Кометы – определение, виды и их характеристики, интересные факты

1. Кометы – космические тела, существующие в пределах Солнечной системы, движущиеся по орбите вокруг Солнца.

2.Кометы появились вместе с возникновением Солнечной системы четыре с половиной миллиарда лет назад.

3.У их названия — греческое происхождение. «Комета» — слово греческое, что означает «длиннохвостый», поскольку это тело именно так издревле ассоциировалось с людьми, чьи волосы развевались на сильном ветру.

4. Хвостатые кометы оставили множество глубоких следов в культуре и мифологии различных народов.

5.В древности появление на небе кометы считали знамением, которое может принести бедствие.

6.Их появление на небе часто принимали за знаки богов, их боялись, но потом наука смогла, наконец, авторитетно объяснить, что же они из себя представляют.

7. Все наблюдаемые в Солнечной системе кометы обращаются вокруг Солнца по очень вытянутым орбитам.

8. Хвост у комет появляется только тогда, когда они подходят более-менее близко к Солнцу. Это вызвано нагревом и испарением в результате воздействия солнечных лучей.

9. У комет обычно два хвоста. Первый, пылевой, можно наблюдать невооруженным глазом.

10.Второй хвост состоит из газов, растягиваясь до трехсот шестидесяти миль. Ионный хвост является результатом воздействия солнечного ветра.

11. Хвост кометы может простираться очень далеко, например, у кометы Хиякутаке длина хвоста составляла около 580 миллионов километров.

12. Как и астероиды, кометы движутся со скоростью 20 километров в секунду.

13. Комета – грязный снег. Химический её состав: вода, метандростенолон, замороженный аммиак, пыль, камни, космический мусор.

14. Чем дальше от Солнца, тем больше комета представляет собой обыкновенную каменную глыбу.

15.Центральная часть кометы представлена каменным ядром. Оно имеет темную поверхность, его состав точно неизвестен.

16. Ядро кометы составляет до 90 процентов её массы.

17.Существует множество комет. Самая маленькая из них имеет ядро диаметром шестнадцать километров, самая крупная – сорок.

18. В настоящее время обнаружено около четырёх тысяч комет, но в окружающем нашу систему за Поясом Койпера в Облаке Оорта их, по примерным прикидкам, может находиться около триллиона.

19. До сих пор точно неизвестно, откуда берутся кометы. Одна из самых популярных теорий гласит, что кометы образовались из остатков вещества во времена формирования Солнечной системы.

20.Также есть теория, что именно кометы занесли на Землю воду и первую органику. Если это правда, то именно кометам человечество обязано своим появлением на свет.

21. Кометы подвержены исчезновению или уходу из пределов Солнечной системы. Они покидают пределы системы или тают по мере многократного воздействия тепла.

МЕТЕОРИТНЫЙ ДОЖДЬ

22. Пыль и другие частицы, выделяемые кометой при нагревании, оседают на ее орбиту. Если Земля (или другая планета) в этот момент пересекает орбиту кометы, то эти частицы падают на планету в качестве метеоритного дождя.

ОБЛАКО ООРТА

23. Большинство комет вылетают из Пояса Койпера.

24. В начале XX века в небе можно было невооружённым взглядом наблюдать яркий хвост кометы Галлея.

25. Первое упоминание о комете Галлея (как её впоследствии назвали) зафиксировано в 240 году до нашей эры в китайских хрониках.

26. Комета Галлея периодически посещает Солнечную систему. Она заходит в пределы Солнечной системы каждые 76 лет.

27.Как известно, в 1910 году вблизи от Земли прошла комета Галлея. В это время наблюдались случаи использования аферистами информации о кометах в корыстных целях.

28.Например, в 1910 году была распространена информация о том, что хвост кометы Галлея может погубить жизнь на Земле, так как в его составе были обнаружены ядовитый газ циан и угарный газ.

29.Таким образом, была посеяна паника и спровоцирован ажиотажный спрос на «противоциановые» таблетки и особые «антикометные» зонтики. Но, как оказалось, хвост кометы был настолько разрежен, что просто не мог оказать никакого пагубного воздействия на земную цивилизацию.

30. Но комета – действительно потенциальная угроза землянам. Нашу цивилизацию может уничтожить попадание метеора диаметром один километр.

31. Необходимо продолжение исследований для понимания природы хвостатых, конструирования оптимальных методов защиты от них.

32. Юпитер для Земли играет роль своеобразного щита — его мощная гравитация притягивает кометы и астероиды, некоторые из которых в результате попадают в его атмосферу и сгорают.

33. Юпитер может влиять на движение комет. Самая большая планета способна влиять на направление движения этих небесных тел. Сила притяжения планеты настолько велика, что Шумейкер Леви 9 разрушилась, ударившись об атмосферу планеты.

34. Ближайшей точкой орбиты по отношению к Солнцу является перигелий, самой далекой – афелий.

35. Орбита вращения у комет напоминает эллиптическую форму.

36. Только раз в десятилетие мы можем наблюдать комету в небесном пространстве.

37. Газовый хвост комет становится видимым под воздействием солнечной радиации.

38.Хвост кометы можно наблюдать на протяжении нескольких дней или целых недель.

39. Под воздействием гравитации хвостатая комета приобретает форму сферы.

40. Все кометы различаются по цвету. Чем моложе комета, тем больше льда содержится в ее ядре. Поэтому новые кометы отличаются голубоватым оттенком.

41.Как только комета начинает совершать циклы вокруг Солнца, льда в ядре становится все меньше и меньше, и комета желтеет.

42. При приближении к Солнцу комета разогревается и тает. Таяние льда при приближении к солнечному светилу приводит к образованию пылевого облака, что создает эффект хвоста.

43. В 2014 году космический аппарат впервые в истории человечества сумел приземлиться на комету, на её центральное ядро. Это была комета Чурюмова-Герасименко.

44.У Зонда «Розетта» на сближение с вышеупомянутой кометой ушло около десяти с половиной лет.

45. У комет есть своя атмосфера.

46. Когда комета подлетает к Земле очень близко, ее можно видеть даже днем.

47. У кометы два хвоста: хвост пыли, который виден невооруженным глазом, и хвост плазмы, который можно запечатлеть на фотографиях, но без специального оборудования его не различить.

48. Когда комета начинает двигаться в обратном направлении — от Солнца, ее ядро постепенно остывает и хвост исчезает. Она снова превращается в ледяную глыбу.

49.Если комета приближается к Солнцу слишком близко, она теряет часть своей массы. После многократного сближения с Солнцем комета, в конце концов, разрушается.

50.Это космическое тело также может прекратить свое существование, если слишком приблизится к Солнцу.

Кометы

Вид на активные струи в необычной комете Хартли 2

Кометы – небольшие небесные тела, вращающиеся вокруг Солнца: описание и характеристика с фото, 10 интересных фактов о кометах, список объектов, названия.

В прошлом люди смотрели на прибытие комет с ужасом и боязнью, так как считали, что это предзнаменование смерти, катастроф или божьей кары. Китайские ученые веками собирали данные, отслеживая периодичность прибытия объектов и их траекторию. Эти летописи стали ценными ресурсами для современных астрономов.

Пролет кометы Макнот над водами Тихого Океана

Сегодня мы знаем, что кометы выступают остаточным материалом и малыми телами от формирования Солнечной системы 4.6 млрд. лет назад. Они представлены льдом, на котором находится темная корочка органического материала. Из-за этого получили прозвище «грязные снежки». Это ценные объекты для изучения ранней системы. Также они могли стать источником воды и органических соединений – необходимые жизненные компоненты.

В 1951 году Джерард Койпер предположил, что за чертой орбитального пути Нептуна скрывается дискообразный пояс с популяцией темных комет. Эти ледяные объекты периодически выталкиваются на орбиты и становятся короткопериодическими кометами. Тратят на орбиту меньше 200 лет. Сложнее наблюдать за кометами с длинными периодами, длительность орбитального пути которых превышает два века. Такие объекты проживают на территории облака Оорта (на удаленности в 100000 а.е.). На один облет могут потратить до 30 млн. лет.

Комета Галлея в 1986 году

В каждой комете есть замороженная часть – ядро, которое в протяжности не превышает нескольких километров. Состоит из ледяных осколков, замерзших газов и пылевых частиц. С приближением к Солнцу комета нагревается и формирует кому. Нагрев приводит к тому, что лед сублимируется в газ, поэтому кома расширяется. Иногда она способна охватывать сотни тысяч км. Солнечный ветер и давление могут устранять пыль и газ комы, что приводит к длинному и яркому хвосту. Обычно их два – пылевой и газовый. Ниже представлен список самых известных комет Солнечной системы. Перейдите по ссылке, чтобы изучить описание, характеристику и фото малых тел.

Список наиболее известных комет

НазваниеОткрытаПервооткрывательБольшая полуосьПериод обращения
ISON21 сентября 2012 годаВиталий Невский, Артём Олегович Новичонок, Обсерватория ISON-Кисловодск??
2Р/Энке1786 годаПьер Мешен2.22 а. е.3,3 г
D/1993 F2 (Шумейкеров — Леви)24 марта 1993 годаЮджин и Каролина Шумейкеры, Дэвид Леви6.86 а. е.17,99 г
9P/Темпеля3 апреля 1867 годаЭрнст Темпель3.13 а. е.5,52 г
19P/Борелли28 декабря 1904 годаА. Борелли3.61 а. е.6,85 г
C/1995 O1 (Хейла-Боппа)23 июля 1995А. Хейл, Т. Бопп185 а. е.2534 г
81P/Вильда6 января 1978Пауль Вильд3.45 а. е.6,42 г
67P/Чурюмова-Герасименко20 сентября 1969 годаЧурюмов, Герасименко3.51 а. е.6,568 г
C/2013 A1 (Сайдинг-Спринг)3 января 2013 годаРоберт Макнот, обсерватория Сайдинг-Спринг?400000 г
21P/Джакобини—Циннера20 декабря 1900 годаМишель Джакобини, Эрнст Циннер3.527 а. е.6,623 г
C/1861 G1 (Тэтчер)5 апреля 1861 годаА.Е. Тэтчер55,6 а. е.415,0 г
109P/Свифта-Туттля16 июля 1862 годаЛьюис Свифт, Туттль, Хорас Парнелл26.316943 а. е.135,0 г
55P/Темпеля-Туттля19 декабря 1865 годаЭрнст Темпель и Хорас Туттль10.337486 а. е.33,2г
Галлея1758 годНаблюдалась в глубокой древности;2,66795 млрд км75,3 г
С/2013 US10 (Каталина)31 октября 2013 годаОбсерватория Catalina Sky Survey??
C/2011 L4 (PANSTARRS)6 июня 2011 годаТелескоп Pan-STARRS??

Большая часть комет движется на безопасной отдаленности от Солнца (комета Галлея не подходит ближе 89 млн. км). Но некоторые врезаются прямо в звезду или так сближаются, что испаряются.

Наименование комет

Название кометы может быть сложным. Чаще всего их называют в честь первооткрывателей – человек или космический корабль. Это правило появилось только в 20-м веке. К примеру, комета Шумейкера-Леви 9 названа в честь Юджина и Кэролин Шумейкер и Дэвида Леви. Обязательно прочитайте интересные факты о кометах и информацию, которую нужно знать.

Что такое комета?

Что такое кометы?

Кометы это большие космические объекты состоящие из замороженных газов, камней и пыли, которые вместе с остальными небесными телами Солнечной системы вращаются вокруг звезды. Они образовались после сложных процессов, во время которых зарождались планеты и Солнце. В своем изначальном состоянии кометы довольно крупны и могут быть размером с целые города. Но в процессе их жизненного цикла, когда они находятся на орбите Солнца, кометы постепенно нагреваются по мере приближения к источнику тепла, теряя тем самым свою массу.

Солнце мало того, что нагревает их, оно еще и притягивает частицы, из-за чего и появляются огромные хвосты, простирающиеся на многие миллионы километров, озаряя темноту космоса. То, что удерживает комету в движении и направляет ее путь, это гравитация со всех планет и звезд, вблизи которых она проходит. Когда комета приближается к Солнцу, она движется все быстрее и быстрее, потому что чем ближе объект к источнику гравитации, тем сильнее она на него действует. Хвост кометы не только будет быстрее двигаться, но еще становиться длиннее, так как большее количество веществ будет испаряться.

Почему кометы называются кометами?

Благодаря своему внешнему виду и хвосту, кометы и получили свое название, ведь “κομήτης, komḗtēs” с древнего греческого переводится “хвостатый”,“волосатый”,“косматый”.

Ученые считают, что в Солнечной системе циркулируют очень много комет. На сегодняшний день, согласно официальному сайту НАСА, астрономами зарегистрировано 3595 комет.

История изучения комет

В древности люди, привыкшие любым явлениями придавать мифологический и божественный характер не прошли стороной и странные светящиеся полосы в небе, иногда проскальзывающие в ночи. Некоторые называли их душами умерших.

Но время шло и ученая мысль развивалась. Первым, кто заявил, что кометы это светящийся газ, был Аристотель. За ним уже Сенека предположил, что эти загадочные небесные объекты имеют свои орбиты.

Кометы движутся по орбите, поэтому возвращаются вновь и вновь в поле зрения астрономов. Выдвигались теории о вытянутых эллиптических орбитах, но эти теории не находили всеобщего признания и подтверждения вплоть до 18 века. Первая же такая гипотеза была выдвинута немецким ученым Георгом Дерффелем в 1681 году. Исаак Ньютон же спустя всего 6 лет после публикации работы своего предшественника, попробовал объяснить ее, представив всему миру свои гениальные законы гравитации. Ньютон также заявил, что кометы представляют из себя каменистые объекты, содержащие лед, испаряющийся по мере приближения к Солнцу, создавая тем самым хвост.

Эдмунд Галлей

В 1705 году Эдмунд Галлей изучил все задокументированные появления комет и попытался определить параметры их орбит, используя ньютоновскую физику. Это привело его к теории о том, что кометы 1531, 1607 и 1682 годов были фактически одним и тем же объектом, который появится через 75 лет после его последнего появления. Галлей стал первым человеком, который смог успешно предсказать возвращение кометы — она появилась, точно согласно его вычислениям, в 1759 году. Тогда же она и получила название — комета Галлея.

Комета Галлея – траектория

Связь же между метеоритными дождями и кометами была доказана в конце 19-го века, когда итальянский астроном Джованни Скиапарелли выдвинул свою гипотезу относительно метеоритного потока Персеид, заметного невооруженным глазом каждый август. Его систематическое появление вызвано тем, что Земля проходит через облако обломков, которые оставила после себя комета Свифта-Таттла. Эта теория позволила ученому миру заключить, что кометы имеют твердую поверхность, которая покрыта слоем льда.

В 1950-х американский астроном Фред Лоуренс Уиппл предположил, что кометы на самом деле состоят из большего количества льда, чем камня, и содержат замороженную воду, углекислый газ и аммиак. Теория Уиппла была подтверждена наблюдениями космических аппаратов, запущенных во второй половине века.

Строение и состав комет

Теперь мы знаем, что ядра комет в основном состоят из льда, который испаряется, когда комета близка к Солнцу. Это создает яркую атмосферу из пара, состоящую из заряженных частиц, называемых ионами и пылевыми частицами, которые могут состоять из силикатов, углеводородов и льда. Эта атмосфера получила название кома. Ядра наблюдаемых комет имеют длину от десятков метров до около 60 км. Кома создает оболочку вокруг ядра, которая может иметь ширину в миллионы километров, и окружена еще большей оболочкой, состоящей из водорода.

Направление хвоста комет

Пыль и пар создают два отдельных хвоста, но направлены они обычно примерно в одну сторону. Оба хвоста всегда направлены в сторону от Солнца, но заряженные частицы сильнее реагируют на магнитное поле и солнечный ветер, что делает его направленным точно в обратную сторону от звезды. Частицы пыли меньше подвержены подобному влиянию, поэтому направление пылевого хвоста искривляется в зависимости от орбиты кометы.

Чем отличаются кометы друг от друга?

Кометы отличаются друг от друга в первую очередь массой и размерами. Они могут сильно варьироваться в своих размерах, но кометы все равно остаются малыми небесными телами, учитывая размеры других космических объектов. Но если у вас был любительский телескоп и вы наблюдали за кометами в ночном небе, то могли заметить, что они также отличаются яркостью свечения и формой. Эти параметры в первую очередь зависят от химического состава кометы.

Происхождение комет

Происхождение комет можно определить по их орбитальным параметрам. Считается, что кометы, которые вращаются вокруг Солнца менее чем на 200 лет, происходят из пояса Койпера. Пояс Койпера находится за пределами орбиты Нептуна и был выдвинут гипотезой голландско-американского астронома Джерарда Койпера в 1951 году. В настоящее время считается, что пояс содержит около 1000 миллиардов комет.

Пояс Койпера и облако Оорта

Считается, что кометы с периодами более 200 лет происходят из Облака Оорта. Облако Оорта — это сферическое облако, которое вращается вокруг Солнца на расстоянии более 1,5 световых лет от края пояса Койпера. Это треть расстояния до ближайшей ближайшей звезды Проксима Центавра.

Эстонский астроном Эрнст Эпик впервые предположил, что кометы с длительными периодами вращения могут зарождаться из Облака Оорта в 1932 году, и эта идея продолжила свое развитие в трудах Яна Оорта в 1950 году. Считается, что Облако Оорта содержит сотни миллиардов комет, а некоторые из них могут иметь такое количество льда, которое превышает массу всей воды на Земле в несколько раз.

Чем кометы отличаются от астероидов и метеоритов?

Метеоры связаны с яркими вспышками в небе, которые часто называются “падающими звездами”. Метеороиды — это объекты в космосе, размеры которых варьируются от зерен пыли до мелких астероидов. По сути это просто камни, летающие по космосу. Когда метеороиды попадают в атмосферу Земли (или другой планеты, например, Марса) на высокой скорости и сгорают, огненные шары или “падающие звезды” называются метеорами. Когда метеороид переживает путешествие через атмосферу и падает на землю, его называют метеоритом. Все это зависит от размера космического тела.

Астероид, иногда называющиеся малыми планетами, являются каменными крупными осколками без атмосферы, которые остались после первых ступеней формирования нашей Солнечной системы около 4,6 миллиардов лет назад. Большая часть находится между Марсом и Юпитером. Размеры астероидов сильно варьируются — они могут достигать в диаметре 530 километров или же быть совсем маленькими и достигать всего 10 метров. Главным отличием астероида и кометы является их химический состав.

Как кометы получают свое название?

История наблюдения комет насчитывает более 2000 лет, в течение которых использовалась несколько схем присвоения имен каждой из комет. На сегодняшний день некоторые из комет могут иметь более одного имени.

Самая первая система характеризовалась тем, что кометы получали имя в честь года их обнаружения (например, Великая комета 1680 года). Позже появилось соглашение астрономов о том, что в названиях комет будут использоваться имена людей, связанных с открытием (например, комета Хейла-Боппа) или первого подробного исследования (например, комета Галлея).

Комета C/1995 O1 (Хейла — Боппа)

С 20-го века технологии постоянно развивались и количество открытий росло с каждым годом, поэтому возникла необходимость создания более универсальной системы с использованием специальных чисел.

Изначально кометам присваивались коды в том порядке, в котором кометы проходили перигелий (например, комета 1970 II). Но и эта система не смогла просуществовать долго, потому что и она не могла справиться с числом ежегодных открытий. Так с 1994 года появилась новая система — присваивается код на основе типа орбиты и даты обнаружения (например, C / 2012 S1):

• P / обозначает периодическую комету, определенную для этих целей как любая комета с орбитальным периодом менее 200 лет или подтвержденными наблюдениями при более чем одном проходе перигелия;
  • C / обозначает непериодическую комету, то есть любую комету, которая не является периодической в соответствии с предыдущим пунктом;
  • X / указывает на комету, для которой невозможно рассчитать орбиту (обычно кометы их исторических наблюдений);
  • D / указывает на периодическую комету, которая исчезла, разбилась или была потеряна. Примеры включают Комету Лекселла (D / 1770 L1) и Комету Шумейкер-Леви 9 (D / 1993 F2);
  • A / указывает на объект, который был ошибочно идентифицирован как комета, но на самом деле является малой планетой. Но в течение многих лет это название не использовалось, но в 2017 году ее применили для Оумуамуа (A / 2017 U1), а затем ко всем астероидам на орбитах похожих на кометы;
  • I / обозначает межзвездный объект. Это обозначение появились совсем недавно, в 2017 году, чтобы дать Оумуамуа (1I / 2017 U1) наиболее правильный и точный статус. По состоянию на 2019 год единственным другим объектом с этой классификацией является комета Борисова (2I / 2019 Q4).

1I/Оумуамуa — первый обнаруженный межзвёздный объект, пролетающий через Солнечную систему (в представлении художника)

Представляют ли кометы угрозу Земле?

С момента своего образования более 4,5 миллиардов лет назад Земля много раз подвергалась столкновением с астероидами и кометами, когда последних их орбита заносила во внутренние рубежи Солнечной системы и проходит в непосредственной близости от Земли. Такие объекты в своей совокупности получили название “околоземные объекты”.

В зависимости от размера воздействующего объекта, такое столкновение может нанести огромный ущерб в локальном и глобальном масштабах. И это неоспоримый факт, что в какой-то момент Земля вновь столкнется с другим небесным телом. Существуют убедительные научные доказательства того, что космические столкновения сыграли главную роль в массовом вымирании, зафиксированное в окаменелостях по всему свету.

Комета и Земля

Околоземные объекты имеют орбиты, которые совпадают по направлению с Землей, поэтому столкновение с ними не столь разрушительно, так как скорость удара сильно уменьшается. Но вот кометы путешествуют вокруг Солнца немного другими путями, которые крайне сложно предсказать, поэтому может произойти и столкновение в лоб, что может привести к катастрофическим результатам, говорят исследователи.

К сожалению, атмосфера Земли не является идеальной защитой от космических катастроф, потому что размеры комет могут достигать нескольких километров. Это настоящие горы из камня и льда. Когда комета выходит в атмосферу Земли, то меньшие ее частицы испаряются и не достигают поверхности, но вот большие все же долетают. Они создают взрыв при ударе, который образует кратер. Некоторые ученые считают, что самые крупные кратеры на Земле был образованы в результате столкновения именно кометами.

Самые известные кометы Солнечной системы

Комета Галлея

Комета Галлея — самая знаменитая из всех комет. Ведь британский ученый Эдмунд Галлей стал первым, кто смог доказать периодичность комет после своих наблюдений и анализа данных астрономов прошлого. Он смог с точностью предсказать возвращение кометы, которая впервые была замечена в 1066 году. Комета Галлея шириной 8 км и длиной 16 км совершает оборот вокруг Солнца каждые 75–76 лет по вытянутой орбите. Последний раз она проходил близко к Земле в феврале 1986 года.

Комета Шумейкеров-Леви 9

Комета Шумейкеров-Леви 9 стала знаменита тем, что в 1992 году под воздействием гравитации Юпитера она разорвалась на 21 часть, а затем в 1994 году все части обрушилась на поверхность газового гиганта. Это зрелище наблюдали все астрономы-любители и профессионалы. Утверждается, что удар одного фрагмента — около 3 км в диаметре — привел к взрыву, эквивалентному 6 миллионам мегатонн тротила.

Комета Чурюмова-Герасименко

Запущенный в 2004 году космический зонд Розетта, принадлежащий Европейскому космическому агентству, который должен был приземлиться на комету Чурюмова-Герасименко в 2014 году. Считается, что комета имеет ширину около пяти километров и в настоящее время вращается вокруг Солнца примерно каждые 6,6 лет. Её орбита раньше была намного больше, но взаимодействие с гравитации Юпитера с 1840 года изменило ее на гораздо меньшую. Затем орбитальный аппарат провел почти два рядом с кометой, когда она направилась обратно к Солнцу. Зонд изучил состав кометы, чтобы помочь нам лучше понять историю формирования нашей Солнечной системы.

Комета Хейла-Боппа

В январе 1997 года комета Хейла-Боппа приблизилась к Земле на самое близкое расстояние за 4000 лет. Последний раз этот объект пролетал рядом с нашей планетой еще в бронзовый век, то есть 2000 лет до нашей эры. Комета Хейла-Боппа значительно больше и яре кометы Галлея. Ядро достигает 40 км в диаметре и видна невооруженным глазом. Хейл-Бопп настолько яркий, что его можно было увидеть с Земли в 1995 году, когда она еще находилась за пределами орбиты Юпитера.

Комета Борелли

Это вторая по счету комета после Галлея, которая была сфотографирована крупным планом с помощью космического корабля Deep Space 1, отправленным НАСА в 2001 году. Эта исследовательская миссия дала много данных для ученых, благодаря этому астрономы смогли многое понять о ядрах комет. Снимки показали, что каменистое ядро имеет форму гигантской кегли длиной 8 километров, и вся комета странно изогнута.

В отличие от кометы Галлея, которая сформировалась в Облаке Оорта на внешних границах Солнечной системы, Боррелли, как полагают, происходит из пояса Койпера.

Комета Хякутакэ

Эта комета произвела неизгладимое впечатление на ученых, когда в 1996 году она прошла рядом с нашей планетой, приблизилась к Земле на расстояние всего 15 миллионов километров, что оказалось самым близким расстоянием на которое приближались любые другие кометы. Комета озадачила астрономов, поскольку она излучала радиационные лучи в 100 раз интенсивнее, чем предполагалось.

Космический аппарат “Улисс” прошел через хвост этой кометы в мае 1996 года, показав, что его длина составляет не менее 570 миллионов километров — в два раза больше, чем у любой другой известной кометы.

Кометы – видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Космические кометы: опасность или вынужденное соседство

Окружающее нас космическое пространство постоянно находится в движении. Следом за движением галактических объектов, таких как галактики и скопления звезд, по четко определенной траектории двигаются и другие космические объекты, среди которых астроиды и кометы. За некоторыми из них человек наблюдает уже не одну тысячу лет. Вместе с постоянными объектами на нашем небосклоне, Луной и планетами, наш небосвод часто посещают кометы. Со времен своего появления человечество не раз могло наблюдать кометы, приписывая этим небесным телам самые разнообразные толкования и объяснения. Ученые долгое время не могли дать четких объяснений, наблюдая астрофизические явления, которые сопровождают полет столь стремительного и яркого небесного тела.

Комета

1. Характеристика комет и их отличие друг от друга
  2. Состав кометы, ее строение и главные особенности
  3. История комет, полет которых наблюдался с Земли

Характеристика комет и их отличие друг от друга

Несмотря на то, что кометы – явление для космоса достаточно распространенное, видеть летящую комету повезло далеко не всем. Все дело в том, что по космическим меркам полет этого космического тела – явление часто. Если сравнивать период обращения подобного тела, ориентируясь на земное время – это довольно большой промежуток времени.

Кометы – это небольшие по размерам небесные тела, двигающиеся в космическом пространстве по направлению к главной звезде солнечной системы, нашему Солнцу. Описания наблюдаемых с Земли полетов подобных объектов наводят на мысль, что все они являются частью солнечной системы, некогда участвующие в ее формировании. Другими словами, каждая комета – это остатки космического материала, используемого при образовании планет. Практически все известные кометы на сегодняшний день входят в состав нашей звездной системы. Аналогично планетам эти объекты подчиняются тем же законам физики. Однако их движение в космосе имеет свои отличия и особенности.

Основное отличие комет от других космических объектов заключается в форме их орбит. Если планеты двигаются в правильном направлении, по круговым орбитам и лежат в одной плоскости, то комета несется в пространстве совершенно иначе. Эта яркая звезда, внезапно появившаяся на небосклоне, может двигаться в правильном или в обратном направлении, по эксцентрической (вытянутой) орбите. Такое движение влияет на скорость кометы, которая является самой высокой среди показателей всех известных планет и космических объектов нашей Солнечной системы, уступая только нашему главному светилу.

Траектория движения кометы

Скорость движения кометы Галлея при прохождении рядом с Землей составляет 70 км/с.

Не совпадает и плоскость орбиты кометы с эклиптической плоскостью нашей системы. Каждая небесная гостья имеет свою орбиту и соответственно свой период обращения. Именно этот факт и лежит в основе классификации комет по периоду обращения. Существует два вида комет:

• короткопериодические с периодом обращения от двух, пяти лет до пары сотен лет;
  • долгопериодические кометы, совершающие оборот по орбите с периодом от двух, трех сотен лет до миллиона лет.

К первым относятся небесные тела, которые достаточно быстро двигаются по своей орбите. Среди астрономов принято обозначать такие кометы префиксами Р/. В среднем период обращения короткопериодических комет составляет менее 200 лет. Это самый распространенный вид комет, встречаемый в нашем околоземном пространстве и пролетающий в поле зрения наших телескопов. Самая известная комета Галлея совершает свой бег вокруг Солнца за 76 лет. Другие кометы гораздо реже посещают нашу солнечную систему, и мы редко когда становимся свидетелями их появления. Их период обращения составляет сотни, тысячи и миллионы лет. Долгопериодические кометы обозначаются в астрономии префиксом С/.

Траектория движения долгопериодической кометы

Считается, что короткопериодические кометы стали заложницами силы притяжения крупных планет солнечной системы, сумевших вырвать этих небесных гостей из крепких объятий дальнего космоса в районе пояса Койпера. Долгопериодические кометы – это более крупные небесные тела, прилетающие к нам из дальних уголков облака Оорта. Именно эта область космоса является родиной всех комет, которые регулярно наведываются с визитом к своей звезде. Через миллионы лет с каждым последующим визитом в солнечную систему размеры долгопериодических комет уменьшаются. В результате такая комета может перейти в разряд короткопериодических, сократив срок своей космической жизни.

За время наблюдений за космосом зафиксированы все известные до сегодняшнего дня кометы. Рассчитаны траектории этих небесных тел, время их очередного появления в пределах солнечной системы и установлены приблизительные размеры. Одно из них даже продемонстрировало нам свою гибель.

Падение в июле 1994 году короткопериодической кометы Шумейкера-Леви 9 на Юпитер стало ярчайшим событием в истории астрономических наблюдений за околоземным пространством. Комета вблизи Юпитера раскололась на фрагменты. Самый крупный из них имел размеры более двух километров. Падение небесной гостьи на Юпитер продолжалось в течение недели, с 17 по 22 июля 1994 года.

Теоретически возможно столкновение Земли с кометой, однако из того числа небесных тел, которые нам известны на сегодняшний день, ни одно из них во время своего путешествия не пересекается с траекторией полета нашей планеты. Сохраняется угроза появления на пути нашей Земли долгопериодической кометы, которая еще вне зоны досягаемости средств обнаружения. В такой ситуации столкновение Земли с кометой может обернуться катастрофой глобального масштаба.

Всего известно более 400 короткопериодических комет, которые регулярно посещают нас. Большое количество долгопериодических комет прилетает к нам из дальнего, открытого космоса, рождаясь в 20–100 тыс. а.е. от нашей звезды. Только в XX веке таких небесных тел зафиксировано более 200. Наблюдать такие удаленные космические объекты в телескоп было практически невозможно. Благодаря телескопу Хаббл появились снимки уголков космоса, на которых удалось обнаружить полет долгопериодической кометы. Этот далекий объект выглядит, как туманность, украшенная хвостом длиной в миллионы километров.

Снимок самой далекой кометы

Состав кометы, ее строение и главные особенности

Главная часть этого небесного тела – ядро кометы. Именно в ядре сосредоточена основная масса кометы, которая варьируется от несколько сотен тысяч тонн до миллиона. По своему составу небесные красавицы – ледяные кометы, поэтому при близком рассмотрении являются грязными ледяными комками больших размеров. По своему составу ледяная комета представляет собой конгломерат твердых фрагментов различных размеров, скрепленных космическим льдом. Как правило, лед ядра кометы – это водяной лед с примесью аммиака и углекислоты. Твердые фрагменты состоят из метеорного вещества и могут иметь размеры, сравнимые с частицами пыли или, наоборот, иметь размеры в несколько километров.

Инфракрасный снимок кометы

В научном мире принято считать, что кометы являются космическими доставщиками воды и органических соединений в открытом космосе. Изучая спектр ядра небесной путешественницы и газовый состав ее хвоста, стала понятна ледяная природа этих комических объектов.

Интересны процессы, которые сопровождают полет кометы в космическом пространстве. Большую часть своего пути, находясь на огромном расстоянии от звезды нашей солнечной системы, эти небесные странницы не видны. Сильно вытянутые эллиптические орбиты способствуют этому. По мере приближения к Солнцу комета нагревается, в результате чего запускается процесс сублимации космического льда, составляющего основу ядра кометы. Говоря понятным языком, ледяная основа кометного ядра, минуя этап плавления, начинает активно испаряться. Вместо пыли и льда под воздействием солнечного ветра молекулы воды разрушаются и образуют вокруг ядра кометы кому. Это своеобразная корона небесной путешественницы, зона, состоящая из молекул водорода. Кома может иметь огромные размеры, растянувшись на сотни тысяч, миллионы километров.

Строение кометы

По мере того как космический объект приближается к Солнцу, скорость кометы стремительно растет, начинают действовать не только центробежные силы и гравитация. Под воздействием притяжения Солнца и негравитационных процессов испаряющиеся частицы кометного вещества образуют хвост кометы. Чем ближе объект к Солнцу, тем интенсивнее, больше и ярче хвост кометы, состоящий из разреженной плазмы. Эта часть кометы наиболее заметна и видимая с Земли считается у астрономов одним из самых ярких астрофизических явлений.

Пролетая достаточно близко от Земли, комета позволяет детально рассмотреть всю ее структуру. За головой небесного тела обязательно тянется шлейф, состоящий из пыли, газа и метеорного вещества, которое чаще всего и попадает в дальнейшем на нашу планету в виде метеоров.

История комет, полет которых наблюдался с Земли

Рядом с нашей планетой постоянно пролетают различные космические объекты, озаряя своим присутствием небосвод. Своим появлением кометы часто вызывали у людей необоснованный страх и ужас. Древние оракулы и звездочеты связывали появление кометы с началом опасных жизненных периодов, с наступлением катаклизмов планетарного масштаба. Несмотря на то, что хвост кометы составляет всего миллионную часть массы небесного тела – это наиболее яркая часть космического объекта, дающая 0,99% света в видимом спектре.

Комета Ньютона

Первой кометой, которую сумели обнаружить в телескоп, стала Большая комета 1680 года, более известная как комета Ньютона. Благодаря появлению этого объекта ученому удалось получить подтверждения своих теорий относительно законов Кеплера.

За время наблюдений за небесной сферой человечеству удалось создать список наиболее частых космических гостей, регулярно посещающих нашу солнечную систему. В этом списке на первом месте определенно стоит комета Галлея – знаменитость, которая озарила нас своим присутствием уже в тридцатый раз. Это небесное тело наблюдал еще Аристотель. Ближайшая комета получила свое название благодаря стараниям астронома Галлея в 1682 году, рассчитавшего ее орбиту и следующее появление на небе. Наша спутница с регулярностью 75-76 лет пролетает в зоне нашей видимости. Характерной особенностью нашей гостьи является то, что, несмотря на яркий след в ночном небе, ядро кометы имеет практически темную поверхность, напоминая собой обычный кусок каменного угля.

Комета Галлея

На втором месте по популярности и знаменитости находится комета Энке. Это небесное тело имеет один из самых коротких периодов обращения, который равняется 3,29 земных года. Благодаря этой гостье мы можем регулярно наблюдать на ночном небе метеорный поток Тауриды.

Другие наиболее знаменитые последние кометы, осчастливившие нас своим появлением, имеют также громадные периоды обращения. В 2011 году была открыта комета Лавджоя, сумевшая пролететь в непосредственной близости от Солнца и при этом остаться целой и невредимой. Эта комета относится к долгопериодическим, с периодом обращения 13 500 лет. С момента своего обнаружения эта небесная гостья будет пребывать в области солнечной системы до 2050 года, после чего на долгие 9000 лет покинет пределы ближнего космоса.

Лавджой и Макнота

Самым ярким событием начала нового тысячелетия, в прямом и в переносном смысле, стала комета Макнота, открытая в 2006 году. Это небесное светило можно было наблюдать даже невооруженным глазом. Следующее посещение нашей солнечной системы этой яркой красавицей намечено через 90 тыс. лет.

Следующая комета, которая может посетить наш небосвод в ближайшее время, вероятно будет 185P/Петрю. Ее станет заметно, начиная с 27 января 2020 года. На ночном небе это светило будет соответствовать яркости 11 звездной величины.

О кометах

Комета – космический объект, тело, которое интересует множество людей. Он захватывает не только астрономов, но и любителей, не только детей, но и взрослых людей.

Общие описательные характеристики

Комета представляет собой небольшое небесное тело, имеющее способность вращаться вокруг Солнца по коническому сечению. Оно имеет туманный внешний вид, а орбита его растянута. По мере приближения к естественному земному светилу данный феномен создаёт кому, а в некоторых случаях у него появляется хвост, состоящий из пыли и газа.

Среди учёных распространена версия о том, что регулярно тела появляются в Солнечной системе (СС) из облака Оорта, ведь в нём присутствует внушительное количество кометных ядер. Традиционно объекты, располагающиеся у краёв СС, включают в состав преимущественно летучие вещества, способные испарятся при подлёте к Солнцу.

В настоящее время представителям учёного мира известно свыше 400 комет короткопериодического типа. Более 50% из них находились больше чем в одном прохождении перигелия. Они имеют способность складываться в семейства. Самая большая группа принадлежит Юпитеру. Меньшие группы наблюдаются у Урана, Нептуна, Сатурна.

Иногда комета может прибывать из космических глубин. Такое тело являет собой туманный объект с тянущимся сзади хвостом. Длина его зачастую составляет несколько миллионов километров. Если говорить о ядерной части, она представляет собой тело, состоящее из твёрдых элементов, вокруг которого «действует» кома (оболочка из тумана).

Ядерная зона имеет диаметральное сечение в несколько км. При этом кома может составлять 80 000 км в зоне поперечника. За счёт влияния солнечных лучей из комы происходит выбивание газовых частиц, которые впоследствии отбрасываются назад и вытягивают свой дымчатый хвост.

Яркость традиционно зависит от расстояния, на котором комета располагается по отношению к Солнцу. Из всех подобных объектов только малая часть способна приближаться к Земле и Солнцу настолько близко, чтобы появилась возможность заметить их невооружённым глазом. Наиболее заметные тела в народе и в учёных кругах именуются «великими кометами». Львиная доля так называемых «падающих звёзд», заметных с планеты Земля, имеет кометное происхождение. Это бывшие элементы комет, которые попадают в атмосферу и сгорают в ней.

Особенности номенклатуры

В течение последних нескольких столетий правила предоставления кометам названий несколько раз подвергались изменениям и уточнениям. До начала 20 века львиная доля тел получала наименования в соответствии с годом их обнаружения, яркостью, сезоном открытия (если количество обнаруженных тел было больше одного).

Однако впоследствии Галлею удалось доказать и подтвердить тот факт, что комета с разными названиями (1531, 1607 и 1682) – одна и та же. В итоге она стала именоваться находкой Галлея. После этого периодические объекты стали называть в соответствии с именами их первооткрывателей. Если же они наблюдались в рамках одного прохождения перигелия, их именовали в соответствии с годовым периодом наблюдения.

В начале 20 века такое тело, как комета, стало открываться достаточно часто. В итоге было создано соглашение о том, что кометы будут именоваться по принципу, актуальному до сих пор. В связи с этим объект наделяется собственным именем только после того, как будет обнаружен тремя наблюдателями, действующими вне зависимости друг от друга.

В последнее время открытие тел производится посредством специальных инструментов, обслуживаемых целыми группами учёных. Поскольку дать им наречение согласно именам первооткрывателей невозможно, их называют по оборудованию. Если одной группой астрономических специалистов открывалось несколько тел, к названиям добавлялся номер.

Схема образования двух типов хвостов кометы

Но сегодня, когда происходят наблюдения большого количества объектов, данная система является непрактичной. Поэтому учёные со всего мира договорились об использовании целой специальной системы. До 1994 года любая комета сначала получала временное обозначение, которое включало год открытия и строчную латинскую букву. Затем, когда происходило прохождение перигелия и надёжное установление орбиты комет, присваивалось постоянное обозначение.

Но с течением времени стали появляться всё более новые виды комет. Поэтому данная процедура стала крайне неудобной для астрономов. И в 1994 г. случилось одобрение новой системы, посредством которой обозначаются данные тела. Она действует до настоящего времени и предполагает, что в наименование входит год открытия, буква, номер открытия. Аналогичный принцип действует в отношении астероидов. Но прежде чем дать обозначение комете, специалисты ставят префикс, характеризующий её природу:

• «P» – короткопериодическое тело;
  • «C» – долгопериодический объект;
  • «X» – орбиты комет не вычислены;
  • «D» – разрушение или потеря;
  • «A» – причислены к кометам по ошибке.

Особенности строения

Классическая комета содержит несколько важнейших элементов.

1. Ядро. Это твёрдая область, в которой сосредоточена львиная доля массы. В настоящее время она недоступна к детальному изучению, т. к. материя, которая постоянно светится, скрывает её. В рамках самых распространённых версий ядро представляет собой смесь льдов, в которых присутствуют включения частиц метеоров. Слой газов в замёрзшей форме чередуется со слоем пыли.
  2. Кома. Она представляет собой туманную оболочку, выполненную в светлом тоне, которая окружает ядро. В составе преобладают пылевые и газовые частицы. Традиционно протяжённость составляет от 100 000 до 1,4 млн км от ядерной части. Ввиду высокого давления света происходит деформация. Кома + ядро – это и есть голова. Кома состоит из внутренней, видимой, атомной зоны.
  3. Хвост. По мере приближения к небесному светилу комета обзаводится хвостом. Это полоса неяркого света, которая чаще всего образуется в ходе влияния Солнца, но направленность её идёт против звезды. В этой области объекта содержится меньше, чем 1 / 1 000 000 массы кометы. Связано это с низким альбедо ядра и его компактностью. Эти элементы часто различны по длине и форме. В ряде ситуаций они могут протягиваться через всё небо. Резкие выраженные очертания отсутствуют. В составе преобладают небольшие пылинки в сочетании с газом.

В связи с тем, что многие виды комет до настоящего времени не изучены, учёные продолжают заниматься проведением соответствующих работ.

Комета и её хвост

Изучение и исследования

История наблюдений за телами данной природы является богатой и разнообразной:

• в период Возрождения ознакомлением со свойствами этих субъектом занимался Тихо Браге, в ходе его работ они получили статус небесных тел;
  • в 1814 г. отличился Лагранж, выдвинувший версию о происхождении кометных тел в ходе извержений и взрывов на «территории» планет;
  • в 20 столетии данная гипотеза продолжала развиваться силами польских учёных;
  • в то же время Лаплас был убеждён в межзвёздном происхождении тел.

Успешные и правдивые выводы были сделаны с помощью «визитов» астрономических приборов, которые были запущены к орбите и поверхности этих тел. Ими стали устройства «Вега-1» и «Вега-2». С их помощью планете Земля удалось получить изображения ядер и оболочек. В ходе многочисленных разбирательств было выявлено, что ядерная часть включает в свой состав преимущественно лёд и частицы пыли, которые и создают оболочку. А по мере приближения к звезде какая-то их часть просто преобразуется в хвост.

Размеры комет, а точнее их ядер, как посчитали некоторые учёные, составляют несколько километров. В длину этот показатель равен 14, а в поперечном сечении – 7,5 единиц. Ядерная часть, как было выяснено, отличается нерациональной формой, и происходит её вращение вокруг оси, которая расположена перпендикулярно плоскости орбиты. Период вращения равняется 53 часа.

Ситуация в России

Исследовательские работы в отношении тел кометного типа организовывались и на территории России, причём происходило это не только в последние годы, но и многие века назад. Первые упоминания известных из древнерусских летописаний, относящихся к Повести временных лет. Создатели уделяли данному феномену особое внимание. Связано это, скорее, с особыми приметами, согласно которым комета является предвестником беды и горя.

Несмотря на это, особенного наименования для этих субъектов в Древней Руси не было. Их просто принимали за звёзды, которые имеют способность двигаться, а также наделены хвостом. В 1066 году описание впервые оказалось на страницах летописей. Согласно их текстам, рассматриваемый феномен назвался как «звезда велика». На этот счёт были написаны большие стихи.

Ядро кометы 103P/Hartley, снятое 4 ноября 2010 года КА EPOXI

Термин «комета» стал применяться в русском языке наряду с переводами сочинений, которые действовали на территории Европы. Но есть и более ранние упоминания. Например, они встречаются в сборниках, посвящённых проведению исследовательских мероприятий. Это что-то похожее на энциклопедию. Она повествует человечеству современности об особенностях мироустройства. Перевод писания произошёл с немецкого языка в 16 веке.

Слово это оказалось новым для всех русских читателей. В связи с этим переводчику пришлось проделать большую работу, чтобы донести суть явления до читателя. В итоге он принял решение говорить не «комета», а «звезда». Но впоследствии в силу перемен в мире астрономии новое понятие прочно вошло в повседневный обиход. Случилось это в середине 1660-х годов, когда в европейском небе тела стали видны и заметны.

Рассматриваемое событие породило колоссальный интерес к этому феномену. Поэтому, читая сочинения древних авторов, переведённые на современный русский язык, можно было понять, что явления в корне различны. Однако отношение к возникновению небесных тел как знамений не изменилось и сохранялось в России и европейских государствах в течение продолжительного времени. Длилось это приблизительно до начала 18 века, когда возникли первые сочинения, где было отрицание «необыкновенной» природы комет.

Впервые ценные научные знания о данном явлении освоили европейские учёные. Всё это привело к тому, что русские специалисты внесли в ознакомление с ними собственный вклад, и во второй половине 19 века силами астронома Федора Бредихина была создана полноценная теория о природе кометных тел. Также возникли новые версии касательно их происхождения, образования хвостов, уникального разнообразия форм.

Планируются ли новые исследования?

Определить размеры комет, а также их свойства, позволили многочисленные проведённые исследования. Несмотря на их большое количество, работы продолжают вестись до сих пор, и на ближайшее будущее запланированы новые мероприятия.

В качестве наиболее интересного явления, которое позволит изучить орбиты комет поближе и ознакомиться с их особыми уникальными свойствами, выступает миссия под названием «Розетта». Её организатором является космическое агентство из Европы. Процедура запуска автоматической станции приходилась на 2004 год. В 2014 г. случилось достижение аппаратом кометы (в ноябре).

Произошло это в тот момент времени, когда наблюдаемое тело было максимально удалено от Солнца, а его активность оставляла желать лучшего. Устройству «Розетта» довелось наблюдать за развитием активности объекта в течение двухлетнего отрезка времени. Оно сопровождало его как спутник на дистанции от 3 до 300 км относительно ядерной части.

Комета ISON появляется в камере высокого разрешения HI-1 на космическом корабле STEREO-A. Темные «облака», идущие справа, — это усиление плотности солнечного ветра, вызывающее всю рябь в хвосте кометы Энке. Такого рода взаимодействия солнечного ветра дают нам ценную информацию о состоянии солнечного ветра вблизи Солнца.

Это событие стало культовым, поскольку впервые за всю историю исследовательских мероприятий на ядро спустился модуль (посадочный), который наряду с решением прочих задач должен был позаимствовать образцы грунта и осуществить их исследование непосредственно на борту, а затем передать на планету Земля фотоснимки струй. На тот момент времени они как раз вырывались из ядерной части кометы. Несмотря на то, что программа была практически выполнена, справиться с этими задачами аппарату, к сожалению, не удалось.

«Отношения» с Землёй

Комета в космических масштабах имеет незначительную по размерам массу, которая составляет в один миллиард меньше, чем вес Земли. Плотность вещества, из которого состоит хвост, практически и вовсе нулевая. Поэтому рассматриваемые субъекты не оказывают никакого воздействия на планеты СС. В качестве примера стоит рассмотреть «звезду», которая проходила поблизости в мае 1910 года. Это была комета Галлея, которая не оказала никакого воздействия на Землю и не повлияла на движение других космических тел.

Если оценить данную ситуацию с другой стороны, при столкновении крупной кометы с планетой Земля могут происходить серьёзные изменения в атмосфере и магнитосфере. И данная вероятность является достаточно большой. Об этом сообщил учёный из Эстонии по имени Эрнст Эпик. Американские специалисты уверены, что регулярные массовые вымирания, происходившие на планете Земля, возникали именно по причине подобных космических «аварий».

Таким образом, орбиты комет, их размерные характеристики и свойства, несмотря на относительную изученность, продолжают интересовать учёных до сих пор. Связано это с их уникальными свойствами.

Кометы – определение, виды и их характеристики, интересные факты

Характеристика орбит

Кометы движутся по вытянутым траекториям. Орбита комет характеризуется параметрами, которые описывают размер орбиты, ее положение относительно Солнца: перигелийным расстоянием q (минимальным расстоянием от Солнца) и эксцентриситетом е (степенью вытянутости орбиты), периодом обращения кометы Р, большой полуосью орбиты а. Орбита кометы может лежать не в плоскости эклиптики. Поэтому орбита кометы может характеризоваться углом наклона плоскости орбиты кометы i к плоскости эклиптики.

Кометы могут периодически возвращаться к Солнцу. Такие кометы называют периодическими. У периодических комет определены перигелий q (минимальное расстояние от Солнца), афелий Q (максимальное расстояние от Солнца).

Названия комет

Кометы открывают достаточно часто. Названия комет отражают время от открытия. Многие кометы носят названия NEAT , а далее год открытия и цифры. Так называют кометы, открытые в рамках наблюдений по программе NEAT (Near Earth Asteroid Tracking – программа слежения за астероидами, пролетающими вблизи Земли).

Обозначения комет расшифровываются так – C/2004 R 1: 2004 – текущий год , R – буквенное обозначение полумесяца открытия 1- номер кометы в данном полумесяце.

Буква P ставится впереди, если комета периодическая, например P/2004 R 1.

A

U

W

Y

Типы хвостов

Хорошо заметны белый пылевой и синий плазменный хвосты кометы. Типы хвостов комет исследовал русский астроном Ф.А.Бредихин. В конце XIX века от разделил хвосты комет на три типа:

I тип хвостов комет прямой и направлен в сторону от Солнца по радиусу вектору.

II тип хвостов широкий, изогнутый.

III тип хвостов направлен вдоль орбиты кометы. Такие хвосты неширокие.

Довольно редко встречаются кометы, хвосты которых направлены к Солнцу. Это так называемые аномальные хвосты. Под воздействием солнечного ветра пылевые частицы отбрасываются в направлении, противоположном Солнцу, формируя пылевой хвост кометы. Пылевой хвост кометы имеет обычно желтоватый цвет и светится отражённым от Солнца светом.

Плазменный хвост кометы обычно голубоватого цвета. Плазменный хвост кометы образуется из газа, который электризуется под действием ультрафиолетового излучения Солнца – плазмы.

Строение кометы

У каждой кометы несколько различных составных частей:

• Ядро: относительно твердое и стабильное, состоящее в основном изо льда и газа с небольшими добавками пыли и других твердых веществ.
  • Голова (кома): светящаяся газовая оболочка, возникающая под действием электромагнитного и корпускулярного излучения Солнца. Плотное облако водяного пара, углекислого и других нейтральных газов сублимирующих из ядра.
  • Пылевой хвост: состоит из очень мелких частиц пыли уносимых от ядра потоком газа. Эта часть кометы лучше всего видна невооруженным глазом.
  • Плазменный (ионный) хвост: состоит из плазмы (ионизованных газов), интенсивно взаимодействует с солнечным ветром.

Кометы Солнечной системы

Содержание статьи:

1. Понятие
  2. Особенности строения
    • Ядро
    • Кома
    • Хвост

3. Разновидности
  4. Известные кометы
    • Галлея
    • Хейла-Боппа

5. Влияние на жизнедеятельность

Комета — это небесное тело, образовавшееся в Космосе, размеры которого достигают масштаба небольшого населенного пункта. Состав комет (холодные газы, пыль и обломки камней) делает подобное явление поистине уникальным. Хвост кометы оставляет шлейф, который исчисляется миллионами километров. Данное зрелище завораживает своей грандиозностью и оставляет больше вопросов, чем ответов.

Понятие кометы как элемента Солнечной системы

Чтобы разобраться с данным понятием, следует отталкиваться от орбит комет. Немало этих космических тел проходит через Солнечную систему.

Рассмотрим подробно особенности комет:

Кометы — это так называемые снежки, проходящие по своей орбите и имеющие в составе пыльные, скалообразные и газообразные скопления.

Разогревание небесного тела происходит в течение периода приближения к главной звезде Солнечной системы.

У комет отсутствуют спутники, которые характерны для планет.

Системы образований в виде колец также не свойственны для комет.

Размер данных небесных тел определить сложно и порой нереально.

• Кометы не поддерживают жизнь. Впрочем, их состав может служить определенным строительным материалом.
  • Все перечисленное свидетельствует о том, что данное явление изучается. Об этом же говорит наличие двадцати миссий по исследованию объектов. Пока наблюдение ограничивается в основном изучением через сверхмощные телескопы, но перспективы открытий в этой области очень впечатляют.

Особенности строения комет

Описание кометы можно распределить на характеристики ядра, комы и хвостовой части объекта. Это говорит о том, что нельзя назвать изучаемое небесное тело простой конструкцией.

Ядро кометы

Практически вся масса кометы заключена именно в ядре, которое является наиболее сложным объектом для изучения. Причина состоит в том, что ядро скрыто даже от самых мощных телескопов материей светящегося плана.

Существует 3 теории, которые по-разному рассматривают строение ядра комет:

Теория «грязного снежка». Это предположение наиболее распространено и принадлежит американскому ученому Фреду Лоуренсу Уипплу. По данной теории, твердый участок кометы — не что иное, как соединение льда и фрагментов вещества метеоритного состава. По мнению этого специалиста, различают старые кометы и тела более молодой формации. Структура их различна по причине того, что более зрелые небесные тела неоднократно приближались к Солнцу, что подплавило их изначальный состав.

Ядро состоит из пыльного материала. Теория была озвучена в начале 21 столетия благодаря изучению явления американской космической станцией. Данные этой разведки говорят о том, ядро — это пыльный материал очень рыхлого характера с порами, занимающими большинство его поверхности.

• Ядро не может представлять из себя монолитную конструкцию. Далее гипотезы расходятся: подразумевают структуру в виде снежного роя, глыб каменно-ледяного скопления и метеоритного нагромождения вследствие влияния планетарных гравитаций.
  • Все теории имеют право оспариваться или быть поддержанными учеными, практикующимися в этой области. Наука не стоит на месте, поэтому открытия в изучении строения комет еще долго будут ошеломлять своими неожиданными находками.

Кома кометы

Вместе с ядром голову кометы формирует кома, которая представляет из себя туманообразную оболочку светлого цвета. Шлейф такой составляющей кометы тянется на довольно большое расстояние: от ста тысяч до почти полутора миллионов километров от основы объекта.

Можно обозначить три уровня комы, которые выглядят следующим образом:

Внутренняя часть химического, молекулярного и фотохимического состава. Строение ее определяется тем, что в этой области сосредоточены и наиболее активизируются основные изменения, происходящие с кометой. Реакции химического плана, распад и ионизация нейтрально заряженных частиц — все это характеризует процессы, которые протекают во внутренней коме.

Кома радикалов. Состоит из активных по своей химической природе молекул. В данном участке не наблюдается повышенной активности веществ, которая так характерна для комы внутреннего плана. Впрочем, и здесь продолжается процесс распада и возбуждения описываемых молекул в более спокойном и плавном режиме.

• Кома атомного состава. Ее еще называют ультрафиолетовой. Эту область атмосферы кометы наблюдают в водородной линии Лайман-альфа в удаленном ультрафиолетовом спектральном участке.
  • Изучение всех этих уровней важно для более глубинного исследования такого явления, как кометы Солнечной системы.

Хвост кометы

Хвост кометы — это уникальное по своей красоте и эффектности зрелище. Обычно направляется он от Солнца и выглядит в виде газо-пылевого шлейфа вытянутой формы. Четких границ такие хвосты не имеют, и можно сказать, что их цветовая гамма близка к полной прозрачности.

Федор Бредихин предложил классифицировать сверкающие шлейфы по таким подвидам:

Прямолинейные и узкоформатные хвосты. Данные составляющие кометы имеют направление от главной звезды Солнечной системы.

Немного деформированные и широкоформатные хвосты. Эти шлейфы уклоняются от Солнца.

• Короткие и сильно деформированные хвосты. Такое изменение вызвано значительным отклонением от главного светила нашей системы.
  • Можно разграничить хвосты комет и по причине их образования, что выглядит следующим образом:

Пылевой хвост. Отличительной визуальной чертой данного элемента является то, что свечение его имеет характерный красноватый оттенок. Шлейф подобного формата — однородный по своей структуре, протягивается на миллион, а то и десяток миллионов километров. Образовался он за счет многочисленных пылинок, которые энергия Солнца отбросила на дальнее расстояние. Желтый оттенок хвоста объясняется рассеиванием пылинок солнечным светом.

Хвост плазменной структуры. Этот шлейф гораздо обширнее, чем пылевой, потому что протяженность его исчисляется десятками, а порой и сотнями миллионов километров. Комета вступает во взаимодействие с солнечным ветром, от чего и возникает подобное явление. Как известно, солнечные вихревые потоки пронизаны большим количеством полей магнитной природы образования. Они, в свою очередь, сталкиваются с плазмой кометы, что приводит к созданию пары областей с диаметрально различной полярностью. Временами происходит эффектный обрыв этого хвоста и образование нового, что выглядит очень впечатляюще.

• Антихвост. Появляется он по другой схеме. Причина заключается в том, что направляется он в солнечную сторону. Влияние солнечного ветра на подобное явление крайне невелико, потому что в состав шлейфа входят пылевые частицы крупного размера. Наблюдать подобный антихвост реально только при моменте пересечения Землей орбитальной плоскости кометы. Дискообразное образование окружает небесное тело практически со всех сторон.
  • Осталось немало вопросов касаемо такого понятия, как кометный хвост, что дает возможность более углубленно изучать данное небесное тело.

Основные разновидности комет

Виды комет можно разграничить по времени их обращения вокруг Солнца:

Короткопериодические кометы. Время обращения такой кометы не превышает 200 лет. На максимальной отдаленности от Солнца они не имеют хвостов, а только еле уловимую кому. При периодическом приближении к главному светилу шлейф появляется. Зафиксировано более четырехсот подобных комет, среди которых есть короткопериодичные небесные тела с термином обращения вокруг Солнца 3-10 лет.

• Кометы с долгим периодом обращения. Облако Оорта, по мнению ученых, периодически поставляет таких космических гостей. Орбитальный термин данных явлений превышает отметку в двести лет, что делает изучение подобных объектов более проблематичным. Двести пятьдесят таких пришельцев дают основание утверждать, что на самом деле их миллионы. Не все из них настолько приближаются к главной звезде системы, что появляется возможность наблюдать за их деятельностью.
  • Изучение данного вопроса всегда будет привлекать специалистов, которые хотят постичь тайны бесконечного космического пространства.

Самые известные кометы Солнечной системы

Существует большое количество комет, которые проходят через Солнечную систему. Но есть наиболее известные космические тела, о которых стоит поговорить.

Комета Галлея

Комета Галлея стала известна благодаря наблюдениям за ней известного исследователя, в честь которого она и получила свое название. Отнести ее можно к короткопериодическим телам, потому что возвращение ее к главному светилу исчисляется периодом в 75 лет. Стоит отметить изменение этого показателя в сторону параметров, которые колеблются в пределах 74-79 лет. Знаменитость ее заключается в том, что это первое небесное тело такого типа, орбиту которого удалось рассчитать.

Безусловно, некоторые долгопериодические кометы более эффектны, но 1P/Halley реально наблюдать даже невооруженным глазом. Этот фактор делает подобное явление уникальным и популярным. Практически тридцать зафиксированных появлений этой кометы порадовали сторонних наблюдателей. Периодичность их напрямую зависит от гравитационного влияния крупных планет на жизнедеятельность описанного объекта.

Скорость кометы Галлея по отношению к нашей планете поражает, потому что превышает все показатели деятельности небесных тел Солнечной системы. Сближение земной орбитальной системы с орбитой кометы можно наблюдать в двух точках. Это приводит к двум пыльным образованиям, которые в свою очередь формируют метеоритные потоки под названием Аквариды и Ореаниды.

Если рассматривать структуру подобного тела, то она мало чем отличается от других комет. При приближении к Солнцу наблюдается образование сверкающего шлейфа. Ядро кометы относительно мало, что может свидетельствовать о груде обломков в виде строительного материала для основы объекта.

Насладиться необыкновенным зрелищем прохождения кометы Галлея можно будет летом 2061 года. Обещается лучшая видимость грандиозного явления по сравнению с более чем скромным визитом в 1986 году.

Комета Хейла-Боппа

Это достаточно новое открытие, которое было сделано в июле 1995 года. Два исследователя Космоса обнаружили эту комету. Причем, эти ученые вели отдельные друг от друга поиски. Существует множество разных мнений касательно описываемого тела, но специалисты сходятся на версии, что оно является одной из самых ярких комет прошлого столетия.

Феноменальность данного открытия заключается в том, что в конце 90-х годов комету наблюдали без специальных аппаратов в течение десяти месяцев, что само по себе не может не удивлять.

Оболочка твердого ядра небесного тела довольно неоднородна. Обледеневшие участки не перемешанных газов соединены с углеродной окисью и прочими природными элементами. Обнаружение минералов, которые характерны для структуры земной коры, и некоторые метеоритные образования лишний раз подтверждают, что комета Хейла-Бопа возникла в пределах нашей системы.

Влияние комет на жизнедеятельность планеты Земля

Существует много гипотез и предположений относительно этой взаимосвязи. Есть некоторые сравнения, которые носят сенсационный характер.

Исландский вулкан Эйяфьятлайокудль начал свою активную и разрушительную двухгодичную деятельность, которая удивила многих ученых того времени. Случилось это практически сразу после того, как знаменитый император Бонапарт увидел комету. Возможно, это совпадение, но есть и другие факторы, которые заставляют задуматься.

Ранее описываемая комета Галлея странно повлияла на активность таких вулканов, как Руис (Колумбия), Тааль (Филиппины), Катмай (Аляска). Свое воздействие от этой кометы почувствовали люди, проживающие рядом с вулканом Коссуин (Никарагуа), который начал одну из самых разрушительных деятельностей тысячелетия.

Комета Энке стала причиной мощнейшего извержения вулкана Кракатау. Все это может зависеть от солнечной активности и деятельности комет, которые провоцируют при своем приближении к нашей планете некоторые ядерные реакции.

Падение комет является довольно редким. Однако некоторые специалисты считают, что Тунгусский метеорит относится как раз к подобным телам. В качестве аргументов они приводят такие факты:

За пару дней до катастрофы наблюдалось появление зорь, которые своей пестротой свидетельствовали об аномальности.

Возникновение такого явления, как белые ночи, в несвойственных для него местах сразу после падения небесного тела.

• Отсутствие такого показателя метеоритности, как наличие твердого вещества данной конфигурации.
  • Сегодня нет вероятности повторения подобного столкновения, но не стоит забывать, что кометы — это объекты, траектория которых может измениться.

Как выглядит комета — смотрите на видео: