Метеорит – общая характеристика, состав и классификация

Какие бывают метеориты

Метеорит — твердое небесное тело, упавшее на земную поверхность. Ежегодно на Землю падает свыше 2 т данных космических объектов. Основные виды метеоритов различаются по размеру, химическому составу и внешнему виду.

Типы метеоритов

Существует 3 основных разновидности метеоритов:

1. Железные.
  2. Каменные.
  3. Каменно-железные.

Большая часть метеоритов представляет собой старейшие минералы. Их возраст составляет 4,5 млрд лет. Метеориты состоят из железа, камня и никеля. В зависимости от происхождения космических объектов, в их состав могут входить сера, магний, кремний, алюминий, кальций и кислород.

Источником метеоритов являются карликовые планеты, звезды или астероиды. Во время падения космические тела разделяются на несколько фрагментов. Их минимальная величина составляет 1-2 см. Максимальная скорость падения метеоритов составляет 75 км/с.

В атмосфере Земли космические объекты создают ударную волну, что приводит к повышению температуры воздуха. При столкновении с литосферой метеориты формируют кратер. После падения тела сохраняют свою форму, что позволяет ученым изучить их структуру, физические и химические свойства.

Железная разновидность

Железные метеориты являются самыми плотными материалами на планете Земля. Они на 90% состоят из железа. В их состав также входят рассеянные микроэлементы. Эти объекты имеют видманштеттеновую структуру, открытую графом Алоизом фон Видманштеттеном в XIX в.

Она состоит из кристаллов. Для их обнаружения требуется нарезать фрагмент космического тела пластинами и отполировать его при помощи слабого раствора азотной кислоты.

В зависимости от особенностей видманштеттеновой структуры железные метеориты бывают 3 видов:

1. Октаэдриты: состоят из камасита и тэнита с восьмигранной кристаллической решеткой.
  2. Гексаэдриты: в них отсутствуют частицы никеля.
  3. Атакситы: состоят на 99% из тэнита и ламеллов камасита.

Одним из основных физических свойств железных метеоритов является ферромагнетизм. Они притягиваются к сильным магнитам, включая ядро Земли.

Каменные метеориты

93% упавших на Землю небесных тел являются каменными. Они были сформированы из коры планет. Для каменных метеоритов характерно низкое содержание железа, никеля и рассеянных микроэлементов. Во время падения эти космические объекты воспламеняются. Поэтому при столкновении с земной поверхностью они окрашиваются в черный цвет.

Хондриты

Одной из самых распространенных разновидностей каменных метеоритов являются хондриты. Они представляют собой древнюю материю, состоящую из силикатов. В хондритах отсутствуют летучие элементы, гелий и водород.

Эти метеориты были образованы в процессе кристаллизации первичной солнечной туманности. По этой причине они имеют схожий химический состав с Солнцем.

В зависимости от места кристаллизации первичной солнечной туманности выделяют следующие разновидности хондритов:

1. Обыкновенные: составляют 80% всех каменных метеоритов. В их состав входят оливины и ортопироксены. В обыкновенных хондритах содержится большое количество никелистого железа. В зависимости от процентного содержания металла они подразделяются на L-хондриты, LL-хондриты и H-хондриты.
  2. Каменноугольные: являются старейшей разновидностью каменных метеоритов. В них содержится большое количество воды, углерода и органических веществ. Каменноугольные хондриты не подвергались воздействию высоких температур. Поэтому в их состав входят аминокислоты и множество модулей жизни.
  3. Энстатитные: образованы в кислородной среде. Согласно гипотезам ученых, эти объекты были сформированы во внутренней части пояса астероидов. В их пироксеновой части отсутствуют частицы никеля. Отличительной особенностью энстатитных хондритов является красный оттенок, что обусловлено высоким содержанием железа.
  4. Фостеритные: состоят их оливиного концевого фостерита. Эта разновидность небесных тел описана в литологии обритов. На земной поверхности отсутствуют целые фостеритные хондриты. По этой причине ученые не могут определить их происхождение и структурные особенности.

В процессе конденсации солнечной материи структура хондритов была полностью изменена. По этой причине ежегодно ученые открывают новые классы этих внеземных объектов. На их химический состав оказали влияние высокие температуры.

Хондры

Хондры — небольшие вкрапления зернового типа, входящие в состав 95% каменных метеоритов. Они представляют собой капли расплавленных силикатов, затвердевших из-за воздействия высоких температур.

Существует 2 гипотезы образования хондр:

1. Резкий перепад температур во время вхождения космических объектов в атмосферу Земли.
  2. Конденсация небесных тел из протопланетного облака, находящегося рядом с Солнцем.

Изначально средний размер хондр составлял 0,1 мм. В процессе конденсации эти космические объекты соединились с солнечной материей. Средний размер зерновых вкраплений был увеличен до 1 мм.

Классификация

Хондры бывают следующих видов:

1. Эксцентрически-лучистые.
  2. Колосниковые.
  3. Микропорфированные.

Из-за обширной классификации каменных метеоритов методики выявления новых разновидностей зерновых образований изменяются раз в несколько лет. По этой причине многие хондры могут включаться в несколько категорий, в зависимости от способа исследования их структуры и химического состава.

CI углеродистые хондриты

CI углеродистые хондриты не содержат хондр, но имеют схожий химический состав с Солнцем. Они были названы в честь метеорита Jyuna, упавшего на территории Танзании. Эти внеземные объекты образованы от комет и иных неземных материалов, содержащихся в Солнечной системе.

В составе CI углеродистых хондритов присутствует небольшое количество лития, образованного в фотосфере Солнца.

Также в них содержатся следующие химические элементы:

• водород;
  • никель;
  • минералы оливина;
  • сульфиды;
  • силикаты.

В составе этих хондритов присутствует органическая материя, представленная аминокислотами низкой концентрации. В них содержится большое количество альфа-аминоизомасляной кислоты.

Органические вещества, присутствующие в данных метеоритах, представляют собой нерастворимые структуры и не встречаются на земной поверхности.

CI углеродистые хондриты отличаются низкой прочностью. Они разрушаются из-за земных атмосферных воздействий. Поэтому эти небесные тела не могут находиться в течение долгого времени на поверхности Земли. Спустя несколько дней их первичная структура изменяется.

Ахондриты

Ахондриты — каменные метеориты, состоящие из пород вулканического типа. Они содержат мало железа. В результате плавления и рекристаллизации все хондры, содержащиеся в этих небесных телах, были уничтожены. Ахондриты были сформированы 4,2 млрд лет назад. Они происходят от астероида Веста, Марса и Луны.

Выделяют следующие разновидности ахондритов:

1. Акапулькоиты: происходят от астероидов небольшого размера. В их состав входят оливин, плагиоклаза и пироксен. Первый обнаруженный представитель этой группы небесных тел упал на Землю в 1976 г.
  2. Ангриты: состоят из энастатита и железа, обогащенного никелем. Они имеют магматическое происхождение. На их поверхности присутствует множество круглых полостей, являющихся затвердевшей магмой.
  3. Метеориты Весты: состоят из оливина, плагиоклаза и ортопироксена, обогащенного магнием. Они представляют собой базальты, образованные в космическом пространстве. Эти тела были образованы на поверхности астероида Веста из-за воздействия солнечного света.
  4. Лунные: происходят с естественного спутника Земли. Это реголитные брекчии, являющиеся основным компонентом лунной поверхности. В состав лунных метеоритов входят частицы первоначального плагиоклаза.
  5. Марсианские: происходят с планеты Марс. Они представляют собой базальты вулканического происхождения. В этих объектах содержатся редкие разновидности минералов, образованных в условиях размывания вулканических пород.

Большинство ахондритов слабо дифференцированы, что обусловлено однородностью их химического состава.

Каменно-железная разновидность

2% всех небесных тел, упавших на поверхность Земли, являются каменно-железными. В них содержатся одинаковые доли никелинового железа и камня. В состав этих космических объектов входят кристаллы оливина с изумрудным оттенком. Каменно-железные метеориты сформировались в месте соприкосновения мантии и коры родительских тел.

Палласиты

Палласиты получили свое название в честь немецкого зоолога Питера Палас, описавшего происхождение метеорита “Красноярск” в XVIII столетии. Они состоят из кристаллов оливина, помещенных в железоникелевую матрицу. Палласиты можно нарезать пластинами и отполировать. В этом случае космические объекты станут полупрозрачным.

Некоторые виды палласиты состоят из прозрачных силикатных самоцветов. В них содержится малое количество алмазов. Они были сформированы из космической пыли, образовавшейся во время разрушения углеродных звезд. Палласиты, содержащие алмазы, используются для изготовления дорогих украшений.

Мезосидериты

Мезосидериты — каменно-железные метеориты, состоящие из никелистого железа и брекчированных силикатов. В их матрице содержится большое количество пироксена и оливина, обогащенного базальтовыми породами внеземного происхождения. Мезосидериты были сформированы в результате столкновения дифференцированных астероидов большого размера.

Метеорит – что такое, классификация, виды, список, состав, строение, фото и видео

На Землю периодически падают метеориты. Небесные объекты в большинстве случаев сгорают в атмосфере, но некоторым удается достигнуть поверхности, тем самым привлекая к себе большое количество внимания. Астрономы непрерывно отслеживают все приближающиеся объекты к Земле и собирают о них сведения.

Что такое метеорит

Метеорит – это космическое тело, не сгоревшее в атмосфере планеты и долетевшее до поверхности. Земля находится в постоянном движении, при этом, она периодически пересекает орбиты небольших твердых тел, в результате чего они падают прямо на ее поверхность. В то время, как космическое твердое тело движется в атмосфере Земли, его считают метеором, но когда его часть долетает до поверхности, она становится метеоритом.

Метеориты представляют собой твердые тела, достигающие всего нескольких метров в радиусе и отличающиеся от астероидов своими размерами. За все время существования Земли на ее поверхность упало огромное количество подобных тел. За первый миллиард лет формирования планеты падения метеоритов были особенно частыми. В современное время поток небесных тел стал значительно слабее, в основном он проявляется в виде пылевых частиц, которые быстро сгорают в атмосфере.

Внешние признаки

Среди основных внешних признаков метеорита стоит отметить:

• кору плавления;
  • регмаглипты;
  • магнитность.

Дополнительно эти космические тела имеют неправильную форму. Встретить округлый или конусообразный метеорит достаточно сложно. Поверхность представляет собой расплавленный и вновь затвердевший слой вещества метеорита. Этот процесс происходит во время его движения в атмосфере, где он нагревается до температуры примерно в 1800 градусов.

Углубления, которые характерны для поверхности метеорита, называются регмаглипты. Возникают они в результате абляционных процессов, во время движения тела через атмосферу. Магнитными свойствами обладают абсолютно все метеориты.

Что происходит при падении метеоритов на Землю

Практически все космические тела имеют высокую скорость движения (при входе в атмосферу она может достигать 72 км/с). Воспламенение и свечение метеорита происходит из-за его трения о воздух. В большинстве случаев, такие твердые тела полностью сгорают до того момента, как столкнуться с поверхностью Земли. Если метеорит имеет крупные размеры, то постепенно его движение замедляется, а он сам остывает. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от начальной развитой скорости, массы тела и угла входа в атмосферу.

Если метеорит сможет замедлиться, то его траектория изменится, и он попросту упадет. Иногда структура объекта настолько неоднородная, что он просто взрывается в процессе полета, а на Землю долетают лишь его осколки. Это явление имеет название «Метеоритный дождь». Если скорость тела не убавляется, а его размеры достаточно большие, при столкновении с поверхностью планеты происходит крупный взрыв. На этом месте возникает глубокий кратер. Такие астроблемы на Земле видны не всегда, т.к. их разрушают геологические процессы.

Классификация метеоритов

Метеориты имеют несколько названий и видов, а именно:

• сидеролиты;
  • уранолиты;
  • аэролиты;
  • метеорные камни и пр.

Космические тела называются метеорными до того момента, пока не попадут в атмосферу. Их классификация производится по разным астрономическим признакам. Можно определить метеорит, астероид, космическую пыль и прочее. Если объект стремительно пролетает сквозь атмосферу, оставляя за собой яркий след, его можно называть метеором, либо же болидом. Твердое тело, которое падает на поверхность Земли и оставляет глубокий кратер, называется метеоритом. Таким телам дают имена, в зависимости от местности, куда они упали.

Фотография аэролита

Метеориты каменного вида разделяют на несколько подклассов – хондриты и ахондриты. Первые заслужили свое название за счет своего состава: содержат хондры, которые представляют собой силикатные образования. Ахондриты схожи с земными магматическими породами. Эти метеориты лишены хондр, состоят из вещества, образованного после плавления планетных тел. Дополнительно метеориты можно разделить на упавшие и найденные. Каменные разновидности тел могут так и остаться незамеченными, т.к. напоминают земные породы.

Из чего состоят

Основное количество метеоритов представлено каменным видом. В большинстве случаев – это хондриты (процентное соотношение от всех случаев столкновения с поверхностью достигает 92,8%). Среди общего числа падений ахондриты составляют 7,3%, железные – 5,7%, железо-силикатные – 1,5%. Эти перечисленные виды метеоритов признаны дифференцированными. Это значит, что вещество, из которого состоит небесное тело, попало на него в связи со столкновениями с астероидами и прочими планетными объектами.

Виды метеоритов

Зачастую человек представляет себе метеорит в виде объекта из железа. Такие тела достаточно массивные, они имеют интересные формы, которые приобретают во время падения и плавления. Несмотря на то, что распространенная ассоциация связана именно с железом, в реальности существует три разновидности метеоритов.

Железный вид

Когда-то метеориты из железа были частью ядра планеты или же крупного астероида. Считается, что из последнего образовался Пояс Астероидов, расположенный между Юпитером и Марсом. На Земле такие материалы считаются одними из самых тяжелых, к тому же, они крепко притягиваются к магниту. Метеориты из железа в действительности гораздо массивнее обычных камней. Сравнить вес можно с пушечным ядром или со стальной плитой.

Состав железа в большинстве таких метеоритов достигает 95%, оставшиеся 5% – это никель и прочие микроэлементы. Такие небесные тела делятся на классы по структуре и химическому составу. Принадлежность к определенному типу происходит после изучения основных компонентов сплава – камасита и тэнита. Они имеют интересную и сложную структуру в виде решетки, которая хорошо просматривается в растворе азотной кислоты.

Каменный вид

Одной из самых крупных групп метеоритов являются каменные. Их формирование происходит от астероида или внешней коры планеты. Большинство каменных небесных тел на Земле остаются неопознанными, т.к. имеют большое сходство с привычными для людей породами. Отличить земной материал от метеорита может только опытный человек. Небесное твердое тело отличается черным цветом, который оно приобретает в полете из-за горения.

На некоторых метеоритах из камней можно увидеть мелкие красочные вкрапления, которые имеют название «хондры». Такие узоры образуются из солнечной туманности, которая является самой древней материей, доступной к изучению.

Каменно-железный вид

Самым редким видом метеоритов является каменно-железный. От общей численности эти небесные тела составляют лишь 2%. Метеориты состоят в равной степени из камней и железа, дополнительно их делят на мезосидериты и палласиты. Каменно-железные небесные объекты были сформированы на границе мантии родительских тел или коры.

Среди частных коллекционеров самыми востребованными экземплярами являются палласиты. Состоят они из матрицы железа и никеля, которая заполнена оливином. Если кристаллы последнего вещества чистые и имеют зеленый оттенок, их расценивают как драгоценные камни – перодоты. Самой маленькой группой каменно-железных метеоритов являются мезосидериты. Такие объекты выглядят достаточно привлекательно, состоят из никеля и силикатов.

Чем метеорит отличается от метеора, болида, кометы и астероида

Нередко метеорит могут ошибочно назвать болидом, метеором или астероидом. Чтобы понимать классификацию космических тел, нужно изучить их характеристики.

1. Метеориты – небесные тела, которые смогли преодолеть атмосферу планеты и упасть на ее поверхность.
  2. Метеоры – небольшие осколки космических тел, не превышающие размером несколько сантиметров. Эти частицы входят в атмосферу на большой скорости и ярко сгорают, имитируя падающую звезду.
  3. Болид – это достаточно яркий метеор. За таким огненным шаром можно видеть след дыма. Полет космического тела сопровождается громким шумом, а завершается нередко взрывом.
  4. Кометы – это тела, состоящие изо льда и газа, которые вращаются вокруг Солнца. Когда комета приближается к Солнцу, у нее появляется хвост, длина которого нередко достигает миллионов километров.
  5. Астероиды – прочие инертные космические тела из камня. Большинство их орбит располагаются между Марсом и Юпитером, а их внешний пояс за орбитой Плутона.

Родительские тела метеоритов

После изучения химического и других составов метеоритов ученые сделали вывод, что они представляют собой осколки крупных объектов Солнечной системы. Радиус таких родительских тел составляет примерно 200 км. Самые крупнейшие астероиды имеют примерно такой размер. Итог анализа основан на времени остывания метеорита из железа, где получается несколько сплавов с никелем, образующих видманштеттеновы фигуры.

Подразумевается, что каменные метеориты были выбиты из небольших планет, которые не имеют атмосферы и покрыты кратерами, примерно как Луна. Однако, стоит отметить, что метеориты и образцы земного спутника существенно отличаются своим химическим составом. Отсюда можно сделать вывод, что метеориты не прибывали именно с Луны.

Метеоритные дожди

В атмосфере Земли метеорит начинает разрушаться. Множество осколков падает на планету, создавая кратеры. Такое явление принято называть метеоритным дождем, которое некоторые путают с метеорным. Разница заключается в том, что метеоры никогда не достигают поверхности Земли, а вот осколки метеорита могут приносить значительный урон.

Органика в составе метеоритов

Метеориты с углеродом в составе нередко покрыты тонкой коркой в виде стекла, которая образуется при воздействии высоких температур во время падения. Такое покрытие служит неплохой защитой от внешней среды и сохраняет состав небесного тела. Во время многолетних исследований химической структуры метеоритов было установлено, что в них содержатся элементы, очень схожие с теми, которые имеют земное происхождение. В качестве примера стоит привести карбоновую кислоту, углеводород, соединения азота. Говорить точно о том, что такие находки подтверждают наличие внеземной жизни нельзя.

Организованные элементы

Во время изучения каменных метеоритов были обнаружены так называемые «организованные элементы». Они представляют собой мелкие образования, которые чем то напоминают простых одноклеточных. Эти элементы имеют свои особенности – шипы, двойные стенки и поры.

Микроскопические одноклеточные обнаруживаются в каждом исследуемом метеорите. Эти элементы получили название «организованные». На сегодняшний день наукой так и не доказано, что эти находки подтверждают наличие внеземной жизни. С другой стороны, такие образования имеют высокую степень организации, что обычно связывается с органикой.

Подобные формы на Земле никогда не обнаруживались. Именно многочисленность является основной особенностью «организованных элементов». На 1 грамм вещества метеорита приходится около 1800 одноклеточных.

Журнал “Все о Космосе”

Метеорит

Гоба — крупнейший из найденных метеоритов. Также является самым большим на Земле куском железа природного происхождения

Терминология

Космическое тело размером до нескольких метров, летящее по орбите и попадающее в атмосферу Земли, называется метеорным телом, или метеороидом. Более крупные тела называются астероидами.

Явления, порождаемые при прохождении метеорными телами через атмосферу Земли, носят названия метеоров или в общем случае метеоритным дождём; особо яркие метеоры называют болидами.

Твёрдое тело космического происхождения, упавшее на поверхность Земли, называется метеоритом.

На месте падения крупного метеорита может образоваться кратер (астроблема). Один из самых известных кратеров в мире — Аризонский. Предполагается, что наибольший метеоритный кратер на Земле — Кратер Земли Уилкса (диаметр около 500 км).

Другие названия метеоритов: аэролиты, сидеролиты, уранолиты, метеоролиты, бэтилиямы (baituloi), небесные, воздушные, атмосферные или метеорные камни и т. д.

Аналогичные падению метеорита явления на других планетах и небесных телах обычно называются просто столкновениями между небесными телами.

В статье «Метеорит и метеороид: новые полные определения» в журнале «Meteoritics & Planetary Science» в январе 2010 года авторы приводят большое количество исторических определений термина метеорит и предлагают научному сообществу следующие обоснованные определения:

• Метеорит: природный твердый объект размером больше чем 10 мкм, происходящий от небесного тела, который был доставлен природным путем от материнского тела, на котором объект был сформирован, в область вне доминирующего гравитационного влияния материнского тела, и который позже столкнулся с природным телом или телом искусственного происхождения, имеющим размеры большие чем объект (даже если это то же самое материнское тело, от которого объект отделился). Климатические процессы не влияют на статус объекта как метеорита до тех пор, пока остается что-либо распознаваемое в его изначальных минералах или структуре. Объект теряет статус метеорита, если он объединяется с более крупным «камнем», который сам становится метеоритом.
  • Микрометеорит: метеорит размером от 10 мкм до 2 мм.

Исследование метеоритов

Иллюстрация фаз полета от входа в атмосферу до падения: Метеороид − Метеор (Болид) − Метеорит

В конце XVIII века Парижская академия наук отказала метеоритам в космическом происхождении (и падении с неба). Этот эпизод истории на протяжении двух веков представляется как образец косности и недальновидности официальной науки, хотя в сущности таковым не является. Представители академии исследовали образец хондрита, упавшего во время грозы и потому считавшегося местным населением «грозовым камнем» (мифическим камнем, материализующимся из молнии в воздухе). Учёные провели минералогический и химический анализа метеорита, однако этого недостаточно для того, чтобы подтвердить его космическую природу, а соответствующие астрономические открытия были совершены несколько десятилетий спустя. Поэтому академики были вынуждены либо признать реальность «грозового камня» из крестьянских поверий, либо проигнорировать тот факт, что метеорит упал с неба, и признать его земным минералом. Они выбрали второй, логичный вариант.

Н. Г. Норденшёльд первым провёл химический анализ метеорита в 1821 году и установил единство земных и внеземных элементов.

В 1875 году метеорит упал в районе озера Чад (Центральная Африка) и достигал, по рассказам аборигенов, 10 метров в диаметре. После того как информация о нём достигла Королевского астрономического общества Великобритании, к нему была послана экспедиция (спустя 15 лет). По прибытии на место оказалось, что его уничтожили слоны, облюбовав его для того, чтобы точить бивни. Воронку уничтожили редкие, но обильные дожди.

Изучением метеоритов занимались российские академики В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман, известные энтузиасты исследования метеоритов П. Л. Драверт, Л. А. Кулик и многие другие.

В Российской академии наук сейчас есть специальный комитет, который руководит сбором, изучением и хранением метеоритов. При комитете есть большая метеоритная коллекция.

Процесс падения метеорных тел на Землю

Потеря горизонтальной составляющей скорости

Если метеорное тело не сгорело в атмосфере, то по мере торможения оно теряет горизонтальную составляющую скорости. Это приводит к изменению траектории падения от часто почти горизонтальной в начале до практически вертикальной в конце. По мере торможения, свечение метеорного тела падает, оно остывает (часто свидетельствуют, что метеорит при падении был тёплый, а не горячий).

Кроме того, может произойти разрушение метеорного тела на фрагменты, что приводит к выпадению метеоритного дождя. Разрушение некоторых тел носит катастрофический характер, сопровождаясь мощными взрывами, и нередко не остаётся макроскопических следов метеоритного вещества на земной поверхности, как это было в случае с Тунгусским болидом. Предполагается, что такие метеориты могут представлять собой отмершие кометы.

При соприкосновении метеорита с земной поверхностью на больших скоростях (порядка 2000-4000 м/с) происходит выделение большого количества энергии, в результате метеорит и часть горных пород в месте удара испаряются, что сопровождается мощными взрывными процессами, формирующими крупный округлый кратер, намного превышающий размеры метеорита, а большой объём горных пород испытывает импактный метаморфизм. Хрестоматийным примером этому служит Аризонский кратер.

При небольших скоростях (порядка сотен м/с) столь значительного выделения энергии не наблюдается, диаметр образующегося ударного кратера сравним с размерами самого метеорита, и даже крупные метеориты могут хорошо сохраниться, как например метеорит Гоба.

Классификация по составу

Метеориты по составу делятся на три группы:

1. Каменные

• хондриты (углистые хондриты, обыкновенные хондриты, энстатитовые хондриты)
  • ахондриты

2. Железные (или устаревшее название — сидериты – от др.-греч. σίδηρος — железо)

3. Железо-каменные

• палласиты
  • мезосидериты

Наиболее часто встречаются каменные метеориты (92,8 % падений). Они состоят в основном из силикатов: оливинов (Fe, Mg)2[SiO4] (от фаялита Fe2[SiO4] до форстерита Mg2[SiO4]) и пироксенов (Fe, Mg)2Si2O6 (от ферросилита Fe2Si2O6 до энстатита Mg2Si2O6).

Подавляющее большинство каменных метеоритов (92,3 % каменных, 85,7 % общего числа падений) — хондриты. Хондритами они называются, поскольку содержат хондры — сферические или эллиптические образования преимущественно силикатного состава. Большинство хондр имеет размер не более 1 мм в диаметре, но некоторые могут достигать и нескольких миллиметров. Хондры находятся в обломочной или мелкокристаллической матрице, причём нередко матрица отличается от хондр не столько по составу, сколько по кристаллическому строению. Состав хондритов практически полностью повторяет химический состав Солнца, за исключением лёгких газов, таких как водород и гелий. Поэтому считается, что хондриты образовались непосредственно из протопланетного облака, окружающего Солнце, путём конденсации вещества и аккреции пыли с промежуточным нагреванием.

Ахондриты составляют 7,3 % каменных метеоритов. Это обломки протопланетных (и планетных?) тел, прошедшие плавление и дифференциацию по составу (на металлы и силикаты).

Железные метеориты состоят из железо-никелевого сплава. Они составляют 5,7 % падений.

Железо-силикатные метеориты имеют промежуточный состав между каменными и железными метеоритами. Они сравнительно редки (1,5 % падений).

Ахондриты, железные и железо-силикатные метеориты относят к дифференцированным метеоритам. Они предположительно состоят из вещества, прошедшего дифференцировку в составе астероидов или других планетных тел. Раньше считалось, что все дифференцированные метеориты образовались в результате разрыва одного или нескольких крупных тел, например планеты Фаэтона. Однако анализ состава разных метеоритов показал, что с большей вероятностью они образовались из обломков многих крупных астероидов.

Ранее выделяли ещё тектиты, куски кремнистого стекла ударного происхождения. Но позже оказалось, что тектиты образуются при ударе метеорита о горную породу, богатую кремнеземом.

Классификация по методу обнаружения

• падения (когда метеорит находят после наблюдения его падения в атмосфере);
  • находки (когда метеоритное происхождение материала определяется только путём анализа);

Следы внеземной органики в метеоритах

Углистый комплекс

Углеродосодержащие (углистые) метеориты имеют одну важную особенность — наличие тонкой стекловидной коры, образовавшейся, по-видимому, под воздействием высоких температур. Эта кора является хорошим теплоизолятором, благодаря чему внутри углистых метеоритов сохраняются минералы, не выносящие сильного нагрева — например, гипс. Таким образом стало возможным при исследовании химической природы подобных метеоритов обнаружить в их составе вещества, которые в современныхземных условиях являются органическими соединениями, имеющими биогенную природу :

• Насыщенные углеводороды
    • Пурины
    • Гуанилмочевина
    • Триазины
    • Порфирины

Наличие подобных веществ не позволяет однозначно заявить о существовании жизни вне Земли, так как теоретически при соблюдении некоторых условий они могли быть синтезированы и абиогенно.

С другой стороны, если обнаруженные в метеоритах вещества и не являются продуктами жизни, то они могут быть продуктами преджизни — подобной той, какая существовала некогда на Земле.

«Организованные элементы»

При исследовании каменных метеоритов обнаруживаются так называемые «организованные элементы» — микроскопические (5-50 мкм) «одноклеточные» образования, часто имеющие явно выраженные двойные стенки, поры, шипы и т. д.

На сегодняшний день не является неоспоримым фактом, что эти окаменелости принадлежат останкам каких-либо форм внеземной жизни. Но, с другой стороны, эти образования имеют такую высокую степень организации, которую принято связывать с жизнью.

Кроме того, такие формы не обнаружены на Земле.

Особенностью «организованных элементов» является также их многочисленность: на 1г. вещества углистого метеорита приходится примерно 1800 «организованных элементов».

Крупные современные метеориты, обнаруженные на территории России

• Тунгусский феномен (на данный момент неясно именно метеоритное происхождение тунгусского феномена. Подробно см. в статье Тунгусский метеорит). Упал 30 июня 1908 года в бассейне реки Подкаменная Тунгуска в Сибири. Общая энергия оценивается в 40-50 мегатонн в тротиловом эквиваленте.
  • Метеорит Царёв (метеоритный дождь). Упал предположительно 6 декабря 1922 г. вблизи села Царёв (ныне — Волгоградской области). Каменный метеорит. Многочисленные осколки собраны на площади около 15 кв. км. Их общая масса 1,6 тонны. Самый крупный фрагмент весит 284 кг.
  • Сихотэ-Алинский метеорит (общая масса осколков 30 тонн, энергия оценивается в 20 килотонн). Железный метеорит. Упал в Уссурийской тайге 12 февраля 1947 г.
  • Витимский болид. Упал в районе посёлков Мама и Витимский Мамско-Чуйского района Иркутской области в ночь с 24 на 25 сентября 2002 года. Событие имело большой общественный резонанс, хотя общая энергия взрыва метеорита, по-видимому, сравнительно невелика (200 тонн тротилового эквивалента, при начальной энергии 2,3 килотонны), максимальная начальная масса (до сгорания в атмосфере) 160 тонн, а конечная масса осколков порядка нескольких сотен килограммов.
  • Челябинский метеорит. Масса самого крупного осколка — 654 кг. Падение метеорита вблизи города с крупными промышленными объектами произошло 15 февраля 2013 года в России, под Челябинском. Свидетелями падения метеорита стали тысячи жителей Костанайской области Казахстана, Тюменской, Курганской,Свердловской и Челябинской областей, при этом вследствие распространения ударной волны, образовавшейся при прохождении метеоритом плотных слоёв атмосферы со сверхзвуковой скоростью, в Челябинске около тысячи жителей были ранены осколками разбитых стёкол (двое — тяжело), пострадало около 7200 зданий: жилых домов, учебных заведений, лечебных и спортивных учреждений, социально-значимых объектов и др.

Находка метеорита — довольно редкое явление. Лаборатория метеоритики сообщает: «Всего на территории РФ за 250 лет было найдено только 125 метеоритов».

Отдельные метеориты

Некоторые наиболее интересные метеориты:

• Allende, Алье́нде (исп. Allende) — крупнейший углистый метеорит, найденный на Земле.
  • Lebanon — самый большой метеорит, когда-либо найденный на Марсе.
  • Гоба — самый большой известный метеорит
  • Зальцбургский параллелепипед

Виды метеоритов

Солнечная система > Метеоры и Метеориты > Виды метеоритов

Узнайте, какие существуют виды метеоритов: описание классификации с фото, железный, каменный и каменно-железный, метеориты с Луны и Марса, пояс астероидов.

Довольно часто обычный человек представляя, как выглядит метеорит, думает о железе. И это легко объяснить. Железные метеориты плотные, очень тяжелые и часто принимают необычные, и даже впечатляющие формы во время падения и плавления в атмосфере нашей планеты. И хотя железо, ассоциируется у большинства людей с типичным составом космических камней, железные метеориты это один из трёх основных видов метеоритов. И они довольно редки по сравнению с каменными метеоритами, особенно с самой распространенной их группой – одинарными хондритами.

Три основных вида метеоритов

Существует большое количество видов метеоритов, разделенных на три основные группы: железные, каменные, каменно-железные. Почти все метеориты содержат внеземной никель и железо. Те из них которые совсем не содержат железа на столько редки, что даже если мы обратимся за помощью по выявлению возможных космических камней, мы скорее всего не найдём ни чего, что не содержит большое количество метала. Классификация метеоритов, по факту, основывается на количестве железа, содержащемся в образце.

Железный вид метеорита

Железные метеориты были частью ядра давно погибшей планеты или большого астероида, из которого, как считается, образовался Пояс Астероидов между Марсом и Юпитером. Они являются самыми плотными материалами на Земле и очень сильно притягиваются к сильному магниту. Железные метеориты намного тяжелее, чем большинство камней Земли, если вы поднимали пушечное ядро или плиту из железа или стали, вы понимаете, о чём идёт речь.

Пример железного метеорита

У большинства образцов этой группы, железная составляющая примерно 90%-95%, остальное никель и рассеянные микроэлементы. Железные метеориты подразделяются на классы по химическому составу и структуре. Структурные классы определяются путём изучения двух компонентов железоникелевых сплавов: камасит и тэнит.

Эти сплавы имеют сложную кристаллическую структуру, известную как видманштеттеновая структура, названная в честь графа Алоиза фон Видманштеттена описавшего феномен в 19 веке. Эта решёткоподобная структура очень красива и хорошо видна, если железный метеорит нарезать пластинами, отполировать и потом протравить в слабом растворе азотной кислоты. У камаситовых кристаллов, обнаруженных в процессе этого, измеряют среднюю ширину полос, полученную цифру используют для разделения железных метеоритов на структурные классы. Железо с тонкой полосой (менее 1 мм) называют «тонкоструктурный октаэдрит», с широкой полосой «грубый октаэдрит».

Каменный вид метеорита

Крупнейшая группа метеоритов – каменные, они сформировались из внешней коры планеты или астероида. Множество каменных метеоритов, особенно те, которые находятся на поверхности нашей планеты долгое время, очень сильно похожи на обычные земные камни, и нужен опытный глаз, чтобы найти такой метеорит в поле. Недавно упавшие камни отличаются черной сияющей поверхностью, которая образовалась в результате горения поверхности в полете, и подавляющее большинство камней содержит достаточно железа, чтобы притягиваться к мощному магниту.

Типичный представитель хондритов

Некоторые каменные метеориты содержат маленькие, красочные, зерноподобные включения известные, как «хондры». Эти крошечные крупинки произошли из солнечной туманности, следовательно, ещё до формирования нашей планеты и всей Солнечной Системы, что делает их древнейшей известной материей доступной для изучения. Каменные метеориты, содержащие эти хондры, называются «хондриты».

Космические камни без хондр называются «ахондриты». Это вулканические камни, сформированные вулканической активностью на их «родительских» космических объектах, где плавление и рекристаллизация стерли все следы древних хондр. Ахондриты содержат мало железа или не содержат его совсем, что делает трудными его поиски по сравнению с другими метеоритами, хотя его образцы часто покрыты глянцевой корочкой, которая выглядит как эмалевая краска.

Каменный вид метеорита с Луны и Марса

Действительно ли, мы можем найти лунные и марсианские камни на поверхности нашей собственной планеты? Ответ – да, но они чрезвычайно редкие. Более сто тысяч лунных и примерно тридцать марсианских метеоритов были обнаружены на Земле, и все они относятся к ахондритовой группе.

Столкновение поверхности Луны и Марса с другими метеоритами, выкинуло осколки в открытый космос и некоторые из них упали на Землю. С финансовой точки зрения лунные и марсианские образцы находятся среди самых дорогих метеоритов. На рынках коллекционеров их цена доходит до тысячи долларов за грамм, что делает их в несколько раз более дорогими, чем, если бы они были из золота.

Каменно-железный вид метеорита

Наименее распространенный из трёх основных видов – каменно-железный, насчитывает менее 2% от всех известных метеоритов. Они состоят из примерно одинаковых частей железа-никеля и камня, и делятся на два класса: палласиты и мезосидериты. Каменно-железные метеориты образовались на границе коры и мантии своих «родительских» тел.

Пример каменно-железного метеорита

Палласиты, пожалуй, самый заманчивый из всех метеоритов и определенно представляет большой интерес среди частных коллекционеров. Палласит состоит из железоникелевой матрицы, заполненной кристаллами оливина. Когда кристаллы оливина достаточно чистые, и отображаются изумрудно-зелёным цветом, они известны как драгоценный камень перодот. Палласиты получили своё название в честь немецкого зоолога Питера Палласа, который описал русский метеорит Красноярск, найденный возле столицы Сибири в 18 веке. Если кристалл палласита разрезать на пластины и отполировать, он становится полупрозрачным, что дает ему неземную красоту.

Мезосидериты – меньшая из двух каменно-железных групп. Они состоят из железа-никеля и силикатов, и обычно привлекательно выглядят. Высокий контраст серебристой и черной матрицы, если отрезать пластину и отшлифовать, и случайных вкраплений, приводит к очень необычному виду. Слово мезосидерит произошло от греческого «половина» и «железо», и они очень редкие. В тысячах официальных каталогов метеоритов, мезосидеритов менее сотни.

Классификация видов метеорита

Классификация метеоритов комплексный и технический предмет и сказанное выше предназначено только в качестве краткого обзора темы. Методы классификации изменялись несколько раз за последние годы; известные метеориты переклассифицировали в другой класс.

Метеориты

Метеори́т — твёрдое тело космического происхождения, упавшее на поверхность Земли. Большинство найденных метеоритов имеют вес от нескольких граммов до нескольких килограммов. Крупнейший из найденных метеоритов — Гоба (вес 60 тонн).

Существование метеоритов не признавалось [1] ведущими академиками XVIII века, а гипотезы внеземного происхождения считались лженаучными.

В Академии наук сейчас есть специальный комитет, который руководит сбором, изучением и хранением метеоритов. При комитете есть большая метеоритная коллекция.

Изучением метеоритов занимались академики В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман, известные энтузиасты исследования метеоритов П. Л. Драверт, Л. А. Кулик и многие другие.

Содержание

Терминология

Космическое тело до попадания в атмосферу Земли называется метеорным телом и классифицируется по астрономическим признакам. Например, это может быть космическая пыль, метеороид, астероид, их осколки, или другие метеорные тела.

Небесное тело, пролетающее сквозь атмосферу Земли и оставляющее в ней яркий светящийся след, независимо от того, пролетит ли оно в верхних слоях атмосферы и уйдет обратно в космическое пространство, сгорит ли в атмосфере, или упадет на Землю, может называться либо метеором, либо болидом. Метеорами считаются тела не ярче 4-й звёздной величины, а болидами — ярче 4-й звёздной величины, либо тела, у которых различимы угловые размеры.

Другие названия метеоритов: аэролиты, сидеролиты, уранолиты, метеоролиты, бэтилиямы (baituloi), небесные, воздушные, атмосферные или метеорные камни и т.д.

Процесс падения метеоритов на Землю

Метеорное тело входит в атмосферу Земли на скорости около 11-25 км/сек. На такой скорости начинается его разогрев и свечение. За счет абляции (обгорания и сдувания набегающим потоком частиц вещества метеорного тела) масса тела, долетевшего до земли, может быть меньше, а в некоторых случаях значительно меньше его массы на входе в атмосферу. Например, тело, вошедшее в атмосферу Земли на скорости 25 км/с и более, сгорает почти без остатка. При такой скорости вхождения в атмосферу из десятков и сотен тонн начальной массы до земли долетает всего несколько килограммов или даже граммов вещества. Следы сгорания метеорного тела в атмосфере можно найти на протяжении почти всей траектории его падения.

Если метеорное тело не сгорело в атмосфере, то по мере торможения оно теряет горизонтальную составляющую скорости. Это приводит к изменению траектории падения от часто почти горизонтальной в начале до практически вертикальной в конце. По мере торможения свечение метеорного тела падает, оно остывает (часто свидетельствуют, что метеорит при падении был теплый, а не горячий).

Кроме того, может произойти разрушение метеорного тела на фрагменты, что приводит к выпадению Метеоритного дождя.

Классификация по составу

• каменные
    • хондриты
      • углистые хондриты
      • обыкновенные хондриты
      • энстатитовые хондриты
    • ахондриты
  • железо-каменные
    • паласиты
    • мезосидериты
  • железные

Наиболее часто встречаются каменные метеориты (92,8 % падений). Они состоят в основном из силикатов: оливинов (Fe, Mg)2SiO4 (от фаялита Fe2SiO4 до форстерита Mg2SiO4) и пироксенов (Fe, Mg)SiO3 (от ферросилита FeSiO3 до энстатита MgSiO3).

Подавляющее большинство каменных метеоритов (92,3 % каменных, 85,7 % общего числа падений) — хондриты. Хондритами они называются, поскольку содержат хондры — сферические или эллиптические образования преимущественно силикатного состава. Большинство хондр имеет размер не более 1 мм в диаметре, но некоторые могут достигать и нескольких миллиметров. Хондры находятся в обломочной или мелкокристаллической матрице, причём нередко матрица отличается от хондр не столько по составу, сколько по кристаллическому строению. Состав хондритов практически полностью повторяет химический состав Солнца, за исключением лёгких газов, таких как водород и гелий. Поэтому считается, что хондриты образовались непосредственно из протопланетного облака, окружавшего и окружающего Солнце, путём конденсации вещества и аккреции пыли с промежуточным нагреванием.

Классификация по методу обнаружения

• падения (когда метеорит находят после наблюдения его падения в атмосфере);

Следы внеземной органики в метеоритах

Углистый комплекс

Углеродосодержащие (углистые) метеориты имеют одну важную особенность – наличие тонкой стекловидной коры, образовавшейся, по-видимому, под воздействием высоких температур. Эта кора является хорошим теплоизолятором, благодаря чему внутри углистых метеоритов сохраняются минералы, не выносящие сильного нагрева – например, гипс. Таким образом стало возможным при исследовании химической природы подобных метеоритов обнаружить в их составе вещества, которые в современных земных условиях являются органическими соединениями, имеющими биогенную природу (Источник: Руттен М. Происхождение жизни (естественным путём). – М., Издательство “Мир”, 1973 г.) :

• Насыщенные углеводороды
      • Пурины
      • Гуанилмочевина
      • Триазины
      • Порфирины

С другой стороны, если обнаруженные в метеоритах вещества и не являются продуктами жизни, то они могут быть продуктами преджизни – подобной той, какая существовала некогда на Земле.

“Организованные элементы”

При исследовании каменных метеоритов обнаруживаются так называемые “организованные элементы” – микроскопические (5-50 мкм) “одноклеточные” образования, часто имеющие явно выраженные двойные стенки, поры, шипы и т.д. (Источник: Тот же)

Не является неоспоримым фактом, что эти окаменелости являются останками некоторых форм внеземной жизни. Но, с другой стороны, эти образования имеют такую высокую степень организации, которую принято связывать с жизнью (Источник: Тот же).

Кроме того, такие формы не обнаружены на Земле.

Особенностью “организованных элементов” является также их многочисленность: на 1г. вещества углистого метеорита приходится примерно 1800 “организованных элементов”.

Крупные современные метеориты на территории России

• Тунгусский феномен (на данный момент неясно именно метеоритное происхождение тунгусского феномена. Подробно см. в статье Тунгусский метеорит). Упал 30 июня 1908 года в бассейне реки Подкаменная Тунгуска в Сибири. Общая энергия оценивается в 15 −40 мегатонн тротилового эквивалента.
  • Царёвский метеорит (метеоритный дождь). Упал 6 декабря1922 г. вблизи села Царев Волгоградской области. Это каменный метеорит. Общая масса собранных осколков 1,6 тонны на площади около 15 кв. км. Вес самого большого упавшего фрагмента составил 284 кг.
  • Сихотэ-Алинский метеорит (общая масса осколков 30 тонн, энергия оценивается в 20 килотонн). Это был железный метеорит. Упал в Уссурийской тайге 12 февраля 1947 г.
  • Витимский болид. Упал в районе посёлков Мама и Витимский Мамско-Чуйского района Иркутской области в ночь с 24 на 25 сентября2002 года. Событие имело большой общественный резонанс, хотя общая энергия взрыва метеорита, по-видимому, сравнительно невелика (200 тонн тротилового эквивалента, при начальной энергии 2,3 килотонны), максимальная начальная масса (до сгорания в атмосфере) 160 тонн, а конечная масса осколков порядка нескольких сотен килограмм.

Находка метеорита – довольно редкое явление. Лаборатория метеоритики сообщает: “Всего на территории РФ за 250 лет было найдено только 125 метеоритов”. [1]

Интересные факты

Единственный задокументированный случай попадания метеорита в человека произошел 30 ноября 1954 в штате Алабама. Метеорит весом около 4 кг пробил крышу дома и рикошетом ударил Анну Элизабет Ходжес по руке и бедру. Женщина получила ушибы. [2]

Другие интересные факты о метеоритах: [3]

• Омолон

Примечания

1. www.astrolab.ru : Что такое метеориты

Ссылки

• Лаборатория метеоритики института геохимии и аналитической химии им. Вернадского
  • Метеоритная коллекция Российской Академии Наук
  • Сайт «Метеориты»

Места падения метеоритов Google Maps KMZ (файл меток KMZ для Google Earth)

См. также

• Метеоритный дождь
  • Метеороид
  • Метеор
  • Метеоритные кратеры или астроблемы.
  • Портал:Метеориты
  • Список метеоритов
  • Молдавит

Wikimedia Foundation . 2010 .

• Метеоритные кратеры
  • Метеорные потоки

Полезное

Смотреть что такое “Метеориты” в других словарях:

Метеориты — или аэролиты каменные или Железные массы, которые падаютна землю из небесного пространства, причем обыкновенно наблюдаютсяособые световые и звуковые явления. Теперь нельзя уже сомневаться в том,что метеорн. камни космического происхождения;… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

МЕТЕОРИТЫ — (от греч. meteora небесные явления) тела, упавшие на поверхность Земли из межпланетного пространства; представляют собой остатки метеорных тел, не разрушившихся полностью при движении в земной атмосфере. При вторжении в атмосферу с космич.… … Физическая энциклопедия

МЕТЕОРИТЫ — (аэролиты, уранолиты) минеральный глыбы, падающие на землю из воздушного пространства, иногда они бывают громадных размеров, иногда же являются в виде небольших камней, состоят из кремнезема, глинозема, извести, серы, железа, никкеля, воды,… … Словарь иностранных слов русского языка

МЕТЕОРИТЫ — малые тела Солнечной системы, попадающие на Землю из межпланетного пространства. Масса одного из крупнейших метеоров Гоба метеорита ок. 60 000 кг. Различают железные и каменные метеориты … Большой Энциклопедический словарь

МЕТЕОРИТЫ — [μετέωρος (μетеорос) атмосферные и небесные явления] тела, падающие на Землю из межпланетного пространства. По составу подразделяются на железные (сидериты), железокаменные (сидеролиты или… … Геологическая энциклопедия

метеориты — Тела, падающие на Землю из межпланетного пространства. По составу подразделяются на железные, железокаменные, каменные и стекловатые. [Словарь геологических терминов и понятий. Томский Государственный Университет] Тематики геология, геофизика… … Справочник технического переводчика

Метеориты — или аэролиты каменные или железные массы, которые падают на Землю из небесного пространства, причем обыкновенно наблюдаются особые световые и звуковые явления. Теперь нельзя уже сомневаться в том, что метеорные камни космического происхождения;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Метеориты* — или аэролиты каменные или железные массы, которые падают на Землю из небесного пространства, причем обыкновенно наблюдаются особые световые и звуковые явления. Теперь нельзя уже сомневаться в том, что метеорные камни космического происхождения;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Метеориты — железные или каменные тела, падающие на Землю из межпланетного пространства; представляют собой остатки метеорных тел (См. Метеорное тело), не разрушившихся полностью при движении в атмосфере. Общие сведения. М. подразделяются на … Большая советская энциклопедия

метеориты — малые тела Солнечной системы, попадающие на Землю из межпланетного пространства. Масса одного из крупнейших метеоритов Гоба метеорита около 60000 кг. Различают железные и каменные метеориты. * * * МЕТЕОРИТЫ МЕТЕОРИТЫ, малые тела Солнечной… … Энциклопедический словарь

Сообщение о Метеоритах — общая информация и интересные факты

Мы подготовили для Вас несколько сообщений и докладов о метеоритах. Используйте наши примеры для написания своего реферата на урок в школе.

Сообщение 1

Тяга к изучению космического пространства не даёт учёным умам разных эпох спокойно спать десятки тысяч лет. Сперва человек классифицировал скопления видимых звёзд в созвездия, отметил их местоположение относительно друг друга на первоначальном варианте карты звёздного неба. Затем была отмечена цикличность их появления и исчезновения из поля видимости в течение разных периодов времени. Но лишь с изобретением телескопа (17 век) знания стали чётче и достовернее. Учёные разделили небесные тела на виды и подвиды, отделив планеты от звёзд, а кометы от метеоритов.

Метеоритами называют тела космической природы, попавшие сквозь атмосферу на поверхность бОльших небесных тел. Многие десятки лет найденные метеориты и их осколки были единственными внеземными объектами, находящимися на Земле (пока не были доставлены некоторые образцы грунта с Луны). Падение на Землю метеоритов происходит практически постоянно (до 5 тонн в сутки), но ввиду малых и очень малых (иногда менее 1 грамма) размеров метеоритов этот факт не столь заметен. Бывают случаи, когда падение этого небесного тела не заметить невозможно. Например, если масса падающего метеорита велика. На месте приземления таких небесных тел образуются разных размеров кратеры. В видимых слоях атмосферы в это время можно наблюдать падающий горящий и светящийся объект (иногда их несколько, так как тело распадается под воздействием силы трения и температуры). Возгорание это происходит вследствие попадания тела метеорита из космоса в атмосферу, что вызывает его резкое торможение. В процессе торможения вся энергия движения метеорита переходит в тепловую, метеорит сильно раскаляется, оттого наблюдается свечение.

Главными внешними отличиями метеорита от земных тел являются оплавленная поверхность, неглубокие выемки по всей площади тела неправильной формы (научный термин – регмаглипты) и намагниченность.

Современные астрофизики по составу разделили метеориты на железные, железокаменные и каменные (что, к слову, не говорит о полном отсутствии в их составе железа), а по методу обнаружения – метеориты падения и метеориты находки. Собственно, отношение метеоритов находок к космическим телам устанавливается только после изучения проб и анализа его состава и поверхности.

Наибольший размер кратера после падения метеорита на сегодняшний день составляет немногим менее 300км. Кратер Вредерфорт, чей возраст составляет более 2 млрд. лет, расположен в Южной Африке. Под поверхностью Антарктического ледяного щита расположен ещё один невероятных размеров (почти 500 км) кратер (Уилкса), но невозможность более точного его изучения пока оставляет его ударное происхождение под вопросом.

Сообщение 2

Метеоритами в науке называют тела небесного происхождения, упавшие на земную поверхность. Как правило, до падения на нашу планету метеориты являются частью более крупных небесных тел, метеоров или комет.

Они имеют весьма малые размеры: от нескольких граммов до нескольких килограммов.

Каждые 24 часа на землю падает 5-6 тонн метеоритов, что составляет 2 тыс. тонн за год.

Долгое время эти небесные камни находились за пределами внимания астрономов. Впервые в истории науки падение метеорита было обнаружено во Франции, в 1790 году. С тех пор и зародилось изучение падающих с неба каменных тел геологами, физиками, химиками и металлургами. Постепенно их исследования объединились в единую науку под названием метеорика.

Следует различать термины «метеор» и «метеорит». В момент прохождения через атмосферу земли кусок космического тела нагревается до такой степени, что начинает сгорать. Такой кусок называется метеором. Именно метеоры мы называем «падающими звездами», когда видим их в темном ночном небе. А вот камешки, достигшие поверхности планеты, уже называют метеоритами.

Интересный факт: если мелкие куски космических тел падают на более крупное небесное тело, например, Луну, то такое явление называется просто столкновением небесных тел. Метеорит отличается от земных камней оплавленными краями, релагмитами (маленькими выемками неправильной формы, расположенными по всей поверхности метеорита) и намагниченностью.

По составу метеориты разделяются на железные, железокаменные и каменные. В большинстве случаев вещество железных метеоритов образует сплав железа и никеля. Кроме них, встречаются и другие, более редкие металлы, такие как иридий, галлий, германий и т.д. Метеориты также делятся по способу обнаружения человеком на метеориты падения и метеориты находки. Находки можно отличить от обычных камней только после досконального изучения состава и поверхности.

Теперь хочется рассказать о самых известных метеоритах, которые тем или иным образом оставили след в истории человечества. Самый большой из найденных на сегодняшний день метеоритов получил название Гоба, и, по расчетам ученых, имеет массу около 60 тонн. Гоба состоит из железа и считается наиболее крупным в мире образцом железа внеземного происхождения.

Старейший метеорит, обнаруженный людьми, найден на территории Китая. Его возраст оценивают приблизительно в 1,9 миллиарда лет. Февраль 2013 года ознаменовался тем, что на небольшом расстоянии от Челябинска упал метеорит с диаметром 18-20 метров. От ударной волны были выбиты стекла домов, много жителей получили травмы. После происшествия из озера Чебаркуль достали фрагмент весом 473 кг.

Метеорит: состав, классификация, происхождение и особенности

Типы метеоритов по химическому составу и структуре

Метеоритное вещество в основном сложено минеральными и металлическими компонентами в различных пропорциях. Минеральная часть – это железо-магниевые силикаты, металлическая представлена никелистым железом. Часть метеоритов содержит примеси, определяющие некоторые важные особенности и несущие информацию о происхождении метеорита.

Как делятся метеориты по химическому составу? Традиционно выделяют три большие группы:

• Каменные метеориты – силикатные тела. Среди них выделяют хондриты и ахондриты, имеющие важные структурные различия. Так, хондритам свойственно наличие включений – хондр – в минеральной матрице.
  • Железные метеориты, состоящие преимущественно из никелистого железа.
  • Железокаменные – тела промежуточного строения.

Помимо классификации, учитывающей химический состав метеоритов, существует также принцип подразделения «небесных камней» на две обширные группы по структурным признакам:

• дифференцированные, к которым относятся только хондриты;
  • недифференцированные – обширная группа, включающая все остальные типы метеоритов.

Хондриты – остатки протопланетного диска

Отличительная черта этого типа метеоритов – хондры. Они представляют собой большей частью силикатные образования эллиптической или сферической формы, размером около 1 мм. Элементный состав хондритов практически идентичен составу Солнца (если исключить наиболее летучие, легкие элементы – водород и гелий). На основании этого факта ученые пришли к выводу, что хондриты образовались на заре существования Солнечной системы непосредственно из протопланетного облака.

Эти метеориты никогда не были частью крупных небесных тел, уже прошедших магматическую дифференциацию. Сформировались хондриты путем конденсации и аккреции протопланетного вещества, при этом испытав некоторое тепловое воздействие. Вещество хондритов довольно плотное – от 2,0 до 3,7 г/см3, – но хрупкое: метеорит можно раскрошить рукой.

Рассмотрим подробнее, какими по составу бывают метеориты этого типа, наиболее распространенного (85,7 %) из всех.

Углистые хондриты

Для углистых хондритов (С-хондритов) характерно большое содержание железа в силикатах. Их темный цвет обусловлен присутствием магнетита, а также таких примесей, как графит, сажа и органические соединения. Кроме того, углистые хондриты содержат связанную в гидросиликатах (хлорит, серпентин) воду.

По ряду признаков С-хондриты делятся на несколько групп, одна из которых – CI-хондриты – представляет исключительный интерес для ученых. Эти тела уникальны тем, что не содержат хондр. Предполагается, что вещество метеоритов этой группы вообще не подвергалось термическому воздействию, то есть осталось практически неизменным со времени конденсации протопланетного облака. Это самые древние тела Солнечной системы.

Органика в составе метеоритов

В углистых хондритах обнаруживаются такие органические соединения, как ароматические и насыщенные углеводороды, а также карбоновые кислоты, азотистые основания (в живых организмах они входят в состав нуклеиновых кислот) и порфирины. Несмотря на высокие температуры, которым подвергается метеорит при прохождении через земную атмосферу, углеводороды сохраняются благодаря образованию коры плавления, служащей хорошим теплоизолятором.

Эти вещества, вероятнее всего, имеют абиогенное происхождение и свидетельствуют о процессах первичного органического синтеза уже в условиях протопланетного облака, учитывая возраст углистых хондритов. Так что молодая Земля уже на самых ранних этапах своего существования располагала исходным материалом для возникновения жизни.

Обыкновенные и энстатитовые хондриты

Наиболее часто встречаются обыкновенные хондриты (отсюда и их название). Эти метеориты содержат помимо силикатов никелистое железо и несут следы теплового метаморфизма при температурах 400-950 °C и ударных давлениях до 1000 атмосфер. Хондры этих тел часто имеют неправильную форму; в них присутствует обломочный материал. К обыкновенным хондритам относится, например, Челябинский метеорит.

Энстатитовые хондриты характеризуются тем, что железо в них содержится в основном в металлической форме, а силикатный компонент богат магнием (минерал энстатит). В составе метеоритов этой группы меньше летучих соединений, чем у прочих хондритов. Они подвергались тепловому метаморфизму при температурах 600-1000 °C.

Метеориты, относящиеся к обеим этим группам, часто представляют собой обломки астероидов, то есть они побывали в составе протопланетных тел небольшого размера, в которых не проходили процессы дифференциации недр.

Дифференцированные метеориты

Обратимся теперь к рассмотрению того, какие типы метеоритов выделяются по химическому составу в данной обширной группе.

Во-первых, это каменные ахондриты, во-вторых, железокаменные и, в-третьих, железные метеориты. Объединяет их то, что все представители перечисленных групп являются фрагментами массивных тел астероидного или планетного размера, недра которых подверглись дифференциации вещества.

Среди дифференцированных метеоритов встречаются как обломки астероидов, так и тела, выбитые с поверхности Луны или Марса.

Особенности дифференцированных метеоритов

Ахондрит не содержит особых включений и, будучи беден металлом, представляет собой силикатный метеорит. По составу и структуре ахондриты близки к земным и лунным базальтам. Большой интерес представляет группа метеоритов HED, предположительно происходящие из мантии Весты, которая считается сохранившейся протопланетой земной группы. Они схожи с ультраосновными породами верхней мантии Земли.

Железокаменные метеориты – палласиты и мезосидериты – характеризуются наличием силикатных включений в матрице из никелистого железа. Палласиты получили свое название в честь найденного в XVIII веке под Красноярском знаменитого Палласова железа.

Большинство железных метеоритов отличаются интересной структурой – «видманштеттеновыми фигурами», образованными никелистым железом с разным содержанием никеля. Такая структура сформировалась в условиях медленной кристаллизации никелистого железа.

История вещества «небесных камней»

Хондриты – это посланцы из древнейшей эпохи становления Солнечной системы – времени аккумуляции допланетного вещества и зарождения планетезималей – зародышей будущих планет. Радиоизотопные датировки хондритов показывают, что возраст их превышает 4,5 млрд лет.

Что касается дифференцированных метеоритов, то они демонстрируют нам формирование структуры планетных тел. Их вещество имеет отчетливые признаки плавления и перекристаллизации. Образование их могло происходить в разных частях дифференцированного родительского тела, впоследствии подвергшегося полному или частичному разрушению. Это определяет, какой химический состав метеоритов, какая структура образовались в каждом конкретном случае, и служит основой для их классификации.

Дифференцированные небесные гости также содержат информацию о последовательности процессов, протекавших в недрах родительских тел. Таковы, например, железокаменные метеориты. Состав их свидетельствует о неполном разделении легких силикатных и тяжелых металлических компонентов древней протопланеты.

В процессах столкновения и дробления астероидов разных типов и возрастов в поверхностных слоях многих из них могло происходить накопление перемешанных фрагментов различного происхождения. Затем в результате нового соударения подобный «композитный» осколок выбивался с поверхности. Примером может служить метеорит Кайдун, содержащий частицы нескольких типов хондритов и металлическое железо. Так что история метеоритного вещества зачастую весьма сложна и запутанна.

В настоящее время большое внимание уделяется исследованию астероидов и планет с помощью автоматических межпланетных станций. Безусловно, оно будет способствовать новым открытиям и более глубокому пониманию происхождения и эволюции таких свидетелей истории Солнечной системы (и нашей планеты в том числе), как метеориты.