«Донельзя» − как ставить ударение в слове?

ДОНЕЛЬЗЯ

В сумерки сырые

Пред тем обегав двадцать мест,

Я проклял жизнь и мостовые,

Однако сутки на вторые,

И помню, в самый день торжеств,

Пошел, взволнованный доне́льзя,

К театру с пропуском в оркестр.

Б.Л. Пастернак, Высокая болезнь

Было всяких вывертов

Больше чем доне́льзя

Ноги в джинсах вытертых

Вытянул как рельсы.

В. Корнилов, Платформа 126-го км

Смотреть что такое ДОНЕЛЬЗЯ в других словарях:

ДОНЕЛЬЗЯ

ДОНЕЛЬЗЯ, нареч. (книжн). Как нельзя более, до крайней степени. Д.устал.

ДОНЕЛЬЗЯ

донельзя нареч. разг. До предела возможного.

ДОНЕЛЬЗЯ

донельзя нареч. разг. (с прил.)to the utmost, in the extreme; as . as can be он устал, голоден донельзя — he is as tired, hungry as can be он донельз. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

донельзя См. очень. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. донельзя безбожно, ужасно, беспредельно, чудовищно, очень, до ужаса, до безумия, адски, до черта, сильно, исключительно, отчаянно, до чертиков, чертовски, зверски, по-черному, жутко, безмерно, безумно, страшно, бешено, дико, сил нет до чего, невозможно, еще как, дьявольски, ну очень, до жути, невероятно, сил нет как Словарь русских синонимов. донельзя см. очень Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. донельзя нареч, кол-во синонимов: 32 • адски (30) • безбожно (27) • безмерно (43) • безумно (50) • беспредельно (40) • бешено (45) • в высшей степени (40) • дико (71) • до безумия (25) • до жути (25) • до предела возможного (1) • до ужаса (25) • до черта (83) • до чертиков (73) • дьявольски (47) • еще как (24) • жутко (52) • зверски (55) • исключительно (137) • невероятно (94) • невозможно (83) • ну очень (9) • отчаянно (46) • очень (192) • по-черному (34) • сил нет до чего (23) • сил нет как (28) • сильно (190) • страшно (99) • ужасно (78) • чертовски (57) • чудовищно (40) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до безумия, до жути, до предела возможного, до ужаса, до черта, до чертиков, дьявольски, еще как, жутко, зверски, исключительно, невероятно, невозможно, ну очень, отчаянно, очень, по-черному, сил нет до чего, сил нет как, сильно, страшно, ужасно, чертовски, чудовищно. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

нареч. разг.Как нельзя более, до крайнего предела.[Доктор] к подобным экскурсиям привык донельзя. Тургенев, Вешние воды. [Калачник] был почти на голову. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

доне/льзя, нареч., устар. Донельзя устал.Синонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до безумия, до ж. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

1) Орфографическая запись слова: донельзя2) Ударение в слове: дон`ельзя3) Деление слова на слоги (перенос слова): донельзя4) Фонетическая транскрипция . смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

разг.万分 wànfēn, 极[端] jí[duān]он донельзя устал – 他疲乏极了Синонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до б. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

разг.au dernier point, au possible; à l’extrême, outre mesureСинонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дик. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

bis zum äußersten, bis aufs äußerste, über alle MaßenСинонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до бе. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

нар. книжн. all’inverosimile, estremamente, senza limite донельзя устал — stanco morto Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до безумия, до жути, до предела возможного, до ужаса, до черта, до чертиков, дьявольски, еще как, жутко, зверски, исключительно, невероятно, невозможно, ну очень, отчаянно, очень, по-черному, сил нет до чего, сил нет как, сильно, страшно, ужасно, чертовски, чудовищно. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

доне́льзя, нареч.Синонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до безумия, до жути, до предела возможног. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

донельзя bis zum äußersten, bis aufs äußerste, über alle MaßenСинонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, ди. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

разг.son dereceСинонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до безумия, до жути, до предела возможного. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

дон’ельзяСинонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до безумия, до жути, до предела возможного, до уж. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

нареч.Синонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до безумия, до жути, до предела возможного, до ужаса. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

донельзяСинонимы: адски, безбожно, безмерно, безумно, беспредельно, бешено, в высшей степени, дико, до безумия, до жути, до предела возможного, до ужа. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

приставка – ДО; корень – НЕЛЬЗЯ; Основа слова: ДОНЕЛЬЗЯВычисленный способ образования слова: Приставочный или префиксальный¬ – ДО; ∩ – НЕЛЬЗЯ; Слово До. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

донельзя безбожно, ужасно, беспредельно, чудовищно, очень, до ужаса, до безумия, адски, до черта, сильно, исключительно, отчаянно, до чертиков, чертовски, зверски, по-черному, жутко, безмерно, безумно, страшно, бешено, дико, сил нет до чего, невозможно, еще как, дьявольски, ну очень, до жути, невероятно, сил нет как

ДОНЕЛЬЗЯ

нареч. разг.al extremo, hasta más no poderон донельзя упрям — él es terco hasta más no poder

ДОНЕЛЬЗЯ

Przysłówek донельзя Potoczny do niemożliwości

ДОНЕЛЬЗЯ

Ударение в слове: дон`ельзяУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: дон`ельзя

ДОНЕЛЬЗЯ

Лен Лед Зоя Зонд Золя Золь Зло Лень Леня Леон Зея Зенд Лодзь Зело Лье Енол Ельня Ель Донья Донельзя Дон Ляд Лян Нед Недоля Доля Доле Нель Нло Озен Ден Дельно Дез Язь Язон Оля Олень Дея Дно Олдь Дол Ноль Нея. смотреть

ДОНЕЛЬЗЯ

разг. au dernier point, au possible; à l’extrême, outre mesure

ДОНЕЛЬЗЯ

донельзя = разг. to the utmost, utterly, as can be; он донельзя устал he was tired as could be; он донельзя упрям he is obstinate in the extreme.

ДОНЕЛЬЗЯ

ДОНЕЛЬЗЯ нареч. до крайней, последней возможности: на сколько можно, до чего можно. Он глуп донельзя. Полезай донельзя!

ДОНЕЛЬЗЯ

ДОНЕЛЬЗЯ нареч. (разг.). До последнего предела, как нельзя более, крайне. Он донельзя упрям. Наелся донельзя.

ДОНЕЛЬЗЯ

донельзя, дон′ельзя, нареч. (книжн.). Как нельзя более, до крайней степени. Д. устал.

ДОНЕЛЬЗЯ

нареч. разг. мейлінше, шамадан тыс;- он донельзя упрям ол мейлінше қасарғыш, қырсық, тоң мойын

ДОНЕЛЬЗЯ

донельзянареч στό ἐπακρο<ν>: я устал

κατακουράστηκα, εἶμαι τσακισμένος ἀπό τήν κούραση.

Как правильно поставить ударение в слове донельзя

Правильное ударение в слове “ДОНЕЛЬЗЯ”

Содержание: ударение в слове “ДОНЕЛЬЗЯ”

Наречие “донельзя” означает крайную степень, до предела возможного.

Это неизменяемое наречие образовано при помощи приставки “до-“ и корня “-нельзя” .

В связи с этим в разговорной речи данное слово часто употребляется с ударной гласной “я” в корне слова, как в слове “нельз я́ “:

Но является ли это произношение правильным?

Давайте разделим слово на фонетические слоги, чтобы разобраться, на какой из них следует ставить ударение:

В слове, как мы видим, 3 слога, 8 букв и 7 звуков.

Как правильно – “дон Е льзя”, “д О нельзя” или “донельз Я “?

Итак, на какой же слог падает ударение согласно литературному русскому языку?

В разговорной речи можно услышать три варианта произношения анализируемого наречия:

  • “дон е́ льзя”, где ударение падает на букву “е” второго слога,
  • “д о́ нельзя”, где ударение падает на букву “о” первого слога,
  • “донельз я́ “, где ударение падает на букву “я” третьего слога.

Несмотря на то, что это слово образовано от слова “нельз я́ “ ударение ставится на букву “е” второго слога, согласно орфоэпической норме русского языка:

Отметим, что слово “донельзя” в классической литературе можно встретить с ударением на букву “о” первого слога.

Примеры для закрепления:

  • Я приняла это серьезное решение, будучи дон е́ льзя раздраженной.
  • Он был дон е́ льзя стеснительным парнишкой, когда пошел в первый класс.
  • Каждый раз сумма чека из продуктового магазина шокирует меня дон е́ льзя.
  • Она была дон е́ льзя привлекательной и улыбка не сходила с ее лица.
  • Его глаза были прекрасны, но дон е́ льзя лживые.

Как правильно ставить ударение в слове «донельзя»

Содержание статьи

  • Как правильно ставить ударение в слове «донельзя»
  • Как правильно ставить ударение в слове «маркетинг»
  • Как поставить ударение над буквой

На какой слог падает ударение в слове «донельзя»

В соответствии с акцентологическими нормами языка ударение в слове «донельзя» должно падать на второй слог – «донЕльзя». Это единственный вариант произношения этого наречия, считающийся правильным – и он указан во всех словарях современного русского языка.

Вариант «дОнельзя» с ударением на первом слоге, который порой можно встретить, к примеру, в классической русской поэзии, сейчас считается устаревшим. Этот вариант с соответствующей пометой приводится, к примеру, в «Словаре трудностей произношения и ударения» Горбачевича или орфоэпическом словаре Резниченко. Поэтому ударение «дОнельзя» можно использовать лишь для создания «аромата эпохи» – к примеру, в театральных спектаклях для подчеркивания архаичности речи персонажей. Во всех прочих случаях надо ставить ударение на второй слог.

«Донельзя» с ударением на гласную «Я» в последнем слоге – безусловная ошибка. В словаре Резниченко особо подчеркивается, что такое произнесение этого слова является неправильным.

Как запомнить правильное ударение «донЕльзя»

Запомнить, что правильное ударение в слове «донельзя» падает на второй слог можно, обратившись к значению этого слова. Это наречие используется в значении «до предела», «безмерно», «до последней степени», «сверх меры»:

  • забить багажник донельзя – забить багажник до предела,
  • донельзя разозлить – безмерно разозлить,
  • он был донельзя взволнован – он был взволнован сверх меры,
  • донельзя раздосадован – раздосадован до последней степени.
  • Практически во всех случаях, когда употребляется слово «донельзя», его можно заменить на «безмерно», «чрезмерно», «сверх меры» или «беспредельно». Во всех этих словах ударение ставится на «Е». И, если запомнить одно из этих слов или выражений и «подставлять» его в качестве синонима – запомнить, что в слове «донельзя» ударение также падает на тгласную «Е», будет проще.

    «Донельзя» в литературной речи

    Обратите внимание, что, несмотря на то, что наречие «донельзя» входит в «Акцентологический минимум» ЕГЭ по русскому языку, оно не является строго литературным.

    Употребление слова «донельзя» свойственно разговорной речи, и соответствующую помету можно встретить, к примеру, в толковых словарях Ушакова или Ефремовой. Поэтому, даже если ударение в слове «донельзя» поставлено верно, использование его будет неуместным в официально-деловом стиле или других ситуациях, требующих строго литературной речи,

    Как правильно пишется, ударение в слове «донельзя»

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

    В каком смысле употребляется прилагательное хороший в отрывке: Рукастый был прадед и с очень хорошим вкусом.

    Синонимы к слову «донельзя»

    Предложения со словом «донельзя»

    • Вот именно тогда, будучи донельзя раздражённым, я принял собственное решение.
    • А монолог донельзя довольной тётушки продолжался после этого безостановочно.
    • Кот отозвался; судя по силе и интонации ответа, он был возбуждён донельзя.
    • (все предложения)

    Цитаты из русской классики со словом «донельзя»

    • «Да скоро ли кончится этот путь?» — говорили мы, донельзя утомленные жаром.

    Значение слова «донельзя»

    ДОНЕ́ЛЬЗЯ, нареч. Разг. Как нельзя более, до крайнего предела. [Доктор] к подобным экскурсиям привык донельзя. Тургенев, Вешние воды. [Калачник] был почти на голову выше толпы, — в картузе на ухо и донельзя рваном пиджаке внакидку. Скиталец, Сквозь строй. (Малый академический словарь, МАС)

    Отправить комментарий

    Дополнительно

    Значение слова «донельзя»

    ДОНЕ́ЛЬЗЯ, нареч. Разг. Как нельзя более, до крайнего предела. [Доктор] к подобным экскурсиям привык донельзя. Тургенев, Вешние воды. [Калачник] был почти на голову выше толпы, — в картузе на ухо и донельзя рваном пиджаке внакидку. Скиталец, Сквозь строй.

    Предложения со словом «донельзя»:

    Вот именно тогда, будучи донельзя раздражённым, я принял собственное решение.

    А монолог донельзя довольной тётушки продолжался после этого безостановочно.

    Кот отозвался; судя по силе и интонации ответа, он был возбуждён донельзя.

    Синонимы к слову «донельзя»
    Морфология

    Карта слов и выражений русского языка

    Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

    Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

    Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

    Как правильно ставить ударение дОнельзя или донЕльзя?

    Согласно акцентологической норме русского языка наречие донельзя правильно произнесем с ударным вторым слогом: до-нель-зя. Произношение этого слова с ударным первым слогом «донельзя» устарело, а вариант произношения «донельзя» с ударным последним слогом является просторечным, то есть за границей нормы русского литературного языка.

    Правильный вариант произношения этого слова — донЕльзя, то есть ударным будет второй слог. И не смотря на то что очень многие в речи испозуют вариант с первым ударным слогом — это неверно, говорить «дОнельзя» по современным правилам нашего языка неправильно.

    Согласно правилам орфоэпии (произношения) современного русского языка, правильное ударение в этом слове должно падать на второй слог: донЕльзя. Раньше также допускалось ударение на первый слог: дОнельзя — в настоящее время этот вариант произношения является устаревшим и встречается только в театральных постановках по произведениям прошлых веков. Вариант ужарения на последний слог является неверным, ошибочным, хотя, некоторые так тоже говорят.

    Правильно произносить следует так: донЕльзя, то есть с ударением на второй слог. дОнельзя — это разговорный вариант, который не является нормой. Напомню, что это наречие, и оно пишется слитно, в одно слово.

    В соответствии с правилами русского языка, правилами ударения в слове «донельзя» нужно ставить ударение на второй слог — донЕльзя. Я раньше тоже произносила неправильно, но вопреки всему ставила ударение на последний слог.

    Разговорная речь порой берет абсолютно неправильные ненормированные ударения, что создает ошибки, которые режут слух. Так и в случае с наречием меры и степени ДОНЕЛЬЗЯ. Люди путают его со словом нельзЯ и ставят ударение на последнем слоге, однако это разные слова, и ударение у них разное. Еще более грубой ошибкой является произношение дОнельзя.

    Орфоэпические словари говорят нам, что в слове «донельзя» ударение ставится на второй слог, на гласную «е» — «донЕльзя». Правда, очень часто это слово произносится с ошибкой, ударение ставят на первый слог, на гласную «о» — «дОнельзя». Запомните — такое произношение в современном русском языке считается ошибочным. Правильно — донЕльзя.

    Как правильно поставить ударение в слове: простые правила грамотной речи

    Как правильно ставить ударение в словах? Таким вопросом, так или иначе, задается хоть иногда каждый из нас. Какие слова мы употребляем, насколько правильно произносим ударение — все это определяет грамотность нашей речи. А грамотная речь — дело чести любого уважающего себя человека.

    О том, что это такое и есть ли какие-то правила постановки ударения в русском языке, мы и поговорим.

    Немного теории

    Каждое слово имеет свой ударный слог, который произносится с несколько большей силой, чем все остальные. Это и есть ударение.

    Примечательно, что в японском языке акцент на слоге делают с помощью высоты тона, в латинском — продолжительностью гласного звука, а русский, французский, английский используют ударную силу.

    А вот четких правил относительно того, куда ставить ударение в слове, — нет, потому что в русском языке оно свободное.

    Вот что говорит по этому поводу главный редактор сайта “Грамота.ру” В. Пахомов:

    Правила и исключения из правил

    Но правила с многочисленными исключениями относительно того, как ставится ударение, все же есть. Они применяются для разных частей речи, и для каждой из них они свои.

    Для глаголов

    • ударный последний слог в произношении некоторых глаголов женского рода в прошедшем времени: звалА, ждалА и др.; за исключением глаголов
    • некоторые приставочные глаголы имеют акцент в начале слова: Отдал, дОжил, прИбыл и др.; причем допустимо, но нежелательно, говорить отдАл, дожИл, и недопустимо — прибЫл;
    • большая группа глаголов спрягается с ударением на последнем слоге: влачИть — влачИшь, влачИт, влачИм, влачАт;
    • глаголы от прилагательных имеют ударный последний слог,
    • если глагол возвратный имеет мужской род и прошедшее время, то акцент — в конце слова: началсЯ, удалсЯ.

    Для существительных

    • если слово пришло к нам из иностранного языка, это не значит, что оно сохранит свое ударное произношение: например, оно изменилось в слове ноутбУк, а не нОутбук, и осталось, как есть, в словах жалюзИ, бульОн, шампиньОн и др.;
    • в существительных, имеющих в своем составе слово “метр”, подчеркивается именно оно: киломЕтр, миллимЕтр;
    • корень ”лог” в словах — ударный; исключение — анАлог и слова, которые обозначают род занятий, например, палеонтОлог;
    • в существительных со словом “провод” в значении “транспортировать” подчеркивается “вОд”: водопровОд, нефтепровОд; исключение — электропрОвод, электропрИвод;
    • отглагольные существительные сохраняют акцент: обеспЕчение — обеспЕчить.

    Для прилагательных

    • некоторые прилагательные созвучны с существительными, от которых произошли: слИвовый — слИва;
    • в некоторых случаях, в краткой и сравнительной форме акцент делается на окончании: стрОйный — стройнА — стройнЕе;
    • если же в начальной форме ударная середина слова, то и в сравнительной форме она не меняется: красИва — красИвее.

    Для причастий

    • слова с акцентом на окончании: снятА, запертА, занятА;
    • причастия с первым ударным слогом: мОлотый от глагола молОть , зАгнутый от глагола загнУть.

    Для наречий

    Для деепричастий

    • ударные глагольные слоги сохраняются: поднЯть — поднЯв, воздАть — воздАв.

    Особенности постановки ударения в русском языке

    В некоторых словах ударные слоги меняются с течением времени в связи с языковыми изменениями. Если раньше говорили варИт, катИт, дарИт, то сегодня такое произношение режет слух. Мы правильно ставим ударение в словах и говорим вАрит, кАтит, дАрит.

    К этой же категории относится слово звонИт, с правильным произношением которого много путаницы. Вполне вероятно, что со временем мы станем говорить звОнит, хотя сегодня такое произношение считается неправильным, но в разговорной речи допускается.

    Чтобы какой-либо вариант постановки ударения в слове стал допустимым, он должен употребляться большинством образованных людей.

    А где ставить ударение в слове средства? Знаете?

    В словах “средство” и “средства”, будь то средства производства, финансы или средства массовой информации, ударное всегда Е. Это правило без исключений.

    Надо отметить, что в некоторых словах свободное ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Например, вЕдение — ведЕние, Отзыв — отзЫв.

    Еще оно бывает подвижным, если меняется при изменении формы слова, например, клык, клыкА, клыкИ.

    И бывает неподвижным, когда не зависит от этого, например, закУпорить, закУпорил.

    В русском языке есть слова, в отношении которых допустимо разное произношение:

    Что делать и как запомнить

    Как же быть, когда нет единых правил, а вам не хочется повторять неправильные, с прочно укоренившимися ошибками, слова?

    1. Можно обратиться к орфографическому и орфоэпическому словарям.
    2. Можно повесить на видном месте памятку с трудными словами, чтобы задействовать свою зрительную память и запомнить, как правильно поставить ударение в слове.
    3. Можно многократно повторять вслух слова или выучить стишки вроде этих:
    4. Если для вас русский язык неродной, то помимо вышеперечисленных способов можно посоветовать активно включаться в живое общение. Понятно, что задача овладеть великим и могучим не из легких, но “дорогу осилит идущий”.

    Ну, а теперь давайте попробуем пройти тест — поставь правильно ударение в словах:

    Заключение

    Давайте работать над своей речью. Пусть родной язык звучит свободно и красиво!

    Как правильно ставить ударение дОнельзя или донЕльзя?

    Слово донельзя не так уж и часто употребляется в речи обычными людьми, поэтому и возникают трудности при произношении данного слова, особенно учитывая тот факт, что данного слово может встретиться в КИМах ЕГЭ по русскому языку.

    В словаре указано, что правильно говорить донЕльзя, ставя ударение на второй слог.

    Согласно акцентологической норме русского языка наречие донельзя правильно произнесем с ударным вторым слогом:

    до-нель-зя.

    Произношение этого слова с ударным первым слогом “донельзя” устарело, а вариант произношения “донельзя” с ударным последним слогом является просторечным, то есть за границей нормы русского литературного языка.

    Согласно правилам орфоэпии (произношения) современного русского языка, правильное ударение в этом слове должно падать на второй слог: донЕльзя. Раньше также допускалось ударение на первый слог: дОнельзя – в настоящее время этот вариант произношения является устаревшим и встречается только в театральных постановках по произведениям прошлых веков. Вариант ужарения на последний слог является неверным, ошибочным, хотя, некоторые так тоже говорят.

    Правильный вариант произношения этого слова – донЕльзя, то есть ударным будет второй слог. И не смотря на то что очень многие в речи испозуют вариант с первым ударным слогом – это неверно, говорить “дОнельзя” по современным правилам нашего языка неправильно.

    В соответствии с правилами русского языка, правилами ударения в слове “донельзя” нужно ставить ударение на второй слог – донЕльзя. Я раньше тоже произносила неправильно, но вопреки всему ставила ударение на последний слог.

    Правильно произносить следует так: донЕльзя, то есть с ударением на второй слог. дОнельзя – это разговорный вариант, который не является нормой.

    Напомню, что это наречие, и оно пишется слитно, в одно слово.

    Орфоэпические словари говорят нам, что в слове “донельзя” ударение ставится на второй слог, на гласную “е” – “донЕльзя”.

    Правда, очень часто это слово произносится с ошибкой, ударение ставят на первый слог, на гласную “о” – “дОнельзя”. Запомните – такое произношение в современном русском языке считается ошибочным.

    Правильно – донЕльзя.

    Разговорная речь порой берет абсолютно неправильные ненормированные ударения, что создает ошибки, которые режут слух. Так и в случае с наречием меры и степени ДОНЕЛЬЗЯ. Люди путают его со словом нельзЯ и ставят ударение на последнем слоге, однако это разные слова, и ударение у них разное. Еще более грубой ошибкой является произношение дОнельзя.

    Я бы не рекомендовала использовать это слово в деловых и официальных документах, ибо во многих словарях отмечается, что слово “донельзя” – чисто разговорное.

    Тем не менее, не помешало бы знать, как произносить это слово правильно.

    Наречие – коварная часть речи, не всегда алгоритм одинаков.

    Так, например, ударение в наречиях с приставкой “до” может падать на:

    • собственно, саму приставку (дОсуха, дОверху);
    • на корень (сюда нужно отнести, как раз-таки, наше слово донЕльзя);
    • на суффикс (добелА, докраснА).

    Правильным вариантом постановки ударения в слове донельзя будет тот, когда ударным окажется второй слог, то есть букваЕ. В других случаях школьный учитель это посчитает ошибкой.

    Хотя в обычном разговоре встречаются все три варианта: дОнельзя, донЕльзя, донельзЯ.

    От существительного ХОР формы множественного числа в современном языке русском (литературном) имеют ударение

    как на корне, так и на окончании: оба варианта равноправны, причем во всех падежных формах.

    Заглянула я в словарь-справочник по современному произношению и ударению в русском языке, который указывает на допустимость употребления (как литературной нормы) той и другой формы этого слова в числе множественном.

    Одинаково правильно говорить “самодеятельные хОры” и “самодятельные хорЫ”,

    “в конкурсе участвовало несколько хОров” или “много хорОв”. Слово хор обозначает “группу, коллектив поющих”, также оно может иметь значение “музыкального произведения для хорового исполнения”.

    И в значениях таких слово хор во всех падежных формах числа множественного может употребляться с двояким ударением.

    Однако слово хоры имеет и еще одно значение — специальное. Так называются а) галерея в помещении церковном, на которой стояли и пели музыканты, размещался хор, а также б) балкон парадного зала в верхне части.

    У Пушкина есть строчки (“Евгений Онегин”):

    Ударение в слове с таким значением одно-единственное считается правильным — на первый слог.

    На юге России настил из досок под самым потолком, между печью и стеной, тоже называют хОры, а никак не с другим ударением. Это областной русский говор.

    Именно в таком значении русские писатели употребляли это слово в своих произведениях.

    ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «ДОНЕЛЬЗЯ»

    В слове дон е́ льзя:
    1. 3 слога (до-н е́ ль-зя);
    2. ударение падает на 2-й слог: дон е́ льзя

    • 1-ый вариант

    1) Транскрипция слова «дон е́ льзя»: [дʌн❜ э́ л❜з❜ъ].

    БУКВА/
    [ЗВУК]
    ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
    д[д]согл., твёрд. (парн.) , звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
    о[ʌ]гласн., безударный ; ниже см. § 32.
    н[н❜]согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [н] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
    е[ э́ ]гласн., ударный ; ниже см. § 27.
    л[л❜]согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. (. ). Ниже см. § 66, абз. 1, 3 (примеры).
    ь[ ]нет звука
    з[з❜]согл., мягк. (парн.), звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
    я[ъ]гласн., безударный ; ниже см. § 53.

    8 букв, 7 звуков

    ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

    § 27. Буква е (в тех случаях, когда над ней невозможна постановка двух точек) обозначает ударяемый гласный [э] после согласных. Согласные (кроме [ш], [ж], [ц]) перед [э] в исконно русских словах, а также в значительной части заимствованных слов произносятся мягко, например: пел, б е́ лый, в е́ ра, мел, с е́ рый, з е́ ркало, д е́ ло, т е́ сно, кедр, г е́ тры, нерв, т е́ рмин, муз е́ й, инсп е́ ктор, м е́ дик — в них произносятся сочетания: [п ❜ э], [б ❜ э́ ], [в ❜ э́ ], [м ❜ э], [с ❜ э́ ], [з ❜ э́ ], [д ❜ э́ ], [т ❜ э́ ], [к ❜ э], [г ❜ э́ ], [н ❜ э], [т ❜ э́ ], [з ❜ э́ ], [п ❜ э́ ], [м ❜ э́ ] 2 .

    Согласные [ш], [ж] и [ц] перед гласным [э] (пишется буква е) произносятся твердо, как и в других положениях. Ср. шест, жест, ц е́ нный (произносится [шэ], [жэ], [ц э́ ]).

    § 32. В 1-м предударном слоге после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у], и в начале слова, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [а]. Гласный [а] в этом положении на письме обозначается буквой я или о.

    Таким образом, на месте букв а и о гласный [а] произносится: 1) после твердых согласных: а) сад ы́ , дар ы́ , мал а́ , паш у́ , стар и́ к, трав а́ ; шал у́ н, шал а́ ш, жар и́ , жарк о́ е, цар и́ зм, цар а́ пать; б) вод а́ (произносится [вад а́ ]), ног а́ (произносится [наг а́ ]), гроз а́ (произносится [граз а́ ]), пол я́ (произносится [пал ❜ а́ ]), мор я́ (произносится [мар ❜ а́ ]), стол ы́ (произносится [стал ы́ ]), плод ы́ (произносится [плад ы́ ]), прош у́ (произносится [праш у́ ]), пошёл (произносится [паш о́ л]), шофёр (произносится [шаф ❜ о́ р), жонглёр (произносится [жангл ❜ о́ р]); 2) в начале слова: а) апт е́ ка, арм я́ к, арш и́ н, акк о́ рд, амб а́ р; б) окн о́ (произносится [акн о́ ]), од и́ н (произносится [ад и́ н]), ог у́ рчик (произносится [аг у́ рчик]), ос и́ ны (произносится [ас и́ ны]), од е́ ть (произносится [ад е́ т ❜ ]).

    Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята. Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛд а́ ] (вод а́ ). В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.

    Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята. Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛд а́ ] (вод а́ ). В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.

    § 53. На месте буквы я (и буквы а после [ч] и [щ]) в безударных окончаниях произносится гласный [ъ]: ср. к а́ пля, д ы́ ня (произносится [к а́ пл ❜ ъ], [б ы́ н ❜ ъ]); м о́ ря, пол я́ , о́ куня, пл а́ ча — род. п. ед. ч. (произносится [м о́ р ❜ ъ], [п о́ л ❜ ъ], [ о́ кун ❜ ъ], [пл а́ чъ]); п е́ рья, ст у́ лья, с у́ чья – им. п, мн. ч. (произносится [п е́ р ❜ йъ], [ст у́ л ❜ йъ], [с у́ чйъ]), к а́ плям, к а́ плями, к а́ плях (произносится [к а́ пл ❜ ъм], [к а́ пл ❜ ъми], [к а́ пл ❜ ъх]); р о́ щам, р о́ щами, р о́ щах (произносится [р о́ щъм], [р о́ щъми], [р о́ щъх]); и́ мя, вр е́ мя, пл а́ мя, стр е́ мя (произносится [ и́ м ❜ ъ], [вр е́ м ❜ ъ], [пл а́ м ❜ ъ], [стр е́ м ❜ ъ]); в и́ дя, зн а́ я, пл а́ ча (произносится [в и́ д ❜ ъ], [зн а́ йъ], [пл а́ чъ]); зл а́ я, друг а́ я (произносится [зл а́ йъ], [друг а́ йъ]); ст а́ рая, д о́ брая (произносится [ст а́ ръъйъ], [д о́ бръйъ]); бар а́ нья, пт и́ чья, вр а́ жья (произносится [б а́ ран ❜ йъ], [пт и́ чйъ], [вр а́ жйъ]); сег о́ дня (произносится [сив о́ д ❜ н ❜ ъ]).

    § 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).

    Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м ❜ ал]); буква ё (в отличие от о) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м ❜ ол]); буква ю (в отличие от у) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т ❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы: буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игр а́ , изб а́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, нос и́ и нос ы́ .

    Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).

    1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

    «Донельзя» − как ставить ударение в слове?

    ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ (постановка ударения) проверяются в задании 4.

    От учащихся требуется выписать одно из четырёх слов, в котором неверно выделено ударение — ударная гласная обозначена большой буквой. В ответ вписывается слово без изменений, без выделений большими буквами. Обратите внимание на букву Ё: если слово с ошибкой содержало эту букву, её нужно писать и в ответе. Например, из четырёх слов:

    первое имеет неверно выделенное ударение. Выписываем это слово в ответ без изменения, с буквой Ё. Обращаем внимание на то, что вопрос о возможном написании Е вместо Ё решается просто: перед каждым экзаменуемым на экзамене будет бланк, в котором указаны ВСЕ разрешённые буквы и знаки. На данный момент времени в образцах бланках буква Ё есть.

    Для тренировки в отработке навыка постановки ударения РЕШУЕГЭ предлагает как слова из Орфоэпического минимума ФИПИ (2019 год), так и слова, не вошедшие или вышедшие из него.

    В задания с повышенным уровнем сложности наряду со словами с явно ошибочным ударением включены слова, имеющие два варианта ударения.

    Орфоэпический словник ФИПИ 2019

    Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

    Отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность.Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись — на первом слоге; фонарь, подполье — на втором; ураган, орфоэпия — на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других — меняет своё место (сравните: тОнна — тОнны и стенА — стЕну — стЕнам и стенАм). Последний пример демонстрирует подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако, — как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, — если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка — мукА, трУсит — трусИт, погрУженный на платформу — погружЁнный в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых).

    Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.

    Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

    Имена существительные

    бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге.

    бОроду, вин.п., только в этой форме ед. ч. ударение на 1-ом слоге

    бухгАлтеров, род. п. мн. ч., неподвижное ударение на 2-ом слоге

    вероисповЕдание, от веру исповЕдать

    диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге

    жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

    знАчимость, от прил. знАчимый

    Иксы, им. п. мн. ч., неподвижн. ударение

    квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

    киломЕтр, в одном ряду со словами

    сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

    кОнусы, кОнусов, неподвиж. ударение на 1-м слоге во всех падежах в ед. и мн. ч.

    крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

    кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь

    лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)

    мЕстностей, род. п. мн. ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй

    мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

    некролОг, см. каталОг

    нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

    нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед. ч. Отрочество, от Отрок — подросток

    партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

    призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на публикацию)

    сирОты, им. п. мн. ч., ударение во всех формах мн. ч. только на 2-ом слоге

    срЕдства, им. п. мн. ч.

    созЫв, см. призЫв

    столЯр, в одном ряду со словами малЯр, доЯр, школЯр…

    шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр…

    Имена прилагательные

    У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные — на окончании.

    Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

    И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый — красИв — красИва — красИво — красИвы; немЫслимый — немЫслим — немЫслима — немЫслимо — немЫслимы и т. п.

    Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях.

    Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода: прАвый — прав —прАво — прАвы — правА; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА; стрОйный — стрОен — стрОйно — стрОйны — стройнА.

    Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

    Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе ее: сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе, живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее, печАльна — печАльнее, протИвна — протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

    Правильное ударение в словах. 500 правильных вариантов!

    Привет Пикабу! Я зарегистрировался на этом сайте 10 минут назад и сразу захотелось поделиться чем-то полезным, чего иногда не хватает под рукой. Поэтому держите: правильное ударение в 500 словах🙂

    Здесь вас ждут как базовые слова, которые каждый из нас использует ежедневно, так и профессиональные, которые чаще встретишь в какой-нибудь брошюре, чем в обиходе.

    бухгАлтеров, род.п. мн.н

    жалюзИ, ср.р.и мн.ч.

    Искра знания и искрА зажигания

    Картинка, чтобы глаза отдохнули от текста

    лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.

    мАркЕтинг (допустимы оба ударения)

    мЕстностей род.п. мн.ч

    стенА. Во множественном – стЕны. В творительном падеже – со стенОй и со стЕнами.

    твОрОг (двойное ударение)

    фенОмен (необычное явление)

    феномЕн (выдающийся человек)

    электропрОвод (провод=проволока – прОвод, а то, что провод=проводит какое-либо вещество – провОд)

    языкОвая колбаса, языковАя система

    Большинство материала взято с этого источника

    Всем спасибо за внимание!

    Зачем с буквой Ё слова? По правилам на нее всегда падает ударение.

    @sarth, не спи, ты – почти нео!))))

    Вас теперь двое.

    Грамотности пост#6 Жареная или жаренная?

    Мускулатура, подмышки и мыши: этимология

    Периодически у почтенной публики возникают вопросы, касающиеся такой интимной части тела, как подмышка.

    Во-первых, слитно или раздельно она пишется?

    Во-вторых, при чём тут вообще мыши?

    Начнём от Адама, то есть с этимологии, и ответим сначала на второй вопрос.

    Слово “мышка” (под которой подмышка) действительно происходит от слова “мышь”. А ещё от слова мышь происходит слово “мышца” (в древнерусском произносилось как “мышица”, а писалось до падения редуцированных “мъшьца”).

    Дело в том, что перекатывающиеся под кожей бугорки когда-то напомнили нашим предкам бегающих зверьков, и их назвали мышками. Соответственно, то, что находилось под мышкой, живущей в плече, назвали “подмышкой”.

    Кстати, слово “мускулы” произошло точно так же. На латыни “мышь” – будет “mus”, а “мышонок”, с уменьшительным суффиксом – “musculus”. Но уже в Древней Греции слово “μῦς” означало и мышь, и мышцу.

    Ну а теперь первый вопрос – как правильно написать? Это зависит от того, какой частью речи является это слово в каждом конкретном случае – существительным или наречием.

    Существительное отвечает на вопрос “что?” и его производные, в этом случае пишем слитно:

    чесать (что?) подмышку

    гладкие (что?) подмышки

    аромат исходит (от чего?) от подмышек

    жмёт (в чём?) в подмышках

    А наречие отвечает на вопросы “где?”, “куда?” и пишется раздельно:

    Правила постановки ударений.

    К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»

    Правила постановки ударений в именах существительных.

    1. Слова иноязычного происхождения , как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
    Поэтому английские заимствования звучат так:
    гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер;
    а французские так:
    гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ.

    2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр, ударение падает на последний слог:
    киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр.

    3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод- :
    бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
    НО: электропрОвод, электропрИвод.

    4. В словах, оканчивающихся на -лог , ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг.

    5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
    (веру) исповЕдать – вероисповЕдание
    обеспЕчить – обеспЕчение.

    6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
    аэропОрт – аэропОрты
    бАнт – бАнты – с бАнтами
    бухгАлтер – бухгАлтеров
    Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
    крАн – крАны
    лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
    тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
    шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.

    7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
    балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть.

    Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

    Правила постановки ударений в именах прилагательных.
    1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
    слИва – слИвовый
    кУхня – кУхонный
    щавЕль – щавЕлевый.

    2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме :
    красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
    немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.

    3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
    прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
    стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.

    4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ-:
    больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
    Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
    красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.

    Правила постановки ударений в глаголах.

    1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
    гулЯть – гулЯл, гулЯла
    прЯтать – прЯтал, прЯтала.

    2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
    брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
    лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
    взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.

    3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
    клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
    Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ- , которая всегда перетягивает ударение:
    лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.

    4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ:
    включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
    вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
    дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
    кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
    По той же схеме спрягаются глаголы:
    звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.

    5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ , ударение НЕ падает на окончание:
    опОшлить – опОшлят
    освЕдомиться – освЕдомишься.

    6. В глаголах, образованных от имён прилагательных , ударение чаще всего падает на -ИТЬ:
    быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
    НО: глагол озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.

    7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
    начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
    принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

    Правила постановки ударений в причастиях.

    1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
    зажИ вш ий, налИ вш ий, посмотрЕ вш ий.

    2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
    изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.

    3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
    занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.

    4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН- , то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
    включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
    довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
    заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
    По той же схеме изменяются причастия:
    наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.

    5. В полных формах причастий с суффиксом -Т- , образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
    полОть – пОло т ый, колОть – кОло т ый, согнУть – сОгну т ый, завернУть – завЁрну т ый.

    Правила постановки ударений в деепричастиях.

    1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
    задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.

    2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
    начА в , отдА в , поднЯ в , прибЫ в , начА вши сь.

    Правила постановки ударений в наречиях.

    1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
    дОверху, дОнизу, дОсуха.
    НО: добелА, донЕльзя.
    2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
    зАгодя, зАтемно, зАсветло.
    НО: завИдовать – завИдно.

    Ссылка на основную публикацию