов.

Игорь Северянин: биография и творчество до отъезда из России

После возвращения к матери в Санкт-Петербург Игорь начал активно писать стихи и рассылать их в периодические издания, которые постоянно возвращали поэту его произведения. Благодаря своему упорству и таланту поэт все-таки добился того, что в 1905 году было напечатано его стихотворение “Гибель Рюрика”, после чего постепенно в изданиях стали появляться и другие сочинения поэта.

С 1905 по 1912 год автор издал около 35 стихов, опубликованных уже под псевдонимом Игорь Северянин. Биография поэта могла бы сложиться под каким-нибудь другим именем, ведь у Игоря было несколько вариантов, которые оказались сложными для восприятия. Северная фамилия, связывающая Игоря с его юными годами, проведенными на севере с отцом, больше всего прижилась к поэту.

Слава пришла к Северянину благодаря возмущенным отзывам Льва Николаевича Толстого и его нелестным высказываниям в адрес стихов Игоря Васильевича. Ироничное стихотворение, начинающееся со строк “Вонзите штопор в упругость пробки – и взгляды женщин не будут робки. “, которое так разозлило Толстого, в свою очередь, произвело фурор среди журналистов и принесло поэту славу. С этого момента издания стали с охотой печатать стихи Северянина, его приглашали на различные вечера и чтения.

В 1913 году вышел в свет первый большой сборник стихов, который издал Игорь Северянин. Биография его как популярного поэта начинается именно с этой даты. Сборник под названием “Громокипящий кубок”, восторженное предисловие к которому написал поэт-символист Федор Сологуб, закрепил популярность поэта.

В 1915 году был издан сборник поэта “Ананасы в шампанском”, многие строки из которого стали крылатыми выражениями.

Эгофутуризм – новое направление в поэзии

В 1911 году Северянин, не относивший себя ни к акмеистам, ни к символистам, основал свое направление – эгофутуризм. Это направление выросло из небольшого кружка Ego, основанного Северяниным вместе с сыном поэта Феофанова – К. Олимповым. Лирика поэтов, которые примкнули к этому направлению, отличалась показным себялюбием, чрезмерной музыкальностью, приторностью, наличием большого количества заимствованных иностранных слов. Это направление просуществовало всего лишь несколько месяцев. Затем Игорь Северянин остался единственным представителем эгофутуризма.

Поэтические чтения

Многие современники Северянина рассказывали о нем как об очень артистичном и харизматичном человеке. Поэт великолепно читал стихи и с 1913 года неоднократно отправлялся на гастроли, где декламировал свои произведения. Поэта горячо приветствовали в Минске, Харькове, Одессе, Баку, Тбилиси и других городах российской империи.

В 1918 году на вечере в московском Политехническом музее он принял участие в конкурсе “король поэтов”, в котором занял 1-е место. По свидетельствам очевидцев, в чтении стихов на конкурсе ему не было равных – он обошел даже Владимира Маяковского, который изначально был уверен, что титул “короля” достанется ему. Многие критики считают, что победа Северянина в том конкурсе послужила причиной плохих взаимоотношений с Маяковским, который не мог простить конкуренту эту победу.

Игорь Северянин: биография в годы эмиграции

В годы Гражданской войны Игорь Северянин уехал в эстонскую деревушку Тойла, где у поэта была дача. В связи с тем, что в 20-м году Эстония получила независимость, Северянин не смог вернуться на родину, так как граница была закрыта на долгие годы, вплоть до включения прибалтийских стран в состав СССР.

Стихи, написанные поэтом в этот период, отражают тоску, которую Северянин испытывал вдали от России. Он не клеймит родину, не чернит ее, как некоторые опальные поэты, мигрировавшие в Европу. Напротив, он пишет о своих нежных чувствах к России, о ее красоте и величии.

Первые годы в эмиграции поэт активно писал стихи, гастролировал с лекциями и чтениями по европейским столицам, но уже к середине 30-х годов интерес публики к нему упал, и поэт остался практически лишенным возможности издавать свои произведения. Находясь в эмиграции, поэт выпустил всего 2 сборника – “Вервена” и “Менестрель”, а также роман в стихах и цикл стихотворений, воспевающих власть Советов.

Северянин, биография которого полна не только ярких творческих событий, но и печальных моментов, провел последние годы жизни в жуткой нищете и голоде. Со второй женой, Верой Коренди, он вынужден был прозябать в сараях и амбарах, совершенно непригодных для жизни.

Так как поэт перестал печататься и получать гонорары, ему практически нечего было есть. В теплое время года он целые дни проводил на озере в лодке, пытаясь поймать рыбу. Из-за постоянной водной ряби поэт начал терять зрение.

Проживание в непригодных условиях и скудное питание подкосили здоровье поэта – постоянный кашель и хрипы в легких мучили Игоря, и возможно, именно туберкулез послужил причиной смерти поэта.

Забытый поэт Игорь Северянин

Почему популярный в начале 20-го века поэт, завоевавший титул “короля поэтов”, к середине 20-го века оказался практически забытым?

Многие литературоведы считают, что миграция Северянина в Эстонию оттолкнула от поэта его читателей, которые не могли простить ему этого предательства. Для СССР Северянин стал чужим. Даже несмотря на поздние стихи поэта, в которых он воспевал родину, признавать его в Стране Советов не спешили.

Не получилось у Северянина объединиться с другими эмигрантами. Он стоял в стороне от других поэтов и писателей, которые проклинали новую Советскую Россию. Игорь Васильевич, чувствуя тоску по родине и невозможность поучаствовать в возрождении России, активно писал просоветские произведения, тем самым отталкивая от себя других поэтов-эмигрантов, не разделяющих его восторженных взглядов.

Возможно, если бы не война, то поэту удалось бы триумфально вернуться на родину с его мощным сборником стихов, прославляющих советскую власть, тем более что с середины 30-х годов Игоря Северянина стали вновь немного печатать в советских журналах. Однако все сложилась не так, как мечтал поэт, – Эстонию захватили немецкие войска; ленинградское издательство, печатающее стихи Северянина, подверглось артобстрелу, похоронив под тонной пепла и камней альманахи со стихами поэта, а сам он умер в 1941 году в оккупированном фашистами Таллине то ли от туберкулеза, то ли от сердечного приступа.

Ссылка на основную публикацию