Планеты солнечной системы – расположение по порядку и краткая характеристика

Планеты Солнечной системы

Иллюстрация НАСА демонстрирует планеты нашей системы. Масштаб не передает истинные орбиты

На территории Солнечной системы проживает 8 планет: Меркурий, Венера, Марс, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Первые 4 относятся к внутренней Солнечной системе и являются планетами земной группы. Юпитер и Сатурн – большие планеты Солнечной системы и представители газовых гигантов (огромные и наполнены водородом и гелием), а Уран и Нептун – ледяные гиганты (крупные и представлены более тяжелыми элементами).

Ранее девятой планетой считался Плутон, но с 2006 года он перешел в разряд карликовых. Впервые эта карликовая планета была найдена Клайдом Томбом. Сейчас это один из крупнейших объектов в поясе Койпера – скопление ледяных тел на внешнем краю нашей системы. Плутон потерял планетарный статус после того, как в МАС (Международный Астрономический Союз) пересмотрели само понятие «планета».

Согласно решению МАС, планетой Солнечной системы является тело, которое выполняет орбитальный проход вокруг Солнца, наделена достаточной массой, чтобы сформироваться в виде сферы и очистить территорию вокруг себя от посторонних объектов. Плутон не смог соответствовать последнему требованию, поэтому и стал карликовой планетой. Среди других подобных объектов можно вспомнить Цереру, Макемаке, Хаумеа и Эриду.

При небольшой атмосфере, суровыми поверхностными особенностями и 5-ю спутниками, Плутон считается сложнейшей карликовой планетой и одной из удивительнейших планет в нашей Солнечной системе.

Но ученые не теряют надежды найти загадочную Девятую планету – планету X, после того, как в 2016 году объявили о гипотетическом объекте, влияющем гравитацией на тела из пояса Койпера. По параметрам она в 10 раз превышает земную массу и в 5000 раз массивнее Плутона. Ниже представлен список планет Солнечной системы с фото, названиями, описанием, детальными характеристиками и интересными фактами для детей и взрослых.

Сравнительная таблица планет Солнечной системы

Земные планеты Солнечной системы

Первые 4 планеты от Солнца именуют планетами земного типа, потому что их поверхность скалистая. У Плутона также твердый поверхностный слой (замерзший), но он относится к планетам карликового типа.

Планеты газовые гиганты Солнечной системы

Во внешней Солнечной системе проживают 4 газовых гиганта, так как они достаточно огромные и газообразные. Но Уран и Нептун отличаются, так как в них больше льда. Поэтому их именуют также ледяными гигантами. Однако всех газовых гигантов объединяет один момент: все они состоят из водорода и гелия.

Карликовые планеты Солнечной системы

МАС выдвинула определение планеты:

• Объект должен вращаться вокруг Солнца;
  • Иметь достаточную массу, чтобы приобрести форму шара;
  • Очистить свой орбитальный путь от посторонних объектов;

Плутон не смог соответствовать последнему требованию, так как делит орбитальный путь с огромным количеством тел из пояса Койпера. Но не все были согласны с определением. Однако на арене появились такие карликовые планеты как Эрида, Хаумеа и Макемаке.

Также между Марсом и Юпитером проживает Церера. Ее заметили в 1801 году и посчитали планетой. Некоторые до сих пор считают её 10-й планетой Солнечной системы.

Плутон

Церера

Макемаке

Эрида

Хаумеа

Планеты Солнечной системы по порядку

Ниже описаны характеристики 8 основных планет Солнечной системы по порядку от Солнца:

Первая планета от Солнца – Меркурий

Меркурий – первая планета от Солнца. Совершает вращение по эллиптической орбите с удаленностью в 46-70 млн. км от Солнца. На один орбитальный пролет тратит 88 дней, а на осевой – 59 дней. Из-за медлительного вращения день охватывает 176 дней. Осевой наклон крайне незначителен.

При диаметре в 4887 км первая планета от Солнца достигает 5% земной массы. Поверхностная гравитация – 1/3 земной. Планета практически лишена атмосферного слоя, поэтому днем раскалена, а ночью замерзает. Температурная отметка колеблется между +430°C и -180°C.

У Меркурия сильно кратерированная поверхность и железное ядро. Но по магнитному полю уступает земному. Изначально радары указывали на наличие водяного льда на полюсах. Аппарат Messenger подтвердил предположения и нашел залежи льда на дне кратеров, которые все время погружены в тень.

Первая планета от Солнца расположена близко к звезде, поэтому её можно заметить перед рассветом и сразу после заката.

• Обнаружение: древние видели без использования инструментов.
  • Наименование: посланник богов в римском пантеоне.
  • Диаметр: 4878 км.
  • Орбита: 88 дней.
  • Длительность дня: 58.6 дней.

Вторая планета от Солнца – Венера

Венера – вторая планета от Солнца. Путешествует по практически круговой орбите на дистанции в 108 млн. км. Ближе всех подходит к Земле и может сокращать расстояние до 40 млн. км.

На орбитальный путь тратит 225 дней, а осевой оборот (по часовой стрелке) длится 243 дней. День охватывает 117 земных дней. Осевой наклон составляет 3 градуса.

По диаметру (12100 км) вторая планета от Солнца почти сходится с земным и достигает 80% земной массы. Показатель гравитации – 90% земной. У планеты наблюдается плотный атмосферный слой, где давление в 90 раз превышает земное. Атмосфера наполнена двуокисью углерода с толстыми серными облаками, что создает мощный парниковый эффект. Именно из-за этого поверхность прогревается на 460°C (наиболее раскаленная планета в Солнечной системе).

Поверхность второй планеты от Солнца скрыта от прямого наблюдения, но ученым удалось создать карту при помощи радара. Поверхность Венеры покрыта крупными вулканическими равнинами с двумя огромными континентами, горами и долинами. Есть и ударные кратеры. Наблюдается слабое магнитное поле.

• Обнаружение: древние видели без использования инструментов.
  • Наименование: римская богиня, отвечающая за любовь и красоту.
  • Диаметр: 12104 км.
  • Орбита: 225 дней.
  • Длительность дня: 241 дней.

Третья планета от Солнца – Земля

Земля – третья планета от Солнца. Это крупнейшая и самая плотная из внутренних планет. Орбитальный путь отдален от Солнца на 150 млн. км. Обладает единственным спутником и развитой жизнью.

На орбитальный облет уходит 365.25 дней, а осевое вращение занимает 23 часа, 56 минут и 4 секунды. Продолжительность дня – 24 часа. Осевой наклон составляет 23.4 градуса, а показатель диаметра – 12742 км.

Третья планета от Солнца сформировалась 4.54 млрд. лет назад и большую часть ее существования рядом находится Луна. Полагают что спутник появился после того, как в Землю врезался огромный объект и вырвал материал на орбиту. Именно Луна стабилизировала земной осевой наклон и выступает источником формирования приливов.

Спутник в диаметре охватывает 3747 км (27% от земного) и расположен на удаленности в 362000-405000 км. Испытывает планетарное гравитационное воздействие, из-за чего замедлил осевое вращение и попал в гравитационный блок (поэтому к Земле всегда повернута одна сторона Луны).

Планета защищена от звездной радиации мощным магнитным полем, сформированным активным ядром (расплавленное железо).

• Диаметр: 12760 км.
  • Орбита: 365.24 дней.
  • Длительность дня: 23 часа и 56 минут.

Четвертая планета от Солнца – Марс

Марс – четвертая планета от Солнца. Красная планета перемещается по эксцентричному орбитальному пути – 230 млн. км. На один облет вокруг Солнца тратит 686 дней, а осевой оборот составляет 24 часа и 37 минут. Расположен под наклоном в 25.1 градус, а день длится 24 часа и 39 минут. По наклону напоминает Землю, поэтому располагает сезонами.

По диаметру четвертая планета от Солнца (6792 км) вдвое меньше земного, а масса достигает 1/10 земной. Показатель гравитации – 37%.

Марс лишен защиты в виде магнитного поля, поэтому изначальная атмосфера уничтожилась солнечным ветром. Аппараты зафиксировали отток атомов в пространство. В итоге, давление достигает 1% земного, а тонкий атмосферный слой представлен 95% углекислого газа.

Четвертая планета от Солнца крайне холодная, а температура опускается зимой до -87°C, а летом поднимается к -5°C. Это пыльное местечко с гигантскими бурями, способными охватить всю поверхность.

• Обнаружение: древние видели без использования инструментов.
  • Наименование: бог войны у римлян.
  • Диаметр: 6787 км.
  • Орбита: 687 дней.
  • Длительность дня: 24 часа и 37 минут.

Пятая планета от Солнца – Юпитер

Юпитер – пятая планета от Солнца. Кроме того, перед вами крупнейшая планета в Солнечной системе, которая в 2.5 раз массивнее всех планет и охватывает 1/1000 солнечной массы.

Отдален от Солнца на 780 млн. км и тратит на орбитальный путь 12 лет. Наполнен водородом (75%) и гелием (24%) и может располагать скалистым ядром, погруженным в жидкий металлический водород с диаметром в 110000 км. Общий планетарный диаметр – 142984 км.

В верхнем слое атмосферы расположены 50-километровые облака, представленные кристаллами аммиака. Они находятся в полосах, перемещающихся на разных скоростях и широтах. Примечательным кажется Большое Красное Пятно – масштабный шторм.

На осевой оборот пятая планета от Солнца тратит 10 часов. Это стремительная скорость, а значит экваториальный диаметр на 9000 км больше полярного.

• Обнаружение: древние видели без использования инструментов.
  • Наименование: главный бог в римском пантеоне.
  • Диаметр: 139822 км.
  • Орбита: 11.9 лет.
  • Длительность дня: 9.8 часов.

Шестая планета от Солнца – Сатурн

Сатурн – шестая планета от Солнца. Сатурн стоит на 2-й позиции по размерам в Солнечной системе, превосходя земной радиус в 9 раз (57000 км) и в 95 раз более массивный.

Отдален от Солнца на 1400 млн. км и тратит на орбитальный пролет 29 лет. Наполнен водородом (96%) и гелием (3%). Может располагать скалистым ядром в жидком металлическом водороде с диаметром в 56000 км. Верхние слои представлены жидкой водой, водородом, гидросульфидом аммония и гелием.

Ядро раскалено до 11700°C и производит больше тепла, чем планета получает от Солнца. Чем выше поднимаемся, тем ниже падает градус. На верхушке температура удерживается на отметке в -180°C и 0°C на глубине в 350 км.

Облачные слои шестой планеты от Солнца напоминают картину Юпитера, но он слабее и шире. Есть также Большое Белое Пятно – краткая периодическая буря. На осевой оборот тратит 10 часов и 39 минут, но точную цифру назвать сложно, так как нет фиксируемых поверхностных особенностей.

• Обнаружение: древние видели без использования инструментов.
  • Наименование: бог хозяйства в римском пантеоне.
  • Диаметр: 120500 км.
  • Орбита: 29.45 дней.
  • Длительность дня: 10.5 часов.

Седьмая планета от Солнца – Уран

Уран – седьмая планета от Солнца. Уран – представитель ледяных гигантов и стоит на 3-й позиции по величине в Солнечной системе. По диаметру (50000 км) в 4 раза превосходит земной и в 14 раз массивнее.

Отдален на 2900 млн. км и тратит на орбитальный путь 84 года. Удивляет то, что по осевому наклону (97 градусов) планета буквально вращается на боку.

Полагают, что Уран имеет небольшое скалистое ядро, вокруг которого сконцентрирована мантия из воды, аммиака и метана. Далее следует водородная, гелиевая и метановая атмосфера. Седьмая планета от Солнца выделяется еще тем, что не излучает больше внутреннего тепла, поэтому температурная отметка опускается к -224°C (самая морозная планета).

• Обнаружение: в 1781 году заметил Уильям Гершель.
  • Наименование: персонификация неба.
  • Диаметр: 51120 км.
  • Орбита: 84 лет.
  • Длительность дня: 18 часов.

Восьмая планета от Солнца – Нептун

Нептун – восьмая планета от Солнца. Нептун с 2006 года считается официальной последней планетой в Солнечной системе. Диаметр – 49000 км, а по массивности в 17 раз превышает земную.

Отдален на 4500 млн. км и тратит на орбитальный пролет 165 лет. Из-за удаленности к планете поступает лишь 1% солнечного освещения (по сравнению с Землей). Осевой наклон – 28 градусов, а оборот выполняет за 16 часов.

Метеорология восьмой планеты от Солнца более выражена, чем у Урана, поэтому на полюсах можно заметить мощные штормовые особенности в виде темных пятен. Ветер разгоняется до 600 м/с, а температурная отметка падает к -220°C. Ядро прогревается до 5200°C.

• Обнаружение: 1846 год.
  • Наименование: римский бог воды.
  • Диаметр: 49530 км.
  • Орбита: 165 лет.
  • Длительность дня: 19 часов.

Плутон (карликовая планета)

Это небольшой мир, уступающий по размерам земному спутнику. Орбита пересекается с Нептуном и в 1979-1999 гг. можно было считать его 8-й планетой по удаленности от Солнца. Плутон будет пребывать за орбитой Нептуна более двухсот лет. Орбитальный путь расположен под наклоном к плоскости системы в 17.1 градусов. Морозный мир в 2015 году посетил Новые Горизонты.

• Обнаружение: 1930 год – Клайд Томбо.
  • Наименование: римский бог подземного мира.
  • Диаметр: 2301 км.
  • Орбита: 248 лет.
  • Длительность дня: 6.4 дней.

Девятая планета

Девятая планета – гипотетический объект, проживающей во внешней Солнечной системе. Ее гравитация должна объяснять поведение транс-нептунианских объектов.

Впервые о ее существовании заявили Чад Трухильо и Скотт Шеппард в 2014 году. В 2016 году их поддержали Константин Батыгин и Майкл Браун. Прогнозируемый объект должен достигать 10 земных масс, а орбитальный период – 15000 лет.

Планету пока не нашли и ее сложно обнаружить из-за предполагаемой удаленности. У теории много сторонников, но есть и отчаянные скептики, ищущие другие объяснения. На нашем сайте найдете всю самую интересную информацию про планеты Солнечной системы для детей и взрослых.

Планеты Солнечной системы по порядку, начиная от Солнца

Солнечная система: Pixabay

Звезда Солнце и естественные космические объекты, которые вращаются вокруг нее, называются Солнечной системой. Ее возраст составляет около 4,57 млрд лет. Какие планеты входят в Солнечную систему и в каком они расположены порядке?

Как расположены планеты в Солнечной системе? Вокруг Солнца планеты вращаются в таком порядке (от Солнца): Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Меркурий

Какая планета расположена ближе всех к Солнцу? Это Меркурий. Его оборот вокруг Солнца занимает всего 87,97 земных суток. На поверхности планеты огромные температурные скачки, которые колеблются от –173 °C до +427 °C.

Какая самая маленькая планета Солнечной системы? Это также Меркурий. Он в три раза меньше, чем Земля, а размер Солнца больше планеты в 150 раз. Исследования 2014 года показали, что Меркурий постоянно уменьшается. За 4,5 миллиарда лет существования планеты ее диаметр сократился на 14 километров.

Венера

Венера — вторая по удаленности от Солнца и шестая по габаритам планета. После Солнца и Луны это третий по яркости объект на земном небе. Ее света достаточно, чтобы отбрасывать ночью тени. Спутников у Венеры нет.

Планета похожа на Землю:

• площадь Венеры составляет около 90% земной;
  • на Венере на высоте 100 километров есть атмосфера и озоновый слой.

Атмосфера Венеры очень плотная и почти полностью состоит из углекислого газа. Средняя температура на Венере составляет 462 °C, что делает ее самой жаркой планетой Солнечной системы. Здесь бывают облака и идут кислотные дожди, но из-за невероятной жары они не достигают поверхности.

Венера: YouTube/National Geographic

Земля

Какая по счету Земля в Солнечной системе? По удаленности от Солнца планета занимает третью позицию. Это единственная известная человечеству планета системы, на которой есть жизнь.

Земля — пятая по размерам и самая плотная планета системы. Ее твердое ядро предположительно состоит из железа и никеля. Расплавленное железо жидкого внешнего ядра формирует магнитное поле.

Земля на 70% покрыта водами Мирового океана. Остальную часть поверхности планеты занимают континенты и разные по размерам острова.

Полный оборот Земли вокруг Солнца занимает 365,2564 дня. Из-за того, что цифра не круглая, со временем накапливается один лишний день. Поэтому каждый четвертый год — високосный. Это не распространяется на кратные 100 (1800, 2100) и не кратные 400 (2000, 1600) года.

Четвертая по счету планета от Солнца — Марс. Он занимает в системе по размерам седьмое место, а его масса составляет 10,7 % массы Земли.

Марс отличается бурым окрасом, за что его называют Красной планетой. Атмосферное давление ниже, чем на Земле. Спутники Марса — Фобос и Деймос.

Высота горы Олимп, которая есть на Марсе, составляет 26 километров над поверхностью. Самая высокая гора в Солнечной системе имеет вулканическое происхождение.

Существует ли жизнь на Марсе? Исследования доказали, что на Красной планете есть вода, поэтому теоретически жизнь может существовать. Сегодня ученые уверены, что живых организмов на Марсе нет. Они допускают вероятность, что жизнь была на планете миллиарды лет назад.

Марс замыкает список планет земной группы, в которую входит также Меркурий, Венера и Земля. Далее следуют газовые гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Юпитер

Какая самая большая планета Солнечной системы? Это Юпитер. Он в 1300 раз больше Земли, а его масса в 2,5 раза больше массы остальных семи планет вместе взятых.

Юпитеру свойственны штормы, молнии и даже полярные сияния. Но их масштабы значительно превышают земные. Из космоса можно увидеть красное пятно на атмосфере планеты — это гигантский шторм, который известен человечеству с 1665 года. Скорость ветра внутри превышает 500 км/час.

Долгое время Юпитер был рекордсменом по количеству спутников. У газового гиганта их 79. Самый большой спутник Марса — Ганимед — одновременно самый крупный среди спутников Солнечной системы.

Сатурн

Сатурн — вторая по размерам планета Солнечной системы после Юпитера и шестая по удаленности от Солнца. Чтобы совершить один оборот вокруг звезды, ему нужно 29,5 земных лет.

Этот газовый гигант состоит преимущественно из водорода и является наименее плотной планетой системы. Его главная «изюминка» — наличие колец, которые почти полностью состоят из частичек водяного льда.

Сатурн смог обогнать Юпитер по количеству лун. В 2019 году были открыты 20 новых спутников планеты, и теперь их ровно 82. Самая большая луна — Титан — может похвастаться наличием воды и плотной атмосферы.

Уран — седьмая по счету и самая холодная планета Солнечной системы. Температура здесь опускается до -224 °C. Уран меньше, чем газовые гиганты Юпитер и Сатурн. Планета в 4 раза больше и почти в 15 раз тяжелее Земли.

Недра Урана состоят изо льда и горных пород. Вместе с Нептуном он входит в категорию «ледяные гиганты». Один оборот вокруг Солнца занимает у Урана 84 земных года.

У планеты насчитывается 27 спутников. Интересно, что они были названы в честь персонажей из произведений Уильяма Шекспира и Александра Поупа, а не греческих и римский богов.

Нептун

Какая планета Солнечной системы дальше всего от Солнца? Восьмой и последней по счету планетой является Нептун — газовый и ледяной гигант. Он занимает четвертую позицию по размеру и третью по массе: Нептун почти в 4 раза крупнее Земли.

Нептун похож на Уран: он тоже не имеет твердой поверхности, его недра состоят изо льда и камня, а атмосфера — преимущественно из водорода и гелия. Чтобы сделать полный оборот вокруг Солнца, планете необходимо 165 земных лет.

Сколько планет в Солнечной системе? По состоянию на 2021 год их ровно восемь. До 2006 года считалось, что за Нептуном есть девятая планета — Плутон. Однако согласно действующему определению, он не может называться планетой из-за небольших размеров.

Есть и другое предположение: ученые из Калифорнийского технологического института Константин Батыгин и Майкл Браун считают, что в Солнечной системе может быть девятая планета, превосходящая Землю по размерам и с большой изогнутой орбитой. Согласно гипотезе, период ее вращения вокруг Солнца может составлять 15 тысяч земных лет.

Известные сегодня планеты Солнечной системы уникальны и крайне интересны для изучения. Узнавайте новые невероятные факты о Солнечной системе и убедитесь, насколько удивителен окружающий мир.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Планеты нашей с вами солнечной системы

Планеты Солнечной системы

Согласно официальной позиции Международного астрономического союза (МАС), организации присваивающей имена астрономическим объектам, планет всего 8.

Текущее положение среди планет Солнечной системы

Плутон был исключен из разряда планет в 2006 году. т.к. в поясе Койпера находятся объекты которые больше/либо равны по размерам с Плутоном. Поэтому, даже если его принимать его за полноценное небесное тело, то тогда необходимо к этой категории присоединить Эриду, у которой с Плутоном почти одинаковый размер.

Планеты Солнечной системы по порядку

По определению MAC, есть 8 известных планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Все планеты делят на две категории в зависимости от их физических характеристик: земной группы и газовые гиганты.

Схематическое изображение расположения планет

Планеты земного типа

Меркурий

Самая маленькая планета Солнечной системы имеет радиус всего 2440 км. Период обращения вокруг Солнца, для простоты понимания приравненный к земному году, составляет 88 дней, при этом оборот вокруг собственной оси Меркурий успевает совершить всего полтора раза. Таким образом, его сутки длятся приблизительно 59 земных дней. Долгое время считалось, что эта планета все время повёрнута к Солнцу одной и той же стороной, поскольку периоды его видимости с Земли повторялись с периодичностью, примерно равной четырем Меркурианским суткам. Это заблуждение было развеяно с появлением возможности применять радиолокационные исследования и вести постоянные наблюдения с помощью космических станций. Орбита Меркурия – одна из самых нестабильных, меняется не только скорость перемещения и его удалённость от Солнца, но и само положение. Любой интересующийся может наблюдать этот эффект.

Меркурий в цвете, снимок космического аппарата MESSENGER

Близость к Солнцу стала причиной того, что Меркурий подвержен самым большим перепадам температуры среди планет нашей системы. Средняя дневная температура составляет около 350 градусов по Цельсию, а ночная -170 °C. В атмосфере выявлены натрий, кислород, гелий, калий, водород и аргон. Существует теория, что он был ранее спутником Венеры, но пока это остается недоказанным. Собственные спутники у него отсутствуют.

Венера

Вторая от Солнца планета, атмосфера которой почти полностью состоит из углекислого газа. Её часто называют Утренней звездой и Вечерней звездой, потому что она первой из звёзд становится видна после заката, так же как и перед рассветом продолжает быть видимой и тогда, когда все остальные звёзды скрылись из поля зрения. Процент диоксида углерода составляет в атмосфере 96%, азота в ней сравнительно немного – почти 4% и в совсем незначительном количестве присутствует водяной пар и кислород.

Венера в УФ спектре

Подобная атмосфера создает эффект парника, температура на поверхности из-за этого даже выше, чем у Меркурия и достигает 475 °C. Считается самой неторопливой, венерианские сутки длятся 243 земных дня, что почти равно году на Венере – 225 земных дней. Многие называют её сестрой Земли из-за массы и радиуса, значения которых очень близки к земным показателям. Радиус Венеры составляет 6052 км (0,85% земного). Спутников, как и у Меркурия, нет.

Земля

Третья планета от Солнца и единственная в нашей системе, где на поверхности есть жидкая вода, без которой не смогла бы развиться жизнь на планете. По крайней мере, жизнь в том виде, в котором мы её знаем. Радиус Земли равен 6371 км и, в отличие от остальных небесных тел нашей системы, более 70% её поверхности покрыто водой. Остальное пространство занимают материки. Ещё одной особенностью Земли являются тектонические плиты, скрытые под мантией планеты. При этом они способны перемещаться, хоть и с очень малой скоростью, что со временем вызывает изменение ландшафта. Скорость перемещения планеты по ней – 29-30 км/сек.

Наша планета из космоса

Один оборот вокруг своей оси занимает почти 24 часа, причем полное прохождение по орбите длится 365 суток, что намного больше в сравнении с ближайшими планетами-соседями. Земные сутки и год также приняты как эталон, но сделано это лишь для удобства восприятия временных отрезков на остальных планетах. У Земли имеется один естественный спутник – Луна.

Марс, снимок космического телескопа Хаббл в 2003 году

Четвёртая планета от Солнца, известная своей разрежённой атмосферой. Начиная с 1960 года, Марс активно исследуется учеными нескольких стран, включая СССР и США. Не все программы исследования были успешными, но найденная на некоторых участках вода позволяет предположить, что примитивная жизнь на Марсе существует, или существовала в прошлом.

Яркость этой планеты позволяет видеть его с Земли без всяких приборов. Причем раз в 15-17 лет, во время Противостояния, он становится самым ярким объектом на небе, затмевая собой даже Юпитер и Венеру.

Радиус почти вдвое меньше земного и составляет 3390 км, зато год значительно дольше – 687 суток. Спутников у него 2 — Фобос и Деймос.

Наглядная модель Солнечной системы

Внимание! Анимация работает только в браузерах поддерживающих стандарт -webkit (Google Chrome, Opera или Safari).

• Солнце
  • Меркурий
  • Венера
  • Земля & Moon
  • Марс
  • Астероиды & Метеориты
  • Юпитер
  • Saturn & Ring
  • Уран
  • Нептун
  • Плутон

Солнце

Солнце является звездой, которая представляет собой горячий шар из раскаленных газов в центре нашей Солнечной системы. Его влияние простирается далеко за пределы орбит Нептуна и Плутона. Без Солнца и его интенсивной энергии и тепла, не было бы жизни на Земле. Существуют миллиарды звезд, как наше Солнце, разбросанных по галактике Млечный Путь.

Меркурий

Выжженный Солнцем Меркурий лишь немного больше, чем спутник Земли Луна. Подобно Луне, Меркурий практически лишен атмосферы и не может сгладить следы воздействия от падения метеоритов, поэтому он как и Луна покрыт кратерами. Дневная сторона Меркурия очень сильно нагревается на Солнце, а на ночной стороне температура падает на сотни градусов ниже нуля. В кратерах Меркурия, которые расположены на полюсах, существует лед. Меркурий совершает один оборот вокруг Солнца за 88 дней.

Венера

Венера это мир чудовищной жары (еще больше чем на Меркурии) и вулканической активности. Аналогичная по структуре и размеру Земле, Венера покрыта толстой и токсичной атмосферой, которая создает сильный парниковый эффект. Этот выжженной мир достаточно горячий, чтобы расплавить свинец. Радарные снимки сквозь могучую атмосферу выявили вулканы и деформированные горы. Венера вращается в противоположном направлении, от вращения большинства планет.

Земля

Земля — планета океан. Наш дом, с его обилием воды и жизни делает его уникальным, в нашей Солнечной системе Земля занимает особое место. Другие планеты, в том числе несколько лун, также имеют залежи льда, атмосферу, времена года и даже погоду, но только на Земле все эти компоненты собрались вместе таким образом, что стало возможным существование жизнь.

Хотя детали поверхности Марса трудно увидеть с Земли, наблюдения в телескоп показывают, что на Марсе существуют сезоны и белые пятна на полюсах. В течение многих десятилетий, люди полагали, что яркие и темные области на Марсе это пятна растительности и что Марс может быть подходящим местом для жизни, и что вода существует в полярных шапках. Когда космический аппарат Маринер-4, прилетел у Марсу в 1965 году, многие из ученых были потрясены, увидев фотографии мрачной планеты покрытой кратерами. Марс оказался мертвой планетой. Более поздние миссии, однако, показали, что Марс хранит множество тайн, которые еще предстоит решить.

Юпитер

Юпитер — самая массивная планета в нашей Солнечной системе, имеет четыре больших спутника и множество небольших лун. Юпитер образует своего рода миниатюрную Солнечную систему. Чтобы превратится в полноценную звезду, Юпитеру нужно было стать в 80 раз массивнее.

Сатурн

Сатурн — самая дальняя из пяти планет, которые были известны до изобретения телескопа. Подобно Юпитеру, Сатурн состоит в основном из водорода и гелия. Его объем в 755 раз больше, чем у Земли. Ветры в его атмосфере достигают скорости 500 метров в секунду. Эти быстрые ветра в сочетании с теплом, поднимающимся из недр планеты, вызывают появление желтых и золотистых полос, которые мы видим в атмосфере.

Первая планета найденная с помощью телескопа, Уран был открыт в 1781 году астрономом Уильямом Гершелем. Седьмая планета от Солнца настолько далека, что один оборот вокруг Солнца занимает 84 года.

Нептун

Почти в 4,5 млрд. километрах от Солнца вращается далекий Нептун. На один оборот вокруг Солнца у него уходит 165 лет. Он невидим невооруженным глазом из-за его огромного расстояния от Земли. Интересно, что его необычная эллиптическая орбита, пересекается с орбитой карликовой планеты Плутона из-за чего Плутон находится внутри орбиты Нептуна порядка 20 лет из 248 за которые совершает один оборот вокруг Солнца.

Плутон

Крошечный, холодный и невероятно далекий Плутон был открыт в 1930 году и долго считался девятой планетой. Но после открытий подобных Плутону миров, которые находились еще дальше, Плутон был переведен в категорию карликовых планет в 2006 году.

Планеты — гиганты

Существуют четыре газовых гиганта, располагающихся за орбитой Марса: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Они находятся во внешней Солнечной системе. Отличаются своей массивностью и газовым составом.

Планеты солнечной системы, масштаб не соблюден

Юпитер

Пятая по счёту от Солнца и крупнейшая планета нашей системы. Радиус её – 69912 км, она в 19 раз больше Земли и всего в 10 раз меньше Солнца. Год на Юпитере не самый долгий в солнечной системе, длится 4333 земных суток (неполных 12 лет). Его же собственные сутки имеют продолжительность около 10 земных часов. Точный состав поверхности планеты пока определить не удалось, однако известно, что криптон, аргон и ксенон имеются на Юпитере в гораздо больших количествах, чем на Солнце.

Юпитер, снимок зонда Вояджер-1

Существует мнение, что один из четырёх газовых гигантов на самом деле – несостоявшаяся звезда. В пользу этой теории говорит и самое большое количество спутников, которых у Юпитера много – целых 67. Чтобы представить себе их поведение на орбите планеты, нужна достаточно точная и чёткая модель солнечной системы. Самые крупные из них – Каллисто, Ганимед, Ио и Европа. При этом Ганимед является крупнейшим спутником планет во всей солнечной системе, радиус его составляет 2634 км, что на 8% превышает размер Меркурия, самой маленькой планеты нашей системы. Ио отличается тем, что является одним из трёх имеющих атмосферу спутников.

Сатурн

Вторая по размерам планета и шестая по счёту в Солнечной системе. В сравнении с остальными планетами, наиболее схожа с Солнцем составом химических элементов. Радиус поверхности равен 57350 км, год составляет 10 759 суток (почти 30 земных лет). Сутки здесь длятся немногим дольше, чем на Юпитере – 10,5 земных часов. Количеством спутников он ненамного отстал от своего соседа – 62 против 67. Самым крупным спутником Сатурна является Титан, так же, как и Ио, отличающийся наличием атмосферы. Немного меньше него по размеру, но от этого не менее известные – Энцелад, Рея, Диона, Тефия, Япет и Мимас. Именно эти спутники являются объектами для наиболее частого наблюдения, и потому можно сказать, что они наиболее изучены в сравнении с остальными.

Сатурн, снимок космического аппарата Кассини в 2007 году

Долгое время кольца на Сатурне считались уникальным явлением, присущим только ему. Лишь недавно было установлено, что кольца имеются у всех газовых гигантов, но у остальных они не настолько явно видны. Их происхождение до сих пор не установлено, хотя существует несколько гипотез о том, как они появились. Кроме того, совсем недавно было обнаружено, что неким подобием колец обладает и Рея, один из спутников шестой планеты.

Седьмая по счету и третья по размеру планета, радиус которой составляет 25267 км. Справедливо считается самой холодной планетой среди остальных, температура достигает -224 градусов по Цельсию. Продолжительность года — 30 685 суток в земном исчислении (почти 84 года), сутки же ненамного меньше земных – 17 с небольшим часов. Из-за сильной наклонности оси планеты, иногда создается впечатление, будто она не вращается, как остальные небесные тела нашей системы, а катится, подобно шару. Это может наблюдать любой, кого интересует астрономия, геометрическая модель солнечной системы наглядно продемонстрирует этот эффект.

Уран — снимок Вояджера-2 в 1986 году

Спутников у него гораздо меньше, чем у соседнего Сатурна, всего 27. Наиболее известны Титания, Ариэль, Оберон, Умбриэль и Миранда. Они не настолько крупны, как спутники.

Примечательно, что ведя наблюдения за Ураном в свой телескоп, астроном Уильям Гершель сначала не понял, что он наблюдает за планетой, будучи уверен, что он видит комету.

Нептун

Размером восьмая планета солнечной системы очень близка к своему ближайшему соседу, Урану. Радиус Нептуна равняется 24547 км. Год на планете равняется 60 190 суток (приблизительно 164 земных года). В атмосфере зафиксированы самые сильные ветра в нашей системе, скорость которых достигает 260 м/с.

Нептун, вид с Вояджера-2

По сравнению с остальными планетами-гигантами спутников у него совсем мало – всего 14. Самые известные из них – Тритон, третий в солнечной системе спутник, имеющий атмосферу, Протей и Нереида.

Примечательно, что это – единственная из планет, которая была открыта не благодаря наблюдениям, а с помощью математических расчётов.

Похожие статьи

Понравилась запись? Расскажи о ней друзьям!

Планеты Солнечной системы и их расположение по порядку

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1503.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1503.

Солнечная система— планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные объекты космоса, вращающиеся вокруг него. Она сформировалась путем гравитационного сжатия газопылевого облака примерно 4,57 млрд. лет назад. В этой статье мы узнаем, какие планеты входят в состав солнечной системы, как расположены они по отношению к Солнцу и дадим их краткую характеристику.

Краткая информация о планетах Солнечной системы

Количество планет в Солнечной системе – 8, и классифицируются они в порядке удаления от Солнца:

• Внутренние планеты или планеты земной группы – Меркурий, Венера, Земля и Марс. Они состоят, в основном, из силикатов и металлов
  • Внешние планеты – Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – так называемые газовые гиганты. Они намного более массивны, чем планеты земной группы. Крупнейшие планеты Солнечной системы, Юпитер и Сатурн, состоят в основном, из водорода и гелия. Меньшие газовые гиганты, Уран и Нептун, помимо водорода и гелия, содержат в составе своих атмосфер метан и угарный газ.

Список планет Солнечной системы по порядку от Солнца выглядит так: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Перечисляя планеты от большей к меньшей, этот порядок меняется. Самой крупной планетой является Юпитер, затем идут Сатурн, Уран, Нептун, Земля, Венера, Марс и, наконец, Меркурий.

Все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении с вращением Солнца (против часовой стрелки, если смотреть со стороны северного полюса Солнца).

Самой большой угловой скоростью обладает Меркурий — он успевает совершить полный оборот вокруг Солнца всего за 88 земных суток. А для самой удаленной планеты — Нептуна — период обращения составляет 165 земных лет.

Большая часть планет вращается вокруг своей оси в ту же сторону, что и обращается вокруг Солнца. Исключения составляют Венера и Уран, причем Уран вращается практически «лежа на боку» (наклон оси около 90 градусов).

которые читают вместе с этой

Таблица. Последовательность расположения планет в Солнечной системе и их особенности.

Планета

Расстояние от Солнца

Период обращения

Период вращения

Диаметр, км.

Кол-во спутников

Плотность г/куб. см.

Планеты земной группы (внутренние планеты)

Четыре ближайшие к Солнцу планеты состоят преимущественно из тяжелых элементов, имеют малое количество спутников, у них отсутствуют кольца. В значительной степени они состоят из тугоплавких минералов, таких как силикаты, которые формируют их мантию и кору, и металлов, таких как железо и никель, которые формируют их ядро. У трех из этих планет — Венеры, Земли и Марса — имеется атмосфера.

• Меркурий – является ближайшей планетой к Солнцу и наименьшей планетой системы. У планеты нет спутников.
  • Венера – близка по размеру к Земле и, как и Земля, имеет толстую силикатную оболочку вокруг железного ядра и атмосферу. Из-за этого Венеру нередко называют «сестрой» Земли. Однако количество воды на Венере гораздо меньше земной, а ее атмосфера в 90 раз плотнее. У Венеры нет спутников.

Венера – самая горячая планета нашей системы, температура ее поверхности превышает 400 градусов по Цельсию. Наиболее вероятной причиной столь высокой температуры является парниковый эффект, возникающий из-за плотной атмосферы, богатой углекислым газом.

Внешняя область Солнечной системы

Внешняя область Солнечной системы является местом нахождения газовых гигантов и их спутников.

• Юпитер – обладает массой в 318 раз больше земной, и в 2,5 раза массивнее всех остальных планет вместе взятых. Он состоит главным образом из водорода и гелия. У Юпитера имеется 67 спутников.
  • Сатурн – известен своей обширной системой колец.Это наименее плотная планета Солнечной системы (его средняя плотность меньше плотности воды). У Сатурна имеется 62 спутника.

Рис. 3. Планета Сатурн.

• Уран – седьмая планета от Солнца является самой легкой из планет-гигантов. Уникальным среди других планет его делает то, что он вращается «лежа на боку»: наклон оси его вращения к плоскости эклиптики равен примерно 98 градусам. У Урана 27 спутников.
  • Нептун – последняя планета в Солнечной системе. Хотя и немного меньше Урана, более массивная и поэтому более плотная. У Нептуна имеется 14 известных спутников.

Что мы узнали?

Одна из занимательных тем астрономии – это строение Солнечной системы. Мы узнали, какие названия планет Солнечной системы бывают, в какой последовательности они расположены по отношению к Солнцу, каковы их отличительные особенности и краткие характеристики. Данная информация настолько интересна и познавательна, что будет полезна даже для детей 4 класса.

Планеты Солнечной системы – по порядку, характеристики, факты, фото и видео

Около 5 млрд. лет назад гигантское космическое облако, состоящее из пыли и газа, начало формирование Солнечной системы. В самом центре образовалось Солнце, вокруг него – планеты.

Структурно нашу звёздную систему подразделяют на два региона: четыре планеты земной группы и пояс астероидов – внутренняя часть. Четыре газовых гиганта плюс объекты находящиеся дальше Нептуна – внешняя часть.

В связи с тем, что Плутон, начиная с 2006 года, не считается планетой, возник класс малоразмерных тел, называемых «плутоидами».

Этапы формирования Солнечной системы и планет

Земные планеты Солнечной системы

Это группа небесных тел отличающихся высокой плотностью:

• Меркурий.
  • Венера.
  • Земля.
  • Марс.

Планеты земного типа в Солнечной системе

В большей степени их состав сформирован твёрдыми материалами: силикатами – породообразующими минералами и металлическое железо.

Внутреннее строение планет земной группы: Железно-никелевое ядро, силикатная мантия. Богатая силикатами с примесью несовместимых элементов, – кора. У Меркурия она разрушена ударами метеоритов.

Внутреннее строение планет земной группы

Химический состав планет представлена следующими веществами:

• Алюминий.
  • Железо.
  • Кислород.
  • Кремний.
  • Магний.
  • Тяжёлые элементы.

Планеты Солнечной системы – газовые гиганты

Планеты из внешней группы: Нептун, Сатурн, Уран, Юпитер имеют достаточно большой объём. Но незначительную плотность, так как в их составе присутствуют: аммиак, водород, гелий, метан и ряд лёгких газов. Два крайних небесных тела из четырёх содержат большее количество льда, чем их соседи.

Это наводит на мысль о последовательности возникновения Солнечной системы:

• Первым было Солнце.
  • Вторыми – планеты земной группы.
  • Третьими – первая пара планет-гигантов.
  • Четвёртыми – Уран и Нептун.

Из-за малого удельного веса, газовые гиганты имеют сжатие в районе полюсов и обладают высокой скоростью суточного вращения. Они выделяют в космос значительное количество собственной тепловой энергии, при этом хорошо отражая космические лучи.

Огромные небесные тела обладают атмосферой, в которой дуют ураганные ветры скоростью до одной тысячи метров в секунду (Сатурн – 500м/сек.). Возникают гигантские газовые вихри: Большое красное пятно на Юпитере, Большое тёмное пятно на Нептуне, малые пятна на Сатурне.

Структура газовых планет слоистая. Вполне возможно, что внутри её содержится каменное или металлическое ядро и присутствует водород в виде металла.

Карликовые планеты Солнечной системы

Помимо восьми планет, в Солнечной системе есть множество других небесных тел. Ряд их, согласно классификации союза астрономов, носит название карликовых планет. Это космические тела: обращающиеся вокруг Солнца, шарообразной формы (сформировавшейся под воздействием гравитационных сил), не чьи либо спутники, не имеющие возможности притянуть к себе малые объекты собственной орбиты.

Сегодня к ним относятся:

• Плутон – бывшая планета из пояса Койпера, имеющая пять собственных спутников.
  • Хаумеа – яйцеобразное тело с самой высокой скоростью вращения в обитаемой планетарной системе. Она тоже расположена в поясе Койпера и является обладательницей двух спутников.
  • Макемаке – наиболее крупный объект в поясе Койпера с одним естественным спутником.
  • Эрида – находится в районе рассеянного диска.
  • Церера – из пояса астероидов.

Ещё почти пятьдесят небесных тел претендуют на звание «карликовых». Границы планетарной системы нашего обитания не установлены даже приблизительно, а космические исследования продолжаются.

Планеты Солнечной системы по порядку

Начало второго тысячелетия нашей эры внесло существенные коррективы в стройную картину мироздания. Оказывается, в самом начале образования, Солнечная система выглядела совсем по-другому.

Планеты Солнечной системы по порядку

К примеру: во внутренней её части могло располагаться от 50 до 100 планет; а внешняя часть была гораздо меньше и компактнее. Дальнейшие катаклизмы привели к перераспределению массы и миграции тел внутри системы. Что подтверждается изучением звёздных систем ближайших галактик. Но пока это всего лишь красивая гипотеза, требующая подтверждения научными фактами. Наша звёздно-планетная система достаточно устойчива. На ближайших несколько миллиардов лет миграции планет не ожидается.

Первая планета от Солнца – Меркурий

Самая маленькая и ближе всего расположенная к Солнцу планета – Меркурий, получила своё название за скорость и быстроту движения. «Посланник богов» не может быть медлительным.
Период его обращения по орбите 88 земных суток, а вокруг собственной оси – 58 дней 15 часов 30 минут, что составляет 2/3 меркурианского года. За это время планета приближается к Солнцу на расстояние 46 млн. км, и удаляется – на 69,8 млн. км.

Физические параметры Меркурия:

• Масса – 3,33·1020 тонн = 0,055 массы Земли.
  • Объём – 6, 083·1019 м3 = 0,056 земного объёма.
  • Плотность – 5427 кг/м3 = 0,984 удельного веса земного грунта.
  • Диаметр – 4879,4 км = 0,383 диаметра нашей планеты. Интересно, что он остаётся одинаковым как на полюсах, так и в районе экватора.
  • Скорость орбитального вращения колеблется в пределах: от 38,7 – до 56,6 км/сек.
  • Времена года на планете отсутствуют.
  • Диапазон колебаний температур достигает 620°С.

Атмосфера Меркурия очень разрежена и содержит в своём составе атомы, принесённые солнечным ветром или вырванные с поверхности планеты им же.

Строение Меркурия

Вторая планета от Солнца – Венера

Наша ближайшая соседка – Венера, названа в честь римской богини и красоты, по многим параметрам похожа на Землю. Звезда представлялась древним наблюдателям двумя разными небесными объектами.

У неё капризный характер: крутиться в обратную (относительно своих «собратьев» по звёздной системе) сторону – против часовой стрелки. Причём очень медленно: оборот вокруг своей оси (средние звёздные сутки) длится 243 дня 26 минут. В то время как год на Венере имеет продолжительность 224,7 земных суток.

Движение планеты вокруг Светила происходит по практически круговой орбите (эксцентриситет = 0,0067), на расстоянии порядка 108 млн. км. Разница между наиболее удалённой и максимально приближённой к Солнцу, точками движения Венеры, не превышает 1,3 %.

Физические данные Венеры

• Масса – 4,87·1021 тонн = 0,815 массы Земли.
  • Объём – 9,38·1020 м3 = 0,857 земного объёма.
  • Плотность – 5243 кг/м3 = 0,951 удельного веса земного грунта.
  • Диаметр – 12103,6 км = 0,949 диаметра нашей планеты. Как и на Меркурии, полярное сжатие нулевое.
  • Скорость движения по орбите – 35 км/сек.
  • Смены времён года не происходит, вследствие малого угла наклона оси вращения планеты к плоскости вращения вокруг Солнца.
  • Температура на поверхности Венеры достигает + 464°С.

Атмосфера нашей ближайшей «соседки» чрезвычайно плотная и состоит в основном из CO2.
Внутренне строение планеты является стандартным: кора, мантия, ядро. Единственная особенность, указывающая на твёрдое состояния ядра – отсутствие магнитного поля.

Третья планета от Солнца – Земля

Самая крупная из внутренних планет. Название, которое обозначает дословно то, что находится внизу и не имеет никакого обожествления. Тем не менее, именно здесь существует жизнь во всём многообразии.

Не малую роль в этом сыграли астрономические параметры:

• Период обращения по орбите – 365,25 суток.
  • Один оборот вокруг собственной оси длиться – 24 часа без 3-х минут и 56 секунд.
  • Приближается к Солнцу на 147 млн. км. Удаляется от него – на 152 млн. км.

• Возраст – 4,54 млрд. лет.
  • Масса – 5,97·1021 тонн.
  • Объём – 10,83·1020 м3.
  • Плотность – 5515 кг/м3.
  • Диаметр – 12742 км.
  • Орбитальная скорость движения – 29,78 км/сек.
  • Сезонность. В этом отношении Земле повезло: зима, весна, лето и осень сменяют друг друга, создавая благоприятные условия для жизнедеятельности организмов.
  • Перепад температур: от – 89,2°С (21 июля 1983 года, станция «Восток», Антарктида) до + 58,4°С (13 сентября 1922 года, Эль-Азизия, Ливия; такая же температура была зафиксирована в это же время в Саудовской Аравии).

Спутник – Луна, если не брать в расчёт более 8 тысяч искусственных летательных аппаратов, обращающихся вокруг нашей планеты.

Рассказывая о Земле, нельзя обойти внимание особо интересный факт: поверхность её более чем на 70% покрыта водными ресурсами, находящимися в жидком виде (есть и полярные ледяные «панцири»). Такого в Солнечной системе больше нет нигде.

Четвёртая планета от Солнца – Марс

Красная планета носит имя римского бога войны, присвоенного ей по ассоциации с «красным» оттенком поверхности. Два спутника Марса получили наименование в честь сыновей другого военного бога – древнегреческого: Фобос – в переводе означает «страх», Деймос – не менее безжалостное «ужас».

Продолжительность марсианского года 686,98 суток Земли. Период обращения вокруг собственной оси (звёздные сутки) составляет 24 часа 37 минут 23 секунды. Солнечные сутки планеты на 2,5 минуты длиннее суток звёздных и на 2,7 % больше земных.

Характеристики Марса

• Возраст – 4,65 млрд. лет.
  • Масса – 6,42·1020 тонн = 0,107 массы Земли.
  • Объём – 1,63·1020 м3 = 0,151 земного объёма.
  • Плотность – 3933 кг/м3 = 0,714 удельного веса Земли.
  • Диаметр: 6752,4 км = 0,531 земного – полярный; 6792,4 км = 0,532 земного – экваториальный.
  • Орбитальная скорость движения – 24,13 км/сек.
  • Сезонность. Марсианские времена года особенные: в северном полушарии – длинные холодные весна и лето; в южном наоборот – они тёплые и короткие.
  • Перепад температур: от – 153°С (зимой на полюсах) до + 20°С. (Рекордная цифра, полученная марсоходом «Спирит» + 35°С).

На Марсе разреженная атмосфера. Что приводит к постоянному возникновению пылевых бурь и вихрей, закрывающих его поверхность на длительное время. На планете слабое магнитное поле. Это может быть объяснено особенностями строения железного ядра: в центре оно твёрдое, а на внешней периферии – жидкое.

Пятая планета от Солнца – Юпитер

Юпитер – самая большая планета Солнечной системы, получивший своё название в честь древнеримского верховного бога.

• В 2,5 раза (71,16%) больше массы всех остальных планет вращающихся вокруг нашего Светила.
  • В 318 больше массы Земли.
  • В 1000 раз меньше массы Солнца.
  • А габариты таковы, что Земля по сравнению с ним выглядит маленькой «крошкой». Радиус в районе экватора составляет 71,4 тыс. км, что в 11,2 раза превышает земной.
  • Год на Юпитере длится 12 земных лет, а сутки продолжаются всего лишь 10 часов. Среднее расстояние до Солнца 778,6 млн. км.

• Ветра дующие, со скоростью более 160 м/сек.
  • Атмосферные полосы.
  • Большое красное пятно – ураган, известный ещё с 1664 года.
  • Малое красное пятно – недавно образовавшийся гигантский вихрь.
  • 79 спутников, тени от которых нагревают планету!
  • Тысячекилометровые колоссальные молнии, огромной энергетической мощности.
  • Пояса повышенной радиоактивности.
  • Устойчивые полярные сияния высокой яркости.
  • Большое рентгеновское пятно.
  • Временные луны!
  • Слабые кольца, обязанные своим возникновением вулканической деятельности спутников.

Шестая планета от Солнца – Сатурн

Вторая по габаритам планета Солнечной системы, носящая имя сельскохозяйственного бога древнеримской мифологии. Его геометрическое сжатие радиуса является уникумом для всей системы:

• 54 400 км – в районе полюсов.
  • 60 300 км – на экваторе.
  • Масса планеты 5,68·1023 тонн = 95 масс Земли = 21,31 % массы планет Солнечной системы.

Астрономические параметры Сатурна

• Период обращения вокруг Солнца 29,5 лет.
  • Среднее расстояние до Светила 1430 млн. км.
  • Скорость вращения вокруг собственной оси различна! На экваторе она выше, что объяснимо газовым составом планеты. Принятая продолжительность суток – 10 часов 34 минуты.

Интересные особенности

• Скорость ветра доходит до 1800 км/час.
  • Магнитное поле имеет протяжённость до 1 млн. км.
  • 82 спутника.
  • Самые заметные кольца.
  • Большой белый овал – атмосферный феномен, появляющийся с периодичностью в 30 лет.
  • Кольцевые северные сияния.
  • Облачный шестиугольник на северном полюсе, сохраняющий свою практически правильную форму, на протяжении 20 лет непрерывного вращения!

Седьмая планета от Солнца – Уран

Седьмая планета Солнечной системы, обнаруженная в телескоп английским астрономом У. Гершелем, не сразу получила своё название. Тем не менее, имя древнегреческого бога за ней закрепилось. Период обращения Урана вокруг Солнца длится 84 земных года, а звёздные сутки меняются через каждые 17 часов 14 минут.

Масса планеты составляет:

• 3,25% совокупной планетной массы нашей звёздной системы.
  • 8,68·1022 тонн = 15,54 массы Земли.
  • При этом он наименее массивный из газовых гигантов, так в его составе присутствует значительное количество льда.

Интересной особенностью является наклон оси вращения. Планета как бы «лежит на боку вниз головой, и при этом вращается в обратную сторону от орбитального движения».

В настоящее время Уран обладает 13 кольцами и 27 спутниками. Возможно, дальнейшие исследования внесут в эти данные некоторые коррективы.

Восьмая планета от Солнца – Нептун

Крайняя планета Солнечной системы, названа в честь бога морей. Почти 165 лет тратит она, чтобы пройти по орбите, в то время как, повернутся вокруг собственной оси, успевает за 16 часов земного времени.
Своему появлению, Нептун обязан математическим расчётам француза У. Леверье.

Физические параметры планеты

• Масса – 1,02·1023 тонн = 17 масс Земли = 3,84% массы планет Солнечной системы.
  • Диаметр – 49530 км = 4 диаметрам Земли.
  • 5 колец.
  • 14 спутников.

Атмосферные особенности Нептуна таковы что, позволяют ветрам разгоняться, до 600 м/сек. Это рекордный показатель в системе. Кроме того, на поверхности планеты обнаружено Большое тёмное пятно – вихревое образование, подобное тому, что расположено на Юпитере.

Плутон – карликовая планета

Самая большая из карликовых планет, наименованная в честь древнеримского бога подземного царства мёртвых, движется вокруг Солнца по ретроградной орбите.
248 лет требуется Плутону, чтобы завершить годовой оборот по орбите. Продолжительность суток составляет 6,4 земных дня и ночи.

Физические параметры Плутона

• Масса – 1,3·1019 тонн = 0,0022 масс Земли.
  • Диаметр – 2376 км.

Надо отметить, что эти данные многократно уточнялись и не претендуют на полную объективность. У планеты имеются 5 естественных спутников. Один из них – Харон, настолько велик и близок, что некоторые астрономы классифицируют их как двойную планету.

Девятая планета

Предполагается, что список планет Солнечной системы, пока не полный. Где-то в районе рассеянного диска (удалённый район нашей звёздной системы) может существовать ещё одна планета. Именно она может объяснить некоторую аномалию в поведении транснептуновых тел.
Эту интересную гипотезу высказали в 2014 году астрономы Ч. Трухильо и С. Шеппард, дополнительно обосновали в 2016 году К. Батыгин и М. Браун.

Предполагается что её масса в 10 раз больше массы Земли, а период обращения вокруг Солнца может продолжаться 20 000 лет!

«Открытие» и исследование Солнечной системы

Человек начал исследовать окружающий космос с древнейших времён. Исторические вехи данного пути:

• До нашей эры и в самом начале её астрономам приходилось пользоваться лишь своим зрением и удачным расположением объектов небесного свода.
  • Всё изменилось в 1610 году, благодаря созданию великим итальянцем Галилео Галилеем первого телескопа.
  • 4 октября 1957 года. Запуск первого в истории человечества искусственного спутника «Спутник-1».
  • 12 апреля 1961 года – знаменательная дата в истории нашей цивилизации. Юрий Алексеевич
  • Гагарин – первый человек, побывавший в космосе.
  • 21 июля 1961 года Нил Армстронг ступает на Луну.

Это самые главные события в исследовании нашей звёздной системы. Кроме того:

• Запущено множество космических аппаратов.
  • Созданы искусственные спутники планет.
  • Поверхность небесных тел «бороздят» луноходы и марсоходы.
  • Выведены на орбиту могучие телескопы.
  • Начала работу Международная космическая станция.

И это только начало. Автоматическая межпланетная станция «Пионер-10», стартовавшая 3 марта 1972 года, смогла покинуть пределы Солнечной системы! Возможно, через пару миллионов лет она достигнет окрестностей звезды Альдебаран!

Планеты Солнечной системы – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Планеты Солнечной системы: их особенности и порядок

Солнечная система состоит из главной звезды и всех космических объектов естественного происхождения (от астероидов до планет), которые совершают вокруг нее вращение. Располагаются планеты Солнечной системы по порядку, и каждая из них движется по собственной орбите.

Выучить названия и порядок планет совсем несложно. Для этого можно придумать небольшое стихотворение или мнемоническую фразу.

Пример, как запомнить планеты Солнечной системы по порядку стих:

Мы Все Знаем – Мама Юли Села Утром На Пилюли.

А вот все планеты Солнечной системы по порядку:

• наименьшая планета Меркурий;
  • наиболее раскаленная планета Венера;
  • Земля;
  • наиболее изученный учеными Марс;
  • самая огромная планета Юпитер;
  • опоясанный крупными кольцами Сатурн;
  • 2 гиганта изо льда (Уран и Нептун).

Раньше предполагалось, что Плутон – это девятая планета Солнечной системы. Но его убрали из списка планет, поскольку на одной орбите с ним были обнаружены объекты, которые больше его или одинаковые с ним по размерам. Если бы продолжали считать, он девятая планета Солнечной системы, в это число пришлось бы включить и Эриду, которая тяжелее Плутона на 27%.

Разрешили этот астрономический конфликт просто: исключили Плутон из списка, в который входили планеты Солнечной системы по порядку.

Меркурий

Первая планета от Солнца – это серого цвета Меркурий. Это небесное тело получило название от римского бога Меркурия (у греков – Гермеса), который покровительствовал торговле и путешественникам. От этого бога планета получила астрономический символ – крылатый шлем Меркурия с жезлом кадуцеем.

В дневное время планета раскаляется до 430˚С, а в ночное охлаждается до -180˚С. Такой перепад температур возникает из-за сильной разреженности меркурианской атмосферы. В отличие от Земли, Меркурий не имеет спутников.

Первая планета от Солнца покрыта кратерами и имеет необычайно крупное ядро, состоящее из железа, а также тонкую кору. Однако магнитное поле на этой планете в 10 раз слабее, чем земное. Движется вокруг небесного светила первая планета от Солнца по вытянутой орбите. Среднее расстояние от этой планеты до Солнца – 58 миллионов километров.

Оборот вокруг нашей звезды этот космический объект делает за 88 суток. Таким образом, меркурианский год короткий – всего 88 дней. Зато день на Меркурии длится целых 176 суток. Сила притяжения на планете составляет треть от земной.

Увидеть Меркурий можно без телескопа и других специальных приборов. Наблюдать его нужно перед восходом или непосредственно после захода Солнца.

Зная, какая планета первая от Солнца, вам будет несложно запомнить, и какая планета Солнечной системы отличается наименьшими размерами: это также Меркурий. Первое место как самой крошечной планете нашей системы досталось Меркурию после того, как Плутон был признан карликовой планетой. Средний радиус Меркурия всего 2440 километров.

Венера

Если перечислять планеты Солнечной системы по порядку, то Венера займет второе место по удаленности от небесного светила. Из-за размеров, близких к Земле (средний радиус – 6051 километров) и наличия атмосферы ее называют «сестрой» нашей планеты. Теме не менее, атмосфера на Венере очень плотная и состоит из углерода (96%) и азота, а давление у поверхности превосходит земное в 90 раз.

Оборот вокруг Солнца эта удивительная планета совершает по почти круглой орбите почти за 225 земных суток. День на этой планете, названной в честь известной римской богини красоты и любви, длится около 117 суток.

У Венеры нет спутников и магнитного поля. Состоит она, в основном из камня и металла. Поверхность этого космического объекта большей частью равнинная, но есть и горы, долины, следы деятельности вулканов.

Теперь вы знаете, какая вторая планета от Солнца. Однако интерес вызывают и следующие факты об этом небесном теле.

• Венера ближе всех планет подходит к Земле (может сократить расстояние до 40 миллионов километров).
  • Венера – самый заметный объект после Солнца и Луны (если наблюдать с Земли). Она светится белым ровным светом и по блеску превосходит наиболее яркие звезды. Видна становиться перед восходом и непосредственно после заката Солнца.
  • Плотная углекислотная атмосфера приводит к парниковому эффекту и высокой температуре на поверхности Венеры (средняя температура – 462˚С), что делает ее наиболее раскаленной планетой в системе.

Земля

Третья планета от Солнца — это наша Земля. Она образовалась около 4,5 миллиарда лет назад, и примерно в то же время получила единственный и хорошо известный нам спутник – Луну. Луна стабилизировала земной наклон и стала причиной возникновения на Земле приливов.

Всем хорошо известно, что мы живем на этой планете. Поэтому ответ на вопрос «Какая планета от Солнца третья?» сможет угадать даже первоклассник. Земля единственная из всех планет земной группы содержит большие запасы воды и имеет атмосферу, содержащую свободный кислород. Все это сделало возможным существование на ней более 8,7 миллиона видов живых организмов.

Третья планета Солнечной системы обладает большей плотностью и размерами по сравнению с Венерой, Марсом и Меркурием. Радиус Земли составляет в среднем 6371,16 км. Благодаря наличию сильного магнитного поля, создаваемого ядром из расплавленного железа, Земля защищена от влияния звездной радиации.

Земля делает полный оборот вокруг Солнца по окружности за 365,25 суток. Средние солнечные сутки составляют 24 часа.

Планеты

Следующим небесным телом по удаленности от Солнца является Марс. Это довольно яркая планета, которую можно видеть с Земли без специальных приборов.

За красноватый оттенок планете дали название в честь бога войны Древнего Рима. Спутники планеты – Деймос и Фобос (что означает Ужас и Страх) были сыновьями бога Марса.

Поле на Марсе очень слабое, и поэтому изначальная атмосфера была уничтожена солнечным ветром. В настоящее время четвертая планета от Солнца имеет весьма разреженную атмосферу, состоящую преимущественно из углекислого газа. Благодаря этому давление на ней в 160 раз меньше, чем на нашей планете.

Активные исследования Марса начали проводиться СССР и США начиная с 1960 года. Они позволили обнаружить на поверхности планеты лед и выдвинуть гипотезу, что раньше на ней была вода, а климат был более теплый и влажный. А наличие в атмосфере Марса метана позволило выдвинуть предположение, что на его поверхности могут обитать бактерии.

Если перечислять планеты Солнечной системы по порядку и по размеру, то Марс, находясь на четвертом месте от Солнца, по величине значительно уступает своим собратьям. С радиусом в 3390 км он превосходит по размеру лишь Меркурий, а масса его составляет лишь 1/10 часть земной.

Любопытно узнать не только какая четвертая планета от Солнца, но и ее уникальные особенности рельефа и климата. Состоит Марс преимущественно из камня и металла. На нем меняются времена года. Однако климат на этой планете значительно холоднее и суше. На ее поверхности есть полярные ледяные шапки, аналогичные земным, кратеры, вулканы и долины. Потухший вулкан Олимп является самой высокой известной горой на планетах Солнечной системы.

Четвертая планета от Солнца в цифрах:

• год на Марсе составляет 687 земных дней;
  • гравитация составляет треть земной;
  • сутки на Марсе составляют примерно 24,6 часа;
  • температура на Марсе колеблется от -87˚С зимой до -5˚С летом.

Юпитер

Переходя к вопросу, какая пятая планета от Солнца, нельзя не вспомнить верховного бога в пантеоне древнего Рима – громовержца Юпитера (в древнегреческой религии – Зевса). Как и верховный бог, планета Юпитер имеет своеобразную «свиту»– 69 спутников. Наиболее крупные из них Каллисто, Ио, Ганимед и Европа. При этом размеры Ганимеда (наибольшего спутника в нашей системе) превосходят величину Меркурия.

Юпитер – гигант, который имеет массу в 318 раз больше Земли. Радиус Юпитера – 69 912 км, а год длится почти 12 земных лет. Оборот вокруг своей оси он делает примерно за 10 земных часов.

Этот космический объект представляет собой жидкогазовое тело и не имеет твердой коры. По предположениям, Юпитер состоит из раскаленного каменного ядра, слоя металлического водорода и атмосферы. Опоясывают Юпитер кольца из каменных частиц – как мельчайших, так и имеющих размеры в несколько метров.

Атмосфера Юпитера состоит большей частью из водорода и гелия. В ее верхнем слое находятся облака из кристаллов аммиака. Этот космический объект имеет чрезвычайно мощное магнитное поле.

На самой крупной планете нашей системы происходят штормы, полярные сияния и молнии. И, что неудивительно, их масштабы намного превосходят земные.
Некоторые ученые считают эту планету несостоявшейся звездой.

Сатурн

Какая планета вторая по размеру в Солнечной системе? Какая шестая планета от Солнца? Какая планета имеет кольца изо льда и пыли? На все эти вопросы ответ будет Сатурн – небесное тело, названное именем римского бога земледелия и времени.

На самом деле, не только Сатурн обладает кольцами. Они есть у всех газовых гигантов, но не у всех хорошо видны.

Как у и Юпитера, у Сатурна нет твердой коры, а в составе преобладают водород и гелий. Имеет ядро из железа, льда и никеля, покрытое жидким металлическим водородом. Верхние слои Сатурна состоят из гидросульфата аммония, гелия, воды в жидком состоянии и водорода.

По составу химических элементов именно Сатурн ближе других планет Солнечной системы к небесному светилу. Как и Юпитер и Земля, он обладает выраженным магнитным полем.

Сатурн имеет немало спутников: сейчас ученым известно 62. Самыми крупными его спутниками являются Титан и Ио, причем первый имеет собственную атмосферу.

Если перечислять все планеты Солнечной системы по порядку с указанием их размеров и плотности, то окажется что, несмотря на гигантскую величину, плотность Сатурна самая маленькая и даже меньше плотности обычной воды.

Сатурн в цифрах:

• средний радиус – 57 350 км;
  • год длится немногим меньше 30 земных лет;
  • сутки – 10 часов 30 минут;
  • температура поверхности составляет -180˚С;
  • скорость ветра достигает 1800 км/ч.

Планеты

Седьмая планета была обнаружена У. Гершелем в 1781 году при помощи телескопа. И изначально была принята им за комету. Спустя шесть лет астроном открыл и два из 27 спутников планеты – Обертон и Титанию.

Какая седьмая планета от Солнца была открыта Гершелем? Это был бледно-голубой Уран, который назвали именем римского бога неба. Несмотря на то, что Уран можно заметить без использования специальных приборов, до открытия Гершеля его принимали за блеклую звезду.

По величине этот ледяной гигант занимает третье место и имеет радиус 25 567 км. Кольца Урана непрозрачны и состоят из макрочастиц и пыли.

Уран – наиболее холодная планета в системе. Температура не его поверхности достигает -224˚С. Он практически не излучает тепло. Гипотетически считается, что это произошло из-за большого наклона оси вращения Урана и рассеивания имеющегося тепла. Имея уникальный наклон оси в почти в 97,77˚С, эта планета вращается весьма необычным образом – точно «лежа на боку».

Год на Уране длится 84 года. Седьмая планета состоит из небольшого железно-каменного ядра, вокруг которого находится мантия, содержащая воду, аммиак и метан. Окружает его атмосфера, содержащая водород, гелий и метан.

Сутки на Уране составляют чуть более 17 часов.

Нептун

Разберемся теперь с вопросом, какая восьмая планета от Солнца и какие у нее отличительные особенности.
Восьмой планетой является еще один ледяной гигант – Нептун. Он был обнаружен в 1846 году и назван именем бога морей из Древнего Рима. Нептун по размерам занимает четвертое место после Урана (радиус – 24 547 км), но по массе он превосходит его. Несмотря на крупные размеры, без телескопа Нептун увидеть невозможно.

Восьмая планета от Солнца имеет 14 известных спутников. Самым крупным из них является Тритон, на поверхности которого есть действующие гейзеры жидкого азота.

Атмосфера Нептуна не менее чем на 98% состоит из водорода и гелия и на 1-2% из метана, который и окрашивает его в насыщенный синий цвет. Сам Нептун состоит большей частью изо льдов и горных пород, а в центре его имеется раскаленное ядро. Есть у него и кольца, но строение их остается неизвестным.

Как и другие гиганты, восьмая планета от Солнца не имеет твердой коры. Из-за большой удаленности от Солнца к нему поступает в 100 раз меньше света по сравнению с Землей. Год на Нептуне составляет почти 60 190 суток (около 165 лет). Солнечные сутки длятся 16 часов 6 минут.

На Нептуне бушуют наиболее сильные в нашей системе ветры, скорость которых может достигать 600 м/с. На его поверхности температура достигает отметки в — 220˚С.

Девятая планета

Многие еще со школы помнят, какая девятая планета Солнечной системы. Но было решено считать Плутон карликовой планетой. Но хотя, Плутон и утратил с 2006 года статус планеты, он является одним из интереснейших объектов для изучения в поясе Койпера (на окраине системы).

В 2016 году астрономами К. Батыгиным и М. Брауном была заявлено предположение о том, что есть еще одна планета в нашей системе. Предполагаемая «планета 9», как ее именуют, может иметь массу в 10 раз превосходящую массу нашей Земли. Девятая планета Солнечной системы, по предположениям, должна находиться на расстоянии в 20 раз дальше Нептуна, а год на ней длится 10-20 тысяч лет.

Но на сегодня Международным астрономическим союзом признаны лишь 8 планет. И запомнить эти планеты Солнечной системы по порядку совсем не сложно.

Планеты Солнечной системы по порядку

Планеты Солнечной системы по порядку расположены в такой последовательности:
1 – Меркурий. Самая маленькая из настоящих планет Солнечной системы
2 – Венера. Описание ада бралось с неё: страшная жара, испарения серы и извержения множества вулканов.
3 – Земля. Третья планета по порядку от Солнца, наш дом.
4 – Марс. Самая дальняя из планет земной группы Солнечной системы.
Затем расположен Главный пояс астероидов, где находятся карликовая планета Церера и малые планеты Веста, Паллада и др.
Далее по порядку идут четыре планеты-гиганта:
5 – Юпитер. Самая большая планета Солнечной системы.
6 – Сатурн со своими знаменитыми кольцами.
7 – Уран. Самая холодная планета.
8 – Нептун. Это самая дальняя “настоящая” планета по порядку от Солнца.
А вот дальше любопытно:
9 – Плутон. Карликовая планета, которая обычно упоминается после Нептуна. Но, орбита Плутона такова, что иногда он находится ближе к Солнцу, чем Нептун. Например так было с 1979 по 1999 год.
Нет, Нептун и Плутон не могут столкнуться 🙂 – их орбиты таковы, что не пересекаются.
Расположение планет Солнечной системы по порядку на фото:

Сколько планет в Солнечной системе

Сколько планет в Солнечной системе? На это не так просто ответить. Долгое время считалось, что в Солнечной системе девять планет:
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Но, 24 августа 2006 года Плутон перестал считаться планетой. Это было вызвано открытием планеты Эриды и других небольших планет Солнечной системы, в связи с чем потребовалось уточнить – какие небесные тела можно считать планетами.
Было определено несколько признаков “настоящих” планет и оказалось, что Плутон не полностью им удовлетворяет.
Поэтому Плутон был переведён в разряд карликовых планет, к которым относится например и Церера – бывший астероид №1 в Главном поясе астероидов между Марсом и Юпитером.

В итоге, при попытке ответить на вопрос сколько планет в Солнечной системе, положение дел ещё больше запуталось. Потому что кроме “настоящих” теперь появились ещё и карликовые планеты.
А ведь ещё есть и малые планеты, которыми называли крупные астероиды. Например Веста, астероид №2 в упомянутом Главном поясе астероидов.
В последнее время были открыты та самая Эрида, Маке-Маке, Хаумея и ещё несколько небольших планет Солнечной системы, данных о которых недостаточно и непонятно чем их считать – карликовыми или малыми планетами. Не говоря уже о том, что некоторые небольшие астероиды упомянуты в литературе именно как малые планеты! Например астероид Икар, размер которого всего около 1 километра, часто упоминается как малая планета.
Какие из этих тел следует учитывать при ответе на вопрос “cколько планет в Солнечной системе”.
В общем, “хотели как лучше, а получилось как всегда”.

Любопытно, что многие астрономы и даже простые люди выступают “в защиту” Плутона, продолжая считать его планетой, устраивают иногда маленькие демонстрации и усердно продвигают эту мысль в Сети (в основном за рубежом).

Поэтому, при ответе на вопрос “cколько планет в Солнечной системе” проще всего коротко сказать “восемь” и даже не пытаться что-то обсуждать. иначе сразу же обнаружится, что точного ответа просто нет 🙂

Планеты-гиганты – самые крупные планеты Солнечной системы

В Солнечной системе есть четыре планеты-гиганта: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Поскольку эти планеты расположены за пределами Главного пояса астероидов, их называют “внешними” планетами Солнечной системы.
По размеру среди этих гигантов чётко выделяются две пары.
Самая большая планета-гигант – Юпитер. Сатурн совсем немного ему уступает.
А Уран и Нептун резко меньше первых двух планет и они расположены дальше от Солнца.
Посмотрите на сравнительные размеры планет-гигантов относительно Солнца:

Планеты-гиганты защищают внутренние планеты Солнечной системы от астероидов.
Не будь этих тел в Солнечной системе, наша Земля в сотни раз чаще подвергалась бы падению астероидов и комет!
Как же планеты-гиганты защищают нас от падений незванных гостей?

Подробнее узнать о самых больших планетах Солнечной системы можно здесь:

самая большая планета

планета с кольцами

Уран
ледяной мир, самая холодная планета

самая дальняя планета Солнечной системы

Планеты земной группы

Планеты земной группы – это четыре планеты Солнечной системы, сходные по своему размеру и составу: Меркурий, Венера, Земля и Марс. Поскольку одна из них – Земля, то все эти планеты отнесли к земной группе. Их размеры очень похожи, а Венера и Земля вообще почти одинаковы. Температуры на них сравнительно высокие, что объясняется близостью к Солнцу. Все четыре планеты образованы горными породами, в то время как планеты-гиганты – это газовые и ледяные миры.

Меркурий – самая близкая к Солнцу и самая маленькая планета Солнечной системы.
Принято считать, что на Меркурии очень жарко. Да, это так, температура на солнечной стороне может достигать +427°С. Но, на Меркурии почти нет атмосферы, поэтому на ночной стороне бывает до -170°С. А на полюсах из-за низкого Солнца вообще предполагается слой подземной вечной мерзлоты.

Венера. Долгое время её считали “сестрой” Земли, пока на её поверхность не опустились советские исследовательские станции. Это оказался настоящий ад! Температура +475°С, давление почти в сотню атмосфер и атмосфера из ядовитых соединений серы и хлора. Чтобы её колонизировать – придётся очень постараться.

Марс. Знаменитая красная планета. Это самая дальняя из планет земной группы в Солнечной системе.
Подобно Земле, у Марса есть спутники: Фобос и Деймос
В основном это холодный, каменистый и сухой мир. Лишь на экваторе в полдень может потеплеть до +20°С, в остальное время – свирепый мороз, до -153°С на полюсах.
У планеты нет магнитосферы и космическая радиация нещадно облучает поверхность.
Атмосфера очень разреженная и не пригодна для дыхания, тем не менее её плотности хватает, чтобы иногда на Марсе случались мощнейшие пыльные бури.
Несмотря на все недостатки. Марс – самая многообещающая планета для колонизации в Солнечной системе.

Подробнее о планетах земной группы рассказано в статье Самые большие планеты Солнечной системы

Самая большая планета Солнечной системы

Самая большая планета Солнечной системы – это Юпитер. Это пятая планета от Солнца, её орбита находится за Главным поясом астероидов. Посмотрите на сравнение размеров Юпитера и Земли: Диаметр Юпитера в 11 раз больше земного, а его масса больше в 318 раз. Из-за больших размеров планеты, части его атмосферы вращаются с разными скоростями, поэтому на снимке отчётливо видны пояса Юпитера. Внизу слева видно знаменитое Большое Красное Пятно Юпитера – огромный атмосферный вихрь, который наблюдается уже несколько веков.

Самая маленькая планета Солнечной системы

Какая планета – самая маленькая планета в Солнечной системе? Это не такой простой волпрос.
Сегодня принято считать, что самая маленькая планета Солнечной системы – Меркурий, о котором мы немного упоминали выше. Но, вы уже знаете, что до 24 августа 2006 года самой маленькой планетой Солнечной системы считался Плутон.

Более внимательные читатели могут вспомнить, что Плутон – карликовая планета. А их известно целых пять. Самая маленька карликовая планета – Церера, с диаметром около 900 км.
Но и это ещё не всё.

Есть ещё так называемые малые планеты, размер которых начинается всего с 50 метров. Под это определение подпадают и 1-километровый Икар и 490-километровая Паллада. Понятно, что их много, и самую маленькую выбрать трудно из-за сложности наблюдений и вычисления размеров. Так что, при ответе на вопрос “как называется самая маленькая планета Солнечной системы”, всё зависит от того, что именно понимать под словом “планета”.