Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) – краткая биография, жизнь и творчество писателя

Николай Гаврилович Чернышевский

Фото Все

Видео Все

Н.Г. Чернышевский. «Что делать?». Биография. Реформа 1861 года. Разгром литературоведа с «Artifex».

Отечества достойный сын. Н.Г. Чернышевский. Школфильм.1981г., докум.

“Чернышевский. Документы, дневники, воспоминания”

Николай Чернышевский — биография

Николай Чернышевский – русский писатель, публицист, литературный критик. Его революционные идеи оказали большое влияние на В.И.Ленина. Роман писателя «Что делать?» был очень популярен в советские годы.

Николай Чернышевский родился в семье священника, но продолжить дело отца ему было не суждено. Вместо этого он стал одним из первых политзаключенных и «иконой» российского революционно-демократического движения 19-го века. А с его романом «Что делать?» в советское время был знаком каждый школьник.

Детство

Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове. Отец – Гавриил Иванович был довольно хорошо образован для того времени, хоть и служил простым священником, а родился в семье крепостных. Он решил сам обучать своего сына дома. Отец был очень начитанным человеком и передал любовь к книгам Николаю. Гавриил Иванович стремился обеспечить сыну достойное будущее.

Коля до 14 лет оставался на домашнем обучении. Играм с ровесниками он предпочитал чтение. Не только его друзья, но и товарищи отца удивлялись обширным знаниям и начитанности Чернышевского-младшего.

Николай Чернышевский в юности

В 1842 году Николай стал слушателем курса духовной семинарии. Оказалось, что по уровню знаний Чернышевский превосходит не только своих соучеников, но и многих преподавателей. Николая не устраивало и качество обучения в семинарии. Поэтому он решил дополнительно заниматься самообразованием. Юноша изучал грамматику, иностранные языки, словесность и географию.

Не окончив полный курс семинарии, Николай в 1846 году поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение факультета философии.

Студенческие годы

В студенческие годы молодой человек увлеченно читал книги известных философов – древних Аристотеля и Платона и современных ему Фейербаха и Гегеля. Кроме того, Николай изучал сочинения теоретиков искусства, а также экономистов и естествоиспытателей.

Николай Чернышевский с Михаилом Михайловым

В это время будущий писатель познакомился с Михаилом Михайловым, который ввел его в круг петрашевцев. Молодой студент не стал посещать их кружок, но на других собраниях иногда бывал. Особенно Николая привлекало общение с Иринархом Введенским – отцом русского нигилизма. Когда петрашевцев арестовали, Чернышевского поразило то, что они даже не думают о средствах своего освобождения, например о восстании.

Время, проведенное в университете, помогло окончательному формированию мировоззрения Чернышевского. Он понял, что уже готов сам вести просветительскую работу. Несмотря на свое семинарское образование и духовную профессию отца, Николай не соглашался с идеологией официального православия.

Спустя два года выпускнику университета предложили должность преподавателя в кадетском корпусе. Он был рад этому приглашению, так как думал, что может распространять там свои идеи. Вместе с женой Николай приехал в Петербург. Ученики полюбили нового педагога за его лояльность, а с коллегами подружиться Чернышевский не сумел. Однажды в учебном заведении произошел довольно крупный скандал с одним офицером, и начинающему учителю пришлось уволиться.

Философские взгляды

Литературную деятельность Николай начал в конце 1840-х годов. В «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских ведомостях» вышли первые небольшие статьи. Затем писатель стал публиковаться в «Современнике», а в 1855 году Чернышевский по существу уже руководил журналом вместе с поэтом Некрасовым.

Но с приходом Николая Гавриловича «Современник» стал превращаться в очаг революционной пропаганды. Из-за этого с журналом перестали сотрудничать такие писатели как Толстой, Тургенев и Григорович. Руководить отделом критики Чернышевский назначил Добролюбова. Их объединяло родство социальных взглядов, а также общий взгляд на педагогические концепции.

Писатель все же не стремился окончательно делать из «Современника» трибуну революционных идей. Из-за этого он повздорил с литераторами, находящимися на либеральных позициях – Анненковым, Боткиным и Дружининым.

В 1885 году Николай закончил работу над диссертацией и защитил ее. В работе освещалось отношение искусства к реалиям существующего мира. Защита вызвала общественные споры. Серьезная критика идеализма и выдвинутая диссертантом теория «чистого» искусства, оторванного от реальности, многим показалась дерзостью и стремлением сломать традиционные устои.

Кроме активной деятельности в «Современнике», в 1858 году Чернышевский стал редактировать журнал «Военный сборник». Тем самым он вовлек в революционные кружки несколько офицеров. Выбор Николая на должность редактора был не случаен. Тогдашние революционеры считали, что главной движущей силой предстоящих перемен должна стать армия. Во время работы в этом издании Чернышевский встретился с Герценом и Огаревым. Втроем они стали идеологами народнического движения и основали тайную организацию «Земля и воля».

Писатель закончил работу над своим основным трудом «Антропологический примат в философии» в 1860 году. Через год был оглашен Манифест, отменяющий крепостное право. Чернышевский в ответ на это опубликовал несколько статей с критикой этого нововведения.

Позиция писателя по данному вопросу не понравилась представителям власти. Министр просвещения А.Норов даже отменил присуждение Николаю ученой степени. Но через три года Норова сменил на посту Е.Ковалевский. Благодаря этому Чернышевский получил диплом магистра русской словесности.

Арест и ссылка

В 1861 году над писателем был установлен тайный надзор, так как полиция заподозрила автора «Современника» в революционной деятельности. Кроме того, жандармы считали, что Николай имеет отношение к пожарам, произошедшим в 1862 году в Петербурге.

Вскоре журнал прикрыли, а затем арестовали Чернышевского. Поводом для этого послужило перехваченное письмо, которое Герцен написал Серно-Соловьевичу. В нем было названо имя Николая Гавриловича в связи с его планами открыть запрещенный «Современник» в Великобритании. Также писателю были предъявлены обвинения в причастии к изготовлению прокламаций, содержащих призывы к крестьянам встать на борьбу с помещиками.

Революционер находился в Петропавловской крепости. Разбирательство его дела продолжалось полтора года. Следователи пользовались незаконными методами – вводились подставные свидетели и фальшивые бумаги. Чернышевский провел голодовку в течение девяти дней, чтобы привлечь внимание общественности к несправедливому ведению дела, но это не сыграло никакой роли.

Николай Чернышевский в творческом процессе

Находясь в заключении, писатель не прекращал работать. Он сочинил примерно 200 листов текста. В тюрьме был закончен его роман, ставший затем классикой, «Что делать?». Как ни странно, книга сразу была опубликована, невзирая на заточение автора по политическим причинам.

В 1864 году Чернышевскому вынесли приговор: 14 лет каторги в Сибири, а затем там же пожизненное поселение. Император лично пожелал, чтобы срок каторжных работ сократили в два раза. Но получилось так, что революционер прожил в ссылке больше 19 лет. Кроме того, 19 мая 1864 года состоялась гражданская казнь писателя. Чернышевского в унизительной форме публично лишили всех привилегий и чинов на Конной площади.

Николай Чернышевский в ссылке в Сибири

Узника отправили в Вилюйск. Через 10 лет пришло официальное предложение подать прошение о помиловании. Но писатель не пошел на это. Чернышевского несколько раз безуспешно пытались освободить товарищи, но в итоге Николай Гаврилович вернулся домой не скоро.

Единственное, чего смогли добиться друзья и родные – перевод Чернышевского в Астрахань. Император согласился на эту просьбу только по причине страха новых волнений. «Земля и воля» считалась довольно опасной организацией, поэтому правитель не хотел обострения революционной ситуации.

Личная жизнь

Супругой писателя стала Ольга Сократовна Васильева. Влюбленные обвенчались в 1853 году. Ольгу многие считали оригинальной особой, поэтому выбор Чернышевского был не всеми встречен одобрительно. Васильеву винили в легкомыслии и непонимании творчества мужа, но сам Николай обожал супругу. Он любил Ольгу безусловно и слепо.

Николай Чернышевский и Ольга Сократовна-Васильева

Писатель считал, что в браке нужно строить равные отношения, а рабство женщин в семье необходимо искоренять. До свадьбы Николай Гаврилович объяснил Ольге, что он занимается такой деятельностью, которая может привести к каторге. Но будущая супруга все равно согласилась на брак. В семье революционер стал воплощать в жизнь свои прогрессивные взгляды.

Николай Гаврилович считал, что супруги должны иметь равные права и обязанности. В те времена это утверждение считалось довольно смелым. Чернышевский предоставлял Ольге Сократовне совершенную свободу, она даже имела право на измену и вообще могла распоряжаться собой, как заблагорассудится. И действительно, супруга закрутила роман с Иваном Савицким, другом семьи. Чернышевский сообщил жене, что желает только ее счастья и отпускает ее. Ольга была поражена такими высказываниями и осталась в семье.

Случай из семейной жизни Чернышевских позже стал основой описания любовных отношений героев романа «Что делать?». Эта линия произведения в западной литературе стала именоваться «русский треугольник». Он обозначал любовные отношения двух мужчин и одной женщины.

Но в Саратове отношения этой пары осуждались. Жители города распускали всякие грязные слухи и сплетни. Родственники также были не в восторге от такой ситуации. И поэтому, когда молодые отбыли в Петербург, все посчитали такой поступок бегством. Нехорошие разговоры вызывал и факт слишком поспешной свадьбы. Ведь незадолго до этого Николай похоронил мать, и срок траура еще не вышел.

Чета Чернышевских была счастлива 9 лет, а 20 лет семейной жизни у них отобрали. Из ссылки Ольга получила 300 писем от мужа. Затем он перестал писать, решив, что так быстрее жена перестанет о нем страдать.

До ареста Николая у супругов родилось три сына — Михаил, Виктор и Александр. Ольге пришлось одной поднимать детей в беспросветной нужде. Она зарабатывала на жизнь вязаньем и штопкой. В 1866 году Чернышевская с младшим сыном поехали в Сибирь проведать отца семейства. Они добирались до места полгода, а побыли вместе с мужем и отцом только 4 дня. Писатель просил жену снова выйти замуж и забыть его. Но Ольга отказалась от такого предложения.

Родственники выхлопотали возвращение Николая Гавриловича в июне 1889 года. Он приехал в Саратов, но счастливо жить в кругу семьи ему долго не пришлось. Каторга подорвала здоровье писателя. В 55 лет он выглядел уже бессильным стариком. В этом же году, осенью Чернышевского не стало. Он заболел малярией и скончался от кровоизлияния в мозг.

Похоронен писатель в Саратове на Воскресенском кладбище.

Интересные факты

  • Чернышевский назвал алюминий металлом будущего в своем романе. В наше время он действительно широко используется, а в те времена алюминий почти не применяли. Так что прогноз сбылся.
  • Николай в детстве так много читал, что сверстники прозвали его пожирателем книг.
  • Роман «Что делать?» в советские годы был очень популярен. Этому поспособствовали хвалебные отклики Ленина.
  • Николай Гаврилович обожал свою жену всю жизнь. Даже на каторге писатель откладывал деньги из своих ничтожных заработков и смог пробрести шикарный мех лисы, а затем отправить подарок Ольге.

Творчество

  • Что делать?
  • Алферьев
  • Мелкие рассказы
  • Вечера у княгини Старобельской
  • Критический взгляд на современные эстетические понятия
  • Эстетические отношения искусства к действительности
  • Возвышенное и комическое
  • Характер человеческого знания
  • Критика философских предубеждений против общинного владения
  • Антропологический принцип в философии. «Очерки вопросов практической философии»
  • Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Краткий курс истории. Николай Чернышевский

24 июля 1828 года родился человек, которого в служебных документах жандармы и агенты тайной полиции называли «врагом Российской Империи номер один», – выдающийся публицист, писатель, ученый и революционер Николай Гаврилович Чернышевский.

Формирование революционера-демократа

Ничто не предвещало, что ребенок из очень религиозной семьи станет знаменем зарождающегося русского революционного движения. Отец Николая был протоиереем Александро-Невского кафедрального собора города Саратова, выходцем из крепостных крестьян села Чернышева Пензенской губернии. До 14 лет обучением мальчика занимался отец, а в дальнейшем – гувернер-француз, который оказал сильное влияние на мировоззрение Чернышевского. В детстве он получил от окружающих очень своеобразное прозвище – Библиофаг, что переводится как «пожиратель книг». Знаний Чернышевского хватило для того, чтобы через три года учебы в Саратовской духовной семинарии, не окончив ее, поступить в Петербургский университет на историко-филологическое отделение.

В эти годы он становится убежденным революционером-демократом. Основой для формирования его политических взглядов стали труды античных, а также французских и английских материалистов XVII–XVIII веков. В 1850 году Чернышевский окончил учебу и направился для преподавания в Саратовскую гимназию. В 1853 году он женился, а затем переехал в Санкт-Петербург, где началась его работа учителем во Втором кадетском корпусе. Эта служба не заладилась, и он был вынужден уйти в отставку.

Н.И. Чернышевский. 1859 г.

Литературная деятельность

С 1853 года фамилия Чернышевского появляется под небольшими статьями в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Отечественных записках». А с 1854 года он переходит на постоянную работу в журнал «Современник». Здесь он активно сотрудничал с Н. Некрасовым и Н. Добролюбовым. Чернышевский пытается превратить журнал в рупор революционной демократии. В 1855 году состоялась защита его магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которую расценили как революционное выступление, и это позволило тогдашнему министру просвещения задержать присвоение Николаю Гавриловичу ученой степени.

В 1858 году Чернышевский становится первым редактором журнала «Военный сборник». Работу издания высоко оценивали Герцен и Огарёв, которые стремились привести армию к участию в революции. Постепенно Чернышевский становится лидером публицистики в русской философии материализма. Не являясь членом тайного революционного общества «Земля и воля», он, по сути, сыграл роль его вдохновителя. Чернышевский попадает под тайный надзор полиции, его подозревают в составлении воззвания «Великорусс» и других враждебных правительству воззваний. В мае 1862 года власти закрыли журнал «Современник» на восемь месяцев, а когда издание возобновилось, в нем был напечатан роман «Что делать?». Его Чернышевский написал, будучи под арестом в Петропавловской крепости.

Арест и ссылка

В июне 1862 года Чернышевский оказался в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Его арест был связан с прокламацией «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».

Полтора года длилось следствие. В феврале 1864 года писателя приговорили к каторге сроком на 14 лет, а после – к пожизненному поселению в Сибири. Император Александр II частично помиловал Чернышевского и уменьшил срок до семи лет каторги. Тем не менее властям этого показалось мало, и 31 мая 1864 года на Мытнинской площади состоялась еще и гражданская казнь осужденного. В целом Чернышевский провел на каторге и в тюрьмах свыше 20 лет.

Революционеры предприняли несколько попыток вызволить Чернышевского с каторги, но безуспешно. Только в 1883 году власти разрешили ему вернуться в европейскую часть России. Городом пребывания писателя стала Астрахань.

Сын Михаил добился того, что в июне 1889 года его отцу было позволено переехать в Саратов. Но пребывание здесь продлилось недолго. В октябре того же года Чернышевский заболел малярией и от кровоизлияния в мозг умер 29 октября. Похоронен на Воскресенском кладбище города Саратова.

Биография Чернышевского

Николай Чернышевский – русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, теоретик критического утопического социализма, учёный, литературный критик, публицист и писатель.

Наибольшую популярность ему принесло произведение «Что делать?», заставляющее читателя задуматься над глобальными вопросами жизни.

В биографии Чернышевского много интересных фактов, а сама его жизнь наполнена множеством увлекательных событий, о которых мы вам расскажем.

Итак, перед вами краткая биография Николая Чернышевского.

Краткая биография Чернышевского

Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 июля 1828 г. в Саратове. Он рос в семье простого священника Гавриила Ивановича, в связи с чем с ранних лет был знаком со священными книгами.

До 14 лет Николая обучал разным наукам отец, который был грамотным, мудрым и всесторонне развитым человеком. Интересно, что Чернышевскому с детства нравилась литература (см. интересные факты о литературе).

Все свободное время он посвящал чтению книг, вследствие чего многие взрослые удивлялись его колоссальной начитанности и глубоким рассуждениям.

В возрасте 15 лет Чернышевский поступил в Саратовскую духовную семинарию. Он получал высокие оценки по всем предметам и был развит гораздо лучше всех сокурсников.

Однако спустя 3 года он решил бросить семинарию и поступить в Петербургский университет на отделение философского факультета.

Николай Чернышевский в молодости

В данный период биографии в мировоззрении Николая Чернышевского произошли серьезные перемены. Он начал интересоваться революционными идеями, а также стал сторонником демократии, социализма и материализма.

Стоит заметить, что на студента сильно повлияли члены кружка Иринарха Введенского.

Преподаватель и журналист

В скором времени Николай Гаврилович принялся за написание первых произведений. В 1850 г. он успешно окончил университет, после чего стал работать учителем.

Спустя 3 года он отправляется в Санкт-Петербург, где устраивается преподавателем во Втором кадетском корпусе.

Одновременно с этим Чернышевский начинает печататься в нескольких изданиях. Позже он устраивается в редакционный отдел журнала «Современник».

Работа в «Современнике»

В этот период биографии Николай Чернышевский познакомился с известными литераторами Добролюбовым и Некрасовым, которые так же как и он интересовались революционными идеями.

Литературная деятельность начинающего писателя начала привлекать внимание действующей власти. Чиновники и цензоры боялись того, что он мог вызвать волнение в народе своими революционными речами.

Несмотря на это, через какое-то время Николай Чернышевский стал магистром русской словесности.

Взгляды Чернышевского

В юном возрасте писатель с интересом изучал разные священные книги и верил в Бога, однако после того, как он ознакомился с трудами французских и немецких материалистов, он начал активно критиковать религию и буржуазию.

Николай Чернышевский был ярым противником крепостного права.

В своих статьях он призывал властей дать людям свободу. Нелегкую жизнь русского народа он сравнивал с чернокожими рабами в Америке.

Писатель искренне верил, что через несколько десятилетий после освобождения крестьян в государстве наконец-то наступит социализм, в котором все люди будут равны.

Стоит заметить, что многие его идеи были далеки от реальности и скорее являлись утопическими.

«Земля и воля»

На протяжении многих лет своей биографии Николай Чернышевский пропагандировал идеи революции, в результате чего стал идейным вдохновителем революционного движения «Земля и воля».

В скором времени он вступил в переписку с Александром Герценом, которому пришлось эмигрировать за рубеж из-за давления со стороны властей.

Объединение «Земля и воля» набирало все большую популярность. В него входили писатели, военнослужащие, деятели культуры и все те, кто стремился к политическим и социальным переменам.

Представители этого движения беспрерывно критиковали царскую власть и старались донести свои идеи простому народу. Однако несмотря на это они не находили большого отклика у крестьян.

Арест

Агитационная деятельность Николая Чернышевского не могла долго оставаться незамеченной. Вскоре им заинтересовались агенты тайного сыска.

С 1861 г. прозаик находился под постоянным наблюдением, и уже менее чем через год был посажен в Петропавловскую крепость. Его обвиняли в составлении порочащей власть прокламации.

«Что делать?»

Во время заключения Чернышевский пытался протестовать против своего ареста. Он неоднократно устраивал голодовки, которые никоим образом не влияли на положение дел.

Именно в этот период биографии он принялся за написание своего знаменитого романа «Что делать?».

Данное произведение было опубликовано в 1863 г. и сразу же вызвало большой интерес у критиков и простых читателей.

Приговор

Изначально Николая Чернышевского приговорили к вечной ссылке, однако позже Император Александр 2 (см. интересные факты об Александре 2) сократил срок до 7 лет.

Годы, проведенные на каторге, серьезно подорвали здоровье опального писателя. Несмотря на все трудности, которые ему пришлось перенести, он смог стойко выстоять во всех испытаниях.

Оказавшись на свободе, Чернышевский до конца своих дней жил в небольших городах. В последние годы он проживал в Астрахани, и лишь накануне смерти ему разрешили вернуться в родной Саратов.

Личная жизнь

Единственной женой в биографии Николая Чернышевского была Ольга Васильева – дочь саратовского доктора. Она была жизнерадостной, энергичной, любящей подвижные игры, весёлой и смелой девушкой.

В этом браке у Чернышевского родилось трое сыновей: Александр, Виктор и Михаил.

Смерть

Николай Гаврилович Чернышевский умер 17 октября 1889 г. в возрасте 61 года. Официальной причиной его смерти стало кровоизлияние в мозг.

Писатель был похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове.

Когда к власти придут большевики во главе с Владимиром Лениным, они будут превозносить Чернышевского и называть его предвестником революции. Его произведения, в том числе и знаменитый роман «Что делать?», будут внесены в обязательную школьную программу СССР.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) — краткая биография, жизнь и творчество писателя

Годы детства

Жарким июльским днем 1828 года на свет появился Николя Гаврилович Чернышевский. Родиной мужчины является город Саратов. Отец был священником, мать занималась ведением домашнего хозяйства. Глава семьи был довольно образованным человеком, он старался всячески обеспечить будущее детей.

С ранних лет Коля увлекался чтением. Обширный кругозор и начитанность парня приводила в восторг не только ровесников, но и приятелей отца. В 1842 году молодой человек стал студентом семинарии духовенства. Однако качество обучения не устроило его, поэтому Чернышевский стал восполнять пробелы в знаниях посредством самообразования. Много времени он проводил за изучением словесности, языков, географии и так далее.

Спустя 4 года юноша поступил в Петербургский институт. Там он учился на историко-филологическом факультете.

Другие биографии:

Цветаева Марина родилась в Москве в 1892 году. Первые стихи она написала в шестилетнем возрасте. Марина получила образование в московской частной женской гимназии, кроме того она училась в зарубежных пансионах.

Иван Данилович Калита. С этим именем связывают период становления града Московского как духовного и экономического центра Руси.

Александр Сергеевич Даргомыжский, музыкальный деятель, педагог и автор музыкальных произведений середины 19-го века, появился на свет 2 (14) февраля 1813 года в российской глубинке, в Тульской губернии

Г.К. Андерсен – известный датский сказочник, произведения которого знакомы взрослым и детям всего мира. Родился он в 1805г. в семье бедного башмачника и прачки.

Демокрит родился в городе Абдеры около 460 года до новой эры. Поэтому его довольно часто называют Демокритом Абдерским. Он считается создателем атомистического материализма, хотя, если смотреть детальнее

Творчество на литературном поприще

Еще в студенческие годы у Чернышевского окончательно сформировалось мировоззрение. Мужчина стал осознанно настраивать себя на дальнейшую просветительскую работу. Кроме того, он увлекся написанием художественных произведений.

Именно так и началась творческая биография Николая Гавриловича. Следует отметить, что официальное православие он изначально отверг, несмотря на обучение в духовной семинарии и воспитание в религиозной семье.

Спустя два года молодой человек вместе с супругой вернулся в Санкт-Петербург. Вскоре его пригласили стать преподавателем в кадетском корпусе. Чернышевский согласился без раздумий, понимая, что там он сможет пропагандировать собственные идеи. Николай был хорошим педагогом, однако он слишком лояльно относился к воспитанникам. Отношения с коллективом не заладились с самого начала, впоследствии после скандала он подал заявление на увольнение.

В 1853 произведения мужчины стали публиковаться в популярных изданиях того времени. Некоторые из них:

  1. «Отечественные записки».
  2. «Петербургские ведомости».

Николай начинал с коротких заметок, а впоследствии стал писать программные статьи. Спустя год Николая пригласили работать в «Современник». Несмотря на явные революционные взгляды, мужчина не хотел превращать журнал в «рупор опасных идей». По этому поводу у него были серьезные конфликты с либеральными литераторами, среди которых Боткин, Дружинин и так далее.

Петербургский период

В 1853 году Чернышевский встречает дочь саратовского доктора Ольгу Сократовну Васильеву, с которой вступил в брак. Она подарила супругу троих сыновей – Александра, Виктора и Михаила. После свадьбы семья сменила уездный Саратов на столичный Санкт-Петербург, где совсем недолго глава семейства проработал в кадетском корпусе, но вскоре уволился оттуда из-за ссоры с офицером. Чернышевский работал во многих литературных журналах, которые отразим в хронологической таблице.

https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/chernyshevskij-nikolaj-gavrilovich https://www.syl.ru/article/295023/nikolay-gavrilovich-chernyishevskiy-biografiya-semya-tvorchestvo https://obrazovaka.ru/chernyshevskiy-nikolay.html

Философские взгляды мужчины

В 1855 году Николай защитил диссертацию, которая затрагивала тему отношения искусства к реальному миру. Такая философия Чернышевского спровоцировала общественный резонанс, ведь жесткую критику идеализма большинство приняло за попытку расшатывания сформированных устоев.

Представители власти тоже с недовольством отнеслись к позиции ученого. Например, министр просвещения по фамилии Норов выступил категорически против присвоения мужчине ученой степени. В силу этого Чернышевскому было присуждено звание «Магистра словесности» только через 3 года, когда министерскую должность занял Ковалевский.

Затем писатель возглавил известное издание под названием «Военный сборник». Однако его привлекли к редактированию журнала вовсе не случайно: Николай на этом посту должен был вести активную пропагандистскую деятельность. Дело в том, что, по мнению революционеров, именно армия являлась движущей силой будущих перемен. Вскоре Чернышевский познакомился с Александром Герценом. Вместе мужчины стали основателями тайного общества под названием «Земля и воля».

Взятие под стражу и ссылка

Деятельность Чернышевского стала объектом пристального внимания представителей полиции в 1861 году. Вскоре за писателем началась тайная слежка. Мужчину стали подозревать в составлении революционных призывов и пропаганде ненависти к действующей власти (такие обвинения были указаны в служебной записке, которую написал главный жандарм по фамилии Долгоруков). Помимо этого, редактору инкриминировали причастность к поджогам, которые произошли в Санкт-Петербурге через год.

Спустя некоторое время издание «Современник» было закрыто, вскоре Чернышевского взяли под стражу и отправили в Петропавловскую крепость, где он сидел в одиночной камере. Поводом для ареста послужило перехваченное правоохранителями письмо Герцена. В последнем упоминалось, что Чернышевский собирается организовать работу журнала «Современник» в Англии. Также мужчину обвинили в производстве прокламации, которая призывала крестьян к бунту против помещиков.

Следственные действия длились в течение 18 месяцев. Для подтверждения вины Николая комиссия использовала и противоправные методы — показания лжесвидетелей, фальшивые документы и прочее. Для привлечения общественного внимания к произволу заключенный объявил голодовку, однако она не помогла.

Примечательно, что даже в тюрьме Чернышевский продолжал активно работать. Мужчина написал рукописи более чем на 200 листов. Во время ареста он закончил произведение «Что делать?». Несмотря на положение писателя, роман был принят и опубликован.

В 1864 Николая осудили, приговорив к 14 годам каторги в Сибири. Кроме того, мужчина был обязан до конца своих дней жить там же. По настоянию императора срок каторги был уменьшен в 2 раза. Интересным фактом в жизни Чернышевского было то, что по факту он находился в ссылке около 20 лет. Унижением для писателя стал тот факт, что его публично лишили всех званий и привилегий. Это произошло в мае 1864 года на Конной площади города Санкт-Петербурга.

Позднее заключенного отправили на Нерчинскую каторгу, а затем в Вилюйск. Спустя 10 лет мужчине предложили написать прошение о помиловании, но он ответил отказом. Спустя время родные и друзья все же добились перевода Чернышевского из Сибири в Астрахань. Дело в том, что император боялся новых беспорядков, которые мог организовать кружок, поэтому пошел на такой шаг.

Борьба с властью

1860-е годы ознаменовались появлением различных организаций, борющихся во имя народа. В итоге стали появляться жестокие прокламации, призывающие к свержению имеющейся системы. Чернышевский в этот период времени был источником идейного вдохновения и консультантом кружка «Земля и свобода». В этот период биографии Чернышевский становится объектом тайного наблюдения полиции.

Ситуация в Петербурге и по всей стране стала очень тяжелой. В 1862 году в городе вспыхнули пожары, стали появляться слухи, что к этому причастны нигилисты. По этой причине работа журнала «Современник», считавшегося источником всех революционных взглядов, была остановлена.

Дела сердечные

Следует отметить, что творчество и жизнь Чернышевского были тесно связаны только с одной женщиной. Со своей избранницей, Ольгой Васильевой, мужчина обвенчался в 1853 году.

Жена писателя была оригинальной личностью, поэтому его выбор одобряли не все: женщину обвиняли в безразличии к творчеству Чернышевского, но сам он опровергал эти слухи. Его любовь к супруге была слепой, он считал брак методом испытания различных идей. Мужчина пытался выстроить равные отношения для искоренения рабства и угнетения представительниц слабого пола в семье.

Сразу после знакомства Николай честно признался избраннице в своем «увлечении тем, за что могут отправить на каторгу», однако Васильеву это не пугало. Получив положительный ответ на предложение руки и сердца, мужчина стал вести «Дневник отношений с той женщиной, которая является моим счастьем». Кроме того, он приступил к реализации собственных революционных идей в семье.

Николай Гаврилович считал, что между супругами должно быть равенство в правах и обязанностях. Такая позиция для того периода была довольно смелой. Он предоставил избраннице полную свободу действий, вплоть до измен, заявляя, что Ольга вправе распоряжаться своим телом, как захочет.

Когда у Васильевой начался роман с Иваном Савицким, Чернышевский предложил отпустить женщину, уверяя, что искренне желает ей счастья. Супруга осталась с писателем, восхищаясь его великодушием.

Собственный опыт писателя позднее был взят за основу произведения «Что делать?». Кроме того, описанные в романе отношения женщины с двумя мужчинами в западной литературе называли «русским треугольником».

Родня Чернышевского не воспринимала его жену, а в родном городе о жизни супругов постоянно ходили сплетни и пересуды. Отъезд семейства в Северную столицу был похож на бегство от старых устоев. Кроме того, общественность возмущал тот факт, что церемония бракосочетания прошла слишком быстро — незадолго до этого события у мужчины умерла мать, но он наотрез отказался выдерживать траур.

Николай и Ольга прожили 9 лет, судьба отняла у них 20 лет счастливой семейной жизни. Из ссылки мужчина отправил супруге 300 писем, но позднее прекратил писать, решив, что Васильева должна скорее забыть его. На момент ареста у Чернышевского было три сына:

  1. Саша.
  2. Миша.
  3. Витя.

Семейная жизнь писателя

В 1853 году Николай Чернышевский заключил брак с Ольгой Васильевой. Вот интересный факт в биографии Николая Чернышевского: свадьба состоялась вопреки родительской воле. Писатель даже не выдержал траурный срок после смерти матери.

Новоиспеченная жена вызывала противоречивые чувства у друзей писателя. Кто-то считал ее необыкновенной и необычайно доброй, а кто-то осуждал. Публицист придерживался в своей семье равенства и позволял делать жене абсолютно все, в том числе и изменять. Такие отношения не вызывали одобрения в обществе. Кроме того, они повлекли за собой последствия — некоторые семьи стали жить в таком же формате. Такой опыт семейной жизни отразил в своем романе «Что делать?» Николай Гаврилович Чернышевский.

После заключения брака семья Чернышевских отправились в Петербург, где писатель начал свою творческую карьеру. Но вначале он все же попытался поработать преподавателем русского языка. Николай Чернышевский был настолько сильно поглощен своими идеями, что пустил все обучение молодого поколения на самотек, что повлекло за собой конфликты и увольнение.

В биографии Чернышевского к самым главным моментам в его жизни можно отнести рождение детей. У писателя в браке родилось два сына.

Смерть Чернышевского

Лишившись кормильца, семейство стало испытывать нужду. Женщина подрабатывала вязанием. В 1866 Ольга вместе с младшим ребенком поехала навестить мужа. Путь длился полгода, а побыть вместе супругам разрешили лишь 4 дня. Мужчина умолял избранницу не ждать его и строить жизнь заново, но она отказалась.

Летом 1889 года, благодаря хлопотам родственников, писатель вернулся в родной город. Однако спокойно дожить в Саратове свои дни Чернышевскому не посчастливилось. Каторжный труд подорвал его здоровье настолько, что в 55 лет он был немощным, больным стариком.

Осенью Николай Гаврилович заболел малярией. 29 октября 1989 мужчина умер от кровоизлияния в мозг. Философа похоронили на Воскресенском кладбище города Саратова.

Николай Чернышевский — знаменитый русский философ, литературный критик, энциклопедист и писатель. В биографии мужчины было много трудностей, которые он мужественно преодолевал в течение всей жизни.

Встреча с семьей

Если описывать этот период биографии Чернышевского кратко, самое светлое в нем – воссоединение с семьей. В конце 80-х годов супруги встретились после разлуки длиной в 20 лет. Жена писателя оказала ему большую поддержку и помощь в качестве библиографа. Несмотря на то что дети Чернышевского не помнили своего отца из-за длительной ссылки, их мать привила им уважение к родителю. Сыновья автора романа «Что делать?» потратили много сил, чтобы создать в Саратове дом-музей Чернышевского, который существует там до сих пор.

В революционных кругах и на студенческих сходках Чернышевский был настоящим героем, без упоминания которого не обходилось ни одно собрание.

Николай Чернышевский: биография, семья, творчество писателя

  • 3 Ноября, 2019
  • Искусство
  • Просто журналюга

С известным писателем, автором романа «Что делать?» Николаем Гавриловичем Чернышевским, знаком каждый школьник. В советской литературе публицист также обрел славу в качестве философа, революционера и борца за лучшее будущее. Предлагаем вашему вниманию краткую биографию Чернышевского Николая Гавриловича.

Ранние годы писателя

Публицист родом из Саратова. Появился на свет 24 июля в 1828 году. Отец – священник, поэтому в течение трех лет он получал знания в семинарии. Несмотря на это, молодой человек не стал сторонником и последователем православия, а, наоборот, вступил в ряды его противников, отрекся от религии и всевозможных порядков.

Начиная с 1846 года писатель в течение четырех лет получал образование в университете Петербурга. Помимо русской литературы, изучал Чернышевский биографии и деятельность известных историков Франции, которые совершили научный переворот. Также в ранние годы писатель увлекался западной философией, повлиявшей на его мировоззрение в будущем. На Николая Чернышевского также сильно повлияли работы Г. Гегеля, Ш. Фурье, А. Герцена и В. Белинского. Среди литераторов он высоко оценивал А. Пушкина, Н. Гоголя и особенно Н. Некрасова.

Во время обучения писатель стал фурьеристом, и этого направления утопического социализма придерживался всю жизнь. В краткой биографии Николая Чернышевского достаточно сложно уместить все интересы писателя, он был довольно разносторонним человеком.

Окончив университет со званием кандидата, Николай Гаврилович Чернышевский уехал в город Саратов, где устроился учителем русского языка в гимназии. Начальство отрицательно относилось к его революционным взглядам и бунтарским настроениям. Ситуацию усугубляло и то, что своими взглядами и настроениями писатель делился с учениками.

Семейная жизнь писателя

В 1853 году Николай Чернышевский заключил брак с Ольгой Васильевой. Вот интересный факт в биографии Николая Чернышевского: свадьба состоялась вопреки родительской воле. Писатель даже не выдержал траурный срок после смерти матери.

Новоиспеченная жена вызывала противоречивые чувства у друзей писателя. Кто-то считал ее необыкновенной и необычайно доброй, а кто-то осуждал. Публицист придерживался в своей семье равенства и позволял делать жене абсолютно все, в том числе и изменять. Такие отношения не вызывали одобрения в обществе. Кроме того, они повлекли за собой последствия – некоторые семьи стали жить в таком же формате. Такой опыт семейной жизни отразил в своем романе «Что делать?» Николай Гаврилович Чернышевский.

После заключения брака семья Чернышевских отправились в Петербург, где писатель начал свою творческую карьеру. Но вначале он все же попытался поработать преподавателем русского языка. Николай Чернышевский был настолько сильно поглощен своими идеями, что пустил все обучение молодого поколения на самотек, что повлекло за собой конфликты и увольнение.

В биографии Чернышевского к самым главным моментам в его жизни можно отнести рождение детей. У писателя в браке родилось два сына.

Эстетические воззрения писателя

Свою литературную деятельность Николай Чернышевский начал с коротких статей. Писатель устроился в «Современник», после того как стал знаком с Некрасовым. На протяжении нескольких лет находился в числе его руководителей.

В 1855 году писатель защищал диссертационную работу для получения звания магистра. Период получения образования, как часть биографии Чернышевского, интересен тем, что работу его приняли, но степень не дали ввиду отсутствия основных требований. Ученая среда восприняла диссертацию писателя как бред, а чиновники восприняли за попытку революционного выступления. Но, несмотря на это, отвергнутые труды все же нашли своего читателя – либерально-демократическую интеллигенцию. В течение нескольких лет Чернышевского подвергали критике, не принимали его рассуждения и подход к проблеме. Спустя почти четыре года диссертацию публициста все-таки утвердили.

Свои идеи Николай Чернышевский продолжил развивать в очерках и публиковать их в журнале «Современник». Либерально-демократическая общественность, а также писатели встретили работы автора положительно. Его статьи отмечались как интересные, полемичные и живые.

Работа в «Современнике»

Творческий этап Николая Чернышевского в «Современнике» пришелся на середину 19-го века. Это время характеризовалось стремительными изменениями в политике. Россия была в преддверии важных перемен. Редакция журнала не осталась равнодушной к происходящему.

В 50-60-х годах писатель издается очень много. Также много он конфликтовал с властями. Описать кратко самые главные в биографии Чернышевского политические интриги, в которых он принимал участие, довольно сложно. Он использовал любой удобный повод, чтобы продемонстрировать свое мнение. За счет этого публицистический отдел Николая Чернышевского выдвинулся на лидирующие позиции, оттеснив на задворки художественный отдел. Постепенно «Современник» стал представлять интересы революционеров. Многие писатели-дворяне перестали работать с редакцией, т. к. почувствовали себя некомфортно. «Современник» привлекал читателей именно острыми и полемичными статьями Чернышевского. Аудитория журнала в эти годы значительно увеличилась, как и его прибыль.

Влияние на общество

Творчество Чернышевского повлияло на общественность, а также повлекло за собой увеличение числа нигилистов. В тот период времени нельзя было открыто обсуждать революционные идеи на страницах «Современника», даже в либеральной атмосфере 50-х годов. По этой причине Чернышевский использовал много хитрых методов обмана цензуры. Почти по каждой теме, которой он занимался, он старался прямо или косвенно связать все с идеями о революции.

Читатели были чрезвычайно заинтересованы в таком чтении, поэтому кумиром молодежи стал именно Чернышевский. Подход и манера писателя быстро завоевали аудиторию.

Борьба с властью

1860-е годы ознаменовались появлением различных организаций, борющихся во имя народа. В итоге стали появляться жестокие прокламации, призывающие к свержению имеющейся системы. Чернышевский в этот период времени был источником идейного вдохновения и консультантом кружка «Земля и свобода». В этот период биографии Чернышевский становится объектом тайного наблюдения полиции.

Ситуация в Петербурге и по всей стране стала очень тяжелой. В 1862 году в городе вспыхнули пожары, стали появляться слухи, что к этому причастны нигилисты. По этой причине работа журнала «Современник», считавшегося источником всех революционных взглядов, была остановлена.

Арест

Почти сразу после закрытия журнала власти перехватили письмо, написанное находившимся в эмиграции А. Герценом. Узнав о том, что «Современник» прекратил свою деятельность, публицист написал одному из сотрудников – Н. Серно-Соловьевичу – предложение печататься за рубежом. Данное письмо использовалось в качестве повода для ареста Чернышевского и Серно-Соловьевича. Они были отправлены в Петропавловскую крепость. Однако не было обнаружено каких-либо других доказательств, подтверждающих тесную связь между «Современником» и политическими эмигрантами. В итоге Николая Чернышевского обвинили только в написании прокламации. Однако и в настоящее время ученые не пришли к единому мнению – Николай Чернышевский является автором данного революционного обращения или нет.

1864 год стал началом темного периода в биографии Чернышевского. Писателя признали виновным. Его осудили на семь лет и отправили в Сибирь до конца своих дней. Над ним совершили гражданскую казнь – поставили на площадь с доской на груди, где было написано «государственный преступник». В течение нескольких часов писатель простоял возле столба, прикованный к нему цепями.

Роман «Что делать?»

Говоря о биографии Чернышевского Н. Г., нельзя промолчать о его самом главном творении. В момент ведения следствия и нахождения в ссылке Николай Чернышевский написал роман «Что делать?». Автор, политический заключенный, решил выразить свои идеи в форме фантастики, а не в публицистической.

По мнению автора, занимательное и авантюрное начало романа должно было не только привлечь внимание аудитории, но и пошатнуть цензуру. В 1863 году роман частично передавался в следствие по делу Николая Чернышевского. Как и ожидал автор, комиссия в рукописи рассмотрела только любовную линию и дала позволение на печать. Цензор журнала, удивленный таким решением, даже без изучения передал роман Н. А. Некрасову без единой поправки. Вскоре оплошность заметили. К Чернышевскому Н. Г. вновь было приковано внимание. Ответственный цензор Бекетов был снят с должности, но было уже поздно.

Роман «Что делать?» появился в журнале «Современник» в 1863 году в № 3-5. Как только цензура спохватилась, номера попали под запрет. Но изъять весь тираж было уже невозможно. Самое главное и трагическое последствие романа – многочисленная молодежь того времени решила примкнуть к революционерам. Царская власть была враждебно настроена к молодому поколению, которое получало воспитание на романе Николая Чернышевского.

Роман Чернышевского Николая Гавриловича «Что делать?» не теряет своей актуальности по настоящее время.

Ссылка

Чернышевский Николай Гаврилович почти не принимал участие в различных движениях общественности в течение следующих нескольких десятков лет. Ссылку писатель отбывал вначале на рудниках на границе с Монголией, а затем был переведен на Александровский завод.

Супруга Чернышевского, Ольга Сократовна, не пошла за ним, как это сделали многие жены декабристов. Она продолжила жить в Санкт-Петербурге вместе с детьми. Из-за этого многие друзья писателя считали, что супруга писателя совершенно его не любит.

Во время ссылки писатель жил довольно неплохо. Ему принадлежал отдельный домик, он занимался каторжными работами, а Ольга Сократовна и Н. Некрасов постоянно передавали ему деньги. Царская власть была милосердна к Николаю Гавриловичу Чернышевскому, поэтому в Сибири писатель продолжал творить. Спектакли, устраивавшиеся на заводе, проводились по сценарию публициста.

Встреча с семьей

Если описывать этот период биографии Чернышевского кратко, самое светлое в нем – воссоединение с семьей. В конце 80-х годов супруги встретились после разлуки длиной в 20 лет. Жена писателя оказала ему большую поддержку и помощь в качестве библиографа. Несмотря на то что дети Чернышевского не помнили своего отца из-за длительной ссылки, их мать привила им уважение к родителю. Сыновья автора романа «Что делать?» потратили много сил, чтобы создать в Саратове дом-музей Чернышевского, который существует там до сих пор.

В революционных кругах и на студенческих сходках Чернышевский был настоящим героем, без упоминания которого не обходилось ни одно собрание.

Последний этап жизни: освобождение и смерть

По окончании каторги писателю должны были предоставить право выбрать место для дальнейшего проживания, но начальник жандармов решил отправить его в Вилюйск. Суровый климат способствовал ухудшению здоровья Чернышевского.

Революционеры неоднократно пытались освободить своего предводителя. Многие попытки остались нереализованными ввиду столкновения с властью. Вот еще один интересный факт в биографии Чернышевского Николая Гавриловича: в 1874 году писатель мог просить о помиловании, но он отказался.

В 1883 году благодаря графу Д. А. Толстому Николая Чернышевского отправили в Астрахань для дальнейшего проживания. Все это время ему помогал Некрасов. Находясь в ссылке, писатель занимался переводами, писал очерки. Спустя шесть лет ему было разрешено вернуться в родной Саратов, где он и скончался. Причиной смерти Чернышевского стало кровоизлияние в мозг.

Краткая биография Чернышевского Николая Гавриловича, предложенная читателю для ознакомления, дает представление о том, каким умным и удивительным человеком он был.

Николай Чернышевский – кратко

Писатель Николай Гаврилович Чернышевский выдающийся революционер и философ публицист и литературный критик, глубоко занимавшийся теорией социализма. Наиболее прославило имя этого человека литературное произведение «Что делать?», в котором он по новому поставил важнейшие вопросы российской жизни своего времени. Идеи, изложенные в этой книге, глубоко повлияли на несколько поколений россиян, на общественно-политический и мировоззренческий выбор многих людей.

Детские и юношеские годы

Николай Чернышевский появился на свет 12 июля 1828 г. в Саратове. Его отцом был небогатый приходской священник. Он был хорошо образованным, всесторонне развитым человеком, которого отличала глубокая житейская мудрость. До 14-летнего возраста Николая учил в основном родной отец, имевший неплохое представление об азах всех школьных наук. И уже в ранние детские годы Чернышевский проявил большой интерес к литературе, посвящая чтению книг всё свободное время. Это позволило ему уже в отроческие годы поражать взрослых своей эрудицией и начитанностью.

Когда Чернышевскому исполнилось 15 лет, он приступил к учёбе в духовной семинарии в Саратове, отличившись в ней большими успехами и получая отличные оценки по всем дисциплинам. Несмотря на эти блестящие результаты в учёбе, через 3 года занятий в семинарии он бросил её и принял решение уехать в Санкт-Петербург, чтобы учиться на философском факультете столичного университета.

Переворот в мировоззрении

Став студентом, Чернышевский испытал серьёзный переворот в своём мировоззрении. На его взгляды в этот период, безусловно, повлияло участие в кружке Иринарха Введенского. Чернышевский стал интересоваться революционными идеями и постепенно превратился в сторонника демократии, социализма и философии материализма.

Успешно завершив университетский курс в 1850 г., Чернышевский получил место преподавателя во 2-м кадетском корпусе и приступил к написанию своих первых статей, которые охотно публиковали различные периодические издания.

Работа в «Современнике»

В скором времени после своих первых журналистских публикаций, создавших ему хорошую профессиональную репутацию, Чернышевский сумел устроиться на работу в редакцию журнала «Современник», где он близко познакомился с Добролюбовым и Некрасовым, разделявшими его революционно-демократические взгляды.

Несмотря на то, что Чернышевский прослыл среди царских чиновников и цензоров неблагонадёжным в политическом отношении журналистом, это не помешало ему получить диплом магистра словесности.

Философские и политические взгляды

В юные годы Чернышевский искренне придерживался православной веры и с большим интересом изучал Библию и другие церковные книги. Но после того, как он приобщился к классическим трудам французских и немецких философов-материалистов, он стал относиться к вере в Бога как к предрассудку и пережитку прошлого. Одновременно он стал критиковать и господство буржуазии в экономическом и политическом устройстве общества, встав на социалистические позиции.

Чернышевский стал последовательным противником крепостнических порядков, приравнивая положение крепостных крестьян в России к положению чернокожих рабов в Новом Свете. В своих публицистических статьях он призывал власти к реформам в целях полного освобождения людей. Он искренне полагал, что в этом случае уже через несколько десятилетий в государстве наступят социалистические порядки, которые станут следствием естественно хода вещей и добровольного выбора освобождённых людей. В последствие, те, кто изучал и осмысливал идейное наследие Чернышевского, как правило, оценивали эти его взгляды как утопические.

«Земля и воля»

Занимаясь пропагандой революционных, демократических и социалистических идей на протяжении многих лет, Чернышевский в итоге стал вдохновителем народнической организации «Земля и воля», которая постепенно становилось всё более популярной в кругах образованных людей, но не находила широкой поддержки среди крестьян. Чернышевский вступил в переписку с Герценом, который под давлением властей эмигрировал в Лондон и начал издавать там неподцензурный журнал «Колокол».

Арест

Своей бурной революционной публицистической деятельностью Чернышевский привлёк к себе пристальное внимание тайной полиции, которая установила за ним негласную слежку. В 1861 г. его арестовали, обвинив в авторстве прокламаций, дискредитирующих государственную власть. На время ведения следствия он был помещён в главную политическую тюрьму страны, располагавшуюся на территории Петропавловской крепости.

«Что делать?»

Чтобы не терять впустую долгое время тюремного заключения, Чернышевский взялся за написание романа, которому он дал название «Что делать?». При этом он задался целью изложить в этом произведении свои философские и политические идеи. Однако сделать это надо было таким образом, чтобы текст не напугал официальную цензуру. С этой задачей ему удалось справиться блестяще, вполне гармонично совместив жанры философско-политического трактата и любовного романа.

Судебный приговор

Суд первой инстанции приговорил Чернышевского к каторге и вечному поселению в Сибири. Но затем царь Александр II уменьшил этот срок до 7-летнего. Однако и этих лет хватило, чтобы серьёзно подорвать здоровье писателя. После отбытия каторги ему было разрешено жить только в небольших провинциальных городах. И большую часть остававшихся лет жизни он провёл в Астрахани. Лишь только в самые последние годы власти позволили ему поселиться на малой родине в Саратове.

Личная жизнь

Николай Чернышевский был женат только один раз. Его избранницей стала дочь Саратовского врача Ольга Васильева. Она была очень красивой, энергичной, смелой и жизнерадостной девушкой, которой доставляло нескрываемое удовольствие внимание многочисленных поклонников. Предлагая ей руку и сердце, Чернышевский самым ясным образом изложил ей свои взгляды на семейную жизнь. Будучи убеждённым сторонником эмансипации женщин, он подобно хиппи XX века, считал, что супружеский союз не даёт мужчине права ограничивать право своей избранницы на любовные отношения с другими мужчинами. Он считал своим долгом создать для жены достойные материальные условия. Своими статьями в прессе до своего ареста он неплохо зарабатывал, и львиная доля доходов от гонораров уходила на её расходы. У Чернышевских было три сына: Александр, Виктор и Михаил.

Кончина и посмертная слава

Николай Гаврилович Чернышевский скончался 17 октября 1889 г. от кровоизлияния в мозг и был погребён в Саратове на Воскресенском кладбище. Ему исполнился на момент кончины 61 год.

После свержения самодержавия в 1917 г. жизнь и творческая деятельность Чернышевского заняли серьёзное место в официальной коммунистической идеологии. Его называли предтечей большевизма. Считалось, что роман «Что делать?» существенным образом повлиял на формирование революционных взглядов Владимира Ульянова-Ленина, прочитавшего его ещё в гимназические годы. Этот роман в СССР был включён в обязательную школьную программу.

Николай Чернышевский — о поэте

Информация

Биография

Никола́й Гаври́лович Черныше́вский — русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.

Родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского (1793—1861). Учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека. В детстве он получил прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. Начитанность его поражала окружающих. В 1842 поступил в Саратовскую духовную семинарию, время пребывания в которой использовал в основном для самообразования: изучал языки, историю, географию, теорию словесности, русскую грамматику. Не окончив семинарию, в 1846 поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение…

Никола́й Гаври́лович Черныше́вский — русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.

Родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского (1793—1861). Учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека. В детстве он получил прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. Начитанность его поражала окружающих. В 1842 поступил в Саратовскую духовную семинарию, время пребывания в которой использовал в основном для самообразования: изучал языки, историю, географию, теорию словесности, русскую грамматику. Не окончив семинарию, в 1846 поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.

За годы учёбы в университете были выработаны основы мировоззрения, Чернышевский сознательно готовит себя к революционной деятельности, делает первые попытки писать художественные произведения. В 1850 году окончив курс кандидатом, получает назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 приступает к работе. Здесь молодой учитель использует свое положение для проповеди революционных идей.

В 1853 встретил будущую жену О. С. Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определен учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку.

Литературную деятельность начал в 1853 небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и в «Отечественных Записках».

В начале 1854 он перешел в журнал «Современник», где в 1855—1862 являлся руководителем наряду с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, вел решительную борьбу за превращение журнала в трибуну революционной демократии, что вызывало протест литераторов-либералов(В. П. Боткин, П. В. Анненков и А. В. Дружинин, И. С. Тургенев), сотрудничавших в «Современнике».

10 мая 1855 года в университете происходит защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которая стала большим общественным событием и была воспринята как революционное выступление, в этой работе он подвергал резкой критике эстетику идеалистов и теорию «искусство для искусства». Министр просвещения А. С. Норов помешал присуждению ученой степени, и лишь в 1858 году, когда Норова на посту министра сменил Е. П. Ковалевский, последний утвердил Чернышевского в степени магистра русской словесности.

В 1858 году он первый редактор журнала «Военный сборник». Ряд офицеров (Сераковский, Калиновский,Шелгунов и др.), был вовлечен им в революционные кружки. Об этой работе Чернышевского были хорошо осведомлены Герцен и Огарев, стремившиеся привести армию к участию в революции. Вместе с ними является родоначальником народничества, причастен к созданию тайного революционного общества «Земля и воля».

В июне 1859 Чернышевский ездил в Лондон к Герцену для объяснения по поводу статьи «Very dangerous!» («Очень опасно!»), напечатанной в «Колоколе» .

С сентября 1861 находится под тайным надзором полиции. Шеф жандармов Долгоруков дает такую характеристику Чернышевскому: «Подозревается в составлении воззвания „Великорусс“, в участии составления прочих воззваний и в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству». Подозревался в причастности к пожарам 1862 г. в Петербурге.

В мае 1862 «Современник» был закрыт на 8 месяцев.

12 июня 1862 Чернышевский арестован и размещён в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламаций «Барским крестьянам от доброжелателей поклон». Воззвание к «Барским крестьянам» было переписано рукою Михайлова и передано Всеволоду Костомарову, оказавшемуся, как потом выяснилось, провокатором. В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией назывался «врагом Российской империи номер один». Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещенный «Современник» в Лондоне. Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вел упорную борьбу со следственной комиссией, опровергая фальшивые документы и ложные свидетельские показания, которые фабриковались по заданию комиссии и приобщались к делу. В виде протеста против незаконных действий следственной комиссии Чернышевский объявил голодовку, которая продолжалась девять дней. Вместе с тем Чернышевский продолжал работать и в тюрьме. За 678 суток ареста Чернышевский написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов. Наиболее полномасштабно утопические идеалы арестантом Чернышевским были выражены в романе «Что делать?» (1863), опубликованном в 3, 4 и 5 номерах «Современника».

7 февраля 1864 года сенатом был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на четырнадцать лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до семи лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме и на каторге свыше двадцати лет.

19 мая 1864 в Петербурге на Конной площади состоялась гражданская казнь революционера.

Был отправлен в Нерчинскую каторгу; в 1866 переведен в Александровский завод Нерчинского округа, в 1871 в Вилюйск.

В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании. Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г. А. Лопатин. В 1875 освободить Чернышевского попытался И. Н. Мышкин. В 1883 Чернышевского перевели в Астрахань (по некоторым данным, в этот период переписчиком у него работал К. М. Фёдоров). Благодаря хлопотам семьи, в июне 1889 переезжает в Саратов, но уже осенью того же года умирает от кровоизлияния в мозг. Был похоронен в городе Саратове на Воскресенском кладбище.

Журналистcкая деятельность

Продолжая традиции критики Белинского, стремился раскрыть сущность общественных явлений, донести до читателя свои революционные взгляды.

Философские взгляды

Являлся последователем русской революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философии (французских материалистов XVIII в., социал-утопистов Фурье и Фейербаха). В университетские годы переживал недолгое увлечение гегельянством, впоследствии подвергал критике идеалистические воззрения, христианскую, буржуазную и либеральную мораль как «рабскую».

По Чернышевскому главными факторами, формирующими нравственное сознание, являются «естественные потребности», а также «общественные привычки и обстоятельства». Удовлетворение потребностей с его точки зрения устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для этого нужно изменить сами условия жизни через революцию. Материализм служил теоретическим обоснованием политической программы революционеров-демократов, они критиковали реформаторские надежды на «просвещенного монарха» и «честного политика».

Его этика основывается на концепции «разумного эгоизма» и антропологическом принципе. Человек как био-социальное существо принадлежит к миру природы, детерминирующем его «сущность», и состоит в общественных отношениях с другими людьми, в которых он реализует изначальное стремление своей «натуры» к удовольствию. Философ утверждает, что индивидуум «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия», только тогда он достигает пользы. Личный интерес развитого человека побуждает его на акт благородного самопожертвования, дабы приблизить торжество выбранного идеала. Отрицая существование свободы воли, Чернышевский признает действие закона причинности: «То явление, которое мы называем волею, является звеном в ряду явлений и фактов, соединенных причинной связью».

Благодаря свободе выбора же человек двигается по тому или иному пути социального развития, а просвещение людей должно служить тому, что они научатся выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться «новыми людьми», идеалы которых — служение народу, революционный гуманизм, исторический оптимизм.

Политическая идеология

Крестьянский вопрос

В опубликованных в 1858—1859 гг. трех статьях под общим названием «О новых условиях сельского быта» Чернышевский в подцензурной форме и внешне благонамеренном тоне проводил идею немедленного освобождения крестьян с землей без всякого выкупа, тогда сохранится общинное владение землей, что постепенно приведет к социалистическому землепользованию. По словам Ленина, этот утопический подход мог провести решительную ломку феодальной старины, что привело бы к наиболее быстрому и прогрессивному развитию капитализма.

В то время как либеральная пресса печатала манифест Александра II от 19 февраля 1861 на первой странице, «Современник» поместил лишь выдержки из царского указа в конце книжки, в виде приложения, не имея возможности прямо раскрыть характер реформы. В том же номере были напечатаны стихи американского поэта Лонгфелло «Песни о неграх» и статья о рабстве афроамериканцев в США. Читатели понимали, что хочет сказать этим редакция.

Социально-экономические воззрения

Для Чернышевского община — патриархальный институт русской жизни, в общине существует «товарищеская форма производства» параллельно с капиталистическим производством, которое со временем будет упразднено. Тогда будет окончательно утверждено коллективное производство и потребление, после чего община как форма производственного объединения исчезнет. Срок перехода от обработки земли частными силами отдельного хозяина к общинной обработке целой мирской дачи он оценивал в 20-30 лет. Использовал идеи Фурье и его главного ученика Консидерана. В «Очерках из политической экономики» с некоторыми оговорками передает учение утописта о труде, указывая на необходимость крупного производства, и разъясняет невыгодность труда наемного. Чернышевский считал, что «потребитель продукта должен являться и его хозяином-производителем». Согласно воззрениям Фурье, Чернышевский указывал на преувеличенное значение торговли в современном обществе и недостатках её организации. В романе «Что делать?» прямо изобразил фаланстер (Четвертый сон Веры Павловны).

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889), русский писатель, публицист, общественный деятель. Родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. За годы учёбы в университете были выработаны основы мировоззрения, сложилось убеждение в необходимости революции в России. Чернышевский сознательно готовил себя к революционной деятельности. В университете делает первые попытки писать художественные произведения. После окончания университета получает назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 приступает к работе.

В 1853 встретил будущую жену О. С. Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 г. Чернышевский был определен учителем во Второй кадетский корпус. В этом же году сотрудничает в журналах “Современник” и “Отечественные записки”. В 1855 году Чернышевский защищает магистерскую диссертацию “Эстетические отношения искусства к действительности”. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку.

В 1862 году был арестован и около двух лет находился в заключении в Петропавловской крепости. Суд приговорил его к каторге и ссылке в Сибирь. Он отказывался подать прошение о помиловании. В 1875 освободить Чернышевского попытался И. Н. Мышкин. Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г. А. Лопатин. В 1883 году Чернышевскому было разрешено поселиться в Астрахани, а за полгода до смерти переехать в Саратов. Умер Чернышевский в Саратове 17 (29) октября 1889 года.

Ссылка на основную публикацию